Сценарий праздника в начальной школе, посвящённый творчеству бианки

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа№2» г. Спас-Деменска

Лесные полянки.

(Познавательная игра по творчеству В.В.Бианки, детского писателя-натуралиста)

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Наша сегодняшняя встреча посвящена рассказам о животных, растениях и птицах. Отгадайте, какой писатель лучше всех знал жизнь животных. Он написал сказки «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», «Как муравьишка домой спешил», а также многие рассказы: «Водолюб в лесу», «Кувырк», «Синичкин календарь». Правильно, это писатель Виталий Бианки.

Виталий Бианки родился и вырос в Санкт-Петербурге, то есть был абсолютно городским жителем, но истинным наслаждением для него был отдых за городом, на даче. Там была полная свобода для фантазии мальчика.

Именно детские воспоминания послужили основой для написания замечательных рассказов и сказок.

Когда он оказывался в огромном мире под голубым небом, его жизнь словно сливалась с жизнью птиц, зверей, насекомых, которые окружали его.

Отец Виталия Бианки был зоологом, то есть специалистом, который изучает животных. На даче вместе с отцом Виталий познавал науку о природе. Все для этого у него было рядом: и камыши на побережье, и речка, и поля вокруг деревень, и лес, где полно зверей.

А весной и осенью пролетали тысячи птиц – там проходит Великий морской путь перелетных птиц.

Отец, главный лесной учитель Виталия, всегда брал его с собой в лес, показывал животных, рассказывал о них, учил мальчика наблюдать за ними, а главное – делать записи своих наблюдений.

Один из рассказов В.Бианки называется «Первая охота». Главный герой – Щенок. Он очень любопытный. Щенок живет на даче с хозяевами, и кормят они его хорошо.

Поохотиться ему хочется для разнообразия, чтобы вкусненько перекусить. Вот только беда – все дикие звери от него прячутся.

Хотел поймать Выпь, так она в камыши спряталась, Вертишейка в дупле в змею превратилась, а вот ящерица…(Зачитывается отрывок из рассказа «Первая охота».)

«Ящерка сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Тихонько к ней подкрался Щенок – прыг! – и ухватил за хвост».

Вопрос: Как повела себя ящерка?

У вас три варианта ответа:

  1. Вырвалась и убежала.

  2. Укусила Щенка.

  3. Оставила хвост в зубах у Щенка и спряталась.

Какой из ответов правильный? Давайте прочитаем продолжение рассказа и узнаем.

«…А Ящерка извернулась, хвост в зубах у него оставила, сама под камень! Хвост в зубах у Щенка извивается.

Фыркнул Щенок, бросил хвост – и за ней. Да куда там! Ящерка давно под камнем сидит, новый хвост отращивает».

В. Бианки любил делать записи своих наблюдений. Послушайте одно из таких наблюдений:

«Вторая птичья забота: яйца снести и высидеть птенцов. Как только гнездо готово, начинает самочка класть яйца. Разное число их кладут разные птицы… В день большинство самок несут по одному яйцу, пока не закончат кладку, высиживать не сядут. А села, тогда уж и сиди, не слезай, а то яйца остынут, и птенчики в них замрут.

Хорошо у певчих птиц: мать сидит, парит яйца, а отец носит ей еду. Захочет мать прогуляться, отец на ее место сядет. Но как же быть тем птицам, у которых мать одна ведет все гнездовое хозяйство, одна о детях заботится, а отец неизвестно где летает? Как быть, скажем, уткам? Уточка высиживает дней двадцать и больше. Ведь не может она так долго голодной сидеть».

Вопрос: Как поступает утка, чтобы поесть и выводок не застудить?

Послушайте три варианта ответа:

  1. Прикроет травой гнездо с яйцами и быстро поест.

  2. Выщипывает у себя из брюшка пух и прикрывает ими гнездо.

  3. Не ест и не пьет, пока не вылупятся птенцы.

Правильный ответ: «…Уточка делает так: сидит, сидит, а как проголодается, сойдет с гнезда, яйца прикроет тем пухом, что выщипала у себя из брюшка и груди, все гнездо обложила и летит наспех похватать корма…»

Дальше речь пойдет о ласточках-береговушках, а сюжет для рассказа Виталий Бианки также взял из своих детских воспоминаний. Дача Бианки находилась в селении под названием «Лебяжья», где неподалеку, на берегу обрыва, есть песчаный обрыв. В этом высоком обрыве масса гнезд ласточек-береговушек, наблюдая за которыми, автор придумал свой рассказ.

Главная героиня рассказа – ласточка-береговушка, испугавшись сокола, улетела так далеко от дома, что потерялась. Наступил вечер, ей негде было переночевать и пришлось искать домик для ночлега.

Рассказ так и называется «Лесные домишки». Вот только домик нашей ласточке для ночлега нужен подходящий: со стенами, потолком и полом, теплый и уютный.

Но не тут-то было! Побывала она у разных птиц и дома видела разные. Например, такой…

«…Вот что-то золотое и черное блеснуло у нее перед глазами.

Подлетела ближе, видит: на ветке сидит золотая птица с черными крыльями.

— Куда ты спешишь, маленькая? – кричит золотая птица береговушке.

— Дом ищу, — отвечает Береговушка.

— …Дом мой здесь, на этой красивой березе.

Береговушка остановилась и посмотрела, куда золотая птица ей показывает.

Сперва она ничего различить не могла: все только зеленые листья да белые березовые ветви. А когда всмотрелась – так и ахнула.

Высоко над землей к ветке подвешена легкая плетеная корзиночка.

И видит Береговушка, что это и в самом деле домик. Затейливо так свит из пеньки и стебельков, волосков и шерстинок и тонкой березовой кожурки.

— Ух! – говорит Береговушка… — Ни за что не останусь в этой зыбкой постройке! Она качается, и у меня все перед глазами вертится, кружится… Того и гляди, ее ветром на землю сдует. Да и крышу у вас нет».

Вопрос: Как зовут золотую птицу, чей дом так не понравился героине рассказа?

  1. Синица.

  2. Поползень.

  3. Иволга.

Так кого же Виталий Бианки называет «золотой птицей с черными крыльями»? Пришло время назвать правильный ответ, это – иволга.

Теперь речь пойдет о сказке, которую писатель назвал «Кто чем поет?»

Вопрос: Кто поет таким образом?

«Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной половинкой о другую, то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только! Так разошелся, что и про завтрак свой забыл…»

Давайте вспомним сказку «Красная горка». Главные ее герои воробей Чик и его подруга Чирика мечтали о гнезде с маленькими птенцами. Но Рыжий Кот постоянно преследовал воробьиную парочку и разорял их гнезда.

После долгих перелетов Чик и Чирика наконец поселились в одном из пустующих гнезд ласточек-береговушек на Красной горке. Все птицы там жили мирно и уважали друг друга. Они приняли новоселов с радостью. Чик и Чирика обустроили свое гнездышко и уже через несколько дней в гнезде появились яички. Чик с нетерпением ждал, когда же вылупятся птенчики, но случилось вот что.

«…Из своей норки воробьи услышали, как пронзительно вдруг закричали ласточки. Чик выскочил наружу и сейчас же вернулся с известием, что Рыжий Кот карабкается по обрыву.

— Он видел меня! – кричал Чик. – Он сейчас будет здесь и вытащит нас вместе с птенцами. Скорей, скорей летим прочь отсюда!

— Нет,- грустно ответила Чирика. – Никуда не полечу я от маленьких моих птенчиков. Пусть будет, что будет.

И сколько не звал Чик, она с места не тронулась.

Тогда Чик вылетел из норки и стал, как сумасшедший, кидаться на Кота. А кот лез и лез по обрыву. Тучей вились над ним ласточки, с криком летели на выручку к ним галки и пустельги.

Кот быстро вскарабкался наверх и уцепился лапой за край норки. Теперь ему оставалось только просунуть другую лапу за гнездом и вытащить его вместе с Чирикой, птенцами и яйцами…»

Вопрос: Чем закончилось это происшествие?

  1. Кот съел Чирику и птенцов.

  2. Птицы, которые жили по соседству, вступились за воробьев и прогнали Кота.

  3. Чик увел Кота за собой и обманул его.

Какой же из трех ответов правильный? Чтобы это узнать, давайте дочитаем историю до конца.

«… Но в эту минуту одна пустельга клюнула его в хвост, другая – в голову и две галки ударили в спину.

Кот зашипел от боли, повернулся и хотел схватить птиц передними лапами. Но птицы увернулись, и Кот кубарем покатился вниз. Ему не за что было уцепиться: песок сыпался вместе с ним, и чем дальше, тем скорей, чем дальше, тем скорей…

Птицам стало уже не видно, где Кот: с обрыва неслось только облако красной пыли. Плюх! – и облако остановилось над водой. Когда оно рассеялось, птицы увидели мокрую кошачью голову посреди реки, а сзади поспевал Чик и клевал Кота в затылок.

Кот переплыл реку и выбрался на берег. Чик и тут от него не отставал. Кот так был напуган, что не посмел схватить его, задрал мокрый хвост и галопом помчался домой.

С той поры ни разу не видели на Красной горке Рыжего Кота…»

Я предлагаю вам опыт, который провел Виталий Бианки в рассказе «Подкидыш», наблюдая за птенцом пеночки-пересмешки.

В детстве писатель очень любил бродить по зоомузею, где хранителем был его отец. Здесь он любовался чучелами птиц и зверей. Мальчику казалось, что животные сейчас оживут и начнут двигаться. Витя Бианки думал, что все эти неподвижные звери и птицы просто заколдованы и, если сказать волшебные слова, то колдовские чары развеются. Ведь у них так горят глаза…

Но это лишь мечты юного наблюдателя, а вот опыт уже зрелого натуралиста:

«Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили ее яички. Из разбитых скорлупок выпали голые, слепенькие птенчики.

Только одно из шести яичек мне удалось отобрать у мальчишек целым.

Я решил спасти спрятанного там птенчика.

Но как это сделать?

Кто выведет его из яйца?

Кто выкормит?

Я знал неподалеку гнездо другой птички – пеночки-пересмешки. Она только что отложила свое четвертое яичко.

Но примет ли пересмешка подкидыша? Яйцо каменки чисто голубое. Оно больше и совсем не похоже на яички пересмешки: те розовые с черными точечками. И что будет с птенцом каменки? Ведь он вот-вот должен выйти из яйца, а маленькие пересмешки выклюнутся только еще дней через двенадцать.

Станет ли пересмешка выкармливать птенца? Ее гнездо помещалось на березе не так высоко, что я мог достать его рукой.

Когда я подошел к березе, пересмешка слетела с гнезда. Она порхала по ветвям соседних деревьев и жалобно посвистывала, словно умоляла не трогать ее гнезда.

Читайте также:  Театральные игры и упражнения для детей 10-12 лет

Я положил голубое яичко к ее малиновым, отошел и спрятался за куст».

Вопрос: Примет или не примет птичка чужое яйцо?

  1. Примет и будет кормить.

  2. Улетит, и не будет высиживать даже своих птенцов.

  3. Выбросит чужое яйцо из гнезда.

Правильно ребята ответили или нет, мы узнаем, заглянув в книгу Виталия Бианки:

«… Пересмешка долго не возвращалась к гнезду. А когда наконец подлетела, не сразу уселась на него: видно было, что она с недоверием разглядывает чужое яйцо. Подкидыш стал приемышем…

Когда утром на следующий день я подошел к березе… я заглянул в гнездо. Там было четыре розовых яичка и рядом с ними – голый, слепенький птенчик каменки.

Я спрятался и скоро увидел, как прилетела пересмешка с гусеничкой в клюве и сунула ее в рот маленькой каменке…

Пересмешка кормила приемыша, приемыш высиживал ее птенцов».

Наша игра подошла к концу. Я думаю, что вы узнали много нового о природе, а также о жизни и творчестве Виталия Бианки. Я надеюсь, что ваша любовь к природе перерастет в бережное отношение к ней.

Помните, что разрушить всегда легко, а восстановить утраченное очень сложно, иногда совсем невозможно.

Общение с природой, наблюдение за ней всегда приносит огромное удовольствие, и научат вас этому книги замечательного русского писателя.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/133081.html

Конкурс-игра: «Знатоки птиц» по книгам В. В. Бианки

Конкурс «Мастер презентаций»

Практическая значимость:

Возможно использование на уроке внеклассного чтения, посвященном творчеству В. В. Бианки. Игровые методы повышают интерес детей, способствует формированию коммуникативных навыков, позволяет в свободной форме донести знания по экологии. Всё в жизни от родного порога. Любить свою родину – значит, знать и понимать её.

Цель:

Проведение конкурса – игры, посвященной Дню птиц.

Задачи:

  • на основе произведений В. В. Бианки воспитывать искренний интерес, уважение к миру природы;
  • развивать память, речь, мышление, наблюдательность.

Оборудование: 

Портрет В. В. Бианки, иллюстрации птиц, выставка книг «В. В. Бианки. Сказки природы», компьютер, мультимедиапроектор.

Предварительная подготовка:

Чтение обучающимися книг:

  • Бианки В. В. Чей нос лучше. – М.: Детская литература, 1982.
  • Бианки В. В. Кто чем поет? – М.: Детская литература, 1983.
  • Бианки В. В. Лесные домишки. – М.: изд. «Малыш», 1970.
  • Бианки В. В. Рыбий дом. – М.: Детская литература, 1984.

Индивидуальное задание: устное сообщение о писателе.

Авторский медиапродукт: презентация с авторскими фотографиями природы края.

Возраст игроков: 3 – 5 класс.

Правила игры:

  • Класс делится на 2 – 3 команды.
  • Игроки одной из команд выбирают на игровом поле сектор и номер вопроса, на который необходимо дать ответ. За правильный ответ на счету команды появляется количество заработанных баллов, за неверный ответ – снимается соответствующее количество баллов.
  • Сектор «Переход хода» – вопрос отдается другой команде.
  • Сектор «Сюрприз» – увеличенное количество баллов при правильном ответе на данный вопрос.

План внеклассного занятия:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Сообщение учащегося о писателе В. В. Бианки.
  3. Знакомство с правилами игры.
  4. Конкурс – игра с использованием презентации.
  5. Подведение итогов. Награждение.
  6. Домашнее задание: по желанию нарисовать птиц – героев сказок Бианки В. В.; изготовить  «подарок» для птиц – птичий домик. 

Ход занятия:

1. Вступительное слово учителя.

Обращаем внимание на выставку книг.

  • – Ребята,внимательно рассмотрите выставку книг, чтобы правильно ответить на мой вопрос.
  • – О ком мы сегодня узнаем на нашем занятии?
  • – Сформулируйте тему нашего занятия (ответы детей).

Слайд 1 презентации: тема конкурса – игры.

Слайд 2: 1 апреля – Международный день птиц.

Информация для учителя: В 1906 г – принята Международная конвенция по охране птиц. В 1924 г — впервые в России проводится День птиц. В 1998 г – по предложению детского журнала «Муравейник» праздник возрождается

2. Сообщение о писателе:

Слайд 3: Бианки Виталий Валентинович – необычный человек, с необычной фамилией, сказочной. Это и на самом деле сказочник, открывающий для нас удивительный мир природы с лесами, озерами, болотами и лугами, населенными животными, птицами, насекомыми. Впечатление такое, что попадаешь в удивительную страну, название которой «Бианки».

Рассказ ученика о В. В. Бианки.

3. Проведение игры.

  • Знакомство с правилами.
  • Деление на команды, выбор капитанов.
  • Выдача капитанам кубиков (флажков и т. п.) для сигнала о готовности команды к ответу на вопрос.

Слайд 4: игровое поле с вопросами.

Слайды 5– 28: вопросы, которые появляются при нажатии на символ птицы. Ответы появляются позже, при нажатии на них остается правильный ответ.

Слайд 29: источники информации.

4. Подведение итогов.

5. Награждение

6. Домашнее задание: по желанию нарисовать птиц – героев сказок Бианки В. В; изготовить «подарок» для птиц – птичий домик

Приложение: Презентация «Знатоки птиц» (29 слайдов, объем 9, 57 МБ)

Источник: https://www.o-detstve.ru/forteachers/educstudio/presentation-vneklas/4167.html

Литературный праздник, посвященный творчеству В.В. Бианки, для детей 5–7 лет : Работа с дошкольниками

Звучит фонограмма “Звуки природы”

Послушайте о великом писателе

ВИТАЛИИ ВАЛЕНТИНОВИЧЕ БИАНКИ (читается биография)

Открылась тяжелая дверь, и перед глазами изумленного мальчика предстал удивительный мир.

Прямо перед ним два бурых медвежонка схватились в обнимку. Их старший братишка – нянька не спускал глаз с озорников, а медведица – мать развалилась на пригорке и дремала.

А там, немножко дальше, два тигра – один на скале, другой внизу – оскалили зубы, — сейчас кинутся друг на друга…Мальчик, крадучись, прошел мимо них. В страхе оглянулся. А вдруг кинутся? Нет, не кидаются, — так и остались…

Вот высоко в воздухе застыл без движения орел. Вот взлетевшая утка замерла над гнездом; в гнезде – яйца. Мальчик быстро протянул руку за ними – и пальцы больно ударились о что-то крепкое, холодное…

Стекло. Все звери и птицы за стеклом!

Неужели они не живые? Тогда, наверно, они заколдованы, как в сказке. Узнать бы такое волшебное слово, чтобы разом всех оживить. Кто научит его этому слову?

Мальчик попал в Зоологический музей Академии наук. Здесь работал его отец – русский ученый естествоиспытатель.

В доме напротив родился в 1894 году мальчик – будущий писатель Виталий Валентинович Бианки.

С природой его познакомил отец. Он брал с собой сына на охоту и прогулки. Называл ему каждую травку, каждую птицу и зверюшку. Научил его узнавать птиц по полету, зверя по следу, и самое главное – научил записывать свои наблюдения.

К двадцати семи годам жизни у Виталия Валентиновича Бианки накопились целые тома дневников. И опять, как в детстве, ему захотелось найти то волшебное слово, которое заставило бы оживить всех этих зверей и птиц.

Таким словом и стало художественное слово рассказчика – писателя.

Первая книжка В.В.Бианки для детей – “Лесные домишки” — вышла в 1923 году. За три с половиной десятилетия работы Бианки написал около двухсот сказок, рассказов, повестей. Юным читателям хорошо известны его сборники: “Сказки”, “Лесная газета”, “По следам”, “Где раки зимуют”, “Рассказы об охоте” и многие другие.

На многих языках народов нашей Родины издавались его произведения. Его книги переведены также на многие иностранные языки.

Прекрасно зная и горячо любя родную природу, большую часть своей жизни Бианки проводит с ружьем, биноклем, записной книжкой. И его рассказы, сказки, повести раскрывают перед вами картины живой природы. В самом обыкновенном он умеет показать новое, незамеченное нами.

Бианки ведет юного читателя по охотничьим тропам Алтая, поднимается с ним без дорог по горам Кавказа, плывет по озерам Урала, бродит по тайге, тундре, степи…

Но больше всего Бианки любит рассказывать о тех животных и растениях, которых всякий может встретить у себя в саду, на берегу соседней речки, в лесах и полях северной и среднерусской полосы нашей Родины.

Писатель раскрывает своему юному читателю глаза на окружающий мир, отвечает на его вопросы.

Много загадок природы уже раскрыто нашими учеными. Еще больше надо изучить, разгадать, понять.

И книги Бианки зовут юного читателя наблюдать, сравнивать, думать, быть хорошим следопытом, исследователем. Бианки не только показывает, он учит юного читателя раскрывать тайны леса, разгадывать маленькие и большие загадки из жизни зверей и птиц.

Ведь только тот, кто хорошо знает природу, может ею управлять, обращая ее богатство на пользу людям.

На нашем празднике посвященному творчеству В.В.Бианки мы вместе с вами узнаем, как художественное слово помогло вам ближе познакомиться с окружающим нас миром. Поэтому мы решили назвать наш праздник словами самого писателя В.В. Бианки: “Растения и животные, леса и горы, и моря, ветра, дожди, зори – весь мир вокруг нас говорит с нами своими голосами”

Дети читают стихотворение

Н.Саконской.

Предлагаем вашему вниманию литературный аукцион.

Детям предлагается назвать как можно больше произведений В.Бианки. Родители дополняют.

Проверим ваши знания произведений В.Бианки. Угадай, кто это?

По описанию предлагается угадать персонажей произведений В. Бианки и вспомнить, как называется рассказ или сказка.

  1. “Ноги как ходули, между ног голова качается, коленки выше спины торчат”. (Паук – сенокосец. “Как муравьишка домой спешил”.)
  2. “Глядь – бежит по воде лодочка на ножках, подпрыгнула и зашагала по воде, как посуху.

    Оттолкнется ножками и катит – скользит по воде, как по льду.” (Водомерка – клоп. “Как муравьишка домой спешил”.)

  3. “На листке сидит, шелковую нитку на себя тянет, тянет и на сучок мотает. С перепугу муравьишка кувырк с листа и полетел вниз, но что-то сверху – дерг! И закачался он на шелковой ниточке: ниточки-то на сучок были намотаны”. (Гусеница.

    “Как муравьишка домой спешил”.)

  4. “Она сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Щенок – прыг! – и ухватил за хвост. А она извернулась, хвост в зубах у него оставила, а сома под камень. (Ящерица. “Первая охота”.)
  5. “Один крошечный Жучок идет себе по земле и никуда не прячется.

    Догнал его Щенок, хотел схватить, а Жучок остановился, да как пальнет в него липкой едкой струйкой – прямо в нос попал!”. (Жук – бомбардир. “Первая охота”.)

  6. “Надули пузыри за ушами, высунули голову из воды, рты приоткрыли и – один воздух вышел из них. Никакого пения”. (Лягушки.

    “Кто чем поет?”)

  7. “Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую – то тише, то громче, то реже, то чаще, трещотка трещит деревянная, да и только.” (Аист. “Кто чем поет?”)
  8. “Сунула в озеро клюв, набрала полный воды, да как дунет в клюв! Пошёл по озеру громкий гул: “Трумб – бу – бу – бумм”! – словно бык проревел (Выпь.

    “Кто чем поет?”)

  9. “Хвостом упёрся, назад откинулся, замахнулся головой – как задолбит носом по суку. Точь в точь барабанная дробь.” (Дятел. “Кто чем поет?”)
  10. “Залетел под облака. Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, перевернулся к земле носом и понёсся вниз, переворачиваясь с боку на бок, как с высоты брошенная дощечка.

    Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие перышки ветром перебирает. Как будто в небе барашек заблеял.” (Бекас. “Кто чем поет?”)

  11. “Вдруг упал с дерева черный комок шерсти, приподнялся с земли и пополз на локтях. Оказалось, это не локти, а сложенные крылья.

    Повернулся комок боком – сзади у него цепкие звериные лапки и хвост, а между хвостом и лапками кожа натянута”. (Летучая мышь. “Чьи это ноги”.)

  12. “Скрипочка у не на крылышках, а вместо смычков – длинные задние лапки коленками назад. На крыльях зазубринка, а на ножках зацепочки. Трет она себя ножками по бокам, зазубринками за зацепочки задевает – стрекочет”. (Саранча.

    “Кто чем поет?”).

  13. “В еловой леске дом. Один пол, да и тот, как решето, весь в дырьях. Просто прутики на ветви накиданы как попало. На прутиках белые яйца лежат.” (Лесной голубь витютень. “Лесные домишки”)
  14. А чей домик висит на берёзовой ветке, крошечный и лёгкий? Похож на розу, сделанную из тонких листков серой бумаги. (Осиный.

    “Лесные домишки”)

  15. А у кого домик высоко над землёй подвешен среди листьев и ветвей? Затейливо так свит из пеньки и стебельков, волосков и шерстинок, и тонкой берёзовой кожурки. (У Иволги. “Лесные домишки”)
  16. Чей домик в траве как шалашик из сухой травы и мха? Тут и пол, и стены, и крыша, и постелька из мягких пёрышек. (Пеночка. “Лесные домишки”)

Немного разомнёмся.

Ритмопластика под песню: “В траве сидел кузнечик”.

Детям предлагается исполнить подготовленный танец.

А теперь проверим умеете ли вы отгадывать загадки.

Загадки о птицах.

Загадки загадываются поочерёдно детям и родителям.

Детям.

Родителям.

Предлагаем вам посетить книжную галерею

Детям предлагается подобрать иллюстрации к книгам, к которым они были нарисованы.

Интеллектуальная игра “Угадай-ка”

Выберите правильный вариант ответа. Произведение “Как Муравьишка домой спешил”

Дунул ветерок и полетел Муравьишка.

На чем отправился в долгий путь Муравьишка?

А) На листе берёзы. Б) На паутине. В) На сухой травинке.

Кто помог Муравьишке в самый последний момент добраться до дома?

А) Паук-сенокосец. Б) Гусеница листовертка. В) Жучок-блошачок.

Произведение “Теремок”

В каком старом-престаром дереве жили разные животные по очереди?

А) Липа. Б) Дуб. В) Тополь.

Рассказ “Чей нос лучше?”

Кто является главным героем этого рассказа?

А) Клёст-крестонос. Б) Мухолов-тонконос. В) Дятел-долбонос

У какой птицы нос похож на долото?

А) У дятла Б) У тукана В) У цапли

Рассказ “Первая охота”

Кто подумал, что удивит щенка, героя рассказа “Первая охота”?

А) Улитка Б) Удод В) Утка

Как напугала Вертишейка Щенка в рассказе “Первая охота”?

А) Притворилась змеей

Б) Клюнула Щенка в носВ) Громко закричала

Рассказ “Мышонок Пик”

Кого первым встретил мышонок Пик ночью после кораблекрушения?

А) Лису Б) Лягушат В) Белку

Почему мышонок осмелился и решил вылезти из-за сундука днём?

А) Захотел есть Б) Стало скучно В) Услышал игру мальчика на дудочке

Сколько недель было отроду Пику, когда он стал мореплавателем?

А) Две недели

Б) Три неделиВ) Два месяца

Рассказ “Кто чем поет?”

Чем поет Бекас?

А) Крыльями Б) Хвостом В) Хохолком на голове

Рассказ “Хвосты”

Для чего муха решила завести себе хвост

А) Чтобы летать было удобнее Б) Для красоты В) Чтобы птиц отпугивать

У кого хвост-руль?

А

) У рыбы Б) У рака В) У дятла

У кого хвост-весло?

А) У рыбы

Б) У ракаВ) У дятла

У кого хвост-подпорка?

А) У рыбы Б) У рака В) У дятла

Игра “Подбери хвост или клюв”

Игра оформлена по подобию игр “Собери картинку из частей” Детям предлагается подобрать хвосты для животных, а родителям – клюв для птиц из произведений В. Бианки.

Пословицы и поговорки

Родителям и детям предлагается вспомнить пословицы и поговорки связанные с птицами.

Пора немного размяться. Мы предлагаем вам сыграть в подвижную игру

“Кошка и скворцы”

Один ребенок “кошка”, остальные дети- “скворцы”. Родители по 3-4 человека берутся за руки и образуют кружки — “скворечники”. В каждом размещается по 4 “скворца”. “Кошка” находится в стороне.

Пoд легкую веселую музыку “скворцы” летают по комнате врассыпную. С окончанием музыки появляется “кошка” и старается поймать “скворцов”. “Скворцы” прячутся в “скворечнике”.

В одном скворечнике могут находиться только 4 “скворца”.

Предлагаем вам посетить нашу художественную галерею. Здесь вы увидите работы своих детей.

Детям и родителям предлагается рассмотреть и обсудить выставку детских рисунков и работ выполненных совместно с родителями. Каждый ребёнок представляет свою работу.

Ребята сегодня ваши родители приготовили для вас стихотворение. Давайте послушаем их.

Родители читают стихотворение Н. Старшинова “Давайте сохраним.”

И под конец нашего мероприятия мы предлагаем вам всем вместе исполнить песню.

Дети исполняют песню. “Без друзей нам никак нельзя.”М. Дубравин – В. Суслов.

На этом наш литературный праздник закрывается. До свидания друзья, до новых встреч.

Список использованных источников.

  1. Бианки В.В. Лесные домишки/ Рис. А.Шангелдян. — М.: Стрекоза, 2000.
  2. Бианки В.В. Лис и мышонок / Худож. Т.Зеброва. — М.: Капля, 1998.
  3. Бианки В.В. Мишка-башка: Рассказы и сказки / Худож. Е.Чарушин. — М.: РОСМЭН, 1996.
  4. Бианки В.В. Мышонок Пик / Худож. Е.Подползин. — М.: Стрекоза, 1999.
  5. Бианки. В. В. Рассказы и сказки: Рис. Е. Чарушина. – СПб.: Северо-Запад, 1993
  6. Бианки В.В. Чей нос лучше?: Рассказ / Рис. Т.Капустиной. — Л.: Дет.лит., 1990.
  7. Волчок. Н.Саконской с иллюстрациями В.Лосина М.: ДЕТГИЗ, 1955 г

Интернет-ресурсы.

А) http://bianki.lit-info.ru

Б) http://www.bibliofond.ru

В) http://www.hobobo.ru

Г) http://vashechudo.ru/raznoe/zagadki/

Предварительная работа

  1. Прочитать с детьми сказки и рассказы В. Бианки: “Как муравьишка домой спешил”, “Теремок”, “Чей нос лучше”, “Хвосты”, “Кто чем поет?”, “Первая охота”, “Чьи это ноги?”, “Лесные домишки”, “Мастера без топора”, “Лесная газета”.

  2. Провести с детьми и рекомендовать родителям сделать дома с детьми работы: рисунки, поделки для выставки по произведениям В. Бианки.
  3. Оформить выставку работ выполненных детьми и родителями.
  4. Разучить с детьми песни и стихотворения необходимые для праздника.
  5. Подготовить выставку книг В.

    Бианки.

  6. Оформление зала: портрет В. Бианки, фотографии В. Бианки, иллюстрации к произведениям В. Бианки, выставка детских работ и работ, выполненных вместе с родителями.

    Плакат с названием праздника: “РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ, ЛЕСА И ГОРЫ, И МОРЯ, ВЕТРА, ДОЖДИ, ЗОРИ – ВЕСЬ МИР ВОКРУГ НАС ГОВОРИТ С НАМИ ВСЕМИ СВОИМИ ГОЛОСАМИ”. В.В. БИАНКИ

  7. Познакомить детей с пословицами и поговорками по тематике произведений В. Бианки.
  8. Музыкальное сопровождение.

    “Звуки природы”, “В траве сидел кузнечик”, В. Шаинский – Н. Носов, “Без друзей нам никак нельзя”, М. Дубравин. – В. Суслов.

  9. Приглашение для родителей на праздник.

Приглашение для родителей на праздник

“Мир вокруг нас он не всегда солнечный и добрый, и чтобы жить в мире с этим миром, надо научиться лучше понимать его… а понимание приходит через Познание…” В.Бианки.

Давайте поможем нашим детям заполнить одну из страниц в Книге познания, прочитав с детства знакомые и любимые страницы рассказов о природе замечательного детского писателя Виталия Бианки.

Приходите к нам на праздник, послушайте, как ваши дети делятся впечатлениями, помогите им правильно осознать прочитанное….

А может…

Вы узнаете здесь что-то новое для себя!!!

Пословицы и поговорки

Был коршун, да выпорхнул. Воробей под кровлю, а сова на ловлю. Ворон ворону глаз не выклюет. Всякая птичка свои песенки поет. Красна птица пером, а человек умом. Курица по зернышку клюет, да сыта живет.

Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел. Наряд соколий, а походка воронья. Одна ласточка весны не делает. Пуганая ворона и куста боится. Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела. Слово не воробей, вылетит не поймаешь.

Старого воробья на мякине не проведешь. Яйца курицу не учат.

Источник: http://www.poznanie21.ru/current/juniors/642087959.php

Сценарий утренника для детей и взрослых » Архив блога » Сценарий День поэзии в начальной школе

Цели конкурса. ● Речевое развитие и формирование интереса к художественному слову с целью развития умения чувствовать красоту и выразительность поэтичного слова.

● Привлечение внимания родителей к проблеме декларирования стихов, как к одному из условий совершенствования речевой деятельности.

Задачи конкурса: ● Создание условий для познавательно-речевого развития ребёнка. ● Воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям. ● Развитие у дошкольников художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений.

● Выявление лучших чтецов среди детей, предоставление им возможности для самовыражения.

Ход конкурса.

Вступительное слово ведущего.

— Поэзии чудесная страница

Для нас сегодня открывает дверь.

И чудо пусть любое сотворится!

Ты, главное, в него всем сердцем верь!

Любовь и красота природы,

Дорога сказок, мир – любой, —

Подвластно все ПОЭЗИИ, — Попробуй!

И дверь в ее Страну открой!

Шорох листьев под ногами, капелька дождя,

Радуга на небе, трели соловья, —

Вот мороз рисует на стекле узор…

Мир вокруг прекрасен! И каждый в нем актер.

(Е. Некрасова)

— Доброе утро, дорогие ребята и уважаемые гости! Мы рады видеть Вас в нашей группе! Сегодня необыкновенный день. Сегодня мы проводим конкурс чтецов, посвященный Всемирному дню поэзии.

Прекрасный месяц весны не зря выбран для празднования замечательного, романтического Дня поэзии. Ведь март – это месяц, олицетворяющий начало весны, возрождение и пробуждение природы.

Поэзия всегда воспевала настроение и тепло, зарождение жизни, новых чувств и надежд.

В ряду профессий важных,

популярных

Профессии поэт в помине нет…

Занятье, скажем, не из благодарных.

«Поэт в России больше, чем поэт…»

Мне кажется, что писать стихи – это всё равно, что уметь летать как птица. Этому нельзя научиться, а вот понимать поэзию может научиться каждый. Настоящей хозяйкой сегодняшнего конкурса будет поэзия, а долгожданными гостями – стихи.

Но, ни один конкурс не обходится без жюри. Поэтому разрешите мне представить наше жюри.

2. Чтение стихов детьми.

Стихи бывают разные

Хорошие, простые.

Стихи бывают грустные

Бывают и смешные.

— А вы, ребята, любите слушать и читать стихи? Итак, мы начинаем чтение стихов, и начнем со стихов детской поэтессы – Агнии Львовны Барто. Показ портрета. Барто – москвичка, родилась в семье врача. Мечтала стать балериной. В балетном училище начала писать стихи. Окончив училище, балериной не стала, так как её к тому времени увлекла литература.

В 19 лет она стала начинающим детским писателем. Любая книга Агнии Львовны – путешествие в Страну веселого детства. Откроешь ее – и сразу очутишься в этой чудесной стране. Для всех тут найдется что-нибудь интересное, каждый найдет, чему улыбнуться.

А как весело она писала о весне! Послушайте отрывок из стихотворения «Веревочка» в исполнении Митичевой Амелии.

— Мамедова Раула («Весна идёт»).

— Сегодня мы с вами поговорим об еще одном известном детском поэте – Корнее Ивановиче Чуковском (Николай Васильевич Корнейчуков) Показ портрета. Он родился в Петербурге в 1882 году в бедной семье. Свое детство провел в Одессе и Николаеве.

Интересоваться поэзией Чуковский начал с ранних лет: писал стихотворения и даже поэмы. По профессии Корней Иванович — литературный критик, поэт, мемуарист, переводчик и сказочник. Свою профессию очень любил и искренне считал ее своим призванием.

И если бы кто-нибудь сказал ему, что скоро он станет знаменит совсем в другом литературном жанре, он бы, наверное, очень удивился. А еще больше он удивился бы, если бы ему сказали, что его прославят стихи и сказки для детей. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал совершенно случайно.

Вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Заболел он в г. Хельсинки, Корней Иванович вез его домой в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку. Начав, он и сам не знал, что будет дальше. Да и не так уж это было важно.

Важно было не замолчать, не останавливаться, не запнуться ни на секунду, а быстро лепить строку к строке под четкий стук вагонных колес:

Жил да был крокодил.

Он по улицам ходил,

Папиросы курил!

По- турецки говорил,-

Крокодил Крокодил Крокодилович.

— А сейчас Полина Репина прочтет нам стихотворение «Закаляка».

— Еще один детский поэт – Заходер Борис Вдадимирович. Показ портрета.

Заходер стихи для детей писал так, что прочитав или услышав их один раз, сразу хочется познакомиться со всем его творчеством. Стихи Бориса Заходера одновременно смешные и грустные, иногда просто задорные, но чаще с глубоким смыслом, в басенном жанре.

Стихи Заходера читать нравится и детям и взрослым, ведь ему удавалось иногда всего в две-три строки вложить столько тонкого юмора и житейской мудрости, что, не только ребята, но и их родители запоминают наизусть ставшие уже афоризмами слова автора. Детские стихи Заходера написаны таким понятным языком, что кажется, будто он смотрел на окружающий мир детскими глазами и всё-всё понимал.

— Познакомит с творчеством Заходера нас Миша Белов («Никто»).

— И Лиза Баранова («Ласточка»).

— Многие поэты не только писали свои произведения, но и переводили стихи других народов. Например, Самуил Яковлевич Маршак. Показ портрета. Сейчас Кристина Тузова расскажет нам английскую песенку в его переводе («Мэри»).

Физминутка «Выполни, что скажу»

— Найди глазами белый цвет, круглый предмет, прозрачный предмет, дотронься до чего-нибудь мягкого, приятного; подними вверх левую руку, погладь себя правой рукой.

— Совсем скоро некоторые наши дети пойдут в школу. На эту тему тоже есть много стихов. Сегодня мы прослушаем их в исполнении:

— Брагарь Саши («Читалочка» Валентин Берестов)

— Гараевой Асии (Гайда Лагздынь «Буковка плюс буковка»).

— Есть у нас и самая маленькая девочка группы Кривошеева Ира, которая тоже расскажет свое стихотворение (Нина Саконская «Где мой пальчик?»)

— Всегда интересны стихи, написанные в шутливой форме. Такие стихи нам представят Витя Овчинников (Владимир Приходько «Вот когда я стану взрослым») и Марк Ефимов («Приставалка» Саша Черный).

— Сегодня мы представим стихи поэтов – наших современников. Их прочитают:

— Мамедов Раул (Елена Эрато «Весенние месяцы»);

— Мячин Тима (Ирина Семенова «Слон и бегемот»).

— Огурцов Даня (Ирина Токмакова «К нам весна шагает»)

3. Подведение итога жюри.

— Пока жюри подводит итоги, давайте встанем в круг и поиграем.

Игра «Красная шапочка и Серый волк. Дети под ритмичную музыку быстро передают два мячика: маленький – Красная шапочка, большой – Серый волк. Задача – мячи не должны встретиться.

Игра «Если весело живется…»

Игра «Передай пожелание».

4. Награждение

Приложение 1

Положение о конкурсе чтецов,

посвященному Всемирному дню поэзии
1. Общие положения.

1.1.Настоящее положение определяет порядок организации и проведения конкурса чтецов, посвященного Всемирному дню поэзии, среди воспитанников старшей/подготовительной логопедической группы № 4.
2. Цели конкурса.

2.1. Речевое развитие и формирование интереса к художественному слову с целью развития умения чувствовать красоту и выразительность поэтичного слова.

2.2. Привлечение внимания родителей к проблеме декларирования стихов, как к одному из условий совершенствования речевой деятельности.
3. Задачи конкурса:

3.1. Создание условий для познавательно-речевого развития ребёнка.

3.2. Воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям.

3.3. Развитие у дошкольников художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений.

3.4. Выявлять лучших чтецов среди детей, предоставление им возможности для самовыражения.
4. Жюри конкурса и сроки проведения.

4.1.В состав жюри конкурса входят:

Заведующий ДОУ

Педагог-психолог

Учитель – логопед

4.2. Конкурс проводится 20 марта 2015 года.
5. Требования и критерии оценки.

5.1. Знание текста произведения

5.2. Интонационная выразительность речи

5.3. Правильное литературное произношение

5.4. Использование выразительных средств театра (мимики, жестов, поз, движений)

5.6. Подбор костюма, атрибутов, соответствующих содержанию исполняемого произведения

Каждый критерий оценивается от 0 до 5 баллов.
6. Подведение итогов и награждение.

6.1. Жюри конкурса определяет победителей, занявших 1, 2, 3 места. Победители награждаются грамотами.

6.2. Жюри конкурса определяет по одному победителю в номинациях:

«Самый обаятельный исполнитель», «За искренность исполнения», «Самый эмоциональный исполнитель», «Самый юный исполнитель», «За оригинальное прочтение стихотворения», «Лучший образ», «Самое жизнерадостное исполнение», «Самое проникновенное исполнение», «Самое яркое исполнение», «Самое лирическое исполнение», «Самый задорный исполнитель», «За артистизм исполнения».

6.3. Победители конкурса и номинаций награждаются дипломами.

Приложение 2

Ласточка Борис Заходер

Улетела Ласточка За тридевять земель… Возвращайся, Ласточка! На дворе апрель. Возвращайся, Ласточка! Только не одна: Пусть с тобою, Ласточка,

Прилетит Весна!

Никто Борис Заходер

Завёлся озорник у нас.

Горюет вся семья.

В квартире от его проказ

Буквально нет житья!

Никто с ним, правда, не знаком,

Но знают все зато,

Что виноват всегда во всём

Лишь он один — НИКТО!

Кто, например, залез в буфет,

Конфеты там нашёл

И все бумажки от конфет

Кто побросал под стол?

Кто на обоях рисовал?

Кто разорвал пальто?

Кто в папин стол свой нос совал?

НИКТО, НИКТО, НИКТО!

— НИКТО — ужасный сорванец! —

Сказала строго мать. —

Его должны мы наконец

Примерно наказать!

НИКТО сегодня не пойдет

Ни в гости, ни в кино!

Смеётесь вы?

А нам с сестрой

Ни капли не смешно!

Весенние месяцы Елена Эрато

У весны весёлый старт —

На пороге стоит Март.

Весело звенит капель —

К нам уже спешит Апрель.

Май их быстро догоняет,

Всех цветами он встречает.

Света, радости полны

Все три месяца весны.

Закаляка Корней Чуковский

Дали Мурочке тетрадь, Стала Мура рисовать. «Это — ёлочка мохнатая. Это — козочка рогатая. Это — дядя с бородой.

Это — дом с трубой».

«Ну, а это что такое, Непонятное, чудное, С десятью ногами, С десятью рогами?» «Это Бяка-Закаляка Кусачая,

Я сама из головы её выдумала».

«Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?» «Я её боюсь!»

Веревочка Агния Барто
(отрывок)

Весна, весна на улице, Весенние деньки! Как птицы, заливаются

Трамвайные звонки.

Галдят грачи на дереве, Гремят грузовики. Весна, весна на улице,

Весенние деньки!

Приставалка Саша Черный

— Отчего у мамочки

На щеках две ямочки?

— Отчего у кошки

Вместо ручек ножки?

— Отчего шоколадки

Не растут на кроватке?

— Отчего у няни

Волоса в сметане?

— Отчего у птичек

Нет рукавичек?

— Отчего лягушки

Спят без подушки?..

— Оттого, что у моего сыночка

Рот без замочка.

Нина Саконская

Где мой пальчик?

Мама варежку надела:

— Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Мама варежку сняла:

— Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь и найдешь.

Здравствуй, пальчик!

Как живешь?

Читалочка Валентин Берестов

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо к бабушке идти:

— Прочти, пожалуйста! Прочти!

Не надо умолять сестрицу:

— Ну, почитай еще страницу.

Не надо звать,

Не надо ждать.

А можно взять

И почитать!

Владимир Приходько

Вот когда я стану взрослым

Вот когда я стану взрослым

И купаться захочу,

Влезу сам

В большую ванну,

Оба крана

Откручу.

Сам потру живот и спинку

И веснушки на носу.

Заверну себя в простынку

И в кроватку

Отнесу!

Ирина Семенова

Слон и бегемот

Большой,

Пребольшой бегемот

Купил небольшой вертолет.

Хотел облететь он свет,

Но звери сказали: «Нет!

Нет, не взлетит бегемот,

А если взлетит – упадет».

И только печальный слон

На дальний смотрел небосклон

И говорил: «Лети!

Счастливого, друг, пути!

И если тебе повезет,

Купи мне большой,

Большой-пребольшой,

Огромный, как слон, самолет!»

Гайда Лагздынь

Буковка плюс буковка

Прибежала Аллочка:

-Где моя считалочка?

Я считалку заучу,

И считать всех научу!

Прибежала Аллочка:

-Где моя считалочка?

Я считалку заучу,

И считать всех научу!

Буковка за буковкой-

Целый алфавит!

Кто не знает буковок,

Тот не говорит!

Буковка плюс буковка!

Получился слог.

А без слога, знаем мы,
Не бывает слов!

перевод Самуила Маршака

Мэри (английская песенка)

У маленькой Мэри

Большая потеря:

Пропал ее правый башмак.

В одном она скачет

И жалобно плачет, —

Нельзя без другого никак!

Но, милая Мэри,

Не плачь о потере.

Ботинок для правой ноги

Сошьем тебе новый

Иль купим готовый,

Но только смотри – береги!

Источник: http://scenarii-utrennika.ru/scenarij-den-poezii-v-nachalnoj-shkole/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector