Цель:
Формирование правовой культуры учащихся.
Задачи:
Познакомить учащихся с Конвекцией о правах ребенка.
- Способствовать осознанию ответственности за свои права.
- Познакомить учащихся с основными правами и свободами.
- Закрепить знания, полученные во время проведения тематических классных часов.
- Развивать познавательную активность и правовую культуру учащихся.
- Формировать коммуникативные навыки, умения работать в команде, умение высказывать собственное мнение по тому или иному вопросу.
- В игре принимают участие учащиеся 8-9-ых классов.
Предварительная подготовка.
- В каждом классе проводится тематический классный час, на котором учащиеся знакомятся с историей развития прав детей, с особенностями отношения к детям в различные исторические периоды; изучают основные положения Конвенции «О правах ребёнка»; выполняют тематические задания.
- Каждому классу выдаётся текст Конвенции в детском изложении и совместно с воспитателями учащиеся более основательно прорабатывают её положения.
ПЕРВЫЙ КОНКУРС
«В гостях у сказки»
Задание: командам по очереди задаётся вопрос и даётся 30 секунд на обсуждение. Если игроки команды дают правильный ответ, то они получают 1 балл, если нет – то право ответа переходит к следующей команде.
В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».
- В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
- В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».
- В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».
- В какой сказке главная героиня воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».
- Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».
- Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.
- Какое право нарушил Буратино, схватив Шушару за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.
- Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.
- Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.
- Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.
- В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
- Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
- Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)
- Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)
- Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
- Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)
ВТОРОЙ КОНКУРС
«Анаграммы»
Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.
КОНКУРС
«Живая схема».
У каждого человека есть не только права, но и обязанности.
Задание: перед вами листы бумаги. Пожалуйста, зафиксируйте на них основные права детей и их обязанности.
ЧЕТВЕРТЫЙ КОНКУРС
«Воображаемая страна».
Задание: на обратной стороне листа изобразите страну вашей мечты. Какие права детей должны соблюдаться в этой стране.
ПЯТЫЙ КОНКУРС
Задание: капитаны команд по очереди, быстро, не задумываясь, отвечают на вопросы ведущего. Кто не ответил – выбывает. Количество полученных балов зависит от числа правильных ответов капитана.
- В каком году была принята Конвенция ООН «О правах ребёнка? Ответ: в 1989.
- Какому событию посвящена дата 20 ноября в календаре мировых дат? Ответ: принятию Конвенции.
- Ребёнок – это человек… (продолжите фразу). Ответ: от 0 до 18 лет.
- Назовите синоним слова «ребёнок». Ответ: «подросток» или «несовершеннолетний».
- До какого возраста (по Конвенции) человек считается ребёнком? Ответ: до 18 лет.
- Кто, в первую очередь, несёт ответственность за воспитание и развитие детей? Ответ: родители.
- Какой документ важнее – Декларация или Конвенция? Ответ: Конвенция.
- Что такое дискриминация? Ответ: ущемление в правах.
- В каком возрасте человек в нашей стране получает паспорт? Ответ: в 14 лет.
- Какой документ является первым документом человека? Ответ: свидетельство о рождении.
- До какого возраста ребёнок не может принимать участия в военных действиях? Ответ: до 15 лет.
- Какой основной международный документ защищает права детей? Ответ: Конвенция «О правах ребенка».
- Подписало ли наше государство Конвенцию о правах ребёнка? Ответ: да.
- В каком году наше государство подписало Конвенцию? Ответ: в 1990.
- Ребёнок имеет не только права, но и… (продолжите фразу). Ответ: обязанности.
- С какого возраста ребенок начинает нести уголовную ответственность? Ответ: с 14 лет.
- В чём разница в правах детей Африки и России? Ответ: права всех детей равны.
- Имеет ли право ребёнок общаться с обоими родителями, если они живут в разных городах и находятся в разводе? Ответ: да.
- Может ли ребёнок быть подвергнут смертной казни? Ответ: нет.
- Согласны ли вы с утверждением, что человек 16 лет считается ребёнком? Ответ: да
ШЕСТОЙ КОНКУРС
«Ситуации»
Задание: каждой команде выдаётся бланк с записанной на нем ситуацией. Игрокам необходимо ответить на вопросы: кто является участниками ситуации, чьи и какие права были нарушены, кто из участников предложенной ситуации не выполнил своих обязанностей. После этого предложить свой вариант решения проблемы. За правильный и полный ответ команда получает 5 баллов.
- Один школьник постоянно дразнил и обзывал одноклассницу, в конце концов она ударила его по голове толстым учебником.
- Учитель, не поверив, что ученик забыл дома дневник, потребовал, чтобы тот вытряхнул содержимое рюкзака.
- Учитель отобрал и прочитал записку, переданную во время урока одним школьником другому.
- Ученикам запрещают курить в школе и вблизи школьных зданий.
- Подросток собрал компанию и устроил ночную вечеринку в квартире.
- Учитель после звонка на перемену задержал всех до следующего урока.
Подведение итогов игры и проведение анкеты
- Что такое право?
- Какие права у тебя есть?
- Достаточно ли прав у детей? (да, нет, не знаю)
- Какую роль играют права в жизни человека?
- (очень большую, не очень большую, маленькую, никакой, не знаю)
- Можешь ли ты добиться, чтобы твои права уважали? (да, нет, не знаю)
- Какие черты характера помогают добиться уважения своих прав?
- Как защищают права ребенка в нашей стране? (хорошо, плохо, никак, не знаю)
- Какие права ты считаешь самыми важными для человека?
- Какие права ты включил бы в школьную конституцию, если бы её составили?
- Как ты считаешь , в каком возрасте надо говорить детям об их правах?
Источник: http://platovschool.ru/?p=291
Правовая игра » Я и мои Права»
Ход игры:
Под музыку в зал заходят команды и рассаживаются по своим местам.
Представляют членов экспертного совета.
Ведущий 1: Дорогие игроки и болельщики. Сегодня мы с вами проводим игру, посвященную правам детей: «
Я и мои права».
Ведущий 2: Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в
государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.
Ведущий 1: Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с
востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг
от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам.
Ведущий 2: Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей
часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.
Ведущий 1: Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха
и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.
Ведущий 2: Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет
каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.
Ведущий 1: С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах
ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 года. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года.
Ведущий 2: В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные
обязательства по обеспечению прав ребенка. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную
личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному осуществлению и защите.
1 тур.
Представление команд (по 1 минуте)
- название;
- девиз;
- представление.
Вопросы 2 тура
(команды письменно отвечают на вопросы, сдают ответы в жюри)
- Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка? – Каждое человеческое существо, не достигшее 18 лет.
- Какой День является Днем Конституции? – 12 декабря.
- Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? – с 18 лет
- Как именуется тайное хищение имущества? – кража
- Бессмысленное уничтожение ценностей называется …… — вандализм
- С какого времени наступает уголовная ответственность? – с 14 лет
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Вопросы 3 тура
(Попробуйте рассудить ситуацию, которая может происходить в наши дни ) ( Сценки разыгрывают ученики)
1 команда: Мама: Сколько раз тебе говорить — после 23 часов ты должен отправить своих гостей по домам!
- Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!!!
- Сын: Но, мама!!! Ты же все равно не спишь. Кроме того, я имею право на свободу ассоциаций и свободу
- мирных собраний? Как мама должна грамотно ответить на вопрос сына? ( Статья Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу мирных собраний, имеет и пункт, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением порядка)
2 команда: Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
- Сын: У Меня завтра контрольная…
- Мама: Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак…
- Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения работы, которая служит препятствием в
- получении образования.
- Что должна ответить мама? (Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст. 32 идет речь не о домашнем труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей.)
1 команда: Ученик: Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я
шофером хочу стать? И сами Вы историю не знаете!
Учительница: Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?
Ученик: Смею! Я из-за Вас вчера пострадал – меня за Вашу двойку наказали… Не разрешили в кино сходить.
Так что Вы преподаватель плохой, неумелый…
На чьей стороне закон? (Закон на стороне Марии Ивановны. Заявляя о своих правах, нельзя допускать, чтобы пострадала репутация других людей, потому что Мария Ивановна борется за реализацию закона об образовании).
2 команда: Мальчики: Почему нас не пускают в кинотеатр на фильм?
Билетерша: Этот фильм детям до 16 лет не разрешен.
Мальчики: Вы нарушаете наши права на получение информации.
Что должна ответить билетерша мальчикам? ((Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту….)
1 команда: Дежурный по школе ученик остановил школьников, расшалившихся на перемене и надавав им подзатыльников, заставил отжиматься.
Вопрос: Прав ли был дежурный ученик. Который должен следить за порядков?
( Ст. 3 и ст.5 Декларации прав человека. Личная неприкосновенность, никто не должен подвергаться пыткам или действиям, унижающим его достоинство)
2 команда: Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство.
(Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию»).
КОНКУРС КАПИТАНОВ «Волшебный квадрат» Капитанам команд раздаются листы с буквами, в
которых нужно найти спрятанные слова по теме игры. (За каждое найденное слово – 1 балл).
Вопросы 4 тура
(Тест по 4 вопроса каждой команде)
(верный ответ отмечен *)
1 команда: — Ребенком, согласно Закону о правах ребенка считается человек:
- с момента рождения до 18 лет *
- с момента рождения до 14 лет
- с момента рождения до 16 лет
2 команда: — Дети имеют равные права при условии:
- если они родились в одной стране
- если они родились в законном браке
- равного социального положения
- независимо от различных обстоятельств *
- равного имущественного положения
1 команда:— Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться:
- родители
- родственники
- никто*
- сверстники
2 команда:
Государство имеет право разлучать ребенка с одним или обоими родителями:
- если это необходимо в интересах государства
- не имеет права
- если это необходимо в интересах ребенка*
1 команда: — С какого возраста ребенок имеет право на самостоятельный труд:
- с 18 лет
- с 16 лет *
- после окончания учебного заведения, дающего профессиональную подготовку
2 команда:
Дети имеют право на объединение в самостоятельные детские организации:
- при условии, что деятельность этих организаций не противоречит законам своей страны, не ущемляет
- права и свободы других лиц*
- не имеют этого права
- при условии обязательного присутствия взрослого руководителя
- безоговорочно
1 команда: — Ребенок, живущий в собственном доме или в государственной квартире, имеет право на это
жилище:
- всегда и при любых обстоятельствах*
- только пока живет с родителями
- пока живы родители
2 команда: — За нарушение детьми до 14 лет законодательства несут ответственность:
- сами дети;
- родители или лица, их заменяющие (опекуны или приемные родители)*;
- только родители;
1 команда: — Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей, имеет право:
- на поддержание регулярных личных отношений с родителями, если это не наносит вреда его жизни и
- воспитанию*;
- в случаях, предусмотренных распоряжением органов опеки и попечительства;
- по согласию с родственниками или опекунами.
2 команда: — Отец платит 12-летнему сыну алименты. Кто имеет право распоряжаться этими средствами:
- сын
- мама*
- органы опеки
1 команда: — Во дворе школы произошла драка. Максим под давлением своих друзей намеренно обидел
Игоря. Вследствие этого Игорь кинулся в драку с друзьями Максима. Сам Максим участия в драке не
принимал. Однако инспектор по делам несовершеннолетних привлек его к ответу. В качестве кого?
- Организатора
- соучастника
- подстрекателя*
2 команда: — Уголовная ответственность отягощается в связи с состоянием опьянения. Что считается
состоянием опьянения?
- употребление алкоголя*
- наркотических средств*
- употребление других одурманивающих веществ*
1 команда: — Тебе 14 лет. Кем ты считаешься по Российскому законодательству?
- недееспособным
- дееспособным
- частично дееспособным*
2 команда: — Ты нарушил устав школы. Какая отрасль права вступает в силу?
- гражданская
- административная *
- семейная
5 тур (раздают карточки командам с заданием)
Установите соответствие между конкретными правилами и видами социальных норм: к каждому элементу,
данному в первом столбце, подберите элемент из второго
ПРАВИЛА
- При входе в помещение мужчина должен снимать головной убор.
- Президентом РФ может быть избран гражданин старше 35 лет, не менее 10 лет проживающий в России.
- Каждый день надо делать какое-то доброе дело.
- Младшие по возрасту должны первыми приветствовать старших.
- Безбилетный проезд в общественном транспорте наказывается штрафом.
Источник: http://vestnikpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=12916
Сценарий правовой игры для учащихся 8-11-х классов «Что? Где? Когда?»
Игра «Что? Где? Когда?» проводится для учащихся 8-11 классов.
Она включает в себя вопросы, связанные с правами и обязанностями учащихся, с конвенцией о правах ребёнка, с Законом Удмуртской Республики «О мерах по защите здоровья и развития детей в Удмуртской Республике»
Цель игры: закрепить в процессе практической деятельности теоретические знания, полученные учащимися в курсе обществознания и на классных часах по проблеме прав ребенка.
Задачи:
- Формирование у молодых людей чувства гражданской ответственности за свои действия, правовой позиции и культуры.
- Формирование правовой грамотности подрастающего поколения,
- Развитие коммуникативных способностей, навыков взаимодействия в группах в решении общей проблемы.
Оборудование:Стол, разделённый на 20 секторов.Юла со стрелкой.20 вопросов в пронумерованных конвертах.Листы работы жюри.
Ход игры:
- Представление команд и объявление о ходе игры.
- Основные этапы игры.
- Подведение итогов.
Подготовка участников игры начинается заранее и заключается в следующем:
- Создание команд 8-11 классов из 5 человек каждая;
- Определение командами своего названия, капитана;
- Изучение на классных часах Конвенции о правах ребёнка, Закона Удмуртской Республики «О мерах по защите здоровья и развития детей в Удмуртской Республике», прав и обязанностей учащихся школы;
Капитан каждой команды представляет свою команду: название, имена всех участников.
Игра «Что? Где? Когда?» проводится по следующим правилам: капитан команды подходит к игровому столу, вращает юлу, стрелка, прикреплённая к юле, показывает на один из секторов, в котором находится конверт с вопросом. Ведущий берёт конверт и зачитывает вопрос. На обсуждение вопроса даётся 1 минута.
Затем капитан команды встаёт, громко и четко произносит ответ. За правильный ответ присуждается 1 бал. Тем временем команды соперников также имеют право на обсуждение данного вопроса. Та команда, которая первой даст знать о готовности, при правильном ответе может получить 0,5 балла.
В ходе игры каждая команда ответит на 5 вопросов.
№ вопроса | Вопрос | Ответ |
1 | Какое лицо считается ребёнком согласно Конвенции о правах ребёнка? | Ребёнком признается лицо, не достигшее 18 лет |
2 | Что такое Конвенция? | Конвенция – это международный договор (соглашение), содержащий перечень прав. |
3 | Назовите три сказки в которых нарушены права ребёнка. Обоснуйте свой ответ. |
|
4 | В каком году вступила в действие Конвенция о правах ребенка? | В 1991 году. |
5 | Кем и когда принят закон Удмуртской Республики « О мерах по защите здоровья и развития детей в Удмуртской Республике» ? | Государственным советом Удмуртской Республики, 27 сентября 2011 года. |
6 | Когда вступает в силу Закон « О мерах по защите здоровья и развития детей в Удмуртской Республике». Какой промежуток времени считается ночным согласно Закону. | Вступает в действие 1 февраля 2012 года. Ночное время согласно Закону: в период с 1 октября по 30 апреля время с 22.00 часов до 6.00 часов;В период с 1 мая по 30 сентября время с 23.00 часов до 6.00 часов |
7 | Кто является основным исполнителем закона. | Полиция. |
8 | Общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей, не достигших возраста 16 лет без сопровождения родителей. | Улицы, площади, набережные, вокзалы, аэропорты, стадионы, подъезды, лифты, чердаки, подвалы, бесхозные объекты, транспортные средства общего пользования. |
9 | Печатная, ауди-видео продукция, не рекомендуемая ребенку для пользования до достижения им возраста 18 лет. | а) Содержащая парнографию.б) пропагандирующая наркоманию и токсикоманию.в) пропагандирующая национальную и расовую нетерпимость. г) пропагандирующая алкогольную, табачную продукцию |
10 | Внимание чёрный ящик. Здесь находится предмет, которым фиксируются все законы. | Ручка |
11 | Отстаивая свои права о чем вы всегда должны помнить. | Что кроме прав у каждого человека есть свои обязанности перед обществом, семьей. |
12 | Что такое право? | Совокупность установленных норм и правил, которые регулируют отношение между людьми. |
13 | Как называется документ, в котором записаны права и обязанности учащихся нашей школы? | Локальный акт. |
14 | Ситуация. — Дима, ты уже который понедельник не готов к урокам?- Вчера было воскресенье. Я имею право на отдых.Разъясните Диме его права и обязанности. | Дима обязан выполнять домашнее задание. |
15 | Ситуация. — Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории. Ведь дети её только вчера помыли. — А что здесь такого? Я имею право на занятие своим любимым делом – рисованием. Разъясните его права и обязанности. | Порча школьного имущества.Рисовать должен на листе бумаги и на уроке рисования, а не на истории. |
16 | Ситуация. Петров со звонком на перемену выбежал из класса, толкнув ногой дверь, набегу сбил первоклассника Сидорова, обозвав его малявкой, скатился по перилам на первый этаж, на замечания дежурных непрореагировал, сломал стекло, в столовой отобрал хлеб, разбил соломку. И довольный собой пошёл на урок. Какие правила нарушил Петров во время перемены. | Нарушение дисциплины. Порча школьного имущества. Оскорбление личности. |
17 | Внимание чёрный ящик. Здесь находится предмет прямоугольной формы. Он сделан из того что придумали в Древнем Китае. Содержит то что придумали финикийцы, а дополнили греки. В нем записан свод законов. | Конституция Российской Федерации. |
18 | Права человека в песнях. Команде предлагаются для прослушивания музыкальные фрагменты, по которым нужно понять, о каких правах в песне поется:
|
Право жить и воспитываться в семьеПраво на пользование достижениями культурыПраво на образование |
19 | Даны слова «Конвенция – Компетенция». Составьте четырёхстишье. | |
20 | Чем отличаются два документа: Конвенция и декларация. | Конвенция это свод правил, а декларация – это некое официальное заявление о чем либо. |
Источник: http://shkolnie.ru/pravo/97632/index.html
Сценарий интеллектуальной игры для старшеклассников«Я и мои права»
Сценарий интеллектуальной игры для старшеклассников« Я и мои права».
В зале, за столами размещены команды 8-9-11-х классов.
Ход игры:
Под музыку в зал заходят команды и рассаживаются по своим местам.
Представляют членов экспертного совета.
Ведущий 1: Дорогие игроки и болельщики. Сегодня мы с вами проводим игру, посвященную правам детей:
« Я и мои права».
Ведущий 2: Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.
Ведущий 1: Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам.
Ведущий 2: Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.
Ведущий 1: Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.
Ведущий 2: Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.
Ведущий 1: С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 года. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года.
Ведущий 2: В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному осуществлению и защите.
1 тур.
Представление команд (по 1 минуте)
- название;
- девиз;
- представление.
Вопросы 2 тура
(команды письменно отвечают на вопросы, сдают ответы в жюри)
- Кто является ребенком по определению Конвенции о правах ребенка? – Каждое человеческое существо, не достигшее 18 лет.
- Какой День является Днем Конституции? – 12 декабря.
- Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? – с 18 лет
- Как именуется тайное хищение имущества? – кража
- Бессмысленное уничтожение ценностей называется …… — вандализм
- С какого времени наступает уголовная ответственность? – с 14 лет
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Вопросы 3 тура
(Попробуйте рассудить ситуацию, которая может происходить в наши дни )
( Сценки разыгрывают ученики)
1 команда: Мама: Сколько раз тебе говорить — после 23 часов ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!!!
Сын: Но, мама!!! Ты же все равно не спишь.
Кроме того, я имею право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний? Как мама должна грамотно ответить на вопрос сына? ( Статья Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу мирных собраний, имеет и пункт, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением порядка)
2 команда: Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Сын: У Меня завтра контрольная… Мама: Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак…
Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения работы, которая служит препятствием в получении образования.
Что должна ответить мама? (Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст. 32 идет речь не о домашнем труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях труда детей.)
1 команда: Ученик: Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером хочу стать? И сами Вы историю не знаете!
Учительница: Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?
Ученик: Смею! Я из-за Вас вчера пострадал – меня за Вашу двойку наказали… Не разрешили в кино сходить. Так что Вы преподаватель плохой, неумелый…
На чьей стороне закон? (Закон на стороне Марии Ивановны. Заявляя о своих правах, нельзя допускать, чтобы пострадала репутация других людей, потому что Мария Ивановна борется за реализацию закона об образовании).
2 команда: Мальчики: Почему нас не пускают в кинотеатр на фильм? Билетерша: Этот фильм детям до 16 лет не разрешен.
Мальчики: Вы нарушаете наши права на получение информации.
Что должна ответить билетерша мальчикам? ((Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту….) 1 команда: Дежурный по школе ученик остановил школьников, расшалившихся на перемене и надавав им подзатыльников, заставил отжиматься.
Вопрос: Прав ли был дежурный ученик. Который должен следить за порядков? ( Ст. 3 и ст.5 Декларации прав человека. Личная неприкосновенность, никто не должен подвергаться пыткам или действиям, унижающим его достоинство)
2 команда: Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию»).
КОНКУРС КАПИТАНОВ «Волшебный квадрат» Капитанам команд раздаются листы с буквами, в которых нужно найти спрятанные слова по теме игры. (За каждое найденное слово – 1 балл).
Вопросы 4 тура
(Тест по 4 вопроса каждой команде)(верный ответ отмечен *)
1 команда: Ребенком, согласно Закону о правах ребенка считается человек:
а) с момента рождения до 18 лет * б) с момента рождения до 14 лет
в) с момента рождения до 16 лет
2 команда: — Дети имеют равные права при условии:
а) если они родились в одной стране б) если они родились в законном браке в) равного социального положения г) независимо от различных обстоятельств *
д) равного имущественного положения
1 команда:
Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться:
а)родители
б)родственники
в)никто*
г) сверстники
2 команда: — Государство имеет право разлучать ребенка с одним или обоими родителями:
а) если это необходимо в интересах государства б) не имеет права
в) если это необходимо в интересах ребенка*
1 команда: — С какого возраста ребенок имеет право на самостоятельный труд:
а) с 18 лет б) с 16 лет *
в) после окончания учебного заведения, дающего профессиональную подготовку
2 команда: Дети имеют право на объединение в самостоятельные детские организации:
а) при условии, что деятельность этих организаций не противоречит законам своей страны, не ущемляет права и свободы других лиц*
б) не имеют этого права
в) при условии обязательного присутствия взрослого руководителя
г) безоговорочно
1 команда: — Ребенок, живущий в собственном доме или в государственной квартире, имеет право на это жилище:
а) всегда и при любых обстоятельствах*
б) только пока живет с родителями
в) пока живы родители
2 команда: За нарушение детьми до 14 лет законодательства несут ответственность:
а) сами дети;
б) родители или лица, их заменяющие (опекуны или приемные родители)*;
в) только родители;
1 команда: — Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей, имеет право:
а) на поддержание регулярных личных отношений с родителями, если это не наносит вреда его жизни и воспитанию*;
б) в случаях, предусмотренных распоряжением органов опеки и попечительства;
в) по согласию с родственниками или опекунами.
2 команда: — Отец платит 12-летнему сыну алименты. Кто имеет право распоряжаться этими средствами:
а) сын
б) мама*
в) органы опеки
1 команда: — Во дворе школы произошла драка. Максим под давлением своих друзей намеренно обидел Игоря. Вследствие этого Игорь кинулся в драку с друзьями Максима. Сам Максим участия в драке не принимал. Однако инспектор по делам несовершеннолетних привлек его к ответу. В качестве кого?
а) Организатора б) соучастника
в) подстрекателя*
2 команда: — Уголовная ответственность отягощается в связи с состоянием опьянения. Что считается состоянием опьянения?
а) употребление алкоголя* б) наркотических средств*
в) употребление других одурманивающих веществ*
1 команда: Тебе 14 лет. Кем ты считаешься по Российскому законодательству?
а) недееспособным б) дееспособным
в) частично дееспособным*
2 команда: — Ты нарушил устав школы. Какая отрасль права вступает в силу?
а) гражданская б) административная *
в) семейная
5 тур (раздают карточки командам с заданием)
Установите соответствие между конкретными правилами и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго
а) При входе в помещение мужчина должен снимать головной убор.
б) Президентом РФ может быть избран гражданин старше 35 лет, не менее 10 лет проживающий в России.
в) Каждый день надо делать какое-то доброе дело.
г) Младшие по возрасту должны первыми приветствовать старших.
д) Безбилетный проезд в общественном транспорте наказывается штрафом.
Источник: http://www.slonam.ru/stati/scenarij-intellektualenoj-igri-dlya-starsheklassnikovya-i-moi/main.html