Классный час на тему: культура речи, 1 класс

Классный час на тему: Культура речи, 1 класс

КЛАССНЫЙ ЧАС

по культуре речи « Говори по-русски грамотно и красиво».

Учитель:

Ничто так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем об их мыслях, чувствах, но и можем получить представление об их общем развитии, грамотности, об уровне речевой культуры. Нашу беседу с вами мы посвящаем культуре речи, и называться она будет так: «Правильно ли мы говорим?»

Ребята, как вы думаете, что же такое культура речи? (это умение говорить и писать правильно; это способность излагать свои мысли просто, доступно, логично, точно, кратко и т.д.)

А всегда ли мы выражаем свои мысли ясно, точно, правильно?

        Говорить правильно, красиво – это значит не только соблюдать правила произношения, но и умело строить предложения, подбирать нужные по смыслу слова.

 Иначе у вас может появиться болезнь, которой болен наш герой Петя.

СЦЕНКА №1.

Сценарий зачитывает учитель.

Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?

Петя: Захворнул я малость, доктор. Только и делов-то, что в роте пухнет и в горлу  дерет.

Доктор: Во рту говоришь? Сейчас посмотрим  . А в каком классе учишься, молодой человек?

Петя: В  3  -ым

Доктор: В пятом «ым»? Не знаю такого класса. А дружно ли вы живете в классе?

Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.

Доктор: Жутко весело. Гм… А учитесь как?

Петя: Порядочек! Железно! Круто! Особенно  перваши жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.

Доктор: Порядочек… Железно… Круто  ). Откройте рот (Петя открывает рот, высовывает язык). Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я дам тебе хороший рецепт. Вот он (достает из стола и показывает учебник русского языка).

Учитель:

        Какую болезнь обнаружил доктор у Пети? Согласны ли вы с диагнозом?

        Какой рецепт дал доктор?

        Учитель:

Ясность и точность мысли нарушаются при неправильном выборе слов или неудачном их сочетании. Нелепо звучат сочетания слов УЖАСНО ДРУЖНО, ЖУТКО ВЕСЕЛО, которые употребил Петя. Слова УЖАСНО, СТРАШНО, ЖУТКО обозначают тяжелые, гнетущие чувства, и их нельзя использовать для оценки чего-то положительного, хорошего.

Чтобы речь была правильной, грамотной, правильно произносите слова.

Повторяйте дружно за мной и запомните, где в этих словах стоит ударение:

АЛФАВИТ, АГЕНТ, ДОГОВОР, ДОКУМЕНТ, ДОСУГ, ЗВОНИТ, КИЛОМЕТР, МАГАЗИН, ПОНЯЛ, КРАСИВЕЕ.

 Учитель: (медленно):

        Ну вот, отсюда, значит, следует, знаете ли… вывод! Что необходимо, понимаете ли, обращаться, так сказать, за помощью ну… того, значит, за справками, ну вот к этому, к самому, как его… к словарю.

 Беда в том, что из тридцати сказанных слов, достаточно было сказать: «Необходимо обращаться за помощью и за справками к словарю». Остальные слова – лишние, слова-паразиты: НУ, ВОТ, ПОНИМАЕТЕ, ТАК СКАЗАТЬ, ЗНАЧИТ.

Некоторые ребята следят за своей речью только в школе. Но стоит им выйти из класса, как появляются ненужные словечки. А иногда и грубые выражения.

Обсудим ситуацию.        Когда ребята писали сочинение о весне, то лучшая работа была у Сережи. Всем она понравилась. Прочти нам, Сережа, свое сочинение.

Сережа: Пришла весна. Все просыпается после зимнего сна. Весенний воздух свеж и пахуч. Весело звенят птичьи голоса. Подул теплый ветерок, и солнце ласково засветило на голубом небе. Побежали прозрачные ручейки по дорожкам и оврагам. Весне радуются все: и люди, и птицы, и животные.

Сережа уходит, но быстро возвращается. Шапка сбита набок, в руках расстегнутый портфель.

Учитель  Интересно было слушать сочинение Сережи о весне. Но вот кончились уроки, и во дворе вы Сережу не узнаете.

Сережа (размахивая портфелем): Эй, Мишка, оглох ты что ли? Вали сюда!

Появляется Мишка.

Миша: Ну как сочинение?

Сережа: Классно! На пять! Ну что, Мишка, махнем в кино? Там, говорят, фильм клевый…

Учитель:Что же ты, Сережа, так странно заговорил?

Сережа: А у меня два языка – один для занятий в школе, а другой для приятелей. Покеда! Мы отчаливаем!

Учитель:Правильно ли поступает Сережа? Не видели ли вы среди своих знакомых такого Сережу?

  Учитель:Неприятно слышать, когда ребята называют друг друга Мишка, Ванька, Танька. О тех, кто не уважает своих друзей, говорится в стихотворении М.Червинского «Как его зовут?»

                                   Спасибо, здравствуйте, простите

                        Произносить он не привык.

                        Простого слова извините

                        Не одолел его язык.

                        Не скажет он друзьям по школе:

                        Алеша, Петя, Ваня, Толя.

                        Своих друзей зовет он только:

                        Алешка, Петька, Ванька, Толька.

 Учитель:Вы не встречали таких ребят?

Какая речь вредит человеку, становится его врагом? (небрежная, засоренная пустыми, бессмысленными словами, злая, жестокая, оскорбительная, невежливая, неуважительная, неграмотная речь).

 Учитель:Ребята, русский язык необыкновенно красив и богат. Максим Горький говорил: «Язык – инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть».

 «Великим, могучим, правдивым и свободным» назвал наш русский язык Иван Сергеевич Тургенев. Он призывал беречь чистоту языка, как святыню.

                                   Язык свободный, мудрый и простой

                        Нам поколения в наследство подарили.

                        Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой

                        Его в своих твореньях сохранили.

                        Язык писателей нам служит образцом.

                        Он мудростью народною отмечен.

                        Овладевайте литературным языком,

                        Боритесь за культуру речи!

МБОУ «Пичпандинская СОШ»

КЛАССНЫЙ ЧАС

по культуре речи

« Говори по-русски грамотно и красиво».

в 1,3 классах

Учитель: Поршина Ольга Ивановна.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/02/20/klassnyy-chas-po-kulture-rechi-govori-po-russki-gramotno-i

Классный час «Культура речи»

Классный час Классный час « Культура речи»

Задачи:

• познакомить обучающихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой;

• воспитывать любовь и уважение к родному языку,

• формировать конструктивные навыки речевого общения.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

И. С. Тургенев

Ход классного часа:

Вступительное слово классного руководителя:

Язык — это наша история, наше богатство, культура, это язык А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, К. Г. Паустовского и других великих хранителей красоты, могущества и образности родного языка. В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность.

Эстетика речи состоит в ее нормированности, то есть в подчинении определенным нормам (правилам) произношения, ударения, построения слов, словосочетаний, предложении; в ясности, эмоциональности и доступности; в чистоте, то есть в отсутствии слов-паразитов, словесных штампов; в яркости, образности, выразительности. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного. Великий французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена».

Приведите примеры, как мы говорим. (Ответы обучающихся)

Классный руководитель:

О культурном облике человека мы судим не только по тому, как он выражает свои мысли и чувства. В устной и письменной речи раскрываются содержание и глубина мыслей, эмоциональная культура человека.

Прослушайте, пожалуйста, выдержки из ваших письменных работ и ответьте на вопросы: какое значение имеет четкость, последовательность, простота изложения мыслей в письменной и устной речи? Можно ли излагать материал четко и ясно, если он неглубоко усвоен?

(Приводятся примеры письменных работ обучающихся).

Классный руководитель:

В. А. Сухомлинский писал, что мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное — приносит беду. Подкрепите это высказывание примерами из жизни. Ответьте на вопросы:

— Какова взаимосвязь между чувствами, речью и воспитанностью человека?

— От чего зависит способность управлять своими чувствами?

— Какими чувствами должен руководствоваться человек во взаимоотношениях с другими людьми?

-Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми? Назовите их (сдержанность, предупредительность, умение управлять своим настроением, приглушать отрицательные и тактично проявлять положительные эмоции, наличие чувства юмора и умение им пользоваться, доброжелательность и т. п.).

— Как бы вы реагировали на слова товарища, поделившегося с вами своим горем (радостью)?

■ Как повысить культуру речи?

Речь служит средством общения людей. Чтобы выработать умение говорить просто, образно, живо, с правильными интонациями, полезно выполнять такие задания, как составление словесного портрета, театральная импровизация и др.

Задание: составьте словесный портрет одноклассника.

(Ответы обучающихся)

■ Как стать интересным собеседником?

Классный руководитель обращается к обучающимся с вопросами: какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хороший собеседник? Легко ли вы находите контакт с людьми? Какие трудности испытываете вы в речевом общении? Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора?

Затем предлагается обучающимся «проиграть» сценки разговора с товарищем или мамой по телефону, ситуации встречи и приветствия одноклассников, соседей по дому и т. п. Школьников необходимо подвести к мысли, что глубина и душевность человеческих контактов зависит не только от правильности, уместности слов и выражений, но и от манеры обращения, интонации голоса, употребляемых жестов и мимики.

■ Учись искусству спорить, думать, обсуждать!

Классный руководитель:

Умение анализировать жизненные ситуации, обоснованно выражать свое суждение по поводу тех или иных событий, выступать в защиту человека, отстаивать свои взгляды — все это важные показатели речевой культуры. Придерживайтесь следующих правил: давая оценку поступку, охарактеризуйте обстоятельства, при которых он совершен, попытайтесь уяснить себе мотивы поступка, причины, которые его вызвали.

Классный руководитель обращается к учащимся с вопросами: часто ли у вас вспыхивают ссоры с товарищами? В чем вы видите их причину? Приходилось ли вам отстаивать свою точку зрения? Если да, то в связи с чем? Удалось ли вам убедить собеседника в своей правоте? Можно ли по разговорной речи судить о культуре человека? Предложите свои рекомендации, как надо вести спор, чтобы он не превратился в ссору

Далее классный руководитель знакомит обучающихся с правилами ведения беседы:

Ведение беседы всегда имеет какую-то цель: мы никогда не общаемся с людьми «просто так».

Даже если мы общаемся «ни о чем», мы делаем это не просто так, а чтобы получить удовольствие от общения с приятным человеком или «в дипломатических целях» — чтобы поддержать хорошие отношения с собеседником.

Основные правила ведения беседы просты, но почему-то мы часто их забываем. К тому же, чем больше людей участвует в разговоре, тем сложнее бывает эти правила соблюдать.

Начнем, пожалуй… с начала. Имеется в виду — с начала разговора. Если вы собираетесь вступить в беседу, которая уже в разгаре, не нужно спешить: для начала прислушайтесь, поймите суть разговора, после чего решите, будет ли уместным ваше участие в этом разговоре.

Если вы начинаете разговор первым, осторожно выбирайте тему: она должна быть интересной для всех (или хотя бы для большинства) присутствующих. В малознакомой компании не стоит говорить о политике или религии, поднимать семейные темы — в общем, тема разговора не должна быть слишком личной или потенциально спорной.

Правильное ведение беседы требует умения не только говорить, но и слушать. В разговоре принимают участие несколько людей, а это значит, что возможность высказаться должна быть у каждого.

Беседа не должна превращаться в монолог, поэтому следите за собой. Если же в «глухаря на току» превращается кто-то из собеседников, постарайтесь мягко намекнуть ему, что другие тоже хотят высказаться.

Когда к вам обращаются с вопросом, не отвечайте односложно (скажем, просто «да» или «нет»).

Такие ответы зачастую отбивают у людей всякое желание вести беседу, так как демонстрируют отсутствие интереса с вашей стороны (даже если на самом деле это смущение или усталость).

Даже если вам нечего ответить на вопрос, кроме «да» или «нет», постарайтесь немного расширить ответ, чтобы он звучал не так отрывисто.

Если беседа не клеится, можно попробовать разрядить обстановку шуткой.

Читайте также:  Классный час «культура поведения в общественных местах», 5 класс

Но шутки нужно подбирать очень аккуратно, особенно в малознакомой компании: всегда существует риск, что ваша острота может обидеть кого-нибудь из присутствующих.

Поэтому избегайте шуток об определенных группах людей (национальности, профессии и т. п.), двусмысленных шуток. Вообще, если шутка вызывает у вас хоть малейшие сомнения — не шутите.

В ходе беседы могут подниматься спорные вопросы и возникать разногласия. Каким бы сильным ни было искушение отстоять свою точку зрения, не нужно терять уважение к собеседнику.

Разумеется, никто не говорит, что вам следует отказаться от своего мнения, но возражать собеседнику нужно ненавязчиво и деликатно, избегая резких выражений и переходов на личности.

Не навязывайте никому свое мнение и свои взгляды, не насмехайтесь над чужой точкой зрения.

Во время разговора следите за своей речью.

Старайтесь воздерживаться от использования специфического сленга, профессионального жаргона и редко используемых иностранных слов, которые могут быть непонятны многим из присутствующих. И, естественно, никаких грубостей.

Разумеется, многое зависит от того, с кем именно вы общаетесь, — в компании близких друзей границы допустимого значительно расширяются — но не стоит забывать об элементарных правилах приличия.

Вообще, ведение беседы подчиняется фундаментальному принципу, применимому практически в любой ситуации: не говорите собеседнику того, чего сами не хотели бы услышать. Разговор должен строиться на взаимном уважении, только при соблюдении этого условия все собеседники останутся довольны беседой и друг другом.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/meropriyatia/klassnyi-chas-kul-tura-riechi

Классный час по культуре речи

Классный час по культуре речи

Классный час «Потолкуешь с одним – затоскуешь, потолкуешь с другим — возликуешь»

Цели:

  • познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи,
  • установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой,
  • воспитывать любовь и уважение к родному языку,
  • формировать навыки речевого общения.

Ход классного часа

Вступительное слово классного руководителя. Правильная речь- это важное свидетельство общей культуры личности, это один из способов обеспечения достоинства человека, его свободы и уверенности во время общения. Речь — это визитная карточка, по которой составляют впечатление о говорящем.

Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о том, какие слова засоряют нашу речь, делают её бедной, невыразительной и как нам сделать её красивой и правильной.

1 ведущий

? Как вы думаете, сколько слов в русском языке?

Большой Академический словарь в 17 томах содержит 131 257 слов. Но этот ответ весьма условен, потому что это издание содержит только слова литературного, т.е. нормированного языка. В словаре не указаны термины, имена собственные, диалектизмы, наречия, образованные от прилагательных и многое, многое другое.

2 ведущий

? А сколько же слов мы используем в нашей речи?

В словаре языка А.С.Пушкина зафиксировано 24000слов. По современным оценкам словарный запас учащегося первого класса средней школы составляет 2000 слов. Человек с высшим образованием знает порядка 10 тыс. слов, эрудиты — до 50 тыс. слов

1 ведущий

А еще различают два вида словарного запаса: активный и пассивный.

Активный словарный запас включает слова, которые используются в устной речи и письме.

Пассивный словарный запас включает в себя слова, которые человек узнаёт при чтении и на слух, но не использует их сам в устной речи и письме. Пассивный словарный запас больше активного в несколько раз.

2 ведущий

Почему же мы иногда уподобляемся героине известного романа Ильфа и Петрова?

(отрывок из фильма)

1 ведущий

Да уж, мы иногда превосходим Эллочку в косноязычии

2 ведущий

Особенно в наших сочинениях. Послушайте отрывки из сочинений:

Через свои лишь только трупы они пройдут к нашим телам…

Это – один из поэтов, который полностью оголился перед читателем

Раскольников стал нервным: при стуке ног о лестницу он вздрагивал.

Они патрулем проходят через всю поэму.

Маяковский писал сам и других призывал писать так, чтобы брюки трещали в шагу.

Мы терзаем науки.

Надо оставить для потомства свой след, свою тень.

1 ведущий

К сожалению, такая речь очень заразительна и приводит к неутешительным результатам на экзамене. Что же мешает нам говорить правильно и красиво?

2 ведущий

Ни для кого не секрет, что очень часто вокруг себя мы слышим сквернословие. Кстати, многие бранные слова первоначально имели совсем не ругательное значение.

На слайд:

Лох Оказывается, словечко существовало задолго до наших дней, когда молодежь с такой любовью пользуется этим ругательством. Лохом (лоховесом, лопоухим) издревле называли в Псковской губернии разных юных шалопаев. 

Возможно также, что слово восходит к украинскому «волох» — румын, молдаванин, либо «галах» — оборванец, бродяга.

Мымра 
И этот образ родом из старины! Раньше мымрой называли домоседа. Мумрить (мымрить) — значит, сидеть безвыходно дома.

Бугай 
Так называли здорового детину, человека большого ума и таланта. 

Олух 
Слово произошло от «волоха» (пастуха). Так что «олух Царя небесного» — это изысканный комплимент!

Зараза 
И уж совсем иной смысл имело слово «зараза»! Если бы несколько веков назад так назвали девушку, она бы не обиделась, а поблагодарила за комплимент. В те времена «Какая вы зараза!» — означало: «Какая вы прелесть, само очарование!»

Урод 
Слово произошло от славянского корня «род» в значении «плод, рожденный» с добавлением приставки «у-». То есть «урод» -это, грубо говоря, «уродившийся». Отрицательный смысл у слова, появился позднее, и то не везде. В польском языке, например, слово «урода» до сих пор означает «красота».

1 ведущий:

Многие считают, что ругаться матом — это вполне нормально, потому что ругаются практически все. Антон Семенович.Макаренко писал: «Матерное слово есть неприкрашенная, мелкая гадость, признак дикой, самой первобытной культуры»

Чтец 1:

О скверном и святом

Что в сердце нашем самое святое?Навряд ли надо думать и гадать.Есть в мире слово самое простоеИ самое возвышенное — Мать!Так почему ж большое слово это,Пусть не сегодня, а давным-давно.

Но в первый раз ведь было кем-то, где-тоВ кощунственную брань обращено?Тот пращур был и темный, и дурной,И вряд ли даже ведал, что творил,Когда однажды взял и пригвоздилРодное слово к брани площадной.Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

И все же трудно попросту понятьЧто слово «мат» идет от слова «мать»,Сквернейшее от самого святого!Неужто вправду за свою любовь,За то, что родила нас и растила,Мать лучшего уже не заслужила,Чем этот шлейф из непристойных слов?!Ну как позволить, чтобы год за годомТак оскорблялось пламя их сердец?!И сквернословам всяческого родаПора сказать сурово наконец:Бранитесь или ссорьтесь, как хотите.Но не теряйте звания людей.Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей!

2 ведущий:

Также в нашей речи очень обширно представлен жаргон, который тоже не делает ее краше и выразительнее.

На слайд:

Жаргон (франц.) — испорченный язык. На жаргоне говорят люди, связанные одной профессией, социальным слоем. Это своего рода слова-пароли, для того чтобы отличить «своего» или кратко передать мысль.

Существовал когда-то светский жаргон.»В Версале говорили не «нос», а врата мозга, не «глаз», а «рай души». Нельзя было сказать «я люблю дыню», потому что это унизило бы глагол «любить», и говорили потому : » я уважаю дыню». Вместо «я высморкался» нужно было произнести «я облегчила ворота мозга посредством платка…».

Жаргонизмы учащейся молодежи, как правило, связаны с учебой .

2 чтец: Конспект одного крутого студента на одной забойной лекции
Хаммурапи был нехилый политический деятель. Он в натуре катил бочку на окружавших кентов. Сперва он наехал на Ларсу, но конкретно обломился. Воевать с Ларсой было не фигушки воробьям показывать, тем более, что ихний Рим-Син был настолько навороченным шкафом, что без проблем приклеил Хаммурапи бороду. Однако того не так легко было взять на понт. Ларса стала ему сугубо фиолетова, и он перевел стрелки на Мари. Ему удалось накидать лапши на уши Зимрилиму, который тоже был крутым мэном, но в данном случае прощелкал клювом. Закорифанившись, они наехали на Эшнуну, Урук и Иссин, которые долго пружинили хвост, но пролетели, как стая рашпилей.

Классный руководитель.

Время от времени в газетах вспыхивают дискуссии о чистоте языка, о необходимости бороться с канцеляризмами. Примеры засорения литературного языка приводил не раз К.И.Чуковский в своей книге «Живой как жизнь»:

-Почему вы пользуетесь услугами лифта?

-Чуть выйдешь за калитку, сейчас же зеленый массив.

— В нашем зелёном массиве так много грибов и ягод.

— Какие мероприятия предпринимаете вы для активизации клева? (Из разговора рыболовов).

-Ты по какому вопросу плачешь? (Так обращается взрослый к ребёнку). Все эти примеры — свидетельства искажений, порчи, даже заболевания литературного языка.

Писатель придумал специальное слово для этой болезни — канцелярит. Оно создано по модели бронхит, радикулит и т.д. Канцеляриты — слова официально- делового стиля, используемые в повседневной речи.

Нельзя вводить в речь слова и обороты канцелярских бумаг, докладов.

Мешают нашей речи и лишние слова, словосочетания, предложения (слова-пустышки): Как его…, ну и значит, и того…,это самое…, это, в общем, так сказать…, ну, это…,видишь ли, видите ли…, э-э-э…, и вообще… Частое повторение этих слов затрудняет общение.

Правильность речи — соблюдение языковых норм русского литературного языка. А теперь проверим: как мы соблюдаем эти нормы.

1. Орфоэпический тест.

красивее вы правы
истёкший каталог
углубленный диспансер
шофёр свёкла
христианин намерение
медикаменты приговор
приданое ходатайство

2. Определите род имен существительных, подобрав имена прилагательные:

рояль, повидло, мозоль , тюль , вуаль , картофель, лебедь , кенгуру , шампунь, плацкарт(а) , манжет(а)

3. Образуйте форму множественного числа:

пара (ботинки , валенки , носки , сапоги, чулки , туфли , дела, места);

5 кг (апельсины, мандарины, томаты);

отряд (солдаты , гусары , минеры, саперы).

4. Образуйте форму повелительного наклонения.

Положить, класть, поехать — поезжай, махать- маши, скакать, лечь- ляг.

5. Исправьте нарушения языковых норм:

Пирожок с повидлой, нет сапогов, юбка длиньше, узнать у библиотекарши, с отчетом за проделанную работу, двое подружек, с обеими государствами, возникнула мысль, три щипца, скучать по вам, ихний пример, двадцать двое суток (надо: двадцать два дня, так составные числительные не могут включать собирательные); не уйду, пока не убедюсь – когда буду убежден тебя победю; иметь важную роль, играть особое значение, ложи на место, из полтора метров материи, я одела шапку, новой шампунью.

6. Редактирование.

1) «Прождя два часа, мы разошлись»

2) «Возвращаясь домой, шел дождь».

3) «Прочитав произведение, меня одолели мысли».

4) Я скоро выздоровлю».

5) «Игрушки, выпущенные фабрикой, красивые и прочны».

6) «Разгрузивши машины, они стали отдыхать».

7. Распределите синонимы любознателъный, пытливый, любопытный так, чтобы каждое значение соответствовало смыслу предложения.

Около подъезда толпились … прохожие.

Моя сестра обладает … умом.

:ученик постоянно обращается к учителю с вопросами.

8. Исправьте ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов.

1) «На зеленых насаждениях появились первые листочки».

2) «Двадцатые годы XIX века — время разгула декабризма».

3) «На траве, на листьях сверкали атмосферные осадки».

4) «Пастух зовет своих соратников выгонять буренок на луга».

5) «Самое трудное — установить диагноз, определить характер хвори».

6) «Доколе мы будем терпеть ваше хамство?»

7) «В букете не должен превалировать красный цвет».

Беседа с учащимися.

— Какими качествами должен обладать хороший собеседник?

— Легко ли вы находите контакт с людьми?

— Какие трудности испытываете вы в речевом общении?

— Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора?

— По каким признакам можно судить о культуре человека?

— Какими чувствами должен руководствоваться человек во взаимоотношениях с другими людьми?

— Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми?

Заключительное слово.

Недаром русский народ сложил так много пословиц о речи:

  • Красна птица пером, а речь — словом.
  • Красно поле пшеном, а речь — слушанием.
  • Хорошие речи и приятно слушать.
  • С умным разговориться, что меду напиться.
  • Ласковое слово многих прельщает.
  • Есть словко, как мед сладко, а есть словко, как полынь горько.
Читайте также:  История этикета для школьников

Как вы понимаете смысл пословиц?

Учиться правильной и хорошей речи нужно всю жизнь об этом писал Н.М.Карамзин: «В шесть лет можно выучиться всем языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному».

Чтец 3:

К словам привыкаешь день ото дня.А они первородного смысла полны…И когда я слышу:Извини меня! -Это значит:Исключи меня из вины!У слова есть корни. И есть родня.Оно не подкидыш под сирым кустом.И когда я слышу:- Защити меня! -Это значит:- Спрячь меня за щитом!Вслушайся. Вникни. Не позабудь.У слова свой норов. Свое нутро.И если ты в эту проникнешь суть -Словотебесотворит

добро.

Использованная литература.

  1. Бессмертный А. Учим правила и орфограммы, а русский язык «уходит», подобно Аральскому морю// Учительская газета.1991.№ 49.

  2. Корчагина Л.М. Развитие речи и культура общения//Русский язык в школе, 2002. №1. С.33-36.

  3. Петрова Н. Спасти детей// Воспитание школьников. 1994.№2 С.20-24.

  4. Чуковский К.И. Живой как жизнь// Собрание сочинений в 2 т. М., 1990.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/klassnyi-chas-po-kul-turie-riechi.html

Классный час «Культура речи и культура поведения»

Классный час

Cлайд 1

«КУЛЬТУРА РЕЧИ И КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ»

Cлайд 2

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость Приветливость вам открывает сердца Составляющие нашего здоровья Образ жизни современного подростка Стремление к совершенствованию Ответственность за слова и поведение

Cлайд 3

«Воспитывать такого человека, который должен быть вежливым, суровым, добрым и беспощадным в зависимости от условий его жизни, способным бороться и строить, жить и любить жизнь.» А. Макаренко. «Молодёжь надо научить ставить перед собой амбициозные задачи, быть самодостаточной, успешной в научной, производственной, предпринимательской и культурологической деятельности». Н. В. Федоров. Объяснить, что такое речевое поведение и каково его значение в жизни человека, что надо быть осторожным в мыслях и словах, ибо они приводят к соответствующим поступкам и последствиям; воспитывать любовь и уважение к языку; воспитывать и прививать культуру мысли и культуру слова. Продолжить развитие умения общаться, выступать перед аудиторией, умения дискутировать.

Cлайд 4

Культура речи – это та этикетка, по которой можно безошибочно определить уровень общей культуры и воспитанности человека. Культура речи – это важнейшая часть общей культуры человека. Высокая культура речи – показатель образованности и воспитанности.

Всякое ругательное, а тем более нецензурное слово, употребляемое молодыми людьми при каждом случае, опустошает их, «выветривает» человеческое и поднимает животное, низменное, не говоря уже о том, что такие слова унижают и обижают другого человека.

Cлайд 5

Язык мой – враг мой. Словом человека можно ранить больнее, чем оружием. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. В здоровом теле здоровый дух. Чем меньше человек думает, тем больше он говорит. (Монтескье)

Cлайд 6

Слово – великий дар человеку. Надо знать, когда можно говорить, а когда нельзя. Сплетни и праздная болтовня – это неразумная трата времени и здоровья. Мысли, а затем слова приводят к соответствующим поступкам. Поэтому речь и связанные с ней поступки называют речевым поведением.

Cлайд 7

Слово обязательно несет в себе энергию души, и поэтому надо стараться, чтобы эта энергия была доброй созидательной. Очень ошибаются те, кто недооценивает силу слова: словом можно все разрушить и все создать; словом обманывают человека и направляют его на путь зла, словом же вдохновляют солдат, идущих в бой.

Cлайд 8

Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими, и с младшими. Воспитанный человек во всех отношениях не ведёт себя «громко», экономит время других, строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же – дома, в школе, на работе, в магазине и в автобусе.

Cлайд 9

Нужно быть очень осторожным в своих мыслях, словах и поступках, то есть в речевом поведении. От этого зависит вся ваша жизнь, здоровье ваше и счастье.

Cлайд 10

Я смотрю на мир с любовью и радостью Я обо всех и обо всем говорю с любовью. Я люблю жизнь. Я с легкостью и радостью общаюсь с людьми. Отовсюду исходит добро. Я превратила свои уроки в настоящее развлечение. Я желаю учиться. Я распространяю только хорошие новости.

Cлайд 11

За худые слова слетит и голова Много говорить – голова заболит Сердечное слово до сердца доходит Малое слово большую обиду творит Хорошее слово – половина счастья Сперва подумай – потом говори Красную речь красно и слушать

Cлайд 12

Культурные нормы – требования, которые налагает общество на человека, стремящегося быть воспитанным, духовно развитым. Добрый человек любит не только себя, но и других. Заботится о тех, кто страдает. Нравственность – это больше, чем хорошие привычки.

Cлайд 13

Доброму Бог помогает. За добро добром платят. Добрый скорее дело сделает, чем сердитый. Доброе слово железные ворота отопрет. Доброе слово сказать – посошок в руки дать. Доброе слово лучше пустого бормотанья. Доброе слово и кошке приятно. Доброе слово лучше мягкого пирога.

Cлайд 14

Быть хозяином своей жизни – это значит выбирать мысли и слова. Если вы хотите жить радостно, у вас должны быть светлые мысли. Жизнь – это путешествие, в котором мы открываем себя. Мы в ответе за свою жизнь.

Cлайд 15

Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Если ты хочешь, чтобы друг твой горбов у тебя не заметил, сам не смотри на его бородавки. (Гораций) Кто злословит с вами, тот злословит и о вас. Не делай людям того, чего не желаешь себе.

Cлайд 16

Язык – это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли. Глупо и бесполезно всё время сердиться. Это – пустая трата времени. Всё, что вы отдаете другим, возвращается к вам. Любовь всё исцеляет, а дорога к любви идёт через прощение. Прощение помогает избавиться от обиды.

Cлайд 17

С умным разговориться, что меду напиться Ласковое слово многих прельщает Ласковое слово что вешний денек Хорошо и там и тут, где по имени зовут Слова обладают силой. Нужно научиться отвечать за всё, что мы произносим вслух, ибо сказанное нами является продолжением наших мыслей.

Cлайд 18

Ответственность – это наша способность реагировать на ситуацию. У нас всегда есть выбор. Надо уметь сознательно отвечать за свои мысли и слова. Важно, какие мысли, убеждения и слова мы выбираем прямо сейчас. Мой выбор – взгляд на мир с любовью.

Cлайд 19

Поклониться – вперед пригодится За правое дело говори смело Что посеешь, то и пожнёшь Учтивое слово и буйную голову смиряет Звон не молитва, крик не беседа Недоброе слово что огонь жжет

Cлайд 20

Восхищение. Одобрение. Любовь. Прощение. Раскаяние. Приветствие. Радость. Смущение. Равнодушие. НОС К НОСУ. РВАТЬ НА СЕБЕ ВОЛОСЫ. СМОТРЕТЬ СКВОЗЬ ПАЛЬЦЫ. ЗАДИРАТЬ НОС. Здравствуйте. До свидания. Спасибо. Извините. Простите. Пожалуйста.

Cлайд 21

     О многом может сказать жестикуляция. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Это объясняется тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.      В русском языке существует немало устойчивых выражений, возникших на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, например, опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руки, опустить руки, махнуть рукой, приложить руку, протянуть руку, положа руку на сердце, погрозить пальцем.

Cлайд 22

Называйте собеседника по имени Улыбайтесь Дайте возможность сказать «да» Внимательно слушайте, не перебивайте Старайтесь в собеседнике увидеть положительные стороны

Cлайд 23

Хорошую речь хорошо и слушать Ласковое слово многих прельщает Слово – серебро, а молчание – золото Дурное слово, что грязная вода Каждый человек сам создает свою жизнь

Cлайд 24

Покраснеть от стыда Позеленеть от злости Побелеть от страха Порозоветь от удовольствия Потемнеть от горя Почему так говорят?

Cлайд 25

Участники игры задумывают между собой какой-нибудь цвет: красный, зелёный, синий, жёлтый. Когда водящий откроет глаза ,все участники своим поведением , главным образом эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет , не называя его, а водящий должен отгадать, что это за цвет. Если ему это удалось, то выбирается другой водящий; если же он не отгадал, то остаётся ещё раз.

Cлайд 26

Дейл Карнеги. Как завоевывать друзей. Джеральд Джампольски. Как перестать беспокоиться и начать жить. Львова С. И. Позвольте пригласить вас… или речевой этикет — М.: Дрофа, 2005 Кановская М. Б. Этикет. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005 Луиза Л. Хей. Полная энциклопедия здоровья. Малышевский А. Ф. Мир человека. М.

, 1997 Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. М. 2002 Русские пословицы и поговорки. Синельников В. С. Как стать здоровым, познав радость жизни. М., 2005 Синельников В. С. «Исцеляющие мысли». М., 2009. Степанищев А. Т. Методический справочник учителя истории. М., 2001 Хрестоматия к курсу «Человек и общество».

Личность, мораль, право.

Cлайд 27

Поделись своими впечатлениями о нашем занятии: Что показалось интересным? Что узнал нового? Чему научился? Что получилось лучше всего? Что тебе понравилось? О чём ещё хотелось бы поговорить? О чём вы задумались? Спасибо за внимание30.01.

2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.2017 скрыт30.01.

2017 скрыт

512415124251243512445124551246512475124851249512505125151252

Скачать эту презентацию

Источник: http://bigslide.ru/obschestvoznaniya/12984-klassniy-chas-kultura-rechi-i-kultura-povedeniya.html

«Культура общения — норма современного общества»

                                                      «Средняя общеобразовательная школа № 12»

                                                                     Единый классный час в 6 классе

                                                «Культура общения – требования современного общества»

                                                                                                                  Составил и провел: учитель

                                                                                                                  русского языка и литературы

                                                                                                                    МБОУ «Средняя

Читайте также:  Сценарий внеклассного мероприятия для 5-6 классов. устный журнал

                                                                                                                  общеобразовательная школа №12» ,

                                                                                                                    классный руководитель 6 класса

                                                                                                                    Морозова Наталья Ивановна

Классный час «Поговорим о культуре речи»

Цели: помочь учащимся почувствовать важность культуры речи; содействовать воспитанию патриотических чувств, потребности в работе над речью. Прививать эстетическое чувство и уважение к родному языку.

Оформление: портреты  русских писателей, выставка книг.

Ход классного часа.

1.Вступительное слово учителя.

2. Чтение стихотворения учащейся

                    Много слов на земле. Есть дневные слова –

                   В них весеннего неба сквозит синева.

                   Есть слова — словно раны, слова – словно суд —

                   С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

                               Словом можно убить, словом можно спасти.

                               Словом можно полки за собой повести.

                               Словом можно продать, и предать, и купить,

                               Слово можно в разящий свинец перелить.

3.Пословицы о слове.

— Слово не воробей, вылетит не поймаешь.

— Недоброе слово больней огня жжет.

— Добрые слова дороже богатства.

— Худое слово и сладким медом не зальешь.

— И дорого дал бы за словечко, да не выкупишь.  ( Ребята  дают толкование каждой пословице).

4. Учитель.

Дивишься драгоценностям нашего языка: что ни звук, то и подарок.  « Настоящий, сильный, где нужно —  нежный, трогательный, где нужно — строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно —  бойкий и живой…» ( Л. Н. Толстой).

« Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…» (А. И. Куприн.)

      В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность.

— Что вы понимаете  под культурой речи?  ( Обращение к ребятам).

 Учитель. Под культурой речи имеется в виду прежде всего владение человеком нормами литературного языка как письменной, так и устной речи.  Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли  средствами языка. Язык – это самая большая ценность народа, на котором он пишет, думает, говорит.

— Объясняется значение слова « эстетика»).

Эстетика  речи состоит в подчинении слов  определенным нормам произношения, ударения, построения словосочетаний и предложений. В ясности , эмоциональности, образности, выразительности языка.

—  Каким  же,   на  ваш  взгляд,  должен   быть собеседник ?  (Он должен  обладать терпением, уметь  слушать собеседника, уважительно относиться к чужому мнению. Не  говорить  громко).

Учитель. Повышение культуры речи является актуальной проблемой общества. Так, например, сегодняшние старшеклассники употребляют самое большее количество жаргонизмов. А ведь они – наше будущее. Попробуем же поработать над исправлением наших  ошибок.

Задание. Исправьте ошибки в сочетаниях слов.

— Эта новость причинила ей удовольствие.

— С моей закадычной подругой мы часто ходим в кино.

— У нее были огромные каштановые глаза.

— Он испытывал к нему крепкую ненависть.

Задание. Исправить ошибки , связанные с речевой избыточностью.      

— В марте месяце открылось совместное предприятие. – В марте открылось совместное предприятие.

-Эти компьютеры просты по устройству и дешевы  по стоимости. – Эти компьютеры  просты по устройству и дешевы.

— Писателя интересуют взаимоотношения  участников  движения друг с другом.- Писателя интересуют взаимоотношения участников движения.

— И в то мгновение я почувствовал, что он почувствовал во мне врага. – И в то же мгновение он почувствовал во мне врага.

-И вот недавно сослуживцы по работе  преподнесли сюрприз.- И вот недавно сослуживцы преподнесли сюрприз.

Вопросы классу: Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку?

                                Почему вы так поступите?

Исследователи отмечают, что уровень культуры речи  в настоящее время резко падает. Это связано с резкой сменой в 80 гг. 20 века политического и экономического курса государства, появлением относительной « свободы слова », а также с отсутствием необходимого контроля.

В нашей речи встречается еще много орфоэпических, лексических, грамматических и стилистических ошибок. 

 Поэтому каждому культурному, образованному человеку  необходимо  следить за своей  речью, добиваться ее правильности и грамотности.

« Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками», — призывает И. С. Тургенев.  Учиться этой красоте слога следует у замечательных классиков: А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, Л.Н. Толстого …

Информационная справка

Культура речи

Культура речи – один из главных показателей общей культуры человека. А потому нам всем необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь.

Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.

Культура общения

Речь – это одна из самых важных характеризующих черт человека. От нашей манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Речь человека способна притягивать к нему людей или, наоборот, отталкивать. Речь также может оказывать сильное влияние на настроение нашего собеседника.

Таким образом, культура общения складывается из умения слушать собеседника, речевого этикета, а также соблюдения правил хорошего тона.

Умение слушать

Нередко, увлекаясь темой разговора, мы совсем забываем о культуре общения: стараемся навязать собеседнику свою точку зрения по поводу темы разговора; не пытаемся вникать в доводы, которые приводит наш визави, попросту его не слушаем; и, наконец, стремясь заставить всех окружающих согласиться с нашим взглядом на вещи, пренебрегаем речевым этикетом: перестаём следить за собственными словами.

По правилам культуры общения, категорически запрещено оказывать давление на собеседника. Кроме того, что навязывать своё мнение – очень некрасиво, это ещё и неэффективно. Ваша манера поведения, скорее всего, вызовет защитную реакцию партнёра, и тогда Ваш разговор в лучшем случае просто не сложится.

Если Вы мало того, что не слушаете своего визави, да ещё и постоянно перебиваете его, не позволяя договорить, знайте, Вы не просто демонстрируете отсутствие у себя культуры речи, но и проявляете неуважение к личности собеседника, что характеризует Вас отнюдь не с положительной стороны.

Умение слушать – непременная составляющая культуры общения. Если Вы проявляете неподдельное внимание к мыслям и чувствам того, с кем говорите, если искренне уважаете мнение своего визави, можете быть уверены в том, что Вы хороший собеседник и людям приятно с Вами общаться. Умение слушать является залогом Вашего успеха в любой жизненной ситуации и в любом обществе.

Но как быть в том случае, когда Вы придерживаетесь правил культуры общения и следуете речевому этикету, а Ваш собеседник, пренебрегая правилами хорошего тона, пытается перетянуть Вас «на свою сторону»? Если Вам не нравится манера общения Вашего визави или Вы не согласны с тем, в чём он Вас старается убедить, выразите свою точку зрению, начав речь с этикетного клише: «Вам не кажется, что…».

Если во время разговора у Вас с собеседником завязался спор, в итоге которого Вы осознали свою неправоту, по правилам культуры общения, Вы должны признать свою ошибку. Не доводите ситуацию до конфликта.

Речевая культура

По мнению большинства людей, речь – это всего лишь механизм оформления своих мыслей в слова. Но это ошибочное суждение. Речь и речевой этикет – это важные инструменты в налаживании общения с людьми, в установлении контактов (в частности, в деловой сфере), в повышении продуктивности общения, в склонении массовой аудитории на свою сторону (при публичном выступлении, например).

Помимо всего прочего, культура речи оказывает огромное влияние на манеру поведения самого говорящего. Ведь всем известно, что манера речи и выбор слов при диалоге не только настраивают собеседника на нужный лад, но и программируют наше собственное поведение. Мы следим за своим речевым этикетом, взвешиваем каждое сказанное и услышанное в ответ слово.

В деловой сфере нередко возникают ситуации, когда по нашей речевой культуре окружающие судят не только о нас самих, но и об учреждении, официальным представителем которого мы являемся. Поэтому крайне важно соблюдать речевой этикет во время деловых встреч и собраний.

Если у Вас плохая культура речи, это резко понижает Ваши карьерные возможности. Придётся ознакомиться с правилами речевого этикета, для того чтобы сначала получить работу в престижной организации, а затем не портить имидж компании и иметь шанс на повышение в должности.

Правила общения

Правило 1.Обращайтесь с людьми так, как вам хотелось бы, чтобы обращались с вами. Уважение других начинается с уваже­ния себя, а уважение себя с уважительного отношения к другим. Проявляйте к людям искренний интерес, помните, что одобрение, похвала — эффективные средства самореализации.

Правило 2.Хорошее настроение начинается с улыбки. Улы­байтесь чаще себе и окружающим. Добрая шутка сближает лю­дей. Оптимист вселяет в окружающих убежденность успехе са­мого трудного дела.

Правило 3.Старайтесь сохранять спокойствие во всех си­туациях. Помните, что со спокойными людьми общаться гораздо приятнее. Спокойная атмосфера повышает чувство собственного достоинства, создает комфортные условия для труда, учебы, творчества.

Правило 4.Справедливо оценивайте людей, а если крити­куете, то делайте это умело, сохраняя честь и достоинство крити­куемого. Лучше всего замечание делать с глазу на глаз. Помните, что ничто так не деморализует людей, как постоянные упреки.

Правило 5.В общении стремитесь к диалогу, тогда вы не только расскажете о своей точке зрения, но и узнаете мнение ок­ружающих, что может оказаться гораздо ценнее.

Правило 6.Соблюдайте культуру речи, которая заключается в сознательном отборе и использовании тех языковых средств, которые помогают общению.

Критериями культуры речи, опре­деленными еще с древнейших времен, являются: правильность, коммуникативная целесообразность, точность, логичность, яс­ность и доступность изложения, чистота и выразительность речи, разнообразие средств выражения, эстетичность и уместность. То, какие слова человек употребляет, говорит о его внутренней куль­туре, духовном богатстве.

Правило 7.Помните о культуре одежды. Эффект первого впечатления оказывает влияние на последующее общение. Сна­чала человек видит, а уже потом слышит и воспринимает смысл сказанного. Симпатия к человеку возникает первоначально от внешнего восприятия. Учитесь располагать к себе людей.

Правило 8.Будьте благодарны. Человек, умеющий благода­рить, получает во много раз больше. Когда дают совет, следует поблагодарить, а уже потом решать: следовать этому совету или нет.

Правило 9.Стремитесь к развитию и совершенствованию. Как только вы поймете, что причина жизненных неудач внутри, а не вне вас, вы начнете прогрессировать.

14 февраля 2015

Источник: https://kash12sch.edumsko.ru/about/news/218852

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector