Изотерапия для дошкольников

Все дети любят рисовать. Практически первым творческим занятием, которым они увлекаются, является рисование.

Чем данный метод им так привлекателен? Своими яркими красками, возможностью самовыражаться, изображать то, чего не существует. Детям и дошкольникам данное увлечение является самым доступным и интересным.

Вот почему популярной становится изотерапия – метод диагностики и коррекции детского поведения различными упражнениями.

Чтобы ребенок поддавался на манипуляции взрослого человека, с ним необходимо общаться его языком. Долгие разговоры и делание выводов не является эффективным. Основной деятельностью каждого ребенка дошкольного возраста является игра. А она бывает разной. Одной из игровых направлений является рисование.

Хороша изотерапия для тех детей, которые являются немного замкнутыми, скованными, погруженными в себя. Когда ребенку не хочется говорить вслух, он проявляется себя через действия и творчество. Рисование является самым доступным и увлекательным занятием, которое нравится практически всем детям.

Об особенностях данного направления следует поговорить на сайте психотерапевтической помощи psymedcare.ru. Он подойдет даже абсолютно здоровым детям в том случае, если родители отмечают некоторые отклонения от нормального поведения или состояния ребенка.

Что такое изотерапия?

Одним из направлений арт-терапии, которая была введена в 1938 году Адрианом Хиллом, является изотерапия. Что это такое? Это направление, которое включает изобразительное искусство. Оно эффективно как при работе со взрослыми, так и при коррекции детского поведения. Может быть использовано как при решении сложных психиатрических задач, так и для устранения незначительных отклонений.

Чем примечательна изотерапия? Своей легкостью, доступностью и увлекательностью. Человеку легче выражать и проявлять себя, когда ему не нужно решить сложные умственные задачки. Более того, по мере взросления каждый человек научается скрывать свои страхи и истинные мысли, мотивы, что и мешает в коррекции и помощи ему.

Когда же человек рисует, он обычно не задумывается. Проблемы, которые его волнуют, выплывают наружу. Самое главное – чтобы психотерапевт обладал хорошим опытом в интерпретации рисунков, их значения и постановки.

Детям порой легче нарисовать свою проблему, нежели рассказать о ней. Вот почему изотерапия часто применяется в отношении дошкольного и школьного возраста. Поскольку словарный запас и понимание самого себя у ребенка еще не развито, он понимает свою проблему лишь в образах.

Он может ее описать, нарисовать, но не проанализировать, пропустить через себя, сделать выводы. Посредством изобразительного искусства ребенок отображает то, что его волнует. Здесь порой могут находиться детали, о которых малыш ранее не говорил. Но они имеют важное значение.

Изотерапия позволяет не только отобразить свою проблему так, как она представляется человеку, но и проявить свое отношение к ней, выплеснуть эмоции, рассказать о них. Достаточно часто человек вынужден скрывать свои чувства. Такое часто случается в семьях, где родители не желают слышать и понимать своего ребенка.

Со временем он просто приучается не говорить о своих переживаниях, закрывается и таит все обиды, злость, агрессию и прочее в себе. Это приводит к появлению проблем, девиантному поведению, замкнутости или прочим негативным проявлениям.

Родители часто сталкиваются с результатом своего отношения к ребенку, не понимая, что стало причиной.

Когда ребенок рисует, он позволяет себе выплескивать эмоции. Изобразительное искусство помогает выплеснуть чувства, выразить свое отношение, избавиться от скопившихся эмоций. Таким образом, изотерапия не только выявляет проблемы, но и в некоторой степени помогает в их коррекции.

перейти наверх

Методы изотерапии

Рассматриваемое направление терапии выполняет множество функций. Различные методы изотерапии позволяют ребенку выразить себя, рассмотреть конфликтную ситуацию с любой стороны, увидеть варианты ее решения, выплеснуть эмоции и т. д. Если ребенок не может прямо высказать мысли о своих переживаниях, тогда бумага ему поможет.

Изотерапия вбирает в себя основы теорий Фрейда, Юнга и психологов гуманистов. Здесь используются такие понятия, как спонтанность, свобода, творчество и самовыражение.

Никто не управляет ребенком в процессе терапии.

Он изображает то, что хочется лично ему, при этом отсутствует какое-либо наказание (чем чаще всего и пугают родители своих детей, что и приводит к комплексам, страхам и проблемам).

Изотерапия может проходить в двух форматах:

  1. Пассивный – когда ребенок перерисовывает готовое изображение.
  2. Активный – когда дается полная свобода в рисовании того, что хочется ребенку. Сюжет и мотив рисунка может быть таким, каким его видит ребенок.

Хоть изотерапия является одной из направлений арт-терапии, все больше она становится самостоятельной. В ней есть свои концепции, методы и направления. Применяемыми материалами являются:

  • Пластилин.
  • Краски.
  • Цветная бумага.
  • Карандаши.
  • Фломастеры и пр.

Изотерапия выполняет большой кусок работы при общении с детьми. Малыш может рассказать о своей проблеме, выразить свои чувства, мечты, эмоции, переживания, надежды.

Также через рисунок он начинает понимать самого себя (ведь проблема возникла именно в нем, а значит, определяет его как личность). Через рисунок можно увидеть пути решения проблемы.

Поскольку ребенку сложно анализировать и мыслить сложными дефинициями, то ему лучше видеть происходящее в обычных картинах. Когда малыш видит свою проблему, то лучше ее понимает, может найти решение.

Достаточно часто родители сталкиваются с проблемами в самоощущении или поведении ребенка дошкольного возраста. Уже в данном возрасте ребенок сталкивается с первой невозможностью справиться с возникающими проблемами. Все больше у него появляется обязанностей и трудностей в общении с родителями, которые повышают планку своих требований и снижают восприимчивость к детским переживаниям.

Если дошкольник остается сам на сам со своими проблемами, с которыми зачастую не может справиться, поскольку еще не умеет думать логически и последовательно, анализировать, понимать поступки окружающих и т. д., тогда он меняется.

Родители начинают замечать, что он страдает от ночных кошмаров, у него снижается самооценка, он становится неуравновешенным, его поведение становится агрессивным, он ревнует, является зажатым или превращается в одиночку (изгоя).

Изотерапия применяется и при работе с тяжелыми психическими отклонениями:

  1. Умственная отсталость.
  2. Нарушение речи и слуха.
  3. Аутизм.
  4. Патологии нервной системы.

Через рисунок психолог или педагог может установить контакт с ребенком.

Процесс изотерапии можно разделить на несколько этапов:

  1. Определение тематики рисунка или произвольное рисование.
  2. Наблюдение за эмоциями ребенка, пока тот рисует.
  3. Описание ребенком того, что он нарисовал. Уделяется внимание тому, какие эмоции он проявляет и как интерпретирует ситуацию.
  4. Выражение психологом своего мнения на счет того, что изображено на рисунке.
  5. Совместная работа по нахождению решения нарисованной ситуации.

Все рисунки сохраняются, поскольку потом их можно сравнивать между собой, наблюдая динамику развития и изменений. В случае отсутствия изменений в желаемом направлении психолог меняет тактику своей работы.

Подводя итоги, можно выделить такие цели изотерапии:

  • Проработка переживаний и мыслей, которые человек в себе подавляет.
  • Выражение эмоций и чувств, которые человек не мог выразить в обыденной жизни.
  • Диагностика состояния человека.
  • Облегчение лечения.
  • Восстановление контроля над ситуацией.
  • Налаживание контакта между клиентом и психотерапевтом.
  • Повышение своей самооценки, снятие напряжения.
  • Понимание своей проблемы и самого себя в ней.

перейти наверх

Занятия изотерапией с детьми

Достаточно сложным этапом для любого ребенка является школа. Первые дни и годы в школе становятся самыми стрессовыми, поскольку значительно меняется распорядок дня, обязанности детей и их потребности. Изотерапия, которая применяется на данном этапе, помогает в адаптации к возникшим условиям.

Занятия лучше проводить двумя психологами. Количество детей в одной группе до 6 человек. Длительность занятий – 60 минут по одному разу в неделю.

  1. На первом этапе занятий изотерапией с детьми происходит знакомство и выделение лидеров.
  2. На втором этапе происходит проявление эмоций, которые могут быть негативными у детей.
  3. На третьем этапе дети начинают осознавать собственные эмоции и разнообразно их выражать.
  4. На четвертом этапе напряженность и тревожность усиливаются.
  5. На пятом этапе происходит снятие напряженности и тревожности.

перейти наверх

Упражнения изотерапии

Изотерапия не имеет рамок и границ. Здесь можно использовать любые упражнения, которые только помогут в решении конкретного вопроса. Упражнениями могут быть:

  • Релаксационное упражнение «Волшебная поляна». Педагог читает историю, пока дети расслабляются.
  • Развитие ассоциативного воображения. Дети выражают свои мысли и ощущения от прочитанного.
  • Выбор 3 героев.
  • Игра в песочнице. Здесь дети отправляются в страну, где могут построить свое царство из трех героев в неограниченном количестве.
  • Рисование места, которое наиболее запомнилось ребенку.

Также не забываем о методе свободного рисования, когда дети могут изображать то, что хочется лично им, а не то, что задано темой.

перейти наверх

Итог

Изотерапия активно применяется психологами, поскольку данное направление оказывает мощнейшее воздействие на детей. Малыши не устают и не сопротивляются, спокойно идут на контакт, что позволяет достичь положительных итогов. Если психолог устанавливает контакт с ребенком, тогда ему легче сотрудничать с ним и корректировать.

Ребенок посредством рисунка больше познает себя и ситуацию, в которой он находится. Если родители отмечают однотипность всех рисунков ребенка, это о чем-то говорит.

Если нет возможности самостоятельно разобраться в рисунках малыша, тогда можно обратиться за помощью психотерапевта.

Он не только диагностирует ситуацию, которую постоянно изображает ребенок, но и поможет в устранении ее из жизни малыша.

Источник: http://PsyMedCare.ru/izoterapiya-dlya-detey-doshkolnikov

Изотерапия, как метод психологической коррекции

Изотерапию относят к самым распространенным способам арт-терапии. С помощью изобразительного искусства можно решить множество психологических проблем, поэтому данный вид коррекционной терапии используют современные психологи и педагоги в школах и детских садах.

Изотерапия в работе с детьми

Изотерапия, как метод психологической коррекции, помогает сделать более гармоничными эмоции ребенка, адаптирует его к учебному учреждению, способствует развитию творческих способностей.

Все без исключения дети очень любят рисовать. В изотерапии могут использоваться разнообразные материалы для рисования – краски, карандаши, мелки. Даже для самых маленьких детей, которые еще не умеют держать кисточку в руке можно использовать изотерапию. Для этого пригодятся пальчиковые краски и разнообразные мелки.

Изотерапия для детей оказывает положительное влияние на их психику. Благодаря рисункам, ребенок выгружает полученную информацию, обрабатывает свой опыт.

Многие психологи, только мельком взглянув на рисунок ребенка, способны определить его настроение, выявить проблемы на ранней стадии и, следовательно, своевременно оказать помощь.

Читайте также:  Как определить тип почвы на огороде?

Методы и техники изотерапии

Среди распространенных упражнений изотерапии выделим такие:

  • Предметно-тематические задания – когда учитель дает задание нарисовать рисунок на определенную тему – «Лето», «Семья», «Кем я буду, когда вырасту».
  • Образно-символические задания – картинки на тему «Добро», «Мир», «Счастье».

Современные методы изотерапии включают в интересные задания:

  • «Волшебные пятна» — это рисование абстрактных пятен, ассоциирующихся у обучаемых с конкретным предметом.
  • «Рисование по точкам» помогает определить такие понятия, как части и целое.
  • «Рисование пальцами» — подходит для малышей даже до 1 года.

Техники изотерапии не стремятся обучить ребенка рисованию, поэтому среди приемов можно найти такие оригинальные занятия:

  • Марание – пачкание в красках. Помогает избавиться от детской агрессии, гиперактивности.
  • Монотипия – рисование оттисков с помощью одного штампа. Приучает к терпению и трудолюбию.
  • Кляксография – на листке с одной стороны наносятся пятна, которые отпечатываются на вторую половину.
  • Рисование по мокрому листу помогает детям расслабиться, сделать более гармоничными их эмоции.
  • Рисование продуктами, листьями и другими подручными материалами.
  • Техника каракулей развивает внимательность и повышает самооценку у ребенка.

Источник: http://www.my-sunshine.ru/izoterapiya-kak-metod-psikhologicheskoi-korrektsii

Открываем в детях удивительные таланты с помощью арт-терапии

Дорогие читатели, знакомы ли вы с таким понятием, как арт-терапия? Оказывается, это относительно новое направление современной психотерапии активно используется специалистами не только с взрослыми, но и с детьми.

Многие упражнения можно с большим успехом предлагать ребенку дома, при этом достигая сразу нескольких целей: и весело провести время, и понять, что тяготит вашего малыша, и помочь ему мягко решить возникшую трудность.

Ведь в арт-терапии для детей используются отнюдь не горькие пилюли и микстуры, а то, чем и так богато и счастливо детство – творческое мышление, фантазию, яркие образы и самые любимые деткам занятия. Скажите, кто из детишек откажется лишний раз порисовать, потанцевать, поиграть в интересную игру?

Сегодня на блоге мы познакомим вас поближе с арт-терапией в работе с детьми, и предложим подборку веселых игр-упражнений, которые можно применять дома, со своим ребенком.

Я передаю слово ведущей рубрики Счастливый ребенок  Анне Кутявиной.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Когда речь заходит об арт-терапии, я не могу остановиться, перечисляя ее многочисленные плюсы. Наверное, это связано с тем, что я сама – арт-терапевт, и за моими плечами – годы работы с детишками в этом методе.

Но все равно, каждый раз, наблюдая новые успехи малышей, их большие и маленькие открытия, а также необыкновенные перемены, я поражаюсь снова и снова. Казалось бы, просто рисунок, игра в песочнице, танец, сказка.

Но как благодаря им меняется мир, и вокруг, и внутри нас!

Но давайте же сначала познакомимся поближе с арт-терапией, и узнаем, с чем же ее «едят».

Арт-терапия в работе с детьми и взрослыми и ее задачи

Что такое арт-терапия? Это направление психотерапии, которое подразумевает создание и анализ творческих произведений. Буквально слово «арт-терапия» переводится как лечение искусством.

Но для целей арт-терапии совсем не обязательно быть гениальным художником, музыкантом или поэтом с «профильным» образованием.

Достаточно просто взять в руки необходимые для того или иного вида творчества инструменты, расслабиться, отпустить внешнюю суету и переживания, и погрузиться в процесс.

Однако не любое творчество можно отнести к арт-терапии. Обычная лепка, танец, рисование еще не являются лечением. Но нужным образом направленное, скоординированное творчество (не путать со специальным обучением творчеству – по сравнению с ним арт-терапия более спонтанна) способно помочь:

  • отреагировать непрожитые эмоции, докопаться до истинных чувств и мыслей;
  • диагностировать психологические проблемы;
  • в адекватной форме выпустить агрессию и прочие негативные проявления;
  • облегчить процесс коммуникации, установления отношений с другими людьми;
  • повысить самооценку;
  • научиться контролировать собственное внутреннее состояние;
  • справиться со страхами, тревожностью, многими психосоматическими проявлениями;
  • приобрести новые, более конструктивные модели поведения в той или иной ситуации;
  • получить удовольствие от самовыражения.

Казалось бы, «просто» детские шалости. А какое огромное влияние они оказывают на человека!

Арт-терапия прекрасно работает и с взрослыми «пациентами». Но с детишками она в буквальном смысле творит чудеса! Может быть, потому что нам, большим тетям и дядям, не так-то легко отключить в себе контролера и «надзирателя» и безоценочно творить?

Виды и методы арт-терапии в работе с детьми

Существует достаточно много отдельных видов и направлений в арт-терапии. Более того, все время появляется что-то новое. Но к основным видам лечения творчеством можно отнести:

Изотерапию – лечение при помощи средств рисования, изобразительного искусства. Материалы для такой терапии – бумага, кисти, краски, реже – карандаши, ручки, мелки.

Песочную терапию – занятия с использованием специально организованной песочницы. Кроме непосредственно ящика с песком, в терапии используются маленькие фигурки, природные материалы и прочее.

Библиотерапию – специальной работы с текстом. Так, можно читать текст, выбирать и выписывать запомнившиеся слова, сочинять из них предложения и т.д..

Сказкотерапию – лечебное воздействие с помощью терапевтической метафоры. Клиенты сказкотерапевта изучают готовые сказки, проигрывают их, меняют начало или окончание, пишут свои сказки.Более подробно о ней можно прочитать в статье Сказкотерапия для мягкого решения детских проблем

Музыкотерапию – занятия с помощью прослушивания музыки, создания собственных ритмов, игры на музыкальных инструментах.

Тканевую терапию – при помощи работы с тканями.

Цветотерапию – использование для терапии разных цветовых сочетаний и образов.

Куклотерапию – она подразумевает создание кукол из различных материалов, и дальнейшее взаимодействие с ними: проигрывание историй, сочинение сюжетов ит.д.

Мандалотерапию – занятия с детьми с помощью создания мандал. Их можно рисовать на бумаге или на песке, создавать из разных материалов.

Фототерапию – создание фотографий и дальнейшей терапевтической работы с ними;

МАК – занятия при помощи работы с метафорическими ассоциативными картами.

Тестопластику – терапию с помощью воздействия на пластилин, тесто, глину, другие пластичные материалы.

Коллажирование – лечение и наполнение ресурсами с помощью создания коллажей.

Кинотерапию – терапия при помощи кинофильмов и роликов.

Танцевально-двигательная терапия – лечение с помощью танца.

ЕСЛИ ВАС ЗАМУЧАЛА БОЛЬ В СУСТАВАХ

Крем из уникальных пант алтайского марала вернет вас к полноценной жизни в считанные минуты!

http://lmcpktnb.remedy-sale.com

В работе с детьми, особенно маленькими, чаще всего используются изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, тестопластика и куклотерапия. Да-да, это как раз то, что больше всего на свете любят дети: рисовать, читать сказки, лепить, играть в песочнице и с куклами. Волшебный доктор Арт-терапия лечит только тем, что приятно и безболезненно!

Упражнения для занятия арт-терапией с детьми

А сейчас я предлагаю вам немного поиграть с детишками, и заодно почувствовать себя чуточку арт-терапевтом. Для знакомства с методом возьмем самые, на мой взгляд, простые и быстрые, а также очень любимые детьми направления – изотерапию и песочную терапию.

Изотерапия

Фактически все дети любят рисовать. Почему бы не позаниматься вместе с детишками? Для изотерапии можно использовать следующие материалы: бумагу, кисти и краски, карандаши, фломастеры, ручки, мелки. Все, чем можно рисовать. Для начала предложите ребенку самому выбрать, чем бы ему сейчас хотелось порисовать.

Каракули

Очень простое и доступное упражнение. Предложите крохе взять карандаши или краски, и нарисовать любые линии. Можно рисовать любым цветом, с любой силой нажима, любой формы и размера. В ходе рисования попробуйте найти в линиях какой-то образ, вместе с ребенком дорисуйте его.

А можно и не искать в каракулях смысл, и просто водить карандашом по бумаге, таким образом самовыражаясь.

Рисование рукой

Чудесный способ позволить ребенку испытать неимоверную радость! Ведь обычно «пачкать» руки нельзя, а тут вдруг можно! Предложите малышу порисовать всей ладошкой, кончиками пальцев, костяшками пальцев, ребром ладони, используя гуашь или специальные пальчиковые краски. Не надо давать какое-то определенное задание. Просто позвольте крохе раскрепоститься, нанося размашистые, беспорядочные мазки, и испытывая необычные тактильные ощущения и выходя за рамки дозволенного.

С помощью данного упражнения можно скорректировать состояние страха, подавленности, тревожности.

Рисование музыки

Предложите ребенку краски, кисточки, бумагу, включите запись классической музыки, например, Моцарта или Чайковского. И попросите нарисовать музыку, которую он слышит, используя любые линии и цвета. Так, как он сам почувствует.

Благодаря данному упражнению ребенок учится выражать на бумаге свои эмоции и чувства, а также развивает воображение.

ДИЕТА ПОСЛЕ УДАЛЕНИЯ ЖЕЛЧНОГО ПУЗЫРЯ

Как жить полноценной жизнью без желчного пузыря

https://gelpuz.ru

Упражнение «Цветок»

Ребенку постарше можно предложить упражнение «Цветок». Дайте ему бумагу, кисти и краски, карандаши. Попросите закрыть глаза и представить чудесный цветок. Какой он? Какой у него запах? Где он вырос? Что вокруг него? А теперь пусть ребенок откроет глаза и попробует нарисовать все то, что только что представил.

Вместе с ребенком придумайте историю о цветке. Какое у него настроение? Что он любит? Как проходит его день и т.п. Если история идет в грустном ключе, предложите дорисовать картинку или изменить историю в позитивном направлении.

Такое упражнение помогает развивать фантазию, снимать эмоциональное напряжение.

А сейчас давайте посмотрим, как можно интересно провести время с детьми на занятиях лепкой. О чем можно поговорить, что нам расскажут нам детские поделки.

Читайте также:  Сценарий праздника в начальной школе, посвящённый творчеству бианки

Песочная арт – терапия для детей

Песок – чудесная среда для развития навыков ребенка и даже для коррекции и терапии имеющихся проблем. Сам по себе песок приятный наощупь, сыпучий, легко заполняет любую форму, с ним дети могут играть часами. Вспомните хотя бы, что происходит на берегах морей и рек, а также возле больших песочниц во дворе. Детей не оторвать от песка!

«Волшебные» свойства песка не могли остаться незамеченными специалистами. Песочница активно используется в психологическом, арт-терапевтическом процессе. Правда, психологическая песочница должна иметь определенные размеры – 50*70*8 см, и изнутри выкрашена в синий или голубой цвет, как символ неба и воды.

Но в домашних условиях мы можем использовать и подручные средства – небольшие подносы, ящички, даже пластиковые тазики, наполненные песком. Главное условие – песок должен быть безопасным для ребенка, то есть чистым и обеззараженным. Для этого можно купить специальный песок, или взять обычный, промыть его и прокалить в духовке.

Также для игр понадобятся небольшие фигурки – высотой до 8 см. Это могут быть куклы, фигурки животных, деревья, домики, предметы интерьера, природные материалы. У психологов обычно имеется целая коллекция таких игрушек. Но дома достаточно иметь хотя бы минимальный набор.

Знакомство с песком

В самом начале предлагаем ребенку «познакомиться» с песочницей:

«Поздороваться» с песком (помните, что игра в песочнице – это уже создание сказки, а в сказке все живое).

Поскользить ладошками по песку прямыми линиями, круговыми движениями, как змейки, или зигзагообразно. Затем то же самое сделать ребрами ладоней.

Набрать песок в ладонь или сразу в две, и высыпать тонкой струйкой.

Закопать в песок ладошки, затем их «найти», приговаривая: «А где же наши ручки? Куда они спрятались?».

Положить в песок раскрытую ладошку и закрыть глаза. Потом мама или папа насыпает песок на пальчик, а кроха должен угадать, на какой палец попал песочек.

Оставить следы на песке. Можно предложить малышу попрыгать пальчиками по песку, как зайка, пройтись, как большой медведь, или проползти, как ужик.

Создание волшебного мира

Для того чтобы познакомиться поближе с переживаниями и чувствами ребенка, можно предложить ему следующее упражнение. Нужна песочница и набор маленьких фигурок. Инструкция к заданию такова:

«Представь, что ты – настоящий волшебник. Перед тобой – сказочная страна. И ты можешь наполнить ее всем, чем хочешь. Создать любые природные условия, населить людьми, животными или другими существами. Располагай их так, как тебе хочется».

Обычно детки с огромной радостью начинают творить, сразу погружаются в свой мир. Уже по тому, с чего ребенок начинает «строительство», как он подходит к процессу, можно многое узнать о нем самом.

Он быстро-быстро все построил, действуя крупными мазками? Или медлит, долго обдумывает свое решение, не может никак определиться с местом для фигурки? А, может, переставляет каких-то персонажей все время, не в силах подобрать им место?

Когда мир будет создан, и малыш скажет, что он закончил, обсудите с ним картину. Расспросите, кто живет в этой волшебной стране, как она называется, чем занимаются жители, что с ними происходит.

Если ребенок озвучил какую-то проблему с героем – например, этот тигр очень злой, и ему плохо – попробуйте вместе найти решение. Может, тигру просто нужен друг? Или он должен делать то, что ему нравится? «Идите» за ребенком, продолжая его мысли.

И вы сами удивитесь, насколько эффективным может быть это упражнение.

Аналогично можно предложить ребенку создать картину «Моя семья», «Мои друзья», и узнать, каким малыш видит свое окружение, что можно изменить в этой системе в лучшую сторону.

Упражнений и техник арт-терапии в работе с детьми существует великое множество. Они помогают развивать воображение, моторику, реализовывать творческие способности. Но совсем не обязательно дома, занимаясь с малышом, следовать каким-то строгим инструкциям.

Не старайтесь влиять на результат творчества. Цель арт-терапии – не создание шедевров, а простое и доступное самовыражение, возможность познакомиться со своим внутренним миром и помочь ему стать ярче, веселее, светлее. Хотя, порой люди открывают в себе просто удивительные таланты…

Я искренне желаю вам и вашим семьям здоровья и счастья! Творите на радость!

Анна Кутявина, психолог, сказочница, хозяйка сайта Сказочный мир

Я благодарю Аню за мысли. Занимайтесь с детьми, развивайтесь обязательно и сами. Ведь такие методы и нам, взрослым могут быть очень интересны. Не так давно я сама для себя открыла фототерпию. Очень понравился мой опыт. О нем я писала в статье Пробуждение себя через фототерпию

Приглашаю почитать также другие статьи в нашей рубрике. Перейти в нее можно, кликнув но кнопке ниже.

Рубрика Счастливый ребенок

И для души и настроения приглашаю вас посмотреть песочную анимацию Как ослик счастье искал.

Почему происходит отложение солей и что делатьВолшебный эффект МоцартаНовогодние игры и конкурсы для детейМне скучно на работе, мечтаю найти свое дело, но не могу уволиться из-за денег. Что делать?Энурез у детей — что надо знать мудрым родителямРазвивающие игры для детей 1-2 лет

Источник: https://irinazaytseva.ru/art-terapiya.html

Арт-терапевтические технологии. Изотерапия в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста — PDF

1 Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» Арт-терапевтические технологии. Изотерапия в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста 1 г. Полевской

2 Арт-терапевтические технологии. Изотерапия в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Методические рекомендации для педагогов и родителей 2

3 Автор-составитель: Крылова Екатерина Евгеньевна, методист отдела организационноинформационного обеспечения и проектного сопровождения ГБУ СО «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» В брошюре представлены практические рекомендации по использованию арт-терапевтических технологий на примере изо-терапии в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Подобранные техники направлены на коррекцию психоэмоционального состояния, снижение напряжения и тревожности, преодоление неуверенности в себе, устранение страхов и т.п. Все техники могут быть использованы как в групповых, так и в индивидуальных формах работы. Брошюра будет полезна педагогам, родителям. 3

4 Содержание Введение 5 Понятие «арт-терапии» 6 Цель, задачи и методы арт-терапии…6 Изотерапия — как метод арт-терапии.8 Техника «Марания»..8 Техника «Акватушь» 10 Техника «Монотипия».10 Техника «Рисование клубком» 11 Техника «Ниткография»..12 Техника «Рисование историй».

12 Техника «Рисование по кругу»..12 Техника «Парное рисование».13 Техника «Каракули или штриховка».14 Техника «Пластилиновая композиция» 15 Техника «Мандала». 16 Техника «Рисуем эмоции».. 16 Техника «Рисование пальцами»..17 Техника «Рисование на воде».18 Техника «Рисование на стекле»..19 Заключение.

20 Список источников

5 Введение Потребности современного мира в области педагогики построены не на формирование у ребенка знаний, умений и навыков, а, прежде всего, на развитие ребенка.

В связи с этим, арт-терапевтические методы работы особо актуальны, суть работы которых заключается не в обучении рисованию, а в том, что дети через различные техники, используя специально подобранные материалы, получают возможность выразить себя, выплеснуть накопившиеся эмоции, поделиться своими переживаниями и, таким образом, улучшить свое эмоциональное состояние. Как известно, эмоциональные переживания неотъемлемая составляющая внутреннего мира любого человека. Поскольку каждая эмоция имеет физиологическую составляющую, а многие болезни носят психосоматический характер, работа с эмоциональным состоянием ребенка направлена на укрепление его психологического ресурса соматического здоровья. Она важна для всех детей, но особенно для тех, у кого имеются нарушения в развитии, поведении и здоровье. Использование арт-терапевтических технологий особенно показано в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими различные виды нервно-психических нарушений, таких как, гиперактивность, быстрая утомляемость, импульсивность, раздражительность, агрессивность, страхи, плохая концентрация внимания, и др. Арт-терапия является одним из самых действенных способов для коррекции подобных состояний и улучшений самочувствия ребенка, а также средством развития его творческих и когнитивных способностей. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь мягким и безопасным методом при работе с психоэмоциональным состоянием любого ребенка. 5

6 Понятие «арт-терапии» Арт-терапия это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности, при которой происходит выражение эмоциональных переживаний и чувств ребенка посредством специально подобранных техник (кисточки, краски, пластилин, глина и др.).

В процессе выполнения работы ребенок высвобождает свое подсознание и через самовыражение творческого потенциала происходит улучшение психоэмоционального состояния. Сам процесс изменений происходит незаметно и безболезненно для ребенка, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные.

Методы арт-терапии относятся к самым мягким, но, в тоже время, глубоким методам, связанным с высвобождением скрытых энергетических резервов и эмоций ребенка. Арт-терапия особенно хороша там, где другие методы трудно применимы. Ведь главное условие для упражнений детской арт-терапией доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность.

Занятия лишены принуждения и воспринимаются, скорее, как игра и интересное времяпрепровождение. Преимущество арт-терапии состоит в том, что всегда можно подобрать ту форму работы, которая наиболее близка и интересна ребенку. Цели, задачи и методы арт-терапии Основная цель арт -терапии состоит в гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения.

Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из сложной ситуации. Развивают творческое и пространственное мышление, речь, мелкую моторику. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме.

В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно. Использование арт-терапевтических методик успешно проходит при коррекции неврозов и неврозоподобных состояний.

Высвобожденные внутренние переживания и чувства находят свое выражение в творческих работах, улучшая общее состояние и приводя в равновесие душевный мир ребенка. В ходе терапии характер работы, как правило, меняется: образы становятся более позитивными, красочными, гармоничными. Этот показатель является одним из критериев эффективности терапии. 6

Читайте также:  Как бороться с кротами на участке

7 Можно выделить следующие задачи арт-терапевтических занятий: Создание положительного эмоционального настроя. Снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, снятие блоков, внутренних зажимов. Возможность обратиться к невысказанным фантазиям и желаниям ребенка.

Проработка мыслей и эмоций, которые по каким-либо причинам подавляются в повседневной жизни. Возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, выражать их в социально приемлемой форме. Развитие чувства внутреннего контроля.

Арт- терапевтические занятия создают условия для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, стимулируют развитие сенсомоторных умений и в целом правого полушария головного мозга, отвечающих за интуицию и ориентацию в пространстве.

Развитие воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом. Повышение адаптационных способностей ребенка к повседневной жизни и школе. Снижение утомления, негативных эмоциональных состояний и их проявлений, связанных с обучением.

Эффективность в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития с опорой на здоровый потенциал личности и внутренние механизмы саморегуляции. Методы арт-терапии успешно применяются с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими различные поведенческие и эмоциональные проблемы, нарушения физического развития, соматические заболевания.

Эти методы включают индивидуальную и групповую арттерапию. Хорошие результаты наблюдаются, когда ребенок сначала проходит курс индивидуальной коррекции эмоционально-личностных особенностей, а потом включается в группу.

Арт-терапевтические занятия рекомендуется проводить 1 раз в неделю, длительностью от 15 минут и более, в зависимости от возраста ребенка и сложности запроса. Курс занятий обычно от 3 5 до 12 недель. По своим методам арт терапия подразделяется на изотерапию, сказкотерапию, игровую терапию, песочную терапию, музыкальную терапию, фототерапию. Очень часто бывает, что перечисленные методы переплетаются в одном занятии, однако, в данной брошюре подробное внимание будет уделено одному из самых распространенных, а именно, изотерапии. 7

8 Изотерапия как метод арт-терапии Изотерапия — терапия, в первую очередь, рисованием. Занятиях не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина, сыпучие продукты (крупы, горох, фасоль, макароны) засушенные листья.

В последнее время особенно популярны рисование пальцами и ладонями, пульверизатором, губкой или ватными палочками; рисование на стекле, апликации и т. д. Итак, остановимся на некоторых техниках изотерапии подробнее. Техника «Марания» В буквальном понимании «марать» значит «пачкать, грязнить».

В данном случае, в условиях арт-сессии, речь идет о спонтанных рисунках детей дошкольного и младшего школьного возраста, выполненных в абстрактной манере, имеющих схожесть с рисунками доизобразительного периода. В технике «марания» отсутствует структурированные изображения и сюжеты, зато есть самые различные сочетания отвлеченных форм и цветовых пятен.

Достаточно широк выбор способов создания рисунков: это могут быть и ритмичность движения руки, и композиционная случайность нанесения мазков и штрихов, и размазывание и разбрызгивании красок, и нанесении множества слоев и смешивании цветов. Наиболее насыщенными по воплощению и эмоционально яркими являются гуашевые или акварельные изображения.

В ходе работы сам процесс «марания» порой выглядят как деструктивные действия с красками, мелками. Однако игровая оболочка оттягивает внимание от не принимаемых в обычной жизни поступков, позволяет ребенку без опасений удовлетворить деструктивные влечения. 8

Источник: http://docplayer.ru/28399435-Art-terapevticheskie-tehnologii-izoterapiya-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html

Изотерапия на стекле в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками

Метод арт-терапии уже давно зарекомендовал себя в работе с детьми разных возрастов.

Но особенно эффективно арт-терапии для дошкольников, поскольку через приобщение к искусству они учатся лучше понимать окружающий мир, выражать эмоции, получать радость от общения, работать в команде и проще преодолевать коммуникативные барьеры.

Кроме того, арт-терапия для дошкольников способствует всестороннему развитию детей, позволяет им раскрыть собственное «Я», развить наблюдательность, наладить коммуникацию с внешним миром, раскрыть свой творческий потенциал, развить воображение.

Возможности изотерапии как техники арт-терапии для дошкольников

Одной из техник арт-терапии является изотерапия для дошкольников, т. е. выражение чувств, мыслей и эмоций через рисунок.

Ее применение в работе с детьми весьма результативно: через рисунок ребенок учится ощущать и понимать себя, выражать свободно свои мысли, чувства, надежды и мечты.

Занимаясь арт-терапией дл дошкольников, он освобождается от конфликтов и сильных переживаний, развивает эмпатию, моделирует действительность, выражая свое отношение к ней. Кроме того, арт-терапия для воспитанников развивает чувственно-двигательную координацию.

Достоинство рисования заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Некоторые ученые склонны рассматривать арт-терапию для дошкольников как один из путей выполнения программы совершенствования организма.

Скачать книгу «Инклюзивный детский сад»
Скачать бесплатно в .pdf

Выступая в качестве способа постижения личных возможностей и окружающей действительности, выстраивания взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных, изотерапия (на стекле в том числе) позволяет снять психическое напряжение, стрессовые состояния, скорректировать неврозы и страхи.

В той или иной степени оно связано с укреплением психического здоровья ребенка, поэтому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор. Использование изотерапии для дошкольников на стекле во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, т. к.

помогает ребенку справиться с психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие, устранить имеющиеся нарушения поведения.

Особенности изотерапии на стекле

На сегодняшний день одной из интересных форм изотерапии для дошкольников является изотерапия на стекле, рисование на прозрачном мольберте.

В отличие от рисования на бумаге стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения.

Сам процесс захватывает, поскольку используемые изобразительные средства скользят мягко, не впитываются в поверхность, их можно размазывать кистью,  пальцами, ладошками, кусочками поролона.

Занимаясь изотерапией на стекле, можно решать следующие задачи:

1. Развитие цветовосприятия и сенсорного развития.
2. Развитие общей и мелкой моторики.
3. Развитие речи и мышления в процессе восприятия и отображения.
4.

 Профилактика и коррекция тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности (боязнь ошибки – изотерапия для дошкольников на стекле снимает страх, что что-то плохо получится, ведь краски не разливаются от неосторожного движения, а под рукой всегда есть салфетка).
5.

 Преодоление недостатков развития личностных качеств, обусловленных зрительной недостаточностью, таких как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость, ощущение несостоятельности, и др.

Кроме того, прозрачный мольберт – замечательный тренажер для людей со зрительной патологией: нарушением остроты зрения, бинокулярностью, стереоскопией, проблемами цветоразличения, глазодвигательных функций.

Подобная форма тренингов для дошкольников особенно подходит зажатым детям, т. к. стимулирует активность, раскрывает детей, «задавленных и затюканных» замечаниями родителей, нагрузкой, непомерными требованиями.

Для работы потребуются прозрачные мольберты из оргстекла размером 25 × 40 или 40 × 70 см в деревянной раме, закрепленные на подставке. Если рамы нет, то стекло обязательно должно быть с обработанными безопасными нережущими краями и углами.

В качестве изобразительных средств используются гуашь (или другие водорастворимые краски), косметический крем (предпочтительно детский), водные маркеры. Кроме того, для занятия необходимо подготовить салфетки, кисточки, стаканчики-непроливайки.

Способы изотерапии на стекле или мольберте:

Нанесенный на мольберт крем равномерно распределяется «шпателем» (можно использовать обычную школьную пластмассовую линейку), после чего создается рисунок.

Если добавить в крем красители (например, пищевые, используемые при приготовлении кремов для тортов) и поместить его в небольшие баночки, то можно рисовать по чистому стеклу, нанося мазки пальчиком, по аналогии с рисованием масляными красками.

Пальчики и прозрачный мольберт легко приводятся в порядок с помощью бумажных салфеток.

Применять изотерапию для дошкольников на стекле можно как в групповой работе с детьми, так и в индивидуальной. Различия будут в целях, процедуре и использованных приемах.

Например, в ходе встреч один на один эффективно решаются задачи по снятию эмоционального напряжения, преодолению негативизма, коррекции страхов, устранению барьеров, явившихся следствием гиперсоциализированного стиля воспитания в семье.

 Работа с группой дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться.

В процессе коллективного выполнения задания по изотерапии для дошкольников на стекле создаются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предложения, отстаивать собственное пространство, идею. Переживаемое при этом чувство причастности создает ощущение единства с группой, права на пребывание в ней здесь и сейчас.

Изотерапия на стекле на практике

В качестве примера использования изотерапии для дошкольников на стекле приведем разработку интегрированной образовательной и коррекционно-развивающей художественно-творческой деятельности «Зимнее настроение» для старших дошкольников (приложение).

Методическая разработка соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования, обеспечивая условия для развития дошкольников.

Цели: развитие основных психических процессов (восприятия, воображения, памяти, внимания), моторики, творческого воображения, познавательной и эмоционально-волевой сферы; расширение знаний детей об изобразительном искусстве, развитие художественного восприятия произведений изобразительного искусства.

Задачи арт-терапии для дошкольников

Используемые методы: игротерапия, музыкотерапия, изотерапия на стекле.

Задачи, решаемые:

 – преодоление психологической отстраненности, замкнутости (позволяет успокоить ребенка или, наоборот, активизировать настроение, заинтересованность); развитие навыков взаимодействия с другими людьми; совершенствование речевой функции, отказ от речевого негативизма у дошкольников.

зотерапии на стекле – формирование умений определять и понимать эмоциональное состояние, работать в парах, в группе; формирование навыка воспринимать и выполнять инструкцию взрослого; создание общего положительного эмоционального фона.

Воспитательный потенциал интегрированной коррекционно-развивающей деятельности «Зимнее настроение»: способствует воспитанию вежливости, доброжелательности, толерантности, стимулирует желание поделиться хорошим настроением, освоить нормы этикета. Кроме того, арт-терапия для дошкольников воспитывает эстетический вкус, мотивирует заниматься творческой деятельностью, формирует умение находить выход из затруднительного положения.

Источник: https://www.resobr.ru/article/58804-qqe-15-m2-ispolzovanie-izoterapii-nastekle

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector