Среднесрочное планирование серии уроков физики по теме «электромагнитная индукция» (10 класс)

Среднесрочное планирование серии уроков физики по теме «Электромагнитная индукция» (10 класс)

Количество Ваших материалов: 0.

Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатноБлагодарность образовательного СМИ
за внедрение творческих и прогрессивных педаг. идейСертификат
почетного автора образовательных и методических публикацийПочётная грамотапедагог. мастерства

за вклад в развитие образов. интернет-пространства

Золотая карта1000 руб. в год

в качестве скидки до 50% на все услуги

Большой набор
для быстрого создания презентацийСреднесрочное планирование по физике по теме «Закон Электромагнитной индукции.

Правило Ленца» 11 классПросмотр файла: Открыть весь материалПЕРЕД СКАЧИВАНИЕМ поблагодарите автора, поделившись файлом в соцсетях:

Составила: Сарсембинова Алсу Авизхановна, учитель физики и информатики СШ имени 50 лет Октября Жаркаинского района Акмолинской областиСреднесрочное планирование по физике по теме «Закон Электромагнитной индукции.

Правило Ленца» 11 класс№ урокаТемадата 1.

Закон электромагнитной индукцииЦели Формы и методы работыРезультат обученияВовлечение в работуОцениваниеРесурсы (оборудование)Формирование знаний о явлении электромагнитнойиндукции и умений применятьих на практике для объяснения физических явлений; совершенствовать навыки экспериментальной работы; развивать мышление, речь и коммуникативныеумения учащихсяучителя 1.

Проверка усвоения ранее изученного: «Виды полей и их характеристики» (заполнение карточек с таблицами и выполнение теста по вариантам и взаимопроверка по критериям).2. Изучение нового материала по презентации «Электромагнитная индукция», демонстрационный эксперимент (Опыты Фарадея).Раскрыть связь магнитного и электрического полей3.

Просмотр презентации «Электромагнитная индукция». Систематизация знаний: выводы после просмотра презентации (вопросы).учащихсяИндивидуально работают с тестами и таблицами, затем в парах меняются для взаимопроверки.Взаимопроверка проводится по критериям на доске и накарточках (в парах).Просматривают презентацию.Наблюдают и анализируют эксперимент (опыты Фарадея).

Составляют опорный конспект по темеПросматривают презентации. Обобщают и систематизируют знания по теме, отвечая на поставленные вопросы.Расширят знания об электростатических, магнитных и вихревыхэлектрических полях.Научатся работать в парах при выполнении задания и заполнении таблицы.Научаться оценивать свои знания по критериям при работев парах.

Расширят знания по взаимосвязи магнитного и электрического полейУзнают и изучать какие явления электромагнитной индукции, его условия существования, узнаютучащиеся какая роль электромагнитной индукции в технике и вжизни человека.Самооценивание взаимооцениваниеКарточки с таблицами, карточки с тестами, слайд для контроля карточек и таблицы, компьютер, мультимедиа­проектор, демонстрационная доска.Формативное (похвалаПрезентация и оборудование для демонстрационного эксперимента. (катушка,миллиамперметр, штатив, магнит)Формативное (похвала)Компьютер, проектор, демонстрационная доска, презентация «Электромагнитная

индукция».

2.Правило Ленца.Сформулироватьправило, позволяющее определять направление индукционного тока в замкнутомконтуре (правило Ленца) 4. Закрепление пройденного материала по теме «Явление электромагнитной индукции» (работа в группахс обсуждением)5. Прокомментировать как делать домашнее задание.РефлексияНаучаться раскрывать сущность явления ЭМИ.Научатся делать выводы и обобщать материал.

Научатся внимательнослушать и оценивать себя.Каждая группа отвечает на свой вопрос по карточке и презентует остальным учащимся у доски, доказывая свою точку зрения. Учащиеся заполняют таблицу. (я зная, я узнал,я хочу знать)Формативное (похвала)Раздаточный материал свопросами для каждой группы.Формативное (похвала)Раздаточный материал с таблицами1.

Проверка усвоения ранее изученного: «Явление электромагнитной индукции. Опыты Фарадея» (работа в группах по составлению предложений из отрывков основных понятий).2. Изучение нового материала: «Возникновение индукционного тока и экспериментальное подтверждение правила Ленца» через постановку демонстрационного эксперимента. 3.

Систематизация знаний: выводы после просмотра эксперимента (вопросы).Расширят знания о явлении электромагнитной индукции.Научатся работать в парах при составлении выполнении задания насоставление основных предложений.Рассмотрят эксперимент по возникновению индукционного тока, экспериментально получат правило Ленца.

Выясняют, как взаимодействует магнит с индукционным током икак определить направление индукционного тока.Обобщают и систематизируют знанияпо теме, восстанавливая основные понятия.Формативное (похвала)Лист А3, маркеры, тексты с отрывками основных понятийНаблюдают и анализируют эксперимент (возникновение индукционного тока), делают записи в тетрадь.

Оборудование для демонстрационного эксперимента: катушка, магнит, прибор для демонстрации правила Ленца.Обобщают и систематизируют знанияпо теме, отвечая на поставленные вопросы.Формативное оценивание по принципу

«Молодцы».

4. Закрепление пройденного материала по теме «правило Ленца» (работа в парах по карточке на применение правила Ленца). 5. Прокомментировать как делать домашнее задание.Рефлексия 1.

Изучение нового материала:«Взаимосвязь электрического тока и магнетизма» (сообщения учащихся, постановка проблемного вопроса через демонстрационный эксперимент).2. Систематизация знаний: получение ответа на проблемный вопрос через эксперименты и проведение аналогии между индуктивностью и массой тела при движении.3.Явлениесамоиндукции.

Индуктивность.Формирование понятия явлениясамоиндукции, его проявление вцепях электрического тока, выработка навыков применения правила Ленца, умение проводить аналогии между явлениями природы.Научаться применять правило Ленца в различных ситуациях.Научатся работать в парах при выполнении задания.

Научаться оценивать свои знания по критериям при работе в парах.Научатся внимательнослушать и оценивать себя.Индивидуально работают с тестами, затем в парах меняются для взаимопроверки.Взаимопроверка проводится по критериям на карточках ( в парах).

Учащиеся заполняют таблицу (я зная, я узнал, я хочу знать)Взаимооцениваниепо критериямКарточки с тестами. Карточки с правильнымиответами.Формативное (похвала)Раздаточный материал с таблицамиУчащиеся прослушивают сообщения друг друга.

Оборудование для демонстрационного эксперимента: катушка­моток, магнитОбобщают и систематизируют знанияпо теме, отвечая на поставленные вопросы.Формативное (похвала)Прослушают сообщения одноклассников об взаимосвязи электричества и магнетизма.Рассмотрят эксперимент по возникновению явления самоиндукции. Выяснят, как возникает явление самоиндукции, и проведут аналогию между энергией магнитного поля и кинетической

энергией.

3. Закрепление пройденного материала по теме «Электромагнетизм» (работа в парах по выполнению теста и взаимопроверка).4. Прокомментировать как делать домашнее задание.Рефлексия1.Систематизация знаний: Электромагнитная индукция (работа в группах по выполнению заданий).2.

Обобщение пройденного материала (работа в группах по составлению кластеров по теме)Расширят знания о явлении самоиндукции. Научаться применять правило Ленца.Научатся работать в парах при выполнении задания.Научаться оценивать свои знания по критериям при работе в парах.

При выполнении заданий в группах присутствует атмосфера сотрудничества.Повторят и углубят знания об открытии ЭМИ, об экспериментальном доказательстве, о направлении индукционного тока.Научаться обобщать материал по вопросам: 1) ЭМИ; 2) правило Ленца; 3) магнитный поток; 4) самоиндукция.

Уметь работать в группах по составлению кластера по темеОценивание на листах с заданиями.Карточки с тестами. Индивидуально работают с тестами, затем в парах меняются для взаимопроверки.Взаимопроверка проводится по критериям на доске.

Учащиеся заполняют таблицу (я зная, я узнал, я хочу знать)Формативное (похвала)Раздаточный материал с таблицамиУмеют правильно и грамотно выражать свои мысли.Оценивание на листах с заданиями.Листочки с заданиями.Проявляют инициативу на уроке.Оценивание на листах с заданиями.Бумага, маркеры, магниты.

Правильно планируют время при выполнении самостоятельных заданий и работе в группе.4.Обобщение темы:Электромагнитная индукция.Ззакрепить и обобщить знания, умения, навыки, формировать представление о процессе научного познания;формирование умений объяснять физические явления, используя явление

Читайте также:  Календарь памятных дат августа

электромагнитно

й индукции и правило Ленца3. Прокомментировать как делать домашнее задание.Рефлексия При выполнении заданий в группах присутствует атмосфера сотрудничества.Учащиеся заполняют таблицу (я зная, я узнал, я хочу знать)Формативное (похвала)Раздаточный материал с

таблицами

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:
— выберите тему — пройдите небольшой тест

— получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ

Подробнее… или выбрать тему

Источник: https://znanio.ru/media/srednesrochnoe_planirovanie_po_fizike_po_teme_zakon_elektromagnitnoj_induktsii_pravilo_lentsa_11_klass-76605/91868

Уроки физики

Фильтр по целевой аудитории

Предлагаются материалы для проведения урока в 10-м классе, относящиеся к главе «Электростатика».

Урок построен по классической схеме: проверка знаний по теме «Электрическое поле», вывод формул работы электрического поля по перемещению электрического заряда и определение новых терминов.

В конце урока учащимся дается тест на закрепление полученных знаний. Работа представлена на конкурс «Моя презентация к уроку»

Целевая аудитория: для 10 класса

31.03.2018Genry72

Разработка урока по теме «Электрические явления»

Разработка включает план урока, презентацию, тест и дополнительные материалы.

Цели урока: закрепить, обобщить и углубить знания обучающихся по теме «Электрические явления», научиться применять полученные знания, умения, навыки работы с электрическими приборами на практике и обеспечить применение знаний на практике в стандартной и нестандартной ситуации, соблюдая меры безопасности.

Целевая аудитория: для 8 класса

Целевая аудитория: для 8 класса

30.09.2017mihail_atlasov196

Разработка урока по теме «Зарождение физики элементарных частиц»

Данную разработку урока целесообразно использовать в разделе «Элементарные частицы» на первом уроке при изучении темы «Зарождение физики элементарных частиц».

Цель урока: расширение представление учащихся о строении вещества; изучение основных этапов развития физики элементарных частиц.

Задачи урока:

  • Образовательная: познакомить учащихся с понятием — элементарная частица, с типологией элементарных частиц, а так же с методами исследования свойств элементарных частиц;
  • Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся, обеспечивая вовлечение их в активную познавательную деятельность, в групповую и индивидуальную работу;
  • Воспитательная: воспитание осознанности восприятия научных достижений в мире; развития любознательности, выдержки.

Целевая аудитория: для 11 класса

23.03.2017школа4996265

Конспект и презентация к уроку физики «Электромагнитная индукция»

Предлагается презентация урока физики в 11 классе по теме «Электромагнитная индукция». Объем и сложность материала соответствуют базовому курсу физики при двух часах в неделю.

Урок проводится после завершения главы 1 «Магнитное поле»  на основе опорного конспекта, содержащего основные положения главы 2 ( УМК Мякишев Г.Я. и др). Слайд, содержащий опорный конспект, состоит из 8 секторов-тем, каждому из которых соответствует свой отдельный слайд с изложением формул, определений, рисунков. Решение задач на этом этапе не предусмотрено.

Опорный конспект может использоваться на других уроках и элективных курсах при повторении данной темы в рамках подготовки к ЕГЭ. 

Целевая аудитория: для 11 класса

26.02.2017Genry432

Урок физики в 8 классе по теме «Электрическое напряжение»

Разработка включает План урока, Технологическую карту, Презентацию, Тест и дополнительные материалы. В ходе урока проводится практическая работа.

Целевая аудитория: для 8 класса

Источник: http://www.uchportal.ru/load/39

Среднесрочное планирование серии уроков по физике в 10 классе Среднесрочный план по физике 10класс

Среднесрочное планирование серии уроков по физике в 10 классе Среднесрочный план по физике 10класс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Среднесрочное планирование серии уроков по физике в 10 классе

Среднесрочный план по физике 10класс.

Предварительные знания по предмету: «Скорость, координаты, путь, перемещение, траектория, ускорение».

Цели:

Образовательные: Учащиеся к концу серии последовательных уроков будут знать движение тела, брошенного горизонтально и под углом к горизонту, уметь решать графические задачи на кинематику.

Развивающие: Ученики самостоятельно путем сравнения, аналогии, обобщения построят графики различных движений, выполнят рефлексию на разных этапах урока.

Воспитывающие: Ученики смогут оценивать свою учебную деятельность, проводить взаимооценивание, будут взаимодействовать в команде.

Языковые цели: Терминология «путь, перемещение, скорость, ускорение, материальная точка, парабола, дальность полета».

Ресурсы: Интерактивная доска, мультимедийный проектор, листы оценивания, маркеры, постеры, стикеры. Презентации к каждому уроку.

Тип урока. Тема урока и цель урока Ожидаймый результат Формы деятельности.Стратегии и приемы. Модули Программы Навыки по таксономии Блума,какие группы вовлечены. Какие задания выполняются. Критерии успеха.Формы и виды оценивания Определение барьеров в усвоении темы и действия по их преодолению
1 Тема: Механическое движение. Относительность движения.Сформировать у учащихся представление об относительности движения и покоя;ввести новые понятия: тело отсчета, система отсчета; систематизировать знания по теме; Развитие речи, мышления; развитие умственной деятельности: умений обобщать, моделировать;.
  1. Знание теоретического материала,
  2. Умение применять их при работе.
  3. Умение работать с учебником и определять ключевые моменты.

.

Деление на гетерогенные (смешанного состава) группы. Лидеры назначены учителем из числа способных и обладающих лидерскими качествами учеников – продиктовано необходимостью изучения новой информации.Модули:обучение тому, как учиться – обучение в сотрудничестве. Критическое мышление-решение поставленной задачи.ИКТ – слайды презентаций.Оценивание для обучения – листы самооценивания.Лидерство – умение работать в группе.Стратегии: Мозговой штурм. Корзина идей Знания, понимание, применение для всех учащихся.Ответы на вопросы закрытого порядка: что такое система отсчета, как составить алгоритм решения задач на относительность движения. Умеет решать графические задачиУмеет находить виды движений.Умеет обосновывать решения устно.Участвует в групповой работе.Заполняются листы оценивания по критериям. Критерии обсуждаются.Взаимооценивание в группе. Барьеры в обучении определяются: 1.через рефлексию «Светофор»2. По результатам обратной связи — индивидуальное решение одной системы.Преодоление:через сотрудничество, подбор индивидуальных заданий, оценка выполнения.
2 Основные кинематические понятия и уравнения.

  1. Cформулировать основные положения молекулярно-кинетической теории.
  2. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности.

.

, уметь самостоятельно организовать собственную деятельность 1.Форма деятельности учеников: групповая, индивидуальная работа. Деление на группы методом случайного отбора.2. Привлечение учеников к целеполаганию, определению критериев оценивания – в листах оценивания записывают свою цель на уроке.Модули: Обучение тому, как учиться – поиск решения систем в группахОценивание для обучения – целеполагание, оценивание, рефлексия.ИКТ- работа на интерактивной доске. Лидерство – наблюдение за деятельностью учащихся в группах.Критическое мышление — стратегии:Ромашка Блума, Анкетирование. Навыки по Блуму: применение, анализ, синтез и оценка. Задания выполняют все учащиеся в группах.Составление и поиск ответов на вопросы высокого порядка учащимися: какие действия можно произвести над векторами Критерии успеха:Решают задачи с векторами, оценивают решение систем в группах.Заполняют листы самооценивания-отмечают в листах оценивания степень достижения своей цели. Выполняют взаимооценивание индивидуальной работы. Взаимооценивание работы групп. Наблюдение за деятельностью учащихся в группах.Обратная связь: индивидуальная работа на 10 мин с взаимоконтролем и оценкой.Рефлексия: Я достиг цели, потому что…Я на пути к достижению, потому что…Я не смог достичь цели, потому что……Проверка тетрадей с домашними работами.Подбор индивидуальных заданий. Организация консультаций.
3 Движение тела, брошенного под углом к горизонту.познакомить учащихся с наиболее сложным видом движения под действием силы тяжести (в случае, когда начальная скорость направлена под углом к горизонту), ознакомить учащихся с движение брошенного тела под углом к горизонту, научить рассчитывать параметры этого движения; правильно использовать текстовый материал в процессе выполнения заданий;правильно применять формулы и законы при решении задач в процессе выполнения заданий;использовать и анализировать текстовый материал, участвуя в обсуждении; Самостоятельная работа по выявлению: осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания.готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. готовности к творческому применению знаний. В сам. работе задания разного уровня сложностей с постепенным нарастанием — привлечение в качестве консультантов- успешных учеников.Модуль оценивание для обучения — формативное оценивание.Обучение талантливых и одаренных. Лидерство. ИКТ Знание, понимание, применение, для всех учащихся. Задания группы АЗадания на анализ и синтез для продвинутых учеников — задания группы В из книги Кирика. Критерии успехаученик справится с заданиями трех уровней сложности.Заполняют листы самооценивания.Формативное промежуточное оценивание учителя по критериям.Самооценивание выполнения самостоятельной работы. По результатам самостоятельной работы.организация дополнительных консультаций. Подбор индивидуальных заданий.
4 Движение тела, брошенного горизонтально.Сформировать знания о баллистике – о разделе физики, изучающий движение тел в поле силы тяжести.Продолжить работу по формированию экспериментальных исследовательских умений при работе с физическими приборами и компьютерными моделям показать роль эксперимента в в формировании понятия свободного падения тел: развивать умение наблюдать, работать над формированием умений анализировать, сравнивать явления и делать вывод Деление на группы смешанного типа по уровню усвоения и познавательной активности.Модули Новые подходы, оценивание для обучения, ИКТ, критическое мышление.обучение талантливых и одаренных.Стратегии: Зигзаг,Бортовой журнал. Все навыки по таксономии Блума для всех групп учащихся. Подбор заданий учителем и составление вопросов высокого порядка учащимися.решение заданий Осуществляют взаимооценивание групповых работ — обмен решениями.выполняют оценивание презентаций групп по решению проблемы. Определение барьеров через рефлексию, наблюдение на уроке, по самооцениванию.Преодоление барьеров: подбор индивидуальных заданий, консультации учителя и продвинутых учеников.
  1. Образовательная программа

    … учебные помещения для проведения уроков по всем предметам учебного плана; наличие спортивного зала … (10 «Б» класс); «Экономика» 2 часа в неделю (10 «Б» класс); «Право» 2 часа в неделю (10 «Б» класс). Преподавание данных предметов ведется по

  2. Публичный отчет

    среднесрочный период. Цели Планированныйплана представлен предметом проектная деятельность по 1 часу. В 10-11 классах предлагается 2 профиля: социально-гуманитарный, физикоСерияуроков, … классы, «Правильный выбор» — 9 класс, «Альтернатива» — 10класс., …

Другие похожие документы..

Источник: https://gigabaza.ru/doc/193379.html

Методическая разработка урока физики по теме «Электромагнитная индукция»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА

Тема: ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ

Методическая разработка учебного занятия по теме

«Электромагнитная индукция»

Методическая разработка посвящена теме, имеющей огромное прикладное значение. В ней рассматриваются вопросы, связанные с раскрытием сущности явления электромагнитной индукции, разъяснением закона электромагнитной индукции и правила Ленца. Занятие построено на сочетании различной познавательной деятельности обучающихся.

Работа содержит план, конспект урока, список использованной литературы.

Столь подробное описание преследовало следующие цели:

— раскрытие опыта проведения занятий по изучению электромагнитной индукции с использованием различных педагогических и информационных технологий;

— показать роль развивающего обучения для повышения мотивации освоения предмета.

Ссылки на слайды презентации к уроку иллюстрируются рисунками в конспекте урока.

Разработала: Лукьянцева Н.А., преподаватель высшей категории ГБОУ СПО «Стерлитамакского политехнического техникума»

Содержание

Тема, цель и задачи занятия.План учебного занятия.Конспект учебного занятия.Список использованной литературы.Приложение.

Тема урока: «Электромагнитная индукция»

Тип урока: формирование новых знаний.

Вид урока: комбинированный урок

Форма проведения : беседа с демонстрацией видеоматериалов, проведением демонстрационных опытов и экспериментов.

Методы обучения:

— объяснительно-иллюстративный,

— частично-поисковый (фронтальный лабораторный эксперимент, проблемная беседа),

— репродуктивный.

Оборудование демонстрационное: гальванометр, катушка, полосовой магнит, соединительные провода, прибор Петроевского, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Оборудование для фронтального лабораторного эксперимента: источник питания, катушки с сердечником, выключатель, соединительные провода, реостат, гальванометр.

Задача занятия:

Сформировать у обучающихся необходимые знания о явлении электромагнитной индукции, законе электромагнитной индукции и правиле Ленца.

Приобщить к активному занятию, реализовав идею развивающего обучения.

Цели урока:

• Обучающие;

— раскрыть сущность явления электромагнитной индукции;

— разъяснить правило Ленца и научить студентов пользоваться им для определения направления индукционного тока;

— разъяснить закон электромагнитной индукции и научить студентов пользоваться им для проведения расчетов:

— показать практическую значимость изучаемого явления.

• Развивающие:

-способствовать актуализации, закреплению и обобщению знаний, самостоятельному конструированию новых знаний;

— способствовать развитию умений работать в группе, высказывать собственные суждения и аргументировать свою точку зрения:

— формировать умение выделять главное и существенное;

— развивать познавательные интересы при выявлении сути процессов:

— развивать память и творческую активность.

• Воспитательные:

— воспитывать материалистическое мировоззрение при объяснении результатов опытов;

— воспитывать инициативу и самостоятельность при проведении фронтального лабораторного эксперимента;

— воспитывать патриотизм при рассмотрении вопроса о вкладе ученых в раскрытие данной темы.

Обучающийся должен знать:

— определение электромагнитной индукции;

— формулировку правила Ленца;

— закон электромагнитной индукции.

Обучающиеся должны уметь:

— пользоваться правилом Ленца для определения направления индукционного тока;

— пользоваться законом электромагнитной индукции для выполнения простейших расчетов.

Методическая цель:

— раскрытие опыта проведения занятий по изучению электромагнитной индукции с использованием различных педагогических и информационных технологий;

— показать роль развивающего обучения для повышения мотивации освоения предмета.

План учебного занятия

Организационный момент. (1 мин.)Начальный этап (мотивация).( (5 мин.)Основной этап (овладение новыми знаниями). (25 мин.)Итоговый этап (сведение элементов знаний в общую картину). (6 мин.)Заключительный этап (рефлексия).(7 мин.)Домашнее задание. (1 мин.)

Конспект урока

Пока люди будут

пользоваться благами электричества,

они будут помнить имя Фарадея.

Гельмгольц

1. Организационный этап:

— приветствие, проверка присутствующих,

— организация внимания учащихся.

2. Начальный этап:

2.1 Преподаватель: Мы знаем, что электротехника изучает возможности использования электрических и магнитных явлений для практических целей. Эпиграфом к нашему занятию взяты слова Гельмгольца: «Пока люди будут пользоваться благами электричества, они будут помнить имя Фарадея». (Слайд 1) Как вы думаете, за что люди должны помнить Фарадея?

Предполагаемый ответ: Он сделал важное открытие, имеющее большое практическое значение.

2.2 Преподаватель: Изучению этого открытия мы и посвятим наше сегодняшнее занятие. В тетради записывается дата и тема учебного занятия. (Слайд 2)

В . М.Фарадей поставил перед собой задачу: «Превратить магнетизм в электричество».

Давайте вспомним, какие опытные факты были известны в то время, когда Фарадей приступил к решению поставленной задачи. (Демонстрация слайдов 3,4)

Опыт Эрстеда

Далее следуют пояснения обучающихся по ним. В . Эрстед обнаружил действие тока на магнитную стрелку, а Ампер обнаружил взаимодействие токов. Араго открыл намагничивание током.

Из всего сказанного следует, что связь между электрическими и магнитными явлениями была очевидной. Идея получения электричества за счет магнетизма носилась в воздухе.

Эту задачу пытались решить ряд ученых, в том числе Ампер и Колладон, но безуспешно.

А ведь задача была очень заманчивой, ее решение позволило бы с помощью магнитного поля получать электрический ток и построить электрические генераторы.

3. Основной этап:

3.1 М.Фарадею понадобилось 10 лет для решения поставленной задачи. Электрический ток, рассуждал Фарадей, способен намагнитить кусок железа. Не может ли магнит вызвать появление электрического тока? Долгое время эту связь обнаружить не удавалось. Чтобы понять, как Фарадею удалось «превратить магнетизм в электричество», выполним опыты Фарадея, используя современные приборы. (слайд 5)

Демонстрация опыта: Перед вами цепь, состоящая из катушки и гальванометра. В . в лабораторном журнале Фарадея зарегистрировано обнаружение тока при введении магнита в катушку (или выведение из нее). Трудно было додуматься до главного, что только движущийся магнит может индуцировать электрический ток в катушке.

Что же мы получили? Стрелка гальванометра отклоняется, следовательно в цепи появился ток. Источника тока нет, а ток есть. В чем причина появления тока? Предполагаемый ответ: Магнитное поле, окружающее магнит, вызывает появление электрического тока.

А почему ток отсутствует, если магнит неподвижен? Предполагаемый ответ: Магнитное поле, пронизывающее катушку не меняется. Как называется величина, характеризующая магнитное поле в некотором замкнутом контуре? Предполагаемый ответ: Эта величина называется магнитным потоком.

Если изменяется магнитное поле, значит изменяется магнитный поток, а он пропорционален числу линий магнитной индукции, пронизывающих контур. Давайте попробуем дать определение тому явлению которое мы сейчас наблюдали. (Слайд 6)

Дается определение с помощью обучающихся.

Явление электромагнитной индукции заключается в возникновении электрического тока в проводящем контуре, который либо покоится в переменном во времени магнитном поле, либо движется в постоянном магнитном поле, таким образом, что число линий магнитной индукции, пронизывающих контур, меняется.

Как вы думаете, можно ли получить индукционный ток в катушке, не двигая магнит? Предполагаемый ответ: Можно, перемещая саму катушку.

А каким образом еще можно изменять магнитное поле, имея оборудование для лабораторного опыта, представленное у вас на столах? На этот вопрос мы ответим позже, после того, как вы проведете экспериментальное исследование. (Преподаватель делит группу на две подгруппы, каждая из которых получает свое задание).

3.2 Фронтальный лабораторный эксперимент:

Задание первой группе. (слайд 7)

Соберите цепь как указано на рисунке. Замыкая и размыкая цепь, наблюдайте за показаниями гальванометра.

Ответьте на вопросы:

Как изменялся магнитный поток, пронизывающий контур?Изменялось ли направление тока при замыкании и размыкании цепи? Когда ток был большим, маленьким. равным нулю?Сформулируйте необходимое условие возникновения индукционного тока.

Задание второй группе.

Соберите установку как указано на рисунке. (слайд 7) Перемещая ползунок реостата, наблюдайте за показаниями гальванометра.

Ответьте на вопросы:

Как изменялся магнитный поток, пронизывающий контур?Изменялось ли направление тока при изменении направления движения ползунка? Когда ток был большим, маленьким. равным нулю?Сформулируйте необходимое условие возникновения индукционного тока.

После выполнения эксперимента обучающимися идет его обсуждение, в результате которого они приходят к выводам:

Для получения индукционного тока в замкнутом контуре необходимо, чтобы его пронизывало изменяющееся магнитное поле. Изменять магнитное поле можно путем замыкания и размыкания цепи, или перемещая ползунок реостата.

Проделав все эти опыты, мы с вами повторили открытие Фарадея.

3.3 Итак, с помощью магнитного поля можно получать электрический ток. А как определять направление этого тока? Этот вопрос тоже является очень важным. Чтобы ответить на него проведем следующий опыт.

(Проводим демонстрацию с прибором Петроевского). (Слайд 8)

Анализ опытов про…

Источник: https://www.InfoUroki.net/metodicheskaya-razrabotka-uroka-fiziki-po-teme-elektromagnitnaya-indukciya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector