Суриков «четыре цвета года»

Четыре цвета
(Соколофф Александр)

Обрамляет Лето Пруд В свой волшебный

ИЗУМРУД.

Ивы Головы Склоняют — В воду ЗОЛОТО

Роняют.

Пруд На дне хранит Добро… Стужа сыплет

СЕРЕБРО.

Небосвод Прозрачно чист, Пруд весною —

АМЕТИСТ.

Пруд сменил Четыре цвета. Неужели Снова лето?

Карусель
(Л. Завальнюк)

Вереницею недель, Как велит природа, Кружит время-карусель Временами года. По листкам календаря Ходят друг за другом С января до декабря Месяцы по кругу. Вслед за осенью – зима, За весною – лето. Там уж осень, чтоб опять Зимушка настала… Карусель свою вращать Время не устало. В календарном том ряду Сменит братец братца. Сколько месяцев в году?

Правильно, двенадцать.

Воробьиный дневник
(М. Пляцковский)

Весна И вкривь, и вкось, и напрямик Бегут ручьи. Чирик-чирик! Кричат скворцы, дрозды, грачи – Попробуй всех перекричи! Лето Чирик-чик-чик. Светло. Тепло. И,значит, лето вновь пришло.

Пою со всеми заодно: «Пусть не кончается оно!» Осень Закрыли тучи синеву. Дождинки падают в траву. Чик-чик-чирик! На край земли Летят куда-то журавли. Зима Повсюду снег. И кто-то мне Кормушки ставит на окне.

Быть благодарным я привык. Спасибо, люди!

Чир-чирик!

У матушки природы
(А. Усачёв)

У Матушки Природы Весь год — дела, дела… Хотя в её-то годы

И отдохнуть могла!

По расписанью строго Живёт она давно: Ведь времени немного,

А дел полным-полно.

Весной проснётся первой, Разбудит птиц, зверей И почки на деревьях

Раскроет поскорей.

Черпнёт воды из речки, Дождём умоет лес. И солнышко, как печку,

Растопит средь небес…

Полно забот и летом: Спешит Природа в сад — Полить всё ярким светом,

Деревьям сшить наряд.

А ягоды с грибами?!.. А травы и цветы?! Всё нужно ей, как маме,

Успеть до темноты.

Должна она под осень Устроить листопад, Помочь берёзкам сбросить

Потрёпанный наряд.

Собрать картошку с грядок, Сжечь листья из садов… Всё привести в порядок

До первых холодов.

Но вот и снег кружится, Становится темней. Природа спать ложится

С началом зимних дней.

Укрыв её, метели Ей навевают сны: — Спи, Матушка, в постели

До будущей весны!

Год-пароход
(Л. Завальнюк)

Мама, что такое год? Мама отвечала: Год – огромный пароход,

Скажем для начала.

Пароход? Не может быть! Пароход ведь должен плыть, Он плывет. И мы на нем. И другие люди. Серый заяц со слоном. Мальчик на верблюде. Звери и деревья. Села и деревни. Города и страны. Реки, океаны. Это странный пароход.

Необычный пароход.

И плывет не по воде он, Он по времени плывет. Вот плывет он через лето –

Солнцем вся земля согрета.

Вот по осени плывет – Тучки в небе, дождь идет. Вот лежит пред ним зима –

В белом инее дома.

Вот плывет он по весне – Звон капели в тишине. Ночью он плывет и днем, Как велит природа, По морям, что мы зовем

Временами года.

Воробьи
(В. Степанов)

Весна придёт, Растает лёд, Танцует всё,

И всё поёт,

А воробьи чирикают… И летом красным Всё цветёт, Цветные песенки

Поёт,

А воробьи чирикают… Отправит осень Птиц в полёт, Дождями долгими

Поёт,

А воробьи чирикают… Морозы Зимние придут, Кому до песен Звонких тут, А воробьи –

Они поют…

Четыре цвета года
(И. Суриков)

Белый Белые шапки на белых березах. Белый зайчишка на белом снегу. Белый узор на ветвях от мороза. По белому лесу на лыжах бегу. Синий Синее небо, синие тени. Синие реки сбросили лёд. Синий подснежник – житель весенний, На синей проталинке смело растет. Зеленый В зеленом лесу на зеленой травинке, Поводит усами зеленый жучок. Зеленую бабочку на тропинке,

Накрыл мой сачок, нитяной колпачок.

Желтый Желтое солнце греет слабее. Желтые дыни на желтой земле. Желтые листья шуршат по аллее.

Желтая капля смолы на стволе.

Золотистые спицы
(В. Орлов)

Некогда солнышку В небе лениться: Есть у него Золотистые спицы, Пряжа цветная – На дне сундука: Ровно четыре

Волшебных клубка.

Трудится солнышко Без остановки, Каждому времени Вяжет обновки. Белым клубком Начинается год, Следом зеленая

Пряжа идет.

Красная пряжа – Для красного лета, Пряжа для осени –

Желтого цвета.

Годы проходят, А солнышко вяжет. Вяжет и слова плохого Не скажет. Что тут поделаешь, Коль у природы Без остановки Меняются моды!

Источник: http://stranakids.ru/stihi-o-mesyacah-goda/3/

«Зима» И. Суриков

В русской литературе 19-20 веков существует такое направление, как крестьянская поэзия, яркими представителями которой являются Сергей Есенин и Николай Некрасов.

К числу авторов, которые в своих произведениях воспевали сельскую жизнь, можно отнести и Ивана Сурикова, имя которого в наши дни незаслуженно забыто.

Творческое наследие этого поэта, который родился в семье крепостного крестьянина, невелико, однако многие его произведения до сих пор на слуху у читателей, так как отличаются простотой слога, особой мелодичностью и удивительной яркостью образов.

Среди них стоит отметить стихотворение «Зима», написанное в 1880 году, незадолго до смерти Сурикова, который скончался в нищете, однако до самого последнего момента не утратил способности восхищаться окружающим миром и находил его совершенным даже вопреки тому, что судьба не проявляла к этому автору особой благосклонности. Тем не менее, поэт никогда не жаловался на жизнь и был убежден в том, что ему выпал счастливый жребий – быть поэтом.

Стихотворение «Зима» относится к разряду пейзажной лирики, и первые его строчки посвящены снегопаду, который укрывает землю белым и пушистым одеялом, преображая мир, делая его чище и светлее.

От этих строк веет спокойствием и умиротворением, а также предвкушением праздника, который обязательно настанет уже хотя бы потому, что зима вступает в свои законные права.

Ее приход поэт описывает весьма просто и лаконично – «вот пришли морозцы — и зима настала». Однако в этой простой фразе заключена философская мудрость бытия, смысл которого сводится к тому, что все мы подчиняемся законам природы.

Поэтому любые перемены в окружающем мире следует воспринимать с радостью и получать удовольствие от каждого мгновения жизни, которое наполнено удивительным очарованием для тех, кто умеет ценить простые человеческие радости.

Описывая быт крестьян, поэт отмечает, что в солнечный и морозный зимний день у них по-прежнему достаточно забот. Нужно запрягать сани и ехать за дровами, без которых пережить стужу невозможно.

При этом к зиме сельский житель готовится весьма основательно и заблаговременно, он давно уже укрыл снаружи избу соломой, чтобы защитить свое жилище от холода.

Зато детворе в снежную зиму оно раздолье, и практически в каждой деревне «горы снеговые строят ребятишки».

Простой сельский быт описывается в этом произведении сдержанно и непритязательно. Главное для крестьян – позаботиться о своем доме, запастись дровами и продуктами питания, сеном для домашнего скота и теплыми вещами.

Эта пора года для сельских жителей является довольно спокойной, и у них есть время уделить внимание своему скудному хозяйству, подготовиться к предстоящей посевной, от которой зависит благополучие всей семьи. Однако зима даже для сельского жителя не лишена романтики.

И Иван Суриков, который большую часть своей жизни провел в деревне, не перестает удивляться красоте «темного леса», который за одну ночь обзавелся роскошной и пышной шапкой из снега, белым полям и коротким дням, на смену которым приходят длинные зимние вечера, наполненные особым очарованием.

Так просто и безыскусно писать о сложных вещах под силу лишь по-настоящему одаренному человеку, который умеет ценить прекрасное и беззаветно любит родную природу, ценит крестьянский быт и обладает очень тонкой поэтической натурой.

Читайте также:  Какие подарки можно дарить

Поэтому неудивительно, что Ивана Сурикова считают одним из наиболее ярких и самобытных поэтов русского села, который смог вдохнуть романтику в привычный уклад сельской жизни и преподнести его таким образом, чтобы каждому читателю захотелось скатиться с высокой снежной горы на окраине села или же побродить по спящему лесу, вслушиваясь в скрип сугробов и вдыхая морозный терпкий воздух.

Источник: http://pishi-stihi.ru/zima-surikov.html

Суриков В.И. — Сибирские красавицы


Суриков В.И. Анфиса 1900

Источник: Титова В., Титов Г. В.И. Суриков./ Валентина Григорьевна Титова, Гай Аполлинариевич Титов. — Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1956. — 207с.

Носителями лучших, благороднейших свойств и качеств — мужества, стойкости, верности Родине и народу, трудолюбия, скромности и гуманности — предстают перед нами в суриковских портретах любимые им сибиряки и сибирячки, воплощающие яркий образ русского народа.

Суриков создал целую галерею удивительных женских образов. «Женские лица я очень любил, — говорил художник М. Волошину, — непопорченные ничем, нетронутые. В провинции еще попадаются такие».

Прекрасна группа суриковских сибирских женских портретов. Они несут на себе печать нежности, поэтичности, задушевности, обнаруживая лирическое тачало в таланте Сурикова-портретиста.

Как проникновенно и непосредственно изобразил, например, Суриков лицо неизвестной нам красноярской девушки в портретном этюде «Голова смеющейся девушки».

Суриков В.И.  1890 Смеющаяся сибирячка

«Смеющаяся девушка» красива истинно русской красотой — круглолица, темноброва, щёки с нежным румянцем.

Колористическое богатство весьма скромного по размерам холста (32,5×26,3 см) по-настоящему изысканно, красочные сочетания строятся на серебристо-серых тонах платка на голове девушки и теплых жемчужно-розовых оттенках цвета лица. Весь облик сибирячки буквально озарён радостью: молодое сверкание глаз и искренняя белозубая улыбка.

Считается, что этюд остался неиспользованным в картине. Но думается, именно он мог служить камертоном, по которому Суриков выстраивал всё разноцветье симфонии радости, молодой удали и душевного здоровья на своем холсте.

Перед нами — написанная на зеленовато-сером фоне головка девушки, повязанная простым серым платком. Нежная розоватость щек, белые зубы, блестящие черные глаза. Свежесть и непосредственность чувства изумительно выражены в этом смеющемся юном лице. Этот этюд-портрет является — поэтический образ юной и цветущей красоты русской женщины. К сожалению имя позировавшей девушки осталось неизвестным.

Столь же замечателен и поясной «Портрет Татьяны Капитановны Доможиловой, двоюродной племянницы художника» (1891 г. Третьяковская галерея)

Суриков В.И. Портрет Т.К. Доможиловой. 1891

Портерт привлекает своей естественностью и тихой, спокойной лаской молодого лица. Серая рубашка, синяя юбка, желтоватая пелерина с капюшоном, надетым па голову, и спускающаяся на лицо тонкая черная сетка — все это дано художником на светлом фоне и придает глубокую выразительность облику девушки.

Исключительное место среди суриковских изображений молодых женщин-сибирячек занимают портреты Е.А. Рачковской и А.И. Емельяновой.

«Сибирская красавица» (1891 г., Третьяковская галерея) — так обобщающе назван самим художником один из немногих портретов Е.А. Рачковской.

Суриков В.И. Сибирская красавица. Портрет Е.А. Рачковской. 1891

Воспроизводя в облике сибирячки Рачковской национальный характер красоты русской женщины, художник подчеркнул это тем, что изобразил ее в национальном наряде: в темно-лиловом сарафане, кофточке и белом расшитом золотом платке, заколотом у подбородка. На портрете изображена Е. Рачковская, жена красноярского врача П. Рачковского. Написал ее Суриков во время летнего вояжа на родину в 1891 году. Эта женщина, кстати, послужила моделью для образа боярышни в желтой шубке в «Боярыне Морозовой».

Еще более показательны в смысле поисков Суриковым образа русской женской красоты его портреты казачки Александры Ивановны Емельяновой. На одном из них, известном под названием «Горожанка» (1902 т., Третьяковская галерея),

Суриков В.И. Горожанка. 1902

Александра Ивановна изображена сидящей. Голубая с красными и синими полосами шаль, сколотая у подбородка, покрывает ее плечи, и голову. Фон портрета — коричневый. Художнику особенно удалось показать ясные с поволокой, задумчивые, мечтательные глаза, здоровье, силу и свежесть в жемчужно-розовых красках лица.

Другой «Портрет А.И. Емельяновой» (1900-е годы, Третьяковская галерея), — тоже чудесное лицо с выражением легкой задумчивости, те же густые ресницы и брови, очерченные художником еще явственнее. На этот раз Суриков изобразил свою натурщицу в позе покоя, легкого забытья.

Суриков В.И. Портрет А.И. Емельяновой. 1903

Многочисленные портреты сибирских женщин, в особенности портретные Изображения Е.А. Рачковской и А.И. Емельяновой, представляют собой созданный гением Сурикова замечательный образ русской женской красоты.

Все наиболее характерные его национальные признаки — здоровье, крепость, жизнерадостность, округлость овала лица, свежесть девически нежных щек и румяных губ, веселый живой задор или мечтательность умных и красивых глаз — все это тонко и поэтично отмечено художником.

Индивидуальные, неповторимые черты тех, кого он запечатлел на своих портретах и этюдах, Суриков дал в неразрывной, органической связи с общим обликом русского человека, русского народа.

Суриков В.И. Портрет Л.Т. Маториной. Казачка. 1892

 Суриков В.И. Портрет неизвестной на желтом фоне. 1911

Суриков В.И. Женский портрет. Наталья Матвеева

Суриков В.И. Сибирячка 1909

Источник: https://museumsrussian.blogspot.ru/2011/03/blog-post.html

Стихи Сурикова для детей

«Степь да степь кругом», – помните эти строки? Их подарил миру Иван Суриков. И вы наверняка сможете продолжить фразу «Что стоишь, качаясь..». У одаренного поэта-самоучки пела душа – большинство его стихотворений музыкальные. Особенно мелодичны стихи Сурикова для детей. Они увлекут даже ребят младшего дошкольного возраста.

Читая стихотворения Сурикова, так и хочется их пропеть. Секрет в образовании поэта. Сурикова обучали грамоте на «старинный лад», нараспев. Поэтому и стихотворения мальчишка распевал – такой подход остался с ним на всю жизнь. Когда он стал писать, потом еще долго сверял размер стихов пением. Лишь позже окончательно усвоил теорию стихосложения. 

Лиричность творчества Сурикова привлекла внимание Чайковского и Римского-Корсакова. Эти знаменитые композиторы написали к некоторым произведениям музыку. Так стихи «Рябина» и «В степи» превратились в народные песни.

Сильные личности в большом городе

Несмотря на музыкальность, Суриков не всегда придерживается мажорных ноток. Среди героев его стихотворений – простые люди, которым приходится выживать в большом городе. Портные, рабочие, швейки, сапожники, бездомные бродяги – поэт изображает их с грустной напевностью.

Но Суриков показывал: даже в беспокойном и грозном мире можно оставаться сильным душой. Упор он делает не на социальный протест и не на упреки миру. Он показывает силу человеческого духа, достойно принимающего страдания и сложности. Недаром «Рябина» Сурикова стала народной песней в период войны. У поэта много стихов, которые стали «голосом» масс.

Часто стихи Сурикова для детей воспевают прекрасные просторы деревни. Сельская местность – прекрасное видение, мечта… Через слова так и льются живописные картины русской природы.

Лучшее – детям

Через свои стихи Суриков «говорил» и с малышами. Недаром произведения поэта читают ребятам в детских садах. Повествуют короткие стихи Сурикова о красоте природы и временах года. Стихотворения образные, яркие и солнечные, полны тепла и свежести. Они прививают любовь к прекрасному. Лирика отличается простотой и мелодичностью. Бытовые зарисовки очень живые.

Дети постарше откроют для себя мотив путешествия в стихах Сурикова. Частый герой его творчества – ямщик. Стихотворения основаны на приключениях и легендах из жизни этих людей. Дорога, просторы, скитальцы – образ дороги занимает значимое место в лирике Сурикова.

Поэта хвалят за умение выразить впечатления детства. Он сумел показать детскую безмятежность в легких и незатейливых, на первый взгляд, строках. Любовь к родным окрестностям, народному творчеству и природе – он все объединил в своем творчестве. Поэтому детям близки его строки – они душевные и простые для восприятия.

Читайте также:  Сюжетно-ролевая игра для учащихся 10-12 лет

Через тернии – к звездам

Сегодня творчество Сурикова вызывает восхищение. Его называют народным поэтом России. Но таланту пришлось пробиваться, словно одуванчику на асфальте. В детстве Суриков тянулся к книжным знаниям, но родители в упор не хотели видеть его дар.

Он писал стихи тайком от отца и в свободное время читал Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Судьба свела его с нужными людьми, которые помогли ему найти себя в поэзии. Позже Иван Суриков даже организовал литературное сообщество.

Так талант пробился к свету.

Потерянные стихи

Первые стихотворения автора всегда самые интересные: чуть неуклюжие, но с особенным колоритом. Но автор не оставил их людям – уничтожил. Ему не понравилась неточность образов, некоторая манерность, пластичность и простота. К сожалению, при жизни поэту почти не досталось аплодисментов. Его упрекали в «болезненном однообразии». Известность пришла уже после смерти.

Вернуться в раздел детские стихи.

Источник: https://deti-online.com/stihi/stihi-surikova/

Короткие стихи Сурикова

Читая и перечитывая проникновенные стихи Сурикова, невольно переносишься из шумных, душных городов в тихие, привольные степи и задумываешься о том, чему нет имени, но что само собою понятно и без слов, как музыка.

Засветилась вдали, загорелась заря, Ярко пышет она, разливается, В поле грустная песня звучит косаря; Над заливом тростник колыхается.

От дерев и кустов полем тени ползут, Полем тени ползут и сливаются; В темном небе, вверху, поглядишь – там и тут Звезды яркие в мгле загораются. *** В зареве огнистом Облаков гряда, И на небе чистом Вечера звезда.

Наклоняся, ивы Дремлют над рекой, И реки извивы В краске голубой. Звук свирели стройно Льется и дрожит; На душе спокойно, —

Сердце будто спит,

Как наши степи, широка русская натура, оттого-то и чувствуется такая мощь в лучших народных песнях и образцах поэтического творчества Ивана Сурикова.

Заря занимается, солнце садится, Сияют деревья в огне золотом; Тень от лесу движется, шире ложится, Ложится на землю узорным ковром. Домой косари потянулись с косами, Их грустные песни звенят средь полей, — И в воздухе пахнет травой и цветами,

Спускается вечер с прохладой своей.

Искренность, образность, простота – вот сильные стороны творчества Сурикова. Сын своей страны, Суриков сожалел о том, что мало для нее сделал; истинный певец прекрасного, он видел последнее в бескорыстном служении своему Отечеству, в самоотвержении, в подвиге. По его убеждению, поэзия – это олицетворение высшей истины, проводника света во тьму, сильнейшее орудие для борьбы со злом.

«После дождя» Гром отгремел, прошла гроза, — И в выси светло-голубой Прозрачней смотрят небеса, — И на смоченной мостовой Все громче грохот колеса. Открыты окна по домам — Весенний воздух свеж и чист; Куда ни взглянешь, тут и там

Блестит дождем омытый лист.

Суриков любил поэзию всей душой, она была для него дороже самой жизни. Идти бесповоротно к благородной цели, твердо нести в одной руке знамя, на котором начертаны священные заветы, а в другой держать светоч, озаряющий путь впереди, — вот что значит, по мнению Сурикова, быть истинным поэтом.

Солнце утомилось Ходя день деньской; Тихо догорая,

Гаснет за рекой.

Край далекий неба Весь зарей облит, Заревом пожара

Блещет и горит.

Ходят огневые Полосы в реке; Грустно где-то песня

Льется вдалеке.

Рассматривать поэзию Сурикова отдельно от его жизни невозможно: в ней много личного, но только не в смысле узкого себялюбия. Суриков как бы теряется в настроении огромного большинства людей, сочувствующих поэту во имя духовного единства.

Встало утро, сыплет на цветы росою, Тростником озерным тихо колыхая; Слышит ухо, будто кто-то над водою

В тростнике озерном ходит, распевая.

Никого не видно, над водой лишь гнутся Водяной кувшинки маковки, белея; А вверху над ними, поднимаясь, вьются

Мотыльки, на солнце ярко голубея.

Приглядишься зорко — и за тростниками, На воде, под легким утренним туманом, Кто-то будто смотрит светлыми очами, Колыхаясь тихо тонким, гибким станом.

***

Ярко солнце светит, В воздухе – тепло, И куда ни взглянешь,

Все вокруг светло.

По лугу пестреют Яркие цветы; Золотом облиты

Темные листы.

Дремлет лес: нет звука: Лист не шелестит, Только жаворонок

В воздухе звенит,

Да взмахнет порою Птичка над кустом, Да, жужжа, повьется

Пчелка над цветком,

Да золотокрылый Жук лишь прошумит, — И опять все тихо,

Все кругом молчит.

Хорошо!.. и если б Труд не призывал, Долго бы весною В поле простоял. *** Едешь, едешь, — степь да небо, Точно нет им края; И стоит вверху, над степью,

Тишина немая.

Нестерпимою жарою Воздух так и пышет; Как шумит трава густая,

Только ухо слышит.

Едешь, едешь, — как шальные, Кони мчатся степью; Вдаль курганы, зеленея,

Убегают цепью.

Промелькнут перед глазами Две-три старых ивы, — И опять в траве волнами

Ветра переливы.

Едешь, едешь, — степь да небо, — Степь, все степь, как море; И взгрустнется поневоле На таком просторе. ***

«Верба»

Ходит ветер, ходит буйный, По полю гуляет; На краю дороги вербу

Тонкую ломает.

Гнется, гнется сиротинка, — Нет для ней подпоры; Всюду поле — точно море,

Не окинуть взоры.

Солнце жжет ее лучами, Дождик поливает; Буйный ветер с горемыки

Листья обрывает.

Гнется, гнется сиротинка, — Нет для ней защиты; Всюду поле — точно море,

Ковылем покрыто.

Кто же, кто же сиротинку В поле, на просторе — Посадил здесь, при дороге,

На беду, на горе?

Гнется, гнется сиротинка, — Нет для ней привета; Всюду поле — точно море,

Море без ответа.

Так и ты, моя сиротка, Как та верба в поле, Вырастаешь без привета,

В горемычной доле.

Стихотворения Сурикова по справедливости давно оценены читателями, критиками, как выдающиеся художественные произведения, они заняли своё почётное место в русской литературе.

«Дети» Солнышко уж встало И глядит в окно; Уж щебечут птички

За окном давно.

Вышли дети, — травка От росы мокра И на ней сияют

Капли серебра.

Темный сад лучами Солнышка облит; От дерев рядами

Тень в пруде лежит.

На дорожках сыро, В воздухе легко, — И кричит дергачик

Где-то далеко.

Источник: http://DetskiyChas.ru/school/surikov/korotkie_stihi_surikova/

Образ русской зимы в поэзии И. З. Сурикова



В статье анализируется образ русской зимы в поэзии Ивана Сурикова. Все произведения об этом времени года — образцы пейзажной лирики, в которых присутствуют философские раздумья о смысле жизни, переплетенные с поэтическим «портретом» матушки-зимы.

Ключевые слова: И. З. Суриков, крестьянская поэзия, лирика, пейзаж, образ, русская зима

Иван Захарович Суриков очень рано начал писать стихи, но первые поэтические опыты не дошли до нас — автор уничтожил их, а оставшаяся потомкам лирика этого замечательного поэта раскрывает удивительный талант и жизнелюбие человека, много выстрадавшего в своей жизни.

Особенно поэт любил родную природу, землю и воспел её в стихах. Румяная, полная ярких, искрящихся красок русская зима вдохновила Сурикова на написание таких поистине народных произведений, как «Детство» (1865–1866), «Зима» (1880), «Мороз» (1865), «Четыре цвета года» (1857), «В степи» (1869).

Стихотворения Сурикова о зиме настолько хорошо знакомы нам, что кажется, мы их знали всегда. Просто родились с ними. «Вот моя деревня. / Вот мой дом родной. / Вот качусь я в санках по горе крутой…». [2, с.

54] Эти стихи ассоциируются у нас с Родиной. И хотя многие из нас родились и выросли в крупных городах, такое ощущение, что эти строки близки каждому. Стихи Сурикова о зиме на редкость точны и искренни.

Читайте также:  Сценарий внеклассного мероприятия ко дню профилактики спида, 10-11 класс

Произведения Сурикова насыщены художественными приемами: метафорами «злой мороз, сердитый», олицетворениями «лес…заснул», «степь бежит», «пришли морозцы», эпитетами «снег пушистый», случаями аллитерации. Они оживляют зимнее время года.

Кони мчат-несут,

Степь всё вдаль бежит;

Вьюга снежная

На степи гудит.

Снег да снег кругом;

Сердце грусть берет;

Про моздокскую

Степь ямщик поет…

 …

Замолчал ямщик,

Слеза катится…

А в степи глухой

Вьюга плачется. [2, с. 57]

В стихотворении «В степи» вьюга становится единственной помощницей ямщика, что может передать от него весточку любимой. Зима все понимает, чувствует, сопереживает…

В произведении «Детство» каждый читатель видит самого себя: так пронзительно и живо автор описал зимние забавы, что невольно переносишься в детские свои годы.

Всё лицо и руки

Залепил мне снег…

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех! [1, с. 81]

Откровенно и искреннее произведение приобщает детей к природе нашей России, показывает ее неповторимую красоту в зимнее время года, знакомит с крестьянской жизнью. Оно невольно развивает фантазию, воображение и любовь к Родине, семье, незабываемому времени.

В стихотворении «Мороз» Суриков буквально нарисовал портрет и внешность Мороза, даже манеры поведения — все обрисовано в этой картине.

… По селу мороз трескучий

Ходит сам-большой.

…

Шапка набок, нараспашку

Шуба на плечах;

Серебром сияет иней

На его кудрях [2, с. 56]

Безусловно, среди всех строк о красавице — русской зиме стоит отметить стихотворение «Зима», написанное в 1880 году, незадолго до смерти поэта. Это произведение — яркий пример удивительного поэтического таланта. Оно относится к жанру пейзажной лирики и отражает удивительную способность обездоленного жизнью человека красиво и тепло восхищаться родной природой.

Главный замысел стихотворения «Зима» — соединение литературной лирики и пейзажной живописи. Не сложно догадаться, что основной темой является природа, а основной мыслью — воспевание сельской жизни, которая так близка сыну крестьянина.

Суриков — настоящий живописец, светлый и жизнерадостный. Поэтическая речь его плавна и мелодична, наполнена искренней добротой и любованием увиденной картиной. Автор нежно сравнивает снежный покров с теплым одеянием, укрывшим «пеленой» поле и «чудной» шапкой — «темный лес», который заснул успокоившись.

Зима может быть мягкой, усыпить лес, кроме того, в самом начале стихотворения автор подчеркивает мягкость и спокойствие главного героя зимы — снега.

«Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится». [2, с. 50]

Сказочное изменение поля за одну ночь изображено здесь, как оно преобразилось, стало девственно чистым. В этих строках игра контрастов — холодный снег стал для поля теплым и уютным одеялом.

«И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело». [2, с. 50]

Пушистый снег тихо ложится на землю и усыпляет лес, прикрывая его чудной шапкой, а олицетворение «что шапкой принакрылся» делает его более красочным и, безусловно, задерживает внимание как большого, так и маленького читателя.

«Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…». [2, с. 50]

Несмотря на то, что снег — символ зимы, снежные кристаллики могут спуститься с небес задолго до наступления декабря. Здесь необходимо отметить, слово «морозцы» используется в уменьшительно-ласкательном контексте — зима только-только приходит, поэтому нет еще сильных морозов и, концентрируя внимание читателя, автор называет их ласково.

Все наполнено глубоким человеческим смыслом, зима полноправно заняла позиции, и с этим нужно смириться. Именно поэтому основная мысль излагается кратко: «вот пришли морозцы — и зима настала». [2, с. 50] Так было испокон веков, в этом суть жизни и перемен.

Поэт любовно описывает все старания крестьянина, подготовившегося к зиме. Человек, близкий к природе, знает и понимает ее, он принимает с радостью новый день, потому что умеет ценить каждый проблеск счастья, а счастье — это гармония с природой. Всё стихотворение можно разделить на две части. В первой части раскрываются отношения зимы и природы, а во второй — зимы и человека.

Наряду с противоречивостью зимы автор показывает то, насколько по- разному ведут себя люди при ее приходе. Дети выходят на улицу и строят горки:

«Труженик-крестьянин

Вытащил санишки,

Снеговые горы

Строят ребятишки». [2, с. 50]

Так же зимнему морозу можно поставить в противоречие домашнее тепло, которое будет согревать крестьянина в его избе.

«Он теперь покоен –

Все кругом укрыто,

И ему не страшен

Злой мороз, сердитый». [2, с. 50]

Читая стихотворение поэта можно представить реальную картину: падающий снег, который ложится на деревья и образует снеговые шапки; белое одеяло, что накрывает землю, делает этот сложный мир чище и светлее, искреннее и откровеннее, не просто пряча землю от предстоящих морозов, но и подчеркивая ее красоту и очертания.

Тонкая поэтическая натура крестьянского человека воспринимает окружающий мир особенно чутко, это чувствуется в каждой строчке. Деревенский человек неспешен, мудр и трудолюбив. Понимая суровый нрав зимы, он не сетует на нее, а готовится жить с ней в мире и любви.

Только бесконечно обожая эту деревенскую жизнь и ощущая близость с естественным природным миром, Суриков смог найти спокойные емкие фразы, описывающие приход зимы. В то же время речь поэта романтична и возвышенна.

Последняя строфа стихотворения навевает сказочные мотивы. Здесь и «злой мороз, сердитый» как в народных сказаниях, и «вьюги и метели» как живые персонажи. Все готово к зиме. Она холодна, но и прекрасна, с ней пришел крестьянский отдых.

Становится ясно, что так просто и стильно писать о сложных вещах под силу лишь по-настоящему одаренному человеку, который умеет ценить прекрасное и беззаветно любит зиму в родных краях, ценит крестьянский быт и обладает очень тонкой поэтической натурой.

Поэтому неудивительно, что Ивана Сурикова считают одним из наиболее ярких и самобытных поэтов русского села. Он смог вдохнуть романтику в привычный уклад сельской жизни, преподнести его таким образом, чтобы каждый читатель также искренне полюбил зиму и состояние природы в этот период.

Читателям захотелось скатиться с высокой снежной горы на окраине села или же побродить по спящему лесу, вслушиваясь в скрип сугробов и вдыхая морозный терпкий воздух.

Литература:

  1. Виноградская, Л. А. Литературное чтение 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Л. Ф. Климанов, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская — М.: Изд-во просвещение, 2011. — 112 с.
  2. Иван Суриков: Времена года в картинах русской природы: сборник поэтических произведений. Суриков И. З. — М.: Изд-во Эксмо, 2017. — 64 с.

Основные термины (генерируются автоматически): русской зимы, русская зима, Образ русской зимы, образ русской зимы, пейзажной лирики, Ивана Сурикова, противоречивостью зимы автор, «злой мороз, суровый нрав зимы, главного героя зимы, «В степи», красок русская зима, образцы пейзажной лирики, символ зимы, отношения зимы, русской зиме, жанру пейзажной лирики, поэзии Ивана Сурикова, сельской жизни, метафорами «злой мороз.

Источник: https://moluch.ru/archive/152/42892/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector