Способы развития воображения у старших дошкольников

Способы развития воображения у старших дошкольников

Содержание

Воображение является психическим процессом, позволяющим создавать новые образы, представления на основе собственного опыта. Без него невозможна полноценная адаптация малыша дошкольного возраста в окружающем мире, так как успешность освоения любой программы обучения зависит именно от уровня сформированности этой высшей способности.

Наиболее интенсивно воображение развивается в период 5-12 лет, поэтому, если упустить время, наверстать будет сложно. У детей, с которыми не занимались целенаправленно, возникают проблемы: они не способны фантазировать, постепенно теряют интерес к творческой деятельности, не могут плодотворно мыслить на отвлеченные темы.

Виды воображения

В зависимости от того, как и почему возникают разнообразные представления, виды воображения можно разделить на две группы.

  1. Непроизвольное – пассивное.

Особенность такого вида заключается в том, что появление различных новых или комбинированных образов происходит без контроля человека. Наиболее типично такое воображение для младших дошкольников. Ярким примером могут быть сны малыша, легкие грезы в полудремотном состоянии, когда он путает действительность и появившиеся образы.

В состоянии бодрствования, вне зависимости от волевых усилий ребенка в дошкольном возрасте, также могут появляться различные представления: он фантазирует легко, без критического отношения к тому, что у него получается. Лишь со временем этот процесс нормализуется и подчинится сознанию маленького человека.

Это преднамеренное создание образов, зависящее от конкретной задачи, поставленной перед дошкольником. Развивается в ролевых играх, когда дети представляют себя врачами, космонавтами.

Воображению приходится работать в полную силу, так как ребенку требуется отобразить свою роль как можно более точно и правильно.

Затем способность целенаправленно фантазировать развивается уже в процессе творческого труда.

Еще один признак, по которому классифицируется воображение – особенности возникающих у человека представлений. Исходя из этого критерия, различают:

  1. воссоздающее воображение – ребенок дошкольного возраста на основе одного лишь описания должен представить то, чего он никогда не видел;
  2. творческое – оно характеризуется созданием новых образов, в которых отображается действительность, пропущенная через призму личного восприятия дошкольника;
  3. мечты – представления о будущем, которые должны быть связаны с реальной жизнью, иначе они превратятся в пустые грезы, снижающие активность ребенка.

Особенности воображения у дошкольников

Психологи различают три стадии развития воображения человека:

  • преобладание вымысла, фантазии, сказок;
  • сочетание фантазии с практическим расчетом;
  • полное подчинение этой способности интеллекту.

В дошкольном детстве ребенок находится на первой стадии. До 3 лет игры всего лишь закладывают фундамент для полноценного развития способности фантазировать и представлять. На момент окончания этого возрастного периода малыш способен выразить возникающие образы словами.

Следующие два года (до 5 лет) дошкольник учится составлять последовательность действий для получения желаемого результата при решении определенной задачи.

Наконец, в старшем возрасте он воссоздает оригинальные и содержательные образы. Его деятельность теперь включает элементы творчества, а способность фантазировать приобретает активный характер. Чтобы полноценно развивать воображение на каждом из этих этапов, разработаны различные средства и методики.

Дидактическая игра – средство развития воображения

Существует три основных вида дидактических игр:

  1. словесные – дети рассуждают, обмениваются мнениями, выполняя определенные задания;
  2. настольно-печатные – разнообразные игры, которые представляют собой различные карточки, поля для игры по установленным правилам;
  3. с игрушками и предметами – дети играют, используя куклы, посудку, машинки и т.д.

Дидактические игры являются отображением окружающей ребенка действительности – взаимоотношений между людьми, природы, видов труда, событий. Таким образом малыш познает мир, пытаясь разобраться в его устройстве.

Дома и в детском саду должен быть достаточный набор игр, но не очень объемный, иначе внимание ребенка будет рассеиваться, он будет постоянно переключаться с одних на другие, не усваивая ничего.

Еще одно требование к играм – соответствие возрасту и уровню развития ребенка. Излишне легкие или сложные забавы не будут пробуждать в нем познавательного интереса, умственной активности.

Игровые методики для занятий должны подбираться с учетом возрастных особенностей.

Вводятся игры по степени доступности для малышей, они должны заставлять достаточно сильно напрягать способности, помогать развивать навыки самоорганизации, способствовать развитию детей.

Ребенок использует предметные и ролевые замещения, что позволяет ему постепенно учиться построению в уме различных представлений об окружающей действительности, применению их при решении задач. У дошкольника формируются способность представлять себя на месте другого человека и способность к моделированию ситуаций, что является необходимым условием для развития воображения в этом возрасте.

Воображение в изодеятельности дошкольника

Для родителей рисование ребенком каких-то невообразимых фигур может показаться пустой забавой, но это – полноценный труд малыша. Во время занятий изобразительной деятельностью у него включаются двигательные, зрительные и другие анализаторы, проявляются яркие особенности детской психики, развиваются моторика, мышление и воображение.

Ребенок дошкольного возраста постепенно уходит от простого подражания действиям взрослых с карандашами, его движения становятся все четче и более обдуманными.

Постепенно развиваются не только навыки рисования, но и способность представлять конечное произведение в уме. Малыш старается воспроизвести на бумаге все, что он себе воображает.

Это может быть мир, наполненный феями и принцессами, а могут быть образы, наблюдаемые в действительности.

В процессе целенаправленного воздействия у ребенка развиваются очень важные качества воображения:

  • произвольность;
  • креативность;
  • устойчивость;
  • широта.

Для полноценного развития воображения взрослые должны позволять детям свободно экспериментировать с разными материалами, стараться организовать занятия так, чтобы максимально задействовать эмоции ребенка, дать возможность дошкольникам наблюдать за аналогичной деятельностью взрослых.

Сказка и воображение дошкольника

Одна из наиболее эффективных методик для развития воображения в дошкольном возрасте использует сказку в качестве средства формирования воображения. Каждый человек сталкивался с выдумками еще младенцем, начиная с прибауток о сереньком волчке и заканчивая полноценными народными или литературными историями, несущими в себе огромный потенциал для воспитания.

Сказка сама по себе является основой для развития воображения:

  • это опыт поколений, в котором нашла отражение культура народов;
  • воспринимая сказочный сюжет, ребенок активизирует свой жизненный опыт;
  • в процессе обыгрывания волшебного рассказа открывается простор для творческого мышления, развития речи, памяти, креативности;
  • это прекрасная база для развития толерантности, познания мира;
  • окружающий мир приобретает новые краски благодаря возникающим представлениям, ассоциациям;
  • дети учатся представлять себя на месте героев, перебирать возможные варианты решения трудностей, возникающих перед персонажами;
  • развивается эмоциональная сфера малышей через метафорические формы – одно только слово «волшебство» уже вызывает у детей восторг.

Методики, включающие слушание сказок, их пересказ, участие в театрализации, ролевых играх, обсуждение услышанных историй, способствуют полноценному развитию воображения детей.

Воображение на занятиях конструкторской деятельностью

Широко используется для развития воображения конструкторская деятельность в детском саду и дома. Моделируя постройку чего-либо, ребенок в дошкольном возрасте чувствует себя значимым человеком – создателем. Он радуется, если получается нечто красивое, огорчается, если не выходит так, как хотелось. Подобные игры учат прикладывать волевые усилия для того, чтобы завершить начатое.

Самое главное, в процессе такой игры в конструкторов

  • ребенок представляет в уме требуемый результат;
  • углубляются представления об окружающем мире;
  • идет процесс осмысления предметных свойств;
  • запоминаются особенности и детали объектов, с которыми работает ребенок;
  • дошкольник получает первичные навыки построения моделей, учится их применять в деле.

Развитие воображения у детей на занятиях конструкторской деятельностью происходит с использованием:

  1. готовых наборов для создания каких-либо моделей, к примеру, разных видов транспорта или домов;
  2. наборов деревянных, пластмассовых деталей, из которых можно построить все, что захочется малышу;
  3. различных нетрадиционных технологий – оригами, монотипии, рисования цветными нитками, кляксографии и т.д.

Рассмотренные виды деятельности способствуют полноценному формированию воображения, что позволяет ребенку дошкольного возраста развиваться гармонично.

Одновременно с этим уделяется большое внимание интеллекту, мелкой моторике рук, памяти, зрительному восприятию, способности мыслить.

Все это позволяет дошкольнику успешно и без затруднений адаптироваться при переходе на следующую ступень, усваивать в дальнейшем необходимые программы обучения, расти разносторонне развитой личностью.

Что еще почитать

Закаливание детей дошкольного возраста

Как заставить ребенка учиться

Обучение грамоте дошкольников

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Источник: http://SZabotoi.ru/razvitie-sposobnostey/voobrazhenie-u-detey-doshkolnogo-vozrasta

» Как развивать творческое воображение в дошкольном возрасте

» Как развивать творческое воображение в дошкольном возрасте

Сегодня в человеке очень ценится умение создавать новое, то есть придумывать то, чего ещё не придумали.

Инновационные технологии, новые товары и услуги создают креативные люди, мыслящие необычно, умеющие находить новые подходы и решения. Творческие личности нужны со всех сферах деятельности.

Начинать творческое развитие лучше всего в раннем детстве. В этой статье вы узнаете, как с ранних лет начать развивать у ребёнка творческое воображение.

Какие виды воображения бывают?

Мозг — это не только орган, который сохраняет и воспроизводит наш опыт, а также комбинирует, творчески перерабатывает и создаёт из компонентов своего опыта нечто совершенно новое. Творчество делает из человека существо, смотрящее в будущее, которое он созидает, видоизменяя своё настоящее. Творчество, основанное на комбинаторной способности мозга, называют воображением.

В психологии выделяют несколько классификаций воображения.

Каких же видов бывает воображение? По признаку активности:

  • активное (деятельное)
  • пассивное (созерцательное).

По признаку самостоятельности и оригинальности:

В основе воссоздающего воображения лежит представление человеком чего-то нового, опорой чему служит описание или условное изображение (схема, чертёж, ноты и пр.).

Основа творческого воображения — самостоятельное создание абсолютно новых образов без помощи в виде описания или изображения.

Как развивать воображение у малышей?

Начнём с развития воображения у самых маленьких. Недаром сегодня особо актуальны разные методики раннего развития, ведь ведущие психологи и педагоги считают, что в первые три года жизни человека у него формируются основные процессы и закладываются способности. Всё то, чем вы с малышом занимаетесь, непосредственно влияет на развитие его мозга.

Крохи, у которых хорошо развито воображение, обязательно вырастут личностями творческими, активными, неординарными. Они смогут легко приспособиться к миру, обществу, в котором они живут.

Воображение у новорождённых отсутствует. Знакомя малыша с миром прекрасного, открывая ему новые знания и опыт, вы создадите условия для активного развития воображения.

Новую информацию и полученный опыт ребёнок будет использовать в своей творческой деятельности. Важно, чтобы малыш получал удовольствие от открытия нового, от занятий творчеством.

Задача родителей здесь — максимально содействовать развитию творческого воображения маленького творца.

Что нужно делать, чтобы начать развивать воображение у ребёнка младшего дошкольного возраста? Помогут наши рекомендации:

  1. Рассказываем сказки. А в вашей семье есть традиция читать сказку ребёнку на ночь? Используйте эту замечательную традицию с точки зрения стимулирования воображения, а именно: дочитав сказку до определённого момента, отложите книгу, позволив малышу вообразить развитие дальнейших событий. Пусть кроха попытается высказать свои догадки и подумать, чем может закончиться сюжет. Учите ребёнка размышлять.
  2. Придумываем истории. Размышления над продолжением сюжета (при помощи родителей) могут перерасти в новые сказки и истории. Новую историю можно сочинять в любое время и где угодно: на прогулке, по пути в детский сад, у кабинета педиатра, в автобусе. А прообразами для новых персонажей могут стать любые предметы, которые попадутся на глаза.
  3. Наблюдаем за людьми. Попробуйте с малышом поразмышлять, как могли бы звать мальчика, который идёт навстречу, что он любит, какая у него семья.
  4. Играем в ролевые игры. «Доктор», «Магазин», «Автобус», «Стройка», «Парикмахерская» — играя в эти знакомые всем игры, малыш отлично будет стимулировать развитие своего воображения, придумывая всё время новые сценарии.
  5. Устраиваем представление кукольного театра. Обзаведитесь пальчиковыми куклами и вовлекайте малыша в представление: пусть он будет персонажем, который ему по душе. Проигрывая знакомые народные сказки, изменяйте ход сюжета, вводя новых героев и меняя концовку. Ребёнок будет с удовольствием придумывать и развивать воображение, играя.
  6. Приобщаем к прекрасному. Включая ребёнку с раннего детства красивую музыку и показывая иллюстрации, пробуйте совместно обсуждать их, воображая целые истории, подсказанные сюжетом.
  7. Сочиняем стихи. Как только малыш заговорил, научите его рифмовать. Вот увидите, как здорово у него будет получаться.
  8. Используем развивающие наборы. Собирая узор мозаики, конструируя, играя с кубиками, малыш моделирует образ, которого хочет достичь. Чаще всего доверяется интуиции, и, таким образом, стимулирует развитие воображения.
  9. Делаем поделки. Природные материалы дают огромную свободу для творчества. Покажите ему, как делать песочные фигуры, лепить снеговика, делать кукол из веточек. Природа всегда была бездонным колодцем творческих идей.
Читайте также:  Капустник. сценарий

А у детишек старшего дошкольного возраста?

Воображение ребёнка старшего дошкольного возраста несколько отличается от воображения детишек помладше: оно уже более целенаправленно.

Старший дошкольник уже планирует свою творческую работу, представляя с помощью воображения, что у него получиться при конструировании, рисовании, лепке. Маленький созидатель ставить цель и ищет способы её реализации.

То есть, творческую деятельность он осуществляет на основании своего замысла.

Старшим дошкольникам важно, насколько соответствуют их замыслы действительности.

Это чётко можно увидеть в игре: ребёнку не всё равно, каким предметом он играет, он хочет выбрать только то, что реально подходит его замыслу. И в этом большая роль отводится воображению.

Дошкольник сначала мысленно представляет себе действие, результат, а потом делает, причём действия должны быть согласованы с действительностью.

Основные виды деятельности, в которых ребёнок старшего дошкольного возраста может активно развивать воображение:

Полезные игры и упражнения

Активизировать развитие творческого воображения ребёнка можно, использую полезные упражнения и игры:

  • «Сказка наоборот». Назовите малышу любую известную ему сказку. Пусть малыш расскажет её так, чтобы всё было наоборот: например, заяц гонится за лисой, мальчик-с-пальчик стал величиной со слона и т. д.
  • «Фантастическое животное». Предложите ребёнку нарисовать животное, которого в природе не существует. Как вариант: необычный сказочный домик, самую добрую на свете волшебницу.
  • «Новая сказка». Пусть мама назовёт одного сказочного персонажа (например, кот Леопольд), а папа — другого (Буратино). Они должны быть из разных произведений. Попросите малыша сочинить новую сказку с участием этих двух героев.
  • «Гномик». Скажите малышу: «Представь, что у нас на люстре сидит маленький озорной гномик. Расскажи, то он видит сверху?
  • «Необычное применение». Сказав маленькому изобретателю название какого-то обычного предмета (палка, телефон, очки…), попросите его придумать, как можно необычно использовать этот предмет. Делая это упражнение, родители и сами потренируются в развитии воображения.
  • «Дорисуй рисунок». Нарисовав закорючку на бумаге, предложите малышу доделать рисунок, нарисовав нечто — по его представлению. Покажите, как это делается на личном примере: полукруг может превратиться в грибок, две параллельные линии — в автомобиль и т. д.
  • «Представь себе». Поиграйте с ребёнком: «А давай представим, что бы было, если бы сейчас полился дождь из леденцов? А если бы мыши говорили? А если бы людей было 4 руки?»
  • «Вообрази себе». Пусть ребёнок представит, что он стал королём Англии или роботом или волшебником или жирафом… Вариантов — сколько угодно. Пусть придумывает и воображает.

Видео о том, как с помощью необычной книги можно заниматься с ребёнком, развивая фантазию и воображение

Ценные советы родителям

Ценные советы помогут сделать развитие творческого воображения эффективным:

  1. Используйте больше наглядных примеров. Рассказывая о дальних странах или волшебных героях, показывайте красочные изображения.
  2. Играйте в игры с вымышленными персонажами. Так ребёнок научиться творчески мыслить, моделировать выход из различных ситуаций. Воображение поможет справиться даже с самыми сложными обстоятельствами.
  3. Находите реквизит. Изображая с ребёнком каких-то персонажей или готовясь к представлению домашнего театра, найдите дома элементы, которые помогут лучше вжиться в образ. Так ребёнку будет интересней.
  4. Позволяйте небольшой творческий беспорядок. Да уж, иногда надо что-то построить, соорудить для игры. Старайтесь не прерывать творческий полёт воображения ребёнка.
  5. Хвалите за оригинальность. Отмечайте положительные моменты, которые ребёнок проявляет в игре и при занятии творчеством.
  6. Слушайте с удовольствием. Всё, что малыш придумывает, рассказывает – выслушивайте внимательно, с радостью. Поддерживайте детский порыв к творчеству, фантазии, и он станет настоящей творческой личностью.

Воображение является одним из путей познания мира. Именно воображение дало человечеству комфорт и уют, цивилизацию. Уважаемые родители, учитывайте важность развития воображения при организации учебно-воспитательного процесса ребёнка. Не забывайте, что важно заниматься его формированием с раннего возраста.

Источник: http://paidagogos.com/?p=7883

Методика развития воображения у дошколят

Методика развития воображения у дошколят

Творческое мышление играет особую роль в жизни каждого человека. Его первоначальные признаки проявляются в раннем детстве, когда совсем еще маленький член семьи пытается производить определенные игры с предметами.

Таким образом, он может играть плоским предметом, представляя, что это машина, а круглый заменит ему мяч, и так далее. Такие детские действия подавлять нельзя, потому что в будущем это может повлиять на их креативность.

Следует наоборот, поощрять малышей, помогать им, пофантазировать с ними, и создавать благоприятные условия.

Первичные признаки творчества выраженно проявляются у детей, достигших трехлетнего возраста. К этому моменту, малютка уже приобретает некоторый опыт, который и становится основой для дальнейшего формирования творческой фантазии. Например, ребенок, научившийся орудовать ложкой, берет вместо нее другой предмет и «кормит» с его помощью остальных членов семьи.

Так у него проявляется воображаемый процесс кормления.

Творческая фантазия определяется психической функцией, при помощи которой создаются различные образы в голове у малыша. Без усовершенствования фантазии крохе грозит утеря восприимчивости адаптации в группе других детей и в остальной социальной среде.

Благополучие усвоения любой программы основано именно на действии воображения.

Условия развития воображения

Формирование творческого мышления происходит в промежуток от 5 до 12 лет, а после будет весьма затруднительно наверстать упущенное. Малыши, с которыми родители не занимаются целенаправленно, в дальнейшем могут утратить способность фантазировать, они теряют заинтересованность в творчестве, и не имеют возможности рационально мыслить.

Основной особенностью воображения является невозможность его самостоятельного развития, для его активации необходимо применение специальных методов и создание необходимых условий. Помимо вышеперечисленного, способность малыша фантазировать зависит от способа жизнедеятельности, педагогической подготовленности родителей, их увлечений и навыков.

Характеристика творческой фантазии

В корреляции с причинами возникновения различных образов, классификация творческого мышления определяется двумя типами:

Непроизвольное – пассивное.

Принцип данного вида проявляется в том, что возникновение образов происходит независимо от волеизъявления человека. Наиболее характерно оно проявляется у дошкольников младшего возраста.

Наиболее яркими признаками являются сны малютки, его фантазии в состоянии легкой дремы, когда маленький человечек путает образ с действительностью.

В бодрствующем состоянии ребенок дошкольного возраста может представлять различные образы, его мышление отличается легкостью, а критика к получаемым результатам отсутствует. По истечении определенного периода, процесс придет в норму и будет контролироваться осмысленно.

Произвольное – активное.

Данный вид основания представлений зависит от непосредственных вопросов, установленных перед ребенком. Наибольшее развитие происходит в ходе ролевой деятельности, когда малыш представляет себя доктором, полицейским, поваром.

В таком случае фантазия работает на всю мощь, так как малютке необходимо правильно выстроить образ и полностью ему соответствовать. Далее умение проявлять фантазию направленно совершенствуется в творческих мероприятиях.

Существует еще одно основание, по которому разделяют фантазию – это особенности возникающих образов. Оно бывает трех видов:

  • Воссоздающее креативное мышление – кроха, в силу своего развития должен предположить в уме то, чего ранее ему не показывали;
  • Творческое – образование новых представлений на принципах отображения действительности, обработанной при помощи мозговой активности малютки;
  • Мечты – представления о будущем, которые определенно должны относиться к действительности, во избежание снижения активности малыша.

Особенности воображения

Развитие воображения в дошкольном возрасте психологи определяют по трем фазам совершенствования творческой фантазии:

  • Лидирующая позиция творческого мышления и сказок;
  • Переплетение фантазии с рациональным мышлением;
  • Полная покорность творческого мышления интеллектуальной функции.

Дошкольники находятся в первичной фазе совершенствования творческой фантазии. До достижения трехлетнего возраста игровой процесс лишь закладывает основу для своевременной идеализации способности создавать образы. На момент завершения этого периода ребенок вполне способен выразить появляющиеся представления словесным способом.

На протяжении последующих двух лет малыш учится заключать расстановку действий для получения необходимого результата при выполнении поставленной задачи. В более старшем возрастном периоде ребенок воссоздает содержательные представления. Его фантазия активно совершенствуется, а деятельность основывается на творческом мышлении.

Для того чтобы в совершенстве развить воображение в любом из этих периодов, разработаны специальные способы и методики. Создаваемые малышами представления крайне слабы. Однако все протекание творческого мышления наполнено веселыми и живыми эмоциями. Крохе будет приятно послушать сказку или посмотреть мультфильм.

Вся приходящая информация закладывается в голове и образует фундамент для совершенствования воображения.

Игры, как инструменты развития

Игры с самого раннего периода жизнедеятельности помогают приучить малютку к исполнению простых манипуляций самостоятельно. Таким образом можно научить чадо чистить зубы, мыть руки, складывать игрушки, это весело и полезно.

Есть малыши, которые от момента рождения наделены способностью фантазировать, однако некоторым это удается с большим трудом. Обе категории детей непременно нуждаются в поддержке мамы и папы для того, и создания определенных условия для совершенствования воображения.

Воображение и творческое мышление тесно взаимосвязаны, так как одно не существует без другого.

Детское воображение – это далеко не бесполезное действие, и без него во взрослой жизни невозможно достигнуть определенных высот. Когда кроха фантазирует, его мозговая активность активно развивается. Именно поэтому при ежедневных прогулках следует уделять внимание различным фантазиям.

Ребенка непременно нужно хвалить за выдумки, и ни в коем случае не ругать, идеальным вариантом станет процесс совместного фантазирования.

Для того, чтобы с раннего возрастного периода малютка развивал творческие способности, возможно применение таких методов:

  • Рисование – ребенок воплощает собственные представления при помощи бумаги, красок или карандашей;
  • Поделки из пластилина, картона, бумаги, природных элементов способствуют совершенствованию креативного мышления;
  • Игры со сказками (родитель придумывает начало и ждет продолжения от малыша);
  • Можно порекомендовать малютке изобразить несуществующее животное, дать ему имя, а затем описать;
  • Для формирования фантазии следует показывать ребенку картинки, а он должен суметь их описать.

Вся игровая практика в младшем возрасте оптимально воспринимается при участии картинок. Возможно предоставление готового изображения, а можно предложить ребенку дорисовать что – то на собственное усмотрение. Чем старше возрастом становится кроха, тем труднее должны становиться задания.

Читайте также:  КВН для старшеклассников «Путешествие в страну филологию»

Можно использовать геометрические фигуры или бесформенные кляксы. Внедрять их в картинку затруднительно, поэтому использование воображение будет очень интенсивным.

Применение таких методик, как лепка или аппликация не только развивает воображение, но и обеспечивает работу мелкой моторики рук. Ребенку непременно понравится такое увлекательное занятие.

Однако следует учитывать, что все манипуляции должны производится самостоятельно, без наличия шаблонов и образцов. Карточки с нарисованными контурами также являются мощным инструментом для совершенствования мышления у ребенка.

На картинке изображается только контур какого – либо предмета, элемента обихода или животного, а ребенок должен угадать, кто или что это на самом деле.

Существует еще великое множество разнообразных способов для совершенствования творческого мышления у детей. Среди них стоит выделить дидактические игры.

Определяют три типа дидактической деятельности ребенка:

  • Словесный – малыши рассуждают, а при выполнении различных заданий происходит обмен мнениями;
  • Настольно – печатный – разнообразные карточки или поля для игровых действий с определенными правилами;
  • Игрушки и предметы – ребята используют в играх детскую посуду, кукол, машинки и прочие элементы.

Игровые действия такого плана отражают представления ребенка об окружающем его мире.

В ходе игровой деятельности малютка получает информацию о человеческих взаимоотношениях, природных явлениях, видах труда, различных событиях и прочем.

Для становления воображения в дошкольном учреждении и дома должен быть созданы соответствующие условия и иметься достаточный игровой набор, однако игрушек не должно быть слишком много, во избежание рассеивания внимания.

Основным условием в играх любых видов является соответствие возрастным особенностям и уровню интеллектуального развития ребенка. Он должен понимать предназначение той или иной игрушки, она должна вызывать у него интерес. Слишком простыми играми малютка попросту не заинтересуется, и у него пропадет мотивация для воображения.

Игры должны напрягать способности крохи, способствовать его развитию в целом, формировать навыки самоорганизации.
Предметные и ролевые игры помогают сформировать навык моделирования ситуации, что является крайне важным аспектом.

Процесс изобразительной деятельности является для ребенка полноценным трудом.

Во время таких занятий развивается мышечная активность, подключаются зрительные организаторы, проявляются наиболее яркие психические особенности, а также развивается мелкая моторика и творческое мышление. Постепенно ребенок привыкает к рисованию и на смену простых подражающих движений карандашом приходят вполне отчетливые фигуры и изображения.

Со временем у ребенка начинает проявляться образ завершенной работы в процессе ее исполнения.

Изображение представлений на бумаге формирует очень важные качества: произвольность, креативность, широту и устойчивость. Опытные психологи на основе рисунков могут определить, беспокоит ли что-то ребенка, узнать о его мыслях и фантазиях.

Следует обратить внимание на тот аспект, какими цветовыми вариациями в наибольшей степени манипулируют дети. Если преобладают темные цвета, возможно малыш чем-то встревожен. Наблюдать нужно на протяжении нескольких занятий, так как однократный выбор темных вариаций может означать исключительно перепады в настроении.

Примеры игровых заданий для дошкольников

  • Изготовьте самостоятельно различные игровые карточки, на которые вы можете наклеить или нарисовать любые, даже самые невероятные картинки. Раздайте их группе детей и пусть каждый, по очереди придумает какую-нибудь удивительную историю, навеянную ему изображением на картинке.
  • Весьма занимательная игра для вечернего времяпрепровождения, это разглядывание светящихся окон в доме, напротив. Предложите малышу описать на что похож узор из горящих окон и придумайте вместе с ним удивительную историю об этом. В подобную игру можно играть и в светлое время суток, рассматривая и фантазируя на тему бегущих облаков.
  • Предложить ребенку капнуть на лист бумаги краску, чтобы получилась клякса. Затем предложите ему пофантазировать на что она похожа. Пускай он проявит творческое мышление и представит, что можно дорисовать этой кляксе, чтобы получился тот или иной предмет.
  • Включить для детей любое произведение классической музыки и пока она звучит попросить закрыть глаза и представить картинку, соответствующую этому творению.
  • Всем известно, что ребятишки любят использовать различные предметы не по назначению. Допустим малыш приносит вам мяч, а вы предлагаете ему вообразить, что это арбуз. Делаете вид, что разрезаете на дольки, после чего угощаете им кроху.

Влияние сказок на ранее развитие воображения

Сказки несут в себе огромный потенциал для воспитания, они являются одними из наиболее эффективных методик развития воображения. Сказка является полноценной основой, как несущей в себе воображение, так и развивающей его у детей.

Необходимо как можно чаще читать их ребенку, ведь волшебство, интересные персонажи и добрые дела, это так интересно, а главное учит совершать хорошие поступки! Такие произведения не только расширяют познания крохи, но и помогают отличить добро от зла.

В процессе чтения необходимо разъяснять малышу некоторые моменты доступным ему языком, после чего выдерживать паузу для того чтобы он осмыслил услышанное и сделал определенные выводы. Сказки в плане совершенствования мышления это:

  • Многолетний опыт поколений и культурные особенности народа;
  • При восприятии сюжета сказки, малыши активируют собственный жизненный опыт;
  • Прекрасная база для формирования взглядов на окружающий мир;
  • Учебный материал: у малютки развивается понятие толерантности и познание процессов;
  • В процессе чтения открывается безграничный простор для креативности, становления речи и памяти.

Конструкторская деятельность тоже достаточно широко применяется для совершенствования детского креативного мышления. Создавая в голове образ моделирования, ребенок чувствует собственную значимость, в данном случае он — созидатель. Кроха проявляет признаки радости при удачной постройке и огорчается если что-то не выходит. Практика подобного рода учит малютку доводить начатое дело до конца.

Роль родителей и педагогов в развитии воображения

В абсолютно разных направлениях ребенку крайне необходимо чувствовать поддержку со стороны. В роли поддержки обязаны выступать родители, педагоги и психологи. Ответственность за становление крохи в раннем возрастном периоде полностью ложится на плечи родителей и специалистов, не является исключением и формирование воображения.

С самого рождения родители – это наиболее значимые люди для ребенка. Когда малыш входит в дошкольный период, им необходимо направить его энергию и инициативу в правильное русло. Помощниками могут стать профессиональные методики, созданные лично с учетом особенностей крохи или же советов специалистов.

Необходимо заниматься с малышом, развивать в нем творческий потенциал и не ждать, что развитие чудесным образом произойдет само по себе. На ежедневной основе следует проводить различные занятия, заниматься игровой деятельностью, как можно чаще разговаривать с дошкольником, и объяснять ему разнообразные процессы и явления.

Игровая активность с раннего возраста занимает крайне важную роль в формировании интеллекта малютки.

В дошкольных учреждениях педагоги и психологи проводят исследование среди детей и на основе обретенных результатов определяют способы коррекционной или образовательной работы.

В дошкольном возрастном периоде большая часть функций психики находится на первой ступени формирования, поэтому методики специалиста в основном преследуют профилактические цели.

Для положительной адаптации, педагоги и воспитатели составляют референции для предупреждения эмоциональной перегрузки крохи.

Совершенствование детского воображения является неотъемлемой частью общего развития детей. Креативность, создание новых идей на сегодняшний день определяются наиболее актуальными способностями умной личности.

Ранее при найме сотрудников на работу наиболее ценными кадрами были те, кто обладал профессиональными познаниями и навыками. В настоящее время более оптимальны такие качества, как одаренность и творческая фантазия.

Люди с креативным складом мышления сейчас востребованы в различных сферах деятельности. Такие личности производят рекламу, придумывают новейшие технологии, осуществляют крупные проекты и укореняют в бизнесе новейшие замыслы.

Современная жизнь ставит перед человеком множество трудноразрешимых задач. Одаренные личности с нестандартным подходом к различным вопросам смогут найти решение любой проблемы.

Именно поэтому стоит создавать все условия для развития в детях творческого воображения.

Источник: http://rebenokrazvit.ru/deti-doshkolnogo-vozrasta/razvitie-tvorcheskix-sposobnostej/metodika-razvitiya-voobrazheniya-u-doshkolyat.html

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Что такое воображение? Нетрудно догадаться, что прежде всего это – умение конструировать в уме новые сочетания предметов и явлений, накопленных опытом человека. Оно дает человеку возможность осуществлять любой вид деятельности и по сути, является его основой.

Творческое воображение обеспечивает ребенку возможность ребенку максимально проявлять уже имеющиеся у него свои интеллектуальные способности, а также приобретать новые навыки.

Но несмотря на то, что именно в период дошкольного детства творческое воображение развивается и проявляет себя наиболее интенсивно, вопрос о развитии творческого воображения в этом возрасте является наиболее спорным и неизученным.

Творческое воображение — элемент полноценной личности

Также творческое воображение неразрывно связывают с такими понятиями, как «интеллект» и «креативность».

Что же в первую очередь отличает творческое мышление?

  1. Оно связано, главным образом, не с сознанием, а с подсознанием (то есть, ребенок не осознает подлинные цели и мотивы, которые руководят им)
  2. Оно направлено на осуществление конкретных видов деятельности и взаимодействия с окружающей средой
  3. Выражается не словами, а символами и образами
  4. Может оставаться непонятным окружающим людям

Воображение, как функция психики, находится в тесной связи с речью. Именно поэтому психологи отмечают, что зачастую именно задержка речевого развития очень часто ведет за собой и нарушения воображения. Связь воображения и речи проявляется, главным образом в том, что речь дает ребенку возможность вербально выразить свои впечатления, эмоции и переживания. А также оперировать в уме понятиями, запас которых будет расширяться из года в год. Помимо этого, детское воображение имеет целый ряд отличительных качеств.

Что такое воображение — определение

Отличительные особенности воображения ребенка

Воображение ребенка отличается яркостью, неординарностью и богатством

К сожаление стоит отметить, что чаще всего со временем эти качества заметно притупляются и с возрастом становятся все менее выраженными.

Ярким подтверждением этого являются тесты креативности: если большинство детей все же старается давать на вопросы оригинальные ответы, для взрослых процент ответов, отличающихся от эталонных не превышает и двух процентов.

Неординарность детского мышления проявляется практически во всем: они сочиняют невероятные истории, приписывают удивительные свойства и функции самым простым вещам. Причинами подобных явлений являются, главным образом опыт, который накапливает ребенок (в виде сказок, стихов, мультфильмов и т.д.

), высокая познавательная потребность на фоне ограниченных представлений об окружающем мире (не зная объяснения тому или иному явлению, ребенок пытается его придумать). А также то, что ребенок еще не испытывает на себе давление социальных норм и не заинтересован в одобрении или порицании со стороны окружающих.

Виды воображения — классификация

Ребенок не всегда способен четко разделить реальность и вымысел

И те переживания, которые вызывают у них воображаемые или вымышленные события, герои и т.д. у них значительно сильнее, чем у взрослых. И объяснить ему, что «это всего лишь мультфильм (фильм, сказка и т.д.) бывает очень непросто. Во многом именно эта особенность детского воображения объясняет формирование у детей проявлений страхов, а то и невротических реакций.

Поэтому, родителям нужно проявлять осторожность, используя сказочных персонажей в качестве мер воспитательного воздействия (например, рассказывая о том, как непослушных детей забирают колдуны и ведьмы), а также быть разборчивых в телепередачах и фильмах.

Увидев на экране Бабу-Ягу или Кощея, ребенок может испугаться также, как взрослый человек при виде вооруженного преступника.

Таким образом, воображение является одним из ключевых психических процессов, оказывающих огромное влияние на как моральное, так и интеллектуальное развитие. Можно ли каким-то образом стимулировать развитие этого познавательного процесса и обрести возможность направлять его?

На сегодняшний день психологи выделяют три основных этапа развития воображения ребенка.

Читайте также:  День славянской письменности: сценарий для школьников

Развитие воображения — это высвобождение способностей

Этапы развития воображения ребенка

Согласно данным исследований Б.М.Неменского, Г.Каринского следует выделять три главных этапа развития у ребенка творческого мышления.

Первый этап – обучение. В это время происходит освоение ребенком азов использования на практике навыков нестандартного мышления. Дети учатся использовать обычные материалы не по назначению, находить новые свойства привычных предметов, либо использовать нетрадиционные материалы для творчества и т.д.

На втором этапе происходит закрепление уже усвоенных навыков. Ребенок ставит перед собой творческие задачи и учится решать их доступными ему способами. В его распоряжении уже находится значительно больше приемов и средств выразительности, чем раньше.

Тематика занятий может быть абсолютно любой. Конечно же, во главу угла необходимо ставить потребности ребенка и его интересы.

Но также можно соотносить их с текущим временем года, погодными условиями, значимыми событиями в жизни каждого ребенка (походом в школу, днем рождения, любимым праздником и т.д.).

Задачи развития творческого воображения

Ребенок уже владеет достаточным количеством средств художественной выразительности, приемами и некоторыми техниками.

Если взять в качестве примера живопись, получится, что ко второму этапу он уже способен равномерно заполнять лист изображением, видит разницу между передним и задним планом, составляет композицию из нескольких фигур, выделяет отдельные элементы при помощи нажима, плотности краски, цвета. На рисунке может быть передано движение. Ребенок уже умеет рисовать не только карандашом, но красками, мелками, углем и т.д.

На третьем этапе ребенок уже переходит непосредственно к самостоятельной творческой активности. Он способен самостоятельно выбирать определенную цель в качестве творческого замысла и стремиться к ее реализации. Он свободен и в выборе средств достижения результата.

Но, несмотря на то, что развитие творческих способностей можно и нужно стимулировать, стоит отметить, что большинство из них заложены в человека изначально.

Идея и материалы для развития воображения

И для того, чтобы они начали проявиться, нужно не создавать их с нуля, а помочь им пробудиться. К условиям, необходимым для этого, можно отнести:

  1. Обеспечение ребенку возможности иметь доступ к разным материалам для творчества.
  2. Расширение представлений ребенка о доступных ему материалах для творчества.
  3. Пробуждение в ребенке эмоций, испытываемых в отношении процесса творчества и его результата.
  4. Организация систематического наблюдения за творческим процессом.
  5. Методы развития творческого мышления ребенка старшего дошкольного возраста

Методы, при помощи которых будет осуществляться развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, весьма разнообразны. Они затрагивают большинство сфер жизни и могут легко и ненавязчиво применяться абсолютно в любых условиях. Родители, в свою очередь, смогут легко оценить полученные результаты.

Наблюдение за миром — один из методов развития воображения

Наблюдение за окружающим миром и его явлениями

  • Наблюдение за явлениями природы, их активное обсуждение и объяснение причин
  • Рассказы о животных и растениях, наблюдение за их жизнью
  • Обсуждение происходящих вокруг событий совместно с ребенком (дома, на улице, за городом)
  • Ответы на всевозможные детские «почему?», «зачем?», «отчего?»

Детские развивающие игры

  • Старайтесь, чтобы ребенок принимал участие в настольных играх, рассчитанных на участие нескольких человек
  • Игрушки ребенка должны носить не только развлекательный, но и полезный для него характер
  • Игрушки должны обязательно соответствовать возрасту ребенка
  • К числу наиболее полезных для ребенка игрушек относятся конструкторы, а также пазлы для сборки

Изобразительное искусство

Учитывая то, что изобразительное искусство является одним из наиболее мощных инструментов развития творческих способностей ребенка, необходимо чтобы ему были доступны самые разнообразные средства художественной выразительности – карандаши и краски, фломастеры и цветные мелки.

Занятие по рисованию помогает развивать творческие способности

  • Материалы для рисования также должны отличаться разнообразием. Разрешите ребенку порисовать на разных поверхностях – гладких, шероховатых и т.д.
  • Ничего страшного, если в процессе рисования ребенок испачкает одежду или руки. Более того, рисование пальцами признается психологами не только средством творческого развития, но и отличной антистресс-терапией. Но, в то же время обязательно приучайте ребенка следить за чистотой и порядком на рабочем месте.
  • Совмещайте рисование с изучением формы, цвета; изучайте разнообразные техники живописи, позволяющие получить результат, который нужен ребенку.

Лепка

Лепка – одно из лучших средств развития и совершенствования навыков мелкой моторики, а также позволяют наиболее полно раскрыть творческие способности и фантазию ребенка.

Лепка — способ развития воображения

  • Начинать лепку лучше всего с самых простых деталей – геометрических фигур (шариков, кубиков, колечек, колбасок и т.д.).
  • После того как ребенок освоит наиболее простые формы, предложите ему попробовать вылепить что-нибудь посложнее.
  • Ребенку будет легче и приятнее работать с пластилином, если он будет ярким и приятным на ощупь. Желательно также размять его перед началом занятия.

Чтение книг

Приобщать ребенка к чтению книг необходимо начиная с самого раннего возраста. Это не только позитивно скажется на его интеллектуальном и творческом развитии, но сформирует у него привычку к чтению, а также хороший литературный вкус в будущем.

Чтение книг и воображение тесно взаимосвязано

  • Чтение должно занимать не менее получаса в день – причем, как утром, так и перед сном, когда ребенку будет легче воспринимать информацию
  • Подбирая материалы для чтения, необходимо учитывать как возраст ребенка, так и его интересы
  • По мере взросления ребенка обогащайте его литературные представления сказками, детской поэзией, простыми рассказами и т.д.
  • После прочтения книги старайтесь организовывать обсуждение каждой книги с ребенком. Это позволит решить задачу не только творческого, но и морально-нравственного развития
  • Ближе к окончанию дошкольного детства запишите ребенка в библиотеку, регулярно посещайте ее вместе
  • Немалую пользу ребенку принесет проигрывание с детьми сценок из полюбившихся книг. Причем, будет хорошо если вы дадите ребенку возможность не только исполнять ту или иную роль, но участвовать в подготовке сценария, оформлении костюмов и т.д.
  • Развитие речевого творчества дошкольников также невозможно без хорошего словарного запаса, который также обеспечивается чтением.
  • Немаловажную роль в воспитании детей также будет играть устное народное творчество. Обязательно читайте детям сказки народов мира и объясняйте, чему именно они учат.
  • Если к моменту наступления старшего дошкольного возраста ребенок уже овладеет навыками чтения, вы можете доверять ему самостоятельно чтение книг. Если же нет – не стоит торопить его. Излишне интенсивные занятия на развитие школьных навыков не только создадут излишнюю нагрузку, но могут негативно сказаться на мотивации ребенка к обучению в будущем.

Музыкальное развитие ребенка

Музыка, особенно классическая, благотворно влияет не только на интеллектуальное развитие, но и настроение ребенка. Она успокаивает ребенка, устраняя излишнюю тревожность и возбудимость. Поэтому с самого раннего возраста его нужно приобщать к классике (похожий эффект также имеют натуральные звуки живой природы).

Музыку можно объединить с изобразительным искусством

Учитывая то, что классическая музыка довольно непроста для восприятия, начинать можно с классических произведений в специальной аранжировке для самых маленьких.

Развитие мелкой моторики

  • Развитие мелкой моторики обязательно для ребенка старшего дошкольного возраста потому, что именно эти навыки дают ему возможность осуществлять большинство видов творческой деятельности.
  • Наиболее существенную роль в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры, лепка, раскрашивание.

Обязательные условия творческого развития ребенка

Регулярность и систематичность – вот основные условия, творческого развития ребенка, несоблюдение которых может свести на нет большую часть усилий.

Театр для развития воображения играет важную роль

  • Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста успешно происходит там, где родители заботятся о создании благоприятной среды для этого (то есть, где ребенок обеспечен необходимым инструментарием и т.д.)
  • Для того чтобы укрепить самооценку ребенка и его уверенность в себе, важно хвалить его за любые, даже не самые значительные на первый взгляд достижения.
  • Творческая фантазия ребенка лучше всего раскрывается там, где ребенку предоставляется свобода фантазии и ему дают возможность не бояться своих творческих задумок и идей.

Упражнения на развитие воображение у детей дошкольного возраста

Развитие творчества у дошкольников как правило происходит спонтанно, что неудивительно: такие черты, как желание творить, развивать в себе креативное начало, чаще всего заложены у детей самой природой и обнаруживаются у них в первые месяцы жизни. Тем не менее, специально организованная творческая деятельность позволяет существенно увеличить его эффективность.

«Дорисуй фигуру»

Разложите перед ребенком карточки с изображением разных геометрических фигур. Объясните ребенку, что каждая из этих карточек волшебная – и каждая фигура может превратиться настоящий рисунок.

Для этого ему нужно будет превратить квадрат, например, в домик, машину или трамвай. Круг – в солнце, часы и т.д. Если ребенок не поймет инструкцию с первого раза, можно нарисовать первую картинку самостоятельно, а после – предложить ему сделать то же самое.

Когда он доделает предложенное ему задание, попросите рассказать, что именно нарисовано.

Обратите внимание на то, что именно нарисовал ребенок: сделал ли он выбор в пользу более простого, или сложного изображения? Насколько оно детализировано? Попросил ли ребенок цветные карандаши и активно ли он использовал цвет?

«Волшебные превращения»

Может использоваться как немного усложненный вариант первого упражнения. Поставьте на лист бумаги пятно или кляксу чтобы ребенок дорисовал его до какой-либо картинки, добавляя к нему определенные детали. Критерии качества выполнения задания те же.

«Каракули»

Предложите ребенку закрыть глаза и нарисовать на листе бумаги абсолютно любые каракули. Изображать их можно любым цветом и в любом порядке – чем меньше ребенок будет контролировать процесс – тем лучше. После того как этот этап работы будет завершен, попробуйте найти в получившемся изображении черты сходства с теми или иными предметами, либо живыми существами.

Упражнение Кляксы детям очень нравится

«Скажи художник»

Эта игра позволяет развить у ребенка не только творческое, но и ассоциативное мышление (в частности – колоритмический язык). Ведущий, или взрослый называет любые предметы, явления и т.д.

, предлагая ребенку сказать, какого они цвета («Ты скажи, художник, какого цвета… (дождик, солнце, трава и т.д.).

Если ребенку будет сложно справляться с этой задачей, ее можно будет немного переформулировать, предложив ему сказать, что бывает красным, желтым, синим, зеленым и т.д.).

Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста может успешно осуществляться при помощи игротерапии, куклотерапии и т.д.

При помощи уже готовых или сделанных своими руками игрушек можно разыгрывать короткие сказки или детские пьесы.

Понятие «творческая личность» сегодня во многом является синонимом «успешной личности». Соблюдая условия развития творческих способностей дошкольников можно добиться немалых результатов, обеспечив ему возможность реализовать себя во многих сферах.

Источник: http://detki.guru/razvitie-rebenka/zanyatiya-s-rebenkom/razvitie-voobrazheniya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector