Классный час «правила общения», 1 класс

Классный час «Правила общения», 1 класс

Каменева Оксана Анатольевна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №48 г. Белгорода

Классный час – тренинг «Правила общения»

1 класс (сентябрь-октябрь)

Цель: создание условий для развития коммуникативных действий  по согласованию усилий  в процессе работы в паре, применяя правила общения.

Оборудование: проектировочное оборудование, ноутбук, презентация; шаблоны рукавичек, цветные карандаши.

Ход занятия:

  1. Приветствие учителя и детей.

Ребята, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, поприветствуйте друг друга и пожелайте успеха в сегодняшней работе. Молодцы!

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня наш классный час мы посвятим одной важной теме «Правила общения». Скажите, а почему нам необходимо обратить внимание на правила в общении между людьми?

Ответы детей, обобщение ответов учителем.

Дорогие ребята, а с чего начинается общение? Конечно со знакомства. Мы все знаем, как друг друга зовут, но далеко не все мы знаем о своих друзьях, одноклассниках.

Предлагаю вам рассказать о себе по плану:

  1. Мое имя _______________ . Оно означает ________________.
  2. Мне ________ лет.
  3. Моя любимая игрушка ____________.
  4. У меня есть _________ (брат, сестра).
  1. Формулировка Правил общения.

Вот мы узнали друг о друге новое. Скажите, как вы объясните, для чего нужны правила в общении или без них можно обойтись?

Ответы детей, обобщение ответов учителем.

Подведем итог, сформулируем правила:

— Только человек вежливый, внимательный к другим людям приятен другим.

— Чтобы быть интересным собеседником, надо много работать над собой, много читать, думать, узнавать.

—  Надо тренировать свою речь, говорить чётко, выговаривая каждое слово.

— Прежде чем говорить, подумай, как твоё слово отзовётся в сердце собеседника, не навредит ли ему, не испортит ли настроение, ведь

  «словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полка за собой повести».

  1. Тест — задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий  в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Возраст: 6,5 – 7 лет

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, — для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.

Критерии оценивания:

продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках; умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

взаимопомощь по ходу рисования,

эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем;

2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;

3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Ребята, как вы думаете, узнали мы себя сегодня лучше? У вас на партах лежат небольшие листочки, нарисуйте, пожалуйста, 8 одинаковых кружочков, в одном из них прошу вас отметить букву Я.

Интерпретация теста:

  • Если буква стоит в левой части – низкая самооценка
  • Если буква стоит в правой части – высокая самооценка
  • Если буква стоит в середине – ребенок реально оценивает себя.
  1. Итог занятия. Тренинг «Комплимент»

Скажите, как вы себя чувствуете после занятия? Какой вывод вы для себя сделали? Давайте встанем в круг и поблагодарим  комплиментом своего соседа за работу на занятии. «Благодарю тебя, _____________, за работу сегодня».

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/02/07/klassnyy-chas-pravila-obshcheniya

Классный час в 1 классе Тема: Правила бесконфликтного общения

Классный час разработала: Пушмина Е.А.
Классный час в 1 классе

Тема: Правила бесконфликтного общения

Цель: Формирование благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе. ,предотвратить жестокое отношение среди сверстников.

Задачи:

  1. Образовательная: Познакомить учащихся с понятиями «КОНФЛИКТ», «КОМПРОМИСС», с основами бесконфликтного общения.
  2. Развивающая: Развивать личностные качества, толерантность.
  3. Воспитательная: Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

Ход занятия

1. Игровой тренинг «Звёздочки и созвездия».

— Ребята, представьте себе, что все вы – отдельные звёздочки. Сейчас я предлагаю вам разойтись по классу, а по моему хлопку объединиться в созвездия. Количество звёзд в каждом созвездии не ограничено. Будьте внимательны. Начинаем. А ведь не случайно я сейчас предложила каждому из вас стать звёздочкой. Все мы как звёзды, у нас много общего. Звёзды различаются по размерам, и мы разные по росту. Все звёзды различаются по составу, и у нас разные интересы, характеры. Одни звёзды яркие, другие тусклые, и мы отличаемся своими поступками. Но есть у нас с ними ещё что-то общее. Звёзды могут объединяться в созвездия. Так и все люди живут, образуя разные группы. Дома – это семья, в школе – это друзья и класс.

^ (кластер).

— Ребята, так как все мы с вами разные, мы часто встречаемся с тем, что станет предметом нашего разговора сегодня. Попробуйте сами определить тему нашего классного часа.Вы видите, что каждой букве соответствует число. Расставьте числа в порядке возрастания и получите слово.7 3 8 4 6 1 5 2К Н Т Ф И К Л О

(Получилось слово КОНФЛИКТ).

— Поднимите руку, кто уже слышал это слово.- Что такое конфликт?

непонимание драка

КОНФЛИКТ

унижение ссора- Какие вопросы, связанные с этим словом у вас возникли? Формулировку начинайте с данных вопросительных слов.

ЧТО … (такое конфликт)?

ГДЕ … (он возникает)?

^ он возникает)?

КАК … (его избежать)?

— Сформулируйте сами тему нашего классного часа сегодня.Правильно, тема нашего классного часа «Конфликт и пути его разрешения».

^

Если мы заглянем в психологический словарь, то найдём, что конфликт – это столкновение.- Как вы думаете, столкновение кого или чего?

(Людей, мнений, сил, интересов, животных и т.д.)

— Где может возникнуть конфликт?

(В школе, на улице, дома)

— Почему он возникает? Прежде, чем ответить на этот вопрос, продолжите фразу:

^

(Меня обзывают, дразнят, ругают, обижают, бьют, мне врут)

— Так, почему же возникает конфликт?- Решение конфликта – дело творческое. Поэтому надо этому учиться. Хотите научиться?

^ (чтение с остановками, стратегия ИДЕАЛ).

— Прочитайте начало сказки «Две козы» (Приложение 1.) Работайте в парах. Пусть читает тот, кто умеет это делать уже хорошо.

^ нтересно, в чём проблема?

— Формулировка проблемы должна начинаться со слова КАК.

Давайте попробуем найти, как можно больше способов решения этой проблемы.

(Уступить, договориться, подраться, разбежаться навстречу друг другу и т. д.) – все способы фиксируются на доске.

Есть ли какие-либо хорошие решения?

(Хорошие решения оставляем, остальное стираем.)

^ теперь сделаем выбор!

— Какой способ, по-вашему, самый лучший?

Любопытно, как это осуществить на практике.

— Что и как можно это сделать?Прочитайте слово по вертикали.

— Сейчас мы с вами предложили план идеального решения, который позволил избежать конфликта. Как понимаете значение слова идеального?

(Хорошего, отличного)

— Посмотрите, сколько нам пришлось подумать, прежде чем принять правильное решение.- Какой вывод можно сделать?

(Сначала думай, потом делай)

— Это первое правило бесконфликтного существования. — Предлагаю прочитать конец сказки, чтобы посмотреть, удалось ли избежать конфликта её героям.(Чтение сказки до конца.)- Как козам удалось избежать конфликта?- Козы не стали ссориться и совершать необдуманных поступков. «Глупые ссорятся, а умные договариваются». Наши герои смогли договориться. Такой путь решения конфликта называется КОМПРОМИССОМ.- А вот в стихотворении Ольги Ладыженской козы договориться не смогли. Послушайте, чем всё это закончилось.(Чтение стихотворения учителем. Приложение 2.)- Почему возник конфликт между героями?- К чему привело их упрямство?- Как бы вы назвали это стихотворение?

(«Упрямые козы»)

— Как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт?

(Нужно уступать друг другу. Можно обратиться к какому-нибудь взрослому человеку за советом.)

— Правильно, УСТУПКА и СОТРУДНИЧЕСТВО — способы выхода из конфликта. Если вы затрудняетесь в правильности своих поступков, то нужно обратиться за советом к родителям или учителю. Это и будет следующим правилом бесконфликтного общения. Попробуйте сформулировать его сами.

(Научись договариваться, уступать, сотрудничать)

— Ребята, а что же может произойти, если мы будем жить в ссоре с окружающими?- Послушайте рассказ Е. Пермяка «Самое страшное» (Приложение 3.).- Предположите, что такое может произойти.

(Чтение рассказа учителем до слов … Гордился, да недолго…)

— Как вы думаете, что произошло дальше?(Предположения ребят)

(Чтение до слов … бывает на свете…)

— О чём это автор?(Чтение до конца)- Почему Вова остался один на свете?- А легко ли жить на свете одному? Почему?- Давайте проведём небольшой эксперимент. Встаньте, поднимитесь на носочки и поднимите одну ногу. А сейчас сделайте то же самое, но держась за одноклассника.- Когда вам было легче?

(В паре)

— Почему?

(Было на кого опереться)

— Всегда нужен кто-то рядом, на кого можно опереться и кому можно довериться.- Вернёмся к рассказу. Как должен был вести себя Вова, чтобы с ним играли ребята, и разговаривала бабушка?- Какой вывод сделаете?

(Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе)

— Это третье правило человеческого общения и бесконфликтного существования.

^

— Ответили ли мы на вопросы, сформулированные в начале занятия? — Что такое конфликт?

(Столкновение сторон, мнений, сил)

— Какие пути его разрешения вы запомнили?

(Компромисс, уступка, сотрудничество)

— Повторите правила бесконфликтного поведения, которые у нас получились.

Правила бесконфликтного общения

1. Сначала думай, потом делай.

2. Научись договариваться, уступать, сотрудничать.

3. Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе.

— Вы удивительные молодцы!Я предлагаю эти правила повесить в классе, чтобы не забывать о них.- Никогда не бойтесь сказать доброе слово, не забывайте о том, что безвыходных ситуаций не бывает. У вас всегда есть возможность выбрать, как поступить.- Послушайте песню «Если добрый ты» из мультфильма «Кот Леопольд».(Звучит песня. Дети подпевают.)Приложение 1.

Две козы

На узенькой горной тропинке встретились две козы. Налево – гора, как стена, направо – глубокая пропасть. Задумались козы: как тут быть?Одна коза легла и плотно прижалась к земле. А другая осторожно через неё перешла. И обе остались целы.

Две козы

На узенькой горной тропинке встретились две козы. Налево – гора, как стена, направо – глубокая пропасть. Задумались козы: как тут быть?Одна коза легла и плотно прижалась к земле. А другая осторожно через неё перешла. И обе остались целы.

Две козы

Читайте также:  Сценарий праздника осени в начальной школе

На узенькой горной тропинке встретились две козы. Налево – гора, как стена, направо – глубокая пропасть. Задумались козы: как тут быть?Одна коза легла и плотно прижалась к земле. А другая осторожно через неё перешла. И обе остались целы.Приложение 2.

^

Жили-были две козы,Горы были им милы.Не знакомы козы те,Не встречались на тропе. Как-то раз одна козаНа долину курс взяла.А другой козе пораНавестить родных отца. С разных склонов козы шли,Нужно мост им перейти.Он из дерева ствола,Может лишь пройти одна. Обе козы на мосту,Речка бурная внизу.«Уступи!» – кричат они. –«Срочно нужно мне пройти». Бородой трясет одна:«Ты вернись назад, пока».Возражает ей коза:«Первой я на мост взошла». Ох, упрямы козы те!Бурно спорят на стволе.Застилает гнев глаза,Пропасть им уж не страшна. Лбами стукнулись они,Их рога клубок сплели.Вместе падают с моста,Не завидна их судьба. Вывод здесь, друзья, простой:«Ты не будь такой козой.Ведь упрямство не к добру,За собой влечёт беду».

Приложение 3.

^

Е. ПермякВова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было.

И этим он очень гордился. Гордился, да не долго.Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его – и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал.

Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится.Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинку утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете.

Вова остался один. Один-одинёшенек!

Источник: http://lit-yaz.ru/astromoiya/66480/index.html

Классный час «Секреты общения»

Классный час «Здравствуйте, ЛЮДИ! или секреты общения» был проведён в 2011-2012 учебном году в рамках краевой тематической Недели вежливости. Автор разработки — учитель начальных классов Ефименко Лариса Сергеевна.

Цель: формировать навыки культурного общения.

Задачи:

  • сформировать представления учащихся о необходимости позитивного общения;
  • формировать навыки вежливого общения;
  • подвести учащихся к мысли, что общение является формой интереса к другому человеку;
  • создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в рабочих группах и в целом в классе;
  • повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Оформление на доске: плакаты, заготовка на ватмане, заготовка ладошек, фломастеры.

Плакаты:

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. (А.Сент-Экзюпери)

Нет большего счастья, чем чувствовать, что люди любят тебя и радуются твоему присутствию. (Ш.Бронте)

Наслаждение общением – главный признак дружбы. (Аристотель)

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим об общении (слайд 3). Общение —одна из основных потребностей человека.

Общение – это обмен информацией и эмоциями между людьми, оно является основным средством самоутверждения личности.

Человеку обязательно надо разговаривать с другими, строить взаимоотношения, учиться находить компромиссы. Общение в равной степени зависит от Вас и от вашего собеседника.

(Слайд 4) Все мы разные: блондины и брюнеты, шатены и лысые. Но всех культурных и воспитанных людей объединяет разум и умение общаться. А любое общение (при встрече, при знакомстве, в письме…) начинается с чего?

С ПРИВЕТСТВИЯ! (слайд 5)

Что такое приветствие? Что означает слово «Здравствуйте»? Это пожелание другому человеку самого дорогого на свете — здоровья.

(Слайды 6-7) упражнение «Приветствие – ключ к общению»

Давайте поздороваемся ладошками друг с другом, обязательно глядя в глаза и улыбаясь другому человеку.

Встаньте в круг парами, лицом друг к другу, поздороваемся в парах, поменяйтесь, сделав шаг влево.

(Слайд 8) Всё общение делится на два вида – позитивное и негативное. Посмотрите на картинки.

Что можно сказать о негативном общении? О позитивном? От какого общения на душе остаётся радость, веселье, доброта, приятные воспоминания? Вот чтобы ваше общение было всегда позитивным,  существуют правила, которые надо соблюдать, или СЕКРЕТЫ (Слайд 9) Мы разберём с Вами только четыре секрета общения, но их гораздо больше. И ещё будет время их узнать.

КОНЕЧНО, НАЧНУ Я С КОНЦА, ЧТО НЕОБЫЧНО (Слайд 10) Секрет 4 – Умейте выслушивать людей и принимать их мнение! Очень важным качеством человека в общении является умение слушать, понимать и принимать собеседника. Учитесь выслушивать, не перебивая.

Всё, что люди говорят, для них очень важно, если даже Вам и кажется что-то второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать всё или оспаривать каждую мысль собеседника.

«Прислушайтесь к другому – как к себе!» (Cлайд 11) упражнение «Умеешь ли ты слушать?» я говорю: мы едем на море и я собираю чемодан. Кладу туда панаму. Следующий ребёнок: мы едем на море и я собираю чемодан.

Кладу туда панаму, плавки. Следующий повторяет и добавляет одно слово. Играем пока игра не прервётся.

Секрет 3 – Уметь доверять  и самим заслуживать доверие! (Cлайд 12) Доверие — главная ценность в межличностных отношениях.  «Уметь доверять — значит уметь дружить!»

Слайд 13. Секрет 2 – Узнавать мир других людей! Необходимо учиться понимать, что хочется другому. Мы становимся интересными и нужными, когда разделяем увлечения другого.

Секрет 1 – Чаще улыбайтесь людям! (Cлайд 14) Улыбка — визитная карточка друга. «Улыбка» — сигнал: «Я твой друг», а значит «сторонник».

«Улыбка» — средство успокоения, обезоруживание рассерженного. Слайд 15. «Улыбка» — порождает атмосферу доброжелательности.

«Улыбка ничего не стоит, но многое даёт!» (Cлайд 16).

Я предлагаю вам взять ладошки, нарисовать на них добрые улыбки и приклеить на плакат. Самостоятельная работа детей. Вот видите, как нас много!!! Каждая ладошка излучает радость и доброту, неслучайно мы в начале занятия приветствовали друг друга ладошками.

Давайте закончим наш классный час «ручейком радости». Цепочкой мы будем дарить улыбки, самые добрые и приятные.

Дети по цепочке улыбаются друг другу, когда улыбка возвращается ко мне, я говорю: «Как тепло и радостно стало в классе от наших улыбок! Молодцы, спасибо за работу!»

Использованные источники:

  1. Интернет-источник: Инфотека Интергуру. Работа «Урок граждановедения в 7-м классе», автор: Житникова Мария Владимировна.
  2. Н.Н.Амбросьева «Зажги звезду» (сказкотерапия и арттерапия на практике) Краснодар, 2005 год.
  3. «Проблемы суицидального поведения у детей и подростков». Методические рекомендации. Краснодар, 2009 год.
  4. «Книга мудрости» СПб, 2011 год.

Источник: http://nvschool10.edu.ru/stati/metodicheskij-opyt/nachalnye-klassy/120-klassnyj-chas-sekrety-obshcheniya.html

Классный час «Правила общения»

Классный час

Скачать файл

Классный час «Правила общения»

(для учащихся 1 – 4 классов)

Цель занятия: формировать у детей навыки общения.

Оборудование:

  • Карточки с названием профессий
  • 1 листок бумаги на каждую группу
  • Листочки для каждого участника
  • Ручка для каждого участника
  • Пластиковая бутылка
  • Карточки с названием героев для сказки
  • Карточки с цифрами от 1 до 8
  • Цветные кружочки желтого, красного и синего цвета для каждого участника

Форма занятия: игра — тренинг

Ход занятия:

Общение определяется как взаимодействие между людьми, а формы взаимодействия бывают разные:

Взаимное сближение – контакт

Взаимное дополнение – диалог,

Взаимное расхождение – конфликт.

Как действовать в разных жизненных ситуациях и усвоить правила общения — задача нашего занятия. Сегодня мы поиграем в игры и выполним ряд упражнений, которые помогут вам приобрести умения правильно общаться с вашими сверстниками и друзьями, родными и близкими.

Приглашаем всех встать в круг.

— Прошу вас внимательно следить за моей рукой. Когда взмахну правой рукой, те, кто стоит по правую руку от меня говорит: «Добрый», а левой рукой: «День».

Каждая строчка сопровождается движением

Раз – мобила. Два – мобила.(левой рукой изображают телефонную трубку, подносят к уху, затем то же самое правой рукой)

Пейджеры, пейджеры (поочередно перекрестно кладут руки на бедра)

За рулем автомобиля (изображают вождение автомобиля)

Женщины, женщины (поправляют прическу)

Все отлично, все нормально! (повазывают большой палец одной руки, затем второй)

Пальчики, пальчики(показывают большой палец и мизинец на каждой руке)

Ну-ка дружно! Ну-ка вместе!

Девочки! (кричат только девочки)

Мальчики! (кричат только мальчики)

Речь пошла о водителях. Назовите профессии, которые не требуют умения общаться. (Таких профессий НЕТ)

Каждый из вас сейчас молча выберет себе карточку с названием профессии (карточки должны быть парными). С помощью жестов и мимики, не разговаривая между собой, найдите себе пару.

Трудно общаться не разговаривая?

— Как вы приветствуете своих друзей? А сейчас придумайте смешное приветствие для людей той профессии, что указана в ваших карточках. Продемонстрируйте так, чтобы другие отгадали, о ком идёт речь.

Сравните, какое настроение у вас было до занятия, а какое стало после этого упражнения?

— Приглашаем занять места за столами:

1 стол – профессии, которые связаны с творчеством (художник, поэт, скрипач, стилист, дизайнер, …)

2 стол – работа с людьми (учитель, врач, клоун, парикмахер, продавец,…)

3 стол – механизм, техника (оператор ЭВМ, машинист, часовщик, связист, шофер, …)

Каждому человеку, любой профессии необходим отпуск. Поиграем в следующую игру «Путешественники». За считанные минуты вам необходимо познакомиться с коллегами и собраться в путешествие. Отвечая на вопросы всей группой, придите к единому мнению и запишите ответ на листочке:

— Куда вы поедите со своими друзьями?

— На какой срок?

— С какой целью?

— Распределите обязанности между собой.

— Каждому можно взять с собой по 1 необходимому предмету. Обсудите с группой ваш выбор и запишите его.

Каждая группа зачитывает своё решение и обосновывает его.

Оцените свою работу в группе? Какие трудности возникли при обсуждении?

Каждому участнику задается конкретный вопрос. Правило игры: «Да» или «Нет» не говорить.

— Тебе понравилось работать в группе?

— Легко ли тебе было договориться с друзьями?

— В вашей группе работает 7 человек?

— На листочке записано 5 слов?

и др. …

Какое желание у вас возникало при ответе на вопрос?)

Отправились вы в путешествие, но во время пути попали в катастрофу и оказались на необитаемом острове.

Напишите на листочках записки о помощи, не называя себя, опустите их в бутылку и отправьте в море. (В пластиковую бутылку опускаются листочки с посланием). Бутылка попала в руки мореплавателям. Они приплыли к вам на помощь и ищут хозяина записки. Помогите им! Каждый ребенок выходит к доске, достает записку из бутылки, зачитывает вслух и отгадывает, кому она принадлежит.

Читайте также:  Стихи про елку для детей

Удалось ли вам с первого раза отгадать о ком идет речь? Почему?

Сказка «Теремок»

Перед проведением этого упражнения необходимо приготовить два комплекта по 8 карточек.

На каждой карточке из первого комплекта написана сказочная роль и дана краткая инструкция, где описаны характерные особенности роли и общая стратегия поведения в теремке: кто является для каждого зверя предпочтительным соседом.

Мышка — очень подвижна и пуглива, своего мнения почти не высказывает. Против заселения в теремок лисы и медведя. Хотела бы, чтобы в теремке жила лягушка. Лягушка — нетороплива, взвешенно принимает решения и старается убедить их в правильности других. Против заселения зайца и медведя. Готова принять в теремок муху.
Заяц — робок, застенчив, готов согласится с любым мнением. Против соседства с комаром и медведем. Согласен с заселением волка. Лиса — хитра. Дипломатична, находчива, ведёт себя гибко. Умеет добиваться своего. Против заселения мухи и медведя. А вообще – то хотела жить в теремке одна.
Волк — спокоен. Сдержан, мнение веско и убедительно. Против соседства с мышкой и медведя. Согласен с заселением зайца. Медведь – вынужден скрывать, кто он на самом деле. Может выдать себя за комара, мышку, лягушку, зайца, лису, муху или волка.
Комар — ведёт себя упрямо и агрессивно. настаивает на своём, не слушая других. категорически против заселения в дом лягушки и медведя. Готов принять мышку. Муха — постоянно что-то говорит, надоедлива, но не настойчива в своих взглядах. Не заинтересована в заселении волка и медведя. Симпатизирует комару.

Второй комплект – карточки с номерами, которые задают порядок заселения в теремок.

Все вы хорошо с детства знаете сказку «Теремок». Помните, как там разворачивались события? Сначала комар находил в поле теремок и, выяснив, что в нём никто не живёт, занимает свободную жилплощадь.

Затем по очереди приходили новые герои, которые поселялись в теремке, однако конец счастливого существования жильцов теремка положил медведь, который то ли в силу своей агрессивности, то ли просто по глупости, не соотнеся размеры своего тела, разрушил хрупкое здание. Но причины такого поведения нас интересовать не будут.

Важно, что жители теремка должны обезопасить себя от чреватого трагедией вторжения медведя. Лучше его вообще не пускать в теремок.

Ведущий раздаёт игрокам карточки из обоих комплектов «рубашкой» вверх (карточки заранее приготовлены). Переворачивать карточки можно только по команде ведущего, при этом другие игроки не должны знать, какая роль кому досталась. Участники после знакомства с содержанием карточек из первого комплекта прячут их в карман.

Каждая роль имеет свои особенности, задающие правила поведения. На карточках написано, кого вам нежелательно впускать в теремок, а кого – напротив — очень рекомендуется. При этом нужно позаботиться, чтобы в теремок не попал медведь. Когда придёт ваша очередь просится в теремок, вы объявите, кем вы являетесь.

Единственное исключение – игрок, которому досталась роль медведя. Он ни в коем случае не должен раскрываться до конца игры. Зато он может выдать себя за другого зверя. И тут самим жителям теремка нужно будет догадаться, кто из двух зверей является настоящим.

Итак, у кого цифра «один»? Вот у нас и первый житель теремка.

Теремок можно соорудить из парт и стульев, ограничить пространство. Первый житель занимает пространство и объявляет о том, что он за герой. Если первым номером выпал медведь, то игра начинается заново.

Во всех других случаях второй подходит к теремку и спрашивает: «Кто в теремочке живёт? Кто в невысоком живёт?» Разворачивается диалог, в процессе которого гость называет себя. В зависимости от инструкций, игрок, уже находящийся в теремке либо пускает гостя, либо нет.

На его решение также влияет наличие или отсутствие подозрения, что новоприбывший является замаскированным медведем.

Если гостя не пускают в теремок, он отходит в сторону, уступая место следующему игроку. У него есть шанс пробиться в теремок, когда появятся новые жильцы, часть из которых будет заинтересована в его заселении.

Гостям придётся приложить немало усилий, для того чтобы попасть в теремок. Да и самим жильцам придётся поспорить друг с другом: ведь у них разные интересы! Кто-то желает, например, чтобы мышка оказалась в теремке, а кто-то- категорически против этого. Да и какой выбор сделать, если, например, в теремок придет сразу две лисы. Понятно, что одна из них – медведь!

Игра заканчивается, когда после споров и препирательств звери наконец определяют «главного подозреваемого»- медведя и объявляют, что именно этого героя они решили не пускать в теремок. Тогда ведущий может объявить о последнем этапе игры — раскрытие ролей. В этот момент становиться ясно, удалось ли участникам добиться главной цели — уберечь себя от вторжения медведя.

— Для кого исполняемая роль оказалась трудной? Для кого лёгкой?

— Было ли для участников естественным следовать указаниям инструкции при исполнении роли?

— Совпадало ли описание роли с обычным вашим поведением?

— Какие способы убеждения своих партнёров вы использовали?

— Почему вы сразу поверили одним, а не поверили другим?

— Что в поведении зверей вызывало доверие?

— Какое поведение вам казалось подозрительным?

8. Рефлексия

Вот и подошло наше занятие к концу. Вспомните, какие правила общения мы усвоили:

  1. Работая в группах необходимо выслушать всех внимательно. Принимать правильно решение, обосновывая свой выбор.

  2. При общении с друзьями надо не перебивать их, внимательно слушать, а затем высказывать свое мнение

  3. Ответы на вопросы должны быть развернутыми.

  4. Не грубить! Не спорить с собеседником! Разговаривать спокойным голосом.

  5. Информация лучше принимается от человека с хорошим настроением.

И т.д. (Дайте детям возможность самим сделать выводы!)

— У каждого в руках кружочки, вручите их:

красный – самому общительному;

синий – самому вежливому;

желтый – самому скромному.

Библиография

  1. Игротека вожатого. – Н.Новгород: Изд-во ООО «педагогичские технологии», 2008. – 100 с.

  2. Классный руководитель №5,2006г. «Игровой тренинг общения в школьном классе»

  3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем.; в ;-х томах. 2-е изд., стер. – М. генезис, 2001.

Источник: http://gimmedoc.ru/klassnyj-chas-pravila-obshhenija/

Классный час тренинг «Правила общения»

Классный час тренинг «Правила общения»

Классный час – тренинг «Правила общения»

1 класс (сентябрь-октябрь)

Цель: создание условий для развития коммуникативных действий по согласованию усилий  в процессе работы в паре, применяя правила общения.

Оборудование: проектировочное оборудование, ноутбук, презентация; шаблоны рукавичек, цветные карандаши.

Ход занятия:

  1. Приветствие учителя и детей.

Ребята, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, поприветствуйте друг друга и пожелайте успеха в сегодняшней работе. Молодцы!

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня наш классный час мы посвятим одной важной теме «Правила общения». Скажите, а почему нам необходимо обратить внимание на правила в общении между людьми?Ответы детей, обобщение ответов учителем.
Дорогие ребята, а с чего начинается общение? Конечно со знакомства. Мы все знаем, как друг друга зовут, но далеко не все мы знаем о своих друзьях, одноклассниках. Предлагаю вам рассказать о себе по плану:

  1. Мое имя _______________ . Оно означает ________________.
  2. Мне ________ лет.
  3. Моя любимая игрушка ____________.
  4. У меня есть _________ (брат, сестра).
  1. Формулировка Правил общения.

Вот мы узнали друг о друге новое. Скажите, как вы объясните, для чего нужны правила в общении или без них можно обойтись?Ответы детей, обобщение ответов учителем.Подведем итог, сформулируем правила:- Только человек вежливый, внимательный к другим людям приятен другим.

— Чтобы быть интересным собеседником, надо много работать над собой, много читать, думать, узнавать.

— Надо тренировать свою речь, говорить чётко, выговаривая каждое слово.

— Прежде чем говорить, подумай, как твоё слово отзовётся в сердце собеседника, не навредит ли ему, не испортит ли настроение, ведь

«словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полка за собой повести».

  1. Тест — задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий  в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Возраст: 6,5 – 7 лет

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, — для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.

Критерии оценивания:

продуктивность совместнойдеятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках; умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

взаимопомощь по ходу рисования,

эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем;

2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;

3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Ребята, как вы думаете, узнали мы себя сегодня лучше? У вас на партах лежат небольшие листочки, нарисуйте, пожалуйста, 8 одинаковых кружочков, в одном из них прошу вас отметить букву Я.Интерпретация теста:

  • Если буква стоит в левой части – низкая самооценка
  • Если буква стоит в правой части – высокая самооценка
  • Если буква стоит в середине – ребенок реально оценивает себя.
  1. Итог занятия. Тренинг «Комплимент»

Скажите, как вы себя чувствуете после занятия? Какой вывод вы для себя сделали? Давайте встанем в круг и поблагодарим комплиментом своего соседа за работу на занятии. «Благодарю тебя, _____________, за работу сегодня».

Источник: http://psiholik.ru/klassnij-chas-trening-pravila-obsheniya/index.html

Конспект классного часа в 1 классе Тема: «Вежливость»

Конспект классного часа в 1 классе Тема: «Вежливость»

Конспект классного часа в 1 классе

Тема: «Вежливость»

Учитель начальных классов

Читайте также:  Как пользоваться столовыми приборами. советы и полезные рекомендации для школьников

Самбурова Марина Юрьевна

Самоанализ классного часа

Дата проведения: Тема: «Вежливость». Направление: нравственно-этическое. Цели:

Обучающие:

  1. Познакомить детей с правилами и нормами общения между людьми.
  2. Дать понятие «вежливость»

Развивающие:

  1. Развивать у детей желание быть вежливыми и культурными.
  2. Развитие логических операций: анализа и синтеза при обсуждении вопросов темы.

Воспитательные:

  1. Воспитание уважительного отношения к окружающим людям.
  2. Воспитание вежливого человека.

Был проведён тематический классный час. Тема очень актуальна для детей первого класса. Ведь именно с детства ребят нужно приучать к вежливости. Вначале перед учащимися была поставлена задача занятия, разъяснено, с какой целью оно проводится. Все ученики были привлечены к подготовке и проведению мероприятия. Во время классного часа отмечена дружеская, тёплая атмосфера. Чтобы организовать взаимодействие учащихся друг с другом предлагалось помогать при ответах, дополнять отвечающего, исправлять его. В ходе классного часа были достигнуты поставленные цели. Дети познакомились с правилами и нормами общения между людьми. Узнали, вспомнили слова, которые позволяют доброжелательно взаимодействовать друг с другом в любой вербальной ситуации. Было дано определение «вежливости», выявлены характерные признаки этого понятия. В ходе разбора конкретных ситуаций, событий художественных произведений, поступков и поведения героев дети учились отличать культурное и неприемлемое поведение. Одной из целей занятия являлось развитие у детей желания стать вежливыми. Анализ бытовых ситуаций, ответы показали, что ребята умеют и хотят быть вежливыми. Благодаря классному часу на данную тему первоклассники обогатили словарный запас. Упражнения на развитие речи, непосредственно связанные с темой занятия, позволили ребятам проявить себя в умении строить предложения, общаться вежливо. На собственных примерах доказали, как хорошо знать правила общения и поведения во время разговора. Инсценирование позволило наглядно увидеть актуальность затронутой проблемы использования добрых слов в повседневности. Наличие стихотворений, художественных произведений детских авторов помогло сделать занятие эмоциональным, показать детям, что вопросом вежливости заняты поэты и писатели, взрослые и малыши.

^

Тема «Вежливость»

Цели:

Обучающие:

  1. Познакомить детей с правилами и нормами общения между людьми.
  2. Дать понятие «вежливость»

Развивающие:

  1. Развивать у детей желание быть вежливыми и культурными.
  2. Развитие логических операций: анализа и синтеза при обсуждении вопросов темы.

Воспитательные:

  1. Воспитание уважительного отношения к окружающим людям.
  2. Воспитание вежливого человека.

^ костюмы Буратино и Мальвины.

Распределение поручений: дети учат «простые правила», разыгрывают сценку.

Ход классного часа

— Ребята, мы с вами начинаем занятие по культуре поведения. Мы поговорим о том, какого человека можно назвать культурным, воспитанным, и что надо делать, чтобы и вас называли культурными людьми. Каждый день вы встречаете множество людей – на улице, в школе, во дворе. Важно, чтобы ни один из них не пожалел о встрече с вами, пусть даже самой короткой, не обиделся на вас. Культурный человек всегда и везде вежливый, внимательный, чуткий со знакомыми и незнакомыми людьми. Ему всегда важно что о нём думают окружающие. Он не позволит, чтобы в его присутствии кого-то оскорбляли, или грубо разговаривали. Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость – эти слова вы всегда должны помнить. Ребята, а какие вежливые слова вы знаете? (Ответы детей) — Эти слова никогда не перестанут нравиться. Вежливость – то, без чего нельзя обойтись, как без воздуха. Никогда не отвечайте грубостью на грубость. Помните! Вежливость – лучшее лекарство от злобы, грубости, безкультурия.Ребята, давайте с вами поиграем в игру. Называется она «Добавьте слово». Но слова эти необычные, а волшебные, вежливые слова.

^

Утром, днём и в темноте

Те, и те, и те, и те,

Повстречавшись, непременно

Говорят одновременно… (Здравствуйте!)

— Молодцы, ребята, а теперь … расскажет нам простое правило, которое вы все должны будете запомнить.

^

Хоть на улице, хоть дома –

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче – здравствуй!

— Молодец! Какой же вывод мы можем сделать? — Надо всегда здороваться. — Послушаем следующее стихотворение.

^

И птицы перелётные,

Крылатые создания,

Летят под облаками

Куда-то в страны дальние.

Мы машем им руками:

— До встречи! … (До свидания!)

— Молодцы! А сейчас … расскажет ещё одно правило. Слушаем внимательно.

^

Не поспешно, не заранее,

А в минуту расставания

Всем скажите: — «До свидания!»

— Молодец! Ребята, что же мы должны говорить людям, когда расстаёмся с ними? — До свидания. — Ребята, а теперь послушайте такую историю про слона и мышку.

^

И пропищала тихо и жалостно:

— Простите за дерзость,

Скажите, пожалуйста,

Как мне до вас, до слона дорасти?

Слон удивился:

— Скажите, пожалуйста, крошка, а знает слово «пожалуйста»!

Ребята, скажите, какое же волшебное слово произносила мышка, когда обращалась к слону?

— Слово «пожалуйста». — А теперь послушайте правило, которое расскажет нам …

^

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать: «пожалуйста».

— Молодец! Когда же мы говорим «пожалуйста», ребята? — Когда что-нибудь или о чём-нибудь просим. — Ребята, вы уже все называли это волшебное слово. Что мы говорим, когда нам помогли или что-нибудь подарили? — Спасибо. — … нам расскажет простое правило.

^

Если место уступили,

Если в чём-то помогли,

Угощенье принесли,

Не молчи тогда, как рыба!

Говори всегда: — Спасибо!

— Молодец. Ребята, а если кто-нибудь причинил другому неприятность или неудобства – не желая того. То какое волшебное слово он должен сказать? — Извините. — Да, верно. Это значит «снимите с меня вину». Правило нам расскажет…

^

Или наступили на ногу нечаянно,

Только не молчите, только не мычите,

Долго не тяните, скажите: «извините».

— Молодец. Ребята, скажите, а что мы говорим, когда ложимся спать? — Спокойной ночи. — Давайте послушаем правило.

^

Спокойной ночи пожелай.

— Молодец! Ребята, эти правила вы всегда должны помнить и пользоваться ими в своей жизни. Скажите, какие же вежливые слова, волшебные слова помогают нам в разных ситуациях при общении с людьми? — Спасибо. — Пожалуйста. — До свидания. — Здравствуйте. — Извините. — Спокойной ночи.- Сегодня у нас в гостях Мальвина и Буратино. Они тоже хотят поговорить с нами о вежливости.

^

МАЛЬВИНА (приветливо). Здравствуйте, дети! БУРАТИНО (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к классу). Здравствуйте. МАЛЬВИНА. Что ты такой невесёлый, Буратино? БУРАТИНО. Невесёлый и всё. А тебе что от меня надо? МАЛЬВИНА (обидчиво). Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось? Может быть тебе надо помочь? БУРАТИНО.

А что я тебе такого сказал? МАЛЬВИНА. Ничего особенного ты мне не сказал. Но как ты со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать. БУРАТИНО. Вот ещё. Кто не хочет, пусть со мной и не разговаривает. МАЛЬВИНА. Буратино, что у тебя за тон? БУРАТИНО. Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю. МАЛЬВИНА.

Я заметила, что ты часто таким тоном говоришь со всеми ребятами и своими шутками их обижаешь. ЬУРАТИНО. Я же не виноват, что некоторые не понимают моих шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: «Ну как посадка прошла?». А он обиделся и ушёл.

А что плохого я ему сказал? МАЛЬВИНА (обращаясь к ребятам). Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро. Почему ему не приятна «шутка» Буратино?

^

БУРАТИНО. А разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят. Вон как они сами говорят, есть такие, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. Давайте не будем думать, кто хуже себя ведёт, а просто станем лучше. Хорошо я придумал, Мальвина? МАЛЬВИНА. Очень хорошо Буратино.

Но надо всегда помнить, что от доброго слова и у людей становится тепло на сердце, а от злого – дружба может разрушиться. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Слова вежливости только тогда становятся «добрыми словами, когда говорятся приветливым тоном».

— Послушайте, ребята, какая история произошла с носорогом однажды.

^

— Скажите, хорошо ли поступал носорог? — Нет, он плохо относился к товарищам — А как нужно относиться к товарищам? Можно ли смеяться над ними? — Нет, нельзя высмеивать их недостатки. Нужно к ним хорошо относиться. — Молодцы, ребята. Вы все знаете, как правильно общаться с окружающими людьми. А теперь давайте поможем Вове, подскажем ему, как нужно себя вести. Послушайте.

^

— Что должен был сделать Вова, уходя из дома?

Проводится беседа.

Дети должны прийти к выводу, что Вова: посмотрел, опрятно ли он выглядит, привёл в порядок свою одежду, написал записку маме – куда он пошёл и когда придёт. — Молодцы, ребята.

^

Дети продолжают разговор Вовы с мамой своего товарища.

Витина мама через некоторое время позвала мальчиков пить чай. Вова сел за стол и…

Дети рассказывают, как Вова должен был вести себя за столом.

— Молодцы, ребята. Вы очень вежливо все говорили. А теперь послушайте, вы все можете попасть в разные ситуации, и всегда вы должны быть вежливыми. Представьте, мама послала вас к соседке взять в дом немного соли. Как вы это сделаете?

^

— Представьте, вы хотите пригласить своих товарищей на день рождения. Как вы это сделаете?

Дети отвечают.

— Незнакомый человек спрашивает у тебя, как пройти к ближайшей аптеке. Как ты ему объяснишь дорогу?

^

— Молодцы, ребята. Вы всегда должны помнить правила правильного разговора друг с другом:

  • Надо смотреть на того, с кем разговариваете;
  • Невежливо смотреть в сторону, отворачиваться;
  • Нельзя самому завладевать разговором и говорить о самом себе;
  • Надо уметь слушать других;
  • Во время разговора не следует размахивать руками, стараться перекричать другого.

Послушайте стихотворение, которое называется «Ежели вы вежливы».

Ежели вы Вежливы И к совести Не глухи, Вы место Без протеста Уступите Старухе. Ежели вы Вежливы В душе, А не для виду, В троллейбус Вы поможете Взобраться Инвалиду. И ежели вы Вежливы, То сидя на уроке, Не будете с товарищем Трещать, как Две сороки. И ежели вы Вежливы, Поможете Вы маме. И помощь Ей предложите Без просьбы – То есть сами. И ежели вы Вежливы, То в разговоре с тётей, И с дедушкой, И с бабушкой Вы их не перебьёте. И ежели вы Вежливы, — Тому, кто послабее Вы будете защитником Пред сильным не робея.

— Ребята, вот сколько правил включил в своё правило С. Маршак. Какими мы всегда должны быть? — Мы всегда должны быть вежливыми, приветливыми и внимательными к другим.

— Действительно, а ещё не ябедничайте, лучше помогите своему товарищу исправить ошибку. Помните, вежливыми не рождаются, вежливыми становятся!

Источник: http://izlov.ru/docs/100/index-20430.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector