Сотрудничество и взаимодействие родителей и школы. родительское собрание. работа преподавателей с родителями

Сотрудничество и взаимодействие родителей и школы. Родительское собрание. Работа преподавателей с родителями

Родительское собрание как основная форма взаимодействия учителя с родителями в начальной школе

ГУО «Боровлянская средняя школа № 2»

e-mail: [email protected]

тел. 548-48-59 (приемная директора)

учитель начальных классов

2 квалификационная категория

Пугач Татьяна Николаевна

Я уверена, что родители школьников знают не понаслышке о том, что такое родительское собрание в начальной школе. Кто-то из родителей идет на это мероприятие с удовольствием, а кто-то нехотя. Зачем нужны такие собрания? Этот вопрос актуален всегда.

Исходя из опыта работы в школе, я знаю, что родительское собрание – это, конечно, не панацея от всех болезней. Это всего лишь форма общения классного руководителя с родителями своих учеников. На собраниях не решаются личные проблемы каждого ученика, они решаются дома, в семье.

Эти проблемы намного глубже. Важно, чтобы ребенок не боялся возвращения родителей со школьного собрания. А для этого маме и папе необходимо поддерживать со своими детьми доверительные отношения.

В этом случае ученик всегда будет чувствовать себя уверенно, а затем эта уверенность отразится и во взаимоотношениях с одноклассниками. Таким образом, родительские собрания в начальной школе проводятся с целью информирования родителей о школьных новостях и успехах их детей.

У всех родителей разные мнения по поводу этих собраний, однако посещать их все же стоит.

Руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, я стараюсь, защитить их от всех неблагоприятных факторов, мешающих развитию ребенка.

Основными направлениями, которыми я стараюсь руководствоваться являются:

Первое направление: рассматриваются проблемы физического здоровья учеников, поскольку именно от качества здоровья ребенка зависят успехи в учебе и уровень его общего развития.

Второе направление: общение. Общение – это взаимодействие, обуславливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это прежде всего этического воздействия, направленное на формирование общепринятых ценностей.

Третье направление: познавательная сфера жизни ребенка.

Четвертое направление: семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик.

В практической работе с родителями я использую коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

Традиционные формы работы с родителями:

  1. Родительское собрание.

  2. Общешкольные и общественные конференции.

  3. Индивидуальные консультации.

  4. Посещение на дому.

Нетрадиционные формы работы с родителями:

  1. Тематические консультации.

  2. Родительские чтения.

  3. Родительские вечера.

Критериями эффективности работы классного руководителя с родителями в начальной школе служат:

  • уровень сформированности положительного отношения к школе;
  • ее престиж в глазах семьи родителями;
  • уважительное отношение к педагогическому коллективу;
  • наличие в классном и родительском коллективе традиций.

Я придерживаюсь того мнения, что в работе с родителями существует несколько запретов, нарушение которых должно рассматриваться как несоблюдение педагогической этики.

Первый запрет – на установление таких личный отношений педагога с родителями учащихся, которые формируют ситуации, когда учитель идет за родителями, а не выступает ведущим.

Второй запрет – на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Все вопросы и претензии, возникающие у родителей, рассматриваются совместно на педагогических советах, совещаниях и собраниях.

Третий запрет – на оценку личности ребенка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются поступки ребенка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т.д.

При проведении родительских собраний, я стараюсь придерживаться некоторых рекомендаций более опытных педагогов и психологов:

  1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.д.

  2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

  3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

  4. Подготовьте визитки с именами родителей, участников собрания, приглашенных, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

  5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.

  6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

  7. В ходе собрания используйте методы, активизирующие деятельность: ролевые игры, педагогические ситуации, групповые формы организации взаимодействия родителей.

  8. Сделать общение на собрании более непринужденным может помочь чашка чая, негромкая музыка, придающая настроение.

  9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.

  10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

При проведении собрания можно использовать афоризмы, высказывания известных людей, цитаты из художественных произведений. Они дают возможность проанализировать, прочувствовать проблему, взглянуть на нее с другой стороны.

Зачем же родители приходят на собрание?

Чтобы получить от педагогов и администрации информацию о своем ребенке, его учебных успехах и поведении. (За этим, как правило, кроется неосознанное желание родителей убедиться, что их ребенок не хуже других детей.)

Чтобы получить информацию об освоении детьми учебных программ и, возможно, рекомендации о том, на что следует обратить внимание, что важно отследить и проконтролировать.

Чтобы составить свои впечатления о тех людях, с которыми ребенок взаимодействует в учреждении.

Чтобы обсудить с педагогами и администрацией конфликтные ситуации.

Правильно поставленные задачи на родительском собрании, обеспечивают в дальнейшем взаимопонимание и взаимодействие классного руководителя и родителей класса.

На данном этапе я и родители учащихся моего класса стараемся совместно решать, как основные задачи учебы и воспитания, так и возникающие ситуации и проблемы.

Своеобразным девизом моей работы стало высказывание: «У нас нет ваших детей и моих учеников, у нас есть наши дети, и наши ученики».

Литература

  1. Арутбян, М.Ю., Здравомыслова, О.М. Учителя и ученики: два мира. – М. Просвещение, 1992

  2. Газета «Школьный психолог». – М.: изд.дом «Первое сентября»

  3. Калейдоскоп родительских собраний: метод. разработки. – Вып. 2 под ред. Н.А. Алексеевой. – М.: ТЦ «Сфера», 2006

  4. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие сост. Сухомлинская О.В. – М.: Дрофа, 2001

Интернет – ресурсы

  1. www.koob.ru Онлайн библиотека

  2. www.psyparents.ru Детская психология для родителей

  3. www.7ya.ru

  4. www.ug.ru Учительская газета

Источник: https://intolimp.org/publication/roditiel-skoie-sobraniie-kak-forma-vzaimodieistviia-uchitielia-s-roditieliami.html

Конспект родительского собрания: «Взаимодействие и взаимопонимание семьи и школы»

Конспект родительского собрания: «Взаимодействие и взаимопонимание семьи и школы»

Эпиграф нашего собрания:

Родители и педагоги – две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.

Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.

Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания и обучения.

Семейное воспитания вносит эмоциональность в отношения. Теплота домашнего очага, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к восприятию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений, и убеждений.

Следовательно, нашими совместными задачами являются: • сделать школу и семью союзниками в воспитании детей; • обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию;

• обеспечить единство требований школы, классного коллектива и семьи.

В словаре С.И. Ожегова взаимопонимание трактуется как понимание и согласие. Взаимопонимание это вид взаимодействия на равных позициях, уважительное отношение друг к другу И так, ключевые слова: взаимопонимание,

взаимодополнение, сотворчество школы и семьи

Сейчас мы поработаем с вами все вместе. Для начала каждый из вас ответит на 5 вопросов, затем мы соберем вопросы по группам и методом мозгового штурма обобщим полученные результаты и выработаем общие понятия и требования школы и семьи. Проводится анкетирование родителей и мозговой штурм 1.

Ответ на каждый вопрос записывается на отдельной полоске, причем все ответы нумеруются. 2. После завершения ответов на все вопросы родители делятся на группы по числу вопросов. Первая группа собирает все ответы на первый вопрос и систематизирует их. Аналогично поступают все другие группы. 3.

После завершения систематизации первая группа зачитывает вопрос и мнение, полученное в ходе обобщения. Аналогично поступают все другие группы.

4. Таким образом, обсуждаются все вопросы мозгового штурма.

Вырабатываются общие предложения, вопросы и ответы

Формы взаимодействия семьи и школы • организация родительских собраний, традиционно посвященные анализу успеваемости, посещаемости учащихся, знакомству с учителями-предметниками, участия детей во внеурочной деятельности, индивидуальных встреч родителей и учителей; • организация разговоров с родителями по телефону, сообщение в дневнике о неудачах и достижениях их ребенка; • тематические родительские собрания, направленные на решение общих проблем и улучшение взаимоотношений детей и родителей; • разработка домашних заданий, в ходе которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект; • консультации, тестирование и анкетирование родителей и детей по улучшению отношений; • анализ детских рассказов, рисунков о семье, других предметов творчества. • организация конференций, лекций, семейных клубов для родителей

• организация совместных проектов.

Далее учитель представляет выдержки из детских сочинений «Школа моей мечты».

Необходимо чтобы мечты сбывались и в наших с вами силах, чтобы эти мечты детей осуществились, надо только чуть постараться и лучше понимать и слышать друг друга.

Совместно с родителями рассматриваются предложения и варианты по совместной деятельности детей и родителей.

Поддержите интерес своих детей. То что интересно вам будет и интересно вашим детям. В ходе собрания вырабатывается общее решение и направления дальнейшей работы в взаимодействии семьи и школы. И в заключении я хочу вам дать небольшую памятку для родителей. • Когда ребенок приходит домой, встречайте его у дверей. Он должен знать, что вы рады его приходу, даже если он провинился.

Читайте также:  Сценарий конкурсной программы для старшеклассников по теме франция

• Ни при каких обстоятельствах не заглядывайте в портфель и карманы ребенка, даже если вам кажется, что вы все должны знать о ребенке. • Проявляйте терпимость: не прерывайте ребенка, не мешайте; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это. • Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. Хвалите за каждый успех.

• Делитесь своими чувствами, проявляя доверие к ребенку

Правила сотрудничества семьи и школы • Нельзя при ребёнке родителям негативно отзываться об учителях, осуждать их. • Если ребёнок пришёл домой с жалобами на взрослого человека, на товарищей, необходимо выслушать ребёнка, пообещать ему разобраться в сложившейся ситуации.

Обязательно связаться с классным руководителем, выяснить причину разногласий и вместе решить, как действовать в сложившейся обстановке. Только в согласованных действиях можем прийти к разумному исходу событий.

Педагоги и родители должны стать союзниками и единомышленниками, а не конкурентами, должны всегда идти навстречу друг к другу, заинтересованно и согласованно решать проблемы воспитания.

И нам бы хотелось, чтобы в педагогах вы видели своих союзников. Если возникают проблемы, звоните, приходите в школу, будем решать сообща, обращайтесь за помощью. Вы сегодня пришли на родительское собрание, значит вам не безразлична судьба своих детей. Давайте будем сообща готовить детей к самостоятельной жизни.

А закончить выступление мне хотелось бы словами классика В.Г.

Белинского «На родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства… Так давайте же вместе делать наших детей человеками. Хорошо воспитанные дети — эта наша счастливая старость, плохо воспитанные дети – это наше горе, наши слезы. Так думайте о будущем, а будущее – это наши дети».

Недаром А.С.Макаренко писал:

Спасибо вам за внимание.

Конспект родительского собрания: «Взаимодействие и взаимопонимание семьи и школы»

Источник: http://dtg.adminu.ru/2015/05/assembly-6/

Образовательный портал

Образовательный портал

Макарова Светлана Анатольевна, учитель начальных классов, воспитатель ГПД ГБОУ школы №570

Невского района Санкт-Петербурга

Введение

Одним из важнейших направлений деятельности школы как организующего центра воспитания является объединение усилий школы, семьи и общества. 

Образовательное учреждение является важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием.

Единство воспитательных целей школы, семьи и общественности создается целенаправленной систематической работой школы, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к общеобразовательным учреждениям и закреплённым в ФГОС, надлежащих к исполнению [2].

К таким требованиям относятся: научная обоснованность, творческий поиск, ответственность и заинтересованность в результатах семейного воспитания, целенаправленность и систематичность формирования педагогической культуры родителей. На учителя возлагается ответственность за их реализацию.

В связи с этим возникает ряд вопросов, одним из которых является организация взаимодействия педагогов с родителями обучающихся, направленная на создание единого воспитательного пространства.

Специфика организации взаимодействия школы и семьи

В работах В.А. Сухомлинского используется понятие «школьно-семейное воспитание», так как личность ребенка в процессе ее формирования носит целостный характер, и в этом процессе ведущая роль принадлежит школе. Она расширяет и развивает воспитательные возможности семьи, осуществляет педагогическое просвещение, координирует её действия.

К.Д.

Ушинский писал: «Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, то есть навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, …, необходимы ещё и специальные знания…». Поэтому основная задача сотрудничества школы и семьи должна заключаться в оказании родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в образовании и воспитании детей.

Основополагающими условиями для такого сотрудничества выступают взаимная заинтересованность сторон в достижении конкретных педагогических целей; открытость и взаимное доверие; взаимопомощь; совместные усилия в решении воспитательных проблем [5, с.24]. В такой работе, как пишет В.А.Сластёнин, есть своя специфика, которая обусловлена следующими факторами:

  • знанием объективных закономерностей педагогического процесса;
  • чётким представлением социальных функций школы;
  • пониманием тенденций и особенностей развития семьи;
  • практической подготовленностью учителя к работе с родителями;
  • общественностью по воспитанию подрастающего поколения.

Успех такой работы во многом определяется желанием, заинтересованностью педагогического коллектива школы в развитии и формировании родительской культуры и зависит от комплексного, системного подхода к организации работы с родителями [4]. При этом следует учитывать особенности развития современной семьи: разницу в социальном укладе жизни, в различном материальном достатке, в обособлении молодой семьи от старшего поколения и т.д.

Таким образом, учёт особенностей, тенденции в развитии семьи – необходимые условия объединения воспитательных влияний школы и семьи.

Учителю важно научиться строить отношения с родителями, ориентируясь на взаимное доверие, подчёркивая заинтересованность школы во взаимодействии с семьёй, демонстрируя желание оказать педагогическую поддержку родителям.

Кроме того, регулярное и, главное, неформальное общение с семьями учащихся позволит учителю сформировать у родителей положительный настрой на анализ проблем обучения, воспитания и развития их детей, правильно определить причины и источники неблагополучия в семье, выбрать наиболее адекватные пути их решения.

Формы и методы, их особенности в работе учителя с родителями учащихся

Существуют различные формы и методы работы с родителями, направленные на повышение их педагогической культуры. Одной из таких форм является родительское собрание.

Родительские собрания могут быть:

  • организационными;
  • текущими и тематическими;
  • итоговыми;
  • общешкольными и классными [3, с.212].

На родительском собрании встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, – педагоги и родители – для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы детей.

Для школьных психологов, социальных педагогов, логопедов родительские собрания также являются одним из важнейших средств сопровождения детей.

Вся работа школы с семьей делится на две основные формы: коллективная и индивидуальная. К коллективным формам работы относят педагогический лекторий, конференции, университет педагогических знаний, практикум, открытые уроки и мероприятия, родительские собрания, к индивидуальным формам – консультации, педагогическое поручение и посещение на дому.

Важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса является родительское собрание.

Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами совместно с администрацией школы на педсоветам и методических объединениях, а так же, может обсуждаться на родительском комитете.

Классные родительские собрания эффективны в том случае, если обсуждение успеваемости обучающихся становится мостиком к решению той или иной актуальной педагогической проблеме. В связи с этим нужно правильно его подготовить и провести.

Классное родительское собрание проводится 4 – 5 раз в учебном году. На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса, определяются основные линии сотрудничества родителей и школы.

Функции родительского собрания. Его подготовка и проведение

Какие же функции должно выполнять родительское собрание? Среди таких функций следует указать:

1)ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса в школе (характеристика учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях и т.п.);

2)психолого – педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.;

3)вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия – конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);

4) совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).

Поэтому подготовку к родительскому собранию следует начать с определения его тематики.

Необходимые темы нередко сообщаются администрацией, определяются самостоятельно педагогами (классным руководителем, или учителями – предметниками), предлагаются родителями.

Очень важно посоветоваться с родителями детей относительно того, какие вопросы и проблемы их интересуют. Этому может помочь заранее составленный вопросник. Далее следует определить форму проведения собрания и его содержание.

Родительское собрание, на котором происходит личная встреча классного руководителя с родителями его подопечных – важное средство формирования мнения пап и мам о школе, учителях, которым они доверяют своего ребенка.

Подготовка и проведение родительского собрания – чрезвычайно значимая составная работы учителя начальных классов.

В этом ему должны помогать администраторы, специалисты психолого-педагогического медико-социального центра, педагоги службы дополнительного образования и др.

Этапы родительского собрания

1 этап. Организация родительского собрания

         Этот этап начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников. Разумно провести собеседование классного руководителя с другими учителями, работающими в данном классе. Цель этой встречи – пути устранения трудностей в обучении.

При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей.

Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей, заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление классного помещения для проведения в нём родительского собрания (выставка творческих работ).

2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания

Сценарий и проведение собрания — предмет творчества педагога. Тем не менее, любое собрание, по мнению Н.И. Дереклеевой, должно включать в себя 5 обязательных компонентов.

— Анализ учебных достижений учащихся класса.

— Ознакомление родителей с социально-эмоциональным климатом в классе.

— Психолого-педагогическое просвещение (новинки педагогической литературы, выставки, фильмы …).

Основное выступление на собраниине должно занимать много времени. Необходимо после выступления выделить время на вопросы родителей, обсуждение иных тем.

— Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные мероприятия …) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах.

— Личные беседы с родителями.

         3 этап. Осмысление итогов родительского собрания (листы для оценок и пожеланий родителей)

 Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы (протокол) и коллег-педагогов (вопросы организации праздников) [3, с.213-215].

Читайте также:  Сказка золушка на новый лад в стихах: сценарий для праздника

Правила подготовки классного родительского собрания:

·        Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей. (анкеты, вопросники)

·        Правило второе. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.

·        Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть известен родителям.

·        Правило четвертое. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

·        Правило пятое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

Родительский комитет, избранный на родительских собраниях, – важная опора классного руководителя в проведении собраний. Чтобы родители были с самого начала хорошим помощниками школы, их надо активно подключать к решению актуальных вопросов учебно-воспитательного процесса, вовлекать в совместную с детьми внеурочную деятельность.

Важно помнить, что НЕ стоит:

—         осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущие собрания;

—         сравнивать успехи отдельных учащихся;

—         давать негативную оценку всему классу;

—         переоценивать значение отдельных предметов;

—         использовать в общении с родителями назидательный тон.

Следует быть предельно корректным и тактичным [1, с.156].

Особое внимание уделяется индивидуальному подходу к родителям и учащимся, изучению школьников, осуществлению мер по устранению причин неуспеваемости и недостатков в поведении, развитию творческой активности учеников, контактам комитета со всеми учителями, работающими в этом классе.

На родительских собраниях надо организовать выступления учителей отдельных предметов.

Они знакомят с требованиями по данному предмету, с критериями оценки знаний и умений, с типичными для всего класса недостатками в организации выполнения домашних заданий и мерами по их устранению.

На собраниях надо активизировать родителей, помочь им включиться в беседу по проблемам жизни класса, состояния учёбы и поведения, стиля работы учительского коллектива.

Опыт работы учителя. Разработка родительского собрания на тему «Воспитание в ребенке ответственности»

1)    Формулировка гипотезы для данного класса (организация совместной работы с родителями, понимающими суть проблемы, будет способствовать правильному формированию ответственности  у школьников).

2)    Организация и проведение диагностического исследования детей и родителей (составление анкет).

3)    Анализ анкет для подтверждения гипотезы.

4)    Определение целей и задач (приглашение школьного психолога, соц. педагога).

5)    Разработка родительского собрания, соответствующая уровню класса (выступления родителей, которые могли бы поделиться личным опытом, определение и выбор пед. ситуаций, вариативность решения проблемы).

6)    Проведение родительского собрания (понятие «ответственности», разбор пед. ситуаций, просвещение родителей, выявление составляющих ответственности).

7)    Подведение итогов (оформление выводов с записью в протокол)

Заключение

Воспитательный компонент ФГОС ориентирован на создание условий и оказание содействия для реализации потенциала воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Поэтому «для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов», которым принадлежит содержательно-определяющая роль [2, c.19].

Эффективность же воспитания ребёнка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведь успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплочённым коллективом.

А основой тесного взаимодействия семьи и учителя лежат принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают работу, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в её реализации.

При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и, одновременно, союзник в воспитании детей.

Объединение усилий родителей и педагога создадут благоприятные условия для воспитания и развития качеств личности ребёнка, соответствующих Стандартам второго поколения, а значит, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.

Литература

  1. Бескоровайная Л.С., Перекатьева О.В. Настольная книга учителя начальных классов.– М.:Феникс, 2003.
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. – М.,2005.

классов. – Ростов н/Дону, 2001.

  1. Недвецкая М.Н.Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи//Начальная школа. 2007. №1.
  2. Сластёнин В.А., Исаев Н.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика.2часть. – М., 2002.

Интернет-источники

  1. http://www/3vium/ru/semia/function.html
  2. http://pervoklassnik/vesobr.ru/archive/year/articles/3947/

You have no rights to post comments

Источник: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/144-preschool-edu/5777-2014-08-11-12-52-42

Часть I. Взаимодействие педагога с родителями – новый взгляд

Современные подходы к взаимодействию педагога с родителями

В течение нескольких десятилетий в нашей стране осуществлялась политика превращения воспитания из семейного в общественное, в связи с чем в школах и детских садах складывалось снисходительное отношение к домашнему воспитанию.

И педагоги, и сами родители были убеждены, что именно образовательное учреждение призвано осуществить основной вклад в дело формирования личности активного члена нашего общества, строителя светлого будущего человечества.

В связи с такой постановкой вопроса многие педагоги видели свою миссию в том, чтобы учить (даже поучать), контролировать действия родителей, указывать на их ошибки и недостатки в воспитании детей.

Именно поэтому основной формой работы педагога с родителями оказались родительские собрания с обязательным монологом педагога, включающим в себя, как правило, оценку ребенка (в основном его негативного поведения и недостатков при обучении). При этом опыт родителей полностью игнорировался.

В настоящее время в связи с переходом на личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания над общественным.

«Культура и богатство страны могут быть измерены простым критерием: в какой мере семья занимается воспитанием своих детей. Так, в Америке, Франции, Германии, в других развитых странах функции воспитания берет на себя семья.

Она отвечает за ребенка перед законом и перед требованиями общественной морали, а школа решает те же проблемы лишь в учебном процессе…» (Возчиков В., 1995, с. 33).

Поскольку индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, воспитательная работа в образовательном учреждении не может строиться без учета этого фактора. Однако существует мнение, что работа с родителями необходима прежде всего педагогам.

На самом же деле необходимость организовать взаимодействие педагога с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой-либо помощи детскому саду или школе со стороны мам и пап, сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка.

Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника или школьника. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных — такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать.

Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми (например, практическое занятие или лекция), в роли экспертов (если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель), в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия и др.

От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения.

Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

Исследования показывают, что современные родители все больше и больше нуждаются в помощи специалистов. В зависимости от ситуации, в которой происходит общение педагога и родителей, условно можно выделить кризисное и профилактическое взаимодействия.

В процессе кризисного взаимодействия обе стороны (или хотя бы одна из них) пытаются преодолеть какую-либо кризисную ситуацию, которая и послужила поводом для встречи (часто — экстренной).

Это может быть обсуждение проблемы, связанной с вопиющим (с точки зрения взрослых) поведением ребенка, с низкой успеваемостью, с конфликтом ребенка и учителя или ребенка и сверстников.

Здесь роли инициатора взаимодействия может выступать как педагог (и тогда он вызывает родителей в школу, чтобы сообщить о проступках ребенка), так и родители (в этом случае они могут прийти с жалобой на несправедливость, придирки, грубость педагога). В такой ситуации, как правило, одна сторона предъявляет претензии к другой.

При кризисном взаимодействии педагога и родителей желательно подключить к работе психолога, который поможет обеим сторонам снятьнапряжение, адекватно обстановке выразить обоюдные претензии друг к другу и перейти к спокойному обсуждению проблемы с целью ее конструктивного решения.

Профилактическая работа включает в себя поиск решения проблем ребенка и родителей, причем как явных, так и латентных.

При обсуждении таких явных проблем, как, например, трудности в обучении по какому-то предмету или вредные привычки ребенка, сотрудники детского сада или школы (желателен комплексный подход, совместное участие нескольких специалистов) вместе с родителями решают, что можно предпринять, чтобы помочь ребенку.

Если проблема ребенка пока еще не является очевидной для родителей (например, несоответствие возрастных и индивидуальных особенностей ребенка специфике обучения в конкретной школе), педагог может использовать такое направление работы, как обучение родителей.

Многие мамы и папы, бабушки и дедушки не готовы к решению детских проблем, именно поэтому им необходимы знания о подходах к обучению и воспитанию детей разного возраста, о гендерных различиях, об особенностях взаимодействия детей и взрослых в многодетных семьях, в неполных семьях, о специфике поведения детей, связанной с очередностью рождения в семье и т.д. Для повышения мотивации родителей педагог (психолог) либо перечисляет преимущества, которые получит ребенок благодаря их совместным действиям, либо (если родители оказывают сопротивление) говорит о неблагоприятных последствиях, которые ожидают ребенка в случае бездеятельности взрослых.

Однако, несмотря на потребность родителей в подобных знаниях, педагог уже не может, как прежде, использовать только лекционную форму работы. Во-первых, в процессе лекции взрослые усваивают только 15-20% информации (и только той, которая касается их непосредственно).

Читайте также:  Как правильно сажать огурцы

Во-вторых, мотивация их обучения довольно низка, так как не учитывается их жизненный опыт и запрос к специалисту.

В-третьих, зачастую информация, данная родителям в лекционной форме, воспринимается родителями как давление со стороны педагога (особенно если при этом используются мимика и жесты авторитарного стиля общения).

Именно поэтому в настоящее время все чаще и чаще используются интерактивные формы взаимодействия с родителями. Это могут быть клубы по интересам, кружки, семейные клубы, посещение семей на дому, конференции, «круглые столы», семинары, спортивные соревнования, КВНы и др.

Возможно использование письменных форм работы с родителями: записки на стендах, бюллетени (еженедельные, ежемесячные) о работе образовательного учреждения, письма родителям (один раз в неделю, в месяц, в учебную четверть или триместр) о достижениях ребенка, анкеты, опросники для родителей для выявления их потребностей и мнений о работе детского сада или школы.

В последнее время получила распространение такая форма работы: мамы или папы, бабушки или дедушки, используя свой жизненный опыт или профессиональные навыки, проводят встречу с детьми (группы детского сада или класса) или с другими родителями.

Иногда родители берутся за проведение занятий с детьми или взрослыми, обучая их вязанию, изготовлению поделок из бумаги, игрушек и др.

Особого внимания заслуживает проведение тренингов для родителей и совместных тренингов родителей и детей, главная задача которых — помочь родителям осознать свой собственный опыт.

Продолжение следует…

Источник: http://5psy.ru/obrazovanie/vzaimodeiestvie-pedagoga-s-roditelyami.html

Родительское собрание на тему «Взаимодействие родителей и учителя в воспитании ребёнка»

Коновалова Мария Владимировна, МОУ «Гимназия № 37» (г. Петрозаводск), педагог-психолог

Родительское собрание на тему «Взаимодействие родителей и учителя в воспитании ребёнка».

  1. Лучшая разработка психологических мероприятий для родителей, педагогов.
  2. Эта работа представляет собой разработку сценария проведения родительского собрания во 2-м классе на тему «Взаимодействие родителей и учителя в воспитании детей».

Цель проведения такого родительского собрания – обратить внимание родителей на необходимость взаимодействия учителя и родителей в воспитании детей. В работе представлены материалы для организации дискуссии родителей по данной проблеме, список литературы для дальнейшего самообразования родителей. Предлагаемую разработку можно рекомендовать для использования в практической работе школьного психолога. 5. Проблема: данная тема выбрана для проведения родительского собрания в начальной школе, т.к. в младшем школьном возрасте формируется умение ребёнка строить свои отношения с другими людьми: сверстниками и взрослыми. Для того, чтобы это умение сформировалось в той степени, которая соответствовала бы социальным нормам, принятым в данном обществе, детям необходима помощь взрослых, а именно, значимых взрослых. А т.к. значимыми взрослыми на данном возрастном этапе являются родители и учителя, то им необходимо выработать единую стратегию по воспитанию детей. Цель: привлечение внимания родителей к необходимости совместной работы учителя и родителей в воспитании детей.Задачи:

  1. Выявить особенности взаимодействия родителей и детей.
  2. Рассмотреть особенности взаимодействия учителя с детьми.
  3. Рассмотреть все возможные способы разрешения конфликтных ситуаций в системе взаимоотношений «взрослый — ребёнок».

Целевые группы: родители учащихся начальной школы и пятиклассников. Участники: родители учащихся начальных классов, классный руководитель, школьный психолог. Ресурсы: набор маркеров, фломастеров, цветных карандашей; листы ватмана, альбомные листы; «Правила взаимоотношений между людьми», оформленные на ватманском листе; парты в кабинете распределены с расчётом на работу трёх групп родителей.

ХОД СОБРАНИЯ:

1. Вступительное слово классного руководителя. Наше родительское собрание посвящено теме сотрудничества родителей и учителя в воспитании детей. Сейчас я предоставляю слово школьному психологу. 2. Выступление школьного психолога. Психолог говорит о необходимости работы по этой теме, т.к. дети часто в семье и в школе ведут себя по-разному. Некоторые дети, в силу своих индивидуальных особенностей, в школе достаточно пассивны, а дома активны, другие – гиперактивны в школе, особенно, если дома их гиперактивность некоторым образом подавляется и т.д. В связи с чем, нами (классным руководителем и психологом было принято решение провести такое не совсем обычное родительское собрание). Сейчас я вам предлагаю провести мини-дискуссию на тему «Что такое семья» по следующим вопросам:

  • Семья – это …
  • для чего люди создают семью?
  • что такое семейное счастье?
  • Как принять общее решение в семье? и т.д.

Подумайте, пожалуйста, несколько минут, обсудите в группах и постарайтесь сделать вывод о том, что же такое семья. По итогам обсуждения делается вывод о том, что семья – это ячейка общества, где нас любят и ценят такими, какие мы есть.Психолог предлагает родителям обсудить представленные их вниманию «Правила взаимоотношений между людьми»:

  1. Взаимоотношения между людьми будут нормальными, если они смогут выслушать друг друга, не перебивая, до конца, и понять желания своего собеседника.
  2. Выполняются те желания собеседника, которые соответствуют нравственным нормам и которые вы в состоянии выполнить.
  3. Если невозможно выполнить желание собеседника в данном месте, необходимо это сделать в другом месте.
  4. Если невозможно выполнить желание собеседника в данный момент, необходимо это сделать в другое время.
  5. Если вы не можете выполнить желание собеседника, посоветуйте ему обратиться к человеку, который сумеет выполнить его желание.
  6. Предлагайте человеку несколько вариантов выполнения его желания, пусть он выбирает лучший, однако не решайте вместо него.
  7. Если вы не можете выполнить своевременно поручение, заранее предупредите человека об этом и попросите перенести сроки.
  8. Хорошее о человеке можно говорить всем, плохое – только ему одному.

обсуждение происходит с точки зрения их применения в семейном общении с детьми.3. Практический этап собрания. 1) Учащиеся среднего звена (эти ребята привлечены для участия в родительском собрании, т.к. в их классе проводилось совместное собрание родителей с детьми на подобную тему и они готовы показать пример ситуации для обсуждения) показывают родителям сценку на тему «Как убедить ребёнка выполнить то, чего от него хотят родители». Дальше проходит обсуждение возможных вариантов поведения родителей в предложенной их вниманию ситуации. К обсуждению принимаются все предлагаемые способы поведения родителей (приказ, уговор, дискуссия с достижением компромисса и т.д.), т.е. какие способы воздействия на ребёнка можно использовать, чтобы достигнуть желаемого результата. В результате – делается вывод о том, как взрослые могут повести себя, чтобы ситуация не закончилась конфликтом. 2) Следующая тема для обсуждения – «детские желания и капризы, надо ли их выполнять». В ходе работы с данной темой рассматриваются различные реакции взрослого (в том числе и учителя) на капризы и истерики ребёнка, обсуждаются способы поведения родителей и учителя, чтобы они воспринимались ребёнком как единая стратегия поведения взрослых. Родители предлагают учителю варианты, как он может реагировать на такие проявления детей в школе, особенно если такое поведение затрагивает непосредственно учебный процесс, а также и в тех случаях, когда это переходит в область межличностных отношений (ученик – ученик, ученик — учитель). По итогам обсуждения делается вывод о том, как можно объяснить ребёнку. Что не всё и не всегда в этой жизни можно получить. 3) Также родителям было предложено подумать над такой темой, как «Поощрение и наказание детей в школе и дома», для ведения дискуссии использовались следующие вопросы: — какие способы поощрения детей вы используете дома, — что может делать учитель, чтобы поощрить ребёнка, — можно ли наказывать детей, если да, то, как это можно делать и может ли учитель наказывать детей и каким образом. Родители говорят о том, как они дома наказывают детей и разрешают учителю наказывать и поощрять ребёнка, но посредством имеющихся в его распоряжении методов (например, замечания в дневник – наказание, похвалить и приобнять – поощрение и т.д.). Вывод по обсуждению – может ли учитель наказывать детей и, если да, то, как он может это делать. 4) «Привлечение внимания ребёнка, если он не услышал обращение к себе» – следующая тема для обсуждения. Каким образом родители дома призывают ребёнка к выполнению какого-то поручения или задания, какие они используют для этого способы (окрик, неоднократное напоминание, тихое повторение и т.д.). Как может учитель привлечь внимание ребёнка на уроке или на перемене. Вывод: какие способы привлечения внимания может использовать учитель, а какие способы – родители, будут ли они одинаковыми.

Примечание: в ходе всей этой работы психолог фиксирует все предлагаемые родителями варианты и способы поведения, подключая к обсуждению и учителя, но сам не предлагает готовых сценариев поведения в той или иной ситуации. Вместо этого он направляет дискуссию так, чтобы родители и учитель сами нашли наиболее оптимальные способы взаимодействия с детьми в школе и дома.

4. Заключительная часть. Психолог делает вывод о том, что, несмотря на то, что дети ещё малы, они уже являются личностями, а любая личность имеет право на уважение (вне зависимости оттого, сколько человеку лет – 2 года, 6, 8 или 30 лет). 5. Решение родительского собрания. Родители рисуют эмблему взаимодействия семьи и гимназии и учитель с родителями совместно принимают решение следовать тому, что на ней изображено. 6. Критерии оценки эффективности:

  • заинтересованность родителей в предлагаемой их вниманию работе;
  • индивидуальное консультирование родителей (в результате проведённого собрания);
  • предложения родителей о продолжении работы

Данное родительское собрание получило положительную оценку родителей и администрации гимназии. Литература.

  1. Климова – Фюгнерова М. Эмоциональное воспитание в семье, Минск, 1981
  2. Ковалёв С.В. Психология семейных отношений, М., 1987
  3. Ковалёв С.В. Психология современной семьи М., 1988
  4. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви М., 1988
  5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Психология и психотерапия семьи, СПб., 1999

www.it-n.ru

Источник: http://lib2.znate.ru/docs/index-345919.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector