Игровая методика обучения детей дошкольников. эффективность методики николая зайцева

Игровая методика обучения детей дошкольников. Эффективность методики Николая Зайцева

Сегодня обучить ребенка чтению скорее задача родителей, нежели школы, в которую большинство детей идут уже с некоторым багажом знаний. И умение читать — одно из важнейших.

На данный момент уже существуют и продолжают развиваться различные обучающие методики.

Все большую популярность среди них набирает методика Зайцева Николая Александровича, санкт-петербургского педагога и ведущего специалиста в сфере апробации и разработки образовательных методик на территории Российской Федерации.

Николай Зайцев и его методики

Главные принципы методик этого педагога совпадают с общепринятыми дидактическими принципами современной системы образования, но здесь они соблюдаются неукоснительно. Это:

  1. Соблюдение системности при подаче материала.
  2. Четкие алгоритмы для всех учебных действий.
  3. В обучении задействуются различные аспекты восприятия ребенком информации, и уже в согласии с принципами их работы организуется подача материала по принципу наглядности.
  4. Учтены физиологические особенности восприятия ребенком новой информации.
  5. Учебные материалы и знания преподносятся в соотношении частное-общее, что позволяет ребенку в дальнейшем свободно и самостоятельно выстраивать аналогии.
  6. Конкретно-образный материал находится в непосредственной связи с наглядным и логически-вербальным (словесным) учебным материалом.
  7. Учитывается оздоровительно-профилактический момент процесса обучения.

На данный момент учебные и экспериментальные разработки Зайцев реализует на базе общества с ограниченной ответственностью под одноименным названием «Методики Н. Зайцева». Его образовательные программы рассчитаны на активное участие не только воспитателей и педагогов, но и на родителей, роль которых в обучении ребенка крайне важна.

Основной обучающий материал — это информационное поле, которое фиксируется в виде таблиц и размещается на видном месте перед глазами ребенка, например, на стенах класса.

Методика Николая Зайцева рассчитана не только на индивидуальное обучение, но и на групповые занятия и включает в себя обучение детей всем основным базовым навыкам, таким как чтение, письмо, основы арифметики и математики, иностранные языки.

Дидактические приемы рассчитаны на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Интерактивные формы обучения предполагают быстрое раскрытие потенциала каждого ребенка как при групповом, так и при индивидуальном занятии, что помогает педагогу или воспитателю отследить скорость восприятия детьми информации и выяснить, кто из них нуждается в более пристальном внимании со стороны педагога.

В настоящий момент образовательные программы Николая Александровича Зайцева становятся все более популярны. Они уже переведены на несколько языков. Например, существуют программы на казахском, украинском, белорусском и латышском языках.

Наглядные пособия

Наиболее популярная из методических разработок Н. А. Зайцева — это развивающие кубики. Уже более 20 лет эта находка талантливого педагога пользуется успехом как в детских садах, школах и развивающих центрах, так и у родителей, которые занимаются с ребенком своими силами.

Кубики — это знакомый каждому малышу с детства привычный материал. Дети, как правило, воспринимают его с удовольствием и в качестве развивающего пособия. Используются кубики для обучения ребенка чтению.

Принцип обучения — чтение не по буквам или слогам в том их качестве, в котором они представлены в научной русской грамматике, а по «складам». В основе деления на склады — звучание живой разговорной речи, хорошо знакомой ребенку.

К примеру, буквосочетания делятся на те, из которых легко составлять слова — «гу», «бу», «ме», «сы», «н», «дь». Из них ребенок легко и непринужденно может составлять слова по аналогии с реальным слогоделением по звучанию — «ме-дь», «бу-сы» и т.д.

Николай Александрович Зайцев уверяет, что такая подача информации более близка и понятна детям, и многочисленные положительные отзывы педагогов и родителей подтверждают этот факт.

В свое время идею подобной методики излагал еще Лев Николаевич Толстой, который, как известно, тоже был талантливым педагогом и даже основал собственную школу в Ясной Поляне, где обучал грамоте крестьянских ребятишек.

Обучение при помощи кубиков реализует также один из основополагающих принципов всей обучающей деятельности исследователя, а именно конкретно-образный материал (игрушка).

При содействии педагога он, воспитателей или родителей, объясняющих малышу значение букв и слогов, становится наглядным и впоследствии (после осознания ребенком смысловой нагрузки букв) превращается в логически-вербальный (или же словесный, что и есть окончательный результат процесса обучения).

Обучение чтению — не единственная разработка Николая Александровича.

Также ему принадлежат вспомогательные материалы для развития мелкой моторики ребенка, логики, внимания: развивающие орнаменты, большие наглядные таблицы и интерактивные настольные игры для обучения ребенка счету, детские книги, например, сборник басен Крылова, адаптированный под систему чтения «по складам». Самый нижний порог возрастного ограничения для наглядных пособий Н. Зайцева — 2 года.

Обучение чтению по методике Зайцева

Как уже упоминалось выше, основной принцип в методике Зайцева при обучении чтению — это принцип чтения по складам, сочетаниям звуков, максимально адаптированным к речи. Самый яркий положительный эффект этой методики заключается в ее скорости.

Ребенок 4-5 лет овладевает чтением буквально за 15-20 часов занятий с развивающими кубиками, при этом ему не приходится оставаться надолго в одном положении, к примеру, смирно сидя за партой.

Обучение проходит в игровой форме, благодаря чему малыш не испытывает усталости от получаемой информации — она воспринимается органично, в процессе игры, а не представляется ребенку навязанной извне.

Конечно, не стоит пытаться установить рекорды в освоении грамоты, но если начать заниматься с ребенком достаточно рано, где-то с 4 лет, то к школе его чтение будет беглым и осмысленным. Это упростит малышу обучение и адаптацию к школе. Ведь осознание глубины собственных возможностей всегда делает нас увереннее, особенно в незнакомой обстановке, в новом коллективе.

Для самых маленьких у кубиков Н. Зайцева учтен еще и слуховой аспект восприятия. Кубики наполнены разным по звуку материалом и по звучанию делятся на «железные», «деревянные» или, к примеру, «золотые». В некоторых наборах собрать и наполнить кубики родителям предлагается своими силами, но встречаются в продаже и уже готовые наборы.

Но некоторые педагоги утверждают, что есть у этой прогрессивной методики и ряд минусов, связанных с тем, что при всех своих полезных свойствах она расходится с официальной школьной программой, которая предполагает традиционное слоговое деление вместо складового и акцентом на проработке буквенного состава слов. Однако гармонично развитый ребенок вряд ли столкнется с такими трудностями. На начальном этапе школьного образования они еще не рассматриваются в рамках программы, а к моменту изучения фонетики. в 3-4 классе, ребенок уже с легкостью будет улавливать тонкости словообразования.

Так как прогресс в современном обществе не стоит на месте, то на сегодняшний день существует даже специально выпущенное приложение для i-pad «Учимся читать» по методике Николая Александровича Зайцева, рассчитанное на детей от 4 лет. Для детей постарше будут актуальны книги, адаптированные к «складовому» методу чтения.

Интерактивное обучение

В методическом пособии, которое прилагается к каждому развивающему набору из арсенала методики Н. А. Зайцева, рассказывается о множестве занимательных обучающих игр, в которые можно играть с ребенком при помощи набора.

Возрастной диапазон достаточно широк, от самых маленьких детей (2 года) до младших школьников.

Методика взаимодействия с ребенком в рамках процесса обучения расписана пошагово, что упрощает ее выполнение как для педагогов, так и для родителей.

Интерактивное обучение снижает утомляемость у ребенка-дошкольника, получаемая информация воспринимается им более органично.

Яркие, красочные наглядные пособия, крупные обучающие таблицы и карточки вызывают больше интереса, чем традиционные тетради и прописи.

В рамках игры ребенку предлагается не только пытаться читать, считать и пытаться самостоятельно составлять слова из кубиков, а еще и пропевать их, знакомиться в домашних условиях с законами физики и заниматься «музыкальной математикой».

Родители, использующие материалы разработок Николая Александровича при подготовке ребенка к школе, как правило, бывают приятно поражены полученным результатом. Дети тоже в восторге от таких методов обучения.

Специально для пап, мам, а также педагогов и воспитателей детских садов и развивающих центров проводятся семинары и мастер-классы по обучению работе с детьми при помощи данной системы. Но ознакомиться с ней и начать применять методы Н.

Зайцева на практике вы вполне сможете и самостоятельно.

Источник: http://moyasna.ru/razvitie-rebenka/metodika-nikolaya-zajceva.html

В последнее время стало появляться большое количество различных методик раннего развития ребенка. Одна из таких методик раннего развития, пользуется особенной популярностью в последнее время — это методика Зайцева.

Большинство родителей, уже наверняка слышали, о кубиках Зайцева, по которым, многие детки с уверенной легкостью начинают читать уже в возрасте трех лет.

Но не все родители знают, что методика Зайцева, это не только обучение ребенка чтению, туда также входят занятия по изучению математики, грамматики и английского языка.

А если учесть, что все занятия построены в игровой форме, и потому выполняются детьми очень легко и непринужденно, — становится понятным, почему методика Зайцева стала такой популярной в нашей стране. Об этой методике и пойдет речь в нашем новом материале.

Методика Зайцева

Автор этой замечательной методики — Зайцев Николай Александрович, педагог с большим стажем из г. Санкт-Петербург.

Суть методики Зайцева, заключается в том, что изучать буквы нужно парами, гласную с согласной, которые вместе образуют – склад (па, ма, ба).

Разместив их на разных сторонах кубиков, получились кубики Зайцева, которые отличаются, друг от друга по цвету, характерному для определенного склада букв, и звуку, который они издают, если их слегка потрясти.

Кроме того к 52 кубикам еще прилагаются и таблицы, наличие которых обязательно, ведь они тоже выполняют свою роль в обучении малыша и развитии его умственных способностей.

Интересно то, что для занятий по методике Зайцева, не существует четких возрастных ограничений. И начинать заниматься по ней можно, как в 5-6 лет, так и в 2-3 года. Все обучение построено по принципу игры, и поэтому, безумно интересно детям. Ну разве ваш малыш сможет оставить без внимания яркие кубики, издающие различные звуки.

Читайте также:  Положение о научном обществе в школе

Кроме того, уже доказано, что обучение детей, построенное в игровой форме, отличается своей высокой эффективностью, и приносит очень хорошие результаты. Многие дети, в возрасте после трех лет, начинают читать свои первые слова, уже после 3-5 занятий по этой системе, и такой результат, просто, не может остаться не замеченным.

Начинать занятия лучше со складывания самых простых слов, мама, папа, и уже скоро ваш малыш запросто сможет самостоятельно составить и прочесть свое имя, после чего занятия можно понемногу усложнять.

Не менее интересна методика Зайцева и в отношении обучения детей математике, но я не буду отдельно на ней останавливаться. Тем более что, если вы начнете обучать ребенка чтению по этой системе, то вы наверняка втянитесь в этот процесс с неподдельным интересом и обязательно продолжите обучение.

Приятен тот момент, что многие школы раннего развития и детские сады в нашей стране используют методику Зайцева, для обучения своих воспитанников. И такое обучение дает свои результаты.

Методика Зайцева – плюсы и минусы

Плюсы. На самом деле преимуществ у методики Зайцева достаточно много, мы лишь затронем несколько самых основных. Одним из них, несомненно, можно считать игровую форму обучения, которая наилучшим образом сказывается на эффективности занятий.

Несомненно, можно считать плюсом данной методики и то, что она рассчитана на «наших детей», а это очень важный момент, который, многие родители, почему-то упускают из вида.

Минусы. Но среди плюсов есть и минусы, основным из которых является то, что ребенку, потом просто скучно заниматься в первом классе, и у некоторых детей из-за этого пропадает тяга и интерес к обучению.

А еще, поступив в первый класс, ребенок испытывает некие трудности с фонетическим разбором слова. Это происходит из-за того, что гласные, согласные, глухие и звонкие обозначается карточками разного цвета, и эти обозначения отличаются от тех, к которым привык ребенок, занимаясь по методике Зайцева.

Но думаю, что существующие минусы не так серьезны и зная о них заранее, можно попытаться избежать их проявления вовсе.

Лично мне очень близка методика Зайцева, возможно потому, что она создана в нашей стране, и рассчитана именно на наших детей, и в этом ее отличительное качество от различных западных методов раннего развития, обучатся по которым, в последнее время, становится модно.

Источник: http://nasha-mamochka.ru/o-detyah/vospitanie/metodika-zaitseva/157

Оригинальный и интересный способ научить ребенка читать — кубики Зайцева: методика обучения, игры и упражнения

Оригинальный и интересный способ научить ребенка читать — кубики Зайцева: методика обучения, игры и упражнения

Немало родителей, уделяющих внимание развитию детей, положительно отзываются об оригинальной обучающей методике, известной под названием «Кубики Зайцева». Наверняка многие слышали об уникальной авторской разработке талантливого педагога из Санкт-Петербурга Николая Александровича Зайцева, но не все знают, в чём же секрет эффективности необычных предметов.

Кубики Зайцева научат быстро читать деток возрастом от двух лет. Во время занятий сочетается игра с обучением, малыш не только видит склады, но и слышит их.

Золотые, деревянные, железные, большие/маленькие кубики разных цветов и размеров, оригинальные таблицы плюс музыкальное сопровождение превращают обучение чтению из нудного, тяжёлого процесса в интересное, увлекательное занятие.

Набор для развивающих занятий состоит из следующих элементов:

  • кубики – 52 единицы. Среди них 7 повторяющихся со слогами, которые малыши часто используют для простых, первых слов (ПА, ДЯ, МА);
  • изделия разного цвета, большие/маленькие, двойные/одинарные;
  • разновидности: золотые, деревянно-золотые, железно-золотые;
  • белый кубик со знаками препинания;
  • маленькие изделия с изображением мягких складов (ЛЯ), большие – твёрдых (ЛА);
  • гласные, согласные буквы, мягкий, твёрдый знак обозначены разными цветами;
  • в комплекте есть несколько таблиц, образцы складовых картинок, игровое поле;
  • диск с пропевками для определённых игр и занятий;
  • пособие (книжечка) для родителей, учителей, воспитателей дошкольных учреждений с описанием методики, правилами выполнения упражнений. Каждый урок подробно расписан. Например, на первом занятии детки рассматривают кубики, просто играют с ними, изучают каждую группу элементов по звучанию, цвету, размеру.

Особенности кубиков:

  • железно-золотые – склады с мягким знаком;
  • железно-деревянные – склады с твёрдым знаком;
  • золотые – изображены гласные;
  • железные – звонкие склады;
  • деревянные – приглушённые склады.

Уникальное пособие позволяет деткам правильно читать, говорить, писать уже через несколько занятий. В 4–5 лет дошкольник читает через пять-шесть занятий по полчаса, в 6–7 лет – через три-четыре занятия.

Для успешных занятий важно разобраться с методикой, почитать пособие, посмотреть видео инструкцию в интернете. От родителей требуется желание, терпение, понимание принципов обучения.

Важно оборудовать учебный уголок: в разложенном виде элементы занимают определённое место.

Суть методики:

  • талантливый педагог Н.А.Зайцев отразил в своём творении идею, что элементарная частица речи – это не буква, а склад;
  • идея проста – нужно показать, вместо того, чтобы долго рассказывать. Дети видят кубики, интересуются, что это такое, играют, затем начинается обучение. Происходит плавный переход от конкретно-образного через наглядность и действие к словесно-логическому;
  • на гранях знаменитых развивающих элементов написаны склады и отдельные буквы (ПА, ЛЯ, КУ, ЛЬ, С и так далее);
  • пары «Согласная + гласная», «Согласная + Ъ или Ь», склад из одной буквы;
  • ребёнок начинает говорить, он произносит слоги, а не отдельные буквы. Эту особенность использовал Н.А.Зайцев;
  • детки хорошо запоминают склады, достаточно быстро составляют слова из нескольких складов;
  • ускорить обучение, придать больше веселья, внести игровые элементы помогает пропевание цепочек, блоков из складов;
  • для удобства в комплекте идут таблицы, складовые картинки – образцы, по которым ребёнок легко составит слово;
  • регулярные занятия помогают деткам разного возраста и степени подготовленности быстро научиться читать, писать диктанты, выучить буквы.

Совет! Для максимальной эффективности важно поддерживать одну обучающую среду дома и в дошкольном учреждении.

Таблицы должны быть развешаны на стенах, кубики располагаться на длинной стенке чуть выше уровня глаз. Идеальный вариант – двойная полочка для кубиков.

Такое расположение дидактического материала позволяет всегда держать элементы в рабочем состоянии, не захламлять помещение, поддерживать порядок в детской.

Преимущества

Педагоги и родители выделяют немало положительных моментов:

  • ребёнок не только слышит склады, но и видит их. Образная память помогает обучению;
  • малышу интересно: разные цвета, вес, необычное звучание интригуют, любопытство берёт верх;
  • невозможно ошибиться в написании слова: в наборе нет «неправильной» детали «ЧЯ», «ЖЫ», есть только «ЧА», ЖИ». С первого этапа вырабатывается грамотность;
  • малыш запоминает образы, склады, легко находит по просьбе взрослого «МА» или «СУ»;
  • малыши в 3,5–4 годика учатся читать с первых занятий. Развивающее пособие учитывает особенности детской психики, позволяет включить в работу максимальное количество органов для запоминания новых понятий;
  • пропевка складов отлично тренирует речевой аппарат. В комплекте идёт диск с пропевками, которые ребёнок должен повторить;
  • деткам интересно изучать склады, составлять слова. Малыши легко ориентируются среди множества предметов, расставленных на уровне глаз;
  • деткам легко понять, чем глухие и звонкие согласные отличаются. Для этого Н.А.Зайцев придумал различное наполнение «внутренностей» каждой единицы. «Звонкие» кубики хорошо звенят, «глухие» – постукивают с приглушённым, глубоким звуком. Особый интерес вызывает разное звучание каждой группы;
  • правильный размер букв/складов. Детки легко различают надписи на каждом предмете даже с расстояния 2–3 метра. Не напрягается зрение, малыш не злится, легко находит нужный элемент;
  • занятия проходят весело, без давления на психику, скучных объяснений. Во время мини-уроков малыши поют, бегают, прыгают, прохлопывают слоги и слова;
  • взрослым легко подсказать, какой кубик нужно искать. Каждая группа имеет определённый размер, цвет, звучание. Бывает, что маленький ученик забыл, как выглядит та или иная буква, но это легко исправить. Например, склад «СО» можно обозначить как: «деревянный большой кубик СА СУ СЭ СЫ С СО». Звенящий наполнитель никак не спутать с глухим постукиванием.

Полезная информация:

  • стоимость готового набора достаточно высока, некоторые родители изготавливают дидактический материал самостоятельно. Как собрать кубики Зайцева своими руками? Вначале вырежьте контуры элементов дидактического материала, сложите выкройку в кубик;
  • важно подготовить достаточное количество наполнителя для каждой группы. Например, «железные» элементы можно заполнить нарезанными и согнутыми консервными банками, металлическими пробками от лимонада и пива, рыболовными колокольчиками;
  • «деревянные» элементы заполните разломанными карандашами, деревянными палочками, пуговицами, ракушками. Белый кубик для знаков плотно набейте нарезанными лоскутками или бумагой.

Стоимость

Оригинальный дидактический материал упакован в большую красивую коробку. Стоимость готового набора достаточно высока – от 4000 до 4300 рублей. Качество изделий хорошее: каждая единица изготовлена из плотного глянцевого картона, прослужит долго. Польза от оригинальных развивающих элементов во много раз превышает стоимость комплекта.

В детских магазинах, крупных супермаркетах, в интернет-магазинах родители найдут наборы, созданные педагогом Н.А.Зайцевым для развития чтения, пособие «Дорожные знаки» (3450 рублей). Многие родители положительно оценили «Универсальное монетное пособие» для обучения математике и счёту деток от 3-х лет (1050 рублей).

Игры и упражнения

В методических рекомендациях, которые в обязательном порядке прилагаются к каждому развивающему набору, подробно описана система обучения, варианты игр, последовательность действий. После прочтения методички родители поймут, как заниматься с детками разного возраста. Важно соблюдать правила, не «перескакивать» через урок.

Известный педагог Н.А.Зайцев потратил не один год, чтобы предложить воспитателям, учителям, родителям действительно эффективное пособие для развития чтения, математических навыков. В инструкции нет ничего лишнего, только пошаговое, доступное описание занятий.

Обратите внимание на краткую характеристику некоторых игр, упражнений для малышей и старших деток. Вы поймёте, в чём суть оригинального метода.

Для занятий понадобится:

  • место на стене для таблиц (они достаточно объёмные);
  • полочка (лучше, две) или стол около стены для расположения кубиков. Если полочек нет, выделите для дидактического материала специальную коробку;
  • длинная указка (от 110 см).

Упражнения и развивающие игры:

  • Паровозик. Для первого занятия понадобится игрушечный локомотив и золотой БОЛЬШОЙ кубик с буквой А. Малыш должен найти все детали с этой буквой, составить поезд. Взрослый озвучивает склады (МА, КА, ФА), малыш повторяет. Поезд «поедет», когда озвучены все склады.
  • Песенка по кубикам. Взрослый объясняет, что каждый элемент имеет свою пропевку. Малыш выбирает элемент, взрослый чётко пропевает склад, обращённый лицевой стороной к ученику. Ребёнок видит движение губ, повторяет. После нескольких песенок «по заказу» поменяйтесь ролями. Теперь малыш поёт, а взрослый повторяет (конечно, подсказывает, как поётся надпись). Важная деталь: малыш всегда смотрит на то, что вы (или он) поёт.
  • Абракадабра. Предложите составить смешное слово, выбрать кубики, не глядя, можно 5, 7, 10 элементов. Пусть дошкольник поставит их рядом, вместе с взрослым пропоёт. Понятно, что получится нелепица, вызывающая смех. Заодно ребёнок поймёт, что практически нет понятных ему («детских») слов, состоящих из 10–12 слогов, учится определять границы слова. Наверняка, ребёнок покажет хотя бы одно «правильное» слово. Например, из стоящих рядышком складов МА – КА– РО – ДО – БУ – СЫ – КО – НЫ – ЛА – МА смышлёный ученик составит МАКАРОНЫ, БУСЫ, МАМА. Похвалите, попросите пропеть «нормальные» слова.
  • Говорящая (поющая) башенка. Маленький ученик на свой вкус собирает башню, другую постройку из дидактического материала любого размера. Скажите, что раз каждая деталь умеет петь, значит, башенка или домик тоже звучат. Попросите выбрать любой элемент, пропойте, глядя в глаза малышу, пусть ребёнок повторит. Важно, чтобы дошкольник фиксировал взгляд на нужной стороне с пропеваемым складом. Скажите, что башенка ещё и говорит. Тот же элемент не пропойте, а проговорите, малыш повторит за вами.
  • Пропевание по таблице. Покажите сыну или дочке, что на поле таблицы есть такие же песенки, как на развивающих кубиках. Все склады, звуки сгруппированы по видам. Есть «золотой столбец», «железный», «деревянный» и так далее. Покажите указкой на ЗОЛОТОЙ БОЛЬШОЙ кубик, медленно пойте на мотив гаммы (от высокой ноты к низкой): «Это БОЛЬШОЙ ЗОЛОТОЙ У – О – А – Э – Ы». Поощряйте маленького ученика пропеть за вами. Обнимите малыша за плечики, говорите спокойным голосом, заинтересовывайте, но не настаивайте. Всё равно любопытство возьмёт верх, через пару дней сын или дочка непременно захотят попеть сами.
Читайте также:  Стихи о войне для школьников

Это лишь малая часть упражнений и развивающих игр по методике Н.А.Зайцева.

Точно следуйте инструкции, которая есть в каждом наборе, и через несколько занятий вы удивитесь, что ваш двух – трёхлетний малыш легко читайте по слогам, увлечённо пропевает цепочки складов, сам тянется к дидактическому материалу. Положительный опыт родителей, применявших кубики Зайцева для быстрого обучения чтению, подтверждает эффективность авторской методики.

Уникальная разработка педагога из Санкт-Петербурга Н.А.Зайцева помогла тысячам ребятишек быстро научиться читать. Набор дидактического материала незаменим при логопедических проблемах, для обучения чтению деток-аутистов, глухих и слабослышащих малышей, при задержке речевого развития. Оригинальные изделия помогают изучить язык деткам и взрослым в любом возрасте.

В помощь родителям: описание упражнений, видео об оригинальной методике Н.А.Зайцева для быстрого обучения чтению:

Источник: http://razvitie-malysha.com/vospitanie/obrazovanie/kubiki-zajtseva.html

Методика Зайцева

Методика Зайцева

Рейтинг: Нет рейтинга

Опытные мамы уже знакомы с методикой обучения чтению Зайцева. А молодым мамам только предстоит с ней познакомиться. Итак, если вы – мама полуторагодовалого крохи, эта методика уже актуальна для вас и вашего малыша. С помощью ставших уже знаменитыми кубиков Зайцева малыш освоит чтение, грамматику, математику и даже английский язык.

Суть методики Зайцева

Николай Александрович Зайцев – преподаватель с огромным педагогическим стажем. Можно сказать, что пристрастие к учительствованию у него генетическое, ведь все его родственники были учителями.

Николай Александрович работал воспитателем, преподавателем русского и английского языков, всю свою жизнь посвящая обучению детей.

В процессе своей работы он создал методику, суть которой сводится к тому, что изучать буквы нужно парами. Так появились кубики, на гранях которых расположены склады.

Эти кубики отличаются друг от друга по цвету, размеру, весу и звуку. В комплекте 61 картонный кубик:

  • «железные» кубики – для звонких согласных и их сочетаний с гласными;
  • «деревянные» кубики – для глухих согласных и их сочетаний с гласными;
  • «золотые» кубики – это гласные буквы;
  • большие кубики – для твердых;
  • маленькие – для мягких.

Все кубики «звучат», если их потрясти. «Золотые» издают нежные звонкие звуки; «железные» звучат просто звонко; «деревянные» – глухо. Получается такая ассоциация: коричневый кубик с деревяшками внутри – это глухая согласная или ее сочетание с гласной, то есть «деревянный» кубик. Он может быть большим в случае, если согласная твердая или маленьким, если она мягкая.

К кубикам прилагаются таблицы. Их располагают так, чтобы малыш хорошо видел изображенные на них слоги, если он будет стоять, слегка подняв голову. Это прекрасная профилактика осанки.

Под таблицами располагают полочки, на которых малыш будет складывать слова.
Кубики Зайцева сегодня используют, как методику для обучения чтению в альтернативных детских садах и группах раннего развития детей.

В основе методики Зайцева обучения чтению лежат такие принципы.

  • Отсутствие принуждения. Малыши обучаются в игровой форме в привычной обстановке. Наличие парт или столов вовсе необязательно, учиться можно прямо на полу. В процессе обучения малыш оказывается втянутым в увлекательную игру. Очень часто она даже не подразумевает, что идет образовательный процесс.
  • Чтение по складам. Не путайте со слогами. Склады по Зайцеву – это разработанная им речевая единица русского языка. Это может одна буква или сочетание согласной с гласной или с твердым или мягким знаком. С этими складами работает ребенок, используя кубики и/или таблицы.
  • «Письмо» в основе чтения. Чтобы прочитать слово, нужно его составить из складов, то есть написать!
  • В обучение чтению вовлечены органы чувств. Малыш работает с кубиками, разными по цвету, весу, размеру, звучанию.

Как происходит обучение

Методика Николая Зайцева используется для детей в детских садах, группах раннего развития, в домашних условиях.

Если методика применяется правильно с соблюдением всех рекомендаций и опытным преподавателем, то шестилетки начинают читать уже после нескольких занятий, для освоения чтения малышам от 4 лет понадобится до 20 занятий, а ваша двухлетняя кроха порадует вас самостоятельным чтением первых слов через 6-9 месяцев.

Для достижения результата необходима регулярность занятий. Рекомендуется 2 занятия в неделю продолжительностью от 30 минут до часа. Помните при этом о принципе не принуждения.

Если у малыша в данный момент плохое настроение и обучаться он не настроен, не настаивайте. Перенесите занятие на более благополучное время. С другой стороны, если обучение приносит радость, заниматься вы можете так часто, как захочет ваш малыш.

Начинать знакомство с кубиками можно уже в полуторагодовалом возрасте. Сначала малыш будет строить из кубиков пирамиды, греметь ими, а со временем вы плавно перейдете к обучению.

В комплекте, помимо кубиков и таблиц для обучения чтению по методике Зайцева, есть аудиодиск и учебник-пособие для родителей, воспитателей, учителей.
Кубики могут быть уже готовыми к использованию, либо вам нужно будет их вырезать, наполнить и склеить.

Таблицы для удобства использования необходимо заламинировать. Для групповых занятий вам пригодится указка. Для создания дома игры «в школу» вы также можете использовать указку.

На диске записано 35 мелодий, под которые дети поют склады. Такое пение улучшает речь ребенка, корректирует мелкие проблемы с произношением звуков.
В пособии даются основные рекомендации по проведению занятий. Оно содержит задания и игры для увлекательного и интересного обучения.

Очень важно при обучении сочетать произносимые звуки с изображениями на таблицах или кубиках. Так вы будете формировать ассоциативный ряд.

Несомненный плюс методики в ее результативности. Дети начинают бегло читать, не изматывая при этом ни себя, ни родителей. Кроме этого, у методики такие преимущества

  • грамотное письмо – обучение чтению происходит с помощью готовых речевых единиц, малыш учится не только читать, но и складывать слова;
  • улучшение памяти, развитие логики;
  • пропевание складов улучшает качество речи;
  • правильное расположение таблиц способствует хорошей осанке;
  • за счет того, что малыш глазами в таблицах ищет нужный склад, тренируются глаза, что приводит к улучшению зрения;
  • нет нужды сидеть за партой, двигательная активность очень полезна для детей;
  • метод формирует навыки самостоятельности;
  • даже неподготовленные родители при должном упорстве могут обучить детей чтению;
  • метод вариативен: есть разработки для обучения детей математике и счету, а также английскому языку по методике Зайцева;
  • метод может использоваться для взрослых людей, для которых русский является неродным языком.

Недостатки метода

  • обучившись чтению по методике Зайцева, малыш сталкивается с суровой школьной действительностью, где у него возникают трудности с фонетическим разбором слов;
  • цветовое представление в традиционном обучении отличается от цветов, которые использует методика Зайцева;
  • бывают и такие ситуации, когда уже бегло читающему малышу скучно среди только начавших обучение сверстников;
  • пособие не является доступным по цене, оно довольно дорогое; кроме того, если вы покупаете комплект с кубиками, которые нужно склеивать, это займет немало вашего времени;
  • не каждый родитель способен обучить ребенка по этой методике, опытный специалист добивается успеха в 100% случаев.

Методика Зайцева – видео

Обучение чтению с раннего возраста – это возможно. Из видео вы узнаете о принципах и сути обучения чтению по методике Зайцева. Вы будете проинформированы об основных этапах обучения, плюсах и минусах методики.

Методика так же популярна как и методика Монтессори и методика Никитиных

Метод зарекомендовал себя, как эффективный. Обучаясь по нему, дети учатся читать в игровой форме, попутно они обучаются грамотному письму, тренируют память и логическое мышление. Он придется по душе любому родителю-новатору. В комментариях поделитесь своими впечатлениями от метода, считаете ли вы его плюсы более значимыми, чем минусы?

Источник: https://www.beremennost-po-nedeliam.com/deti/god-i-tri/detskij-sad/metodiki-rannego-razvitiya/zajceva.html

Методика Зайцева. Часть I… Суть методики

Методика Зайцева. Часть I… Суть методики

Сегодня мы продолжаем наш разговор о методиках раннего развития детей, и поговорим о методике, разработанной педагогом из Санкт-Петербурга Николаем Александровичем Зайцевым.

Читайте также:  Как правильно общаться. правила общения для школьников

Активно набирающая популярность методика Зайцева считается прекрасно подходящей для раннего развития и обучения детей.

Применяя эту методику, у малыша можно стимулировать развитие речи и мышления, обучить его чтению и счету. Bсё это – без излишнего напряжения, с интересом, играя и развлекаясь.

Причем подходит эта методика не только детям, развивающимся в соответствии с возрастными нормами, но и деткам с «особенностями».

В чем суть методики Зайцева?

Методика основана на естественной потребности ребенка в игре. В легкой, ненавязчивой, интересной и игровой форме с помощью специально разработанных учебных пособий ребенок обучается различным навыкам.

Методика способствует развитию мышления и логики, задействует и развивает органы чувств: слух, зрение, осязание.

А это способствует повышению уровня восприятия мира, познанию окружающей среды, что в свою очередь способствует развитию речи и творческих задатков ребенка, развивает внимательность и усидчивость.

Малыш в процессе обучения постигает чтение, арифметику, письмо и каллиграфию. В целом, используя методику Зайцева, можно освоить программу начальных классов еще в дошкольном возрасте.

Методику Зайцева отличает соблюдение основных дидактических принципов, которые упоминаются во всех учебных пособиях, но далеко не всегда им удается следовать в полном объеме. Это следующие важные моменты:

 — системная подача учебного материала;

— переход от общего к частному и от частного к общему;

—  наглядность, воздействующая на различные каналы восприятия;

—  переход от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому;

— алгоритмизация учебных действий;

—  безопасность для здоровья детей;

—  учет физиологии восприятия учебного материала.

Методика подходит для занятий с детьми с особенностями психологического развития.

Деткам с диагнозами ЗПР (задержка психического развития), аутизм, при логопедических проблемах, в том числе ОНР (общее недоразвитие речи), ММД (минимальные мозговые дисфункции), алалия, слабослышащим и слабовидящим детям и даже деткам с тяжелыми заболеваниями, сопровождающимися нарушением умственного развития (болезнь Дауна, дебильность, имбецильность).

Ну и, само собой, методика Зайцева прекрасно подходит и наиболее эффективна при занятиях с детьми, развитие которых соответствует возрастным нормам.

По ней могут заниматься даже взрослые люди. Так, методика Зайцева показала хороший результат при изучении иностранными студентами русского языка.

Эти чудесные кубики и таблицы…

Кубики Зайцева – это важная часть уникальной методики раннего обучения чтению. Используются кубики вместе со специальной обучающей таблицей. Николаем Александровичем Зайцевым разработаны различные обучающие методики, но мы подробнее поговорим о самой известной, обучающей чтению.

В чем «изюминка» методики обучения чтению?

Наверно, многим родителям знакома такая проблема: ребенок знает все буквы, а читать не может. Нередко буквы у малыша никак не складываются в слоги. На вопрос, что получится, если сложить звуки «м» и «а», ребенок может ответить «мо», при этом в азбуке он правильно укажет буквы «м», «а» и «о».

Раз издавна существует такая проблема, может быть, надо начинать не с изучения букв? И, когда ребенок только начинает говорить, он никогда не произносит отдельные буквы, которые затем связывает в слоги. Что мы слышим в детском лепете? «Ба-ба-ба-ба-ба», «бу-бо-ба-бэ-бы-б», «бю-бе-бя-бе-би-бь». В детском лепете слышны слоги, а точнее – склады.

Особенность методики Зайцева в том, что ученый и педагог Зайцев видит единицу строения устного языка не в привычном для нас слоге, а в складе.

Склады – это пары «согласный – гласный», которые органично связаны с человеческой речью и потому легче усваиваются. В отличие от слогов, складом может быть отдельная согласная, если на слух чувствуется, что она «мягкая».

Каждый склад написан на отдельной грани кубика. Пользуясь этими складами, ребенок начинает составлять слова.

И снова кубики…

Кубики различаются по размеру и цвету и даже по-разному звучат. Кубики большие и маленькие, серые, коричневые и желто-золотистые с различным наполнителем. Буквы на кубиках написаны разным цветом: гласные – голубым, согласные – синим, твердый и мягкий знак – зеленым.

Кубики со звонкими буквами заполнены «железками» и звенят, кубики с глухими буквами заполнены маленькими деревяшками и глухо стучат, а «золотые» гласные кубики заполнены медными монетами. Это помогает ребенку на слух ассоциировать глухой или звонкий звуки от кубиков с соответствующими звуками речи.

Также гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие буквы и звуки ассоциируются с определенным цветом, размером, весом кубиков. При этом ребенок не перегружается запоминанием непонятных и трудных для малыша терминов.

Есть и белый кубик со знаками препинания. Таким образом, увеличивается число каналов восприятия (зрение, слух, осязание), по которым к ребенку поступает информация, в результате чего повышается эффективность запоминания и обучения.

Играя с кубиками, на каждой стороне которых написан склад, ребенок запоминает их и, все так же играя, учится составлять слова. Например, малыш укладывает кубики в коробочку — «кастрюлю» и «варит кашу». Малыш ищет кубик со складом «ка», а потом «ша».

На занятиях детки склады, написанные на гранях кубика, поют. Каждый кубик – это песенка, например, «му-мо-ма-ма-мэ-мы-м». А все вместе песенки находятся в одной большой таблице.

Таблица – учебное пособие, дополняющее кубики. Склады систематизируются и в определенном порядке записываются в таблицу и обозначаются различным цветом. Таблица вывешивается на стене на уровне глаз. Когда все песенки-склады уже на слуху, дети могут соотносить склады в таблице со складами кубиков, а через некоторое время без особого труда запомнятся все буквы.

Когда дети на занятиях поют песенки-склады, они тренируют артикуляцию и речевой аппарат, что имеет большое значение для развития речи.

Кроме того, дети, играя, учатся соотносить буквы и звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости, что уже является серьезной работой по изучению языка.

Продолжение:

Источник: http://www.bambini.by/articles/metodika-zaiceva-chast-i-sut-metodiki/

Методики Зайцева • Будем знакомы :::::::::: • ::::::::::

Методики Зайцева • Будем знакомы :::::::::: • ::::::::::

Товарный знак
ООО Методики Н.Зайцева

Методики Н. Зайцева характеризуются специалистами (физиологами, медиками, психологами) как природосообразные, здоровьесберегающие и универсально-адаптивные, учитывающие индивидуальные особенности различных групп детей, в том числе и с особенностями психофизического развития.

Пособия Н. Зайцева представляют собой комплекты учебных материалов по обучению чтению, каллиграфии, математике, грамматике русского языка, английскому языку. Они предназначены для использования в домашних условиях, в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе.

В основе методик Н. Зайцева лежит неукоснительное соблюдение основных дидактических принципов, которые все знают, но которые нигде не выполняются:

  1. От общего к частному и от частного к общему.
  2. От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.
  3. Обеспечение наглядности (не только от слова глядеть) с использованием различных каналов восприятия.
  4. Системная подача материала.
  5. Алгоритмизация учебных действий.
  6. Учет физиологии восприятия учебной информации.
  7. Охрана здоровья учащихся.

Таблицы-тренажёры, входящие в учебные комплекты, могут служить примером наглядности, моделирования и систематизации учебного материала.

С их помощью у ребенка формируется точный образ-представление, раскрывающий сущность понятия или предмета.

Таблицы выполняют роль многофункционального посредника между ребенком и взрослым: обучают, информируют, ориентируют в учебном материале, тренируют и формируют необходимые навыки.

Обязательным условием работы является размещение сразу всех таблиц комплекта на стенах учебного помещения.

Система таблиц создает информационное поле предмета, рассчитанное на быстрое в него погружение и использование при решении многочисленных и разнообразных задач и примеров.

Каждая из них нужна при введении, осмыслении, закреплении и повторении материала, призвана напоминать о проделывавшейся ранее, с опорой на нее, работе. Появляются возможности для взаимообучения учащихся.

Эффективность

Как показывает широчайшая апробация, через 15-20 часовых занятий дети четырех-пяти лет начинают читать, складывать и вычитать в пределах ста. В дальнейшем идет работа по укреплению навыков чтения, письма и счета.

К шести-семи годам, опять же при двух занятиях в неделю, не менее 80-90% детей способны учиться по нынешним программам для второго, третьего, четвертого классов.

Методики Н. Зайцева позволяют экономить массу учебного времени при изучении грамматики русского языка, математики и английского языка не только в начальной, но и в средней школе.

Доступность

Дидактические принципы, приемы, способы работы подробно излагаются в методическом руководстве к каждому пособию, содержат массу упражнений, игр, примеров, практического материала, необходимого педагогам и облегчающего их работу.

Методики сопровождаются аудио-, видеоматериалами и видео-курсами.

Свидетельством доступности методик являются постоянно увеличивающиеся тиражи пособий. Многие воспитатели, учителя, в том числе оказывающие гувернерские и репетиторские услуги, и даже родители успешно пользуются всеми пособиями без предварительного обучения под руководством специалистов.

Косвенным подтверждением популярности методик является то, что пособия, аналогичные Кубикам Зайцева, разработаны (с участием автора) и успешно используются при обучении детей и взрослых чтению на других языках.

Охрана здоровья, развитие психофизических характеристик учащихся

Характерной чертой, отмечается учеными, педагогами, специалистами, является отсутствие перегрузок, ослаблений зрения и осанки, столь характерных для большинства современных методик.

Занятия проводятся в игровой и соревновательной форме, с пропеванием учебных материалов (обеспеченных аудиозаписью), в движении, исключается монотонность, длительное пребывание учащихся в сидячем положении и связанные с этим школьные стрессы.

Методическое обеспечение позволяет проводить занятия на воздухе.

Зрение и осанка часто даже улучшаются.

Раннее обучение чтению и счету по методикам Н.Зайцева — надежнейшее средство диагностики. Дети ярко проявляются в деятельности, через несколько занятий любому педагогу без специальных тестов ясно, кто есть кто.

Определяются как талантливые, чрезвычайно способные к обучению дети — быстрые, так и медленные, требующие особого внимания, а некоторые даже специального обследования.

Чем раньше мы это выявим, тем больше будет шансов их выправить.

Некоторые экономические аспекты

Каждый комплект пособий может использоваться как при индивидуальном обучении, так и в работе с группой или классом, и обходится в десятки раз дешевле традиционного обеспечения индивидуальными пособиями и учебниками, фрагментарно представляющими изучаемый материал.

Каждое пособие может использоваться в течение нескольких лет.

Источник: http://www.metodikinz.ru/hello/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector