Реализация принципа интеграции в образовательном процессе, на примере преподавания изобразительного искусства в доу

ИНТЕГРАЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ЭЛЕМЕНТАМИ ТУРИЗМА КАК НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА

РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Одно из важных направлений обновления системы дошкольного образования –  проведение занятий на основе интеграции разных образовательных областей вокруг одной темы или понятия. Именно в процессе межпредметной интеграции у ребенка формируется целостная картина мира.

С помощью многосторонней интеграции не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания детей, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.

Именно поэтому интеграция образовательных областей является важным условием и результатом системного подхода в обучении и воспитании дошкольников.

Осуществление интегрированного подхода соответствует одному из основных требований дошкольной педагогики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.

В течение двух лет в МОУ «Бендерский Детский сад №15» разрабатываются и проводятся интегрированные мероприятия с детьми на различные темы. На этапе осуществления интеграции разных образовательных областей нами были сформулированы основные цели использования интегрированных занятий в воспитательно – образовательном процессе ДОУ:

Ø  создание у детей целостной картины мира;

Ø  учет здоровьесберегающих технологий;

Ø  повышение качества воспитательно – образовательного процесса;

Ø  формирование личности педагога и ребенка;

Ø  повышение профессиональной компетентности педагогов

Ø  освоение педагогическим коллективом технологии интегрированного подхода.

Наряду с другими образовательными областями, эффективность художественно – эстетического  направления во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной литературы, рисования, и их интеграции с такими образовательными областями, как: ознакомление с окружающим, речевое развитие, формирование  элементарных математических представлений, социально – нравственное и гражданско – патриотическое воспитание, физическое развитие.

Практика показала, что интегрированные занятия позволяют уменьшить количество специально организованных занятий и увеличить время для других видов детской деятельности. Интегрированные занятия, проводимые в системе, дают высокие результаты, повышают как художественно – продуктивную, так и познавательную, эмоциональную, двигательную активность детей.

Большой плюс интегрированных занятий и в том, что они проводятся в игровой форме, включают в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры. Интеграция способствует усвоению знаний, умений и навыков детей и развитию художественно – творческих способностей, устраняет перегрузки.

Интеграция изобразительной деятельности с другими областями основывается, с одной стороны, на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой детской деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к действительности, а также памяти и внимания). С другой — основой интеграции применительно к предметам и содержанию эстетического, художественного направления является образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах деятельности специфическими средствами выразительности.

В нашем дошкольном учреждении изначально интегрировались области одного или близких друг другу образовательных направлений, в моей работе –  это разные виды изобразительной деятельности и различные виды художественного творчества (чаще всего изобразительное искусство, художественная литература и музыка), но теперь этот процесс охватывает все более широкий спектр разных видов детской деятельности и линий развития детей – художественное творчество интегрируются с познанием окружающего мира и художественной литературой, с математикой и речевым развитием… На данном этапе в тесном взаимодействии с методистом по ФИЗО и воспитателями групп нами осуществляется интеграция изобразительной деятельности и физической культуры, в частности – туризма.

В процессе интеграции развития речи и художественной литературы с изобразительным творчеством, которая используется уже в работе с детьми                   II младшей группы, наряду с речевым материалом в занятия включаются задания по рисованию.

Рисунок помогает детям в запоминании и воспроизведении усвоенного материала.

При этом даже в старшей группе мы с воспитателем не заостряем внимание на технике выполнения работ, позволяем дошкольникам самим подбирать приемы рисования, иллюстрирующие их представление и отношение к услышанному.

Например, на разработанном мною совместно с воспитателями подготовительной группы занятии по теме «Л.Н.

Толстой «Пожарные собаки», дошкольники самостоятельно создавали пиктограммы и затем использовали их при пересказе.

На занятии по речевому развитию по теме «Автопортрет» дети составляли  описательный рассказ своего лица, при этом использовался меловой рисунок, который создавался на доске и оживал в процессе рассказа.

Тематическая интеграция таких образовательных областей, как экологическое воспитание  и художественное творчество, осуществляется мною совместно с воспитателями и методистом по приоритетному направлению познавательное развитие также с младшего возраста через различные формы, методы и средства работы с детьми с учетом их возрастных особенностей.

Например, при проведении акции на тему « Сдай макулатуру – спаси дерево», разработанной мной во взаимодействии с методистом по ПНД, сначала дошкольники подготовительной группы в рамках экологического направления узнали, из чего делают бумагу, с помощью видео побывали на бумаго – перерабатывающем заводе, вместе с родителями принесли и сдали старые газеты, журналы, а затем на занятиях по рисованию и аппликации создали плакаты, призывающие сдавать макулатуру. Тем самым мы вывели проблему сохранения деревьев за пределы детского сада. Данный вид интегративной деятельности обеспечил получение детьми целостных представлений по данной теме. По моему мнению, при таком подходе каждый из видов детской деятельности не потерял своей специфики и полноценно освоен детьми в процессе деятельности.

В старшем дошкольном возрасте в изобразительную деятельность я стараюсь интегрировать большее количество образовательных областей.

Так, при реализации лексической темы «Весна», подготовленой совместно с методистом по ПНД и методистом по ФИЗО, для создания у старших дошкольников целостной картины мира в его материальном и духовном единстве, были максимально синтезированы познавательное направление и многие виды искусства: литература, поэзия, живопись, музыка, а также включены народные подвижные игры «Ручеек», «Гори, гори, ясно», игры средней подвижности, такие как «Карусель», «Грушка».

Хочу привести в качестве одного из наиболее интересных примеров интеграции художественного творчества с большим количеством образовательных областей, а именно:  здоровье, физическая культура, музыка, чтение художественной литературы, познавательное развитие, коммуникация, занятие на тему «Изображение самого интересного за прошедший месяц», целью которого было расширение представлений о разнообразии изобразительного искусства, художественных замыслов, поощрение  активного участия детей в изобразительной деятельности. Данное занятие предусматривало также обучение детей умению отбирать из полученных впечатлений наиболее интересные, развитию у них стремления запечатлевать это в рисунке, формирование умения наиболее полно выражать свой замысел изобразительными средствами, развитие воображения.

Проведенные мной совместно с воспитателями старшей группы итоговые занятия по составлению рассказов как художественной, так и познавательной направленности, показали, что у детей  рассказы  стали больше по объему, интереснее по содержанию, грамматически правильнее по построению, а также эмоционально насыщеннее. В свою очередь, рисунки в этой группе более оригинальны по способу выполнения, насыщены реально наблюдаемыми природными объектами и образами из литературных и музыкальных произведений.

Интегрируя изобразительную деятельность с физкультурно – оздоровительной  работой, мы формируем у детей умение анализировать, сравнивать и обобщать предметы и явления.

Так, научившись определять, что изображено на переднем и на заднем планах на занятиях по изодеятельности, дети легко справляются с перестроением во время физкультурного занятия,  где нужно стать на передний план или оставаться на заднем.

Дети в большей мере овладели связной речью, обогатили свой словарный запас, и наилучшим образом произошло сенсорное развитие. Дети научились сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей.

Дошкольники быстрее развиваются физически, поскольку изобразительная деятельность требует активных движений и регулярных прогулок на свежем воздухе.

Занятие «Ау, Аленушка», проведенное мной в подготовительной группе с целью гармоничного развития дошкольников на основе выражения себя в разных видах деятельности, включало интеграцию тестопластики и народных подвижных игр.

Читайте также:  Как изменить свой характер

Занятие «На улице зима» для старших дошкольников объединяло такую нетрадиционную технику рисования, как батик, с элементами физкультурно – ритмических движений.

В средней группе проведено занятие «Приключения в деревне» на основе интеграции нетрадиционных изобразительных техник, народного фольклора и подвижных игр.

Изобразительной деятельности отводится особая роль в развитии мелкой моторики в процессе работы с карандашом, кистью, изобразительными средствами у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется координация движений. На занятиях физического развития также используются упражнения на развитие мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика.

Интеграция данных направлений позволила мне совместно с методистом по ФИЗО систематизировать игры, используемые как в изобразительной деятельности, так и в физической культуре (например, игра «Разноцветные прищепки», «Волшебные мешочки», «Краски», «Встань на свое место» и т.д.

); которые были предложены воспитателям для дальнейшего использования в разных режимных моментах.

Кроме того, при проведении физкультурных занятий внимание дошкольников привлекается к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателей, оформления помещения; на занятиях физической культурой используются изготовленные детьми элементарные физкультурные пособия (флажки, картинки, мишени для метания), рисуются мелом разметки для подвижных игр.

На сегодняшний день в нашем дошкольном учреждении особое внимание уделяется интеграции различных видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, конструирования) с элементарным туризмом.

При этом комплексно в такие занятия включаются и другие образовательные области: прежде всего – патриотическое воспитание посредством ознакомления с родным городом, краем; а также – познание, экология, речевое развитие, художественная литература, музыка, социально – нравственное развитие и другое.

В процессе проведения туристических прогулок и походов стараюсь использовать различные художественные средства выразительности: краски и карандаши, пластилин и тестопластика. Однако обращаю внимание на то, чтобы на при интеграции изодеятельности с основами туризма материал для творчества был приближен к природному.

Поэтому, чаще всего, для лепки выбираю глину; конструирование осуществляется из природных материалов, бумаги, реже – из наиболее часто встречающегося бросового материала (коробок, банок, пластика); в качестве средств для рисования предлагаю детям мел, уголь.

Рисование красками также выполняется на камнях, щепках или досточках.

Особый интерес как для художественной деятельности дошкольников, так и для педагогической деятельности воспитателей, представляет в качестве материала песок.

Техники рисования с помощью песка, с которыми я стараюсь знакомить детей, разнообразны – начиная от простого прорисовывания палочкой на утрамбованной поверхности, рисования пальцами на сухом песке, насыпанном на контрастную основу, и заканчивая рисованием песчанного контура, в том числе – по клеевой основе, позволяющей сохранить рисунок.

В процессе интеграции изобразительного творчества с основами элементарного туризма, мною в тесном взаимодействии с методистом по приоритетному направлению физическое развитие и воспитателями групп были проведены такие занятия, как:

Ø  в средней группе: «Красавица – березка» (пешая прогулка + рисование мелом), «Радуга» (прогулка + рисование цветными карандашами), «Божья коровка на зеленом листке» (наблюдение в природе + лепка из глины) и др.;

Ø  в старшей  группе: «Волшебная палочка» (экскурсия + нетрадиционные техники рисования), «Зимняя сказка» (туристическая прогулка + псевдовитраж), «Кошка» (наблюдение во время прогулки + рисование углем), «Настроение» (туристический поход к роднику + рисование песком); «Насекомые весной» (прогулка + рисование гуашью на камнях) и др.;

Ø  в подготовительной к школе группе: «Красота без цвета» (туристический поход в природу + рисование песком), «Осенний парк» (экскурсия + рисование восковыми мелками), «Птицы нашего края» (туристическая прогулка + лепка из глины), «Цветочный коллаж» (экологическая прогулка + коллективное пано из конфетных оберток», «Заселим планету» (экскурсия + оригами), «Послание» (туристический поход к роднику + рисование на деревянных щепках) и др.

Также в подготовительной группе был проведен своеобразный цикл занятий по ознакомлению с водным транспортом: сначала – интегрированное занятие познавательного цикла с изготовлением в конце бумажных корабликов, затем – туристический поход к роднику со спуском корабликов на воду и зарисовкой эскизов, а после – изготовление коллективной работы «Уплывают корабли…».

Несмотря на закономерные различия задач физического развития дошкольников, в том числе – элементарного туризма, и задач художественной деятельности детей, в частности – изобразительного творчества, основная цель нашей совместной работы состоит в том, чтобы подготовить модель выпускника, открыть в ребенке его неповторимость, подготовить к школьному обучению. Разработанная нами система тематической интеграции помогает как развивать у детей физические качества, так и воспитывать у них основы художественно – эстетического вкуса, формировать навыки изобразительной деятельности. У дошкольников создается целостная картина мира в его физическом, духовном, художественно – эстетическом единстве.

Таким образом, педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех педагогов ДОУ, тем самым, обеспечивая непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов, способностей, с целью максимальной самореализации каждого воспитанника. Каждый специалист, решая свои сугубо специфические задачи, взаимодействует, интегрируется с деятельностью других специалистов.

Источник: https://konspekteka.ru/integratsiya-izobrazitelnoj-deyatelnosti-i-turizma-v-dou/

Интегрированный подход к изучению искусства в ДОУ

     Художественная культура является способом духовно-практического освоения мира и включает в себя различные виды художественно-творческой деятельности:

     — освоение произведений искусства;

     — собственное участие в том или ином виде художественной деятельности;

     — создание (защита, восстановление) художественных ценностей;

     — распространение художественных знаний.

     Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного». В этих словах Р. Тагора ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей.

     Духовное развитие человека, включая эстетическое, начинается с раннего детства. Одна из отличительных особенностей ребенка дошкольного фозраста – способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений, произведений искусства. Ребенок открывает мир как радостное, прекрасное, полное красок, движения, звуков, целое.

     В дошкольном образовательном учреждении дети получают знания об искусстве, знакомятся с его различными видами: литературой, музыкой, графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным творчеством, искусством театра. Многообразие видов и жанров искусства, художественно-эстетической деятельности дает возможность дошкольникам эстетически осваивать мир во всем его многообразии.

     Разработка проблемы влияния комплекса искусств на процесс развития личности дошкольника требует определения понятий, связанных с использованием произведений различных видов искусства в педагогическом процессе:

     — взаимодействие искусств;

     — комплекс;

     — синтез;

     — интеграция.

     Понятие взаимодействие искусств обозначает сложную форму причинно-следственных связей между различными видами искусства, с одной стороны, и эстетически развивающейся личностью – с другой.

     Под комплексом искусств в педагогической практике понимается сочетание различных видов искусства, необходимое для решения определенных учебно-воспитательных задач.

     По мнению Б.И. Ивасива, в педагогическом процессе реализуются внешние (тематические) и внутренние (генетические, морфологические и функциональные) типы комплексного взаимодействия искусств.

     Морфологическая взаимосвязь основывается на комплексном анализе выразительных средств различных видов искусства.

Читайте также:  Беседа с учащимися 1 класса по теме «работа пожарных»

Функциональная особенность комплексной взаимосвязи искусств заключается в развитии у детей способности эстетически оценивать художественные произведения путем сопоставления и сравнения аналогичных и контрастных образов, настроения самых разнообразных произведений. Генетическая взаимосвязь различных видов искусства в единстве происхождения и синкретизме форм, что ярко проявляется в народном искусстве.

     В научных трудах Ю.Б. Броева, В.В, Вансалова, А.Я. Зися, посвященных взаимосвязи и синтезу искусств, отражен характер социокультурных, психофизиологических связей, отношений, зависимостей между видами искусства и особенностью их воздействия на человека.

     Введение в теорию и практику эстетического воспитания и художественного образования понятия интеграция искусств вызвано потребностью обозначить концептуально новый подход к решению проблемы развития ребенка средствами комплекса искусств: соединение искусств в одной образной системе с целью формирования универсальных способностей и интегрированных качеств личности.

     Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами комплекса искусств получила свое отражение в современных исследованиях М.Б. Зацепиной, Е.Н. Зуйковой, Т.С. Комаровой, Г.В. Лабунской, Т.Г. пеня, Р.М. Чумичевой, Б.П.

Юсова, в которых отмечается, что использование комплекса искусств в воспитательно- образовательном процессе ДОУ ведет к формированию у дошкольников творческих начал в деятельности: проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении основных приемов работы к новому содержанию, нахождении новых способов решения поставленных задач в эмоциональном выражении своих чувств вербальными методами, а также при помощи различных изобразительных средств.

     Формы организации образовательного процесса на основе интеграции искусства:

     — пластообразная;

     — спиралевидная;

     — контрастная;

     — взаимопроникающая;

     — индивидуально-дифференцированная.

     Эти формы используются как структура интегрированных занятий, развлечений, свободной творческой деятельности детей. Системообразующим стержнем этих форм, в зависимости от задач, могут быть: художественный образ, настроение, жанр искусства, тем, события, отображенные в жизни и произведениях искусства.

     В зависимости от поставленной цели педагог может использовать ту или иную форму.

     Пластообразная

     Суть данной формы – наслоение пластов различных видов искусства и деятельности (художественно-эстетической, игривой, познавательной и т.д.), содержание которых пронизано одной целью – создание в сознании ребенка целостного художественного образа.

Например, образ «золотой» осени познается, осмысливается, переживается ребенком в различных видах искусства (изобразительном творчестве, поэзии, музыке) через средства выразительности этих видов искусства (колорит, сравнения, эпитеты, ритм, музыкальную интонацию, лад и т.д.

) и передается детьми в песне, составлении рассказов или изобразительной деятельности.

Подход к обороту содержания предполагает осмысление педагогом логики и последовательности чередования пластов.

     Спиралевидная

     Особенность данной формы состоит в том, что содержание, виды деятельности, в которые включен ребенок, будут постепенно нарастать количественно и качественно, изменяясь на каждом витке. Процесс познания может осуществляться от частного к общему или наоборот.

Например, познать, оценить красоту пейзажа можно на основе восприятия красоты одного времени года и прийти к пониманию красоты природы в произведениях художественной литературы, музыки, изобразительного искусства. В центре спирали – содержание художественно-творческой деятельности, в которую включается ребенок.

По спирали будет двигаться познаваемое, создавая на каждом витке новые впечатления, представления, знания о средствах выразительности искусства, способах художественно-творческой деятельности.

     Контрастная

     Данная форма строится на принципах диалога и контраста и заключается в рассуждениях между педагогом и детьми о явлениях, событиях, понятиях, переданных в произведениях искусства.

Дети с помощью педагога узнают, как художник, композитор, писатель, поэт средствами выразительности различных видов искусства передают свое отношение к явлению, событию, поступкам героев и т.д.

Ведущими методами данной формы будут сопоставление и сравнение, проблемные вопросы.

     Взаимопроникающая

     За основу в данной форме берется организация такого вида художественно-творческой деятельности, в которой органично вливаются другие виды: слушание музыки, литературного текста, восприятие произведений изобразительного искусства, изобразительная деятельность и т.д.

Постепенное проникновение одной деятельности в другую обусловливается расширением и наращиванием знаний, знакомством с другими способами творческой деятельности, созданием ситуации любования и сопереживания, определенного эмоционального настроя.

Чаще всего таким системообразующим стержнем становятся игра и театрализованная деятельность, или же производные от них формы: игра-путешествие, игровая программа, театрализованное представление, литературно-музыкальная композиция, конкурсная программа и т.д.

     Данную модель можно успешно использовать для планирования и проведения праздников, развлечений и досуговой деятельности.

     Индивидуально-дифференцированная

     Данная форма ориентирована на создание условий для творческого развития ребенка. Произведения народного и классического искусства, эстетически оформленный интерьер должны окружать ребенка в его жизни.

С этой целью необходимо так организовать предметно-развивающую среду и социокультурное окружение в ДОУ, чтобы они способствовали творческим проявлениям и побуждали к активной творческой деятельности. Для этого в групповой комнате организуются уголки творчества (изобразительного, театрализованного и др.).

В такой среде педагог вытраивает работу, переводя детей из одного вида художественно-творческой деятельности в другой, выполняя роль соавтора, творческого партнера.

Мы рады помочь Вами и Вашим детям!

Источник: http://www.bestlogoped.com/izo/77-integrirovannyj-podkhod-k-izucheniyu-iskusstva-v-dou

Включить в практику! Интеграция образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на физическое, социально-личностное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольника.

Содержание художественно-эстетического развития дошкольников  включает в себя изобразительную деятельность: рисование,  лепку, аппликацию и художественное конструирование — традиционные для российского дошкольного образования виды активности, объединенные общим понятием «продуктивная деятельность детей».

 Продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой создается некий продукт – может быть не только репродуктивной (например, рисование предмета так, как научили), но и творческой (например, рисование по собственному замыслу), что позволяет в рамках данной области наиболее эффективно решать одну из основных задач образовательной работы с детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества.

Начинать работу по приобщению детей к изобразительному искусству и развитию творческих способностей дошкольников следует как можно раньше. Это очень важный период, проживая который, ребенок приобретает умения, которые в дальнейшем позволяют ему освоить мир взрослых. Это уникальный период по силе эмоционально-чувственного восприятия, формирования начальных представлений о духовных ценностях.

При этом одним из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного дошкольного  образования является  интеграция.

Интеграция в системе специально организованных занятий очень актуальна, так как:

  • Интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;
  • Помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обобщению;
  • Развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;
  • Воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно – творческих и музыкальных способностей ребенка.
  • Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества ребёнка,  раскрытия его способностей, выявления его одарённости.

Именно интеграция — одна из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Интегративный подход при решении образовательных задач  вызывает интерес, способствует снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.    

Необходимо стимулировать в детях разные виды творчества, предоставить возможность каждому ребёнку самовыразиться, проявить свой творческий потенциал, и интегрирование лучше всего позволяют это реализовать. Все это возможно в большей степени на занятиях по изодеятельности.

Читайте также:  Сценка по пдд, 5 класс

Понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет интегрировать содержание области «Художественно – эстетическое развитие» с другими областями Программы.

Например, с образовательной областью  «Познавательное развитие» — первичное представление о деятельности народных мастеров, дети обозначают разные виды народных промыслов, ведут сравнение. «Социально-коммуникативное развитие» — беседы, рассматривание игрушек, альбомов, открыток.

«Речевое развитие» — чтение и слушание рассказов, легенд и сказок при знакомстве с декоративно-прикладным искусством, элементарное словесное творчество, творческое рассказывание о народных промыслах.

«Физическое развитие»-  использование пальчиковой гимнастики, динамические паузы, зрительная гимнастика,  беседы о безопасных правилах использования художественного материала и оборудования. «Художественно – эстетическое развитие» — разучивание и исполнение частушек, песен об изделиях Хохломы, Дымки, знакомство с пословицами и поговорками о труде мастеров народного творчества.

Для реализации интеграции образовательных областей  решаются следующие задачи:

  • Приобщить дошкольников к декоративно – прикладному искусству.
  • Обеспечить условия для взаимосвязи изобразительной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.
  • Создать условия для развития творческой активности детей в изобразительной деятельности (в частности, декоративно – прикладном искусстве).
  • Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых (совместных мероприятий с участием воспитанников, родителей, сотрудников).
  • Активизировать участие родителей в жизни ребёнка и детского сада.
  • Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольник

Интеграция образовательных областей  позволяет раскрыться каждому ребёнку в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, найти применение своих способностей в создания коллективного и индивидуального творческого продукта. Важным аспектом является представление результатов этой деятельности.  

Поскольку продуктивная деятельность наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, они позволяют развивать у детей самые разнообразные положительные качества: самостоятельность, доброжелательность, жизнерадостность, инициативу, творческую выдумку, облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний, приобщают к коллективным переживаниям, наполняют детскую жизнь яркими красками.

         В процессе продуктивной деятельности:

  • интегрируется содержание разных образовательных областей;
  • создаются условия для познавательной деятельности;
  • создаются условия для поисковой совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей;
  • формируются коммуникативные качества;
  • расширяется социальный опыт;    
  • развиваются творческие способности.

Поэтому в творческой деятельности более эффективно, с одной стороны, закрепляются навыки и умения, а с другой – увеличивается потребность в познании нового, расширяется кругозор в совместных действиях и переживаниях. И в этом случае, полезна интеграция разных видов деятельности.

Таким образом, реализация принципа интеграции в процессе образовательного процесса  по многим показателям повышает его результативность.      

Результативность интегрированного образовательного процесса видится в следующем:

—  содержательный аспект— установки общекультурного уровня детей, целостное познание окружающего мира;

— дидактический аспект — овладение дошкольниками различными способами усвоения интегрированных знаний об окружающем мире;

— воспитательный аспект — мотивация самовыражения, готовности детей творить, познание собственных возможностей, механизмов исследования, экспериментирования, творчества.

Таким образом, интеграция  в образовательном процессе ДОУ  положительно отражается на итогах развития интегративных качеств личности дошкольников, что является одним из критериев ожидаемых результатов по созданию условий для достижения равных стартовых возможностей  для обучения в школе.

Источник: http://mdouds6balakovo.ucoz.ru/blog/vkljuchit_v_praktiku_integracija_obrazovatelnoj_oblasti_khudozhestvenno_ehsteticheskoe_razvitie/2014-04-04-112

Интеграция образовательных областей в образовательном процессе доу

Интеграция образовательных областей в образовательном процессе ДОУ.

Федулова С.В., старший воспитатель МБДОУ

д/с №3 «Сказка» г. Камбарки

  • Федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения обязательные при реализации основной общеразвивающей программы ДОУ. « Основная общеобразовательная программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса»
  • О.А.Скоролупова, Н.В.Федина отмечают: « Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающих целостность образовательного процесса»
  • В настоящее время перед ДОУ поставлена совершенно иная задача- разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течении одного дня или недели, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.
  • Перестройка системы образовательной работы с детьми также требует внесения изменений и в систему повышения квалификации педагогов, внедрения новых технологий в процесс методического сопровождения воспитателей в детском саду.
  • Для формирования профессиональной компетентности современного педагога, необходимо реализовать систему мероприятий по освоению ими принципов содержания образования: консультации, семинары, открытые просмотры, тренинги.

В процессе реализации в образовательном процессе принципа интеграции образовательных областей, обозначились следующие проблемы:

— педагоги часто стремились объединить образовательные области по внешнему тематическому признаку и редко учитывали задачи и содержание психолого- педагогической работы по освоению образовательных областей развития детей;

— при интеграции не всегда учитывались процессы воспитания и развития дошкольников;

— педагоги испытывали трудности при интеграции образовательных областей и видов деятельности;

возникали вопросы: «Как спроектировать педагогический процесс в детском саду, чтобы желание «больше дать ребёнку» не противоречило действительными психическими и физическими возможностями ребенка дошкольного возраста? ;

«Как осуществить интеграцию образовательных областей в отсутствии готовых методических разработок, что для этого нужно сделать?»

Данные проблемы определили цель моей деятельности.

Цель: Развитие профессиональных умений и навыков педагогов, необходимых для реализации в воспитательно-образовательном процессе принципа интеграции образовательных областей через организацию эффективных форм методической работы.

Обучение педагогов проводилось поэтапно.

На первом этапе, в ходе проведения консультаций, семинаров, познакомила педагогов с основными понятиями:

«Образовательная область»;

«Интеграция содержания дошкольного образования»;

«Виды интеграции»;

«Традиционные образовательные области», «нетрадиционность», весьма условная, других образовательных областей»;

— «Основания, по которым составлялся перечень образовательных областей»;

— «Аспекты реализации принципа интеграции образовательных областей»

На втором этапе, во время проведения « мастер- классов», тренингов, – педагоги учились самостоятельному проектированию образовательного процесса с учётом реализации принципа образовательных областей.

На третьем этапе – в виде «технологической карты» педагоги представляли собственные разработки объединения образовательных областей, проектирования совместной и самостоятельной деятельности детей, включая содержание и конечный продукт.

Таким образом, по результатам проведённой работы можно сделать вывод:

— Педагоги научились видеть, как в рамках одной деятельности решаются задачи разных образовательных областей, как задачи разных образовательных областей могут решаться внутри одной темы;

— Научились выделять формы интеграции, обеспечивающие синтез образовательных областей, взаимосвязь различных видов деятельности в формировании интегративных качеств дошкольника, представлять интеграцию образовательных областей с помощью « технологической карты»;

-Педагоги проектируют (конструируют) педагогический процесс на основе интеграции образовательных областей, с учётом комплексно- тематического принципа.

Наиболее эффективной и интересной, по мнению педагогов, является такая форма методической работы, как мастер – класс.

Структуру одного из них я и представляю вашему вниманию.

Мастер – класс

«Формирование навыков проектирования педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областей»

« Я мыслю, следовательно, я существую».

Рене Декарт

Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах проектирования (конструирования) педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федеральных государственных требований.

Основные принципы:

принцип безоценочности действий и личности участников;

принцип приоритета деятельности над ее формальным результатом;

принцип активности;

принцип осознания поведения;

принцип партнерского общения.

Источник: http://flatik.ru/integraciya-obrazovatelenih-oblastej-v-obrazovatelenom-process

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector