Сценарий правовой интеллектуальной игры для старшеклассников «я и мои права»

Цель:

Формирование правовой культуры учащихся.

Задачи:

Познакомить учащихся с Конвекцией о правах ребенка.

  • Способствовать осознанию ответственности за свои права.
  • Познакомить учащихся с основными правами и свободами.
  • Закрепить знания, полученные во время проведения тематических классных часов.
  • Развивать познавательную активность и правовую культуру учащихся.
  • Формировать коммуникативные навыки, умения работать в команде, умение высказывать собственное мнение по тому или иному вопросу.
  • В игре принимают участие учащиеся 8-9-ых классов.

Предварительная подготовка.

  1. В каждом классе проводится тематический классный час, на котором учащиеся знакомятся с историей развития прав детей, с особенностями отношения к детям в различные исторические периоды; изучают основные положения Конвенции «О правах ребёнка»; выполняют тематические задания.
  2. Каждому классу выдаётся текст Конвенции в детском изложении и совместно с воспитателями учащиеся более основательно прорабатывают её положения.

ПЕРВЫЙ КОНКУРС

«В гостях у сказки»

Задание: командам по очереди задаётся вопрос и даётся 30 секунд на обсуждение. Если игроки команды дают правильный ответ, то они получают 1 балл, если нет – то право ответа переходит к следующей команде.

В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».

  1. В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
  2. В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».
  3. В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».
  4.  В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».
  5. Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».
  6.  Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.
  7. Какое право нарушил Буратино,    схватив Шушару за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.
  8. Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.
  9. Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.
  10. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ:  правом на образование.
  11. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
  12. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
  13.  Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)
  14. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)
  15. Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
  16. Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

ВТОРОЙ КОНКУРС

«Анаграммы»

Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.

КОНКУРС

«Живая схема».

У каждого человека есть не только права, но и обязанности.

Задание: перед вами листы бумаги. Пожалуйста, зафиксируйте на них основные права детей и их обязанности.

ЧЕТВЕРТЫЙ КОНКУРС

«Воображаемая страна».

Задание: на обратной стороне листа изобразите страну вашей мечты. Какие  права детей должны соблюдаться в этой стране.

ПЯТЫЙ КОНКУРС

Задание: капитаны команд по очереди, быстро, не задумываясь, отвечают на вопросы ведущего. Кто не ответил – выбывает. Количество полученных балов зависит от числа правильных ответов капитана.

  1. В каком году была принята Конвенция ООН «О правах ребёнка? Ответ: в 1989.
  2. Какому событию посвящена дата 20 ноября в календаре мировых дат? Ответ: принятию Конвенции.
  3. Ребёнок – это человек… (продолжите фразу). Ответ: от 0 до 18 лет.
  4. Назовите синоним слова «ребёнок». Ответ: «подросток» или «несовершеннолетний».
  5.  До какого возраста (по Конвенции) человек считается ребёнком? Ответ: до 18 лет.
  6. Кто, в первую очередь, несёт ответственность за воспитание и развитие детей? Ответ: родители.
  7. Какой документ важнее – Декларация или Конвенция? Ответ: Конвенция.
  8. Что такое дискриминация? Ответ: ущемление в правах.
  9. В каком возрасте человек в нашей стране получает паспорт? Ответ: в 14 лет.
  10. Какой документ является первым документом человека? Ответ: свидетельство о рождении.
  11. До какого возраста ребёнок не может принимать участия в военных действиях? Ответ: до 15 лет.
  12. Какой основной международный документ защищает права детей? Ответ: Конвенция «О правах ребенка».
  13. Подписало ли наше государство Конвенцию о правах ребёнка? Ответ: да.
  14. В каком году наше государство подписало Конвенцию? Ответ: в 1990.
  15. Ребёнок имеет не только права, но и… (продолжите фразу). Ответ: обязанности.
  16. С какого возраста ребенок начинает нести уголовную ответственность? Ответ: с 14 лет.
  17. В чём разница в правах детей Африки и России? Ответ: права всех детей равны.
  18. Имеет ли право ребёнок общаться с обоими родителями, если они живут в разных городах и находятся в разводе? Ответ: да.
  19. Может ли ребёнок быть подвергнут смертной казни? Ответ: нет.
  20. Согласны ли вы с утверждением, что человек 16 лет считается ребёнком? Ответ: да

ШЕСТОЙ КОНКУРС

«Ситуации»

Задание: каждой команде выдаётся бланк с записанной на нем ситуацией. Игрокам необходимо ответить на вопросы: кто является участниками ситуации, чьи и какие права были нарушены, кто из участников предложенной ситуации не выполнил своих обязанностей. После этого предложить свой вариант решения проблемы. За правильный и полный ответ команда получает 5 баллов.

  1. Один школьник постоянно дразнил и обзывал одноклассницу, в конце концов она ударила его по голове толстым учебником.
  2. Учитель, не поверив, что ученик забыл дома дневник, потребовал, чтобы тот вытряхнул содержимое рюкзака.
  3. Учитель отобрал и прочитал записку, переданную во время урока одним школьником другому.
  4. Ученикам запрещают курить в школе и вблизи школьных зданий.
  5. Подросток собрал компанию и устроил ночную вечеринку в квартире.
  6. Учитель после звонка на перемену задержал всех до следующего урока.

Подведение итогов игры и проведение анкеты

  • Что такое право?
  • Какие права у тебя есть?
  • Достаточно ли прав у детей? (да, нет, не знаю)
  • Какую роль играют права в жизни человека?
  • (очень большую, не очень большую, маленькую, никакой, не знаю)
  • Можешь ли ты добиться, чтобы твои права уважали? (да, нет, не знаю)
  • Какие черты характера помогают добиться уважения своих прав?
  • Как защищают права ребенка в нашей стране? (хорошо, плохо, никак, не знаю)
  •  Какие права ты считаешь самыми важными для человека?
  •  Какие права ты включил бы в школьную конституцию, если бы её составили?
  •  Как ты считаешь , в каком возрасте надо говорить детям об  их правах?

Источник: http://platovschool.ru/?p=291

Правовая игра » Я и мои Права»

Ход игры:

Под музыку в зал заходят команды и рассаживаются по своим местам.

Читайте также:  Как вырастить помидоры в открытом грунте

Представляют членов экспертного совета.

Ведущий 1: Дорогие игроки и болельщики. Сегодня мы с вами проводим игру, посвященную правам детей: «

Я и мои права».

Ведущий 2: Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в

государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.

Ведущий 1: Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с

востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг

от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

Ведущий 2: Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей

часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.

Ведущий 1: Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха

и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

Ведущий 2: Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет

каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

Ведущий 1: С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах

ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 года. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года.

Ведущий 2: В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные

обязательства по обеспечению прав ребенка. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную

личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному осуществлению и защите.

1 тур.

Представление команд (по 1 минуте)

  • название;
  • девиз;
  • представление.

Вопросы 2 тура

(команды письменно отвечают на вопросы, сдают ответы в жюри)

  1. Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка? – Каждое человеческое существо, не достигшее 18 лет.
  2. Какой День является Днем Конституции? – 12 декабря.
  3. Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? – с 18 лет
  4. Как именуется тайное хищение имущества? – кража
  5. Бессмысленное уничтожение ценностей называется …… — вандализм
  6. С какого времени наступает уголовная ответственность? – с 14 лет

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопросы 3 тура

(Попробуйте рассудить ситуацию, которая может происходить в наши дни ) ( Сценки разыгрывают ученики)

1 команда: Мама: Сколько раз тебе говорить — после 23 часов ты должен отправить своих гостей по домам!

  • Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!!!
  • Сын: Но, мама!!! Ты же все равно не спишь. Кроме того, я имею право на свободу ассоциаций и свободу
  • мирных собраний? Как мама должна грамотно ответить на вопрос сына? ( Статья Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу мирных собраний, имеет и пункт, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением порядка)

2 команда: Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.

  • Сын: У Меня завтра контрольная…
  • Мама: Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак…
  • Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения работы, которая служит препятствием в
  • получении образования.
  • Что должна ответить мама? (Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст. 32 идет речь не о домашнем труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей.)

1 команда: Ученик: Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я

шофером хочу стать? И сами Вы историю не знаете!

Учительница: Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?

Ученик: Смею! Я из-за Вас вчера пострадал – меня за Вашу двойку наказали… Не разрешили в кино сходить.

Так что Вы преподаватель плохой, неумелый…

На чьей стороне закон? (Закон на стороне Марии Ивановны. Заявляя о своих правах, нельзя допускать, чтобы пострадала репутация других людей, потому что Мария Ивановна борется за реализацию закона об образовании).

2 команда: Мальчики: Почему нас не пускают в кинотеатр на фильм?

Билетерша: Этот фильм детям до 16 лет не разрешен.

Мальчики: Вы нарушаете наши права на получение информации.

Что должна ответить билетерша мальчикам? ((Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту….)

1 команда: Дежурный по школе ученик остановил школьников, расшалившихся на перемене и надавав им подзатыльников, заставил отжиматься.

Вопрос: Прав ли был дежурный ученик. Который должен следить за порядков?

( Ст. 3 и ст.5 Декларации прав человека. Личная неприкосновенность, никто не должен подвергаться пыткам или действиям, унижающим его достоинство)

2 команда: Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство.

(Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию»).

КОНКУРС КАПИТАНОВ «Волшебный квадрат» Капитанам команд раздаются листы с буквами, в

которых нужно найти спрятанные слова по теме игры. (За каждое найденное слово – 1 балл).

Вопросы 4 тура

(Тест по 4 вопроса каждой команде)

(верный ответ отмечен *)

1 команда: — Ребенком, согласно Закону о правах ребенка считается человек:

  •  с момента рождения до 18 лет *
  •  с момента рождения до 14 лет
  •  с момента рождения до 16 лет

2 команда: — Дети имеют равные права при условии:

  • если они родились в одной стране
  • если они родились в законном браке
  • равного социального положения
  • независимо от различных обстоятельств *
  • равного имущественного положения

1 команда:— Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться:

  • родители
  • родственники
  • никто*
  • сверстники

2 команда:

Государство имеет право разлучать ребенка с одним или обоими родителями:

  •  если это необходимо в интересах государства
  • не имеет права
  • если это необходимо в интересах ребенка*

1 команда: — С какого возраста ребенок имеет право на самостоятельный труд:

  •  с 18 лет
  •  с 16 лет *
  •  после окончания учебного заведения, дающего профессиональную подготовку

2 команда:

Дети имеют право на объединение в самостоятельные детские организации:

  • при условии, что деятельность этих организаций не противоречит законам своей страны, не ущемляет
  • права и свободы других лиц*
  • не имеют этого права
  • при условии обязательного присутствия взрослого руководителя
  • безоговорочно

1 команда: — Ребенок, живущий в собственном доме или в государственной квартире, имеет право на это

жилище:

  • всегда и при любых обстоятельствах*
  • только пока живет с родителями
  • пока живы родители

2 команда: — За нарушение детьми до 14 лет законодательства несут ответственность:

  •  сами дети;
  • родители или лица, их заменяющие (опекуны или приемные родители)*;
  •  только родители;

1 команда: — Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей, имеет право:

  • на поддержание регулярных личных отношений с родителями, если это не наносит вреда его жизни и
  • воспитанию*;
  •  в случаях, предусмотренных распоряжением органов опеки и попечительства;
  • по согласию с родственниками или опекунами.

2 команда: — Отец платит 12-летнему сыну алименты. Кто имеет право распоряжаться этими средствами:

  • сын
  • мама*
  • органы опеки

1 команда: — Во дворе школы произошла драка. Максим под давлением своих друзей намеренно обидел

Игоря. Вследствие этого Игорь кинулся в драку с друзьями Максима. Сам Максим участия в драке не

принимал. Однако инспектор по делам несовершеннолетних привлек его к ответу. В качестве кого?

  • Организатора
  • соучастника
  • подстрекателя*
Читайте также:  День сюрпризов в летнем лагере. сценарий

2 команда: — Уголовная ответственность отягощается в связи с состоянием опьянения. Что считается

состоянием опьянения?

  • употребление алкоголя*
  • наркотических средств*
  • употребление других одурманивающих веществ*

1 команда: — Тебе 14 лет. Кем ты считаешься по Российскому законодательству?

  • недееспособным
  •  дееспособным
  • частично дееспособным*

2 команда: — Ты нарушил устав школы. Какая отрасль права вступает в силу?

  • гражданская
  • административная *
  • семейная

5 тур (раздают карточки командам с заданием)

Установите соответствие между конкретными правилами и видами социальных норм: к каждому элементу,

данному в первом столбце, подберите элемент из второго

ПРАВИЛА

  •  При входе в помещение мужчина должен снимать головной убор.
  •  Президентом РФ может быть избран гражданин старше 35 лет, не менее 10 лет проживающий в России.
  •  Каждый день надо делать какое-то доброе дело.
  • Младшие по возрасту должны первыми приветствовать старших.
  • Безбилетный проезд в общественном транспорте наказывается штрафом.

Источник: http://vestnikpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=12916

Сценарий правовой игры для учащихся 8-11-х классов «Что? Где? Когда?»

Игра «Что? Где? Когда?» проводится для учащихся 8-11 классов.

Она включает в себя вопросы, связанные с правами и обязанностями учащихся, с конвенцией о правах ребёнка, с Законом Удмуртской Республики «О мерах по защите здоровья и развития детей в Удмуртской Республике»

Цель игры: закрепить в процессе практической деятельности теоретические знания, полученные учащимися в курсе обществознания и на классных часах по проблеме прав ребенка.

Задачи:

  1. Формирование у молодых людей чувства гражданской ответственности за свои действия, правовой позиции и культуры.
  2. Формирование правовой грамотности подрастающего поколения,
  3. Развитие коммуникативных способностей, навыков взаимодействия в группах в решении общей проблемы.

Оборудование:Стол, разделённый на 20 секторов.Юла со стрелкой.20 вопросов в пронумерованных конвертах.Листы работы жюри.

Ход игры:

  1. Представление команд и объявление о ходе игры.
  2. Основные этапы игры.
  3. Подведение итогов.

Подготовка участников игры начинается заранее и заключается в следующем:

  • Создание команд 8-11 классов из 5 человек каждая;
  • Определение командами своего названия, капитана;
  • Изучение на классных часах Конвенции о правах ребёнка, Закона Удмуртской Республики «О мерах по защите здоровья и развития детей в Удмуртской Республике», прав и обязанностей учащихся школы;

Капитан каждой команды представляет свою команду: название, имена всех участников.

Игра «Что? Где? Когда?» проводится по следующим правилам: капитан команды подходит к игровому столу, вращает юлу, стрелка, прикреплённая к юле, показывает на один из секторов, в котором находится конверт с вопросом. Ведущий берёт конверт и зачитывает вопрос. На обсуждение вопроса даётся 1 минута.

Затем капитан команды встаёт, громко и четко произносит ответ. За правильный ответ присуждается 1 бал. Тем временем команды соперников также имеют право на обсуждение данного вопроса. Та команда, которая первой даст знать о готовности, при правильном ответе может получить 0,5 балла.

В ходе игры каждая команда ответит на 5 вопросов.

№ вопроса Вопрос Ответ
1 Какое лицо считается ребёнком согласно Конвенции о правах ребёнка? Ребёнком признается лицо, не достигшее 18 лет
2 Что такое Конвенция? Конвенция – это международный договор (соглашение), содержащий перечень прав.
3 Назовите три сказки в которых нарушены права ребёнка. Обоснуйте свой ответ.
  1. «Золушка». Эксплуатация несовершеннолетних детей.
  2. «Гуси-лебеди». Незаконное лишение свободы.
  3. «Морозко». Право на жизнь.
4 В каком году вступила в действие Конвенция о правах ребенка? В 1991 году.
5 Кем и когда принят закон Удмуртской Республики « О мерах по защите здоровья и развития детей в Удмуртской Республике» ? Государственным советом Удмуртской Республики, 27 сентября 2011 года.
6 Когда вступает в силу Закон « О мерах по защите здоровья и развития детей в Удмуртской Республике». Какой промежуток времени считается ночным согласно Закону. Вступает в действие 1 февраля 2012 года. Ночное время согласно Закону: в период с 1 октября по 30 апреля время с 22.00 часов до 6.00 часов;В период с 1 мая по 30 сентября время с 23.00 часов до 6.00 часов
7 Кто является основным исполнителем закона. Полиция.
8 Общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей, не достигших возраста 16 лет без сопровождения родителей. Улицы, площади, набережные, вокзалы, аэропорты, стадионы, подъезды, лифты, чердаки, подвалы, бесхозные объекты, транспортные средства общего пользования.
9 Печатная, ауди-видео продукция, не рекомендуемая ребенку для пользования до достижения им возраста 18 лет. а) Содержащая парнографию.б) пропагандирующая наркоманию и токсикоманию.в) пропагандирующая национальную и расовую нетерпимость. г) пропагандирующая алкогольную, табачную продукцию
10 Внимание чёрный ящик. Здесь находится предмет, которым фиксируются все законы. Ручка
11 Отстаивая свои права о чем вы всегда должны помнить. Что кроме прав у каждого человека есть свои обязанности перед обществом, семьей.
12 Что такое право? Совокупность установленных норм и правил, которые регулируют отношение между людьми.
13 Как называется документ, в котором записаны права и обязанности учащихся нашей школы? Локальный акт.
14 Ситуация. — Дима, ты уже который понедельник не готов к урокам?- Вчера было воскресенье. Я имею право на отдых.Разъясните Диме его права и обязанности. Дима обязан выполнять домашнее задание.
15 Ситуация. — Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории. Ведь дети её только вчера помыли. — А что здесь такого? Я имею право на занятие своим любимым делом – рисованием. Разъясните его права и обязанности. Порча школьного имущества.Рисовать должен на листе бумаги и на уроке рисования, а не на истории.
16 Ситуация. Петров со звонком на перемену выбежал из класса, толкнув ногой дверь, набегу сбил первоклассника Сидорова, обозвав его малявкой, скатился по перилам на первый этаж, на замечания дежурных непрореагировал, сломал стекло, в столовой отобрал хлеб, разбил соломку. И довольный собой пошёл на урок. Какие правила нарушил Петров во время перемены. Нарушение дисциплины. Порча школьного имущества. Оскорбление личности.
17 Внимание чёрный ящик. Здесь находится предмет прямоугольной формы. Он сделан из того что придумали в Древнем Китае. Содержит то что придумали финикийцы, а дополнили греки. В нем записан свод законов. Конституция Российской Федерации.
18 Права человека в песнях. Команде предлагаются для прослушивания музыкальные фрагменты, по которым нужно понять, о каких правах в песне поется:

  1. «До чего дошел прогресс» (музыка Е.Крылатова, слова Ю. Энтина) из к/ф «Приключения Электроника»
  2. «Чему учат в школе» (музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского)
Право жить и воспитываться в семьеПраво на пользование достижениями культурыПраво на образование
19 Даны слова «Конвенция – Компетенция». Составьте четырёхстишье.
20 Чем отличаются два документа: Конвенция и декларация. Конвенция это свод правил, а декларация – это некое официальное заявление о чем либо.

Источник: http://shkolnie.ru/pravo/97632/index.html

Сценарий интеллектуальной игры для старшеклассников«Я и мои права»

Сценарий интеллектуальной игры для старшеклассников« Я и мои права».

В зале, за столами размещены команды 8-9-11-х классов.

Ход игры:

Под музыку в зал заходят команды и рассаживаются по своим местам.

Представляют членов экспертного совета.

Ведущий 1: Дорогие игроки и болельщики. Сегодня мы с вами проводим игру, посвященную правам детей: 

« Я и мои права».

Ведущий 2: Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.

Ведущий 1: Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

Ведущий 2: Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.

Ведущий 1: Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

Читайте также:  Воспитание детей в германии

Ведущий 2: Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

Ведущий 1: С 1990 года Россия является участницей Конвенции  ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 года. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года.

Ведущий 2: В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному осуществлению и защите.

1 тур. 

Представление команд (по 1 минуте)

  • название;
  • девиз;
  • представление.

Вопросы 2 тура

(команды письменно отвечают на вопросы, сдают ответы в жюри)

  1. Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка? – Каждое человеческое существо, не достигшее 18 лет.
  2. Какой День является Днем Конституции? – 12 декабря.
  3. Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? – с 18 лет
  4. Как именуется тайное хищение имущества? – кража
  5. Бессмысленное уничтожение ценностей называется …… — вандализм
  6. С какого времени наступает уголовная ответственность? – с 14 лет

За каждый правильный ответ – 1 балл.

Вопросы 3 тура

(Попробуйте рассудить ситуацию, которая может происходить в наши дни )

( Сценки разыгрывают ученики)

1 команда:  Мама: Сколько раз тебе говорить — после 23 часов ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!!!

Сын: Но, мама!!! Ты же все равно не спишь.

Кроме того, я имею право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний? Как мама должна грамотно ответить на вопрос сына? ( Статья Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу мирных собраний, имеет и пункт, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением порядка)

2 команда: Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын: У Меня завтра контрольная…  Мама: Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак…

Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения работы, которая служит препятствием в получении образования.

Что должна ответить мама? (Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст. 32 идет речь не о домашнем труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей.)

1 команда:  Ученик: Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером хочу стать? И сами Вы историю не знаете!

Учительница: Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?

Ученик: Смею! Я из-за Вас вчера пострадал – меня за Вашу двойку наказали… Не разрешили в кино сходить. Так что Вы преподаватель плохой, неумелый…

На чьей стороне закон? (Закон на стороне Марии Ивановны. Заявляя о своих правах, нельзя допускать, чтобы пострадала репутация других людей, потому что Мария Ивановна борется за реализацию закона об образовании).

2 команда: Мальчики: Почему нас не пускают в кинотеатр на фильм? Билетерша: Этот фильм детям до 16 лет не разрешен.

Мальчики: Вы нарушаете наши права на получение информации.

Что должна ответить билетерша мальчикам? ((Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту….) 1 команда: Дежурный по школе ученик остановил школьников, расшалившихся на перемене и надавав им подзатыльников, заставил отжиматься.

Вопрос: Прав ли был дежурный ученик. Который должен следить за порядков? ( Ст. 3 и ст.5 Декларации прав человека. Личная неприкосновенность, никто не должен подвергаться пыткам или действиям, унижающим его достоинство)

2 команда: Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство.  (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию»).

КОНКУРС КАПИТАНОВ «Волшебный квадрат» Капитанам команд раздаются листы с буквами, в которых нужно найти спрятанные слова по теме игры. (За каждое найденное слово – 1 балл).

Вопросы 4 тура 

(Тест по 4 вопроса каждой команде)(верный ответ отмечен *)

1 команда:   Ребенком, согласно Закону о правах ребенка считается человек:

а) с момента рождения до 18 лет * б) с момента рождения до 14 лет

в) с момента рождения до 16 лет

2 команда: — Дети имеют равные права при условии:

а) если они родились в одной стране б) если они родились в законном браке  в) равного социального положения  г) независимо от различных обстоятельств *

д) равного имущественного положения

1 команда:

Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться:

а)родители

б)родственники

в)никто*

г) сверстники

2 команда: — Государство имеет право разлучать ребенка с одним или обоими родителями:

а) если это необходимо в интересах государства  б) не имеет права

в) если это необходимо в интересах ребенка*

1 команда: — С какого возраста ребенок имеет право на самостоятельный труд:

а) с 18 лет  б) с 16 лет *

в) после окончания учебного заведения, дающего профессиональную подготовку

2 команда:  Дети имеют право на объединение в самостоятельные детские организации:

а) при условии, что деятельность этих организаций не противоречит законам своей страны, не ущемляет права и свободы других лиц*

б) не имеют этого права

в) при условии обязательного присутствия взрослого руководителя

г) безоговорочно

1 команда: — Ребенок, живущий в собственном доме или в государственной квартире, имеет право на это жилище:

а) всегда и при любых обстоятельствах*

б) только пока живет с родителями

в) пока живы родители

2 команда:  За нарушение детьми до 14 лет законодательства несут ответственность:

а) сами дети;

б) родители или лица, их заменяющие (опекуны или приемные родители)*;

в) только родители;

1 команда: — Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей, имеет право:

а) на поддержание регулярных личных отношений с родителями, если это не наносит вреда его жизни и воспитанию*;

б) в случаях, предусмотренных распоряжением органов опеки и попечительства;

в) по согласию с родственниками или опекунами.

2 команда: — Отец платит 12-летнему сыну алименты. Кто имеет право распоряжаться этими средствами:

а) сын

б) мама*

в) органы опеки

1 команда: — Во дворе школы произошла драка. Максим под давлением своих друзей намеренно обидел Игоря. Вследствие этого Игорь кинулся в драку с друзьями Максима. Сам Максим участия в драке не принимал. Однако инспектор по делам несовершеннолетних привлек его к ответу. В качестве кого?

а) Организатора б) соучастника

в) подстрекателя*

2 команда: — Уголовная ответственность отягощается в связи с состоянием опьянения. Что считается состоянием опьянения?

а) употребление алкоголя* б) наркотических средств*

в) употребление других одурманивающих веществ*

1 команда: Тебе 14 лет. Кем ты считаешься по Российскому законодательству?

а) недееспособным б) дееспособным

в) частично дееспособным*

2 команда: — Ты нарушил устав школы. Какая отрасль права вступает в силу?

а) гражданская б) административная *

в) семейная

5 тур (раздают карточки командам с заданием)

Установите соответствие между конкретными правилами и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго

а) При входе в помещение мужчина должен снимать головной убор.

б) Президентом РФ может быть избран гражданин старше 35 лет, не менее 10 лет проживающий в России.

в) Каждый день надо делать какое-то доброе дело.

г) Младшие по возрасту должны первыми приветствовать старших.

д) Безбилетный проезд в общественном транспорте наказывается штрафом.

Источник: http://www.slonam.ru/stati/scenarij-intellektualenoj-igri-dlya-starsheklassnikovya-i-moi/main.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector