Мероприятие для школьников ко дню Наума Грамотника в библиотеке

Мероприятие для школьников ко Дню Наума Грамотника в библиотеке

Цель: знакомство учащихся с днем празднования «Наума Грамотника».

Задачи:

  • Расширить кругозор учащихся.
  • Развивать память, внимание, стремление узнать новое.
  • Способствовать интеллектуальному развитию.

Пророк Наум 14 декабря православная церковь отмечает память пророка Наума. Этот праздник пришёл к нам из глубины веков. По старой традиции со Дня Наума ( по старому стилю 1 декабря), начинали учить детей грамоте.

Для семьи это был особый праздник, к нему готовились заранее, договариваясь с учителем – приходским дьячком. Принарядившись, все шли в храм, где после Литургии служили молебен, испрашивая благословение на учение отрока. Дома у ученика учителя встречали с почётом, сажали на лучшее место, угощали и одаривали.

Отец передавал сына учителю с просьбой не жалеть его, а научить уму-разуму. Затем ученика трижды легонько ударяли по спине плёткой, чтобы не озорничал, а учился прилежно. Учителей почитали особо, работу его считали важной и трудной.

Оборудование: верёвочка с узелками, конверты с заданиями, листы для изготовления самолётиков, ручки, фишки.

Конкурс «Загадочный диктант».

Учитель называет загадку, игроки молча записывают отгадку. Задача конкурса состоит не только в том, чтобы отгадать загадку, но и составить из первых букв ответов фразу.

  • Закутан ребёнок в сто пелёнок. (капуста)
  • По горам по долам
  • Ходят шуба и кафтан. (овца)
  • На пяти проводах.
  • Отдыхает стая птах. (ноты)
  • Ох, не трогайте меня,
  • Обожгу и без огня. (крапива)
  • Две антенны на макушке,
  • А сама сидит в избушке,
  • На себе везёт,
  •  Очень медленно ползёт. (Улитка)
  •  Под водой живёт народ,
  • Ходит задом наперёд. (раки)
  • На сучках висят шары.
  • Посинели от жары. (сливы)
  • Ящик на коленях скачет-
  •  То поёт, то громко плачет. (гармонь)
  •  Зубов много, а ничего не ест. (расчёска)
  • Листья клёна пожелтели,
  •  В страны юга улетели
  • Быстрокрылые стрижи.
  •  Что за месяц, подскажи? (август)
  •  Рогатый, а не бодается. (месяц)
  •  Без крыльев летят,
  • Без ног бегут,
  •  Без паруса плывут. (облака)
  • Живёт в нём вся Вселенная,
  •  А вещь обыкновенная. (телевизор)
  • Зимой и летом
  • Одним цветом.    (ель)
  • Что же это за девица?
  • Ни швея, ни мастерица.
  •  Ничего сама не шьёт.
  • А в иголках круглый год. (ежиха)
  • Кто зимой холодной
  • Бродит злой, голодный? (волк)

14 декабря – день Наума Грамотника, который был покровителем ребят-учеников: «Батюшка Наум, наведи на ум». Этот день отмечался как праздник грамоты, как праздник (обряд) посвящения в ученики. Обучение на Руси начиналось осенью — в день Кузьмы и Демьяна, поэтому ко дню Наума Грамотника ученики уже могли показать свои успехи.

Отцы семейства приглашали учителя (мастера грамоты), чаще всего дьячка, в свой дом. Он приносил с собой букварь и плётку. Вначале ученик получал три символических удара плёткой, а затем показывал родителям свои успехи. Учителя после его трудов угощали, дарили ему подарки. Иногда по древнему обряду это был горшок, густо усыпанный монетами.

А вот как учили буквы раньше на Руси.

  • Аз, буки- бери указку в руки.
  • Аз, буки, верендеи — мухи в квас залетели.
  • Ер, еры- упал дедушка с горы.
  • Аз, буки- вот и все науки.

Вот так целый год учили крестьянские дети буквы. Второй год складывали и запоминали слоги: буки, аз-ба. И лишь на третий год учёбы начинали читать. А вот как в старину учились запоминать цифры и считать.

  • Раз- два-голова.
  • Три-четыре- прицепили.
  • Пять-шесть- в ряд сесть.
  • Семь- восемь- сено косим.
  • Девять- десять- сено весить.
  • Старинные загадки.
  • Чёрный Ивашка,
  • Деревянная рубашка.
  • Где он пройдёт,
  • Там след останется. (карандаш)
  • Хорошо видит, а слепой. (неграмотный)
  • Чёрные, кривые, от рожденья все немые,
  • А как встанут в ряд-сразу заговорят. (буквы)
  • Ни небо, ни земля видением бела;
  • Трое по ней ходят, одного водят,
  • Два соглядают, один повелевает (бумага, пальцы. перо. глаза, ум)

С загадками вы справились. Молодцы! А напоследок примите вот эти узелки на память. Раньше, чтобы не забыть что-то сделать, завязывали узелок на память.

(Достаёт верёвочку с двумя узелками и поясняет)

Первый узелок гласит: «Во время ученья нельзя есть, а то заешь

выученное».

      Второй узелок гласит: «Если учишь по книге, то, окончив, должен её закрыть, в противном случае всё позабудешь».

Помните об этом когда грамоте обучаетесь!

А сегодня вы, ребята покажете свои умения и успехи. Во время игры участники набирают фишки за правильные ответы. Победивший, тот кто набрал больше фишек. Выигравший получает звание Наума Грамотника.

  • (На столе конверты с заданиями)
  • Окружающий мир.
  • Лекарственные растения.
  • И в лесу, и в квасу,
  • И в конфетке, и в таблетке. (мята)
  •  Микробов он сбивает с ног,
  • Ну, а зовут его …   (чеснок)
  • Для лекарства- лекарю,
  • А для сдобы пекарю. (горчица)
  • Горькая травка
  • И животу поправка,
  • И сама душиста,
  • и метёт чисто. (полынь)
  • «Кошачья травка» — больным поправка:
  • Корешок в аптечку,
  •  Чтоб помощь сердечку. (валерьяна)
  • Летом рад я свежей
  • Ягодке медвежьей:
  • А сушёная в запас
  • От простуды лечит нас. (малина)

Математика.

Хитрые задачи.

  1. В погребе 5 мышей грызли корку сыра. Они были так увлечены этим, что не заметили подкравшегося кота. Кот бросился на мышей и одну из них схватил. Сколько мышей осталось доедать сыр? (ни одной)
  2. Дед, баба, внучка, Жучка, кошка тянули –тянули репку и, наконец, вытянули. Сколько глаз увидели репку? (12 глаз)
  3. Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? (3 внука)
  4. Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько будет лет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (8 лет)
  5. Шли три поросёнка. Один-впереди двух. Один между двумя, один – позади двух. Как шли поросята? (друг за другом)
  6. По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули в глубину. Сколько акул осталось в море? (9)
  7. Около столовой, где обедали лыжники, пришедшие из похода, стояли 20 лыж, а в снегу было воткнуто 20 палок. Сколько лыжников ходило в поход? (10)
  8. Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков ему пришлось сделать? (12)
  9. Один ослик нёс 10 кг сахара, а другой -10 кг ваты. У кого поклажа была тяжелей? (одинаковая)
  10. В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка. Напротив каждой кошки — 3 кошки. Сколько кошек в комнате? (4 кошки)
  11.  Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, а потом- 3сливы. Сколько деревьев зацвело? (в январе деревья не цветут)

Шифровка.

Ответив на вопросы «да» или «нет» выбери букву и составь высказывание, которое зашифровано.

Вопросы:

  1. Окоп- это вырытая яма?
  2. Компас- это прибор для измерения времени?
  3. Гимнастёрка- это рубашка для занятий гимнастикой?
  4. Танки могут плавать?
  5. Бескозырка- это головной убор без козырька?
  6. У звезды 5 лучей?
  7. Солдат служит 10 месяцев?
  8. Боевые гранаты растут на дереве7
  9. Два сапога-пара?
  10. Танк меньше пушки?
  11. Парашют сделан из бумаги?
  12. Якорь- это лишний груз, который всегда выбрасывают?
  13. Бинокль- это предмет, который помогает разглядеть врага?
  14. Моряк- это то же самое, что и матрос?
  15. Лейтенант старше генерала по званию?
  16. «Катюша» — это личный автомобиль девушки Кати?
  17.  Отделение- это 7 человек?
  18. На погонах у моряков изображены самолёты?
  19. Компас показывает направление?
  20. Магазин – это место для патронов?
  21. Кок – это повар на корабле?
  22. В слове «казарма» три буквы «а»?
Читайте также:  Сценарий праздника загадок

Ключ к шифровке.

№ вопроса Да Нет
1 Т М
2 О Я
3 Ш Ж
4 Е О
5 Л М
6 О Е
7 Ф В
8 Ю У
9 Ч Ь
10 А Е
11 Л Н
12 Ъ Ь
13 Е Ы
14 Л Э
15 Й Е
16 Л Г
17 К К
18 А О
19 В Д
20 Б П
21 О Ш
22 Ю У

(Ответ: Тяжело в ученье- легко в бою)

Физкультура

Физкультминутка

Мы сейчас все дружно встанем.

(Встать)

И немножко отдохнём.

(Потянуться)

Вправо, влево повернитесь,

(Повороты вправо и влево)

Низко-низко наклонитесь.

(Наклоны)

Руки вверх, руки вбок.

(Движения руками)

И на месте прыг да скок.

(Прыжки на месте)

А теперь бегом вприпрыжку.

(Бег на месте)

Молодцы вы, ребятишки!

Загадки о спорте.

Зелёный луг, сто скамеек вокруг,

От ворот до ворот бойко бегает народ

На воротах этих рыбацкие сети. (стадион)

Не кормит, не поит,

А здоровье дарит. (спорт)

Город огромный, а в городе чудо:

Налили воду в огромное блюдо.

В каменном блюде с водою зелёной

Плавают люди зимою студёной. (бассейн)

Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два «к»

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я …(хоккей)

Костыль кривой так и рвётся в бой. (клюшка)

Скажи, какой железный мяч

Одной рукой толкнул силач? (Ядро)

Мчусь, как пуля, я вперёд.

Лишь поскрипывает лёд.

И мелькают огоньки.

Кто несёт меня? (коньки)

На квадратиках доски

Короли свели полки.

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков. (шахматы)

Технология

Ни пчела, не шмель, а жужжит;

Неподвижно крыло, а летит. (самолёт)

Сделайте по одному самолётику из бумаги. Напишите слово, с помощью которого покажете своё настроение. Запустите самолётики своим друзьям.

Подведение итогов.

Награждение победителей.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2017/02/18/vneklassnoe-meropriyatie-den-nauma-gramotnika

Общешкольное мероприятие «Наум грамотник»

Цель: Познакомить детей с историческим праздником грамоты.

Способствовать умению применять свои знания по математике, русскому в игровой предметной среде.

Расширить знания по устному народному творчеству.

Развивать память, смекалку, мышление, внимание.

Воспитывать чувство товарищества, дружный коллектив, интерес к русским обычаям.

Оборудование: мяч, конверты с пословицами разрезанными по полам, шарики 2 цвета, буква А и Б, карточки с цифрами от 1-10 по 2 экземпляра, 2 ручки и 2 листа бумаги, картонки покрытые воском и деревянные палочки, узелки на память по количеству участников викторины.

Ход мероприятия

Ребята, я рада поприветствовать вас в нашем классе. Сегодня у нас необычный день, мы с вами познакомимся с народным церковным праздником, который в народе называют «День Наума Грамотника».

Этот праздник пришел к нам из глубины веков и отмечается 14 декабря. По старой русской традиции со дня Наума начинали учить детей грамоте, именно в этот день отправляли детей учиться.

Ребята, а у нас с вами когда начинается учебный год? (осенью с 1 сентября)

И как называется этот праздник? ( День знаний)

Ребята, а как вы думаете почему так поздно начинался учебный год в старину 14 декабря? (Правильно, потому что даже маленькие дети принимали участие в уборке урожая). И вот когда уборка урожая заканчивалась, родители приглашали в дом учителя.

Учителя встречали с почетом и ласковым словом, его работу считали трудной и важной. Говорили: «Кто грамоте горазд, тому не пропасть».

Отец, держа сына за руку, передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму: « Батюшка Наум наведи на ум», а за леность и непослушание детей наказывали побоями.

Наум — покровитель ума, знаний.

— А, сейчас ребята вы покажите свои умения и успехи.

— Сейчас, ребята я с вами проведу конкурсы по всем областям знаний: математике, письму, чтению и т.д. и вы покажите свои умения и успехи. Победившая команда получит звание Наума Грамотника.

— Ребята, вы готовы показать свои знания?

Разделить на две команды: «Знайки» и «Грамотейки».

— Сегодняшнее сражение грамотеев будет судить справедливое жюри в составе: …

Пусть каждый смело вступит в бой,

В азарт соревнования.

Успех придет не сам собой,

Помогут ваши знания.

— А, сейчас переходим к битве грамотеев.

«Ученье свет, а не ученье — тьма»

— А сейчас мы с вами должны выбрать ту пословицу, которая подходит к сегодняшнему празднику (на доске)

  • Много снега, много хлеба
  • Семь раз измерь, один раз отрежь
  • Ученье свет, а не ученье – тьма

— Ребята, а почему вы выбрали эту пословицу?

— Как вы ее понимаете?

— Первое испытание потребует от вас знание пословиц.

Конкурс «Собери пословицу»

(2 конверта, в каждом из которых по две пословицы, которые нужно собрать, прочитать и объяснить их значение)

Грамоте учиться…….. всегда пригодиться.

Труд человека кормит,…….а лень портит.

Терпенье и труд ……..все перетрут.

С книгой жить — ……….век не тужить.

— Молодцы, ребята с этим заданием справились.

«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»

Со зрителями игра «Черный ящик»

— Отгадайте, по загадке, что находиться в черном ящике. А загадки о школьных принадлежностях:

Не в новинку ей трудиться,

Ни урока не лениться.

Ей лежать в пенале скучно,

Пишет, пишет, пишет…(РУЧКА)

Будем весь урок писать,

Пригодиться нам…(ТЕТРАДЬ)

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж

Что же это? …(КАРАНДАШ)

Ей работу только дашь —

Зря трудился карандаш (РЕЗИНКА)

Пишут им ученики, отвечая у доски (МЕЛ)

Все листочки скреплены,

Не рассыплются они.

Держит крепко, как прищепка,

Металлическая… (скрепка)

Задачки в стихах

-Ребята, внимательно слушайте стихи и считайте сколько получиться.

(по 3 задачки на команду)

В кормушке сидели

Лишь 3 только птицы

Но к ним прилетели

Еще 2 синицы

Так сколько же птиц

Здесь в кормушке у нас?

Покажет на карточке каждый из вас. 3+2=5

У стены стоят кадушки

В каждой ровно по лягушке

Если было 5 кадушек,

Сколько было в них лягушек. 5

Привела гусыня- мать

Шесть детей на луг гулять

Все гусята как клубочки

Три сыночка, а сколько дочек 6-3=3

Два кубика у Маши, Четыре — у Наташи, Все кубики все эти

Скорей считайте, дети. 2+4=6

У маленькой Светы

Четыре конфеты

Еще дала три Алла

Сколько всего стало? 4+3=7

Два снегиря и шесть синиц

Ребята сколько всего птиц? 2+6=8

«Что одному не под силу легко коллективу»

Конкурс «Раз словечко, два словечко»

— Вспомнить и записать слова на заданную букву. Чья команда больше вспомнит и напишет слов, та команда и победит в конкурсе.

Читайте также:  Как научить ребёнка самоконтролю?

(2 шарика воздушных, на обратной стороне которых приклеена буква С на зеленом, а буква А на красном.

«Повторенье — мать ученья»

— Ребята, пока наши команды выполняют задание, я предлагаю вам поиграть в игру «Кто, чем занимается?»

Со зрителями игра «Кто, чем занимается»

— Ребята, я буду бросать одному из вас мяч и называть профессию, а вы у кого окажется мяч в руках кидаете мне и говорите, что делает человек названной профессии.

Например: Строитель – строит

Повар – варит, готовит

Художник – рисует

Врач – лечит

Парикмахер – стрижет

Учитель – учит

Маляр – красит

Клоун – смешит, веселит

Швея – шьет

Певец – поет

Продавец – продает

Пожарник – тушит пожары и т.д.

— Следующий конкурс «Буква заблудилась»

Неизвестно, как случилось,

  • Только буква заблудилась,
  • Заскочила в чей-то дом
  • И хозяйничает в нем.
  • Но едва вошла туда
  • Буква озорница,
  • Очень страшные дела
  • Начали твориться.
  • -Ребята, сейчас я буду читать стихотворение, чего на самом деле быть не может, из-за первой неправильной буквы. Ваша задача первыми назвать верное слово.
  • Ехал дядя без жилета (билета)
  • Заплатил он штраф за это.
  • Нарядили ложки (ножки)
  • В красные сапожки.
  • Вы шагайте, ложки,
  • Прямо по дорожке.
  • На островок прилетел ураган,
  • На пальме остался последний баран (банан)
  • Сели в ложку — и айда!
  • По реке туда- сюда (лодку)
  • Шар на шею повязал-
  • И ангину не поймал (шарф)
  • Светофора красный газ
  • Всех стоять заставит вас (глаз)

— Приступаем к следующему конкурсу письменному, который так и называется «Писари».

5. Конкурс «Писари»

(Командам раздаются картонки покрытые воском и деревянные палочки)

— В старорусской школе писали на специальных дощечках, покрытых воском. Правильнее сказать не писали, а выцарапывали буквы и слова деревянной палочкой. Сегодня вы узнаете, легко ли было писать. И сейчас вы напишите одно слово «УЧЕБА»

Конкурс «В мире сказок»

Что разбила мышка хвостиком?

Кто превратил Василису Премудрую в лягушку? (Кощей Бессмертный)

Как звали трех поросят?

Кто потерял на балу хрустальную туфельку?

От кого ушел колобок?

Как звали самую маленькую девочку?

Подведение итогов жюри, награждение.

Наш праздник подошел к финалу,

Потрудились мы на славу.

Пора итоги подводить,

Грамотеев команд нам наградить!

-А на последок примите от меня вот эти узелки на память (Показать веревочку с двумя узелками и пояснить)

1. Первый узелок гласит: «Во время учения нельзя есть, а то заешь выученное»

2. Второй узелок гласит: «Если учишь по книге, то окончив, должен ее закрыть, в противном случае все забудешь»

— Ребята, помните об этом когда грамоте обучаетесь!

— Молодцы, ребята, порадовали вы меня, хорошие знания показали. Хорошие знания – лучший подарок для учителя. Вот и подошел к концу наше мероприятие.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/obshchieshkol-noie-mieropriiatiie-naum-ghramotnik

Праздник «День Наума Грамотника» для 5-7 классов

Праздник

День Наума Грамотника

Цель: повышение уровня мотивации к изучению русского языка и к учению в целом.

Задачи:

познакомить с историей праздника Наума Грамотника;

способствовать формированию умения применять полученные ранее знания по предмету в нестандартной ситуации;

развивать память, внимание, творческое и логическое мышление, орфографическую зоркость;

воспитывать самостоятельность, целеустремленность, прививать любовь к родному языку.

Добрый день, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Разрешите поздравить вас с днем Наума Грамотника! А что это за день? Какую роль он играл в образовании народа? Как люди встречали этот день?

14 декабря — день памяти святого ветхозаветного пророка Наума. Наш народ почитал его помощником умственных знаний (Наум от слова ум), отчего и прозвал его Грамотником. В день святого Наума поднимали детей рано, приговаривали:

Начинали обучать детей грамоте 14 декабря. А почему? Обратимся к истории праздника.

Святой пророк Наум – один из двенадцати малых пророков. По преданию, он умер на 45 году жизни. В русских книгах XVII века есть упоминания о молитвах святому Науму, который должен помочь постигать науки и, прежде всего, научиться читать и писать.

Почему именно живший в VII веке до нашей эры пророк, стал покровителем грамотеев? Причины здесь две — созвучие слов (ум и Наум) и крестьянский календарь: зимой работы было меньше, а времени для освоения грамоты – больше… 14 декабря (по старому стилю – 1 декабря), после сбора урожая и завершения приготовлений к зиме отдавали в учение отроков.

Наум Грамотник был покровителем ребят-учеников. Вот и поговорки про это сложили:

«Пришел Наум – пора браться за ум»

«Пророк Наум наставляет на ум».

«Батюшка Наум, наведи меня на ум»

«Один пророк Наум наводит на ум»

«Пророк Наум наставит на ум»

«Пророк Наум и худой разум на ум наведет»

«Наум наведет на ум»

Помню, в старину: отцы семейства приглашали учителя, чаще всего дьячка, в свой дом. Он приносил с собой букварь и розги. Сначала ученик получал 3 символических удара плёткой, а затем показывал родителям свои успехи.

Мать, по обычаю, в это время причитала по своим детям. Крестьяне считали, что «Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «Корень учения горек, да плод сладок».

В прописях и азбуковниках 17 века приводилась краткая молитва к пророку Науму о помощи в учении:

  • «Святой Наум, наставь моего отрока на ум!
  • Возьми его под свою руку,
  • Прогони от него лень да скуку,
  • На ученье его благослови.
  • Старанья пробуди, память укрепи»

Вот сегодня мы и предлагаем перенестись в прошлое и побывать с старорусской школе, а за одно и знания свои показать. А для этого представителей каждого класса прошу занять свои места. Первым на лавку садится староста класса, а за ним все остальные. Староста во время занятий помогает учителю.

Теперь на секунду закройте глаза, по счету «три» откроете и окажетесь в прошлом. Сейчас мы с вами в старорусской школе. Внимательно рассмотрим убранство классной комнаты. Занятия в этой школе начинались в семь часов утра, школьный колокол извещал о начале занятий. Ученики были одеты в длинные, до пят, рубахи. На ногах – лапти, сплетенные из лыка – внутренней части коры липы. На голове – островерхие шапки. Все снимали шапки и занимали каждый свое место за общим столом. Об этом в букваре говорилось так: «Дружнего места не занимай и товарищев не утесняй».Первый урок – азбука.

«Аз, буки, веди, глаголь, добро», – хором нараспев тянули ученики вслед за бородатым учителем. Так назывались в те времена буквы. После букваря все принимались читать книгу молитв – часослов. За чтением этой книги время тянулось долго. Наконец ровно в полдень переменка. Перерыв на обед! Потом снова в класс – и уроки продолжались: письмо, арифметика.

Читайте также:  Стихи о фантазиях и фантазёрах для детей начальной школы

Обратите внимание на розги (ивовые прутья), которыми наказывали детей. За непослушание ставили и на колени (на горох). В старой школе была очень строгая дисциплина. Дети боялись плохо себя вести.

Теперь вы немного знакомы с правилами поведения в старорусской школе.

Можно начинать занятия. Чтобы у нас всё получилось, проговорим такие слова: «Наум, Наум, наведи меня на ум!»

Сегодня вы покажете свои умения и успехи. Во время игры участники, правильно выполнившие задания, получают сушку. Сушки собирайте в лукошко. При подведении итогов все сушки соберете на одну низку. Если низка окажется полная, то класс получит почетное звание «Грамотеи».

Испытание 1. «Чтецы»

Ведущий: А сейчас мы проверим, как вы читаете. Кто хочет показать свое умение? Приглашаются по три представителя от каждого класса.

Участники каждой команды выбирают карточку, на которой записан литературный отрывок. Отрывки можно взять из произведений, ранее изученных детьми. Участник читает отрывок вслух, затем называет произведение и автора. Оценивается качество чтения и правильность ответа. По итогам конкурса раздаются сушки.

Обучение в старорусской школе проходило на старославянском языке. Чтобы научиться читать и писать, надо было выучит КИРИЛЛИЦУ. Я думаю, что первые три буквы кириллицы известны все. Славянский алфавит более 3000 лет назад составили Кирилл и Мефодий.

А первый российский букварь был издан в 1574 году во Львове первопечатником Иваном Фёдоровым. В настоящее время известен только один экземпляр этого издания. Это небольшая книжечка на 80 страниц.

Она начинается азбукой от АЗ до ИЖИЦЫ, последней буквы славянского алфавита.

Испытание 2. «Знатоки азбуки» (5 мин)

Ведущий: Каждый класс получит образцы древнерусских букв и сравнивает их с современным алфавитом. Надо определить, каких русских букв не было в древнерусской азбуке – кириллице.

Ответ вы запишите большими буквами на отдельных листах, каждая буква – отдельный лист. За правильные ответы получите сушки. Для этого конкурса надо выдать образцы кириллицы и современного алфавита.

Испытание 3. «Знатоки азбуки» (1 мин)

Ведущий:Каждый ряд получит образцы древнерусских букв и сравнивает их с современным алфавитом. Надо разгадать старинные слова:

Рцы Укъ Како Азъ (рука)Азъ Земля Буки Укъ Како Азъ (азбука)

Ша Како Онъ Люди Азъ (школа)

Пока классы работают, провести со зрителями конкурс скороговорок. За каждую правильно сказанную скороговорку выдать сушку.

Испытание 4. «Собери пословицу» ( 5 мин)

Ведущий: Следующие испытание потребует от вас знание пословиц. Вы получите три конверта. В каждом пословица, но она разрезанная на отдельные слова. Восстановите пословицу, расставив слова в нужном порядке. Наклеите их на бумагу (каждую на отдельный лист), а когда все задания выполните, сядьте чинно, староста пусть поднимет руку.

Предлагаю следующие пословицы:

Повторение – мать учения.

Красна птица пеньем, а человек ученьем.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Испытание 5. Продолжим, отроки мои. Богато народное творчество на пословицы. В них заключена мудрость народа. Проверим, знаете ли вы пословицы.

Я говорю начало пословиц, а вам надо их продолжить.

  • Слово – не воробей, вылетит — …….
  • Готовь сани летом, а телегу — ……
  • Труд человека кормит, а лень — ……
  • Друзья познаются в …..
  • Каждый кулик своё болото …..

Любишь кататься, люби и……………

Испытание 6. Если верить пословицам, то: (1 мин)
(подчеркни правильный вариант ответа)

  • Куда смотрит волк, сколько его ни корми?
  • Кто должен свистнуть, чтобы что-то несбыточное произошло?
  • Соловей-разбойник
  • Милиционер
  • Рак
  • щука
  • Что летит, когда лес рубят?
  • Как поступит умный человек, встретив на пути гору?
  • Покорит
  • Обойдёт
  • Сдвинет
  • пробурит

Переменка. «Зарядка для ума». Это небольшие шуточные загадки.

  • Слезинка с неба (капля)
  • Подружка лягушки (жаба)
  • По ней чертят в школе (линейка)
  • Без него бы все люди ходили бы в мятой одежде (утюг)
  • Чем мы держим разные предметы? (пальцами)
  • Он похож на зайца (кролик)
  • Мама твоей мамы (бабушка)
  • Ночное светило (луна)
  • На чём путешествовала лягушка-путешественница (на прутике)
  • Враг мышей (кот)
  • Самая близкая к нам звезда (солнце)
  • Зловредная сказочная баба (баба Яга)

Испытание 7. «Писари»

Ведущий: Урок чтения окончен. Приступаем к уроку письма. В старорусской школе писали на специальных дощечках, покрытых воском. Правильнее сказать не писали, а выцарапывали буквы и слова деревянной палочкой. Сегодня вы узнаете, легко ли было писать, и напишите всего одно слово. «УЧЁБА».

Командам раздаются дощечки (картонки), покрытые воском (пластилином) и деревянные палочки.

Испытание 8.Исправьте ошибки в рассказе ученика.

Зимние каникулы я правел у дяди серёжи Однажды ночю лес занисло пушыстым снегом. Мы расчистили трапинку к старошке, а потом катались налыжах. Заденешь ветку – политит тебе в лицо мяхкий снежок. (11 ошибок) (5 мин)

Испытание 9. Вставьте букву в слово. ( 3 мин)

БРН — баран

ТК — атака

РФ — арфа

МРК — марка

СТР — астра

КРМН — карман

ШЛШ — шалаш

Физминутка. Сделал дело – гуляй смело. Русский народ не только был работящим, но умел ещё и хорошо отдохнуть. Я вам предлагаю поиграть в русскую народную игру. “Золотые ворота”. Дети выходят для игры.

Правила игры: Три человека встают в круг и берутся за руки, образуя ворота. Все остальные участники цепочкой друг за другом, напевая, проходят через ворота.

На последних словах ворота закрываются, и тот, кто остался внутри круга присоединяется к тем, кто образует ворота. Игра может продолжаться до тех пор, пока не останется 3 человека.

Во время игры звучит веселая народная музыка.

Золотые ворота.

Проходите господа. Первой мать пройдётИ детей проведёт.Первый раз прощается,Второй раз запрещается,А на третий раз

Не пропустим вас!

Испытание 10. «Переведи с русского на русский»

Ведущий: В сказках встречается много старинных русских слов. Переведите эти слова на современный русский язык. Каждый класс выбирает по две карточки со словами. На обдумывание 1 минута.

Устаревшие слова: хоромы, перст, уста, чело, кочет, око.

Испытание 11. Конкурс «Тарабарский язык».

Благодаря тому, что все слова в русском языке относятся к какой – нибудь части речи, появляются такие весёлые стихи. Определите, какими частями речи являются слова в стихотворении? (5 мин)

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве:

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

Испытание 12. Вот вам слово «грамотей». А составьте из букв этого слова другие слова. (том, гром, герой, март, атом, море, тема, гора) (1 мин)

Испытание 13. «Заключительное»

Ведущий: Пришла пора подводить итоги. Пора подсчитывать сушки. Соберите все полученные вами сушки на одну веревочку, не забудьте пересчитать их, пусть староста оденет полученную низку.

В старину, когда заканчивался раздел ученья, мама варила кашу, складывала её в горшочек, ученик приносил и отдавал учителю. Кашу ставили на стол и все ученики каждый своей ложкой по очереди ели, а после этого они назывались однокашниками.

Источник: https://multiurok.ru/files/prazdnik-dien-nauma-gramotnika-dlia-5-7-klassov.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector