Коваль «снегири и коты»

Коваль «Снегири и коты»

Конспект НОД по рассказу Ю. Коваля «Снегири и коты»

с использованием технологии продуктивного чтения.

Цель. Знакомство с рассказом Ю. Коваля «Снегири и коты». Формировать у детей навык воспринимать литературный текст, осмысливать события в рассказе, понимать текст.

Задачи:

• Учить внимательно вслушиваться в литературный текст, понимать смысл рассказа, вызвать у ребенка желание, мотивацию слушать чтение рассказа.

• Учить детей подбирать и применять в речи образные выражения.

• Обогащать знания детей о зиме, о снегирях и снегурках, находить сходства и различия в предложенных заданиях.

• Развивать умения предполагать, прогнозировать содержание текста до чтения по иллюстрации, развивать воображение, фантазию, мышление.

• Формировать связную речь детей.

• Учить размышлять над замыслом автора, делать свои собственные выводы.

Используемые методы и приемы:

словесные: речевое пояснение, вопросы к детям, интонации, логические ударения, паузы.

практические:работа с пособием.

наглядные: показ иллюстраций, мимика, жесты.

Словарь: пороша, снегурки, огненная, палевая.

Ход занятия

Часть 1.

Работа с текстом до чтения.

Воспитатель: Ребята, кто в выходные собирается в лес, в парк, за город? (Ответы детей). Каких птиц можно увидеть не только за городом, но и в городе? (Ответы детей).

Загадки о снегире:

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине 
Он появиться опять. 
(Снегирь)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это …
(Снегири) 

Рассматривают иллюстрацию из пособия (автор О. В. Чиндилова «Наши книжки» стр. 28).

Воспитатель: рассмотрите рисунки. Похож ли кот на яблоко? (Ответы детей). Дорисуй коту и яблоку «правильные» хвостики. Зачем коты забрались на деревья? (Ответы детей). Чем отличаются снегири от других птиц по внешнему виду? (Ответы детей). Назовите сходства и различия? ( Ответы детей). Могут ли снегири подружиться с котами? (Ответы детей).

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей). Сегодня, ребята, я предлагаю вам послушать рассказ Юрия Коваля «Снегири и коты».

Часть 2

Комментированное чтение

«Снегири и коты»

Поздней осенью с первой порошей (снегом) пришли к нам из северных лесов снегири.

Пухлые и румяные, уселись они на яблонях, как будто заместо упавших яблок.

А наши коты уж тут как тут. (Догадались, что котам нужно?Ответы детей принимаются, но не комментируются.) Тоже залезли на яблони и устроились на нижних ветвях. Дескать, присаживайтесь к нам, снегири, мы тоже вроде яблоки.( Вот так коты-хитрецы!)

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/razvitie-rechi-i-hudozhestvennaja-literatura/240075-konspekt-nod-po-rasskazu-ju-kovalja-snegiri-i.html

Юрий Коваль — Воробьиное озеро (авторский сборник)

Орденские Ленты живут в берёзовых лесах. А я и не знал.

Но вот пошёл в березняк за подберёзовиками, и вдруг — стаями, стаями — стали взлетать передо мной Орденские Ленты.

Хотел было гоняться за ними, да не стал. Глупо это как-то, за Орденскими Лентами гоняться.

Орденские Ленты — ночные бабочки. Днём они прячутся в берёзах, а уж ночью свободно летают по всей земле.

Однажды ночью пришла к избушке Орденская Лента. Я увидел её через окно.

Открыл форточку и поставил свечку на подоконник, чтоб поближе её подманить. И она подманилась.

Плавными кругами, колеблясь и вздрагивая, подлетела она к избушке. Села на подоконник.

Она глядела на свечу, а я думал, что лучшего ордена на свете не может быть. Для моей избушки.

Белым-белы, говорят, были воды озера Киёво.

Даже и в безветренные дни шевелились и двигались они, и вдруг — белою волной — взмывали в небо.

Чайки-чайки — тысячи чаек — жили на озере Киёво. Отсюда разлетались по ближайшим рекам. Летели на Москву-реку, на Клязьму, на Яузу. Все чайки, которых мы видели в Москве, выводились на озере Киёво.

Вначале озеро было далеко от Москвы. Но потом оно делалось всё ближе, ближе. Озеро-то не двигалось, но рос огромный город и его огромный пригород. Дома и домишки стеснили озеро, наступили на его берега. Ржавые железки и погнутые трубы объявились на берегах.

Ссохлось озеро Киёво. Морщины островов и заливов раскололи водное зеркало. Многие чайки ушли жить на вольные места.

«Киёво» — это, конечно, необыкновенное слово. Слово ещё осталось.

Остались на озере и чайки.

С последними чайками остались и мы.

Зайцы вообще-то не собирают букетов. Зачем зайцу букет? Все полевые цветы над ушами у русаков, все лесные за хвостами у беляков. Да и сам-то заячий хвост называется «пых» или «цветок». Так говорят про заячий хвост старые охотники, а они своё слово знают.

Но вот объявился, глядите, заяц, который собрал букет. Всякого в букет понатыкал: и клевер, и жабник здесь, и кашка, и ромашка.

Вот ходит с букетом и не знает, кому его подарить. Зачем лисе или волку заячий букет? Им не до цветов.

Медведь цветы любит, но не в букетах. Ему бы малины куст.

А барсуку? Только поздней ночью выбирается он из норы, и если ему на лесной тропе вручить, простите, букет, он может и по шее накостылять.

Не знаю, как и быть с заячьим букетом. Он собран и должен быть кому-то вручён.

Ладно, отдадим барсуку и поглядим, что будет.

Поздней осенью с первой порошей пришли к нам из северных лесов снегири.

Пухлые и румяные, уселись они на яблонях, как будто заместо упавших яблок.

А наши коты уж тут как тут. Тоже залезли на яблони и устроились на нижних ветвях. Дескать, присаживайтесь к нам, снегири, мы тоже вроде яблоки.

Снегири хоть целый год и не видели котов, а соображают. Всё-таки у котов хвост, а у яблок — хвостик.

До чего ж хороши снегири, а особенно — снегурки! Не такая у них огненная грудь, как у хозяина-снегиря, зато нежная — палевая.

Улетают снегири, улетают снегурки. А коты остаются на яблоне.

Лежат на ветках и виляют своими яблочными будто хвостами.

Стало смеркаться. Над тайгой, над сумрачными скалами, над речкой с плещущим названием Вёлс взошёл узенький лисий месяц. К сумеркам поспела уха.

Разыскавши в рюкзаках ложки, мы устроились вокруг ведра, выловили куски хариуса и отложили в отдельный котелок, чтобы хариус остывал, пока будем есть уху.

— Ну, Козьма да Демьян, садитесь с нами!

Длинной можжевёловой ложкой я пошарил в глубине ведра — рука по локоть ушла в пар. Выловил со дна картошки и рыбьих потрохов — печёнки, икры, — потом зачерпнул прозрачной юшки с зелёной пеной.

— Ну, Козьма да Демьян, садитесь с нами! — повторил Лёша, запуская свою ложку в ведро.

— Садитесь с нами, садитесь с нами, Козьма да Демьян! — подтвердили мы.

Но в наших городских голосах не было уверенности, что сядут за уху Козьма да Демьян, а Лёша сказал так, будто они его слышат.

Костёр мы разложили на низком берегу Вёлса. Наш берег весь завален грязными льдинами. Они остались от половодья — не успели потаять. Вот льдина, похожая на огромное ухо, а вот — на гриб груздь.

— Кто же это такие — Козьма да Демьян? — спросил Пётр Иваныч, который в первый раз попал в уральскую тайгу.

Уху Пётр Иваныч ест осторожно и почтительно. Голова его окутана паром, в очках горят маленькие костры.

— Это меня старые рыбаки научили, — ответил Лёша. — Будто есть такие Козьма да Демьян. Они помогают хариуса поймать. Козьму да Демьяна на уху звать надо, чтоб не обиделись.

По часам уже полночь, а небо не потемнело, осталось ясным, сумеречным, и месяц добавил в него холода и света.

— Это, наверно, белая ночь, — задумчиво сказал Пётр Иваныч.

— Белые ночи начнутся позже, — ответил Лёша. — Они должны быть светлее. Для этой ночи названья нет.

— Может быть, серебряная?

— Какая там серебряная! Серая ночь.

Подстелив на землю лапника, мы разложили спальные мешки, прилегли. Я уткнулся головой в подножие ёлки. Нижние ветки её засохли, на них вырос лишай и свисает к костру, как пакля, как мочало, как белая борода.

Неподалёку, за спиной у меня, что-то зашуршало.

— Серая ночь, — задумчиво повторил Пётр Иваныч.

— Серая она, белая или серебристая, всё равно спать пора.

Что-то снова зашуршало за спиной.

Уха так разморила, что лень повернуться, посмотреть, что это шумит. Я вижу месяц, который висит над тайгой, — молодой тоненький, пронзительный.

— Бурундук! — вдруг сказал Лёша.

Я оглянулся и сразу увидел, что из-за ёлки на нас смотрят два внимательных ночных глаза.

Бурундук высунул только голову, и глаза его казались очень тёмными и крупными, как ягода гонобобель.

Посмотрев на нас немного, он спрятался. Видно, на него напал ужас: кто это такие сидят у костра?!

Но вот снова высунулась глазастая головка. Легонько свистнув, зверёк выскочил из-за ёлки, пробежал по земле и спрятался за рюкзаком.

— Это не бурундук, — сказал Лёша, — нет на спине полосок. Зверёк вспрыгнул на рюкзак, запустил лапу в брезентовый карман. Там была верёвка. Зацепив когтем, он потянул её.

— Пошёл! — не выдержал я.

Подпрыгнув к ёлке, он вцепился в ствол и, обрывая когтями кусочки коры, убежал вверх по стволу, в густые ветки.

— Кто же это? — сказал Пётр Иваныч. — Не белка и не бурундук.

— Не знаю, — сказал Лёша. — На соболя не похож, на куницу тоже. Я такого, пожалуй, не видал.

Серая ночь ещё просветлела. Костёр утих, и Лёша поднялся, подбросил в него сушину.

— Зря ты его шуганул, — сказал мне Пётр Иваныч. — Он теперь не вернётся.

Мы смотрели на вершину ёлки. Ни одна ветка не шевелилась. Длинные искры от костра летели к вершине и гасли в светлом сером небе.

Вдруг с вершины сорвался какой-то тёмный комок и раскрылся в воздухе, сделавшись угловатым, четырёхугольным. Перечеркнув небо, он перелетел с ёлки на ёлку, зацепив месяц краешком хвоста.

Тут мы сразу поняли, кто это такой. Это был летяга, зверёк, которого не увидишь днём: он прячется в дуплах, а ночью перелетает над тайгой.

Крылья у него меховые — перепонки между передними и задними лапами.

Летяга сидел на той самой ёлке, что росла надо мной. Вот сверху посыпалась какая-то шелуха, кусочки коры — летяга спускался вниз. Он то выглядывал из-за дерева, то прятался, будто хотел подкрасться незаметно.

Вдруг он выглянул совсем рядом со мной, на расстоянии вытянутой руки. Глаза его, тёмные, расширенные, уставились на меня.

— Хотите, схвачу?

От звука голоса дрожь ударила летягу. Он свистнул и спрятался за ёлку, но тут же высунулся.

Источник: https://profilib.net/chtenie/104897/yuriy-koval-vorobinoe-ozero-avtorskiy-sbornik-5.php

Читать

Читать

Давным-давно слыхивал я рассказы про Воробьиное озеро.

Говорили, что там ловятся огромные лещи, которые не влезают в таз, окуни, которые не влезают в ведро, чудовищные щуки, которые вообще ни во что не влезают.

Читайте также:  Конкурс эрудитов по творчеству а. ахматовой

Удивительно было, что щуки да окуни такие огромные, а озеро — Воробьиное.

— Ты уж сходи на Воробьиное-то озеро. Найдёшь его там, в лесах.

Я искал и добрался однажды до Воробьиного озера. Не слишком большое, но и не маленькое, лежало оно среди еловых лесов, а прямо посередине рассекали его воды три острова. Острова эти были похожи на узконосые корабли, которые плывут друг за другом, а парусами у кораблей — берёзы.

Не было никакой лодки, и я не смог добраться до островов, стал ловить рыбу.

Повидал и щуку, и чёрного окуня, и золотого леща. Правда, все они были не слишком велики, уместились в одном ведре, ещё и место осталось.

На это самое место положил я луковицу, начистил картошки, кинул перцу-горошку, долил воды и подвесил ведро над костром.

Пока закипала уха, я смотрел на острова-корабли, на их берёзовые паруса.

Иволги летали над зелёными парусами, которые бились под ветром и трепетали, а не могли сдвинуть с места свои корабли. И мне понравилось, что есть на свете такие корабли, которые нельзя сдвинуть с места.

Поздним весенним вечером, когда солнце спрячется за верхушки деревьев, неведомо откуда появляется над лесом странная длинноклювая птица. Летит низко над прозрачным ольшаником и внимательно оглядывает все просеки и поляны, будто ищет чего-то.

— Хорх… хорх… — доносится сверху хриплый голос — Хорх…

Раньше в деревнях говорили, что это не птица вовсе, а вроде бы чертёнок летает над лесом, разыскивает свои рожки, которые потерял.

Но это, конечно, не чертёнок. Это летает над лесом вальдшнеп, ищет себе невесту.

У вальдшнепа вечерние глаза — большие и тёмные. За хриплый голос вальдшнепа иногда называют «хрюкалка», а за длинный клюв — «слонка».

В одной деревне, слышал я, зовут его ласково «валишень». Такое название мне нравится больше всего.

С нами в избушке живёт пёс, которого звать Дик. Он любит смотреть, как я курю. Сядет напротив и глядит, как изо рта у меня дым валит.

Дик — добрый пёс, но обжора. Набить живот рыбьей требухой и закопать голову под ёлку, чтоб не кусали комары, — вот чего ему надо!

Раз на болоте я нашёл черничную поляну. Никак не мог оторваться от черники, собирал и ел пригоршню за пригоршней.

Дик забегал то с одного боку, то с другого, заглядывал мне в рот, не понимая, что это я ем.

— Да черника это, Дик! — объяснял я. — Смотри, как её много.

Я набрал пригоршню, протянул ему. Он мигом убрал ягоды с ладони.

— Теперь сам валяй, — сказал я.

Но Дик не понимал, откуда берутся ягоды, бегал вокруг, толкал в бок носом, чтоб я не забывал про него.

Тогда я решил немного поучить Дика уму-разуму. Стыдно рассказать, но я встал на четвереньки, подмигнул ему и стал есть ягоды прямо с куста. Дик подпрыгнул от восхищения, раскрыл пасть — и только кустики затрещали.

Через два дня Дик собрал чернику вокруг избушки, и я радовался, что не научил его любить смородину и морошку.

Ранней весной пошли мы с Витей на рыбалку, на Мост.

Не так уж далеко от нас Мост, а всё-таки шесть километров. Шли, шли, месили болотную да лесную весеннюю грязь, устали. На Мост пришли — сразу костёр положили, чай стали кипятить. Витя говорит:

— Не знаю, как ты, а я всю жизнь мечтаю большого язя поймать.

— Какого большого? Каких размеров?

— Не меньше сапога.

— Какого сапога? Обычного или бродня?

— Бродня.

— Ну, это ты, парень, слишком. Язь величиной с болотный бродень! Таких не бывает. Давай уж будем ловить язя с обычный, привычный кирзовый сапог.

Договорились мы и связали на язя секретную донку. В чём секрет этой донки, рассказать не могу — Витя не велит.

И вот насадили мы на большой крючок с десяток червей и метнули всё это в воду.

А язь не берёт. Мелкая сорожонка червей теребит. Колокольчик на донке звякает.

— Замучила сорожонка, — Витя говорит, — одолела. Сорожонка — это мелкая плотва. У нас на Севере плотву сорогой зовут.

К вечеру худо-бедно наловили мы сорожонки, а язь-то никак не берёт.

И вот настала ночь.

Над Цыпиной горой под звёздами потянули на север гуси и журавли, зацвиркали-зазоркали вальдшнепы, и тут взял язь.

Страшно натянулась леска, задрожал Витя, ухватил леску двумя руками, потянул к берегу.

А вдали, в темноте у камышей, заплескался вышедший на поверхность язь. Серебряные блики посыпались по воде от ударов его хвоста и звёздные полетели брызги.

И вот Витя подвёл язя к берегу и почти уж вытащил его, как вдруг язь дёрнул. Витя поскользнулся и упал в воду рядом с язем.

И вот они оба барахтаются в чёрной воде, и от них обоих летят звёздные брызги. И я понял, что язь сейчас уйдёт, если я чего-нибудь не придумаю.

И я придумал. Я тоже упал в воду с другой стороны язя. И вот мы уже вдвоём лежим в воде и между нами язь.

А над нами, между прочим, сияют и стоят все ночные созвездия, все главные весенние звёзды, и особенно ясно, я вижу, стоят над нами Лев и Близнецы. И вот уже мне кажется, что это мы с Витей близнецы, а между нами — лев. Всё как-то спуталось в моей голове.

И всё-таки мы вытащили язя, выволокли его на берег, и он оказался очень большим. По сапогу мерить было некогда — ночь, а в ведро он никак не влезал.

Поставили мы его в ведро вниз головой и по болотной да лесной весенней грязи побежали домой, на Цыпину гору. Язь бил в ведре хвостом, и в каждой чешуинке его играли главные весенние созвездия — Лев и Близнецы.

Мы надеялись, что язь не заснёт до утра, но он заснул.

Я очень огорчился, что заснул звёздный язь и не осталось на земле его следа. Взял доску, положил на неё язя и точно по контуру обвёл карандашом. И потом долго сидел — вырезал звёздного язя. Пускай хоть на моей доске останется его след.

А того язя, что вы видите на рисунке, мы поймали в другой раз. Это не язь, а язёнок. Но он тоже почему-то звёздный. Не знаю уж почему. Мы поймали его утром, когда звёзды скрылись под солнечной пеленой… Наверно, всякий язь — звёздный…

Над речкой, над омутом, в котором прячется от коршуна диковинная северная рыба хариус, стоит берёза.

Ствол у берёзы кривой, он то сгибается к речке, то оттягивает его от воды тайга, и на самом крутом его колене лопнула кора.

На этом месте много лет вырастал чёрный берёзовый гриб — чага.

Я срубил чагу топором.

Огромная, с бычью голову, она еле залезла в рюкзак.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=227200&p=5

Папмамбук

Папмамбук

Все началось с того, что на занятии по рисованию в детском саду Федор научился рисовать снегиря. Дома он мне рассказал, что снегирь – это «красивый воробей»: у мальчиков-снегирей грудка красная, а у девочек – коричнево-серая.

А еще Федор считает снегиря смелой птицей, потому что он не боится холодов и остается зимовать в наших лесах или парках.

Кроме того, моему сыну нравится, что снегирь умеет петь и не является «кровожадным хищником» (питается семенами, ягодами и почками).

Потом Федор, который уже немного умеет читать и писать, несколько дней выдавал мне лист бумаги, в центре которого было старательно и вполне узнаваемо (что случается не всегда) выведено название полюбившейся птицы.

За этим занятием Федор обратил внимание, что слова «снег» и «снегирь» явно связаны.

Снега в Петербурге еще толком не было, но мы с сыном постарались представить себе, как красиво выглядят эти яркие красногрудые птички среди голых ветвей, на белоснежном фоне.

Никаких текстов про снегирей я специально не искала. И тут при подготовке к елке в детском саду нам досталось стихотворение Зои Александровой «Снежок»:

Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики, Сегодня – посмотри! – Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами, Как мел, скрипуч и сух, И ловит кошка рыжая

Веселых белых мух.

И опять из-за капризов питерской погоды мы с сыном больше говорили не про снег, а про снегирей, которые, оказывается, похожи на яблоки.

И действительно, эти птички напоминают яблоки – кругленькие, красненькие, аппетитные! Федору это очень понравилось, и он даже попробовал сделать снегиря из настоящего яблока.

Правда, пластилиновые клюв, глаза и крылья держались на яблоке не слишком прочно, и Федор взял паузу, чтобы обдумать новую технологию.

А потом мы вспомнили крошечный рассказ Юрия Коваля «Снегири и коты» и теперь так часто его читаем, что уже почти выучили наизусть. Рассказ начинается так: «Поздней осенью, с первой порошей пришли к нам из северных лесов снегири.

Пухлые и румяные, уселись они на яблонях, как будто заместо упавших яблок…» Для Федора сначала было неожиданным, что снегири у Коваля «пухлые и румяные», но теперь ему кажется, что лучше и придумать нельзя.

А еще Федор спрашивал, почему грудка у самца снегиря называется «огненной», а у самки еще более загадочно – «палевой» (это слово он пытался связать со словом «пыль»).

Когда мы читали этот рассказ, в сходстве снегирей с яблоками Федор уже не сомневался. Зато его очень развеселило, что коты, стараясь обмануть снегирей, тоже притворялись яблоками: «А наши коты уж тут как тут. Тоже залезли на яблони и устроились на нижних ветвях.

Дескать, присаживайтесь к нам, снегири, мы тоже вроде яблоки». В итоге к достоинствам снегиря (кроме того, что он красивый, смелый, умеет петь, не является хищником и похож на яблоко) Федор с чувством глубокого удовлетворения добавил сообразительность: «Снегири хоть целый год и не видели котов, а соображают.

Все-таки у котов хвост, а у яблок – хвостик».

Проза Коваля, безусловно, очень «атмосферная», и Федор во время чтения как будто светился от наполняющей его тихой радости. Но, чтобы до конца разобраться в своих ощущениях и запомнить их, ребенку нужна картинка.

Мы читали рассказ «Снегири и коты» в книге «Круглый год», к которой прилагается диск с мультфильмами анимационной студии «МетрономФильм».

И вот снегири прыгают по верхушкам деревьев под музыку Моцарта, а коты, повиснув на ветке вниз головой, меланхолично качаются на своих хвостах – это как раз то, чего нам не хватало.

А еще я раздобыла сделанные из войлока елочные игрушки в виде снегирей. На днях мы принесли домой живую елку, и на ней поселились почти настоящие снегири, «пухлые и румяные», удивительно похожие на яблоки. И наша новогодняя тема нашла свое логическое завершение.

Читайте также:  Классный час на тему: культура общения, 7-9 класс

И только по-прежнему мы ждем настоящего снега «откуда-то оттуда, из высот запотолочных», ведь снегири и снег должны быть связаны.

Ксения Зернина

О книге Юрия Коваля «Круглый год» также можно прочитать в статьях «У меня уже готов для тебя букет котов!» и «Куда скачет снежный всадник?»

Источник: http://www.papmambook.ru/articles/839/

Читать онлайн «Про них (Рассказы)» автора Коваль Юрий Иосифович — RuLit — Страница 2

В БЕРЁЗАХ

Мокрый берёзовый лес. С голых веток стекают капли тумана, падают глухо на землю.

За тёмными берёзами я увидел рыжее пятно — и медленно, неслышно вышла на опушку оранжевая лошадь. Она была такая яркая, будто вобрала в себя всю силу осени.

Опавшие листья вздыхали под её шагами. Верхом на лошади сидел человек в ватнике, в сапогах.

Лошадь прошла мимо, скрылась в глубине леса, и я понял, что скоро зима…

Не знаю почему, эта встреча весь день не выходила у меня из головы. Я вспоминал оранжевую лошадь, уносящую в глубину леса остатки осени, и в конце концов стал даже сомневаться: да видел ли я её вообще? Или придумал?

Но человека в ватнике я, конечно, видел. Это был возчик Агафон, с которым мы каждый четверг паримся в бане.

БУКЕТ

Я вошёл в дом и застыл на пороге.

По полу разливалось молочное озеро. Вокруг него валялись осколки чашек, бутылка, ложки.

— Кто тут?! Кто тут, чёрт подери?!

В комнате всё было вверх дном. Только букет стоял на столе, целый и невредимый. Среди разгрома он выглядел как-то нагловато.

Показалось, что это букет во всём виноват.

Заглянул под печку, заглянул на печку — ни на печке, ни под печкой, ни в шкафу, ни под столом никого не было. А под кроватью я нашёл бидон, из которого вытекал белоснежный ручеёк, превратившийся в озеро.

Вдруг показалось: кто-то смотрит!

И тут я понял, что это на меня смотрит букет.

Букет — подсолнухи, пижма, васильки — смотрел на меня наглыми зелёными глазами.

Не успел я ничего сообразить, как вдруг весь букет всколыхнулся, кувшин полетел на пол, а какой-то чёрный, невиданный цветок изогнул дугой спину, взмахнул хвостом и прямо со стола прыгнул в форточку.

ТУЧКА И ГАЛКИ

В деревне Тараканово живёт лошадь Тучка, рыжая, как огонь. Её любят галки.

На других лошадей галки внимания не обращают, а как увидят Тучку, сразу садятся к ней на спину и начинают выщипывать шерсть.

— У неё шерсть тёплая, как у верблюда, — говорит возчик Агафон. — Из этой бы шерсти носки связать.

Прыгают галки по широкой спине, а Тучка посапывает, ей приятно, как щиплются галки. Шерсть-то сама лезет, то и дело приходится чесаться об забор. Набрав полный клюв тепла, галки летят под крышу, в гнездо.

Тучка лошадь мирная. Она никогда не брыкается.

Возчик Агафон тоже добрый человек. Задумчиво глядит на лошадиный хвост. Если б какая нахальная галка села ему на голову, он небось и глазом бы не моргнул.

БАБОЧКА

Рядом с нашим домом лежит старое, трухлявое бревно.

После обеда вышел я посидеть на бревне, а на нём — бабочка.

Я остановился в стороне, а бабочка вдруг перелетела на край — дескать, присаживайся, на нас-то двоих места хватит.

Я осторожно присел с нею рядом.

Бабочка взмахнула крыльями и снова распластала их, прижимаясь к бревну, нагретому солнцем.

— Тут неплохо, — ответил ей я, — тепло.

Бабочка помахала одним крылом, потом другим, потом и двумя сразу.

— Вдвоём веселей, — согласился я.

Говорить было вроде больше не о чем.

Был тёплый осенний день. Я глядел на лес, в котором летали между сосен чужие бабочки, а моя глядела на небо своими огромными глазами, нарисованными на крыльях.

Так мы и сидели рядом до самого заката.

СНЕГИРИ И КОТЫ

Поздней осенью, с первой порошей пришли к нам из северных лесов снегири.

Пухлые и румяные, уселись они на яблонях, как будто заместо упавших яблок.

А наши коты уж тут как тут. Тоже залезли на яблони и устроились на нижних ветвях. Дескать, присаживайтесь к нам, снегири, мы тоже вроде яблоки.

Снегири хоть целый год и не видели котов, а соображают. Всё-таки у котов хвост, а у яблок — хвостик.

До чего ж хороши снегири, а особенно — снегурки. Не такая у них огненная грудь, как у хозяина-снегиря, зато нежная — палевая.

Улетают снегири, улетают снегурки.

А коты остаются на яблоне.

Лежат на ветках и виляют своими яблочными будто хвостами.

«ЛЕС, ЛЕС! ВОЗЬМИ МОЮ ГЛОТЬ!»

Заболело у меня горло.

Стал я его лечить горячим молоком и мёдом, паром разварной картошки.

— А ты в лес сходи, — сказала Пантелевна. — Стань на поляне да и крикни изо всех сил: «Лес, лес! Возьми мою глоть!» Может, и возьмёт. Только сильней кричи-то и рот пошире открывай.

Обулся я, оделся потеплей, пришёл в лес. Стал на поляну, разинул рот и крикнул изо всех сил:

— Лес, лес! Возьми мою глоть!

Не шелохнулся лес, и я не понял — взял он или не взял.

Стал я снова кричать, и орал ужасно, и рот разевал, чтобы лес мог поглубже в меня проникнуть.

«Ну и глоть у тебя, брат», — думал, наверно, лес, глядя на мои старания.

Вернулся я домой, залез на печку греться, а сам всё думал: «Взял он или нет?»

Давно это было. И теперь я живу в городе, и горло у меня не болит. И ничего у меня не болит. И вообще я здоров как бык.

Весело гуляю среди каменных домов, а про себя всегда думаю: «Лес, лес! Возьми мою глоть!»

РУСАЧОК-ТРАВНИК

Мы были в саду, когда в рогатых васильках, что росли у забора, вдруг объявился заяц. Русачок. Увидевши нас, он напугался и спрятался в рогатых васильках. Да и мы все замерли и только глядели, как блестят из рогатых васильков заячьи глаза.

Этот русачок родился, как видно, совсем недавно. Таких зайцев и называют «травник» — родившийся в траве.

Русачок-Травник посидел в рогатых васильках и пошёл по саду. Шёл, шёл и дошёл до Николай Василича. А Николай-то наш Василич как раз в рогатых васильках лежал. Русачок-Травник подошёл поближе и стал глядеть на Николай Василича.

Источник: http://www.rulit.me/books/pro-nih-rasskazy-read-117667-2.html

Конспект урока по чтению в коррекционной школе VIII вида»Снегири и коты» Ю.Коваль

Конспект урока по чтению в коррекционной школе VIII вида

Автор материала: Сидельникова Наталия Викторовна

КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО

Сидельникова Наталия Викторовна

МЕСТО РАБОТЫ

ЛСКОШ № 14 г Лениногорска

КЛАСС

3б класс

ПРЕДМЕТ

чтение

ТЕМА

Снегири и коты Ю Коваль

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК

Книга для чтения Ильина

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА

Образовательные:

Расширить знания учащихся о зимующих птицах- снегирях, их повадках и поведение, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения,

активизировать словарь новыми словами из текста (пороша, нежно-палевая).

Развивающие: совершенствовать технику чтения с переходом на целые слова, формировать выразительное чтение, учить обоснованно отвечать на поставленные вопросы;

Коррекционные:

коррекция познавательной активности ;

Воспитательные:

воспитание заботы о зимующих птицах.

ОБОРУДОВАНИЕ

Презентация урока, картинки о снегирях на ноутбуке, мультимедийный проектор, экран, картинно-словарные слова( пороша,

нежная-палевая)

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ

Учебник « Развитие речи на основе окружающего мира» И.Худенко 3 класс.

Организационный момент:

Задачи учителя:

Подготовить учащихся к работе на занятии, настроить на эффективную работу на урок, организация устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся

Метод: беседа.

Задача учащихся.

Проверить свою готовность к уроку.

Метод: самопроверка

Критерии достижения цели:

Полная готовность класса, настрой на совместную коллективную работу

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я вижу, что все готовы к уроку. Сегодня к нам на урок пришли гости посмотреть, как мы занимаемся. Какой сейчас урок? Что мы делаем на уроке чтения?(читаем, отвечаем на вопросы по содержанию, составляем предложения, рассказы по картинкам, учим стихотворения, разгадываем загадки.)

Давайте прочитаем чистоговорку(на экране).

Парта- это не кровать

И на ней нельзя лежать

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно

Раз пришёл ты на урок

Не лови кругом ворон,

Слушай, руку поднимай,

На вопросы отвечай.

Если будешь ты стараться-

Не придётся огорчаться!

Как вы понимаете выражение « не лови кругом ворон»? ( не смотри по сторонам, не отвлекайся на посторонние предметы, слушай внимательно.)

Значит, вы обещаете быть моими активными помощниками.

Проверка домашнего

задания:

Задачи учителя:

Установление правильности и точности чтения стихотворения «Здравствуй, Зимушка-зима!», умение обосновывать ответы на поставленные вопросы по содержанию текста, выявления пробелов и их коррекция, обеспечение мотива- ции и принятие цели учебно-познавательной активности, активизация опорных знаний и умений по теме « Здравствуй, Зимушка-зима»,

Метод( приём) фронтальная и индивидуальная бесе-да, работа с текстом в учебнике, рассказ, с показом слайдов. наблюдения.

Задачи учащихся.

Закрепить пройденный материал

о зимних явлениях и признаках, уметь осуществлять взаимосвязь с окружающим миром.

Критерии достижения цели:

Учащиеся должны знать признаки зимы; знать зимующих птиц, как помочь им зимой.

Цель: выразительно прочитать пройденное стихотворение «Здравствуй, Зимушка-зима!»,обоснованно ответить на вопросы по содержанию, подготовить к усвоению нового материала

Вспомним, что вам было задано на дом.

1 Выразительное чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Здравствуй, Зимушка-зима!»,- по цепочке

2 ответы на вопросы по содержанию

-Какие признаки зимы описаны в стихотворении?( настали морозы, дуют сильные ветры, заяц-беляк)

— О каком зверьке говорится в стихотворении?( о зайце)

-А как ведут себя остальные животные?(они сидят в своих норках)

-Что необходимо для птиц зимой?( их необходимо подкармливать)

— Какая строчка повторяется в стихотворении?( «Здравствуй, Зимушка-зима!»),

— Как её нужно прочитать? Почему?(весело, громко)

Введение в тему-загадывание загадок

« Зимой на ветке яблоки

Скорей их собери!

Но вдруг вспорхнули яблоки

Ведь это …..(снегири.)»

-Кто знает снегиря?

(зимующая птица, небольшая по размеру, красная грудка, пузатенькая, появляется со снегом и зовут снегирь)

Рассказ учителя. С наступлением холодов многие птицы улетают на юг в жаркие страны, а снегири к нам прилетают только зимой и зовутся снегирями, потому что появляются вместе со снегом.

Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «тёплые края». Летом они живут гораздо севернее.

Увидеть зимой снегиря нетрудно, их красные грудки, голубовато серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега.

Питаются семенами и ягодами (рябины),

Весной они улетят далеко на север, на родину, выведут и выкормят там птенцов.

( на экране доски демонстрируют картинки о снегирях)

Физкультминутка

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг (машут руками, словно крылья)

Чтоб скорее прилетать

Читайте также:  Сценарии праздников в 3 классе начальной школы

Надо крыльями махать(дети машут руками интенсивнее)

Птички начали спускаться

На поляне все садятся( приседают)

Предстоит им долгий путь

Надо птичкам отдохнуть(садятся на места

Изучение нового учебного материала.

Задачи учителя: обеспечить осмысление текста

« Снегири и коты» , новых слов и понятий из текста, организовать деятельность учащихся по совершенствованию техники чтения,

развитие познавательной активности у уч-ся; обеспечение дифференцированного подхода к учащимся разного уровня подготовки.

Методы: беседа, демонстрация картинного словаря, наблюдения, работа с учебником

Задачи учащихся.

Познакомиться с повадками снегирей и их поведением зимой,

Уметь различать снегирей и по внешнему виду.

Критерии достижения цели:

Уметь добывать знания при использовании учебника самостоятельно.

Цель: формировать знания учащихся о зимующих птицах- снегирях, об их повадках и поведение , совершенствовать технику чтения с переходом на целые слова, активизировать словарь новыми словами из текста (пороша, нежная -палевая), учить обоснованно отвечать на поставленные вопросы;

Как вы думаете, ребята, о ком мы сегодня на уроке будем читать , если говорим о снегирях? Текст называется « Снегири и коты» Ю Коваль.

Сейчас ещё много интересного узнаем об этих птицах, прочитав текст « Снегири и коты»- учителем

Словарь: пороша-слой свежего, только что выпавшего снега. ( на экране 2-словарные картинки( 2ая картина Иван Ивановича Шишкина « Первый снег». Этот художник наш земляк. Он жил и рисовал свои картины в г.Елабуга в Республике Татарстан. Сейчас там музей И.И.Шишкина. У кого будет возможность быть в этом городе, обязательно посетите музей. РК)

Нежная- палевая- бледно-желтоватая ( на экране картинный словарь снегиря самки(бледно-желтоватая) в сравнение с самцом ( ярко красный)

Вопросы по содержанию

Когда прилетают снегири?( с первой порошей из северных лесов)

На что похожи снегири?(на яблоки на деревьях)

Кто расположился рядом снегирями?( коты устроились на нижних ветках)

Для чего они это делали?( чтобы поближе подкрасться к снегирям.)

Почему снегири целый год не видели котов?( они прилетают к нам только зимой)

Чем снегирь отличается от снегурки найди ответ в тексте?( по цвету-снегурка бледно-желтоватого цвета, а снегирь ярко с красной грудкой)

Почему снегири не поверили котам?(снегири очень умные птицы, они знают, что на них могут напасть коты)

Формирование техники чтения

а) при-са-жи-вай-тесь

-сколько слогов в слове? ( 5)

-почему?( 5 гласных)

Прочитай слитно. Поставь правильно ударение

1-2 уровень Бакеева Ангелина, Крюков Ваня, Абдуллина Ильгиза, Минибаев Айрат, Игнатьев Дима.

б) чтение вслух, с чётким произношением слов, с соблюдением пауз

в) чтение по цепочке

в) выборочно

3 уровень Сагдеева Идиллия читает по слогам короткий текст про снегиря

На-сту-пи-ла зи-ма. При-ле-те-ли сне-ги-ри. О-ни се-ли на ветку. Ко-ты ра-ды.

4-уровень

Сунгатов Ильнур(глухонемой)

В ноутбуке включаю 1задание- к картине подбирается 1-ая буква, 2-задание найти буквы (м и с ы…)

4-уровень

Латыпова Диана

Собрать ( а,о,у,с, х, м н р ш) из 2х частей.

Закрепление

Задачи учителя:

Помочь подвести уч-ся к правильному обоснованному ответу, закрепить усвоение нового материала, помочь учащимся , которые недостаточно усвоили новый материал.

Методы:

фронтальная и индивидуальная беседа, работа с текстом

Задача учащихся:

Закрепить полученные знания, уметь работать самостоятельно

Критерии достижения цели:

Уметь использовать изученный материал на практике, связь с жизнью.

Проверить усвоение нового материала.

Давайте согласно тексту дадим определение -какие снегири?

-весёлые

-умные

-зимующие

-небольшие

-красногрудые

Как называются птицы, остающиеся в родных краях? О какой птице мы читали на уроке? Почему это зимующая птица? О каком животном мы ещё прочитали в этом рассказе? К какой группе животных относятся коты и почему?

Почему зимой птицы перебираются из леса ближе к жилищу людей?

Что страшнее для птицы: голод или холод?

А чем мы с вами можем помочь птицам?

Кто ещё не сделал кормушки, вы можете прямо сегодня это сделать , остальные проверьте не пустые ли у вас кормушки?

Задание на дом

Задача учителя:

Дать анализ и оценить успешность достижения цели, дать реальную информацию о результатах учения

Задача учащихся:

записать задание в дневник, добросовестно подготовиться к следующему уроку по пройденной теме

Критерии:

полное представление того, что надо сделать к следующему у…

Источник: https://VseUroki.pro/doc/konspekt-uroka-po-chteniyu-v-korrekcionnoy-shkole-viii-vidasnegiri-i-koty-yukoval.html

Читать Про них (Рассказы)

Юрий Иосифович Коваль

Про них

Рассказы

Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ

Стеклянный пруд

Орехьевна

Дед, баба и Алёша

В берёзах

Букет

Тучка и галки

Бабочка

Снегири и коты

«Лес, лес! Возьми мою Глоть!»

Русачок-травник

Орион

Сирень и рябина

Пылшыкы

Шатало

Муравьиный царь

Снегодождь

Снеги белы

Солнце и снег

Черноельник

Ворона

Заячьи тропы

Прорубь

Шапка дяди Пантелея

Дождь в марте

Висячий мостик

Герасим Грачевник

Соловьи

Поздним вечером ранней весной

Медведица кая

Полёт

Озеро Киёво

Три сойки

Большой ночной павлиний глаз

Про них

СТЕКЛЯННЫЙ ПРУД

В деревне Власово, слыхал я, есть Стеклянный пруд. «Наверно, вода в нём очень прозрачная, — думал я. — Видны водоросли и головастики. Надо бы сходить, посмотреть».

Собрался и пошёл в деревню Власово. Прихожу. Вижу: у самого пруда две бабки на лавочке сидят, рядом гуси пасутся. Заглянул в воду — мутная. Никакого стекла, ничего не видно.

— Что ж это, — говорю бабкам, — Стеклянный пруд, а вода — мутная.

— Как это так — мутная?! У нас, дяденька, вода в пруду сроду стёклышко.

— Где ж стёклышко? Чай с молоком.

— Не может быть, — говорят бабки и в пруд заглядывают. — Что такое, правда — мутная… Не знаем, дяденька, что случилось. Прозрачней нашего пруда на свете нет. Он ключами подземельными питается.

— Постой, — догадалась одна бабка, — да ведь лошади в нём сейчас купались, намутили воду. Ты потом приходи.

Я обошёл всю деревню Власово, вернулся, а в пруду три тракториста ныряют.

— Опоздал, опоздал! — кричат бабки. — Эти какое хошь стекло замутят, чище лошадей. Ты теперь рано утром приходи.

На другое утро к восходу солнца я пошёл в деревню Власово. Было ещё очень рано, над водой стелился туман, и не было никого на берегу. Пасмурно, как тёмное ламповое стекло, мерцал пруд сквозь клочья тумана.

А когда взошло солнце и туман рассеялся по берегам, просветлела вода в пруду. Сквозь толщу её, как через увеличительное стекло, я увидел песок на дне, по которому ползли тритоны.

А подальше от берега шевелились на дне пупырчатые водоросли, и за ними в густой глубине вспыхивали искры — маленькие караси. А уж совсем глубоко, на средине пруда, там, где дно превращалось в бездну, тускло вдруг блеснуло кривое медное блюдо. Это лениво повёртывался в воде зеркальный карп.

ОРЕХЬЕВНА

Издали этот дом мне показался серебряным.

Подошёл поближе — и серебро стало старым-старым деревом. Солнце и ветер, снега и дожди посеребрили деревянные стены, крышу и забор.

За забором ходила среди кур старушка и покрикивала:

— Цыба-цыба-цыба… Тюка-тюка-тюка…

— Хорошо-то как у вас, — сказал я, остановившись у забора.

— Что тут хорошего, аньдел мой? — сразу отозвалась старушка. — Лес да комары.

— Дом красивый, серебряный.

— Это когда-то он был красивый, сто лет назад.

— Неужели сто? А вам тогда сколько же?

— И не знаю, аньдел мой, не считаю. Но ста-то, верно, нету. Да ты заходи, посиди на стульчике, отдохни.

Я вошёл в калитку. Мне понравилось, как старушка назвала меня — «аньдел мой».

Она тем временем вытащила на улицу и точно не стул, а стульчик, усадила меня, а сама не присела. Она то спускалась в сад, к курам, то подходила к забору и глядела вдаль, то возвращалась ко мне.

— Посиди, посиди… Цыба-цыба-цыба… Отдохни на стульчике… Отец-то мой, батюшка Орехий Орехьевич, этот дом сто лет назад построил. Вот тогда был дом золотой, а уж сейчас — серебряный… А больше нету ничего… комары да болота.

— Как звали вашего батюшку? — переспросил я.

— Орехий, так и звали — Орехий Орехьевич.

— А как же вас звать?

— А меня — Орехьевна… Ты посиди, посиди на стульчике, не спеши… Цыба-цыба-цыба… Тюка-тюка-тюка… А так ничего хорошего, аньдел мой, — лес да комары…

ДЕД, БАБА И АЛЁША

Заспорили дед да баба, на кого похож их внук.

Баба говорит:

— Алёша на меня похож. Такой же умный и хозяйственный.

Алёша говорит:

— Верно, верно, я весь в бабу.

Дед говорит:

— А по-моему, Алёша на меня похож. У него такие же глаза — красивые, чёрненькие. И наверно, у него такая же борода большая вырастет, когда Алёша и сам вырастет.

Алёше захотелось, чтоб у него выросла такая же борода, и он говорит:

— Верно, верно, я больше на деда похож.

Баба говорит:

— Какая борода большая вырастет, это ещё неизвестно. Но Алёша на меня куда сильнее похож. Он так же, как я, любит чай с мёдом, с пряниками, с вареньем и с ватрушками с творогом. А вот как раз самовар поспел. Сейчас посмотрим, на кого больше похож Алёша.

Алёша подумал немного и говорит:

— Пожалуй, я всё-таки сильно на бабу смахиваю.

Дед почесал в затылке и говорит:

— Чай с мёдом — это ещё не полное сходство. А вот Алёша точно так же, как я, любит лошадь запрягать, а потом на санках в лес кататься. Вот сейчас заложим санки да поедем в лес. Там, говорят, лоси объявились, сено из нашего стожка щиплют. Надо поглядеть.

Алёша подумал-подумал и говорит:

— Знаешь, деда, у меня так странно в жизни получается. Я полдня на бабу похож, а полдня — на тебя. Вот сейчас чаю попью и сразу на тебя похож буду.

И пока пил Алёша чай, он точно так же прикрывал глаза и отдувался, как бабушка, а уж когда мчались на санках в лес, точно так, как дед, кричал: «Но-ооо, милая! Давай! Давай!» — и щёлкал кнутом.

В БЕРЁЗАХ

Мокрый берёзовый лес. С голых веток стекают капли тумана, падают глухо на землю.

За тёмными берёзами я увидел рыжее пятно — и медленно, неслышно вышла на опушку оранжевая лошадь. Она была такая яркая, будто вобрала в себя всю силу осени.

Опавшие листья вздыхали под её шагами. Верхом на лошади сидел человек в ватнике, в сапогах.

Лошадь прошла мимо, скрылась в глубине леса, и я понял, что скоро зима…

Не знаю почему, эта встреча весь день не выходила у меня из головы. Я вспоминал оранжевую лошадь, уносящую в глубину леса остатки осени, и в конце концов стал даже сомневаться: да видел ли я её вообще? Или придумал?

Но человека в ватнике я, конечно, видел. Это был возчик Агафон, с которым мы каждый четверг паримся в бане.

Источник: http://online-knigi.com/page/60261

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector