Работа с родителями в период подготовки и адаптации ребёнка к ДОУ

Работа с родителями в период подготовки и адаптации ребёнка к ДОУ

День открытых дверей рекомендуется проводить в открывающемся детском саду 1-2 раза в месяц.

Приглашаются и родители, дети которых ещё не ходят в группу, но уже проходят медосмотр и готовятся к поступлению в детское учреждение.

Одновременно родители являются в эти дни и помощниками воспитателя по уходу за детьми. С целью более рациональной организации работы с родителями следует согласовывать время их прихода.

Во вновь открывающемся детском саду рекомендуется подготовить и родительскую конференцию на тему «Единство семейного и общественного воспитания – важнейшее условие развития личности».

На ней могут прозвучать доклады: «О роли общественного воспитания в развитии ребёнка», «О роли семьи в формировании детской личности», «О развитии общения и игровой деятельности у детей в условиях семьи и детского сада», «Программа воспитания в детском саду» и др.

К конференции должны быть подготовлены выступления родителей об опыте воспитания ребёнка в семье, о подготовке детей к поступлению в детское учреждение, о влиянии режима дня на поведение ребёнка, о расширении круга общения ребёнка в семье, об обучении его игровым действиям и т.п.

Работники детского сада организуют фотовыставку, отражающую содержание воспитательно-образовательной работы в детском саду, уголок родителей, где помещаются материалы по вопросам воспитания ребёнка в семье. Может быть организована выставка одежды, даны рекомендации, как одеть ребёнка в детский сад и на прогулку, подготовлен стенд с поделками, сделанными детьми, посещающими детский сад и др.

Установлению преемственности в вопросах воспитания семьи и детского сада способствует посещение детей на дому

Во время педагогического патронажа воспитатель имеет возможность не только познакомиться с условиями воспитания ребёнка в семье, но и согласовать его режим с режимом группы; получить сведения о любимых играх и игрушках, привычках ребёнка, об опыте его общения.

Воспитатель должен установить с ребёнком эмоциональный контакт в привычной для него обстановке, сначала в присутствии близкого человека, а затем и оставшись с ним наедине. В этих условиях можно приблизительно установить, как он поведёт себя в условиях детского сада.

Если ребёнок контактирует с воспитателем, общителен и его не волнует отсутствие близких, вероятнее всего его можно отнести ко 2 или 3 группе привыкания.

Если же ребёнок и в привычных для него условиях боится остаться наедине со взрослым, начинает плакать и искать близких взрослых, то, конечно, по характеру привыкания он будет в наиболее трудной, 1 группе.

В любом случае контакт воспитателя с ребёнком в домашних условиях окажет положительное влияние на его поведение, поможет воспитателю при установлении взаимоотношений с ним в группе.

Единая, согласованная с семьёй система педагогических воздействий позволит решить проблему адаптации на необходимом уровне

Источник: https://vscolu.ru/adaptaciya/rabota-s-roditelyami-vo-vremya-adaptacii-rebyonka-k-detskomu-sadu.html

Адаптация детей в дошкольном учреждении

Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.

От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.

С поступлением ребенка трех-четырех летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д.

Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения

И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

проблема адаптация ребенок дошкольное учреждение

1. Адаптация детей в ДДУ

По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет:

  • В яслях — 7-10 дней
  •  В детском саду в 3 года — 2-3 недели
  • В старшем дошкольном возрасте — 1 месяц

Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты. Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть.

А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным.

Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери (подробно о привязанности мы уже говорили ранее), и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях.

Эти страхи — одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям.

Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней. Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко — у них нет сформированной привязанности к матери.

Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы — в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.

Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка.

Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту.

Для определения готовности детей к поступлению в детский сад и прогноза адаптации применяются психолого-педагогические параметры, которые объединены в три блока:

  • Поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей;
  • Нервно психическое развитие;
  • Черты личности.

С опорой на эти блоки составляется карта готовности ребенка к поступлению в детский сад, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы.

2. Организация адаптационного периода

При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс, поэтому очень важно помочь ребенку преодолеть эмоциональное напряжение и успешно адаптироваться к новой среде.

Специалисты выделяют три периода привыкания ребенка к детскому саду: острый, подострый, период компенсации.

Два первых периода можно классифицировать по степени тяжести – легкая, средней тяжести, тяжелая и крайне тяжелая.

Характеристики всех степеней адаптации описаны в специальной литературе, поэтому остановимся только на функциях медсестры в период адаптации. Среди них: — работа с медицинскими картами, при необходимости беседа с родителями для определения группы здоровья ребенка, понимание истории его развития, выяснение осложнений и запретов на определенные медицинские препараты и продукты;

  • совместно с психологом и старшим воспитателем ДОУ подготовка рекомендаций по режиму адаптации ребенка к ДОУ на основании записей в медицинской карте;
  •  недопущение попадания в детский сад детей с вирусными инфекциями и другими текущими заболеваниями, контроль состояния здоровья детей и приемов пищи;
  • совместно с педагогами ведение листа адаптации (ведется до того момента, пока ребенок полностью не адаптируется к детскому саду).

Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми.

Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности – неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался.

Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения

Читайте также:  Как помочь малышу вырасти без комплексов

3. Мероприятия по смягчению периода адаптации детей, при поступлению в ДДУ

Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада.

Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.

Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).

В условиях воспитания детей раннего возраста в ДОУ индивидуальный пход к ребенку обусловливается, с одной стороны знанием психических и физических его особенностей, да с учетом его эмоционального настроения в данное время, состояния здоровья

Первоочередным является сбор сведений о ребенке, семье. Для этого родителям предлагаются анкеты, где родители, отвечая на предложенные вопросы, дают исчерпывающую характеристику своему ребенку.

В свою очередь сотрудники ДОУ анализируют данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребенка, сформированности его навыков, об интересах и т.п. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям.

Для оптимизации процесса успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения также необходимо провести работу с семьей – дать квалификационные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми). Воспитатели знакомят родителей с картами нервно-психического развития детей, объясняя, что должен уметь ребенок этого возраста.

До приема детей в группу необходимо проводить родительское собрание, в котором принимают участие заведующая детским садом, методист, психолог, медики и, конечно, воспитатели групп детей раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.

Источник: http://MirZnanii.com/a/201588/adaptatsiya-detey-v-doshkolnom-uchrezhdenii

Формы работы с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении давно занимает умы научных и практических работников.

Ребенок должен приспособиться к новым условиям, то есть адаптироваться. Как известно, адаптация – это приспособительная реакция, основанная на инстинкте самосохранения, предполагает избегание опасных, неблагоприятных для индивидуума ситуаций.

Отрыв от семьи, например, помещение в изолированную детскую среду с одним взрослым, выполняющим функции и воспитателя, и надзирателя, да еще в совершенно незнакомой обстановке, оказывается для ребенка именно такой неблагоприятной ситуацией. Наверное, главное, что можем сделать мы, взрослые, — это создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребенком как безопасные.

Только чувство защищенности может помочь ребенку выработать саморегулирующие механизмы, позволяющие ему приспособиться к новым условиям.

Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но это время тяжело не только детям. Но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

Цель этой работы: развивать педагогическую компетентность родителей помогать находить ответы на интересующие их вопросы воспитания детей, привлекать их к сотрудничеству для создания единых подходов в воспитании ребёнка.

При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующих принципов (4):

  • Целенаправленность, системность, плановость;
  • Дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
  • Возрастной характер взаимодействия с родителями;
  • Доброжелательность, открытость.

Л.В. Белкина (3) предлагает использовать следующие формы организации общения педагогов и родителей:

  1. Информационно-аналитические (анкетирование, посещение на дому). Основной задачей является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
  2. Познавательные (беседы, родительские собрания, родительские клубы). Способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи. Принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей, — это в первую очередь, общение на основе диалога, открытость. Искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.
  3. Наглядно-информационные (папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды, консультации, алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я умываюсь»). Решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Задачами информационно-наглядной формы является ознакомление родителей с ДОУ, с деятельностью педагогов и т.п.

Также общение педагогов с родителями может быть не прямо, а через газеты, организацию выставок. Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества.

Интересный и полезный опыт по адаптации детей 2-3 лет накоплен в детском саду №13 «Умка» города Химки Московской области.

В рамках дополнительного образования в первой половине дня проводятся занятия для малышей, где мамы становятся партнерами педагога и активно участвуют в работе с малышом. Большая часть занятия отводится совместным адаптационными играм для того. Чтобы снизить напряжение.

Страх и тревогу и переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. В дошкольном возрасте – это, конечно, игра. В игре ребенок получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками.

Знакомиться с нормами и правилами жизни и т.д. А если в этих играх партнером является собственная мама, то нет ничего приятнее, чем тактильный и эмоциональный контакт с ней.

К проведению адаптационных игр предъявляются определенные требования:

  • Новую игру учат несколько занятий;
  • При введении новой игры знакомые игры повторяются;
  • Продвижение в освоении каждой игры для каждого ребенка организуют индивидуально по количеству повторений;
  • При повседневном использовании игр учитывается состояние ребенка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возвращение к играм, которые ранее были освоены.

Постепенная адаптация на занятиях может включать несколько периодов:

  • Первый период: «Мы играем только вместе».
  • Второй период: «Я играю сам, но ты будь рядом».
  • Третий период: «Иди, я немножко поиграю один».
  • Четвертый период: «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя».

Опыт показывает, что после таких занятий ребенок, впервые приходящий в обычную группу без мамы, эмоционально благополучен, а сам процесс адаптации значительно укорачивается по сравнению с адаптацией других детей.

Источник: http://www.pedm.ru/conference_notes/107

Адаптация ребенка к детскому саду – консультация, советы психологов педагогам и родителям

Адаптация ребенка к детскому саду – консультация, советы психологов педагогам и родителям

Малышу пора в детский сад… Какой возраст подходит для посещения дошкольного учреждения? Родителей беспокоит вопрос о том, насколько безболезненно пройдет адаптация ребенка к детскому саду. Консультация психолога по этой проблеме поможет подготовиться к важному нелегкому периоду в жизни всей семьи и успешно его преодолеть.

Психологическая и физическая адаптация в детском саду

Родители стремятся защитить малыша от психологической травмы, связанной с ранним расставанием с мамой, желают, чтоб он с радостью и интересом увлекся процессом обучения, легко преодолев трудный этап адаптации.

Физическая адаптация подразумевает:

  • привыкание к незнакомому режиму дня;
  • расширение уровня контактов со сверстниками;
  • иной режим питания.

Намного сложнее психологическая адаптация, которая предполагает расставание с мамой. В новых условиях степень внимания от взрослых уменьшается. У малыша это может вызвать нервное напряжение.

Сколько длится адаптация?

Часто именно полноценная консультация специалиста по работе с детьми способствует гармонизации адаптации ребенка к детскому саду. Привыкание у малышей происходит по-разному. Пара недель или долгие шесть месяцев — зависит от психотипа ребенка, его воспитания, грамотного и профессионального подхода воспитателей и заботливого отношения родителей.

Степени адаптации

Быстрая адаптация в детском саду

Период быстрой адаптации длится около 1 месяца:

  • ребенок спокойно приходит в садик, без плача и истерик отпускает маму;
  • находит контакт с детьми и воспитателем, легко вовлекается в игру;
  • после детсада с интересом делится впечатлениями с родителями;
  • настроение стабильное, без резких перепадов.

Средняя адаптация

Этап средней адаптации длится около двух месяцев. В течение этого времени дети могут болеть. В эмоциональном плане ребенок спокоен, трудностей в общении не наблюдается.

Как этот этап отображается на поведенческих факторах:

  • при расставании с мамой слезы неизбежны, но ребенок быстро успокаивается;
  • преодолев некоторую настороженность, начинает играть с детьми;
  • проявляет заинтересованность, когда педагог предлагает игрушку;
  • придерживается общего режима, спокойно реагирует на замечания;
  • не всегда готов к общению с воспитателем.

Медленная адаптация

Малышу достаточно трудно стать частью коллектива. Дети с такой степенью адаптации часто болеют, находятся в постоянном унынии. К ним нужны особое внимание и поддержка, возможно даже помощь психолога.

Проявления поведения:

  • придя в детсад, не отпускает маму. Весь день проводит в ожидании, когда за ним придут родители;
  • не хочет общаться;
  • не отвлекается на игру;
  • проявляет замкнутость и агрессию;
  • замечания вызывают плач или испуг.
Читайте также:  Игры и упражнения на формирование коллектива

Важные составляющие, которые влияют на адаптацию ребенка

Какие факторы влияют на адаптацию ребенка к детскому саду. Консультации специалиста способствуют стабилизации характера и длительности адаптационного периода. Возраст, уровень развития психических процессов, состояние здоровья, коммуникативные способности существенно влияют на вовлечение в незнакомый коллектив.

Возраст ребенка

Важной составляющей данного этапа является возраст малыша. Стремительный темп физического и психического формирования в возрасте от 10 месяцев до двух лет усложняет процесс адаптации. После двухлетнего возраста дети легче приспосабливаются к условиям детсада.

Состояние здоровья

Функциональная незрелость организма дошкольника является причиной сложной приспособляемости к изменениям среды. Частые простудные заболевания, вследствие которых ребенок становится пассивным, слабым, вялым, приводит к возникновению безразличия к окружению. Плохое самочувствие задерживает стремление к движениям, действиям, в результате чего страдает процесс общего развития.

Степень психологического развития

Дети разных возрастных категорий, придя впервые в дошкольное учреждение, ведут себя по-разному. Некоторые вначале спокойно относятся к требованиям воспитателя, к условиям, но затем, по приходу в садик начинают протестовать, плакать, не спят, отказываются от еды и т.д.

Другие в первые дни при расставании с родителями плачут, возражают против режима дня, но постепенно начинают привыкать, у них восстанавливается аппетит, сон, увлеченность игрой с товарищами.

Уровень социализации

Увеличение контактов с детьми и взрослыми — важный фактор адаптации ребенка к детскому саду. Консультации детского психолога оказывают эффективную помощь тем малышам, общение которых до детсада ограничивалось узким кругом семьи.

Насколько быстро социализируется дошкольник, во многом зависит от воспитателя, его профессионализма и умения найти индивидуальный подход к каждому новичку.

Адаптация через болезни: медицинский аспект

Родителям важно знать о медицинском аспекте процесса адаптации ребенка к детскому саду. Консультация специалиста поможет раскрыть суть этапов адаптации: острого, подострого и периода компенсации. В острый период все системы организма находятся в напряжении. Поведение малыша неустойчивое, он легко возбудим, капризничает.

Повышается частота сокращений сердечной мышцы, колеблется давление, увеличивается содержание микробов и подверженность болезням, меняется кровяной состав, нередко малыши худеют. Период длится от десяти дней до трех месяцев, в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Для подострого периода характерны постепенная нормализация поведения и физиологических показателей. За 2 недели восстанавливается аппетит, нормализуется речь, сон и гармонизируется эмоциональный фон. Период компенсации знаменует возвращение физиологических и психологических показателей на исходный уровень и указывает на адаптированность ребенка.

Рекомендации родителям: как подготовить ребенка к детскому саду

Роль родителей огромна в безболезненной адаптации ребенка к детскому саду. Консультация психолога по подготовке к посещению дошкольного учреждения основана на рекомендациях родителям о том, как решить нелегкую адаптационную задачу.

Каким образом можно помочь малышу, чтобы посещение садика было комфортным:

  • В процесс подготовки к посещению детсада включать постепенный переход от домашней еды к детсадовскому режиму питания.
  • Сформировать навыки коммуникации. Для этого организовывать с малышом прогулки к участку детского учреждения, знакомить с детьми, вовлекать в совместную деятельность. Возможно, поможет также предварительное знакомство с будущим воспитателем.
  • Прививать навыки доступного самообслуживания.
  • Подготовить малыша рассказами о детсаде, пояснить, почему вы хотите, чтоб он посещал садик.
  • Повышать «статус» детсада, рассказывая в присутствии малыша о том, как вы гордитесь тем, что он осенью пойдет в детский сад.
  • Поведать ребенку о режиме в детском учреждении, о том, какие его ожидают занятия и игры. Чем подробнее будет этот рассказ, тем увереннее будет пребывание крохи в садике.
  • Развивать предметно-игровую деятельность. Дети, привыкшие играть с игрушками, быстро вовлекаются в новые условия именно посредством игры, с интересом исследуя игрушки в детском саду.
  • Следует разработать систему «знаков прощания с малышом», чтобы расставание с родителями было безболезненным.
  • Ответьте на вопрос: «Нужен ли детсад вашему ребенку именно сейчас?» Если вы не уверены в этом, и ребенок чувствует, что посещению садика есть альтернатива, он непременно воспротивится.
  • Не следует критически отзываться о детском учреждении и его работниках в присутствии малыша, тем более пугать его посещением детского сада.
  • Предупредите малыша о точной дате посещения детсада за неделю, чтобы он мог психологически спокойно подготовиться к этому событию.

Каких ошибок следует избегать родителям в период адаптации ребенка к детскому саду

  • Недооценка важности этого этапа. Недопустимо приводить ребенка в садик и отлучаться на весь день. Родителям надо быть готовыми в любой момент вернуться в садик, в случае непрекращающегося плача малыша. повышения температуры и т.д;
  • Несоблюдение последовательности и систематичности посещений. Такое непостоянство создает дополнительные сложности при адаптации;
  • Резкий уход при прощании. Правильнее придумать индивидуальный «ритуал» прощания, который облегчит расставание с мамой;
  • Отсутствие социализации. До посещения детсада у ребенка должен быть некоторый опыт общения с другими детьми и привычка иногда разлучаться с родителями с объяснением, что они уходят по делам, но через определенное время непременно вернутся.

Как развить в ребенке самостоятельность

Каждому родителю хочется видеть своего ребенка уверенным в себе и самостоятельным, чтобы в дальнейшем он мог строить свою взрослую жизнь в соответствии со своими решениями и добился бы хороших результатов.

Важная роль в воспитании детей принадлежит педагогам. В сложном многогранном вопросе формирования личности ребенка необходима слаженность действий и общность воспитательных методов воспитателей и родителей.

  • Во-первых, надо быть терпеливыми. Дети всегда стремятся к самостоятельности, но взрослые, проявляя заботу, пытаются брать на себя даже самые элементарные обязанности, лишь бы не утруждать малыша;
  • Необходимо ребенку давать возможность выбора из нескольких вариантов: это касается и еды, и одежды, и выбора игрушек и т.д.;
  • Пусть ребенок сам ищет вопросы на свои ответы. Взрослым надо лишь помогать ему в этом;
  • В отношениях с малышом следует исключить чрезмерную опеку, навязчивые объяснения о том, что вредно и что полезно. По возможности, надо заменить слово «нет», которое порождает агрессию, на альтернативу компромиссного варианта решения проблемы;
  • Важно верить в ребенка, всегда помогать и поддерживать его. И тогда он вырастет самостоятельным и уверенным в себе человеком.

Как сформировать положительное отношение к детскому саду

Рассказы о том, как весело проходят занятия в детсаду, как там много детей, с которыми предстоит играть на интересных занятиях, какие веселые праздники организуются в детском саду — все это находит в душе малыша позитивный отклик. Можно провести экскурсию в детский сад, в который пойдет ребенок. Пусть он познакомится с обстановкой и условиями.

Как облегчить расставание с малышом

Утреннее расставание — самый сложный момент для крохи. Он чувствует переживания мамы, которой также нелегко впервые отпускать от себя своего ребенка на продолжительное время. Поэтому, в первую очередь, не следует переживать маме и необходимо вести себя спокойно и уверенно.

Обычно даже самые капризные дети без труда включаются в игру и отпускают маму. Если ребенок эмоционально больше привязан к матери, что бывает в большинстве случаев, то пусть его на первых порах приводят в садик другие члены семьи.

Как развивать общительность

Как известно, коммуникабельные малыши легче приспосабливаются к условиям садика. Поэтому необходимо у ребенка развивать навыки общения.

На консультации у психологов, практически каждый специалист для лучшей адаптации ребенка к детскому садику рекомендует уделять большое внимание играм между людьми. Это улучшает способность к быстрой социализации

В этом вопросе родителям поможет:

  • Выработка минимальных навыков коммуникабельности, обучение правилам вежливого обращения: здороваться, прощаться, узнавать имя собеседника, просить, благодарить, делиться игрушками и тд;
  • Игры, основанные на вопросах-ответах. Предлагая малышу игру, полезно задавать вопросы по сюжету, поощрять его к рассказыванию игровой ситуации;
  • Коллективные игры на прогулках. Можно устраивать игры с другими малышами, вовлекая ребенка в общение с другими детьми посредством игры;
  • Важное правило: не принуждать к общению. Некоторые малыши не любят веселые компании и предпочитают быть сторонними наблюдателями. Возможно, пройдет какое-то время, и ребенок сам захочет выстроить отношения с другими детьми.

Что должны делать родители, если ребенок плачет по дороге в садик?

  • Важно учесть то обстоятельство, что психологически подготовленный ребенок не станет плакать по дороге в детский сад.
  • Тем не менее, чувствительные и впечатлительные дети могут выразить некоторое беспокойство в виде плача или капризов. Мамы не должны чрезмерно сострадать и сочувствовать малышу, поскольку, почувствовав беспокойство матери, малыш еще больше углубляется в свои переживания, что нередко приводит к заболеваниям в виде простуды, рвоты, слабости, плохого аппетита и т.д.
  • Но бывают случаи, когда ребенок плачет по дороге в детский сад, потому что ему там неуютно. Родители должны выяснить это, поговорив с воспитателем, чтобы поддержать своего малыша. Причины могут быть разные. Возможно, у него не сложились отношения с кем-нибудь из сверстников, например.

Не стоит бежать в садик и устраивать выяснение отношений. Здесь помогут воспитатель или психолог. Изучив проблему, они постараются в игровой деятельности с помощью психолого-педагогических методик разрешить возникшую ситуацию.

Читайте также:  Интеллектуальное развитие детей 5, 6, 7 лет

Что должен делать воспитатель, если ребенок плачет в саду?

Плач ребенка в детском саду в период адаптации — нормальное явление. В преодолении малышом проблем адаптации огромную роль играет воспитатель. Очень важно на этом этапе поддерживать тесный контакт с родителями, интересоваться о характере и увлечениях малыша, о том, какие он любит игры и игрушки, какими видами деятельности он занимается с особым интересом.

Возможно, потребуется продолжительное время для адаптации ребенка к детскому саду. Консультации с родителями, собственные наблюдения помогут раскрыть особенности личности ребенка, его способности и увлечения. На этом этапе нужно постепенно вовлекать малыша в игру и общение, давать задания, выполнение которых доставляет малышу радость.

Только грамотное отношение педагога может создать в душе ребенка тот позитивный эмоциональный фон, который поможет ему безболезненно пройти сложный адаптационный период.

Формирование доверия к новым незнакомым взрослым и детям, создание эмоционального контакта, основанного на доброте, проявлении внимания, заботы, поддержка в нелегкий для малыша период, особый индивидуальный подход, основанный на уважении личности маленького человека, общение, сопровождающееся улыбкой и ласковой интонацией.

Вот принципы, на которых основана успешность адаптационного периода, те факторы, соблюдение которых поможет облегчить тяжелое испытание для детской психики и создаст необходимые условия для успешного вовлечения малыша в дружный детский коллектив.

Источник: https://kidteam.ru/adaptatsiya-rebenka-k-detskomu-sadu-konsultatsiya.html

Система работы с родителями в период адаптации ребенка к ДОУ

Система работы с родителями в период адаптации ребенка к ДОУ

Система работы с родителями по оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения (сроки: июнь-июль)

Система работы с родителями по оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения (сроки: июнь-июль)

Форма работы Тема Цели Образовательные ресурсы Методические приёмы
Знакомство родителей с ДОУПрезентация «Наш детский сад» №1 «Знакомство с ДОУ и режим работы» Познакомить родителей с организацией воспитательно­-образовательного процесса в ДОУ Интерактивная доска -беседа – «Режим дня в ДОУ»-вопросы родителей о режиме дня в ДОУ, об организации воспитательно-образовательного процесса-показ презентации «Наш детский сад»
Коллективная форма-Общее родительское собрание №2 « Подготовка детей к детскому саду. Правила посещения детского сад» Помочь родителям в подготовке ребёнка к дошкольному учреждению Памятки для родителей«Советы родителям на период адаптации детей к дошкольному учреждению» -рассказ педагога о правилах посещения детского сада, как подготовить ребёнка к детскому саду-вопросы родителей о том как подготовить ребёнка к ДОУ-ответы воспитателя на задаваемые вопросы родителей
Коллективная формаРодительское собрание групповое №3 «Знакомство с групповой комнатой и предметно-развивающей средой» Познакомить родителей с предметно-развивающей средой группы Предметно-развивающая среда Показ предметно-развивающей среды группы-обсуждение- о том что можно добавить в предметно-развивающею среду для улучщения адаптации детей-предложения как улучшить предметно-развивающею среду
Анкетирование №4 «Расскажите о своём ребёнке» Составление психологического портрета ребёнка, выявление факторов дезадаптации Бланки анкет -Опрос родителей-составление прогноза условной адаптивности детей
Индивидуальная форма-консультация №5 «Ваш ребёнок собирается в детский сад» Дать рекомендации для облегчения периода адаптации. Нужно придерживаться режима дня максимально приближенного к режиму в ДОУ. Памятки для родителейпо сопровождению процесса адаптации ребёнка к условиям ДОУ -беседа – «Первый раз в детский сад»-обсуждение – режима дома и в ДОУ-вопросы родителей к воспитателю
Наглядно-информационная-папка-передвижка №6 «Рекомендации и советы в период адаптации» Дать практические рекомендации Разработайте свой собственный ритуал прощания. папка-передвижка«Адаптация ребёнка дошкольному учреждению»«Несколько простых рекомендаций как помочь легче адаптироваться»«Важно помнить» Просмотр папки с информацией для родителей-вопросы к воспитателям как лучше расстаться с ребёнком утром.
Индивидуальная форма-консультации №7 «Как адаптируется мой ребёнок» Дать представление как адаптируется ребёнок к условиям детского сада Беседа «Всё о детском питании»

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/rabota-s-roditeljami/252538-sistema-raboty-s-roditeljami-v-period-adaptac.html

1.3 Роль родителей в успешной адаптации ребенка-дошкольника к условиям ДОУ

А что же нужно конкретно делать родителям для успешной адаптации ребёнка? Во-первых, родители должны заранее решить, в какое время они предполагают отдать своего ребёнка в детский сад и сообщить об этом своему участковому педиатру, так как перед поступлением в коллектив ребёнка следует заранее тщательно обследовать, сделать все профилактические прививки, при необходимости провести соответствующие лечебно-оздоровительные мероприятия.

Во-вторых, ребёнка психологически надо подготовить к детскому учреждению.

Участковый педиатр, участковая медицинская сестра, медицинский персонал комнаты здоровья ребёнка, детской поликлиники могут дать ряд советов. Если эти советы выполнять, адаптация ребёнка пройдет значительно легче.

  • Родителям нужно заранее создать дома такой режим и условия жизни, которые были бы максимально приближены к режиму и условиям жизни дошкольного учреждения. Он должен привыкнуть спать, кушать, играть, гулять именно в те часы, которые приняты в данной возрастной группе детского сада (а это надо выяснить в том учреждении, куда пойдёт ребёнок).
  • Очень важно, чтобы ребёнок привык к такой температуре воздуха, какая поддерживается в детском саду.
  • Обычно температура в группах бывает не выше 22 градусов, но, может быть, именно в том учреждении, куда пойдёт малыш, приняты другие нормативы, дети приучены к более низкой температуре. Тогда и дома надо стараться снижать температуру до этого уровня.
  • В противном случае, привыкнув находится постоянно при более высоких температурах, малыш в первый день пребывания в группе будет испытывать состояние теплового дискомфорта, что может привести к заболеванию.
  • Немаловажно, чтобы малыш своевременно овладел навыками в самообслуживании: умел самостоятельно есть, пользоваться туалетом, одеваться и раздеваться. Все это поможет исключить ряд стрессовых ситуаций, которые, естественно, возникают у ничего не умеющего ребёнка в «организованном» детском коллективе. Также нужно приучать малыша самостоятельно играть с игрушками и уметь их убирать по местам.
  • Нужно стараться предупреждать вредные (а в ряде случаев и не очень вредные, но неприемлемые в детском коллективе) привычки.
  • Например, если в возрасте от трех до пяти лет ребёнок не спит днём, а в детском коллективе сон — принятый норматив, а во время бодрствования он большую часть времени на руках у взрослых, конечно, ему будет очень трудно первое время в группе, где всё сразу станет по-другому.
  • Нужно обратить внимание на такой факт. Если малыш рос в очень узком кругу, ему будет трудно привыкнуть к большому числу новых детей и чужих взрослых.

Поэтому, прежде чем отдать ребёнка в детский сад на четвертом году жизни, уже с самого первого года нужно знакомить его с посторонними людьми, приучать спокойно идти к ним на руки, а иногда можно отправлять его с кем-то из родных или знакомых.

Очень хорошо, если не бояться контактов ребёнка со сверстниками, и постараться воспитывать к ним доброжелательное отношение, поощрять совместные игры, научить делиться игрушками. Было бы неплохо, в первые дни дать ребенку с собой в группу его любимую игрушку. Она будет для него частичкой дома в непривычных условиях.

Не нужно отдавать ребёнка в группу сразу на целый день, это будет для него непосильной нагрузкой. Хорошо, если первые дни он будет находиться в группе всего два-три часа, а обедать и спать дома в обычной обстановке.

Затем постепенно, по мере привыкания, можно привести его к завтраку и оставить до обеда, но днем он может спать, опять дома.

А уже через несколько дней можно оставить ребёнка и на дневной сон, но забрать сразу после пробуждения.

Адаптация пройдет более безболезненно, если всё это учесть.

Поэтому совет мамам — не спешить с выходом на работу. Лучше провести этот сложный для малыша первый месяц вместе с ним. Лучше постараться самой отводить ребёнка в садик и самой забирать.

Когда мама забирает своего ребёнка, лучше всего поговорить с воспитательницей, выяснить, как малыш вел себя в группе, как ел и как спал. При необходимости нужно компенсировать дома недоедание или недосыпание ребёнка в детском учреждении.

В период привыкания ребёнка к дошкольно-образовательному учреждению, лучше всего исключить из домашней обстановки лишние раздражители, а именно — телевизор, радио, магнитофон, компьютер. В крайнем случае, не включать их громко.

Ребёнку сейчас очень важно побольше быть вместе с родителями и заниматься спокойными играми, рассматриванием картинок, собиранием пазлов и т. д.

Иногда мама беспокоится больше, чем сам ребёнок. Поэтому очень важно, чтобы мама старалась держать себя спокойно.

Если она прощается с ребёнком несколько раз подряд с беспокойным видом, у ребёнка возникает мысль: «Она ведёт себя так, как будто беспокоится, что со мной случится что-нибудь ужасное, если я здесь останусь. Лучше я её не отпущу от себя, останусь вместе с ней».

Если ребёнок боится или просто отказывается идти в детский сад с добрыми воспитателями, родителям нужно проявить твердость и объяснить ребёнку, что ему следует идти в детский сад, также как родители каждый день ходят на работу.

Итак, первая роль в подготовке ребёнка к детскому саду отводится, конечно, родителям. Нужно учитывать все эти факторы, все эти условия при подготовке ребёнка. Если это сделать правильно и тактично, то адаптация ребёнка к детскому саду пройдёт значительно легче.

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/27506

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector