Использование икт на уроках математики

Использование ИКТ на уроках математики

Учитель и ученик… Даже человеку, далёкому от педагогики, понятно, что без взаимодействия этих составляющих невозможен образовательный процесс, а следовательно, невозможно развитие общества, которому необходимы грамотные специалисты и творческие люди. Поэтому особая роль предназначена учителю.

“Авторитет, личность педагога, его разнообразные достоинства являются залогом успеха учащихся”, – утверждал В.М. Лизинский. И как не согласиться с данным высказыванием! Ведь главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, творчеству, воспитывая, таким образом, активно мыслящую личность.

Интерес же к предмету вырабатывается, на мой взгляд, тогда, когда ученику понятно то, о чем говорит преподаватель, когда интересны по содержанию задачи и упражнения, которые побуждают школьника к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат не только делать выводы и обобщения, но и видеть перспективу применения полученных знаний на уроке, развивают их индивидуальные особенности. Вот почему учитель должен стремиться к обновлению системы преподавания, направленному на повышение мотивации школьников к учебному процессу.

Я бы хотела сегодня остановиться на применении в школьном образовании новых информационных технологий, которые обсуждаются в наше время на страницах всех методических журналов и газет.

Внедрение и использование в современной школе информационных, коммуникационных, мультимедийных технологий становится делом привычным, ни у кого не вызывающим сомнений в целесообразности и неизбежности этого процесса.

Сейчас трудно найти школу, в которой нет компьютерного класса, все чаще используется компьютер и на уроках математики. Другими словами компьютер уже сейчас завоевал прочные позиции в различных предметных областях образования.

Актуальными причинами являются:

  • Эффективное использование новых информационных технологий для развития интеллектуального уровня детей, их интереса и творческих способностей.
  • Успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией.
  • Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока.
  • И учебный процесс, и даже усвоение учебного материала подвержен влиянию профессиональных и личных качеств преподавателя. Кому-то мы симпатичны, а какому-то ученику может просто не нравиться наша манера изложения материала, или он считает, что учитель к нему не объективен при контроле. Попытки разрешить эти проблемы только с помощью традиционных методов уже не дают желаемого результата, не способствуют развитию творческой личности.

Использование информационных технологий на уроках математики способствует также и повышению качества образования, что является главной целью для каждого педагога. Использование информационных технологий является одной из новых форм организации образовательного процесса.

Это реализация той или иной учебной программы, ориентированной главным образом на самостоятельную работу учащихся. Переход к информационному обществу открывает новые возможности для модернизации содержания обучения и методов преподавания.

Компьютер становится мощным средством для структурирования и систематизации математических знаний и умений, для формирования мировоззрения и развития интеллекта учащегося.

Компьютер может представлять:

  • источник учебной информации;
  • наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций);
  • тренажер;
  • средство диагностики и контроля.

Компьютер можно использовать для обучения математике на следующих этапах:

  • актуализации знаний (устная работа проходит очень эффективно в любом классе, на каждом уроке, а с использованием интерактивной доски особенно);
  • усвоения новых знаний (с использованием компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия);
  • проверки понимания и закрепления учащимися новых знаний и способов действий (обучающие и контролирующие программы, электронные учебники);
  • всесторонней проверки ЗУН (тестирование с помощью компьютера).

У детей появляется огромный интерес даже при объявлении, что урок проходит в компьютерном классе. Яркое название темы,… живая устная работа … весь урок проходит очень плодотворно.

Интерес к материалу высокий у всех учащихся без исключения, особенно у тех, кто не обладает большими математическими способностями. Презентации в основном создаю сама, за редким случаем пользуюсь из Интернета.

Включение в ход урока информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Разнообразные моменты применения информационно-компьютерных технологий, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

   Применение презентаций на уроке позволяет:

  • более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении;
  • эффективнее использовать время на уроке;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся.

Математика в курсе средней школы является довольно сложным предметом. Поэтому для обеспечения максимальной эффективности обучения учителю необходимо найти наилучшее сочетание средств, методов обучения и технологий.

Возможны следующие варианты использования средств ИКТ в образовательном процессе:

—   урок с мультимедийной поддержкой – в классе стоит один компьютер, им пользуется не только учитель в качестве “электронной доски” (демонстрация рисунков, опытов, виртуальные экскурсии), но и ученики для защиты проектов;

—   урок проходит с компьютерной поддержкой – несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди выполняют лабораторные работы, тесты, тренировочные упражнения;

— урок, интегрированный с информатикой, проходит в компьютерном классе и преследует следующие задачи: во-первых, отработать учебный материал, используя ПК для создания кроссвордов, графиков, игр, таблиц и схем; во-вторых, изучить возможности различных компьютерных программ;

—   работа с электронным учебником (возможно дистанционное) с помощью специальных обучающих систем, где традиционные уроки по предмету заменяются самостоятельной работой учащихся с электронными информационными ресурсами.

Исходя из выше сказанного, применение информационных технологий при изучении математики в первую очередь требует высокой подготовки учителя-профессионала, который не только знаком с этими программами и умеет с ними работать, но и должен обучить своих учеников владеть ими.

Информационные технологии на уроках математики привлекательны тем, что направлены на развитие коммуникативных способностей учащихся, делая при этом работу учителя более продуктивной.

Так, компьютерные технологии на уроке математики: экономят время, повышают мотивацию, позволяют провести многостороннюю и комплексную проверку знаний, умений, усиливают интерес к уроку, к предмету, наглядно и красочно представляют материал.

Существуют различные типы уроков с применением информационных технологий: урок-лекция; урок постановки и решения задачи; урок введения нового материала; интегрированные уроки и т.д.

На мой взгляд, наиболее эффективно применять на уроках математики информационные технологии при мотивации введения нового понятия, демонстрации моделей, моделировании, отработке определенных навыков и умений, контроле знаний.

Таким образом, можно увидеть, что использование средств ИКТ является одним из способов оптимизации учебного процесса за счет создания условий для организации активной самостоятельной учебной деятельности, для осуществления дифференцированного и индивидуализированного подхода при обучении школьников.

Источник: https://petrikovets-push-school2.edumsko.ru/articles/ispol_zovanie_ikt_na_urokah_matematiki

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

Отдел образования Администрации Волгодонского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение:

Рябичевская средняя общеобразовательная школа

Творческая работа

по теме:

«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики»

Автор: Кардач А.А.,

учитель математики

х.Рябичев

2010 год

Процесс информатизации, охвативший сегодня все стороны жизни современного общества, имеет несколько приоритетных направлений, к которым, безусловно, следует отнести информатизацию образования. Она является первоосновой глобальной рационализации интеллектуальной деятельности человека за счет использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ).

Конечные цели информатизации образования — обеспечение качественно новой модели подготовки будущих членов информационного общества, для которых активное овладение знаниями, гибкое изменение своих функций в труде, способность к человеческой коммуникации, творческое мышление и планетарное сознание станут жизненной необходимостью.

Такое глубинное влияние на цели обучения опирается на потенциальные возможности компьютера как средства познавательно-исследовательской деятельности, средства, обеспечивающего личностно-ориентированный подход к обучению, способствующего развитию индивидуальных способностей обучаемых как в гуманитарных, так и в точных науках.

Современное общество переживает значительные перемены, связанные с переосмыслением ряда научных, политических и социальных положений. Это происходит во всех сферах человеческой жизни, затрагивает все общественные институты, в том числе систему образования.

В нашей стране целые группы населения меняют ценностные ориентиры, в связи с лавинообразным ростом информации.

Бурное развитие средств телекоммуникации и информационных технологий, формирование мирового информационного пространства предъявляет новые требования к современному обществу и его важнейшего института — системы образования.

Одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает широкое использование информационных технологий обучения.

Середина 90-х годов прошлого века и до сегодняшнего дня, характеризуется массовостью и доступностью персональных компьютеров в России, широким использованием телекоммуникаций, что позволяет внедрять разрабатываемые информационные технологии обучения в образовательный процесс, совершенствуя и модернизируя его, улучшая качество знаний, повышая мотивацию к обучению, максимально используя принцип индивидуализации обучения. Информационные технологии обучения являются необходимым инструментом на данном этапе информатизации образования.

Информационные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Формирование новых информационных технологий в рамках предметных уроков стимулируют потребность в создании новых программно-методических комплексов направленных на качественное повышение эффективности урока.

Поэтому, для успешного и целенаправленного использования в учебном процессе средств информационных технологий, преподаватели должны знать общее описание принципов функционирования и дидактические возможности программно прикладных средств, а затем, исходя из своего опыта и рекомендаций, «встраивать» их в учебный процесс.

Изучение математики в настоящее время сопряжено с целым рядом особенностей, если не сказать трудностей развития школьного образования в нашей стране. Как отмечается в ряде статей, приходится говорить даже о кризисе математического образования. Причины его видятся в следующем:

— в изменении приоритетов в обществе и в науке – в настоящее время на фоне резкого падения интереса к науке в целом наблюдается рост приоритета гуманитарных наук;

— в сокращении количества уроков математики в школе;

— в оторванности содержания математического образования от жизни (особенно в массовых школах);

— в малом воздействии на чувства и эмоции учащихся.

Позволю себе привести высказывания ученых разных времен без подробных комментариев.

Цель знания – не запоминание огромного фактического материала в мельчайших подробностях, а способность легко и быстро ориентироваться в этой области. (А.Н. Теренин)

Не так важно, чему учат в школе, а важно как учат… Функции школы не в том, чтобы дать специальный опыт, а в том, чтобы выработать последовательное методическое мышление. (М. Планк)

Читайте также:  Весенние праздники в детском саду. сценарии. младшая группа

Если учащийся не переживает радости поиска и находок, не ощущает живого процесса становления идей, то ему редко удается достичь ясного понимания всех обстоятельств, которые позволили избрать именно этот, а не какой-нибудь другой путь. (А. Эйнштейн)

Собрав воедино основные положения, отмеченные в этих удивительно глубоких и современных по смыслу высказываниях можно выделить самое главное:

· Роль математики как учебного предмета чрезвычайно велика в плане формирования мировоззрения и творческого мышления учащихся не только в области естествознания, но и в самом общем смысле;

· Знания, твердые основы которых формируются при изучении математики в школе, должны быть максимально приближены к реальной жизни и повседневной практике:

· Изучение математики должно осуществляться так, чтобы учащиеся видели науку в постоянном историческом развитии и, желая изучать ее, испытывали удовлетворение и радость от процесса познания.

Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога.

В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской деятельности, индивидуализация целей образования.

Решить эту проблему старыми методами невозможно. Годы преподавания позволили мне увидеть противоречия в массовой практике:

· Между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом и режимом общеобразовательной школы;

· Между репродуктивным, схоластическим восприятием математического материала отдельными обучающимися и необходимостью творческого преобразования их математической деятельности;

· Между возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы, постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью ученика освоить весь объем предлагаемых ему сведений.

Эти противоречия побудили меня к работе, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их творческих способностей посредством новых информационных технологий.

Сегодня остается открытым вопрос: «Как же наиболее эффективно использовать потенциальные возможности современных информационных и коммуникационных технологий при обучении школьников, в том числе, при обучении математике?». Поэтому методическая проблема, над которой я работаю последнее время, это – «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики, как средство повышения мотивации учения».

Задачей школы является не только сообщение определенной суммы знаний учащимся, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений, применения их в своей практической деятельности.

Главный труд наших ребят — это учение, и поэтому очень важно научить их разумно учиться. Общепризнанно, что математика является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от учащихся постоянной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы, причем, весьма специфичной и разнообразной.

Поэтому одной из главных задач учителя математики является формирование и развитие навыков изучения математики, элементов культуры учения и мышления.

Для этого необходимо детально проработать содержательный аспект обучения и отобрать из всего многообразия методов, форм, технологий такие, которые приведут учащихся к усвоению понятийных компонентов программы обучения, позволят развивать познавательные способности учащихся, их активность в учебной деятельности, а также обеспечат формирование и развитие коммуникативных компетенций учащихся. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс, мною на уроках активно используются информационные технологии. Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений – анализа и структурирования получаемой информации. При этом следует обратить внимание, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно – коммуникативные, личностно – ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности. Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений.

Цели использования компьютера на уроках математики следующие: развитие межпредметных связей математики и информатики; формирование компьютерной грамотности; развитие самостоятельной работы учащихся на уроке; реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода.

Источник: http://MirZnanii.com/a/174314/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tekhnologiy-na-urokakh-matematiki

«Использование икт на уроках математики»

«Использование икт на уроках математики»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

2 Абрамовская средняя общеобразовательная школа

Доклад на тему:

«Использование ИКТ на уроках математики»

Подготовила:

учитель математики

Городецкая Т.В.

2011

с. Абрамовка

Предмет математики в курсе средней школы является довольно сложным, и, разумеется, задача каждого учителя состоит в наиболее полном освоении его учениками основ этого предмета. Перед учителем встаёт вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективность обучения математики.

После проведения всероссийской программы компьютеризации школ мы имеем возможность использовать новые технологии на уроках. Сразу скажу о преимуществах данного метода работы. Это вызывает большой интерес у учащихся.

Какая бы сложная и скучная не была бы тема урока, ее невозможно прослушать или просмотреть, если все это сделано во всех красках, со звуком и многими другими эффектами.

В детях уже изначально есть любовь к компьютерам, поэтому если эту любовь правильно использовать и переложить на свой предмет, мы все от этого только выиграем.  

Применение компьютера в обучении- это, прежде всего, средство управления учебной деятельностью школьников: оно обеспечивает индивидуализацию обучения «в массовом порядке»; помогает создать проблемную ситуацию; дает возможность учащемуся выступать в роли пользователя современной вычислительной техники получить доступ к самой различной информации, сделав ее средством деятельности; используя цвет, мультипликацию и т.п., усиливает наглядность учебного материала; способствует активизации учащихся.

Другие сильные стороны компьютера: новизна работы с ним вызывает у учащихся повышенный интерес и усиливает мотивы учения; с его помощью реализуется личностная манера общения; расширяются наборы применяемых учебных задач с использованием моделирования.

Выделяют два типа компьютерного обучения:


а) непосредственное взаимодействие учащихся с компьютером (обучение без учителя),
б) взаимодействие учащихся с компьютером через педагога, — обычно тогда, когда нельзя снабдить компьютером каждого ученика.

В обоих, случаях необходимо учитывать, какие именно функции учителя и учащегося при этом автоматизируются и передаются компьютеру.

Использование  компьютерных технологий  позволяет учителю  в определённой степени добиться следующих целей:

  • представить на уроках математики максимальную  наглядность (благодаря настройки изображений, анимации, и др);
  • повысить мотивацию обучения (в связи с развитием информатизации);
  • использование на уроках разнообразных форм и методов работы с целью максимальной эффективности урока;
  • вовлечение учащихся в сознательную деятельность;
  • использование тестовых программ с моментальной проверкой и выставлением компьютером отметки за выполненную работу.

Методика использования мультимедиа технологий предполагает:

  • совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
  • усиление мотивации учения;
  • улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
  • повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
  • демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.

Наиболее эффективно использование компьютера при:

  • мотивации введения понятия;
  • обучении (подаче материала);
  • демонстрации;
  • моделировании;
  • отработке определенных навыков и умений;
  • контроле знаний;
  • организации исследовательской деятельности учащихся;
  • интегрировании предметов естественно-математического цикла.

Можно выделить различные типы обучающих компьютерных программ:

  1. Программы, ориентированные на усвоение нового материала в режиме программированного обучения;

  2. Программы, реализующие проблемное обучение, учитывающие не только результат, но и стратегию изучения материала;

  3. Программы, предназначенные для закрепления умений и навыков (тренажеры);

  4. Демонстрационные и иллюстрационные программы, моделирующие и анализирующие конкретные ситуации;

  5. Обучающие игровые программы, получившие широкое распространение из-за своей привлекательности;

  6. Контролирующие программы;

  7. Информационные.

Математикам компьютер может помогать непосредственно, как и всем остальным: он помогает провести вычислительный эксперимент с математической моделью, способствует визуализации абстракций и динамизации математических объектов, воспитанию базовых способностей и умений, систематизации математической теории, расширению математической практики, пробуждению первичного интереса.

Однако в силу специфики целей обучения математике — не столько передать информацию, сколько научить решать определенные классы задач и развивать мышление учащихся — применение компьютера здесь вызывает определённые трудности.

Использовать ИКТ на уроках математики можно по-разному:

Использовать видеопроектор и экран, при этом все можно сделать в любом доступном   редакторе намного красочнее, крупнее, нагляднее, ведь мы не ограничены в использовании цветов, и нам ничего не надо экономить, мы не тратим бумагу и краски. Наиболее доступна и проста для создания таких уроков среда PowerPoint.

Слайды, созданные в этой среде должны отображать основные этапы урока. Например, тексты задач, домашнее задание, историческая справка, основные формулы, схемы, таблицы и прочее. Если коротко, то мы заготавливаем электронные плакаты.

Это освобождает учителя от рисования какого-то чертежа непосредственно на уроке, что очень экономит время, и потом чертеж на экране – это совсем другое, чем что-то нарисованное в спешке мелом на доске. Это крупно, ровно, красочно, ярко.

Тем более если в школе функционирует не только кабинет информатики, но и компьютерный кабинет, оборудованный компьютером и видеопроектором, интерактивной доской.

Кроме того, компьютер можно использовать в индивидуальном режиме: Работа с обучающей и тестовой программой

В моей работе, в последнее время все большей популярностью пользуются компьютерные мультимедийные обучающие программы и использование интерактивной доски и видеоуроков.

Кроме того, я использую материалы дисков отдельно от программ для различных целей.

Это –  озвученные видеофрагменты, фотографии, модели, тексты, которые могут быть использованы для презентаций, докладов, рефератов и других творческих работ учителя и ученика.  При подготовке к урокам я также использую Интернет ресурсы.

Перспективы:

  • вовлечение учащихся в сознательную деятельность (по самостоятельному изготовлению презентаций с помощью компьютерных средств и средств мультимедиа);
  • использование различных программных средств тестового контроля на уроках математики (программы с пакета Microsoft Office(тесты в Excel, PowerPoint), специальные редакторы тестов);
  • использование Интернет ресурсов (при выполнении творческих заданий, при написании рефератов, при поиске необходимой информации и т.п.)  не только педагогом, но и учащимися.

 При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики.

Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку.

Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

Внедрение компьютерных технологий не только обогатило учебно-воспитательный процесс, оно сыграло и неоценимую роль в том, что ученики стали смотреть на компьютер не как на дорогую игрушку, они увидели в нем друга, который помогает им учиться, познавать мир, мыслить и творить. Изучение компьютерных технологий во внеурочное время позволяет развивать у учащихся алгоритмическое и логическое мышление, воображение, желание самоутвердиться, получить конечный результат.

Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессии. Все это предъявляет качественно новые требования к общему образованию, цель которого – заложить потенциал обогащенного развития личности.

Читайте также:  Сценарий правовой интеллектуальной игры для старшеклассников «я и мои права»

Мультимедийные технологии могут быть использованы:

1. Для объявления темы

Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.

2. Как сопровождение объяснения учителя

В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты.

При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь.

Показ такой презентации производится преподавателем на одном компьютере с применением средств проекции на настенный экран.

3. Как информационно-обучающее пособие

В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

Такие пособия удобно использовать в тех случаях, когда ученик по какой-то причине не успел выполнить задание во время урока или если он пропустил тему по причине болезни. В этом случае учащиеся могут прийти в кабинет информатики после уроков и доработать материал.

И, наоборот, учащиеся, которые успевают за урок выполнить все предложенные по теме задания, могут, не дожидаясь остальных, переходить к следующему разделу темы или выполнять творческое задание по изученной теме.

Таким образом, благодаря индивидуальному режиму работы каждого учащегося, все достигают положительного результата.

Мультимедийное приложение позволяющее организовать такую работу должно быть более полным и включать в себя материалы по нескольким сопутствующим темам. В этом случае обеспечивается возможность для самостоятельного изучения разделов темы, а также для опережающего обучения.

Структура презентации в этом случае должна быть достаточно сложной, нелинейной, с большим количеством разветвлений и основываться на «ручной» навигации по присвоенным тем или иным объектам ссылкам на другие кадры, срабатывающим, когда пользователь выполняет щелчок мышью на соответствующем объекте.

При организации самостоятельной работы на уроке важно предусмотреть наличие дополнительного материала для учащихся, которые успешно справляются с обязательным уровнем обучения. Наличие мультимедийного обеспечения позволяет компенсировать недостаточность лабораторной базы, благодаря возможности моделирования процессов и явлений природы, что особенно актуально для проведения уроков.

4. Для контроля знаний.

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников.

При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организовать вывод реакции о правильности (не правильности) сделанного выбора или без указания правильности сделанного выбора. Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа.

Такие тесты должны предусматривать вывод результатов о количестве правильных и не правильных ответов. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел.

Особого внимания требует вопрос совместного использования мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей.

На мой взгляд, не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме, тексты основных определений и другие основополагающие сведения все же должны остаться у учащихся в виде «бумажной копии».

При решении задач, в которых требуется выполнить самостоятельно какие-либо вычисления и вписать в указанные места готовые ответы, также желательно делать это в рабочей тетради. Функции мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей строго разделены и дублировать друг друга должны только там, где это действительно необходимо.

Преимущества использования мультимедийных презентаций

Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков.

В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером.

Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.

  1. Урок

    Урок математики сегодня трудно представить без использования компьютера. Для обеспечения формирования математической компетентности обучающихся, я провожу «урок с мультимедийной поддержкой».

  2. Урок

    В работе рассматривается опыт применения ИКТ на уроках в начальных классах, раскрываются возможности повышения качества обучения, развития личности ученика.

  3. Урок

    С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка и литературы в 2007 году.

  4. Методические рекомендации

    Сегодня в распоряжении все большего числа учащихся имеются такие мощные инструменты фиксации наблюдений, как цифровое фото, видео, аудио, ПК. И если раньше единственным источником информации был школьный учебник, то сегодня Интернет

  5. Урок

    В последнее время наблюдаются противоречия между необходимостью повышения уровня образования (с одной стороны) и низкой познавательной активностью учащихся (с другой стороны).

Источник: https://refdb.ru/look/2811672.html

Использование ИКТ на уроках математики

Использование ИКТ на уроках математики

Савченко Н.Н., учитель математики

«Педагоги не могут успешно кого-то учить,

если в это же время усердно не учатся сами»

Али Апшерони

Использование ИКТ на уроках математики.

Мы живем в век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

В этой статье я познакомлю вас со своим опытом применения ИКТ на уроках математики.
Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью ИКТ, разнообразен.

Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний, средств моделирования, ко всему прочему – это идеальная электронная доска. Важной методической задачей, в плане применения компьютера, является обучение решению задач, а так же некоторым основным способам математических действий, алгоритмам.

Огромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие культурной информации, которое предоставляют мультибиблиотеки и всемирная сеть Интернет становятся доступны учащимся.

Изменение технологии получения знаний на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности, ведёт к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта,как в мире знаний, так и в становлении у ученика целостного качества быть Личностью.

При обучении математике я использую следующие формы организации деятельности с использованием средств ИКТ:

индивидуальная работа с обучающей системой;

создание и использование на уроке презентаций;

автоматические системы тестирования;

проектный метод работы;

игровые формы, конкурсы, викторины, участие в дистанционных конкурсах;

создание с помощью Microsoft Office и использование средств организации деятельности;

Использование таких дисков как «Алгебра 7-11» КУДИЦ, «Математика 5-11» Дрофа ДОС, Открытая математика «Функции и графики» ООО «Физикон» позволяет индивидуализировать и дифференцировать обучение, стимулировать разнообразную творческую деятельность учащихся, воспитывать навыки самоконтроля и рефлексии, изменяет роль ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя. Эти программные продукты меня устраивают тем, что их информационное наполнение соответствует обязательному минимуму содержания образования для основной и старшей школы, их можно использовать фактически на любом этапе урока.

К сожалению или к счастью, пока нет универсального электронного учебного пособия, которое полностью удовлетворяло бы запросы учителя. В каждом ЭУП есть свои плюсы и минусы.

Поэтому полезно на практике использовать прием сводной таблицы (в тематическом плане по математике в каждом классе сделать дополнительную графу, в которой отметить какие программные средства можно использовать при изучении конкретной темы.).

Любой учитель, при достаточной мотивации и личной заинтересованности, с минимальными базовыми умениями начинающего пользователя может попробовать свои силы в использовании ИКТ на уроках.

  • 1.Использование прикладных программ из пакета Microsoft Office.
  • Текстовый редактор Word. Набрать задания и вывести их на экран с помощью проектора.Табличный процессор Excel. Данная программа дает неограниченные возможности для математиков: создание тренировочных заданий для устного счета, диаграмм, графиков, таблиц различного свойства.Программные средства создания презентаций Power Point. Презентация – это, на сегодняшний день, самое наглядное и убедительное средство представления информации.Презентации можно использовать практически на каждом уроке, например: для устного счета, для мотивации к изучению нового понятия, тест для фронтальной работы, проверки домашнего задания, в качестве открытого конспекта урока
  • Программные средства создания буклетов, бланков и т.п. Publisher. Эта программа дает дополнительные возможности в оформлении полученных результатов проектной и исследовательской деятельности.
  • 2. Специализированные программы.Одной из таких программ является ADVANCED GRAPHER. Эта программа давно известна учителям математики и приобрела заслуженный авторитет. Использовать ее можно практически на всех уроках при изучении графиков функций. Особенно эффективно применение программы при изучении следующих разделов математики:
  • взаимное расположение графиков линейных функций (7 класс);
  • графический способ решения системы линейных уравнений (7 класс);
  • графический способ решения уравнений (8 класс);
  • построение графика квадратичной функции (9 класс);
  • графический способ решения систем уравнений (9 класс);
  • нахождение касательной к графику функции (10 класс);
  • исследование функции при помощи производной и построение графика функции (10 класс);
  • нахождение площади фигуры (11 класс);
  • итоговое повторение.
  • 3.Использование информационных ресурсов Интернет.

Ресурсы Интернет – это и источник учебной информации, и тренажер, и средство диагностики и контроля, и материалы для подготовки к ЕГЭ. Решая компьютерные тесты, учащийся получает объективную оценку своих знаний и уменийи рекомендации по ликвидациипробелов.

Читайте также:  Золотая осень. сценарий для начальных классов

Конфиденциальность полученных результатов благоприятно сказывается на психическом здоровье ребёнка.

Немаловажным преимуществом является немедленное после выполнения теста получение оценки каждым учеником, что, с одной стороны, исключает сомнения в объективности результатов у самих учащихся, а, с другой стороны, существенно экономит время преподавателя на проверке контрольных работ.

Не следует забывать, что применение ИКТ имеетнедостатки и проблемы.

— у учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.

-недостаточная компьютерная грамотность учителя.

— в рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет.

— при недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.

— существует вероятность того, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

Источник: http://me-po.ru/articles/326-ispolzovanie-ikt-na-urokah-matematiki.html

Использование икт на уроках математики

Использование икт на уроках математики

Казахстан, Акмолинская область, г. Степногорск

Горно-технический колледж

Преподаватель математики

Калайдарова Ляззат Нурбаевна

XXI век – век высоких компьютерных технологий.

Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль играет образовательное учреждение, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно, необходимо создать условия, способные обеспечить следующие возможности:

  • Ø вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;
  • Ø совместной работы в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;
  • Ø широкого общения со сверстниками;
  • Ø свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.

 И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения.

Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства, глобальные телекоммуникационные сети Интернет.

Новые педагогические технологии немыслимы без широкого применения ИКТ (информационно-коммуникационных технологий), именно они позволят в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.

 Одной из ведущих потребностей, в том числе личности учащегося, является потребность в самореализации. Она выступает внутренним стимулом человеческой деятельности.

Создание условий для развития личности, способной к самореализации – основная задача современного образовательного учреждения. Личностно-ориентированный подход в обучении является наиболее эффективным в создании необходимых условий для полноценного развития личности.

Так как в его основе заложены гуманистические идеи, сотрудничества, диалога, индивидуализация полноценного развития личности.

Введение личностно-ориентированного обучения в учебный процесс подразумевает индивидуальную деятельность преподавателя по проектированию учебной деятельности и ее практической организации на уроках математики с учетом личностных возможностей учащихся.

 Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет преподавателю реализовать свои педагогические идеи, представить их вниманию коллег и получить оперативный отклик, а учащимся даёт возможность самостоятельно выбирать образовательную траекторию – последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний. Так реализуется важнейшее требование современного образования – выработка у субъектов образовательного процесса индивидуального стиля деятельности, культуры самоопределения, происходит их личностное развитие. Основная задача современного образования не столько давать учащимся знания, сколько научить получать эти знания.

 Подготовка к непрерывному образованию, к обучению в высших учебных заведениях обязательно предполагает развитие навыков самостоятельной и групповой работы, умения пользоваться дополнительной литературой, электронным и информационно-коммуникативными системами и другими источниками информации, умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, проникать в суть проблемы и добиваться ее решения. Все вышесказанное обуславливает актуальность использования ИКТ на уроках.  

Цель темы: показать возможность использования информационно – коммуникационных технологий и эффективность применения данной технологии на уроках математики.

Предмет исследования – методика проведения уроков с использованием ИКТ.

Гипотеза исследования: если при обучении математики использовать информационно-коммуникационные технологии, то это позволит повысить уровень математической подготовки учащихся.

Цель и гипотеза позволили сформулировать задачи исследования:

  • изучить передовой опыт по использованию ИКТ в преподавании курса математики по литературным и электронным источникам;
  • выявить возможности использования ИКТ на уроках математики;
  • обобщить личный опыт использования ИКТ в преподавании математики.

 Для проверки гипотезы и реализации поставленных задач были использованы теоретические методы исследования:

ü анализ литературы по философии, психологии, дидактике и методике преподавания математики;

ü анализ естественнонаучной литературы по проблеме исследования.

В качестве методов экспериментального исследования использовались:

ü наблюдение учебного процесса;

ü беседы с учащимися;

ü анкетирование;

ü символическая оценка урока;

ü письменные проверочные работы;

ü анализ устных ответов учащихся на уроках;

ü анализ проектных работ учащихся.

Ещё до появления ИКТ ученые выявили зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя.

По данным исследований, в памяти человека остается ¼ часть услышанного материала, 1/3часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если учащийся привлечен в активные действия в процессе обучения.

Средства мультимедиа включают в себя несколько способов подачи информации — текст, неподвижные изображения (рисунки и фотографии), движущиеся изображения (мультипликации и видео) и звук, а значит налицо явное преимущество электронных средств обучения перед традиционными

 Уроки математики обладают рядом отличительных особенностей, которые необходимо учитывать при конструировании современного урока математики с использованием ИКТ:

  • содержание обучения опирается на ранее изученное и подготавливает базу для усвоения новых знаний;
  • большое внимание уделяется развитию у учащихся логического мышления, умения рассуждать и доказывать;
  • математика служит опорным предметом для изучения некоторых других дисциплин;
  • теоретический материал осознается и усваивается в процессе решения задач.

 ИКТ могут использоваться на различных этапах урока: проверка домашнего задания, организация фронтального опроса, подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала, объяснения и закрепления нового материала, промежуточного и итогового контроля. Каждый этап урока требует детальной проработки. Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств:

  • на уроке изучения нового материала нужна демонстрация, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал;
  • на уроке закрепления целесообразно использовать контролирующие программы (тесты, тренажеры), где учащиеся закрепляют полученные знания и навыки по данной теме;
  • на контрольном уроке преподаватель может тщательно проверить, насколько учащийся усвоил материал.

 В ходе разработки компьютерного урока следует выделить следующие этапы:

  1. Постановка задач, активизирующих учебную деятельность

a)     Анализ содержания урока на возможность использования информационных технологий с целью оптимизации учебной деятельности;

b)    прогнозирование результатов деятельности, организованной посредством информационных технологий.

  1. Подбор материала, обеспечивающего решение учебных задач посредством ИКТ.
  2. Выбор средств ИКТ, отвечающих поставленным задачам:

a)     соотнесение функциональных возможностей средств информационных технологий с целями деятельности;

b)    определение условий использования средств информационных технологий.

  1. Составление и анализ алгоритмов (последовательности действий со строго определенными правилами выполнения).
  2. Получение  результатов, анализ

 Урок может проводиться в компьютерном классе, или в кабинете, оборудованном интерактивной доской. В любом случае следует помнить о санитарно-гигиенических нормах при непрерывной работе за компьютером. Для учащихся 10-11-х классов – 30 минут.

 Работа учащихся   может быть:

  • Фронтальной — просмотр видео фрагментов, наблюдения за изменениями объектов;
  • Индивидуальной — выполнение практических работ, решение задач;
  • Групповой (группы по 2-4 человека)- выполнение учебного проекта.
  • В структуре урока могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательное чередование видов деятельности за компьютером и без него:
  • актуализация (повторение учебного материала);
  • формирование знаний, умений, навыков;
  • применение учебного материала на практике, проверка уровня усвояемости.

 Программные и технические средства, используемые на уроке, вносят свою специфику, способствуют совершенствованию традиционных методов обучения. Изменяется и роль учителя.

На медиауроке он чаще всего выступает в качестве консультанта, что способствует развитию познавательной активности учащихся, более полному усвоению ими учебной информации.

Для учителя появляется больше возможностей для индивидуальной работы с учащимися.

 Без сомнения, все наше знание начинается с опыта. (И. Кант, немецкий философ, 1724-1804 гг.). Приведу примеры использования ИКТ на своих уроках математики.

 Я широко использую уроки – презентации, т.е. практикую в своей работе для оптимизации образовательного процесса объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации, как источника учебной информации и наглядного пособия.

Визуальное представление определений, формул, теорем и их доказательств, качественных чертежей к задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений.

          Основа такого урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными видеофильмами. Поиск материалов к уроку проводится заранее.

  Все  подобранные  материалы  объединяются, чаще всего при помощи программы Power Point, в общую презентацию. Презентации позволяют не только наглядно показать сложные объёмные фигуры, но и легко вернуться на те моменты, которые были недопоняты, разобрать их ещё раз.

Работа над созданием таких уроков развивает информационно-компьютерные компетенции и мои и моих учащихся.

          Считаю, что использование компьютера в учебном процессе, способствует повышению интереса учащихся к изучению математического материала, расширяет и углубляет знания в области математики, что в  свою очередь позволяет улучшить качество знаний по предмету.

Использование презентационных материалов на уроках математики помогает:

  • рационализировать формы преподнесения информации (экономии времени на уроке);
  • повысить степень наглядности;
  • получить быструю обратную связь;
  • отвечать научным и культурным интересам и запросам учащихся;
  • создать эмоциональное отношение к учебной информации;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся.
  • реализовать принципы индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Необходимо отметить, что учащийся заинтересованы в применении мультимедийной технологии, которая способствует лучшему усвоению и закреплению учебного материала. Одной из дидактических преимуществ технологии мультимедиа,  по сравнению с традиционными,  заключается в том, что создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, раскрывающей практическую значимость темы.

Во время занятий приводятся примеры в рамках здоровьесберегающей технологии, с которыми учащийся работают с наибольшим интересом. Высоким развивающим потенциалом обладают провоцирующие задачи. Они способствуют воспитанию одного из важнейших качеств мышления – критичности, приучают к анализу воспринимаемой информации, ее разносторонней оценке, повышают познавательную активность учащихся.

скачать dle 12.1

Источник: https://worldteacher.ru/3085-1248.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector