Стихи о музыкально-развивающей среде в доу

МБДОУ «Детский сад №1»

Сообщение на тему:

«Музыкально — развивающая среда в ДОУ »

Музыкальный руководитель Шеленговская Эллина Анатольевна

г. Энгельс 2011г Система дошкольного музыкального воспитания, как и любая другая педагогическая система включает следующие компоненты: цели и содержание воспитания, формы организации деятельности и дидактические процессы. Музыкальное искусство и музыкальная деятельность в дошкольном возрасте — средство и путь всестороннего развития ребенка.

Музыка тесно связана с другими видами искусства и сопровождает всю жизнь ребенка в детском саду. Все дети приобщаются к музыке, содержание которой отвечает общим и специальным задачам и учитывает возрастные ступени и индивидуальные различия. Ребенок приобщается к искусству не только на занятиях.

Музыка и стихи звучат на праздниках, развлечениях в исполнении взрослых и детей. Художественное оформление усиливает эмоциональное переживание ребенка. Театрализованные действия также требуют изобразительного и музыкального оформления.

Дети могут петь во время занятий по физкультуре, рисованию, развитию речи или во время прогулки, выполнять физ.минутки с музыкальным сопровождением, обыгрывая различные образы действий, персонажей…

В самостоятельной игровой деятельности дети проявляют свой подход в передаче уже накопленного приобретенного художественного опыта и применяют его в новых условиях, ситуациях. Они самостоятельно исполняют полюбившиеся музыкальные номера: песни, хороводы, игры, танцы, движения, упражнения…

Они рассказывают и обыгрывают сказки, рисуют, читают стихи, играют на музыкальных инструментах, проявляя свой творческий замысел, выдумку, фантазию. Таким образом, развитие музыкальных способностей воспитанников детских дошкольных учреждений проходит на каждом возрастном этапе, в различных условиях и формах организации детской деятельности.

^

• Музыкальные занятия — основная форма образовательной работы с детьми, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка.

Занятия включают чередование различных видов музыкальной деятельности (пения, ритмики, слушания музыки, игры на детских инструментах, ознакомления с элементами музыкальной грамоты) и обеспечивают тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей.

Объем знаний по этим видам деятельности определен программой и задачами музыкального воспитания для каждой возрастной группы детского сада.

• музыка в повседневной жизни детского сада обуславливает ее включение в разные моменты детской деятельности и помогает разнообразить жизнь детей в условиях детского сада.

>Использование музыки возможно не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в разных режимных моментах: в часы досуга, во время игр детей, на прогулке, в условиях различных занятий, связанных с художественной деятельностью детей.

>Музыка сопровождает проведение утренней гимнастики, занятия физкультурой, что значительно повышает качество выполнения упражнений, характерных движений, организует детей, помогает повысить настроение, взбадривает.

В то же время можно говорить и о развитии музыкальности детей, ее основных компонентов: эмоциональной отзывчивости, слуха; действовать и двигаться так, как подсказывает музыка — выразительно, четко, ритмично, в соответствии с ее характером и средствами выразительности.

>Самостоятельная музыкальная деятельность детей носит инициативный, творческий характер и основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения и развития.

Источником самостоятельной музыкальной деятельности (детского музицирования) являются, прежде всего, музыкальные занятия, на которых разучивают репертуар песен, игр, танцев. 11олученные знания дети переносят в самостоятельную деятельность, которая становится творческой и увлекательной.

Яркие зрелища, праздники, развлечения так же вызывают желание детей выразить свои впечатления. И чем они ярче — тем интереснее дети музицируют.

>Различные виды и формы развлечений с использованием музыки являются важной формой организации детей вне занятий, помогают создать радостную атмосферу, способствуют формированию положительных эмоций, расширяют сферу их чувств.

Музыка же в свою очередь их обогащает, насыщает своей эмоциональностью, изобразительностью, побуждает выражать свои эмоции, чувства, настроение, переживания, реагировать на определенные средства музыкальной выразительности.

>Праздники в детском саду — важная составная часть воспитательного процесса, которая способствует всестороннему развитию детей. Музыкальное искусство играет на праздниках особую роль.

Оно обладает большой силой эмоционального воздействия и создает у детей соответствующее настроение: веселое, радостное, светлое, торжественно-приподнятое…

Музыкальная деятельность — основная составляющая часть праздника, которая требует определенный подбор и выбор репертуара.

Главное значение праздника, как одного из средств эстетического воспитания, определяется сочетанием в нем различных видов искусств, которые дополняют друг друга в решении одной темы, что дает возможность наиболее полно ее выразить.

• ^

Огромное влияние на развитие музыкальных способностей детей, на их самостоятельное музицирование оказывает семья.

Любовь родителей к музыке, к игре на музыкальном инструменте, посещение концертов, музыкальных студий, просмотр музыкальных фильмов, мультфильмов — все это побуждает расширению музыкального кругозора детей, их творческого начала в мире музыки.

Помощь родителей, их поддержка, взаимопонимание способствуют развитию активного творческого союза с педагогическим коллективом сотрудников в оснащении и подборе музыкально — игрового материала для воспитанников ДОУ.

Таким образом, все формы организации музыкальной деятельности детей (занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и семье) взаимодополняют друг друга, обогащая процесс музыкального воспитания и развития. Чтобы разнообразить впечатления детей, развивать их музыкальные способности, вкус, потребности в музыке, необходимо использовать возможности каждой формы организации музыкальной деятельности.

Для успешной и плодотворной работы по музыкальному воспитанию в детском саду необходимо творческое сотрудничество всего коллектива -заведующей, старшего воспитателя, музыкального руководителя, воспитателей, которые организуют, направляют, создают необходимые условия для развития у детей художественно — эстетического вкуса.

Организация педагогического процесса музыкального развития дошкольников во многом зависит от оснащения необходимым оборудованием — музыкальными игрушками и инструментами, музыкально -дидактическими пособиями и играми, игрушками — самоделками, техническими средствами обучения, всевозможной методической литературой, различными атрибутами, специальной мебелью. Интерес к музыкальной деятельности воспитанников ДОУ ведется путем посещения музыкального зала, который представляет собой удобное, просторное, красиво убранное помещение с основным музыкальным инструментом, где проходят музыкальные занятия, праздники, развлечения, досуги… Необходимые условия создаются и в группе для самостоятельной музыкальной деятельности детей: выделяют место для занятий и оборудуют его соответствующей мебелью и пособиями (музыкальный уголок). Для каждого возраста воспитанников подбирается свой музыкально -дидактический материал, отвечающий требованиям программы на развитие музыкально — сенсорных способностей детей, творческой активизации, желании слушать музыку, сочинять, играть на музыкальных инструментах… Большой популярностью в детских дошкольных учреждениях пользуются уголки для родителей, музыкальные мини — музеи, организуемые музыкальным руководителем с поддержкой руководителей детских садов, сотрудниками, детьми и родителями:

  • «Музыкальный киоск»;
  • «Музыкальная библиотека»;
  • « Музей музыкальных инструментов»;
  • «Сказка в музыке»; ♦♦♦ «Дети и музыка»;

♦*♦ «Театр, музыка, игра»;

Музыкально — развивающая среда в ДОУ представляет собой широкий спектр больших возможностей в развитии музыкальных способностей детей. Желание, стремление, творческий потенциал взрослых позволяют сделать ее интересной, увлекательной, успешной и плодотворной.

Рекомендуемая литература:

У Программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2011г.;

  • Популярное пособие для родителей и педагогов «Развитие музыкальных способностей детей», М.А. Михайлова;

^ Педагогическое образование «Музыкальное воспитание дошкольников», О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.П. Палавандишвили; У «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду», Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман;

У Пособие для практических работников ДОУ «Музыкальное воспитание дошкольников», Г.П. Новикова;

У Учебно-методическое пособие «Музыкальное воспитание дошкольников», Л.В. Горина, И.В. Гусева, А.В. Козюченко (Пед. институт СГУ им.Н.Г. Чернышевского, 2005г.

  • Иллюстрированный методический журнал «Музыкальный руководитель», №6-2006г.,№5-2006г., №6-2008г., №6-2009г., №1-2010г.,№3-2010г.

Источник: http://dmee.ru/docs/100/index-34098.html

Волшебный Сад Детства

Развивающая среда – это необходимый фактор для развития ребенка. Чем богаче и насыщенней развивающая среда, тем интереснее и познавательнее в ней находиться ребенку.

Представляем Вашему вниманию презентацию предметно-развивающей среды ДОУ № 123 г. Оренбурга, группы «Радуга»

Читайте также:  Сценарий праздника осени в начальной школе

У нас в группе есть следующие развивающие центры:

— центр сюжетно-ролевой игры;

— центр двигательной активности;

— центр строительно-конструкторский;

— центр учебно-познавательный;

— центр музыкально-театральный;

— центр релаксации;

— экологический центр;

— центр информации для родителей.

Содержание предметно-развивающей среды отражает гендерный подход, соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на зону ближайшего развития, на информативность и индивидуальные возможности детей.

Эта группа «Радуга» зовётся Хорошо здесь ребятам живётся Все молодцы, да удальцы, Есть танцоры, есть певцы. Обаятельные и самостоятельные, Говорливые и спокойные,

Все уважения достойные.

В салон красоты скорей поспешите, Макияж и причёску здесь наведите. Вы будете просто неотразимы,

Затем поспешите вы к нам в магазины.

.

Здесь находится больница, если надо полечиться, приходите — доктор ждёт, он сейчас приём начнёт.

Здесь зелёные ладошки, Протянули к нам цветы, Мы их дружно поливаем,

Посмотрите, хороши!

На стене висит портрет, На нём России президент. Я тоже Родину люблю

И президентом стать хочу.

Художником может быть я и не стану, Но вот рисовать, я люблю! Альбомы и ручки, мелки и тетради

Всё в этом центре я найду!

А это книжкин дом, Здесь разные книжки на полках живут. Детишкам желающим многое знать, Могут о многом они рассказать! Сказки здесь покажем вам, «Три медведя», «Колобок»

Или даже «Теремок».

Любим все мы выступать, и на музыкальных инструментах играть.

Вот идёт строительство, строятся дома. Вам создадут комфорт и уют строители всегда.

В двигательном центре-мячики, скакалки. Есть ребристая доска-похожу на ней слегка!

Мамы, папы, мы скучаем Но без дела не сидим. Всё что делаем сегодня,

Рассказать мы вам хотим!

.

Оформление предметно-развивающей среды ДОУ — процесс творческий. Не менее творческим занятием может оказаться оформление Вашего автомобиля карбоновой пленкой. Ну а где купить карбоновую пленку Вы узнаете на сайте PLASTICS. Здесь же Вы можете почитать о видах карбоновой пленки и способах ее использования.

Источник: http://el-mikheeva.ru/tvorchestvo-nashih-vospitateley/metodichki/prezentatsiya-predmetno-razvivayushhey-sredyi-dou

Альманах педагога | «Предметно-развивающая среда в ДОУ»

Автор: Афанасьева Юлия Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Теремок»
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Усть-Майский р-он, п.Эльдикан
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: «Предметно-развивающая среда в ДОУ»
Дата публикации: 02.12.2016
Раздел: дошкольное образование

Назад

Кустовое методическое

объединение

– 2016г

Создание музыкальной предметно-развивающей среды в группе детского сада консультация для воспитателей «Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой особенно успешно они произрастают» Г. Нейгауз

Цель:

повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах(мини-центров), способствующей гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия по требованиям ФГОС ДО.

Задачи:

1 . В н е д р и т ь в п р а к т и к у н о в ы е п о д х о д ы к о р г а н и з а ц и и м у з ы к а л ь н о й п р е д м е т н о — р а з в и в а ю щ е й с р е д ы , о б е с п е ч и в а ю щ и х п о л н о ц е н н о е м у з ы к а л ь н о е р а з в и т и е д о ш к о л ь н и к о в в р а м к а х о б р а з о в а т е л ь н о й п р о г р а м м ы Д О У с у ч е т о м т р е б о в а н и й Ф Г О С Д О ; 2 . О р г а н и з о в а т ь р а з в и в а ю щ у ю м у з ы к а л ь н у ю с р е д у , с п о с о б с т в у ю щ е й э м о ц и о н а л ь н о м у б л а г о п о л у ч и ю д е т е й с у ч е т о м и х п о т р е б н о с т е й и и н т е р е с о в ; 3 . С о з д а т ь у с л о в и я д л я о б е с п е ч е н и я р а з н ы х в и д о в м у з ы к а л ь н о й д е я т е л ь н о с т и д о ш к о л ь н и к о в ( и г р о в о й , д в и г а т е л ь н о й , и н т е л л е к т у а л ь н о й , п о з н а в а т е л ь н о й , с а м о с т о я т е л ь н о й , т в о р ч е с к о й , х у д о ж е с т в е н н о й , т е а т р а л и з о в а н н о й ) с у ч е т о м г е н д е р н ы х о с о б е н н о с т е й в о с п и т а н н и к о в ; 4 . С о д е й с т в о в а т ь с о т р у д н и ч е с т в у д е т е й и в з р о с л ы х д л я с о з д а н и я к о м ф о р т н о й р а з в и в а ю щ е й м у з ы к а л ь н о й п р е д м е т н о — п р о с т р а н с т в е н н о й с р е д ы . • Музыкальный уголок – это место, где дети познают музыку и её красоту.

Развитие творческого начала детей во многом зависит

от оборудования и его привлекательности

оригинальность привлекательность простота доступность Дидактические пособия Демонстрационный материал ассортимент инструментов • При оформлении музыкального уголка н у ж н о п о м н и т ь о в о з р а с т н ы х и индивидуальных возможностях детей.

Так, для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе, а для детей б о л е е с т а р ш е г о в о з р а с т а – н а дидактической. • В углу лучше поставить музыкальный центр, с помощью которого дети прослушают музыку, а также мелодии, способствующие п с и х о л о г и ч е с к о й р е л а к с а ц и и и психическому расслаблению.

• Обычно на стенах музыкального уголка вывешивают стенды. На них закрепляются тексты песен, стихи, частушки, фотографии детских выступлений, композиторов, к р а с о ч н ы е п л а к а т ы , к а р т и н к и с музыкальными инструментами.

Читайте также:  Как вырастить помидоры в теплице

• В музыкальном уголке должны лежать игрушечные музыкальные инструменты: барабан, дудочка, миниатюрное пианино, металлофон, также музыкальные игрушки. • Полезно ввести в музыкальный уголок гитару, флейту, скрипку, баян, аккордеон.

• Для того чтобы у детей постоянно п о д д е р ж и в а л с я и н т е р е с к с а м о с то я тел ь н о й м у з ы к а л ь н о й деятельности, необходимо 1-2 раза в м е с я ц о б н о в л я т ь п о с о б и я в музыкальной зоне, вносить новое оборудование. В музыкальных уголках должны находиться: 

Материал для творческих сюжетно-ролевых игр

– • мягкие игрушки • мягкие музыкальные игрушки; • куклы — неваляшки, • образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки 

Образные пособия

1) Портреты композиторов (произведения которых дети поют или слушают) 2) Музыкально — дидактические игры: 3) Иллюстрации -пособия типа «Лото»: карточки с нарисованными или наклеенными на них картинками -Всевозможные картинки: • Книжки-малютки «Мы поем», • Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации, • Иллюстрации по теме «Времена года», • Иллюстрации музыкальных инструментов, • Картинки с изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах, • Альбомы «Мы рисуем песенку» • Альбомы для рассматривания «Симфонический оркестр», «Народные инструменты», «Танцы народов мира», • Графическое пособие «Эмоции» 

Неозвученные детские музыкальные

игрушки и инструменты

Озвученные музыкальные инструменты

и игрушки

• игрушки-инструменты со звуком неопределённый высоты • игрушки-инструменты, издающие только один звук • игрушки-инструменты с фиксированной мелодией • игрушки-инструменты с диатоническими и хроматическими звукорядом для творческого музицирования 

Технические средства

• Желательно в каждой группе иметь музыкальный центр и оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром 

Атрибуты

к подвижным музыкальным играм и для детского танцевального творчества 

Театры

Виды театров: • Театр картинок (фланелеграф) • Пальчиковый театр • Кукольный театр

Примерное наполнение музыкальных предметно-

развивающих зон по возрастным группам

Перечень материалов для детей от 2,5 до 4 лет

(1 и 2-я младшие группы):

•куклы-неваляшки; •образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.); •игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки; • игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан; • набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т.д.); •атрибуты к музыкальным подвижным играм: флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т.п. для детского танцевального творчества (по сезонам); •ширма настольная с перчаточными игрушками; •музыкальный центр и набор программных фонограмм; •поющие и двигающиеся игрушки; •музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

Перечень материалов для детей 4—5 лет

(средней группы детского сада):

В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет целесообразно иметь пособия для младшей группы (перечисленные выше), а также дополнительно: •металлофон; •шумовые инструменты для детского оркестра; •книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам); •фланелеграф или магнитная доска; •музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик», «Угадай колокольчик» и др.; •атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.; •музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая), на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка; •ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т.п. (атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону; •ширма настольная и набор игрушек; •музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования: • музыкальный центр и набор программных фонограмм. Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы детского сада): Дополнительно к материалам средней группы используется следующее: • погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.; •музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта); •иллюстрации по теме «Времена года»; •музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр); •портреты композиторов; иллюстрации из «Музыкального букваря»; •музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнан и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», «Угадай, что звучит и др.; •атрибуты к подвижным играм ( «Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.); • детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям; •ширмы: настольная и ширма по росту детей; • атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам; •разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты; •атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т.д.):

Перечень материалов для детей 6-7лет

(подготовительной группы детского сада):

•музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.); •портреты композиторов; •иллюстрации по теме «Времена года»; •картинки к пособию «Музыкальный букварь»; •альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях; •графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений; •музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные); •набор самодельных инструментов для шумового оркестра; •музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора музыки», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т.д.; атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т.п.); •атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т.д.); разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкальпо-танцевальных импровизаций; • музыкальный центр и набор программных фонограмм.

Созданная система условий, средств и форм

организации самостоятельной деятельности

детей обеспечит необходимый уровень

музыкального развития дошкольников.

БИБЛИОГРАФИЯ • Белякова А.В. Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ – Музыкальный руководитель –ноябрь-декабрь 2006 стр.14-15. • Девятова Т.Н. Звук – волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М.ЛИНКА –ПРЕСС, 2006 г.

• Игрушки и пособия для детского сада: оборудование педагогического процесса. Состав итель Л.Ф. Островская –М., «Просвещение» 1987 г. • Костина Э.П. Камертон: программа муз. образования детей раннего и дошк. возраста –М., «Просвещение» 2004 г. • Музыкальная предметно- развивающая среда ДОУ. Матвиенко Е.Ю.

Читайте также:  Сюжетно – ролевая игра «больница» для старших дошкольников

–«Музыкальная палитра» №1/2011 стр. 9-12. • Оборудование музыкальных уголков. Зорка Л.К. –«Музыкальный руководитель» апрель 2010 стр. 16-17. • Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста — «ДЕТСТВО –ПРЕСС» 2005 г. • Самостоятельная музыкальная деятельность. Мерзлякова С.И.

–«Музыкальный руководитель» №2/2012 стр. 8-11.

Спасибо за внимание!

В раздел образования

Источник: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=10314

Портал педагога | Организация предметно-развивающей среды в музыкальном зале ДОУ

Автор: Лукинова Елизавета Родионовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ № 95 «Зоренька»
Населённый пункт: г.Якутск
Наименование материала: Статья
Тема: Организация предметно-развивающей среды в музыкальном зале ДОУ
Дата публикации: 25.11.2016
Раздел: дошкольное образование

Назад

Организация предметно-развивающей среды в музыкальном зале ДОУ Предметно-развивающая среда (ПРС) – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и нравственного облика. Это такая организация окружающего пространства, которая дает возможность ребенку реализовать себя в различных видах деятельности.

Организация пространства, деление на зоны.

Музыкальный зал в детском саду – это визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей.

Поэтому здесь, как и в любом помещении детского сада, крайне актуальны требования СанПиНов и соблюдение правил противопожарной безопасности.

Пространство музыкального зала можно условно разделить на такие же три зоны: рабочую, спокойную и активную.

Рабочая зона.

Рабочая зона всегда подразумевает продуктивную деятельность, в контексте интеграции с другими образовательными областями, прибегающими к продуктивной деятельности. Это в первую очередь такая область как «Художественное творчество».

ПРС этой зоны должна предоставить ребенку возможность выразить свои эмоции с помощью кисти, красок, пластилина, цветной бумаги и пр. Оборудовать такую зону необходимо как можно ближе к окнам. Это могут быть мобильные небольшие столы, стеллажи с различным материалом – кисти, краски, карандаши, пластилин и т.

д, Она будет востребована на комплексных, тематических и интегрированных занятиях.

Активная зона.

В условиях музыкального зала активной зоной можно считать достаточно большое свободное пространство для музыкального движения: дидактические игры для развития чувства ритма, танцевально-ритмические упражнения, игровое музыкально- двигательное творчество и т. д.

Поскольку некоторая часть активной деятельности может происходить сидя или лежа на полу, то наличие ковра на полу размера 17 * 4.5м, позволяет детям чувствовать себя не стесненно, иметь возможность свободно отвести локти от туловища. Фортепиано расположено таким образом, чтобы музыкальный руководитель, исполняя музыкальное произведение, мог видеть абсолютно всех детей.

Также в этой зоне смонтированы технические средства обучения вне доступа детей.

Спокойная зона.

Спокойную зону в музыкальном зале вполне можно считать самой важной, самой значимой для музыкального воспитания. Здесь осуществляются такие важнейшие виды музыкальной деятельности как восприятие музыки и пение. Восприятие музыки можно считать основополагающим видом деятельности в музыкальном воспитании дошкольника.

От того, насколько ребенок подготовлен к восприятию музыки, насколько сформирован навык и интерес к слушанию и восприятию музыки, зависит качество осуществления всех остальных видов музыкальной деятельности.

Оборудование спокойной зоны состоит из музыкального инструмента (как правило, это фортепиано, пространства, где дети могут сидеть на стульях или стоять, мольберта, на который можно поставить наглядный материал, стеллажа или столика, если нужно поставить макет или посадить игрушку, используемую в игровой ситуации.

В этой зоне, как ни в какой другой, необходимо соблюдать важнейший принцип организации ППС «глаза в глаза». Это возможно только тогда, когда дети располагаются справа от музыкального руководителя.

Здесь же оборудованы стеллажи, обеспечивающие доступность ребенку, на которых располагаются детские музыкальные инструменты, соответствующие каждой возрастной группе. Можно осуществить оптимальный отбор игрового оборудования для НОД, индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

Организуя ПРС во всех этих зонах, руководствуемся принципом комплексно-тематического планирования и выкладываем тот дидактический и игровой материал, который относится к определенной теме. Однако принцип комплексно-тематического планирования вовсе не предполагает интеграции абсолютно всех образовательных областей единовременно

Восприятие музыки.

Происходит во всех зонах музыкального зала. Как пример, можно предложить следующую последовательность смены зон: начало – в спокойной зоне (непосредственное восприятие), затем переход в рабочую зону для продуктивной деятельности, и, наконец, переход в завершающем этапе в активную зону (активное слушание).

Примерное оборудование:

Инструмент (фортепиано, скрипка, аккордеон, на котором исполняется музыкальное произведение, репродукции картин или иллюстрации – интеграция в область «Познавательное развитие»; Набор детских музыкальных и шумовых инструментов – интеграция в область ««Коммуникативно — личностное развитие», Мультимедийное оборудование – интеграция в область «Речевое развитие» (презентация стихотворения, передающего характер прослушанного произведения); Разнообразные атрибуты для танцевально-ритмических движений – интеграция в область «Физическое развитие» (активное слушание в движении с соответствующими атрибутами – лентами, султанчиками, колокольчиками, платочками).

Развитие певческих способностей.

Происходит в спокойной зоне, сидя на стульях или стоя возле инструмента. Исключается активное движение детей во время пения (бег, прыжки, подскоки).

Примерное оборудование и материал:

Дидактический материал в виде карточек со знаками – интеграция в область ««Коммуникативно — личностное развитие»; Легкие предметы (снежинки из салфеток, которые можно сдуть с ладошки, — интеграция в область «Физическое развитие»; Набор детских музыкальных или шумовых инструментов – интеграция в область ««Коммуникативно — личностное развитие»; Мультимедийное оборудование (презентация песни).

Музыкальное движение.

Наиболее любимый детьми вид музыкальной деятельности. Происходит преимущественно в активной зоне.

Примерное оборудование:

Игрушки для танца (например, танец с куклами) – интеграция в область ««Коммуникативно — личностное развитие»; Атрибуты для создания сказочного игрового образа (муляжи морковок, метелки, мишура) – интеграция в область «Художественно — эстетическое развитие»; Предметы для музыкально-спортивных композиций (мячи, обручи, степы) – интеграция в область «Физическое развитие»;

Элементарное музицирование.

Происходит в спокойной и в активной зоне, сидя на стульях, стоя возле инструмента, двигаясь в танце или выполняя музыкально- ритмическое упражнение. Следует заметить, что музыкальные инструменты и музыкальные игрушки – не совсем одно и то же в условиях детского сада.

Примерное оборудование:

Наборы музыкальных инструментов, соответствующих возрасту детей, в том числе звуковысотные – интеграция в область ««Коммуникативно — личностное развитие» (игра в оркестре); Дидактический материал по теме «Инструменты симфонического оркестра», «Народные инструменты» — интеграция в область «Познавательное развитие»; Мультимедийное оборудование (демонстрация различных инструментов и их звучания) – интеграция в области «Коммуникативно — личностное развитие»

Детское творчество.

Происходит во всех зонах музыкального зала. Поскольку детское творчество невозможно в дошкольном детстве выделить в отдельный вид музыкальной деятельности, то и говорить о нем необходимо в связи с основными видами музыкальной деятельности. Особенность творческих проявлений дошкольников состоит в том, что никогда не знаешь, чего ожидать от ребенка.

И соответственно, никогда не знаешь, что нужно для этого приготовить. Педагогическое мастерство музыкального руководителя как раз и проявляется в том, чтобы с помощью собственного творчества, фантазии, смекалки подвигнуть ребенка не на копирование (что для него естественно в этом возрасте, а на выражение его (ребенка) индивидуальности).

Предметно- развивающей среды, как мультимедийное оборудование в музыкальном зале дает практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей. И значительно обогащает музыкальную деятельность ребенка и облегчает труд музыкального руководителя в соблюдении принципа комплексно-тематического планирования.

Дает возможность разнообразить музыкально-дидактический материал, помогает ребенку значительно расширить общий кругозор, сформировать целостную картину мира.

В раздел образования

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=14334

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector