Сценарий тематической экскурсии с дошкольниками 6-7 лет «школа наших бабушек»

Сценарий тематической экскурсии с дошкольниками 6-7 лет «Школа наших бабушек»

Автор: Лосева Ирина Владимировна, ст. методист Детско-юношеского центра г. Волгограда, педагог дополнительного образования

Описание материала: Данная экскурсия проводилась в музее истории образования Царицына – Сталинграда – Волгограда с детьми 6-7 лет.

Думаю, что предложенный материал будет интересен, как воспитателям подготовительных групп, так и учителям начальных классов, так как знакомит детей с предметами школьного быта прошлого века в увлекательной игровой форме, вместо экспонатов можно использовать фотографии школьных принадлежностей.

Методическая разработка к тематической экскурсии «Школа наших бабушек»

Цель:

Расширение общего кругозора;

Воспитание культуры музейного зрителя;

Развитие внимания, наблюдательности, мышления.

Ход мероприятия:

Дорогие ребята, скоро вы пойдёте в школу. Научитесь не только читать и писать, начнёте познавать наш большой и увлекательный мир. У вас будет много разных уроков: математика, окружающий мир, история и многие другие.

А мы с вами сейчас находимся в музее.

— Кто из вас знает, что такое музей?

Музей – это место, где собраны и хранятся старинные вещи. А наш музей не простой. Это музей истории народного образования Царицына – Сталинграда – Волгограда. И рассказывает нам о том, когда появились первые школы в нашем городе, кто и чему в них учился.

Вот и мы с вами перенесёмся на много лет назад и побываем в школе, в которой учились ваши бабушки и дедушки, а, может быть, даже прабабушки и прадедушки. Мы узнаем, что они носили с собой в школу, какие учебники, тетради и ручки у них были.

Но наше путешествие сегодня будет не совсем обычным, прежде чем увидеть экспонат нашего музея, вам необходимо отгадать загадку.

Итак, отправляемся….

Вот вам первая загадка:

Стоит чудесная скамья,

На ней уселись ты да я,

Скамья ведёт обеих нас

Из года в год, из класса в класс.

Что это такое?

Верно, это парта.

Когда вы придёте в школу, вас там будут ждать удобные столы и удобные стульчики. А ведь когда-то давно в классах стояли не столы и стулья, а вот такие парты.

Рассматривание экспоната 1

Фото 1

Школьный стол прочно соединён со скамейкой. Наклонная крышка парты откидывалась, под столом – подставка для ног, а скамейка поддерживала спину ученика, заставляя держать её прямо. Со временем у парт появились отверстия для чернильниц, углубление для ручек и крючки для портфелей.

Попробуйте посидеть за партой, удобно?

Ну что ж, вот вам ещё одна загадка:

По чёрному белым

Пишут то и дело.

Потрут тряпицей

Чиста страница.

Школьная доска, верно.

Рассматривание экспоната 2 (фото 1)

Придя сегодня в школу, вы вряд ли где увидите такие доски, сейчас они зелёные или интерактивные, т. е. управляются с помощью компьютера.

А ваши бабушки писали именно на таких досках.

Перед уроком дежурный по классу тщательно мыл тряпку, а потом вытирал с доски. А учитель следил за тем, чтобы перед началом урока в классе всегда была чистая доска и мокрая тряпка.

А кто из вас сможет отгадать следующую загадку?

По десятку на шесточке

Сели умные кружочки

И считают громко вслух,

Только слышно: стук да стук

Рассматривание экспоната 3 (фото 1)

Счёты – это устройство для произведения простых математических действий, оно было одним из первых вычислительных устройств. Я называю их первым калькулятором.

Счёты представляют собой раму с нанизанными костяшками. Передвигая эти костяшки, очень легко складывать и отнимать числа.

Счёты были разных размеров: от очень больших, которые стояли у доски, до очень маленьких, которые школьники носили в своих портфелях.

У нас представлены счёты разных размеров. Мы тоже с вами можем попробовать посчитать на них.

Предлагается детям посчитать на счётах

Ну что ж, дорогие друзья, мы с вами находимся в классе наших бабушек. Мы посмотрели, какая в классе была обстановка, за какими партами они сидели, на каких досках писали, а теперь давайте заглянем к ним в портфель, какие книги и тетради они носили в школу, какими ручками писали.

И вот вам следующая загадка:

Новый дом несу в руке,

Дверца дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные..

Ваши родители, конечно же, вам скоро купят красивые удобные рюкзаки, с которыми вы пойдёте в школу. А раньше почти все портфели были одинаковой формы, почти все они были тёмные, на них не было никаких рисунков, но зато очень удобно было кататься с горки. Такой портфель представлен в нашем музее.

Рассматривание экспоната 4

А что же клали в свой портфель школьники прошлого века?

И вот вам ещё одна загадка:

В этой узенькой коробке

Ты найдёшь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки

Что угодно для души.

Рассматривание экспоната 5

Пенал…Каких только пеналов нет в наших магазинах: и больших и маленьких, с полным набором канцелярских товаров и без… В нашем музее вы видите пенал. 80-х годов прошлого века, с такими пеналами ходили скорее не бабушки, а ваши мамы. Посмотрите здесь есть и счёты, и алфавит, и часы. В своё время он считался очень модным.

И в пенале обязательно лежали… :

Отгадай, что за вещица,-

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Сеет – сеет семена.

Не на поле, не на грядке —

На листах твоей тетрадки.

Авторучки…верно.

В пенале, который вы видите в витрине лежат обычные шариковые ручки. Такими писали ваши мамы, а вот бабушки писали совсем другими ручками – перьевыми.

Писать ими было очень сложно, поэтому когда дети приходили в первый класс, они учились писать сначала простым карандашом. В школе был специальный предмет, который назывался чистописание.

Только после того, как ученик научился писать аккуратно и красиво карандашом, ему разрешалось писать чернилами, и только тогда он мог взять в руки перьевую ручку.

Рассматривание экспоната 6

Фото 4

Чем же они отличались от обычных, шариковых, которыми мы с вами привыкли пользоваться?

Ручка была деревянная со стальным наконечником, куда вставлялось специальное пёрышко.

Перья были разные по размеру и форме и носили интересные названия, например, “казачок ” или “лягушка “.

А мы сегодня с вами попробуем убедиться, что писать такими ручками было нелегко.

Но для того, чтобы писать этими ручками, необходимо было специальное приспособление.

Рассматривание экспоната 7 (фото 4)

И называется это приспособление – чернильница – непроливайка. Эта чернильница внутри устроена так, что если её наполнить чернилами и случайно опрокинуть, чернила из неё не выльются.

Такая чернильница стояла у каждого школьника на парте, и дежурный по классу перед уроком должен был наливать в неё чернила.

А чтобы её удобно было носить мамы шили для неё специальный мешочек и ребята привязывали его за ручку портфеля и так носили, чтобы баночка случайно не разбилась и не запачкала тетради и учебники.

Но всё равно не обходилось без клякс.

Замарашка, озорница

Вдруг уселась на страницу.

Из-за этой баловницы получил я единицу.

Ну что ж, ребята, давайте попробуем пописать перьевыми ручками, не поставив кляксу, и убедимся, как это трудно с непривычки.

Ребята пробуют написать буквы, слова перьевыми ручками.

У нас осталось совсем немного предметов из бабушкиного портфеля. И вот вам следующая загадка:

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать,

Кто такая я?

Правильно “тетрадь “.

Рассматривание экспоната 8

У нас в музее представлены не просто тетради, а прописи. Это сейчас прописи яркие красивые, а раньше на уроках чистописания писали именно в таких прописях, которые представлены в нашем музее. В них практически нет рисунков, но зато очень красивыми получались буквы.

Как вы думаете, что ещё должно обязательно лежать в портфеле первоклассника?

Я всё знаю, всех учу,

Хотя сам всегда молчу,

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться?

Что же это? Верно, букварь.

Букварь – первый учебник школьника во все времена. Посмотрите, как выглядели буквари, по которым учились ваши бабушки и мамы.

Рассматривание экспоната 9,10,11

Итак, дорогие друзья, сегодня мы с вами ненадолго отправились в прошлое, чтобы посмотреть, как учились наши бабушки и дедушки, папы и мамы. Думаю, что это путешествие было для вас познавательным, и вы для себя открыли много нового.

Источник: http://www.slavkrug.org/scenarij-tematicheskoj-ekskursii-s-doshkolnikami-6-7-let-shkola-nashix-babushek/

Сценарий тематического развлечения для родителей и детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет «Все о моей малой Родине» | Сценарии мероприятий | Воспитатель ру

Автор: Курьян Татьяна Ивановна

Организация: МБДОУ № 40 «Снегурочка»

Населенный пункт: Тюменская область, ХМАО, г. Сургут

Сценарий тематического развлечения для родителей и детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет «Все о моей малой Родине».

Цель: расширять знания детей и родителей о своей «малой родине» в процессе совместной деятельности.

Материал и оборудование:карточки с изображением орнаментов ханты и манси, рисунки детей о родном крае, ИКТ (интерактивная доска), канат, скакалка, магнитофон, изделия из меха, бисера, посуда коренных народов, детские костюмы коренных народов.

Предварительная работа:

С детьми:заучивание стихотворений, чтение сказок народов Севера «Сказки бабушки Аннэ», стихотворений из книги О.

Аксеновой «Приезжайте в тундру к нам»; наглядность «Природа родного края», «Животные края», «Быт коренных народов», «Национальная одежда.

Орнаменты»; слушание хантыйской музыки; разучивание элементарных движений национальных танцев, подвижных игр народов Югры, рисунки «Мой родной край».

с родителями: консультации: «Пояснительный словарик хантыйских слов», «Игры коренных народов севера», «Праздники коренных народов Севера»; помощь родителей в пошиве национальных костюмов ханты и манси для детей; помощь родителей в создании фотоальбома «Моя Югра»; организация экскурсии с родителями и детьми в «Старый Сургут»; изготовление поделок из бисера и меха.

Ход тематического развлечения

Звучит хантыйская народная музыка, дети и родители входят в музыкальный зал. Зал украшен рисунками детей о родном крае, вдоль стены стоят столы, на которых разложены посуда, изделия из меха, бисера , куклы- обереги и игрушки коренных народов- ханты и манси.

Дети и родители садятся на стульчики, которые расставлены полукругом. Перед ними находится экран, на котором демонстрируется видеоряд «Мой северный край». Приглушенно звучит музыка.

Воспитатель:- Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, родители. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашей «малой родине» — Югре.

Уважаемые родители, скажите, пожалуйста, что вы понимаете под сочетанием слов «малая родина»? (предполагаемые ответы: малая родина- место, где ты родился, вырос… это семья, дом, родительская любовь… это люди, рядом с которыми прошло твое детство…родительский очаг, любимый дворик…).Расскажите, пожалуйста, о своей «малой родине».

Читайте также:  День гражданина россии для детей старшей группы. сценарий

(2-3 рассказа родителей о своей «малой родине»).

Воспитатель: — Малая родина –это то место, где ты родился, вырос, где дорог тебе каждый кустик, где знаком каждый уголок.

А лучше всех нам о том, что мы зовем малой родиной, расскажут ребята. (Выходят четыре ребенка в национальных костюмах ханты и читают стихотворения.)

1 ребенок читает стихотворение «Что мы Родиной зовем».

Что мы Родиной Зовем?

Край, где мы с тобой растем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

2 ребенок.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

3 ребенок.

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И скворцов весенних песни

За распахнутым окном.

Что мы родиной зовём?

4 ребенок.

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём.

(После прочтения, дети присаживаются на стульчики рядом с родителями).

Воспитатель:

Только в родимых краях бывает такое:

Солнце – самое яркое,

Небо – самое голубое,

Вода – самая чистая,

Звезды – самые лучистые.

Березки – самые тонкие,

Песни – самые звонкие!

У северных народов свои песни и танцы, не похожие на русские народные. Танцы народа ханты довольно оригинальны и неопределенны в своей направленности. Они состоят из необычайной красоты движений, чарующей музыки и слов. Особый шарм этому действию придают национальные костюмы, имеющие отношение к происходящему, ведь, как правило, в танцах отражается жизнь народа, его обычаи.

(на экране демонстрируется видеозаписть танца народа ханты «Куринька». Родители и дети просматривают небольшой эпизод танца, после чего воспитатель предлагает родителям и детям выйти на середину музыкального зала и повторить движения танца под музыку).

После исполнения танца, родители и дети присаживаются на стулья.

Воспитатель:А сейчас мы проверим,умеете ли вы отгадывать загадки. Я буду загадывать загадки и за каждый правильный ответ давать фишку. В конце игры подсчитаем количество фишек.Победит та семья, которая отгадает больше всех загадок и у которой будет больше всех фишек.

(родители и дети отгадывают загадки, воспитатель за правильный ответ дает фишку).

1. На шалаш он похож, только ростом выше,

Если дождь, не беда, не промокнет крыша.

Он стоит за бугром, дверь полы и стены

Сделаны не топором, а из шкур оленьих. (Чум.)

2. Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный,

Любит снежные луга. (Олень.)

3. Там, где в тундре вьюга злится,

Где большой земли конец,

Там живет почти лисица,

Называется… (песец)

4. В ночь беззвёздную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье? (Олень.)

5. Как называется зимняя обувь народов ханты, которая шилась из оленей шкуры мехом наружу? (кисы)

6. Не буквы, а написаны в строчку. Без языка, а охотнику все расскажут. (Следы.)

7. Как называется зимняя верхняя одежда народов ханты, которая шилась мехом вовнутрь? (малица)

8. Олень от них убегает — а они не отстают. (Нарты.)

9. Как называется лодка, которую ханты используют при ловле рыбы на озере? (облас)

10. Что означают слова «ханты» и «манси»? (ханты- «человек», манси- «дикий»)

Подведения итогов.

Воспитатель: А теперь я предлагаю и родителям и детям разделиться на две команды и померяться силами в перетягивании каната. Это одна из самых любимых коренными народами игр.

(на середину зала выкладывается скакалка-черта, играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу воспитателя «Раз, два, три-начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают приз, как на празднике оленеводов).

(Команды по сигналу воспитателя начинают игру. Победившая каманда получает приз — кедровые шишки. После окончания игры участники присаживаются на стулья).

Воспитатель:С танцами и играми коренных народов мы с вами сегодня познакомились.

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Хантыйские узоры». Перед вами хантыйские и мансийские орнаменты. Ими украшались национальная одежда, обувь, домашняя утварь. Считалось, что орнамент не только украшает, но и защищает человека от болезней, злых духов и завистливых людей.

Попробуйте догадаться, что скрывается за орнаментом.

(на мониторе появляются орнаменты коренных народов севера- «заячьи уши», «оленьи рога», «ветви березы», «глухарь», «рыба», «собачья лапа», «изображение медведя», «изображение птиц», «солнце». Родители и дети «расшифровывают» орнамент).

Воспитатель обращает внимание присутствующих на орнамент, изображающий солнце.

Воспитатель:Мы живём с вами в суровом северном крае, куда редко заглядывает солнце.Именно солнцу — «Хэйро», ханты и манси уделяли огромное значение. С солнцем коренные народы севера ассоциировали начало новой жизни. Солнце воспринимается коренными жителями как надежный источник тепла и света. Пока есть солнце, есть жизнь.

Я предлагаю всем взяться за руки, выйти на середину зала, встать в круг, поднять руки вверх и крикнуть «Хэйро!».

(родители с детьми берутся за руки, выходят на середину зала, образуя круг- солнце, поднимают руки вверх и кричат «Хэйро!», тем самым приветствуя солнце).

Воспитатель: У меня в руках игрушка – солнце, символ тепла и света. Передавая солнце из рук в руки, поделитесь, пожалуйста, своим теплом друг с другом и впечатлениями от нашего сегодняшнего путешествия по Югре. (родители и дети передают игрушку- солнце друг другу, делят своими впечатлениями).

Воспитатель:Дорогие друзья, сегодня мы с вами совершили путешествие по нашей малой родине. Вспомнили о словаре коренных народов, о песнях, играх, танцах. Наш вечер я бы хотела завершить словами:

Для России деревня – частица,

А для нас – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем.

Воспитатель:Говорят: «Где родился, там и пригодился». Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями.

У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице, на которой вы жили.

Пусть в сердце каждого из вас живет любовь к своей малой родине!

Литература

1. Бахлыков, П.С. Юганские ханты: история, быт и культура: Краткое историческое повествование о ханты Сургутского района. — Тюмень: Софн Дизайн, 1996г.

Источник: http://www.vospitatelru.ru/categories/3/articles/57

Сценарій тематичної екскурсії з дошкільниками 6-7 років «Школа наших бабусь»

Сценарій тематичної екскурсії з дошкільниками 6-7 років «Школа наших бабусь»

Автор: Лосєва Ірина Володимирівна, ст. методист Дитячо-юнацького центру р. Волгограда, педагог додаткової освіти

Опис матеріалу: дана екскурсія проводилася в музеї історії освіти Царицина — Сталінграду — Волгограда з дітьми 6-7 років.

Думаю, що запропонований матеріал буде цікавий, як вихователям підготовчих груп, так і вчителям початкових класів, оскільки знайомить дітей з предметами шкільного побуту минулого століття у цікавій ігровій формі, замість експонатів можна використовувати фотографії шкільного приладдя.

Методична розробка до тематичної екскурсії «Школа наших бабусь»

Мета:

розширення загального кругозору;

виховання культури музейного глядача;

розвиток уваги, спостережливості, мислення.

Хід заходу:

Дорогі хлопці, скоро ви підете до школи. Навчіться не тільки читати і писати, почнете розуміти наш великий і захоплюючий світ. У вас буде багато різних уроків: математика, навколишній світ, історія та багато інших.

А ми з вами зараз знаходимося в музеї.

— Хто з вас знає, що таке музей?

Музей — це місце, де зібрані і зберігаються старовинні речі. А наш музей не простий. Це музей історії народної освіти Царицина — Сталінграду — Волгограда. І розповідає нам про те, коли з'явилися перші школи в нашому місті, хто і чому в них вчився.

Ось і ми з вами перенесемося на багато років назад і побуваємо в школі, в якій навчалися ваші бабусі і дідусі, а, може бути, навіть прабабусі і прадідусі. Ми дізнаємося, що вони носили з собою в школу, які підручники, зошити і ручки у них були.

Але наша подорож сьогодні буде не зовсім звичайним, перш ніж побачити експонат нашого музею, вам необхідно відгадати загадку.

Отже, вирушаємо….

Ось вам перша загадка:

Варто чудова лава,

на ній всілися ти та я,

лава веде нас обох

з року в рік, з класу в клас.

Що це таке?

Вірно, це парта.

Коли ви прийдете до школи, вас там будуть чекати зручні столи та зручні стільчики. А адже колись давно в класах стояли столи і стільці, а ось такі парти.

Розглядання експоната 1

Фото 1

Шкільний стіл міцно з'єднаний з лавкою. Похила кришка парти відкидалася, під столом — підставка для ніг, а лава підтримувала спину учня, змушуючи тримати її прямо. З часом у парт з'явилися отвори для чорнильниць, поглиблення для ручок і гачки для портфелів.

Спробуйте посидіти за партою, зручно?

Ну що ж, ось вам ще одна загадка:

Білим По чорному

пишуть то і справа.

Потруть тряпицей

чиста сторінка.

Шкільна дошка, вірно.

Розглядання експоната 2 (фото 1)

Прийшовши сьогодні в школу, ви навряд чи де побачите такі дошки, зараз вони зелені або інтерактивні, тобто керуються за допомогою комп'ютера.

А ваші бабусі писали саме на таких дошках.

Перед уроком черговий по класу ретельно мив ганчірку, а потім витирав з дошки. А учитель стежив за тим, щоб перед початком уроку в класі завжди була чиста дошка і мокра ганчірка.

А хто з вас зможе відгадати таку загадку?

По десятку на шесточке

Сіли розумні кружечки

І вважають голосно,

тільки чути: стук та стук

Розглядання експоната 3 (фото 1)

Рахунки — це пристрій для добутку простих математичних дій, воно було одним з перших обчислювальних пристроїв. Я називаю їх першим калькулятором.

Рахунки представляють собою раму з нанизаними кісточками. Пересуваючи ці кісточки, дуже легко складати і віднімати числа.

Рахунки були різних розмірів: від дуже великих, що стояли біля дошки, до дуже маленьких, які школярі носили в своїх портфелях.

У нас представлені рахунки різних розмірів. Ми теж з вами можемо спробувати порахувати на них.

Пропонується дітям порахувати на рахунках

Читайте также:  История географических открытий для детей

Ну що ж, дорогі друзі, ми з вами перебуваємо в класі наших бабусь. Ми подивилися, яка в класі була обстановка, за якими партами вони сиділи, на яких дошках писали, а тепер давайте заглянемо до них у портфель, які книги і зошити вони носили в школу, якими ручками писали.

І ось наступна загадка:

Новий будинок несу в руці,

дверцята будинку на замку.

Тут мешканці паперові,

всі страшенно важливі..

Ваші батьки, звичайно ж, вам скоро куплять красиві зручні рюкзаки, з якими ви підете в школу. А раніше майже всі портфелі були однакової форми, майже всі вони були темні, на них не було ніяких малюнків, але зате дуже зручно було кататися з гірки. Такий портфель представлений в нашому музеї.

Розглядання експоната 4

А що ж клали в свій портфель школярі минулого століття?

І ось вам ще одна загадка:

У цій вузенькій коробці

ти знайдеш олівці,

ручки, пір'я, скріпки, кнопки

що завгодно для душі.

Розглядання експоната 5

Пенал …Яких тільки пеналів немає в наших магазинах: і великих, і маленьких, з повним набором канцелярських товарів і без… В нашому музеї ви бачите пенал. 80-х років минулого століття, з такими пеналами ходили скоріше не бабусі, а ваші мами. Подивіться тут є і рахунки, і алфавіт, і годинник. У свій час він вважався дуже модним.

І в пеналі обов'язково лежали… :

Відгадай, що за штучка,-

гострий дзьобик, а не птах,

цим вона дзьобиком

сіє — сіє насіння.

Не на полі, не на грядці —

на аркушах твоєї зошити.

Авторучки…вірно.

У пеналі, який ви бачите у вітрині лежать звичайні кулькові ручки. Такими писали ваші мами, а от бабусі писали зовсім іншими ручками — пір'яними.

Писати ними було дуже складно, тому коли діти приходили в перший клас, вони вчилися писати спочатку простим олівцем. В школі був спеціальний предмет, який називався чистописання.

Тільки після того, як учень навчився писати акуратно і красиво олівцем, йому дозволялося писати чорнилом, і тільки тоді він міг взяти в руки пір'яну ручку.

Розглядання експоната 6

Фото 4

Чим вони відрізнялися від звичайних, кулькових, якими ми з вами звикли користуватися?

Ручка була дерев'яна зі сталевим наконечником, куди вставляли спеціальне пір'їнка.

Пір'я були різні за розміром і формою і носили цікаві назви, наприклад, «козачок» або «жаба».

А ми сьогодні з вами спробуємо переконатися, що писати такими ручками було нелегко.

Але для того, щоб писати цими ручками, необхідно було спеціальне пристосування.

Розглядання експоната 7 (фото 4)

І називається це пристосування — чорнильниця-непроливайка. Ця чорнильниця всередині влаштована так, що якщо її наповнити чорнилом і випадково перекинути, чорнило з неї не виллються.

Така чорнильниця стояла у кожного учня на парті, і черговий по класу перед уроком повинен був наливати в неї чорнило.

А щоб її зручно було носити мами шили для неї спеціальний мішечок і хлопці прив'язували його за ручку портфеля і так носили, щоб баночка випадково не розбилася і не забруднила зошити та підручники.

Але все одно не обходилося без плям.

Замазура, бешкетниця

раптом сіла на сторінку.

З-за цієї баловницы отримав я одиницю.

Ну що ж, хлопці, давайте спробуємо пописати пір'яними ручками, не поставивши пляму, і переконаємося, як це важко з незвички.

Хлопці пробують написати букви, слова пір'яними ручками.

У нас залишилося зовсім небагато предметів з бабусиної портфеля. І ось наступна загадка:

То я в клітку, то в лінійку,

написати на мене зумій-но!

Можеш намалювати,

хто я така?

Правильно «зошит».

Розглядання експоната 8

У нас в музеї представлені не просто зошити, а прописи. Це зараз прописи яскраві красиві, а раніше на уроках краснопису писали саме в таких прописах, які представлені в нашому музеї. У них практично немає малюнків, але зате дуже красивими виходили літери.

Як ви думаєте, що ще має обов'язково лежати в портфелі першокласника?

Я все знаю, всіх учу,

хоча сам завжди мовчу,

щоб зі мною подружитися,

треба грамоті вчитися?

Що ж це? Вірно, буквар.

Буквар — перший підручник школяра у всі часи. Подивіться, як виглядали букварі, за якими навчалися ваші бабусі і мами.

Розглядання експоната 9,10,11

Отже, дорогі друзі, сьогодні ми з вами ненадовго вирушили в минуле, щоб подивитися, як навчалися наші бабусі і дідусі, тата й мами. Думаю, що ця подорож була для вас пізнавальним, і ви відкрили для себе багато нового.

До нових зустрічей!

Источник: http://ped-kopilka.com.ua/vospitateljam/zanjatija-s-detmi/scenarii-tematicheskoi-yekskursi-s-doshkolnikami-6-7-let-shkola-nashih-babushek.html

Сценарий на природе для детей 6-7 лет

Действующие лица: Ведущий, Карлсон, воспитатели, дети средней, старшей, подготовительной группы.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отмечаем особый праздник – День защиты природы.

Наша планета

Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут, Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо. Береги свою планету – Ведь другой, похожей, нету! (Я. Аким)

Неожиданно вбегает Карлсон:

Карлсон: Всем привет!

Ведущий: Здравствуйте, уважаемый! А вы кто?

Карлсон: Как! Вы меня не узнали, что ли? Я – Карлсон, лучший друг детей! Слышал я, что у вас сегодня праздник намечается, а я страсть как люблю праздники!

Ведущий: Да, Карлсон, у нас сегодня экологический праздник – День защиты природы.

Карлсон: Здорово! Значит, тортика поедим вкусненького, варенья всякого-разного сладенького!

Ведущий: Нет, дорогой Карлсон, сегодня нас ждет путешествие по родному краю.

Будем с ребятами разговаривать о природе: деревьях, птицах, животных, насекомых.

Карлсон: Так я не успел вам сказать. Я же лучший в мире знаток природы, особенно животных.

Ведущий: Да неужели! И что же ты знаешь, например?

Карлсон: Ну, допустим, я знаю, сколько тонн весит слон!

Ведущий: Ну-ка, ну-ка, расскажи нам.

Карлсон: Слон индийский – двадцать тонн,

Африканский – десять.

А не веришь – сам поймай

И попробуй взвесить.

Ведущий: Ну и веселый, ты, Карлсон, а что ты еще знаешь?

Карлсон: Ну, например, я знаю, почему летом листья на деревьях зеленые.

Ведущий: Ой, а расскажи нам, пожалуйста, мы тоже хотим знать.

Карлсон: Летом с юга прилетает тысяча зеленых человечков, и красят деревья зеленой краской в зеленый цвет.

Ведущий: Сколько, ты говоришь, человечков прилетает?

Карлсон: Тысяча, а может миллион.

Ведущий: И каждый листочек красят?

Карлсон: Да, все до единого, ни одного не пропускают.

Ведущий: И каждую травинку?

Карлсон: Каждую-каждую.

Ведущий: Ребята, как вы считаете, Карлсон правду говорит? (Нет)

Ой, Карлсон, похоже, ты совсем ничего не знаешь, а только хвастаешь.

Карлсон: Да вы что! Как вы могли такое подумать? Ну, вот проверьте меня еще раз.

Ведущий: Ну, хорошо, Карлсон (показывая игрушку медведя, кто это?

Карлсон: Я знаю, знаю, это – корова!

Ведущий: Да разве ж это корова? Ребята, кто это? (Медведь). Верно, молодцы! Карлсон, это – медведь! А кто это? (показывает бабочку) .

Карлсон: А это, точно, муха!

Ведущий: Карлсон, это совсем даже не муха. Ребята, кто это? Правильно, это бабочка!

Как ты мог перепутать бабочку с мухой?

Карлсон: А что! У нее тоже есть крылья!

Ведущий: Ну, что с тобой делать, даже не знаю. Ребята, а давайте попробуем помочь Карлсону, научим его отличать бабочку от мухи и расскажем о природе нашего края! Ну что, Карлсон, хочешь, чтобы ребята тебе помогли?

Карлсон: Хочу, хочу, конечно, хочу!

Ведущий: Ну, тогда сейчас мы все вместе отправимся в увлекательное путешествие по нашему краю. Занимайте места в вагонах, наш поезд отправляется.

Звучит музыка, дети друг за другом, взявшись руками за плечи предыдущего, двигаются по кругу.

Остановка №1 «Загадочная» загадки о деревьях, животных, птицах и насекомых

Ведущий: А сейчас мы проверим, знают ли наши ребята, какие деревья, животные, птицы и насекомые живут в нашем краю. Вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим.

*** Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке,

В «белом сарафане. (Береза)

***

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

Зимой и летом

Одним цветом. (Елка)

***

Над ее густой листвой

В зной гудит пчелиный рой.

А зимою всех от гриппа

Вкусным медом лечит. (Липа)

***

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)

***

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Еж)

***

Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что дотемна

В норке прячется она. (Мышь)

***

Болтлива птичка — спору нет,

Расскажет новость и секрет!

Красива с виду, белобока

Кто? — Длиннохвостая. (Сорока)

***

Кар-кар-кар! — кричит плутовка

Очень ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Подбирает эта птица!

Вам она, друзья, знакома,

Как ее зовут? (Ворона)

***

Любо-дорого взглянуть,

Птичка — красненькая грудь!

Дом родной ее Сибирь,

Как зовут ее? (Снегирь)

***

Ни зверь, ни птица,

а нос, как спица,

летит — кричит,

сядет — молчит.

Кто его убьёт,

свою кровь прольёт. (Комар)

***

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь, То уж вдоволь нажужжусь. (Жук)

***

Живёт, собою Землю украшая,

Порхая с лепестка на лепесток,

При этом тишину не нарушая,

Она сама – летающий цветок! (Бабочка)

Карлсон: Молодцы, ребята! Загадки щелкаете, как орешки! Поехали дальше! Поезд отправляется!

Звучит музыка, дети друг за другом, взявшись руками за плечи предыдущего, двигаются по кругу.

Остановка №2 «Кто как кричит? »

Ведущий: Остановка называется «Кто как говорит? » Я вызову одного из группы, назову ему на ухо какое-нибудь животное. Вы должны будете вслух озвучить это животное, то есть сказать, как это животное говорит. Остальные отгадывают.

Карлсон: А давайте на мне покажем! (Ведущему) Ну, вот назовите мне какое-нибудь животное.

Ведущий (на ухо Карлсону) : Корова Карлсон: Му-у-у! Ребята: Корова! Карлсон: Молодцы, сообразительные!

Ведущий: Кто смелый? Кто пойдет первым? (Животные: Собака, кукушка, комар, мышь, волк, утка, жук)

Читайте также:  День земли. сценарий для школьников

Карлсон: Здорово поиграли! Поехали дальше! Поезд отправляется!

Звучит музыка, дети друг за другом, взявшись руками за плечи предыдущего, двигаются по кругу.

Остановка №3 «Пантомима»

Ведущий: Остановка называется «Пантомима» Мы будем играть так же, как и на предыдущей остановке, только сейчас вы будете не говорить, а показывать животное. Ну, кто смелый? (Животные: заяц, лягушка, кошка, птичка)

Карлсон: Ну, здорово вы умеете показывать животных. У меня так никогда не получится.

Ведущий: Конечно, получится, не расстраивайся. Ну что, поедем дальше?

Карлсон: Поехали! Поезд отправляется!

Звучит музыка, дети друг за другом, взявшись руками за плечи предыдущего, двигаются по кругу.

Остановка №4 «Конкурс рисунков на асфальте»

Одна группа рисует деревья, а другая – цветы. Победителей выбираем по аплодисментам (кому громче хлопают)

Звучит музыка, дети друг за другом, взявшись руками за плечи предыдущего, двигаются по кругу.

Остановка №5 Игра «Летает – не летает» Ведущий и Карлсон называют животных. Если летает – дети машут руками, как крыльями. Карлсон старается запутать детей. Животные: бабочка, пчела, комар, медведь, воробей, ворона, корова, ласточка, таракан, стрекоза

Ведущий: Видишь, Карлсон, как много животных и насекомых живет в нашем краю, а на всей планете Земля их гораздо больше.

Карлсон: Как здорово, а я и не знал, что рядом с нами живет так много разных

животных! Теперь я с ними со всеми буду дружить!

Ведущий: Молодец! С обитателями Земли действительно нужно дружить, но им нужна

и наша защита. Я предлагаю нам поиграть в игру «Экологическая».

Ведущий: Сейчас я расскажу вам несколько историй о том, как дети ведут себя на

природе, если вы считаете, что они ведут себя правильно, то поднимайте обе руки высоко вверх, а если нет – то опускайте их вниз и садитесь на корточки.

№1: Однажды друзья решили сходить в поход в лес. Вдоволь наигравшись в мяч и

накупавшись, они начали собираться домой. Ребята сложили мусор в одну кучу, подожгли ее и пошли домой.

• Как вы считаете, правильно ли поступили ребята?

№2: Галя с родителями поехала за город на машине. Когда они подъехали к лесу,

папа Гали спросил: «Где остановимся? » Можно было свернуть с дороги и проехать между

деревьями вглубь леса. Кто-то уже поступал так – и следы от машин остались надолго.

Поэтому на этой земле почти не росла трава. Галины родители решили в лес не въезжать.

Они поставили машину на обочине дороги и отправились в лес пешком.

• Правильно ли поступили Галины родители?

№3: Андрей спросил папу: «Почему растения растут только в земле, а не в глине,

например? » Папа ответил: «В земле много питательных веществ, которые необходимы растениям, и земля лучше, чем глина впитывает воду».

• Верно ли ответил папа на вопрос Андрея?

Ведущий: Молодцы, ребята, вы все – большие умницы и я очень горжусь вами.

Незнайка, расскажи, чему научили тебя ребята!

Карлсон: Теперь я знаю, какие животные и насекомые живут рядом с нами, и как

правильно относится к нашей Земле, чтобы она была красивой.

Ведущий: Молодец, Карлсон. А теперь я могу тебя поздравить: ты, как и все наши ребята, защитник природы.

Карлсон: Ура, вот спасибо! Мне так понравилось узнавать новое, что я теперь обязательно буду слушать учителей на уроках в школе и начну получать одни пятерки.

Ребята, спасибо вам большое, вы мне очень помогли! А сейчас нам пора прощаться. До свидания!

Ведущий: Удачи тебе, Карлсон! Приходи к нам еще. До свидания!

Дорогие ребята! На этом наше экологическое путешествие заканчивается. И в заключение я хочу сказать следующее:

Давайте вместе Землю украшать, Сажать сады, цветы сажать повсюду. Давайте вместе Землю уважать И относиться с нежностью, как к чуду! Мы забываем, что она у нас одна – Неповторимая, ранимая, живая. Прекрасная: хоть лето, хоть зима… Она у нас одна, одна такая! (Е. Смирнова)

Источник: http://scenarii-dlja-vzroslykh.ru/razvlekatelnye/scenarij-na-prirode-dlya-detej-6-7-let/

«Веселый поход в парк». Сценарий экскурсии в парк с детьми средней группы

Программное содержание:

1. Предоставить детям возможность применять двигательные умения и навыки, приобретенные ранее.

2. Оздоровить организмы детей во время пешеходной прогулки.

3. Закрепить знания о правилах поведения во время прогулок на природе.

4. Развивать ловкость, координацию движений, быстроту реакции, выносливость.

5. Создать атмосферу доброжелательности у детей и взрослых в период похода.

6. Воспитывать волевые и дружеские качества в подвижных играх.

Предварительная работа:

Разучивание с детьми пословиц и стихотворений о природе.

Продумывание и изучение маршрута движения, осмотр поляны.

Перед прогулкой проверить одежду и обувь детей.

Приготовить воду для питья и мытья рук, аптечку, спортивное оборудование.

Оборудование:

По две одинаковые картинки с изображением объектов живой природы, детские рюкзачки, подстилки, мячи, обручи, вода, аптечка, бумажное полотенце.

Сценарий:

Участники похода выходят из детского сада и идут по заранее намеченному маршруту. Ходьба с рюкзаками за спиной друг за другом, преодоление различных препятствий, встречающихся на пути. Выход на поляну.

Дети и взрослые располагаются на отдых.

 Болейка: Наконец-то, пришли! Можно на траве поваляться, поорать во всю глотку, по цветочкам попрыгать.

Здоровейка: Ребята, вы согласны с Болейкой? (Ответы детей). Я так и знал, что вы не такие, как Болейка. Расскажите, как вы будете вести себя в парке. (Дети отвечают). Правильно, нельзя ничего рвать или ломать. Нельзя кричать и разбрасывать мусор. Мы здесь в гостях у природы, а в гостях нужно вести себя вежливо и уважительно.

 Воспитатель: Наши дети именно так ведут себя, ведь они изучают, любят и берегут природу. Даже пословицы знают о природе. Расскажите ребята.

«Для города каждое дерево дорого»,

«Срубить дерево – пять минут, вырастить – много лет»,

«Враг природы тот, кто лес не бережет»,

«Лес – богатство и краса, береги свои леса»,

«Кто с дерева кору снимает, тот его убивает»,

«Одна искра целый лес сжигает»,

«Не мудрено срубить, мудрено вырастить»,

«Оберегая саженцы, оберегаешь жизнь».

 Здоровейка:  Молодцы ребята! Давайте играть!

Игра «Найди пару»

Детям раздаются картинки с изображением объектов природы. По команде: «Раз, два, три – себе пару найди!» каждый ребенок должен найти и взяться за руку с тем, у кого точно такая же картинка. Затем дети называют, что изображено на их картинке и что они знают об этом природном объекте.

 Болейка: Что-то я устал уже, сил совсем не осталось.

 Здоровейка: А вот ребята совсем не устали. Сейчас ты увидишь, какие они ловкие, быстрые, выносливые.

Проводятся эстафеты, в которых берут участие, разделившиеся на несколько смешанных команд дети и взрослые.

Эстафета «Не урони мяч»

Команды становятся в колонну по одному за линией старта. У первых участников по два мяча в руках. По сигналу они должны добежать до дерева, обогнать его и вернуться назад, передать мячи следующему участнику и встать в конец колонны.

Эстафета «Бег парой»

Команды строятся за линией старта в колонну по два. По сигналу бегут первые пары, взявшись за руки. Обегают деревья, возвращаются назад, передают эстафету касанием рук и становятся в конец колонны.

Эстафета «Прыжки из обруча с обруч»

Команды становятся в колонну по одному за линией старта. Перед каждой командой лежат по 4 обруча от линии старта до дерева. По сигналу первые участники с малым мячом в руках прыгают на двух ногах из обруча в обруч, обегают дерево, таким же способом возвращаются назад, передают мяч в руки следующему участнику эстафеты и становятся в конец колонны.

Эстафета «Пролезь, не задень обруч»

Команды становятся в колонну по одному за линией старта. Перед каждой командой стоит взрослый, держащий два обруча по бокам. По сигналу первые участники эстафеты пролезают в обручи боком, держа мяч в руке. обегают дерево, таким же способом возвращаются назад, передают мяч в руки следующему участнику эстафеты и становятся в конец колонны.

 Болейка: Вижу, что вы ловкие и сильные ребята. А вот сейчас загадаю вам загадки и проверю, умные ли вы.

Загадки о природе

Весной одевается, осенью раздевается (лес, парк).

Мы по ковру идем с тобой,

Его никто не ткал,

Лишь солнца свет обогревал

И дождик поливал.

Он разостлался сам собой,

А называется … (травой).

Летом вырастают, а осенью опадают (листья)

Нам в дождь и в зной поможет друг, зеленый и хороший –

Протянет нам десяток рук и тысячи ладошек (дерево).

Дышит, растет, а ходить не может (растение).

Ее всегда в лесу найдешь – пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж, зимою в платье летнем (ель, сосна).

Землю пробуравил, корешок оставил.

Сам на свет явился, шапочкой прикрылся (гриб).

 Воспитатель: Ну что, Болейка, убедился, что наши ребята и загадки умеют отгадывать.

 Здоровейка: Давайте еще играть, шишки в обруч собирать.

Подвижная игра «Кто соберет больше шишек в обруч»

За минуту дети и родители собирают шишки в обруч. Выигрывает команда, собравшая большее количество шишек.

Воспитатель: А ведь наши ребята знают стихи о природе.

 Здоровейка и Болейка: Расскажите, пожалуйста.

Дети и взрослые читают стихи о природе. Клоуны одаривают чтецов призами. Устраивается пикник. Затем организовывается сбор природного материала и игра в футбол с родителями (по желанию). Проводится фото и видеосъемка.

 Здоровейка: Ребята, а вы знаете, как называется это растение? Шиповник. А шиповник дерево или куст? Объясните Болейке, почему куст, а не дерево. Шиповник очень богат витамином С, который не позволяет нам болеть. Даже звери и птицы это знают и с удовольствием поедают плоды шиповника.

Уж на что лиса мясо любит, а и то шиповник объедает. Малышка-мышка даже на камушек заберется, на цыпочки станет, а дотянется-таки до низко висящей ягоды. Так бы ни одной ягодки не оставалось бы на кусте, да есть у шиповника защита. Присмотритесь, может догадаетесь, какая. Верно колючие шипы.

Даже в пословице про шиповник говорится: «Хорош цветок, да остер шипок».

 Воспитатель: Наш поход подходит к концу. Перед тем, как уйти, соберите свои вещи и проверьте, не оставили ли вы после себя мусор.

Возвращение в детский сад.

В последующие дни делаем фотогазету.

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/srednyaya-gruppa/veselyj-poxod-v-park-scenarij-ekskursii-v-park-s-detmi-srednej-gruppy.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector