Сценарий занятия для умственно отсталых детей в младшей группе

Сценарий занятия для умственно отсталых детей в младшей группе

Физкультура

Подвижная игра имеет столь широкий диапазон воздействия на организм и личность, что создает неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности детей и подростков с умственной отсталостью. Глубочайший смысл детских игр заключается в том, что они, функционально нагружая весь организм, все его ткани, органы и системы, структурно их создают, формируют и совершенствуют (В. М.

Лебедев). Целенаправленная эмоциональная игровая нагрузка оказывает стимулирующее воздействие на организм умственно отсталого ребенка и больше, чем другие средства, соответствует удовлетворению естественной потребности в движении.

Подвижная игра не только противодействует гипокинезии, но и способствует восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех функций организма, развитию физических способностей.

В подвижных играх используются знакомые и доступные виды естественных движений: ходьба, бег, лазанье, перелезание, прыжки, упражнения с мячом, в них несложной техники и тактики, а правила всегда можно изменить соответственно физическим и интеллектуальным возможностям ребенка. Желание играть — главный стимул, побуждающий ребенка к игровой деятельности.

Замечено, что во время игры дети охотно и с интересом выполняют то, что вне игры кажется неинтересным и трудным, поэтому в игре легче преодолеваются психические и эмоциональные проблемы. Особая ценность подвижных игр для детей с умственной отсталость заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу.

Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. Игры вынуждают мыслить наиболее экономно, реагировать на действия партнеров, приспосабливаться к обстановке. Играющему ребенку приходится выбирать и совершать из множества операций одну, которая, по его мнению, может принести успех.

Чем разнообразнее информация поступает в мозг, тем интенсивнее включаются психические процессы. Именно поэтому с помощью игры у ребенка с умственной отсталостью развивают восприятие, мышление, внимание, воображение, память, моторику, речь, повышая умственную активность, а следовательно, познавательную деятельность в целом.

Эффект этот достигается за счет полифункциональности подвижных игр, когда коррекция двигательных нарушений (пространственной ориентировки, точности, ритма, согласованности движений, равновесия и др.) инициирует активную деятельность мозга, сохранных анализаторов, психических функций, вегетативных систем, обеспечивающих движение.

Особенно ярко эта взаимосвязь проявляется в реализации межпредметных связей, когда целенаправленные двигательные действия, организованные в форме игровых композиций, эстафет, ролевых и имитационных игр, выполняемых под стихи, загадки, потешки, скороговорки, с решением простейших математических задач, облегчают усвоение счета, понятий о количестве, форме, величине, направлении, амплитуде; активизируют речевую деятельность, правильное звукопроизношение; обогащают словарный запас, развивают память, внимание, моторику мелких мышц рук. Известно, что умственно отсталые дети отстают в развитии духовных интересов, потребностей. Поэтому сама игровая деятельность, вызывающая у детей интерес и содержащая в себе необходимые компоненты развития личности, является средством духовного развития. В игре складываются отношения между детьми, вырабатываются привычки, правила поведения. Дети больше узнают друг друга, взаимодействуют между собой, познают нехитрые игровые ситуации, проявляют самостоятельность, подражают, радуются, фантазируют, т. е. в игре идет активное формирование личности, имеющее большое социальное значение. По мнению Г. В. Кулешовой (1992), нравственные привычки, сформированные в игре, закладывают характер, который в зрелом возрасте позволяет не только понять окружающий мир, но и найти в нем свое место. При подборе подвижных игр важно учитывать эмоциональное состояние, характер, поведение детей. Состояние умственно отсталого ребенка нестабильно. Эмоциональное напряжение, усталость могут вызвать внутренний дискомфорт, который чаще выражается в нарушении поведения, капризах, ссорах, драках. Иногда они могут вызвать обратные реакции: пассивность, нежелание вступать в контакт. Преодолевать эмоциональное напряжение можно с помощью подвижных игр. Таким образом, при подготовке к проведению подвижных игр педагог должен учитывать следующие моменты: — содержание игр (сюжет, правила, двигательные действия, физическая нагрузка) должно быть доступным и соответствовать возрасту, уровню интеллектуальных и двигательных возможностей, эмоциональному состоянию и личностным интересам детей; — подвижные игры предполагают варианты усложнения, но процесс насыщения моторными действиями должен осуществляться постепенно по мере овладения простыми формами движений; — содержание игр должно предусматривать комплексный характер воздействия- коррекцию двигательных нарушений, физических качеств, координационных способностей, укрепление и оздоровление всего организма в целом; — в процессе игры необходимо стимулировать познавательную деятельность, активизировать психические процессы, творчество и фантазию ребенка. В экспериментальном исследовании О.А. Шпитальной (2000), проведенном на школьниках 8—11 лет с умственной отсталостью легкой и умеренной степени, воспитывающихся в детском доме, апробировано около 150 подвижных игр, рекомендованных в литературе для здоровых учащихся того же возраста. Установлено, что только треть этих игр подходит детям с умственной отсталостью, 2/3 игр оказались слишком сложными для запоминания и воспроизведения, отдельные игры были непонятны и не вызывали интереса В итоге отобрано 52 подвижных игры (10 из них для зимних условий), которые проводились во внеучебное время как рекреативные игровые занятия по 1 часу 3 раза в неделю. Установлены специфические особенности игровой деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта. 1. Среди участвующих в эксперименте не было ни одного ребенка, отказавшегося от игр Не подтвердилось мнение дефектологов о том, что у детей данной нозологической группы неразвиты навыки игровой деятельности. Способность к игре развивается. 2. Процесс освоения игровой деятельности достаточно длительный. На освоение 52 подвижных игр потребовалось 2 года, но это свидетельствует о потенциальных возможностях детей. 3. Наибольший интерес вызывают простые по сюжету и содержанию игры, соответствующие играм здоровых детей дошкольного возраста. Отмечено, что в полюбившиеся игры дети играют самостоятельно в свободное время. 4. В игре отчетливо проявляются недостатки психического развития ребенка (отвлекаемость, неустойчивость эмоций, нежелание осваивать новое, быстрая утомляемость), которые можно частично нивелировать методическими приемами: сменой подвижных игр по направленности, продолжительности, сложности, эмоциональной напряженности и др., позволяющими сосредоточить внимание детей на игре и поддерживать интерес. 5. Адекватными возрасту, особенностями психики, состоянию физической подготовленности являются 40—60-минутные рекреативные занятия, в содержании которых входит от 10 до 20 подвижных игр продолжительностью от 1 до 3—5 мин. Методика рекреативных физкультурно-оздоровительных занятий, основанных на использовании коррекционно-развивающих подвижных игр, отобранных с учетом личностных интересов детей, позволила эмоционально разнообразить быт детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации, увеличить объем двигательной активности, расширить диапазон знаний, двигательных умений и физических способностей Положительные изменения произошли в уровне развития кратковременной памяти, мышления, звукобуквенного синтеза, элементарных математических представлений. Существенно улучшились показатели физической подготовленности: в висе на согнутых руках, метании набивного мяча на дальность, прыжке в длину с места, наклоне вперед в положении сидя, количестве приседаний за 30 с, беге на 20 м, быстроте локальных движений В наиболее отстающем звене — координационных способностях — существенные положительные изменения отмечены в статическом и динамическом равновесии, умении оценивать пространственные и силовые характеристики движения, усвоении заданного ритма движений, координации мимических мышц, двигательной памяти.

Ниже приводятся некоторые подвижные игры для младших школьников с умственной отсталостью (Шапкова JI.B., 2001).

Коррекционно-развивающие подвижные игры

Таким образом, подвижная игра, выступая первоначально как детская забава, развлечение, позволяет ненавязчиво решать множество коррекционно-развиваюгцих задач, инициируя активность самих детей.

Соединение в подвижной игре трех компонентов — физического упражнения, эмоционального тренинга и умственной нагрузки — приближает ребенка к естественной жизни, освоению элементов социальных навыков и взаимоотношений, развитию личности в целом.

Создан: 28.02.2001.
Copyright © 2001- aupam. При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Источник: https://aupam.ru/pages/fizkult/ch_mafk/page_38.htm

Дефектологам — Материалы для коррекц. классов — Сообщество взаимопомощи учителей Педсовет.su

Дефектологам - Материалы для коррекц. классов - Сообщество взаимопомощи учителей Педсовет.su

Программа «Развитие речевого слуха у детей со сложными нарушениями в развитии (глухота и умственная отсталость)»

Методические рекомендации могут быть полезны для учителей-дефектологов, работающих в специальной (коррекционной) школе с детьми со сложными нарушениями в развитии.

Целью работы является формирование и развитие у глухих детей со сложными нарушениями в развитии (глухота и умственная отсталость умеренной и тяжелой степени) навыков восприятия (на слухо-зрительной и слуховой основе) и воспроизведения устной речи в пределах биологических возможностей каждого отдельно взятого ребенка.

Тематический материал подобран с учетом развития жизненной компетенции. Подразумевается применение индивидуального клинико-психолого-педагогического подхода к каждому обучающемуся данной категории.

Конспект занятия «Яблоко для ежа» для ребенка 4-5 лет с низкой остротой зрения

Конспект занятия будет полезен для индивидуальной работы со слепым или слабовидящим ребенком  учителям-дефектологам и воспитателям.

Занятие способствует  развитию стереогностического чувства,  тактильных ощущений; учит воспринимать объемные тела в пространстве; учит концентрировать внимание, память; развивает осязание, коммуникативные навыки, слуховое внимание, наблюдательность зрительных эффектов; формирует зрительно-моторную координацию;  учит работать с пластилином ( прием декорирования лепного образа (яблока) способом растягивания кусочков пластилина); способствует развитию и выразительности речи, обогащению словарного запаса ребенка.

Статья «Проблема социализации лиц с ограниченными возможностями развития»

В настоящее время в Казахстане, как и в других государствах постсоветского пространства, остро встал вопрос о переходе специального образования на рельсы общего.

В связи с этим в министерстве образования в ускоренном темпе разрабатывается новая образовательная модель — модель инклюзивного образования.

Во многом наши госчиновники от образования в этом вопросе ориентируются на западную модель, которая по своей сути далеко не является образцово-показательной.

Внеклассное мероприятие по теме «Овощи-фрукты»; 1-2 классы

Разработка внеклассного мероприятия для 1-2 классов специальной коррекционной школы VIII вида.

Задачи мероприятия: приобщать детей к культуре формирования здорового образа жизни, воспитывать интерес к физическим упражнениям, поднимать физический и эмоциональный тонус детей с помощью совместных действий, эмоционально окрашивать свои движения; развивать двигательную активность, внимание, быстроту реакции, сообразительность, пространственное мышление, ловкость, воспитывать выдержку, терпеливость, умение согласовывать свои действия с товарищами, умение работать в команде; развивать речевой слух; развивать речевое дыхание при общем оздоровлении и укреплении организма.

Урок с презентацией «Что из чего растет?»

Урок с презентацией по теме «Что из чего растет?» знакомит учащихся с особенностями живой природы, разновидностями появления некоторых живых организмов на свет. Материал урока можно использовать полностью или фрагментарно на уроках развития речи, биологии в школах VII-VIII вида и в массовой общеобразовательной школе.

Источник: http://pedsovet.su/load/340

Занятия для детей с умственной отсталостью в детском саду

Занятия для детей с умственной отсталостью в детском саду

Здравствуйте, с вами снова Сухих Татьяна! К сожалению, сегодня мы встречаем все большее количество деток, которым требуется специальный, особый подход в воспитании. Наш сад – не исключение, у нас есть такие особенные ребятки, им уделяется большое внимание, как со стороны воспитателей, так и со стороны психолога.

Читайте также:  День земли. сценарий для школьников

Наши специалисты разрабатывают адаптированные занятия для детей с умственной отсталостью, но все мы думаем, что лучше бы для воспитанников с задержкой в развитии была организована отдельная группа.

Ведь воспитатель не в силах уделить дополнительное время, чтобы индивидуально заниматься с ребенком, который не может освоить определенную информацию или навыки вместе с остальными ребятами.

Что поделать: есть утвержденная программа, по которой мы работаем, а она рассчитана на детей со средним уровнем развития интеллекта.

Но я считаю, и мои коллеги меня поддержат в этом мнении, что можно найти выход из этой ситуации, когда детки с разными показателями развития воспитываются в одной группе. Нужно для детей с умственной отсталостью подобрать специальную мини-программу и расписать занятия отдельно, индивидуально. Как вы считаете? Это ведь глобальная проблема в нашем обществе. Давайте обсудим!

Методические рекомендации для родителей и воспитателей особенных деток: специальная литература

Горе, конечно, в семье, где малыш растет не совсем здоровым. Но умственная отсталость – не болезнь, это просто сбой в программе мозга, что приводит к низким интеллектуальным показателям. Обычно это либо врожденный дефект, либо приобретенный в раннем возрасте вследствие перенесенной болезни с последующими поражениями головного мозга.

Таких деток нужно развивать особенно «тщательно», если можно так сказать. Коррекционные программы для детского сада и для родителей сегодня можно найти без проблем.

Лично я рекомендую несколько замечательных, на мой взгляд, пособий из любимого интернет-магазина «УчМаг».

Начну с интриги! «УчМаг» предлагает акцию: пополнение счета в магазине + участие в офлайн-семинаре «Игровая коррекция задержки психического развития».

Семинар посвящен вопросам арт-терапии, то есть, как использовать искусство для всестороннего развития особенных деток.

Далее.

Пособие «Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии». Этот труд дает нам методику выявления отклонений у деток и материалы для разработки индивидуальных занятий с ребенком, отстающим в интеллектуальном развитии.

Не могу пропустить пособие-программу «Солнечный лучик» – это 15 тематических занятий для особенных детей, но они вполне могут использоваться в ежедневной работе в среднестатистической группе детского сада. Авторы предлагают корректировать дефекты в интеллектуальном развитии малышей в игре и это правильно, ведь мы знаем, что малыши наиболее успешно постигают жизнь, играючи, как говорится.

Интереснейшая книжечка: «Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования». Это пособие для педагогов, дефектологов, психологов и родителей.

В двух словах, инклюзивное образование – это когда все дети, независимо от интеллектуального, физического развития воспитываются и обучаются вместе.

В данном пособии мы находим авторские методики психологической коррекции развития дошкольников.

Как работать с особенными детками?

style=»display:block» data-ad-client=»ca-pub-8500929059585348″ data-ad-slot=»5932752765″

data-ad-format=»auto»>

Вообще, ограниченность интеллекта может быть вызвана не только врожденными дефектами головного мозга либо болезнями, перенесенными в раннем возрасте, но и запущенностью со стороны родителей.

Есть примеры у всех нас, когда мы наблюдаем семью, где мать совершенно не занимается детками, но они в принципе, неглупые, глазки умные, но вот они запущены в плане развития. Это малыши с умеренной умственной отсталостью, которая отлично корректируется с помощью специальных программ.

Я считаю, что небольшое отставание воспитанников младшей группы вполне исправляется упражнениями на моторику. Ведь мозг и пальцы связаны напрямую. Тренируем пальчики, тренируется мозг. Отстающим ребяткам почаще предлагаем собирать пазлы, мозаику, нанизывать бусины на нитку и т.п.

Малышам с тяжелой формой требуется помощь специалиста-психолога. Работа с детьми 3 и 4 степени отсталости интеллекта возможна лишь в специализированных условиях. К слову, есть, как вы поняли, 4 степени уровня IQ, согласно современной классификации.

С детьми, у которых наблюдаются глубоко неразвитые умственные показатели, занимаются профессиональные воспитатели-дефектологи, в их распоряжении всевозможные методики, тренажеры, приспособления, дидактические материалы.

Если в группе есть отстающие детки, необходимо работать с ними постоянно, иначе результата не будет. Допустим, вы пишите конспект занятия для средней группы. Обязательно прописывайте отдельные задания для особенного ребенка.

Или ребята играют на коврике, а отстающие детки пускай разрабатывают пальчики: можно учить их вязать на спицах или крючком, рисовать узоры песком, лепить из пластилина, шнуровать обувь (тренажер специальный есть), делать бусы и многое другое. Часто такие детки проявляют большую усидчивость и трудолюбие, чем обычные ребята.

Как вы смотрите на эту проблему? Есть ли у вас в группе такие особенные детки? Возможно, откликнутся родители особенных деток, поделитесь своими мыслями! Как развивать этих детей, как адаптировать их к школе?

Пора прощаться, хотя тема далеко не исчерпана. Вопросов много, опыта мало, поэтому приглашайте друзей в нашу компанию, будем искать решение проблем вместе. А подписавшись на новости, вы сможете быть в курсе наших дискуссий.

С уважением, Татьяна Сухих

До скорого!

Кстати, рекомендую прочитать:

    Источник: https://metodbv.ru/zanyatiya-dlya-detej-s-umstvennoj-otstalostyu/

    Коррекционно-развивающие занятия для детей с умственной отсталостью

    Коррекционно-развивающие занятия для детей с умственной отсталостью

    Умственной отсталостью называют разнородные специфические состояния, имеющие разные причины и выраженность, связанные с состоянием нервной системы.

    Общим является то, что интеллектуальное развитие человека отстаёт от нормы, ему даётся непросто обучение и социальная адаптация в обществе.

    Умственная отсталость не лечится, поэтому так важны коррекционно-развивающие занятия для детей с подобным диагнозом, ведь, только работая с ребёнком, воспитывая и обучая его, родители могут добиться прогресса.

    Поскольку объём восприятия у таких детей снижен, а внимание рассеянное, предлагаемые занятия проходят в форме игры в сказку.

    Задача:

    научить ребенка с психофизической недостатком воспринимать себя как личность, осознавать собственные возможности. Сформировать у детей умение сочувствовать другим, конструктивно реагировать на разочарование и неудачи, самостоятельно принимать решения, ориентироваться в общественной жизни и уметь общаться с другими детьми.

    Оборудование:

    карточки с изображением лиц, выражающих различные эмоциональные состояния; бумага; карандаши; пушистые игрушки (птичка, волк, кот) детская посуда; «Волшебная» коробка; рисунки с изображением машины, бабочек.

    Ход занятия

    — Дети, где могут случаться чудеса? Правильно, в сказке. Мы сейчас с вами тоже будем путешествовать. Далеко нам придется добираться, поэтому поедем на машине. Кто умеет водить машину? Ведь мы едем в сказку, где происходят разные чудеса … Вот они начались: сейчас мы все превращаемся в водителей.

    Логоритмических упражнение «Мы — водители»

    — Мы едем, едем на машине. Нажимаем на педаль. Газ включаем, выключаем. Внимательно смотрим в даль. Дворники стирают капли. Вправо — влево. Без воды! Водители мы — хоть куда!
    Детишки под эти слова должны имитировать действия — руками, туловищем.

    Игра «Слушай внимательно»

    — Путешествуем дальше по воображаемой сказочной стране.
    Дети движутся под музыку. Но музыка вдруг прекращается, а учитель тихо, но чётко произносит команду (например, сесть на стулья, поднять свою правую руку, присесть и т.д.). Игра эта выполняется до тех пор, пока дети действительно внимательно слушают и контролируют свои действия.

    Игра «Магазин посуды»

    — Наш путь привёл нас к сказочной лавке.
    Учитель расставляет посуду на витрине, а дети становятся в очередь. Ребенок просит продавца (учителя) продать, например, тарелку.

    Продавец «продает» только тогда, когда покупатель назовет её цвет и укажет её место на витрине. Например: «Продайте мне, пожалуйста, зелёную тарелку, которая стоит на верхней полке слева».

    Игра заканчивается, когда вся посуда будет куплена.

    Игра «За что меня можно любить?»

    — Дети, мы встретили сказочного волка. Для того, чтобы мы смогли путешествовать дальше по сказочной стране, необходимо каждому из вас назвать те свои качества, за которые, на ваш взгляд, вас можно любить.

    Игра «Придумай себе имя»

    — Дети, для того, чтобы мы могли путешествовать дальше, необходимо каждому придумать себе то имя, которое он бы хотел иметь.
    Учитель затем спрашивает у детей, почему именно эти имена они выбирают, чем им не нравятся их настоящие имена.

    Примечание: как правило, отказ от собственного настоящего имени означает, что ребенок или недоволен собой, или пытается стать лучше (в своем воображении), чем он есть на самом деле.

    Игра «Создай свой танец»

    — Дети, мы встретили с вами волшебных бабочек, которые весело кружатся в танце. Давайте и мы станцует с ними.
    Учитель становится в круг. Под музыку быстро выполняет несколько разных танцевальных движений, все остальные, как могут, копируют танец. Затем он касается какого — либо ребёнка. Тот выходит в центр и создаёт свой танец, а дальше — другие участники.

    Игра «Улыбка»

    Дети, мы весело путешествовали с вами по сказочной стране. А теперь давайте представим себе, что вы очень счастливы! Почувствуйте, как ваша улыбка несется из сердца и поднимается, касается ваших губ. Вы улыбаетесь! Хорошего вам настроения!

    Как видите, ничего сложного в таких занятиях нет, но именно такими маленьким шажками, но неуклонно нужно продвигаться к цели — развитию познавательных способностей и интересов, речи, эмоций, а в конечном счёте — интеллектуальному и социальному развитию умственно отсталого ребёнка.

    VN:F [1.9.22_1171]

    Rating: 9.0/10 (1 vote cast)

    VN:F [1.9.22_1171]

    Источник: http://s-mind.ru/korrekcionno-razvivayushhie-zanyatiya-dlya-detej-s-umstvennoj-otstalostyu/

    Сценарий праздника для умственно-отсталых детей Ярмарка

    ГКУ Детский дом-интернат

     «Южное Бутово»

    Сценарий праздника с умственно отсталыми детьми  «Ярмарка»

    подготовила воспитатель

    Усачева Лилия Васильевна.

    Москва 2013г.

    Действующие лица.

    Второй коробейник, взрослый. Первая девочка.

    Второй коробейник, взрослый. Вторая девочка.

    Третий коробейник . Пастушок.

    Первый крестьянин. Первая кумушка.

    Второй крестьянин. Вторая кумушка.

    Третий крестьянин. Третья кумушка.

    Четвертый крестьянин. Четвертая кумушка.

    Пятый крестьянин. Покупатели.

    Первый покупатель. Дети, зрители.

    Второй покупатель.

    «Сцена» оформлена, как ярмарочная площадь. На ней – коробейники и крестьяне, продающие свой товар. Его рассматривают покупатели.

    Первый коробейник (демонстрирует свой товар – хлеб).

    Налетай, народ!

    И бело, и черно,

    И кисло, и пресно,

    И вкусно, и солоно,

    И всем людям мило.

    Второй коробейник ( показывает пару сапог).

    А вот два арапа, родных брата,

    Ростом по колено,

    Везде с нами гуляют

    И нас защищают.

    Первый крестьянин (держит в руках кочан капусты).

    Выросла плешь,

    Возьми да съешь!

    (показывает на другой кочан капусты).

    Закутан ребенок в сорок пеленок.

    («Взвешивает» на руке еще один кочан)

    Не шит, не кроен, а весь в рубцах.

    Второй крестьянин (показывает связки лука).

    Читайте также:  Как дарить подарки

    Кому лук? Лук!

    От семи недуг,

    Все его любят,

    А как раздеваться – слезы льют.

    Второй коробейник подходит в лотку с луком. Берет в руку луковицу.

    Второй коробейник.

    Глянь, как мужик на палатях,

    Весь в заплатах.

    К лотку с луком подходят несколько покупателей.

    Первый покупатель. Стоит чудо в семи шубах.

    Второй покупатель. Кто его потронет, сам заплачет.

    Крестьяне исполняют инсценировку песни «Я полю, полю лук».

    Третий крестьянин (продает арбузы).

    Черненький, полосатенький,

    А в середине сладенький.

    Первый коробейник (показывает на арбуз).

    Зеленый теленочек привязан веревочкой,

    Лежит и толстеет.

    Четвертый крестьянин (продает грибы).

    Мал малышок подземельем шел,

    Против солнца встал, колпачишко снял.

    На бору, на юру стоит старичок,

    Красный колпачок.

    Второй коробейник (к детям – зрителям).

    А давайте – ка, ребята, от торговли отдохнем,

    Выберем медведя и играть начнем.

    Все дети встают в крут, выбирают медведя. Проводят игру «У медведя во бору». «Медведь» садится на ковер или стул, делает вид что спит. Дети подкрадываются к нему.

    Дети.

    У медведя во бору

    Грибы – ягоды беру

    А медведь не спит

    И на нас глядит.

    «Медведь» ловит детей. Пойманный становится «медведем». Игра повторяется. Затем дети садятся на свои места.

    Третий коробейник (продает бусы). К нему подходят девочки. Примеряют бусы, рассматривают себя в зеркальце.

    Третий коробейник.

    Девушки вы, девушки

    Где берете денежки?

    Первая девочка. Летом ягодки берем.

    Вторая девочка. Зимой куделечку прядем.

    Девочки (в том числе и зрительницы) исполняют с инсценированием русскую народную песня «Как пошли наши дружки». Закончив выступление, зрительницы садятся на свои места.

    Входит Пастушок. Понурив голову, приглядывается к товарам.

    Пастушок.

    Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду…

    Потерял свою дуду

    Первая девочка (подает Пастушку дудку).

    А я дудочку нашла,

    Пастушку отдала.

    Ну-ка, милый Пастушок,

    Ты спеши-ка на лужок.

    Там Буренка лежит,

    На теленок глядит,

    А домой не идет,

    Молочка не несет.

    Надо кашу варить,

    Деток кашкой кормить.

    Дети встают в круг и исполняют русскую народную попевку-считалку «Я куплю себе дуду».

    Дети(поют)

    Я куплю себе дуду,

    С ней на улицу пойду,

    Громче, дудочка, дуди.

    Мы играем – ты води.

    Входят кумушки. Грызут орешки.

    Первый коробейник.

    Ой, ребята, помолчите,

    Вы на кумушек взгляните,

    Все-то знают обо всем, тихо братцы, не поем….

    Первая кумушка.

    Сегодня день целый

    Все звери у дела:

    Лисичка-сестричка

    Шубку подшивает.

    Вторая кумушка.

    Сер медведь,

    Старый дед,

    Сапог подбивает,

    А сорока – белобока

    Мушек отгоняет.

    Третья кумушка.

    Медведица Маша.

    Варит детям кашу

    Зайчиха под елкой

    Метет метелкой.

    Четвертая кумушка.

    Кошка лыки дерет,

    Коту лапотки плетет,

    По болоту босиком

    Кулик ходит с посошком.

    Второй коробейник.

    Полно слушать всякий вздор!

    Выходи скорей во двор.

    Берись за руки народ,

    Начинаем хоровод.

    Дети водят хоровод, исполняя песню «А мы просто сеяли».

    Входит Пятый крестьянин. Катит тележку с яблоками.

    Пятый крестьянин.

    А вот яблочки золотые,

    Летник солнцем налитые.

    Подходи, кому надо,

    Только что из сада.

    Дети подходят к Пятому крестьянину, угощая яблоками.

    Источник: http://sundekor.ru/kursovaya-2/vypuskniku/stcenarii-prazdnika-dlia-umstvennootstalykh-detei-iarmarka/

    Конспект коррекционно-развивающего занятия по рисованию с детьми младшего школьного возраста с выраженной степенью умственной отсталости «дорожка из осенних листьев»

    Сохрани ссылку в одной из сетей:

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

    ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

    «ЮЖНОЕ БУТОВО» ДЕПАРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    КОНСПЕКТ

    КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫРАЖЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

    «ДОРОЖКА ИЗ ОСЕННИХ ЛИСТЬЕВ»

    Воспитатель: Воробьева Надежда Дмитриевна

    Москва 2013 г.

    Цель:

    — познакомить детей с правилами дорожного движения (безопасный переход дороги).

    Задачи:

    Образовательные:

    — познакомить детей с правилами дорожного движения (безопасный переход дороги).

    — освоение обобщенных способов изображения предметов, в основе которых лежат знакомые детям формы, цвета и их сочетания.

    — учить согласовывать графическое и цветовое изображение с конкрет­ным образом.

    Коррекционно-развивающая:

    — совершенствовать умение аккуратно закрашивать кистью.

    Воспитательные:

    — на основе анализа детских рисунков за прошлые годы вызвать устойвый интерес к заданию.

    Оборудование:

    Альбомные листы с нарисованными нераскрашенными светофорами и дорожным знаком.

    Кисти, баночки с водой, гуашь (красная, зелёная, жёлтая, чёрная),

    салфетки. Книга К,И. Чуковского « Доктор Айболит», иллюстрация « Доктор

    Айболит».

    Игрушки зайчиха с зайчонком.

    Дорожные знаки.

    Детские рисунки.

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    I Оргмомент.

    Дети готовятся к занятию, рассаживаются по местам.

    II Вводная часть.

    После приветствия педагог предлагает детям отгадать загадку

    В: Кто болен — тому даст лекарство принять..

    Тому, кто здоров, разрешит погулять

    Д: Доктор

    В: Правильно это — доктор. Посмотрите, вы узнали его? (показывает иллюстрацию). Этого доктора знают не только люди, но и звери. Его зовут АЙБОЛИТ: (воспитатель читает отрывок из произведения)

    Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться и корова и волчица, И жучок, и паучок, и медведица, Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит».

    III Основная часть.

    В: Посмотрите, на приём к доктору Айболиту прибежала зайчиха с маленьким зайчонком (показывает игрушки).

    И закричала-АИ. АИ! Мой зайчик. Мой мальчик попал под трамвай! Он бежал по дорожке и ему перерезало ножки, И теперь он больной и хромой, Маленький заинька мой! И сказал Айболит: « Не беда, подавай его сюда. Я пришью ему новые ножки, 11 он опять побежит по дорожке!»

    Доктор Айболит вылечил зайку, посмотрите, как он скачет. Но зайка попал под трамвай потому, что не знал где надо переходить дорог. А вы знаете?

    Д: Нет

    В: Посмотрите, пожалуйста, вот на этот стенд.

    « Встало с краю улице в длинном сапоге. Чучело трехглазое на одной ноге. Где машины движутся, где сошлись пути, Помогает улицу людям перейти.»

    Это светофор. Сколько у него глаз?

    Д: 3

    В: Какой они формы?

    Д: Круглые.

    В: Какого цвета?

    Д: Красный, желтый, зеленый.

    В: А вы знаете, когда нельзя переходить дорогу?

    Д: На красный свет

    В: Правильно, если у светофора горит красный глаз. Светофор смотрит на нас красным глазом, это значит путь для мае закрыт, едут машины. Если загорелся желтый глаз надо приготовиться. Когда же можно переходить улицу?

    Д: На зеленый свет.

    В: Правильно, когда загорится зелёный глаз. Чтобы вы и зайчик получше запомнили эти правила, давайте закрасим у ваших светофоров глазки. Каким цветом мы закрасим самый верхний глаз?

    Д: Красным

    В: Какой глаз у светофора в середине?

    Д: Желтый.

    В: Какой внизу?

    Д: Зеле­ный.

    В: Закрасьте глазки вашим светофорам. ( Дети раскрашивают светофоры.)

    IV Итог.

    Воспитатель предлагает ещё раз сказать зайчику, на какой свет можно переходить

    Источник: https://gigabaza.ru/doc/1528.html

    Образовательный портал

    Морозова Анна Владимировна

    Об игре, игровом поведении написано много. Игра – не порождение скоропроходящей моды. Это феномен, отличающийся особым постоянством, объединяющим время, эпохи, поколения. Само понятие игры связано со свободой, доброй волей, удовольствием, радостью.

    Игра – неотъемлемый  элемент жизни, человеческой культуры. Педагогика связывает игру и игровое поведение с процессами воспитания, образования и развития личности.

    Сегодня я попытаюсь раскрыть некоторые психологические, биологические и педагогические аспекты игры, сформулирую требования, предъявляемые к игровой деятельности, определю функции организатора игр.

    А также предложу конкретные подвижные игры для повышения двигательной активности детей, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии.   

                                   ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЁНКА.

    Игра, как форма активности занимает огромное место в жизни ребёнка. Стремление человеком играть зарождается в раннем детском возрасте и сопровождает его всю жизнь: от погремушки и куклы до азартных игр. Тайна этого феномена лежит в психофизической сфере человека.

    Действительно, если человек сидит долго в одной позе, то он чувствует потребность в движении. Энергия ищет выход, и ребёнок совершает движения без всякой цели: бегает, прыгает, толкается. Другая точка зрения заключается в том, что игра сама по себе является не столько тратой сил, сколько их источником.

    Однако эти два взгляда не раскрывают истиной связи игры с внутренним миром человека, Поэтому естественно возникает вопрос о смысле сущности игры в детстве, так как этот вид деятельности занимает доминирующее место в жизни ребёнка как здорового, так и имеющего отклонения в развитии. Рассмотрим некоторые основные концепции игры.

     

                                    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРЫ.

    Психологической основой игры является господство чувства в душе ребёнка, свобода их выражения, искренний смех, слёзы, восторг, то есть естественная эмоциональная сущность ребёнка, которая ищет выражение, как в физической, так и в психической сферах.

    Если ребёнку предложить представить, что он тонкая берёзка, которая подставляет под лучи солнца свои тонкие веточки и покачивается от лёгкого ветерка, то он сделает плавные наклоны плавнее и выразительнее, чем по показу, так  как  соответствующее заданию образы и эмоции позволят ребёнку выполнять движения более точно и правильно.

    При этом у него формируются: — умения различать собственные мышечные ощущения (плавность, темп, ритм, амплитуда движений, появляется моторная ловкость). Благодаря этому развиваются и психические функции: — умение направлять внимание на собственные эмоциональные ощущения и эмоции окружающих; — умение управлять своими ощущениями.

    Участвуя в играх, дети очень непосредственно бурно переживают все события игры, ведь сколько бы не повторялась игра, она каждый раз проходит по – новому и таит в себе множество неожиданностей. Уже одно предвкушение игры часто вызывает у детей положительные эмоции, приятное волнение, ожидание радости.

    Сюжет игры (особенно ролевой ) способствует эмоциональному самовыражению ребёнка. Дети легко перевоплощаются в цаплю, волка, птичку паровоз и т.д. И превращаясь в героев сказки они не удивляются тому, что паровоз разговаривает со светофором, а лягушка с цаплей. Дети относятся к игре с наивной серьёзностью и оберегают её. Фантазия и реальность сливаются воедино.

    Играя, ребёнок вживается в различные образы, знакомится с многообразием социальной действительности. Вступая в общение, он познаёт свой внутренний мир и отношения людей, секреты их взаимодействий и переживает радость и неудачи.

    Сначала он только подражает, затем приходит период осмысления, чтобы в дальнейшем уже самостоятельно определять собственные социально – психологические мотивы, установки. Ориентиры.

    У детей лучше, чем у взрослых развита интуативная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поэтому важно не упустить это благодатное время для развития ребёнка эмпатии, сострадания, общительности. Доброты. Дети с ОВЗ независимо от степени и глубины патологических нарушений при грамотной организации занятий подвижными играми могут получать удовольствие от общения и добиваться больших успехов в физическом и психомоторном развитии. Единственное требование к подвижным играм – они должны быть всегда интересны детям и направлены на совместное движение и контакт с другими детьми.

    Читайте также:  День славянской письменности: сценарий для школьников

     

                                        БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРЫ.

    У детей с нарушениями в развитии дефицит движения приводит к выраженным функциональным и морфологическим изменениям.

    Отмечено, что при гипокинезе (малоподвижности) у детей снижается активность биохимических процессов, ослабевает иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям, сужается диапазон возможностей дыхательной и сердечно – сосудистой систем, ослабляется нервно – мышечный аппарат, формируются различные дефекты осанки, что приводит к мышечной гипотонии, уменьшению подвижности грудной клетки во всех её отделах, общему ослаблению организма и снижению жизненного тонуса. Характерным следствием указанных нарушений является ухудшение физических и психомоторных качеств: — координации движений; — точности и быстроты реакции; — скорости двигательной реакции; — подвижности в суставах; — равновесия; — силы мышц; — выносливости; — общей работоспособности. Другими словами, организм начинает стареет ( «Тело без движения подобно стоячей воде, которая плесневеет и гниёт» Максимович – Абодика Е.М.). Единственной мерой предупреждения и ликвидации отрицательных последствий гипокенизии, особенно в условиях летнего отдыха, является расширение двигательной активности, закаливание, широкое применение подвижных игр и игр спортивного характера. Известно. Что дети с различными отклонениями в состоянии здоровья, с патологией зрения, слуха, последствиями ДЦП, с проблемами интеллекта имеют разные физические возможности, и эту особенность необходимо учитывать при проведении подвижных игр. Условно, независимо от возраста выделяют три группы детей, характеризующихся большой средней и малой подвижностью.

    Дети с большой подвижностью отличаются высокой реактивность, неуравновешенностью поведения, они чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной подвижности такие дети не всегда успевают вникнуть в суть игры, в результате чего у них отмечается невысокая степень осознания своих действий. Как правило. Они хорошо выполняют простые упражнения, но избегают движений, требующих точности. Сосредоточенности. Сдержанности поведения. Движения их резки, быстры, часто бесполезны. Повышенная интенсивность игры вызывает скорее утомление, что сказывается на общем поведении.

    Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным, спокойным поведением, умеренной подвижностью Они эмоциональны, азартны, обычно уверенные, чёткие, целенаправленные.
    Малоподвижные дети вялы, пассивны, быстро устают, стараются уйти в сторону, что бы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства. Такие дети не решаются вступать в контакт со сверстниками, поэтому они нуждаются в постоянной помощи взрослых. Этот недостаток в поведении ребёнка чаще всего объясняется слабым двигательным опытом, обусловленным патологией и сформировавшейся привычке к малоподвижному образу жизни.  

                                            ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРЫ.

    Для того, чтобы удачно выбрать подвижную игру, важно учитывать не только интересы детей, но и возрастные особенности, их психическое и физическое развитие так, дети младшего школьного возраста (7 – 9 лет) отличаются особой подвижностью, неустойчивостью внимания, постоянной потребности  в движении.

    Однако, их организм ещё не готов к длительному напряжению, силы таких детей быстро истощаются, но после игры быстро восстанавливаются. Данная группа детей с удовольствием играет в имитационные игры, сюжетные, с пробежками, увёртыванием от водящего, прыжками, ловлей и бросанием разнообразных предметов («День и ночь», «Вызов номеров», «Мяч соседу», «Прыжки по полоскам и др.

    ) В возрасте 10 – 12 лет заметно лучшее развитии координационных возможностей. Силы, быстроты, что ведёт к лучшему управлением телом и способности к более сложным подвижным играм. Развитие оперативного мышления, устойчивость внимания и заинтересованность характеризуют психику детей данного возраста.

    Это особенно важно, поскольку детей этого возраста начинают интересовать игры с элементами соревнования между отдельными участниками (командами). Игры детей 10 – 12 лет отличаются большей длительностью и интенсивностью нагрузки. («Круговая лапта», «Верёвочка под ногами», «Перестрелка», «Борьба за мяч», «Перетягивание через черту» и др.).

    В этом возрасте у детей формируются и укрепляются волевые качества, ярче проявляется самостоятельность смелость, инициатива, решительность. Дети демонстрируют дисциплинированность, активность и выдержку. Но при неправильной нагрузке нередки вспышки резкости. Грубости, нетерпеливости. Поэтому во время игры  нельзя допускать излишнего возбуждения и напряжения.

    Подростковый возраст 13 – 15 лет. Его ещё называют переходным, так как в этот период интенсивно развивается и растёт весь организм. Усиленно растут костная и мышечная системы, сердечно — сосудистая система мгновенно реагирует на физическую нагрузку и сравнительно быстро восстанавливается.

    Более развито логическое мышление, способность к анализу и обобщению определяют мотивы поведения подростка, Иногда подростки полностью отказываются от занятий, предпочитая другие формы досуга. В таких случаях необходимо проявлять такт, выдержку. Терпение, сочетая их с требовательностью. Умением избегать конфликтных ситуаций.

    Подростки с удовольствием играют в волейбол, теннис и другие спортивные игры, среди подвижных игр  -эстафеты с бегом, прыжками, метанием ( «Круговая лапта», «Мяч капитану», игры с преодолением комбинированных препятствий, требующих точности, умения ориентироваться в пространстве, координации движений, быстроты реакции.).

    В работе со  старшими детьми 16 -18 лет могут быть использованы игры предшествующей возрастной группы. Играя, они сосредотачивают внимание на тактике и результатах игры, проявляя большую самостоятельность. Многие из них берут на себя роль лидера, капитана команды, организовывая согласованные действия играющих.

    Целенаправленно подобранные подвижные игры способны развить у детей – инвалидов: — мелкую моторику; — координацию движений; — равновесие; — точность — дифференцировку усилий, времени, пространства; — улучшить качество внимания, звукопроговаривания; — помогают освоению элементарных математических представлений, то есть стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей.  

    ПОДГОТОВКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ИГРОЙ.

    Любой игре предшествует объяснение, которое даётся в следующей последовательности: — название игры; — роли играющих и их расположение на игровой площадке; — правила и ход игры; — определение победителей. Крики радости, свобода выражения подбадривания болельщиков и общий шум естественное сопровождение подвижной игры.

    По окончании её дети также эмоционально принимают свою победу или поражение. Для руководителя крайне важно дать всем участникам справедливую оценку. Необъективность всегда вызывает отрицательные эмоции и даже обиду. Заканчивать игру нужно своевременно. Затягивание может привести к потере интереса у детей.

    Внезапная остановка также нежелательна.

    Одна из важных задач руководителя игры – дозирование нагрузки, Регулировать нагрузку можно различными способами: сокращение длительности игры; введение перерывов для отдыха; изменением количества играющих; уменьшением поля игровой площадки; изменением правил; сменой роле           играющих; переключением на другую игру.

    Таким образом, в организации и методике проведения подвижных игр можно выделить ряд последовательных этапов подготовки: — выбор игры (зависит от коррекционных задач); — подготовка места для игры (принять все меры предосторожности); — подготовка инвентаря (продумать и подготовить заранее); — разметка площадки (границы ярко очерчены, линия границ не более 3 метров от препятствий: стен, деревьев, пней); — расстановка играющих (указать исходное положение, следить, чтобы дети не стояли лицом к солнцу); -Объяснение правил и хода игры (определение ролей играющих и их местонахождение, содержание и правила игры); — назначение водящих (выбор по желанию, по жребию); — судейство (объективное и точное); — дозировка нагрузки (незначительная, умеренная, тонизирующая, развивающая); — окончание игры (при появлении первых признаков утомления и снижении интереса, поведения, состава играющих); — подведение итогов (краткий разбор игры с анализом ошибок с привлечением самих детей, что способствует развитию наблюдательности, уточнению правил  игры, приучает к осмыслению действий и сознательной дисциплины). Искренность доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи – вот те качества, которые притягивают детей, вызывают  их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре.  

     ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ ИНТЕЛЛЕКТА.

    К этой категории относятся дети с ОВЗ, проявляющейся в стойких нарушениях познавательной деятельности, возникающих вследствие органического поражения коры головного мозга. Это такое нарушение развития, при котором страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.

    Однако, несмотря на многочисленные отклонения во всех сферах жизнедеятельности, дети с умеренной умственной отсталостью способны к обучению и развитию.

    Педагогические средства, принципы и методы носят в этом случае коррекционно — развивающий характер и направлены на  максимальное преодоление (или ослабление) недостатков познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер с ориентацией на положительные возможности ребёнка.

    Наиболее адекватной формой преодоления и компенсации указанных недостатков является двигательная активность, в которой ведущее место принадлежит подвижной игре.

                                   ИГРА «ДОТРОНЬСЯ ДО…»

    ЦЕЛЬ: — Формирование у ребёнка представлений о форме, размерах и других свойствах предметов; — развитие быстроты реакции.

    ХОД ИГРЫ:

    Все играющие одеты разнообразно. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до синего!». Игроки должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников игры что – то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета меняются каждый раз, кто не успел вовремя среагировать, становится ведущим.

    Варианты: можно называть форму и размер предмета. Затем усложняем: «Дотронься до красного круглого». Кого заинтересовала данная тема, предлагаю обратиться к книге «Детские подвижные игры» (под редакцией Е.В.Конеевой) – Ростов – на – Дону: Феникс, 2006. (Мир вашего ребёнка).

     

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    — Григорьев Д.В.Совершенствование двигательной способности школьников в условиях общеобразовательной школы. – СПб, Наука – Питер, 2005. — Детские подвижные игры /под редакцией Е.В.Конеевой/ – Ростов – на Дону: Феникс, 2006. (Мир вашего ребёнка). — Кенеман А.В. и др. Детские подвижные игры народов ССР. – М.: 1988. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно – методические материалы /под редакцией И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2010. — Осокина Т.И. Игры и развлечения детей на воздухе. – М.:1998. — Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.И. Игралочка. – М.: Баласс,2001. — — Стаковская В.Л.Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. –М.:2005. — Страковская В.Л. 300 подвижных игр от 1 года до 14 лет. – М.:1998.

    — Шишкина В.А. Движение  + движение: книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1992.

    Источник: http://ext.spb.ru/index.php/10983

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector