Квн по русскому языку, 5 класс

КВН по русскому языку(5 класс).

С русским языком можно творить чудеса.

       Оборудование:  призы; шары надувные трёх цветов (красного, жёлтого и зелёного); головоломка – круг с названием КВН ( из картона);    карточки (полоски) для конкурса «Наборщик»; картинки-ребусы; грецкие орехи.

Ход КВН

I.  Вводный этап.

Ведущий 1.      Орешек знаний твёрд, но всё же  

                     Мы не привыкли отступать.                 

                     Нам расколоть его поможет

                         Наш КВН, девиз которого:

                         «Хочу всё знать!»

Ведущий 2. Ребята, разгадав головоломку, вы узнаете название нашего  КВН. «Ключ» отгадки – против часовой стрелки, пропуская все время одинаковое количество делений.  (Дети отгадывают название  КВН – «Занимательная Грамматика».)

Учитель.  Мы начинаем КВН… (Звучит музыка из телепередачи КВН.)

Учитель.  Сегодня наш КВН посвящен русскому языку. Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших  слов и названий.

Константин Паустовский писал: « Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь  тому, кто кровно любит и знает до самой сердцевины свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли».

В нашем  КВН участвуют четыре команды. Они продемонстрируют свои умения, знания, смекалку и эрудицию в области грамматики русского языка. Пожелаем им удачи!

Каждое задание оценивается по трёхбалльной системе:

  • Один балл – зелёный шар,
  • Два балла – жёлтый шар,
  • Три балла – красный шар.

II. Представление команд

III.РАЗМИНКА.

  • · Являюсь я важнейшей  частью речи…

                    Давно живу я в мире этом,

                    Даю названия предметам…

(Имя существительное)

                    Они со мной весьма приметны.

                    Я украшаю вашу речь,

                    Меня вам надо знать, беречь!

(Имя прилагательное)

                    В русском языке живёт.

                    Кто что делает, расскажет:

                    Чертит, пишет,  иль поёт,

                    Он лицо имеет, время,

                    Вид, залог и наклонение.

                    Нам с тобой он служит.

                    С другими частями речи дружит!

                    У существительного, числительного

                      И местоимения

                    Берёт взаймы род и число

                    Занимает второе место

                    После существительного

                    Как наиболее употребительный!

(Глагол)

                   Второе – летний дом.

                   А  целое порой

                   Решается с трудом.  (Задача)

  • В «списке» вы мой обнаружите корень,

                   Суффикс – в «собрании» встретите вскоре,

                   В слове «рассказ» вы приставку найдёте,

                   В целом  — по мне на уроки пойдёте. (Расписание)

  • Корень мой находится в «цене»,

                   В «очерке» найди приставку мне.

                   Суффикс мой  в «тетрадке» все встречали,

                   Вся же – в дневнике я и в журнале.  (Оценка)

  • Корень извлечь из «начинки» несложно,

                   Приставка в «сосуде» хранится надёжно,

                   Суффикс в «гудении» ясно услышишь,

                   Вместе – на темы различные пишешь.  (Сочинение)

  • С буквой «к» я в школе на стене,

                     Горы, реки есть на мне.

                     С буквой «п» — от вас не утаю

                     Тоже в школе я стою.  (Карта – парта)

  • Мой корень в «просьбе» заключён,

                     В ней он озвучен и смягчён.

                     Приставка в «воплощение» где-то,

                     На целое – все ждут ответа.   (Вопрос)

IV. «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК» Ученики получают высказывания, нужно сделать рисунок, другая команда пишет миниатюру по заданному рисунку.

           —  Яблоку негде упасть.

 -Сел в галошу.

          — Как рыба в воде.

— Сидеть, как на иголках.

— Комар носа не подточит.

         — В рубашке родился.

— С миру по нитке, голому рубаха.

— Голова как решето

  IV. Конкурс «Собери слова»

(Дети должны из слов, записанных на доске, составить новые слова.)

Мясо                           род

Везде                метровка

Масло           хранилище

Легко                       атлет

Зерно                          ход

Сто                   комбинат

Кисло                      рубка

V. Конкурс капитанов.

  Ребусы  (для болельщиков)

Учитель. Прочитайте имена мальчиков и девочек.

 (Приложение)

(Вася, Витя, Вова, Надя, Валя, Наташа, Настя, Ваня

VI. Конкурс «Угадайте название»

(Дети, соединив гласные и согласные с обеих страниц книги, должны угадать тему задания.)

 (Приложение)

Дети. Тема задания «Непроверяемые безударные гласные».

(Далее каждая команда на 3 минуты вспоминает и записывает на доске слова на заданную тему.)

На доске:

1.Спорт 2 .Школа  3.Овощи и фрукты 4.Животные

VII. «Наборщик»

(  Каждой команде диктуется слово.  Задача играющих набрать, то есть составить в течение 5 минут, из имеющихся букв наибольшее количество слов  — имён существительных в И.п.)

Активность Государство Населённость

  1.  Актив, акт, кисть, кость, кит, кот, кино, кон, конь, ткань, тина, тост, тон, ива, воск, воин, винт, вика, нос, носки, нива, нота, нитка, оса, ось, останки, окна, стон, сон, сок, сват, сатин, скат, скот, ток…

   2. Год, гусар, град, грот, город, оса, овраг, сода, сорт, сор, сало, сад, сосуд, суд, удар, угар, устав, удав, утро, ус, дар, дот, дог, дрова, дуст, досуг, дорога, ад, ар, авто, род, рот, ров, рог, рост, руда, рота, тур, враг, вода, вор…

  3. Насос, налёт, нанос, нос, ноль,  нота, насест, сан, сон, сок, сено, село, тон, сало, стон, сеть, сень, соль, оса, слёт, слон, снасть, сласть, ель, енот, лён, лес, лень, осень, осёл, тень, тёс …

VIII. Эстафета «Предмет – призрак»

На доске:

Команда 1.Река — …Радость — …Вкус — …Рука — …Грусть — …Ужас — … Команда 2.Честь — …Печь — … Небеса — …Мука — …Место — …Чудеса — … Команда 3.Век — …Ясность — …Капуста — …Срок — …Опасность — …Известие — … Команда 4.Звук — …Сенокос — …Молоко — …Прелесть — …Удача — …Звёзды — …

( По сигналу дети по очереди выходят к доске и записывают однокоренное  прилагательное  от одного существительного. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.)

IX. Конкурс «Переставь буквы»

(Задача каждой команды за 5-10 мин образовать новые слова, переставляя буквы ,не изменяя их количество). 

На доске.

Команда 1.Ложа — …Вобла — …Пион — …Числа — …Планка — …Конус —  … Команда 2.Теплица — …Товар — …Халва — …Кобура — …Шпала — …Кулон — … Команда 3.Коршун — …Цоколь — …Укор — …Ропот — …Образ — …Зарница — … Команда 3.Планка — …Конус —  …Шпала — …Кулон — …Образ — …Зарница — …

Команда 1. Жало, паркет, обвал, пони, силач.

Команда 2. Петлица, мать, отвар, хвала, уборка.

Команда 3. Шнурок, кольцо, урок, топор, замок.

Команда 4  Клапан, сукно, лапша, уклон, забор, разница.

X. Игра «Вертолина» (для болельщиков).

Учитель. Сейчас, уважаемые болельщики, вы можете помочь своей команде заработать дополнительные баллы. Для этого вам нужно выполнить задания. На доске вы видите круг, на нём написано шесть букв. Сколько различных слов – имён существительных – сумеете прочитать, столько баллов вы подарите своей команде.

(Приложение)

Учитель. Читать разрешается в разных направлениях; буквы читать обязательно подряд.

(Сад, сок, осадок, оса, док, коса, садок, ода, ад, око, код.)

XI. Игра «Музыкальные слова»

(Играющим командам предлагается за 5-10 мин  придумать как можно большее количество слов с таким расчётом, чтобы в каждом слове не менее  двух раз  повторялось название нот.

(че-ре-до-вание,  фа-ми-лия,  си-ре-на,  до-ля,  фа -соль, до -ми -к,   пе-ре-ми-рие, до-ми-но, п-ре-ми-я, по-ми-до-р, аг-ре-с-си-я, пе-ре-но-си-ца, си-ре-нь, ус-ми-ре-ние, ант-ре-соль, ми-на-ре-т…)

XII.Конкурс «Сборщик»

Из разрезанных слов собери стихотворение или высказывание.

 1.Грамматика, грамматика –

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без неё

Плохое было бы житьё!

 2.Сколько правил! Правил сколько!

С непривычки бросит в дрожь!

Будь внимательным – и только!

Всё запомнишь, всё поймёшь!

3.Люблю тебя, грамматика!

Ты умная и строгая.

Тебя, моя грамматика,

Читайте также:  Час общения в 6 классе на тему: день победы

Осилю понемногу я!

4.Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

XIII. Итоги. Награждение команд.

(Побеждает команда, которая набрала большее количество красных шаров.)

Источник: http://natsaz.ru/s-russkim-yazyikom-mozhno-tvorit-chudesa.-kvn-v-5-klasse.html

Квн по русскому языку для 5- 6 классов учитель русского языка и литературы моу сош п. красная кудрявка черноситова н.в. — презентация

1 КВН по русскому языку для 5- 6 классов Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Красная Кудрявка Черноситова Н.В.

2 «Русский язык – настоящий, сильный. Где нужно – строгий, серьезный, где нужно — страстный, где нужно – бойкий и живой». А. Н. Толстой «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык». А. Н. Толстой «Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык». М. Горький Русские писатели о русском языке

3 Пусть острей кипит борьба Сильней соревнование Успех решает не судьба А только наши знания. Приветствие 1 команды

4 Соревнуясь вместе с вами Мы останемся друзьями Пусть борьба кипит сильней И наша дружба крепнет с ней. Приветствие 2 команды

5 Угадай название нашей команды 1- название нашей команды обозначает название предмета, отвечает на вопросы Кто? Что? 2- название нашей команды обозначает признак предмета,отвечает на вопрос Какой? В предложении бывает второстепенным членом. Разминка :

6 1 команде Напишите за 1-2 минуты, как можно больше существительных 2 команде Напишите за 1-2 минуты, как можно больше прилагательных Кто больше?

7 Определить части речи (по одному предложению ) 1 команде Посадила мама в печь пироги с капустой печь. 2 команде Снежное покрывало покрыло всё поле. Конкурс капитанов.

8 -Отгадать загадку и определить части речи. « Стоит дом,кто в него войдёт, тот ум приобретёт» ( Школа) «Белый зайчик прыгает по чёрному полю. Слёзы проливает. Дети их читают и стирают» (мел) Конкурс болельщиков.

9 Представителю от каждой команды предлагается за 1-2 минуты записать на доске слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого Начальные слова: Саратов Балашов Конкурс команд :

10 « Учимся писать стихи» — не спешу – пишу, в тетрадь – пять. — щенка – пока, помогите -найдите. Конкурс болельщиков

11 Все участники записывают слово ИГРОТЕКА. Задача: из букв, входящих в это слово, составить как можно больше других слов. Побеждает тот, у кого больше других слов. Конкурс команд

12 Задание: раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми. РУКОЙ ПОДАТЬ ЧЕРЕЗ ЧАС ПО ЧАЙНОЙ ЛОЖКЕ МОРОЧИТЬ ГОЛОВУ ВО ВЕСЬ ДУХ ЗАСУЧИВ РУКАВА ПРИКУСИТЬ ЯЗЫК Конкурс болельщиков

13 Раскрыть скобки в предложениях : Язык (до) Киева (до) ведёт. Хорошее слово (до) сердца (до) йдёт. Конкурс «Кто лучше?»

14 Отгадать слово Его корень в слове –писать, приставка в слове — рассказать, суффикс в слове- книжка, окончание в слове- вода.( РАСПИСКА) Его корень в слове- вязать, приставка в слове — замолчать, суффикс в слове- сказка, окончание в слове -рыба. (ЗАВЯЗКА) Конкурс шарад

15 Исправь ошибки: Дядя, прашу тебя, памаги Твоей племянници Оли, А то небудет её наги В этой противной школи. Мне вчера за дектант на слова Учитель паставил «два», А сам сказал, что маю работу Даже несмок прачитать. Папраси его, дядя, исправить двойку И паставить мне пять! Кто грамотней?

16 М О Л О Д ЦЫ !!! Подведение итогов. Награждение победителей

Источник: http://www.myshared.ru/slide/473361/

Квн по русскому языку 5 -7 классы. Ученица

КВН по русскому языку

5 -7 классы.

Ученица.

В день солнечный июльский- Цветы, цветы вокруг! Красив язык мой русский, Как этот летний луг. Иду тропинкой узкой- Деревья до небес! Могуч язык мой русский, Как этот русский лес. И в радости, и в грусти- Он всякий час со мной, Родной язык мой русский, Как Родина родной! (Шибаев А.)

Учитель.

Дорогие коллеги, ребята! Нашу встречу мы открыли стихотворением о Родине и родном языке.

Я хотела бы особо обратить внимание на то, что Родина, Россия — это не только огромное территориальное пространство, но и наш родной язык, великое русское слово, выделяющее нас как нацию среди миллионов людей на планете, обладающее магической властью и необыкновенной силой. Ему, русскому слову, родному языку, мы посвящаем наш КВН.

^

  1. К словам привыкаешь день ото дня.

А они первородного смысла полны… И когда я слышу — Извини меня!- Это значит — Исключи меня из вины! 2.У слова цвет своего огня, Своё первородство, свои рубежи, И когда я слышу: — Обереги меня! Это значит: Берегами меня окружи!З.У слова есть корни. И есть родня, Оно не подкидыш под сирым кустом, И когда я слышу: — Защити меня!- Это значит — Спрячь меня за щитом!4. Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов, своё нутро. И если ты в эту проникнешь суть — Слово тебе сотворит добро. (А.С.Островой)5. Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей вселенною знаком — Это потому, что я владею Русским всеохватным языком!

Конкурсы.

  1. Представление команд, приветствие, эмблема, домашнее задание: составить как можно больше слов из слова Автомобилетракторостроение.
  2. ^ Ведущий шёпотом говорит скороговорку первому игроку, он шёпотом следующему, «на выходе» капитан говорит то, что услышал.

Словесники Жук жужжит над абажуром. Лингвисты Наш Полкан попал в капкан.

^ Репетиция Берегите наш язык.
Один мальчик нарисовал лесного зверька.

Кот нахально влез на стол, тянется к котлете. Русский язык располагает большим запасом слов.

^ к диалектизму.

Кочет Глаза Вечерять Рано

Зенки Волк

Слухать Петух

Утирка Ужинать

Балка Полотенце

Бирюк Слушать

Спозаранку Овраг

Учитель Ребята, к сожалению, смешно выглядит человек, если не работает над своей речью. Нужно помнить, что мы должны говорить точно. Неточность речи значительно затрудняет наше понимание друг друга. Передать чётко информацию очень мешают слова-пустышки.

Ученики.

1. Видит как-то гражданин, Что сарай пылает. Он звонит по «01», Срочно сообщает: — Я не знаю, как начать… Но, как говорится, Я звоню вам, так сказать, Чтобы поделиться… В общем, значит, стало быть, Тут такое дело… Можно трубку положить: Всё уже сгорело! 2. — Как проехать на вокзал? Я спросил в трамвае. Пассажир один сказал, Что прекрасно знает: — Вобщем, где-то, так сказать, Это близко очень, Просто тут рукой подать, Говоря короче… Я вам, значит, заодно Объясню по дружбе: Вы проехали давно, возвращаться нужно.

5. Комплименты.

— Каждому культурному человеку очень важно знать правила речевого этикета, нужно уметь сделать комплимент и осчастливить собеседника. Так попробуем осчастливить друг друга! Возьмём в руки мячик и бросим его тому, кто сидит напротив. При этом произносим комплимент — любезные приятные слова о внешности, сопроводив их тёплым взглядом. Жюри считает только удачные, уместные комплименты.

^

Ведущий называет существительное мужского рода, дети находят для них пары. Задания поочерёдно для каждой команды.

Козёл — коза, бобёр — бобриха, медведь — медведица, осёл — ослица, оса — оса,

стрекоза — стрекоза, ворона — ворона, волк — волчица, муха-муха, курица — петух, обезьяна — обезьяна, баран — овца, жираф — жирафа, слон — слониха, ехидна — ехидна, кот — кошка, бык — корова, шершень — шершень, ёж — ежиха, гусь — гусыня.

^ .

Команды должны «оживить» показанные им картины.

8. Кто быстрее?
«Словесники» 'Лингвисты»
Т местоимение Л частица
Р частица И союз
У глагол Т числительное
Д числительное Е глагол
О междометие Р наречие
л наречие А существительное
ю существительное Т местоимение
Б предлог У предлог
И союз Р прилагательное
Е прилагательное А междометие.

Частушки из школьной жизни.

^

Каждый член команды по очереди пишет одно словарное слово, жюри выбирает самую грамотную команду.

Читайте также:  Всё о празднике пасха

Идеал, панорама, тысячелетие, экзаменатор, консерватория, бок о бок, будто бы, репродукция, который, перспектива.

^

Словесники. Есть у нас 3 сесЗцы, Вы не знаете их? Как бы мне ухиЗться Рассказать о троих? У одной, что в СЗжове, Над окошком жил сЗж.

СЗчь она мастерица- Приходи к ней, малыш! У другой, что в УсЗцах, Никаких усЗц нет, Но зато осеЗну Подают на обед! А у третьей в БысЗце, БысЗна на реке, И резвятся Зтоны По ночам на песке. 12 Лингвисты. У про100го 100рожа — непро100рный дом: Ча100 в нём 100ножка бродит под100лом.

Дорожит 100ножка чи100тою ног И 100личной ваксой чистит 100 сапог. Вме100 двух непро100 вычистить все 100, Сразу 100лько обуви не носил никто! У про100й 100ножки 100ит по100ять И у той 100ножки опыт перенять!!! 19

^

Лингвисты рука — руки, яблоко — яблоки, виноград, доктор — доктора, метро, море — моря, багаж, мать — матери, нога — ноги, груша — груши, мука, диво, грот — гроты.

Словесники: одеяло — одеяла, Родина, шоссе, мох — мхи, еда, слива-сливы, сок — соки, какао, зима — зимы, вещь — вещи, шоколад, ружьё — ружья, пальто.

^ .

Назвать в правильном порядке все буквы русского алфавита, одновременно показывая их на таблице.

Подведение итогов, награждение.

Стихотворение «Слово»

Учитель. — Вслушайтесь в звуки родного художественного слова, уловите его

очарование, его глубокий смысл. Чтобы быть достойным гражданином своей родины, сохранить её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом. Будем любить и беречь наше русское слово. Ведь с него начинается наш родной язык и наша Родина!

Источник: http://uch.znate.ru/docs/2014/index-4585.html

Урок-КВН по русскому языку для учащихся 5 класса (презентация к уроку)

Понравилась презентация – покажи это…

Слайд 0

Тема «Повторение изученного в начальной школе. Обобщение материала.» Составила учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ лицея № 10 города Ставрополя Михайлова Ирина Васильевна Урок-КВН по русскому языку для учащихся 5 класса (презентация к уроку)

Слайд 1

Обобщить изученный в начальной школе материал по орфографии (орф. 1-6). Повторить правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова, гласных после шипящих, разделительных ъ и ь.

Формировать навык подбора проверочных слов путем изменения формы слова или подбора однокоренного слова. Развивать представления о слабой и сильной позиции в слове. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

Развивать умения подбирать слова на определенную тему, размышлять на заданную тему. Цели урока:

Слайд 2

Задание № 1 «Найди ошибкоопасные места!»

Слайд 3

СОГЛАСНЫЕ В СЛАБОЙ ПОЗИЦИИ «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ», ПОДОБРАТЬ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА. НАЙТИ

Слайд 4

Правило-помощник (орфограмма № 3)

Слайд 5

Чтобы не ошибиться в написании проверяемой согласной в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук и проверяемый согласный слышался отчетливо. Например: сторож – сторожем,сторожить. Правила надо запоминать!

Слайд 6

«Вернуть убежавшую согласную, найти коварное слово (лишнее)!» (Задание № 2)

Слайд 7

Правило-помощник (орфограмма № 4)

Слайд 8

Чтобы не ошибиться в написании непроизносимой согласной в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы согласный звук слышался отчетливо. Например: зуб – зубы, столб – столбы. Правила надо запоминать!

Слайд 9

«Допишите недостающие слоги!» (Задание № 3)

Слайд 10

После шипящих ж, ч, ш, щ надо писать гласные и, у, а, а не ы, ю, я. Например: жизнь, чудо, чаща. Исключения: жюри, брошюра, парашют. Правило-помощник (орфограмма № 5)

Слайд 11

Выписать слова с разделительными Ъ и Ь, дополнить своими примерами. Все вокруг об.яты страхом: Разъ.яренный людоед Об.явил, что с.ест сегодня Замечательный обед. В сверх.естественной тревоге Все звер.е уносит ноги. Даже нес.едобный ежик С.ежился от страха тоже. Конкурс капитанов «Коварные Ъ и Ь». (Задание № 4).

Слайд 12

Раз.яренный людоед Мигом с.ел мешок конфет, Закусил печен.ем плотно. Он от.явленный злодей, Но совсем не ест людей И не трогает животных. Конкурс капитанов

Слайд 13

Разделительный Ъ пишется после приставки , оканчивающейся на согласный, перед буквами е, е, ю, я, в остальных случаях пишется разделительный Ь перед буквами е, е, ю, я, и. Например: объявить,вьюга. Правило-помощник (орфограмма № 6)

Слайд 14

Орфографическая эстафета (задание № 5) «Быстро и правильно!»

Слайд 15

Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, необходимо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы гласная стала ударной.

Например: Столы – стол, столик.(№1) Непроверяемые гласные и согласные в корне слова надо запоминать. В случае затруднения обращаться к орфографическому словарю. Например: маршрут, футбол.

Правила- помощники (орфограммы № 1 и 2)

Слайд 16

Домашнее задание. Придумать стихотворение или записать стихотворение какого-нибудь поэта, в котором будут примеры на правила, о которых говорилось на уроке. Обозначить орфограммы. Подведение итогов.

Источник: http://KeepSlide.com/no_category/113987

Великий и могучий русский язык квн в 5-6 классах

Великий и могучий русский язык
КВН в 5-6 классахУчащиеся заучивают стихи, соответственно оформляется зал (плакаты, таблицы, рисунки и т.д.)

Ход игры

Ведущий. В нашем зале собрались любители русской словесности. В игре встречаются 2 сильнейшие команды 5-6 классов. Девиз нашей игры: “Выучить русский язык!”“Перед вами громада – русский язык.Наслажденье глубокое зовет вас, погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его” (Н.В.Гоголь)

Представление команд

Капитан 1 команды Вас приветствует команда “Веселых и находчивых”Наш девиз: “Будем активно мыслить!”Привет, друзья! Сегодня в школеБольшой и интересный день.

Чудесный праздник – КВНЧтоб этот праздник – КВНВам по душе пришелся всем,Нужно знания иметь прочныеИ быть веселым и находчивым!Капитан 2 командыВас приветствует команда “Любознательных”Наш девиз: “Пусть ум победит силу!”Мы веселые ребята И не любим мы скучать.С удовольствием мы с вами Будем в КВН играть.

И соревнуясь нынче с вами,Мы останемся друзьями.Так пусть борьба кипит сильнейИ наша дружба вместе с ней. Ведущий. Итак! Внимание! Начинаем нашу игру!

1 конкурс: Конкурс капитанов. Ответить на вопросы – шутки.

Капитану 1 команды Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква “Ц”)Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (стонет) Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)Капитану 2 команды Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)Что находится между горой и оврагом? (буква “И”)Какое государство можно носить на голове? (Панама)

2 конкурс: Конкурс знатоков ударений.

К доске, на которой заранее написаны слова в два столбика, приглашаются участники. В словах нужно правильно расставить ударения и объяснить значения слов.

гусеница (личинка бабочки)торты (кондитерское изделие)балуюсь (шалить, забавляться)комбайнер (водитель комбайна)тефтели (кушанье в виде шариков из мясного фарша) мельком (в самое короткое время, бегло)вахтер (дежурный сторож)щавель (растение)силос (ком для скота)квартал (часть города) Ведущий игры: Пока ребята справляются с ударениями, мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы и поговорки. “Ведь пословица недаром молвится”, “Без пословицы не проживешь”. Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять пословицы и поговорки.

3 конкурс: Конкурс знатоков поговорок.

1 командеВ какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почем фунт лиха.).Согласно, какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.).О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, человек, который рано встает, успевает больше сделать за день? (Кто рано встает, тому бог дает.).2 командеКакая поговорка говорит нам, о каком либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг.).Согласно, какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.).Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.).

Читайте также:  Военно-спортивная игра на местности в лагере

4 конкурс: Конкурс телефонистов.

Ребята, во время игры вы учились писать, разгадывать, придумывать. А научились ли вы слушать внимательно друг друга?Я сообщу скороговорку на уху ученику, который стоит первым. По сигналу они передают скороговорку на ухо своим соседям.

Последние в каждом ряду должны сказать переданную им “по телефону” скороговорку. Побеждает команда, которая раньше завершит передачу и правильно передаст текст.1 команде: Жутко жуку жить на суку.2 команде: Раз дрова, два дрова, три дрова.

5 конкурс: В поисках фразеологизмов.

Ведущий. А теперь от пословиц и поговорок перейдем к фразеологическим оборотам, которыми так богат наш язык.

В русском языке много оборотов, где употребляются слова рука и голова, в прямом и в самых разнообразных переносных значениях.

Перечислите эти фразеологические обороты, кто больше?1 команде – слово рука2 команде – слово голова

6 конкурс: Конкурс чтецов (1 член команды готовится к выразительному чтению стихотворения).

Задание: Узнать о каких словах идет речь в стихах.1 командеСкажи “родник” -И вот возник,Бежит в зеленой чащеВеселый ключ журчащий.Мы и родник зовем ключом(Ключ от дверей тут ни при чем).(А.Л.Барто) 2 командеШьет иглой портниха в строчку.Взял коньки точильщик в точку.Я, заканчивая строчку,Ставлю маленькую точку.(Я.А.Козловский)

7 конкурс: Прочитайте высказывание.

Источник: http://netnado.ru/velikij-i-moguchij-russkij-yazik-kvn-v-5-6-klassah/page-1.html

Внеклассное мероприятие по русскому языку для обучающихся 5, 6 классов Тема: Игра-квн «Эти занимательные слова»

Цель: способствовать развитию и повышению интереса обучающихся к предмету.

Задачи:

— познакомить учащихся с разнообразными играми со словами; — активизировать творческие силы учащихся, их способности; — увеличить словарный запас учеников; — развить умение связно излагать свои мысли в устной форме с учетом ситуации общения; — развить умение учащихся работать в группах; — воспитать любовь к языку; — воспитать чувство коллективизма, ответственности.

^ деление обучающихся на команды.

Ход мероприятия:

Русский язык – настоящий, сильный. Где нужно – строгий, серьезный, где нужно — страстный, где нужно – бойкий и живой. А. Н. Толстой

^

Разминка: Какое слово состоит из 3-х слогов, а указывает на 33 буквы? (азбука)

Конкурс 1. Шарады.

Учитель: Шарада – словесная игра, когда задуманное слово разгадывается по частям, которые представляют собой отдельные слова: мед + ведь = медведь; пар + ус = парус.

Шарады для команды 1:

Слог первый маленький грызун.Второй вид дикого быка.Любой, кто в химии силен,Ответ найдет наверняка. (мышьяк)Первая буква есть в слове сурок,Но нет этой буквы в слове урок.А дальше подумай, и краткое словоСредь умных ребят ты найдешь у любого.

Две буквы у мамы возьми без смущеньяИ в целом получишь итог от сложения. (сумма)Первый слог метут метлой,Глазом же зовут второй,Третий резать хлеб годится,А четвертый же частица.В целом насекомое,Очень многоногое.

(сороконожка)

Шарады для команды 2:
Ищите в танцах первый слог.

Второй слог мерою зовется.В конце прибавите союз.Все у художника найдете. (палитра)Часть первая жидкость,Что выше кипенья нагрета.Вторая же дама, но только,К несчастью, не эта.

Итак, отгадали и слога оставили обаИ стол получили:Он в школе стоит для учебы. (парта)Два первых слога пачка или связка,Слог третий вкусная крупа.

А целое удивительное дерево Хвойное, с заостренной вершиной. (кипарис)

^

Вы, наверное, знаете, что, цифра 7 для древних народов была священной.

Судите сами: 7 дней сотворения мира, 7 добродетелей, 7 чудес света, 7 дней недели, 7 цветов радуги, 7 нот… А какая буква русского алфавита отмечена этой священной цифрой? Это загадочная и очень интересная буква.

  • Во-первых, она придумана была более 200 лет назад (в 18 веке) знаменитым русским писателем Н. М. Карамзиным, который посвятил много лет своей жизни описанию многовековой истории русского государства.
  • Во-вторых, эта буква особенная.

    Она употребляется для обозначения ударного звука, который в той же самой морфеме в безударном положении передаётся буквой «Е».

  • В-третьих, это единственная буква русского алфавита, которую иногда в книгах заменяют другой буквой.

Это буква «Ё».

^

Учитель:Впишите буквы так, чтобы получились слова с сочетаниями ОРО, ЕРЕ (1 –я команда выписывает слова с сочетанием ОРО, 2-я команда – с сочетанием ЕРЕ).

Г….х, к….вник, к….стель, д….во, с….дина, п….сенок, т….бить, ч….счур, ок….к, хв….ст, изм….зь, п….пелка, ж….бенок, под….жник, сков….да, ст….чь, ож….лье, оч….дной, раст….пный, тет….в. (Горох, коровник, коростель, поросенок, окорок, хворост, изморозь, подорожник, сковорода, расторопный) (дерево, середина теребить, чересчур, перепелка, жеребенок, стеречь, ожерелье, очередной, тетерев)

^

Найдите в сетке 14 мужских имен. Слова могут ломаться в любом направлении, кроме диагонали, но нигде не пересекаться. Выигрывает та команда, которая больше найдет мужских имён.

а и к т о р б о е р
л в а н н а в р г о
е к с д а й а и и д
в м и р т и д с н о
л и р л о р и л е е
а д й и в е м о г л
а л е к а л о р с н
а й е с т г г и т а
л ь б е р р и й е п

(Виктор, Александр, Владимир, Алексей, Альберт, Анатолий, Валерий, Григорий, Вадим, Борис, Олег, Степан, Леонид, Егор)

Аукцион: Кто знает больше пословиц о русском языке (о слове).

Команды по очереди называют пословицы. Какая команда назовёт последний, та и победитель. (Сначала подумай – потом говори.Не храбрись словом, а покажи делом.Меньше говори – больше дела твори. Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. До слова крепись, а, давши слово – держись)

^

Вы, конечно, и без толкового словаря определите лексическое значение слов, которые в календарях обычно обозначаются сокращениями пн., вт., ср., чт., пт., сб., вс. А откуда появились эти слова? Об этом рассказывает этимология.

  • Понедельник – от сочетания по недели – «после воскресенья» (неделя – первоначально «день отдыха»).
  • Вторник – от старого слова въторъ – «второй», буквально значит «второй день недели».
  • Среда – от слова середина, буквально значит «средний день недели».

  • Четверг – от слова четыре, буквально значит «четвёртый день недели».
  • Пятница – от слова пятый, буквально значит «пятый день недели».
  • Суббота – связано с греческим словом, корень которого тот же, что и в слове шабаш, «отдых, конец работы».

  • Воскресенье – от воскресити – «оживлять»; первоначально употреблялось как название религиозного праздника.

^

Представителю от каждой команды предлагается за две минуты на доске записать в таком порядке слова, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого (например: адрес, салют, тетрадь …).

Выигрывает та команда, которая запишет правильно больше слов за две минуты.

^

Из букв слова СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ составьте как можно больше новых слов. Выигрывает та команда, которая составит больше слов за 3 минуты.

^

В данных словах найдите другие слова: глобус, шутка, экран, хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, постель, ласточка, горизонт, верхушки, задача, долото, дорога, картина. Выигрывает та команда, которая найдётбольше слов. (Лоб, ус, утка, кран, лев, оса, ель, зуб, стол, кол, дочка, пост, ель, точка, зонт, верх, дача, лото, рога, тина)

^

  • Мы часто говорим: «остаться с носом», то есть потерпеть неудачу, обмануться в своих расчетах, оказаться одураченным. Однако не все знают, что нос в этом выражении не имеет ничего общего с частью лица. По древнему обычаю жених приносил невесте нос, то есть приношение, подарок, выкуп. Если жениху отказывали, он оставался с носом. Позже это слово было связано со словом нос в современном понимании, и появилось выражение «водить за нос».
  • Иное происхождение фразеологизма «зарубить на носу» (хорошенько запомнить). Носом в старину называли памятную доску.

Подведение итогов КВН: подсчитываются результаты, объявляются команды-победители.

Благодарность командам. Награждение победителей.

Использованные ресурсы: материалы с сайта прошколу.ру

Источник: http://tvov.ru/docs/100/index-33166.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector