Индивидуальная работа с подростками

Долганина В.В. (Ставрополь)

С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Поэтому проблема «трудных» подростков, организация работы с трудными подростками в стенах школы и за ее пределами – одна из актуальных проблем современного образования.

Проблему трудностей в поведении детей и подростков, особенности работы с нарушителями школьной дисциплины изучали А. Дистервег, И. Песталоцци.

На необходимость специфического подхода к трудным ученикам указывали П.П. Блонский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко и др.

Поиск новых подходов к решению проблемы трудных детей активизировался в периоды социальных изломов, изменений, происходящих в обществе[1].

В наши дни отклонения в поведении детей возникают, по мнению специалистов, в результате политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, пропагандируемой средствами массовой информации, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением детей. Все это приводит к тяжелым последствиям, сказывающимся не только на обстановке в классе и школе, но и на ситуации в обществе в целом.

Проблема трудностей в поведении и общении ребенка обостряется в переходные периоды, когда меняется и сам человек, и система его взаимоотношений с окружающими. Самым непростым этапом взросления человека является его переход от детства к взрослости – подростковый возраст.

Этот период приходится на возраст с 10 до 15 лет. Трудным возрастом, переходным периодом, переломным возрастом называют данный промежуток времени учителя, психологи, родители.

И это не случайно: именно в эти годы перестраивается психика ребенка, изменяется характер учебной деятельности и отношение к ней, бурно развивается самосознание и личность подростка в целом.

В его поведении нередко появляются неожиданные для окружающих срывы и отклонения, возникают конфликты со сверстниками и взрослыми, которые приводят к серьезным внутренним переживаниям[4].

Понятие «трудный» – очень широкое. К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям.

Они трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин (медико-биологических, педагогических и психологических) им трудно учиться по общей программе, идти общим темпом, выполнять общие требования.

Рекомендуется при определении трудновоспитуемости учитывать следующие признаки:

1. Наличие исходной физической и психической полноценности ребёнка (в отличие от детей с аномалиями и подлежащих обучению в специальных школах).

2. Наличие отрицательных проявлений и отклонений от нормального в нравственном развитии, поведении и учебной деятельности со значительной степенью устойчивости(в отличие от детей, эпизодически проявляющих отклонения такого порядка).

3. Обусловленность этих отклонений недостатками воспитания и особенно отрицательным влиянием неуправляемых факторов (улица, среда).

4. Постоянное устойчивое сопротивление воспитанию.

Таким образом, трудные – это здоровые в физическом и психическом отношении дети, проявляющие сопротивление воспитанию вследствие наличия значительных по степени устойчивости и разнообразных по форме проявления отклонений в нравственном развитии и поведении, обусловленных недостатками воспитания [2].

Психологическая работа с трудными детьми и подростками – одно из важнейших направлений деятельности практического психолога.От того, насколько вовремя они выявлены и насколько адекватна помощь, предлагаемая подростку, зависит его психологическое благополучие в будущем.

Работа психолога с трудновоспитуемыми детьми сводится к трем основным функциям: диагностирование, консультирование, коррекция.

При этом психолог имеет свою сферу компетенции, в которую, прежде всего, входят те психологические и социально-психологические характеристики, свойства и явления, которые в той или иной степени вызывают и обуславливают дезадаптацию детей и подростков, отклонения в их социальном и психическом развитии.

Индивидуально-психологические исследования предполагают выявление как слабых так и сильных сторон личности трудновоспитуемых подростков, которые с одной стороны, требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой – составляют здоровый психологический потенциал личности, на который можно опираться в процессе воспитания, перестроиться с учетом ценностных и референтных ориентаций подростка, его интересов и мотивации, что так же поможет выявить психодиагностическое исследование.

Коррекция поведения «трудного» подростка предполагает в первую очередь выявления неблагополучия в системе отношений подростка как со взрослыми, так и со сверстниками, и «лечении» социальной ситуации.

Чрезвычайно важным представляется анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников, определении места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выявление того, насколько оправдываются его престижные ожидания, имеет ли место психологическая изоляция, и если таковая имеется, определение ее корней и причин, а так же возможные пути преодоления.

Главная задача коррекционной работы с трудным ребенком это его социальное самоопределение, которое зависит от организации двух условий:

  1. Обеспечение включенности трудного ребенка в реальные социальные отношения.
  2. Самореализация детей в процессе социального взаимодействия, Т.е. предоставление возможности трудному подростку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.

Психолого-педагогическая коррекция детей и подростков включает в себя следующие компоненты:

  1. Целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.д.).
  2. Актуализация всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, с учителями, учителей с родителями детей, стиль работы всего педагогического коллектива школы).
  3. Введение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности учащихся.
  4. Оптимальное соотношение форм практической деятельности и нравственного просвещения на разных этапах с учетом половозрастных особенностей учащихся.

При проведении психолого-педагогической воспитательно-коррекционной работы с трудновоспитуемыми учащимися необходимо соблюдение следующих принципов.

  1. Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного ученика. Этот принцип предполагает, что педагог должен видеть в ученике, прежде всего лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним.
  2. Принцип социальной адекватности воспитательно-коррекционных мер. Данный принцип требует соответствия содержания и средств воспитания и коррекции социальной ситуации, в которой находится трудный ученик.
  3. Принцип индивидуализации воспитательно-коррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков. Этот принцип предполагает определение индивидуального подхода в социальном развитии каждого ученика, специальных задач, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.
  4. Принцип социального закаливания трудновоспитуемых учащихся. Этот принцип предполагает включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции [5].

В программе коррекционных мероприятий особое место занимает консультирование родителей, педагогов, позволяющее взрослым лучше понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои педагогические действия.

При этом важно помнить, что наибольшая вероятность осложнений в отклонениях взрослого и ребенка появляются в кризисные периоды развития, когда в связи с появлением психологических новообразований происходят разные скачкообразные изменения в психике и личности подростка, в его отношениях с окружающими, что не всегда учитывается родителями. В данном случае нужно помочь родителям определить, какие именно свойства ребенка необходимо учитывать, не стремясь к их «переделке», какие можно корректировать и развивать. То есть, помочь родителям изменить в ребенке, то, что в состоянии меняться, смириться с тем, что они не в состоянии изменить, и научиться отличать одно от другого [3].

Таким образом, проблема трудных учащихся – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Огромная общественная важность ее становится особенно очевидной в период кризиса всего общества. Работа психолога с трудными подростками является одной из сложнейших направлений в профессиональной деятельности и в тоже время актуальной.

Психологическое благополучие подростков во многом зависит от того, насколько своевременно будет оказана психологическая помощь и поддержка трудным подросткам и их семьям.

Поэтому важно своевременно диагностировать проблему возникновения трудностей, а также проводить консультационную и коррекционную работы с трудными подростками и их родителями.

Список литературы:

  1. Бойко, В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. СПб, «Сударыня», 1998.
  2. Мошкова,И.Н.Духовные и психолого-педагогические аспекты работы с трудными детьми // Информационные материалы Круглого стола по религиозному образованию и диаконии ttp://www.rondtb.msk.ru/info/ru/problem_children_ru.htm
  3. Степанов, В.Г.Психология трудных школьников: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. С. 113.
  4. ПетрунекВ. П., ТаранЛ. Я. Младший школьник: Заметки врачей-психоневрологов. – М., 1981. С. 44.
  5. Рабочая книга школьного психолога/ И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.

Источник: http://pedagog.pspu.ru/conference/novoselova/digest/section-2/106-osoben

Программа по работе с трудными подростками асоциального поведения — pdf

Государственное областное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Оленегорский комплексный центр социального обслуживания населения» Коррекционно-развивающая программа по работе с подростками,

Читайте также:  Знак зодиака овен. характеристика

Подробнее

Утверждаю Директор МБОУ СОШс.Красное С.Н.Зотов 0г. Совместный план работы педагога-психолога и социального — педагога по профилактике безнадзорности, правонарушений и склонности к «группе риска» с учащимися,

Подробнее

УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУСОШ 24 О.В.Шестак План работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних Мероприятие Ответственные 5. 6. 7. Подготовка и утверждение плана работы по профилактике правонарушений

Подробнее

Их родителями и педагогамимуниципальное общеобразовательное учреждение Ишеевский многопрофильный лицей имени Н.К. Джорджадзе Утверждаю Директор МОУ Ишеевского многопрофильного лицея Р.Р. Зелимов Приказ

Подробнее

УТВЕРЖДАЮ Директор ОГДПОУ «Белгородский юстроительньщ-^технш^м)) ^А.И. Варакута «.7 /» # 2015 г. ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА НА 2015-2016 УЧЕБНЫ Й ГОД Цель деятельности социального педагога

Подробнее

ГКОУ ЛО «СЛАНЦЕВСКАЯ ШКОЛА ИНТЕРНАТ» Утверждено Распоряжение по школе от ПЛАН профилактической работы по предупреждению правонарушений, безнадзорности, бродяжничества, негативных привычек. 2016-2017 уч.год

Подробнее

План работы социального педагога на 0 0 учебный год Цель: Создавать условия для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения обучающихся

Подробнее

План работы социального педагога Таганрогского техникума сервиса И жилищно коммунального хозяйства на 2016-2017 учебный год Цель: помочь студентам адаптироваться в новых условиях обучения, лучше узнать

Подробнее

ПЛАН РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА Основные направления работы: Социальная диагностика Организационно-воспитательная деятельность Коррекционная работа Просветительская работа учащимися. классными руководителями

Подробнее

ПЛАН РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА в 2016-2017 учебном году Цель: формирование здоровых, гуманных отношений в социуме, помощь в создании атмосферы доброжелательности и взаимной заботы, социальная защита

Подробнее

ЦИКЛОГРАММА работы социального педагога ГОБ ПОУ «Липецкий техникум городского хозяйства и отраслевых технологий» на 2014-2015 учебный год Цель деятельности социального педагога социальная адаптация личности

Подробнее

Согласовано: Зам директора по ВР Е.И.Кислова Утверждаю: Директор МАОУ СОШ с.бердюжье Е.В.Филиппова План работы социального педагога МАОУ СОШ с.бердюжье на 2014 2015 учебный год. План работы социального

Подробнее

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Перегребинская средняя общеобразовательная школа» Перспективный план работы педагога-психолога по профилактике трудных, неуспевающих и склонности

Подробнее

План работы социального а Цель деятельности социального а социальная адаптация личности ребенка в обществе. Задачи работы социального а на 2014-2015 учебный год: 1. Формирование у учащихся адекватного

Подробнее

ТОГБУ «Центр по оказанию психолого-педагогических услуг «Планета любви» Годовой отчёт о работе службы сопровождения подростков, склонных к правонарушениям, совершивших правонарушения и преступления, а

Подробнее

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ШКОЛЕ. 1.ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ N п/п Мероприятия Исполнители

Подробнее

Утверждаю Директор школы 48 Н. Е. Рожкова План работы по профилактике правонарушений, беспризорности и безнадзорности среди обучающихся М Б О У «Средняя общеобразовательная школа 48» на 2015-2016 учебный

Подробнее

«Утверждаю» Директор школы Л.Р.Шигапова План профилактической работы по предупреждению правонарушений, безнадзорности, бродяжничества, наркомании, негативных привычек 2016-2017 уч.г. 1. Профилактика правонарушений,

Подробнее

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений

Подробнее

План Работы социального педагога на 2016 2017 учебный год Цель деятельности социального педагога социальная адаптация личности ребенка в обществе. Задачи работы социального педагога на 2016-2017 учебный

Подробнее

План работы социального педагога на 2016/2017 учебный год. Цель деятельности социального педагога оказание учащимся комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации

Подробнее

«Утверждаю» Зам. директора по УВР В.М. Трушкова г. План психолога ГБПОУ МО «Жуковский индустриально экономический техникум» на 2016-2017 учебный год Цель: содействие в создании условий для полноценного

Подробнее

«Утверждаю» Директор МБОУ СОШ с.красное С. Н. Зотов 20 г. План работы наркологического поста МБОУ СОШ с.красное на 2015-2016 уч.г. Согласно положению об общественном наркологическом посте, деятельность

Подробнее

ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета МОУ ООШ д Новое Задубенье от «30» августа 2016 г. ПРОГРАММА по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения и ВИЧ — инфекции «Мы выбираем здоровье» ПАСПОРТ

Подробнее

Индивидуальные беседы, групповые занятия с участниками конфликтных ситуаций, обеспечение контакта детей с родителями и учителями в случае возникновения конфликта Организационная функция Обеспечение индивидуальных

Подробнее

Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Города Москвы «Школа 2114» (структурное подразделение 1071) План мероприятий по профилактике преступлений

Подробнее

«Утверждаю» И.о. директора МКОУ «Акимовская СОШ» Е.В.Усова Приказ от План основных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся МКОУ «Акимовская СОШ» на 2015-2016 учебный

Подробнее

ПРИНЯТО: Советом профилактики Протокол от 24.10.2013г 4 УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ с. Онор Л.Н.Якименко приказ от 25 октября 2013г. 218 ПРОГРАММА по профилактике употребления психоактивных веществ «БУДУЩЕЕ

Подробнее

Отчет о проделанной работе в МБОУ «Нижнежуравская ООШ» за 2012-2013 учебный год по профилактике наркозависимости среди детей и подростков. В соответствии с Федеральной концепцией профилактики злоупотребления

Подробнее

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САВИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» План работы социального а на 2015 2016 учебный год Сажина Г. А. Социально ическая деятельность в школе направлена

Подробнее

Мйнчцчпаоьнже кюлмеинже жкщежкзанжваиеоьнже йчземленче «Сзелняя жкщежкзанжваиеоьная шджоа 16» Отряд по профилактике правонарушений «СОКОЛ» Аналитическая справка о деятельности отряда профилактики правонарушений

Подробнее

ПЛАН РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА МБС(К)ОУ «СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) 1. Подготовка, уточнение и корректировка списка «трудных» подростков, «группы риска», состоящих на внутри школьном учете, находящихся

Подробнее

План мероприятий по профилактике наркомании и вредных привычек (табакокурения, употребления алкоголя) среди несовершеннолетних на 2013-2014 уч.год Наименование мероприятий Сроки проведения Место проведения

Подробнее

Утверждаю Директор МБОУ»Контошинская СОШ» Касаткина Н.В. 2015 План работы социального педагога МБОУ»Контошинская СОШ» на 2015-2016 учебный год Контошино 2015 терновая виктория васильевна Цель: социальная

Подробнее

ГБОУ СОШ 256 Адмиралтейского района Санкт-Петербург УТВЕРЖДЕНА приказом директора ГБОУ СОШ 256 г. Санкт-Петербург от 31.08.2016 года План работы педагога-психолога на 2016-2017 учебный год Разработчик

Подробнее

План работы социального педагога Цель деятельности социального педагога социальная адаптация личности ребенка в обществе. Задачи работы социального педагога на 2013-2014учебный год: 1. Общая социально

Подробнее

Утверждаю Школа 1200 Дьячков В.М. План работы социальных педагогов ГБОУ Школа 1200 на 2015-2016 учебный год Социальные педагоги ГБОУ Школа 1200: Цель социально-педагогической деятельности: сопровождение

Подробнее

Источник: http://docplayer.ru/29346785-Programma-po-rabote-s-trudnymi-podrostkami-asocialnogo-povedeniya.html

План работы с трудными подростками и детьми «группы риска»

План работы с трудными подростками и детьми

«группы риска» педагога — психолога

Асадчих Н.С

на 2016-2017 учебный год

Цельработы:      социальнаязащитаобучающихся,ихразвитие,воспитание, образование.

Задачи:

  • выявлениеинтересовипотребностейучащихся,трудностейипроблем,отклонений вповедении,уровнясоциальнойзащищенностииадаптированностиксоциальной среде;
  • своевременноеоказаниесоциальнойпомощииподдержкинуждающимсявних учащимся;
  • посредничествомеждуличностьюучащегосяиучреждением,семьей,средой, административнымиорганами;принятиемерпосоциальнойзащите,помощии поддержке обучающихся, реализации прав и свобод личности;
  • содействиесозданиюпсихологическогокомфортаибезопасностиличности обучающихся вучреждении, в семье, в окружающей социальнойсреде;
  • профилактикаасоциальногоповеденияиправонарушений,охранажизнии здоровья;
  • координациявзаимодействияучителей,родителей,представителейадминистрации для оказанияпомощиучащимся.
Содержание Дата выполнения Ответственный
Организационно-социальная работа
1 Планирование работы на год. сентябрь зам. директора по ВР, психолог
2 Выявление       по     классам     опекаемых детей,детейнаходящихсявсоциально — опасном положении. сентябрь психолог, классные руководители
3 Выявление           проблемных           детей. Организацияпедагогической помощи. сентябрь психолог, классные руководители
4 Вовлечение           детей          девиантного поведения       во   внеклассную                  и внеурочную работу. в теч. года зам. директора по ВР, психолог
5 Пополнение           банка        методических материалов. в теч.года психолог
6 Изучение новинок методическойлитературы. в теч.года психолог
Работа с учащимися(сдетьми, находящимисяв социально опасном положении, состоящимина внутришкольном учете, сдетьмигруппы риска.)
а) Диагностическая работа.
1 Диагностика         тревожности     через методику адаптации к школе.1класс ноябрь психолог
2 Диагностикавоспитанностиучащихся. Опросклассныхруководителей.1-11 классы февраль-март кл. рук, психолог
3 Диагностика           мотивов         обучения. март психолог
Опросник«Мотивыобучения»       8-е классы
4 Диагностика                        толерантности. «Толерантен литы?»6-8 классы февраль психолог
5 Диагностика           вредных        привычек. Анонимное     анкетирование  по употреблению       алкогольных       и наркотических средств9-11 классы сентябрь, апрель психолог
6 Диагностика                           определения акцентуацийхарактерауучащихся группы риска.8-9 классы февраль психолог
7 Изучение характерологических особенностейуровня конфликтности. Опросник определения предраспо-ложенностикконфликтной ситуации (тестТомаса),6-еклассы март психолог
8 Диагностикасамооценки.Методика определения самооценкиучащихся. 10-11 классы Ноябрь-декабрь психолог
9 Диагностикаинтересовучащихсяпо методике ДДО Климова8 – 9 классы март психолог
10 Определение         профориентационных намерений8, 9 , 11 классы Октябрь, апрель психолог
б) Коррекционнаяработа
1 Работа     покоррекции       агрессивного поведения подростков.1-11 классы По запросу психолог
2 Коррекция       эмоционально-          волевой сферыребенка.Игровыезанятияна развитие     эмоционально       волевой сферы. 1-11 классы По запросу психолог
3 Коррекциясоциально-педагогической запущенности.Игровыезанятияснеуспевающими учащимисянаразвитиемышления, памяти,           внимания.           1-е          и предшкольные классы 4 дня в неделю психолог
4 Коррекция                  учебной                  и коммуникативной                 мотивации учащихся.     Игровые        занятия     на развитиепознавательнойсферы6-10 классы По запросу психолог
5 Коррекционно-развивающие индивидуальные занятия с детьми «группы риска» и трудными подростками в течение года психолог
в) Профилактическая работа.
1 Классныйчас«Оздоровомобразе жизни 5, 6, 7 классы октябрь психолог
2 Классныйчас«Людисуществуютдруг для друга»6-е классы декабрь психолог
3 Классный      час    «Познай       себя»    8-е классы сентябрь психолог
4 Классный час «Умеем ли мыобщаться?» 7 класс январь психолог
5 Классный час   «Наркотики – что   это такое?» 5-9 классы ноябрь психолог
6 Классный час «Суд над никотином».9-11 классы февраль психолог
7 Классный час «О вреде алкоголя». 9-11классы октябрь психолог
8 Классный час «Путь в бездну». 10-11 классы март психолог
9 Классный час «Хороший тон дома и в школе» с детьми,   находящимися в социально-опасном   положении.   апрель психолог
10 Классный час   «Досуг учащихся» с детьми,   находящимися в социально-опасном положении. 9-11 классы май психолог
12 Беседа с кл. руководителями опсихологии здоровья обучающихся«Здоровье учащихся.» сентябрь психолог
12 Корректировка списков подростков, склонных к асоциальному поведению октябрь психолог
13 Участие во внеклассных мероприятияхсогласно воспитательному плану. в теч. года психолог
Работа с семьей
1 Выступления на классных родительских собраниях в теч. года психолог
2 Индивидуальные консультацииродителей по вопросам воспитания. в теч.года психолог
3 Проведение рейдов семьи, находящихся   в   социально-опасном положении. по запросу психолог, кл.
руководители, зам.
директора по ВР
Участие в работе совета по профилактике безнадзорностиправонарушений. в теч.года психолог, зам.
4 директора по ВР, социальный педагог, кл. руководители
5 Проведение цикла бесед:Почему ваш ребенок дерется.Проявление форм жестокости у детей, причина ее возникновения. Признаки употребления наркотических средств.«Родителям о правах ребёнка» в теч. года психолог
Читайте также:  Театральные игры и упражнения для детей 10-12 лет

Источник: http://kursk-sosh41.ru/vospitatelnaya-rabota-shkoly/soczialno-psixologicheskaya-sluzhba/470-plan-raboty-s-trudnymi-detimi-i-detmi-qgruppy-riskaq.html

Индивидуальная работа психолога по проблеме школьной тревожности

Продолжение. Начало: «Школьная тревожность»

Индивидуальная работа с учащимися, обладающими высоким уровнем школьной тревожности, поддается алгоритмизированию с большим трудом.

Это связано с тем, что причины, вызвавшие школьную тревожность, а также формы ее проявления, очень «личностны».

Поэтому мы можем привести только самый общий алгоритм работы, который наполняется в каждом конкретном случае ситуационным содержанием.

Первый шаг в подобной работе — выявление причин, вызывающих школьную тревожность у данного ребенка.

Если ситуация позволяет, желательно использовать приемы опосредованной работы со школьной тревожностью (это возможно в том случае, когда конкретный фактор, вызывающий школьную тревожность, можно устранить или минимизировать его влияние на учащегося).

Собственно психологическая помощь необходима тогда, когда использованы все возможности воздействия на социально-педагогическую ситуацию развития учащегося.

Психологическую помощь детям с повышенным уровнем школьной тревожности можно представить в виде описанных ниже этапов. 1. Консультация с родителями и учителями по вопросам оказания поддержки ребенку в период работы с психологом. Необходимо обсудить следующие вопросы (Венгер А. Л.

, 2000): как создать для ребенка ситуацию успеха, как дозировать эмоциональные нагрузки, как оптимально организовать режим дня. 2. Углубленная психодиагностика особенностей школьной тревожности данного ребенка (при необходимости). 3.

Основная работа с учащимся, которая включает в себя актуализацию тревоги, ее разрядку (символическое уничтожение или преобразование) и выработку новых стратегий поведения в тревожащих ситуациях (рисование, разыгрывание, для подростков — консультирование), при необходимости — включение в группу развития коммуникативных навыков или навыков уверенного поведения (Хухлаева О., 2002). 4. Закрепление результатов с помощью работы по созданию условий для повышения самооценки учащегося, его уверенности в себе. 5. Итоговая диагностика (диагностика результатов).

6. Итоговые консультации с родителями и учителями.

Важно отметить, что не все перечисленные этапы являются обязательными, и их прохождение в контексте работы с конкретным учащимся зависит от его индивидуально-психологических особенностей, а также от различных характеристик ситуации его развития.

Данный алгоритм может можно проиллюстрировать на примере работы с Д. С, учеником 1-го класса. По итогам фронтальной диагностики уровня школьной тревожности, проводившейся в середине октября, когда «в норме» адаптационный период должен быть завершен, Д. попал в «группу риска» (для диагностики использовался проективный рисунок «Я в школе). Рисунок Д. приведен ниже (рис. 15).

Рис. 15. Рисунок Д. С. «Я в школе», октябрь.

Комментарий: «Меня вызывают к доске. Всегда только меня. А других никогда. Я не люблю ходить к доске»

Первое, что обращает на себя внимание на рисунке Д., — во всех подробностях прорисованная школьная доска. В кабинете, где учится первый класс, таких доски две — большая и маленькая, причем на верхнем ребре каждой закреплены иллюстрации к темам, которые разбираются на уроках.

Все это нарисовано очень старательно, однако в рисунке столь «любовно» изображенной доски проявляются все возможные признаки тревожности: слишком сильный нажим на карандаш, многочисленные стирания, исправления, нарушение целостности рисунка (использована только правая нижняя часть листа).

Ни учителя, ни одноклассников на рисунке нет.

Приглашенная на консультацию мама (этап 1) рассказала, что Д. действительно панически боится именно школьную доску саму по себе.

Отвечать у доски, стоять перед всем классом — это ситуации, которые его не беспокоят. Сколько мама ни пыталась выяснить, что такого страшного в доске, Д. не мог сформулировать вразумительный ответ.

В школу он ходит без особого удовольствия, с ребятами почти не общается, но учится нормально.

Маме сообщили, что Д. предложено посещать индивидуальные занятия, которые помогут ему справиться с этим непонятным и нетипичным «страхом доски как таковой».

В ответ мама сказала, что это, возможно, излишне, тем более что они, вероятнее всего, перейдут в другую школу — школу с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. По ее словам, Д.

— очень художественно одаренный мальчик, и приходя домой, она, развивая его способности, сажает его за стол, кладет перед ним чистый лист бумаги и предлагает что-либо нарисовать, даже если тот утверждает, что сегодня у него нет настроения.

Этот рассказ мамы натолкнул на мысль о том, что доска для Д. Ассоциируется с этим ежедневным чистым листом, на котором в Обязательном порядке нужно «самовыразиться», даже если не очень хочется (впоследствии Д. подтвердил эту гипотезу следующей фразой: «На ней (доске) столько всего написать и нарисовать нужно, чтобы она была исписана!»).

В итоге Д. посетил четыре занятия с психологом, после чего все-таки был переведен в выбранный мамой художественный лицей.

Несмотря на повторную консультацию, в ходе которой обсуждался вопрос о нецелесообразности (и даже опасности!) смены школы в Первом полугодии первого класса, мама решила, что ребенку лучше будет учиться там. К сожалению, мы не располагаем информацией о том, прижился ли Д.

в новой школе, что с ним происходит сейчас. Об эффективности встреч Д.

с психологом мы можем судить только косвенно, поскольку итоговая диагностика проводилась всего через неделю после завершения работы; очевидно, что этот срок явно недостаточен для того, чтобы все, что происходило на занятиях, было ассимилировано ребенком. Тем не менее, его итоговый рисунок «Я в Школе» дает надежду на то, что занятия были эффективны.

На первом занятии Д. были предложены разные варианты работы: рисовать, делать аппликации, играть в театр, просто играть вдвоем с психологом в разные интересные игры. К удивлению психолога, Д. выбрал именно рисование. Хотя, казалось бы, оно ему уже порядком надоело, вероятно, для него оно являлось одной из привычных форм взаимодействия со взрослыми.

На первом занятии в ходе предварительной беседы выяснилось, что Д. отчасти осознает свой «страх доски», но причины его сформулировать не может. Он рассказал, что не любит подходить к доске, ему там неприятно стоять, потому что она слишком большая.

Д. было предложено нарисовать «самую страшную доску на свете», а после сочинить по ней историю. Получилась доска, которая в поддень оживает и поедает тех первоклассников, которые не успели спрятаться (этапы 2—3, диагностика и проработка тревоги).

Второе занятие началось с того, что можно сделать с этой «самой страшной доской». По сюжету, придуманному Д., самое страшное наказание для доски — это быть расчириканной.

«Наказанная» доска была изображена, и остаток времени (около 20 минут) Д. посвятил размалевыванию того пространства рисунка, которое было доской, причем делал это с нескрываемой злостью.

Читайте также:  Классный час «воспитанный человек. какой он?», 4 класс

Со стороны казалось, что он мстит нарисованной доске.

После второго занятия выяснилось, что через две недели ребенок переходит в другую школу, поэтому пришлось в спешном порядке «заземлять» результаты, поскольку, по сути, в данный момент мы находились на этапе актуализации тревоги и ресурсов совлада-ния с ней.

Во время третьего занятия Д. получил возможность разрисовать мелом классные доски. Он проделал это очень эмоционально, постоянно комментируя свои действия, причем несколько раз, закончив, стирал с доски и начинал заново.

Во время четвертой встречи обсуждались достижения Д., а также вопрос о том, что делать с рисунками «самой страшной доски» и «наказанной доски». В итоге, первый был оставлен в подарок психологу, а второй забран Д. домой (этап 4, выработка новых стратегий поведения).

Итоговый рисунок «Я в школе» (этап 5), проведенный с целью оценки эффективности работы (как уже указывалось, через неделю после последнего занятия), приведен ниже (рис. 16).

Изображение доски заметно уменьшилось, ей отведено адекватное место в пространстве класса. В ее изображении отсутствуют выраженные признаки тревожности, проявившиеся в прошлый раз: сильный нажим, стирания. Доска закрашена более небрежно.

Появились изображения себя (за средней партой во втором ряду), одноклассников и учителя, которые характеризуются теми или иными признаками тревожности, однако их появление, в контексте данного случая, скорее говорит о положительном результате работы с Д.: пространство школьной жизни для него субъективно расширилось, в нем оказались значимыми другие персонажи, помимо доски. Однако обратиться к особенностям взаимодействия Д. с одноклассниками и учителями не позволяли объективные временные ограничения.

Рис. 16. Рисунок Д. С. «Я в школе», ноябрь. Комментарий: «Я сижу на уроке, все решают задачу»

При работе с тревожными подростками, как правило, сохраняется тот же алгоритм, однако применяются другие методические средства, прежде всего методы психологического консультирования.

Основные этапы индивидуального консультирования тревожных подростков включают (Кузнецова И.

, 2000): 1)  поддержание (восстановление) позитивного самоотношения; 2)  анализ проблемы, операционализацию ее проявлений, определение провоцирующих источников и причин; 3)  постановку позитивной цели, описание желаемого поведения; 4)  построение шагов роста (описание конкретных достижений через день, неделю, месяц); 5) уточнение параметров желаемого результата; 6)  определение возможных ресурсов и союзников — тех, кто может помочь в достижении цели;

7)  проработку возможных возвращений к старым формам поведения.

Естественно, что реальное оказание психологической помощи не всегда «вписывается» в существующие схемы и алгоритмы, нередко клиент по несколько раз возвращается на один и тот же этап консультационной работы или же «нарушает» их последовательность. Для примера опишем еще один случай из нашей школьной практики.

Первый раз мы встретились с Таней (имя девочки изменено), ученицей восьмого класса, чтобы обсудить результаты тестирования, которое проходило у них в классе. Результаты обработки «Шкалы тревожности» показали, что для Тани характерен высокий уровень тревожности в сфере межличностных отношений.

На наше предложение поработать с повышенной тревожностью девочка ответила согласием.

Таким образом, целью нашей работы можно считать снижение проявлений тревожности в сфере межличностных контактов.

Первая наша «рабочая» встреча состоялась через неделю и продолжалась примерно 40 минут. На наш вопрос о том, с чем именно Таня хочет поработать, она ответила, что ее беспокоят отношения с подругой. Девочку спросили о чувствах, которые она испытывает.

Таня рассказала о своем раздражении и описала те черты, которые ее особенно раздражают в подруге. Затем была использована техника смены ролей. Тане предложили побыть подругой, а консультант «стала» Таней. Находясь в роли своей клиентки, психолог «возвращала» ей те претензии, которые она предъявляла подруге, доводя их до абсурда.

Это вызвало разрядку чувств: Таня много смеялась. Затем мы снова поменялись ролями. Теперь Таня была в своей роли, а консультант — в роли ее подруги. После нескольких минут диалога у клиентки возникли агрессивные чувства. Их было предложено разрядить, используя технику «Потряси противника за горло».

Можно отметить, что Тане довольно трудно далось это упражнение, так как выполнять его пришлось с психологом, взрослым человеком.

На вопрос о том, что было важно в этой работе, Таня сказала, что ей было очень важно поделиться своими проблемами. Она чувствует облегчение от того, что смогла все рассказать. Также удалось частично разрядить тяжелые чувства по отношению к подруге и по-новому взглянуть на их отношения.

Следующая наша встреча была посвящена проблемам во взаимоотношениях с женой старшего брата Тани — Олей (имя изменено). Девочка испытывает ревность, когда видит, что ее мама и брат уделяют слишком много, по мнению Тани, внимания Оле.

Таню очень раздражает, что Оля обращается к ней с просьбами помочь по хозяйству, ей кажется, что Оля не имеет на это право. На полученной от клиентки информации и была построена наша работа. Mы снова использовали технику смены ролей.

Находясь в роли Тани, психолог вела себя преувеличено «нагло», совершенно отказываясь выполнять поручения Оли, постоянно высказывала ей свои многочисленные претензии. Затем мы поменялись ролями.

На протяжении довольно длительного времени психолог в роли Оли моментально исполняла все желания, прихоти и капризы Тани, иногда  Помогая ей разряжать сильные агрессивные чувства (Таня била психолога подушками). В процессе нашей работы разряжались сильные чувства: Таня много смеялась, громко кричала, сильно потела.

  После окончания работы Таня сказала, что чувствует сильное облегчение. Она отметила, что изменилось ее отношение к Оле: она поняла, что той трудно привыкать жить в новом доме. На вопрос о том, что Таня может сделать в своей реальной жизни, она ответила, что постарается чаще улыбаться Оле, больше с ней разговаривать.

На следующий день Таня неожиданно пришла к нам в кабинет вся в слезах. Отчаянно рыдая, она объяснила, что в классе на уроке ее стали обзывать одноклассники. Ей пришлось встать и уйти прямо посреди написания классного сочинения.

Было необходимо как можно быстрее проработать ее чувства, чтобы дать клиентке возможность найти выход из создавшейся сложной ситуации. Вначале психолог постаралась поддержать Таню взглядом, прикосновением и попросила ее не останавливать свои слезы. После того как она перестала плакать, мы обсудили создавшуюся ситуацию.

Тане предложили нарисовать коллективный портрет ее обидчиков. Затем девочка порвала и потоптала рисунок. Она делала это долго и с наслаждением. Затем Тане предложили перейти из позиции жертвы в позицию «экспериментатора».

Для этого ее попросили завести специальный блокнот и каждый день с научной точностью фиксировать количество и содержание получаемых оскорблений, а также свою реакцию на них. Само это предложение явилось сильным противоречием: Таня очень много смеялась.

Затем психолог предложила девочке придумать как можно больше разных способов поведения в ситуации, когда тебя обзывают. Это упражнение помогает справляться с чувством беспомощности. После этого Таня сказала, что чувствует себя гораздо лучше, и решила уйти.

Наша последняя консультация была посвящена проблемам взаимоотношений с мамой. Работа шла по уже описанной выше схеме (техника смены ролей). Затем мы отработали технику «И-а», которая помогает справляться с агрессивными чувствами. Наконец, мы попросили Таню подробно рассказать о том, что ей нравится в своей маме, что она особенно любит.

После этой работы Таня сказала, что пока хочет остановиться.

На наш вопрос о том, что дали Тане встречи с психологом, она ответила, что стала спокойнее и лучше чувствовать себя дома; она отметила, что ее «почему-то» перестали обзывать одноклассники, а когда один попытался это сделать, Таня повела себя совершенно не стереотипно: спокойно рассказала мальчику о своих чувствах, что сразу же прекратило конфликт.

Таким образом, можно отметить, что цель нашей работы была достигнута: удалось снизить проявления тревожности и дискомфорта в сфере межличностных отношений. Косвенным подтверждением эффективности нашей работы послужило и то, что после того, как мы расстались с Таней, к нам обратилась ее подруга с просьбой назначить время индивидуальной консультации.

В целом, можно отметить, что индивидуальная психологическая помощь учащимся, характеризующимся высокой школьной тревожностью, — это процесс, требующий от психолога творческого подхода, основанного на внимательном анализе всех особенностей личности учащегося, а также социально-педагогической ситуации его развития.

Индивидуальная работа психолога по проблеме школьной тревожности

На ту же тему:

  • Диагностика школьной тревожности

Источник: http://5psy.ru/obrazovanie/individualnaya-rabota-psixologa-po-probleme-shkolnoie-trevojnosti.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector