Классный час «культура поведения в общественных местах», 5 класс

Классный час «Культура поведения в общественных местах», 5 класс

Классный час

на тему: «Культура и этикет»

класс: 4 «Е»

подготовила: Смагулова Д.Б.

проверила: Сыздыкова Л.Т.

дата проведения: 13.02.17

Астана, 2017 г.

Классный час на тему: «Культура и этикет»

Цель: освоение учащимися основных правил культурного поведения в общественных местах и обществе.

Задачи:

  • Ознакомить детей с правилами поведения в общественных местах;
  • Развитие у детей навыка работы в группах;
  • Введение понятий «этикет», «культура».

Оборудование:

  • Интерактивная доска;
  • Карточки с заданиями.

Ход классного часа:

— Здравствуйте, дети! Сегодня мы проведем классный час, но перед его началом, давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям.

— Тема нашего классного часа очень интересная. А какая именно тема, вы попробуете догадаться сами, просмотрев фрагмент из мультфильма. (Фрагмент мультфильма «Винни-пух идет в гости»).

— Кто догадался о чем пойдет речь сегодня на классном часе?

— Как вы думаете, повел ли себя воспитанно Винни-пух? Кролик?

— Тема сегодняшнего классного часа: «Этикет» (слайд).

Общее обсуждение темы:

«Мозговая атака».

— Кто такой воспитанный человек?

— Какими качествами он должен обладать?

— А как вы думаете, существует ли своеобразный кодекс, который содержит в себе правила вежливости и поведения в общественных местах? (слайд)

(обсудить эти вопросы в микрогруппах)

Обобщение ответов детей и создание общего вывода, представления об этикете и воспитанном человеке.

— Этикет – это установленный порядок или своеобразный кодекс правил поведения в общественных местах и обществе. Как вы думаете, о каких общественных местах идет речь?

(кино, театр, гости и т.д.) А школа – это общественное место?

— Входит ли в этикет правила хорошего тона?

Задания для микрогрупп:

— Итак, сегодня мы попробуем создать свой кодекс правил поведения. Каждая группа выберет для себя определенное задание.

(на столе лежат карточки по разделам «Правила поведения в театре», «Правила поведения в кинотеатре», «Правила поведения в гостях», «Правила поведения в школе», «Правило хорошего тона» с различными ситуациями).

Группа «Правила поведения в театре».

  1. Лёша и Катя собрались в театр на спектакль. Придя за 20 минут до начала представления, дети сдали свою верхнюю одежду в гардероб, зашли в зал и нашли свои места.

  2. Тёма, запыхавшись, врывается в зал. Находит свой ряд и начинает пробираться между рядами, повернувшись спиной к сидящим.

  3. Тёма сев на свое место, начинает расспрашивать, что же уже показали артисты. Немного посмотрев игру актеров, мальчик достает свою шоколадку с кармана и начинает шумно разворачивать. Поняв, что ему скучно, посреди представления он решает пойти в буфет.

  4. Марина искала своё место в зале. Найдя место, которое располагалось в конце ряда, она начала пробираться между рядами, повернувшись к сидящим лицом.

  5. Лёша с Катей сев на свои места, обсуждали предстоящее представление шёпотом, чтобы не мешать другим. Когда в зале потемнело и прозвенел третий звонок, они быстро стихли в ожидании начала спектакля.

Группа «Правила поведения в кинотеатре»

  1. Айдана с Аружан решили сходить в кинотеатр на премьеру фильма. Киносеанс начинался в 13.00. Девочки пришли в кинотеатр в 12.30. Сдали свою одежду в гардероб, купили билеты в кассе. Успев сделать все дела, Айдана с Аружан зашли в зал, прошли на свои места.

  2. Тёма пришел на киносеанс. Опоздав на него на 15 минут, он ворвался в зал, плюхнулся на свое место и тут, увидел своих знакомых, которые тоже опоздали на фильм. Он начал громко кричать, отчаянно звав их и размахивая руками, в надежде, что его друзья его заметят.

  3. После чего Тёма достал из своего большого рюкзака газировку, которая немного растряслась, пока он бежал в кинотеатр. Открыв ее, он обрызгал себя и рядом сидящих людей.

  4. Тут у Тёмы громко зазвонил телефон. Он начал громко разговаривать со своим другом по телефону, рассказывая, на какой фильм он пошел и что же тут происходит.

  5. Сев на свои места, Айдана и Аружан поставили свои телефоны «на беззвучный режим». По пути в зал они взяли с собой сок и попкорн. После завершения сеанса, встав со своих мест, девочки посмотрели, не оставили ли они после себя мусор и отправились не спеша на выход.

Группа «Правила поведения в гостях»

  1. У Тёмы сегодня день рождения. Звонят в дверь. Мальчик попросил открыть дверь свою бабушку. Гость кричит с порога: «Здрасьте!» и с расстояния бросает Тёме мяч: «Держи! Тебе подарок! Смотри, не потеряй! Помнишь, как ты потерял мой ножик?».

  2. Камилу пригласили на празднование дня рождения ее одноклассницы. Согласившись, Камила стала думать о подарке. Девочка решила подарить книгу своей однокласснице, которая очень любит читать.

  3. К Тёме вламывается толпа одноклассников. Оттеснив бабушку Тёмы, которая встречала гостей, они хором кричат: «Поздравляем!».

  4. Опаздывая на день рождения одноклассницы, Камила преждевременно позвонила ей, чтобы предупредить её и извиниться за неудобства.

  5. Тёма подошел к своим друзьям, взял подарок в красивой упаковке, бросает его на стул и говорит: «Проходите в комнату, пальто снимайте!».

Группа «Правила поведения в школе»

  1. Прозвенел звонок на перемену. Тёма вскочил, побежал к выходу с класса, по пути расталкивая своих одноклассников. Выбежав в коридор, он сбил первоклассника и побежал быстрее в буфет.

  2. Саша, выходя на перемену, для начала пропустил вперед своих одноклассниц, после чего вышел сам. Выйдя в коридор, он решил посмотреть доску объявлений, которая находилась в холле школы. Увидев бежавшего первоклассника, Саша его предупредил, что бегать по школе нельзя.

  3. Увидев большую очередь возле буфета, Тёма решил схитрить, расталкивая всех стоящих, со словами: «Тёть Маш, дайте мне сок! Вот вам 100 тенге, дайте сок! Я на урок опаздываю!»

  4. На 15-ти минутной перемене, как обычно, 4 «А» класс собирался в столовую с классным руководителем. Саша встал в пару с Алиной, для того, чтобы пройти в столовую на обед. Когда они зашли в столовую, Саша сел на свое место и пожелал всем приятного аппетита.

  5. Сегодня 5 урок – урок литературного чтения. Тёма прочитал произведение, которое задавали на дом. Он так сильно хотел ответить на уроке. Классный руководитель начал урок. Не успев даже спросить, кто подготовился к уроку, Тёма начал громко кричать: «Я готов! Я хочу ответить!»

Группа «Правила хорошего тона».

  1. Тёма вышел во двор погулять. На лавочке сидела соседка с 3-го этажа. Увидев мальчика, она поздоровалась: «Тёмочка, доброе утро!». Тёме было некогда с ней здороваться, он буркнул в ответ: «Ага» и побежал к своим друзьям.

  2. Айдар поехал в школу на автобусе. Зайдя в автобус, он увидел свободное место. Убедившись, что нет старших и пожилых людей, которые хотели бы сесть, он сел. На следующей остановке в автобус зашла бабушка. Айдар уступил место бабушке со словами: «Присаживайтесь, пожалуйста!».

  3. В библиотеке Айдар увидел девочку, которая не могла достать нужную ей книгу с верхнего стеллажа. Девочка увидела Айдара и попросила его: «Привет! Ты не мог бы мне помочь достать эту книгу?». Айдар с радостью ответил: «Привет! Конечно!», а девочка поблагодарила его за книгу.

  4. Тёма ужинал дома с семьей. Закончив приём пищи, Тёма встал со стола и, не поблагодарив за ужин, ушел играть в компьютер.

  5. У 4 «А» класса проходил урок физической культуры. Тёма задел Алину, которая бежала рядом. Алина упала. Тёма, переступив через одноклассницу, побежал дальше.

— Ребята, вам попадется определенное задание по разным темам. В каждом конверте вы найдете карточки с жизненными ситуациями. Ваша задача: внимательно прочитать и проанализировать ситуацию и подумать, соответствует ли она правилам этикета или нет. Проанализировав ситуацию, попробуйте вывести свое правило этикета и написать его на листе А3.

На анализ ситуации и запись правила вам дается по 3 минуты. После того, как каждая группа закончит со своим правилом, передает свой постер другой группе. Для следующей группы дается уже другая ситуация, но задание тоже самое. Таким образом, каждая группа должна поработать с каждым постером и вернуть его первой группе.

Когда ваш постер вернется к вам же, вам дается 2 минуты на выступление и анализ добавленных правил.

(идет выступление каждой команды)

— Дети, а как вы думаете, Тёма – воспитанный мальчик? А вы поступаете так, как он? Что нужно сделать для того, чтобы стать воспитанным человеком?

— Давайте посмотрим, какие правила поведения вы упустили и какие совпали с нашим кодексом. (слайд)

  1. Закрепление темы и подведение итогов :

— А теперь, давайте подведем итог нашего классного часа. Сейчас рассчитаемся на 1, 2, 3, 4, 5.

1 номера:

Девчонок надо никогда Нигде не замечать. И не давать прохода им Нигде и никогда. Им надо ножки подставлять, Пугать из-за угла, Чтоб сразу поняли они: До них вам дела нет. Девчонку встретил — быстро ей Показывай язык. Пускай не думает она, 

Что ты в нее влюблен.

2 номера:

Если ты пришел к знакомым, Не здоровайся ни с кем. Слов: «пожалуйста», «спасибо» Никому не говори. Отвернись и на вопросы Ни на чьи не отвечай. И тогда никто не скажет 

Читайте также:  Внеклассное мероприятия 12 апреля - день космонавтики. сценарий для 4 класса

Про тебя, что ты болтун.

3 номера:

Бей друзей без передышки Каждый день по полчаса, И твоя мускулатура Станет крепче кирпича. А могучими руками, Ты, когда придут враги, Сможешь в трудную минуту 

Защитить своих друзей.

4 номера:

Нет приятнее занятья,

Чем в носу поковырять.

Всем ужасно интересно,

Что там спрятано внутри.

А кому смотреть противно,

Тот пускай и не глядит.

Мы ведь в нос к нему не лезем,

Пусть и он не пристает.

5 номера:

Если мама в магазине

Вам купила только мячик

И не хочет остальное,

Все, что видит, покупать,

Станьте прямо, пятки вместе,

Руки в стороны расставьте,

Открывайте рот пошире

И кричите букву «А»!

И когда, роняя сумки,

С воплем: «Граждане! Тревога!»

Покупатели помчатся

С продавцами во главе,

К вам директор магазина

Подползет и скажет маме:

«Заберите все бесплатно,

Пусть он только замолчит».

Творческое задание:

— Ребята, теперь вас ждет творческое задание. Теперь у нас образовалось 5 новых групп. На столе у вас лежат карточки с «Вредными советами».

Ваша задача: прочитать и попробовать инсценировать это стихотворение. То есть, каждая группа будет в роли актеров театра.

У вас есть ровно минута на то, чтобы распределить роли между участниками группы и попробовать сыграть сценку. На выступление 2 минуты.

(дети ставят сценки по стихам Г.Остера «Вредные советы»)

— Как вы думаете, эти стихотворения соответствуют правилам этики? Можно ли так поступать, как советует автор? Поступают ли так воспитанные дети?

— Я надеюсь, вам понравился наш классный час и впредь, вы будете воспитанными по отношению к своим сверстникам, родным, старшим и остальным, даже незнакомым людям!

Источник: https://multiurok.ru/files/klassnyi-chas-na-tiemu-etikiet-i-pravila-poviedien.html

Классный час на тему: «Культура поведения в общественных местах»

Классный час на тему:

Культура поведения

в общественных местах

Цели: Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета.

Проблема культуры поведения в общественных местах остается актуальной и в настоящее время. Мы часто не задумываемся, что та или иная ситуация требует определенного поступка, движения, фразы или жеста. Проблема состоит в том, что многие не знают этих правил.

Это и понятно – трудно запомнить все нормы этикета. Поэтому мы хотим озвучить хотя бы некоторые из них.

Приоритетная цель этикета состоит в том, чтобы сделать нашу жизнь максимально приятной и безопасной при общении друг с другом, сгладить все возможные острые углы и нечаянные обиды, предостеречь нас от случайных претензий и бед.

История

Термин «этикет» (от французского etiquette) означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Этикет — это сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.

Слово «этикет» стало общеупотребимым в XVII веке. Однажды на одном придворном приеме во время правления французского короля Людовика XIV гостям раздали карточки, на которых перечислялись некоторые приемлемые правила поведения.

От их французского названия слово «этикет» и произошло, а позже оно вошло в языки многих стран. Правила поведения возникли очень давно. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность мирного сосуществования.

Так, в «Одиссее» Гомера, в египетских и римских рукописях уже упоминаются правила хорошего тона.

Отношения между полами, начальниками и подчиненными, средства общения, приём чужаков были строго регламентированы. Нарушение этих правил влекло за собой исключение из социальной группы.

Древние греки придавали большое значение межгосударственным отношениям, они активно развивали дипломатический этикет, создав там сложную цепь необходимых ритуалов. Затем возник придворный этикет.

Каждая правящая династия создавала вокруг себя сложный церемониал с определенной степенью торжественности. На основе придворного этикета, только в более простой форме формируется общегражданский этикет.

Итак, этикет начал формироваться еще в древности, но именно в эпоху средневековья он приобретает черты, которые мы знаем сегодня. В 11 веке возникает общественная система рыцарства, впоследствии распространившаяся по всей Европе.

Рыцарство оказало огромное влияние на европейский этикет, создало вокруг феодальной аристократии бесчисленное множество новых ритуалов и церемоний. Этикет в странах Западной Европы развивался под большим влиянием местных национальных обычаев и традиций. Таким образом, этикет является очень большой и важной частью общечеловеческой культуры, морали, нравственности.

Он вырабатывался на протяжении многих веков. Практически нет народа, который не сделал бы свой вклад в мировую сокровищницу этикета.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/vospitanie/153664-klassnyj-chas-na-temu-kultura-povedenija-v-ob.html

Классный час: «Правила, обязательные для всех»

Сухотинский филиалМБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа»Конспектклассного часа на тему:«Правила, обязательные для всех»,проведенного в 5 классеКлассный руководитель: Толстенева С. В.Дата проведения: 5 октября 2012 года

Цели и задачи классного часа:

  • развитие этических норм поведения в обществе;
  • воспитание культуры речи, поведения в общественных местах, уважения личности.

Ход классного часа

Культура поведения

в общественных местах

Учитель: Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день.

Дома вы общаетесь с родителями, братьями и сестрами, с соседями; в школе – с учителями, школьными товарищами, библиотекарем, читателями; в магазине – с продавцами, незнакомыми людьми; на улице- с прохожими, старыми, молодыми, взрослыми, сверстниками.

Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь: с одними – только поздороваешься, с другими – поговоришь, третьим – ответишь на вопрос, к Ому-то сам обратишься с просьбой.

Вывод: человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, в кино, библиотеке, в магазине, транспорте.

Вот о культуре поведения мы и поговорим сегодня с вами на нашем классном часе.

А теперь послушайте стихи и ответьте мальчику на вопрос в конце стихотворения.

На Арбате, в магазине,

За окном устроен сад.

Там летает голубь синий,

Снегири в саду свистят.

Я одну такую птицу

За стеклом видал в окне,

Я видал такую птицу,

Что теперь не спится мне…

Из-за этой самой птицы

Я ревел четыре дня.

Думал, мама согласится –

Будет птица у меня.

Но у мамы есть привычка

Отвечать всегда не то:

Говорю я ей про птичку,

А она мне про пальто.

Что в карманах по дыре,

Что дерусь я во дворе,

Что поэтому я должен

Позабыть о снегире.

Я ходил за мамой следом,

Поджидал ее в дверях,

Я нарочно за обедом

Говорил о снегирях.

Было сухо, но галоши

Я послушно надевал.

До того я был хорошим –

Сам себя не узнавал.

Я почти не спорил с дедом,

Не вертелся за обедом,

Я «спасибо» говорил,

Всех за все благодарил…

До чего же я старался!

Я с девчонками не дрался.

Как увижу я девчонку,

Погрожу ей кулаком

И скорей иду в сторонку,

Будто я с ней незнаком.

Мама очень удивилась:

— Что с тобой, скажи на милость?

Может, ты у нас больной –

Ты не дрался в выходной!

И ответил я с тоской:

— Я теперь всегда такой.

Добивался я упрямо,

Повозился я не зря.

— Чудеса, — сказала мама

И купила снегиря…

Я кричал на всю квартиру:

— У меня снегирь живой!

Я им буду любоваться,

Будет петь он на заре…

Может, снова можно драться

Завтра утром во дворе?

(Учитель выслушивает суждения ребят.)

Учитель: Поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляет след в душе на целый день.

Часто хорошее настроение зависит от того, оказали ли человеку внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова.

Жизнь в обществе требует, чтобы все люди выполняли правила общения, обязательные для всех: для взрослых, для мальчиков и девочек, для спокойных и шаловливых.

Обсуждение правил культуры общения

Учитель: А теперь я предложу вам четыре правила культуры общения. Первое правило вы должны сформулировать сами, прослушав следующие строки (Отрывок из стихотворения Даниила Хармса «Врун»).

А вы знаете, что У?

А вы знаете, что ПА?

А вы знаете, что ПЫ?

Что у папы моего

Было сорок сыновей?

Было сорок здоровенных –

И не двадцать,

И не тридцать, —

Ровно сорок сыновей!

Ну! Ну! Ну! Ну!

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

Еще двадцать,

Еще тридцать,

Ну еще туда-сюда,

А уж сорок,

Ровно сорок, —

Это просто ерунда!

А вы знаете, что СО?

А вы знаете, что БА?

А вы знаете, что КИ?

Что собаки-пустолайки

Научилися летать?

Научились точно птицы, —

Не как звери,

Не как рыбы, —

Точно ястребы летать!

Ну! Ну! Ну! Ну!

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

Ну, как звери,

Ну, как рыбы,

Ну еще туда-сюда,

А как ястребы,

Как птицы, —

Это просто ерунда!

(Учитель помогает учащимся сформулировать первое правило: №Быть всегда, везде и со всеми честным».)

Учитель: Второе правило – точность. Труд, общественная работа, развлечения часто бывают коллективными, когда от каждого зависит успех. Поэтому воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всем: в работе, в учении, в приходе вовремя в школу, на собрание, в кино, в театр. Точность должна быть в исполнении обещаний. Дал слово – исполни, обещал прийти – приди вовремя.

Третье правило – деликатность. Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчеркивать, что ты совершаешь благородный поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты – лучше всех и все умеешь делать сам.

И четвертое правило- вежливость. Надо вежливо обращаться к другим людям, правильно вести себя в чужом доме, знать, кого можно называть на «ты», а к кому обращаться на «вы», уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным.

Читайте также:  Творческий конкурс для педагогов и детей «багряная осень»

Только запомните: все эти правила надо соблюдать искренне, не пытаясь из этого получить выгоду. Льстивая вежливость может привести в итоге к плохим поступкам, а порой и к трагедии.

Обсуждение ситуаций о поведении

в общественных местах

1-я ситуация

Представим себе, что вы всем классом выходите гурьбой после просмотра фильма из зала. Толкаетесь. Некоторые ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому локтями расталкивают соседей. Мальчик, спускающийся по лестнице, споткнулся и упал. Как реагировали окружающие ребята?

Один бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику подняться, другой закричал: «Ну что толкаешься?!» Третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклюжий! Медведь косолапый». Остальные равнодушно проходили, даже не взглянув на пострадавшего.

Можно предположить и переживания упавшего мальчика, и огорчение попавших в толкучку, которую создали ребята, расталкивающие друг друга и стремящиеся выйти первыми, без очереди.

Как бы вы поступили в данном случае?

(Ребята предлагают свои варианты решения проблемы.)

2-я ситуация

Вот ребята из параллельного класса идут на экскурсию в музей. Еще издали слышно, что идет много ребят: они громко разговаривают, смеются. Некоторые пытаются подставить ножку впереди идущему. Но вот встретился киоск с мороженым и соками. Сразу же у киоска возникла толпа.

Каждый хочет побыстрее купить мороженое. Ученики даже не слышат учительницу. Наконец, класс подходит к остановке. Приближается автобус. Многие ребята входят с мороженым в руках.

Оно тает, капли попадают на одежду пассажиров, которые, конечно, выражают недовольство и возмущение.

В этой ситуации мы опять встречаемся с людьми, которые приносят окружающим неприятности.

Каковы пути разрешения данной ситуации?

(Ребята вновь предлагают свои варианты решения проблемы.)

Надо уметь жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга.

Учитель: Ребята, а теперь я предложу вам некоторые правила «Не». Пожалуйста, познакомьтесь с этими «Не» повнимательнее.

  • Не спеши первым сесть за стол.
  • Не разговаривай во время еды.
  • Не чавкай.
  • Не рвись первым выскакивать в двери.
  • Не перебивай говорящего.
  • Не кричи и не повышай голос.
  • Не размахивай руками.
  • Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
  • Не передразнивай говорящего.
  • Не садись раньше старшего без его разрешения.
  • Не протягивай руку первый при приветствии, подожди, пока ставший поздоровается с тобой.
  • Не забудь снять головной убор, входя в дом.
  • Не повторяй слишком часто «я».
  • Не делай вид в общественном транспорте, что не замечаешь стоящего пожилого человека.
  • Не вмешивайся в чужой разговор, а в случае необходимости – произнеся слово «Простите».
  • Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.
  • Чихай только в носовой платок.
  • Не держи руки в карманах.
  • Не причесывайся где попало.
  • Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.
  • Не произноси слов, точное значение которых тебе не известно.
  • Не используй в своей речи сленг и слова-паразиты.
  • не считай себя центром вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.

Учитель: Ребята, сразу запомнить эти правила сложно. Но, выполняя некоторые из них ежедневно, вы сможете выучить все правила за несколько дней.

Давайте поиграем в игру «Правила хорошего тона». Если вы внимательно прослушали правила «Не», то вы справитесь с заданиями этой игры.

Я буду называть первую часть «правила хорошего тона», например: «За столом…», а вы должны закончить эту фразу, используя правила «Не», например, «не болтай ногами», «не разговаривай» и т. д. Итак, …

  • при еде… (не чавкай, не разговаривай с соседом и т. д.)
  • приветствуя старшего…
  • при разговоре с другом…
  • входя в общественный транспорт…
  • в людных местах и на улице…
  • входя в школу…

В завершение классного часа учитель просит ребят объяснить, чему новому они научились на классном часе? Какие из четырех правил вежливости они запомнили? В ходе диалога с ребятами учитель подводит их к мысли и необходимости всегда и везде соблюдать правила вежливости.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/klassnyi-chas-pravila-obiazatiel-nyie-dlia-vsiekh

Классный час на тему «Правила поведения в общественных местах»

Цель. Усвоение учащимися совокупности конкретных правил поведения в учреждениях культуры, на транспорте, основанных на уважении к правам и свободам других граждан.

Задачи:

1. Развивать навыки культурного поведения в общественных местах (театре, на транспорте, в библиотеке).

2. Формировать положительные моральные качества.

Ход урока

1. Постановка проблемы:

— Ребята, как вы думаете, с каким человеком приятно общаться, напишите его словесный портрет. Т. е. вы хотите сказать, что приятно общаться с человеком, который опрятен, спокоен, вежлив, добр, воспитан. Сегодня мы с вами повторим о правилах правила поведения в общественных местах

2. Сообщение темы урока

Посмотрим, насколько хорошо вы знаете предназначение этих общественных мест.

Наш классный час посвящен правилам поведения в общественных местах

Задание. Соедините стрелочками слова левого и правого столбика. (слайд №2)

3. Работа над темой урока

1. Правила поведения в гостях

К нам пришли гости звери из лесной школы вы их узнали? Кто это?( волк, хомяк, белочка, поросёнок, лисёнок) (Слайд№3-6)
 

По поведению гостей определите, кто из них самый воспитанный.

-Как Хомяк увидел торт на столе, сразу потребовал, чтобы ему отрезали кусочек и весь слопал;

-Волк положил 2 лапки на стол и при этом громко свистел, играть с салфеткой;

-Поросёнок стал разговаривать во время еды с набитым ртом;

-Белочка, пережевывала пищу с закрытым ртом, старалась есть бесшумно. 

— Лисёнок пожелал приятного аппетита всем сидящим за столом, вилку взяла в левую руку, а нож в правую, а после обеда воспользовалась салфеткой.

Каков правильный ответ? (Белочка, Лисёнок)

Давайте с вами ещё раз прочитаем правила поведения в гостях и все будем их соблюдать, ведь мы с вами воспитанные дети.

Правила поведения в гостях (слайд №7)

· В гостях нужно быть вежливым, вести себя спокойно

· Поддерживать разговор во время еды, но не разговаривать с набитым ртом

· Пережёвывать пищу с закрытым ртом, стараясь есть и пить бесшумно

· Не отвлекать внимание гостей только на себя. Не ломать и разбрасывать игрушки

· Не клади локти на стол, не играй во время еды.

· Правильно пользуйся ножом, вилкой, салфеткой.

Но нашим гостям нужно попасть в библиотеку, чтобы подготовить домашние задания, которые были заданы в лесной школе.

Конкурс «Пословицы»

Вы работаете в парах. У каждой пары набор карточек. Вам нужно из этих карточек составить пословицу, озвучить её и объяснить её значение.

· В добрый час молвить, в худой — промолчать.

· Слово не воробей — вылетит, не поймаешь.

· Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь.

· Доброе слово железные ворота отопрет.

· Долго думал, да хорошо сказал.

· Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

· Красно поле пшеном, а беседа умом.

· Кстати промолчать, что большое слово сказать.

· Лишнее говорить, себе вредить.

· Складно бает, да дела не знает.

· На великое дело — великое слово.

· Выпустил словечко — не догонишь и на крылечке.

2. Правила поведения в общественном транспорте

Давайте вспомним правила поведения в общественном транспорте. (слайд 8-9)

— Если ты станешь прыгать в автобусе, громко разговаривать, то…

— Если ты не выходишь на следующей остановке, но стоишь на ступеньках, то…

— Если ты не приготовишься заранее к выходу, то…

— Если ты во время движения автобуса держишься за поручень, то…

— Если готовишься к выходу, то спрашиваешь так…

Чтение отрывка из произведения С. Михалкова «Шел трамвай десятый номер»

Шел трамвай десятый номер

По бульварному кольцу.

В нем сидело и стояло

Сто пятнадцать человек.

Люди входят и выходят,

Продвигаются вперед.

Пионеру Николаю

Ехать очень хорошо.

· Вопросы:

— Понравился ли вам главный герой?

Какое правило нарушил Николай

Прочитай и запомни правила поведения детей-пассажиров. (дети читают самостоятельно, сначала называют правила, которые знали, а потом новые)

Полную информацию смотрите в файле. 

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/klassnyy-chas-na-temu-pravila-povedeniya-v-obshchestvennykh-mestakh.html

Открытый классный час «О культуре поведения в школе» (5 класс)

Классный руководитель: Зинченко Н.А.

Читайте также:  Сюжетно-ролевая игра по пдд для дошкольников 4-7 лет

Цели: Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, проработанными и внедренными самими учащимися в результате групповой работы по темам классного часа;

профилактика спорных ситуаций среди учеников, предотвращение конфликтных ситуаций между учителями и учениками.

Мотивация выбора данной темы: учащиеся сами должны прийти к правилам поведения в школе и школьному этикету, сами должны осознать их необходимость, чтобы потом более осознанно всего этого придерживаться.

Задача: Развитие коммуникативных способностей учащихся.

Оснащение и оборудование:

  • Столы со стульями для групп
  • Задания для групп для обсуждения одной тем
  • Подсказки по каждой теме (общие для всех)
  • Бумага и фломастеры для записи
  • Мультимедиа проектор
  • Интерактивная доска

Форма проведения: работа учащихся в группах по выработке правил поведения в школе, школьного этикета, а также разработка обязанностей дежурного класса.

Содержание классного часа

Класс делится классным руководителем на 3 группы с учетом пожеланий учащихся. Ребята рассаживаются за свои столы. Классный руководитель вводит учеников в курс дела: сообщает тему классного часа, знакомит с целями мероприятия.

Ход классного часа

До начала выступления учителя включается песня Б.Окуджавы «Давайте восклицать!» С классом обсуждается смысл слов песни, ведется поиск связи с тематикой классного часа.

Вводное слово учителя

Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития “я” каждого человека. И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и малая группа — школьный класс.

Что такое класс? Класс — объединение людей, где “я” каждого превращается в общее “мы”. И нужно чтобы каждое отдельное “я” чувствовало себя в этом большом “мы” комфортно. И чтобы “я” каждого не подавляло “я” своего соседа. Для этого необходимо существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность каждому “я” полноценно развиваться.

Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно. Дома мы общаемся с родными: мамой, папой, братьями и сестрами, с соседями; в школе – с учителями, школьными товарищами, библиотекарем; в магазине — с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми; на улице – с прохожими; старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками.

Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одними только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д.

Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова.

Очень много времени мы с вами проводим в школе, поэтому сегодня будем говорить о правилах поведения в школе, а также о моментах неуважительного отношения, то есть такого, после которого возникают обиды. Как правило, обиды взаимны.

К сожалению, не во всех школьных коллективах утверждаются правила вежливости, приветливости, деликатности.

Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны.

Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях: “От одного слова да навек ссора”, “Бритва скребет, а слово ранит”, “Ласковое слово – это вешний день”.

Как вы думаете, что обозначает слово “вежливый” (соблюдающий правила приличия).

Итак, предлагаю вам в группах выполнить следующую работу: в течение 5 минут придумать, точно, кратко и выразительно разыграть сценки типичных ситуаций соблюдения или нарушения норм культуры поведения и общения в различных ситуациях.

Например: “Как мы приветствуем, друг друга, взрослых в школе, на улице”, “Как мы возражаем взрослым, родителям”, и т. д.

Самостоятельная работа в группах.

Выступления от групп и общее обсуждение. Отношение других групп к ситуации.

Задание

Перед вами на интерактивной доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак воспитанного человека.(от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди записывают характеристики воспитанного человека)

Обсуждаются качества личности воспитанного человека. Вырабатываются правила поведения.

Правила:

  • Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях — это взаимно. Вырабатывайте в себе такие качества.
  • Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.
  • Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков.
  • Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.
  • Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе

Сокровищница народной мудрости”

На интерактивной доске размещена таблица из двух столбцов. В левой части записаны начала народных высказываний. В правой части – окончание пословицы. Необходимо сопоставить начала и окончания, перетаскивая фразы в правой части в соответствующие строки.

Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:

У себя как хочешь, Не дорог подарок – О пустяках спорить – По одежде не суди,Слово – серебро, по делам гляди. молчание – золото.а в гостях – как велят.дорога любовь.дело упустить.

Хоть не богат, От слова спасенье,На незваного гостяВ деревню, где живут одноногие,От одного слова, и от слова погибель. не припасена и ложка.а гостям рад.да навек ссора.надо идти на одной ноге.

Смысл каждого высказывания обсуждается.

Далее учащимся дается следующее задание:

Каждая группа получает задание, написанное на приготовленной карточке. Темы выбираются каждой командой вытягиванием заданий из рук учителя.

Темы:

  1. Школьный этикет (внешний вид, речь в стенах школы, вежливость)
  2. Правила поведения в школе
  3. Обязанности дежурного класса

Подсказки

  • Форма
  • Прическа сменная или вторая обувь
  • Приветствие учеников и взрослых
  • Обращение к друг другу
  • Мусор
  • Бережливость
  • Вежливость
  • Опоздания
  • Прогулы
  • Плееры и сотовые телефоны
  • Повседневная речь в школе
  • Манера общения
  • Чужие вещи
  • Поведение в столовой
  • Поведение во время линеек и мероприятий
  • Приход в школу
  • Пропуск уроков
  • Школьное имущество
  • Соблюдение правил безопасности
  • Забота о младших и слабых
  • Решение спорных вопросов
  • Курение в школе
  • Поведение на уроках
  • Поведение на переменах
  • Употребление непристойных выражений
  • Обязанности старшего дежурного по школе
  • Обязанности дежурного класса
  • Поведение на школьных вечерах и дискотеках

Задание В течение 15-20 минут идет обсуждение темы, вносятся предложения и рекомендации, обсуждается их формулировка. Все это записывается на предоставленной бумаге. Затем учащиеся отбирают наиболее важные пункты. Из отобранного материала учащиеся готовят презентацию, которую защищают перед классом, отстаивая свои наработки и доказывая необходимость того или иного пункта. На подготовку и защиту презентаций отводится 25 минут. По окончании классного часа принимается решение.

Решение

Выйти с предложением к другим классам провести подобные классные часы с такими же темами для выработки таких правил поведения в школе, чтобы их выполняли уже все учащиеся школы.

Подведение итогов.

Учитель: Предлагаю вам сейчас сдать экзамен по правилам поведения. Лучшему кто справится с заданиями, будет вручена медаль «Супер вежливость»

Заключительное слово.

Как учиться “вежеству”До XVI века в русском языке широко употреблялось слово “вежа”, т.е. человек, который знает как вести себя в той или иной обстановке. Чтобы научиться “вежеству” существует несколько приемов.

Самонаблюдение

Прием сложный. Нужно как бы раздвоиться. Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой цель.

Например, сегодня – “манеры”.

В другой раз цели будут другие: как разговариваю с людьми? Как здороваюсь? Как держусь в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно и хорошие черты, качества, привычки.

Самооценка

Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать себе. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.

Изучение мнения других людей

Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.Помогает и самопознание, и наблюдение за поведением окружающих.

У одного древнего восточного мудреца спросили: “У кого ты учился благовоспитанности?” — “У невоспитанных, ответил он, я избегал делать то, что делают они”.

Итак, первое условие воспитанности – знание общепринятых норм и правил поведения; второе – тренироваться упражняться в правильном поведении; третье – прочные и устойчивые привычки поведения.

Источник: http://kak.znate.ru/docs/index-11845.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector