Конспект занятия в подготовительной группе. культурный человек

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Культурный человек»

Программное содержание: формировать у детей понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека; обучать детей формулам выражения вежливой просьбы, благодарности, формировать у детей понимание того, что волшебные слова делают человека тактичнее, честнее, воспитаннее; воспитывать уважение друг к другу, к старшим, посторонним.

Предшествующая работа: чтение рассказа В. Осеевой

« Волшебное слово», заучивание с детьми пословиц, игра « Оцени поступок ».

Оборудование: мяч, куклы — 2 шт; сюжетные картинки, математическое полотно. Ход занятия

Воспитатель: Ребята, когда вы пришли в детский сад сегодня, как вы приветствовали друг друга? /ответы детей/ /Стук в дверь. Приходит Буратино/.

Буратино: Здравствуйте ребята! Ой, ребята, сколько у вас разных игрушек, коробочек, кукол! А вот и карандаши, и краски, и пластилин есть. Вот это да! И что? Играть со всем этим разрешают? /ответы детей/

Буратино: Везет же вам, ребята! Как здорово, когда всего много и всем можно играть, рисовать, лепить, строить. А Мальвина такая вредная, мне ничего не дает. Я у нее краски хотел взять, а она мне не дает.

Воспитатель: Буратино, а как ты думаешь, почему Мальвина не захотела тебе краски дать?

Буратино: Ой, ну что тут думать-то! Она, наверное, думает, что я носом буду рисовать. Но нет, не дождется, я-то теперь знаю что носом рисовать нельзя.

Воспитатель: Ах, Буратино, Буратино! Дело тут совсем в другом! Скажи нам с ребятами, как ты краски у Мальвины просил? Буратино: Как? Да очень просто! Я ей говорю: «Дай, я хочу рисовать».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, правильно Буратино краски просил? /ответы детей/

Буратино: Как это неправильно? Все я правильно просил. Я всегда так прошу. Да! А однажды я даже плакал и громко кричал: «Дайте мне краски! Я хочу!».

Воспитатель: Да, Буратино, что-то ты не то делаешь. Ребята вы видите, в какой затруднительной ситуации оказался Буратино? Давайте ему поможем. Садись, Буратино, с нами. Сейчас ребята тебе помогут. Сиди Буратино, тихо, слушай внимательно, не вертись! / дети садятся в круг, Буратино вместе с ними/

Воспитатель: Ребята, вспомните, с каким рассказом В. Осеевой

мы познакомились недавно? /ответы детей/

Буратино: А что это за слово такое? А разве есть такое? / ответы

детей/

Воспитатель: Ребята, о каком слове идет речь в рассказе? /ответы

детей /

Воспитатель: Вспомните, как это слово нужно говорить? / ответы

детей/

Буратино: Так просто! И после этого слова Мальвина даст мне

краски? /ответы детей/

Буратино: Ой, ребята, как вы мне помогли. Я это слово теперь

всегда буду говорить только Мальвине.

Воспитатель: Подожди, Буратино, мы, мы что-то тебя не поняли.

Ты что же слово «пожалуйста» будешь говорить только Мальвине?

Буратино: А кому же еще его говорить? Только ей одной. Но зато

она мне все свои игрушки давать будет.

Воспитатель: Эх, Буратино! Ничего-то ты не понял. Ребята

подскажите Буратино, кому еще можно говорить « пожалуйста»? /ответы детей/

Воспитатель: А теперь представим следующие ситуации. Валя,

ты пришел вечером из д/сада и тебе так хочется, чтобы мама прочитала сказку. Как ты попросишь? / ответ ребенка /. Диана, а ты прибежала к бабушке на кухню, а бабушка печет пирожки.

Тебе так захотелось пирожка! Как ты попросишь? / ответ ребенка/ Автобус перед остановкой качнуло, и Оля нечаянно наступила на ногу впереди стоящей женщине.

Оля, как ты извинишься? / ответ ребенка/

Воспитатель: Буратино, теперь-то ты понял, что слово «пожалуйста» нужно говорить всем, а не только Мальвине? И слова « здравствуй», «спасибо», нужно тоже говорить всем. Буратино: А для чего говорят «спасибо»?

Воспитатель: Садись и ты получишь ответ на свой вопрос, когда послушаешь рассказ

В. А. Сухомменского « Для чего говорят «спасибо»» / дети высказывают свои мысли /.

Воспитатель: Ребята, волшебных слов очень много. Давайте поиграем в игру. Я бросаю мяч каждому из вас, а вы мне в ответ называете какое-нибудь волшебное слово.

— Вот видишь, Буратино, как много волшебных слов. Ты их запомнил?

Буратино: Да, очень много. Да ведь можно запутаться, когда какое слово нужно говорить.

Воспитатель: Для этого мы потренируемся. Слушай, Буратино, внимательно. Мы ложимся спать. Что скажет Дима? Мы сели завтракать. Что скажет Витя? К нам пришли гости.

Что скажет им Алиса? Вот видишь? Буратино, как много различных ситуаций в жизни, когда необходимо пользоваться волшебными словами. Воспитатель: А сейчас мы проведем психогимнастику « Два друга».

Мальчики обыграют ситуацию без слов, выражая свои чувства и эмоции мимикой, жестами / обыгрывание ситуации/.

— Мы разыграли эту ситуацию без слов, а теперь попробуем словами выражать свою радость при встрече. — Вот видишь, Буратино, как много ситуаций, когда волшебные слова нам необходимы. Чем больше человек знает волшебных слов, тем он добрее, честнее, вежливее.

Буратино: Ой, ребята, я совсем забыл. Я хотел рассказать вам одну историю, которая приключилась в театре. Слушайте. Однажды Мальвина подарила куклам Маше и Даше по воздушному шару (синий и зеленый). Маша (из-за ширмы появляется веселая кукла) была так рада, взяла шар и убежала. Буратино: Ребята, что забыла сделать Маша?

(ответы детей)

Буратино: Да, ребята обязательно надо благодарить тех, кто

сделать тебе что-то доброе. -А вот и Даша (появляется грустная кукла) Ей Мальвина тоже подарила шар, но Даша расстроилась, даже рот скривила. Вот, вот заплачет. Она позавидовала Маше, что нее зеленый шар.

-Ребята, что самое главное забыла сделать Даша? (ответы детей)

Воспитатель: Да, ребята, не надо забывать говорить слова благодарности. Есть одна хорошая пословица, которую нам скажет Валентин: «Ласковое слово не трудно молвить» Буратино, но наши ребята знают много пословиц, вот послушай.

«Ссора до добра не доведет» «Нет друга — ищи, нашел — береги» «Хорошую речь, хорошо слушать» «Судят не по словам, а по делам»

Буратино: Ребята, как вы мне помогли! Я хочу с вами поиграть в игру, где вы будете оценивать хорошие и плохие поступки. -Молодцы ребята, мне так понравилось у вас в гостях, столько много узнал волшебных слов. До свидания ребята, мне пора уходить в театр.

Источник: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1453123.html

«Культурный человек. Наши достоинства и недостатки». Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе

Цель: формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни.

Образовательные задачи:

  • учить видеть свои недостатки в поведении и находить способы их исправления;
  • воспитывать любовь и уважение к близким и окружающим людям;
  • оказывать помощь в освоении формул словесной вежливости;
  • развивать творческое воображение с использованием приёмов ТРИЗ – технологий;
  • вовлекать детей в процесс словотворчества.

Материалы и оборудование: набор детской посуды, портреты опрятного и неряшливого малышей, пары букв на чёрном и белом фонах, знаки – схемы, моделирующие позитивные аспекты поведения дошкольников, портрет мультипликационного героя Леопольда, большой конверт, носовой платок, мультимедийное оборудование, аудиозапись голоса Леопольда, песни «Если добрый ты…», фломастеры, карандаши, альбомные листы по количеству детей.

Методические приёмы: беседа, наблюдение, рассуждение.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель налаживает мультимедийное оборудование и включает аудиозапись «Если добрый ты…» предлагает детям назвать гостя, который хочет прийти к детям.

Воспитатель. Вы не раз слышали, как о человеке говорят: «Это – воспитанный, культурный человек» или сожалели «Как жаль, что такой человек не умеет себя вести в обществе». Как вы думаете, кого называют культурным человеком? А кого некультурным? (Ответы детей.)

Воспитатель демонстрирует при помощи мультимедийного оборудования портреты аккуратного и неряшливого малышей.

Воспитатель. Кого из этих детей вы бы назвали культурным? Почему?

Каким словом можно заменить слово «культурный»? (Аккуратный, воспитанный, опрятный.)

Воспитатель предлагает выбрать из предложенных знаков – схем, тот, который соответствует понятию «аккуратный», «опрятный». Знак закрепляется на магнитной доске или на фланелеграфе.

Воспитатель. Давайте представим, что наступило утро, вас мама позвала завтракать. Вы садитесь за стол….

Дети разыгрывают сценку «Завтрак в семье». Затем происходит коллективное обсуждение поведения детей, выясняются при помощи воспитателя ошибки, находятся пути их устранения. Воспитатель подводит детей к выводу о том, что культурный человек уважает труд других людей, благодарит за заботу и помощь. На доску вывешивается знак.

Какими словами ещё можно выразить свою благодарность? (Ответы детей.)

На экране мультимедийного оборудования появляется картинка и музыкальный сигнал «На зарядку становись».

Физминутка.

Мы – семья, всегда мы вместе,

Нам нельзя стоять на месте.

И друг другу, если можем,

Мы всегда во всём поможем.

Маме дружно помогаем:

С полок пыль мы вытираем,

Моем гладкие окошки,

Со стола смахнём все крошки,

Потрясём половики,

Чисто вымоем полы.

Потрудились, отдохнули,

Сели разом за столы.

Взяли книжки, улыбнулись

И дождались тишины.

Воспитатель. Вспомните, что вы видите, когда возвращаетесь домой из детского сада?

Предполагаемые ответы детей:

— грязь на улице возле подъезда;

— мусор на площадке;

— нехорошие слова на стенах подъезда;

— сломанные детские площадки;

— разбитые стёкла, испачканные лифты с сожжёнными кнопками.

Воспитатель. Всё это дело рук невоспитанных и некультурных людей. Они не стараются что – то создать сами, более того, они портят и разрушают то, что создано руками других людей. Они не следят за чистотой. Что же сделает культурный человек, увидев такое безобразие возле своего дома? (Ответы детей.)

Дети выбирают знак, показывающий уборку.

Воспитатель. Есть такая поговорка «Ломать – не строить». Значит, создавать намного сложнее, чем ломать. Давайте представим, что произойдёт, если не будет вывозиться мусор, не будут ремонтироваться подъезды. (Ответы детей.)

Воспитатель. Я вам расскажу историю про одного мальчика, вы подумайте, можно ли его назвать культурным?

Мальчик аккуратно одет, причёсан, вежливо здоровается с соседями. Выйдя за дверь подъезда, он пнул ногой котёнка. Сел в автобус и сделал вид, что не заметил стоящую рядом старушку, не уступил ей место, нагрубил другим пассажирам за сделанное замечание. (Ответы детей.)

Вывешивается картинка:

Звучит аудиозапись «Если добрый ты…» На экране появляется конверт.

Воспитатель. Нам пришло письмо от известного мультипликационного героя. От кого? (Ответы детей.)

Читайте также:  Как себя вести в группе продлённого дня

Воспитатель. Это письмо от тигра Леопольда.

Дети. Не тигра, а кота.

Воспитатель. От того самого кота, который живёт в Простоквашино, ходит в полосатой майке?

Дети. Нет, он живёт в городе и ходит в рубашке и брюках.

Воспитатель. Знаю я этого Леопольда – грубиян, ходит в рваных штанах, лохматый, обижает маленьких мышат.

Дети. Он всегда опрятен, любит чистоту, следит за своим здоровьем, уважает бабушку.

Воспитатель. Ничего подобного. Это мышата очень любят кота, помогают ему и ходят в гости с тортом и цветами.

Дети. Мышата постоянно вредят и дразнят кота, устраивают ему всякие неприятности.

Воспитатель. Что – то вы меня совсем запутали. Так кто же добрый и культурный: кот или мыши? (Ответы детей.)

На экране проектора появляется изображение кота Леопольда, который предлагает детям провести музыкально – ритмическую паузу под музыку «Если добрый ты…»

Воспитатель. Ребята, Леопольд нам принёс конверт. Давайте посмотрим, что внутри? Здесь кружочки с буквами, но почему – то одни кружочки чёрные, а другие – белые. Что это может означать? (Предположения детей.)

Воспитатель. Давайте спросим у самого Леопольда. Уважаемый Леопольд, что это за задание, которое Вы нам предлагаете?

Леопольд (в записи). Буквы на белом фоне означают слова, которыми мы называем достоинства людей, на чёрном – их недостатки. Назовите эти качества людей, используя первую букву.

А + аккуратность           О + отзывчивость

   — агрессия                 + общительность

                                   — обман

В + вежливость, великодушие, внимательность, воспитанность

—  вредность, ворчливость

Л + любовь, ласка

— лень, ложь

Воспитатель записывает ответы детей, предлагая придумать новые качества, подвигая их на словотворчество.

Воспитатель. В конверте есть ещё один предмет – это носовой платок. Для чего он нужен? (Ответы детей.)

Воспитатель. Чем же ещё может стать носовой платок?

Предполагаемые ответы детей:

— подарок;

— салфетка для протирания стёкол очков;

— панамка;

— средство для перевязки ран;

— парашют для гномов и другие предположения воспитанников.

Воспитатель. Какими бы вы хотели стать, когда вырастите? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает отправиться в будущее и нарисовать свой портрет, когда будут взрослыми.

Проходит самостоятельная художественная деятельность. Все рисунки с небольшими комментариями с опорой на карточки – схемы демонстрируются Леопольду. Он хвалит детей, прощается с ними. Организуется выставка рисунков.

Закрепление материала. Настольно – печатные игры «Хорошо и плохо», «Вежливые малыши», «Добрые поступки», слушание художественных произведений «Что такое хорошо, что такое плохо» В. В. Маяковского, «Ежели вы вежливы» С. Я. Маршака, «Как Маша стала большой» Е. Пермяка, сюжетно – ролевые игры «Моя семья», «Магазин», «Путешествие на автобусе».

Источник: https://dohcolonoc.ru/conspect/10667-kulturnyj-chelovek-konspekt.html

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Культурный человек»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе

«Культурный человек»

Программное содержание: формировать у детей понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека; обучать детей формулам выражения вежливой просьбы, благодарности, формировать у детей понимание того, что волшебные слова делают человека тактичнее, честнее, воспитаннее; воспитывать уважение друг к другу, к старшим, посторонним.

Предшествующая работа: чтение рассказа В. Осеевой

« Волшебное слово», заучивание с детьми пословиц, игра « Оцени

поступок ».

Оборудование: мяч, куклы — 2 шт; сюжетные картинки, математическое полотно. Ход занятия

Воспитатель: Ребята, когда вы пришли в детский сад сегодня, как вы приветствовали друг друга? /ответы детей/ /Стук в дверь. Приходит Буратино/.

Буратино: Здравствуйте ребята! Ой, ребята, сколько у вас разных игрушек, коробочек, кукол! А вот и карандаши, и краски, и пластилин есть. Вот это да! И что? Играть со всем этим разрешают? /ответы детей/

Буратино: Везет же вам, ребята! Как здорово, когда всего много и всем можно играть, рисовать, лепить, строить. А Мальвина такая вредная, мне ничего не дает. Я у нее краски хотел взять, а она мне не дает.

Воспитатель: Буратино, а как ты думаешь, почему Мальвина не захотела тебе краски дать?

Буратино: Ой, ну что тут думать-то! Она, наверное, думает, что я носом буду рисовать. Но нет, не дождется, я-то теперь знаю что носом рисовать нельзя.

Воспитатель: Ах, Буратино, Буратино! Дело тут совсем в другом! Скажи нам с ребятами, как ты краски у Мальвины просил? Буратино: Как? Да очень просто! Я ей говорю: «Дай, я хочу рисовать».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, правильно Буратино краски просил? /ответы детей/

Буратино: Как это неправильно? Все я правильно просил. Я всегда так прошу. Да! А однажды я даже плакал и громко кричал: «Дайте мне краски! Я хочу!».

Воспитатель: Да, Буратино, что-то ты не то делаешь. Ребята вы видите, в какой затруднительной ситуации оказался Буратино? Давайте ему поможем. Садись, Буратино, с нами. Сейчас ребята тебе помогут. Сиди Буратино, тихо, слушай внимательно, не вертись! / дети садятся в круг, Буратино вместе с ними/

Воспитатель: Ребята, вспомните, с каким рассказом В. Осеевой

мы познакомились недавно? /ответы детей/

Буратино: А что это за слово такое? А разве есть такое? / ответы

детей/

Воспитатель: Ребята, о каком слове идет речь в рассказе? /ответы

детей /

Воспитатель: Вспомните, как это слово нужно говорить? / ответы

детей/

Буратино: Так просто! И после этого слова Мальвина даст мне

краски? /ответы детей/

Буратино: Ой, ребята, как вы мне помогли. Я это слово теперь

всегда буду говорить только Мальвине.

Воспитатель: Подожди, Буратино, мы, мы что-то тебя не поняли.

Ты что же слово «пожалуйста» будешь говорить только Мальвине?

Буратино: А кому же еще его говорить? Только ей одной. Но зато

она мне все свои игрушки давать будет.

Воспитатель: Эх, Буратино! Ничего-то ты не понял. Ребята

подскажите Буратино, кому еще можно говорить « пожалуйста»?

/ответы детей/

Воспитатель: А теперь представим следующие ситуации. Валя,

ты пришел вечером из д/сада и тебе так хочется, чтобы мама

прочитала сказку. Как ты попросишь? / ответ ребенка /.

Диана, а ты прибежала к бабушке на кухню, а бабушка печет

пирожки. Тебе так захотелось пирожка! Как ты попросишь? / ответ

ребенка/

Автобус перед остановкой качнуло, и Оля нечаянно наступила на

ногу впереди стоящей женщине. Оля, как ты извинишься? / ответ

ребенка/

Воспитатель: Буратино, теперь-то ты понял, что слово «пожалуйста» нужно говорить всем, а не только Мальвине? И слова « здравствуй», «спасибо», нужно тоже говорить всем. Буратино: А для чего говорят «спасибо»?

Воспитатель: Садись и ты получишь ответ на свой вопрос, когда послушаешь рассказ

В. А. Сухомменского « Для чего говорят «спасибо»» / дети высказывают свои мысли /.

Воспитатель: Ребята, волшебных слов очень много. Давайте поиграем в игру. Я бросаю мяч каждому из вас, а вы мне в ответ называете какое-нибудь волшебное слово.

— Вот видишь, Буратино, как много волшебных слов. Ты их запомнил?

Буратино: Да, очень много. Да ведь можно запутаться, когда какое слово нужно говорить.

Воспитатель: Для этого мы потренируемся. Слушай, Буратино, внимательно. Мы ложимся спать. Что скажет Дима? Мы сели завтракать. Что скажет Витя? К нам пришли гости.

Что скажет им Алиса? Вот видишь? Буратино, как много различных ситуаций в жизни, когда необходимо пользоваться волшебными словами. Воспитатель: А сейчас мы проведем психогимнастику « Два друга».

Мальчики обыграют ситуацию без слов, выражая свои чувства и эмоции мимикой, жестами / обыгрывание ситуации/.

— Мы разыграли эту ситуацию без слов, а теперь попробуем словами выражать свою радость при встрече.

— Вот видишь, Буратино, как много ситуаций, когда волшебные слова нам необходимы. Чем больше человек знает волшебных слов, тем он добрее, честнее, вежливее.

Буратино: Ой, ребята, я совсем забыл. Я хотел рассказать вам одну историю, которая приключилась в театре. Слушайте. Однажды Мальвина подарила куклам Маше и Даше по воздушному шару (синий и зеленый). Маша (из-за ширмы появляется веселая кукла) была так рада, взяла шар и убежала. Буратино: Ребята, что забыла сделать Маша?

(ответы детей)

Буратино: Да, ребята обязательно надо благодарить тех, кто

сделать тебе что-то доброе.

-А вот и Даша (появляется грустная кукла)

Ей Мальвина тоже подарила шар, но Даша расстроилась, даже рот скривила. Вот, вот заплачет. Она позавидовала Маше, что нее зеленый шар. -Ребята, что самое главное забыла сделать Даша?

(ответы детей)

Воспитатель: Да, ребята, не надо забывать говорить слова благодарности. Есть одна хорошая пословица, которую нам скажет Валентин: «Ласковое слово не трудно молвить» Буратино, но наши ребята знают много пословиц, вот послушай. «Ссора до добра не доведет» «Нет друга — ищи, нашел — береги» «Хорошую речь, хорошо слушать» «Судят не по словам, а по делам»

Буратино: Ребята, как вы мне помогли! Я хочу с вами поиграть в игру, где вы будете оценивать хорошие и плохие поступки. -Молодцы ребята, мне так понравилось у вас в гостях, столько много узнал волшебных слов. До свидания ребята, мне пора уходить в театр.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2011/08/04/konspekt-zanyatiya-v-podgotovitelnoy-k-shkole-gruppe

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Какие народы живут в России»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе

Тема: «Какие народы живут в России».

Составитель: Жаминова Гульсайра Сибаевна

Цель: Расширение знаний детей о Родине. 

Задачи: Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов.

Формировать чувство гордости за Родину, поддерживать интерес к истории и культуре России и народов, её населяющих.

Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, народности; русские, татары, армяне и другие; сарафан, кафтан, кокошник, тюбетейка.

Оборудование: Карта РФ; иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; клубок ниток; платки, «земной шар», трафареты национальных костюмов.

Содержание непосредственно образовательной деятельности:

— Ребята, я предлагаю вам сесть в круг, передавая клубочек волшебных ниток и поприветствовать друг друга. Каждый, кто передает и кому передается волшебный клубок, наматывает нитку на свой палец. (Показать, как это нужно делать. Продолжать игру до тех пор, пока все дети не окажутся связанными нитью.)

Читайте также:  Как правильно общаться. правила общения для школьников

— Посмотрите, как мы все связаны одной нитью. (Предлагаю слегка ее натянуть, для того, чтобы почувствовать, что каждый из нас является частью одного целого.). Мы с вами – единое целое.

 — Ребята, а как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)

Рассматривание карты России.

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:

  1. Наша страна очень … (большая, огромная).

  2. В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).

  3. Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).

 — Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

 — Люди каких национальностей живут в нашей стране? (Показ иллюстраций-русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи и др.). В нашей группе ребята разных национальностей: русские, татары, армяне, башкиры.

— Встаньте в обруч те, у кого темные волосы;

— Топните те, у кого есть брат;

— Кивните головой те, кто мальчики;

— Похлопайте те, у кого голубые глаза;

-Встаньте те, кто одет в шорты;

-Поднимите руку те, у кого заплетены косички.

— Видите, ребята, мы с вами все очень разные, у каждого из нас есть свои особенности, не говоря уже о том, что у каждого человека свой внутренний мир. И поэтому мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен всем остальным.

— Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)

— Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

— Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.)

 -Какие татарские народные праздники вы знаете? (Сабантуй, Уроза-байрам, Курбан-байрам и др.)

-Какие армянские народные праздники вы знаете? (Вардавар, Терендез и др.)

-У каждого народа есть свои танцы и песни. Мы приглашаем ребят на русский танец «Валенки». А сейчас послушаем татарскую мелодию и посмотрим танец.

Спасибо, теперь ребята, мы посмотрим армянский танец. 

— У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.

 — Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)

 — Посмотрите, что особенного в татарскомнациональном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка.

В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)

-А сейчас обратите внимание на армянский костюм.

— Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

Мы вас приглашаем на народную игру «Юрта». Взявшись за руки, дети идут по кругу. В середине стоят четыре человека, взявшись за края платка. Дети идут по кругу переменным шагом и поют:

          Мы, весёлые ребята,

          Соберёмся все в кружок.

          Поиграем, и попляшем,

          И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они поднимают руки и платок над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

 — У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.

 — У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы людей.)

 —  Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак. Армянским национальным блюдом являются: толма, хаш, пахлава. Посмотрите на наш богатый национальными блюдами стол.

— Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее. Чтобы дружба народов была крепкая, необходимо соблюдать правила!!!

ПЕРВОЕ ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.

ВТОРОЕ ПРАВИЛО: гордись своей национальностью, но всегда уважай национальность другого.

ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО: старайся дружить и сотрудничать с людьми другой национальности, которые живут, учатся или работают рядом с тобой, — обретешь новых друзей, интересней станет жизнь.

ЧЕТВЕРТОЕ ПРАВИЛО: изучай культуру других народов, этим ты обогатишь свою собственную.

https://www.youtube.com/watch?v=cQfj04uRCLw

Мы с вами рассмотрели национальные костюмы, познакомились с традициями и культурой разных народов, а сейчас мы сделаем коллективную аппликацию «Народы мира».

Молодцы, постарались, вы очень дружные ребята, мы вами гордимся! У каждого народа есть очень хорошая традиция – приглашать в гости и за чашкой чая с беседой проводить приятно время. Вот и мы приглашаем вас к нам в гости на чашку чая.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/konspiekt-intieghrirovannogho-zaniatiia-v-podghotovitiel-noi-ghruppie-kakiie-narody-zhivut-v-rossii

Конспект занятия по нравственному воспитанию в подготовительной группе

Кучеренко Елена Михайловна, старший воспитатель высшей квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития №7 «Солнышко»

« Путешествие в страну

вежливых наук»

Конспект занятия по нравственному воспитанию в подготовительной группе

Цель: Воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу, умения слушать друг друга, взаимодействия в группе сверстников.

Задачи:

1. Систематизировать представления о нормах поведения, которыми дети владеют, воспитывать культуру общения с использованием проблемных и игровых ситуаций. 2. Формировать положительные моральные качества, развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам. 3. Формировать элементарные правила вежливости, закреплять правила поведения в общественных местах и учить речевому общению в коллективе.4. Формировать желание поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами.

^ :

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить о правилах вежливости и о культуре поведения. Ваши мамы и папы хотят, чтобы вы выросли вежливыми и культурными. А что значит быть вежливым, воспитанным, культурным человеком?
Ответы детей: Воспитанный человек разговаривает вежливо. Умеет сочувствовать. Всегда поможет слабому. Никогда не будет смеяться над бедой другого. Если пообещает, то обязательно сдержит своё слово и т.д.
Воспитатель: Да. Но всему этому нужно учиться каждый день, тогда вы, действительно вырастите культурными и воспитанными людьми, и ваши папы и мамы будут вами гордиться.Знаете ли вы, что о человеке говорит уже его внешний вид? Культурный, воспитанный человек причёсан, одет всегда опрятно, он не допустит даже такие мелочи, как грязный носовой платок или обкусанные ногти.(стук в дверь, входит Антошка, волосы у него взлохмачены, нос в саже, рубашка застёгнута неправильно, туфли не нате ноги одеты, грызёт ногти)

Воспитатель: Что с тобой случилось Антошка?

Антошка: Я проспал.

Воспитатель: А почему ты так неопрятно одет?

Антошка: Я торопился, думал и так сойдёт.

Воспитатель: Дети, посмотрите, как некрасив человек, когда он грязный и неаккуратно одет. С таким неряхой вы вряд ли согласитесь куда–нибудь пойти. А я хотела с вами сегодня отправиться в страну вежливых наук, хороших манер. Как же нам быть? Надо исправлять положение. Давайте приведём Антошку в порядок.

(дети причёсывают, застёгивают, вытирают грязь с носа, переобувают и выкидывают грязный носовой платок у Антошки)

Воспитатель: Вот теперь порядок! А почему ты молчишь Антошка, ведь ребята привели тебя в надлежащий вид, а ты забыл что-то им сказать. Что?

^ : Да что? А чё говорить то?

Дети: Спасибо!

Антошка: Пожалуйста, не стоит благодарности.

Воспитатель: Да это же ты должен сказать детям спасибо, а не они тебе.

Антошка: Ах, я должен? Да ну? Ладно, спасибо вам большое. А сами — то вы опрятно одеты? Посмотрите на себя и товарищей своих.

(дети осматриваются)

Воспитатель: К сожалению, мы всё же забываем говорить волшебные слова, а они так необходимы. Вы их прекрасно знаете. Давайте вспомним некоторые из них: (здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, будьте добры, приятного аппетита, спокойной ночи, добрый день, доброе утро, извините, простите и т.д.)

Воспитатель: Очень много вежливых слов вы знаете. И все вы сегодня красиво и опрятно одеты, впрочем, как всегда, а значит, готовы совершить путешествие, но сначала отгадайте загадку:Дом по улице идётНа работу всех везётНе на курьих ножках,А в резиновых сапожках. (Автобус)Правильно автобус, и сейчас мы с вами отправимся на автобусную остановкуРаз, два, три, четыре, Три, четыре, раз, два. Кто шагает дружно в рядНаш весёлый детский сад!Все ребята смелые, дружные, умелые.( подходят к остановке, воспитатель смотрит на часы) Что-то автобус опаздывает, это уже не вежливо с его стороны. Что же делать, а давайте мы его сами смастерим. (строят автобус)А вот и автобус готов, осталось только выбрать водителя.( дети выбирают и усаживаются по местам)

^ : ( выбрасывает из кармана бумажки, обёртки от конфет) Какой — то мусор у меня в кармане.

Читайте также:  Суриков «четыре цвета года»

Воспитатель: Что же ты делаешь? Ребята, красиво ли поступает тот, кто бросает мусор, где придётся?

( дети отвечают)Конечно же, он поступает некрасиво, а как вы думаете, почему нельзя мусорить дома, на улице, в лесу и в других общественных местах.( ответы детей)

^ : (извиняется, поднимает мусор и бросает в мусорное ведро)

Воспитатель: Вот теперь ты поступил правильно. Если бы все так поступали, тогда наши города были бы всегда чистыми и красивыми.

Ну вот, водитель на месте и мы все на местах, пора ехать.(Антошка начинает вертеться на стуле, очень громко разговаривать, прыгать с места на место, толкаться)

Воспитатель: Дети обратите внимание, как ведёт себя один из пассажиров. Он очень громко разговаривает, оттолкнул соседа от окна, залез на сидение с ногами и всё перепачкал.

Можно ли вести себя так в общественном транспорте, а к нему относится какие виды транспорта?(автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси, электричка, поезд)А как надо вести себя в общественном транспорте?(сидеть тихо , не толкаться , разговаривать в полголоса , не дрыгать ногами, не лазить на сидения с ногами и т.д.)Я надеюсь, что вы усвоили правила поведения в общественном транспорте.Наконец наш автобус отправляется, следующая остановка « Поликлиника», а чтобы было не скучно ехать запевай нашу…Дружба крепкая не сломается, Не расклеится от дождей и вьюг,Друг в беде не бросит, лишнего не спросит Вот что значит настоящий верный друг.

Воспитатель: Остановка «Поликлиника» (входит бабушка с шариками) Ребята обратите внимание, в автобус зашёл пожилой человек. Как должен поступить воспитанный пассажир? А если женщина с ребёнком? А если мужчина…. с ребёнком?

( кто-то из детей уступает место)

^ : Бабушка, а вы кто? В смысле, откуда у вас столько шариков?

Бабушка: А я продаю шарики. Но прежде чем стать продавцом, я работала в детском саду, где дети всё время старались сделать что-нибудь плохое: рвали книжки, ломали игрушки, дрались, никогда не просили друг у друга прощения, не говорили, а может и не знали такие слова как «пожалуйста»,

«здравствуйте» и не помогали товарищам. Как вы думаете, у вас такой детский сад? Какие дети в вашем детском саду? Когда идёте на прогулку убираете за собой игрушки? Не обманываете? А я сейчас проверю. Я буду называть действия детей. Если они поступают хорошо, вы говорите «ура», если плохо «фу». Вы согласны?Дети: Да!

Бабушка: ломать лопатки, покатать друг друга на санках, покормить птичек, сломать чужую постройку, ущипнуть за руку, ударить, измазать краской, толкнуть, обсыпать песком, помочь дворнику, играть дружно, заступиться за девочку, думать только о себе, срывать цветы и ломать ветки, обижать животных, подклеить книгу, вытаскивать рыбок из аквариума, отказаться играть в игру, в которую не приняли друга?

Молодцы! За это я подарю вам эти шарики. (выходит)( можно отдать их потом после занятия)

Воспитатель: Осторожно двери закрываются. Следующая остановка

« Магазин игрушек».Запевай:Мы поссоримся и помиримся,«не разлить водой» — шутят все вокруг.В полдень или в полночьДруг придёт на помощь,Вот что значит настоящий верный друг.( автобус останавливается)

^ : Ой, как я хочу посмотреть, какие игрушки продаются в магазине. А вы хотите, давайте зайдём хоть на минуточку, ну пожалуйста.

Воспитатель: Ну, если «пожалуйста», то сходим.

(за прилавком продавец)

Воспитатель: Сколько стоят ваши игрушки, на них нет ценников?

Продавец: Чтобы купить игрушку денег не надо, а надо вспомнить пословицу или поговорку о добрых отношениях между людьми.

  1. Человек без друзей, что дерево без корней.
  2. Ссора до добра не доводит.
  3. Поделись, да не подерись.
  4. Друзья познаются в беде.
  5. Новых друзей наживай, а старых не забывай.
  6. Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
  7. В ком правды нет, в том и добра мало.
  8. Делу время — потехе час.
  9. Нет друга, ищи, а найдешь, береги.
  10. Сам пропадай, а товарища выручай.

( дети получают свои игрушки, а воспитатель смотрит на часы)

Воспитатель: Нам пора, мы и так задержались. Внимание, следующая остановка «Театр»

Запевай:Друг всегда меня сможет выручить,Если что-нибудь приключится вдруг.Нужным быть кому-то в трудную минуту -Вот что значит настоящий верный друг.

Воспитатель: Вот и наша остановка, а сейчас, я посмотрю, будете ли вы взаимно вежливы при покупке билета в кассе, кого вы пропустите вперёд (мальчики уступают девочкам)

^ : Театр открывается к началу всё готово

Билеты предлагаются за вежливое слово.

Антошка: (проталкивается к кассе, расталкивает детей) Касса выдай мне билет!

^ : Ваше вежливое слово?

Антошка: У меня такого нет.

Кассир: Ах, у вас такого нет? Не получите билет!

Антошка: Мне — билет!

Кассир: Нет и нет!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему кассир не даёт Антошке билет

( дети отвечают)

Антошка: Извините, я больше так не буду (говорит вежливое слово и получает билет)

( все дети подходят кассе, говорят вежливые слова и получают билет, входят в «зал» и садятся на стулья)Выходят дети и читают стихи:

  1. Добрый день — тебе сказали

Добрый день ответил ты.Как две ниточки связалиТеплоты и доброты.2.Нам желают доброго путиБудет легче ехать и идтиПриведет, конечно, добрый путьТоже к доброму чему-нибудь.3. Здравствуйте! — ты скажешь человеку.Здравствуй – улыбнётся он в ответ.И наверно не пойдёт в аптекуИ здоровым будет много лет.4. Отменить что ли слово « пожалуйста»Повторяем его поминутноНет, пожалуй, что без « пожалуйста»Нам становится неуютно.5. За что мы говорим спасибоЗа все, что делают для насИ мы припомнить не смогли быКому сказали? Сколько раз?

  1. Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посудуИ взрослых перебивать и что обещал забыватьНо если я всё же забуду, простите, я больше не буду.

  1. Будьте добры — это я говорю по секрету

Будьте добры — и не ждите за это конфету.Будьте добры – без игры и во время игры.Если сумеете, будьте скорее добры.

  1. Эти слова всем известны давно

Видишь они и просты и новыНо я ещё повторю всё равно-добрые люди, будьте здоровы.

Воспитатель: А знаете ли вы что аплодисменты это тоже выражение благодарности. Когда спектакль заканчивается, то зрители благодарят артистов за выступление. А артисты выходят на сцену и кланяются.

А сейчас антракт! Что делают зрители во время антракта? А может, сходим в буфет? (идут в буфет)

Антошка: Эй, ребята налетайте, сушки, пряники хватайте!

Чтоб досталось повкусней друга оттолкни скорей!Не давай ему конфеты, и печенья не давай.Лучше это угощенье по карманам распихай.

Воспитатель. Ну, уж этого мы никак не ожидали, чему ты учишь детей, они сами прекрасно знают, что так вести себя нельзя.

^ : Не поверю никогда, чтобы вежливой была такая мелкота.

Воспитатель: Наши дети не только вежливы и воспитаны, но ещё они много знают и умеют. Например, могут стол накрыть по всем правилам

Антошка: Это мы сейчас проверим (дети накрывают столы под музыку)Всё сумели, всё успели, аккуратно сделать, Прежде чем на стол поставить чистые тарелкиНе забыли постелить чистые салфетки.Ух, ты! Вот это да! Вот это еда! Вот здорово!Сейчас я всё буду пробовать.(садится за стол, всех отталкивает, начинает хватать всё подряд, чавкать, слизывать с тарелки, облизывать пальцы)

Воспитатель: А. ну ты совсем одичал, прекрати вести себя бескультурно за столом, на тебя же все смотрят.

^ : Это кто бескультурный, это я бескультурный, обижаете.
Воспитатель: Он ещё и обижается, ты лучше послушай ребят, они научат тебя культуре поведения за столом.
Дети: 1. Когда тебя приглашают к столу, не спеши занять место первым. Принято, чтобы за стол сначала садились старшие, среди детей – девочки.2.За красивым столом и сидеть надо красиво. Вот так прямо, чуть наклоняясь во время еды.3. Нельзя разваливаться на стуле, не нужно класть локти на стол, это некрасиво и может помешать соседям.4. Необходимо вести себя так, чтобы не портить аппетита окружающим: не размазывать еду по тарелке, нельзя за столом причёсываться, чистить ногти, ковырять в зубах. Неприлично шептаться с соседом, не чавкать, не сопеть, не облизывать пальцы. Следить за тем, чтобы вокруг тарелки не было крошек.5.Не ешь слишком быстро, не бери в рот сразу много еды и не говори с полным ртом.

^ : С такими учителями сразу станешь культурным человеком

Воспитатель: Да конечно!
Антошка: Ребята, я всё запомнил, а хотите, расскажу, в какую историю я попал из-за того, что был бескультурным. Слушайте.Я захотел устроить бал, и я гостей к себе ….(позвал)Купил муку, купил творог, испёк рассыпчатый ….(пирог)Пирог, ножи и вилки тут, но что-то гости …(не идут)Я ждал, пока хватило сил, потом кусочек ….(откусил)Потом подвинул стул и сел, и весь пирог в минуту …..(съел)Когда же гости подошли, то даже крошек ….(не нашли)Вот так было! Теперь я буду стараться делать всё правильно, как вы думаете, у меня получится? Я смогу стать культурным?( дети успокаивают Антошку)

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие, какие правила вы запомнили?

Чтобы вы их лучше запомнили, давайте повесим чудесные листья с правилами на дуб и вместе почитаем вслух.

  1. Будь щедрым
  2. Будь бережливым.

  3. Будь трудолюбивым
  4. Будь аккуратным
  5. Люби животных и растения
  6. Помогай маленьким и слабым
  7. Не обижай людей
  8. Уважай взрослых
  9. Будь вежливым
  10. Будь смелым
  11. Будь честным
  12. Слушай старших

Это необычный дуб, это дуб мудрости.

Посмотрите ещё раз внимательно на него и запомните правила на всю жизньКто запомнит, будет умным, а кто запомнит, и будет выполнять, тот будет мудрым.

Список литературы:

  1. Воронцова, Е.А. Дошкольная академия [Текст]: методическое пособие / Е.М. Воронцова.- Оренбург: ЧП «Феникс», 2003.-195 с.
  1. Волкова, Г.А., Соколова, Н.Б. Воспитательная система ДОУ [Текст]: практическое пособие / Г.А. Волкова – М.: ТЦ « Сфера»,2007. -92 с.
  1. Ввозная, В.И., Коновалова, И.Т. Организация воспитательной работы в ДОУ [Текст]: методическое пособие / В.И. Ввозная.- М.: ТЦ « Сфера», 2006.- 76 с.
  1. Дудакова, Н.В. Наглядность в обучении детей [Текст]: практическое пособие / Н.В. Дудакова.- Новосибирск,: « Гном» , 2000.- 206 с.
  1. Данилова, Т.А. Развитие образовательного процесса в ДОУ [Текст]: методический аспект /Т.А. Данилова.- М.: АРКТИ, 2004.- 80 с.

Источник: http://pochit.ru/kultura/62356/index.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector