Интеллектуальное развитие детей 5, 6, 7 лет

Интеллектуальное развитие детей 5, 6, 7 лет

Большинство родителей хотят своему ребенку счастливой и успешной жизни и понимают, что для этого он должен обладать определенными качествами, ценимыми обществом.

Одним из таких ключей к будущему благополучию они справедливо считают ум или говоря научным языком – интеллект ребенка.

Иногда его путают с накоплением знаний и стараются «впихнуть» их в малыша как можно раньше и как можно больше, стремясь обеспечить своей детке конкурентные преимущества на более раннем этап.

Раннее развитие ребенка – модная тенденция в современном воспитании. Само желание уделить максимум внимания задачи интеллектуального развития малыша похвально. Но оно даст эффект только в том случае, если развитие интеллекта у детей делается со знанием и пониманием того, что это собственно такое, и закономерностей его формирования у человека.

Интеллект – это не просто сумма самых разных знаний и навыков, а прежде всего умение ими эффективно пользоваться. Само значение этого слова («понимание», «познание» на латыни) указывает на то, что интеллект это совокупность самых разных свойств личности от восприятия до воображения, которые обеспечивают этот самый процесс познания и понимания мира.

Эти интеллектуальные свойства личности во многом определяются наследственностью и закладываются ещё в утробе матери. Но уровень развития интеллекта определяется не только генетикой, которую изменить невозможно. Факторы развития интеллекта включают в себя кроме этого и то, на что родители могут воздействовать. Это:

  • Благополучное перинатальное развитие, которое обеспечивается полноценным питанием матери, достаточным содержанием в нем йода и других необходимых микроэлементов. Отсутствием на этом этапе неблагоприятных факторов – болезней матери, приема ею лекарственных препаратов, алкоголя, наркотиков и т.п.
  • Полноценное питание малыша на этапе физического формирования, особенно раннего.
  • Возможности для полноценной двигательной и познавательной активности.
  • Общение с взрослыми и с определенного возраста с ровесниками.

Это далеко не полный перечень факторов, оказывающих влияние на развитие личности детей. Это и социальная среда, в которой растет малыш, и личностные качества самого ребенка и его родителей, и многое другое. Одним из таких положительных факторов может стать система развития интеллекта и памяти, которой будут придерживаться родители, начиная с самого раннего возраста своего ребенка.

Система эта будет эффективна, если будет учитывать особенности развития интеллекта, которое предполагает не только накопление теоретических знаний, развитие речи и памяти, но и эмоциональное, социальное, физическое развитие малыша. При этом очень важно, чтобы учитывались стадии развития интеллекта, физиологическая готовность ребенка к восприятию и освоению новых задач.

Развитие интеллекта у ребенка дошкольного возраста

Развитие восприятия и интеллекта человека начинается с момента рождения и проходит определенные стадии. Каждый этап очень важен для полноценного развития личности и для его успешности необходимо не перепрыгивать через ступеньки, а осваивать каждую. На протяжении всего дошкольного детства основным видом деятельности ребенка будет игровая. Именно через игру идет познание и освоение мира.

Этапы развития интеллекта привязаны к возрасту ребенка, и хотя каждый малыш имеет свои особенности, свою скорость, но всё же общие закономерности позволяют выделить определенные периоды, в которые малыш должен освоить определенные умения и навыки, сформировать различные интеллектуальные качества. На каждом таком этапе наиболее эффективно будет воздействовать соответствующая возрасту методика развития интеллекта.

Например, на отрезке от 0 до 3 лет наиболее благотворно для развития интеллекта возможность ребенку исследовать мир через тактильные ощущения.

Он должен всё потрогать ручками, запомнить как можно больше разнообразных текстур и фактур, ощутить тепло – холодно, твердо – мягко и т.д. Это период подготовки и активного освоения речи и возможностей своего тела.

На этом этапе как тесты выступают определенные маркеры, которые позволяют судить о благополучном развития малыша.

Это то, что ребенок должен освоить до года, и если что-то из этого списка навыков и умений не освоено, то родителям стоит посоветоваться со специалистами и дополнительно обследовать малыша. Они могут быть вызваны проблемами со слухом, родовыми травмами и т.п. Чем на более раннем этапе будут выявлены имеющиеся проблемы, тем успешнее будет коррекция развития интеллекта дошкольников.

После года список маркеров становиться короче, но осваиваемые умения сложнее и глубже.

Следующий важный этап формирования дошкольника – это возраст от 3 до 5 лет. Это время в первую очередь активного освоения речи, формирования зачатков логического мышления, коммуникационных навыков.

В это время важно поощрять самостоятельность ребенка, давать ему первые поручения, прививать интерес к природе, пробудить интерес к творчеству, общаться с ним.

Через общение с родителями формируются его коммуникативные навыки.

Время от 5 до 7 лет – интенсивное интеллектуальное развитие, накопление знаний об окружающем мире, начало формирования логического мышления, развитие мелкой моторики, коммуникационных и социальных навыков.

Это возраст, когда малышей начинают готовить к школе, знакомить с буквами, счетом, понемногу учить читать и писать.

Не менее важно научить малыша общаться с другими людьми, заводить первых друзей, выполнять творческие задания, отвечать за свои поступки.

Если малыш освоил всё это, то он готов перейти на следующий этап – стать школьником.

Выявление талантов ребёнка

Одна из важных задач родителя в дошкольный период – это выявление склонностей и талантов ребенка, формирование его интересов и позитивного отношения к познавательной деятельности. Именно через имеющиеся у малыша интересы и способности к какому-либо виду деятельности развитие будет идти наиболее успешно.

Родитель должен осознать индивидуальные особенности своего ребенка, чтобы помочь ему скорректировать те, которые могут осложнить его обучение в школе и социализацию в группе сверстников, и использовать наиболее эффективные для него методики развития.

Важно понять какой темперамент у вашего ребенка – сильный или слабый, сангвиник он, или меланхолик, флегматик или холерик, так как от этого зависит способ обучения малыша.

Например, флегматику требуется много раз повторить новое, пока он это освоит, и сам он готов это делать, если заинтересован в его освоении.

А для меланхолика, малыша со слабым темпераментом, многократные повторения станут просто пыткой, которые могут отбить у него всякое желание учиться.

Особенности интеллектуального развития школьников

Именно во время обучения в школе происходит окончательное формирование интеллектуальных способностей личности. Здесь также выделяются три основных периода:

  • Младший школьный возраст
  • Подросток
  • Ранняя юность

На каждом из этих этапов развитие интеллекта учащихся решает определенные характерные для этого возраста задачи. Общим для школьного периода является то, что учеба становится основным видом деятельности ребенка.

Для того, чтобы она была успешной особенно важен младший школьный возраст, когда формируется потребность в обучении и мотивация к учебе, формируются основные навыки интеллектуальной деятельности.

Именно в этом возрасте происходит интенсификация интеллектуального развития, которое и определяет дальнейшие успехи или неудачи ученика.

Упражнения и игры

Правильное развитие интеллекта очень важно для успешности личности, поэтому родителей волнует, какие есть средства развития интеллекта. Упражнения для развития интеллекта в виде теста наиболее активно начинают использовать со среднего школьного возраста, а всё дошкольное детство и в начальной школе главные приемы обучения – это игры для развития интеллекта.

На первом месте в детском саду будет дидактическая игра как средство развития интеллекта дошкольников. Для младших школьников добавляются и другие способы, например, тестирование, но дидактические игры по-прежнему активно используются педагогами и родителями.

В среднем и старшем школьном возрасте те же задачи решают занятия математикой, музыкой, творчеством. Тесты подтверждают и такую связь, как скорочтение и развитие интеллекта.

Но прежде чем перейти к собственно играм и упражнениям, ещё немного поговорим об интеллекте, чтобы точнее представлять, что же именно развивают разные игры и упражнения, какая проблема развития ими решается.

Мы привыкли связывать с понятием интеллект прежде всего качества мышления, так сказать «рацио», а не «эмоция». Но в последние годы ученые и педагоги осознали, что для успешности человека важны не только логика, память, знания математики или биологии, но и другие навыки и умения.

Поэтому сегодня выделяют несколько основных видов интеллекта у детей:

  • Вербальный – полноценное освоение речи и коммуникативных способностей.
  • Визуально-пространственный – хорошее представление о визуальном образе предметов, умение ориентироваться в пространстве, представление о том, как они могут видоизменяться. Формируется благодаря наблюдению за миром.
  • Логический – развитие логики, способности к синтезу и анализу явлений, рациональное мышление.
  • Физический – умение владеть своим телом, хорошая координация движений, развитая моторика, способность к освоению различных физических навыков.
  • Эмоциональный – осознание собственных эмоций, умение контролировать их проявление, способность опознавать эмоции других людей, умение предвидеть их появление в результате собственных действий.
  • Социальный – умение взаимодействовать с другими людьми, осознавать и выполнять требования общества.
  • Творческий – умение генерировать собственные идеи и реализовывать их. Развитие творческого интеллекта помогает человеку не только в освоении искусства, но и в любой деятельности – от науки до рукоделия.

В человеке должны быть гармонично развиты все эти виды интеллекта для успешной жизни.

Социальный тип интеллекта

Развитие социального интеллекта требует от ребенка в первую очередь хорошего развития речи, коммуникативных навыков и развитие эмоционального интеллекта, так как без этого эффективно взаимодействовать в обществе невозможно. Игры помогают развиваться малышу в этом направлении.

  • Игра «За стеклом» на развитие эмоционального интеллекта у дошкольников. Участвовать в ней может любое число участников разного возраста. Один изображает действие, эмоцию без слов, только мимикой и жестами. А другие участники должны угадать, что он показал. Затем угадывающий и показывающий меняются ролями.
  • Игра «Сороконожка». Все участники строятся в линию, держась за плечи друг друга. У всех, кроме первого, «головы», завязаны глаза. Цель играющих пройти из одной заданной точки в другую. Дорогу видит лишь первый и говорит следующему за ним, что нужно делать.
Читайте также:  Как заниматься самовоспитанием

Фактически все командные игры создают условия развития социального интеллекта, ведь в них лишь умение взаимодействовать помогает команде победить.

Развитие памяти

Всем известны такие способы тренировки памяти, как заучивание стихов, пересказ прочитанных или просмотренных сказок и историй, составление пазлов, игры и тесты на память и внимание, которые существуют как в электронном, так и в традиционном виде.

  • Найди отличие. Перед ребенком ставится несколько предметов и дается время, чтобы он их запомнил. Он отворачивается, и взрослый вносит изменения – переставляет или убирает один из них. Ребенку предлагается обнаружить и назвать изменения.

Развитие логического мышления

Обычно, когда говорят про способы развития интеллекта, имеют в виду прежде всего формирование полноценного логического мышления, которое предполагает целый комплекс свойств от умения концентрировать внимание до умения сомневаться и строить предположения. Формированию и совершенствованию логического мышления способствуют головоломки, загадки, каверзные вопросы, освоение шашек и шахмат, карточные пасьянсы, компьютерные стратегии и аркады

Источник: http://razvitieiq.ru/razvitie-intellekta

Интеллектуальное развитие ребенка 7 лет

Интеллектуальное развитие ребенка 7 лет

Клуб Увлеченных Мам

Вашему малышу уже исполнился годик, и не только вы, конечно, заметили, как вырос ваш карапуз: он уже начинает ходить и разговаривать и умеет гораздо больше по сравнению с новорожденным малышом.

Интеллектуальное развитие ребенка до года очень важно для становления всех его способностей, но период от года и до двух лет тоже очень значимый этап интеллектуального развития способностей детей, так как именно этот возрастной промежуток является, по мнению монтессори-педагогов, периодом развития устной речи ребенка и интеллектуального развития в целом.

Давайте вместе рассмотрим все стороны интеллектуального развития ребенка в 1 год и определим, чему учится годовалый малыш, и что он может уметь к двум годам.

Сенсорное развитие

Очень важно в период от года и до двух лет обеспечить малышу возможности для сенсорного развития. И лучше всего в этом поможет родителям создание дома и на прогулке благоприятной развивающей среды.

Полезны для развития способностей у детей будут различные пирамидки и рамки-вкладыши, благодаря которым ребенок учится видеть разницу в величине предметов.

Также пригодятся в этот период (да и дальше) кубики разных цветов и из разнообразных материалов и наборы продуктов (только не маленькие, чтобы малыш не мог их проглотить).

С такими игрушками можно поиграть, сравнивая, например, кубик и яблочко: «Яблочко круглое, оно катится, а кубик – не катится».
В этом возрасте ребенок должен знать как минимум две геометрических формы (круг и квадрат) и научиться определять геометрические тела -шар, куб и кирпичик.

Кроме того, в развитии способностей детей после года вам помогут сенсорные карточки. которые вы можете сделать сами. Для этого подберите материалы разных фактур, например, атлас, бархат, металлическую пластину, кусочек кожи и подобные.

Для прочности и удобства вы можете приклеить их на картонную основу. Предлагайте малышу потрогать и провести пальчиком по поверхности, называя при этом отличающийся признак предмета.

Еще одной особенностью интеллектуального развития детей в 1 год является то, что в этот период ребенок учится различать от 4 до 8 цветов. В этом, конечно, малышу должны помочь родители, играя с ним в различные игры на изучение цветов.

Например, поиграйте с малышом в «огородников». Разложите овощи и фрукты на полу и собирайте вместе в ведерко, называя то, что кладете: «Положим в ведерко желтый лимон, красный помидор, теперь зеленый огурчик».

Развитие речи

Обычно в годик ребенок произносит 5-10 простых слов, таких как «мама», «дай» и т.п. и много болтает на своем «марсианском». И часто бывает ситуация, когда родители бьют тревогу, что развитие речи малыша останавливается, и он не произносит новых слов.

На самом деле, зачастую причина в том, что малыш просто ленится говорить, так как мама и папа его и так понимают.

Поэтому очень важно в этом возрасте часто и помногу разговаривать с малышом, петь ему песенки, читать книжки, чтобы у ребенка накапливался пассивный речевой словарь и стимулировать его на речь, тогда пассивный запас перейдет в дальнейшем в активный.

Для этого полезны игры на побуждение к речи, например, вместе с малышом поучите куклу или мишутку говорить. Возьмите для этого игрушку и просите ребенка учить куклу словам, пусть он произносит слова, а вы повторяйте за малышом вместо игрушки тоненьким голосом.
И, конечно, вам помогут в развитии речи игры на мелкую моторику. которые также способствуют речевому развитию вашего малыша.

Гармоничное развитие ребенка по системе
Марины Суздалевой

Более 20 конспектов тематических занятий, семинары и электронные книги по организации развивающих игр с детьми

Раздел регулярно пополняется!

Логико-математическое развитие

Основы логико-математического мышления у детей начинают закладываться как раз в период от года.

Так что в этом возрасте начинается время игр с конструктором, сортировки предметов по величине и форме, а также занятия с геометриком (как его сделать самостоятельно, можете прочитать здесь ).

Для развития логико-математических представлений у малыша от года должны быть игрушки, отличающиеся по форме, величине и количеству деталей, например, несколько мячиков разных размеров. Также все игрушки должны находиться в зоне доступа детей, чтобы в любое время они могли исследовать их.

Еще для развития логико-математических способностей у детей полезны игры с различными наборами карточек: картинки мам-зверей и малышей, картинки животных и их домов, где ребенок подбирает подходящие друг другу пары карточек.

Особенности интеллектуального развития детей к двум годам

Конечно, все мамы, увлеченно занимающиеся со своим ребенком, задаются периодически вопросом, все ли умеет малыш в рамках возрастных норм, и нет ли каких-то проблем в его интеллектуальном развитии? Понятно, что малыш никому ничего не должен, но давайте все-таки обобщим особенности интеллектуального развития детей к двум годам жизни:

Что умеет малыш к 2 годам

  • Способен соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине в соответствии с образцом при выборе из 2-4 разновидностей.
  • Имеет элементарные представления об основных разновидностях величины, формы, цвета.
  • Умеет правильно выделять свойства предметов и узнавать предметы по сочетанию свойств.
  • Опредмеченность восприятия, например, предметы круглой формы – и шарик, и колесо, и мячик.
  • Словарный запас около 300 слов.
  • Задает первые вопросы (сколько их еще будет !).
  • Может назвать свое имя.
  • Произносит короткие фразы и первые простые предложения.
  • Различает от 4 до 8 цветов.
  • Знает основные геометрические фигуры.
  • Может сложить пазл из 2-4 элементов.
  • Строит башню и собирает пирамидку.
  • Понимает понятия «один», «много», «ничего».

Как бы ни развивался ваш малыш, помните, что все детки индивидуальны и интеллектуальное развитие ребенкав 1 год происходит на своей собственной «скорости»! Занимайтесь со своим малышом с удовольствием!

Источник: http://vyrastitrebenka.ru/rebenku-7-let/intellektualnoe-razvitie-rebenka-7-let.html

Тест «Способность к обучению в школе» для детей 5 — 7 лет

Тест «Способность к обучению в школе» для детей 5 - 7 летЦель: Диагностика психологической готовности детей 5 — 7 лет к школьному обучению, уровня умственного развития ребенка. Тест состоит из 15 заданий.

Для каждого из них предусмотрена своя система оценок, которая оговаривается в руководстве к тесту. Все результаты заносятся в бланк регистрации.

Применяется исключительно индивидуально, требует хорошей предварительной подготовки исследователя.

Руководство к тесту

Вводное задание. (Не оценивается, так как применяется в целях установления контакта с ребенком, а также для облегчения понимания им сути первого задания). Задание состоит из серии трех последовательных картинок по сюжету «История о постройке башни» (рис. 1 — 3). Картинки нужно разложить в правильной последовательности перед ребенком.

Взрослый сам рассказывает историю, указывая каждый раз на соответствующую той или иной фразе картинку.Инструкция: «Посмотри на эти картинки. Они нам расскажут одну историю. Маленькая девочка строит башню из кубиков, она рада, что башня получается такая красивая (1-я картинка). Вдруг пришел один озорной мальчик и нарочно ногой разрушил башню (2-я картинка).

Девочка очень расстроилась и заплакала горькими слезами (3-я картинка)». Затем картинки убираются, а ребенка просят повторить услышанный рассказ, но уже не глядя на картинки. Исследователь независимо от качества рассказа еще раз кратко формулирует суть сюжета: «Очень хорошо. Мальчик разрушил у девочки башню, и поэтому она заплакала».

Первое задание: «История в картинках» (рис.4 — 6)

Задание состоит из трех картинок, которые последовательно раскладываются перед ребенком с просьбой рассказать историю, которую он видит на них. При этом никакая помощь ребенку не оказывается. После того, как ребенок составил рассказ, картинки убирают и просят его еще раз коротко пересказать суть истории (см. Вводное задание).

Оценка задания:

    7 баллов — Ребенок очень хорошо отразил смысловую связь всех трех картинок, уделив внимание главному в сюжете. Резюме состояло из основного краткого содержания истории. 5 баллов — Ребенок хорошо отразил смысловую связь в картинках. Существенное и второстепенное описано с одинаковым вниманием. Второстепенное также внесено в краткий пересказ истории. 3 балла — Ребенок смог правильно и самостоятельно отразить смысловую связь только между двумя картинками. В резюме основное внимание уделено второстепенным деталям. 2 балла — Ребенок не смог найти смысловую связь между картинками, описал их отдельно друг от друга.0 баллов — Ребенок не смог составить рассказ.

Второе задание: «Знание цвета» Перед ребенком кладет доску с 12 цветами (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, черный, серый, белый, коричневый) и поочередно, в любом порядке предлагают ему назвать тот или иной цвет .
Оценка задания: За каждый правильно названный цвет начисляется 1 балл

Третье задание: «Заучивание четверостиший»

Читайте также:  Сценарий для детей младшего школьного возраста. праздник игрушки

Инструкция (состоит из трех этапов):

Вводная часть: «Сейчас мы выучим одно хорошее стихотворение, которое ты постарайся запомнить, чтобы потом рассказать дома папе (бабушке, сестре…). Вот послушай:

    «Как дорожит любым деньком Малюточка пчела! — Гудит и вьется над цветком,Прилежна и мила».

1 этап: «Теперь я расскажу первую часть стихотворения, а ты потом его повторишь:

    «Как дорожит любым денькомМалюточка пчела!»

2 этап: Если ребенок допустил ошибки при повторении, то ему говорят: «Ты хорошо рассказал, только еще не все правильно». При этом указывают какие ошибки он допустил и как фраза должна правильно звучать. Затем просят его повторить еще раз. Если ребенок вновь допускает ошибки, то повторение фразы возможно не более трех раз.

Затем по аналогии заучивают вторую часть стихотворения:

    «Гудит и вьется над цветкомПрилежна и мила».

3 этап: Когда обе части стихотворения более или менее заучены, исследователь говорит ребенку: «Очень хорошо. Сейчас повторим все стихотворение. И еще раз тебе его прочитаю, а ты потом его полностью повтори». Читаются обе части. При наличии ошибок поступают также, как в первой части. Ход заучивания (количество ошибок и количество предлагаемой и принимаемой помощи) фиксируется в бланке регистрации.

Оценка задания:

    8 баллов — Правильное полное воспроизведение всех трех частей. 5 баллов — Перестановка, пропуск или добавление слов в какой-нибудь части. 3 балла — Воспроизведение смысла четверостишия своими словами. 2 балла — Отдельные смысловые связи сохранены, но целостная смысловая связьнарушена.0 баллов — Набор бессмысленных слов или полный отказ.

Четвертое задание: «Знание названий предметов». Перед ребенком раскладывают 9 любых картинок. Например : яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика.Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например, «Это цветок», просят уточнить какой именно. Если ребенок называет предметы неверно, то исследователь в конце задания должен исправить его ошибки.

Оценка задания: Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

Пятое задание: «Процесс счета».

Используются картинки из четвортого задания. Ребенка спрашивают: «Скажи теперь, сколько тут лежит предметов?» Если он затрудняется в ответе или дает ошибочный ответ, то ему подсказывают: «Ты можешь посчитать». (Потом, при необходимости можно предложить посчитать еще раз).

Оценка задания:

    5 баллов — Счет без моторных компонентов. 4 балла — Беззвучное проговаривание (движение губ). 3 балла — Проговаривание шепотом, возможно, с киванием головы. 2 балла — Указывание пальцем на предметы присчете без прикосновения к ним. 1 балл — Прикосновение пальцем при счете к предметам или передвижение их.0 баллов — Отказ отвечать.

Шестое задание: «Порядок счета». Всех детей, которые справились с пятым заданием просят: «Считай по порядку, сколько сможешь». Если ребенок не понимает задания, то исследователь помогает ему: «1, 2, 3…». Затем ребенку предлагают начать самостоятельно сначала. При прекращении счета исследователь говорит: «Правильно, а какое число дальше?» Дальше 22 считать не надо.

Оценка задания:

В качестве оценки выставляется число до которого ребенок правильно досчитал.

Седьмое задание: «Классификация предметов».

Используются картинки из четвертого задания. Перед ребенком кладут лист бумаги с изображением трех корзин .Инструкция: «Вот три корзины. Эта — (показывают) корзина для фруктов, эта — (показывают) для овощей, эта — (показывают) для цветов. Собери, пожалуйста, сюда — все фрукты, сюда — все овощи, сюда — все цветы (соответствующие корзины также указываются)».

Оценка задания:

За каждый правильно классифицированный предмет начисляется один балл.

Восьмое задание «Восприятие количества».

Состоит из двух частей. 1 часть : Материалы из седьмого задания седьмого лежат в последней позиции. Корзину с цветами закрывают листом бумаги и говорят: «Скажи теперь пожалуйста, сколько здесь всего предметов?» Если нет правильного ответа, то ребенку помогают: Первая помощь: предметы вынимаются из корзин и раскладываются в цепочку, но между фруктами и овощами оставляют расстояние.

Спрашивают: «Сколько здесь предметов?» Вторая помощь: убирают разрыв между овощами и фруктами, сдвинув их и говорят: «Сколько здесь предметов?» Если ребенок затрудняется, то просят его сосчитать. 2 часть: Затем все то же самое проделывается в отношении всех трех корзин, то есть просят сказать сколько в них всех вместе взятых предметов при той же системе помощи.

Оценка задания :

Правильные, самостоятельные ответы оцениваются по 3 балла за каждую часть задания, то есть максимально возможный показатель 6 баллов. За каждый вид помощи высчитывается 1 балл, то есть — чем больше помощи, тем меньше сумма баллов. При отсутствии решения или неверном результате — 0 баллов.

Девятое задание: «Размещение фигур».

Источник: http://www.child-psy.ru/test_pazvitie/305.html

Задания для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

Задания для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

Игра для ребенка – это естественное состояние, в котором проходит его жизнь до периода взросления. Она выполняет много функций: с ее помощью познается мир, ребенок учится общаться в социуме, развивается интеллектуально.

Дошкольный период – самое благоприятное время для восприятия новой информации и ее анализа. Психологическая особенность возраста заключается в том, что дети выделяют только самые яркие и запоминающиеся признаки предметов и явлений и не удостаивает вниманием то, что им не бросается в глаза. Часто получается так, что яркими бывают второстепенные предметы и явления, а главное проходит мимо.

Таким образом, исходя из возрастных и психологических особенностей дошкольников, воспитателям и родителям необходимо правильно оформить приоритеты: предъявить их в ярком, запоминающемся образе, чтобы на них было обращено внимание и осталось в памяти.

Что способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста?

Интеллектуальное развитие дошкольников требует помощи взрослых и применения методов и средств, которые будут ему способствовать. Так как известно, что наиболее эффективно работает в решении этого вопроса игра, то именно ее необходимо задействовать для совершенствования интеллектуальных способностей.

В этой области родителям не стоит напрягаться и придумывать, чем занять свое чадо. Существуют целые системы дидактических материалов как для коллективного участия, так и для индивидуального выполнения. Они разработаны на научной основе, исходя из особенностей возраста и с целью не только чем-то занять подрастающее поколение, но и подготовить его к школе.

К числу таких методов стоит отнести очень эффективный вид интеллектуального творчества – выполнение заданий в рабочих тетрадях

Пусть родителей не пугает школьная терминология. К скучным школьным тетрадям эти задания не имеют никакого отношения. Эти занятия не будут скучными, они увлекут и дошкольника, и родителей и точно останутся в памяти полезным грузом знаний. Цели, которые преследовали авторы при составлении заданий:

— Развитие абстрактного и логического мышления

— Развитие способностей и творческого потенциала

— Обучение анализу, сопоставлению, умению принимать самостоятельные решения

Для выполнения интеллектуальных упражнений понадобятся цветные карандаши, краски, фломастеры, ножницы и голова, которая будет решать веселые, но очень умные задачки.

На сайте представлено более десятка рабочих тетрадей, с различными играми и упражнениями для развития памяти у дошкольников, также внимания, мышления и других процессов познания. Игры можно проводить  в группе и индивидуально.

Пособия можно использовать для занятий в дошкольных учреждениях и с родителями дома.

Каждая рабочая тетрадь содержит материалы, преследующие цель совершенствования определенных интеллектуальных навыков и умений у дошкольников:

  • Подготовка рук к письму.
  • Тренировка мелкой моторики.
  • Получение базовых математических знаний.
  • Формирование творческого начала.
  • Развитие внимания у дошкольников.

Коллективное выполнение заданий, придание этому процессу соревновательного характера активизирует ребят, создает стимул для того, чтобы выполнять упражнения правильно. Невозможно переоценить значение таких занятий совместно с родителями.

Когда обучаясь в школе или во взрослой жизни, дети становятся предметом гордости своей семьи, это будет значить, что усилия родителей в дошкольном возрасте не были потрачены напрасно.

ФАМИЛЬНОЕ ДЕРЕВО СЕМЬИ
(4 шаблона, формат A3)

ИГРА «НАЙДИ ТЕНЬ КАРТИНКИ

ИГРА «ПОДБЕРИ ПАРУ»
(на развитие внимания детей)

КАКИЕ ПРЕДМЕТЫ СПРЯТАЛИСЬ НА КАРТИНКЕ (задания на развитие зрительного внимания дошкольников)

Источник: https://vscolu.ru/vnimanie/intellektualnoe-razvitie-doshkolnikov.html

Особенности интеллектуального развития детей 6-7 лет

Важным критерием оценки развития ребенка 6-7 лет является его способность к усвоению новой информации. Малыш должен уметь сравнивать простые конкретные понятия, видеть в них общее, уметь анализировать элементарные отношения между предметами внешнего мира.

Способные дети могут усвоить не только отдельные понятия о природе, но и знания о взаимодействии организма со средой, о зависимости между формой предмета и его функцией. Однако достаточно высокий уровень познавательных способностей возможен в том случае, если обучение в этот период направлено на развитие процессов мышления.

Чем больше ребенок проявляет интерес к рассуждению, тем лучше он усваивает новые понятия.

Уже в этом возрасте реальный мир ребенок видит как очень сложный, где предметы различаются не только по внешним признакам, но и по функциям и внутренним качествам. Однако в этом возрасте мышление формируется только через внешнее восприятие.

Любое понятие, пусть даже абстрактное, — есть образ. Например, малыш не понимает в достаточной степени абстрактного смысла таких слов как мужество, доброта, он не может дать их точного отвлеченного понятия.

Ребенок может описать человека, который выглядит мужественным или добрым, назвать поступки, обозначающие смысл этих слов.

Материал должен представляться в наглядной форме; еще лучше, если изучаемый предмет ребенок может потрогать, сделать его частью своего опыта. Именно личный опыт, опора на собственные ощущения, позволяют малышу понять объект, его смысл и значение. Развитое логическое мышление для дошкольников не характерно.

Лишь к 12-13 годам у детей формируется способность рассуждать и строить сложные и отвлеченные понятия. Пока же любая абстракция будет наполнена субъективным смыслом, представленным в структуре наглядного образа. Итак, для развития 6-7 летнего ребенка характерным является наглядно-образное мышление, которое вы можете проверить в эксперименте тестирования.

Читайте также:  Воспитание детей в финляндии

Другим важным моментом, на который обращают внимание при проверке уровня зрелости ребенка, является способность быть готовым к учебной деятельности. Внимание (как физиологическая функция), память и работоспособность — прилежание, воспитанное вами, — являются необходимыми предпосылками интеллектуальной деятельности.

Легко обучаемый ребенок умеет удивляться и ищет причины замеченной им перемены, новизны. Поэтому следует поощрять познавательную активность малыша, его любознательность, потребность в новых впечатлениях. Шестилетние дети обычно проявляют интерес ко всему новому и хотят учиться. Родителям следует подкреплять их желание.

Прочитанная малышом книга, сделанная новая поделка, да и просто удачная идея всегда должны становиться объектом вашего внимания и поощрения.

Даже природа защищает любознательных — так, оказалось, что активные, увлеченные чем-нибудь дети меньше болеют и лучше переносят стрессовые ситуации.

Дети 6-7 лет способны:

  • называть цифры от 1 до 10 и большую часть букв;
  • считать предметы до 12;
  • осмысленно пользоваться ножницами, клеем, карандашами и т.д.
  • отвечать на вопросы, сколькобудет, еслиприбавитьнекотороечислопредметовкчетыремпредметам (илиотнять);
  • составлять разрезные картинки из 10 и более элементов;
  • указывать, чем знакомые ему довольно простые предметы отличаются друг от друга ичем они похожи;
  • может при наличии интереса к выполнению задания игнорировать отвлекающие факторы (присутствует произвольное внимание);
  • умеет соотносить часовое время с распорядком дня;
  • использует понятие времени (прошлое и будущее), когда говорит о событиях («Мойдень рождения наступит через неделю»);
  • может оперировать понятиями последний, первый; средний, большинство, некоторые и другими часто встречающимися при повседневном общении понятиями.

Источник: http://www.vseodetishkax.ru/gotovnost-k-shkole/59-gotovnost-rebenka-k-shkole/167-osobennosti-intellektualnogo-razvitiya-detej-6-7-let

Развитие ребенка 6 лет

Если вашему ребенку уже исполнилось шесть лет – то вы должны знать, что это отличный возраст, который подарит вашей семье еще много сюрпризов и открытий.

В возрасте шести лет, малыш находиться уже сознательно сформировавшейся личностью, так как у него появляются свои собственные взгляды на жизнь и на весь окружающий мир.

Он начинает маленькими шагами начинать осознавать свое социальное положение в обществе, начиная с детского коллектива и заканчивая взрослым.

Каждый новый самостоятельный шаг вашего малыша – это своеобразная репетиция большого шага в будущем.

Чем больше будет таких шагов в детстве, тем полноценней будет его жизнь, когда он вырастет и пойдет своей дорогой.

Но не стоит забывать о равновесии, которое необходимо каждому человеку, начиная с маленького возраста – обязанности и права. В данной статье мы рассмотрим некоторые аспекты развития ребенка в возрасте 6 лет.

Физическое развитие

К шести годам жизни, двигательная деятельность ребенка становиться более активной и разнообразной. Именно начиная с шести лет, родителям рекомендуется занять свое дитя в какой-либо спортивной секции, а также почаще играть с ним в активные игры.

Часто дети, которые сознательно уже относятся к требованиям старших, начинают стремиться к поставленной цели, разучивать новые движения или трюки самостоятельно и даже упорно пытаются освоить то, что получается меньше всего.

Такая настойчивость очень похвальна, так как через год ему придется отправиться в школу, где есть свой режим и свои нагрузки: сидение за партой, выполнение регулярно домашнего задания, ранние подъемы и т.д.

Просидеть шесть часов за партой, в закрытом помещении, где также не предусмотрено время на дневной сон – это уже совсем другая жизнь, и чтобы справиться со своими обязанностями — нужно иметь не то, чтобы хорошее здоровье – а просто отличное здоровье!

Лыжный спорт, ролики, коньки, велосипед, гимнастика и танцы – все эти занятия отлично будут способствовать укреплению иммунитета вашего ребенка, а также постепенно будут формировать здоровое крепкое тело и дух. Занятие плаваньем отлично снимет любое нервное напряжение, будет способствовать хорошему аппетиту, нормализирует сон а также укрепит мышцы и обострит рефлексы.

В отличие от других физ. Упражнений, при ходьбе у малыша ритмически сочетается и расслабление, и напряжение. Это очень полезно для его здоровья, и чем больше он будет гулять на свежем воздухе – тем лучше вы укрепите его иммунитет.

Независимо от того, в какие кружки и секции ходит ваше чадо, не стоит его перенапрягать. И всегда смотрите за тем, чтобы малыш соблюдал обычный дневной режим. Несмотря на то, что ребенок уже по сути личность, которую нужно подталкивать к какому-то движению. Ему, как обычному малышу, нужен отдых, правильное питание и прогулки на свежем воздухе.

Нервно-психическое развитие

У шестилетних детей есть особая трактовка понятия «воля» — для них это способность поступать не так, как хочется, а так, как требуется. На данном возрастном этапе малыш вполне способен самостоятельно управлять своим поведением и соблюдать нормы этикета.

Также, ему необходимо принимать участие в какой-либо деятельности в группе или индивидуально, так как ему нужно учиться ориентироваться в любой обстановке.

В связи с этими изменениями, каждый родитель должен позаботиться о том, чтобы его ребенок запомнил основы безопасности, а именно:

  • Как обращаться с электроприборами, которые находятся в каждом доме;
  • Правильное обращение с бытовой техникой;
  • Основы пожарной безопасности (не играть спичками, не включать газовую плиту);
  • Правила пользования острыми кухонными принадлежностями;
  • Основы поведения на улице в компании, или с незнакомыми людьми.

Ваша задача – научить малыша искать выход из любой ситуации. Также, будет вполне уместно дать ему посильную работу по дому.

В возрасте шести-семи лет, ребенок имеет достаточно высокий уровень эмоционального развития. То есть он уже вполне обладает способностью чувствовать настроение другого человека, предлагать свою помощь другому человеку, проявлять сочувствие.

Его эмоциональный мир очень богат, но все-таки ребенок есть ребенок, и он не знает, как ему жить в таком мире. Тут должны обязательно помочь родители. Малыша обуревают самые разные чувства, с которыми он не всегда может справиться, и которых он раньше не чувствовал.

Так и начинается взросление.

Развитие интеллекта ребенка, или что должен уметь ребенок в возрасте 6 лет

В шестилетнем возрасте, ребенок начинает проявлять большой интерес к новой информации, при этом, не удаляя с памяти предыдущую. Именно в возрасте шести-семи лет объем памяти ребенка начинает увеличиваться, а его внимание становиться произвольным, хоть и не постоянным.

Значительно растет речевое развитие – в среднем у ребенка дошкольного возраста словарный запас составляет около 5-6 тысяч слов. Малыш должен уметь произносить верно все звуки своего родного языка, а также уметь согласовывать слова в словосочетаниях и в предложениях. При разговоре, у него не должно возникать проблем с речевыми оборотами и он должен уметь производить звуковой анализ слов.

Познание окружающего мира происходит в наглядно-действенном и в наглядно-образном планах. Большое внимание нужно уделить именно практической деятельности и наглядному материалу, так как словесно-логическое мышление пока уступает первое место образному.

Умственное развитие малыша идет вровень с физическим развитием. Таким образом, какое-либо спортивное занятие способствует не только развитию здорового тела, но и здорового ума.

Оригинальным способом развития умственных способностей у детей считается чистописание, но не простое – для такого эксперимента, нужно детям, которые правши, писать слова левой рукой, а левша — правой. Можно не только писать, но и брать вещи другой рукой, брать ложку другой рукой.

Подайте собой пример, попробуйте этот метод сами и дайте ребенку возможность попробовать себя тоже.

Учение игры на музыкальном инструменте – это отличный метод обучиться концентрации и вниманию. Если малыш занимается любимым делом, в нем постепенно пробуждаются лидерские качества, которые будут подталкивать его быть лучшим и воплощать свои идеи в жизнь.

Все дети познают мир вокруг себя через игру. Это самый лучший способ узнать или понять что-то новое, так как в игре они проигрывают какие-то жизненные ситуации, выставляя при этом свой маленький жизненный опыт.

Чем больше ваш малыш будет играть в детстве – тем быстрее он станет более развитым в духовном и в интеллектуальном плане, и благодаря этому во взрослой уже жизни он будет чувствовать себя уверенней и способней.

Вместо того, чтобы наблюдать за стремлениями своего чада, многие родители пытаются навязать ему свои игры, свои вкусы и предпочтения, забывая напрочь обо мнении ребенка. Нужно не навязывать свое, а присмотреться к малышу, понаблюдать за тем, куда устремляются его внимание, а потом бережно направляйте его в нужную сторону.

Дети любят не игрушки, а то, как они могут ими воспользоваться в своих фантазиях. Часто детки разбирают игрушки на части, чтобы посмотреть, как собрать это снова. Опытные психологи утверждают, что чем больше у ребенка будет игрушек – тем больше он будет рассредоточен. Если вы желаете развить нестандартное мышление у своего чада, тогда старайтесь не покупать ему все, что он у вас просит.

В нашем мире существует множество разных изумительных вещей, которые не имеют какой-то определенной формы и назначения, и в этом заключается их достоинство. Такими вещами считается глина, цветная или белая бумага, а также пластилин. Такие простые вещи дадут полезную пищу для ума ребенка, для его фантазии, находчивости, терпению и усидчивости.

Один из эффективных способов развить творческое начало в ребенке – это ролевые игры, так как в них есть возможность свободного прямого самовыражения.

Подведя черту, мы можем сказать, что ребенок в возрасте шести лет – типичный дошкольник. Соответственно, он обладает всеми характерными особенностями, которые присущи всем дошкольникам. Именно по этой причине, вопрос о поступлении ребенка в школу является индивидуальным, и принимать такое решение нужно обязательно исходя от психологической готовности малыша.

Источник: http://mirmam.info/story/razvitie-rebenka-6-let

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector