Классный час «речевой этикет», 9 класс

Классный час «Речевой этикет», 9 класс

Средняя общеобразовательная школа-гимназия эстетического направления

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ, ИЛИ КОЕ-ЧТО О ВЕЖЛИВОСТИ

(классный час)

Классный руководитель

Васильева Е.В.

Уральск, 2015 год.

Тема РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ, ИЛИ КОЕ-ЧТО О ВЕЖЛИВОСТИ

Цели:

  • познакомить учащихся с термином «речевой этикет»,
  • рассмотреть устойчивые формы общения между людьми,
  • показать роль вежливости в общении.

Задача:Учить учащихся общению, быть терпимым друг к другу, учитывая, что у каждого свой характер и темперамент.
Оснащение урока:правила речевого этикета (в конвертиках), энциклопедия этикета (на каждый стол), раздаточный материал для игры: “общительный — ли ты?”, диск «Речевой этикет».
Вступительное слово учителя.

Культура поведения, культура общения и жизнь общества… Все, что связано с понятием «культура», сегодня чрезвычайно актуально, как и во все времена.

Объявление темы и цели занятия.

Наша встреча посвящена культуре речевого общения. Надеюсь, она будет интересной и полезной для вас. Я назвала ее так: “Как слово наше отзовется…”. А предметом нашего внимания будут слова речевого этикета.

Цель классного часа – привлечь внимание к проблеме культуры речевого общения.

Задачи классного часа:

1) расширить и уточнить представление о речевом этикете как об одной из составляющих культуры речи;

2) проанализировать этимологию и этикетных слов;

3) привести результаты наблюдения за употреблением этикетных слов учениками СОШ ГЭН жителями города Уральска;

4) представить основные тезисы классного часа в буклете для широкого круга читателей (домашнее задание).

Ход урока.1. Поздравление с праздничным мероприятием.Сейчас я чувствую радость оттого, что мы собрались и что мы все вместе и оттого, что у нас сегодня много гостей. И я говорю вам: 

  • Здравствуйте, кто сегодня с радостью пришел в школу! 
  • Здравствуйте, кто любит учиться! — Здравствуйте, легко и привычно произнесла я первую фразу. А вы легко и привычно ответили на нее. Но представляю ваше удивление, если б начало было таким: “Ели Вы сегодня?”- Давайте вспомним, что обозначало это приветствие в Древнем Китае, Монголии, Египте? — Здоров ли Ваш скот? (Желали животным у скотоводов здоровья. Здоровы животные — хватает еды — все благополучно в семье. Пал скот от хвори и бескормицы — и у людей голод, болезни и смерть. Вот и получается: пожелать здоровья рогатым кормилицам скотовода — все равно, что пожелать здоровья ему самому и его близким).- Какими только приветствиями не пользуются люди. Скажите, как приветствуют друг друга: взрослые, девочки, мальчики, немцы, англичане и американцы? А бывают ли приветствие у танцоров?(Учащиеся, занимающиеся танцами показывают приветствие)— Вспомните стихотворение Владимира Солоухина, прочтите его вслух, и не торопясь.Ученица.

Здравствуйте!Поклонившись, мы друг другу сказали, Хотя были совсем незнакомы.- Здравствуйте –Что особого тем мы друг другу сказали? Просто “здравствуйте”, больше ведь мы ничего не сказали.

 Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?- Вот видите, вы поздоровались “на капельку радостней сделалась жизнь”.

А ведь поздороваться с человеком так “чтобы на капельку солнца прибавилось в мире” тоже надо уметь.“Пожалуйста, подумайте и ответьте, например, кто здоровается первым, если встретились младший и старший? Мальчик или девочка? Два мальчика? И кстати, кто первым подает руку?”А следующие вопросы посложнее.

“Вы идете с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым вам человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и вам?”“Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья.

Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?”“С вами, наверно, такое бывало: встречаете вы человека часто, например, в скверике, через который ходите в школу. Но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться?”“Можно ли вместо “здравствуй” говорить “привет”?

“В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: “Здравствуйте, Игорь Семенович”. Не скажите ли вы, какая допущена ошибка? А может быть, все в порядке?”

Не исключено, ребята, что мнения ваши разойдутся. Одним покажется, что лучше поступать так, а другим иначе. А между тем спорить тут особенно нечего. Дело в том, что для подобных случаев существуют определенные правила поведения, которые называются красивым словом “ЭТИКЕТ”.

АССОЦИАЦИЯ — ЭТИКЕТЧто же такое этикет? А этикет определяет, как человек обращается с другими людьми, определяет его внешний вид, манеру вести себя. Но ведь жесты, движения, позы, способы приветствия, поведение за столом, вкус в одежде и т.п. являются своеобразной этикеткой.

Именно эти наши свойства и особенности, прежде всего, бросаются в глаза при знакомстве, и по ним нередко судят о нас самих.

В чем же отличие в словах ЭТИКЕТ и ЭТИКЕТКА?

— Казалось бы, что между этими словами ничего общего. Этикетку видели все, все знают. На спичечных коробках, на бутылках с газированной водой, на новых брюках, купленных в магазинах, яркая наклейка, цветной ярлычок, которые привлекают наше внимание и рассказывают о предмете. И все — таки этикетка много значит. Ну, представьте себе на бутылке вкуснейшего лимонада наклейка “Уксус”. Захочется ли кому-нибудь поближе познакомиться с содержимым бутылки? Полагаю, нет. Так и в отношениях с людьми. Неопрятность, грубость, развязность, незнание приличий часто отталкивают от нас тех, кто мог бы любить и уважать нас, будь мы чуточку воспитаннее.

Речевой этикет как один из компонентов культуры речи

Ученик. Слово ЭТИКЕТ пришло к нам из французского языка, где имеет значение “ярлык”, “этикетка” (фр.etiquette). Но образовалось оно на основе греческого ethos – “обычай”, “характер”. Этикет – установленный   порядок поведения, форм  обхождения. Следовательно, речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми.

Каждый день вы ходите в школу и выполняете правила для учащихся. Давайте вспомним, каковы эти нормы поведения учеников в здании и на территории школы.
(Заслушиваются ответы учащихся, после чего проводится “Минутка “оруна”)Стихотворение Г. Сапгира “Оруны” читается вместе с учащимися сначала громко, затем все тише и тише, доходя в конце до шепота.

Мы играли в игру. Вовка крикнул: — Не ори! — Мне обидно: — Я ору? Сам потише говори! –Мы забросили игру. Он орет, И я ору. Он вопит, А я — сильней:- Иго — го! Иа! Эгей!Всполошили весь двор:Это что за страшный ор?Цирк приехал?Где пожар?Безобразие!Кошмар!Вовка смолк — и ни гугу.

 Я ответить им хочу, Но сдержаться не могу –На всю улицу кричу!Привели меня домой.Мама шепчет: — Что с тобой? Бедный мальчик, ты в жару!- Я не болен! — я ору.Папа рявкнул: — Не орать! -Я свалился на кровать, Я заткнул подушкой рот, Но во мнеВсе Орет!Изо рта — не крик,А хрип,Наконец-то я охрип…

Хорошо, что я охрип И от крика не погиб.

Некоторые ребята думают “Мое поведение — мое личное дело!” Что ж, это правильно, но только в одном единственном случае: когда, человек как Робинзон, живет на необитаемом острове.

Мы с вами не Робинзоны. Мы живем среди людей и наши слова, жесты, поступки небезразличны для окружающих. Надо учесть также, что отличаются друг от друга не только люди, с которыми мы общаемся, но и обстоятельства общения: мы работаем и играем вместе, требуем и просим, ссоримся и миримся.

Разобраться во всем этом не так-то просто. Поэтому среди многих наук, без которых не обойтись человеку есть одна, совершенно для всех необходимая это наука ОБЩЕНИЯ.

С самого детства надо усваивать науку общения, овладевать умением вести себя среди людей так, чтобы им было хорошо, приятно, удобно.

Работа в группах. Игра «Цветок вежливости».Учитель выносит ромашку, на лепестках которой написано: Приветствия Прощания Извинения Просьба Благодарность

Ученики делятся на группы, каждая группа берет лепесток и выполняет задание: «Вспомнить обороты речи, которые будут уместны в данных ситуациях». Побеждает та группа, которая больше таких оборотов вспомнит. Задание оценивается по десятибалльной системе.

Научно – исследовательская работа (Проект)


2. «Как мы говорим». Театрализованная сценка, подготовленная учениками.

НЕЗНАКОМКА.

Я увидел ее в кино. Шелестящая полутьма зрительного зала вдруг смолкла, словно насторожилась, а потом мне показалось, что желтоватые огни в тяжелых, пыльных люстрах засеребрились, засверкали и вдруг вспыхнули радостно и торжественно.

«Средь шумного бала, случайно, в тревоге мирской суеты тебя я увидел…» — пронеслось у меня в голове. Серые глаза, тонкие красивые руки – она напомнила незнакомку с картины Крамского. У меня потемнело в глазах.

Девушки, боже мой, современные девушки – почему вас упрекают в прозаичности? Ведь вы все так красивы и загадочны… Что же изменилось, что? И мне вдруг захотелось говорить с ней, бродить по спящему изумрудному городу с разноцветными пятнами окон, собирать падающие звезды… Как она улыбается? Наверное, у нее улыбка Джоконды… Я выучу для нее лучшие стихи, буду читать ей в лицах трагедии Шекспира…

Она заметила мой взгляд и улыбнулась. Наши глаза встретились. Стало вдруг тихо-тихо и как-то хорошо. И вдруг она сказала негромко:

— Ну, чего вылупился?

А. Моисеев.

Вопросы после просмотра:

  1. Какое впечатление произвела девочка сначала?

  2. Почему это впечатление изменилось?

  3. Думает ли девочка о своем языковом паспорте?

  4. Как бы можно было выразить ее мысли по-другому? Что было бы лучше ей сказать? Предложите свои варианты.

  5. Работа в группах.

  6. 1 группа. Сформулируем основные правила речевого этикета.

  7. 2 группа. Как стать интересным собеседником.

  8. 3 группа Составить тест «Необходима ли коррекция вашего общения?»

4 группа Составить таблицу «ТЫ» И «ВЫ» В ОБЩЕНИИ Пустое «Вы» сердечным «ты»

Она, обмолвясь, заменила.

А.С. Пушкин

  1. Отрывок из мультфильма «Карлсон, который живет на крыше». 1.07

(анализ)

В. А. Сухомлинский писал, что мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное — приносит беду. Подкрепите это высказывание примерами из жизни.

Ответьте на вопросы: как связана культура речи с культурой чувств? По каким признакам можно судить об эмоциональной культуре человека? Какова взаимосвязь между чувствами, речью и воспитанностью человека? От чего зависит способность управлять своими чувствами? Какими чувствами должен руководствоваться человек во взаимоотношениях с другими людьми? Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми?

Читайте также:  Классный час во 2 классе на тему: телефонный этикет

Отрывок из мультфильма «Винни – пух» 5.45

Актуальный вопрос: конфликтное общение, которое часто наблюдается в семье и в школе.

Будем помнить! Один великий мыслитель сказал: «Слово — полководец человеческой силы. Могущество его беспредельно. Оно лечит, и наносит смертельные раны, яростных врагов делает верными друзьями или дружбу превращает в ненависть и навсегда разлучает людей. И, видимо, потому с древних времен мудрецы призывают умело обращаться с этим грозным оружием, словом».

Вежливость это проявление уважения. Готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт.

Очень часто можно услышать: «Какая славная у Вас девочка! Всегда говорит: «Здравствуйте!», или: «Наш сосед хороший человек — так вежливо говорит «спасибо» даже за маленькую услугу», или: «Какой неприятный человек, говорит всем «ты». Таким образом, люди часто обращают внимание, вежлив человек или нет.

III. Анализ ситуаций.

Задание: Как следует обращаться к человеку в различных ситуациях?

Ситуация 1.

Милиционер останавливает человека, который нарушилправила дорожного движения. Какие обращения тут уместны?

Ситуация 2.

Покупатель приобретает дорогую вещь в магазине. Какое обращение уместно к продавцу?

Ситуация 3.

Молодая женщина обронила зимой на улице перчатку. Вы это заметили. Как вы обратитесь к ней?

Ситуация 4.

Вы не знаете дорогу в микрорайоне. Как вы обратитесь к прохожему за помощью?

Работа звукооператоров. Попробуйте озвучить эпизод в соответствии с современным речевым этикетом 1.48 отрывок на диске «Речевой этикет»

(Рассказать притчу “ Все в наших руках”)“Пришел завистник к мудрецу с вопросом о жизни, держа в руке мотылька, и думает, если мудрец скажет, что мотылек жив, я возьму его и задавлю. Если скажет, что мертв, я возьму его и отпущу. Как вы думаете, что сказал мудрец?

(Выслушать мнения учащихся)

“Мудрец сказал: “Все в твоих руках”. А у нас (сказать всем вместе, держась за руки) все в наших руках.

Подходя к концу нашего классного часа, мне хотелось бы прочесть слова писательницы В.Зинченко: «Культура непосредственна, искренна и скромна, а бескультурие расчетливо, притворно и нагло. Культура бесстрашна и неподкупна, а бескультурие трусливо и продажно. Культура совестлива, а бескультурие хитро».

Приложение

Этимология некоторых этикетных слов русского языка

ЗДРАВСТВУЙ

Речевое приветствие “здравствуйте” является повелительной формой глагола, которая сформировалась к концу 17 века из описательных оборотов, типа “повелеваю тебе здравствовати”, “здравия тебе желаю” и т.д.

ПРОЩАЙ

Рассмотрим этимологию слова “прощай” (разреши). Оно означало “сними с меня вину”, “отпусти меня свободным”. “Прощайте”, высокое по стилю слово, категорично. С начала прошлого века в оборот входило и более мягкое по тону “до свидания”. Теперь в практике речевого общения можно услышать: “Всего вам доброго, до свидания!” (пожелание и прощание вместе).

СПАСИБО и ПОЖАЛУЙСТА

Самые употребительные в русском языке слова благодарности, просьбы спасибо и пожалуйста образованы от сочетания слов: спасибо от спаси Бог, пожалуйста от пожалуй ста (пожалуй – окажи милость, внимание; ста – по мнению некоторых ученых, сокращение слова государь) [4].

Окончательно утвердилось “спасибо”, включив в себя все коренные смыслы сопутствующих ему некогда слов. Не вас благодарю, но вам желаю всех благ. Сегодня слово “пожалуйста” можно перевести на современный язык как “будь милостив”, “будь добр”. В “Школьныом этимологическом словаре русского языка” Н. М.

Шанского [14] находим:

СПАСИБО. Искон. Сращение спаси богъ, с отпадением после утраты редуцированного конечного г (ср. укр. спасибі).

ПОЖАЛУЙСТА. Искон. Образовано с помощью -ста от пожалуй (см.). Ср. устар. спасибоста, здоровоста. Частица ста — бывшая форма глагола стать (см.) во 2-м — 3-м лице (ср. бы, чу).

БЛАГОДАРЮ

Известное слово “благодарю”, читаем в этом же источнике, произошло от русского слова “благодарствую”, т.е. “приношу благодарение”.

Изучение литературы показывает, что современный язык, речевые нормы вежливости тесно переплетаются с прошлым народа, о чем свидетельствует этимология слов: “пожалуйста”, “благодарю”, “здравствуй”, “спасибо” [16].

Источник: https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/prochee/riechievoi-etikiet-ili-koie-chto-o-viezhlivosti-klassnyi-chas

Классный час в форме игры «счастливый случай» 9 класс Тема: «Этика, этикет». Порядок проведения и правила игры. Приглашаются 2 команды. В игре 4 этапа гейма

Классный час в форме игры
«СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»
9 класс

Тема: «Этика, этикет».

Порядок проведения и правила игры.

Приглашаются 2 команды. В игре 4 этапа – гейма.

1-й гейм. Номера вопросов выбираются капитанами по очереди. Среди вопросов есть счастливый, номер вопроса заключен в кружок, он оценивается в 3 очка (остальные в 1 очко). На обсуждение даётся 15 секунд, звучит гонг. После этого один из участников дает ответ.

Каждой команде дается по 6 вопросов. Если команда не отвечает, или ответ неверный, то ответ могут дать болельщики своей команды. Затем болельщики команды-соперницы. Болельщики за верный ответ получают жетон, который в конце игры будет чем-то отмечен. В нашей игре (в конце) будет также отмечена организованность команд и болельщиков.

Из 4 команд игроков будет названа самая организованная, и совсем не обязательно, что ею окажется команда-победительница. Первый гейм окончен. Счет. Музыкальная пауза (после окончания каждого гейма).

2-й гейм. Вопросы задаются каждому участнику по отдельности: каждый отвечает сам, команда не помогает, время на ответ 15 сек. Вопросы командам задаются по очереди.

Начинает команда, у которой меньше баллов.

3-й гейм. «Заморочки».

4-й гейм. «Темная лошадка» (1 мин).

5-й гейм. «Блиц-турнир» (3 мин).

НАЧАЛО

В широком смысле этика – это кодекс, свод правил общения людей, выработанный многими поколениями.

Существует и такое понятие, как этика производственных отношений – правила и нормы, а иногда традиции, кото­рых следует придерживаться.

Аристотель (древнегреческий философ и ученый-энцикло-педист) 2300 лет назад ввел новый термин «этика», образовав его от греческого слова ethos, обозначающего «обычай», «нрав», «характер».

Говоря об этике и морали, уместно будет привести слова известного философа, родоначальника немецкой классической философии Иммануила Канта: «Две вещи наполняют душу мою все новым и все более сильным удивлением – звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас».

^

3 очка за правильный ответ.

1. Бережливость – моральное качество. Чем оно характеризуется?

Ответ: характеризуется заботливым отношением людей к материальным и духовным благам, к собственности.

2. Что входит в понятие «подвиг»?

Ответ: акт героизма, поступок, требующий от человека предельного напряжения воли и сил, связанный с преодолением необычайных трудностей, общественно-полезный результат которого превосходит по своим масштабам результаты обычных действий.

3. Благородство. Как вы считаете, с точки зрения этики, что включает в себя это моральное качество? Пояснение: благородство характеризует поступки людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы.

Ответ: самоотверженность; верность идеалам; мужество; великодyшие.

4. Любовь – чувство, соответствующее отношениям общности и близости между людьми, основанным на их взаимной заинтересованности и склонности. Что является противоположностью любви?

Ответ: ненависть.

5. Задание залу. Сформулируйте определение любви.

Приз за самую лучшую «Формулу любви».

6. Грубость – отрицательное моральное качество, характеризующееся пренебрежением культурой поведения, противоположно вежливости. Это одно из внешних проявлений неуважительного отношения к людям. В чем проявляется грубость?

Ответ:

 Недоброжелательность к окружающим.  Невнимание к чужим интересам и запросам.  Беззастенчивое навязывание другим людям своей воли и желаний.  Неумение сдерживать свое раздражение.  В непредумышленном или намеренном оскорблении достоинства людей.  В развязности.  Сквернословии.  В употреблении унизительных кличек и прозвищ.  В хулиганских действиях. 7. Что такое клевета?

Ответ: ложное обвинение.

8. Почему люди клевещут?

Ответ: завидyют, пытаются таким образом отомстить, расправиться с недругами.

9. Какая из религий выдвигает требование всепрощения? «Прощайте врагам нашим».

Ответ: христианство.

Вопрос в зал. Назовите мировые религии.

Ответ: христианство, католицизм, ислам, буддизм.

10. Репутация – сложившееся у окружающих мнение о нравственном облике того или иного человека, основанное на его предшествующем поведении и выражающееся в признании его заслуг. Как вы считаете, переводится латинское слово reputatio?

Ответ: размышление, обдумывание.

11. Когда идет речь о манерах человека (способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с людьми), то нужно ли обсуждать его речь, походку, жестикуляцию, мимику?

Ответ: Да!

12. Счастье – понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назна-чения. «Счастье – это не то, что ты счастлив, это воспоминание, что ты был счастлив и надеяться, что ещё будешь». «Счастье – это когда тебя понимают». (Из сочинения одного из главных героев кинофильма «Доживем до понедельника».) «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». (А. Н. Толстой.)

^ Лучшее определение счастья. Что такое счастье? Кто из вас окажется ближе всего к тому понятию, которое предлагает «Словарь по этике»?

13. На чем основано, на ваш взгляд, товарищество. Это, своего рода, отношения между людьми?

Ответ: общие интересы, помощь друг другу, уважение, доверие, доброжелательность, симпатия.

^

2 балла за правильный ответ.

Этикет – это свод правил поведения человека в обществе, часть нравственной культуры. Этикет как бы соединяет внутренний мир человека с его внешним поведением. 1. Что такое банкет?

Ответ: торжественный званый обед или ужин, устраиваемый в честь кого-либо, чего-либо.

2. Следует ли рассказывать в обществе сенсационные, но не достоверные новости?

Ответ: нет.

3. Если ваш знакомый говорит: «Жена болеет». Что предпочтительнее спросить: «Что с ней?» или «Что-нибудь серьезное?».

Ответ: второй вопрос.

4. Какой ложкой едят кашу: столовой, десертной или чайной?

Ответ: десертной.

5. Необходимо ли, давая деньги в долг, сразу же оговорить срок их возврата, не дурной ли это тон?

Ответ: да, необходимо.

6. Обязателен ли разговор во время танца?

Читайте также:  Классный час в 4 классе. правила поведения

Ответ: нет. Впрочем, многие современные танцы и не позволяют этого. Однако если появится такое желание, поговорить можно.

7. Обязательно ли посещение больного его сотрудниками?

Ответ: нет, иногда это бывает связано с работой, однако и в этих случаях нужно осведомиться у родных, можно ли это сделать.

8. Ложкой или вилкой можно есть яичницу?

Ответ: или тем, или другим, в зависимости от консистенции.

9. Уместно ли будет проверить счет, выданный вам после ужина в ресторане?

Ответ: да.

10. Снимает ли шляпу мужчина в переполненном лифте, если он сопровождает женщину?

Ответ: нет, это не обязательно.

11. Как дать понять, что гости засиделись, а вы валитесь с ног?

Ответ: зимой открыть форточку: «Завтра рано вставать», «Впереди трудный день». Встать, говоря о заботах на завтрашний день: «Жаль, что тебе уже надо идти» (если гость не был приглашен).

12. Вы получили сообщение о бракосочетании вашего друга и пожелали поздравить его с этим событием. В течение скольких дней необходимо послать поздравление молодым?

Ответ: в течение 8 дней.

13. Американцы любят повторять: «Чистота на кухне должна быть как в… (Где?)

Ответ: в операционной.

14. В какой руке необходимо держать букет, если вы его преподносите кому-либо?

Ответ: в левой.

Почему?

Ответ: правая рука должна быть свободна для приветствия.

15. Какой формат должна иметь визитная карточка?

Ответ: 5 на 9 см.

16. Продолжите фразу: «Кто всегда уныл, ревнив и мрачен, того дебют в любви частенько …»

Ответ: неудачен.

«ЗАМОРОЧКИ»

1. Как вы думаете, из чего состоял праздничный обед Петра I (царь был скромен в еде)?

Ответ: колбаса с чесноком, похлебка, вареная в сахаре дыня. (Все это в меру.)

2. Составьте текст письма другу.

«Дорогая почта, передайте точно! ^ отличные, новостей никаких нет. А вчера мне фингал поставили, а я две шишки Иванову. Потом колено смазали зеленкой. Щипало. А типерь не щиплет.

Вчера был дождь, а сегодня солнце. Ну, я письмо заканчиваю. Писать больше нечего. Ты мне тоже пиши. Найдите ошибку – примите за улыбку. Писать кончаю, ставлю точку. Я вас целую прямо в щечку.

Лuти с приветом, вернись с ответом. Вот и все».

3. Продолжите фразу: «Если ты не чувствуешь красоту цветов, если не любишь дружбы и если на тебя не производит никакого впечатления песня, если ты скуп и равнодушен к чужому горю, то тебя надо…

Ответ: лечить.

4. Вольтер работал над новой книгой и велел прислуге никого к себе не пускать, и вот в двери его замка постучался какой-то толстяк; судя по разговору, англичанин. «Господина Вольтера нет дома. Будет поздно», – отрезал слуга. «Я подожду», – ответил англичанин и на самом деле остался у ворот. Услышав, что гость не уходит, Вольтер подал голос: «Я болен». «Я поставлю Вас на ноги, – ответил гость, – ведь я изучал в молодости медицину». «Я умер!» – крикнул Вольтер. «Тогда я поклонюсь Вашему праху, отслужу панихиду и, с Вашего позволения, похороню Вас», – ответил находчивый гость. Тогда Вольтер уже с любопытством выглянул из-за двери, пораженный не только настойчивостью, но и остроумием гостя. Что сказал Вольтер?

Ответ: «Входите, – проворчал он и добавил, желая оставить за собой последнее слово. – За вход в мой дом я беру шесть су». «Вот двенадцать, – ответил гость. – Я приду и завтра».

Вольтер расхохотался и протянул англичанину руку. С тех пор они стали друзьями, Вольтер и знаменитый историк, умнейший из людей той эпохи – Гиббон. 5.

При каких обстоятельствах нельзя курить?

Ответ: там, где висит объявление, запрещающее курить: в театре, кино, на бензозаправочной станции, в больничной палате, экзаменационной комнате, в частной квартире, в учреждении, в магазине, в общественном транспорте, комнате, где находится больной, во время танца, за обедом между супом и вторым блюдом, во время торжественных заседаний, женщине – на улице.

^

Задание: назовите одним словом.

1. Особая форма человеческого поведения, которая в нравственном отношении представляет собой подвиг. Отдельная личность, группа людей, иногда нация берут на себя решение исключительной по своим масштабам и трудностям задачи, возлагают на себя большую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к людям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, преодолевают в связи с этим особые препятствия.

Ответ: героизм.

2. Признание собственной вины и осуждение своих прошлых поступков; проявляется либо в гласном признании перед окружающими своей виновности и готовности нести наказание, либо в особом чувстве сожаления о со­вершенных деяниях и помыслах.

^ раскаяние.

БЛИЦ-ТУРНИР

Команде определяют время (3 минуты).

1. Назовите положительные качества (наиболее типичныe черты поведения людей).

Ответ: бережливость, благородство, вежливость, великодушие, благодеяние, искренность, мужество, ответственность, правдивость, самолюбие, самоотверженность, скромность, смелость, сострадательность, терпимость, трудолюбие, человечность, честность, чуткость, сознательность.

2. Назовите отрицательные качества.

Ответ: вероломство, высокомерие, грубость, зазнайство, злодеяние, лицемерие, ненависть, себялюбие, скупость, смирение, трусость, тунеядство, тщеславие, ханжество, чванство, эгоизм, пошлость, цинизм.

Источник: http://edu.znate.ru/docs/3980/index-6565.html

Классный час в 9 «А» классе на тему «Современный этикет»

Классный час в 9 «А» классе на тему

1 ведущий . Сегодня, ребята, мы поговорим об этикете. Все ли знают, что это такое? Первая страница нашего устного журнала посвящена истории этикета.

2 ведущий. Французское слово «этикет» вошло во все языки мира.

Оно близко греческому слову «Этика», что означает «привычка», «нрав». Одно из значений слова «Этикет» – надпись. Вспомним знакомое нам слово «этикетка».

Мы же с вами понимаем под этикетом определённые правила поведения, выработанные обществом, которые необходимо знать и следовать им в различных ситуациях.

«Этикет — это разум для тех, кто его не имеет», — метко сказал французский философ Вольтер.

3 ведущий. Саму историю этикета принято отсчитывать где-то века с XVI . Тогда этикет означал свод правил при дворе монарха, своего рода церемониал.

В России первый свод правил гражданина был изложен в XVII веке в книге «Домострой». Домострой учил «не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать, не помнить зла»… Находим мы в Домострое и такое «золотое» правило: «Чего сам не любишь, то и другим не делай».

4 ведущий. При Петре I для молодых дворян была издана переводная книга «Юности честное зерцало».

В этой книге давались советы молодым дворянам, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете. Так, например, в книге рекомендовалось: «в платок громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало» и т.д. Книга пришлась по вкусу русскому дворянству XVIII века и выдержала три издания.

5 ведущий. Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил этикета? Посмотрим, что из этого получится.

1 ведущий. Большую часть времени мы проводим в школе. Поэтому мы будем говорить о нормах современного школьного этикета. Помня пословицу «По одёжке встречают…» поговорим о требованиях к внешнему виду. Ведь внешний вид — это визитная карточка ученика. Посмотрим, как выглядят некоторые наши одноклассники и одноклассницы.

Сценка 1. «Парад» учащихся, одетых в топики, с голым «пузом», в шортах, мальчики в спортивных костюмах, джинсах и т. д. Под мелодию «Ах, вернисаж, ах, вернисаж…»

Смотри-ка, Саш, смотри-ка, Саш, На этот странный вернисаж, Какой пассаж, какой кураж — Ведь это школа, а не пляж. А вот смотри-ка, кто такой? То ли спортсмен, то ли ковбой? Но позабыл, наверно, он — Что школа здесь — не стадион.

2 ведущий. Ребята! Нормы школьного этикета требуют делового стиля одежды. Для девушек это брюки или юбка с однотонной блузой или свитером. Для юношей – костюм. Требования к прическе: девушки не ходят с распущенными волосами, юноши носят короткую стрижку.

^
3 ведущий. А теперь поговорим о том, как мы говорим. Многим известна героиня романа Ильфа и Петрова «12 стульев» Эллочка – людоедочка, словарный запас которой состоял из 30 слов на все случаи жизни. Мне кажется, что современные «Эллочки» обходятся гораздо меньшим количеством слов, позаимствованных с рекламных роликов. Подслушаем телефонный разговор одной из них. Правда, при этом потребуется синхронный перевод.

^ Разговор по телефону.

Два человека Переводчик
•  Алло, можно Эллу? •  Привет, мочалка! Это я. •  Ты выйдешь гулять? •  Не могу: шнурки в стакане. •  Ты фейерверк видела? Ну, как? •  Ну, кайф! Классно! Потряска! •  Знаешь, Мадонна приезжает. •  Да, я от нее торчу. •  Будешь смотреть ее концерт? •  Без базара, я же не лох какой-нибудь. •  До свидания, Элла. 2. Чао, бамбино! Здравствуй, дорогая подруга. Я не смогу пойти, так как родители дома. Да! Очень красиво. Зрелище потрясает! Да, я восхищена ее пением. Конечно, я же современная девушка. Пока, подружка!

4 ведущий. А ведь нам, ребята, по словам писателя И. С. Тургенева, «дан во владение великий и могучий русский язык», язык Пушкина, Лермонтова и Толстого. Так стоит ли заменять его каким-то суррогатом? Не лучше ли образцом нашей речи сделать язык великой русской литературы? Подумайте, как он звучит: (Чтение стихотворения «Я вас любил» или «Выхожу один я на дорогу».)

^

5 ведущий. Все знают такой афоризм Сервантеса: «Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого как вежливость». И этому тоже нужно учиться. Вежливое, доброжелательное отношение к ровесникам, младшим и старшим – одна из важнейших норм этикета. Вот что по этому поводу сказал поэт С. Маршак:

1 чтец. Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старухе.

2 чтец. Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.

^ . И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,

Читайте также:  Как правильно выбрать сорт помидоров

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьете.

4 чтец. И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,

Не будете с товарищем трещать, как две сороки.

5 ведущий. Как же стать вежливым? Нет ничего проще. Для этого надо пользоваться словами, от которых становится теплее и радостнее на душе. Давай же вместе вспомним эти волшебные слова.

(Ребята называют слова хором: здравствуйте, спасибо, будете любезны и другое.)

Ведущий 1. Какое прекрасное слово: «Здравствуйте». (Читает стихотворение).

Мне кажется, что «здравствуй» – лучшее из слов, Потому что «здравствуй» – значит будь здоров. Правило запомни, знаешь – повтори. Старшим это слово первым говори. Вечером расстались, встретились с утра, Значит, слово «здравствуй» говорить пора.

Ведущий 2. Будьте добры иль будете любезны –

Эти слова в разговоре полезны. С ними легко на прогулке и дома, Будет приятно их слышать другому.

Ведущий 3. Ребята! Сегодня мы поговорили с вами лишь о некоторых нормах современного этикета.

Но эта тема неисчерпаема. На следующих классных часах мы узнаем, как вести себя в гостях, в театре и других общественных местах, как следует знакомиться, говорить по телефону и о многом другом.

До свидания, до новых встреч.

^

Как-то в нашем городе Прокатилась весть: 25 школа вроде есть, 25 школа вроде есть – Нарушений правил там не перечесть Учащиеся там страшные дети-дикари, Что они там делают – только посмотри: Что они там делают – только посмотри – Эти вот ужасные дети-дикари.

То за школой прячутся – курят втихаря. Легкие и бронхи пропадают зря, Легкие и бронхи пропадают зря, Ведь за школой прячутся – курят втихаря.

В туалете деточки крушат все подряд, Будто умывальник в чем-то виноват, Унитаз как будто тоже виноват – В туалете деточки крушат все подряд.

А по такому случаю, честно говоря, Плачут разнесчастные их учителя: И ругают бедные и клянут беду В день какой неведомой, в никаком году. Пожелаем деточкам, чтобы лучше быть, Им бы поведение взять и изменить, Им бы поведение взять и изменить, Вот тогда спокойно все могли бы жить.

^

1 ученик. Друзья, вот вам на всякий случай Стихи о школьнике одном. Его зовут … а впрочем, лучше Мы здесь его не назовем. 2 ученик. «Спасибо», «здравствуйте», «простите» – Произносить он не привык. Простого слова «извините» Не одолел его язык 3 ученик. Ему бывает часто лень Сказать при встрече: «Добрый день». Казалось бы, простое слово, А он стесняется, молчит И в лучшем случае «здорово» Он вместо «здравствуй» говорит. 4 ученик. А вместо слова «до свиданья» Не говорит он ничего. Или заявит на прощанье: «Ну, я пошел, пока, всего». 5 ученик. Не скажет он друзьям по школе «Алеша», «Петя», «Ваня», «Толя». Своих друзей зовет он только

«Алешка», «Петька», «Ванька», «Толька».

Источник: http://lit-yaz.ru/literatura/78910/index.html

Классный час «Этикет»

Классный час

Цели:

  1. Познакомить учащихся с кратким сводом правил поведения человека в современном обществе.
  2. Оценить уровень знаний учащихся в области этикета и скорректировать план индивидуальной и общеклассной работы с целью развития гуманистических начал добра, любви, уважения, милосердия.

Ход занятия:

Раздел 1

Учитель: тема нашей сегодняшней беседы – этикет. Вы теперь уже взрослые и знаете, что это свод правил поведения, принятых в обществе. А как вы думаете, для чего нужны все эти правила, условности и ограничения? Может быть, проще и лучше прожить без них?

Ответы детей и обсуждение.

Учитель: проблема этикета волновала людей с давних времён. Человеческое общество в процессе своего развития создавало всё новые и новые кодексы поведения в попытке отыскать самый полный и совершенный. Давайте заглянем в прошлое и узнаем, каким был этикет раньше.

Сообщения учащихся:

  • Возникновение в Японии в 1185 г. Сословия самураев обусловило появление «Бусидо» — так называемого кодекса рыцарской чести. Основными его правилами были: отказ от мирских благ и удовольствий, обязанность полного подчинения своему господину Сегуну, презрение к страданиям. А если самурай допускал неподчинение или другие проступки, то, согласно кодексу «Бусидо», он должен был смыть бесчестье и неудачи, покончив жизнь мучительным самоубийством «харакири».
  • В древнем Китае в 551 г. до н.э. жил мудрец Конфуций, создавший своё философское учение об этикете. В соответствии с ним отношения людей должны определяться следующими правилами: плати добром за добро, уважай старших по возрасту и общественному положению, проявляй заботу о младших, соблюдай семейные традиции.
  • В древнем Риме в среде знатных и богатых господ общепринятыми канонами поведения были: жизнь ради собственного удовольствия, стремление к роскоши, презрение к рабам, которых не считали за людей и которых разрешалось даже лишать жизни по прихоти хозяина.
  • Христианская религия проповедовала смирение, всепрощение, покаяние, покорность судьбе и отречение от земных благ. 

Учитель: о том, какие правила поведения приняты в обществе в наши дни, мы побеседуем в конце нашего классного часа. А сейчас я прочитаю вам басню, которая называется «Пир». Прослушайте её внимательно, затем мы обменяемся мнениями и выясним, какие ошибки с точки зрения этикета допустили герои.

(Можно заранее с детьми поставить басню)

Раздел 2.

Однажды Лев затеял пир честной И множество гостей он позднею весной Созвал из всех своих владений. Чтоб уберечь от нравственных падений, Войну пресечь и помирить их всех, Он приготовил множество потех Для светских времяпровождений. В лесу большой накрыт был стол, Чтоб каждый из возможных зол и бед, Мог выбрать меньшую – обед.

На праздник сей сошлись друзья, Пестрейшая компания: Лев – царь с златой роскошной гривой Сидел с осанкой горделивой, И взгляд, что молнии метал, В душе у каждого читал.

Лисичка, рыжая краса, По лапу правую сидела, На всех хозяйкою глядела, За Львом следила искоса И вытворяла чудеса: — Ах, гости! Будьте здесь как дома, Не забывая, что в гостях! Порядок всё же не пустяк. Вам положение знакомо.

Всё нынче дорого, и всяк В еде свою пусть меру знает, Ведёт себя, как подобает! Ну что ж, преступим без стесненья, — И молвила без промедленья, Склонясь ко Льву и снизив тон: — Ах, милый! В пору выйти вон! Ведь с головы и до хвоста Все гости – серость, беднота! А мы с тобой другого круга: Ты – Царь, а я – Твоя подруга! А здесь Осёл, Козёл и пёс.

Рога, копыта, мокрый нос. И, Боже! Что же вижу я?! Да это, кажется, Свинья! — Проголодавшись не на шутку Не по звонку, а по желудку Я припожаловала к вам. И сидя здесь, нет, лучше там! – Прохрюкала Свинья, пошла И чьё-то место заняла, Явившись в зал без приглашенья И без законного решенья. Медведь, устав от важных дел, Пришёл последним в свой удел.

Поприветствовал сердечно. Видит, время быстротечно, И полон яств зелёный дом, Да места нету за столом. — Кто не успел, тот опоздал! – Запальчиво Козёл сказал. Вот он едва лишь слово вставил, Как Пёс его уже облаял! — Но ты, Козёл, нельзя ли тише! Ведь я сильней и рангом выше, И то молчу! – заметил Пёс, Задравши гордо кверху нос.

— Да это свинство! Знаю я! – Сурово хрюкнула Свинья. А Осёл, взглянув сердито, Поднял уши, вздёрнул хвост: — Не корректен ваш вопрос! – Он заметил деловито, — Медведь совсем неладно скроен И приглашенья не достоин! — Столько ест он, столько пьёт! Прахом весь доход пойдёт! – Тихо взвизгнула Лиса, Выдирая волоса.

— Мог бы я вас всех задрать!!! – Гнев стараясь удержать, Молвил им Медведь в ответ, — Но я-то знаю этикет! Сказать ещё что – не нашёл. Попрощавшись, он ушёл. Лапой Лев прикрыл глаза, Что-то вякнула Коза, Стих даже писк лесных Мышей. Все покраснели до ушей. Мораль сей басни такова: Чтоб за себя не стало стыдно, И чтобы не было обидно Другим за грубые слова, Здесь есть один простой секрет – Соблюдайте этикет!!!

Раздел 3

Учитель: вот и всё. А теперь попрошу каждого высказать своё мнение. Насколько верным было поведение героев басни? Кто, на ваш взгляд, вёл себя более прилично и почему? Как вы думаете, какой должна быть реакция Льва в этой ситуации?

Раздел 4

Учитель: теперь, когда мы обменялись мнениями, подведём итог нашей беседы. Какими правилами должен руководствоваться человек, знающий этикет?

Ответы детей можно записать на доске.

  • Быть точным и аккуратным
  • Уметь владеть собой, не «срывать зло» на окружающих
  • Воспитанный человек никогда не даст слова, если твёрдо не уверен в возможности его выполнения.
  • Он внимательно слушает собеседника, не перебивая его, пока тот не закончит рассказ. Даже в соре никогда не повышает голоса.
  • Необходимо избегать назойливости: если ваше присутствие неприятно человеку – оставьте его.
  • В гостях нужно вести себя так, чтобы ваше присутствие было приятно и для хозяев, и для гостей.
  • Гостей надо встречать приветливо. Если хозяин чем-то огорчён, он должен вести себя так, чтобы гости этого не заметили.
  • За проявленное к вам внимание, заботу, за любую услугу следует поблагодарить и ответить взаимной услугой и вниманием.
  • За причиненное неудобство нужно сразу же попросить прощения.

Это лишь часть правил хорошего тона, но применение даже этой малой части облегчит вашу жизнь, потому что хорошие манеры необходимы каждому. Но для того, чтобы стать культурным человеком, мало знать этикет, нужно следовать этим правилам всегда. В этом секрет успеха!

Использованная литература:

  1. «Краткий словарь по философии». Под ред. И.В. Блауберга и И.К. Пантина.
  2. «Словарь по этике». Под ред. И.С. Кона.
  3. Д.С. Лихачёв «Письма о добром».
  4. «Азбука для несовершеннолетних». Сост. А.Алексеева, А. Стреляный.

Всего комментариев:

Источник: http://www.uchportal.ru/publ/25-1-0-3645

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector