Из опыта работы. воспитание культуры речевого общения у дошкольников

Из опыта работы. Воспитание культуры речевого общения у дошкольников

Автор: Купреева Л. Н., воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад №31 г. Ачинск, Красноярский край

        Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как принимать гостей, как вести себя за столом, разговаривать по телефону и т. д.).

В детском саду культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с  взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,  использованием соответствующего словарного запаса и форм общения, а также вежливое  поведение в общественных местах, быту.

               Культура общения предполагает умение не только действовать           нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляций.

              Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Это наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. Не менее важно в это же время научить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть  в лицо собеседнику.

                Наблюдая у воспитанников некоторые проблемы, связанные с нарушением культуры речи, и решив исправить сложившуюся ситуацию, я перед собой   поставила цель:

Формирование знаний, умений и навыков культуры речевого общения у детей с взрослыми и сверстниками.

Достигать поставленную цель  мне помогало  решение следующих задач:

  1. Формирование у детей знаний норм и правил общения.
  2. Умение общаться с окружающими.

Для решения поставленных задач в группе я создала следующие условия:

  • Введение в словарь детей достаточного количества этических формул – слов и выражений, закрепленных за типовыми ситуациями общения.
  • Объяснение их значения.
  • Формирование умения выбирать нужный стереотип с учетом ситуации общения.

               Чтобы достичь высоких результатов в развитии культуры речевого общения, я стала использовать одну из форм совместной речевой деятельности — это игровые обучающие ситуации, в основе которых лежит ролевой принцип.

Собеседники (дети исполняют определённые роли), должны осознать свои ролевые позиции (брат – сестра; знакомый – незнакомый; бабушка – внук  т.д.

), и соответственно строить своё речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные формулы.

                 Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения включает  различные формы проведения игровых обучающих ситуаций:

-игры – путешествия,

— игры – импровизации

— игры – драматизации,

В подборе сценариев для игр опиралась на методику Н. Е. Богуславской, Н. А. Купиной «Весёлый этикет».

                  Важно воспитывать культуру общения у детей  и в повседневной жизни, и в разных видах их самостоятельной деятельности: играя дома, общаясь с родителями, сверстниками и т.д.  Важную роль здесь играют родители.

Родители должны в первую очередь поддерживать культуру общения дома не только с детьми, но и между собой, потому как «ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители в пример ему» (пословица).

Эта народная мудрость подтверждает истину, что самый лучший способ привить детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример.

                  Кроме выше сказанного  разработали с детьми следующие правила:

  • Всегда пользуйся словами вежливого обращения: «Здравствуйте», «До свидания», «Пожалуйста», «Будьте добры», «Извините», «Спасибо», «Благодарю», «Разрешите пройти» и др.
  • Будь всегда приветлив и вежлив.
  • На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно; не требуй к себе особого внимания. Уступай место в транспорте взрослым и малышам.
  • Слушай старших внимательно, стой при этом спокойно, смотри в лицо собеседнику, не перебивай.
  • С уважением относись к труду старших и товарищей.
  • Подними и подай оброненный кем-то предмет.
  • Делись с товарищами игрушками, книгами. Играй дружно.
  • Умей признать, что был неправ.

С  целью привлечения родителей к решению поставленных задач использовала групповые родительские собрания, консультации, «дни открытых дверей», привлекала родителей к проведению совместных развлекательных мероприятий. В родительском уголке оформляла  стенды и ширмы, разделы которых в наглядной форме раскрывали  общие вопросы воспитания культуры общения, её значение, сущность, необходимость.

К концу учебного года в старшей группе у детей :

— повысилась активность на занятиях,

 —  увеличился словарный запас.

— повысилась  наблюдательность,  внимание, память, дети стали более  усидчивыми.

           — дети с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми,

 начали замечать и исправлять  ошибки в собственной речи и в речи сверстников.

                 Итог моей работы – знания, умения и навыки культуры речевого общения с взрослыми и сверстниками у детей сформировались.

Нормы и правила общения дети соблюдают в речевой деятельности с окружающими.

Список используемой литературы:

 Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.

 Арушанова А. Г. Истоки диалога.//Дошкольное воспитание. №12.- 2000.

 Арушанова А.Г., Юртайкина Т.М. Формы организованного обучения родному языку и развитие речи дошкольников/ Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / Под ред. A.M. Шахнаровича. М., 1993.

Богуславская Н. Е., Куприна Н. А. Весёлый этикет /Развитие коммуникативных способностей детей/ Екатеринобург АРД ЛТД 1998.

Источник: http://vospitateljam.ru/kultura-rechevogo-obshheniya-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta/

Воспитание культуры речевого общения

Воспитание культуры речевого общения

Рекомендовать друзьям

Воспитание культуры речевого общения – одна из важнейших воспитательных задач, связанных с усвоением родного языка, которая предполагает не только овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими, грамматическими), но и совершенствование выразительных средств языка в живом речевом общении.

         В воспитании культуры речевого общения дошкольников важную роль играют развитие всех сторон речи, знание правил и норм речевого этикета, использование их в зависимости от ситуации.

Речевое общение подразумевает умение правильно, выразительно и точно говорить, с одной стороны, и умение слушать собеседника и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий, с другой.

Поэтому совершенствование  коммуникативной компетенции невозможно без усвоения основ культуры речи, отсутствие которых может вызвать неверное представление о сути высказывания. В речевом поведении следует учитывать и экспрессивность последнего, т.е субъективную эмоциональную оценку, определяющую выбор лексических, грамматических, композиционных средств.

В современных условиях одной из опасностей для литературной речи, по выражению  К.И. Чуковского, является влияние «канцелярита». Привычка говорить штампами, слитными блоками казенных слов ведет к утрате живого языка, и это отражается на его грамматической стороне и выразительности речи.

Таким образом, речевое поведение — это сложная совокупность умений и навыков, нуждающихся в систематическом формировании, закреплении определенных норм и правил, которые должны стать привычными.

Для ознакомления с правилами речевого поведения можно использовать беседы о воспитании культуры речевого общения как с детьми, так и с их родителями; проводить игры (дидактические, музыкальные, подвижные), в которых ребенок подводится к осознанию необходимости правильного поведения («Урок вежливости», «Как поступают вежливые дети»).

При знакомстве с произведениями художественной литературы нужно развивать у дошкольников умение оценивать поступки персонажей и соотносить их со своими действиями.

Кроме того, целесообразно создавать специальные ситуации, в которых дети самостоятельно выбирали бы речевую форму общения («Говорим по телефону», «Идем в гости»), широко применяли различные наглядные материалы (картинки, альбомы, фотографии, слайды, диафильмы, мультфильмы).

Полезно к такой работе привлекать родителей, чтобы они вместе с ребенком могли составить рассказ, записать его, сделать к нему рисунки. Большое значение в ознакомлении с правилами речевого поведения имеет индивидуальная работа с отдельным ребенком, в которой педагог должен учитывать особенности развития психики ребенка, его статус в семье и уровень речевого развития.

Совместная деятельность дошкольного учреждения и семьи — главный фактор решения общей задачи — воспитания культуры речевого общения дошкольников. Высокий уровень речевого развития, владение эмоциональным словарем, специальные упражнения, развитие умения составить связное высказывание на тему о правилах поведения являются обязательным условием освоения детьми культуры речи.

Источник: http://www.catalog.detkiuch.ru/publ/vospitanie_i_razvitie_detej/vospitanie_kultury_rechevogo_obshhenija/2-1-0-30

Альманах педагога | «Воспитание культуры речевого общения у дошкольников»

Автор: Гатауллова Венера Наримановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №207
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Воспитание культуры речевого общения у дошкольников»
Дата публикации: 17.03.2017
Раздел: дошкольное образование

«Воспитание культуры речевого общения у дошкольников»

Современный этап развития общества выдвигает новые задачи

воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается

проблеме воспитания культуры общения детей, в решении которой ведущую

роль играет формирование коммуникативных функций речи, как центральное

звено развития ребенка. Речь выполняет многообразные функции в жизни

ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция —

назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть

поддержание социальных контактов, обмен информацией. Все эти аспекты

коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и

активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает

ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим

строем. Если человек в первую очередь умеет слушать своего собеседника в

процессе общения, при этом грамотно излагает свои мысли на хорошем

уровне языка, без сленга и просторечья, мы можем сказать про такого

человека, что он в полной мере владеет культурой общения. Так как одной из

важных частей культуры общения является речь, поэтому и воспитывать

культуру общения дошкольников необходимо именно через формирование

коммуникативных функций речи.

Даже несмотря на то, что культуре речи детей всегда уделялось

большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема

воспитания культуры речи детей старшего дошкольного возраста остается по-

прежнему актуальной.

Свою работу мы проводили, основываясь на перспективное планирование по

воспитанию у старших дошкольников культуры общения.

Перспективное планирование состоит из 4 блоков:

— неречевые средства общения;

— в мире вежливых слов;

— культура и мы;

1

— общение в дружбе.

Первый блок направлен на развитие у детей у детей осознанного

проявления своих чувств и понимание чужих эмоций, знакомство с формами

и средствами передачи различных эмоциональных состояний и приобщение к

культуре проявления своих чувств.

В этом блоке присутствуют: занятия; подвижные игры, дидактические игры;

различные этюды; чтение стихотворений; рисование различных масок,

эмоциональных состояний героев стихотворения и сказок.

Второй блок нацелен на изучение, установленных культурными

нормами, речевых оборотов, применяемых в различных ситуациях. Сюда

вошли: занятия, составление словаря вежливых слов; анализ различных

жизненных ситуаций; наклеивание вежливых слов на картинках с ситуациями

в утренний и вечерний отрезок времени; чтение художественной литературы;

заучивание и инсценирование стихотворений, анализ пословиц и поговорок.

Третий блок включает в себя мероприятия, направленные на воспитание

культурного общения и поведения в общественных местах, расширение и

употребление речевого этикета, и применение своих знаний в реальной

жизни. Этот блок богат не только занятиями, но и объяснением поговорок;

анализом различных стихов; обыгрыванием этюдов, стихов; сюжетно-

ролевыми играми; экскурсиями; решениями различных жизненных ситуаций

и обыгрывание их с куклами.

Читайте также:  Классный час «правила приёма гостей», 1-2 класс

Четвёртый блок решает задачи, касающиеся общения детей со своими

сверстниками. Все виды деятельности формируют представления детей о

дружбе, честности, справедливости, уважении друг к другу. В этом помогают:

анализ поведенческих реакций детей в группе; чтение сказок; анализ

педагогических ситуаций; анализ поступков героев сказок и рассказов,

сравнение этих поступков; рассматривание сюжетных картинок с

проблемными ситуациями. (Приложение 1)

Для проведения формирующего этапа были созданы все условия для

эффективного обучения старших дошкольников культуре общения.

2

Пополнили групповую библиотеку новыми книгами, рассказами,

аудиозаписями, иллюстрациями и др. наглядным материалом.

Педагогический процесс был выстроен таким образом, чтобы во всех видах

деятельности обогащался словарь детей различными вежливыми словами,

речевыми оборотами, соответствующими требованиям этики. Например,

каждое занятие включало в себя программу по развитию речи и речевой

культуры, при этом осуществлялся индивидуальный подход к каждому

ребёнку. Необходимо было пополнить словарный запас, учить их

грамматически правильно строить предложения в простой и

распространённой форме, обдумывать фразу, прежде чем произнести её,

избавлять от привычки употреблять слова-сорняки, отвечать внятно и

достаточно громко.

Таким образом, проводилась систематическая целенаправленная работа

по развитию речи не только на занятиях, но и во всех видах деятельности, в

повседневной жизни детей. Этому способствовала содержательная жизнь в

детском саду, побуждающая детей к обмену впечатлениями, к объединению в

совместной деятельности, и условия, в которых ребёнок постоянно общается

с детьми и воспитателем.

Кроме того, была проведена разъяснительная работа среди родителей

для создания благоприятной обстановки дома. На своих индивидуальных

консультациях, выступлениях на родительском собрании старались убедить

родителей в том, что и дома необходимо поддерживать те требования,

которые выдвигают воспитатели в детском саду, следить, чтобы ребёнок,

разговаривая, вёл себя спокойно, был подтянут, не размахивал руками, не

гримасничал, не держал руки в карманах. Общаясь, смотрел в глаза

собеседнику, был приветлив и доброжелателен. Этим работа с родителями не

ограничилась. В родительском уголке повесили информацию на тему «Кто

такой культурный человек», оформили папку-передвижку «Добрые дела

наших детей», смастерили почтовый ящик для родителей, куда они

«бросали» свои вопросы по воспитанию культуры поведения и общения у

3

своих детей, а так же могли поделиться тем, как их ребёнок выполняет

правила общения и поведения в домашних условиях. В утренние и вечерние

отрезки времени с детьми составляли «словарик вежливых слов». Для

упражняемости в использовании речевых оборотов были использованы

различные педагогические ситуации. Например: в группу пришёл

незнакомый человек… Как ты поступишь? Встретились два друга… Если

кто-то не поздоровался, значит… Дети с большим удовольствием

разыгрывали их.

В работе были использованы игры и занятия, предложенные Н. П.

Ивановой, М.А. Михайловой, Т.Н. Николаевой, С.И. Ларионовым, С.О.

Николаевой, В. Пикулевой, Н.В. Самоукиной идр. педагогами. А также

авторские игры и занятия, например: «Оживи картинку», «Нарисуй маску»,

«Азбука вежливости», «Чем порадовать маму», с/р игры «Парикмахерская»,

«Путешествие», «Не забывай о товарищах», «Нечаянно и нарочно», «Вечер

развлечения…».

При планировании блоков учитывался принцип постепенности.

Например, сначала с детьми проводились занятия на изучение и применение

в различных ситуациях неречевых способов общения. На таких занятиях дети

знакомились с позами, жестами, мимикой, помогающими полнее выразить

мысль; развивали способность понимать и осознавать свои и чужие эмоции.

Умение чувствовать и выражать свои эмоции «Веселье и унынье», «Я ли не

удалец, я ли не молодец», «Путешествие в страну эмоций и чувств», «Театр

масок». Такие занятия, как «У природы нет плохой погоды» знакомили детей

с разными формами передачи эмоционального состояния. Упражнялись дети

в проявлении и использовании различных неречевых средств общения в

этюдах: «Оживи картинку», «Мальчик и девочка подружились»; в п/и «Что

мы видели не скажем, а что делали- покажем»; а так же в педагогических

ситуациях: «Что можно сделать для куклы, чтобы она смеялась и

радовалась?», «Разговор с игрушками по душам», «Можно ли без слов

пожалеть человека, заставить улыбнуться, обидеть, оскорбить» идр.

4

После проведённой работы по ознакомлению с неречевыми средствами

общения – пополняли словарный запас детей, приучали использовать в речи

«вежливые слова», речевые обороты, необходимые для культурного общения.

Этой цели посвящены такие занятия, как «Придумано кем-то просто и мудро

при встрече здороваться», «Путешествие в Спасибоград», «Счастливого

пути», «Я приду к тебе в гости», «У меня зазвонил телефон», «Слово лечит,

слово ранит». Свои знания дети подкрепляли в дидактических играх: «Азбука

вежливости», «Чем порадовать маму», «Испорченный телефон». При

составлении «Словаря добрых слов» дети наперебой называли слова и

речевые обороты, соответствующие этикету общения.

Изучив речевые и неречевые средства общения, детям предлагалось

использовать их в различных игровых и реальных ситуациях, создаваемых

педагогом. Это были занятия на тему «Мы идём с тобой в театр», «Я —

пассажир», «Ежели вы вежливы», «Что такое хорошо и что такое плохо». Где

детям давалось понятие кто такой культурный человек, на конкретных

примерах показывали правила поведения и общения в общественных местах.

Упражнялись дети в правилах культурного общения в игровой

деятельности. С этой целью были организованы с/р игры «Путешествие»,

«Парикмахерская». Здесь дети в непринуждённой обстановке показывали

свои знания и умения. Тем детям, которые забывали о культуре и хороших

манерах, подсказывали другие, которые овладели навыками этикета. Речь

детей стала богаче, использовались вежливые слова типа «здравствуйте,

добрый день, пригласите, пожалуйста и др».

В ходе формирующего этапа были использованы разные виды

деятельности: это и занятия, и этюды, и сюжетно-ролевые игры, и подвижные

игры, чтение, заучивание и обыгрывание стихотворений, разбор реальных

жизненных ситуаций, рисование и изготовление пособий, оформление

словаря добрых слов, анализ пословиц и поговорок и др.

При проведении данных мероприятий были использованы разнообразные

методы и приёмы. Например, при проведении сюжетно-ролевых, подвижных

5

игр, экскурсий использовалось наблюдение, которое показывало, как дети

применяют полученные знания в игровых и реальных ситуациях. При

изучении неречевых форм общения часто использовался показ, сравнение. А

при анализе стихотворений, пословиц, поговорок, занятиях и различных

сюжетно-ролевых игр в основном использовались словесные методы,

объяснения, образец правильной речи, обыгрывание ситуаций.

Для повышения интереса к данным видам деятельности применялись

яркие, красочные пособия и атрибуты: карточки с изображением различных

эмоциональных состояний, с изображением жизненных ситуаций;

предметные и сюжетные картинки; костюмы и атрибуты, используемые в

этюдах и сюжетно-ролевых играх; иллюстрации к сказкам и рассказам;

шапочки изображаемого персонажа; видеофильмы; фланелеграф и

плоскостные фигурки и др.

Таким образом, в ходе формирующего этапа экспериментальной работы

был использован целый комплекс мероприятий, методов и приёмов

воспитательно-образовательной работы. Необходимо отметить важность

взаимосвязи используемых видов деятельности, их интеграцию в

коммуникативную деятельность, что является важным условием успешности

и эффективности такой деятельности в педагогическом процессе.

6

Источник: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=14590

Развитие речи как основа формирования культуры речевого общения старших дошкольников

Развитие речи как основа формирования культуры речевого общения старших дошкольников

78488

Развитие речи как основа формирования культуры речевого общения старших дошкольников

Научная статья

Педагогика и дидактика

Развитие речи как основа формирования культуры речевого общения старших дошкольников Культура речевого общения это такой отбор и организация языковых средств которые способствуют наиболее эффективному достижению поставленных задач в определенной сфере речевых коммуникаций с непременным учетом литературных норм. На современном этапе проблемой изучения разных направлений развития речи стало рассмотрение вопроса воспитания культуры речевого общения в дошкольном детстве М. Формирование…

Русский

2015-02-07

44.25 KB

14 чел.

  А.А. Смага,

Е.Н. Лебедева

Развитие  речи  как  основа формирования  культуры  речевого  общения старших дошкольников

Культура  речевого  общения — это  такой  отбор  и     организация  языковых  средств,  которые  способствуют  наиболее  эффективному  достижению  поставленных  задач  в  определенной  сфере  речевых  коммуникаций  с  непременным  учетом  литературных  норм.

 Основное  свойство  норм  –  их  обязательность  для  всех  говорящих  и  пишущих  по-русски  и  их  устойчивость.

  Устойчивость  норм  обеспечивает  во  многом   преемственность  культурных  традиций  народа,  возможность  возникновения  и  развития  мощного  потока  национальной  литературы   [4].

Речь  –  это  важнейшая  творческая  психическая  функция  человека,  область  проявления  присущей  всем  людям  способности  к  познанию,  самоорганизации,  саморазвитию,  к  построению  своей  личности,  своего  внутреннего  мира  через  диалог  с  другими  личностями,  другими  мирами,  другими  культурами.   Диалог,  творчество,  познание,  саморазвитие  –  вот  те  фундаментальные  составляющие,  которые  оказываются  вовлеченными  в  сферу  внимания  педагога,  когда  он  обращается  к  проблеме  речевого  развития  дошкольников  [3].

В психолого-педагогических  исследованиях  речевая  сторона культуры общения раскрывается как специфический  вид деятельности        (А.А. Брудный,  А.А. Леонтьев, А.А. Бодалёв, А.Г. Рузская, М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова и др.).

Она  рассматривается  в  целом  ряде      лингвистических  работ,  посвященных  речевому этикету (Е.М. Верещагин,  Т.А. Ладыженская,  Н.И. Формановская и др).

Воспитание  основ  культуры  общения  оценивается  как  одна  из  важнейших  воспитательных  задач,  связанных  с  усвоением  родного  языка.

Анализ  изучения  генезиса  общения,  проводившегося  такими  исследователями  как:  З.М. Богуславская,  А.В. Запорожец,  М.И. Лисина,  А.Г. Рузская  позволяет  утверждать,  что  в  дошкольном  возрасте  общение  интенсивно  развивается  и  приобретает  различные  новые  формы.  

Согласно  данным,  полученным  М.И. Лисиной,  в старшем  дошкольном  возрасте  появляются,  «внеситуативные»  формы  общения  со  взрослыми,  влияющие  на  усвоение  детьми  нового  материала.

  Необходимость  взаимодействия  с  партнером  перестраивает  речевое  поведение. М.М.

Бахтин  подчеркивал  важность  свободного  владения  творческими  жанрами  устного  общения:  «Чем  лучше  мы  владеем  жанрами,  тем  полнее  и  ярче  раскрываем  в  них  свою  индивидуальность,  гибче  и  тоньше  отражаем  неповторимую  ситуацию  общения …»  [2].

На  современном  этапе  проблемой  изучения  разных  направлений  развития  речи  стало рассмотрение вопроса воспитания  культуры   речевого общения в   дошкольном  детстве (М.В. Ильяшенко,      О.С. Ушаковой);  воспитание  речевого  этикета  (Н.И. Формановской); показана конкретная связь между внешним и внутренним проявлением вежливости (Е.Н. Медынский, О.С.

Богданова, Р.Г. Гурова и др.);  влияние  коммукативно-речевого  поведения  взрослых  на  развитие культуры речевого общения детей в семье  (Л.П. Галаховавой  ) и  др.

                                                     Исходя    из  того, что  характер  общения  зависит  от  отношения  человека  к  человеку, которое  в  свою  очередь  формируется  в  процессе  общения, можно  рассматривать  культуру  общения  как  уровень  нравственного  развития  человека, выражающий  его  взаимоотношения, в  основе   которых   лежат  нормы  общественных  отношений  данного  общества, чуткое  отношение  к  людям,   внешне  проявляющееся  в  вежливости  и  тактичности, а главное  средство их  выражения —   культура  речевого  общения.

Формирование культуры речевого общения детей невозможно без овладения дошкольниками нормами и правилами родного языка, развития детской речи. В исследованиях Ф.А. Сохина и О.С.

Ушаковой чётко выделены три основных направления разработки психолого–педагогических проблем развития речи дошкольников и содержания методов обучения родному языку: структурное – формирование разных структурных уровней системы языка (фонетического, лексического, грамматического); функциональное направление – формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции (развитие связной речи и речевого общения); когнитивное направление – формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений [5].   Все три направления взаимосвязаны, так как развитие осознания речевых и языковых явлений включается в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны речи дошкольников и соответствуют основной цели работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формированию устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Читайте также:  Как найти общий язык с отчимом или мачехой

Общая цель развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи. Необходимо остановиться на характеристике каждой из задач, чтобы отметить их значение для формирования культуры речевого общения старших дошкольников.

Рассмотрим взаимосвязь развития культуры речевого общения  со словарной работой.

Обогащение словаря включает не только расширение его объёма, но и воспитание  у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, уточнение значений слов, обогащение связей слова с другими словами, поскольку в связной речи семантика отдельного слова вступает во взаимодействие с семантикой всего высказывания. Роль словарной работы в обучении родному языку старших дошкольников была раскрыта М.М. Кониной и её учениками (В.И. Яшина, Н.П. Иванова, А.П. Иваненко и др.), роль семантики исследовали Е.М. Струнина, А.А. Смага, А.И. Лаврентьева.

Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Дети усваивают слова, необходимые для  их  жизнедеятельности  и  общения  с  окружающими.

  Главное в развитии словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. Словарная работа должна проводиться на основе ознакомления с окружающей жизнью, и закрепляться в речевых упражнениях детей.

Её задачи и содержание определяются с учётом познавательных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уровне элементарных понятий. Кроме того, важно, чтобы дети освоили сочетаемость слова, его ассоциативные связи с другими словами, особенности употребления в речи.

В соответствии с формированием культуры речевого общения большое значение придаётся развитию умений выбирать наиболее подходящие слова для высказывания в стандартной речевой ситуации или в ситуации речевого конфликта. Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи [1].

Следующей многоаспектной задачей развития речи является воспитание  звуковой  культуры  речи. Звуковая сторона речи изучалась в разных аспектах – как развитие восприятия речи и как формирование речедвигательного аппарата.

Многие учёные подчёркивали роль развития осознания детьми фонетической стороны речи. Дети рано начинают замечать недостатки в своей и чужой речи (А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, М.Е. Хватцев, Д.Б. Эльконин, М.М. Алексеева, А.И. Максаков, В.

В. Гербова).

От понимания особенностей звуковой стороны  речи можно протянуть нить к осознанию речи в широком смысле слова – как осознание явлений языка и речи детьми  дошкольного возраста, как условие формирования произвольности речи.

Эта задача предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация); выработку чёткой дикции. Большое внимание уделяется культуре речевого общения и поведения. Необходимо учить детей пользоваться средствами звуковой выразительности с учётом задач и условий общения.    Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение вообще и культура речевого общения, в частности.            Работы Ф.А. Сохина, А.Н. Гвоздева, Н.П. Серебренниковой,                М.И. Поповой, А.В. Захаровой обогащают исследования особенностей развития грамматического строя речи у детей и отмечают, что освоение грамматического строя представляет большую сложность для них, так как грамматические категории  характеризуются абстрактностью и отвлечённостью. К тому же грамматический строй русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил [5].       Дети усваивают грамматический строй практически, путём подражания речи взрослых и языковых обобщений. Необходимо обращать внимание на освоение всех частей речи, освоение разных способов словообразования, разнообразных синтаксических конструкций. Важно добиться, чтобы дети свободно пользовались грамматическими навыками и умениями в речевом общении, в связной речи.      Необходимым условием формирования культуры речевого общения выступает развитие связной речи, которое включает развитие монологической и диалогической речи.

https://www.youtube.com/watch?v=cQfj04uRCLw

Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста, поэтому необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого (культура речевого общения).

Важно учить ребёнка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращённую к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, вежливо отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учётом ситуации общения.

Не менее важно  то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога. Эта форма речи предполагает умение слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов.

Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом и грамматическим строем, именно в ней реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения).

Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи.     В формирование элементарного осознания явлений языка наряду с подготовкой детей к обучению грамоте включается ещё одна задача – ознакомление с художественной литературой.

Художественное слово оказывает огромное влияние на нравственное развитие дошкольников, является источником и средством обогащения речи детей.

В процессе ознакомления детей с художественной литературой обогащается словарь, развиваются образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, эстетические и нравственные понятия.

Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.

Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребёнка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства: сравнения, метафору, иронию, гиперболу.

Эти средства дети лучше познают при ознакомлении с пословицами и поговорками, язык которых прост, точен и выразителен.

Обучение дошкольников родному языку представляет большие возможности для решения задач нравственного воспитания. Существенное влияние оказывает, прежде всего, воспитание любви и интереса к родному языку, его богатству и красоте.

Воспитание культуры речевого общения  у старших дошкольников оказывает и содержание литературных произведений, начиная с произведений устного народного творчества. Содержание картин, народных игрушек и пособий развивает у детей любознательность, гордость и уважение к их создателям.

Кроме того, такие методы, как рассказывание совместно, группами («командами»), предполагаем умение договариваться между собой, в случае необходимости помогать товарищу, уступать ему и др.

Развитие речи представляет богатые возможности для решения и других задач нравственного и эстетического воспитания детей.

Это относится не только к развитию монологической речи (пересказыванию, рассказыванию), но и к частным аспектам обучения родному языку – воспитанию звуковой культуры речи, словарной работе, формированию  грамматического строя речи.

Так, работа над смысловой стороной слова, семантическое обогащение словаря детей, их развивающаяся лексика  могут и должны включать введение в речь детей групп слов, обозначающих качества человека, его эмоциональное состояния, оценки поступков человека, эстетические качества и оценки.

Таким образом, высокий уровень развития речи дошкольников является основой культуры речевого общения детей, которое предполагает:

— владение литературными нормами и  правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей  и  составление любого типа высказывания;

— развитую культуру общения, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушивать, отвечать, возражать, спрашивать, объяснять;

— знание норм и правил  речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации [6].

Литература

  1.  Алексеева, М.М.,  Яшина, В.И.  Методика  развития  речи  и  обучения   родному  языку  дошкольников.   – М.,  1997.
  2.  Бахтин, М.М.   Эстетика  словесного  творчества.   – М.,   1999.
  3.  Лисина, М.И.   Общение,  личность  и  психика  ребенка.   – М.,   1997.
  4.  Российская педагогическая энциклопедия  / Под ред. Давыдова, В.В. –М., 1993.
  5.  Ушакова, О.С.   Программа  развития  речи  детей  дошкольного             возраста  в  детском  саду.   – М.,   2002.
  6.  Формановская, Н.И., Акшина, А.А.  Русский  речевой  этикет. – М.,   1986.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=78488

Как формировать у ребенка культуру общения?

Одним из важнейших условий, влияющих на качество коммуникаций, является речь человека. Коммуникация и культура общения детей в свою очередь являются смысловым аспектом взаимодействия с обществом.

Сюда включаются установления контактов, общение между людьми, взаимный обмен информации. Для того, чтобы полноценно развивалась личность ребенка, важно чтобы он как можно больше принимал участие в общении. Общение – это ведущий вид деятельности человека. Он позволяет ему познавать самого себя и давать себе оценку с помощью других людей.

Совместная деятельность в процессе коммуникации

Во время совместной практической деятельности создаются сложные коммуникационные речевые системы.

Речь может обладать различными свойствами. Например, она может быть чистой и правильно. Также речь может быть точной и логичной. Речь бывает выразительной и уместной. Речь, соответствующая этим характеристикам свидетельствует о хорошо развитых коммуникативных навыках. Человек испытывает постоянную потребность в общении.

И именно речь является главным средством удовлетворения этой потребности. Дошкольный возраст – это время, когда речь развивается наиболее сильными темпами.

Культура общения детей

Ребенок испытывает огромную потребность в том, чтобы общаться с другими людьми. Общение позволяет сформировать связи, развивать основы его социального поведения, ребенок приобретает новые знания и приобретает духовные ценности.

Речевое общение в детском саду

Современное дошкольное образование предъявляет более высокие требования к общению детей, чем раньше. Речевое общение в детском саду имеет познавательное содержание, прививает литературные образы речи, помогает поддерживать диалог не только с ровесниками, но и со взрослыми и потреблять культурный контент.

Государственный стандарт также содержит определенные требования, которые предъявляются к методам педагога, стимулирующим и развивающим речевые навыки дошкольников.

Очень важно для личностного развития, чтобы ребенок овладел правильной речью.

Главная линия работы педагога в развитии детей – это помогать им овладеть устной речью. Уже в дошкольный период активная речь становится главным коммуникативным средством для человека.

Особенности коммуникации старшего дошкольника

Современная психология выделяет следующие особенности, характерные для старших дошкольников в речевом развитии:

  • старшие дошкольники имеют уже достаточно устойчивую систему взаимоотношений с самим собой и с окружающими людьми. Их интерес к самим себе возрастает в этом возрасте, они пытаются разобраться в собственных поступках и качествах. Так начинает формироваться их самооценка;
  • совершенствуются новые условия, при которых развивается личность ребенка – он начинает предъявлять к самому себе требования и следит за своей культурой общения;
  • в этом возрасте ребенка начинают интересовать правила и нормы взаимоотношений с людьми. Он начинает приобретать устойчивые моральные взгляды;
  • очень большое влияние на ребенка оказывает коллектив сверстников, коллективные отношения приобретают для него большое значение, он начинает испытывать потребность в положительном к нему отношении со стороны товарищей, его интересует то, как они оценивают его поступки.
Читайте также:  Игра как средство развития дошкольников

Направления деятельности общения детей

Невозможно развивать культуру речевого общения, не прививая детям нормы и правила русского языка. О.С.

Ушакова пишет о том, что существует три направления: структурное направление связано с усвоением структурных уровней родного языка; функциональное – связано с развитием языковых навыков в процессе коммуникаций; когнитивное – связано с развитием способностей к осознанию языковых явлений.

Все эти элементы тесно связаны между собой. Все исследования, которые изучают различные аспекты речи детей дошкольного возраста, включают в себя изучение развития осознания языковых явлений.

Это соответствует тому, какова главная цель по формированию речи у дошкольников: развитие устной речевой активности, помощь в освоении литературного языка родного народа.

Задачи развития речи

Развитие речи – это многогранная цель, которая состоит из множества отдельных задач. Если проанализировать формы речевого общения, а также языковую структуру и языковые единицы, уровень осознанности в речи, то можно выделить некоторые из этих задач.

Важно рассмотреть подробно характеристику каждой задачи по развитию речи. Это позволит увидеть их роль в развитии культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста.

Культура общения детей и словарная работа

Обсудим то, каким образом формирование речевого общения связано со словарной работой. Для того, чтобы обогатить лексический запас слов, важно не только пополнить его большим количеством разнообразных терминов и понятий.

Необходимо, чтобы дети понимали содержательную сторону слов, чтобы они видели семантику слова, точно понимали значение каждого слова, видели взаимосвязи между этими словами. Ведь именно семантика в процессе устной речи играет огромную роль.

Основоположником исследования словарной работы в детском саду считается М.М. Конина. Другие исследователи, такие как Н.П. Иванова, например, были ее учениками и также посвятили свои работы этому вопросу. Семантику подробно изучила Е.М. Струнина и другие.

Стоит отметить, что словарный запас – это ядро развития речи у детей, так как именно слово является главной языковой единицей.

В лексическом словаре человека отражено содержание речи. Дети усваивают далеко не все слова, которые слышат от других, а только те, которые им необходимы для общения и жизнедеятельности. Важно не только запоминать сами слова, нужно понимать их значение и уметь правильно подбирать в соответствии с ситуацией и контекстом.

Словарная работа не проводится независимо от других видов деятельности. Обычно она является частью ознакомления дошкольников с окружающим миром. Речевые упражнения помогают закрепить результаты проведенной словарной работы. Важно, чтобы дети имели представление о сочетаемости слова с другими, видели его ассоциативные связи.

Звуковая культура речи

В процессе формирования речи у дошкольников воспитатель ставит перед собой еще одну важную задачу: формировать у детей звуковую культуру речи.

Звуковая культура общения детей как составляющая речи также разделяется на два элемента: способность ребенка воспринимать чужую речь, развитие у дошкольника речедвигательного аппарата. По мнению многих исследователей большую роль играет осознание дошкольником фонетической составляющей речи.

Ребенок уже в дошкольный период хорошо замечает недостатки как в своей собственной, так и в чужой речи. Осознавая звуковой аспект речи дети приходят к осознанию речи в полном смысле этого слова. Они начинают осознавать само по себе языковое явление и речь. Это становится хорошей предпосылкой для развития произвольной речи.

Для того, чтобы выполнить эту задачу, необходимо достичь следующих промежуточных целей: формирование у детей речевого слуха, с помощью которого ребенок воспринимает и может различить различные фонологические средства языка; развитие правильного произношения звуков; развитие орфоэпии; усвоение таких средств речи, как темп, тон, интонация, сила и тембр; формирование правильной дикции. Важно уделять достаточно внимания речевой культуре.

Важно обучить детей тому, как правильно использовать средства выразительности речи, учитывая условия и те задачи, которые ребенок ставит перед собой.

Грамматическая культура речи

Развивая грамматическую речевую культуру, важно развивать также и морфологическую культуру. Также сюда включается использование методов синтаксиса и словообразования.

Не владея грамматикой, ребенок в принципе не в состоянии поддерживать речевое общение. Такие исследователи, как М.И. Попова, А.Н. Гвоздева, Ф.А.

Сохина и другие внесли большой вклад в изучение особенностей формирования грамматики.

Они пишут о том, что детям непросто дается изучение грамматической языковой структуры, ведь грамматика по своему содержанию является абстракцией и отвлечена от материального мира.

Изучение грамматического строя осложняется также и тем, что русский язык имеет множество непродуктивных форм, а грамматические правила имеют множество исключений.

Дети изучают грамматику неосознанно: они подражают речи взрослых и используют метод обобщения.

Важно, чтобы педагог обращал внимание на каждую часть речи, помогал ребенку усвоить все методы словообразования, а также усвоить все возможные синтаксические конструкции.

Дети должны свободно и грамматически верно строить свою речь. Дошкольники должны уметь продуцировать грамматически верную связную речь во время общения.

Для того, чтобы успешно сформировать речевую культуру у дошкольников, необходимо развивать у них способность к связной речи, которая должна проявляться как во время диалогов, так и во время монологов.

Диалогическая речь

Для дошкольников основным способом общения является диалогическая речь. поэтому в первую очередь нужно уделить внимание тому, чтобы формировать их коммуникативно-речевые способности. А это невозможно делать без целенаправленного вмешательства взрослых.

Важно научить дошкольника правильно вести себя во время диалогического общения. Ребенок должен уметь слушать другого, правильно понимать смысл чужой речи, вовремя вступать в разговор и поддерживать его ход.

Культура общения детей включает в себя умение вежливо отвечать на вопросы и уметь самостоятельно задавать вопросы другим. Также они должны быть в состоянии использовать различные средства языка, объяснять что-либо, учитывать ситуацию во время общения.

Диалогическая речь способствует развитию более сложного навыка – навыка вести монологическую речь. сюда включается способность внимательно слушать, воспринимать связные тексты, пересказывать их, продуцировать собственные речевые высказывания.

Все, что усвоил ребенок в родном языке составляет содержание его связной речи. Сюда включается многое: это и звуковой строй речи, и лексический запас, и грамматический строй.

Именно это определяет способность ребенка правильно использовать собственную речь для достижения ее главной цели – для общения и коммуникаций.

Именно связная речь позволяет человеку поддерживать полноценное общение с другими людьми.

Художественный текст как средство развития речи

Осознавая языковые явления, ребенок должен справиться с еще одной задачей – познакомиться с великими художественными произведениями. Художественные тексты оказывают большое влияние не только на развитие речи детей, но и на их нравственное формирование.

Начиная знакомство с миром художественной литературы, ребенок активно пополняет собственный запас слов, его образная речь формируется большими темпами, он приобретает поэтический слух. Также художественная литература позволяет помочь детям развить творческие способности в речевой деятельности, усвоить принятые в обществе нравственные и этические понятия.

Для того, чтобы развивалась культура общения детей и культура самой речи, необходимо помогать им формировать образную речь. сюда включается понимание того, как применять существующие в литературном языке нормы и правила. Также ребенок должен уметь понятно передавать содержание своих мыслей, делиться чувствами и представлениями.

Речь должна оформляться таким образом, чтобы соответствовать цели общения, ее содержанию, она должна быть грамматически верно и выразительной. Благодаря художественной литературе ребенок приобретает вкус к богатству родного языка, формирует способность встраивать в собственные речевые высказывания различные средства выразительности.

В этом также может помочь знакомство с поговорками и пословицами. Эти представители художественного фольклора наиболее понятны и просты для восприятия детьми.

Культура общения детей со сверстниками

Дошкольники большую часть времени проводят, общаясь с ровесниками. Это позволяет каждому члену группы включиться в систему межличностных отношений.

Дети ежедневно взаимодействуют друг с другом и осуществляют совместную деятельность. Такие именитые авторы, как А.А. Бодалев и Б.Ф. Ломов, воспринимают понятие «культура общения детей» как один из самых сильных факторов, влияющих на личностное развитие, физическое и психическое здоровье человека.

В дошкольный период общение также является главным фактором, влияющим на готовность ребенка к обучению в школе.

Большинство детей в плане общения со сверстниками развиты вполне достаточно. Они умеют выстраивать контакты как с детьми, так и со взрослыми. Дети умеют осуществлять совместную игровую деятельность, договариваться друг с другом. Дети умеют совместно планировать что-либо и реализовывать поставленные задачи.

Они свободно высказывают свои желания, они умеют правильно задавать вопросы. Во время общения дети неосознанно, но правильно используют различные коммуникативные приемы, такие как речь и мимика, а также жесты. У детей есть полезное свойство – они интересуются собеседником.

Однако есть дети, которые в разной степени сталкиваются с трудностями в освоении коммуникативной деятельности. Это легко выявить, если понаблюдать за тем, как ребенок взаимодействует со сверстниками и взрослыми, как он проявляет себя в ролевых играх, как он ведет себя во время нерегламентированной коммуникативной деятельности.

Если дошкольнику сложно войти в детский коллектив, если он не учитывает интересы своих партнеров, то его коммуникативные способности становятся бедными по сравнению с большинством. Это негативно сказывается на игровой деятельности дошкольника, его межличностных отношениях, приводит к невысокому статусу среди товарищей.

В результате развиваются сложные отношения с ребятами, часто возникают конфликтные ситуации, дети не могут договориться между собой о чем-либо. И хотя такие дети стремятся играть с другими, им сложно установить дружеские связи, во время игр часто возникают ссоры и эти дети часто проводят время в одиночестве.

Таким образом, для того, чтобы была сформирована культура общения детей, а ребенок усвоил основы культуры речи, он должен обладать высоким уровнем речевого развития.

Сюда включаются следующие навыки и знания: ребенок должен владеть литературными правилами и нормами русского языка, он должен свободно использовать грамматику и лексику при построении речевых высказываний; он должен уметь создавать и поддерживать контакты как со взрослыми, так и с ровесниками; он должен уметь внимательно слушать, правильно отвечать, корректно возражать, понятно спрашивать и грамотно объяснять.

Источник: https://podrastu.ru/deyatelnost/kommunikativnaya/kultura-obshenija-detei.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector