Как научить ребёнка самоконтролю?

Как научить ребёнка самоконтролю?

Был замечательный, послушный ребёнок, и тут — как подменили. Он стал подростком и превратился в монстра, отказывается слушать родителей и всем недоволен.

Профессор психологии Лоуренс Стейнберг уверен: родителям по силам обратить минусы подросткового периода в плюсы.

Как именно — он рассказывает в книге «Переходный возраст», которая на русском языке вышла в издательстве «МИФ». «Мел» публикует отрывок из книги.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Подверженность влиянию сверстников, неоправданная агрессия, рискованные поступки, появление вредных привычек — эти и другие проблемы переходного возраста знакомы многим родителям. Однако мало кто знает, в чем кроется причина.

Объяснение даёт нейробиология. Оказывается, импульсивное поведение подростка связано с естественным развитием мозга в этот период жизни.

Как же тогда действовать взрослым? Ведь нет смысла ругать ребёнка за то, что он не способен контролировать.

Важно понимать, какие области мозга наиболее пластичны в переходном возрасте. В этот период особенно активно развиваются лимбическая система, отвечающая за эмоции и ощущение удовольствия, и префронтальная кора, от которой зависит способность человека к проявлению самоконтроля.

И если область мозга, отвечающая за самоконтроль, у подростка ещё недостаточно окрепла, то лимбическая система под воздействием половых гормонов, напротив, очень активна. Именно из-за этого разрыва ребёнок постоянно ищет новых ощущений, совершает рискованные поступки и проявляет чрезмерную эмоциональность, не думая о последствиях.

У подростков лимбическая система и префронтальная кора головного мозга чрезвычайно восприимчивы к стимулированию, но в то же время очень уязвимы для негативного воздействия.

В подростковом возрасте умение контролировать себя во многом зависит от окружающей среды

Вот почему стресс, усталость или плохая компания может привести к катастрофе. Подобные условия ослабляют у тинейджера способность к саморегуляции.

Это истинная причина, по которой подростки занимаются незащищенным сексом, прогуливают учёбу, нарушают закон, бросают работу и так далее.

Они прекрасно понимают, чем чревато такое поведение, но им трудно сопротивляться желанию получить немедленное вознаграждение.

Кроме того, центр удовольствия, расположенный внутри лимбической системы, у подростков более восприимчив к воздействию алкоголя, никотина и кокаина. И это одна из причин, по которой тинейджеры особенно легко попадают в зависимость от таких веществ.

Ощущения кажутся особенно приятными в первой половине подросткового возраста (между началом пубертатного периода и 16 годами или около того).

Поэтому дети всеми силами стремятся к тому, что несёт им положительные эмоции.

Конечно, в любом возрасте человека влечёт к тому, что доставляет удовольствие, однако тинейджеры зачастую даже подвергают себя опасности ради получения потенциального вознаграждения.

Что же делать родителям? Во-первых, необходимо оградить подростка от негативного влияния, которому человек так подвержен в этот период жизни. Во-вторых, нужно научить ребёнка эффективно и последовательно пользоваться «тормозной системой», отвечающей за саморегуляцию.

Как научить ребёнка самоконтролю

Психологам удалось выяснить, как поступают родители, у которых дети отличаются хорошим уровнем саморегуляции. Оказывается, если вы хотите развить у подростка эту способность, вам нужно делать всего три вещи: выражать свою любовь, проявлять строгость и оказывать поддержку, чтобы ребёнок поверил в себя.

Приведём научно обоснованные рекомендации, как помочь тинейджеру развить навык самоконтроля.

1. Не скрывайте свою любовь. Не скупитесь на ласку и чутко реагируйте на эмоциональные потребности ребёнка. Любовь родителей придаёт чувство уверенности и спокойствия, а это необходимо для развития саморегуляции. Помните: подросток должен воспринимать мир как безопасное и приятное место. Вот несколько конкретных правил вам в помощь.

  • Любви к ребёнку не бывает слишком много. Ему не повредит, если вы как можно чаще будете напоминать, что он источник вашей бесконечной радости.
  • Не стесняйтесь физических проявлений своей любви. Достаточно быстро поцеловать ребёнка, когда утром он уходит в школу, обнять, когда он вернулся из школы, потрепать по плечу, когда он склонился над столом, выполняя домашнюю работу. Такой контакт, каким бы мимолётным он ни был, укрепляет вашу взаимную эмоциональную привязанность.
  • Ребёнку нужно чувствовать, что дом — это то место, где он может укрыться от сложностей повседневной жизни. Создайте такую атмосферу, которая позволит подростку действительно расслабиться и забыть о своих проблемах. Снизьте для него уровень стресса. Постарайтесь сделать так, чтобы в семье не происходило эмоциональных ссор и споров.
  • Участвуйте в жизни своего ребёнка. Дети, чьи родители участвуют в школьной жизни ребёнка, лучше учатся. Те дети, с которыми родители просто разговаривают в свободное время, имеют хорошую самооценку, у них реже возникают психологические проблемы. Если родители знают друзей своего ребёнка, меньше шансов, что его втянут в опасные занятия и он попадёт в неприятности.

2. Проявляйте строгость. Человек учится саморегуляции благодаря тому, что сначала другие регулируют его поведение.

Дети развивают навык самоконтроля, когда принимают правила, которые внушают им родители, и начинают выполнять их самостоятельно.

Если с самого начала отсутствует внешний контроль, то и внутренний контроль не сформируется. Обязательно прислушайтесь к следующим рекомендациям.

  • Чётко формулируйте свои ожидания. То, что взрослому человеку кажется само собой разумеющимся, далеко не так очевидно тинейджеру. Недостаточно попросить 13-летнюю дочь навести порядок в комнате. Нужно объяснить, что она должна пропылесосить, вытереть пыль, прибраться на столе и сложить вещи в шкаф. Если возможно, называйте конкретные цифры, например, во сколько подросток обязан быть дома после уроков.
  • Объясняйте суть своих решений. Когда дети понимают логику, лежащую в основе установленного правила, им гораздо легче усвоить, как вести себя самостоятельно. Интересуйтесь у подростка, что он думает по поводу ваших ожиданий. Это покажет ему, что его мнение ценят.
  • Будьте последовательны. Если каждый день появляются новые правила или родители требуют определённого поведения лишь время от времени, то в безответственности ребёнка им можно винить только себя.
  • Будьте справедливы. Семейные правила должны соответствовать возрасту ребёнка. Меняйте их по мере взросления подростка, если прежние установки теряют свою актуальность.
  • Не наказывайте слишком сурово. Иногда без наказания не обойтись, но важно помнить, что ребёнок не научится контролировать свои эмоции и поведение, если родители унижают его, бьют или проявляют чрезмерное раздражение и гнев.

3. Оказывайте поддержку. Чтобы у ребёнка развилась способность управлять собой, контроль с вашей стороны должен постепенно уменьшаться.

Предоставляйте подростку чуть больше свободы и автономности действий, чем он привык, — ровно столько, чтобы он ощутил вкус успеха, если все получится, но избежал бы серьёзных последствий, если что-то пойдёт не так.

Следующие принципы помогут родителям оказать своим детям нужную поддержку.

  • Не ставьте невыполнимых задач. Ваши ожидания должны быть такими, чтобы подросток мог добиться успеха и почувствовать, насколько взрослым он стал. В случае неудачи не позволяйте ребёнку считать, что он провалился. Вместо этого обратите внимание на то, что он сделал правильно, и помогите ему понять, что можно сделать по-другому в следующий раз.
  • Хвалите ребёнка за его достижения, но акцентируйте внимание на усилиях, а не на результате. Правильная похвала помогает подростку выучить важный урок, насколько необходимо приложить усилия для достижения цели. Лучше сказать: «Ты отлично справился с подготовкой доклада», чем: «Ты такой умный».
  • Не будьте слишком навязчивы. Если пытаться держать под контролем каждую мелочь в жизни ребёнка и не давать ему возможности делать что-то самому, у него никогда не сформируется уверенность в собственных способностях. Правильное воспитание требует баланса между вовлечённостью и предоставлением самостоятельности.

Придерживайтесь всех трёх принципов воспитания, а не какого-то одного. Очевидно, что детям нужна любовь, но для ребёнка лучше, если родители при этом будут держать его в рамках, поддерживая в самостоятельных поступках, чем если они станут все ему позволять или чрезмерно контролировать его жизнь.

Источник: https://mel.fm/podrostki/9374102-transitional_age

Как научить ребенка самоконтролю и управлению гневом — отвечает психолог

Как научить ребенка самоконтролю и управлению гневом — отвечает психолог

Письмо читательницы:

«А для меня сейчас наиболее актуальная тема — развитие самоконтроля у ребенка. Ему всего 1,8. Вроде бы и рановато еще о самоконтроле говорить. Но по моим ощущениям, что-то нужно предпринять, чтобы заложить основу этого важного качества.

Суть сложности в том, что сын вообще нисколько не может ждать, чтобы удовлетворить свою потребность (я говорю не о физиологии, а о желаниях — например, мне сейчас нужна эта игрушка, или я сейчас хочу съесть апельсин, или я хочу играть в ванной и т.п.). Т.е.

то, что в общем-то можно было бы отложить по времени, но он требует это сию секунду. И очень сердится, если я ограничиваю его в его желаниях. Даже если это временно. Ольга»

Ольга, как Вы совершенно верно заметили, в возрасте 1,8 лет еще не может идти речи о развитии какого-либо самоконтроля. И то, что ребенок очень сердится, когда не может получить желаемого в ту же секунду – это абсолютная норма. В возрасте от 1 до 3 лет ребенок только учится выражать свои эмоции: тревогу, страх, удивление, злость, радость, восторг и т.д.

Ни одну из этих эмоций нельзя считать плохой или хорошей, т.к. каждая из них чему-то его учит. Задача взрослого проговаривать каждую из его эмоций, чтобы уже с малых лет ребенок учился распознавать то, что он чувствует, а по мере взросления мог уже словами сообщать про свои ощущения.

Все его недовольство и капризы носят сиюминутный характер, им движут желания и порывы в данный момент времени. Относитесь к такому поведению философски

Наберитесь терпения, постоянно разговаривайте с ним, объясняйте почему нельзя сейчас получить то-то и то-то, но немного позже это уже можно будет сделать.

Например, сейчас мы пойдем гулять, а когда вернемся, ты можешь поиграть в ванной.

Придумывайте и рассказывайте малышу истории и сказки, в которых отражается суть проблемы. Это вообще самый замечательный способ для преодоления капризов для детей любого возраста.

Внимание ребенка сразу переключается и он с интересом слушает про зайчиков/мишек/мальчиков/девочек, которые оказались в такой же ситуации, как и он.

Например, Вам нужно, чтобы ребенок сначала пообедал, а только после этого съел апельсин/конфету/печенье.

Расскажите историю, как мышонок сначала съел печенье, и потом не захотел обедать. А раз не пообедал, то его животик начал плакать, потому, что был пустой. В итоге мышонок чуть было не пропустил веселую игру/опоздал в путешествие. Но потом он понял, что нужно быстренько накормить животик и съел весь обед, который приготовила мама.

Для развития же самоконтроля ребенку будут полезны игры с правилами. Но это уже для деток с 2,5 – 3 лет.

Вот самые простые игры: собрать пирамидку по образцу: сначала нанизывать самые большие кольца, а потом поменьше; собрать последовательно красное, синее, зеленое колечко.

Можно вырезать пару зеленых треугольников и один коричневый прямоугольник и собрать елочку тоже по образцу. Можно из различных геометрических фигур собирать другие фигуры. Например, из 2 или 4 треугольников собрать квадрат.

Источник: https://childguide.ru/kak-nauchit-rebenka-samokontrolyu/

Как научить ребенка самообладанию

Как научить ребенка самообладанию

Мы сами так часто теряем самообладание… Чего уж ожидать от наших детей. Между тем, это качество необходимо им. Ведь в нашей жизни случается много моментов, когда без самообладания, не обойтись…

Читайте также:  Как побороть застенчивость

Нам часто нужно держать себя в руках. Стрессы, сложные периоды, профессиональные испытания — все это требует выдержки и особого психологического навыка — самообладания.

В детстве навыки и умения формируются быстро, легко и устойчиво, в зрелом же возрасте развить их непросто. Важно отметить, что навыки, сформированные в детстве, обладают уникальной способностью адаптироваться к новым условиям.

Физическим навыкам предшествуют умственные. Просто на стадии формировании навыка мы не контролируем своих умственных действий. Никто не проговаривает в голове по действиям процесс чистки зубов или употребления пищи. Эти навыки сформированы в детстве и делаются на автомате.

Таким же свойством обладают психические умения и навыки. Сформированные однажды, они устойчиво сохраняются в течении жизни. Именно поэтому важно в детском возрасте формировать способность к самообладанию.

Как формировать у ребенка способность к самообладанию

Подражая находящимся рядом людям, ребенок формирует навыки. Он копирует слова, жесты, эмоции, поступки. Без внимания не остается ни реакция взрослых на раздражители, ни поведение в конфликтных ситуациях. Даже младенец понимает, когда его хвалят, а когда ругают, чувствует он и родительскую тревогу, даже если мама и папа стараются ее не выдавать.

Фразы, эмоциональные реакции откладываются в сознании детей, а затем активизируются в жизненных ситуациях. У плаксивой мамы непременно будет плаксивая дочка, а грубый отец увидит проявление грубости у своих детей.

Если взрослый является эмоционально нестабильной личностью — это непременно скажется на ребенке. Депрессивные мамы или импульсивные папы, которые излишне эмоционально реагируют на все, повышая голос, разбрасывая вещи и проявляя агрессию, даже не задумываются, какой урон наносят детской психике. Сначала такое поведение родителей вселяет тревогу.

Ребенок становится капризным, плохо спит, постоянно чего-то боится, часто плачет без повода — психика трактует присутствие родственников как опасность. Это состояние будет постепенно переноситься на весь окружающий мир — малыш будет воспринимать его как агрессивный и опасный.

В будущем он начнет воспроизводить скопированное поведение близкого родственника — будет капризным, импульсивным, истеричным.

Со спокойными и понимающими родителями ребенок будет адекватно реагировать на трудности, проявлять любовь и заботу, принимать решения, активно действовать — он впитает в себя эти качества. Самообладанию ребенка могут научить только родители, обладающие этим качеством.

Советы родителям

Эмоциональное воспитание детей начинается с самого рождения. При этом воспитателями являются не только родители, но и люди, находящиеся в непосредственной близости к ребенку. Все, кто оказывает влияние на воспитание детей, должны постоянно контролировать свое поведение.

  1. Говорите спокойно, без крика и истерик.
  2. Объясняйте ребенку причину возникновения форс-мажорных обстоятельств, включая гнев родителей, наказание ребенка, конфликты и плохие оценки. Важно, чтобы ребенок не снимал с себя ответственности за определенные события. Это научит его не испытывать чувства вины без причины и не заниматься самобичеванием.
  3. Соблюдайте установленные правила. Если их нет, то создайте их сами, обсудите и утвердите. При этом важно, чтобы общие правила соблюдали все члены семьи. Например, в доме не кричат и не используют грубых слов.

Самообладание подростков

Особое внимание следует уделить ребенку в подростковом периоде. Этот возраст требует терпения со стороны взрослых.

Даже сформированные навыки самообладания у подростка не проявляются из-за воздействия гормонов на организм и психику.

Тем не менее, работу по обучению самообладанию в этом возрасте нужно будет продолжать кропотливо и терпеливо, демонстрируя примеры самообладания и разъясняя ребенку последствия его действий.

Выражение любви

К сожалению, родители чаще выражают недовольство и гнев, нежели любовь, а это жизненная опора человека, необходимая для формирования самоконтроля. При общении с подростками стоит использовать следующие принципы:

  • замечайте эмоциональные потребности ребенка и не скупитесь на ласку: обнимайте и целуйте, провожая в школу или на тренировку, радуйтесь, когда ребенок пришел домой, молча прижимайте к себе, когда видите, что ребенок в этом нуждается – это укрепит вашу с ним эмоциональную связь и придаст подростку уверенности;
  • создайте в доме атмосферу дружелюбия, в которой ребенок может расслабиться, зная, что здесь его не обидят и не унизят, постарайтесь, чтобы в вашем доме не было проявлений гнева, ссор и споров;
  • интересуйтесь жизнью своего ребенка – дети лучше учатся, если родители участвуют в их школьной жизни; если папа и мама обсуждают что-то с подростком, не игнорируют его мнение, это формирует высокую самооценку, что тоже необходимо для развития самообладания; если знать друзей ребенка, то снижается вероятность неприятных ситуаций и того, что он попадет в дурную компанию.

Проявление строгости

Прежде чем ребенок научится контролировать себя, родителям необходимо самим контролировать и корректировать его поведение. Принимая правила родителей, выполняя их, ребенок учится самоконтролю. Если внешнего (родительского) контроля не будет, то внутренний не сформируется.

Ясно проговаривайте то, каких действий и результатов вы ждете от ребенка: порой то, что очевидно для взрослых, подростку надо растолковать.

Объясняйте логику своих правил: понимая их суть, ребенку не составит труда вести себя самостоятельно должным образом. Интересуйтесь мнением подростка по поводу ваших решений – это придаст ценности его соображениям и ощущение сопричастности.

Будьте последовательны: если правила часто меняются, добавляются условия, а их выполнение не всегда требуется, безответственность у ребенка гарантирована.

Не наказывайте слишком строго: ребенок не научится контролировать свои эмоции, если родители чрезмерно проявляют свои.

Оказание поддержки

Чтобы у подростка развивался внутренний контроль, необходимо ослаблять контроль внешний. Тогда, если все получится, ребенок почувствует радость и избежит серьезных последствий, если что-то пошло не так.

Ребенку необходимо почувствовать себя взрослым, поэтому родительские ожидания должны соответствовать его возрасту и возможностям. В случае неудачи необходимо разложить ситуацию по полочкам и определить, что надо было сделать по-другому, не забывая похвалить за то, что было сделано правильно.

Давайте ребенку свободу: не контролруйте каждую мелочь, иначе ни о каком самоконтроле не будет речи.

Выражайте любовь, проявляйте строгость, поддерживайте своего повзрослевшего ребенка – соблюдайте все эти принципы воспитания, и подросток научится контролировать себя.

Учите ребенка самообладанию, учитесь самообладанию вместе с ребенком, и в собственной жизни вам откроются новые возможности.

Светлана Садова

ya-roditel.ru

Источник: https://azbyka.ru/deti/kak-nauchit-rebenka-samoobladaniyu

Учим ребенка самоконтролю

Учим ребенка самоконтролю

Самоконтроль направлен на то, чтобы малыш сумел вовремя заметить, что он вот-вот начнет злиться, «взял себя в руки» или просто вовремя отреагировал на свою же вспышку гнева и сумел бы ее загладить. Обучить навыкам самоконтроля ребенка может как психолог или воспитатель в детском саду (но вспомните, сколько таких детишек у воспитательницы, и все они одинаково «разгневанные»), так и родители.

Плюсы домашнего обучения самоконтролю в том, что доверия к родителям у ребенка больше, к тому же мама или папа могут сами для себя сделать выводы, когда и на что гневается ребенок, а соответственно, сделать некоторые корректировки в его воспитании. Разумеется, родители должны обладать хотя бы минимумом педагогических и психологических знаний.

Прежде чем учить ребенка самоконтролю, папа и мама должны научиться разбираться в себе, то есть уметь контролировать свои чувства, а также понимать, откуда они берутся, уметь «раскладывать» их «по полочкам».

Кроме этого, еще нужно уметь оценивать ситуацию общения и прогнозировать варианты ее развития.

Помните, что ребенка научить этому будет сложнее, потому что дети, как правило, импульсивны — они сначала делают, а потом думают.

Для начальной стадии обучения самоконтролю нам нужно научить ребенка обдумывать любые варианты поведения. Это не значит, что малыш должен долго думать, прежде чем сделать каждый шаг по полу или перед каждым погружением ложки в кашу.

Просто некоторые поступки он должен научиться обдумывать, а затем совершать. Чтобы ребенок смог это сделать, нужно… поиграть с ним.

Мы уже привыкли к тому, что лучшая форма объяснения чего-либо ребенку и лучшее средство получения им необходимых навыков — игра.

Для обучения ребенка навыкам самоконтроля мы также будем играть с ним, но игры будут особыми. Собственно, это и не игра в прямом смысле слова. Скажем так: это набор способов оценки собственного состояния. Он помогает ребенку почувствовать собственный гнев в прямом смысле слова — через телесные ощущения.

Наверняка, и вы слышали такие выражения «душит гнев», что от злости бывает «ком в горле'»и «скрипят зубы».

Между прочим, это естественные физиологические реакции любого организма — и маленького, и взрослого, — на гнев. Проще говоря, когда человек сердится, его организм начинает «выдавать» такие вот странности.

Причем, и у детей, и у взрослых организм на гнев реагирует примерно одинаково (исключение может быть при наличии патологий).

Попробуйте изобразить снежный комок (можно из снега, а можно из пластилина). Комок катится и становится больше. Это наш гнев. Ребенок в любое время может взять и остановить этот самый комок, не дав гневу развиться.

А после уже приступайте к конкретным действиям: внимательно следите, когда ребенок в следующий раз будет злиться. Спросите его, что он чувствует в этот момент. Пусть хорошо подумает и расскажет о своих ощущениях — уже это сбавит его пыл.

А затем объясните малышу, что если он знает, когда будет злиться, зачем ему это делать?

Ведь он может натворить поступков, за которые ему потом будет стыдно перед мамой, папой и друзьями.

Подскажите ему, что как только он почувствует в себе признаки приближающегося гнева, он может выйти из конфликта — так он поведет себя более достойно, чем соперник в споре, который кривляется, гневается и ведет себя просто некрасиво, только ради того, чтобы спровоцировать вашего ребенка на гнев.

Источник: http://bestmommy.ru/doshkolnik/sotsialnoe-vospitanie/219-uchim-rebenka-samokontrolyu.html

Игры для развития самоконтроля у детей (или тренируем силу воли)

Многие неравнодушные родители заботятся о том, чтобы их ребёнок к моменту поступления в школу много знал, был внимательным, хорошо запоминал разнообразную информацию, умел думать, правильно говорил.

Читайте также:  Творческий конкурс для педагогов и детей «белокурая зима»

А вот о развитии такого важного качества, как произвольность поведения (то есть умение контролировать себя), задумываются единицы. А жаль, потому что самоконтроль – важнейшее условие успешного обучения в школе, да и просто жизни в обществе.

 

Подумайте сами: ведь чтобы хорошо учиться, ребёнку необходимо внимательно и до конца слушать то, что говорит не только учитель, но и сверстники, вне зависимости от того, интересно ему или нет, знает он уже этот материал или не знает.

Нужно уметь не выкрикивать ответ с места, а поднять руку и дождаться, когда спросят. Нужно говорить то, что спрашивают, что имеет отношение к уроку, а не то, что хочется. Надо делать то, что задано учителем и доводить начатое до логического завершения, даже если плохо получается и совсем не хочется.

Другими словами, маленький ученик должен не только знать, как вести себя на уроке, но и уметь это делать (то есть иметь для этого силы и терпение). Вот для всего этого и нужна произвольность, развитые волевые процессы.

Как и все остальные умения, формирование и развитие самоконтроля у детей-дошкольников происходит в игре. Предлагаю некоторые игры, которые помогут справиться с этой непростой, но очень важной задачей, а заодно и развлекут как детей, так и взрослых.

Для кого. Для детей от 4 лет.

Какая польза. Игра помогает ребёнку развить умение контролировать себя, длительное время руководствоваться заданным правилом, а также тренирует память и внимание.

Как играть.

Ведущий договаривается с игроками, что они будут повторять за ним все слова, кроме, например, названий растений (имён мальчиков, слов со звуком «У» и др.) – их повторять нельзя. Вместо этого, услышав название растения, нужно хлопнуть в ладоши (топнуть ногой, подпрыгнуть и т.

п.) Можно ввести штрафные очки за ошибки (конечно, когда ребёнок уже хорошо поймёт суть игры). Когда ошибок станет мало, можно перейти к игре с соблюдением уже двух правил. Например, названия птиц заменяем на один хлопок, а названия предметов красного цвета – на два хлопка.

Хорошо будет, если вы станете записывать количество очков, набранных в каждой игре: так ребёнку будет видно, как с каждым разом к лучшему меняется его результат. И не забывайте меняться ролями!

Для кого. Подходит для разных возрастов (начиная лет с 4 и до бесконечности).

Какая польза. Игра помогает ребёнку развить умение контролировать себя, а также тренирует память, внимание и быстроту реакции.

Как играть. Суть этой игры схожа с предыдущей. Интереснее, когда играют несколько человек (от 2 и больше). Игроки рассказывают сказку «Репка» по одному предложению, друг за другом. При этом заменяют названия и имена главных персонажей таким образом:

Репка – на два хлопка в ладоши

Дедка – на слова «кхе-кхе»

Бабка – на слова «ой-ой»

Внучка – на слова «ля-ля»

Жучка – «гав-гав»

Кошка – «мяу-мяу» или «мур-мур»

Мышка – «пи-пи»

Получается примерно следующее: Посадил кхе-кхе хлоп-хлоп (два хлопка). Выросла хлоп-хлоп большая-пребольшая. Пошёл кхе-кхе тянуть хлоп-хлоп. Тянет-потянет – вытянуть не может. Позвал кхе-кхе ой-ой. Ой-ой за кхе-кхе, кхе-кхе за хлоп-хлоп, тянут-потянут…Ну, и т.д.

Главное – не ошибиться и не пропустить нужное слово. На начальном этапе можно заменять не всех персонажей сразу, а одного-двух. По мере освоения игры добавлять и другие замены. Можно вместо сказки «Репка» взять любую другую, недлинную и хорошо знакомую всем игрокам, или небольшое стихотворение с часто повторяющимися словами.

Для кого. Подходит для разных возрастов (начиная лет с 5-6 и до бесконечности).

Какая польза. В игре ребёнок учится контролировать свою речь. Кроме того, игра способствует обогащению словарного запаса за счёт синонимов, развивает быстроту реакции.

Как играть. Правила этой игры, наверное, хорошо знакомы всем с детства, но на всякий случай я их всё же расскажу (мало ли, вдруг забылось?).

Перед игрой нужно договориться, какие слова будут запрещёнными (как правило, это «да» и «нет», «чёрный» и «белый», но можно и другие). Затем водящий задаёт каждому игроку по очереди любой вопрос так, чтобы спровоцировать его на ответ запрещённым словом.

Игроки в свою очередь, отвечая на вопрос, стараются избежать запрещённого слова, заменяя его на другие, подходящие по смыслу. Например:

 — Ты любишь мороженое?

 — Обожаю! (Вместо: «Да!»)

Тот игрок, который всё же ответил запрещённым словом, считается проигравшим и либо становится сам водящим, либо выходит из игры.

Для кого. Подходит для разных возрастов (начиная лет с 4 и старше).

Какая польза. Игра развивает умение контролировать свои двигательные и эмоциональные реакции, выдержку.

Как играть. Водящий (обычно – взрослый, но можно и меняться ролями) – это пират. Он сидит в определённом месте комнаты, а рядом с ним, на расстоянии примерно в полметра лежит какой-либо небольшой предмет (сокровища).

Пока пират «спит», остальные игроки медленно, на цыпочках, подкрадываются к нему, стараясь забрать «сокровища». Если пират услышит какие-либо звуки, он открывает глаза, и крадущиеся игроки должны тут же замереть, чтобы их «не заметили». Тот, кто не успел замереть, отходит назад на несколько шагов.

Кто успел, тот продолжает движение, когда пират снова «уснёт». Выигрывает тот, кто сможет тихо подкрасться и забрать пиратские сокровища.

Для кого. Для детей от 5 лет.

Какая польза. Игра развивает наблюдательность, умение контролировать свои двигательные и эмоциональные реакции.

Как играть. Ведущий прячет (ставит или кладёт где-либо на видном месте)  в комнате какой-то небольшой предмет (игрушку из киндер-сюрприза, например), который игроки будут искать.

Они могут  повсюду ходить и заглядывать во все углы, но  открывать шкафы не нужно, так как он лежит на видном месте. Тот, кто найдет игрушку, дол­жен сохранить свою находку в тайне, не выдавая себя ни смехом, ни на­меками.

Он просто должен сесть и молча наблюдать, как остальные продолжают поиск. Тот, кто первым найдет спрятанную игрушку, в следующий раз прячет её.

Для кого. Для детей от 5 лет.

Какая польза. Игра развивает у ребёнка усидчивость, наблюдательность, умение действовать не спеша, контроль и самоконтроль.

Как играть. Найдите небольшой лист бумаги с достаточно крупным текстом небольшого размера (для начала это может быть 1-2 строчки). Дайте ребёнку текстовый маркер или фломастер и расскажите ему сказочную историю, например, такую: «Буквы собирались на праздник. Буква А надевала красное платье. Найди на страничке все буквы А и одень их в красное». 

По мере освоения игры можно искать не одну букву, а сразу несколько разных.

Если ребёнок уже достаточно большой, знает все буквы и может их писать, можно предложить ему переписать текст, вставляя вместо некоторых букв (например, О или П) точки, чёрточки или что-то ещё.

Только взрослым не стоит переоценивать возможности ребёнка (не давайте текст большого размера и большое количество букв для поиска).

Для кого. Для детей от 6 лет.

Какая польза. В этой игре дети учатся сдерживать свои эмоциональные реакции, контролировать свою речь, дожидаться других (то есть развивается терпение, выдержка  и самоконтроль).

Как играть. Для этой игры нужно несколько игроков (от 3 и больше). Ведущий задаёт вопрос (загадывает загадку), тот игрок, который знает ответ, молча поднимает руку, складывает пальцы в кулак, а большой палец поднимает вверх. Когда все игроки догадаются, как нужно ответить на вопрос, и тоже поднимут пальцы вверх, ведущий начинает считать: «Раз, два, три…» На счёт «три» все игроки вместе шепчут ответ.

Для кого. Для детей от 5 лет.

Какая польза. Эта игра может помочь ребёнку-непоседе научиться в некоторых ситуациях сдерживать свою чрезмерную активность и подвижность (то есть развивает всё те же самоконтроль и терпение).

Как играть. Лучше, если игроков будет несколько. Все выстраиваются в одну линию и по сигналу начинают очень медленно двигаться вперёд (заранее оговорить, до какого ориентира – например, до стола, до дивана, до скамейки и т.п.

) Самое интересное, что победителем считается тот, кто придёт к финишу последним! Вы не представляете, как это может быть трудно для детей (особенно очень активных )! Если игрок – только один, то можно использовать секундомер, чтобы отмечать, улучшается ли, и насколько, от игры к игре, его результат. (Приз победителю будет очень кстати!)

Кроме этих игр, для развития воли у ребёнка подойдут любые, в которых нужно соблюдать правила (домино, лото, шашки и шахматы, «ходилки» с кубиком и фишками и другие) и даже подвижные типа старых добрых «классиков», «резиночек», догонялок, вышибал, футбола и т.д. И ещё одно: играя с ребёнком, не старайтесь всё время поддаваться ему (по крайней мере, не делайте этого постоянно и явно). Потому что умение достойно проигрывать (ну, и выигрывать, естественно!) —  тоже один из показателей высокого уровня самоконтроля.

Источник: http://www.odnamama.net/2012/10/igri-dlya-razvitiya-samokontrolya-u.html

Базовый самоконтроль для детей и подростков – Развитие ребенка

Когда дети устраивают сцены в переполненном магазине или за праздничным столом в присутствии большого количества родственников, это, конечно же, очень огорчает. Однако родители в силах помочь своим детям научиться контролировать себя и освоить способы более спокойного, неимпульсивного реагирования, что эффективно послужит им для достижения успеха во взрослой жизни.

Зная принципы самоконтроля, дети могут принимать приемлемые решения и реагировать на стрессовые ситуации теми способами, которые обеспечат им положительные результаты.

Например, если вы говорите, что не дадите ребенку мороженое, пока он не поужинает, ваш ребенок может плакать, просить или даже кричать в надежде на то, что вы сдадитесь и пойдете ему на уступки. Но, зная принципы самоконтроля, он поймет, что его истерика приведет лишь к тому, что вы вообще уберете мороженое и лишите его лакомства, поэтому разумнее будет просто терпеливо подождать.

Читайте также:  Стихи про урожай

Далее представлены советы о том, как помочь детям научиться управлять своим поведением.

Возраст до двух лет

  • Младенцы и малыши расстраиваются из-за большого несоответствия между тем, что они хотели бы делать, и тем, что могут делать. Их ответные реакции часто принимают форму истерики. Старайтесь предотвращать эмоциональные всплески, отвлекая вашего ребенка игрушками или другими интересными занятиями.
  • В отношении детей, достигших двухлетнего возраста, можно применять такой воспитательный прием, как тайм-аут, т. е. удалять ребенка из проблемной ситуации на нейтральную территорию (например, в часть комнаты без игрушек и телевидения или в другое специально отведенное место – посадить на стул в кухне) и оставлять его там ненадолго подумать наедине с самим собой. Так малыш сможет увидеть последствия своего эмоционального всплеска и научиться тому, что лучше побыть некоторое время в одиночестве, чем закатывать истерику.

Возраст от трех до пяти лет

  • В этом возрасте можно продолжать применять метод тайм-аута, но, вместо того чтобы устанавливать определенный лимит времени, прекращайте наказание, как только ребенок успокоится. Это помогает детям усилить ощущение самоконтроля. И хвалите ребенка за то, что он не потерял контроль над своими эмоциями и поведением в обескураживающей или сложной ситуации.

Возраст от шести до девяти лет

  • Когда дети достигают школьного возраста, они начинают лучше понимать идею последствий за неподобающее поведение и свою возможность выбора между хорошим и плохим поведением. Это может помочь им в сложных ситуациях мысленно представить знак «стоп», которому, соответственно, нужно будет подчиниться для того, чтобы проанализировать ситуацию, прежде чем отреагировать на нее. Поощряйте ребенка на несколько минут уходить от фрустрирующих ситуаций, чтобы остыть и успокоиться, тем самым предотвратив свою бурную, эмоциональную реакцию. Хвалите детей, когда они находят в себе силы отстраниться и прийти в себя, – такое положительное подкрепление вызовет у них желание использовать эти навыки снова и снова.

Возраст от десяти до двенадцати лет

  • Старшие дети, как правило, лучше понимают свои чувства. Поощряйте их думать о том, что заставляет их терять контроль, а затем анализировать эти причины. Объясняйте, что иногда ситуации, которые поначалу кажутся обидными и возмутительными, в итоге оказываются совсем не такими ужасными. Побуждайте детей прежде чем реагировать на что-либо, подумать над этим. И непременно хвалите их, когда они используют свои навыки самоконтроля.

Возраст от тринадцати до семнадцати лет

  • К этому времени дети должны уметь контролировать большую часть своих действий. Напоминайте подросткам о необходимости продумывать и учитывать долгосрочные последствия. Призывайте их делать паузы, чтобы получать возможность правильно оценивать неприятные ситуации до того, как поспешно на них реагировать, а также обсуждать проблемы вместо того, чтобы терять контроль, хлопать дверьми или кричать. При необходимости дисциплинируйте своего подростка, отбирая определенные привилегии, чтобы подкрепить тем самым посыл о том, что самоконтроль – это один из важнейших навыков. Позволяйте ему получать свои привилегии обратно при должном использовании самоконтроля.

Когда дети теряют контроль над собой

Как бы трудно это ни было, не поддавайтесь искушению кричать, когда вы дисциплинируете своих детей. Вместо этого будьте твердыми, последовательными и справедливыми.

Во время истерики ребенка сохраняйте спокойствие и объясняйте ему, что вопли, рыдания и хлопанье дверьми – это неприемлемые формы поведения, за которые ребенок понесет наказание, и расскажите, в чем конкретно оно будет заключаться.

Ваши действия покажут ребенку, что истерики не помогают достигнуть желаемого. Например, если ваш ребенок расстраивается в продуктовом магазине, когда вы сказали, что не будете покупать конфеты, будьте непреклонны, демонстрируя, что его истерика неприемлема и неэффективна.

И сами моделируйте хороший самоконтроль. Если в присутствии детей вы попали в раздражающую вас ситуацию, расскажите им о том, почему вы расстроились, а затем обсудите возможные пути решения проблемы.

Например, если вы забыли, куда положили ключи, не расстраивайтесь, скажите детям о том, что ключи потерялись, а затем вместе поищите их. Если вы не можете отыскать их, сделайте следующий конструктивный шаг (например, повторите все, что вы делали, когда последний раз держали ключи в руках).

Покажите детям, что хороший эмоциональный контроль и навыки решения проблем – это единственные приемлемые способы справиться с трудной ситуацией.

Если у ваших детей не получается обрести самоконтроль в той или иной степени, вам стоит проконсультироваться с психологом или педиатром.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5 из 5 на основе 1 оценок.

Источник: https://childdevelop.ru/articles/upbring/1210/

5 секретов, которые помогут научить ребёнка самоконтролю

5 секретов, которые помогут научить ребёнка самоконтролю

Брать под контроль свои эмоции; делать то, что НАДО, даже если НЕ ХОЧЕТСЯ; преодолевать лень и неуверенность на пути к намеченной цели — необходимые качества успешного человека. Как научить ребёнка этому? Как формировать у малыша навыки самоконтроля? Давайте разбираться вместе, друзья!

Секрет 1. Кодовая  фраза

Многим родителям знакома ситуация, когда заигравшегося, увлечённого ребёнка невозможно дозваться.

Договоритесь использовать кодовую фразу, услышав которую малыш должен обязательно приостановить игры и отозваться на родительский зов. Ваш семейный «зазывательный» код может быть каким угодно:

  • «На минуточку, милый»;
  • «Это важно»;
  • «Как лист перед травой».

Выбирайте такую фразу, которую вы сможете спокойно произносить в публичных местах.

Приучайте ребёнка реагировать на кодовую фразу: как можно быстрее подойти к вам (не кричать издалека, не кивать головой, не ныть, а отложить даже самые интересные дела и сосредоточить своё внимание на ваших словах).

Обращайтесь с кодом осторожно. Не используйте его без необходимости. Если ситуация не срочная, обращайтесь к ребёнку другим способом, оставляя за ним право самостоятельно решать, откладывать ли в сторону свои занятия сразу или уделать вам внимание позже, закончив.

Секрет 2. Адекватная реакция на критику

Давайте будем откровенны. Даже взрослые далеко не всегда способны спокойно относиться к критике и замечаниям, а уж детская реакция и вовсе бывает очень бурной:

Разумеется, критика — инструмент, с которым следует быть очень осторожным. Конечно, не всегда критикующие правы, а замечания, особенно от посторонних людей, могут быть неприятны. Но это прекрасное поле для формирования навыков самоконтроля, так как критика, замечания и одёргивания в адрес детей в нашем обществе такая же неизбежность, как утренняя толчея в общественном транспорте.

Учите ребёнка фильтровать замечания по существу (с аргументами, высказанные в доброжелательной форме) от «помех» (неуместных фраз случайных прохожих). Первые нужно принимать к сведению, вторые можно просто игнорировать. Но в любом случае бурной реакции быть не должно.

Учите ребёнка обсуждать предмет критики, выслушивая своего оппонента, и с максимальным спокойствием обозначать свою позицию.

Воспитывайте в малыше чувство собственного достоинства, самоуважение, которое прочно стоит на способности контролировать свои реакции на критику и непрошеные советы.

Секрет 3. Терпение — это важно

Терпеливость — способность оставаться спокойным, не терять контроля даже в неприятной для себя ситуации.

  • Дождаться очереди в игре;
  • не перебивать неуместными репликами чужую беседу;
  • сдержанно вести себя во время затянувшейся поездки —

подобное поведение для многих малышей сродни настоящему подвигу. Немудрено, ведь терпение — это проявление самодисциплины и самоконтроля, которые в дошкольном возрасте только начинают формироваться. Но ваша задача, дорогие друзья, помочь карапузу пройти эту школу, научить его быть терпеливым.

Не испытывайте детское терпение без необходимости. Не злоупотребляйте способностью ребёнка дожидаться удовлетворения его потребностей. Заведите себе привычку жестом, взглядом, мимолётной фразой приободрять малыша в ситуациях, требующих от него терпения.

Секрет 4. Личная ответственность

Лучше всего учатся самоконтролю дети, лишённые тотального контроля извне. Оставьте малышу личное пространство, его личную зону ответственности. Пусть у него будут определённые обязанности:

  • заправить постель после сна;
  • сложить игрушки после игры;
  • покормить домашних питомцев.

Очень важно, чтобы ребёнок точно знал, что его дела — его ответственность. Он ДОЛЖЕН выполнять их постоянно. Он может после игры отвлечься на рисование, например, но игрушки всё равно надо будет убрать, а кот будет голодным, пока его маленький хозяин не наполнит миску кормом.

Осознание необходимости выполнять определённые действия приучает к самоконтролю. Хочешь не хочешь, а сделать нужно. Это не обсуждается. Это привычная часть семейных будней.

Постарайтесь давать малышу некоторую свободу в выполнении его обязанностей. Например, озвучьте, в течение какого времени в комнате должен быть наведён порядок (до вечернего мультика, до ужина, до прихода папы с работы), но до «часа икс» не напоминайте об уборке.

Секрет 5. Будьте откровенны

Мы не устанем напоминать: лучшее средство воспитания — личный пример. И для родителей, которые хотят научить ребёнка самоконтролю, важно показывать пример правильный, честный.

Возможны две крайности:

  1. Родители с трудом и переменным успехом борются с собственной ленью и несобранностью, постоянно откладывая запланированные дела и нарушая данное ребёнку слово.
  2. Мама с папой так трудолюбивы и упорны в достижении целей, что малышу кажется, будто для них это абсолютно естественно, совершенно легко.

Если в первом случае вы узнали себя, пора задуматься о том, как развивать собственный самоконтроль.

А вот для родителей-«пчёлок» не лишним будет ввести себе за правило откровенно беседовать с ребёнком, честно объясняя, каких усилий порой стоит им та или иная работа.

Такие разговоры не должны превращаться в морализаторство. Чем органичнее они впишутся в ваши традиционные семейные дела, тем больший воспитательный эффект окажут:

  • «Ох, какая книжка интересная! Но придётся отложить чтение, потому что пора готовить ужин».
  • «Сегодня на работе предстоит неприятный разговор с начальником. Так хочется его избежать, но нужно закрыть этот вопрос».
  • «Я сегодня не выспалась, поэтому такая сонная сейчас. Но дай мне 10 минут, чтобы взбодриться, и мы пойдём в парк, как и договаривались».

Не бойтесь показывать свои слабости, чтобы научить ребёнка быть сильным! Не бойтесь снизить свой контроль над детской жизнью, чтобы научить малыша самоконтролю.

Источник: http://nii-evrika.ru/5-sekretov-kotorye-pomogut-nauchit-rebyonka-samokontrolyu/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector