Игровая методика обучения детей дошкольников. методика развития никитиных

В настоящее время существует множество центров раннего развития детей, куда принимают малышей чуть ли не с рождения, и молодые прогрессивные мамы водят туда своих детишек.

Многие консервативные представители старшего поколения отрицательно относятся к этому явлению, утверждая, что тем самым взрослые лишают ребенка детства, а медики предупреждают об опасности развития сколиозов, близорукости и неврозов. Как же поступить? Истина, как всегда, посередине.

Чтобы правильно сориентироваться в имеющихся направлениях раннего развития, следует знать, какие существуют методики, какие особенности у этих методик. С каждой методикой необходимо внимательно ознакомиться, учесть все ее плюсы и минусы.

Изучение методики, применение полученных знаний на практике поможет ребенку раскрыть заложенные в нем природой возможности, а также лучше подготовиться к взрослой жизни.

Методика Никитиных

Никитины известны как разработчики нетрадиционной системы воспитания и многодетные родители (у них семеро детей). Система Никитиных базируется на таких постулатах, как творчество, любовь к природе, естественность, труд.

Отсутствует принуждение со стороны родителей, дети выбирают сами, как им поступать, как распоряжаться своим временем. Задача взрослого – помочь ребенку разобраться в жизни и ее непростой философии, диалог с ребенком, а главное – развитие творческих способностей малыша.

Принципы методики Никитиных заключаются в следующем:

  • Специальные занятия, тренировки, уроки не предусмотрены, ребенку предоставлена полная свобода действий, он занимается столько, сколько захочет сам. При этом спортивная деятельность сочетается с другими видами.
  • В доме должна быть организована спортивная обстановка. С самого раннего детства ребенка окружает спортивный инвентарь. Он является для него настолько же привычным, как обыкновенная мебель.
  • Родители обязательно принимают участие в соревнованиях, играх с ребенком, к его успехам и к его жизни в целом они неравнодушны – при этом развитию ребенка не мешают, не подавляют его, не требуют определенных способностей. Взрослые лишь помогают и обеспечивают необходимые условия для развития тех или иных способностей, принимая во внимание самочувствие и желания малыша.

Игры, предлагаемые Никитиными, могут расширяться и совершенствоваться, позволяют добавлять к ним новые задания. В основном все игры представляют собой головоломки, развивающие логическое и образное мышление. Это задачи, решаемые ребенком с помощью различных деталей конструктора, деталей из картона или пластика, кирпичиков, кубиков и т.д.

Метод Марии Монтессори

Одна из наиболее известных и распространенных методик раннего развития, представляющая собой целую педагогическую систему, в основе которой лежит понятие о самостоятельном обучении ребенка и которая базируется на трех китах: ребенок, окружающая предметная среда, педагог. Девиз методики Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

Автор системы обращает внимание на тот факт, что форма мышления ребенка отличается от мышления взрослого. Детское мышление – так называемое «впитывающее».

И потому для полноценного развития малыша необходимо создать вокруг него грамотную предметную среду, каждый элемент которой будет преследовать определенную цель в развитии ребенка.

Здесь должны присутствовать предметы, стимулирующие эмоциональные реакции, дающие образцы социально правильного поведения и предлагающие различные способы рационального взаимодействия с предметами. Важно также, чтобы ребенок впитывал грамотную речь, учился правильно говорить.

Мария Монтессори, помимо этого, рассматривает в своей системе «сензитивные периоды» в развитии малыша, на которые взрослые повлиять не могут. Игры, предлагаемые данной педагогической системой, направлены на развитие речи, математических способностей, сенсорики, на обучение письму и чтению. Все они развивают образное мышление.

В настоящее время существуют целые детские сады, работа которых полностью основана на методике Марии Монтессори. Они так и называются – «сады Монтессори».

Методика Глена Домана

«Без фактов нет знаний», — так утверждал Глен Доман, американский врач-физиотерапевт. По его мнению, именно факты являются основной для любого умения и знания. Чем больше набор фактов – тем обширнее база знаний, которая, в свою очередь, представляет собой интеллектуальную базу.

Глен Доман оперировал таким понятием, как «биты информации» (то есть, полезные факты, усваиваемые ребенком). Эти факты, согласно методике Домана – ключ к развитию интеллекта.

Поскольку новую информацию в раннем возрасте дети очень легко усваивают, к ее качеству предъявляются особые требования (она должна быть понятной и логичной).

Цель методики Глена Домана – знакомство ребенка с многообразием интересных и ясных для него фактов, строго систематизированных по разделам знаний и категориям.

Например, если изучается раздел знаний «Литература» в категории «Детские писатели», то в качестве «битов информации» предлагаются портреты этих писателей, наклеенные на картонный лист размером 30 на 30, с точной информацией на обратной стороне листа.

Учение Николая Зайцева

Чрезвычайно распространенная сегодня в детских садах новаторская методика обучения чтению.

Педагог Николай Зайцев советует отказаться от классических принципов овладения навыком чтения, поскольку традиционная технология, по его мнению, отрицательно сказывается на психомоторном развитии ребенка, и рекомендует пособие «Кубики Зайцева».

Эти кубики реализует естественную потребность малышей в системной подаче материала и, что немаловажно, игровую потребность. Методика приносит радость ребенку и не оказывает негативного воздействия на его здоровье. Обучающий материал преподносится в игровой форме. Дети могут играть как поодиночке, так и в группах.

Единицу языка Зайцев представляет не в качестве привычного всем нам слога, а в качестве так называемого «склада», то есть пары из согласной и гласной, из согласной с мягким или твердым знаком, либо из одной буквы. Каждый склад нанесен на отдельную грань кубика.

Используя эти склады, ребенок составляет слова. Кубики Зайцева бывают различного размера, цвета, и даже различаются по издаваемым звукам. Это помогает малышу отличать согласные от гласных, глухие звуки от мягких.

Пособиями Зайцева могут пользоваться любые дети – как сильные, так и слабые.

Вальдорфская методика

Вальдорфская методика раннего развития ребенка характеризуется ярко выраженными отличиями от различного рода традиционных систем воспитания.

Особенности обучения детей непосредственно связываются здесь с их возрастными периодами и строятся таким образом, что ребенок получает определенные знания именно тогда, когда он к их восприятию наиболее подготовлен.

Отсутствуют оценки, вместо них предлагаются педагогические характеристики.

Начальная школа, работающая по Вальдорфской методике, предполагает упражнения по развитию мелкой моторики, педагоги занимаются с детьми обработкой камня, лепкой и вышиванием, причем работают исключительно с натуральными, природными материалами.

Важная составляющая вальдорфской школы – эвритмия, то есть музыкальное художественное движение, развивающее межполушарную координацию, а также музыкальные занятия. Несомненные плюсы вальдорфской методики – активное творческое развитие детей, отсутствие оценочной шкалы, индивидуальный подход, и, как следствие, гармоничное обучение.

Что касается дошкольного образования – данная методика рекомендует оставлять ребенка вплоть до 7 лет в сказочном мире, а также уделять немало внимания физическому развитию ребенка.

Способ Воскобовича

Воскобович отталкивается в своей работе от основных трех критериев:

  • игровое обучение детей дошкольного возраста, способствующее их раннему развитию;
  • конкретная игровая деятельность, развивающая мышление детей, их речь, внимание, воображение, память;
  • дошкольное детское творчество

Также в основе методики Воскобовича лежат партнерские взаимоотношения ребенка и взрослого. Задача взрослого – создать вокруг ребенка непринужденную, веселую, интеллектуально-творческую обстановку, обеспечить ему чувство безопасности, раскованности.

Малыш должен понимать, что его поведение не получит отрицательной, негативной оценки взрослых, которые, в свою очередь, должны поддерживать творческие начинания ребенка.

Вячеславом Воскобовичем была разработана целая серия развивающих игр для детей, а также методические пособия, такие как Геоконт, квадрат Воскобовича и т.д.

Эти игры и пособия развивают логическое мышление детей, а также обучают их счету и чтению, помимо того, способствуют формированию мотивационной готовности ребенка к школе. Суть в том, что, вдоволь наигравшись в дошкольном возрасте, ребенок стремится пойти в школу, чтобы начать учиться.

Обучение по Занкову

Методика Занкова принимает во внимание индивидуальные способности каждого ребенка, его желания, интересы, а также использует «психодидактику». Метод профессора Занкова позволяет ребенку в кратчайшие сроки освоить даже самый сложный учебный материал.

Программа направлена на эстетическое и нравственное воспитание детей. Различные упражнения, игры формируют заинтересованность ребенка в обучении, а также помогают малышу развиваться в различных жизненных сферах – эмоциональной, познавательной, социальной и других.

Методика Занкова разработана для дошкольников и учащихся младших классов.

Согласно этой программе, очень важно, чтобы педагог уделял достаточно внимания каждому ребенку, особенно тем детям, которые испытывают трудности в усвоении нового материала.

Дети изучают следующие курсы: «Литературное чтение» (знакомятся со сказками, стихами, рассказами), «Ручное творчество» (поделки), «Твори, выдумывай, создавай» (рисуют, придумывают собственные игры, сказки), «Окружающий мир» (понятия о временах года, времени суток, сторонах света и т.д.

) Главный принцип системы Занкова – «научи, но не навреди». Обучение по данной методике развивает способности ребенка к анализу информации, к изложению вслух и на бумаге своих мыслей.

Например, дети выполняют такое задание – под классическую, спокойную музыку рисуют на листе бумаги ассоциации, которые у них с этой музыкой возникают. Помимо этого, ребята учатся принимать участие в коллективных обсуждениях, отстаивать свою точку зрения и слушать других.

Как мы видим, существует немало методик раннего развития детей, некоторые из них более распространены, другие – менее. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Вы, как родители, имеете право выбрать для своего ребенка ту методику, которая, по вашему мнению, наиболее для него подходит. Это краткий обзор имеющихся методик, в дальнейшем мы остановимся подробнее на некоторых из них.

Источник: http://paidagogos.com/?p=6346

Методики раннего развития

Добавлено 23.04.2018Сегодня значительной популярностью пользуются различные методики раннего развития — методики Марии Монтессори, Николая Зайцева, Екатерины и Сергея Железновых, Глена Домана и его последователя — Андрея Маниченко и т.д.

Современные мамы могут не только найти огромное количество информации и отзывов о них в Интернете, но и купить и изучить книги-первоисточники непосредственно самих авторов методик… Однако  справиться с обилием всей информации непросто.

К тому же всегда есть риск в погоне за одной системой упустить что-то важное из другой? Давайте вместе разбираться и искать именно то, что нужно вам и вашему малышу.

Сначала о том, что мы понимаем под термином «раннее развитие».

В данном случае — это занятия по различным авторским методикам, которые направлены на опережающее обучение, об этом говорят и девизы методик: «Читать раньше, чем ходить» (П.В.Тюленев), «Математика с пеленок» (А.А. Маниченко), «После трех уже поздно» (Масару Ибука).

 

Итак, пробуем подобрать методику. Сразу оговоримся — идеальной методики развития не существует! Потому что все родители разные, и все дети разные. То, что нравится и подходит одним — совершенно не радует и не подходит другим.

Более того, ни одна система не дает 100% всестороннего развития, поэтому, увлекаясь какой-либо системой, нельзя забывать о развитии «западающих» направлений.

Так, например, у большинства методик не затрагивается развитие двигательной активности (а, как известно, движение — это жизнь) и эмоциональной сферы, которая наряду с игровой деятельностью в дошкольном периоде является ведущей.

 
Это один из самых популярных методов развития.
Принцип: Следуем за ребенком и помогаем ему делать всё самому.
Направления: развитие интеллекта, логического мышления, практических навыков и самостоятельности с помощью пяти зон развития: повседневная жизнь, сенсорное воспитание (развитие органов чувств), математика, родной язык, окружающий мир.
Что нужно? Развитие ребенка происходит благодаря специально подготовленной дидактической среде и уникальным материалам, разработанным Марией Монтессори. Потребуются денежные затраты, так как материалов много, и они дорогостоящие. Хотя как утверждают последователи системы автора, подойдут и самодельные пособия, и любые предметы домашнего обихода (тазик, сито, стаканчик, губка, вода и т.д.).
Как заниматься. Ребенок развивается благодаря окружающей его развивающей обстановке. Все материалы должны находиться в свободном доступе. Ребенок сам выбирает, чем он хочет заняться. Например, он подходит к «Розовой башне». Если ребенок никогда раньше не выбирал это пособие, то взрослый пытается заинтересовать его и показать возможные способы игры. Далее ребенок путем проб и ошибок самостоятельно играет с «Розовой башней». После завершения игры пособие убирается ребенком на место. Взрослому необходимо отслеживать изменения в интересах ребенка и своевременно организовывать соответствующую в данный момент дидактическую среду. Например, ребенок увлекся счетом. Это сигнал для взрослого: пора дополнить математическую зону счетным материалом (всевозможные грибочки, палочки, кубики), карточками и плакатами с цифрами т.п.
Кому подходит: усидчивым детям от 1,5 до 7 лет (хотя Монтессори разрабатывала свою систему для детей от трех лет), склонным к конструированию, которым нравится что-то сортировать, собирать и разбирать. И внимательным, любящим во всем порядок, родителям, у которых мало свободного времени.
Пробелы. В системе не предусмотрено творческое, эмоциональное и физическое развитие. Нет места ролевым играм. 
Как можно адаптировать. Развивающая среда — это всегда хорошо. И не обязательно заполнять её только монтессори-материалами — подойдут любые развивающие игрушки. Хотя некоторые материалы, разработанные автором методики, можно и приобрести — они действительно уникальны и интересны. Ещё вариант — посещать с ребенком детский центр, в котором представлены все пять зон развития по Марии Монтессори.  
Эту методику разработал американский врач-нейрофизиолог Глен Доман. А российский педагог-психолог Андрей Александрович Маниченко адаптировал и усовершенствовал её для русскоязычных детей.
Принцип: В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который необходимо начать развивать как можно раньше.
Направления: интенсивное физическое и интеллектуальное развитие детей с рождения практически по всем направлениям: чтение и речь, математика и логика, английский язык, окружающий мир, творчество, воспитание сказкой.
Что нужно? Цель занятий по Доману — познакомить ребенка с множеством систематизированных по разделам понятий (посуда, города, птицы и т.д.). Доман предлагает показывать ребенку карточки, на которых размещены изображения предметов, цифры или слова.
Как заниматься. Несколько раз в день нужно в быстром темпе показывать ребенку серии карточек и называть то, что на них изображено. При этом карточки ни в коем случае нельзя давать ребенку в руки, иначе он утратит к ним интерес. Каждый раз подборка карточек должна обновляться (Доманом разработана специальная система замены старых карточек на новые).
Пробелы. Система Домана-Маниченко — одна из самых спорных систем раннего развития. Предлагаемый авторами способ показа карточек идёт в противоречие с формой мышления маленького ребенка. Задача малыша — познавать мир всеми органами чувств, и в первую очередь — через тактильные каналы. Методика же Домана-Маниченко предлагает знакомить ребенка с виртуальным миром карточек только через зрительные и слуховые анализаторы. Из-за пассивного способа подачи материала притупляется любознательность, инициативность, эмоциональность и творчество ребенка. Маленький ребенок быстро запоминает материал, но, не имея возможности применить полученные знания на практике, так же быстро его и забывает. Изобилие получаемой информации может перегрузить и истощить нервную систему ребенка.

Кому подходит: высокоорганизованным родителям, ратующим за «раннее обучение», которым хочется расширять свой кругозор вместе с ребенком; и детям с крепкой нервной системой, которым интересно рассматривать карточки.

Как можно адаптировать. Можно купить несколько комплектов карточек для общего развития и в спокойном режиме смотреть их с ребенком, обсуждать, сравнивать с реальными предметами, придумывать с ними игры (хотя сейчас на сайте «Умница» появились методические пособия с готовыми играми для занятий с детьми).  Последовательница метода Глена Домана, которая творчески обработала и адаптировала его методику, привнеся в нее эмоциональность и занимательность.

Принцип: Обучение должно приносить радость малышу и родителям. А учиться детям должно быть легко и интересно.

Направления: развитие общения с ребенком, двигательная активность, речь и поэзия, чтение и письмо, иностранные языки, логика и счет, история, география, история искусства и рисование, музыка, плавание, верховая езда, спорт.
Что нужно? Сесиль Лупан считала, что с ребенком надо быть «на одной волне», давая ему то, в чем в данный момент он больше всего нуждается: возможность отдохнуть, погулять, поиграть или чему-то научиться.
Она разработала систему игр и упражнений, направленных на естественное и разностороннее развитие детей и описала их в книге «Поверь в своё дитя». Книгу можно прочитать и использовать в занятиях со своим ребенком.
Кому подходит: всем любящим родителям, желающим расширить «репертуар» занятий, и их детям от рождения до 7 лет.
Как можно адаптировать. Сесиль Лупан сама дает совет на этот счет: «Нет смысла следовать абсолютно всем советам и выполнять все упражнения, разработанные мною, так как то, что подходит одному ребенку, может оказаться совершенно непригодным для другого». Золотые слова!
Принцип: Ребенок начинает знакомиться сразу со всеми складами русского языка. Склад — это не слог, к которому мы привыкли, а единица чтения части слова, которая представляет собой комбинацию из согласной и гласной буквы, а также любую одиночную букву (ла-м-па — 3 склада, э-к-ра-н — 4 склада).
Направления: обучение чтению и счёту.
Что нужно? Нужно купить кубики Зайцева (они все разные — по размеру, звучанию, окраске), настенные таблицы, диски с попевками, методичку. И заниматься. Для этого ребенку не нужно знать названия букв (это даже вредно). Он сразу будет учиться пропевать склад. Пропевать — потому что «обучаться чтению с пением гораздо эффективнее». И ещё один момент: автор методики считает, что начинать следует с написания слов, а не чтения. Поэтому на начальном этапе ребенок будет составлять из кубиков близкие ему слова: мама, папа, каша, дом, а уж только потом учиться их читать, вернее пропевать.
Пробелы. В школе у детей из-за отсутствия проработки буквенного состава слова могут возникнуть проблемы с написанием слов, к тому же придется переучивать ребенка со «складов» на «слоги».
Кому подходит. Высокоорганизованным родителям, которым хочется научить своего ребенка читать как можно раньше и детям 2-7 лет, которые умеют бережно обходиться с дорогостоящими пособиями.
Как можно адаптировать. Ну, если только строить из кубиков башенки, стены и замки. Хотя кубики Зайцева можно использовать как дополнительное пособие на начальном этапе обучения чтения по традиционной методике. Только старайтесь предлагать для чтения и составления слова из открытых слогов: мо-ло-ко, зи-ма, во-да и т.д.  
Евгений Чаплыгин — последователь методики Зайцева. Он разработал динамические деревянные кубики, с помощью которых ребенок приобретает навыки чтения. В наборе намного меньше кубиков (20 штук — 10 одинарных и 10 двойных), чем в комплекте Зайцева. Двойные кубики Чаплыгина вращаются вокруг своей оси и из одного блока можно составить 32 (!) слога.
Чаплыгин не остановился на кубиках для чтения, а разработал математическое «Домино», направленное на приобретения навыка устного счета до ста и умения решать числовые выражения. «Кубики» и «Домино» рекомендованы для детей от трех лет. В настоящий момент Чаплыгин продал своё авторское право на эти кубики Андрею Маниченко (компании «Умница»).
Екатерина и Сергей Железновы разработали методику раннего музыкального развития «Музыка с мамой». В репертуаре Железновых есть диски с колыбельными, песенками-потешками, пальчиковыми играми, подвижными играми, песенками-инсценировками, подражательными играми, сказочками-шумелочками, игровыми массажами, музыкальными сказками, аэробикой, коммуникативными играми, английскими песенками и стихами, изучением алфавита, обучением счету и чтению, играми с музыкальными инструментами и мн. др. Методика подойдет для всех: музыка и движения уж точно никому не повредят.  
Вячеслав Воскобович разработал многофункциональные игры — конструкторы и головоломки, которые сопроводил сказочными сюжетами. Таким образом, ребенок будет не просто играть с пособиями, а помогать маленькому герою Гео или оживлять квадрат, превращая его в домик, ежика или лодку. Самые известные игры – «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Волшебная восьмерка» (изучаем цифры), «Конструктор букв» (изучаем буквы»), «Складушки» (учимся читать). Игры Воскобовича развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. Есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать, соотносить части и целое. Игры Воскобовича недешевы, но при желании можно купить одну-две. Одной игры вашему ребенку хватит надолго. Так как пособия имеют несколько уровней сложности и их можно постепенно усложнять за счет большего количества разнообразных игровых заданий. Подходит для детей от 2 до 7 лет (хотя можно и старше).
Борис и Елена Никитины вырастили семерых детей и создали свою систему, которая заключается в естественном развитии, оздоровлении, формировании творческих способностей, трудовых навыков и развитии природных данных. Никитины считали, что родители должны принимать активное участие в детских играх и занятиях, поощряя при этом стремление детей самостоятельно мыслить и принимать решения. Надо сказать, что система Никитиных в советское время произвела фурор. Хотя в наше время многие семьи придерживаются схожих принципов развития и воспитания, даже не догадываясь о «первопроходцах».
Борисом Никитиным был придуман ряд игр, направленных на развитие творчества и логического мышления. Также он разработал правила освоения этих игр, главное из которых — не показывать, как надо. Малыш должен сам разобраться в игре от начала до конца.
Самые популярные игры Никитина: «Рамки и вкладыши», «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб» и другие. Играть в эти игры можно всей семьей. Получите массу положительных эмоций.  
Блоки Дьенеша — это 48 геометрических фигур разного размера, толщины и цвета. Выполняя с блоками разнообразные предметные действия (группировка по признаку, выявление лишней фигуры в ряду, выкладывание фигур по заданному алгоритму), у детей развивается логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение), творческие способности, а также восприятие, память, внимание и воображение. В наборе блоков Дьенеша имеются методические указания с примерами игр. В дополнение можно приобрести специальные альбомы, Логические блоки Дьенеша на страницах которых малыш сможет создавать заданные конструкции. Блоки Дьенеша предназначены для детей 3-7 лет (но можно начать заниматься и в более раннем возрасте).  
Палочки Кюизенера – это набор, в котором содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
Игры с палочками на наглядной основе формируют понятия цвет, форма, размер, числовая последовательность, состав числа, отношения «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше», пространственное расположение и многое другое. Для начала подойдет упрощенный набор из 116 палочек и альбом для выкладывания в нем палочек. Пособие предназначено для детей от 2 до 9 лет.
«Школа Семи Гномов» — это комплексная система развития ребенка от рождения до поступления в школу (12 книг на каждый возраст). Пособия разработаны в соответствии с современными образовательными стандартами и содержат полный комплекс знаний, необходимых ребенку-дошкольнику.
Принцип: задания позволяют максимально полно учитывать индивидуальные особенности ребенка, не ориентируясь только на возрастные рекомендации.
Направления: развитие речи, логики и мышления, счет и форма, прописи, грамота, окружающий мир, уроки доброты, здоровье и т.д. В зависимости от возрастной категории меняется и тематика книг. 
Что нужно? Нужно заниматься со своим ребенком по пособиям «Школы Семи Гномов». В каждой книге ШСГ имеется родительская страничка, где доступно рассказывается не только о том, как работать с книгой, но также и об особенностях развития ребенка данного возраста. Пособия просты в обращении, чтобы заниматься по ним не нужно какой-то специальной подготовки. Задания в пособиях «Школа Семи Гномов» продуманы, лаконичны и взаимосвязаны. Почти каждая книга имеет картонную вкладку с игрой, а книги для детей с 3х лет имеют наклейки для поощрения ребенка.
Как заниматься. В этом вам помогут разноцветные гномики. Вместе с самым младшим Фиолетовым Гномиком ребенок будете рассматривать понятные крупные иллюстрации в книгах, озвучивать нарисованное, слушать потешки. Дальше за дело возьмется Синий Гномик. Годовалые детишки познакомятся с новыми словами, порисуют, полепят, поиграют с фигурами разных форм, размеров и цветов. Чем старше будет становиться ребенок, тем интереснее и обширнее ждут его задания. Голубой Гномик — позанимается с 2-3-летним ребенком, Зеленый Гномик — 3-4-летним, Желтый Гномик — 4-5-летним, Оранжевый Гномик — 5-6-летним, Красный Гномик — 6-7-летним.
Кому подходит. Всем детям и всем родителям. «Школа Семи Гномов» активно используется на занятиях в дошкольных учреждениях. 
Как можно адаптировать. Книги ШСГ можно брать как за основу, чтобы знать, чему мы должны научить ребенка в этом возрасте. Задания в книгах целесообразно дополнять «живыми» играми и занятиями. На сегодняшний день существует множество методик раннего развития. Есть из чего выбрать. Так что, если какая-то методика пришлась вам по душе, изучите её более основательно и попробуйте применить в занятиях со своим ребенком. Ведь пока не попробуешь — не поймешь. Не бойтесь экспериментировать. Подходите к воспитанию и развитию своего ребенка творчески. Но помните, что важнее сохранить и развить у своего ребенка природную тягу к знаниям, чем выучить с ним названия всех стран или научить считать до тысячи.

Материал к занятию:

Источник: https://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/id/metodiki-rannego-razvitiya/

Методика Никитиных: Раннее развитие, игры, мотивация

Каждый ребенок наделен неограниченными способностями к развитию. Причем нет какой-то определенной сферы человеческого существования, которая была бы выделена. Дети способны воспринимать и усваивать информацию из любой сферы деятельности.

И задача воспитания развить эти способности по возможному максимуму. В самое подходящее для этого время — в младенчестве.

Поскольку позже происходит угасание этой великой способности и дети просто будут компенсировать не дополученное в раннем возрасте.

https://www.youtube.com/watch?v=Q9RX2Keh-U4

Для этой цели методика раннего развития Никитиных требует создания среды, направленной на опережающее развитие. Это означает, что все пространство, которое окружает ребенка, должно содержать стимулы для совершенствования. Обязанность родителей не мешать развитию, а предлагать условия с немного более сложными заданиями, чем ребенок в состоянии выполнить.

Основополагающие принципы методики Никитиных

Полагая в основу мысль о том, что все закладывается в раннем детстве, теория Никитиных делает акцент на физическую сторону развития младенца. Поэтому появляются такие принципы.

  •  Постоянный физический контакт с матерью должен быть с первых мгновений жизни и максимально долго.

Методика Никитиных настоятельно рекомендует осуществлять прикладывание к груди в первые секунды жизни и соприкосновение кожа к коже матери и малыша в течение хотя бы 15 минут. В более старшем возрасте рекомендуется хотя бы быть в зоне видимости ребенка.

  •  Грудное вскармливание должно быть единственным питанием до первого зуба.

Кормление ребенка по требованию, по мнению Никитиных, также влияет на гармоничное развитие личности ребенка. Молоко матери не должно ничем дополняться, разве что только водичкой, если малышу жарко.

  •  Совместный сон мамы и младенца.
  •  Пеленание ребенка недопустимо.

По теории Никитиных пеленание ограничивает движения ребенка. Малыш не имеет возможности щупать и познавать. Ведь именно на ощупь изучают мир младенцы.

  •  Исключить манежи и коляски.

Они замыкают мир малыша и запирают его любознательность. И если сейчас ей не дать развиться, то к школе у ребенка стремление узнавать новое совсем погаснет.

  •  Позволить ребенку играть в «не игрушки».

Столярные инструменты папы и кухонная утварь мамы — лучшие средства развития ребенка. Под присмотром родителей малыш не нанесет себе вреда.

  •  Знакомить ребенка с опасными вещами.

Иголкой можно уколоться, об горячую чашку обжечься, ножом порезаться — все это рассказывают и под присмотром позволяют потрогать. С наигранным испугом отскочить от близко едущей машины, испугаться открытого окна — так ребенок узнает, что бывают ситуации, которых нужно избегать.

  •  Регулярные процедуры закаливания.

Читайте — КАК ПРАВИЛЬНО ЗАКАЛЯТЬ РЕБЕНКА чтобы не навредить.

  •  Исключение стерильности из повседневной жизни.
  •  Исключение строгого режима дня дошкольника.

Не должно быть специальных тренировок и занятий. Ребенок имеет право заниматься тем, чем он хочет и столько сколько ему это интересно.

  •  При запрете давать альтернативу.

На обоях рисовать нельзя, а на ватмане можно. Стучать по стеклу нельзя, а по кастрюле разрешено. И прочее.

  •  Обучать навыкам нужно сразу правильно.

Карандаш, ложку, ножницы, расческу или зубную щетку — все вкладывать в руку ребенка сразу правильно, чтобы потом не возникло необходимости его переучивать.

  •  Искренне радоваться успехам малыша.

Побуждение к развитию или правильная мотивация ребенка

Секрет успешного обучения ребенка состоит в его незнании о том, что он учится. Все усвоенное ребенком подается ему в виде игры. Ему читают учебное пособие как книжку со стихами или сказками. Он рассматривает схемы и таблицы, как увлекательные картинки.

Развивающие игры Никитиных, направленные на совершенствование логических навыков и умственного роста, получили широкое распространение. Эти игры построены так, чтобы быть по возрасту или чуть опережать уже имеющийся навык.

Если ребенок не справляется с заданием ему нельзя подсказывать. Следует вернуться на предыдущий этап и предложить новую ступень чуть позже. Во всех играх предусмотрены несколько путей получения результата.

Это развивает творческие способности малыша и не дает однотипного решения.

Статьи похожей тематики:

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА

ЗАНЯТИЯ ПО КУБИКАМ ЗАЙЦЕВА

Источник: http://razvitiedetei.info/obuchenie-i-vospitanie/metodiki-razvitiya-detej/metodika-nikitinyx.html

Методика Никитиных для раннего развития

… чрезвычайная ответственность, удивительная наблюдательность и поразительная интуиция… позволяли и позволяют им находить верные решения даже там, где ученые-специалисты беспомощно разводят руками.

И. Аршавский о Никитиных

Методика Никитиных – одна из основных в направлении раннего развития детей. Она успела не только завоевать сторонников, но и вызвать некоторые споры.

Методика Никитиных и ее принципы

Данная методика отнесена педагогикой к нетрадиционным системам. Ее основателями стали Борис и Елена Никитины — родители семерых детей, педагоги-новаторы.

Основой своей методики Никитины определили гипотезу Необратимого угасания возможностей эффективного развития способностей (НУВЭРС). Исходя из этой идеи, следует понимать, что эффективность развития ребенка может быть безнадежно утрачена. Причиной тому может стать:

  • разрыв между началом развития и периодом созревания;
  • пропуск наиболее удачного времени для развития;
  • отсутствие комфортных условий для развития ребенка.

Основными положениями (принципами) методики можно считать следующие:

  • самое удачное время для развития ребенка — его ранние стадии жизни (далее же не следует останавливаться в поддержании этого процесса, чтобы гарантировать эффективность);
  • родители ничего не должны делать за ребенка, а быть исключительно помощниками в его самостоятельной деятельности или стать пассивным наблюдателем в ожидании;
  • в процессе развития на каждом этапе ребенок должен достигать максимального результата для своих возможностей;
  • создание непринужденных условий, которые будут способствовать развивающей деятельности малыша и стимулировать к ее дальнейшим этапам (комфортная среда для опережающего развития);
  • развитие должно проходить для ребенка как приятное творчество и гарантировать свободу выбора его развивающей деятельности;
  • в развитии ребенка следует учитывать его индивидуальные особенности и не перенагружать занятиями;
  • коррекция деятельности ребенка проводится одобрением (но не захваливанием) при правильном подходе решения любой проблемной ситуации (взрослый «сорадуется» успехам ребенка);
  • никакие принуждения к занятиям не разрешаются – вместо них следует наладить игровые стимулирующие взаимоотношения;
  • не допускать пресыщения ребенка занятиями.

Подчеркнем важность самостоятельной деятельности малыша по этой методике. Она дает ребенку не только веру в себя, но и возможность использования всё новых индивидуальных творческих решений любой возникающей задачи.

Правильный подход к ребенку, по Никитиным, начинается еще с самого зачатия, процесса родов, далее лишь приходя в развитие. Кроме своей системы воспитания, развития ребенка, Никитины создали и собственную систему оздоровления детей. В ней активно использовалось радикальное закаливание, работа на спортивных тренажерах и пренебрежение лекарственными средствами в период болезней.

Развивающие игры Никитиных


Развитие
должно быть активным, согласно идеям Никитиных. Самой активной деятельностью для ребенка, особенно в ранний период, является игра. Развивающие игры Никитиных выстроены по возрастающей сложности. Они охватывают широкий диапазон задач: от элементарного уровня (для одно- или трехлетних малышей) до уровня высокой сложности (даже для взрослых).

Целью любой игры Никитиных является развитие творческих мыслительных способностей ребенка. Все эти игры используют разные способы передачи информации. Родителям же предоставляется возможность расширения любой из игр новыми заданиями, новыми вариантами игровых ситуаций.

Со временем и с развитием творческого уровня ребенок тоже будет участвовать в создании дополнительных новых игровых моментов к любой игре. Ребенок в этих играх становится настоящим изобретателем. Родители в играх Никитиных являются обязательными спутниками детей в процессе игр.

Специалисты не склонны считать их играми в чистом виде, а скорее, это средство обучения с игровыми моментами.

Развивающие игры Никитиных, по большей части, являются головоломками, которые направлены на достраивание образов, распознавание их, т.е. на развитие образного мышления.

Развитие логики – также является основной задачей этих игр. Кроме того, ребенок развивает чувство формы и цвета, способность комбинировать, учится анализу и синтезу, постигает математические основы и т.д.

Несомненно, игровые наборы способствуют и развитию моторики ребенка.

В каждой игре есть свой набор задач. Эти задачи ребенок решает с помощью Никитинских кирпичиков, кубиков, квадратов, деталей конструктора-механика и др. В их изготовлении чаще всего используется картон, пластик.

Задачи предлагаются в виде плоского рисунка в изометрии, модели, устной или письменной инструкции. Наборы распространяются и в магазинах, и во многих интернет-магазинах.

Но существуют даже инструкции по самостоятельному изготовлению материалов методики Никитиных в глобальной сети.

Первой игрой для одно-трехлетнего ребенка может стать набор «Сложи узор».

Спустя одну-две недели рекомендуется введение игры «Рамки и вкладыши Монтессори», а после можно переходить к наборам: «Уникуб», «Сложи квадрат», «Кубики для всех», «Обезьянка», «Внимание», «Точечки», «Кирпичики» и др.

данный порядок не является однозначным, стабильным. Использование игр зависит от уровня развития ребенка, его индивидуальных особенностей, возраста.

Вариативность и разный уровень сложностей игр Никитиных позволяет пользоваться ими в течение нескольких лет.

Спорность методики

Есть убеждение, что методика Никитиных не может быть единственно достаточной методикой для полноценного развития ребенка. Она предлагается лишь как часть общего комплекса развития. Но это лишь легкое критическое замечание к данной разработке развития. Существуют радикально настроенные критики против методики Никитиных.

Никитины подчеркивали внедрение своей системы воспитания, развития, оздоровления в рамках своей семьи, воспитания своих семерых детей. Основанием для критического отношения к данной методике и стал анализ социализации, достижений этих детей.

Специалисты не определили их выдающимися (лишь состоявшимися) и беспроблемными во взаимодействии с обществом. Некоторые даже обвинили Никитиных в создании сектантской искусственной, замкнутой обстановки в семье. Отмечены проблемы адаптации их детей, начиная со школьного коллектива.

А также условия их развития определяются критиками как очень сложные в физическом и психическом планах.

Еще более критично отношение критиков к системе оздоровления Никитиных. Она оценена как способная вызвать психологический дискомфорт, как излишне суровая. По данному мнению, постоянная необходимость выживания, например, в радикальных условиях закаливания не является комфортной для психики ребенка.

Вот несколько книг под авторством Никитиных:

  • Никитин Б.П., Никитин Л.А. Мы и наши дети – Ростов-на-Дону, 1991
  • Никитин Б.П. Интеллектуальные игры — 2004
  • Никитин Б.П. Ступеньки творчества или Развивающие игры. — 1990
  • Никитина Л.А. Я учусь быть мамой — 2002
  • Никитина Л.А. Мама или/и детский сад – 1990

Согласно идеям Никитиных, бездействие смертельно для развития. Выбирая путь развития своего ребенка, благоприятнее основываться на его полезности и безопасности для самого малыша. Больших высот в покорение вашим детям!

Обсудить методику Никитиных на форуме

Наталья Мажирина

Центр «Азбука для родителей»

Источник: http://roditeli.ua/deti/upbringing_development/metodika_nikitiny

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector