Систематизация применения здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога коррекционной школы

Систематизация применения здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога коррекционной школы

Здоровьесберегающие технологии  в работе  педагога – психолога ДОУПодготовил: педагог – психолог МБДОУ №1 Саватеева С.П.«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский Психологическое здоровье –

это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Психологическое здоровье -индикатор физического здоровья.  
Поэтому в течение всего учебного года в свою работу включаю здоровьесберегающие технологии, способствующие Интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки:

Скачать конспект

*Технологии сохранения и стимулирования здоровья воспитанников;*Технологии обучению здоровому образу жизни;

*Коррекционные технологии

Технологии сохранения и стимулирования здоровья воспитанников: пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;гимнастика для глаз;дыхательная гимнастика;релаксация;физминутки и динамические паузы.Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры — форма работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у ребенка.

Гимнастика для глаз – это комплекс упражнений  направленный на улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз; укрепления мышц глаз; улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)Дыхательная гимнастика — это система дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний. Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы)Динамическая пауза (физминутки) — пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности.

  Технологии обучению  здоровому образу жизни:

игротерапия; коммуникативные игры;самомассаж и точечный массаж;сухой бассейн.Игротерапия — метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т.п.

Коммуникативные игры-  игры, которые направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения.Самомассаж  – это одна из разновидностей массажа, в которой человек, производя давление на определенные участки собственного тела, повышает свой жизненный тонус.

Точечный массаж (су-джок терапия)- оказывает тонизирующее действие на ЦНС, в результате чего улучшается ее регулирующая роль в работе всех систем органов.

Преобладание наглядно-образного мышления у дошкольников вызывает необходимость ко многим массажным комплексам подбирать стихотворные тексты или соответствующие образы.  Применение сухого бассейна способствует снижению уровня психоэмоционального напряжения.

Снижения двигательного тонуса, способствует регулированию мышечного напряжения. Способствует развитию: кинестетической и тактильной чувствительности, образа тела, пространственных восприятий и представлений. Используется для коррекции уровня тревожности и агрессивности.    Коррекционные технологии:

Сказкотерапия – способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятия тревожности, повышения самооценки, снятия агрессивных проявлений. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять.

Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все можно! И потом этот выход можно использовать для себя.

   Можно использовать следующие методические приемы:  — Рассказать сказку с позиции сказочного персонажа;  — Отгадывание сюжета или персонажей;  — Превращение в сказку любой жизненной истории;  — Сочинение сказки экспромтом.

Технология музыкального воздействия (музыкотерапия) — техника, применяемая в работе, использующая музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, проблемах в общении, страхах…   Технология воздействия      цветом(цветотерапия) — это немедикаментозный метод лечения.

Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это необходимо учитывать в работе с дошкольниками. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе.

 Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развития и коррекцию различных сторон психики ребенка (как её познавательной, так и эмоционально – личностной сферы).

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!»                                              Жан-Жак Руссо

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!!!

БУДТЕ ЗДОРОВЫ И СЧАСТЛИВЫ!!!!

короткие сроки:

Источник: http://doshkolnik.ru/obzh/11997.html

Здоровьесберегающие технологии в работе школьного психолога

Здоровьесберегающие технологии в работе школьного психолога

Здоровьесберегающие технологии

В работе школьного психолога.

«Дети святы и чисты.

Нельзя делать их игрушкою своего настроения».

А.П.Чехов

Мы живем в эпоху экономических кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах мы ведем и чувствуем себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению здоровья. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию – как бы вопреки экстренным ситуациям.

Ребенок же беспомощен в этих ситуациях, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом.

Проблема сохранения психологического здоровья является актуальной. И особенно хорошо, что о его поддержании и формировании рассуждают педагоги и психологи – люди, окружающие ребенка. Через нас, взрослых и семью, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир.

Эффективность педагогического процесса в значительной степени зависит и от правильной организации предметно-пространственной среды.

Действительно, если мы понаблюдаем за учениками, то поймём, что они страдают и теряют здоровье не от самих занятий, а от способа их организации. Ребёнок с рождения, как губка, впитывает всё, что его окружает.

Традиционно уделяя внимание учебному процессу, педагоги  до конца еще не осознают значение психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А ведь проводя в школе большую часть времени и находясь в тесном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают серьезные психические нагрузки.

Многим детям свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, тревожность, неуверенность в себе.

Следовательно, вся работа по изменению сложившегося положения легла на меня, как на педагога-психолога  образовательного учреждения.

Моя деятельность связана с преодолением повышенной невротичности, эмоциональной нестабильности, развитием навыков эффективного общения и саморегуляции поведения, формированием подходов к взаимодействию с педагогами и родителями по вопросам охраны психического здоровья детей.

Источник: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2012/12/19/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-rabote-shkolnogo

Доклад «Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога»

Доклад

Доклад «Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога »

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
 В. А. Сухомлинский

Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Поэтому в системе образования все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей.

Арт-терапия развивает способность мыслить творчески, что делает ребенка более жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям.

Арт-терапия приобретает все большую популярность среди психологов, как наиболее экологичный, безболезненный метод воздействия на психику ребенка.

Психологическое здоровье – это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Психологическое здоровье — индикатор физического здоровья.  
Поэтому в течение всего учебного года в свою работу включаю здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

Моя деятельность связана с преодолением повышенной невротичности, эмоциональной нестабильности, развитием навыков эффективного общения и саморегуляции поведения, формированием подходов к взаимодействию с педагогами и родителями по вопросам охраны психического здоровья детей.

Поэтому учитывая основную цель психологического сопровождения: обеспечение психолого — педагогических условий для успешного обучения и развития каждого воспитанника на средней ступени образования.

  Передо мной, как психологом, встала задача психологической поддержки детей, направленная на сохранение психологического здоровья воспитанников. Такая поддержка включает в себя следующие виды работы:

— выявить факторы, которые вызывают стрессовые ситуации и невротические состояния у детей;

— комплектование «группы риска» для коррекционных занятий; проведение занятий;

— создание благоприятного психологического климата в школе и семье;

— применение здоровьесберегающих технологий в работе.

Выявление факторов, которые вызывают стрессовые ситуации и невротические состояния у детей.

Специалистами не разработаны прямые методики, которые позволили бы изучить психическое здоровье. Такие психологи как О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М.Первушина, в качестве показателя психического здоровья предлагают использовать степень адаптированности ребенка к социуму и уровень тревожности.

Оценка показателей психологического здоровья проводится посредством предварительного тестирования детей, позволяющее выявить личностные нарушения, определить механизмы негативных воздействий на развитие воспитанников.

Комплектование «группы риска» для коррекционных занятий, и проведение занятий.

Проводимое исследование, целью которого является изучение особенностей психического здоровья развития детей младшего школьного возраста, показывает, что у большинства детей имеются не адекватные проявления эмоционального развития, кроме того, у некоторых школьников проявляется негативное отношение к школе и проблемы общения со сверстниками. Иногда эти дети склонны к агрессии, замкнутости, повышенной тревожности, робости.  В данном случае, такие реакции являются, своего рода, психологической защитой в новой социальной среде.

Читайте также:  Игра викторина по математике «окружность, круг и мир вокруг» для 8-9-10 класса

С целью коррекции эмоциональных состояний, развития познавательных процессов использую психологические коррекционно-развивающие программы: «Интеллект», «Программа тренингов по профилактике асоциального поведения для подростков с основами правовых знаний», «Управление гневом» (профилактика и снятие агрессии), «Полюбить себя» (формирование адекватной самооценки), «Программа профилактики суицидального поведения» и др..

Развивающая и психокоррекционная работа с воспитанниками направлена на создание условий для целостного развития школьников, их психологического здоровья, решение конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия.

Для воспитанников школы-интерната проводятся групповые занятия, предполагающие активное участие ребёнка в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности, развитие его саморегуляции. Естественная склонность ребёнка к игровой деятельности, художественному творчеству, богатство детской фантазии побуждают меня активно использовать в коррекционно-развивающей деятельности интерактивные, ролевые игры и креативные методы, в частности, технологии арт-терапиии.

Традиционны в практике работы школы тренинговые занятия. Комплекс подобных занятий позволяет формировать у детей положительное самоотношение и принятие других людей, обучить рефлексии своего эмоционального состояния, развивать у школьников потребность в саморазвитии.  

В своей деятельности применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

Игротерапия, коммуникативные игры;самомассаж и точечный массаж; Игротерапия — метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т.п.Коммуникативные игры-  игры, которые направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения.

Самомассаж  – это одна из разновидностей массажа, в которой человек, производя давление на определенные участки собственного тела, повышает свой жизненный тонус. Точечный массаж (су-джок терапия)- оказывает тонизирующее действие на ЦНС, в результате чего улучшается ее регулирующая роль в работе всех систем органов.

Преобладание наглядно-образного мышления у дошкольников вызывает необходимость ко многим массажным комплексам подбирать стихотворные тексты или соответствующие образы.  Технология воздействия      цветом(цветотерапия) — это немедикаментозный метод лечения.

Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это необходимо учитывать в работе с дошкольниками. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе.

  Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развития и коррекцию различных сторон психики ребенка (как её познавательной, так и эмоционально – личностной сферы).

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!»     

Технология музыкального воздействия (музыкотерапия) — техника, применяемая в работе, использующая музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, проблемах в общении, страхах…Процесс музыкального самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребёнка и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование данных технологий позволяет помочь ребёнку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию. Это успешно достигается на занятиях кружка «Музыкальная капель» и творческих занятиях для желающих воспитанников и подростков «группы риска».

В процессе групповой работы используются приемы, содержание которых отвечает коррекционным и развивающим задачам программы:

  • Ритуалы приветствия и прощания;
  • Дыхательные гимнастики;
  • Упражнения на развитие психофизической регуляции;
  • Упражнения на развитие двигательной координации;
  • Динамо — статические упражнения на развитие выразительности мимики и жестикуляции;
  • Упражнения и этюды на развитие умений соотносить и отображать эмоциональные состояния;
  • Методики и техники по повышению самооценки и уровня социальной компетентности детей в их взаимоотношениях с окружающим миром;
  • Методики и техники по развитию умений находить позитивный выход из проблемных ситуаций;
  • Релаксация.

Участие в занятиях помогает детям эмоционально разрядиться, сбросить зажимы, отыграть глубоко спрятанные в подсознание страх, беспокойство, они становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к миру и людям.

Семья является важнейшим институтом становления человека как личности. Именно в ней ребенок получает первый опыт общения, социального взаимодействия.

Решающим фактором в возникновении невротических состояний у детей является неправильное воспитание.

Выбирая наиболее эффективные методы работы, способствующие сохранению психического и эмоционального здоровья детей, предпочтение отдала следующим формам работы с родителями:

  • Психолого-педагогическое просвещение: тематические выступления на родительских собраниях («Адаптация детей к условиям школы», «Психофизические возрастные особенности развития подростков», «Чтобы не опоздать: особенности суицидального поведения детей», «Причины детской агрессивности и методы ее устранения» и т.п.), обеспечение специализированной психолого-педагогической литературой, памятки с рекомендациями по формированию психолого-педагогической культуры родителей;
  • Индивидуальное консультирование по вопросам развития, воспитания и обучения.
  • Обучение агрессивных воспитанников способам выражения гнева в приемлемой форме;
  • Обучение воспитанников умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции;
  • Обучение воспитанников бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр;
  • Повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей;
  • Обучение воспитанников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Так же мною систематически проводится научно-исследовательская работа с детьми по различным направления творческого, исследовательского, научно-познавательного характера. Мои воспитанники ни раз представляли результаты наших проектных работ на школьных НПК.

Таким образом, создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личностных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в школе, которая способствовала бы формированию навыков эффективного общения со сверстниками и в дальнейшем — успешному обучению, становится одной из главных задач в моей деятельности.

Анализ работы по сохранению и укреплению психического здоровья воспитанников показал: снижение заболеваемости в адаптационный период, снижение  уровня тревожности, агрессивности, конфликтности. Преодолены трудности в системе взаимоотношений и взаимодействий со сверстниками;

трудности в общении с учителями, трудности в сфере собственного самопознания, трудности в умении принимать учебную задачу, поставленную взрослым, действовать согласно заданному алгоритму, выполнять действия по образцу;

Источник: https://multiurok.ru/files/doklad-primienieniie-zdorov-iesbierieghaiushchikh.html

Систематизация применения здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога коррекционной школы

Систематизация применения здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога коррекционной школы

Автор презентации: Гулак Екатерина Анатольевна

Систематизация применения здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога коррекционной школы

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохранения здоровья должна волновать каждого человека.

Однако в настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьёзную социальную проблему. Ухудшение состояния здоровья характеризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличением частоты хронических заболеваний.

Также в последние годы обнаруживается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями развития. По данным Министерства образования Российской Федерации в настоящее время 2 млн. детей, проживающих в нашей стране, т.е.

4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании.

В связи со сложившейся обстановкой в последние годы в отечественной педагогике и психологии появилось такое понятие, как здоровьесберегающие технологии, которое предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья обучающихся.

В общем смысле понятие «здоровье» включает в себя следующие компоненты:

1) соматическое;

2) физическое;

3) психологическое;

4) нравственное.

Приоритетным направлением в работе школьного психолога является сохранение психологического здоровья обучающихся.

Экспериментальным путём в работе педагога-психолога ГБСКОУ АО «СКОШИ №4 VIII вида» были определены  направления коррекционного воздействия посредством использования здоровьесберегающих технологий, которые способствуют поддержанию психологического здоровья детей.

Схема № 1

Используемые технологии имеют ряд преимуществ и способствуют рефлексивному здоровьесберегающему процессу  развития воспитанников с ОВЗ.

Технологии:

1. Интерактивное взаимодействие.

Подразумевает коррекционную работу с использованием компьютерных технологий (для развития когнитивных процессов).

Преимущества:

а) Огромный интерес у детей.

б) Широкие мультимедийные возможности:

— хорошая графика;

— динамика в смене изображения;

— экономия временных ресурсов.

Способствует: развитию сенсомоторных  и перцептивных когнитивных функций, повышению эффективности обучения, стабилизации учебной мотивации, развитию творческих возможностей.

2. Невербальное общение.

Невербальный метод групповой терапии, в основе которой лежит

использование двигательной экспрессии.

Одной из основных форм невербального общения является психогимнастика.  Это комплекс специальных заданий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики детей (познавательной и эмоционально-личностной сферы).

Преимущества:

а) Позволяет лучше понимать себя и других.

б) Отсутствует психическое напряжение в процессе общения.

в) Присутствует возможность для самовыражения.

Способствует:  координации коммуникативных действий, преодолению социального инфантилизма, снижению трудностей в произвольной регуляции поведения и деятельности.

3. Кинезиологические упражнения – комплекс упражнений, направленных на развитие и активизацию межполушарного взаимодействия.

Читайте также:  Сценарий для детей младшего школьного возраста. праздник игрушки

1) Дыхательные упражнения:

•  Укрепление иммунитета у детей.

•  Ускорение обменных процессов в организме.

2) Глазодвигательные упражнения:

•  Укрепление зрения.

•  Снижение умственного утомления.

Например, «Зарядка для глаз» (методики Базарного М.Ф., Аветисова Э.С.)

3) Телесные упражнения:

•  Нормализация работы нервной системы.

•  Снижение тревожности и стрессовых состояний.

Например, самомассаж и массаж в парах; «Мозговая гимнастика».

Преимущества:

а) Не утомляет обучающихся.

б) Повышает мотивационную деятельность.

в) Возможность осуществлять произвольный контроль.

Способствует: развитию мелкой и крупной моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга, улучшению памяти и внимания, облегчению процессов чтения и письма.

4. Арт-терапия — комплекс методов художественной деятельности, позволяющий корригировать отклонения и нарушения личностного развития (агрессивности, негативизма, раздражительности).

В работе с обучающимися с нарушениями в интеллектуальном развитии уместно применение следующих арт-терапевтических методов.

1) Изотерапия: 

• Применение традиционных способов изобразительной деятельности (краски, пластилин).

•  Работа с воском, нитками, природным материалом.

2) Игротерапия:

• Куклотерапия (куклы би-ба-бо, пальчиковые).

• Имаготерапия (воздействие через образ) – сюжетные инсценировки.

3) Сказкотерапия:

•  Библиотерапия (использование литературных текстов).

•  Мульттерапия.

Преимущества:

а) Позитивный эмоциональный настрой детей.

б) Выражение чувств на символическом уровне.

в) Облегчение процесса коммуникации.

Способствует: коррекции эмоциональной депривации (переживание эмоционального отвержения), снижению тревожности и фобий, формированию адекватной самооценки.

5. Релаксационные комплексы

1) Игры для саморегуляции эмоционального состояния – «Комарики», «Прятки», «Карандаша», «Лимон» и др.

2) Релаксационные упражнения (для мышечного расслабления) – «Карусели», «Солнышко и дождик» «Кукла» и др.

Преимущества:

а) Формирование позитивного настроя и доброжелательного отношения к окружающим.

б) Обучение управлению собой в игровой форме.

в) Коррекция нарушений поведения детей.

Способствует: снижению психоэмоционального напряжения, формированию навыков саморегуляции эмоционального состояния.

Таким образом, для педагога-психолога коррекционного образовательного учреждения использование здоровьесберегающих технологий в своей деятельности – важный и необходимый способ изучения природы ребёнка, поддержания его психологического здоровья.

В работе с детьми с ОВЗ, в силу специфики их развития, порой трудно добиться рефлексивного отношения к своему здоровью, адекватного отражения реальной ситуации.

Перефразируя И.Г. Песталоцци, хочется сказать, что «обучение (в нашем случае – сохранение психологического здоровья) должно помогать детям становиться помощниками самим себе».

Источник: https://EduDocs.info/sistematizaciya-primeneniya-zdorovesberegayushchih-tehnologiy-v-rabote-pedagoga-psihologa-korrekcionnoy-shkoly.html

«Использование здоровьесберегающих приемов на интегрированных занятиях педагога психолога и учителя логопеда»

«Использование здоровьесберегающих приемов на интегрированных занятиях педагога психолога и учителя логопеда»

«Использование здоровьесберегающих приемов на интегрированных занятиях педагога — психолога и учителя — логопеда»
Выделяя основные направления коррекционной работы, психолог и логопед (психолог — активизация интеллектуальной деятельности, развитие эмоциональной сферы детей, логопед — коррекция и развитие речи), параллельно работают над развитием личности ребенка в целом.

Нарушения развития познавательных процессов (особенно умственных операций), двигательной сферы, произвольности приводят к тому, что дети с ОВЗ почти с первых дней обучения в школе начинают испытывать трудности, приводящие к отставанию в учении. Учителями отмечается быстрая утомляемость учащихся, соматические жалобы, ослабление иммунитета, частая заболеваемость, снижение школьной и учебной мотивации, появление разнообразных трудностей в усвоении учебного материала. У детей ОВЗ наблюдается общая эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляцией произвольной деятельности, снижение устойчивости и концентрации внимания, низкая продуктивность процессов памяти, словесно-логического мышления. Эти учащиеся нуждаются в длительной коррекционной работе уже с первых дней их пребывания в школе. Психолог и учитель-логопед преследуют в своей работе разные цели, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими Основным содержанием психологической и логопедической работы должно явиться в первую очередь становление и развитие произвольности в психомоторной сфере и в интеллектуальной

Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий через интегрированные занятия психолога и учителя-логопеда представляет собой значимую проблему, и до настоящего времени вопросы определения педагогических условий, обеспечивающих коррекцию и развитие произвольности в познавательной, эмоционально-волевой сферах, развитие всех сторон речи у младших школьников с нарушением интеллекта, являются актуальными и сложными.

Задачи интегрированных занятий психолога и учителя-логопеда:

I. Образовательные

  1. Развитие лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
  2. Обогащение словарного запаса у учащихся с нарушениями речи, развитие вербального интеллекта, понимания и применения грамматических правил.
  3. Обогащение практического опыта учащихся, самопознания и рефлексии.

II. Коррекционно-развивающие

  1. Развитие произвольности психических процессов обучающихся.
  2. Развитие аналитико-синтетической деятельности, умственных операций, планирования умственных действий.
  3. Развитие навыков самоконтроля, самооценки и взаимной оценки.
  4. Развитие орфографической зоркости, качеств внимания и восприятия, развитие скорости, понимания и техники чтения обучающихся нарушением речи.
  5. Развитие зрительной памяти, воображения, творческих способностей, мышления.
  6. Развитие мелкой и крупной моторики, динамических особенностей, темпа выполнения заданий.
  7. Развитие пространственных и временных ориентировок обучающихся с нарушением речи.
  8. Развитие личностных особенностей обучающихся, навыков группового взаимодействия и сплоченности.
  9. Формирование речевой и интонационной выразительности, правильного речевого дыхания, темпа, ритма, громкости, силы голоса.

III. Воспитательные

  1. Воспитание уважения друг к другу, принятие личности другого человека, признание уникальности и неповторимости каждого.
  2. Привлечение внимания учащихся к окружающему миру.

IV. Здоровьесберегающие

  1. Учет актуального состояния здоровья, профилактика нарушений зрения, слуха, дыхания, осанки, мелкой и крупной моторики и т.д.
  2. Учет перегрузок обучающихся путем применения здоровьесберегающих технологий.
  3. Учет индивидуальных особенностей восприятия, запоминания, понимания учебного материала, индивидуального темпа, работоспособности и утомления при выполнении заданий в группе, уважение к личности ребенка.
  4. Учет стиля общения: личностно-ориентированный, гуманистический, направленный на сотрудничество и поддержку.

Эффективность цикла занятий оценивается:

  • по результатам итоговой психолого-педагогической диагностики;
  • по результатам промежуточной и итоговой успеваемости;
  • по положительным отзывам учителей, воспитателей и родителей;
  • по наблюдениям психолога и учителя-логопеда.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, помимо нарушений, связанных с недостатком интеллекта, имеют массу различных заболеваний и отклонений от нормы (нарушение зрения, осанки, нарушение психического развития на фоне органического поражения головного мозга). Поэтому, одним из требований при организации учебного процесса в коррекционной школе является строгое соблюдение охранительного педагогического режима и внедрение соответствующих технологий.

Коррекционно — развивающие и здоровьесберегающие технологии наиболее значимы среди всех технологий по степени влияния на здоровье и развитие детей. Их можно выделить в три подгруппы:

— технологии сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний (физминутки, гимнастика пальчиковая, дыхательная, кинезиологические упражнения, гимнастика для глаз);

— коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, психогимнастика, цветотерапия);

— технологии обучения здоровому образу жизни (проблемно игровые методики, игротерапия, разные виды массажа и самомассажа).

На интегрированных занятиях узкими специалистами широко используется: арт-терапия (работа с пластилином, красками), сказкотерапия, хромотерапия (воздействие с помощью цвета), музыкотерапия (музыкальное сопровождение), ТСО (видеосюжеты), элементы ЛФК (упражнения по охране зрения, для сохранения осанки), гимнастические, артикуляционные и дыхательные упражнения, упражнения на психофизическое расслабление, нейролингвистическое программирование (задания и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия).          

Таким образом, интегрированные занятия имеют структуру, предполагающую смену различных видов деятельности, при которых задействованы все сенсорные системы, слуховые, зрительные и тактильные. Занятия проводятся в условиях смены положения тела – стоя, сидя, в движении,  в произвольно выбранной позе.

           Работа логопеда заключается:

— в развитии звуковой стороны речи;

— в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;  

  — в формировании связной речи. 

 Работа педагога — психолога заключается:

    — в развитии и коррекции высших психических функций;

    — в активизации познавательных процессов;           

    — в формировании полноценных учебных умений.    

Благодаря совместной работе удается своевременно достичь положительных результатов у детей с ограниченными возможностями здоровья в социально-бытовой адаптации. Сочетание логопедических и психологических занятий позволяет повысить эффективность коррекционного обучения.

Таким образом, использование здоровьесберегающих приемов на психо — логопедических занятиях позволяет сохранить уровень здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья  и повысить эффективность учебного процесса. Для имеющихся у них нарушений, укрепления психического здоровья необходимо проведение комплексной коррекционной работы.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://dogmon.org/ispolezovanie-zdoroveesberegayushih-priemov-na-integrirovannih.html

«Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе в начальных классах коррекционной школы »

«Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе в начальных классах коррекционной школы »

Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»

«Институт повышения квалификации педагогических работников по СКО»

Статья

«Применение здоровьесберегающих

технологий в учебном процессе

в начальных классах коррекционной

школы »

Учитель начальных классов

Гучинская Т.Б

За последние годы рост числа заболеваний среди школьников стремительно набирает темпы.

Читайте также:  Воспитание и развитие детей. педагогическая система марии монтессори

Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудности организации здоровьесберегающего обучения школьников. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся.

Педагогов волнуют проблемы обучения детей с РАС, число которых растёт как во всём мире, так и в Казахстане.Данная проблема находится в состоянии активного обсуждения. Зарубежная и отечественная дефектология накопила определённый опыт работы с такими детьми, но успешность не достигла желаемых результатов.

Поэтому в образовании формируется инклюзивный подход – создаётся новая модель образовательной и социальной адаптации детей с РАС в систему общего среднего образования.

При интегрированном подходе лишь незначительная группа детей может быть полностью внесена в систему общего среднего образования, а инклюзивный подход ставит вопрос таким образом, что необходимо реформировать школы и искать педагогические подходы к обучению так, чтобы было возможно наиболее полно учитывать образовательные потребности всех детей данной категории.

Эта тема содержит множество вопросов.Один из самых актуальных – где должны обучаться дети с расстройствами аутистического спектра? В специальных образовательных учреждениях или же вместе с обычными детьми? Две точки зрения, и обе они , несмотря на категоричность, имеют сторонников как среди родителей , так и среди специалистов.

Всё большее распространение в настоящее время получает идея инклюзивного образования: разрабатываются государственные программы по внедрению детей с РАС в общеобразовательную учебную среду.

Предстоит разработать такие программы, которые наиболее полно учтут особые образовательные потребности таких детей.

Педагоги и родители, и более узкие специалисты по вопросам детей с РАС должны стать одним напрвляющим, корректирующим, адаптирующим звеном в работе с такими детьми.

Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.

Одна из задач, которую поставит перед собой в последние годы наша школа, можно озвучить так: “Формирование потребностей личности в сохранении и укреплении здоровья”. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное бессмысленно.

Основная цель образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т. е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности. Каждый учитель ставит перед собой цель – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни.

В процессе обучения в соответствии с целью здоровьесберегающих технологий мы ставим следующие задачи:

1. сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни в учебном процессе,

2. научить применять полученные знания в повседневной жизни.

В своей работе учителя начальных классов придерживаются следующих принципов:

1. учет индивидуальных, возрастных и физических особенностей ребёнка;

2. учёт медицинских показателей (паспорта здоровья);

3. соблюдение санитарных норм в кабинетах (маркировка в соответствии с возрастом, освещение, оформление, проветривание, гигиена);

4. соблюдение охранительного режима во время урока (смена форм деятельности во время урока, рациональная организация учебной деятельности, физкультминутки, динамические паузы, осанка детей, и т.д.);

5. введение в уроки здоровьесберегающих элементов с помощью разнообразных форм, методов и средств обучения.

Работа педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни в школе ведется по нескольким направлениям.

1.   Укрепление здоровья средствами культуры и спорта.

2.   Гигиеническое обучение и воспитание.

3.   Питание учащихся.

4.   Медицинское обслуживание.

5. Психолого- педагогическое сопровождение

6.   Пропаганда и формирование здорового образа жизни.

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения.

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют:

  • медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья;

  • санитаоно-гигиенической деятельности);

  • образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные);

  • социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни;

  • профилактики и коррекции девиантного поведения);

психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития

Индивидуальную работу проводят логопед, психолог.

С целью вовлечения всего педагогического коллектива и повышения их ответственности по работе с здоровьесберегающими технологиями проводятся: специальные семинары, методические заседания, педагогические советы, на которых происходит обмен опытом. Потом принимаются решения, прослеживается выполнение этих решений, добиваемся результативности от каждого педагога – выход с обобщением личного опыта или накопление материалов и использование их в своей работе.

В своей работе педагоги используют такие виды уроков, как:

урок- путешествие, урок- аукцион, сюжетно – ролевой, урок -соревнование, урок- экскурсия, проводится обыгрывание стихов и потешек, сказкотерапия, игротерапия, способствующие высокой мотивации обучения и рациональной организация учебного процесса, которая необходима для предотвращения перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровье. От правильной организации уроков, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности и преждевременного наступления утомления. Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые также влияют на состояние здоровья не только учащегося, но и учителя. Критерии здоровьясбережения на уроке их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности представлены в таблице:

Критерии здоровьесбережения

Характеристики

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание.

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа

Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действий, свобода творчества). Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и саморазвитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

Место и длительность применения мультимедио

Умение учителя использовать мультимедио, как средство для дискуссии, беседы, обсуждения.

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.

Наличие мотивации деятельности учащегося на уроке

Внешняя мотивация: оценка, похвала, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: учитель-ученик (комфорт-напряжение, сотрудничество-соперничество, дружелюбие-враждебность, активность-пассивность, заинтересованность-безразличие)

Эмоциональная разрядка на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картина, поговорка, музыкальная минутка.

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности

Момент наступления и снижения учебной активности

Темп окончания урока

Для рациональной организации учебной деятельности учащихся используются на уроке видеоматериалы, они способствуют развитию дискуссии, стимулируют познавательный интерес учащихся; обеспечивают индивидуальный и дифференцированный подход . Применяются тестовые задания разноуровневого характера. Такой подход способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей, снижению у них уровня тревожности.

Отсюда вытекают четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий:

  • Правильная организация урока;

  • Использование каналов восприятия;

  • Учет зоны работоспособности учащихся;

  • Распределение интенсивности умственной деятельности.

С целью предупреждения утомления и усталости учащихся учителями применяются динамические паузы, на уроке используются опорные схемы, блок- схемы и рабочие тетради по предметам, которые благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу школьников, укрепляют психологическое здоровье школьников и способствуют проявлению благоприятного психологического климата и создания ситуаций успеха для учащихся. С целью создания ситуаций успеха на уроке разрешается при ответе пользоваться опорным конспектом или схемой. Применяемые в опорном конспекте знаки, кратко передают значение какого-либо понятия, позволяют учащимся не только запоминать, но и осмысливать графическую информацию. Такой вид работы развивает логическое мышление, систематизирует полученные знания, активизирует познавательную деятельность.

Выполняя решения педагогических советов, учителями собраны материалы по физминуткам, подвижным играм на перемене, которые регулярно используются на практике.

Учитывая, с каким трудом на занятиях детям дается долгое пребывание в статическом положении, учителя на уроках, а воспитатели на самоподготовке проводят корригирующие и активизирующие физминутки, упражнения для мелкой моторики, кинезиологические упражнения, точечный массаж, хореокоррекцию, релаксацию, динамизацию поз.

Виды физкультминуток:

  • Упражнения для снятия общего или локального утомления;

  • Кинезиологические упражнения, упражнения для кистей рук;

Источник: https://www.InfoUroki.net/primenenie-zdorovesberegayushchih-tehnologiy-v-uchebnom-processe-v-nachalnyh-klassah-korrekcionnoy-shkoly-.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector