Прогулки в старшей группе. картотека с целями на февраль

Прогулки в старшей группе. Картотека с целями на Февраль

— формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает);

— учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

Вот о чем всю ночь свистел

За моим окошком ветер!

Он про снег сказать хотел

И про то, что зиму встретил.

Нарядилась и рябинка

В белый праздничный наряд,

Только гроздья на вершине

Ярче прежнего горят.

Воспитатель загадывает детям загадки, рассказывает о приметах.

♦ Текло, текло и под стекло легло. (Вода.)

♦ Без рук, без ног, а в избу лезет. (Мороз.)

♦ Декабрь год кончает — зиму начинает.

♦ Теплая зима к холодному лету.

♦ Солнце летом греет, а зимой морозит.

Белая, холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. С наступлением зимы стало еще холоднее, чем осенью. Небо почти всегда покрыто облаками. Идет не дождь, а снег. Снег покрыл землю, крыши домов, ветки деревьев. Ручьи, буйные реки, озера сковал лед. Чем больше снега выпадет на землю, тем лучше будут расти растения. Снег защищает их от мороза. День становится короче, а ночь длиннее.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ За каким месяцем идет декабрь?

♦ К какому времени года относится ноябрь?

♦ Как изменился общий вид участка по сравнению с осенью?

♦ Зачем засыпают корни деревьев снегом?

♦ Как одеваются люди зимой и осенью?

Засыпка корней деревьев снегом.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

Цель: продолжать учить бегать парами, кидать снежки в цель.

Упражнения на скольжение.

Цель: учить с разбега скользить по ледяным дорожкам.

— формировать представление о жизни птиц зимой;

— воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.

Не видно в лесу тропинок,

В тулупах кусты стоят.

Уснувших жуков и личинок

Укрыл под корой снегопад.

Лети же, пичуга, к людям

И прячься скорей за окном,

А мы кормить тебя будем

Крошками хлеба, пшеном.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Каких птиц вы видите зимой около своего дома?

♦ Почему они прилетают к жилью человека?

♦ Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц?

♦ Почему зимующих птиц надо подкармливать?

♦ Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам?

♦ Какой корм они охотнее поедают?

♦ Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке?

♦ Есть ли кормушка возле вашего дома?

Очистка участка младших дошкольников от снега.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь младшим по возрасту.

Цель: развивать глазомер, достигая хорошего результата.

Цель: учить следить за направлением летящего предмета, рассчитать и выполнить движения.

Метание снежков вдаль и в цель.

Цель: развивать координацию движений.

— учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях;

— закреплять умения воспринимать описание узоров на окне.

Удивительный художник у окошка побывал,

Удивительный художник нам окно разрисовал:

Пальмы, папоротники, клены — на окошке лес густой.

Только белый, не зеленый, весь блестящий, не простой.

На стекле цветы и листья — все искрится, все бело.

Но без красок и без кисти разрисовано стекло.

Замечательный художник у окошка побывал.

Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал? (Мороз.)

За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На стеклах за ночь появились какие-то удивительные рисунки. Красив снежный узор на окнах и в солнечный день и в пасмурный.

Почему появляются на окне снежные узоры? Чем их рисует мороз? Прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и между рамами. Теплые пары воды оседают на холодные стекла окон и превращаются в кристаллы льда, соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, на еле заметных царапинах стекла, и постепенно вырастает на окне ледяной сад с необычными цветами.

Заливка цветной водой постройки на участке.

Цель: формировать навыки работы в коллективе.

«Не оставайся на полу», «Встречные перебежки».

Цель: продолжать учить бегать и прыгать, не наталкиваясь на товарища.

Ходьба на лыжах.

Цель: учить выполнять повороты на месте и в движении, подниматься на горку лесенкой и спускаться с нее в низкой стойке.

Цель: формировать представления о зимнем тополе, о том, как можно помочь ему пережить холодную зиму.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Что делают зимой деревья?

♦ Хорошо им или плохо зимой?

♦ Как мы можем помочь пережить холодную зиму?

♦ В каком состоянии находятся деревья зимой? Оказывается, холодный сезон является для растения засушливым периодом: корни получают очень мало воды. Листья же продолжают ее испарять. Осенний листопад помогает выжить растению. Сбрасывая листву, деревья впадают в глубокий зимний сон. Листопад — старение и опадение листьев накануне зимы.

Расчистка дорожки к дереву, украшение ее, утепление ствола у корней снежным покровом.

Цель: учить заботиться о растениях.

— учить выполнять характерные движения по содержанию игры;

— развивать ловкость, быстроту.

Цель: упражнять в метании снежков правой и левой рукой в определенном направлении.

— продолжать наблюдение за работой дворника;

— совершенствовать словарный запас;

— формировать стремление к порядку и чистоте;

— прививать любовь к природе, бережливое и заботливое отношение к окружающей среде.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Что делает дворник на участке детского сада зимой?

♦ Какие орудия труда нужны дворнику в это время года?

♦ Как может дворник помочь деревьям зимой?

Первый зимний снежок

Белым пухом лежит.

Первый легкий мороз

Веселит и бодрит.

Сбор снега для постройки горки для куклы.

Цель: учить работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.

Цель: учить четко проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры.

Закрепление навыков ходьбы на лыжах.

Цель: учить спускаться с горки.

— продолжать вызывать интерес к пернатым;

— знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.

Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.

Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная, ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень-тень!

Как хорош весенний день!» (Синица.)

Синица расписная свистит, не уставая.

За окном повешу ей

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

♦ Что это за птица?

♦ Как она выглядит и какого она цвета?

♦ Какие изменения происходят в жизни синиц зимой?

♦ Чем питаются синицы?

♦ Как люди заботятся о них?

♦ Какую пользу синицы приносят?

♦ Когда отмечают «синичкин» день? (В ноябре.)

В народе говорят: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».

Очистка дорожек от льда и снега.

— закреплять навыки работы с лопатой;

— воспитывать настойчивость, самостоятельность.

Цель: передавать мяч, точно согласуя движения с ритмом произносимых слов.

Цель: развивать координацию движений.

Цель: отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2 — 3 м.

Цель: формировать представления о роли маршрутного такси, его назначении для людей.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Какие виды легковых автомобилей вы знаете?

♦ Для чего нужны такси?

♦ Чем отличается маршрутное такси от других автомобилей?

Сгребание снега на участке под деревья.

Цель: воспитывать бережное отношение к природе.

Цель: упражнять в ориентировке на местности.

Прыжки на одной ноге.

Цель: учить энергично отталкиваться и правильно приземляться.

Прогулка №8 «Наблюдение за домашними животными зимой»

— закреплять знания о жизни домашних животных в зимнее время года;

— формировать представление о том, что о домашних животных заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище).

Домашних животных я очень люблю:

Кормлю, берегу и ласкаю.

Собаку и кошку, козу и свинью

Друзьями своими считаю.

Помощники наши — корова, баран

И конь вороной темногривый

Живут с нами рядом, привязаны к нам,

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Каких домашних животных вы знаете?

♦ Как изменилась жизнь домашних животных с наступлением зимы?

♦ Почему животных перестали выгонять на пастбища?

♦ Как люди ухаживают за домашними животными?

♦ Расскажите о своих наблюдениях за жизнью домашних животных зимой.

♦ Сравните, как живут зимой домашние и дикие животные.

♦ Чем отличается жизнь домашних животных от диких в зимнее время?

♦ Почему люди разводят домашних животных и заботливо к ним относятся?

Расчистка дорожки к кормушке.

Цель: совершенствовать умения пользоваться лопатой для уборки снега.

Цель: учить перелезанию «перевалом» через препятствие.

Цель: учить выполнять движения по сигналу.

Выполнение упражнений на сохранение равновесия.

Цель: развивать координацию движений.

— формировать представление о свойствах снега;

— закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде.

Читайте также:  Классный час «конфликт и способы его разрешения», 10 класс

Снег из тучи прилетел,

Лечь на землю захотел.

Ищет места — не найдет,

Задержался у ворот.

Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов. Снежинки похожи на белые звездочки. Можно их поймать и рассмотреть, но дышать на них нельзя. Иногда они сыплются вместе и большими хлопьями падают на землю.

Иногда холодный ветер ломает белые звездочки, превращая их в мелкую снежную пыль. Снежинки образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они опускаются сверкающими звездочками до земли и покрывают ее снегом. В мороз снег поскрипывает под ногами.

Это ломаются лучики снежинок. Снег — это очень много снежинок.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Почему скрипит снег?

♦ Где образуются снежинки? Почему?

♦ Какой на ощупь снег?

♦ Когда снег бывает мокрый, когда сухой?

♦ Из какого снега легче лепить? Почему?

Привлечь внимание к падающему снегу. Протянуть руку в варежке, поймать несколько снежинок. Рассмотреть их (размер, найти одинаковые).

♦ На что похожи снежинки?

♦ Что станет со снежинкой, если она попадет на голую ладошку? Почему?

Уборка участка от снега.

Цель: учить собирать снег на носилки, ссыпать в определенное место.

— продолжать учить соотносить собственные действия с действиями участников игры;

— закреплять умение прыгать.

Цель: учить прокатывать шайбу друг другу в парах.

Цель: уточнять знания об отличиях натуральной ели от игрушечной.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Почему ель относят к хвойным деревьям?

♦ Что является основным признаком хвойных деревьев?

♦ Сравните деревья, в чем их различия?

♦ Какое дерево искусственное?

♦ Как вы узнали, какое дерево живое?

Живая ель растет на участке, кроме ствола, веток, иголок, у нее есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживается на одном месте. Игрушечная елочка маленькая, неживая, сделана из искусственного материала (пластмассы), у нее нет корней, она не растет.

Ребята, скоро Новый год! Его празднуют возле нарядной елки. И было бы очень хорошо, если бы в этот праздник у вас дома стояла искусственная елка, а не живая. Ведь если елку спилят, она засохнет, умрет, и не будет в лесу елки. А искусственная елка тоже очень красивая, и если ее украсить, то она принесет не меньше радости в Новый год.

Снег морозный, колкий.

На пушистой елке.

Шар качнулся расписной,

Расчистка дорожек от снега; строительство горки для катания кукол на саночках.

Цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща.

Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу воспитателя, спрыгивать со скамейки.

Цель: упражнять в равновесии.

Авторы: Кравченко Ирина Васильевна, Долгова Татьяна Леонидовна

Источник: http://sibloma.ru/moj-rebenok/progulki-v-starshej-gruppe-kartoteka-s-celyami-na-dekabr-po-fgos

Прогулки в старшей группе: картотека с целями по ФГОС на год, пример конспекта и прочее

Прогулки в старшей группе: картотека с целями по ФГОС на год, пример конспекта и прочее

Пытливый ум — залог успешного развития личности. Тем более если речь идёт об интеллектуально и физически формирующемся дошкольнике.

Неисчерпаемым источником новой информации и связанных с ней вопросов, которые дают мощный толчок к поиску интересных ответов, является прогулка.

Для каждого возрастного этапа в дошкольном образовательном учреждении создаются картотеки досуга на улице и методические рекомендации по организации и проведению прогулок. В том числе и для детишек 5–6 лет, то есть тех, кто ходит в старшую группу детского сада.

Теоретический аспект подготовки и проведения прогулки

Прогулка — это самый подходящий способ приобщения малышей к природе родного края. Вот почему регулярные пребывания на свежем воздухе являются важным компонентом образовательной программы детского сада. По продолжительности прогулка в старшей группе составляет летом 3–4 часа (до обеда и после дневного сна) и 1–1,5 часа зимой (только до обеда).

Время прогулки зависит от темы и вида досуга, например, целевая прогулка длится чуть дольше, чем обычная ежедневная

Зачем нужны прогулки дошкольникам

Кроме основной цели проведения прогулок в детском саду, а именно повышения иммунитета и улучшения общего состояния здоровья, досуг на улице способствует реализации триединого направления образовательного процесса:

  1. Научить малышей находить, фиксировать и анализировать изменения в окружающем мире, связанные со сменой времён года и деятельностью человека (например, убрав со скамейки в парке листья, дворник сделал возможным использовать её по прямому назначению).
  2. Работа по развитию и совершенствованию навыка наблюдать за природой, людьми, пространством.
  3. Воспитание позитивного отношения к людям, животным, растениям, а также результатам труда человека, направленного на сохранение и приумножение имеющихся природных и материальных богатств.

Совместные игры воспитывают позитивное отношение друг к другу и окружающим людям

Задачи прогулок

С целью достижения поставленных педагогических целей воспитатель на каждой прогулке, а также во время подготовки к ней, решает ряд образовательных задач:

  1. Демонстрирует детям неповторимость природы во всех её проявлениях.
  2. Показывает интересные места родного края, представляет результаты труда людей, которые занимаются озеленением и совершенствованием города, посёлка, села, деревни.
  3. Учит анализировать факты наблюдения и делать на этой основе выводы (например, понимать, что, несмотря на различия ели и сосны, у них много общего, значит, они «родственники»).
  4. Продолжает тренировать у детей умение одеваться по погоде.
  5. Находит средства повышения культуры здоровья, в частности, через воспитание привычки справлять нужду и чистить нос перед выходом на улицу.
  6. Прививать ответственное отношение к сосуществованию с окружающим миром.

Требования к прогулке согласно образовательным стандартам

Для продуктивного проведения досуга на улице федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены 4 условия:

  1. Каждая возрастная категория ребят должна иметь свой отдельный участок.
  2. Дети должны иметь достаточный выбор игрушек для игр в песочнице (формочек, ведёрок, лопаток и совков).

    Игры с песком важны для развития мелкой моторики ребёнка, поэтому на каждом участке должна быть песочница

  3. На территории участка группы должна быть беседка, гостеприимно встречающая малышей и взрослых в случае неожиданной непогоды.
  4. Чистота. Этому параметру уделяется особое внимание: дворники регулярно убирают участок, а воспитатели в течение дня отслеживают состояние участка.

Виды прогулок

  1. Ежедневные прогулки — вне зависимости от сезона, но с оглядкой на погоду.
  2. Спортивные прогулки, организуемые на улице. В среднем таких «вылазок» бывает 3–4 за учебный год. В старшей группе малыши вовлекаются в такие виды деятельности, которые предполагают соревнования, например, эстафеты.

  3. Целевые прогулки: во время них дети с воспитателем выходят на улицу за пределы своего участка, например, в парк, в музей и т. д. В случае, если прогулка далёкая, маршрут дополнительно согласовывается воспитателем с администрацией садика. Также при подобной прогулке должно быть не менее двух взрослых сопровождающих.

  4. Нестандартные прогулки. Главным условием проведения таковых является создание необычной ситуации выхода на улицу. К примеру, поход в гости к какому-то сказочному персонажу с выполнением заданий по пути. Часто эти выходы сопровождаются костюмированным перевоплощением, когда воспитатель или приглашённый аниматор играет роль персонажа сказки.

    Пример нестандартной зимней прогулки — поход в гости к Зимушке-Зиме

Подготовка к прогулке

Алгоритм выхода на прогулку несложен, но требует от взрослых концентрации внимания:

  1. Малышей нужно разделить на 2 группы. Принцип разделения заключается в уровне развития навыков самообслуживания. Другими словами, если ребёнок самостоятельно снимает сандалии, футболку, шорты и кладёт всё по своим местам в шкафчике, а также без помощи взрослых справляет нужду в туалете и сморкается перед тем, как начать сборы на улицу, то такой малыш может быть определён в первую группу.
  2. Вместе с воспитателем «первые» идут в туалет, сморкаются.
  3. Затем одеваются и выходят.
  4. Вторые вместе с помощником воспитателя начинают и заканчивают туалет.
  5. После этого они одеваются и выходят.

Важный этап подготовки к прогулке — одеть малышей по погоде

Виды организованной деятельности малышей во время прогулки

Структурой образовательной программы детского сада предполагается организация и комбинация на прогулке в разных сочетаниях 4 видов деятельности малышей.

Наблюдение

Относительно раскрытия темы прогулки наблюдение как организационный этап находится на первом месте среди других видов деятельности. На прогулках с детьми 5–6 лет рассматриваются следующие объекты:

  • животные, растения, насекомые, обитающие в данной местности;
  • осадки (снег, туман, дождь и пр.);
  • процесс и результаты труда представителей разных профессий (строителя, водителя, дворника и др.);
  • примечательные места родного края.

Выбирая объект для рассмотрения, организатор прогулки определяет её тип:

  • кратковременное наблюдение (например, за положением в пространстве, размером, формой предмета);
  • долгосрочное (к примеру, накопление информации о цикле развития растения от зёрнышка до цветка или куста).

Для правильного анализа фактов важно, чтобы ребята старшей группы придерживались алгоритма получения информации в ходе наблюдения:

  1. Отслеживание фактов, явлений. Например: облетевшие листья, резкая смена погоды, кратковременный дождь.
  2. Установление взаимосвязи между наблюдаемыми элементами: листья облетают более интенсивно, и становится холоднее при сильных порывах ветра.
  3. Накопление данных о явлении: ветер ещё и пригоняет тучи, значит, может начаться дождь.
  4. Сопоставление данных друг с с другом и уже известными сведениями (или попытка определить, что юным наблюдателям уже понятно, а что — только открылось).
  5. Формулирование выводов (одна из примет осени — сильный ветер, являющийся вестником смены погодных условий, провоцирующий облетание листвы и приносящий вероятные дожди).

Опыты

Чтобы этап наблюдений прошёл наиболее продуктивно, он дополняется опытами, в ходе которых дети на практике приходят к тем или иным выводам.

Особенно эффективно применение этой методики при совпадении темы прогулки с темой занятия по окружающей среде.

Ребята с удовольствием вовлекаются в эксперименты, и всё же методисты не рекомендуют проводить больше 3–4 опытов в месяц, поскольку может наступить пресыщение.

Опытов не должно быть слишком много, иначе дети пресытятся ими

Таблица: картотека экспериментов на прогулке в старшей группе (фрагменты), автор Ольга Ивановна Иванова

Трудовая деятельность

В процессе реализации этого этапа прогулки малыши учатся брать на себя ответственность за выполнение того или иного задания, а также, осознав ожидаемый результат, правильно подбирать инструменты и выполнять последовательность операций по реализации поставленной задачи. Иначе говоря, если воспитатель даёт распоряжение прибраться на участке, малыши берут веники, совки и орудуют ими по назначению.

Виды работ для детей 5–6 лет:

  • уход за клумбами (полив, например);
  • уборка мусора (эту работу дворники делают регулярно, так что малышам остаётся только сметать листья со скамеек, сгребать снег или убирать пыль с игрушек на территории);
  • пополнение запасов зерна в кормушках (дети регулярно насыпают зерно в скворечники);Забота о птицах входит в состав трудового блока прогулки
  • сортировка и складывание игрового материала перед возвращением в группу.

Игровая деятельность

На этот этап традиционно отводится больше всего времени. Игры могут быть подвижными с прыжками, элементами бега (в хорошую погоду) и спокойными без резких движений и нужды в обширном свободном пространстве (если накануне был дождь, например, а сейчас слякотно). К последним можно отнести кегли, городки и пр.

В старшей группе дети знакомятся с 3–4 новыми играми в неделю, при этом забавы по большей части носят соревновательный характер.

Самыми известными подвижными играми на Руси были богатырские

Видео: подвижные игры на прогулках

https://youtube.com/watch?v=6yZ_Pez-GO0

Индивидуальная работа

Этот этап прогулки подразумевает подборку заданий, которые помогут выявить предпочтения детей через вовлечение их в разные виды деятельности. Например, часть ребят с удовольствием поиграет с мячом, в то время как остальные будут увлечённо ловить бабочек.

Все виды деятельности могут сопровождаться музыкой.

То есть воспитатель заранее подбирает подходящие по ритму мелодии под каждый вид деятельности, или же часть задания игрового этапа делает музыкальными (например, соревнование — кто дольше всех протанцует на газете/плитке, а также состязание в чувстве ритма, когда малыши должны менять стиль танца в зависимости от услышанного музыкального отрывка).

Разработка заданий для индивидуальной работы должна основываться на знании о темпераменте и характере детей

Выносной материал

Для адекватного и заинтересованного освоения какой-либо деятельности детям нужны наглядные материалы, которые можно трогать, щупать и с которыми можно играть.

Таблица: наборы выносного материала в зависимости от темы прогулки

Несмотря на то, что малыши не умеют толком пользоваться лопатой, вынести её на улицу — их обязанность

Временной план прогулки

Как и любой другой вид деятельности в образовательном учреждении, каждая минута досуга на свежем воздухе должна приносить пользу. Для этого педагогу следует тщательно спланировать все этапы прогулки:

  1. Организационные вопросы (сбор выносного материала, туалет, одевание) – 30 минут.
  2. Наблюдение — 5–25 минут.
  3. Трудовая деятельность — 10–15 минут.
  4. Игра — 15–40 минут.

    Игровая деятельность — самая длительная на прогулке

  5. Индивидуальная работа — 10–20 минут.

Получается, что без учёта организационного момента, в среднем, зимой прогулка длится 40 минут, а в тёплое время года — до 1,5 часов. Хронометраж рассчитывается по погодным условиям.

На каждый месяц планируется от 10 до 12 тем для прогулок.

Таблица: тематическая картотека прогулок для старшей группы (фрагменты), авторы Татьяна Долгова и Ирина Кравченко

Все виды деятельности на прогулке комбинируются с учётом целей и задач, которые ставит педагог. Так, опыты и наблюдения могут применяться на протяжении всей прогулки.

Виды деятельности на прогулке могут комбинироваться на усмотрение педагога

Таблица: конспект прогулки в старшей группе на тему «Мы мороза не боимся» (фрагменты), автор Елена Шоломицкая

Открытое занятие-прогулка

Досуг на свежем воздухе довольно часто становится объектом демонстрации психолого-педагогических достижений сотрудников детского сада в области организации процесса получения знаний, умений и навыков малышами. Эта тенденция связана с тем, что на прогулке дети могут проявить себя в разных видах деятельности за сравнительно небольшой отрезок времени.

Таблица: конспект открытого занятия-прогулки в старшей группе» (фрагменты), автор Екатерина Лысенко (Кемерово)

Как анализировать досуг на улице

Как и любой другой вид образовательной деятельности, досуг на прогулке тщательно анализируется с целью составления методических рекомендаций для работы с конкретной группой детей. Такой мониторинг проводится, как правило, четыре раза в год: в конце осени, зимы, весны и лета.

Таблица: схема анализа прогулок в старшей группе

Прогулка в старшей группе — неотъемлемый элемент ежедневного образовательного процесса. Во время досуга на улице малыши знакомятся с окружающим миром, учатся его анализировать и на основании этого делать выводы. Прививается им и любовь к родной природе. Если говорить высоким, пафосным, слогом, то дети на прогулке учатся любить родину.

Источник: https://melkie.net/organizatsiya-dnya/kartoteka-progulok-v-starshey-gruppe-po-fgos-na-god.html

Картотека прогулок в старшей группе «ФЕВРАЛЬ»

1 Прогулка 1

Птицы зимой

Цель: учить детей различать зимующих птиц по внешним признакам, а также их следы на снегу, понимать, почему зимой птицам нужна помощь, делать кормушки, чтобы подкармливать птиц.

Обогащение словаря: Зимующие птицы, кормушки, корм, искать, подкармливать.

Беседа:

Посмотрите: на площадку детского сада прилетели птицы. Назовите, каких из них вы знаете. Да, зимой мы можем увидеть воробьев, ворон, синиц, снегирей, соек. Этих птиц называют зимующими, потому что они зимуют в наших краях.

В это время птицам тяжело находить корм, они могут погибнуть, поэтому люди делают для них кормушки, насыпают туда корм: семена, зерна, крошки хлеба, развешивают кусочки сала. За кормушкой нужно наблюдать издалека, чтобы не спугнуть птиц.

Очень интересно рассматривать следы птиц на снегу, все они разные, и можно определить, какие птицы здесь были.

Народные приметы о птицах

• Вороны зимой раскаркались всей стаей — на мороз; вьются в воздухе — на снегопад; сидят на земле — будет оттепель; расселись на нижних ветках деревьев — жди ветра.

• Синицы начинают с утра пищать — ночью будет мороз, а собираются под крышей — на холод, метель.

• Воробьи прячутся в укромное место — на мороз и метель.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

Квам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна — и не страшна

Будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!А. Яшин

Дидактическая игра «Охотники».

Цель: Учить детей использовать навыки классификации животных. Повышать двигательную, умственную и речевую активность.

Подвижная игра «Снегири и кот»

Все дети — «снегири» — стоят группкой, один ребенок («котик») стоит в стороне. Ведущий говорит:

К нам пришли морозы, детки,

Снегири сидят на ветке.

Птички прыг, прыг, прыг,

Маленькие дыб, дыб, дыб.

Крошки ищут на снегу.

Я пойду, им помогу.

«Снегири» начинают прыгать, искать еду. На слова: «Котик крадется, птичек поймать хочет», — кот «мяукает», «снегири» разбегаются, а «кот» их ловит. После этого выбирают другого «кота». Игра продолжается.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель:обучать самостраховке при выполнении движений на соблюдение равновесия

Прогулка 2

Наблюдение за птицами.

Цели: поощрять желание детей заботиться о птицах. Рассказать, что нужно знать о птицах, чтобы суметь позаботиться о них в зимнее время. Учить детей использовать свои знания о рационе и повадках птиц.

Самостоятельная двигательная деятельность.

Цели: формировать у детей здоровьесберегающие компетенции: рас­ширять двигательный опыт детей, формировать умение использовать его в соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и до­суга, учить подбирать индивидуальные средства и методы для развития физических качеств. Учить детей проявлять активность в организации под­вижных игр со сверстниками.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/inoe/204213-kartoteka-progulok-v-starshej-gruppe-fevral.html

Февраль. Карточка №1

Наблюдение за ивой.

Цели: наблюдать за ивой зимой (как можно позаботиться о ней, чтоб не поломались гибкие ветки на морозе); воспитывать бережное отношение к деревьям и кустам как к живому объекту.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Как называется это дерево?

Расскажите о его строении.

А чего зимой нет у ивы? Почему?

Что делают деревья зимой?

Как можно спасти их от сильного мороза? (Укрыть толстым слоем снега.)

Трудовая деятельность

Утепление корней деревьев и кустов снегом. Цели: формировать положительное отношение к труду на участке; воспитывать экологические представления о взаимосвязи живой и неживой природы.

Подвижные игры

«Собака и воробьи», «На санки». Цель: упражнять в беге в разные стороны, умении ориентироваться в  пространстве, быстро добегать до санок и садиться на них.

Индивидуальная работа

Конкурс на лучшую фигуру из снега. Цель: учить слепить из снега простые фигурки, схожие с простыми предметами.

Февраль. Карточка №2.

Наблюдение за сезонными изменениями.

Цели: формировать представления об изменениях в природе; учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель); закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

Ход наблюдения

Снег да вьюжные узоры,

В поле вьюги, разговоры.

Холод, полутьма…

День — коньки, гора, салазки,

Вечер — бабушкины сказки.

Вот она — зима!

Воспитатель загадывает детям загадки.

  Гуляет в поле — да не ночь.

Летает на воле — да не птица. (Вьюга, метель.)

Лежал, лежал, а весной в грядку убежал. (Снег.)

Есть приметы: В феврале зима с весной встречается впервой.

Бледная луна — к снегопаду.

Если вокруг солнца туманный круг — к метели.

Февраль — конец холодной поры, морозотрескучий и метельный месяц, полный неожиданностей и разных перемен.

В нем звенит первая робкая капель, вытягиваются длинные хрустальные сосульки* стекленеют южные склоны сугробов, появляются затайки у одиноко стоящих деревьев. Февраль — месяц волчьих свадеб.

В феврале сугробы, частые поземки и бураны, вьюги да метели. На один бок февраль греет, на другой — студит. В оттепель окна покрываются слоем воды. В мороз из этой воды образуются причудливые узоры.

Воспитатель задает детям вопросы.

Назовите все зимние месяцы.

Зачем мы засыпали корни деревьев снегом?

Назовите признаки февраля.

Трудовая деятельность

Украшение участка цветными льдинками. Цели: учить работать в коллективе; развивать эстетический вкус.

Подвижные игры

«Хитрая лиса», «Кто сделает меньше прыжков?». Цели: продолжать учить прыгать гигантскими шагами; начинать игру по сигналу воспитателя.

Индивидуальная работа

Развитие движений. Цели: упражнять в скольжении; учить приседать во время скольжения

Февраль. Карточка №3.

Наблюдение за елью.

Цель: показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить или помочь живой ели.

Ход наблюдения

Ель хоть и колючее дерево, но и его подстерегают опасности. Сильный ветер может сломать ствол, ветки, вырвать дерево с корнем из земли. Если мало снега, ель и ее корни могут промерзнуть в холодную зиму.

Человек может повредить ели, если будет резать ее ножом, задумает спилить к новогоднему празднику.

Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно стряхнуть снег с веток, чтобы они не сломались.

Трудовая деятельность

Прикопка к стволам деревьев снега, чтобы ели было тепло зимой.

Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к растениям, умение своевременно заботиться о них.

Подвижные игры

Обучение детей ходьбе на лыжах. Цель: упражнять в ходьбе на лыжах, делать повороты на месте и в движении.

Индивидуальная работа

«Сбей кеглю». Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.

Февраль. Карточка №5.

Наблюдение за ветром.

Цели: формировать представление об одном из признаков зимы — метели; — учить определять направление ветра.

Ход наблюдения

Кружится и хохочет

 Метель под Новый год.

 Снег опуститься хочет,

А ветер не дает.

И весело деревьям

И каждому кусту.

Снежинки, как смешинки,

Танцуют на лету.

Обратить внимание: ветер переносит снег с одного места на другое, не дает снегу опуститься на землю — это метель.

Трудовая деятельность

Сгребание снега в общую кучу для постройки горки.  Цель: работать сообща, получать радость от выполненной работы.

Подвижные игры

«Сбей мяч», «Пронеси мяч, не задев кеглю». Цель: учить метанию мяча в беге, выполнять задания по команде.

Индивидуальная работа

Игровые упражнения при ходьбе по буму. Цель: закреплять умение держать равновесие.

Февраль. Карточка №6.

Наблюдение за осиной.

Цель: закреплять знания об осине, уметь выделять ее среди деревьев.

Ход наблюдения

В лесу стоят осины

И под ноги глядят.

 В лесу стоят осины

И тихо говорят:

Простите, виноваты…

Что ветки горьковаты…

А зайцы под осинами

Знай ветками хрустят,

 А зайцы под осинами

Сидят и говорят:

Осиновые ветки

В мороз вкусней конфетки.       В. Мусатов

Существует народная примета, если листья осины лежат на земле кверху лицом — зима будет холодной, а если кверху изнанкой — теплой.

Наступила зима, стоит наша осина без листьев, веточки от мороза стали хрупкие, ломкие. Веточки у осины горькие, но их очень любят зимой грызть зайцы в лесу. Ведь зимой зайцам голодно, вот они и питаются

Воспитатель задает детям вопросы.

Как зимует осина?

Что нового вы узнали об этом дереве?

По каким внешним признакам можно определить осину?

Трудовая деятельность

Сгребание снега к деревьям, кустарникам. Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к растениям.

Подвижная игра

 «Пятнашки». Цель: упражнять в беге врассыпную.

 Индивидуальная работа

 «Не потеряй мяч». Цель: закреплять умение выполнять упражнение согласованно.

Февраль. Карточка №7.

Наблюдение за сосульками.

Цель: закреплять знания о различных состояниях воды.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Если сели на карниз,

То растут все время вниз. (Сосульки.)

Из чего состоит сосулька?

Какие свойства льда вам знакомы?

Сосулька — замерзшие капельки воды, превратившиеся в лед. Они образуются только с солнечной стороны дома. Почему? Снег подтаивает и стекает в капельки, которые не успевают упасть с крыши и замерзают.

В морозный день сосулька растет или уменьшается? А в солнечный?

Чем отличается место, где есть сосульки, от другого участка?

Почему сосульки растут «головой вниз»? (Когда капелька стекает вниз по сосульке, она вытягивает кончик, и он становится тонким.)

Если появляются сосульки — это первый признак приближения весны. Капель — борьба весны с зимой.

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек и скамеек от снега. Цель: воспитывать желание помогать взрослым в уборке участка.

Подвижные игры

«Дорожка препятствий», «Охотники и зайцы».  Цели: учить согласовывать движения друг с другом; развивать глазомер.

Индивидуальная работа

Катание на санках. Цель: учить выполнять повороты при спуске.

Февраль. Карточка №8.

Наблюдение за сосной.

Цель: уточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различиях (сосна, как и ель, всегда зеленая, у нее тоже есть иголки, только длиннее).

Ход наблюдения

Была ли малым деревцем?

Сосне совсем не верится:

Давно с высокой кручи

Достала кроной тучи

И с другого берега

Достала тень от дерева.   В. Могутин

В народе говорят: «Сосна там красна, где взросла»,

«Всякая сосна своему бору шумит».

Сосна — высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Размножается сосна шишками.

Воспитатель задает детям вопросы.

Как выглядит сосна?

Почему про сосну говорят: «Зимой и летом одним цветом»?

Трудовая деятельность

Расчистка участка от снега. Цель: воспитывать трудолюбие, желание помогать другим.

Подвижная игра 

«Попади в цель». Цель: учить бросать мяч в цель, развивать меткость, соблюдать правила игры.

Индивидуальная работа

 «Сделай фигуру», «Попади в обруч». Цель: упражнять в беге, умении действовать по сигналу.

Февраль. Карточка №9.

Наблюдение за рябиной.

Цель: продолжать наблюдение за рябиной зимой.

Ход наблюдения

Сравнить осеннюю и зимнюю рябину по картинке. Что изменилось? Вспомнить с детьми, как нужно заботиться о деревьях зимой.

Воспитатель задает детям вопросы.

  1. Что произошло с рябиной?
  2. Почему на рябине нет листьев, но есть ягоды?
  3. Как мы с вами можем сохранить ее от сильных морозов?
  4. Кто питается ягодами рябины?

Трудовая деятельность

Сгребание снега под кусты и деревья; расчистка дорожек и горки.

Цель: прививать желание помогать деревьям и кустам укрыться от морозов, трудиться небольшими группами дружно и весело.

Подвижные игры

«Мороз-красный нос», «Пройди по кругу». Цель: учить ловко и быстро перебегать через площадку; пройти по лыжне полный круг и вернуться к флажку.

Индивидуальная работа

 «По длинной дорожке». Цель: учить разбегаться по снегу и скользить по ледяной дорожке как можно дальше.

Источник: https://enina-ozds15.edumsko.ru/folders/post/kartoteka_progulok_-_fevral

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector