Классный час «этические нормы культуры поведения», 3-4 класс

Классный час «Этические нормы культуры поведения», 3-4 класс

1. /Кл. час Культура поведения.docx Классный час «Культура поведения» Цели

Классный час «Культура поведения»

Цели:

  1. Научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.
  2. Развитие основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
  3. Развивать речь.
  4. Учить детей вежливому обращению друг с другом, с учителями.

Задачи урока:

  1. Привитие интереса к чтению, литературе.
  2. Развивать познавательную активность, актерские способности.
  3. Способствовать развитию речи учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Вступление. Пригласительный билет.
  2. Море вежливых.
  3. Аллея приветствий.
  4. Дворец извинений.
  5. Море поэтическое.
  6. Остров радости.
  7. Поляна земляничная.

Учитель: Много интересного ждет вас сегодня на классном часе. Сегодня мы отправимся в город “Добро-вежливо”. Мы поплывем туда на теплоходе, но чтобы попасть на теплоход мы должны назвать вежливые слова. Это будет вашим билетом.

Дети: называют вежливые слова и садятся. (здравствуйте, простите, до свидания,пожалуйста, добро пожаловать, извините, спасибо,всего доброго…)

Учитель: Вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Первое море, которое мы должны переплыть – “Море вежливых”. Стихотворение “Ежели вы вежливы” С. Я. Маршак.

Ежели вы вежливы И к совести не глухи Вы место без потеста Уступите старухе. И ежели вы вежливы, То, сидя на уроке, Не будете с товарищем Трещать, как две сороки И ежели вы вежливы То в разговоре с тетей И с дедушкой, и с бабушкой Вы их не перебьёте. И ежели вы вежливы Тому, кто послабее,Вы будете защитникомПред сильным не робея. Ежели вы вежливы. В душе, а не для видуВ троллейбус вы поможетеВзобраться инвалиду. И ежели вы вежливыПоможете вы мамеИ помощь ей предложитеБез просьбы – то есть сами И ежели вы вежливыТо всех благодаритеИ мячика у маленьких Без спросу не берите!

“Аллея приветствий”. Учитель. Наш теплоход подплыл к берегу. (Аутогенная зарядка) — “ Аллея приветствий ” Мы выходим на берег, под ногами горячий песок, идем по песку, выходим (УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ СТИХ.) Что такое здравствуй? – лучшее из словПотому что здравствуй – значит будь здоровПравило запомни. Знаешь – повтори. Старшим это слово первым говори. Вечером расстались, встретились с утраЗначит слово здравствуй – говорить пора. Ученики читают стихотворение “Невежливая вежливость” И. Кульская Обещал отцу Петрусь…. Я за вежливость возьмусь. Буду всех благодарить,Первым здравствуй говорить! Вот мальчишка со стараньем Выполняет обещаньеВидит – утром у сторожки Дремлет сторож на порожке. На посту он ночь не спал, Только-только задремал. А Петрусь как заорет: — С добрым утром дед Федот!Дед ругнул его спросонок: — Убирайся, пострелёнок!Вот Петрусь догнал Яринку, Да как дернет за косынку;- Ты куда, Ярина, стой,Я здороваюсь с тобой! –Та отпрянула в сторонку…. Как невежлива девчонка! Нес вожатый горку книг,А Петро с ограды – прыг!Чуть не сел ему на плечи:Извините, добрый вечер!- Ты, – вожатый закричал, -И невежа и нахал!Петя очень удивлен:Разве был невежлив он?!

Вопросы:

  1. Какие вежливые слова произносил Петрусь?
  2. Можно ли мальчика назвать вежливым? Почему?
  3. Что бы вы ему посоветовали?

Стих “Добрые слова” О. Дриз (читает ученик). Добрые слова не леньПовторять мне трижды в день. Только выйду за ворота,Всем идущим на работу,Кузнецу, ткачу, врачу,С добрым утром!- я кричу. Добрый день! –кричу я вследВсем идущим на обед!“Добрый вечер!” — так встречаюВсех, домой спешащих к чаю.

Учитель: Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других. Она не требует наград, если сделал добро – забудь, а если получил от других, то помни.

Мы продолжаем наше путешествие по “Дворцу извинений” Стих. Юсупова “Простите!” (читает ученица)

Папа разбил Драгоценную вазу Бабушка с мамой Нахмурились сразу. Но папа нашелся:Взглянул им в глазаИ робко и тихо“Простите” сказал.
И мама молчит, Улыбается даже. — Мы купим другую, Есть лучше в продаже… “Простите!” -Казалось бы,Что в нем такого?А вот ведь какоеЧудесное слово!

Вопрос учителя.

Какие еще знаете извинения? Какими словами вы попросите прощения?

Игра “Вежливо-невежливо”.

Правила. Если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши, если читаю о невежливым поступке – сидите тихо, не хлопаете .

Учитель:

  1. Поздороваться при встрече
  2. Толкнуть и не извиниться
  3. Свистеть. кричать, шуметь в школе.
  4. Уступить место старшим.
  5. Не вставать на обращение учителя.
  6. Помочь подняться по лестнице.
  7. Попрощаться уходя.

Учитель: О доброте и вежливости много пословиц, поговорок и мудрых мыслей. А какие пословицы и поговорки знаете вы. (Дети читают высказывания)

  • Старайся всякому делать добро, а не себе одному. (Сократ)
  • Когда творишь добро, сам испытываешь радостное удовлетворение и законную гордость. (Де-Монтень)
  • Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет. (Ш. Руставели)

“Море поэтическое” Задание в поэтическом море следующее: нужно прочитать строку хором и договорить пропущенное слово.

  1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого……… (спасибо)
  2. Зазеленеет старый пень, когда услышит……………. (добрый день)
  3. Когда нас старшие бранят за шалостиМы говорим …………(простите нас пожалуйста)
  4. И во Франции и в Дании всем прощаясь говорят…………(до свидания)

Учитель: Стихотворение А. Барто “Как Вовка стал взрослым”. На глазах растут ребята!Жил в стихах моих когда-тоВовка добрая душа. А теперь он взрослый малый,Лет двенадцати на вид,И читателей, пожалуй,Взрослый Вовка удивит. С добротой покончил Вовка,Он решил – ему не ловкоВ зрелом возрасте такомБыть каким-то добрякомОн краснел при этом словеСтал стесняться добротыОн, чтоб выглядеть суровей Дергал кошек за хвостыЗнайте все, что он недобрый:Злее волка, злее кобрыБерегись, не то убью! –Пригрозил он воробью. Целый час ходил с рогаткойНо расстроился потом. Закопал её украдкойВ огороде под кустом. Он теперь сидит на крышеЗатаившись, чуть дыша,Лишь бы только не услышать:Вовка добрая душа!Если добрым вырос ты,Злыднем быть не пробуй. Не стесняйся доброты,А стесняйся злобы.

Учитель: Доброе слово всегда поможет в трудную минуту, рассеет плохое настроение и превратит зло в добро.

Мы оказались на земляничной поляне.

1 ряд: каждый о себе должен сказать, чем он себе нравиться. Я себе нравлюсь, потому что я…. (в красивом платье, добрая,

2 ряд: Взявшись за руки и передавая тепло соседу пожатием руки говорит о нем теплые слова………. . (лучший математик, выразительно читает стихи, самая голубоглазая и т. д)

3 ряд: Называет добрые и вежливые слова по цепочке. Впереди мы видим станцию “Отдыхай-ка” Сценка. Составим правила добрых поступков.

  1. Здоровайся при встрече.
  2. Не груби, даже если сердит.
  3. Проявляй доброжелательность.
  4. Будь вежлив и воспитан.
  5. Не погибни во мне доброта!

Клятва Клянемся вежливыми быть. Всегда спасибо говорить. Добрый день и до свидания,Нет в мире лучше звания.Клянемся добрыми мы быть,А лень и грубость позабыть. Учится этикету, науку помнить эту.

Клянемся добрыми мы быть.

Источник: http://kzbydocs.com/docs/807/index-11709-1.html

Тема классного часа: «Воспитание нравственной культуры поведения – об этом можно говорить бесконечно» — презентация

Тема классного часа: «Воспитание нравственной культуры поведения – об этом можно говорить бесконечно» - презентация

1 Тема классного часа: «Воспитание нравственной культуры поведения – об этом можно говорить бесконечно»

2 Всякое существование – это сосуществование (Древняя мудрость) Всякое существование – это сосуществование (Древняя мудрость)

3 Ответьте на вопрос: Что главное можно определить, говоря о воспитании нравственной культуры человека? Что главное можно определить, говоря о воспитании нравственной культуры человека?

4 Нравственность Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках.

5 Нравственность это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм

6 Нравственность это неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д. это неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.

7 Оцените свои качества: отношение — к коллективу к коллективу к отдельным людям к отдельным людям к Родине к Родине к труду к труду к самому себе к самому себе

8 Самовоспитание ЛИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ

9 Нравственные нормы это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации

10 Оцените себя: Получение негативной оценки Получение негативной оценки Посещение театра, участие в экскурсии Посещение театра, участие в экскурсии Торжественное награждение победителей олимпиад; участие в интеллектуальной игре одноклассников Торжественное награждение победителей олимпиад; участие в интеллектуальной игре одноклассников Соревнования за честь школы Соревнования за честь школы Личный вклад в уборку класса, ухаживание за пришкольным участком Личный вклад в уборку класса, ухаживание за пришкольным участком

11 Нравственное воспитание включает: формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек. формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек.

Читайте также:  Как повысить успеваемость в школе?

12 Нравственное поведение личности жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно – чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения — выбор и принятие решений — волевой стимул – поступок жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно – чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения — выбор и принятие решений — волевой стимул – поступок

13 Гуманность внимательность и доброжелательность; умение понять другого человека; внимательность и доброжелательность; умение понять другого человека; способность к сочувствию, сопереживанию; способность к сочувствию, сопереживанию; терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; готовность прийти на помощь другому человеку. готовность прийти на помощь другому человеку.

14 Дисциплинированность составная часть нравственности: составная часть нравственности: способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах

15 Дисциплинированность культура речи (умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка); культура речи (умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка);

16 Дисциплинированность культура общения (формирование навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки – дома или в общественных местах, от цели общения – деловое, личное и т.д.) культура общения (формирование навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки – дома или в общественных местах, от цели общения – деловое, личное и т.д.)

17 Дисциплинированность культура внешности (формирование потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой); культура внешности (формирование потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой);

18 Дисциплинированность бытовая культура (воспитание эстетического поведения к предметам и явлениям повседневной жизни, рациональная организация своего жилища, аккуратность в ведении домашнего хозяйства и т.п.) бытовая культура (воспитание эстетического поведения к предметам и явлениям повседневной жизни, рациональная организация своего жилища, аккуратность в ведении домашнего хозяйства и т.п.)

19 Толерантность способность позитивно взаимодействовать со всеми формами различий до тех пор, пока они не унижают человеческое достоинство и не наносят вред благосостоянию других людей. Даже при наличии серьезных и глубоких различий надо вести дело так, чтобы уважать достоинство оппонентов и не навредить им. способность позитивно взаимодействовать со всеми формами различий до тех пор, пока они не унижают человеческое достоинство и не наносят вред благосостоянию других людей. Даже при наличии серьезных и глубоких различий надо вести дело так, чтобы уважать достоинство оппонентов и не навредить им.

20 Конфликты Масштабы : от выяснения отношений между отдельными людьми до крупных вооруженных столкновений и разрушительных войн. Масштабы : от выяснения отношений между отдельными людьми до крупных вооруженных столкновений и разрушительных войн.

21 Конфликты Последствия : могут привести к конструктивному разрешению сложной ситуации, а могут принести огромный, иногда непоправимый вред людям, а также материальным и природным ресурсам всей земли. Последствия : могут привести к конструктивному разрешению сложной ситуации, а могут принести огромный, иногда непоправимый вред людям, а также материальным и природным ресурсам всей земли.

22 Конфликты Разница между конструктивным и деструктивным конфликтом определяется двумя основными факторами: стремление не причинить вреда другим людям, равно как и общим ресурсам и окружающей среде, и, что еще более важно, умение вести себя в такой ситуации Разница между конструктивным и деструктивным конфликтом определяется двумя основными факторами: стремление не причинить вреда другим людям, равно как и общим ресурсам и окружающей среде, и, что еще более важно, умение вести себя в такой ситуации

23 Конфликты Нужно уметь вести диспуты, оспаривать противоречивые позиции так, чтобы выяснять различия и открывать возможности согласия. Нужно уметь вести диспуты, оспаривать противоречивые позиции так, чтобы выяснять различия и открывать возможности согласия. Необходимо обращаться к оппонентам вежливо, с уважением, чтобы не разрушить отношения с теми, кто и дальше будет жить в этом сообществе. Необходимо обращаться к оппонентам вежливо, с уважением, чтобы не разрушить отношения с теми, кто и дальше будет жить в этом сообществе.

24 Шаг 1 Что меня привело к конфликту? Что хочет человек, с которым у меня конфликт? Что меня привело к конфликту? Что хочет человек, с которым у меня конфликт?

25 Шаг 2 Из-за чего возник конфликт? Нам обоим хочется получить одно и то же? Или мы хотим, чтобы что-то разное происходило одновременно? Из-за чего возник конфликт? Нам обоим хочется получить одно и то же? Или мы хотим, чтобы что-то разное происходило одновременно?

26 Шаг 3 Могу ли я придумать решение, при котором мы оба получим то, чего хотим? Сколько таких решений я могу придумать? Сколько мы их можем придумать вместе с моим противником? Сколько таких решений нам могут подсказать одноклассники? Могу ли я придумать решение, при котором мы оба получим то, чего хотим? Сколько таких решений я могу придумать? Сколько мы их можем придумать вместе с моим противником? Сколько таких решений нам могут подсказать одноклассники?

27 Шаг 4 Какое из этих решений самое лучшее? К чему приведет каждое из предлагаемых решений? Буду ли я доволен их результатами? Будет ли доволен мой противник? Какое из этих решений самое лучшее? К чему приведет каждое из предлагаемых решений? Буду ли я доволен их результатами? Будет ли доволен мой противник?

28 Шаг 5 Какие решения наиболее приемлемы для нас обоих? С каким из них мы оба согласимся? Будем ли мы придерживаться этого решения? Какие решения наиболее приемлемы для нас обоих? С каким из них мы оба согласимся? Будем ли мы придерживаться этого решения?

29 Шаг 6 С чего нам следует начать после того, как мы примем решение, и из чего будет ясно, что мы не ошиблись? С чего нам следует начать после того, как мы примем решение, и из чего будет ясно, что мы не ошиблись?

30 Самосовершенствование процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятия его на ступень более высокого качества. процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятия его на ступень более высокого качества.

31 Самосовершенствование Люди с развитым чувством собственного достоинства, как правило, более способны признавать свою вину, прощать и примиряться, равно как и быть терпимыми и уважать других Люди с развитым чувством собственного достоинства, как правило, более способны признавать свою вину, прощать и примиряться, равно как и быть терпимыми и уважать других

32 Российский психолог А.И.Кочетов выделяет следующие правила общения: Надо понять, что хочется другому. Мы становимся нужными людям, разделяя их увлечения. Необходимо узнавать мир других людей, учиться понимать их, видеть мир под их углом зрения. Надо понять, что хочется другому. Мы становимся нужными людям, разделяя их увлечения. Необходимо узнавать мир других людей, учиться понимать их, видеть мир под их углом зрения.

33 Правила общения: не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни. О своих знакомых, которых вы знаете хорошо, не позволяйте говорить дурно, решительно обрывайте посмевшего за глаза обсуждать других. не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни. О своих знакомых, которых вы знаете хорошо, не позволяйте говорить дурно, решительно обрывайте посмевшего за глаза обсуждать других.

34 Правила общения: умейте выслушивать людей, не перебивая. Все, что они говорят, для них очень важно, если даже вам и кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника. умейте выслушивать людей, не перебивая. Все, что они говорят, для них очень важно, если даже вам и кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника.

35 Правила общения: чаще улыбайтесь людям, особенно если искренне цените их. Улыбка – сигнал доброго отношения между людьми, это визитная карточка друга, средство успокоения встревоженного, обезоруживания рассерженного, побуждения к размышлению. чаще улыбайтесь людям, особенно если искренне цените их. Улыбка – сигнал доброго отношения между людьми, это визитная карточка друга, средство успокоения встревоженного, обезоруживания рассерженного, побуждения к размышлению.

36 Правила общения: шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определенную дозу насмешек. шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определенную дозу насмешек.

37 Правила общения: извлекайте уроки из допущенных ошибок в общении. извлекайте уроки из допущенных ошибок в общении.

38 Всмотритесь и вдумайтесь в вашу школьную жизнь Что вам нравится в отношениях учеников между собой? Что вам нравится в отношениях учеников между собой? Что не нравится? Что не нравится? Какими, по вашему мнению, должны быть эти отношения? Какими, по вашему мнению, должны быть эти отношения? Попробуйте составить свой свод правил учащихся. Попробуйте составить свой свод правил учащихся.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/260990

Классный час Этикет это норма или закон?

Раздел II. Умей постоять за себя в экстремальных ситуациях.

Классный час 4. Этикет – это норма или закон?

Цели и задачи:

  • воспитание этических норм поведения в общественных местах;
  • ознакомление учащихся с основным содержанием понятия «этикет».
Читайте также:  Двигательная активность в начальной школе

Описание классного часа

Учитель: Ребята, на сегодняшнем классном часе мы с вами поговорим об этических нормах поведения. Именно знание этикета поможет вам не только найти новых друзей, но и выглядеть вполне современным молодым человеком.

В начале нашего разговора прослушайте некоторые изречения знаменитых людей и объясните, как вы их поняли:

  • «Такт- это когда мы слишком хорошо знаем, что можем зайти слишком далеко» (Жан Кокто).
  • «Если ты хочешь, чтобы тебе всегда угождали, прислуживай себе сам» (Бенджамин Франклин).
  • «Такт – невысказанная часть того, что вы думаете» (Генри Ван Дейк).
  • «Джентльмен – это человек, общаясь с которым чувствуешь себя джентльменом» (Бертран Рассел).

Рассуждения учеников.

Этикет есть форма общественного контроля за поведением каждого человека, и нарушение этикета вызывает те или иные санкции. Они могут быть различными: начиная от осуждающего изумления и кончая штрафом за нарушение общественного порядка.

Можно сделать вывод, что термин «этикет» означает форму, манеру, поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.

Особенностью того, что называется этикетом, является сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания. Нормы этикета вступают в правовые отношения только в определенных условиях.

Учитель: А теперь, ребята, выскажите свое мнения, в каких ситуациях этикет может граничить с нормами права?

Возможные варианты ответов учеников.

Раздел II. Умей постоять за себя в экстремальных ситуациях.

Классный час 5. Виды этикета.

Цели и задачи:

  • воспитание этических норм поведения в общественных местах;
  • ознакомление учащихся с основным содержанием понятия «этикет».

Описание классного часа

Учитель: Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, национальные и религиозные традиции и обычаи разных народов.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире.

Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются: — придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов; — дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах; — воинский этикет – свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности; — общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом. Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Просто, например, в воинском этикете есть свои правила обращения между начальником и подчиненным, оговоренные, в свою очередь, воинскими уставами. Соблюдению правил этикета дипломатами придается особое значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств. По мере изменений условий жизни человечества, роста образования и культуры одни правила поведения сменяются другими. Поэтому нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят как бы характер неписанного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Ребятам вашего возраста важно помнить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, в общественных местах, но и дома, в компании своих друзей. Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях – приемах, церемониях, переговорах.

Учитель: Ребята, можно ли условно сказать, что этикет «дружит» с административным и уголовным правом?

Возможные рассуждения учеников.

^

Классный час 6. Этические нормы поведения.

Цели и задачи:

  • воспитание этических норм поведения в общественных местах;
  • ознакомление учащихся с основным содержанием понятия «этикет».

Описание классного часа

Учитель: А теперь поговорим о некоторых этических нормах поведения. Естественно, все ситуации на одном классном часе разобрать невозможно, поэтому мы рассмотрим только некоторые этические нормы.

Рукопожатие. Рукопожатие – традиционный, символический жест-приветствие. Подавая руку, полезно помнить о том, чтобы не предлагать ее своему знакомому расслабленной, лениво, как бы делая одолжение человеку. Но не следует также изо всех сил жать руку партнера, потрясая ею в воздухе несколько раз. Подавайте руку жестом свободным, уверенным. Пожатие должно быть коротким.

Женщина (девушка), здороваясь, может не снимать перчатку. Мужчины (юноши), здороваясь между собой, остаются в перчатках. Но если один из них снял свою перчатку, другой должен последовать его примеру. Если мужчина (юноша) здоровается с женщиной (девушкой) в перчатках, он может свою тоже не снимать.

Войдя в помещение, полагается в первую очередь снять перчатки, а потом уже здороваться с присутствующими. Разумеется, речь не идет о перчатках, которые служат дополнением к вечернему туалету. Войдя в помещение (например, в класс), не стоит подходить к каждому их присутствующих и пожимать руку.

В этом случае ограничьтесь легким поклоном, и вы окажете внимание всем собравшимся. При случайной встрече первым всегда здоровается мужчина с женщиной (парень с девушкой), младший со старшим. Женщина же в свою очередь должна первой поздороваться с более старшей по возрасту.

Если старшая по возрасту, женщина подает вам руку, а вы при этом сидите, полагается встать. Вообще, сидящему человеку лучше подняться, если ему протянули руку для приветствия.

Этикет за столом.

Правильное поведение за праздничным столом – это целая наука, которую постигают порой несколько лет. Запомним только некоторые нормы этикета:

  • не опаздывай, будучи приглашенным на обед, завтрак, ужин, чай;
  • не садись за стол, пока не сядут дамы (девушки) или пока хозяин или хозяйка не пригласят занять место;
  • не предлагай даме (девушке), если сопровождаешь ее к столу, левую руку. Мужчина всегда должен предлагать даме правую руку;
  • не забывай, что дама (девушка), сидящая рядом с тобой, в особенности по правую руку, имеет право на твое внимание;
  • в первую очередь необходимо обслуживать дам (девушек). Не ешь суп с конца ложки. Не проси второй порции супа;
  • не затыкай салфетку за воротник и не раскладывай ее на груди. Салфетку следует класть на колени;
  • не сиди слишком близко к столу или слишком далеко от него;
  • не сгибайся над тарелкой. Держись по возможности прямо;
  • если хочешь достать что-либо, не тянись через тарелку другого. Не бери хлеб вилкой, бери рукой;
  • не кусай от целого куска хлеба. Не намазывай маслом целого куска хлеба, если кусочки хлеба слишком большие. Ломай хлеб кусочками и намазывай их. Не кроши хлеб в суп. Не ешь с ножа и не подноси его ко рту. Не ешь слишком быстро;
  • не наполняй рот большим количеством пищи. Не расставляй локти. Локти должны быть прижаты к бокам. Не ставь локти на стол;
  • не поднимай стакан или бокал слишком высоко. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой;
  • не выплевывай кости и прочее на тарелку. Кость следует извлечь изо рта на вилку, прислоненную к губам, и затем положить ее на тарелку. Фруктовые косточки нужно извлекать изо рта незаметно на ложку;
  • не играй салфеткой, вилкой и другими принадлежностями стола. Не вытирай лицо салфеткой. Салфеткой можно лишь слегка провести по губам;
  • не поворачивайся спиной к другому человеку, если намерен поговорить с соседом. Не разговаривай с полным ртом. Не откидывайся и не разваливайся на стуле. Старайся всегда быть спокойным;
  • будучи хозяином или хозяйкой, никогда не заканчивай свое блюдо первым. Подожди, когда закончат кушать гости. Это особенно важно, когда подано последнее блюдо;
  • не проси вторую чашку чая или кофе, пока гости не получили по первой.

Об умении держать себя в обществе. Большое значение для общения людей имеет их внешний вид, умение вести себя в общественных местах, в различных ситуациях. Благоприятное впечатление производит хорошо одетый (по своему возрасту), вежливый человек, который знает, как держаться в любых обстоятельствах. Но если хорошо одетый юноша не уступит женщине (девушке) или пожилому человеку место в общественном транспорте или будет размахивать руками при разговоре, всем станет ясно, что это плохо воспитанный человек. Главное требование к одежде – опрятность и аккуратность. Костюм должен быть всегда тщательно отглаженным, без пятен, сорочка – свежей, обувь – начищенной до блеска и без сбитых каблуков. Ребятам следует запомнить, что у мужчин обувь должна быть всегда чистой (туфли – начищены). В спортивных костюмах не следует ходить в гости или на работу. Вообще, следует помнить, что спортивный костюм предназначен для занятий спортом, а не «на выход». Однако спортивного покроя пиджак и брюки иного, чем пиджак, цвета можно надевать в качестве рабочего костюма. И еще немного о внешнем этикете. В последнее время у многих ребят появилась привычка в любых ситуациях ходить, держа руки в карманах. Это становится своеобразной внешней формой проявления независимости или отнесения себя к числу «крутых пацанов». Такие ребята глубоко заблуждаются! Нормы этикета не запрещают мужчинам или молодым людям держать руки в карманах брюк, но это надо делать только в некоторых исключительных случаях (чаще всего, держа только одну руку в кармане брюк). Хождение ребят просто по улице, держа руки в карманах брюк, — это далеко не этично, а порой просто неприлично. Почему? Подумайте сами… Посещать театр, вечера, банкеты следует в костюме более темных тонов, причем мужская сорочка должна быть белой. Женщинам надевать в этих случаях сапожки не принято. Естественно, есть определенные правила молодежных вечеринок или танцевальных вечеров. На них уместно появиться в современной ( но не вызывающей) молодежной одежде. Заботиться о своем внешнем виде необходимо, но приводить себя в порядок можно только дома или в местах, предназначенных для этих целей. Нельзя причесываться, чистить ногти, приводить в порядок костюм в общественных местах, за столом, на улице. Ходить по улице надо, придерживаясь правой стороны, умеренным шагом, прямо и подтянуто, руками не размахивая, но и не держа их неподвижно вдоль туловища. Невольно причинив кому-либо неудобство (случайно толкнув, наступив на ногу), следует извиниться. Не рекомендуется разговаривать, стоя на оживленной части улицы, лучше отойти в сторону, чтобы не мешать прохожим. Стоит помнить, что громко разговаривать по сотовому телефону в людном месте без особой на это надобности тоже признак невоспитанности. Нельзя смотреть слишком пристально на окружающих, показывать пальцем на людей и на предметы, оборачиваться и смотреть вслед прошедшим людям. Окликать кого-либо с противоположной стороны улицы, громко приветствовать знакомых тоже неприлично. Совершенно недопустимо петь, кричать, шуметь на улице ночью. Если к входу в помещение (например, в здание школы) направилось сразу несколько человек, следует немного задержаться перед дверью и пропустить старших, женщин и детей. Если дверь была закрыта, ее также нужно закрыть за собой. Невежливо захлопывать дверь перед идущим сзади человеком. Если человек находится на небольшом расстоянии от двери, нужно придержать ее открытой, пока он не подойдет. В разговоре в компании рекомендуется проявлять сдержанность, не увлекаться обсуждением вопросов, касающихся только вас и вашего собеседника, или понятных только вам двоим, хвастать своими успехами, говорить о болезнях, шептаться, излишне жестикулировать. Нетактично прерывать собеседника. Если в общественном транспорте парень находится со знакомой девушкой, то при выходе он должен выйти первым, а затем помочь своей спутнице. На незнакомых мужчин это правило не распространяется, они просто пропускают женщин при выходе, если не возникает никаких очевидных затруднений. В поезде, трамвае или автобусе также необходимо помнить о соблюдении определенных правил. При посадке придерживаться очереди, уступая первенство старшим, стоящим рядом, мужчины – женщинам. Если женщина находится в обществе мужчины, то в транспорт они садятся согласно своей очереди. Воспитанный мужчина (юноша) сядет в транспорте только в том случае, если вблизи не стоит ни одна женщина (девушка), пожилой человек или человек с ограниченными физическими возможностями. В транспорте нужно стараться не наступать людям на ноги, не опираться на человека, стоящего рядом, не подталкивать его в спину. Неприлично пристально разглядывать своих попутчиков.

Читайте также:  Какие подарки можно дарить

Учитель: А теперь вы, ребята, дополните мой рассказ известными вам правилами этикета в общественных местах.

Возможные рассуждения учеников.

В завершение классного часа классный руководитель обобщает высказывания ребят и подводит к выводу о необходимости всегда и везде соблюдать этические нормы поведения.

Источник: http://zanny.ru/docs/300/index-70873.html

Классный час «О культуре поведения»

Классный час « О культуре поведения»

Участники: ученики 8-го класса и классный руководитель.

Цели:

1)содействовать формированию познавательного интереса к этическому знанию, основам этической культуры; 2)побуждать учащихся к самосовершенствованию.

Оформление, оборудование и инвентарь:

1) на классной доске: а) тема классного часа и слова поэта Александра Межирова: Нелёгок труд заводов и полей, Но есть работа много тяжелей. Работа эта – быть среди людей. б) «чаша мудрости» (можно нарисовать мелом или использовать заранее приготовленный рисунок на бумаге) и прикреплённые к ней листочки с ситуациями, педагогическими задачами, высказываниями или афоризмами из области этикета; 2) Устав школы;

^

Классный руководитель накануне данного классного часа предлагает учащимся выполнить задание: — Всмотритесь и вдумайтесь в вашу школьную жизнь. Что вам нравится в отношениях учеников между собой? Что не нравится? Какими, по вашему мнению, должны быть эти отношения? Подумав обо всём этом, попробуйте составить свод правил учащихся.

^

I. Вступительное слово классного руководителя, в котором называется тема классного часа и зачитываются слова поэта А. Межирова. Совместно с учащимися даётся объяснение понятия «культура поведения».

( Культура поведения – это совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьмиовокупность форм повседневного поведения человека () называется тема классного часа и слова поэта А.

), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения).

II. Предлагается работа с «чашей мудрости». Желающие вынимают из «чаши» листок, где обозначены ситуациями, педагогическими задачи, высказывания или афоризмы из области этикета. Прочитав написанное, ученик обосновывает своё решение или комментирует высказывание.

Задания-вопросы:

1.Откуда берётся мнение о человеке, которого совсем не знаешь? (В прежние времена люди придавали первому впечатлению ещё большее значение, чем теперь. Судили даже по внешности. Древнегреческий философ Аристотель писал, что человек, у которого руки достают до колен, смел, честен, свободен в обращении, а тот, у кого взъерошенные, лохматые волосы, — трусоват.

Настоящую сенсацию произвёл выпущенный в 1775 г.

Философский трактат швейцарского писателя Лафатера «Физиогномические фрагменты», в котором автор пытается найти связь духовных качеств человека со строением его скелета и чертами лица.

С ним спорил его современник, руководствовавшийся тезисом: внешность обманчива. И хотя споры длятся до сих пор, нельзя отрицать, что 90% строят свои отношения с человеком на основе первого впечатления.)

^

3.Зачем люди ходят в гости? (Можно рассказать случай из жизни Вольтера.)

4.Почему родилась поговорка: «Дарёному коню в зубы не смотрят»? (Можно рассказать случай из жизниМоцарта.)

5.Из какой знаменитой книги эти советы?

— Не хватай первым блюда и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало. Не сопи, егда яси (когда ешь).

— Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому.

— Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори.

— Около своей тарелкой не делай забора из костей, корок, хлеба и прочего…(«Юности честное зерцало»)

^

7.Чему служила раньше частица «с»? (В России в XIX в. частица «с» была распространена как частица вежливого обращения. Она могла присоединяться к любому знаменательному слову. Она возникла из обращения «сударь». Особое распространение получила в чиновничьей сфере и постепенно стала восприниматься как выражение угодливости. )

^

Все хлопает, Онегин входит.

Идет меж кресел по ногам…

9.Назовите главные, с вашей точки зрения, правила этикета.

«Испив» полностью «чашу мудрости», учащиеся приходят к выводу, что человек живёт в обществе и должен соблюдать определённые правила поведения: правила поведения дома, в школе и других общественных местах. III. Правила поведения в школе. — Каждый день в школу приходят учителя и ученики. У них одна общая задача – надо сделать так, чтобы все мальчики и все девочки стали настоящими людьми: умными, образованными, трудолюбивыми, счастливыми и полезными членами общества. Задачу эту они решают вместе, но по-разному: одни учат, другие учатся. И возникают между ними отношения… Особые отношения возникают между теми, кто учит; между теми, кто учится; между теми, кто учит, и теми, кто учится. Если у людей общее дело, если они много времени проводят вместе и вступают в сложные взаимоотношения, то становятся необходимыми нормы поведения, которые облегчают и упорядочивают их совместную жизнь и работу. И они существуют. Это «Правила для учащихся». Классный руководитель зачитывает правила из Устава школы, затем учащиеся представляют свои правила (См. подготовительную работу). После обсуждения составляются общие правила поведения для учащихся класса. Можно предложить решить следующие задачи: а) Во время контрольной работы твой товарищ попросил у тебя списать задачу. Как ты поступишь? 1.Дам списать. 2.Не дам списать. 3.Дам списать, а потом буду с ним заниматься, чтобы он сам мог решать. 4.Скажу об этом учителю. б) Ребята сговариваются всем классом уйти с урока. Ты считаешь, что это неправильно. А как поступишь? 1.Пойду в учительскую и предупрежу учителя. 2.Ничего не скажу и останусь в классе. 3. Постараюсь отговорить ребят, а если не удастся, пойду с ними. 4.Постараюсь отговорить ребят, а если не удастся, останусь в классе. 5.Ничего не говоря, пойду со всеми.IV. Классный час завершается выводами учащихся по поводу важности соблюдения правил культуры поведения всеми членами общества. — Что поставим в основе воспитанности, которая определяет культуру поведения? (Уважение к человеку.) — В чём проявляется уважение к человеку? (В приветливости, учтивости, тактичности, деликатности, естественности, сдержанности, терпимости.) — Что они определяют? (Степень проявления уважения к другому человеку и способ его выражения.) — Теперь обратитесь к себе и попробуйте установить степень собственного проявления уважения к другим.

Литература:

1.Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности: Кн. Для учащихся. – Петрозаводск: Просвещение, 1991. 2.Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 5-11 классы. – М.: «ВАКО», 2004.

3.Шемшурина А.И. Этика. Курс занятий в 8 классе. – М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 1999.

Источник: http://tvov.ru/docs/100/index-7576.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector