Старшим дошкольникам о народных традициях

Старшим дошкольникам о народных традициях

Демина Г. Д. Приобщение к народным традициям детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 52-54. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8760/ (дата обращения: 03.05.2018).

У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколения. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, и должны воспитываться в национальных традициях.

Воспитательный потенциал народных традиций актуален в настоящее время.

Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона, позволяет раскрыть самобытность русского народа.

Воспитанию у дошкольников патриотических качеств, формированию художественно-эстетического вкуса способствует своевременное приобщение к национальным традициям.

Но как воспитать дошкольников духовно богатыми, когда наше телевидение, СМИ несут в себе огромный заряд тревоги и агрессии? Задача педагогов заключается в том, чтобы уберечь детей от той негативной информации, которая разрушает незащищенное эмоциональное поле ребенка.

Поэтому, выход из этой ситуации есть — в возрождении и приобщении дошкольников к национальным традициям отечественной культуры, что является важнейшей задачей развития ребенка.

Актуальность данной темы заключается в том, что воспитывая в детях любовь к Родине и национальным традициям, как можно раньше, у них формируются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка.

Россия, Родина, Родной край… Какие дорогие и близкие с детства слова, как научить юное поколение любить «большую» и «малую» Родину, воспитывать у них желание беречь и приумножать лучшие традиции своего народа, уважать самобытную культуру?

Народное творчество раскрывает перед дошкольниками дверь в мир прекрасного и доброго, что влияет на формирование музыкальных способностей и духовно- нравственных качеств детей.

Не случайно во всех странах мира народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям — отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры.

Для успешной работы в данном направлении важна система и последовательность по воспитанию положительного отношения дошкольников к духовно-нравственным ценностям. Важно развивать творческие способности дошкольников, его личностные и духовно-нравственные качества.

Введение в практику дошкольного образования интегрированной непосредственно-образовательной деятельности предполагается использование разнообразных видов деятельности, которые могут интегрировать между собой, что является решением единой педагогической задачи обучения. Развитие ребенка осуществляется в двух или более направлениях по формированию народных традиций, по художественно-эстетическому воспитанию воспитателями, узкими специалистами, работающими с одной группой детей на основе интеграции.

Приобщение к народным традициям в условиях интеграции разделов художественно-эстетического цикла является эффективным научным инновационным методом работы с дошкольниками. Также — это есть важный шаг в становлении личности ребенка.

Первым шагом на пути к приобщению дошкольников к русской народной культуре, конечно же, должно быть расширение знаний о своей малой родине, изучение обычаев и традиций своего города, района, области. С раннего возраста у ребенка развиваются чувства, черты характера, которые связывают его непосредственно со своими корнями.

Белгородчина — уникальный край, где сохранение традиций побуждает у детей чувство любви и гордости к «малой» Родине.

Край наш богат, красив его ландшафт, в каждом городе, районе, селе существуют особые традиции в песенном, декоративно-прикладном искусстве, манере речи, которые передаются из поколения в поколение.

Музыкальное народное творчество дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.

Чтобы нагляднее познакомить детей с народным бытом и традициями русского народа оформила мини — музей «Горницу», где теперь у нас живут предметы старины и народного быта.

Детям очень нравится проводить досуг в «Горнице», узнавать о предметах старины, прикоснуться к музейным экспонатам, посидеть за прялкой.

На базе мини-музея проводятся мероприятия по приобщению к национальным традициям, русским бытом, ведется работа студии «Сударушка», совместные с родителями посиделки: «Кто в теремочке живет?», «Дом, открой свою тайну», «Загадки бабушкиного сундука», «Расписная прялочка» и другие.

С целью изучения национальных традиций, мною разработана и апробирована система работы по приобщению дошкольников к русской народной культуре и музыкальному фольклору.

Все это позволяет вызвать живой интерес у детей к народным традициям, расширяет и обогащает знания детей о русском быте, воспитывает интерес детей к музыкальной деятельности средствами интегрированного сочетания разных видов искусств: музыкальный фольклор, устное народное творчество, народно-прикладное творчество.

Важное место в работе, отводится семье. Я считаю, что семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей, — начальное звено соборного воспитания. Необходимо научить уважать и беречь семейные традиции, узнать свою родословную, почитать старшее поколение. Доброжелательная, теплая домашняя обстановка — обязательное условие организации праздников и развлечений.

В результате проведенной работы, были замечены положительные тенденции в воспитании национальных традиций, развитии музыкальных способностей детей.

Они с радостью посещали непосредственно-образовательную деятельность, кружок, проявляли творческую активность, эмоционально и выразительно исполняли русские народные песни, танцевали задорные танцы, легко и с азартом играли на музыкальных инструментах, стали дружнее, добрее, выдержаннее. Дошкольники выступали на большой сцене, занимая призовые места, участвуя на праздниках с гордостью за свой родной край.

С большой уверенностью можно сказать, что из наших дошкольников вырастут настоящие защитники Отечества и продолжатели национальных традиций.

Литература:

1.      Князева, Л.Д., Маханева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1998,-304с.

2.      Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2004, -226с.

3.      Жирова, О. Я. Вместе играем и поем, да старинушку Белгородскую узнаем. — Белгород. 1998, -96с.

4.      Жирова, О. Я. Вместе играем и поем, да старинушку Белгородскую узнаем. — Белгород. 1998, -96с.

5.      Комарова, Т.С., Зацепина, М. Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы в детском саду. Москва: Аркти,2003, -143с.

Основные термины (генерируются автоматически): к национальным традициям, дошкольников к национальным традициям, детей старшего дошкольного, старшего дошкольного возраста, традициям детей старшего, приобщение к национальным традициям, приобщению дошкольников к национальной, дошкольников к духовно-нравственным ценностям, Приобщение к народным традициям, к Родине и национальным традициям, дошкольников к русской народной, творческие способности дошкольников, приобщению к национальным традициям, личности ребенка, русского народа, народных традиций, традициям семьи, народных традиций актуален, в формировании личности ребенка, детей с народным бытом.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8760/

Народные традиции в воспитании детей дошкольного возраста

Народные традиции в воспитании детей дошкольного возраста

Уважаемые родители, педагоги!

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим…

Россия является многонациональным государством, на территории которого проживает более 180 народов,   более 67 % её населения приходится на одну национальность, при этом в официальных документах ООН Россия — многонациональное государство.

Перед нами  взрослыми  стоит  задача — познакомить  детей  с народным традициям, обычаями, обрядами, таким образом  расширить    их представлений о культуре русского народа;  формировать  у детей интерес к истории и народному творчеству;  развивать  эстетическое и нравственное восприятие мира; дать  детям  представление об устройстве  дома на Руси, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре,  о  русской национальной кухне. Каждый человек должен знать свою родословную, поэтому нам следует познакомить детей с тем, что такое генеологическое древо и как оно оформляется. Обязанность педагогов и родителей стоит в том, чтобы воспитать хорошего гражданина нашей Родины, который будет ее любить, беречь и защищать.С уважением главный редакторТ.А. КыштымоваСОДЕРЖАНИЕ

  1. Ифтоди В.И. Народные традиции в воспитании детей дошкольного возраста…………….4
  2. Синагулова А.С. Русские традиции и обряды…………………………………………………7
  3. Хавалкина Л.Л. Русский фольклор……………………………………………………………11
  4. Петрова Т.Ф. Игры народов мира……………………………………………………………..15
  5. Пивненко А.Г. Культура народа ханты……………………………………………………….18
  6. Андрощук С.Н. Народный танец………………………………………………………………20
  7. Шехова Р.Р. Сказки народов мира…………………………………………………………….22
  8. Кузнецова Н.И. Почему нужно уважать чужие ценности…………………………………..24
  9. Бутаева Т.А. Национальные различия………………………………………………………..26

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение» не имеющее никаких нравственных ценностей? Как быть нам, чтобы этого не произошло? Может оградить от сложностей окружающего мира, создать «мягкую» среду? Или, наоборот, пусть слышат и видят всё, что происходит вокруг, авось закалятся?   Но, выход есть, он другой. Он состоит в том, чтобы с самого раннего детства научить детей доброте, терпению, умению помогать друг другу, т.е. воспитать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют. Вопрос только в том, какими методами воспитывать духовность и нравственность. Многие наши известные педагоги, психологи, авторы многих методических пособий, такие как Скорлупова О.А., Князева О.Л., Маханева М.Д., Усова А.П., Тихеева, Кокуева Л.В., Доломанова Н.Н. и многие другие считают, что духовность и нравственность воспитывать необходимо через русские народные традиции, на материале истории нашего народа.

Цель такого воспитания — развитие нравственных качеств личности.

 Основные задачи — формирование духовно-нравственных чувств сопричастности к культурному наследию нашего народа.

 Какие же основные формы этой работы? К ним нужно отнести:

  • оформление в детском саду мини-музея (это наша русская изба — красна);
  • оформление детских выставок (детское творчество по мотивам народно-прикладного искусства очень ценно в воспитании нравственности, так как дети выражают своё отношение к культурному наследию).

Ведь всем известно, что детское творчество — главное средство и движущая сила развития личности.  Также, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках  кратко и очень метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.   Следующая форма приобщения детей к культурному наследию — это праздники и праздничные посиделки. В такие праздники как «8 марта» и др. можно включать элементы народных песен, хороводы, частушки и т.п. В праздничные посиделки обязательно включается работа по формированию навыков общения взрослых и детей, ребёнка со сверстником, решается задача создания эмоционального комфорта. Основная цель праздничных посиделок — это подготовка к празднику. На них разучиваются песни, хороводы, игры, изготавливаются совместно открытки-приглашения, подарки-сюрпризы. Важно, чтобы на посиделках был игровой персонаж: бабушка, дедушка, добрый молодец, девица — красавица или другие. Кроме того, ряженье участников посиделок повышает эмоциональный тонус детей.  После праздников организуются итоговые беседы. Дети должны настоящий праздник сравнить с прошедшим, найти сходства и различия, особенно, если это праздники по народному календарю или обрядовые как «Масленица». Важно учить детей рассуждать, почему праздник отмечают в данное время, устанавливать зависимость народного праздника от сезонных изменений. Познавательные беседы развивают мышление детей, осмысленное восприятие событий. Всё это способствует нравственно-эстетическому воспитанию, а также развитию духовности ребёнка через культурное наследие нашего народа.  Следующая форма — посещение музеев, в данном случае историко — художественного или музея Янтаря, художественную Галерею и др. Такие экскурсии  являются  средством  развития  чувственного  восприятия современных предметов и старины, нравственного отношения к ним. Дети осознают понятия — «прошлое», «настоящее», «время». Кроме того, дети смогут приобщаться к таланту и мастерству предков, при этом воспитывается бережное отношение ко всему, что создавали и создают эти мастера.  Мы должны помочь ребёнку осознать смысл и значение духовной и исторической ценности музейных экспонатов. В этой работе важна подготовка к посещению музеев, в какой форме будут изучаться экспонаты, продумываются задачи, как лучше подготовить детей к посещению. Лучше всего в этом поможет рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, познавательные беседы с детьми. После посещения музея, нужно создать условия для творческой деятельности, чтобы дети смогли из разных материалов изготовить понравившиеся предметы, отобразить в рисунках свои впечатления. Экскурсии в музей — это средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса, познавательной активности.Целевые прогулки и экскурсии по улицам города способствуют тому, что ребёнок получает яркие представления о наблюдаемых объектах. Например, рассказывая о культурных сооружениях, необходимо представлять их как памятники, обращать внимание на купола, башни, украшения, мозаику и т.п.Важны также объекты старинные и современные для сравнения. Если нет возможности рассмотреть объекты древнего города, можно использовать иллюстрации, фотографии, гравюры. Обязательно в беседе нужно уточнить знания детей об использовании в наше время традиций народного зодчества. Тогда дети научатся воспринимать архитектурные памятники как эталон народной национальной культуры.В заключение хочется отметить немаловажную особенность, которая также связывает ребёнка с первых лет жизни — это язык своего народа, который ребёнок усваивает через народные песни, музыку, игры, народные игрушки, впечатления природы родного края, быт и обычаи людей. Через родную песню, сказку, игру, устно-словесное творчество, овладевая родным языком, ребёнок получает первые представления о культуре своего народа.«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным», говорил К.Д. Ушинский.

Читайте также:  Двигательная активность в начальной школе

В.И. Ифтоди, воспитатель

Русские традиции и обряды

Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.Традиции народа – это, то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир. Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, традиции, а также обряды и праздники. На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.

Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими условиями. Отсюда несовпадение названий месяцев в разных областях. Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь.

https://www.youtube.com/watch?v=QJ1d56RqcgA

Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями. Он включает в себя знание природы, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни.Народный календарь является слиянием языческого и христианского начал, народным православием.

С утверждением христианства языческие праздники запрещались, получали новое истолкование или перемещались со своего времени. Кроме закреплённых за определёнными датами в календаре, появились передвижные праздники пасхального цикла.

Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество разных произведений народного искусства: песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит.

Масленица

Конец февраля – начало марта. В Центральной России еще зима. Даже в солнечные дни еще по-зимнему холодно и именно в эти дни проходит в русских городах и деревнях веселый праздник – Масленица.

Прихода весны в России всегда ждали с большим нетерпением и радовались солнцу, теплу после холодной и долгой русской зимы. К этому празднику долго готовились: мыли полы, убирали комнаты, сжигали мусор. Во время праздника устраивали веселые игры, катались с гор, ходили в гости и, конечно, пекли блины. Почему именно блины? Потому что блин – круглый и румяный – по своей форме похож на солнце.

На празднике были популярны различные игры, соревнования, конкурсы и викторины. Вопросы задавали и серьезные, и шуточные. Кто отвечал на все вопросы, тот получал в награду приз: знаменитый тульский самовар или – живого петуха.

Масленицу праздновали семь дней. Масленицей называлось и чучело, которое делали из соломы, наряжали и возили с песнями на санях в первый день праздника. В последний день праздника соломенную Масленицу сжигали на костре.

Иван Купала

Иван Купала празднуется в ночь на 24 июня, накануне Рождества Иоанна Крестителя. Происхождение слова Купала до сих пор не вполне ясно. Скорее всего, оно является производным от глагола купать, так как в этот день был распространен обычай купаться или обливаться водой. Купалой называли также чучело, которое участвовало вместе с молодежью в празднике, после чего его топили или сжигали.

Отличительной особенностью купальской обрядности было возжигание костров, вокруг которых с пением протяжных купальских песен водили хороводы. Весьма распространенный, хотя и не безопасный смысл: от высоты прыжка зависела высота хлебов; кроме того, высота прыжка обеспечивала удачу в будущем.

Собранным в купальскую ночь травам приписывалась целительная сила. Сбором волшебных трав занимались не только колдуны и ворожеи, но и обычные люди. Это считалось делом крайне опасным, так как в купальскую ночь нечистая сила, всякая лесная нечисть ведет себя активно и всячески вредит человеку.

Больше всего легенд, приуроченных к купальской ночи, связано с папоротником, который, как считалось, цветет только одно мгновенье и именно в эту ночь. Человеку, решившему пойти на поиск цветка папоротника, приходилось пережить многие ужасы и страхи, но зато тот, кому удавалось заполучить цветок, становился богатым и удачливым.

Иван Купала, приуроченный к дням летнего солнцестояния, был последним большим праздником, связанным с ростом и расцветанием растительности. После него начиналась летняя страда, и даты, которые отмечались народом в этот период, посвящались уже теперь новому урожаю.

Источник: http://h.120-bal.ru/literatura/18668/index.html

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативная, речевая, познавательная, физическая, художественно-эстетическая.

Виды деятельности:

— познавательно-исследовательская;

— коммуникативная;

— двигательная;

— музыкальная.

Вид  НОД: знакомство с окружающим миром.

 Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

  • Познакомить детей с избой – жилище мкрестьянской семьи, с предметами русского быта.
  • Систематизировать знания детей о русской национальной одежде (мужской и женской).
  • Формировать интерес к произведениям устного народного творчества– русским народным сказкам; закрепить знания русских народных сказок, умение узнавать их по фрагментам, иллюстрациям. Познакомить с докучными сказками.
  • Познакомить с куклами-самоделками, способствовать умению мастерить куклу из ложки и платка.
  • Развивать: коммуникативные умения, мыслительные операции путем загадывания загадок, мелкую моторику пальцев рук; обогащать словарный запас.
  • Воспитывать бережное отношение к ценностям русского наследия: игрушкам, предметам, фольклору.

Словарная работа: изба, горница, лапти, колыбель, косоворотка,порты, кокошник, картуз.

 Структура НОД:

  1. Вводная часть (организация детей –2минуты).
  2. Основная часть (практическая деятельность – 20минут):

а) русский национальный костюм (ИКТ).

б) русский быт (практическая деятельность).

в) русские народные сказки (практическая деятельность).

  1. Заключительная часть(подведение итогов – 3минуты).

Предварительная работа:проведение праздника «Русские народные игры», чтение и рассказывание русских народных сказок, создание альбома «Русские красавицы», игра  «Кукла  — наряжайка «Аленушка»

Оборудование к НОД:ноутбук, телевизор, магнитофон, макет мини избы, мини предметы русского быта, сундучок, дидактическая игра «Сложи картинку». Русские народные сказки», самодельные куклы, деревянные ложки, платочки, русский женский костюм.

Ход НОД

Воспитатель встречает детей в русском народном  костюме, обращает внимание детей на костюм.

— Я сегодня одета необычно. Что за костюм надет на мне?  (Русский народный). Как называется платье без рукавов?  (Сарафан). Блузка? (Рубаха). Как называется головной убор? (Кокошник). Кокошник от слова «кокоша», значит курица, кокошник по форме похож на куриный гребешок. Кокошник носили женщины по праздникам.

—  А сейчас мы посмотрим, как одевались мужчины и дети на Руси.

(Показ слайдов)

Мужская рубашка называлась косоворотка. Почему она так называлась?

Штаны – порты, на голове – картуз, на ногах – лапти.

Мы с вами узнали, как одевались люди на Руси.

А сейчас мы узнаем, как люди жили?Как выглядели их дома? Раньше Русь называли деревянная, как вы думаете почему?

(Ответы детей)

— Как раньше назывались дома? (избами) Правильно,  раньше дома строили из дерева и называли их избами. Еще избы называли срубами, потому что их рубили топором.

(Показ  слайдов  с изображением различных русских изб)

В избе была одна комната – горница.

Сейчас я хочу пригласить вас в  миниатюрную горницу.

Читайте также:  Детские скороговорки

(Из-за занавески горницы появляется домовенок Кузя)

— Кто это?  (Домовенок Кузя). А кто такой домовой? (Ответы детей). В народе считают, что домовой живет в каждом доме. Есть поговорка «Никакой дом не стоит без домового». Он и вправду настоящий хозяин дома, хранитель, покровитель его.

Оберегает, следит за порядком, чтобы мир был в доме, никто не ссорился, не бранился. Домовой оберегает дом от болезни, злобы, зависти, чтобы мир был в доме, никто не ссорился, не бранился. А если ссорятся, он начинает сердиться.

Очень не нравится ему, когда дети капризничают или повсюду разбрасывают  свои вещи. Тогда он их прячет – дети ищут, а найти не могут. Значит, домовой решил проучить их, чтобы всё клали на свои места.

Домовой следит за порядком в доме обычно в ночное время, когда все домочадцы спят, как вы думаете почему?Чтобы не попадаться им на глаза и не испугать. Домовой любит жить за печкой.

Домовенок говорит детям, что очень ждал их, хочет с ними поиграть.

Физкультминутка. Русская народная игра «Домовой».

Домовой приглашает детей в горницу, обращает внимание, что здесь много старинных предметов (домашней утвари). Русские люди придумали про них загадки.

Домовой:

—  Эй, ребята, не зевайте, и загадки отгадайте!

Воспитатель:

— Нужно отгадать загадку и показать предмет.

Наша толстая Федора Наедается не скоро, Но зато когда сыта,

От Федоры – теплота. (Печь)

Воспитатель:

— Печь была в  каждой избе. С печью связан весь быт, вся жизнь людей.  Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду,  обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку.  Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.

— В каких русских народных сказках упоминалась печь? (ответы детей)

Три братца

Пошли купаться. Два купаются, Третий на берегу валяется. Искупались, вышли,

На третьем повисли.(Ведра, коромысло)

— В какой сказке говорится о ведрах и коромысле?

У печи стоит предмет,

Он тяжелый, спору нет.

Но зато в хозяйстве нужен.

В нем сготовить можно ужин. (Чугунок)

Рогат, а не бодает, Не ест еду, а хватает. Схватит – отдаёт,

Сам в угол идёт. (Ухват)

У носатого у Фоки Постоянно руки в боки. Фока воду кипятит, И как зеркало блестит. Шипит, кипит,

Всем чай пить велит. (Самовар)

Пароход стоит на нем, Пароход с горячим дном. По рубашкам и по брюкам

Пароход тот поведем. (Утюг)

Из липы свито дырявое корыто,

По дороге идет, клетки кладет. (Лапти)

Какие сказки про лапти, вы, знаете?

Без рук, без ног во все стороны клонится. (Колыбелька)

Мать качает дитя в колыбельке и поет ему песенку. Как называется такая песенка? (Колыбельная). Кто-нибудь знает колыбельную песенку? (Ответы детей)

— Раньше не было игрушек, люди мастерили их сами. Чтобы утешить плачущее дитя, мама могла смастерить куколку на скорую руку из ложки и платочка.

Воспитатель показывает, как сделать такую куклу и предлагает детям сделать куклу самостоятельно.

(Работа в парах)

— Кузенька, загадывай следующую загадку.

-Прячет бабушка там вещи сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите

Этот шкаф зовут …(сундук).

(Рассматривают сундучок)

 Воспитатель:

— У меня тоже есть сундук и в нем прячутся сказки.

А теперь, дорогие, посидите, да умом пошевелите.

Начинаются сказки, катятся с гор салазки.

А это было, голубчики, в старину,

Когда задумал дед Архип залезть на луну.

Тогда сказки по воздуху летали.

Друг друга за крылышки хватали.

Я за ними на золотом коне скакала,

Да в сундук эти сказки собирала,

А вот какие сказки, вы узнаете, когда мои загадки отгадаете.

— Садись, Кузенька, на печку, слушай, как дети будут отвечать.

— Вымолвил словечко, покатилась печка,

Прямо из деревни, к царю да царевне,

И за что, не знаю, повезло лентяю. (По щучьему велению).

— Не лежалось на окошке – покатился по дорожке. (Колобок).

— Колотил да колотил по тарелке носом – ничего не проглотил и остался с носом. (Лиса и журавль).

— Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться,

Очень вкусная вода, в ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка).

— Мышка дом себе нашла, мышка добрая была,

В доме том, в конце концов, стало множество жильцов. (Теремок).

Воспитатель хвалит детей.

Воспитатель:

— В моем сундучке есть еще сказки, сейчас одну из них я вам расскажу.

Встал медведь на колоду – Бултых в воду! Уж он в воде мок, мок, Уж он в воде кис, кис, Вымок, выкис, Вылез, высох.

Встал медведь на колоду…

Как называется такая сказка?  (Докучная)  Почему она так называется?

А вы знаете докучные сказки?»

(Ответы детей).

Воспитатель заглядывает в сундучок – там лежат конверты с последним заданием «Собери и назови сказку».

Дети берут конверты, проходят к столу и выполняют задание.

Рефлексия.

— Дети, что мы нового сегодня узнали?

Что вам было особенно интересно?

Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться с тем, как жили люди на Руси, с фольклором, с традициями русского народа, с  народными праздниками и т.д.

Воспитатель хвалит детей и приглашает попить чай из  настоящего самовара.

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/konspekt-nod-po-priobshheniyu-detej-k-istokam-russkoj-narodnoj-kultury-v-starshej-gruppe-kak-zhili-lyudi-na-rusi.html

Портал педагога | Формирование представлений у детей дошкольного возраста о культурных традициях народа

Автор: Ларина Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ №200 «Волшебный башмачок»
Населённый пункт: Тольятти
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование представлений у детей дошкольного возраста о культурных традициях народа
Дата публикации: 23.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Назад

О.Н.Ларина воспитатель Детский сад №200 «Волшебный башмачок» г. Тольятти
Формирование представлений у детей дошкольного возраста о

культурных традициях народа

Модест Петрович Мусоргский сказал: «Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей — это национальная трагедия и угроза самому существованию нации». «Жива традиция. Жива — от поколенья старшего важны обряды и слова из прошлого, из нашего.» С.Шмаков.

Слово «традиция» означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т.д.

Ценность народных традиций определяется тем, что они воздействуют на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, а не насильственный характер. В силу этого они доступны детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от общения с ними удовольствие и эмоциональный заряд.

Поэтому народные традиции можно использовать для развития ребенка и его творческих способностей. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы, в людях старшего поколения.

Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведёт к бездуховности. В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице — малыши окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом.

Особенно актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства. А это можно сделать на основе знакомства с народным искусством, народной культурой. Народное творчество должно быть широко включено в быт и деятельность детей.

Поэтому главной задачей своей деятельности я вижу обогащение детей знаниями о народном фольклоре. Ведь фольклор – источник знаний о действительности, о человеке и средство формирования важнейших понятий о добре и зле, средство познания лучших образцов народной песни. Фольклор учит видеть мир глазами своего народа.

Русские народные традиции – одна из составляющих частей культурного наследия русского народа. Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности.

Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга. К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений.

Древнерусские традиции воспитывали поколения русских людей, передавая накопленную веками народную мудрость. Песни, игры, загадки объединялись в народных праздниках.

Мы знакомим детей с яркой фантазией народа в красочных образах с календарно- обрядовыми праздниками, связанными с проводами зимы, прилетом птиц и таянием снега, расцветом земли, началом лета, с посевом и уборкой хлеба. Через развлечения и праздники дети, вступая в фольклорный мир, составляют первое впечатление о его законах и явлениях, обычаях и обрядах.

Современным детям необходимо рассказывать о народном празднике, проводить досуг, в котором участвуют персонажи народных сказок, проводятся народные игры, исполняются песни и хороводы. Досуги должны быть разнообразными по содержанию и форме (игровые программы, театрализованные представления, вечера загадок и т.д.

), что позволяет дошкольникам получить незабываемые яркие впечатления. Мы знакомим детей с яркой фантазией народа в красочных образах с календарно-обрядовыми праздниками, связанными с проводами зимы, прилетом птиц и таянием снега, расцветом земли, началом лета, с посевом и уборкой хлеба.

Через развлечения и праздники дети, вступая в фольклорный мир, составляют первое впечатление о его законах и явлениях, обычаях и обрядах. Современным детям необходимо рассказывать о народном празднике, проводить досуг, в котором участвуют персонажи народных сказок, проводятся народные игры, исполняются песни и хороводы.

Досуги должны быть разнообразными по содержанию и форме (игровые программы, театрализованные представления, вечера загадок и т.д.

), что позволяет дошкольникам получить незабываемые яркие впечатления. Старинная мудрость напоминает нам: “Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего”. Многое из жизни наших предков уже утрачено. Современный космополитизм постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к родине в российском обществе. В связи с этим именно сейчас назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения. Русский народный фольклор – это живой родник чистой и светлой воды. Он помогает заглянуть в себя, понять, кто мы есть и откуда наши корни. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры, заветов народа. Если

Читайте также:  Классный час «правила поведения в классе», 1 класс

полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа. Список использованной литературы 1. Актуальные проблемы образования: теория и практика 2. Сысоева М.С. Основы духовного воспитания детей на народном фольклоре, народных традициях (Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений.- с. Грязновское, Богдановического р-на Свердловской области.-2004г. 3. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992. 4. Приобщение детей к истокам Русской народной культуры. О.Л. Князева. 5. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры.- М. 1992.

В раздел образования

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=6953

Приобщение дошкольников к народным традициям через игру

Автор:

Ложкова Наталья Фёдоровна,  

воспитатель

 МАДОУ «Детский сад №40-ЦРР» г. Тобольска

   «…О,  радость жизни, детская игра!

 Век не уйти с соседского двора…»

                                                                                                                     /В.Берестов/

Дети — самый доброжелательный народ: им даешь – они берут.  Наша задача – дать именно то, что нужно. Современные  дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками о поколения к поколению. К счастью, десятилетиями внушаемое «отречение от старого мира» кануло в лету.

И хочется надеяться, что та, уцелевшая «старина», что осталась жить  в танцах, играх, песнях, воспоминаниях, — сохранится для потомков.

Тогда  молодому поколению будет легче разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину – такой, какая она есть…

               Я работаю над темой «Приобщение дошкольников к народным традициям через русскую народную игру».   Свою деятельность я построила так, чтобы максимально приобщить  детей и их родителей к истокам русской народной культуры.

Поставив цель: знакомство детей с историей и культурой русского народа посредством народных игр, я  хорошо понимала, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа,  его бытом, традициями и  объективными законами красоты.

Работу я начала с опроса детей о традициях русской народной культуры. Мы говорили о том:

— в каких домах раньше жили люди?

-какой самый главный предмет обихода в русской избе?

 -в каких русских сказках упоминается о печи?

-как служила печь человеку?

Я старалась выяснить:

—  что дети знают о русском народном костюме?

— какие народные праздники они знают?

— в какие народные игры вы играете дома?

      Проведенное анкетирование  среди родителей показало, что в каждой семье так или иначе знакомят детей  с русским народным творчеством: поют колыбельные песни, загадывают загадки, посещают народные гуляния и даже рассказывают о некоторых русских народных традициях. Многие родители поддержали моё желание работать с детьми по данной теме, выразили желание участвовать и помогать в этой работе.

                Чтобы привлечь внимание детей,пополнить и расширить знания о русском быте, мы  вместе с родителями  создали в группе центр «….

»: оформили горницу для наших кукол, нарядив их в национальные костюмы; подобрали  иллюстрации о русской семье,  собрали предметы народно-прикладного искусства.

Обновление среды сопровождалось рассматриванием, беседами и проведением интегрированных занятий на темы «Русская народная сказка», «Русская народная песня», «Русский народный костюм», «Русские народные игры», «Знакомство с колыбельной», «Русское декоративно-прикладное искусство»…

       Исключительно  важное  значение в жизни ребенка имеет  игра. Всякая игра для ребенка серьезна, играя  он  живет. Разучивая с детьми новую народную игру, мы  начинаем с разучивания считалки или жеребьевки, исключительно старинной:

Раз, два, три – нос утри;

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем прыгать мы опять.

Дети наперебой предлагают выбрать ведущего вновь разученной считалкой. Каждая новая считалка пополняет активный словарь детей, способствует выразительности речи.

Стакан, лимон,выйди вон,

Стакан воды, выйди ты.

            Народная игра – это наше детство, забавы старшего поколения – наших бабушек и дедушек, практическое  ознакомление ребенка с окружающей действительностью.  

          Игра служит носителем социального аспекта: традиций, культуры,  она является формой преемственности между поколениями.    С детьми мы изготовили альбом с рисунками и фотографиями полюбившихся  народных игр – «Жмурки», «Горелки», «Гуси-лебеди», «Золотые ворота», «Цепи кованные», «Бабушка Лариса», «Штандер»…

Рассматривая альбом, дети узнают о любимых играх мам и пап, бабушек и дедушек. По рисункам и фотографиям дети   вспоминают  ранее разученные игры, обсуждают, что больше всего понравилось и запомнилось.

Игра сродни творчеству, часто она носит поисковый, познавательный характер. Одной из любимейших словесных игр старших дошкольников являются скороговорки – быстрое произнесение трудноговоримых слов. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции.   Я часто использую скороговорки  в  работе с детьми : в играх, развлечениях, драматизациях, в познавательно-коммуникативной деятельности.

Добр  бобр  для бобрят.

У Саши в кармашке шишки да шашки.

Вы малину мылили? Мыли, но не мылили.

Совершенные образцы  русского языка: пословицы, поговорки, сказки, загадки, частушки; дети  не только слышат, но и повторяют, усваивают. Невозможно передать ту напевность, лиричность, с какой ребенок рассказывает или драматизирует сказку. Сказочная тематика настолько близка детям, что легко проникает в их игры.

 Я начала ставить спектакли со своими воспитанниками  со 2 младшей группы, тем самым  развивая у детей творческую  самостоятельность, эстетический вкус.  Драматизация сказок  способствует  развитию  памяти  дошкольников, формируется  желание действовать сообща, совершенствуется   речь как средство общения, усваивается  нужная форма речи.(фото)

Повторяя  игру-драматизацию  раз за разом, дети все меньше нуждаются в помощи воспитателя. У малышей  развивается самостоятельность в организации всех видов игр, в выполнении правил и норм поведения. Вместе с детьми мы драматизировали такие сказки как: «Дружная семейка», «Зайкина тётя», «Солнце ясное да лето красное», «Репка» и другие.(фото)

         Определенным итогом каждого этапа являются народные праздники и гулянья (игрища) «Рождество Христово», «Масленица», «Пасха», «Семик- праздник березки», «Осенины», в которых участвуют  родители.                

         Традиционная игровая культура немыслима без игрового инвентаря.  Папы охотно помогают в  изготовлении  атрибутов для русских народных игр, таких как «Лапта», «Колышки», «Бабки»…( фото атрибутов).

Мамы для детей сшили русские народные костюмы: рубахи-косоворотки, сарафаны и кокошники.(фото)  В группе был проведен  показ костюмов, которые поразили  всех своей оригинальностью, даже девочки других национальностей ( а у нас есть татары, узбеки) были одеты в русские сарафаны.

Они с большим удовольствием рассказывали о совместной работе с мамой по изготовлению костюмов.

Одной,  из эффективных форм сотрудничества с родителями является вовлечение их в подготовку игры-драматизации по народным сказками.

Родители стали участниками  бесед о старинных песнях и играх,  вместе с детьми готовили декорации, костюмы, а некоторые  стали участниками драматизации. Совместное участие в творческих мероприятиях  помогает объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием.

  Наравне с родителями  в наших мероприятиях участвовали бабушки,  они  знакомили детей с колыбельными песнями, рассказывали о своем детстве и пели старинные  песни.

        Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствовало  единению педагогов, родителей и детей, формированию положительного отношения  друг к другу.

В родительских уголках  я  всегда помещаю информацию о предстоящем народном празднике, о событиях  по народному календарю,  выражаю благодарность родителям, которые помогают  в подготовке к мероприятиям.(фото)

Итог: Я считаю, что   эта  тема  актуальна  для нашего времени, потому что народная игра способствует  формированию нравственных  качеств, влияет на поведение ребенка и его характер. Русская народная игра является способом познания окружающего мира.

Объяснить детям современную жизнь невозможно без прошлого. Со старинных слов, потешек, сказок и колыбельных  начинается  сегодняшнее познание мира ребенком. И кто же, как не мы взрослые, должны помочь детям понять , что происходит на свете.

 Возрождение народных праздников с применением игр  положительно влияет на взаимоотношения сверстников, помогает  в  установлении эмоциональных контактов.

При таком комплексном подходе к ознакомлению дошкольников с русскими народными играми становится результатом работы всего коллектива.

Дети  на праздникахне просто исполняют песни, игры, частушки – они проживают определенный сюжет жизни, а использование народных костюмов, оформление зала, музыкальное сопровождение создают повышенный эмоциональный настрой  у детей и зрителей.

При таком подходе к работе можно добиться у детей тех черт характера, которые присущи русскому человеку: удали, широты души, личности, любви к родному краю – а, это является важнейшей задачей воспитания подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста.

      Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того они совершенствуют все психические процессы – внимание, память, воображение, стимулируя переход детского организма на более высокую ступень развития.

Они являются неотъемлемой частью художественного, физического, эмоционального формирования дошкольника.

Народные игры обогащают эмоции детей, воспитывают воображение, дают прекрасные образцы русского литературного языка, насыщенные сказочной «обрядностью», вместе с тем простым и богатым насыщением юмора.

К.Д.Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;

— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Источник: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/news7901.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector