Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах

Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах

1 Использование современных образовательных технологий в начальной школе. (на примере уроков литературного чтения) Учитель начальных классов 1кв.категории Миронова Татьяна Борисовна МОУ « Гимназия 1 г. Рузы»

2 Цель современного образования: Обучение и воспитание всесторонне развитой личности, способной к творчеству

3 Современные педагогические технологии Проблемное обучение Метод проектов Исследовательское обучение Развития критического мышления Технология моделирования

4 Предмет литературное чтение. Автор программ и учебников по литературному чтению заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, профессор Л.А. Ефросинина

5 Метод проекта.

6 Примерные темы проектов. 1класс «Крупицы народной мудрости» « Мы читаем о Родине» 2класс «Особенности народной авторской сказки» 3класс «Присказки и устаревшие слова в произведениях А.С. Пушкина» 4класс «Поэт и сказочник Г-Х. Андерсен»

7 Урок творчества — это финал поиска, подведение итогов работы. Коллективно-тематический сборник.

8 Технология развития критического мышления. (используется на любом этапе обучения)

9 Графический прием систематизации материала (блок-схемы) предварительная обобщающая Можно использовать для выяснения сюжета произведения, взаимосвязей героев. Позволяет организовать дифференцированную работу Индивидуальный опрос Возможность использования на уроков по различным предметам

10 Жанры произведений А.С. Пушкина Сказки Поэмы Стихотворения

11 Схематический план сказки

12 Технология моделирования — включает каждого ученика в образовательный процесс -помогает обобщить знания о произведениях и его героях Макет- книжка 1.Иллюстрация. 2.Персонажи произведения. 3.Пословицы из текста. 4.Понравившееся предложения.

13 Система заместителей. Жанры. Геометрические фигуры. Сказка Рассказ Стихотворение Пословица, поговорка Загадка Басня Повесть Былина Очерк

14 Система заместителей темы (цвет) О родине красный О детях (о людях) О животных коричневый О природе зеленый Волшебство, фантастика, приключения синий

15 Заместители отношений (цвет) Добрые — Любовь- красный цвет Безразличие –зеленый цвет Холодные отношения – синий цвет

16 Упражнения в моделировании Сутеев Дядя Миша

17 Диагностический тест по литературному чтению (примеры заданий) 1. Отметить фамилию баснописца. -Л.Н. Толстой -С.А. Есенин -И.С.Никитин -И.А. Крылов 2. Отметь лишнее слово. -Пословица -Загадка -Стихотворение -былина -потешка 3. Героем каких произведений стал Илья Муромец? -сказок -рассказов -басен -былин

18 Комплексная разноуровневая проверочная работа (примеры заданий) 1.Допиши предложение. Фольклор- это____________________________________________ 2.Из какой сказки дан отрывок ? Запиши название. Мать и сын теперь на воле Видят холм в широком поле, Море синее кругом, Дуб зеленый над холмом. 3. Прочитай басню Крылова «Ворона и лисица» и запиши мораль. ___________________________________________________________ _____________________________________________________

19

Источник: http://www.myshared.ru/slide/246292

Развитие читательского интереса у младших школьников | Педагогический опыт | Предметник / Международные конкурсы, конференции и публикации учителей

Автор: Пелевина Ирина Александровна

Организация: МБОУ СОШ №90

Населенный пункт: Свердловская область, г. Нижний Тагил

По словам А.С. Пушкина «Чтение — вот лучшее учение», так как именно с помощью книги ребенок открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь людей, переживая и проживая прочитанное. Чтение играет огромную роль в жизни ребенка, вырабатывает у него определенное миропонимание, определенные нормы поведения, художественный вкус.

Главной задачей начальной школы является выработка прочного навыка беглого, сознательного, правильного и выразительного чтения, что, безусловно, важно, но недостаточно. Формирование навыка чтения уже на начальном этапе обучения должно основываться на возникновении и развитии интереса к чтению.

Этот процесс следует строить на разнообразном материале, учитывая психологические особенности ребенка. В обучении чтению необходимо слить воедино процессы формирования навыков чтения и возникновения интереса к чтению, включая их в общее развитие ребенка.

Интерес к чтению с самого начала должен использоваться как средство решения познавательных задач, но возникновение интереса невозможно без прочного навыка чтения.

Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, воспитывает человечность в самом себе. Поэтому, на мой взгляд, необходимо в полную силу использовать могучее воздействие книги в воспитании и развитии ребенка.

Однако, делать это нужно умело, правильно подбирая книги для чтения детям. Книга должна раскрывать перед ребенком идеалы добра, чести, мужества, сострадания, формировать правильное отношение к людям и к самому себе.

Интерес к книге, возникший в ранние годы, поможет ребенку в дальнейшем, когда он будет осваивать технику самостоятельного чтения. Носителем культуры ребенка является классическая литература. Чтение детям произведений великих русских писателей и поэтов – обязательное условие для их духовного становления.

Благодаря чтению развивается речь ребенка, увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького читателя выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми. Работа с книгой стимулирует творческое воображение, развивает познавательные интересы, расширяет кругозор дошкольника.

Ребенок по натуре эмоционален, его привлекает все яркое и красивое. Поэтому для чтения малышу надо выбирать красочные книги. Ребенок должен знать, кто написал книгу, и кто ее иллюстрировал, что благодаря сотворчеству автора и художника, книга – произведение искусства.

Одна из главных задач моей педагогической деятельности: воспитание в ребенке читателя, любви к книге и приобщение детей к чтению. Многолетний труд, постоянный поиск эффективных методов и приемов, творческий подход к делу позволил мне создать некую систему в области подготовки юного читателя.

В своей практике использую следующие формы занятий: устные журналы по темам “Золотая осень”, “Зимушка зима”, “Любите братьев наших меньших”; утренники “Сказки Пушкина”, “В гостях у Чуковского”; уроки-путешествия “Поэт из страны детства”, “В гостях у сказки”; викторины “Добрый и веселый С.

Михалков”, “Наш друг Миша”, “Сказки Андерсена” и другие.

Большую роль в повышении читательского интереса третьеклассников играют и внеурочные занятия по внеклассному чтению. Во внеурочное время готовим инсценировки, кукольные спектакли (куклы и реквизиты готовим на уроках технологии и дома).Готовим и проводим совместные литературные викторины; конкурсы на лучший рисунок, поделку, на декламацию стихов.

В тетради для творческих работ ребята пишут аннотации на прочитанные книги, стихи, рассказы, мини-сочинения. Изготавливаем самодельные небольшие брошюрки типа “Загадки”, “Пословицы”, “Стихи о зиме” и др. Также в качестве специального средства обучения выступает уголок внеклассного чтения. Здесь ведем классный дневник чтения.

Здесь же представлен примерный список литературы по той или иной теме, памятки — планы для читателей.

Особое внимание уделяю активному участию родителей в организации занятий по внеклассному чтению детей. Поэтому свою работу строю таким образом, чтобы максимально привлечь родителей к решению данной задачи.

Для этого на родительских собраниях выдаю для родителей список художественной литературы, которую рекомендовано читать детям в этом возрасте, высказывания известных людей и статьи специалистов о важности привития любви к чтению, памятку родителям о том, как с ребенком организовать работу с книгой.

Провожу совместные литературные викторины, досуги по литературным произведениям детских писателей и поэтов, привлекаю родителей к совместной проектной деятельности, поощряю родителей и детей, посещающих библиотеку (совместно с сотрудниками библиотеки не раз отмечали грамотами родителей и детей, как активных читателей).

Результатом педагогического взаимодействия школы, библиотеки и семьи является формирование самостоятельной читательской активности учащихся, развитие их творческого потенциала, коммуникативных умений. Был реализован проект «Моя семья в годы войны».

Целью проекта было не только изучение истории родного города в период Великой Отечественной войны, но и публикация материалов в сборнике «Моя семья в годы войны», «Никто не забыт, ничто не забыто». Состоялась презентация, где были приглашены Ветераны труда и труженики тыла.

Живое общение с героями книги стало незабываемым моментом мероприятия.

Таким образом, единство взглядов учителя и родителей на цели, место, способы и результаты детского чтения, согласованность действий помогает младшему школьнику лучше ориентироваться в мире книг, полюбить процесс чтения.

Дети любят сказки и черпают из них множество удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.

При чтении сказок малыши впервые познают, что такое храбрость и стойкость, добро и зло.

Сказки в полной мере способствуют развитию воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств и, конечно же, воспитания любви к чтению и книге.

Наряду с традиционными приемами знакомства со сказкой (через чтение, показ иллюстраций, обсуждение героев сказки, их проступков, обыгрывание, драматизация) использую и нетрадиционные методы и приемы, так как они являются более интересными, эффективными и приносят ощутимый значительный результат. Таковым является прием проживания сказки.

Многие сказки уже были знакомы детям, но знакомы только по содержанию. Моя же задача — ввести детей в сущность сказки, то есть научить детей понимать действия персонажей, понять сущность каждого из них, анализировать правильность их поступков.

В процессе беседы выясняем, как поступил персонаж, хорошо ли он сделал, для сравнения ставлю детей на место героя сказки, спрашиваю о том, а как бы вы чувствовали себя в той или иной ситуации.

В обществе нет полного осознания того, что читатель начинается в раннем детстве и его воспитанием занимаются родители и работники дошкольных учреждений, что школа и библиотека не первый, а последующий этап формирования читателя, что чтение детей — это показатель интеллектуального, нравственного, культурного, творческого потенциала нации, ее экономического и политического благополучия, ее будущего.

Главный результат проводимой работы в том, что, не смотря на засилье видеотехники, ребята моего класса не потеряли интереса к книге: они ее любят, с удовольствием читают, делятся с друзьями впечатлениями и жаждут новых встреч в детской библиотеке. Я считаю, что есть все основания, что эта любовь сохранится у них на всю жизнь.

Развивая у ребёнка навык чтения, и прививая ему интерес к чтению, мы открываем перед учеником неисчерпаемые по богатству и разнообразию источники приобретения, расширения и углубления познаний себя, о других людях, о мире, помогаем в продвижении личности к высокому духовному опыту человечества.

Список литературы:

1. Айзерман А.С. Опыт писателя и опыт читателя // За творческое изучение литературы в школе / Под ред. Н.И. Кудряшева. — М., 1963. — С. 46-65.

2. Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. — М., 2008. с. 18

3. Андреев В.И. Внеклассная работа по литературе в начальной школе. — М., 1999. — С. 314-315.

4. Антонова Е.С. Как я воспитываю интерес к книге. // Начальная школа плюс до и после. — 2006. — №12. — С. 27-28.

5. Боброва Т.Н. Внеклассная работа как условие развития интереса к литературе. // Формирование познавательных и нравственных мотивов деятельности школьников. — Вологда, 1984. — С. 54-59.

Читайте также:  Игровая методика обучения детей дошкольников. методика развития никитиных

6. Болотина Л.Р., Латышина Д.И. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. — М.: Просвещение, 1978. — С. 6-9.

7. Бушнина Е.И. Из опыта внеклассной работы по литературному чтению: Пособие для учителя. — М., 2008. — С. 59.

8. Вульфов В.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. — М.: Просвещение. — 1983. — С. 14-18.

9. Выдыш С.Л. Сущность внеклассной воспитательной работы./ С.Л. Выдыш. — Педсовет — 2007. — №3. — С.14-17.

10. Джежелей О.В., Сергеева А.В., Игнатьева Т.В. Готовимся к урокам внеклассного чтения. — М.: АРКТИ ЛАРГОС, 1997, с. 28-41.

11. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. — 2007. — №8. — С. 35-43.

12. Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей. — / Сост. В.А. Лазарева. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005 С. 40.

24. Макеева С.Г. Воспитательное чтение в условиях современного образования. // Начальная школа — 2000. — № 9. — С. 70-89.

Источник: http://www.predmetnik.ru/categories/23/articles/389

Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной л

Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной л

Литературное чтение.

Пояснительная записка.

Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах – подробно, сжато, выборочно, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности. Чтобы ребёнок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное – организация читательского пространства, подбор материала для чтения.

https://www.youtube.com/watch?v=cQfj04uRCLw

Следующее условие – овладение элементарными литературными представлениями и знаниями.

Круг минимальных литературоведческих понятий вводится не для того, чтобы воспитать в начальной школе «минилитературоведов» (С.В.

Михалков), а для того, чтобы помочь ребёнку разобраться в мире детской литературы, научиться осознанно, читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения.

Важнейшим условием литературного образования младших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельности: слушании, чтении, говорении, письме.

Итак, основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:

1.Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

2. Система работы над навыками чтения.

3.Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

5.Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Следует обратить внимание ещё на один специфический для начальной школы аспект литературного чтения. Чтение является речевой деятельностью, а, следовательно, оно связано со знанием структуры текста как речевой единицы.

Но нужно помнить, что, обучая чтению, мы работаем на литературном материале и организуем, целостное восприятие произведения в единстве его содержания и формы, образного, логического, эмоционального его начал. Эти аспекты деятельности не следует путать.

Поэтому в программе разделы «Работа с текстом» и «Восприятие художественного произведения» разведены, каждый имеет своё содержание.

Данный курс литературного чтения построен с учётом следующих концептуальных положений:

— изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры;

— в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

-содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Характерной чертой программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» чтения произведения и работы с книгой.

При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге.

В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.

Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка – и труд, и творчество, новое открытие, и удовольствие, и самовоспитание.

Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие:

1. Сочетания работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями.

2. Работы над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слово с учетом его специфической структуры и жанровых особенностей.

3. Одновременная работа над языком произведения и речью детей.

4. Сочетания работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения.

5. Использование знаний о тексте как особо единице, различение художественного и научно-познавательного произведения.

6. Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг.

7. Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развития их

На начальном этапе (1-2 классы) используются тематический и жанрово-тематический принципы с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (детском фольклоре, сказки, стихотворной и прозаической речи), об их авторах

На основном этапе ( 3-4 классы) главным принципом является художественно-эстетический. Он используется при отборе произведений, вошедших в «золотой фонд» классической детской литературы, произведений народного творчества и современных детских писателей, как России, так и зарубежья.

Использование жанрового и авторского принципов предполагает одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах.

В программе осуществлен принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развития у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.

Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности.

Как осуществляется обучение литературному чтению?

В первом классе проводятся уроки литературного слушания и работы детской книгой. Они проходят в тот период, когда дети еще самостоятельно не читают, и поддерживают их интерес к чтению и книге.

Во втором классе ученики уже умеют читать вслух целыми словами, правильно воспринимают содержание и форму читаемого произведения и книги, различают доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и отдельных произведений.

В третьем классе формирование читателя продолжается уже на более сложных, но доступных текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читательский опыт.

Читательское развитие школьника приобретает большую глубину, а чтение становится более самостоятельным.

Между учеником, книгой, автором складываются определенные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения.

В четвертом классе расширяется круг детского чтения. Учащиеся знакомятся с новыми жанрами (баллада, миф, предание, очерк, легенда), новыми именами писатели и поэтов. Продолжается работа над структурой художественного произведения (компонентами сюжета) и сравнением произведений разных жанров. Усложняются и сами произведения.

Во 2-4 классах проводятся уроки обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.

Программа включает следующие основные рубрики: круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие произведений, ориентировка в литературоведческих терминах, навык чтения, восприятие литературного произведения, творческая деятельность.

Кроме того, в программе определены основные требования к знаниям, умениям и навыкам каждого класса, а также межпредметные связи.

Развитие навыка чтения.

Развитие навыка чтения идет от формирования громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения молча.

Овладение чтением на первом году обучения предполагает формирование целостных( синтетических) приемов чтения слов(чтение целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости чтения на втором году обучения и постепенное введение чтения молча.

В 3-4 классах — наращивание скорости чтения молча и использование приемов выразительного чтения. Учитывая разный темп обучаемости детей, необходимо организовать индивидуальную работу как с теми, кто пришел в школу хорошо читающими, так и с кто отстает в овладении процессом чтения. Для этого в средствах обучения представлены задания разной степени сложности.

Развитие восприятия произведения.

Характер и полнота восприятия произведения зависит от читательского опыта, сформированности умения воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому замыслу.

В 1 классе, пока у детей отсутствует навык чтения. Произведение воспринимается только на слух. Поэтому авторы предусматривают уроки литературного слушания.

Во 2 классе уроки слушания включены в учебник под рубрикой «Послушай». Такая структура определяется тем, что многие дети владеют навыком чтения более 30 слов в минуту, что позволяет им включиться в самостоятельную работу с текстом. Уже во втором классе вводится аналитическое чтение (выстраивание цепочки событий, выделение героев и их поступков).

В 3-4 классах начинается собственно литературное чтение школьника в полном объёме. Учитель даёт установку на восприятие жанра произведения, особенности его композиции и языка. Чтение организуется по законам восприятия литературного произведения: 1 уровень – первичное восприятие; 2 уровень – полноценное восприятие на уровне понимания главной мысли.

Развитие литературоведческих представлений и понятий.

В 1-2 классах учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами произведений, узнают основные признаки сказки, стихотворения, рассказа. Накапливаются представления школьников об авторах различных произведений.

В 3-4 классах вводятся литературоведческие понятия, выделяются особенности произведений разных жанров, расширяется круг детского чтения, в соответствии с этим усложняются произведения и увеличивается доля литературных терминов.

Развитие речевых умений.

В программе обращается внимание на развитие умения «видеть» слово в тексте, наблюдать за его значением (в контексте произведения), выявлять оттенки значений, понимать, почему данное слово (а не другое) отобрал автор, как оно характеризует героя и выражает отношение автора. Далее важно научить детей не только замечать и понимать слово, но и различать его переносное, образное значение, а затем использовать в собственной речи слова и выражения.

Развивается один из основных видов речевой деятельности – говорение. Практическое знакомство с диалогом и монологом. Формулирование высказываний о своём отношении к произведениям, героям и их поступкам. Обучение пересказам и рассказыванию, чтению наизусть.

Читайте также:  Итоги конкурса для педагогов «лучший мастер-класс по рисованию 2017»

Развитие творческой деятельности.

Трудно добиться хорошего уровня литературного развития, если постоянно не включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Необходимо вводить такие виды работы с произведением, чтобы ребёнок мог внести элементы своего творчества, выразить своё отношение к героям. Для этого программа предлагает использовать выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения.

Методы и приёмы, используемые на уроках литературного чтения, имеют широкий спектр: комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекаются практические действия учащихся, изобразительная деятельность, игровые приёмы, а также письмо и различные формы устной речи.

Все творческие работы проводятся в классе под руководством учителя, так как носят обучающий характер.

Содержание программы.

1 класс (132 часа/136 часов).

Литературное чтение. Уроки слушания.

Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Основная сюжетная линия.

Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов – классиков века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Научно-познавательная книга. Юмористические произведения.

Эмоциональное состояние слушателя.

Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, животным, природе; о дружбе, правде, добре и зле. Определение темы текста сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно.

Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.

Ориентировка в литературоведческеих понятиях. Произведения фольклора, фольклор, чтение, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение,

Восприятие литературного произведения. Восприятие учебного текста: цель, осмысление системы заданий.

Эмоциональная отзывчивость, понимание эмоционального настроения литературного произведения, нахождение сходств и различий в настроении литературных героев. Обоснование суждений «нравится – не нравится».

Элементарная оценка эмоциональных состояний героев, сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).

Творческая деятельность. Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинительстве небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями. Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.

Навык чтения. Плавное чтение слогами и целыми словами со скоростью соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, отрывков (2-3 предложения).

Работа с текстом. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзацев, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.

Озаглавливание текста (подбор заголовка). Антиципация заголовка: предположение, о чём будет говориться в тексте. Цель и назначение заглавия произведения. Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

Читательские умения:

— различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, потешку;

— определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;

— узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

— находить в тексте слова, подтверждающие характеристику героев и их поступки; — знать элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление;

— различать книги по темам детского чтения.

Межпредметные связи:

— с уроками письма: составление и запись предложение и мини-текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений;

— с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;

— с уроками труда: изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы.

Культура речевого общения.

Диалог: правила речевого общения, вежливость- первое правило общения, правила постановки вопросов, выражение чувств при постановке вопросов.

Монолог: определение главной мысли высказывания на заданную тему, структура высказывания, презентация высказывания окружающим.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/64280.html

» Значение чтения художественных произведений в начальных классах

» Значение чтения художественных произведений в начальных классах

Художественная литература является одним из самых важных инструментов для всестороннего гармоничного развития личности.

С помощью художественных образов человек получает возможность познать мир во всех его проявлениях, и это при том, что в реальной жизни он может даже никогда не почувствовать и не пережить того, что прочел в книгах.

Дети в силу своего возраста еще не могут принимать непосредственного участия во всех видах деятельности, которые отвечают за формирование личности, а это значит, что художественная литература в жизни ребенка играет самую важную роль в качестве своеобразной формы познания реальной действительности.

Художественная литература способствует глубокому и целенаправленному литературному развитию личности, понимающееся как необходимое условие становления человека культуры, который самостоятельно строит свою жизнь и отвечает за свои поступки перед своей совестью и людьми.

 Сначала кладем на депозит деньги и потом снимаем с процентами. С литературой все несколько схоже. Кладем себе на депозит много литературы, а потом используем свою начитанность в самых разных ситуациях.

  Чтение художественной литературы способствует приобретению ребенком навыков различных переживаний, эмоциональных и душевных, связанных с восприятием произведений разных авторов, исторических эпох, жанров и стилей. У ребенка вырабатываются устойчивые приоритеты, он реализует свои предпочтения, привязанности в широкой сети художественных произведений мировой культуры. Привязанность человека к определенному жанру художественной литературы и к определенным авторам может сформироваться именно в детском возрасте, после прочтения серии произведений.

В процессе чтения произведений художественной литературы у ребенка развивается речь, обогащается словарный запас, уточняется и активируется его словарь на основе формирования конкретных понятий и представлений, вырабатывается умение четко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Все это происходит благодаря тому, что классические произведения художественной литературы написаны общепризнанным литературным языком, образным и точным, эмоциональным и согретым лиризмом, который наиболее соответствует особенностям детского восприятия.

На простых примерах небольших отрывков, рассказов ребенок учится понимать содержание и смысл всего произведения, знакомится с характерами и поступками действующих лиц, начинает их оценивать и анализировать. Ребенок в простой и доступной форме получает общее представление об изобразительных средствах языка, используемых в художественных произведениях.

В каком-то смысле художественная литература является важнейшим средством познания ребенком окружающего мира. При чтении художественных произведений ребенок узнает много нового о своих сверстниках в разных странах, об их жизни, играх и приключениях, о природе и ее охране, получает исторические сведения о своей Родине.

Эти знания кроме того помогают накоплению им социально-нравственного опыта.

Художественная литература способствует формированию у ребенка правильных нравственных представлений и воспитывает у него положительные чувства и эмоции.

Ребенок начинает осознавать отношение окружающих к себе и формировать соответствующее отношение к окружающим его людям, у него складывается представление о добре и зле, справедливости и несправедливости, вежливости и грубости, скромности и наглости, щедрости и жадности.

Из книг ребенок может почерпнуть множество положительных примеров, на которые следует равняться в своей дальнейшей жизни.

Художественная литература является еще и мощным инструментом эстетического воспитания. Читая книги, ребенок понимает силу художественного слова автора, начинает испытывать уважение к творчеству писателя, сумевшего в своем произведении глубоко и ярко раскрыть образы различных людей, их внутренний мир и взаимоотношения.

Очень часто книги, прочитанные в детстве, запоминаются человеком на всю жизнь, поскольку именно в детском возрасте эмоциональные переживания наиболее сильны.

В детском возрасте, благодаря слиянию эстетического и эмоционального восприятия художественных произведений, начинает формироваться духовная составляющая личности человека, и упускать такую возможность нельзя ни в коем случае.

Чтение художественных произведений на уроках вслух способствуют развитию речи, что немаловажно для ребенка. А чтение про себя способствует развитию навыка чтения, благодаря которому ребенок приучается самостоятельно изучать и понимать текст.

Таким образом, чтение и адекватное восприятие художественных произведений решает сразу три задачи. Во-первых, расширяется и углубляется кругозор ребенка, обогащаются его знания и эмоции. Во-вторых, посредством книг усиливается воспитательное воздействие на ребенка.

В-третьих, книги способствуют обогащению и развитию языка учащихся.

Источник: http://paidagogos.com/?p=798

Уроки внеклассного чтения в 1-4 классах

        Система внеклассного чтения эффективна при следующих условиях:

1) соблюдении преемственности в знаниях, умениях и навыках, которые учащиеся получают на разных этапах обучения (I этап, подготовительный, — I класс, II этап, начальный, — II класс, III этап, основной, — III, IV классы); 2) целенаправленном отборе лучшей литературы для уроков и самостоятельного чтения учащихся (естественно, с учётом права выбора книг каждым учеником); 3) связи уроков литературного и внеклассного чтения; 4) помощи со стороны учителя в индивидуальной и коллективной работе учащихся         с        книгой.
         Урок внеклассного чтения — это самостоятельный предмет, материалом для которого должны служить лучшие образцы литературы для детей, сочетающие в себе высокую идейность и яркую образность, доступность и занимательность. И самое главное — они должны быть современны, интересны сегодняшнему школьнику. Ведь жизненный опыт детей ещё крайне невелик, а реальное окружение чаще всего мало что может добавить к этому опыту. Показать ребёнку картину мира во всём её разнообразии, представить ему объекты и ситуации для оценки и выбора; помочь ему пока эмоционально, интуитивно увидеть достойную цель и потянуться к ней — вот что может сделать детская литература и детская книга. Потому-то в ней как научные, познавательные, так и художественные, эстетические функции обязательно реализуются, если эта литература по-настоящему       хорошая.  Естественно, что тематика урока внеклассного чтения не должна формироваться в отрыве от тематики уроков литературного чтения. Чаще всего она связана с детской классикой, которая всегда интересна и всегда актуальна. Так, если например, на уроках литературного чтения изучали какое-то одно произведение Н. Н. Носова, то на уроках внеклассного чтения, в процессе самостоятельной подготовки, учащиеся знакомятся и с другими произведениями этого детского писателя. Изучение классического произведения о природе может перерасти в тему внеклассного чтения «Русские поэты-классики о природе» и т.д. Как видим, урок внеклассного чтения в начальной школе по своему строению может быть монографическим или тематическим. К нему учащиеся подбирают книги самостоятельно, вместе с учителем, готовят выставки с библиотекарем. Таким образом,  формируются знания о доступном круге чтения.

Чтобы вызвать у детей интерес к чтению книг необходимо соблюдать методические принципы отбора книг, рекомендуемых детям.  Во-первых, при       отборе книг нужно         руководствоваться воспитательными целями.

Читайте также:  Способы развития воображения у старших дошкольников

          Во-вторых, необходимо жанровое и тематическое разнообразие: проза и стихи; художественная и научно-популярная литература; книги о сегодняшнем дне и о прошедшем; произведения писателей-классиков и современных авторов; фольклор — сказки, загадки; книга и журнал, газета, произведения русских, белорусских авторов и переводы…

В-третьих, учет возрастных особенностей детей, принцип доступности. Так, в 1 классе, рекомендуют рассказы, сказки, стихотворения на такие доступные детям темы, как Родина, труд, жизнь людей, животные и растения. Небольшие по размеру детские книги (хорошо иллюстрированные, с крупным шрифтом) русских писателей.

Во 2 классе тематика расширяется: о Родине, о подвигах, о животных и растениях, о детях, о приключениях и волшебстве. Сказки, рассказы, стихи, статьи объемом от 140 до 400 слов.

В 3 классе – художественные и научно-познавательные произведения русских и зарубежных авторов объемом от 16 до 150 страниц, детские журналы и газеты, справочники из серии «Почемучкины книжки» — вся традиционная для младших школьников тематика чтения. Особо выделяются книги о ровесниках, о людях героических профессий, занимательная и приключенческая литература. Жанры: сказки, стихи, баллады, поэмы, повести, статьи.

В 4 классе – всемирная детская художественная литература.

Научно-познавательная, справочная книга для детей младшего школьного возраста, собрания сочинений детских писателей, все виды изданий для детей, детская периодическая печать.

Расширение читательского кругозора за счет исторических повестей и рассказов, автобиографической, документальной, очерковой литературы, приключенческой детской книги, книг о культуре и искусстве.

Четвертый принцип отбора книг для детей – принцип индивидуального интереса, самостоятельности учащегося в выборе книги.

Пятый принцип:  детям нужно рекомендовать только подлинно художественные, образцовые книги, отличающиеся высокими художественными достоинствами (те, которые выдержали проверку временем).

Следование эти принципам позволит повысить интерес к чтению, к книге, а это в свою очередь расширит кругозор детей.

Рассмотрим количественные нормы учебного книжного материала:

 Для первоклассников количественные критерии учебного материала на уроке ограничены одной книгой, из которой учащимся прочитывается 1 – 1,5 страницы текста самостоятельно. Норма домашнего чтения – 1 книга в неделю, при этом типовая книга для 1 класса малообъёмна: 8 – 16 – 32 страницы. Объём читательского кругозора за год от 30 до 60 книг.

  Расчёты количества книг для учащихся II класса: на уроке используется как группа (2-5) книг для ознакомительного чтения рассматривания, для выставки, так и одна книга, из которой учащимися прочитывается 2 – 5 страниц текста самостоятельно.

При этом две книги читаются и рассматриваются на уроке, а остальные даются детям в ознакомительном плане. Норма домашнего чтения – по собственному выбору ребёнка, но по-прежнему не менее одной книги в неделю, из которой прочитывается несколько произведений объёмом примерно 7 – 10 страниц.

Объём читательского кругозора за год 60 – 90 книг.

В III – IV классах на уроке используются книги разных объёмов по необходимости (в соответствии с программой). Круг чтения без ограничения, представленный не только книгами, но и карточками на прочитанные детьми книги, выписками из книг; обязательна детская справочная литература по теме и периодика.

Норма домашнего чтения дифференцируется: примерно 2 -3 книги тонких или одна толстая (100 и более страниц), а также чтение периодики и учебно-справочной литературы того же объёма в две недели. Норма чтения не столько в количестве читаемого, сколько в систематичности, ежедневности чтения.

Общегодовой объём составляет ещё 100 книг, часть их прочитывается выборочно или ознакомительным (просмотровым)   способом.   
        

Структура урока внеклассного чтения на подготовительном этапе следующая: •вступительная   беседа; •рассматривание          книги; •выразительное  чтение        произведения      учителем; •обсуждение       прочитанного; •соотнесение       рисунков   и       текста; • рекомендации учителя по самостоятельной работе учащихся с книгой.

        Во II классе на начальном этапе центр внимания переносится на самостоятельное чтение учащихся, хотя чтение учителя и знакомство детей с новыми книгами остаётся в силе.

В процессе работы у детей совершенствуются важные качества читателя и формируются основы культуры чтения: расширяется читательский кругозор и опыт (они соотносят фамилию писателя с книгой), в устойчивую привычку переходит знакомство детей с книгой до её чтения, закрепляется знание некоторых элементов книги. Несколько изменяется и структура урока.

Она состоит из следующих компонентов: •        знакомство учащихся с новыми книгами по теме чтения (выставка книг, которую         подготовили       учитель,     библиотекарь,    учащиеся); •        чтение учителем художественного произведения или, рассказ учащихся; •        беседа        о       прочитанном; •        самостоятельное          знакомство                   учащихся с новой книгой; •        нахождение необходимого текста и подготовка к чтению; •        чтение        учащимися                   молча; •        оценка        учителем    самостоятельной          работы       учащихся; •        рекомендация темы и книг для самостоятельного чтения.   С III класса начинается основной этап формирования читательской самостоятельности у младших школьников, который продолжается в IV классе. Он характеризуется возрастанием самостоятельной деятельности школьников с книгой. У учащихся уже сформированы некоторые навыки чтения, читательский опыт, умение ориентироваться в незнакомой книге по двум или трём элементам. Это даёт возможность продолжать работу по формированию у них навыка самостоятельного, целенаправленного выбора книги на новой основе: учащиеся сами приучаются выбирать книги в библиотеке (в соответствии с темой урока внеклассного чтения), руководствуясь справочным аппаратом книги, открытым доступом в библиотеке, алфавитным или электронным каталогом, которые есть во многих  детских      библиотеках.         Структура урока внеклассного чтения на основном этапе следующая: •        рассматривание учащимися выставки книг по теме урока и отбор для обсуждения тех, которые наиболее понравились, вызвали интерес с точки зрения         сюжета       и         оформления; •        анализ прочитанных книг (рассказывание, зачитывание, инсценирование, викторины,                   литературные     игры и       т.д.); •        знакомство          с        новой         темой         чтения;

•        специальные упражнения по определению содержания книги по её элементам: 1) закрепление умения выбора книги по фамилии автора, заглавию, соотнесение текстов и рисунков на обложке, определение темы чтения по ряду книг, соотнесение книги с автором или автора с книгой и т.д.; 2) соотнесение приобретённых знаний с новыми элементами книги: подзаголовок, фамилия художника-иллюстратора, год издания, издательство; 3) выбор книги по всем её справочным элементам: аннотации, заглавию, предисловию      и       т.д.). Хочется обратить внимание на перечисленные упражнения. Они станут эффективными в том случае, если будут понятными для детей (зачем я это делаю, что это мне даст?) и будут проводиться систематически.

  На заключительном этапе (4 класс) урок проводится один раз в месяц. Используется детская всемирная литература, научно-познавательная литература, собрания сочинений,  справочники. Структура урока такая же, как и в 3 классе, но тема урока еще более общая.

Например: «Произведения русских писателей о зиме», «Рассказы о животных» (любых авторов).

Рекомендательный список составляется тогда, когда предполагаются произведения классиков: Мамин-Сибиряк, Лермонтов, Пушкин, Куприн, необходимо исключить сложные произведения авторов.

Уроки внеклассного чтения подчиняются определенным требованиям, без соблюдения которых уроки не выполняют своих задач. Рассмотрим эти требования.

1. На каждом уроке проводить учет того, что дети читали самостоятельно. Дети приносят в класс и показывают те книжки, которые они прочитали или читают в данное время. Учитель создает такую ситуацию, в которой происходит взаимный обмен мнений, продолжающийся и вне урока. На уроке воспитывается у школьников потребность поделиться с товарищами своими мнениями о прочитанных книгах.

2. На каждом уроке организуется рекомендация новых книг. Формы рекомендаций разнообразны: и обмен мнениями, и прямая рекомендация учителя с показом рекомендуемой книги, и небольшие выставки в классе – тематические или авторские, и прочтение отрывка  из рекомендуемой книги, способного заинтересовать учащихся, и показ иллюстраций и т.п.

3. На каждом уроке дети читают рассказ, повесть, сказку, стихотворение; прочитывают произведение целиком, если оно невелико по объему; читают подряд на 2-3 уроках или прочитывают отрывки из книги, которую читает весь класс (или из нескольких книг). Чаще всего читают вслух, но используется также и тихое чтение, и инсценирование, и чтение по ролям.

4. На каждом уроке имеют место элементы анализа прочитанного произведения – не только в форме беседы (ответы на вопросы учителя), но предпочтительнее в форме свободных высказываний.

Вопрос в последнем случае ставиться в общем виде: «Что ты можешь сказать про эту книгу?» или « Что тебе особенно в ней понравилось?» На каждом уроке дается что-то новое в читательских умениях: умение найти сведения об авторе, умение сориентироваться в книге по ее оглавлению, умение составить выставку, умение вести читательский дневник и т.п.

5.Словарная работа, как и работа над средствами языка в целом, на уроках внеклассного чтения играет лишь вспомогательную роль: объясняются трудные слова, обращается внимание учащихся на особенно яркие, удачные обороты речи, которые следует запомнить.

Разобрать все слова, которые могут оказаться детям трудными, непонятными, на уроках внеклассного чтения просто невозможно. Словарная работа в значительной степени ориентируется здесь на справочники, на ссылки и сноски внизу cтраницы, на примечания в конце книги.

Иными словами эта работа приближается к тем формам, которые используются в жизни.

6.      Пересказ прочитанного на уроках внеклассного чтения постепенно отходит от традиционной формы близко к образцу пересказа: дети передают сюжет прочитанного книги (т.е. пересказывают сжато), пересказывают понравившиеся отрывки (выборочный пересказ), передают прочитанное в ролях, инсценируют отдельные сцены из прочитанной книги.

Как видим, уроки внеклассного чтения создают условия для творческих форм пересказа, как впрочем, и для иных видов творческой работы: иллюстрирования прочитанного (словесного и графического), для аппликаций и лепки и т.п.

, для музыкального сопровождения – используются звукозаписи, музыкально-литературные композиции по произведениям, картины, портреты, диафильмы.

7.      Беседа на уроках внеклассного чтения, как уже говорилось, используется, но не так развернуто, как обычно на уроках литературного чтения.

Форму беседы принимает и обсуждение прочитанных книг, и рекомендация новых: элементы беседы помогают выделить главное в прочитанном произведении, выяснить последовательность событий, время и место действия, причинно-следственные связи.

Своеобразие беседы на уроках внеклассного чтения состоит в том, что все вопросы рассчитываются на более высокую самостоятельность учащихся, чем обычно, на развернутые, неодносложные ответы, на привлечение дополнительных сведений – из жизни, из других книг.

Как и на обычных уроках, беседы бывают вводные (вступительные), сопутствующие и обобщающие, итоговые.

Источник: https://litvinovichi.schools.by/pages/uroki-vneklassnogo-chtenija-v-nachalnyh-klassah

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector