Как помочь малышу вырасти без комплексов

Наши дети – радость нашей жизни, и мы возлагаем на них высокие  надежды, иногда сами того не замечая, развивая комплексы у ребенка, с которыми лучше начать бороться сразу.

  • Одна мама мечтает, чтобы дочь стала балериной, ведь в детстве сама мечтала ею стать, но не взяли в балетную школу.
  • Другая мама так опекает сына, что растит почти дочь, не замечая, что мальчик уже давно стал «маминым сынком».
  • Папа воспитывает сына «волшебным пенделем», и не замечает, что сделал из ребенка запуганного зверька.

Воспитывая по своим правилам детей, многие родители успешно развивают в них различные комплексы. Эти установки обязательно дадут о себе знать во взрослой жизни. Хотя бы потому, что детские комплексы переходят во взрослую жизнь, укоренившись в подсознании основательно, и избавиться от них — задача не из легких.

Какие комплексы могут проявляться у ребенка?

  • чрезмерная застенчивость
  • неуверенность в себе
  • робость
  • тревожность
  • «вечный неудачник»

Как бороться и избавиться от комплексов, чтобы погасить их на корню?

Чем помочь ребенку в его развитии и перевести комплексы в его победы?

«Пространство уникальных мам» даст несколько дельных советов тем родителям, которые хотят помочь своим детям смело перешагнуть рубеж неуверенности. Мы выделим ошибки родителей, чтобы остальные на них не спотыкались.

Навязывание родительской воли

Многие родители видят в своих детях успешных бизнесменов, известных врачей или артистов. Как правило, мамы и папы в детях пытаются воплотить свои мечты в реальность.

Другая сторона родительской воли может быть противоположной. Ребенок начинает сомневаться в своих силах. Подсознательно, он задает себе вопрос: «А вдруг я не справлюсь?», «Наверное, меня родители другим не полюбят», «Почему я не могу быть самим собой?»

Когда ребенок видит родительское разочарование, что мечтам не удалось сбыться, комплекс неуверенности в своих силах развивается и крепнет в детской психике, а бороться с ним становится всё сложнее.

Совет.

  1. С самого детства не мешайте ребенку делать выбор, доверьте такое важное дело ему самому. Вначале, малыш сам выбирает, в какие игрушки ему играть и с кем дружить, затем, в какие кружки ходить, куда после школы поступать учиться. Ваше дело – посоветовать, выразить свою точку зрения, но выбор ребенок должен сделать сам.
  2. Чтобы избавиться от комплексов, учите детей достигать целей своими силами. Младенцу позвольте доползти до погремушки, школьнику доверьте делать домашние задания самому: так ребенок научится осознавать последствия.

Комплекс неуверенности в своих силах развивается и крепнет в детской психике.

Родительская опека

Родительская опека может выходить за рамки разумного. Вначале родители водят свое чадо в школу за руку до 9 класса, затем запрещают гулять в компаниях, в итоге – изнеженный ребенок боится жизни, потому что к ней не приспособлен. Он избегает общения с другими детьми, ведь родители не поощряют дружбу «с кем попало», избегает физической активности, так как боится себе навредить.

Совет.

Чтобы помочь ребенку избавиться от комплексов, еще с младенчества давайте детям больше простора для действий. Каждый мальчик падал с велосипеда, когда учился на нем ездить, а девочки сдирали коленки во время быстрого бега. Дети, которым предоставлено больше воли и свободы, становятся открытыми, общительными, разносторонними и успешными личностями.

Родительская агрессия

Самая ужасная ошибка родителей – это применение силы в воспитании своих отпрысков. Ничто, никакие ошибки ребенка не должны сопровождаться его бичеванием. Таким примером родители показывают, что физическое насилие допустимо, что так можно решить проблему.

Остро стоит вопрос и в семьях, где такое насилие практикуется на всех членах семьи. 90%-ная вероятность, что такая проблема возникнет зеркально в будущей семье повзрослевшего сына или дочери.

Страшно понимать, но дети с малых лет видят, что силой можно добиться цели и в будущем избавиться от сложившихся ещё в детстве стереотипов будет крайне не просто.

Так вырастают психически неуравновешенные люди и без помощи специалистов, которые могут помочь избавиться от этого осознания, в большинстве случаев не обойтись.

Совет.

Не бейте своих малышей. Даже когда вы готовы сорваться и натрескать неугомонному по попке, остановитесь, выдохните, посчитайте в уме до 10, и спокойно объяснитесь с малышом. Да, это бывает очень сложно, ведь многие родители привыкли воспитывать «кнутом и пряником», но бороться с такими методами воспитания крайне необходимо.

Самый лучший способ остановить себя от непоправимого и избавиться от чувства физического превосходства: когда ваш ребенок вас довел и вам очень хочется его хорошенько проучить ремешком, остановитесь, переключитесь и вспомните:

  • самый трогательный момент, когда кровиночка появилась в вашей жизни
  • как вы переживали за него, когда малыш болел
  • самый смешной случай в вашей жизни

Родительское равнодушие

За чрезмерной свободой в действиях часто стоит обычное равнодушие. Дети, которые мечтают услышать от родителей ласковое слово, почувствовать крепкие родные объятия, могут получить максимум сумму на карманные расходы, минимум, слово «привет» от родителя, а ка следствие у детей появляются очередные комплексы.

Если в семье не принято часто обниматься и проявлять открыто свои чувства, тогда ребенок вырастает черствым и скрытым, и во взрослом возрасте бороться с такими скудными проявлениями чувств будет практически невозможно. Повзрослевший ребенок попросту не знает, что такое нежность и чувственность. В его понимании, похлопать по плечу – это и есть проявление любви.

Совет.

Показывайте свою Любовь ребенку. Чтобы помочь детям избавиться от комплексов, проявляйте Любовь, каждый день говорите, что любите его. Хвалите, за хорошую оценку, за малую помощь по дому.

Обнимайте его, крепко сожмите, чтобы он почувствовал, что нужен вам.

Вечером делитесь с ребенком своими впечатлениями от прожитого дня и обязательно желайте «спокойного сна», это поможет малышу избавиться от неприятного ощущения отчужденности или невнимания.

Жизнь – странная штука.

Мы живем сегодня и не ценим обычных вещей, а ведь наши дети вырастают и золотое время, когда всё ещё только начинается, и детский мир обрастает вашими правилами и понятиями, может в конце концов стать не таким радужным и светлым, и придется бороться с созданными комплексами. И только прокрутив в памяти время назад, некоторые понимают, сколько упущено, скольким не сказано такое важное и такое бесценное «Люблю»…

Источник: http://super-mother.com.ua/kompleksi-rebenka/

Комплекс неполноценности или как воспитать эмоционально здорового ребенка

Сегодня вопрос низкой самооценки и понятие «комплекс неполноценности» не поднимает разве что ленивый. Книги пестрят громкими заголовками: «Как развить уверенность в себе за 7 дней», «Прощай, застенчивость!» и пр. Чем пестрят сайты, я вообще молчу. Почему так много подобных материалов? Потому что спрос рождает предложение.

Все мы в той или иной степени чувствуем неуверенность в себе, своих силах, своей значимости. Все мы в той или иной мере не удовлетворены своей жизнью, не до конца счастливы. И все мы в той или иной мере задумываемся, что хотим лучшей жизни для своих детей. Хотим, чтобы они выросли другими – полноценными, здоровыми эмоционально.

Счастливыми.

Комплекс неполноценности: как помочь ребенку его избежать

Что можно сделать, чтобы ваш ребенок вырос полноценным?

Важная часть воспитания эмоционально здорового ребенка – принятие его таким, какой он есть. Все дети неидеальны, как и взрослые. Никогда не верьте тому, что видите со стороны. Никогда не думайте, что дети других людей безупречны, тогда как ваше чадо «оторви и выбрось».

У каждого ребенка есть свои особенности. У вашего ребенка они такие, у других детей – другие. И каждый ребенок заслуживает того, чтобы самые близкие люди его любили и принимали без условий.

Вне зависимости от того, может/не может, хочет/не хочет он вести себя так, как вам нравится.

Учась принимать ребенка таким, какой он есть, нужно особенное внимание уделять принятию его негативных эмоций.

Если не хотите, чтобы ребенок в будущем перестал вам доверять, а также уверился в том, что его любят только тогда, когда он ведет себя «хорошо», если не хотите, чтобы он потратил всю жизнь на то, чтобы своим хорошим поведением «заслуживать» любовь (вашу и окружающих, даже Бога), тогда не упрекайте его за негатив. Напротив, помогите ребенку понять свои чувства, помогите понять, что чувствовать что-то в принципе – это нормально и с ним все в порядке.

Поощряйте любую деятельность ребенка, связанную с изучением мира (научитесь на каждое «Нет» говорить ребенку как можно больше радостных «Да!»). Поощряйте его интересы.

Если он любит спорт, музыку, рисование и пр., найдите возможность отдать его в соответствующий кружок или лично помогите ему развиваться в нравящейся сфере. Поощряйте его независимые мысли, идеи.

Прямо спрашивайте ребенка о его желаниях, стремлениях.

ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ:

Будьте примером для своего ребенка. Учитесь любить себя, заботиться о себе, чтобы ребенок естественным образом «считал» с вас правильное отношение к своей личности.

И конечно, установите с ребенком крепкую эмоциональную связь. Помните, что никто не может заменить ребенку маму. И лучшее воспитание, самую большую любовь и заботу ребенок может получить только от нее. Учитесь понимать потребности своего чада, учитесь слушать, будьте рядом тогда, когда ребенок в вас нуждается.

Выполнение этих пунктов поможет вашему отпрыску не столкнуться в будущем с комплексом неполноценности – поможет адекватно воспринимать себя в этом мире, а значит, увеличит его шансы на счастье в этой жизни.

С самыми искренними пожеланиями любви и тепла, ваша Полина.

Источник: http://polinapolozok.ru/kids/kompleks-nepolnocennosti

Азбука мам

Все мы хотим, чтобы наши детки выросли самостоятельными, развитыми личностями, без комплексов неполноценности, удачливыми по жизни. И теоретически знаем, как помочь малышу стать уверенным в себе и не боящимся проблем, но… Знать ведь легко, а вот применять эти знания на практике намного труднее.

Для того, чтобы малыш рос без комплексов неполноценности, нужно разрешить ему действовать самостоятельно, решать свои проблемы самому и учиться на своих собственных ошибках. Вспомните, как часто вы говорили себе, что будете поступать именно так.

Но, проходило время, малыш что-то делал не так, вы раздражались, помогали ему или делали всё сами. Есть такое? К примеру, малыш никак не может самостоятельно сложить конструкторы Лего, а вы, вместо того, чтобы дать ему шанс решить задачу самому, вмешиваетесь в процесс.

Или другая ситуация: вы одеваетесь на улицу, а у крохи всё не получается надеть курточку или шапку. Вы ждёте-ждёте, начинаете терять терпение, пытаетесь помочь, но слышите: «Я сам!», а потом всё же берёте ситуацию в свои руки. Ведь так быстрее и лучше.

Не правда ли? Или, ребёнок делится с вами своими проблемами со сверстниками или друзьями, так родитель, часто не дослушав до конца и не разобравшись в ситуации, спешит со своими замечаниями и советами.

«Я же не хочу, чтобы мой ребёнок страдал!» — скажете вы. «Ведь я хочу ему только лучшего!» И стараетесь оберегать его от всяческих ошибок, заставляя делать так, как видится правильным именно вам. Нам кажется, что если несмышлёныш будет послушным, будет прислушиваться к вашим советам и подсказкам, всё будет отлично.

И нет в этом ничего плохого, в наших благих намерениях. Но, общеизвестно, что «благими намерениями устлана дорога в ад».

А именно он и наступит для крохи немного попозже, когда он привыкнет к постоянной вашей помощи и шагу не сможет ступить без подсказок.

Вот здесь-то и кроется появление комплексов неполноценности в будущем. Сначала малыш будет зависим от вас, потом от других…

Для того, чтобы малыш рос самостоятельным, умел находить решения поставленных задач, был успешным в жизни, от родителей потребуется в воспитании придерживаться золотой середины.

Ни в коем случае не демонстрируйте свою агрессивность, ни в мыслях, ни в действиях. Сотрудничайте с ребёнком, покажите ему возможности, направьте его, но не заставляйте делать по-вашему. Не оскорбляйте кроху, не высмеивайте.

Не прогнозируйте ему плохое будущее, если он не будет делать так, как говорите вы.

Начните с выбора. При одевании ребёнка примените небольшую хитрость. Предложите ему на выбор пару вещей и спросите: «Какую сегодня футболку ты предпочтёшь надеть? Зелёную или синюю?»

Если малыш пытается что-то сделать, но у него никак не выходит, покажите своё уважение к нему со словами: «Почистить картошку – нелёгкое дело. Но можно его упростить, когда сделаешь вот так…» И показать, как.

Не критикуйте кроху в его выборе профессиональной занятости. Все мы в детстве мечтали кто о чём: кто хотел стать парикмахером, кто – водителем трамвая, строителем и т.п. Поэтому, если ребёнок мечтает о какой-либо профессии, можно просто поддержать его словами: «Это очень интересно. Это многому может тебя научить».

При наличии какой-либо проблемы побуждайте малыша находить её решение не только в домашних условиях, но и вне них: «Может быть, стоит обратиться к библиотекарю?»

Научитесь слушать своего ребёнка, а также правильно говорить с ним. На самом деле, это довольно сложно, особенно, в ситуации, когда детские капризы просто сводят с ума. Чаще вспоминайте себя и своё детство, ставьте себя на место вашего наследника, задавая вопрос: «А какие бы чувства были у меня в этой ситуации?»

Читайте также:  Внеклассные мероприятия, 7 класс

Научитесь правильно хвалить ребёнка, выражая чёткую положительную оценку детских поступков. Не нужно просто говорить: «Ты молодчина», скажите так: «Ты вымыл посуду? Она так сверкает и радует глаз!»

Воспитание детей без комплексов неполноценности – очень сложная наука, ведь родители и сами порой не догадываются, какие их фразы, поступки и действия приводят к появлению оных.

Контролируйте свои высказывания, типа «Ты ничего нормально сделать не можешь!», «Возьми пример с Ксюши!», «И почему ты такой неловкий?» Эти ничего для нас не значащие фразы, которыми мы с лёгкостью бросаемся каждый день, запомнятся ребёнку.

И сложатся для него в неоспоримые убеждения, что «Я ничего не могу», «Я – хуже всех», «У меня не получится, сколько ни пытайся», «Я не заслуживаю счастья». Задумайтесь! Вряд ли такие убеждения сделают вашего ненаглядного кроху счастливым и успешным.

Источник: http://www.azbykamam.ru/vospitanie/vyrastim-rebyonka-bez-kompleksa-nepolnocennosti.html

Как вырастить ребенка без комплексов

Если вы замечаете, что ваш ребенок робок, тревожен, недоверчив, страдает от одиночества, не умеет выразить свое мнение, не может продемонстрировать свои таланты, излишне сдержан, в любом его возрасте вы обязаны помочь ребенку преодолеть эти комплексы.

Прежде всего любите своего ребенка и демонстрируйте ему это. Потребность в любви, в нужности другому — одна из фундаментальных человеческих потребностей, особенно когда вы говорите ребенку, что он вам дорог, нужен, что он просто хороший. Это может быть приветливый взгляд, ласковое прикосновение, прямые слова («Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Мне хорошо, когда мы вместе»).

Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день.

Прикосновение самым простым и непосредственным образом связывают нас с другими людьми. Оно не дает уйти в себя, почувствовать себя одиноким и потерянным. Прикосновение дарит радость и утверждает физическую реальность нашего существования.

Обнять ребенка — особое удовольствие, но многие родители отказываются от него, когда считают, что ребенок уже вырос.

Подумайте, как бы вы ответили на такие вопросы: по отношению к своему супругу, родителям, родственникам, близким друзьям допускаете ли вы объятия, поцелуи и прочие проявления нежности? Позволяете ли вы себе это делать на глазах у детей? Обнимаете ли вы и целуете ли вы своего ребенка?

Пусть вам придется сделать над собой усилие, но все-таки попробуйте чаще соприкасаться со своими детьми, особенно с теми, кто застенчив. Не стесняйтесь проявлять нежность — она противостоит холодному отношению, лишенному чувств. Дайте детям проявить ответную нежность. В противном случае расценивайте это как свое упущение.

Принимайте своего ребенка безусловно. Не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и т.д., а просто за то, что он есть. Не бойтесь сказать ребенку: «Я тебя люблю». И не важно, сколько ему лет и слышит ли вас кто-то еще. При этом вы имеете право и можете не одобрять отдельные действия своего чада и делать ему замечания.

Формируйте у своего ребенка высокую самооценку — мнение человека о самом себе, сформировавшееся в результате сравнения себя с другими людьми. Люди с высокой самооценкой не огорчаются, когда их критикуют, и не опасаются быть отвергнутыми.

Человек же с низкой самооценкой, напротив, выглядит потерянным, чрезмерно чувствителен к критике, полагая, что она свидетельствует о его неполноценности. Наши дети очень зависимы от поощрений, исходящих от взрослых. Задумайтесь, часто ли вы говорите своему ребенку, что он талантлив, красив, умен и т.д.

? А может быть, вы сами испытываете неловкость, когда кто-то хвалит ваших детей? Зато считаете правильным как можно чаще и подробнее указывать ребенку на его недостатки, дурные привычки, неудачи.

А теперь вспомните: вам, взрослым людям, хочется исправиться, когда вам, пусть даже несправедливо, указывают на ваши недостатки? Или вы предпочитаете не очень справедливую, но похвалу?

Ребенок, пока не знающий себя и своих возможностей, в гораздо большей степени, чем взрослый, зависит от оценки окружающих. Может, поэтому дети так любят почетные грамоты, вымпелы, значки и премии. Такие знаки отличия дают им осязаемое, реальное подтверждение их состоятельности, стимулируют к новым достижениям.

Ваша задача — добиться того, чтобы ваши дети чувствовали себя хорошо. Для этого помогите им найти в себе все то, что в них есть хорошего. С сегодняшнего дня начинайте хвалить своих детей за все, что считаете хорошим. Лучше сказать: «По-моему, ты сделал себе отличную прическу», чем: «У тебя неплохая прическа»…

Но не прибегайте при этом к принуждению: неискренность комплимента всегда бросается в глаза. Научитесь непредвзято видеть и слышать то, что ребенок делает и говорит. Слишком часто мы доверяем чужому мнению о плохом поведении ребенка из уст его одноклассников, соседа или учителя.

На консультацию к психологу обратилась мама 12-летнего Миши. Мальчик на перемене подрался с одноклассником, и учительница на общем собрании детей и родителей анализировала этот инцидент, стыдила Мишу.

Мальчик отказался ходить в школу. У классного руководителя сложилось представление о Мише как о трудновоспитуемом подростке, который постоянно нарушает дисциплину.

Для предотвращения психологических травм родители перевели сына в другую школу.

Прежде чем судить, оценивать и реагировать на поведение и поступки, разберитесь в вызвавших его условиях. Оцените ту роль, которую сыграли вы сами. Обязательно учтите и версию самого ребенка.

Помните, что версия взрослого всегда кажется более убедительной.

Компенсируйте этот эффект повышенным вниманием к рассказу и чувствам своего ребенка, сочувствием к нему, даже если его поступок кажется вам неправильным, недостойным.

Замечания лучше свести к минимуму. Чем больше вы будете ругать своего ребенка, тем хуже он будет себя вести. Помните, что можно выражать свое недовольство его отдельными действиями, а не им в целом.

Ребенку, безусловно, труднее справиться со своей ленью, если каждый день будет слышать, что он ленивый. Получается, что лень — его хроническое состояние, дефект.

Ребенок в силу своей внушаемости перестает верить, что он способен трудиться долго и упорно.

Можно осуждать поступки ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными они ни были. Раз они возникли, значит, для этого есть основания.

Любое дело, в том числе и учеба в школе, может вызвать у детей многообразную гамму эмоциональных состояний: от восторженности, интереса, готовности и желания к исполнению до равнодушия и даже откровенного неодобрения.

Двенадцатилетнего Костю направил к психологу завуч школы, поскольку учителя были обеспокоены тем, что мальчик часто нарушал дисциплину на уроках, отвлекался, был невнимателен, не соблюдал дистанцию при общении со взрослыми и упорно не хотел учиться. Родители мальчика в разводе, отец редко виделся с сыном, при этом балуя его дорогими подарками.

Мама подростка, очень требовательная и властная, строго контролировала выполнение уроков, не разрешала сыну приводить в дом друзей. С каждым годом Костя учился все хуже. Мальчик мечтал быть автогонщиком, интереса к учебе не проявлял, хотя был эрудирован, имел хорошую память и необходимый для его возраста интеллект.

На консультациях старался произвести на психолога хорошее впечатление, считал, что легко исправит плохие оценки при условии, что мама перестанет его контролировать и критиковать. После встречи психолога с обоими родителями мальчик стал чаще посещать отца, мама согласилась предоставить подростку больше самостоятельности, не критиковать его, не препятствовать общению со сверстниками.

Почувствовав больше самостоятельности и ответственности, Костя стал более дисциплинированным и спокойным, успеваемость в школе также улучшилась.

Когда ребенок находится под воздействием сильных чувств, его разум не способен адекватно оценить ситуацию. Чтобы заговорил разум, эмоции ребенка должны найти выход. Научите своих детей выражать эмоции и чувства так, чтобы они не блокировали разум. Дайте детям возможность открыто и безбоязненно говорить о своих проблемах.

Часто ребенок не только не может выразить свои чувства, а вообще затрудняется что-либо сказать. Замечания типа «Ты что, язык проглотил?» заставляют его еще больше замкнуться в себе. Если эмоции постоянно подавлять, то рано или поздно долго сдерживаемые чувства ребенок выплескивает на кого-то или на самого себя.

Научите его говорить о своих чувствах от первого лица: «Мне трудно… Я не люблю… Меня злит… Я огорчен…». Для этого будьте сами открыты и искренни со своими детьми. Если ребенок своим поведением вынуждает вас переживать, сообщите ему об этом. Не следует молча переносить обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении.

Ребенок легко угадает по вашим жестам, интонациям, выражению лица, что что-то не так.

Психологи наблюдают такую закономерность: взрослые, сделавшие успешную карьеру, прежде были весьма разговорчивыми детьми. Ребенок, которого не слышно, не может ничего добиться ни дома, ни в школе, ни вообще в мире, наполненном звуками речи.

Если вы заинтересованный родитель, вы должны поощрять ребенка выражать свои чувства и мысли.

Общайтесь с ребенком на уровне его роста, то есть в буквальном смысле наклонитесь к нему или приподнимите его, чтобы ваши глаза могли легче встретиться во время разговора.

Наконец, будьте способны выслушать ребенка и проявить к нему сочувствие даже тогда, когда у вас нет готового ответа или решения.

Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают понимать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять. Доверие развеивает опасения ребенка, что его отвергнут, высмеют или предадут.

Воспитывайте в своем ребенке уверенность и независимость. Взрослые слишком охотно культивируют ощущение зависимости у своих детей, чтобы самим чувствовать, что в них нуждаются. В результате из детей вырастают «соглашатели»: «Да, мама; да, папа; я буду таким, как вы хотите». Они становятся тихими, пассивными и зависимыми.

Как можно раньше приучайте детей к ответственности за свои поступки.

Составьте список дел, за которые отвечает ваш ребенок, а также другой список — всего того, что вы делаете вместо ребенка, но хотели бы, чтобы он взял на себя ответственность за это.

Постарайтесь, чтобы как можно больше пунктов из второго списка перешло в первый. Подумайте, нет ли еще таких дел, за которые дети охотно возьмутся. Обсудите пункты, по которым нет взаимного согласия.

Поощряйте в детях стремление к ответственности за других (помочь брату или сестре, одноклассникам).

Ребенку, чтобы стать более уверенным в себе, требуется время. Позволяйте ему делать ошибки. Застенчивые дети избегают что-либо делать, так как боятся потерпеть неудачу, повести себя неправильно. Учите детей идти на разумный риск и терпеть поражения.

Ребенок должен понять, что он может потерпеть поражение на пути к какой-то цели, но сам он — не побежденный.

Неудача лишь означает, что либо цель выбрана неправильно, либо средства — и ему следует попробовать себя в чем-то другом.

Например, если родители музыканты, их сын несколько лет занимался музыкой с переменным успехом, а затем решил стать математиком, не следует ему в этом препятствовать.

Научите детей чувствовать себя комфортно наедине с самим собой. Одиночество может быть полезно как средство самопознания. Ребенок должен иметь доступное для него личное пространство и личное время. Не следует до отказа наполнять жизнь ребенка спланированной полезной деятельностью.

Власть взрослого имеет, как монета, две стороны: это и способность создавать комплексы у ребенка, ничего не делая из того, о чем сказано выше; это и способность снизить застенчивость, поддерживая и поощряя ребенка.

Вы можете использовать любую тактику поведения, но задумайтесь над тем, что принесет большую отдачу. Вы должны осознать, какой властью над ребенком вы располагаете, какие потребности своих детей можете удовлетворить, а затем решить, как вы этим воспользуетесь.

Не пускайте дело на самотек, так как в любом случае ответственность ложится на вас.

Татьяна КУЛЬБАЧКА, психолог

Источник: Зеркало Недели

Источник: http://roditeli.ua/deti/upbringing_development/rebenok_bez_kompleksov

Как вырастить ребёнка без комплексов?

 Волшебная муза приветствует вас, друзья!

Читайте также:  Воспитание и развитие детей. педагогическая система марии монтессори

Закомплексованность в людях встречается довольно часто. Если вы будете внимательны и переведёте свой взгляд с себя на других, то заметите это. Правда многие скрывают свои недостатки или прячут их за агрессивностью, раздражительностью, недовольством. Но кота в мешке не утаишь и человеческие комплексы «лезут» со всех «щелей» под внимательным взглядом наблюдателя.

О способах избавления от страхов, душевной боли, неуверенности, ревности и сомнений я уже писала на страницах Музы. По большому счёту, всё это тоже относится к психологическим комплексам. Человек может страдать от неуверенности в себе или ревности, а может быть подвержен целому «букету» этих проблем. Суть от этого не меняется – жить полноценной жизнью при этом невозможно.

Откуда же берёт корни закомплексованность?

Давайте снова вспомним малыша, только появившегося на свет. Он перешёл из одного состояния (или измерения) в другое. В нашем мире он новичок и пока не знаком со всеми «прелестями» его содержания. Кто окажется рядом? Какие эмоции будут преобладать в окружении? От этого зависит его дальнейшая судьба.

Но это вовсе не значит, что малыш как пустой сосуд, который будут наполнять окружающие его люди с совершенного нуля. Так называемая наследственность, заложенная в его генах, уже наложила отпечаток на его восприятие.

Если малышу повезет, и он будет расти в атмосфере доброжелательности, любви и доверия, то лучшие качества, зашифрованные в генетическом коде, проявятся с наибольшей силой, а всё отрицательное может нивелироваться именно этой любовью и доверием.

Профилактика или лечение?

Предотвращать ошибки всегда легче, чем исправлять. Это касается всего, в том числе и воспитания. И если в строительстве, например, лучше разрушить старый дом и на его месте построить новый, то с психикой человека так поступать нельзя. Тут требуется осторожность и снова – любовь. Причём, любовь искренняя и всеобъемлющая.

Но сейчас мне хочется поговорить не об исправлении психики уже сформировавшейся личности, а о воспитании детей изначально полноценными, раскрепощёнными и жизнерадостными.

К сожалению, порой наблюдаешь за девочкой или мальчиком школьниками, и невооружённым глазом видно, что он (а) не играет вместе с другими детьми, ведёт себя застенчиво, не может за себя постоять.

Или наоборот, слишком рьяно пытается показать свою «взрослость», компетентность и независимость. А то, порой, и превосходство над другими детьми, путём агрессии. Оба случая – две стороны одной медали —  закомплексованности.

Гармонично развитые дети дружелюбны и открыты.

Дети – наши зеркала

Наши дети, так же как и глаза у человека – это зеркало. Зеркало нашей души. Мы, взрослые, можем читать нотации ребёнку о том, как следует себя вести, но это всё будет бесполезно, если они видят изо дня в день, что сами мы ведём себя по-другому. Почему-то взрослые считают, что детей легко обмануть, и притворяются специально для них.

Но это совершенно не верно! Дети ещё с пелёнок всё видят и понимают. Скажу даже больше, они понимают уже в утробе матери те чувства, какие к ним испытывают родители. Любят их или лицемерят. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваши дети выросли честными, трудолюбивыми, весёлыми и жизнерадостными, показывайте им пример. Будьте сами такими, изо дня в день.

Будьте такими, какими вы хотите видеть в будущем своих сына или дочку. Поверьте, они всё замечают и всё запоминают. И хорошее, и плохое. И когда-нибудь  они вам расскажут, как то или иное ваше слово или поступок повлияло на формирование какой-то черты характера вашего бывшего малыша. Потому что всего лишь одно слово может иметь силу, о которой вы и представить не можете.

Не зря говорят, что словом можно и убить человека, и вылечить.

Следите за речью, не позволяйте себе в сердцах оскорблять малыша, даже если ему всего лишь год от роду. Воспринимайте его как личность уже с пелёнок. Держите данное вами слово. Или, если уж не сдержали, потрудитесь объяснить ребёнку доброжелательно причину срыва планов. Никогда не лгите ему! Не сравнивайте с другими детьми. Ваш ребёнок уникален, всегда помните об этом.

Рисуйте в своих мечтах благополучие жизни дочки или сына. Гордитесь ними. Даже за маленькие их достижения. Чтобы они это чувствовали. Только делайте это искренне, иначе ребёнок почувствует фальшь и ответит вам тем же.

Закомплексованность произрастает там, где нет доверия и любви. Но любовь должна быть не слепая, а искренняя. Посвящать всю жизнь детям, отказываясь от своей личной – ошибка многих матерей. Жертвенность не приносит счастья ни тому, кому она предназначается, ни самой жертве. Только счастливые родители могут вырастить счастливого нового члена общества. Помните об этом, дорогие мамы и папы!

А сейчас предлагаю вашему вниманию мой любимый видеоролик, где смеются все — мама, папа и четверо малышей-близнецов. когда все смеются — всё хорошо!

И ответ психолога маме сына, которого отец воспитывает в строгости:

Источник: http://magic-muse.ru/kak-vrastity-rebnka-bez-kompleksov/

Как бороться с детскими комплексами

Дети – самые искренние, но при этом жестокие существа на свете. Им не знаком взрослый этикет, они еще не успели проникнуться маминым и папиным воспитанием, поэтому вольно или невольно обижают и задевают друг друга чаще, чем это делают взрослые.

То, что взрослым кажется безобидной дразнилкой или забавным хваставством со стороны соседского малыша, может ранить ребенка и оставитьв его душе шрамы на всю жизнь. С детскими комплексами трудно бороться, когда ты уже вырос, лучше победить их еще в детстве.

Откуда берутся комплексы…

Почти все детские комплексы произрастают из обычного чувства зависти. Научившись сравнивать себя с другими детьми, ребенок испытывает зависть безотчетно и беззлобно. Он просто хочет обладать теми же качествами или вещами, которыми обладает друг в детском саду или на детской площадке.

Такой же машинкой, такими же бантиками, платьицем, куклой. Как ни странно, «статусные» по детским меркам вещи, для малышей зачастую важнее, чем для нас, взрослых.

Некоторым удается справиться с этими чувствами легко, а кто-то застревает в них до тех пор, пока не сформируется комплекс обделенности.

Другая причина, по которой у малыша могут появиться комплексы, это недохваленность. Не обязательно мамой и папой, а воспитательницей в детском саду, учительницей в начальной школе. К сожалению, учителя и воспитатели часто выбирают себе любимчиков и активно выделяют их в детском коллективе.

Ставят их в пример, завышают им оценки, на экскурсиях ходят с ними за ручку и сажают на первую парту. Из года в год в группе детского сада или в классе находится самая популярная девочка или мальчик, которому спускают все шалости. И учителей, и воспитателей можно понять, они просто люди и не в состоянии любить 20-30 человек одинаково сильно.

Но страдания ребенка это наше понимание ничуть не уменьшит.

Ну и, конечно, третьей причиной может стать физический недостаток. В период социализации, в детском саду, затем в подростковом возрасте. Дети стремятся быть похожими друг на друга, и любой, кто отличается от общей массы, становится мишенью для обидных насмешек.

Вы своим взрослым умом понимаете, что через некоторое время все меняется. Чужие машинки и куклы, чужие оценки и грамоты – все это теряет и свою ценность, и свое значение.

Из гадких утят вырастают лебеди, а самые симпатичные девочки могут вырасти заурядными серыми мышками. Но все равно, у каждого в глубине души есть больное воспоминание и про кукол, и про пятерки.

И хочется помочь ребенку уже сейчас, пока еще он пластичен, пока прислушивается к вашему мнению и пока его комплексы не сформировались.

… и как их победить

Для того, чтобы вырастить малыша уверенным в себе, достаточно со всей серьезностью выполнять следующие пять правил.

Не сравнивайте ребенка с другими

В нашем взрослом сознании очень сильна мысль «что люди скажут». И мы начинаем ее насаждать буквально с первых лет ребенка. «Ну, не плачь, на тебя же все смотрят», «Не перепачкайся на прогулке, а то все подумают, что ты неряха», «У тебя четверка за поделку, а что у Ксюши?».

У психологов есть модная сейчас тенденция – они предлагают не хвалить детей, чтобы не делать их зависимыми от чужого мнения и от чужой похвалы. На самом деле, зависимыми от чужого мнения мы делаем их, до бесконечности сравнивая их с окружающими детьми.

Наши родительские амбиции нуждаются в аргументации, и если счет идет не в нашу пользу, то мы обрушиваем всю тяжесть последствий на детские плечи, заставляя малыша все время оглядываться: «Что люди скажут?».

Научите ребенка сравнивать себя с самим собой

Вместо того, чтобы сравнивать малыша с другими, научите его ориентироваться на свои собственные успехи и достижения. Раньше он не умел ходить по рукоходу, а теперь умеет, раньше не умел кататься на велосипеде, а теперь умеет, раньше не стоял на коньках, а теперь стоит.

Поет, лепит, катается, пишет закорючки в прописях аккуратнее, завязывает шнурки тремя способами. Пусть его достижения, а не чужое мнение будет для него источником радости. Тогда ему захочется новых достижений.

Тех, которые только его, вне зависимости от того, что получила за поделку Ксюша, и как сильно он испачкался на прогулке.

Нивелируйте недостатки

Этот пункт одновременно самый простой и самый сложный. Конечно, все мы разные, и необходимо объяснить ребенку, что именно его отличия от других делают его уникальным и особенным. И все-таки стоит приложить усилия к тому, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в своем теле.

Если у него есть лишний вес, постепенно и не акцентируясь на этом, смените рацион в семье, давайте ему больше полезных продуктов и меньше фаст-фуда, запишите его на спорт или танцы и помогите исправить фигуру. Высокий лоб можно прикрыть челкой, торчащие ушки – соответствующей стрижкой.

Если ребенку выписали очки, не поленитесь найти стильную оправу. Оденьте ребенка насколько это возможно модно. Сейчас есть немало брендов с демократичными ценами и красивой детской одеждой. Уделите внешности ребенка не меньше времени, чем своей собственной, и вы увидите, как он преобразится.

По одежке как встречали, так и будут встречать всегда. Сколько бы мы ни твердили, как важен внутренний мир, никто не захочет потратить время и рассмотреть его, если внешность не расположит к себе.

Научите девочку с раннего возраста грамотно, красиво и уместно подбирать одежду, научитесь плести красивые косы, это совсем не сложно, а в сети есть немало мастер-классов по плетению. Научите мальчика ходить не только в джинсах, но и в костюме. Эти навыки пригодятся детям и во взрослой жизни.

Найдите сильные стороны ребенка и культивируйте их

Любой человек чувствует себя уверенно, если у него получается то, за что он берется. Конечно, мы должны подтягивать слабые стороны своих детей. Но культивировать все же стоит сильные стороны. У малыша слабые ножки и он плоховато бегает? Зато он гениально лепит и, возможно, он будущий великий скульптор.

У него неаккуратные прописи? Зато он считает быстрее всех в классе. Лучше всех прыгает через скакалку на физкультуре, умеет играть на скрипке, делает самые креативные бутерброды. Отмечайте успехи ребенка, научите его гордится тем, что у него хорошо получается.

Умеренная (но только умеренная!) доза хвастовства – это не дурные манеры, а, как сейчас это принято называть, грамотное позиционирование. Скромность, конечно, красит человека, но очень часто излишняя скромность превращается в забитость.

Пусть ребенок знает, своими достижениями можно и нужно гордиться, хотя, возможно, и не стоит бесконечно совать их всем в глаза. В этом и заключается секрет внутреннего достоинства.

Чаще хвалите ребенка

И конечно, высоко цените своего ребенка сами. Гордитесь им и любите его, вне зависимости от того, оправдывает он ваши ожидания или нет. Для многих похвалы и слова любви равнозначны попустительству детским недостаткам и детской невоспитанности. Это совсем не так.

Хорошие манеры, хорошие оценки, хорошие поступки – все это вы привьете и воспитаете своей любовью и терпением. Есть такое замечательное выражение «хуже нас не вырастут».

У воспитанных, начитанных, образованных, успешных и уверенных в себе людей вряд ли вырастут дети, не державшие в руках ни одной книги, не умеющие вести себя за столом или ленивцы, не желающие приложить никаких усилий к достижению успеха. Потому что дети берут пример с родителей.

Читайте также:  Детские скороговорки

А вот недолюбленные и недохваленные дети вполне могут вырасти, если скупится на проявления любви и гордости за то, какой у вас замечательный ребенок.

Поделиться

Источник: https://mama.ru/articles/kak-borotsya-s-detskimi-kompleksami/

Детские психологические комплексы: причины и пути преодоления

Не меньше беспокойства, чем страхи, доставляют детские психологические комплексы: ребенок, слишком критически относящийся к своей внешности (способностям, умениям и т. д.

) замыкается в себе, не контактирует со сверстниками, а иногда и отдаляется от родителей. Нередко такие дети решаются на опасные поступки.

Как же воспитать ребенка без комплексов или что сделать для того, чтобы избавить его от уже имеющихся проблем?

Психология детских комплексов ребенка

Однажды вы замечаете, что ваш ребенок стал более замкнутым, сидит дома, практически не общается со своими сверстниками, с неохотой ходит в школу, настроение все время подавленное. Вы пытаетесь поговорить с ним, а он уходит от разговоров. А в какой-то момент просто не выдерживает и со слезами на глазах, с надеждой на вашу помощь подходит и спрашивает:

«Почему я не такой, как все? Чем я хуже? Почему меня никто не уважает, не любит и не хочет со мной общаться? Почему я никому не нравлюсь? Почему надо мной все смеются?» А вы лишь разводите руками, не понимая, что же такое случилось с вашим любимым чадом, откуда в его голове появились такие мысли. Все просто — у вашего ребенка появился комплекс, в психологии отдельно рассматривают комплексы, присущие девочкам и мальчикам.

Девочки считают себя некрасивыми, слишком толстыми, слишком худыми, высокими и низкими. У них длинные носы, большие уши, жирные волосы, прыщи, перхоть и еще много того, что отличает их от идеала красоты. Мальчики тоже находят много недостатков во внешности, в своих физических способностях, но молчат об этом.

Кто-то одевается красивее, по последнему писку моды. Кто-то учится на одни пятерки. У кого-то есть очень дорогой мобильный телефон и мощный компьютер, кого-то на машине отвозят в школу и забирают после нее. Многие мальчишки сильнее и дерутся лучше, некоторые девочки уже встречаются с молодыми людьми.

А у вашего ребенка все наоборот.

Проявления психологических комплексов у детей отлично. Кто-то выглядит серой мышкой, а кто-то – белой вороной, боится заводить друзей и считает, что у такого, как он, их и быть не может.

Ему кажется, что все вокруг им недовольны и ругают его, чувствует себя виноватым во всем и даже приписывает себе несуществующую вину.

Он не решается взяться за любое дело, даже самое простое, все равно у него наверняка ничего не получится и он обязательно допустит ошибку. А за ошибку его будут ругать… Замкнутый круг!

В принципе, детей без эмоциональных комплексов не существует. Они есть у всех, и даже у тех, кто их всячески у себя отрицает. Люди «лепят» их сами себе, когда концентрируют на них свое внимание.

Существует великое многообразие комплексов — неполноценности, вины, социального положения и материального статуса, боязнь ответственности, боязнь знакомства с новыми людьми. И это только наиболее распространенные.

Комплексы лишают уверенности в себе, мешают нормально жить и добиваться поставленных целей.

Как правило, формируются они в возрасте от 7 до 17 лет, когда у ребенка складываются представления о себе, своем поведении. Опираются развивающиеся комплексы у детей на мнение окружающих — сверстников, учителей и, конечно, родителей.

Именно в этот период ребенок как губка впитывает всю информацию о себе. Неосторожно сказанное слово, замечание, любой косой взгляд в его сторону могут резко изменить отношение ребенка к своей личности в негативную сторону.

Не сомневайтесь, он все примет на свой счет, а его буйная фантазия домыслит и достроит остальное.

В психологии считается, что от детских комплексов, сформировавшихся слишком рано, избавиться намного труднее. Поэтому очень важно воспитать ребенка без комплексов, а если не получилось – помочь ему побороть уже имеющиеся. И начать нужно в первую очередь с себя. Как вы воспитываете его? Часто ли хвалите или ругаете? Как разговариваете с ним? Здесь возможны несколько ситуаций.

Но тут этот «самый лучший на свете» выходит в большой мир, начинает общаться с такими же детьми, как и он сам, ходить в школу, в спортивную секцию. И вдруг выясняется, что не такой уж он умный, ведь учитель постоянно делает ему замечания, задания даются не так легко, как другим.

Не такой красивый, потому что ребята смеются и подшучивают над ним. Слабый, неловкий, потому что ему трудно выполнять те упражнения и приемы, которые другие дети делают с легкостью. А есть дети обеспеченнее, и они вообще не хотят общаться с ним, не принимают его в свою компанию.

Ещё одна причины комплексов у детей – абсолютно противоположная.

Мама все из тех же лучших побуждений, желая наставить ребенка на путь истинный, научить жизни, привить стремление к совершенствованию, постоянно упрекает его и сравнивает с каким-то соседским Петечкой, который и серьезнее, и ответственнее, и учится лучше, а еще успевает и спортом заниматься.

Или с Машенькой, которая следит за собой, такая вся прилежная, вежливая, умненькая, аккуратненькая. И ребенок постепенно укрепляется во мнении: насколько же он плохой, что даже в глазах родной матери чужие дети выглядят намного лучше него.

Есть и третий вариант. Родители постоянно ругаются между собой, обвиняют друг друга во всех грехах, всех неурядицах их семейной жизни. Попадает и ребенку: «Если бы он не родился, то ничего бы этого не было!» Родителям постоянно не хватает денег на себя, потому что приходится тратить их на свое чадо.

Не хватает времени для себя, так как и его тоже отнимает ребенок. А еще он постоянно пристает со своими глупыми вопросами, своими мелкими и несерьезными проблемами. Но ведь к кому еще обратиться, как не к родной матери? Нарастает напряжение, возникают конфликтные ситуации.

И пока взрослые решают свои «серьезные» проблемы, ребенок слышит только: «Отстань, не до тебя!», «Да не мешайся ты под ногами», «Мне и без тебя тяжело, а тут ты еще лезешь».

Результат во всех случаях почти одинаковый — недоверие к матери, конфликт со сверстниками и с самим собой, появление замкнутости, потеря уверенности в себе, чувство вины, разочарование и куча комплексов.

Как побороть и избавиться от детских комплексов неполноценности: пути преодоления

Что же делать, как избавиться от детских комплексов? Бороться! И делать это надо вместе, ведь самостоятельно ребенку будет трудно или почти невозможно побороть то, с чем он смирился и считает обычным и повседневным.

Первый путь преодоления психологических комплексов – измениться самим родителям: стать внимательнее и уважительнее к ребенку, прислушиваться к его мнению, считаться с ним. И главное — меньше критики в адрес личности ребенка. Если ребенок провинился, не надо сразу обзывать его неумелым, глупым, бестолковым.

Объясните ему причину его промаха, а потом скажите, что в следующий раз у него обязательно все получится, пусть только внимательнее и серьезнее он отнесется к делу. Станьте ему другом. Поговорите с ним. Объясните ребенку, что комплексы есть у всех. Это часть каждого. Расскажите ему о том, какими вы были в его возрасте, о своих комплексах.

И не забудьте добавить немного юмора, ведь кому понравится слушать сухие поучительные истории?

Не ругайте ребенка за плохие отметки. Конечно, они были и будут неотъемлемой частью его жизни в школе. Но ведь не ради оценок учится ваш ребенок, а ради знаний. Пятерка или тройка в тетрадке или дневнике покажет лишь сиюминутный уровень знаний, а двойка — это еще не конец всей учебе. И если не получилось сегодня, то в любой момент можно подучить, понять и запомнить. Вспомните себя.

Всегда ли вы хорошо учились, и всегда ли оценки зависели только от ваших знаний? Недаром же говорят, что 50% зависит от билета, а остальные 50% — от преподавателя. Вдруг виноваты именно последние 50%? Учителя тоже люди и бывают вредными, с плохим настроением, и им ничего не остается, как отыгрываться на учениках.

Разве вы не допускаете возможность, что именно ваше чадо попало под горячую руку?

Психология: как избавить ребенка от комплекса неполноценности

Имея представление о комплексах неполноценности, избавить от них ребенка нужно как можно скорее.

В основе любого комплекса лежат неуверенность и страх перед тем, с кем сравнили ребенка вы или он сам и кто впоследствии покажется вам и ему лучшим. И если что-то он делает не так хорошо, как вам бы хотелось, просто спокойно поговорите с ним, помогите ему, научите его. Обратите внимание на лучшие качества ребенка, и смело развивайте их. Хвалите его за старания и их результаты.

Один из путей преодоления комплекса неполноценности – предоставление ребенку большей свободы. Не надо его во всем ограничивать — «не ходи туда», «не делай того».

Ребенок будет чувствовать, что вы не доверяете ему, знаете, что он обязательно совершит ошибку, не справится. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Наоборот, дайте ему некоторую свободу действий, позвольте проявить самостоятельность, давайте ему больше заданий и поручений, развивайте в нем ответственность.

Если вы не знаете, как побороть детские комплексы по поводу внешности, то тут надо постараться. Во-первых, ей и ему следует понравиться самому себе. А если что-то не устраивает, то нужно по возможности исправить недостатки. Пока растущий организм постоянно меняется, его можно корректировать — следить за питанием, заниматься спортом.

Полнота или худоба могут и сами пройти со временем. Пусть только девочка представит себе, какие же проблемы с лицом у той, кто накладывает на себя тонны косметики даже в таком юном возрасте. Проблема в очках? Сейчас подобрать красивую оправу нужной формы не проблема.

Тогда очки не только не испортят лица, но и сделают его еще привлекательнее.

Кто-то богаче? Ну и что? Ценность человека определяется не стоимостью мобильного телефона и компьютера, юбки или ботинок, а его внутренним миром.

Модные штучки отражают лишь уровень обеспеченности родителей.

А что мешает вашему ребенку развиваться, ставить себе задачи и цели и самому их добиваться? Жизнь обязательно покажет, что достигать результатов самому гораздо приятнее, чем жить на всем готовом.

А может, вашему ребенку трудно найти себе друзей? Он неохотно общается и боится знакомиться первым? Посоветуйте ему быть более решительным, не отказываться, когда его приглашают в компанию, не сидеть в стороне и помалкивать.

Пусть чаще улыбается и показывает всем позитивное настроение, держится уверенно, естественно, не боится быть открытым и говорить, что ему нравится, а что не очень. В любой компании важно оставаться самим собой, не пренебрегая при этом чужими интересами. Предложите ему пригласить друзей к себе.

Сделайте маленький праздник просто так. Ребенок оценит это, да и мнение сверстников о нем возрастет.

Если ребенок пожалуется, что его обижают другие дети, смеются над ним, унижают его, объясните ему: даже самые «крутые» парни и девчонки страдают от своей закомплексованности.

А их поведение обусловлено лишь страхом. Вот и ищут они более слабых, неуверенных, чтобы, высмеивая и издеваясь над ними, утвердить свой авторитет.

Но ведь это все напускное, и наверное, кто-то точно так же отыгрывается и на них.

Некоторые дети бывают очень жестокими, и им ничего не стоит больно задеть и обидеть. Если кто-то унижает вашего ребенка, не обязательно сразу идти на «разборки» с обидчиком. Вы можете сделать только хуже, поселив в ребенке еще большую неуверенность в собственных силах. Позвольте ему разобраться самостоятельно.

Объясните, что на самом деле ему могут просто в чем-то завидовать. Подскажите, что с такими людьми надо вести себя крайне спокойно, не показывать свою слабость и не вступать в конфликты — этим можно только раззадорить.

Иногда лучше промолчать и проигнорировать обиду, чем тратить на пустое выяснение отношений свои время и нервы.

Избавить ребенка от комплексов нужно как можно быстрее. Заинтересуйте его творчеством, спортом. Научите девочку готовить, шить, вязать, вышивать. Если сами не сильны в рукоделии — учитесь вместе с ней. Отец может заняться с сыном мужской работой по дому. Может быть, за совместным трудом вы многое узнаете, друг о друге и научите друг друга чему-то новому, станете ближе.

Статья прочитана 1 547 раз(a).

Источник: http://vkapuste.ru/?p=7828

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector