Как приучить ребенка к дисциплине? бесконфликтная дисциплина. подсказки и рекомендации для родителей от б. спока

Как приучить ребенка к дисциплине? Бесконфликтная дисциплина. Подсказки и рекомендации для родителей от Б. Спока

Родители, которые применяют наказания, чтобы дисциплинировать малыша, на самом деле провоцируют ребенка на создание негативных ситуаций. По мнению экспертов, независимо от возраста ребенка, важно быть последовательными и чётко придерживаться правил, которые вы создаёте у себя в семье. Психологи выделяют 4 эффективных способа, как дисциплинировать ребенка.

Научитесь выбирать между дисциплиной и физическим наказанием

Физическое наказание и дисциплина -это два разных понятия. Дисциплина может включать или не включать физическое наказание. Родители должны понимать, что целью дисциплины является формирование поведения ребенка на длительный срок, а не только на короткий.

Поэтому задача родителей – поддерживать и стимулировать природное желание малыша идти на сотрудничество, а не запугивать его наказаниями. Ведь физическое наказание -это намеренное причинение боли. Оно подобно расплате за преступление.

Чтобы выразить свою ярость или гнев многие родители, не задумываясь, наказывают ребенка физически, вместо того, чтобы просто объяснить ему словами происходящее.

Будьте логичны и последовательны

Придерживаясь логики в своих действиях, вы будете чувствовать себя гораздо увереннее, а общение с малышом станет позитивным. Перед тем, как наказать малыша, убедитесь, что наказание соответствует ситуации. Например, если ребенок не ест, сначала поинтересуйтесь почему. Бить малыша из-за того, что он не съел очередную котлету, конечно, нет смысла.

Возможно, аппетит отсутствует из-за того, что у малыша болит живот. В противовес психологи рекомендуют ограничить конфеты и другие сладости. Если ребенок не желает ложиться спать и играет допоздна, можно ограничить просмотр вечерних телепередач. А утром в качестве поощрения порадовать малыша любимым блюдом, сладостью или освежающим напитком.

Такое приятное начало дня доставит удовольствие и малышу, и вам.

Устанавливайте четкие границы и ограничения

Задача взрослого – научиться четко и максимально понятно объяснять малышу, чем может обернуться та или иная ситуация. Ребенку важно осознать, почему вы устанавливаете ограничения, и понять возможные последствия своих действий.

Вот поэтому, устанавливая ограничения, важно растолковать малышу, для чего они необходимы. Найдите время, чтобы объяснить ребенку важность ограничений и скажите, что от них зависит его безопасность. Например, можно ограничить границы территории, где играет ребенок.

Терпеливо, но четко объясните, что играть на дороге опасно и покажите безопасное место для игры.

Используйте тайм-ауты

Когда ребенок не реагирует должным образом на ваши слова, просьбы, то подкорректировать подобное поведение помогут тайм-ауты. Просто оставьте малыша одного на 3-5 минут. Небольшой тайм-аут полезен для ребенка.

Будьте тверды в своем решении, не реагируйте на слёзы, просьбы и извинения. Читать лекции по поводу его несносного поведения тоже нет необходимости. Ребенок будет готов выслушать вас, когда агрессивное состояние пройдет.

После завершения тайм-аута скажите крохе, что вы очень его любите и заботитесь о нем.

Если справиться с ситуацией сразу не удается, не критикуйте и не вините себя, и тем более, из-за собственных ошибок не срывайте свою злость на ребенке. Подумайте, как в следующий раз реагировать на ситуацию.

Не стесняйтесь извиняться перед своим ребенком, если вы необоснованно его наказали. Это отличный пример, который поможет вашему ребенку понять, что промахи и ошибки это вполне естественно и никак не отразятся на любви родителей к малышу.

Объясните, как вы будете реагировать на ситуацию в следующий раз и всегда держите свое обещание.

Если Вам понравилась статья или наш сайт, пожалуйста, расскажите о нас своим друзьям! Мы будем очень благодарны!

Как приучить ребенка к дисциплине? Бесконфликтная дисциплина. Подсказки и рекомендации для родителей от Б. Спока

Необходимо последовательно прививать ребенку определенные правила, при этом не унижая его, но и не заискивая перед ним , — говорил Б. Спок.

Серьезная роль в методике Б. Спока отводится дисциплине. Хотя слово дисциплина у многих ассоциируется с жесткой структурой, правилами и наказаниями, на самом деле оно происходит от латинского слова, означающего обучение . И чтобы это обучение было результативным, предлагаем вам несколько правил, которые помогут наладить и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину.

Правило первое. В любом возрасте — будь малышу годик или двенадцать, ребенок должен знать, что есть определенные границы допустимого поведения, которые должны быть раз и навсегда установлены взрослыми. Внимание и уважение к ребенку не означают вседозволенности (Б. Спок).

В жизни каждого ребенка обязательно должны быть правила (ограничения, требования, запреты). Этого особенно необходимо придерживаться тем родителям, которые стремятся в период раннего детства (от 1 до 3 лет) как можно меньше огорчать детей, избегая с ними конфликтов, и потому в их лексиконе не существует настоятельного нет для ребенка.

Правило второе. Правил (ограничений, требований и запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Это правило предостерегает от другой крайности воспитания — в духе держания в ежовых рукавицах (авторитарного стиля общения). Если ребенка постоянно дергать: этого нельзя, и этого тоже.

, то вскоре он превратится в запуганное существо с парализованной волей. А если ему будет позволено абсолютно все, то он превратится в маленькое чудовище.

Поэтому в процессе воспитания дисциплины выбирайте золотую середину между готовностью понимать — и быть твердым, гибкостью — и непреклонностью.

Правило третье. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Нередко родителям досаждает чрезмерная активность детей: почему им надо непременно бегать, прыгать, шуметь, лазать по деревьям, ходить по лужам, влезать в самую грязь, бросать камни, рисовать на стенах и т. д.

Но ведь это и многое другое — проявление естественной и очень важной для развития детей потребности в движении, познании и упражнении.

Запрещать подобные действия — все равно что пытаться перегородить полноводную реку.

Правило четвертое. Правила (ограничения, требования и запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.

Знакома ли вам ситуация, когда мама говорит одно, папа — другое, а бабушка — третье? В таком случае ребенку невозможно освоить правила, привыкнуть к дисциплине. Он лишь привыкает добиваться своего, раскалывая ряды взрослых. Кстати, отношения между взрослыми членами семьи от этого лучше не становятся.

Правило пятое. Строгость не должна превращаться в грубость, а мягкость — исходить из беспринципности. Учитывайте возраст и индивидуальность вашего ребенка.

Когда вы воспитываете дисциплинированность у вашего ребенка, вы развиваете в нем привычку умения владеть его чувствами и поступками, одним словом, вы развиваете в нем самообладание.

Вы помогаете развивать социально приемлемое поведение в вашем ребенке (Б. Спок).

Тон, которым сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

Благодаря дисциплине, ваш ребенок научится контролировать свои эмоции и управлять своими реакциями. Вы так же научите его, как надо относиться к окружающим.

Важно, чтобы все то, что вы внушали ему о дисциплине, глубоко засело в нем и закалило его характер, если вдруг по каким- либо причинам вы не окажетесь с ним рядом в какой-то момент.

И имейте в виду, что у вас не всегда будет возможность находиться рядом с ребенком, чтобы наблюдать за ним, и что он не всегда будет маленьким и беззащитным.

Лучший способ помочь вашему ребенку развить самодисциплину состоит в том, чтобы с младенческого возраста воспитывать в нем дисциплинированность.

Теперь вопрос к вам, родителям.

А разве вы, взрослые, совершенны? Разве вы в своей взрослой жизни совсем не допускаете ошибок? Разве вы всегда были дисциплинированны, правдивы, ничего не били, не ломали и не проливали, делали все вовремя и никогда не откладывали на завтра то, что можно сделать сегодня? Почему же от своих детей, плоти и крови вашей, вы требуете невозможного — быть идеальным ребенком? Воспитывая дисциплинарные навыки у своего малыша, помните об этом и идите путем бесконфликтной дисциплины.

Те же правила можно использовать и учителю для поддержания дисциплины в классе, особенно если много гиперактивных детишек. У них, как известно, часто возникают проблемы с поведением. Сложно приучить таких детей к порядку, но возможно. Главное — проявить терпение, твёрдость и быть справедливым.
Ирина Рудакова

2011 — 2016 Учебно-методический кабинет. Материалы сайта могут содержать информацию 6+

Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления.

Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна

Семейная дисциплина: приучаем правильно себя вести

В последнее время все больше родителей склоняются к демократическому типу воспитания своего ребенка.

В последнее время все больше родителей склоняются к демократическому типу воспитания своего ребенка. Что это значит? Никаких наказаний, авторитета родителей и правил. Если малыш не хочет что-то делать, то никто не настаивает (хозяин — барин). Отказывается есть? Ну и ладно. Не хочет идти на улицу? Вся семья сидит дома.

Это не правильно. При таком воспитании очень сложно удержать ребенка «в узде», а особенно, когда он подрастет. Правила должны быть. Более того, поручения родителей ребенок должен выполнять беспрекословно. В противном случае, о каком порядке вообще может идти речь.

Наличие дисциплины в семье воспитывает характер ребенка и готовит его к школе

Какими навыками семейного общежития должен владеть дошкольник?

  1. Уметь слушаться взрослых. Если кто-то из членов семьи попросил поднести или подать какую-либо вещь, то малыш должен выполнить просьбу без каких-либо обид и оскорблений в сторону взрослого.

  2. Доброжелательно относиться к сестрам и братьям, чувствовать ответственность и при необходимости брать на себя заботы, облегчая таким способом бремя родителей.
  3. Бережно относиться к своим вещам (книгам, игрушкам) и аккуратно их складывать на место.

  4. Соблюдать порядки, которые установлены в семье. К примеру, если положено один раз в неделю делать генеральную уборку, то отлынивать от этого нельзя.
  5. Уметь пользоваться основными столовыми принадлежностями — вилкой, ложкой, ножом.

    Обычно подобные навыки малыш получает в детском саду или благодаря родителям.

  6. Выполнять основные гигиенические мероприятия — есть, одеваться, умываться и так далее. В возрасте 6–7 лет с этим редко бывают проблемы, но улучшить навыки не будет лишним.

  7. Выслушивать взрослых и не перебивать. Это очень важное качество, которое должно воспитываться еще с юного возраста. В школе малыша будут поучать чужие взрослые, и он должен научиться их слышать и главное — слушать.

Как приучить детей к дисциплине

  1. Воспитание ответственности и дисциплинированности у ребенка — это крайне важный момент, которому должно уделяться особое внимание. Приведем несколько полезных рекомендаций:
  2. В каждой семье должны быть свои ритуалы (правила), которых необходимо придерживаться всем без исключения.

    Речь идет о принципах поведения, распорядке дня, особенностях проведения досуга и так далее. К примеру, очень полезно приучить ребенка читать книги перед сном. Это позволяет настроиться на «сонный» лад;

  3. Постоянство и последовательность — очень важный момент.

    Конечно, отношение к ребенку и принципы воспитания могут меняться, как у матери, так и у отца. Часто родители играют в злого и доброго «полицейского», когда один ругает, а другой, наоборот, успокаивает. Но даже в этом вопросе нужно быть последовательным, в противном случае ребенок не будет знать, как ему правильно себя вести.

  4. Исключения из правил. Конечно, внутрисемейные законы должны работать, но иногда их можно нарушать. К примеру, если ребенку не удалось днем поспать из-за какого-либо дневного мероприятия, то чаду необходимо объяснить причину нарушения режима. В этом случае можно избежать дальнейших «сбоев».

  5. Наказание и поощрение — важные элементы в формировании дисциплины вашего ребенка. Здесь каждый выбирает свои методики воспитания. К примеру, одни родители в качестве наказания запрещают использовать компьютер, а другие — грозят не выпускать на улицу, третьи — не подпускают к телевизору. Главное — не переусердствовать.

    Наказания и поощрения должны находиться в соотношении 1:6. В этом случае можно избежать серьезных обид.

  6. Личный пример. Ваш малыш должен видеть, что вы сами придерживаетесь тех правил, которые ему навязываете. К примеру, если вы приучаете ребенка к порядку в шкафу, то должны сами его неукоснительно соблюдать.

    На своем примере проще воспитать дисциплинированность у своего ребенка.

Помните, что во всем должна быть гармония. Делайте упор на поощрение, но не забывайте удерживать ребенка в «узде». Метод кнута и пряника еще никто не отменял, а его эффективность доказана многими великими людьми.

Источники: http://rebenok16.ru/vospitanie/kak-distsiplinirovat-rebenka.html, http://ped-kopilka.ru/roditeljam/kak-priuchit-rebenka-k-discipline-beskonfliktnaja-disciplina-podskazki-i-rekomendaci-dlja-roditelei-ot-b-spoka.html, http://www.babyblog.ru/cr/sovety/cr61/psemejjnaya-disciplina-priuchaem-pravilno-sebya-vestip

Комментариев пока нет!

Источник: http://semiadeti.ru/kak-priuchit-rebenka/kak-priuchit-k-discipline-rebenka-4-let.html

Як привчити дитину до дисципліни? Безконфліктна дисципліна. Поради та рекомендації для батьків від Б. Спока

«Необхідно послідовно прищеплювати дитині певні правила, при цьому не принижуючи його, але і не підлещуючись перед ним», — говорив Б. Спок.

Серйозна роль в методиці Б. Спока відводиться дисципліни. Хоча слово «дисципліна» у багатьох асоціюється з жорсткою структурою, правилами і покараннями, насправді воно походить від латинського слова, що означає «навчання». І щоб це «навчання» було результативним, пропонуємо вам кілька правил, які допоможуть налагодити і підтримати в сім'ї безконфліктну дисципліну.

Правило перше. «У будь-якому віці — будь малюкові рік чи дванадцять, дитина повинна знати, що є певні межі допустимої поведінки, які повинні бути раз і назавжди встановлені дорослими. Увага і повага до дитини не означають вседозволеності» (Б. Спок).

В житті кожної дитини обов'язково повинні бути правила (обмеження, вимоги, заборони). Цього особливо необхідно дотримуватися тим батькам, які прагнуть у період раннього дитинства (від 1 до 3 років) як можна менше засмучувати дітей, уникаючи з ними конфліктів, і тому в їх лексиконі не існує настійної «ні» для дитини.

Правило друге. Правил (обмежень, вимог і заборон) не повинно бути занадто багато, і вони повинні бути гнучкими.

Це правило застерігає від іншої крайності виховання в дусі «тримання в їжакових рукавицях» (авторитарного стилю спілкування). Якщо дитину постійно смикати: «цього не можна, і цього теж…

», то незабаром він перетвориться в залякане істота з паралізованою волею. А якщо йому буде дозволено абсолютно все, то він перетвориться на маленьке чудовисько.

Тому в процесі виховання дисципліни вибирайте золоту середину між готовністю розуміти і бути твердим, гнучкістю і непохитністю.

Правило третє. Батьківські вимоги не повинні вступати в явне протиріччя з найважливішими потребами дитини.

Нерідко батькам докучає «надмірна» активність дітей: чому їм треба неодмінно бігати, стрибати, шуміти, лазити по деревах, ходити по калюжах, влазити в саму бруд, кидати каміння, малювати на стінах і т. д. Але ж це і багато іншого — прояв природної і дуже важливою для розвитку дітей потреби в русі, пізнанні і вправі. Забороняти подібні дії — все одно що намагатися перегородити повноводну річку.

Правило четверте. Правила (обмеження, вимоги і заборони) повинні бути узгоджені дорослими між собою.

Чи знайома вам ситуація, коли мама говорить одне, тато — інше, а бабуся — третє? У такому випадку дитині неможливо освоїти правила, звикнути до дисципліни. Він лише звикає домагатися свого, розколюючи ряди дорослих. До речі, стосунки між дорослими членами сім'ї від цього краще не стають…

Правило п'яте. «Суворість не повинна перетворюватися в грубість, а м'якість — виходити з безпринципності. Враховуйте вік і індивідуальність вашої дитини.

Коли ви виховуєте дисциплінованість у вашої дитини, ви розвиваєте в ньому звичку вміння володіти його почуттями і вчинками, одним словом, ви розвиваєте в ньому самовладання.

Ви допомагаєте розвивати соціально прийнятне поведінка у вашій дитині» (Б. Спок).

Тон, яким повідомляється вимога або заборона, повинен бути скоріше дружньо-роз'яснювальним, ніж владним.

Завдяки дисципліні, ваша дитина навчиться контролювати свої емоції та керувати своїми реакціями. Ви також навчіть його, як треба ставитися до оточуючих.

Важливо, щоб все те, що ви вселяли йому про дисципліну, глибоко засіло в ньому і загартувало його характер, якщо раптом з якихось причин ви не опинитеся з ним поруч в якийсь момент.

І майте на увазі, що у вас завжди буде можливість знаходитися поряд з дитиною, щоб спостерігати за ним, і що він не завжди буде маленьким і беззахисним.

Кращий спосіб допомогти вашій дитині розвинути самоконтроль полягає в тому, щоб з дитячого віку виховувати в ньому дисциплінованість.

Тепер питання до вас, батьків.

А хіба ви, дорослі, досконалі? Хіба ви в своєму дорослому житті зовсім не допускаєте помилок? Хіба ви завжди були дисципліновані, правдиві, нічого не били, не ламали і не проливали, робили все вчасно і ніколи не відкладали на завтра те, що можна зробити сьогодні? Чому ж від своїх дітей, плоті й крові вашої, ви вимагаєте неможливого — бути ідеальним дитиною? Виховуючи дисциплінарні навички у свого малюка, пам'ятайте про це і йдіть шляхом безконфліктної дисципліни.

Источник: http://ped-kopilka.com.ua/roditeljam/kak-priuchit-rebenka-k-discipline-beskonfliktnaja-disciplina-podskazki-i-rekomendaci-dlja-roditelei-ot-b-spoka.html

Как приучить ребенка к дисциплине: 7 типичных ошибок всех мам

Когда ребенок начинает себя плохо вести, мамы порой доходят до абсурда, пытаясь исправить его поведение. Как же научить ребенка дисциплине правильно?

МЫ СЛИШКОМ ОТРИЦАТЕЛЬНЫ

Ошибка: «Не бей сестру», «Не кушай конфеты», «Не ходи босиком» — количество запретов, которые родители говорят своему ребенку, может быть бесконечным. Но результативным ли?

Решение: Родители так часто говорят «нет» своим детям, что те со временем просто стают «безразличными» к этому слову. При этом, что-то запрещая своим детям, родители зачастую не дают никаких установок взамен.

Но в процессе воспитания, важно регулярно рассказывать детям, как вы хотели бы, чтобы они себя вели. Например, вместо фразы «Не стой в ванной!» скажите «Садись в ванную, потому что она скользкая, ты можешь упасть».

Затем, когда вы заметите, что ребенок послушно сел и плещется в ванной, обязательно похвалите его: «Мне нравится, как ты сидишь, умничка». Это нужно, чтобы закрепить установку на поведение.

Читай также: Как приучить ребенка к дисциплине: советы родителям

МЫ ЧРЕЗМЕРНО ТРЕБОВАТЕЛЬНЫ

Ошибка: Представьте ситуацию, когда мама сидит в церкви, а малыш начинает кричать во время службы.  Мама начинает требовать от него успокоиться, выпучивает глаза и дергает за руку. Но ничего не помогает. Почему?

Решение: Очень маленькие дети еще не осознают правил и систему поведения в разных общественных местах.

Ведь, например, в магазинах, где много людей, ему часто разрешают дурачиться, то почему же нельзя этого делать в церкви? Родители часто предполагают, что их дети знают больше, чем это есть на самом деле. А ребенок  все равно будет оставаться ребенком.

И если он нарушает какое-то правило – не всегда делает на зло, вероятно, просто не знает, как себя по-другому вести в этой ситуации.  Спокойно объясните малышу: «Я веду себя тихо, потому что нахожусь в церкви, но, если мне нужно что-то спросить, я говорю это шепотом».

Обратите внимание ребенка на то, как ведут себя в церкви другие люди. У него должен быть реальный пример. Если делать так постоянно в разных ситуациях, то ребенок со временем поймет,  как и где себя нужно вести.

МЫ САМИ ДАЕМ ПЛОХОЙ ПРИМЕР

Ошибка: Когда  человек в плохом настроении, что-то не получилось, как хотелось, кто-то обидел или разозлил – эмоции выливаются криком. При этом мы можем вслух оскорблять своего недруга или обидчика, а затем еще выплескивать злость и на ребенка. Тогда не стоит удивляться, если он начнет вести себя также. Ведь вы – пример для него.

Решение:  Помните про эффект бумеранга — как вы, так и к вам. Если мы кричим, то наши дети, вероятно, очень скоро будут общаться и выражать свои эмоции также.

Поэтому если вы в какой-то ситуации не сдержали своих эмоций, крикнули на ребенка – обязательно извинитесь перед ним. Это покажет, что вы сожалеете и несете ответственность за свои действия.

И, конечно, старайтесь контролировать свои эмоции, хотя, порой, это бывает очень сложно.

Источник: depositphotos

МЫ ЧАСТО ВМЕШИВАЕМСЯ

Ошибка: Вы слышите, как дети гоняются друг за другом по всему дому и сразу же начинаете на них кричать, потому что это вас раздражает.

Решение: Часто родители чувствуют необходимость вмешиваться каждый раз, как только дети начинают что-то делать. Но имейте ввиду, что дети растут, развиваются и – изучают новые навыки.

Если безопасность не проблема, не спешите вмешиваться в занятие своего ребенка — посмотрите, что случится, если вы просто будете продолжать заниматься своими делами, как будто ничего не происходит.

Скорее всего – ребенок сам прекратит свое занятие.

Читай также: Воспитание двух детей: как уделить внимание всем

МЫ МНОГО ГОВОРИМ, НО НЕ ВСЕГДА ПРАВИЛЬНО

Ошибка: «Выключи телевизор … В этот раз я серьезно!». Ребенок продолжает вести себя плохо, когда ваше указание кажется ему расплывчатым.

Решение:  Доктор философии Роберт Макензи утверждает, что если вы хотите научить ребенка соблюдать определенные правила, определите для него четкие просьбы.

 Например,  вы хотите, чтобы ваш ребенок встал с дивана и сделал домашнее задание — начните с вежливого обращения: «Пожалуйста, выключи телевизор и иди делать свою работу».

Если ребенок послушался – поблагодарите его, если нет – дайте еще одно указание: «Я выключаю телевизор. Пока не сделаешь свою работу, твой телевизионный досуг будут приостановлен».

Читай также: Бабушкины советы: 8 актуальных рекомендаций

МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ ТАЙМ-АУТ НЕЭФФЕКТИВНО

Ошибка: После того, как 3-летний малыш стукнул брата, родители отправляют его в свою комнату. Тот еще в большей ярости начинает стучать головой об пол.

Решение: В первую очередь, ребенка нужно не наказать, а дать ему тайм-аут и возможность успокоиться. Некоторые дети хорошо реагируют на указание уйти в комнату, но другие рассматривают это,  как отказ, и это очень их раздражает. Кроме всего, так вы не учите детей, как себя правильно вести.

Тайм-аут должен быть совместный — если малыш очень расстроен, посидите вместе с ним, держите его руку, чтобы он успокоился. А после этого спокойно объясните, почему его поведение не было хорошим. Если же вы в этот момент слишком эмоциональны – сделайте тайм-аут и себе. Как только вы расслабитесь, обсудить ситуацию и скажите ребенку, как поступать по-другому.

Источник: depositphotos

МЫ ДУМАЕМ, ЧТО КО ВСЕМ ДЕТЯМ ОДИНАКОВЫЙ ПОДХОД  

Ошибка: Лучший способ справиться с нытьем сына – наклониться к нему, посмотреть в глаза и объяснить, как себя правильно вести. Но дочь более эмоциональная  и отказывается слушать – с ней таким образом договориться не получается.

Решение: Разработайте индивидуальную схему подхода к каждому ребенку. Вы как никто другой хорошо знаете все их нюансы характера, предпочтения и факторы поведения.

Читай также: Родительские ошибки. Подружимся?

Читай также: Современные дети: как воспитывать?

Читай также: Как характер мамы влияет на ребенка?

Источник: http://www.uaua.info/ot-3-do-6/psihologiya-i-vospitanie-ot-3-do-6/article-40535-kak-priuchit-rebenka-k-distsipline-7-tipichnyh-oshibok-vseh-mam/

Дисциплина в семье – как стать примером и научить дисциплинированности детей?

Дисциплинированный ребенок и пример семьи – как научить детей дисциплине?

Каждый родитель знает, что дисциплинировать чадо крайне сложно и нервозатратно. Это целая наука, постичь которую удается, увы, не всем. И самая большая родительская ошибка — спутать дисциплину и наказание. Как дисциплинировать детей правильно и с чего начинать?

Содержание статьи:

Какой он, дисциплинированный — и недисциплинированный — ребенок?

Признаки недисциплинированности внешне схожи с детской капризностью и «протестом»:

  • Непослушание.
  • Отказ принимать те нормы поведения, что приняты в семье и обществе.
  • Конфликтные отношения в школе с учителями и одноклассниками.
  • Лень, развязность, излишнее упрямство, грубость.
  • Отсутствие интереса к труду и учебе, отсутствие каких-либо интересов при наличии негативных проявлений недисциплинированности.
  • Высокая отвлекаемость и интеллектуальная пассивность.
  • И др.

В чем отличие? Капризность — явление проходящее.

Оно случилось, под воздействием определенных факторов прошло и забылось. Иногда — до следующего всплеска.

Недисциплинированность же — «величина» постоянная. Отличается она и от неусидчивости, которая не несет негатива и, скорее, отражает гиперактивность ребенка.

В чем кроются причины недисциплинированности?

  • Слишком любознательный и любопытный ребенок. Свойственно поведение деткам 1,5-2-х лет. Слишком много вокруг интересного, слишком много событий и эмоций для ребенка — для дисциплины просто не остается «места». Не до нее.
  • Проверка родителей на прочность. Дети часто нащупывают слабые места у своих пап и мам, чтобы воздействовать на них более эффективно. Это как раз один из методов.
  • Ребенку не хватает внимания папы с мамой. Это тоже вполне естественная причина. При недостатке внимания чадо будет добиваться его любыми способами.
  • Отсутствие мотивации. Ребенку всегда нужна мотивация. Если нет понимания «зачем это нужно», не будет и действий. Каждая просьба родителей должна быть осмысленной и объясненной. Например, не «убери игрушки немедленно», а «чем быстрей ты соберешь игрушки, тем быстрее мама к тебе придет с новой сказкой на ночь».
  • Количество ваших запретов для ребенка уже зашкаливает. Задумайтесь, не слишком ли много вы требуете от своего чада? Если жизнь превращается в постоянное «не тронь, не ходи, положи на место, помолчи», то даже самый покладистый ребенок запротестует.
  • Ваши требования расходятся с вашим поведением. «Не мусори!», кричит мама и бросает фантик мимо урны. «Врать — плохо!», говорит папа, постоянно (пусть и вынужденно) обманывающий сына. Будьте примером для чада, и такая проблема «отвалится» сама за ненадобностью.
  • Ребенок вам не доверяет. То есть, все его усилия по завоеванию вашего доверия напрасны и не приносят результата (мама продолжает ругаться, беспричинные придирки входят в привычку и пр.). С момента, как ребенок осознает тщетность своих попыток, он теряет к ним доверие и начинает именно их (а не себя) считать виноватыми.

Надо ли добиваться, чтобы ребенок слушался вас с полуслова?

Дисциплинированность — это понятие, включающее в себя ответственность, личную организованность и устоявшуюся привычку подчиняться и общественным законам, и собственным целям.

Но не пытайтесь добиться результата, при котором ребенок будет беспрекословно подчиняться вам, как солдат в армии.

У ребенка должно быть свое собственное мнение, и противоречия с родителями будут всегда (это норма).

Другой вопрос — как вы выходите из таких ситуаций, насколько доверительные ваши отношения с чадом, и кого именно вы хотите воспитать — самостоятельного человека, способного анализировать и принимать решения, или слабого и нерешительного ребенка, которого любая ситуация может поставить в тупик.

Дисциплина в семье, как хорошая семейная традиция

Повседневность — явление, которое по отношению к семье весьма беспощадно. Она заставляет жить на бегу, что конечно отражается на отношениях с детьми. Они просто не понимают — зачем постоянно куда-то спешить, и почему у родителей нет времени на них. Дисциплина в семье вносит определенное ощущение стабильности и существенно упорядочивает жизнь.

Что имеется в виду под дисциплиной в свете семейных традиций?

  • Уважение к старшим, которое основано на благодарности.
  • Традиция посещать на праздники бабушек и дедушек.
  • Совместная уборка в квартире по пятницам.
  • Подготовка к новому году всей семьей.
  • Распределение обязанностей по дому.
  • Выполнение всех нужных дел сразу, не откладывая их на период отдыха.
  • Определенный режим дня.
  • И пр.

При отсутствии семейной дисциплины ребенок дезориентируется в самых важных вопросах — когда лечь спать, где можно гулять, как общаться со старшими и др.

Если родители слишком заняты, то вспомнив о своих обязанностях и наткнувшись на каприз/протест ребенка, просто отмахиваются и пускают все на самотек. Так разрушается основа семейной дисциплины, восстановление которой, как правило — долгий и сложный процесс.

Дисциплина должна быть столь же естественной, как привычка — чистить зубы с утра. И, конечно же, не без личного примера папы и мамы.

  • Развиваем и пестуем тягу к порядку. Не забываем подкреплять ее своим примером, улыбкой и своевременной похвалой. Приучаем ребенка любить стабильность — посуду на кухне, одежду в шкафу, игрушки в ящиках и пр.
  • Приучаем к режиму дня. В 8-9 вечера — спать. Перед сном — приятные процедуры: купание, мамина сказка, молоко с печеньем и пр.
  • Правила поведения в семье: игрушки на местах, мытье рук перед едой, послушание (просьба мамы и папы обязательна к выполнению), ужин исключительно в кухне (не на диване), после ужина — «спасибо» маме, и пр.
  • Правила поведения вне семьи: уступить место старикам в транспорте, подать руку сестре, выходящей из машины, придержать дверь, когда за тобой кто-то выходит следом, и др.

Упорядоченная жизнь становится основой мыслительной работы, поступков и поведения вашего чада в будущем. Дисциплина снижает вероятность стресса и депрессии, облегчает адаптацию при смене обстановки, дает уверенность в себе.

Как приучить ребенка к дисциплине – инструкция для родителей

Независимо от того, сколько «стукнуло» вашему ребенку, важно придерживаться определенных правил в семье, которые помогут дисциплинировать ваше чадо и упорядочить его жизнь:

  • Дисциплина не предполагает физических наказаний. Цель вашего воспитания — формирование определенного поведения не на 5 минут, а на длительный период. Поэтому ваша задача — стимулировать интерес ребенка к «сотрудничеству», а не запугивать его.
  • Логика и последовательность. Прежде чем совершить какое-либо действие или что-либо потребовать, убедитесь, что ваши действия логичны и соответствуют ситуации. Ребенок отказывается обедать? Не торопитесь заставлять, ругаться и требовать. Возможно, вы сами перебили ему аппетит фруктами/мороженым/печеньками, или у ребенка болит животик. Никак не уложить спать? Отмените вечерние сеансы возле ТВ. Но не забудьте поощрить с утра чадо его любимым завтраком.
  • Четкость выражения своих мыслей и мотивация. Ребенок должен понимать, чем может закончиться определенная ситуация, почему конкретно введен запрет, для чего мама просит ставить сапоги в тумбочку и почему нужно наводить порядок.
  • Не теряйте контроль. Будьте тверды в воспитании, но никогда не срывайтесь на крик или физическое наказание. Наказание всегда — признак слабости родителей. Чувствуете раздражение? Возьмите тайм-аут, отвлекитесь, займитесь чем-то, что восстановит равновесие.
  • Не забывайте хвалить чадо за хорошее поведение. Он должен чувствовать, что старается не напрасно. Только не путайте взятку и награду! Награду дает после, а взятку — до.
  • Оставьте ребенку право выбора. Пусть даже этот выбор будет между «накрыть на стол или убраться в комнате», но он должен быть.
  • Превращайте дисциплину в игру, а не в службу. Чем больше положительных эмоций, тем сильнее эффект, тем быстрее закрепляется «материал». Например, игрушки можно собирать «на скорость», за порядок в комнате и пятерки в школе вешать награды на личную доску достижений, а за съеденный здоровый обед награждать сладостью.
  • Будьте на пару шагов впереди ребенка. Вы прекрасно знаете, что в магазине он начнет просить новую игрушку, а в гостях — остаться еще на часик. Будьте к этому готовы. На каждый вариант непослушания у вас уже должно быть решение.

Чего нельзя делать, приучая ребенка к дисциплинированности – ошибки, которых нельзя допускать!

Помните самое важное: дисциплина — не главная цель! Она является только лишь необходимым условием для личностного развития и формирования сознания.

Также она нужна для воспитания в ребенке самоорганизации и достижения собственных целей общекультурными и исторически выверенными способами.

Поэтому, воспитывая дисциплинированность в чаде, учитывайте, что нельзя…

  • Постоянно давить на ребенка запретами. Запреты воспитывают запуганного человечка с парализованной волей, а вседозволенность — эгоиста. Ищите золотую середину.
  • Хвалить чадо по пустякам. Если ваши награды будут раздаваться за каждую мелочь, то они потеряют свою ценность и эффективность.
  • Сосредотачиваться на негативе. Лучше сказать — «а давай разложим твои игрушки вместе по коробочкам», чем «ну и зачем ты все свалил в одну кучу?».
  • Наказывать физически. Сразу откажитесь от таких методов, как «в угол», «ремня по попе», и пр.
  • Предлагать выбор в тех ситуациях, где его быть не должно. Вы можете предложить выбор между «почитать» и «порисовать» перед сном. Или скушать на обед «рыбную котлету или курицу». Или «идем в парк или на спортплощадку?». Но не спрашивайте, хочет ли он принять ванну перед сном или помыть руки после улицы — это обязательные правила, для которых выбор не предполагается.
  • Сдаваться, если чадо капризничает или бьется в истерике. Это способ добиться своего — игнорируйте такие методы. Берите тайм-ауты, ждите, пока успокоится, и снова настаивайте на своем.
  • Повторять просьбу. Команда, указание, просьба — даются лишь раз. Ребенок должен знать, что при невыполнении просьбы последуют определенные действия.
  • Делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.
  • Пугать ребенка его проступками и ошибками. Все ошибаются, но это не повод — внушать ребенку, что он — растяпа, тряпка и ни на что не годен.
  • Запугивать ребенка, требуя объяснений чего-либо. Испуганный ребенок просто побоится сказать правду. Хотите честности — создайте соответствующие условия (доверие и ваша безграничная любовь).

Ну и, конечно, будьте последовательны и непреклонны в своих требованиях и запретах. Если существует запрет, то он не должен нарушаться. Даже, если ну очень хочется, устал, некогда и пр.

Правила есть правила.

Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами. Нам очень важно знать Ваше мнение!

Источник: http://www.colady.ru/disciplinirovannyj-rebenok-i-primer-semi-kak-nauchit-detej-discipline.html

Семинар-практикум для родителей: «Пути к бесконфликтной дисциплине»

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что вы отложили свои дела и пришли на сегодняшний семинар-практикум! Думаю, тема занятия для нас, для родителей, достаточно актуальна, ведь мы практически каждый день сталкиваемся с такой проблемой, как дисциплинировать ребенка, затратив минимум нервов.

Причем как нервов ребенка, так и родителей. Для начала давайте определимся, для чего вообще мы приучаем ребенка к дисциплине. •  Во-первых, для того, чтобы приучить его к понятиям «хорошо» и «плохо».

Проедет еще много времени, пока ваш ребенок полностью их усвоит, но вы уже сейчас должны его учить отличать хорошее от плохого как  личным примером, так и наставлениями. •  Во-вторых, надо зародить в ребенке чувство самоконтроля. Пока ребенок не научится себя контролировать, он не сможет нормально существовать в обществе.

•  В-третьих, необходимо научить его уважать права и чувства остальных и превратить вашего эгоцентричного от природы малыша в чуткого и заботливого человека.

•  И, наконец, это нужно, чтобы защитить вашего ребенка, ваш дом и ваше психическое здоровье.

Цели и задачи мы для себя определили. Теперь мы подробнее рассмотрим приемы и способы воздействия на детей и постараемся найти «пути к бесконфликтной дисциплине ребенка». Думаю, что о такой дисциплине мечтает каждый родитель. С чего же нам следует начать? Слайд 2.Правило первое. В жизни каждого ребенка обязательно должны быть правила (ограничения, требования, запреты).

Это правило особенно необходимо внедрить в репертуар общения с ребенком тем родителям, которые стремятся в период раннего детства (от одного до трех лет) как можно меньше огорчать детей, избегая с ними конфликтов. И потому в их лексиконе не существует настоятельного «нет» для ребенка.

В наше время достаточно популярной становится японская система воспитания детей, а она предписывает — ни в чем не ограничивать ребенка до трех лет.

Хотела бы я видеть хоть одного такого ребенка, которому до трех лет было бы позволено делать все, что хочешь, а с момента исполнения роковой цифры — три, — чтоб он безропотно стал выполнять «на полную катушку» все предъявляемые к нему требования. И главное, на том лишь основании, что вчера он стал большим.

И, если уж мы затронули японскую систему воспитания, то стоит заметить, что она направлена не на то, чтобы ребенок до трех лет ни в чем не знал ограничений, а на то, чтобы он не плакал от огорчений.

Улавливаете разницу между тем, чтобы «все позволять» и тем, чтобы «не допускать, чтобы плакал»?Почему-то многие наши молодые родители положение «не допускать, чтобы ребенок плакал» интерпретировали, как «снять все ограничения». А из последнего вытекает вседозволенность, которая ни к чему хорошему не приводит.

При этом одни родители ссылаются на врача-невропатолога, мол, доктор сказал не нервировать.

Другие — на то, что любые ограничения снижают творческий потенциал ребенка и препятствуют свободному развитию… А японские родители, между прочим, не от требований освобождают своих детей, а изыскивают различные способы, чтобы ребенок принял предъявляемые ему правила (ограничения, требования, запреты) спокойно и без слез.

Я думаю, что каждый из вас может теперь по достоинству оценить сложность этой проблемы: чтоб и «нет» понимал, и не плакал, не рыдал… Во всяком случае голову над этим поломать надо изрядно.

Но зато именно поэтому ребенок к трем годам настолько прочно усваивает все предъявляемые к нему требования, что это позволяет родителям безболезненно перейти на отношение к нему, как ко взрослому (тоже, конечно, с поправками). Кроме того, это позволяет установить нерушимую эмоциональную связь между детьми и родителями.

А уж какое почтение и уважение оказывают в Японии дети родителям и старшим — все знают! Слайд 3 Правило третье Правил  (ограничений, требований и запретов) не должно быть слишком много и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности воспитания — в духе «держания в ежовых рукавицах» (авторитарного стиля общения).

Если ребенка постоянно дергать: «этого нельзя, и этого тоже…», то вскоре он превратится в запуганное существо с парализованной волей. А если ему будет позволено абсолютно все, то он превратится в маленького хулигана. Поэтому в процессе воспитания дисциплины выбирайте золотую середину между готовностью понимать — и быть твердым, гибкостью — и непреклонностью.

Несколько слов касательно гибкости. Время от времени пересматривайте своиограничения. Возможно ребенок их уже перерос? И, наконец, бывают особые обстоятельства. Например, ребенок знает, что он должен спать в своей кроватке, но если ему приснился страшный сон и он напуган, вы можете взять его в свою кровать, пока он не успокоится.

Слайд 4 правило четвертое Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Нередко родителям досаждает «чрезмерная» активность детей: почему им надо непременно бегать, прыгать, шуметь, лазать по деревьям, ходить по лужам, влезать в самую грязь, бросать камни, рисовать на стенах и т. д.

Но ведь это и многое другое — проявление естественной и очень важной для развития детей потребности в движении, познании и упражнении. Запрещать подобные действия — все равно что пытаться перегородить полноводную реку. Исследовать лужи можно, но только в высоких сапогах. Играть в мяч можно, но не в помещении, а подальше от окон и проезжей части дороги.

Бросать камни в цель можно, если позаботиться, чтобы никто при этом не пострадал. Даже рисовать на стенах фломастерами или красками можно, если они кафельные (ведь смывается элементарно, а шедевры можно запечатлеть на фотопленку!). А некоторые родители выделяют ребенку отдельный уголок на стене, где они время от времени пришпиливают новый лист бумаги (или кусок простеньких обоев).

Стадия рисования на стенах быстро проходит, но удовлетворить ее он должен (коль уж возникло именно это желание), иначе потом будет писать на стенах домов или в подъезде. Итак, не торопитесь сказать ребенку: «Нельзя!» Лучше организуйте для него подходящую обстановку и разрешите действовать свободно.

Слайд 5 правило пятое Правила (ограничения, требования и запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой. Знакомо ли вам, когда мама говорит одно, папа другое, а бабушка третье? В такой ситуации ребенку невозможно освоить правила, привыкнуть к дисциплине. Он лишь привыкает добиваться своего, раскалывая ряды взрослых. Кстати, отношения между взрослыми членами семьи от этого лучше не становятся… Не менее важна последовательность в соблюдении правил. Если ваш ребенок обычно ложится спать в девять часов вечера, а потом по той или иной причине вы ему два дня подряд разрешали ложиться в десять, то и на третий день вам трудно будет уложить его вовремя. Он резонно возразит, что вчера и позавчера вы ему разрешали. Стоит помнить, что дети постоянно испытывают наши требования на прочность и принимают только то, что не поддается расшатыванию. В противном же случае приучаются настаивать, ныть, вымогать. Слайд 6 правило шестое Тон, которым сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным. Вы относитесь к категории людей, которые с удовольствием выполняют чьи-либо приказы? Сомневаюсь, что кто-то ответит «Да!» В таком случае, наверное, не стоит удивляться тому, что и дети не любят выполнять то, что произносится властным или сердитым, угрожающим тоном. Я хочу вас заверить, что при соблюдении этого правила число непослушаний вашего шалуна сократится во много раз. И тем не менее, от недоразумений никто не застрахован, и может настать момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение. Слайд 7 правило седьмое

Замените слова взрослых внешними средствами. Это могут быть картинки для напоминания, схемы, список дел, записки. Ребенок может пользоваться ими самостоятельно. Например, рассмотрим такую ситуацию.

Мама двух дошкольников (четырех и пяти с половиной лет), узнав о пользе внешнего средства, решила этот способ испробовать. Вместе с детьми она составила список обязательных утренних дел в картинках. Картинки были повешены в комнате детей, в ванне, в кухне.

Изменения в поведении детей превзошли все ожидания. До этого утро проходило в постоянных напоминаниях мамы: «Поправьте постели», «Идите умываться», «Пора за стол», «Уберите за собой посуду»… Теперь же дети наперегонки старались выполнить каждый пункт списка.

Такая «игра» продолжалась месяца два, после чего Дети сами стали рисовать картинки для других дел.

Слайд 8 правило восьмое
Коррекция поведения и вознаграждение действуют лучше, чем наказание. Вопрос о физических наказаниях обычно вызывает бурные споры. А между тем физические наказания оскорбляют и озлобляют, запугивают и унижают детей. Позитивного результата от них меньше, чем негативного.

А значит, и воспитательный эффект под большим вопросом. Тем более, что ни телевизору, ни шкафу, ни шторам это уже не поможет. И кроме того, ребенок обычно и сам очень напуган тем, что натворил.

По сути он наказан уже самой ситуацией, и вместо того, чтобы бить, его надо сначала успокоить, а затем обсудить случившееся.

Другой продуктивный подход, который учит тому, что каждое действие имеет свои последствия, — привлекать «преступника» к исправлению результатов его «преступления»: вытирать пролитое молоко, собирать разбросанные кухонные полотенца, подавать вам разбросанные книги, чтобы вернуть их на полку.

Слайд 9 правило девятое Не ждите мгновенных результатов. В каждой семье существую свои правила, но для полного успеха родителям необходимо запастись единым мощным оружием – это терпением и любовью к своему малышу.

Вы можете подумать о том, что со стороны рассуждать легко, как все это воплотить в жизнь. Предлагаю  перейти к практической части нашего семинара, где мы попробуем применить некоторые рекомендации в конкретных ситуациях. Нужно разделиться на три команды.

Один представитель от команды наугад вытягивает конверт с заданием. Задание содержит конкретную проблемную ситуацию. В течение 5 минут вам нужно проанализировать ситуацию и предложить один или несколько вариантов решения.

Вам в помощь будет предложена «Памятка для родителей» Ситуация Папа и пятилетняя Вера идут по весенней улице. Тает снег, на тротуаре лужи. Вера проявляет повышенный интерес к лужам и сугробам. Папа: «Вера, если ты будешь наступать в воду, ты промочишь ноги.

Если ты промочишь ноги, твой организм охладится. Если он охладится, ты можешь легко подхватить инфекцию. Ты должна знать, что весной в городе всюду много микробов». Вера (наступая в очередную лужу): «Пап, а почему у дяденьки, который прошел, такой красный нос?»

Как бы Вы поступили в данной ситуации? Поясните свой ответ.

Ситуация

МАМА: Вова, одевайся скорее (команда), в садик опаздываем! ВОВА: Я не могу, помоги мне. МАМА: Не выдумывай! (Приказ.) Сколько раз уже одевался сам! ВОВА: Рубашка противная, не хочу ее. МАМА: Новые фокусы! Сейчас же одевайся! (Снова приказ.) ВОВА: А у меня не застегивается. МАМА: Не застегивается — так и пойдешь, все ребята увидят, какой ты неряха.

ВОВА: (плачущим голосом): Ты плохая…

А разговор мог бы развиваться совсем по-другому. Предложите Ваш вариант.

Ситуация Андрею уже шесть лет. По справедливому требованию родителей, он должен сам одеваться, когда идет гулять. На улице зима, и нужно надеть на себя много разных вещей.

Мальчик же «буксует»: то наденет только носки и сядет в прострации, не зная, что делать дальше; то, надев шубу и шапку, готовится выйти на улицу в домашних тапочках.

Родители приписывают все лености и невнимательности ребенка, упрекают, понукают его. В общем, конфликты продолжаются изо дня в день.

Какое решение конфликта предложили бы Вы?

Источник: http://www.inksystem-az.com/seminar-praktikum-dlya-roditelej-puti-k-beskonfliktnoj-discipline/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector