Классный час. хорошие манеры 4 класс

Хорошевой Н.М.Учитель начального класса, I категории

Классный час «Хорошие манеры» (4 класс)

Цель:

1) формирование культуры общения школьников с друзьями, родителями, учителями, взрослыми;2) ознакомление с социальными нормами поведения;3) развитие способностей учащихся соотносить культурные и социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности.

Оборудование: карточки-слова для толкования лексического значения; карточки-правила; карточки-высказывания, бумажная ромашка с вопросами-заданиями, сердечки из картона.

^

Сегодняшний час общения мы посвящаем теме «Хорошие манеры» (на доске)- Что же мы подразумеваем под понятием «манеры» (ответы детей)- А вот как толкует это слово «Словарь русского языка» С.И. Ожегова

Манера: 1. способ что – . делать, та или иная особенность поведения, образ действия

2. (мн.ч.) — внешние формы поведения- А что же принято считать хорошими манерами? (ответы детей)- Узнаем немного из истории этикета! (информация детей).1 ученик: Множество веков существует человечество. Миллиарды раз в жизни людей повторялись некоторые обычные, повседневные ситуации. Люди встречались и расставались, знакомились, оказывали друг другу услуги, просили друг друга о чем – то, отказывали в просьбе, приносили подарки, ходили в гостим, принимали гостей.

2 ученик: Огромное количество раз это повторялось и постепенно люди передавали друг другу самые удобные, экономные и разумные способы действий в подсобных ситуациях. Так возникли правила поведения – этикет.

( на доске — слово)3 ученик: Слово «этикет» французское происхождения. На одном из пышных и изысканных приёмов у короля Людвига XIX, имевшего громкое прозвище Король солнца и необычайно любившего пышность, гостями вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикеток» — и произошло слово «этикет».4 ученик: Каждая нация, обладая собственной неповторимостью, вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило представлять самые почётные места за столом женщинам и наиболее почётным гостям. За нарушение этикета назначались штрафы.Мы сегодня не будем вводить штрафы. Напротив, за знания и проявление хороших манер я буду поощрять вас вот такими знаками – «сердечками». Предлагаю сегодня собрать важные правила поведения в «свод правил воспитанного человека».- итак, 1 правило:Приветствия людей в разных странах звучат по разному «Здоров ли ваш скот?» — эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов, касаясь друг друга носами, говорят: «Я тебя вижу».В Китае спрашивают: «Ели вы сегодня?»А как звучит это по русски? «Здравствуйте!», т.е. мы желаем друг другу здоровья. Но у всех народов уклониться от приветствия считалось верхом неприличия и неуважения с окружающим.- об этом удивительном слове «здравствуйте» поэт В. Солоухин написал стихотворение. Послушайте!(учитель читает стихотворение)-Здравствуйте!-Поклонившись, мы друг другу сказали,Хоть были совсем незнакомы.-Здравствуйте!-Что особого тем мы друг другу сказали?Просто «здравствуйте!», больше ведь мы ничего не сказали?От чего же на капельку Солнца прибавилось в мире?От чего же на капельку счастья прибавилось в мире?От чего же на капельку радостей сделалась жизнь?- Поздороваться, чтобы на капельку солнца прибавилось в мире, тоже надо уметь. Вот мы и посмотрим, как вы умеете приветствовать друг друга.

Конкурс знатоков этикета

(вопросы – на листках «ромашки», дети читают их, отвечают, передавая цветок друг другу, учитель вручает «сердечко» за правильный ответ).

  1. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (младший).
  2. Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился . Надо ли поздороваться и тебе? (да)
  3. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (просто кивнуть).
  4. С вами, наверное,, такое бывает: встречаете Вы человека часто, например , по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (да)
  5. Кто первым подает руку при приветствии: старший младшему или наоборот, мужчина женщине или наоборот?(старший- младшему)(женщина-мужчине)

— Вот видите, одним кажется, что нужно поступить так, а другим- иначе. Так какое же первое правило мы выведем?(мнения выслушиваются!)-Французы говорят: « Первым здоровается тот, кто вежливее!»2 правило- Когда Вы были маленькими, Вы и не подозревали о существовании некоторых проблем. Многие из них решали родители. Но Вы изменились, подросли- изменилось и отношение к Вам, повысились требования. Что прощалось малышу- уже не прощается таким, как Вы.- Одна девочка, которой сделали замечание, что она слишком громко и неестественно смеется, обиженно сказала:« Мое поведение – мое личное дело!»- Права ли она?(мнения детей)- Да действительно, мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны окружающим. Наш цветок вновь движется по кругу, продолжаем конкурс знатоков этикета.6. Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям?(да)7. На улице или в транспорте Вам наступили на ногу. Как Вы поступите? — Человек может обойтись без многого, но не без человека. Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова. Вот и знаменитый французский врач Ален Болебар доказал, что человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно умирает на третьи сутки. И что смерть не столько тот истощения, сколько от ужаса оторванности людей. Именно поэтому человек ценит друга.- Помните, в знаменитой басни И.А.Крылова строки: « Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»Но тот, кто хочет иметь друзей, должен уметь дружить. А значит, не конфликтовать по мелочам. Есть забавная история о происхождении хороших манер.( ученик читает)Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу, так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а кто был с края , мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину. Словом, все как у людей. Потом все же договорились.Погрелся в середине — иди на край. И снова жди своей очереди.- Какое же правило выведем? (ответы) Уступайте друг другу.3 правило- Проведем психологический эксперимент. Приглашаю одного желающего. На листочке он пишет 3 положительных и 3 отрицательных своих качеств характера(выбор)- Пока смельчак занят, мы продолжаем конкурс знатоков этикета8. Кто должен первый закончить телефонный разговор: тот, кто позвонил, или тот, кому позвонили.9. Если тебе принесли подарок, завернутый , можно ли его развернуть и посмотреть?10.Навещая заболевшего товарища, не задерживайся долго,т.к.11.Не перебивайте говорящего товарища, или взрослого, потому что Вы проявляете….- Продолжим психологический эксперимент: назовите 3 положительных и 3 отрицательных качеств вашего одноклассника?(запись на доске)- А теперь послушаем, что записал сам ученик.- Сравните самооценку и оценку класса.- А теперь я вам предлагаю 2 конфеты, какую вы выбираете?(одна с яркой этикеткой, но внутри… другая – вкуснейшая, но «фантик» неярок).-Есть народная пословица к данной ситуации.Вспомните?- «Встречают по одёжке, провожают по уму» — Как мы выглядим? Какое производим впечатление? А.П. Чехов, а в этом году мы отмечаем 150-летие со дня его рождения, говорил: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».- Подумайте, нет ли у вас каких-либо дурных привычек, манер? Назовите их.- Если их нет – замечательно, а если они есть, что же надо предпринять?(мнения)- Постараться избавиться от вредных привычек, главное, избавить от них окружающих.- Какое же следующее правило?

Не доставляйте неудобства окружающим людям !

IV правило

— Я предлагаю вам игру «Зеркало»(ученик встает перед классом, дети – «Зеркало» повторяют все его движения, жесты, походку, слова…)- Какая польза от этой игры?- Каково же следующее правило?

Следите за собой всегда и везде !

V правило

— Есть мальчики и девочки, которые стараются привлечь к себе внимание дурацкими выходками и кривляньем, шумом, неумным, даже злым подшучиванием над другими. Народная мудрость гласит: «Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой».- Послушаем короткие веселые истории, которые произошли с вашими одноклассниками (3-4 учащихся).- Учитель в любой , даже самой трудной ситуации видит смешную сторону. Важно с достаточной долей иронии и юмора относиться к самому себе. Это не только говорит о наличии чувства юмора, но и служит защитой. И снова, мудрость А.П. Чехова: «Не понимает человек шутки- пиши пропало! И знаете: это уж ненастоящий ум, будь человек хоть семи пядей во лбу!»- Какое правило выведем?

Учись смеяться над собой!

— О чём же мы узнали за время нашего общения?(ответы)- Я очень надеюсь, что общались мы не зря, и вы будете стараться объективно оценивать себя. Но всегда будете опасность ошибки. Многое лучше видно со стороны, поэтому важно знать, что думают о тебе другие. Есть игра, в которую играют даже взрослые: составляют список к.-л. качеств, ставят себе оценки за эти качества и другие его оценивают. Потом сравнивают результаты.- Попробуйте!- Помогает и наблюдает за поведением окружающих. У древнегреческого писателя Лукиана спросили: «Где ты учился благовоспитанности? — У невоспитанных, — ответил он – я избегал делать то, что делают они!»- А что нам делать с правилами?(предположения учащихся)

— Итак, желаю, чтобы вами манеры только радовали, притягивали к вам как можно больше добра, тепла окружающих!

Источник: http://lit-yaz.ru/istoriya/62749/index.html

Классный час (8, 9, 10, 11 класс) на тему: Классный час на тему «Семья и её ценности»

Калина Виктория Геннадьевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №7, село Чкаловское, Приморский край

Классный час на тему «Семья и её ценности»

Цель: формирование правильного отношения к семье, её членам, их взаимоотношениям, к   жизненным ценностям семьи;

расширение знаний о семье как социальной единицы;

закрепление понятия о семейных ценностях, настоящих и мнимых.

Читайте также:  Итоговое классное собрание в 6 классе

Задачи: развитие ответственности за свою семью;

помощь в оценке своего места в семье и роли семьи в жизни ребенка;

воспитание уважения и любви к своим близким;

подготовка старшеклассников к созданию будущей семьи.

Форма проведения: беседа

Ход классного часа

Семья – начало всех начал. В кругу родных и близких ребёнок произносит первое слово, делает первые шаги. Младший школьник ещё тесно связан с домом, семьей. Но как только ребёнок взрослеет, мир его расширяется: школа, друзья, спортивная секция, клуб.

Старшеклассник уже не чувствует той тесной кровной связи с семьей, какая была прежде.

Зачастую он смотрит на дом как на помещение, в котором его накормят, оденут, дадут ночлег, но ведь семья – это самое главное в жизни человека, это дом, крепость, тыл, это союз единомышленников и близких людей.

Семья – это социальная группа, члены которой связаны браком, родством, общим бюджетом и бытом, взаимной моральной ответственностью. Скоро вы начнёте самостоятельную жизнь, у вас будут семьи, дети и очень важно, как вы выстроите отношения в семье.

Семьи бывают разные. Бывают весёлые и счастливые, строгие и консервативные, несчастные и неполные. Почему так? Ведь это должен быть крепкий оплот, в основе которого лежит любовь мужчины и женщины. Разные семьи имеют разные характеры, как люди.

Если человек, как личность, определяет свою жизнь, исходя из своих жизненных приоритетов, то и семья, как комплекс, состоящий из отдельных личностей, сильно взаимосвязанных между собой родственными и эмоциональными отношениями, строит своё настоящее и будущее, основываясь на собственных ценностях.

Семья – это наша крепость. Членов семьи связывают тысячи невидимых нитей. Ежедневная жизнь близких людей пронизана множеством мелочей, ритуалов, традиций, понятных только им одним.

Психологи доказали, что незначительные на первый взгляд вещи помогают как взрослым стать единым целым, так и детям ощутить стабильность, надёжность и защищённость. Это всё называется семейными ценностями.

Семейные ценности – это то, что важно для семьи, тот необходимый «цемент», который группу людей с похожим генетическим кодом объединяет в дружное сообщество. 

Что такое семейные ценности? Уж точно не материальные блага, которые хранятся дома в платяном шкафу или сейфе. Не документы на квартиру, не деньги, не винтажная одежда и не бабушкины драгоценности. Хотя – для кого как. На самом деле все семейные ценности сохраняют семью, делают её ещё крепче.  

Это вещи (качества, свойства, черты, поступки), которые почитаются и выдвигаются на первый план всеми членами большого или малого семейства. Это то, что делает базу родственных отношений крепкой и нерушимой. Без семейных ценностей, которые в равных пропорциях почитаются и защищаются всей родней, не может быть настоящей семьи с крепким «фундаментом».

Семейные ценности – это взаимовыручка, понимание, уважение, согласие, любовь.

Ответственность

Это чувство присуще всем состоявшимся людям, и детям мы стараемся его привить как можно раньше. Но должна присутствовать ответственность не только за рабочие моменты, но и перед семьей, ведь все, что мы делаем это ради семьи и все ее члены должны знать это. 

 Умение прощать

Никто из нас не совершенен и семья — это последнее место, где нам хотелось бы слышать упреки и критику в свой адрес. А потому нужно научиться прощать ошибки других и не повторять свои собственные.

Чтобы ни творилось и ни говорилось в пылу ссор, семья – это то место, где всегда простят. Сюда можно вернуться в любой момент, даже после ругани и красноречивого хлопка дверью.

Здесь поймут твои мотивы и забудут плохие слова.  

Честность

Семья – это место, где тебе не соврут. Порой трезвая критика и неприкрытая правда звучат жестоко, но только здесь их можно получить в полном объеме. Отсутствие лицемерия и лжи – основа семейных ценностей. 

Щедрость

Не только материальная, но и любая другая – духовная, чувственная. Щедрость на слова одобрения, на время, на внимание, подразумевающая искусство делиться и отдавать. 

Любовь

Недаром эта ценность названа последней. Вы и сами должны догадаться о важности её включения в перечень. Сегодня многие забывают о необходимости не только чувствовать, но и проявлять любовь в отношении своих родных.

Поступки, говорящие о ваших трепетных чувствах друг к другу, слова нежности, проявления заботы, внимание к проблемам другого и желание помочь – вот то, что сделает вашу семью нерушимой.

Формирование семейных ценностей начинается ещё в крошечном возрасте. Ребёнок, воспитанный в родной семье, с молоком матери впитывает ориентиры конкретного круга людей. Он становится его частью и, в большинстве случаев (подчас даже подсознательно), – продолжает проповедовать идеалы отцов и матерей во взрослой жизни.

Лучший способ преподавать семейные ценности – примеры, демонстрируемые самими родителями, наглядные и искренние, а не школьные лекции на тему. Семейная жизнь требует от человека очень разных знаний и умений, а также навыков, которые формируются в повседневной жизни, начиная ещё с родительской семьи.

Кому-то важнее уважение и почитание, кому-то – общность интересов, кому-то – следование традициям и привычным для них ритуалам. Одни выводят на первое место любовь, другие – умение прощать, искать компромиссы и подстраиваться, так называемую «гибкость». Кое-кто более остального выделяет общение, иному незаменимыми кажутся взаимная забота и ответственность друг за друга.

Если супруги любят друг друга, чувствуют глубокую симпатию, но не могут найти общий язык, они испытывают большие затруднения. Любовь сближает; но семья — минимум два разных человека со своими отношениями к различным сторонам жизни. В семье неизбежны столкновения мнений, представлений, интересов, потребностей.

Полное согласие не всегда возможно даже при желании. Кому-то из супругов при такой ориентации пришлось бы отказываться от своих стремлений, интересов и т. д. Чем лучше отношения между супругами, тем легче им воспитывать детей.

Родительское воспитание — прежде всего большая работа по построению постоянного и прочного психологического контакта с ребёнком в любом возрасте.

Не раз философы и социологи ставили вопрос о кризисе института семьи, предсказывали даже ее исчезновение в будущем. Изменилась структура семьи как малой социальной группы: семьи уменьшились, появилось немало семей, сформировавшихся после повторного брака, матерей-одиночек.

Но брак по-прежнему имеет высокий престиж, люди не хотят жить в одиночестве.

Важной остается воспитательная функция семьи, однако большая роль отводится государству и обществу: дети воспитываются в яслях, детских садах, школе, немалое воздействие оказывают и средства массовой информации. 

Моральный кодекс провозглашает ведущий нравственный принцип, по которому живёт семья: “Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей”.

Но и другие принципы напрямую касаются семьи – так, например, разве не нужен в семье добросовестный труд? Или принцип “один за всех, все за одного “ – разве он касается лишь общественной жизни? А где, как не в семье, учимся мы гуманному отношению к людям, честности и правдивости, простоте и скромности, непримиримости к несправедливости?

Так, понятие “семейный долг” шире, чем “супружеский долг”: Оно включает и родительский долг, и сыновний (дочерний) долг и долг брата, сестры, внуков и т. д. Супружеский, семейный долг – непреходящая нравственная ценность людей.

И любовь немыслима без долга, ответственности друг за друга. Так, дети – главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно.

И участие детей в жизни семьи должно происходить на правах равноправных членов семейного коллектива.

С первых дней существования, молодая семья, опираясь на всё то лучшее, унаследованное от родителей, должна стремиться создать свой стиль отношений, свои традиции, в которых нашли бы отражение помыслы молодых людей создать прочную семью, вырастить детей, сохранить любовь. Тогда взаимное уважение и понимание станут традицией, а галантность и высокая эстетика войдут в привычку и останутся в семье на всю жизнь.

В условиях меняющегося общества традиционные ценности семьи зачастую становятся тормозом при усвоении новых жизненных реалий.

В такой ситуации процесс трансформации семейных ценностей, их приспособление к новым условиям жизни часто происходит при активном участии младшего поколения в семье.

Такой социальный феномен имеет место сегодня в российском обществе: наблюдается нетипичная ситуация признания родителями высокой компетентности детей в ряде вопросов, связанных с реальными ценностями нового социума.

Таким образом, в переходном российском обществе следует говорить не столько о традиционной передаче семейных ценностей от родителей детям, сколько о разнонаправленном их участии в этом процессе. На межпоколенном уровне наряду с усвоением детьми базовых ценностей происходит трансформация ценностной системы родителей.

При изменении и развитии общества и его взглядов появляются современные семейные ценности. Их можно условно разделить на ценности родителей и детей. Эти две группы имеют много общего между собой, но та, которая относится к нашим детям, обладает более жёстким и прогрессивным характером.

Это происходит естественным образом потому, что каждое последующее поколение старается брать только самое необходимое от предыдущего и привносит свои собственные, актуальные на данный момент семейные ценности.

Конечно, такие понятия как любовь, доверие, уважение, взаимопомощь, доброта и понимание являются основополагающими современных семейных ценностей. Но, к сожалению, они испытывают серьёзное давление со стороны различных факторов, обусловленных проблемами общества.

Так, по результатам социологических опросов семейные ценности для молодёжи стоят далеко не на первом месте. Их обогнали: карьера, образование, отношения с друзьями и родителями.

Для того чтобы сохранить семью как радость нашей жизни, необходимо в первую очередь на своем примере показать нашим детям, что она таковой и является на самом деле. Даже если кто-то из нас и не вырос именно в таких условиях, не смог впитать вместе с воспитанием настоящие ценности в отношениях, надо стараться друг для друга и делать этот мир лучше.  

Читайте также:  Программа кружка для детей 3-4 лет «пластилиновая ворона»

 Это является большой ошибкой, ждать, когда первый шаг сделает кто-то другой. Необходимо самому начать культивировать и оберегать всё то, что может сделать союз двух людей удачным, а детей счастливыми. Мало того, нужно заниматься самовоспитанием, что довольно сложно, но крайне необходимо.

Приобрести способность сдерживать гнев, когда, казалось бы, это невозможно, научиться решать возникающие проблемы мирным и разумным путем – это только начало пути к обоюдному счастью. Но, результат, поверьте, не заставит себя ждать, и вы в скором времени ощутите, что жизнь налаживается и впереди вас ожидает только хорошее.

Нельзя забывать о детях, их необходимо не только учить тому, как важна семья и мир в ней, необходимо на своем примере постоянно доказывать это утверждение. И потом, когда они станут взрослыми, вы будете рады тому, что ваши труды не были напрасными, ведь для родителей счастье их детей – смысл всей жизни.

Таким образом, воспитание семейных ценностей является обязательным требованием для всех нас.

Вывод

Семья и семейные ценности – это два понятия, которые не могут существовать друг без друга. Семейные ценности теряют своё значение, если не будет семьи.

А семья не имеет возможности существовать без основополагающих принципов, которые смогут сохранить её целостность и духовное здоровье. Семейные ценности – это отношение человека к человеку, насыщенные любовью и заботой.

Мужчина и женщина, создавая союз, привносят в него каждый своё, и все это вместе образует фундамент семейных отношений, создают атмосферу, в которой будут рождаться и расти их дети. 

Источник: https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2018/05/03/klassnyy-chas-na-temu-semya-i-eyo-tsennosti

Классный час «Хорошие манеры»

Внеклассное мероприятие для учащихся среднего звена

Тема: «Хорошие манеры»

Цель: продолжить формирование у школьников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношении к другим людям.

Эпиграфы: «Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований» (Р.Эмерсен).

 «Воспитание мужчины и женщины проверяется тем, как они ведут себя во время ссоры» (Бернард Шоу).

Вступительное слово учителя

Звонок голосистой птицей

Опять пролетит поутру.

И мы начинаем учиться

Труду, вдохновенью, добру.

Путь этот цветами не выстлан, тернисты его рубежи,

Но в классе сидит любопытство,

Которому в будущем жить!

Учитель: — Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня в очередной раз мы поговорим о манерах поведения.  «Хорошие манеры» — так звучит тема нашей встречи.

«Должен ли джентльмен выйти из омнибуса, если дама хочет выйти»? – примерно в таком духе начиналось большинство старых руководств по правилам хорошего тона. Но ничего неизменного не существует, и правила эти изменяются во времени и пространстве. В эпоху Овидия (римский поэт, живший в 1 веке) не возбранялось написать на скатерти имя любимой пальцем, смоченным в вине.

Делали это обычно в гостях, но надо сразу уточнить: вино в те времена пили,  хорошо разбавив водой – втрое слабее нынешнего шампанского! «Неразбавленцев» ждало общественное презрение. А вот племя мискито в Гондурасе даже сегодня выступает против манеры целоваться.

Это дело вызывает у них отвращение и считается, чуть ли не остаточной формой людоедства! На одном из островов Полинезии жители красят зубы в черный цвет.

Неизменно одно – везде и во все времена существовал некий набор правил, которым люди следовали как бы автоматически, не задумываясь, и тем самым освобождали свой мозг для более важных вещей.(Слово предоставляется ученику, которому заранее давалось на дом задание – приготовить сообщение об этикете).

Ученик 1: «Современный этикет наследует обычаи и традиции всех времен и народов. Ведь стремление вести себя по определенным правилам уходит в глубь тысячелетий. Слово «этикет» французского происхождения.

На одном из пышных приемов у короля Людовика ХIV, имевшего громкое прозвище Король-солнце, гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикеток» и произошло слово «этикет».

Этикет состоит из правил, которые охватывают поведение в общественных местах, формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе. Понятие этикета менялось в разные эпохи.

Многие, наверное, слышали о русской открытости, японской вежливости, восточном гостеприимстве или английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета. Каждая нация вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей.

Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям. У них для произнесения тостов имелись тщательно разработанные правила. За нарушение этикета назначались штрафы».

Учитель: — Спасибо! А я предлагаю важные правила поведения записывать в памятку воспитанного человека. (Оформлен на доске «Свод правил воспитанного человека», в который будут записаны самые главные выводы, и в конце у каждого будет такая памятка.) «Здоров ли ваш скот?» Эту фразу произносят монголы.

Представителя африканского племени зулусов говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают: «Ели вы сегодня?» И все это означает одно и то же. А как звучит это по-русски? Мы говорим просто «Здравствуйте», т.е. желаем нашему знакомому здоровья.

Во все времена верхом  невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклоняется от приветствия или не отвечает на него.

Давайте поздороваемся, друг с другом!… На капельку радостней сделалась жизнь. А ведь вы иногда, ребята, прокричите или пробурчите что-то на ходу – не то «дрпсь», не то «брысь».

Конкурс знатоков этикета

  1. Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший).
  2. Почему сидящий юноша должен привстать, здороваясь за руку? (Проявляет уважение).
  3. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да).
  4. Вы вошли в автобус задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними? Как это сделать? (Да, можно просто кивнуть).
  5. Навстречу тебе идет известный актер. Надо ли с ним здороваться? (Нет, если актер будет кивать всем в ответ – к вечеру он сляжет!)
  6. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, по дороге в школу. Но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Да).
  7. Кто подает первым руку старший младшему или наоборот? (Руку первым протягивает старший младшему).
  8. Кто первым протягивает руку мужчина женщине или наоборот? (Женщина мужчине).
  9. …Начальник или подчиненный? (Начальник подчиненному руку протягивает первым).

Мнения ваши расходятся. Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Следуйте этому простому правилу. (Делаю запись на доске в «Свод правил воспитанного человека»).

Учитель: Есть забавная история о происхождении манер.

Ученик 2: Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с края, мерзли.

Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то мерзли, то сталкивались, то разбегались по углам. Словом, все как у людей. Потом все же договорились.

О каком договоре идет речь?… Погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди.

Учитель: Спасибо! Так какое же следующее правило, мы запишем в нашу памятку воспитанного человека? «Уступайте друг другу».

Учитель предлагает тест «Насколько вы конфликтный человек». Обработка результатов. («Уступайте друг другу»)

Тест «Насколько вы конфликтный человек»

  1. В классе спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

а) не принимаю участия;

б) лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;

в) активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».

  1. Выступаете ли вы перед ребятами с критикой в адрес учителей?

а) нет;

б) только если имею для этого веские основания;

в) критикую всегда и по любому поводу.

3. Часто ли вы спорите с друзьями?

а) только в шутку и если это люди не обидчивые;

б) лишь по принципиальным вопросам;

в) споры – моя стихия.

  1. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?

а) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

б) делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону;

в) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.

  1. Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция.

а) не буду поднимать бучу из-за пустяка;

б) молча возьму солонку;

в) не удержусь от едких замечаний, и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

  1. На улице или в транспорте вам наступили на ногу…

а) с возмущением посмотрю на обидчика;

б) сухо, без эмоций сделаю замечание;

в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.

  1.  Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.

а) промолчу;

б) ограничусь коротким, но тактичным комментарием;

в) выскажу все, что я об этом думаю.

  1. Не повезло, в игровом зале вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь?

а) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в этом безобразии;

б) не скрою досады, но отнесусь к этому с юмором, пообещав взять реванш;

в) проигрыш испортит мне настроение, подумаю о мести.

Читайте также:  День города. сценарий

Баллы:  «А» — 4 очка, «Б» — 2 очка, «В» — 0 очков

Идет подсчет баллов. Класс разделяется на три психологических типа.

            22 -32 очка. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» не может быть вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и высказывайтесь принципиально, невзирая на лица.

            12 -20 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При это вы не «выходите за рамки», не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

            До 10 очков. Споры и конфликты – это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если вы услышите замечание в свой адрес, можете съесть человека живьем. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у вас мало друзей? Постарайтесь обуздать свой характер.

Ученик 3: Предлагаю поиграть. Игра называется «Зеркало». Приглашаю одного человека встать перед классом. Он окажется как бы перед зеркалом. Остальные ребята  поочередно будут повторять его фразы, слова-паразиты, которые чаще других слов он употребляет, продемонстрируют его походку, движения, какие-то привычки. Вот и посмотрим, на себя со стороны. (Идет игра).

Учитель: А как бы мы записали в нашу памятку? («Следите за собой всегда и везде»)

Конкурс лучшего рассказчика

Учитель предлагает рассказать короткую веселую историю, произошедшую с ребятами или их друзьями, близкими, или особенно понравившийся анекдот.

Источник: http://devyatkina.gym42.ru/?page_id=247

1 ХОРОШИЕ МАНЕРЫ обучающая игра для учащихся 8- 11 классов Цель: сформировать у школьников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие. — презентация

1 1 ХОРОШИЕ МАНЕРЫ обучающая игра для учащихся классов Цель: сформировать у школьников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям.

2 2 «Здоров ли ваш скот?» Эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают: «Ели вы сегодня?» А как звучит это по-русски? Мы говорим просто: «Здравствуйте», т.е. мы желаем нашему знакомому здоровья.

3 3 Одна девочка, которой сделали замечание, что она слишком неестественно и громко смеётся, обиженно сказала: «Моё поведение — моё личное дело!» Что ж, это правильно. Но только в одном-единственном случае: когда человек, как Робинзон, живет на необитаемом острове. Мы живём среди людей, и наши слова, жесты, поступки небезразличны окружающим. Что ж, это правильно. Но только в одном-единственном случае: когда человек, как Робинзон, живет на необитаемом острове. Мы живём среди людей, и наши слова, жесты, поступки небезразличны окружающим.

4 4 Эпиграфы: «Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований» Р. Эмерсон. «Воспитание мужчины и женщины проверяется тем, как они ведут себя во время ссоры» Бернард Шоу.

5 5 1. Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? 2. Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? Младший Да Конкурс знатоков этикета

6 6 3.Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? 4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека, например, когда идёте в школу. Но незнакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? Да, можно просто кивнуть Да

7 7 5. Кто подает первым руку, старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? Руку первым протягивает старший младшему Первой подаёт руку девушка, женщина, начальник — подчинённому

8 8 Игра «Зеркало» Кто из вас, самый смелый, встанет перед классом, окажется как бы перед зеркалом. А ребята поочередно будут повторять его фразы, слова-паразиты, которые чаще других слов он употребляет, продемонстрируют его походку, движения, какие-то привычки. Вот и посмотрите на себя со стороны. А что можно взять для себя в нашу памятку? Следите за собой всегда и везде. Помните, вы среди людей.

9 9 Тест «Насколько вы конфликтный человек» Французы говорят: Будете следовать этому простому правилу никогда не ошибётесь. Первым здоровается тот, кто вежливее

10 10 1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция: а) не принимаю участия; б) лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной; в) активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».

11 11 2. Выступаете ли вы на собраниях (классных часах) с критикой руководства? а) нет; б) только если имею для этого веские основания; в) критикую всегда и по любому поводу.

12 12 а) только в шутку и если это люди не обидчивые; б) лишь по принципиальным вопросам; в) споры моя стихия. 3.Часто ли вы спорите с друзьями?

13 13 4.Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперёд? а) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже; б) делаю замечание надо же научить грубияна хорошему тону; в) прохожу вперёд и начинаю наблюдать за порядком.

14 14 5. В школе на обед подали несолёный суп. Ваша реакция. а) не буду поднимать бучу из-за пустяка; б) молча возьму солонку; в) не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

15 15 6. На улице или в транспорте вам наступили на ногу… а) с возмущением посмотрю на обидчика; б) сухо, без эмоций сделаю замечание; в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.

16 16 7. Кто-то в классе купил вещь, которая вам не нравится. а) промолчу; б) ограничусь коротким, но тактичным комментарием; в) выскажу все, что я об этом думаю.

17 17 8. Не повезло, на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь а) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в этом безобразии; б) не скрою досады, но отнесусь к этому с юмором, пообещав взять реванш; в) проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить лохотронщику

18 18 Баллы: «а» 4 очка, «б» 2 очка, «в» 0 очков.

19 очка. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» не может быть вашим девизом.

20 очков. Вы слывёте человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы слывёте человеком конфликтным. Но это преувеличение. Конфликтуете если нет иного выхода. Вы способны твердо отстаивать свое мнение. Конфликтуете если нет иного выхода. Вы способны твердо отстаивать свое мнение. При этом вы не «выходите за рамки», не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение. При этом вы не «выходите за рамки», не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

21 21 до 10 очков. Споры и конфликты — это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если же услышите замечание в свой адрес, можете съесть человека живьём. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Поэтому у вас мало друзей? Постарайтесь обуздать свой характер.

22 22 Есть забавная история. Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они сбились в кучу так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с края, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину-то они кололи друг друга иголками, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. Словом, все как у людей. Потом все же договорились. Погрелся в середине иди на край. И снова жди своей очереди. Так какое золотое правило воспитанного человека? Уступайте друг другу

23 23 Правила этикета не требуют от нас: «Делай так, а не иначе». Если вы позвонили кому-то по телефону первым делом поздоровайтесь и сразу назовите себя. Разумно? Вашему собеседнику не придётся ломать голову над тем, с кем он разговаривает. Подобных доказательств можно привести много. Давайте я начну, а вы продолжайте:

24 24 -тарелку с супом не следует наклонять ни к себе, ни от себя, потому что…; -навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как…; -не перебивайте говорящего товарища или взрослого, в этом проявляется неуважение к…; -размахивать изо всех сил руками, рассказывая о чем-нибудь, не стоит, так как вы можете при этом….

25 25 Подумайте, нет ли у вас каких-нибудь дурных привычек, которые раздражают окружающих: не грызёте ли вы ногти, не хлюпаете ли носом; не разговариваете ли слишком громко, или произносите дурные звуки; не чистите ли вы ботинки о штанину брюк;

26 26 — не размахиваете ли вы руками так, что ваши собеседники с большим трудом уворачиваются, чтобы не быть задетыми; -не раскачиваетесь ли вы на стуле; — не хлопаете ли дверью; — не используете ли вы ноготь мизинца в качестве зубочистки?

27 27 У древнегреческого писателя Лукиана спросили: -«У кого ты учился благовоспитанности?» — Он ответил: «У невоспитанных, я избегал делать то, что делают они».

28 28 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! БУДЬТЕ ВЕЖЛИВЫ, ВОСПИТАНЫ, ТАКТИЧНЫ СОБЛЮДАЙТЕ ЭТИКЕТ! Оформитель: Климова Л.Э г Осинцевская СОШ

Источник: http://www.myshared.ru/slide/286411/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector