Прогулки и их виды в режиме группы продлённого дня (ГПД)

Прогулки и их виды в режиме группы продлённого дня (ГПД)

Первый период вне учебного времени продолжается 1,5 часа и проводится , как правило, в виде прогулок на свежем воздухе.

Прогулки должны всемерно содействовать физическому развитию школьника, его активному отдыху. Здоровым детям свойственно отдыхать в активном движении, и поэтому прогулка должна сочетаться с играми и укрепляющими здоровье развлечениями При этом нужно помнить, что игровая деятельность в жизни учащихся младшего школьного возраста продолжает их всестороннего развития.

Мнение педагогов о том, что прогулка – одна из наиболее лёгких педагогических форм, является заблуждением. Только усвоив сущность прогулки, вскрыв её огромные воспитательные возможности, каждый педагог сможет по достоинству оценить её и включить в арсенал своих методических средств.

Цели и задачи прогулок:

  • организовать практическую деятельность в природе (наблюдение, выращивание растений, уход, посадка, уборка, сбор);
  •  участвовать в общественно полезном труде в природе (уборка территории, прополка клумб, изготовление кормушек, скворечников);
  • развивать стремление к познанию, наблюдательность, любознательность, умение ориентироваться на местности;
  • формировать правильные представления и понятия об окружающем мире, уважительное отношение к людям труда, умение правильно вести себя в природе, желание изучать и охранять природу;
  • активизировать самостоятельную деятельность детей;
  • выявлять закономерную связь явлений в природе; изучать законы развития природы;
  • воспитывать чувства патриотизма, коллективизма, товарищества, бережное отношение к природе;
  • обеспечивать двигательную активность детей на воздух.

Во время прогулок у учащихся формируются необходимые нравственные понятия, навыки культуры поведения.

Процесс воспитания, направленный на формирование личности ребёнка, создаёт предпосылки социальной адаптации ребёнка.

Прогулка – это одна из форм отдыха воспитанников в группе продленного дня. Выделяют разнообразные виды прогулок, что дает педагогу возможность разнообразить их в течение всего года.

Каждый вид прогулки обусловлен своей целью и правилами, которым необходимо следовать.

Прогулка может прерываться остановками для кратковременного, спокойного отдыха или же, наоборот, быть насыщенной подвижными играми и развлечениями.

Виды прогулок и их организация в ГПД коррекционного образовательного учреждения

Прогулка-наблюдение за

  •  сезонными изменениями в природе;
  •  особенностями растительного мира;
  • жизнью домашних и диких животных;

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/gpd/164219-progulki-i-ih-vidy-v-rezhime-gruppy-prodljonn.html

Виды прогулок в ГПД

Виды прогулок в ГПД

Прогулки и экскурсии в режиме группы продленного дня

Дети, посещающие ГПД, испытывают выраженный дефицит двигательной активности. специалисты утверждают, что для нормального развития младшего школьника на работу мышц должно приходиться до 75% всего дневного времени.

Как показывает практика, лишь 30% школьников привлечены к внеурочным формам занятий физическими упражнениями, ведут активный образ жизни, регулярно гуляют на свежем воздухе, а остальные 70%- посещают только уроки физкультуры и их пребывание на свежем воздухе ограничивается лишь дорогой в школу и домой.

Заболеваемость детей, регулярно посещающих ГПД и ежедневно пребывающих на свежем воздухе, играющих в разнообразные подвижные игры, значительно ниже, т.к.

умеренные физические нагрузки, прогулки повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и поэтому являются важнейшим средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний.

Все это эффективно лишь тогда, когда ставится задача укрепления здоровья и обеспечения гармоничного развития человека.

Прогулка- это одна из форм отдыха детей в ГПД

Выделяют разнообразные виды прогулок, что дает педагогу возможность разнообразить их в течение всего года. Каждый вид прогулки обусловлен своей целью и правилами, которым необходимо следовать. прогулка может прерываться остановками для кратковременного, спокойного отдыха или же, наоборот, быть насыщенной подвижными играми и развлечениями.

Прогулка-развлечение. Такая прогулка включает в себя веселые игры и забавы с использованием различного спортивного инвентаря(скакалки, мячи, гимнастические палки0 или без него, ритмические музыкальные игры, хороводы, разгадывание занимательных зада, ребусов.

Творческая прогулка. Этот вид прогулки направлен на развитие творческих способностей детей. В ходе прогулки воспитанники создают букеты из листьев, композиции. придумывают загадки и сказочные истории, делают зарисовки.

Прогулка-наблюдение. В ее основе лежат наблюдения за предметами, объектами, растениями, животными, сезонными изменениями в природе, природными явлениями или аномалиями. Информационная прогулка. Содержит богатый познавательный материал, побуждает детей к самостоятельному поиску информации.

Прогулка с заданием. Перед началом прогулки или во время ее, дети получают задание, которое выполняют индивидуально или в группах.

Спортивная прогулка. Она включает в себя пробеги. соревнования, метание снежков.

Прогулка-развлечение. Такая прогулка включает в себя веселые игры и забавы с использованием различного спортивного инвентаря(скакалки, мячи, гимнастические палки) или без него, ритмические музыкальные игры, хороводы, разгадывание занимательных зада, ребусов.

Источник: https://pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/vidy-progulok-v-gpd-729513

Группа продленного дня в начальной школе: особенности организации работы

Группа продленного дня в начальной школе: особенности организации работы

Большую часть дня младшие школьники проводят за партой. Группа продленного дня в начальной школе позволяет:

  • обеспечить оптимальные условия для адаптации детей в ОУ;
  • способствовать воспитанию самостоятельных, сознательных членов школьного коллектива;
  • развить творческий потенциал, положительные личные качества учащихся.

Данная форма ведения воспитательно-образовательного процесса открывает большие возможности для комплексного решения учебных задач, формирования крепкого, сплоченного детского коллектива.

Программа группы продленного дня в начальной школе

Профессиональная деятельность педагога младших классов во второй половине дня, как и в первой, должна быть подчинена программным требованиям. Уровень активности школьников в этот период зависит от нескольких факторов:

  1. Содержания плана перспективной работы — документа, который должен составляться с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
  2. Предоставление детям свободы выбора видов деятельности.
  3. Характеристик воспитательного пространства, комфорта группового микроклимата.

Программу работы группы продленного дня в начальной школе рекомендуется составлять с соблюдением единых требований, без указания ограничений в виде временных рамок и уровня активности.

Данный нормативный документ должен помочь педагогу обеспечить социальную поддержку семьям в воспитании младших школьников, эффективно решить проблемы неуспеваемости, организовывать различные виды коллективной активности, привить учащимся нормы корректного общения.

Базовой частью программы для ГПД является пояснительная записка, в которой раскрывается нормативная база, используемая для составления документа, осуществляется постановка целей и задач данного типа педагогической работы, описываются концептуально важные положения, методологические основы работы и ожидаемые результаты. Отдельными параграфами выделяются задачи проведения режимных моментов, задачи на год. Методы ежедневной работы педагога с детьми также выводятся обособленным блоком.

Виды занятий на неделю, график проведения которых является цикличным, рекомендуется оформить в виде таблицы:

День недели Основные виды активности Пребывание на воздухе
Понедельник Проведение соревнований, эстафет, мини-олимпиад. Оздоровительные мероприятия
Вторник Расширение знаний о природе. Беседы по экологическому воспитанию. Привитие здорового образа жизни, профилактика вредных привычек. Подвижные игры
Среда Патриотическое воспитание, изучение истории родного края. Народные игры
Четверг Проведение познавательно-развлекательных игр, разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов. Экскурсионные прогулки, наблюдения
Пятница Занятия по изобразительному искусству, лепке. Творческая активность. Чтение художественной литературы. Тематические экскурсии

Программные разработки можно представить в виде понедельного календарно-тематического планирования с указанием направлений работы и тем ежедневных занятий (пример в приложении).

План группы продленного дня в начальной школе

Планирование педагогической практики в ГПД подчинено программному содержанию. По сути, план является детальным продолжением программы, документом, руководствуясь которым педработник сможет реализовать все режимные моменты, наладить плодотворное взаимодействие с ученическим и родительским коллективом.

В план деятельности педагога в группе продленного дня в начальной школе следует обязательно включить:

  1. Деятельность по комплектованию групп.
  2. Оформление всей необходимой документации, групповой предметной среды и информационных стендов, уголков ГПД.
  3. Планирование ежедневной воспитательно-образовательной работы, включающее ознакомление с методической литературой, взаимодействие с детскими библиотеками, музеями, выставочными центрами.
  4. Посещение уроков в первой половине дня с целью определения у школьников сформированности способностей к самоорганизации, самообразованию.
  5. Организацию плодотворного взаимодействия с отстающими, слабо мотивированными детьми. В рамках работы с такой группой учащихся педагог ГПД обязан определить оптимальные приемы ведения индивидуальной работы, создать опорные схемы и памятки, способствующие усвоению программного материала.
  6. Проведение индивидуальных консультаций с родителями, нацеленных на оказание посильной помощи в воспитании детей.
  7. Выполнение анализа воспитательно-образовательной деятельности за определенный период времени.
  8. Информация по содержанию деятельности, которую следует включить в план работы педагога ГПД, представлена в схеме.
Читайте также:  Как организовать учебно-воспитательный процесс в доу

Группа продлённого дня в начальной школе: закон 2016-2017

Организационные вопросы относительно группы продленного дня регулируются внутришкольными документами:

  • Уставом,
  • Приказами,
  • распоряжениями директора и уполномоченных лиц.

Такое право школе предоставляет Федеральный закон «Об образовании», где говорится о том, что каждая школа может самостоятельно решать, создавать ли группу продленного дня для учеников младших классов.

Закон дает школе полное право определять размер оплаты за продленку, что входит в обозначенную плату, сколько часов может длиться пребывание ребенка в группе и многое другое.

Источник: https://www.menobr.ru/article/65215-qqq-17-m3-gruppa-prodlennogo-dnya-v-nachalnoy-shkole

Расписание группы продлённого дня

Расписание группы продлённого дня

Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности ребенка и вхождения его в культуру общества.

Современная жизнь заставляет родителей все больше времени уделять своей профессиональной деятельности, поэтому ребенок остается в школе до самого вечера. Однако он не должен быть психологически травмирован тем, что некоторые дети идут домой, а он остается в школе.

Учителя нашей школы в своей работе стремятся это учитывать. После окончания уроков в начальной школе функционируют группы продленного дня.

Важным психогигиеническим условием пребывания детей в группе продленного дня является создание максимально возможного домашнего уюта и включения в интерьер помещения для занятий элементов домашней обстановки, что способствует благоприятной эмоциональной настроенности детей, привлекает их к посещению школы во внеурочное время, повышает ее воспитательное значение.
Цель воспитательной работы – создание условий для формирования духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции.

Группа продлённого дня призвана обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствовать укреплению их здоровья, обеспечивать высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственно-эстетическое самочувствие детей.

Школа «Москвич» разработала свой вариант режима ГПД в соответствии с конкретными условиями, с тщательно продуманным чередованием умственной, трудовой и досуговой деятельностью, занятием физической культурой и спортом.

Режим группы продлённого дня строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Он включает самоподготовку, внеурочную деятельность, занятия по интересам, экскурсии и прогулки, активный отдых детей и способствует снятию утомления, вызванного учебными нагрузками.

В группе продленного дня в нашей школе организовано горячее питание (обеды и полдники) в уютной столовой. А также ежедневно проводится контроль за выполнением домашнего задания и индивидуальные занятия с учащимися, требующими психолого-педагогической поддержки.

Проводятся прогулки на свежем воздухе не менее 40 мин.

Чем занимаются дети дома после выполнения домашнего задания? Чаще всего смотрят телевизор или играют на компьютере. Дети в группе продленного дня в нашей школе не скучают! Они заняты в кружках, студиях  и спортивных секциях, которые они выбрали.

Дети с удовольствием посещают театральную студию, спортивные секции тхэ-кван-до и футбола, кружок «Умелые ручки», эстрадно-вокальную группу «Юла», шахматную секцию, кружок художественного слова, изостудию  и многие другие интересные секции.

С детьми организуются занятия по интересам и досуговая деятельность (настольные игры, конкурсы).

Перед воспитателями ГПД стоит важная задача: добиться, чтобы дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу.

Режим группы продлённого дня строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями.

Он включает самоподготовку, внеурочную деятельность, занятия по интересам, экскурсии и прогулки, активный отдых детей и способствует снятию утомления, вызванного учебными нагрузками.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы организовать самоподготовку учащихся, занять ребёнка игрой, заполнить его свободное время, организовать мероприятия, которые могли бы быть интересны и полезны младшему школьнику, способствовать его интеллектуальному и физическому развитию, обогащению его эмоционально.
Учебно-воспитательная работа в группе продлённого дня включает два вида деятельности, которые тесно связаны между собой: самостоятельную деятельность ребёнка и деятельность, которую полностью организует и проводит педагог-воспитатель.

Дети любят играть, они внимательно слушают или читают сами, сопереживая героям, любят рисовать, им хочется побегать, они с готовностью выполняют многие поручения.

Есть у всех детей и потребность в умственной деятельности, в познании, которая, однако, развивается и закрепляется у ребенка лишь тогда, когда интеллектуальное напряжение приносит ему радость, положительные эмоции, тогда, когда познавательная деятельность соответствует индивидуальным склонностям, интересам и возможностям ребенка.

Безусловно, деятельность ребят в свободное от уроков время должна быть привлекательной и соответствовать их разносторонним интересам, а также опираться на инициативу и самоуправление детей, свободу выбора ими содержания и форм деятельности настолько, насколько это целесообразно.

В нашей школе «Москвич» в группе продленного дня ребёнок находится под присмотром квалифицированных воспитателей, имеет полноценный обед и полдник, обязательно погуляет в хорошую погоду, сможет посетить различные кружки и спортивные секции, приготовит уроки под руководством педагога, поиграет с одноклассниками, просто пообщается с ними во внеурочное время. Если вам приходится выбирать между группой продленного дня и тем, что ребёнок будет находиться дома один, то, пожалуй, стоит выбрать первое.

И, когда мы, воспитатели группы продленного дня, слышим от ребенка слова направленные родителям «Заберите меня попозже из школы» — это значит, что работаем мы не зря!!!

Источник: https://licey-moskvich.ru/o-shkole/prodlenka/

Общие — Прогулки И Экскурсии В Режиме Группы Продленного Дня

Группы продленного дня. Группы продленного дня в школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов. Продленный день в школе способствует формированию воспитывающей образовательной среды.

Группы продленного дня (ГПД) в МБОУ «СОШ . Щигры Курской области» созданы в целях оказания всесторонней помощи семье в обучении навыкам самостоятельности в учении, воспитании и развитии творческих способностей учащихся.

Внеклассная и внешкольная работа в группах продленного дня является неотъемлемой частью всей системы учебно- воспитательного процесса школы.

Воспитатель готовит его заранее, при необходимости привлекает к участию воспитанников, родителей, членов педагогического коллектива – педагога- организатора, музыкального руководителя, библиотекаря, работника музея и др.

Самоподготовка – организационная форма учебной деятельности в условиях продленного дня по выполнению домашнего задания под руководством воспитателя, в ходе которой целенаправленно формируются навыки самостоятельной работы.

Организуя выполнение домашнего задания, воспитатели приучают детей к определенному порядку приготовления уроков, к рациональному и эффективному использованию времени, к их четкому, аккуратному выполнению, к умению сосредоточенно, систематически, всегда в установленное время выполнять домашнее задание, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца.

Воспитательные задачи самоподготовки: закрепить навыки самообразовательной работы; воспитать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание; сформировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять учебные задания; научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, работать с библиотекой.

В режиме группы продленного дня качественно, по-новому, на высоком. В объеме же их, как правило, прогулка превосходит экскурсию. Усвоенные в процессе прогулки представления и понятия не уступают тем, которые приобретены на экскурсии. Прогулки и их виды в режиме группы продленного дня (ГПД) коррекционного образовательного учреждения. Познакомить и показать.

Деятельность группы продленного дня строиться в соответствии с Педагогический работник — воспитатель группы продленного дня разрабатывает режим Маршруты прогулок, экскурсий за пределы территории должны быть. Прогулки и их виды в режиме группы продленного дня (ГПД) коррекционного образовательного учреждения.

Статья о важном значении прогулки в режиме работу группы продленного дня. В закреплении проведенных экскурсий и наблюдений играю с детьми в “Поле чудес” на темы.

Организация деятельности группы продленного дня основывается на принципах Маршруты прогулок, экскурсий за пределы территории школы режима работы групп продленного дня, проверяет ведение журнала группы.

ПРЕИМУЩЕСТВА ПОСЕЩЕНИЯ ГПДДля обеспечения максимально возможного оздоровительного влияния и сохранения работоспособности детей, посещающих группы продленного дня, рационально организован режим дня  в соответствии с требованиями Сан. Пи. Н и возрастными особенностями учащихся.

В группах продленного дня созданы условия для полноценного развития личности младшего школьника: воспитания эмоциональной сферы, творческих способностей, речевых навыков, волевых качеств, эстетического отношения к окружающему миру, познавательных интересов, способностей к самовыражению.

ГПД работает в тех же учебных кабинетах, в которых дети учатся в первой половине дня. Также используются спортивный зал, библиотека и другие учебные помещения. Кабинеты ГПД оснащены детскими книгами, игрушками, настольными играми, спортивным инвентарем. В ГПД обеспечено горячее питание (как за счет средств родителей, так и льготное). Ежедневно в группах проводится прогулка на улице.

Читайте также:  Стихи про урожай

В практике работы групп продленного дня воспитатели нередко Система прогулок в режиме продленного дня. Такие задачи решают, например, прогулки — экскурсии к мемориальной доске или памятнику. Группы продленного дня в школе являются необходимой формой организации Ежедневно в группах проводится прогулка на улице.

Особое место в режиме групп продленного дня отведено мероприятиям досугового и гимнастика для глаз; Досуговая деятельность: кружки, экскурсии, занятия. Для группы продлённого дня прогулка является обязательным пунктом режима. Календарно тематическое планирование прогулок в ГПД. Экологическое воспитание — составная часть нравственного воспитания.

Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий в группе продленного дня.

Продолжительность самоподготовки воспитанников определяется классом обучения. После самоподготовки дети участвуют во внеклассных мероприятиях, занятиях в кружках.

В течение года работают кружки, в которых преподаватели, педагоги дополнительного образования создают комфортные условия для интеллектуального, физического, эстетического развития детей в соответствии со способностями и интересами учащихся.

Особое место в режиме групп продленного дня отведено мероприятиям досугового направления и организации работы с детьми по интересам (беседы, викторины, конкурсы). Задача воспитателей — сделать досуг ребят интересным, насыщенным, разнообразным.

У наших воспитателей есть разнообразные, интересные идеи и необходимый методический материал для индивидуальных и коллективных занятий.

При организации занятий в ГПД учитывается потребность детей младшего школьного возраста как в умственной, так и в игровой деятельности, а также индивидуальные склонности, интересы и возможности ребенка.

Воспитатели ГПД создают все условия, чтобы деятельность ребят в свободное от уроков время была привлекательной и соответствовала их разносторонним интересам, а также опиралась на инициативу и самоуправление детей, свободу выбора ими содержания и форм деятельности настолько, насколько это целесообразно.

ГПД ребёнок посещает во второй половине дня, после уроков. Здесь он находится под присмотром квалифицированного воспитателя, имеет полноценный обед, обязательно погуляет в хорошую погоду, сможет посетить различные кружки и спортивные секции, приготовит уроки под руководством педагога, поиграет с одноклассниками, просто пообщается с ними во внеурочное время.

Если вам приходится выбирать между группой продленного дня и тем, что ребёнок будет находиться один дома до вечера, то, пожалуй, стоит выбрать первое. Вы будете гораздо спокойнее работать, зная, что ваш ребёнок защищен от различных неприятностей.

Источник: http://megazonejoe.fo.ru/blog/395538_%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B8%D0%B5/1726830_%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%BA%D0%B8_%D0%98_%D0%AD%D0%BA%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%B8_%D0%92_%D0%A0%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D0%BC%D0%B5_%D0%93%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D1%8B_%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%94%D0%BD%D1%8F

ГПД

ГПД

Виды воспитательной деятельности в группе продленного дня

Существует несколько видов воспитывающей деятельности.

Внеклассная познавательная деятельность осуществляется в ходе проведения познаватель­ных игр, турниров, игр-путешествий, бесед, внеклассных мероприятий.

Трудовая деятельность. Целью трудовой деятельности является фор­мирование отношений к труду: желания трудить­ся, убеждения в том, что трудиться необходимо.

Участвуя в самообслуживании, общественно-полезном труде, изготовлении игрушек, поделок, дети формируются как труженики, умеющие за­ботиться об окружающих людях, природе, шко­ле, своем коллективе.

Художественно-эстетическая деятельность направлена на воспи­тание у детей отношения к прекрас­ному. Занятия музыкой, танцами, ри­сованием, лепкой обогащают внутрен­ний мир детей, помогают им полнее реализовать себя, свои представления о красоте.

Физкультурно-спортивная деятельность формирует отношение к своему организму, здоровью, здоровому образу жизни. Умелая организация физкультурно-спортивной деятельности украшает жизнь детского кол­лектива веселыми подвижными играм», гимнас­тическими и ритмическими, спортивными праз­дниками, эстафетами.

  • Социально-ориентационная деятельность, в процес­се которой у детей формируется отношение к об­ществу, Родине, своему народу, его традициям, языку, к природе, к себе как гражданину. Дети знакомятся с общественным устройством своей страны, ее государственным строем, символикой, узнают о своих правах. Именно в этой деятель­ности происходит социализация личности.
  • Придя в школу, младшие школьники приоб­ретают новую социальную роль ученика, кото­рая приводит к расширению круга общения, при­обретению и овладению конкретными правила­ми для ее осуществления.
  • Далее социальные роли детей углубляются и расширяются. Они становятся не только учениками школы, но и гражданами города, страны, мира.
  • Участие в социально-ориентационной деятельности помогает школьнику реализовать эти углубляющие роле­вые позиции.

Ценностно-ориентировочная деятельность. Ее своеобразие в том, что она но­сит развитой характер, присутствуя и в учебной, и в трудовой, и в свободном общении.

Высказывая свои оценки, аргументируя педагогические требования, мотивируя деятельность детей, мы привлекаем их внимание к ценностям общества. Назначение данной деятельности в том, чтобы формировать отношение к общечеловеческим ценностям, ориентировать детей на эти ценнос­ти.

Разнообразные формы ценностно-ориенти­ровочной деятельности дают эмоционально окрашенную информацию о высших ценностях.

Познавательная деятельность

Работа с книгой в группе продленного дня имеет особое значение. В ней учитываются воз­растные и индивидуальные особенности.

Можно рекомендовать целый ряд форм при­влечения учеников к чтению:

  •  чтение вслух школьниками в группе;
  • чтение воспитателем;
  • чтение про cебя;
  • тематическая беседа;
  • рассматривание иллюстраций к литератур­ным произведениям;
  • импровизация отрывков из художественных произведений;
  • посещение, библиотеки с доступом к книжным полкам;
  •  проведение литературных игр и др.

Моральный облик ребенка формируется, прежде всего, в процессе разнообразной деятель­ности в учении, труде, игре, в общественно-полез­ной работе ив процессе взаимоотношений с ок­ружающими людьми.

При подготовке к проведению этических бе­сед необходимо знать, какие нравственные представления дети уже имеют. И в результа­те было выяснено, что дети первого класса могут самостоятельно дифференциро­вать хорошие и плохие поступки.

Ребятам да­вались картинки, где, были, изображены различ­ные поступки их сверстников, и они без труда могли определить, кто поступает хорошо, а кто плохо. Следовательно, дети умеют самостоятельно выделять нравственную сторону как главную в поступке и взаимоотношениях людей в простых случаях.

Это умение по отношению к более сложным случаям приходит постепенно, не сразу. И задача воспитателя состоит в том, чтобы подбирать (напри­мер, при чтении, в этических беседах и т.д.) различные по содержанию ситуаций и посте­пенно усложнять характер их обсуждения с учащимися, обучая их умению давать правильную нравственную оценку происходящему.

Среди нравственных представлений наиболее полные и разнообразные — о товариществе. Школьники указывают, что товарищ должен быть добрым, честным, щедрым, уступчивым, верным в дружбе, не жадным.

Сообщение и разъяснение нравственных норм и правил происходит в процессе обучения, по­вседневной жизни и деятельности детей и в спе­циально запланированных  беседах.

Трудовая деятельность

Общественно-полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные ка­чества. Правильно организованный труд уча­щихся способствует укреплению здоровья, по­вышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим группы продленного дня.

Эффективность воспитательной работы во мно­гом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности. Особое значение в группе продленного дня при­дается подготовке учащихся к труду, овладению трудовыми умениями и навыками, расширению самообслуживания. Воспитатель старается прививать де­тям необходимые в жизни навыки самообслу­живания, приемы ручной работы с различными материалами.

Первые трудовые навыки закладываются в процессе самообслуживания. Цель его — вос­питывать у детей хозяйскую заботу о нуждах коллектива своей семьи, стремление поддерживать чистоту, и порядок в школе, классе. Необходимо приучать детей к удовлетворению простейших личных потребностей: переодеванию, складыванию вещей на свои места, уборке на своем столе.

В процессе труда у детей воспитывается чувство бережного, ответственного отношения к природе.

Физкультурно-оздоровительная деятельность

Физкультурно-оздоровительная работа в ре­жиме школы с группами продленного дня скла­дывается из таких видов, как гимнастика до за­нятий, физкультурные минуты на общеобразова­тельных уроках, спортивный час на открытом  воздухе, игры на переменах, игры и развлечения на прогулках.

На спортивном часе, как нигде, с большим успехом решаются задачи воспитания интереса и потребности детей в самостоятельных заняти­ях физическими упражнениями, обогащение де­тей знаниями подвижных игр и эстафет, форми­рование у них умения организованно играть в коллективе сверстников.

Читайте также:  Детям о профессии врача

Спортивный час может быть очень разнооб­разным, но обязательно доступным возрастным особенностям и возможностям детей. К доступ­ным можно отнести следующие виды движений:

  • ходьба обычная и с различными движени­ями рук, ног, туловища;
  • бег медленный и быстрый;
  • прыжки на одной ноге и на двух, прыжки через скакалку;
  • бросание и ловля мячей больших и малых;
  • упражнения с предметами: с мячами, обру­чами, со скакалками;
  • упражнения для рук, ног, головы; • подвижные игры с построениями, с бегом, прыжками;
  • в эстафеты с ходьбой, бегом,  прыжками, ме­танием;
  • спортивные эстафеты.

Спортивный час способствует лучшему ус­воению и закреплению двигательных навыков, увеличивает двигательный опыт и в целом со­вершенствует моторное развитие младших школьников. Проводимые подвижные игры и эстафеты, несущие в себе большой эмоциональ­ный заряд, способствуют более быстрому и пол­ному переключению детей на другой вид дея­тельности, а следовательно, и более полному отдыху.

Самостоятельные игры детей и спортивные развлечения в парах, небольших группах полнее удовлетворяют индивидуальные склонности де­тей к различным двигательным действиям, спо­собствуют дальнейшему их отдыху.

Социально-ориентационная деятельность

Сущность ее в том, что она помогает детям ориентироваться в жизни общества. Участвуя в социально-ориентационной деятельности, дети узнают о жизни страны, ее государственном строе, ее символах, о своих правах. Но это не все. Ведь главное слово в этом сочетании — деятельность.

Дети, с их огромной активностью и неуемной энергией, не должны лишь пассивно воспринимать и усваивать общественно-политические и экономические знания. Они хотят действовать.

Тем более, что в этом возрасте ведущими становятся общественно-моральные мотивы, обостряется интерес к  миру взрослых, желание действовать как взрослые.

Развитие  ребенка совершается в процессе его активного взаимодействия с миром, в момент напряжения физических и духовных сил. Поэтому другим направлением указанной деятельности является общественно полезная деятельность, основное назначение которой — труд на пользу общества, людей, коллектива. Она находится на стыке трудовой и общественной деятельности.

К ним относятся трудовые операции «Забота», «Радость людям», «Наша школа», «Наши пернатые друзья», цветок», «Салют ветеранам», «Чистый учебник» и др., экскурсии на предприятия, где работают родители; шефская работа; участие детей в деятельности по уходу за зелеными насаждениями по украшению земли, по благоустройству территории школы, дома, улицы; акты милосердия и т.д.

Богатый материал для ознакомления с жизнью общества, с делами сверстников дает чтение детских газет и журналов, основное назначение этой работы — дать информацию об общественных событиях, событиях культурной жизни, сформировать интерес к происходящему в мире, расширить кругозор детей за счет более широкого охвата современного состояния общества. В школе накоплен интересный опыт ознакомления детей с пе­риодической печатью.

Это устный журнал, пресс-турнир, тур­нир стран и континентов, презентация (реклама) газет и жур­налов, «В гостях у газеты (журнала)», «По страницам газет и журналов» и др.

Сегодня все начинают осознавать, что необходимо возрож­дение национального духа в сознании детей. Надо помочь детям узнать прошлое, то, что было зачеркнуто или забыто.

Им нуж­ны дела и события, позволяющие понять себя самих, найти то, что нас всех объединяет и делает народом. Надо помочь детям вспомнить, увидеть все значительные символы памяти, располо­женные на землях, где они живут, где стоит школа.

Здесь уместны формы групповой работы, знакомящие с национальными тради­циями, культурой, духовными ценностями русского народа.

Современное состояние природы, ухудшение жизни людей, ужасающая экологическая обстановка диктуют необходимость организации познавательной и практической деятельности детей в природе как средства экологического воспитания.

В процессе этой деятельности мы формируем у детей целостное представление о природном и социальном окружении как среде жизни челове­ка, воспитываем эстетическое и нравственное отношение к при­роде, умение вести себя в природе.

Непременным условием организации подобной деятельнос­ти будет активное участие детей в практической заботе о приро­де, в решении местных экологических проблем, в наведении чис­тоты и порядка в окружающей среде (дворе, подъезде, улице, школе).

Таким образом, все виды социально-ориентационной дея­тельности направлены на формирование отношения к обществу, Родине, природе, человеку как высшей ценности на земле.

Практика современной школы богата разнообразием яр­ких форм рассматриваемой деятельности. Все они призваны концентрировать внимание детей на социальном значении происходящего, высвечивая социально-культурную ценность конкретных объектов мира, формируя умения взаи­модействовать с людьми и воздействовать на окружающие объекты реальной действительности.

К формам социально-ориентационной деятельности мож­но отнести социально-гуманистические операции:

  • «Радость людям», «Милосердие», «Салют, Победа!», «Забота», «Сюрп­риз ветеранам», «Память сердца»; праздники: «День Консти­туции», «С чего начинается Родина», «Вечорки», «День рож­дения страны» и др.; беседы о правах ребенка, о национальных традициях и обычаях;
  • коллективные творческие дела: «Стра­ницы истории родного края», «Новогодний калейдоскоп», «Цве­тик-семицветик», «Войди в природу другом», «Поиск наруши­телей законов природы»;
  • деловые игры: «Бартер и торговля», «День самоуправления», «Экономический блиц-турнир» и др.

Ценностно-ориентировочная деятельность

Одной из труднейших задач воспитания является форми­рование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ори­ентиров, таких, как Истина, Добро, Красота, нравственные ценности: любовь к близким, терпимость, справедливость и многие другие. Воспитание отношения к этим ценностям и со­ставляет сущность ценностно-ориентировочной деятельности. Организуя данную деятельность, мы ориентируем детей преж­де всего на гуманистические ценности.

Ценностно-ориентировочная деятельность затрагивает рациональную и эмоциональную стороны отношения: воздей­ствует на разум и возбуждает чувства, непосредственные эмо­циональные состояния. Ценности приобретают не только об­щественный, по и личностный смысл.

Ценностно-ориентировочная деятельность носит разли­той характер: она присутствует и в учебной деятельности, и в общественной, и в свободном общении, и в других видах дея­тельности.

Ее назначение — создавать определенные связи с явлениями окружающего мира, формировать внутреннюю по­зицию личности по отношению к высшим ценностям.

Отсюда ее содержанием будут наивысшие ценности общества: чело­век, труд, красота, Родина, истина и т.д.

Разнообразные формы ценностно-ориентировочной деятель­ности дают эмоционально окрашенную информацию о высших ценностях. Информация может содержать элементы диалога, дис­куссии, наталкивать на собственные размышления о сути ценно­стей.

Формы практической деятельности (операция «Сувенир», «Праздник школы», «Праздник семьи», «Праздник урожая», со­здание книги «Кто я?», «Путешествие по городу Добрых волшеб­ников» и др.) помогают вычленить объект отношения, встать на сторону добра, ориентируясь на социально ценные отношения.

Ценностно-ориентировочная деятельность присутствует различным образом во всех групповых делах через оценки.

Аргументация педагогических требований, раскрытие смысла и ценности норм этики обращена к достоинству уче­ника и направлена на осознание того, что действия и поступ­ки детей небезразличны для других людей, что человек — выcшая ценность, что требования педагога — не каприз, не прихоть, а естественная необходимость.

Например, дисциплина — это ус­ловие достижения наилучших результатов деятельности; плохая работа — это неуважение к самому себе, к своему труду; культура поведения, речи, общения — средство создания в классе теплой дружеской атмосферы, в которой легко учиться и работать.

Ценностно-ориентировочная деятельность присутствует там, где обсуждение в группе успешности работы и течения жизни производятся с позиции Добра, Истины, Красоты.

Ценностно-ориентировочная деятельность дает возмож­ность ребенку взглянуть на самого себя, на своих товарищей, свою семью, объективно оценить свои взаимоотношения с ок­ружающими.

Ценностно-ориентировочная деятельность прежде всего обращена к личности ребенка, его достоинству. Ребенок дол­жен чувствовать персональное внимание к себе, то внимание, когда его объединяют со старшими, уважают, относятся как к равному, как к личности.

Новая педагогическая позиция отношения к личности школьника как субъекту жизни вывела педагогическую прак­тику на ряд простых форм групповой деятельности, которые позволяют развивать у школьников интерес к человеку как таковому и содействовать формированию достоинства как чер­ты личности.

Источник: http://sc37.jdroo.by/index.php/2011-01-09-19-44-01.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector