Сюжетно-ролевая игра для учащихся 10-12 лет

О программе:

«Дождь из сверкающих метеоритов, сгорающих в верхних слоях атмосферы, обрушился на Землю. Тысячи и тысячи небесных огней складывались в чарующие цветные пятна. Люди стояли и зачарованно смотрели на бесконечное, яркое и переливающееся сияние.

Смотрели … пока не ослепли…»

В кромешной темноте им предстоит найти одного единственного человека, который сможет их спасти – Доктора. Но кто знает, что скрывает в себе темнота: где-то там есть злой гений, который ни за что не допустит, чтобы снова появились свет и зрение.

Кто же он? Может быть, он уже рядом с вами?

 

РОЛЕВАЯ ИГРА «НОЧЬ ТРИФФИДОВ»
для подростков 13-16 лет

 
Добро пожаловать на Ночь Ужасов, Тайн, Загадок и Мистики! Погрузитесь в экстремальную среду выживания. Находясь в полной темноте, сложно не поддаться панике и продолжать мыслить спокойно и здраво. Но слаженная работа команды и умение действовать в критических обстоятельствах помогут  участникам преодолеть все трудности и выжить.

Захватывающая сюжетно-ролевая игра (созданная по мотивам произведения английского писателя Джона Уиндема) учит подростков здраво мыслить и не терять самообладание в сложных стрессовых ситуациях, сохранять себя в любой неожиданных условиях.

«Ночь Триффидов» дает возможность проверить свои навыки работы в команде даже в условиях погружения в условно-экстремальную среду. Игра проходит в тёмном замкнутом пространстве, а в такой обстановке пропадают все условности. Люди начинают вести себя совсем не так, как в обычной жизни. Сохранить четкость и ясность ума можно только при абсолютном владении собственными эмоциями. Эти навыки крайне необходимы при сдаче экзаменов или в других «стрессоподобных» ситуациях. Во время игры подросткам представится возможность вообразить себя совершенно другим человеком, погрузиться в фантастическую атмосферу, отстраниться от нашей реальности. После окончания проекта для поддержания физических сил — чай с пиццей и печеньем. Гадание на настоящих картах таро при зажженных свечах добавит вечеру таинственности и магии.

Сюжет:

Согласно сюжету психологической игры, участники стали свидетелями удивительного природного явления — ярчайшего метеоритного дождя, наблюдая за которым они слепнут.

Им предстоит найти на игровой территории Доктора, его инструменты и лекарство, которые помогут вернуть зрение.

В ходе поисков подростки столкнуться с необходимостью самостоятельно или командно принимать решения, имеющие последствия как для отдельных людей, так и для всей команды в целом. 

«Ночь Триффидов» — это уникальная возможность для подростков:

  • Проверить себя в условиях, безопасно имитирующих экстремальное выживание.
  • Улучшить навыки командной работы.
  • Научиться принимать решения и совершать ответственные поступки.

Программу ведут

Долбина Елена Викторовна
​Бочаров Олег Владимирович
Карякина Алена Константиновна

Источник: http://www.wslon.ru/94-rolevaya-igra-noch-triffidov-13-16-let.html

Сюжетно-ролевая игра для учащихся 10-12 лет

Автор: Мачурина Татьяна Николаевна, педагог-психолог ГБОУ СОШ №1096, г. Москва

Описание материала: Не секрет, что в последнее время в обществе особо остро встаёт вопрос о толерантности людей по отношению друг к другу. Речь в данном случае идёт не только о национальной толерантности.

Ещё со школьной скамьи необходимо учиться понимать и принимать людей, отличающихся от нас по самым разным жизненным аспектам (темперамент, интеллект, здоровье, образование, материальный достаток и т. д.).

Данный материал будет интересен школьным психологам, социальным педагогам, классным руководителям.

Цель: сплочение детского коллектива, профилактика внутригрупповых конфликтов.

Задачи:

Образовательные:

— научить детей понимать естественность различий между людьми;

— научить детей толерантности в отношениях с другими людьми;

Воспитательные:

— сформировать уважение к чувствам другого человека;

— повысить уверенность в себе;

— развить умение выражать свою точку зрения;

— развить умение работать в команде;

Развивающие:

— развить коммуникативные навыки;

— развить творчество и воображение.

Материал: плакаты с изображением различных планет и их жителей, карта звёздного неба, доска, разноцветный мел, магнитофон, ширма.

Перед началом занятия необходимо подготовить кабинет: убрать парты и поставить стулья в круг; закрыть жалюзи (чтобы создать иллюзию путешествия в Космосе); развесить на доске плакаты, изображающие созвездия и планеты (отличным вариантом будет использование плакатов, которые светятся в темноте — это сформирует эмоциональный настрой).

В работе необходимо задействовать трёх учеников (не из класса, с которым будет проводиться занятие). Желательно, чтобы это были учащиеся старших классов. Им необходимо будет изображать представителей других планет, которые «посетят » дети:

1) Зувк (житель планеты Малосвет): одет в тёмную одежду, на лбу у него нарисован «третий » глаз.

2) Бад (житель планеты Цветорама): одет в яркую свободную одежду.

3) Сеп (житель планеты Синеда): одет в синюю одежду.

До наступления нужного момента эти участники находятся за ширмой.

Ход занятия

Приветствие (необходимо для мотивации, снятия психологического напряжения).

Дети заходят в кабинет и садятся в круг.

Педагог-психолог. Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие.

Сейчас мы с вами сядем в космический корабль и устремимся к самым глубинам Вселенной: наш путь будет пролегать меж звёзд, таинственные далёких планет, опасных астероидов и метеоритов.

Но мы обязательно преодолеем все препятствия, ведь перед нами стоит важная задача — исследовать далёкие миры и познакомится с их обитателями (под руководством педагога дети ставят стулья по три в ряд и рассаживаются лицом к доске, на которой изображено космическое пространство).

Педагог-психолог. Итак, ребята, все готовы? Тогда в путь! Давайте закроем глаза и отправимся в наше путешествие (дети закрывают глаза; педагог включает тихую спокойную музыку).

Мы с вами всё дальше от Земли, мы пролетаем мимо планет Солнечной системы: мы видим огромный и величественный Юпитер, таинственный Марс, тихую и загадочную Венеру…Мы вырываемся за пределы нашей Галактики и устремляемся в глубины Вселенной…И вот, наконец, перед нами предстаёт наша первая неизведанная планета (педагог вешает на доске изображение первой планеты и выключает музыку). Теперь давайте откроем глаза. Эта планета называется Малосвет; как вы думаете, ребята, почему она так называется? (дети отвечают) Правильно! Называется она так потому, что на ней очень мало света; светло на ней бывает всего час-два в день. Давайте познакомимся с обитателем этой планеты! (дети кивают) (к детям выходит ученик, «представляющий » обитателей этой планеты).

Житель планеты Малосвет. Приветствую вас, земляне! Меня зовут Зувк. У нас, у жителей этой планеты, у всех по три глаза, мы прекрасно видим в темноте, мы все очень умные и талантливые.

Мы одинаково одеваемся, едим одну и ту же еду, у нас одинаковые интересы. Мы одинаковые! А вы, земляне, тоже во всём похожи друг на друга? (дети качают головой).

Не может быть! Неужели у вас даже есть своё любимое животное? (дети отвечают по очереди о своём любимом животном).

Вы, земляне, отличаетесь друг от друга и в то же время вы вместе — это же так здорово! Как бы я хотел тоже иметь возможность быть немного другим, немного отличаться…

Педагог-психолог. Ребята! Может быть, мы предложим Зувку путешествовать вместе с нами? (дети кивают). Тогда мы вновь возвращаемся в наш космический корабль и отправляемся дальше (Зувк садится на один из стульев рядом с детьми; педагог вновь просит участников закрыть глаза и включает музыку). Мы с вами отправляемся дальше.

Итак, вот уже позади планета Малосвет. Рядом с нами проносятся всё новые и новые планеты. Посмотрите, какая одна из них яркая и нарядная! А называется эта планета — Цветорама.

Давайте приземлимся на ней и познакомимся с её обитателями (педагог вешает на доске изображение второй планеты; дети открываю глаза; к детям выходит второй ученик, изображающий жителя новой планеты).

Житель планеты Цветорама.

Приветствую вас, земляне! Моё имя — Бад! Мы, обитатели этой планеты, очень весёлые и подвижные! Мы такие же очень жизнерадостные! Мы одинаково шутим и одинаково смеёмся! Нам нравятся одинаковые цвета! Мы одинаковые! А вы, земляне, тоже во всём похожи друг на друга? (дети качают головой) Не может быть! Неужели, вам даже нравятся разные цвета? (дети рассказывают по очереди о своём любимом цвете). Вы, земляне, отличаетесь друг от друга и в то же время вы вместе — это же так здорово! Как бы я хотел тоже иметь возможность быть немного другим, немного отличаться…

Педагог-психолог. Ребята! Может быть, мы предложим Баду присоединиться к нам в нашем путешествии? (дети кивают). Тогда в путь! (Бад садится рядом с детьми; вновь звучит тихая музыка и дети закрывают глаза).

Итак, мы простились с планетой Цветорама и отправились дальше. Перед нами появляется третья планета — Синеда. Давайте совершим на ней посадку и познакомимся с её обитателями! (появляется ученик, изображающий жителя планеты).

Житель планеты Синеда. Приветствую вас, земляне! Имя моё — Сеп. Мы, обитатели планеты, очень осторожны и внимательны. Мы не любим перемен. Даже наши увлечения и интересы одинаковы.

Мы одинаковые! А вы, земляне, такие же похожие друг на друга, как мы? (дети отвечают). Не может этого быть! Неужели, у вас даже разные увлечения? (дети рассказывают о своих хобби).

Какие вы удивительные, земляне! Я и не думал, что во Вселенной существует такая планета, где все жители так непохожи друг на друга!

Педагог-психолог. Да, на нашей планете живут люди с очень разными интересами и увлечениями, имеющие самый разный характер! Конечно, между нами иногда бывают ссоры, и это нормально, ведь мы все такие неодинаковые! Но, всё же, мы живём дружно и нуждаемся друг в друге.

Сеп. Как бы я хотел жить на вашей планете!

Зувк и Бад. И я тоже! И я! Да здравствует Земля — самая дружная планета во Вселенной!

Педагог-психолог. Ну что, ребята? Вы согласны? (дети кивают). Тогда немедленно в путь! Мы возвращаемся домой! (педагог включает песню группы «Земляне «: «Трава у дома «; на доске помещается изображение планеты Земля; жалюзи следует открыть, чтобы в классе было естественное освещение).

Под руководством педагога дети вновь расставляют стулья в круг.

Рефлексия.

Педагог-психолог. Ребята, наше путешествие подошло к концу. Что мы узнали для себя сегодня? (педагог делает подсказку: все люди разные и это замечательно; человек имеет право каким-либо образом отличаться от остальных; нужно с уважением относиться к различиям во мнениях и взглядах других людей).

Мы совершили удивительное путешествие, узнали много о наших интересах и увлечениях, о любимых животных и цветах. Мы убедились, что мы разные, но ведь нам было так интересно вместе! Давайте поблагодарим друг друга, за то, что мы так непохожи! (дети по часовой стрелке говорят друг другу «спасибо за то, что мы разные «).

Источник: http://www.sochuroki.com/syuzhetno-rolevaya-igra-dlya-uchashhixsya-10-12-let/

Играем в жизнь: 15 сюжетно-ролевых игр

текст: Лена Чарлин, iz_antverpena– Я не умею играть с детьми, – призналась мне однажды мама двух девочек-погодок, – а играть вдвоем у дочек еще не очень хорошо получается. Лото, пазлы, занятия по развивающим пособиям – это легко.

Но дети просят играть в зайчиков, воображать, что мы пираты или принцессы. А я никак не могу придумать что-то интересное, получается скучно.

– А если ничего не придумывать, – предложила я, – а поиграть в знакомые жизненные ситуации, с которыми мы сталкиваемся каждый день: ходим в магазин, поликлинику, принимаем гостей, путешествуем, сдаем вещи в ремонт.

Читайте также:  Классный час «воспитанный человек. какой он?», 4 класс

И мы буквально за несколько минут сочинили 15 простых сценариев сюжетно-ролевых игр, в которые можно играть всей семьей и никакого «велосипеда» при этом не изобретать. Героями игр могут быть члены семьи, а могут – игрушки, за которых говорят взрослые и дети.

Игровым реквизитом может выступать любая вещь, имеющаяся в доме. Для развития воображения даже лучше, если предметы-заместители исполнят роль подлинных вещей (палочка станет термометром, маленькие листочки – деньгами, а обувная коробка – кассой).
1. Детский сад

Что нужно: фигурки на роль детей, родителей, воспитателя, нянечки, музыкального руководителя, учителя физкультуры.

Что делать: проиграть традиционный день в саду. Родители приводят детей в группу, дети снимают верхнюю одежду и переобуваются, прощаются с родителями.

Затем малыши идут на зарядку, завтракают, воспитатель проводит с ними занятия и организует игры. После второго завтрака все идут на прогулку.

И далее игра идет по установленному режиму дня: обед, тихий час, полдник, игры, вечерняя прогулка и встреча родителей.

Почему это здорово: игра способствует адаптации ребенка к детскому саду, дает представление о режиме дня.

Для детей, которые уже привыкли к садику, это возможность рассказать родителям, что происходит, пока вы не видитесь.

Именно в игре вы услышите, как разговаривают воспитатели, как общаются между собой дети, какие возникают сложные ситуации и поможете решить эти проблемы в игровой форме.

2. Гости

Что нужно: набор посуды и столовых приборов, продукты, игрушки-гости.

Что делать: ребенок по телефону приглашает гостей на обед, назначает время и приступает к приготовлению первого, второго и десерта.

Красиво сервирует стол, рассаживает гостей, поддерживает беседу, меняет блюда. Гости, пообедав, благодарят хозяина за вкусную еду и прощаются.

Почему это здорово: дети учатся гостеприимству, сервировке стола и дружелюбному отношению к другим людям.

3. Магазин

Что нужно: витрина (строится из кубиков или лего-деталей), продукты (набор пластиковых муляжей, продукты, вырезанные из цветной бумаги или слепленные из пластилина), фигурки кассира, грузчиков, продавцов, покупателей, бумажные деньги, ценники.

Что делать: грузчик выгружает товар, привезенный в магазин. Продавец аккуратно раскладывает товар на витрине и расставляет ценники. Покупатель приходит в магазин, выбирает продукты, складывает их в тележку, выгружает продукты на ленту. Кассир считывает штрих-код, называет сумму покупок, берет деньги у покупателя, выдает ему сдачу и чек.

Почему это здорово: дети учатся считать, вести себя в общественном месте и разбираться в процессе покупки.

4. Школа

Что нужно: парты (кубики), доска (лист бумаги), фигурки, исполняющие роли учеников и учителя, тетради, письменные принадлежности.

Что делать: звенит звонок, учитель проводит несколько простых уроков: математика, рисование, чтение, физкультура. На каждый урок отводится пять минут. Между уроками устраивается перемена, во время которой дети общаются друг с другом и играют в игры.

Почему это здорово: многие дети хотят поскорее вырасти, чтобы пойти в школу. Эта игра позволит им почувствовать себя немножко старше и даст им представление о школьном распорядке дня. Расскажет, как важно умение слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания учителя. Покажет, как работать в коллективе и заводить дружбу.

5. Врач

Что нужно: игрушки-пациенты, фонендоскоп, градусник, флаконы от лекарств, шприц без иглы, бинт, карточки пациентов, любые безопасные предметы, которые могут выполнять роль заместителей больничного инвентаря.

Что делать: открывается лесная больница, образовывается очередь из плюшевых зверей к доктору.

Врач выслушивает жалобы, задает вопросы, смотрит горло, слушает больного фонендоскопом, проводит лечение или выписывает рецепт.

Почему это здорово: дети узнают о профессии врача, а чем больше знаний – тем меньше страха перед походом в поликлинику. Также они учатся быть отзывчивыми, заботиться о том, кто плохо себя чувствует.

6. Мастерская

Что нужно: игрушечный или, что еще лучше, настоящий набор инструментов.

Что делать: чинить любую поломку в доме (воображаемую или настоящую), отвозить игрушечные машины в автосервис.

Почему это здорово: ребенок учится исправлять ошибки, налаживать сломанные вещи, овладевает навыками обращения с инструментами.

7. Цирк

Что нужно: арена цирка (круглый поднос, картонный круг), фигурки зрителей, животных и цирковых артистов.

Что делать: зритель покупает билет, приходит в цирк, занимает место, указанное в билете. Ведущий объявляет номера программы. Начинается представление: гимнасты кувыркаются, обезьянки ездят верхом на лошадях, мишка катается на велосипеде. Зрители аплодируют артистам. В антракте они прогуливаются по цирку, фотографируются, покупают в буфете что-нибудь вкусное.

Почему это здорово: с помощью игры можно подготовить детей к посещению цирка в первый раз, вызвать интерес к этому виду искусства и к работе цирковых артистов.

8. Дочки-матери

Что нужно: куклы, мягкие игрушки, коляска для прогулок, ванночка, предметы домашнего обихода.

Что делать: «мама» кормит, купает, причесывает, водит на прогулку своего «малыша».

Родитель может побудить ребенка разговаривать от лица куклы, одушевлять ее, говорить, что малыш проголодался или ему пора спать, давай начнем его укладывать.

Также в силах родителей вносить разнообразие в игру, предлагая новые ситуации: у малыша заболело горло, давай сводим его к доктору или он не может уснуть, споем ему песенку.

Почему это здорово: ребенок учится заботиться о ком-то, перенимает родительские привычки, получает знания об элементарных навыках ухода за малышами.

9. Автобус

Что нужно: стулья, руль, игрушки-пассажиры.

Что делать: из стульев строится ряд сидений, распределяются роли водителя и пассажиров. Водитель объявляет остановку, в салон входят новые пассажиры, платят контролеру за проезд, получают билет, на нужной остановке выходят из автобуса.

Почему это здорово: ребенок получает понятие о езде в общественном транспорте, может меняться ролями и играть то водителя, то пассажира, во время поездки запоминаются разные географические названия.

10. Парикмахерская

Что нужно: зеркало, игрушечные ножницы, куклы, флаконы из-под косметики, расчески, фен, заколки и бантики.

Что делать: парикмахер накрывает спину клиента полотенцем, моет ему голову, расчесывает волосы, делает стрижку, сушит волосы феном, делает прически с помощью заколок и бантиков.

Почему это здорово: дети узнают о профессии парикмахера, учатся вежливо благодарить за услугу, которую им оказали и, конечно, учатся наводить красоту.

11. Стройка

Что нужно: строительная техника различного назначения, фигурки строителей, кубики.

Что делать: строить дом. Экскаватор выкапывает котлован для фундамента, бульдозер выравнивает площадку, фундамент заливается бетоном, строители по кирпичику возводят новый дом.

Почему это здорово: ребенок получает знания о процессе строительства, узнает, для чего нужны разные машины, видит готовый результат.

12. Аэропорт

Что нужно: игрушечные самолеты, помещение аэровокзала, фигурки работников аэропорта, стюардессы, пассажиров.

Что делать: пассажиры приезжают в здание аэровокзала. Регистрируют и сдают багаж, показывают билеты, проходят через металлоискатель, отправляются в зал ожидания, а затем приглашаются в салон самолета. Пассажиры пристегиваются, самолет взлетает, во время полета стюардесса приносит напитки и еду. После посадки и выхода из самолета пассажиры получают багаж в здании аэропорта.

Почему это здорово: дети знакомятся с ходом воздушного путешествия, что особенно актуально перед предстоящим полетом. Во время игры можно проиграть возможные ситуации и способы их решения: закладывает уши – нужно попить воду или пососать леденец, хочется в туалет – нужно пройти в конец салона.

13. Дракон и принцесса

Что нужно: щит и меч, место замка принцессы, место пещеры дракона.

Что делать: дракон нападает на принцессу и уносит ее к себе в пещеру. Рыцарь спасает принцессу, но сначала он должен узнать, чего боится дракон: меча, огня, воды, щекотки…

.

Почему это здорово: это активная игра, играть в нее можно и нужно на улице, дети бегают, двигаются, шумят и выдумывают разные способы, как справиться с драконом.

14. Почта

Что нужно: газеты, журналы, конверты, посылки, сумка почтальона, «дом» из нескольких квартир.Что делать: работники почты сортируют корреспонденцию по номерам квартир.

Почтальон кладет газеты и письма в сумку, заходит в нужный дом и раскладывает почту по ящикам. Если есть письмо или бандероль, почтальон звонит в дверь, уточняет имя и фамилию получателя, просит расписаться в уведомлении и отдает письмо или посылку.

Почему это здорово: дети узнают о профессии почтальона, учатся сортировать предметы.

15. Сказка

Что нужно: фигурки персонажей, сделанные из любого материала.

Что делать: проиграть от начала до конца сюжет полюбившейся ребенку сказки.

Почему это здорово: в сказки можно начинать играть с самыми маленькими, годовалыми малышами, в это время они уже узнают многих зверей, а ваши меняющиеся интонации помогут детям без труда выучить, как говорит тот или иной зверь. Плюс сценарий у вас всегда под рукой, а точнее – в книге.

Источник: https://letidor.livejournal.com/210459.html

IV класс (10 – 12 лет)

(70 час.)

Семья

Семья, родственные отношения в семье (мать, отец, сестра, брат, бабушка, дедушка). Состав семьи учащихся (по мере возможности). Фамилия и имя, возраст свой и членов семьи.

Практические работы: проведение игр о закреплении сведений о своих данных.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

— знать состав семьи, родственные отношения;

— знать свой возраст;

— знать и отчетливо произносить свое имя и фамилию.

Культура поведения

Правильная осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя.

Формы обращения к старшим при встрече и расставании; обращение с вопросом, просьбой. Благодарность за помощь, услугу.

Правила поведения в общественных местах: на улице, в кино, на экскурсии, в магазине, в транспорте.

Практические работы:

— выполнение физических упражнений для укрепления правильной осанки;

— ролевые игры – ситуативные диалоги при встрече и расставании, за столом, в столовой, в общественных местах;

— посещение кинотеатра, кукольного театра, просмотр телепередач, диафильмов.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

— знать формы обращения с просьбой, вопросом;

— знать правила поведения при встрече и расставании;

— следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя;

— следить за своей походкой;

— правильно сидеть за столом, аккуратно принимать пищу;

— правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками, взрослыми в различных ситуациях;

— вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым;

— культурно вести себя в общественных местах.

Моя школа и мой класс (мой детский дом, моя группа)

Школа, где проживают и обучаются учащиеся. Административно-обслуживающий персонал школы. Правила поведения воспитанников в данном учреждении.

Формы обращения к работникам школы, родителям и сверстникам. Формы поздравления с праздниками.

Практические работы:

— ролевые игры – ситуативные диалоги при встрече и расставании с директором школы, учителями, воспитателями, врачами, нянечками;

— экскурсии по школьным помещениям.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

— знать название, номер и адрес школы;

— знать директора, учителей, воспитателей, врача, нянечек школы;

— знать школьные помещения;

— соблюдать режимные моменты и требования поведения в школе;

— уметь приветствовать работников школы, родителей и друг друга;

— уметь поздравлять работников школы и родителей.

Транспорт

Улица и ее части: тротуар, проезжая часть, переход. Их назначение. Тротуар, движение по тротуару. Движение по тротуару у выездов со дворов домов. Крупные объекты, расположенные вблизи школы. Правила поведения на улице.

Виды транспорта. Элементарные правила дорожного движения и поведения пешеходов. Светофор, переход. Путь следования от дома до школы и обратно. Правила поведения пассажиров в транспорте.

Практические работы:

— коллективные экскурсии по улицам вокруг школы;

— сюжетно-ролевые игры на ознакомление с правилами поведения на улице, движение по тротуару;

— изучение пути следования от дома (или другого объекта) до школы и обратно;

— беседы об объектах расположенных вокруг школы;

— сюжетно-ролевые игры по правилам дорожного движения и поведения пешеходов, пассажиров в транспорте;

— изготовление модели светофора, знаков дорожного движения.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

— знать части улицы и их назначение;

— знать крупные объектов, расположенные вблизи школы;

-знать правила поведения на улице;

— соблюдать чистоту и порядок на улице.

— соблюдать элементарные правила дорожного движения и поведения пешеходов.

Торговля

Виды магазинов: промтоварный, продовольственный, что в них продается. Профессии работников магазина: кассир, продавец, контролер.

Практические работы:

— экскурсии в магазин;

— чтение вывесок «Булочная», «Универмаг» и др.;

— сюжетно-ролевые игры — ситуативные диалоги при обращении к работникам магазина.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

— знать виды магазинов;

— знать профессии работников магазина;

— культурно вести себя с работниками торговли.

Питание

Буфет, школьная столовая. Правила поведения в столовой. Профессии работников столовой.

Практические работы:

— экскурсии в школьную столовую, беседы о ее назначении;

— знакомство с персоналом столовой и их работой;

— сюжетно-ролевые игры с обыгрыванием деятельности работников столовой;

— уборка кухонных принадлежностей после приема пищи.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

— знать правила поведения в столовой;

— знать, кто отпускает пищу, кто моет посуду.

— уметь убирать за собой грязную посуду.

Культурные учреждения для отдыха учащихся

Парк, сквер. Отличие леса от парка и сквера. Озеленение городов и значение озеленения для здоровья человека. Охрана зеленых насаждений.

Практические работы:

— принимать участие в уборке зеленых насаждений находящихся вблизи школы;

— принимать участие в озеленении территории школы.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

— знать назначение и отличие леса от парка и сквера;

— знать значение озеленения для здоровья человека;

— знать правила поведения в парке, сквере;

— уметь бережно относиться к зеленым насаждениям школы;

— принимать участие в уходе за комнатными цветами школы.

Праздники

Празднование знаменательных дат календаря и участие в школьных утренниках. Беседы, чтение рассказов. Разучивание стихов, песен. Экскурсии в музеи.

V класс (11 – 13 лет)

(70 час.)

Повторение материала IV класса

Семья

Место работы родителей и их профессии. Знакомство с характером деятельности членов семьи. Место, класс учебы или работы брата, сестры.

Практические работы:

— посещение (по возможности) места работы родителей и знакомство с характером их труда;

— сюжетно-ролевые игры по ознакомлению детей с профессиями.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

— знать место работы родителей, их профессию;

— знать, в каком классе учатся или работают брат, сестра.

Культура поведения

Формы обращения и способы ведения разговора со старшими и сверстниками при встрече и расставании; обращение с просьбой, вопросом. Способы передачи определенной просьбы, распоряжений указанному лицу. Действия по инструкции.

Правила культурного поведения в общественных местах (на улице, в кинотеатре, клубе, музее, на остановке, в транспорте).

Правила поведения дома (выполнение поручений, забота о старших, младших, больных).

Практические работы:

— упражнения по развитию диалогической речи в умении ответить на поставленный вопрос, обратиться с просьбой;

— сюжетные игры на развитие и закрепление правил культурного поведения в общественных местах («Посещение театра»);

— игровые ситуации на взаимопомощь, выручку, заботу о членах семьи.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

— знать формы обращения с просьбой, вопросом;

— знать правила поведения при встрече и расставании;

— вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым;

— культурно вести себя в общественных местах, наулице (использование урн, пользование туалетами);

— правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками, взрослыми в различных ситуациях;

— уметь выполнять поручения в семье, проявлять забота о членах семьи.

Транспорт

Улица. Переулок. Площадь. Названия улиц, переулков и площадей, расположенных вблизи школы и местожительства. Номера домов, подъездов, квартир.

Табличка «Берегись! Автомобили». Как надо идти около такой таблички.

Перекресток. Переход. Указатели, обозначающие переход. Указатели на перекрестках «Идите», «Стойте». Правила перехода.

Транспорт. Виды транспорта. Правила выхода из транспорта и обход его. Таблички указателей остановок транспорта.

Практические работы:

— нахождение дома по адресу, нахождение заданного подъезда и квартиры;

— игровые ситуации, ситуативные диалоги на узнавание дороги у прохожих, милиционера;

— игровые ситуации о правилах перехода через улицу, выхода из транспорта;

— изготовление указателей «Идите», «Стойте».

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

— знать названия улиц, переулков и площадей, расположенных вблизи школы;

— знать правила перехода через улицу;

— знать виды транспорта;

— знать указатели, обозначающие переход, остановка транспорта, «Берегись! Автомобили»,

— уметь находить дом по адресу;

— соблюдать правила перехода через перекресток;

— соблюдать правила выхода и обхода транспорта.

Средства связи

Телефон. Назначение телефона. Правила пользования телефоном. Культура разговора по телефону. Номер домашнего телефона, служебный телефон родителей, номера экстренного вызова (01, 02, 03). Правила пользования телефоном-автоматом.

Радио. Радиоприемники. Телевизор.

Практические работы:

— сюжетно-ролевая игра «Телефонная справочная служба».

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

— знать номер домашнего телефона, служебный телефон родителей, номера экстренного вызова (01, 02, 03);

— уметь слушать телефонный разговор и негромко говорить направленно в микрофон;

— уметь позвать вызываемое лицо, положив в это время трубку на стол, а не на рычаг;

— уметь пользоваться телефоном-автоматом;

-уметь пользоваться телевизором, радиоприемником.

Торговля

Виды магазинов: специализированные, универсальные. Ихназначение. Обслуживающий персонал. Магазины самообслуживания и с прилавочной системой. Отчет о покупке дома и размещение продуктов по местам.

Организация общественного питания.

Практические работы:

— экскурсия в магазин промышленных товаров, знакомство с отделами магазина и видами товаров;

— упражнения в приобретении в магазинах штучных товаров первой необходимости: булок, хлеба, соли, молока, масла и др. фасованных товаров;

— экскурсия на предприятия общественного питания.

Основные требования к знаниям, умениям учащихся:

— знать виды магазинов промышленных товаров, их назначение;

— знать правила поведения в магазине и общения с работниками магазина;

— знать правила покупки товаров;

— уметь завернуть товар в бумагу, сложить покупку в хозяйственную сумку.

Праздники

Празднование знаменательных дат календаря и участие в школьных утренниках. Чтение рассказов и стихов. Проведение бесед и просмотр кинофильмом. Экскурсия в музеи.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/3366.html

Торжественные сценарий

1. Ребята, мы будем сегодня играть в игру «Супермаркет» .

Но перед игрой хотела бы узнать : Вы были в супермаркете? С кем вы были? В каком супермаркете были? Что там продается? Кто работает в супермаркете? (Товаровед- делает заявки на получение товаров, беседует с покупателями о том, какие товары они ещё хотели бы покупать в их магазине.

Кассир- «выбивает » чек, проверяет весь ли товар оплачен, вручает чек покупателю, берет с покупателя деньги и выдает сдачу. Водитель- доставляет нужное количество товаров, получает заявки на получение товара от товароведа или директора.

Грузчик – разгружает товар на склад , помогает продавцам распределить его по отделам. Уборщица- моет пол и вытирает пыль. Директор- проверяет работу своих подчиненных. Покупатель- приходит в магазин, сообщает продавцу, что бы он хотел купить, беседует с продавцом о качестве товара, расплачивается с кассиром деньгами) .

Дальше воспитатель задает вопросы с помочью показа: Что это? (Это касса. Это чек. Это деньги.) Молодцы!

А сейчас отгадайте мои загадки: 1.В магазине папа с Настей

Покупают к чаю сласти.

Шоколадный торт «Причуда»

Очень любит тётя Люда.

Три эклера, пять колец

Завернул им ….продавец.

2. Носит он тяжелые грузы,

Будь –то мебель иль арбузы.

Утром ведь он рано встал,

За день очень он устал.

«Дайте кто-нибудь мне стульчик»-

Скажет вам уставший …. грузчик.

3. Моет окна и полы,

Пыль не спрячется в углы.

Как увидит грязь- поморщится,

Вот такая чистюля…. уборщица.

Молодцы , все загадки отгадали! А теперь послушайте стихи, которые приготовили ваши друзья:

1. Продавец- молодец!

Он товары продает-

Молоко, сметану, мёд.

А другой- морковь, томаты,

Выбор у него богатый!

Третий продает сапожки,

Туфельки и босоножки.

А четвертый- стол и шкаф,

Стулья, вешалки для шляп.

2.Продавцы товары знают,

Даром время не теряют.

Всё, что просим продадут

Это их привычный труд!

3. Много есть профессий разных,

Важных, нужных и прекрасных.

Продавца, скажу друзья,

Обошли вниманьем зря.

4. Ты приходишь в магазин-

Продавец там есть один,

Всё подскажет: что купить,

Сколько надо заплатить,

Подобрать, найти, примерить,

Взвесить, завернуть, отмерить,

Настроение поднять,

Снова в гости вас позвать.

Сразу видно- молодец!

Самый лучший продавец!

2. Ребята, а как вы хотели бы назвать наш супермаркет? А теперь давайте выберем работников для супермаркета. А я буду директором супермаркета. Продавцы вставайте на свои рабочие места и приведите их в порядок. Оставшиеся дети будут покупателями, возьмите все что необходимо покупателю(сумки, кошельки, деньги).

Директор: Уважаемые покупатели, наш супермаркет «Карусель» открывается! Приглашаем вас за покупками!

Покупатели начинают заходить в супермаркет.

Продавец питьевых напитков: А сейчас вы в магазине — Все продукты на витрине: Чай, конфеты, колбаса — Разбегаются глаза. Подходите, покупайте,

Деньги в кассу отдавайте!

Продавец сладостей: Если в доме нет сластей, Не зови к себе гостей, Веселиться невозможно

Без конфет и без пирожных.

Продавец хлебобулочных изделий: Каравай пахучий, знатный, Кренделя и калачи, Бублик с маком ароматный, А на Пасху куличи. Можно с мёдом есть и с маслом, С сыром, рыбой, ветчиной И с икрой, кружком колбасным

Белый хлеб или ржаной.

Продавец молочных продуктов: здравствуйте, уважаемые покупатели! Наш магазин предлагает продукцию Мелеузовского молочного консервного комбината. Наш завод выпускает продукцию более 20 видов: молоко, сметану, сгущенное молоко, кефир, ряженку и многое другое. Покупайте нашу продукцию!

Директор подходит к покупателям и беседует с ними: Скажите , что вы купили? Это овощи или фрукты? (Проводится работа по дифференциации понятия «овощи» и «фрукты».) Вы купили сливы для своей дочки? Какие она ещё любит? (Покупатели рассказывают , что они купили, и собираются приобрести ещё.) Вот эти бананы не берите . У них кожура очень тёмная. Они уже испортились. Выберите что-нибудь другое…

Охранник: Здравствуйте! Возьмите пожалуйста корзины!

Покупатель: подскажите пожалуйста где находится «Хлебобулочный» и отдел «Фрукты- овощи»?

Охранник: «Хлебобулочный» отдел находится возле отдела «Сладости», а рядом с «Хлебобулочным» отделом находится отдел «Фрукты-овощи».

Покупатель: спасибо!

Покупатель подходит к продавцам отделов и спрашивает о свежести и о цене товара: Мне нужно купить 1 грушу. Покажите, пожалуйста, какие у вас груши. Мне нравятся вот эти.

Сколько стоит 1 килограмм груш? Скажите, к вам завезут виноград? ( Педагог даёт образец поведения покупателя) . А что это у вас такое красное, круглое, наверное, очень сладкое? (Педагог закрепляет знания детей о признаках овощей и фруктов).

Затем покупателе выбрав нужный товар подходят к кассе, занимают очередь, здороваются с кассиром, отдают ему корзину с товаром .

Кассир : вам в пакет положить?

Покупатель: да

Кассир пробивает весь товар и ложит в пакет: с вас 5 рублей.

Покупатель достает с сумки кошелек и отдает деньги.

Кассир берет деньги : возьмите пожалуйста вашу сдачу.

Покупатель: спасибо!

Кассир: спасибо за покупку, приходите еще!

3. Директор: Уважаемые покупатели, наш магазин на сегодня закрывается. Ждем вас завтра за покупками! Продавцы , пока покупатели рассчитываются приводите в порядок свои отделы.

Затем все дети встают вместе и прощаются.

Охранник: Магазин наш закрывается, Мы с вами все прощаемся. Поиграли мы для вас- Вам понравилось у нас? Приходите в гости к нам- Мы споём и спляшем вам. А сейчас уже пора-

Ждут нас игры и дела.

Источник: http://torzhestvennyj-scenarij.ru/scenarij-syuzhetno-rolevoj-igry-dlya-shkolnikov/

Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Занятие №9

Цель: Формирование опыта ведения самостоятельных диалогов в парах во время игрового действия.

Задачи:

1Дальнейшее развитие игровых действий;

2Знакомство детей с игровым пространством сюжетно – ролевой игры «Больница»

3Продолжение формирования коллективных (опосредованных, через игрушки) игровых действий;

4Активизация оречевления игровых действий.

Оборудование:

  • костюмчик доктора; сумка врача; одежда для всех персонажей игры, оборудование для игровой зоны.

Время игры: приблизительно 25 мин.

Настройка:

А давайте сегодня, перед игрой, подумаем и решим – как нам украсить нашу больницу?

Как должен выглядеть кабинет Главного врача?

Как должен выглядеть кабинет врача — специалиста?

Как должен выглядеть кабинет медсетры?

Как должен выглядеть комната санитарки?

Как должен выглядеть гараж у водителя?

Как должен выглядеть кабинет регистратора?

Как должна выглядеть квартира пациента?

Воспитатель предлагает подобрать каждой роле соответствующую обстановку, и аксессуары, дети объясняют, почему именно это подходит каждой роле.

Ознакомление детей с ролевыми действиями персонажей.

Дети знакомятся с ролевые действиями персонажей сюжетно – ролевой игры и пытаются их повторить индивидуально с помощью воспитателя или экспериментатора. (См. Приложение №2)

Ознакомление детей с ролевым диалогом.

Дети знакомятся с ролевые действиями персонажей сюжетно – ролевой игры и с построение ролевого диалога между ними. Дети с помощью воспитателя, разыгрывают небольшие сценки со своими игрушками. (См. Приложение №3)

Обучение дошкольников с интеллектуальной недостаточностью элементам сюжетно – ролевой игры.

На этом этапе дети разыгрывают в парах, отдельные сценки из жизни больницы с учётом ролевых действий персонажей и учитывая построение ролевого диалога между ними. В отличие от предыдущих занятий, на этом – мы предлагаем детям вначале проговорить в слух свои будущие действия.

Посмотрим теперь, как всё происходит в больнице:

Вот заболел пациент, он вызывает машину, что бы доехать до больницы – кто у нас шофёр? А кто пациент? Что должен сказать шофёр, когда приедет к пациенту? Идёт работа в паре шофёр – пациент.

Вот пациент приезжает в больницу – что ему скажет регистратор? О чём должен он спросить пациента? Что ему должен ответить пациент? Работа в паре регистратор – пациент.

Пациента направляют к врачу, что спрашивает врач? Что ему отвечает пациент? Что должен сделать врач? (Померить температуру, потрогать голову, пощупать пульс). Что врач должен прописать пациенту? Работа в паре врач- пациент. Кто будет мерить температуру пациенту? (медсестра).

Что она ему должна выписать после приёма? (рецепт). Работа в паре медсестра – пациент. Врач – специалист спешит к главному врачу, что б рассказать ему о новом пациенте. Что он скажет? Что ему ответит главный врач? Работа в паре врач – специалист и главный врач.

Все контакты между персонажами происходят опосредованно с помощью кукол, дети, благодаря этому активнее включаются в игровое действие, чувствуют себя более свободными и раскованными. Всем игровым действием активно руководит экспериментатор.

Этап обсуждения игрового действия.

— Давайте поаплодируем себе, за то, что мы такие молодцы, погладим себя по головке.

А теперь, кто нам скажет, что ему понравилось в этой игре? А что мы сделали сегодня в начале игры? А зачем мы сегодня украшали рабочее место каждого нашего героя? Кто вспомнит с чего началась игра? Вам понравилось сегодня играть новые роли? Кто с кем в начале играл? А потом? Какая роль Вам понравилась больше всего? Все ли дети правильно играли свои роли

Занятие №10

Цель: Самостоятельная организация игрового пространства перед игрой.

Задачи:

1Дальнейшее развитие игровых действий;

2Знакомство детей с игровым пространством сюжетно – ролевой игры «Больница»

3Продолжение формирования коллективных (опосредованных, через игрушки) игровых действий;

4Активизация оречевления игровых действий.

Оборудование:

  • костюмчик доктора; сумка врача; одежда для всех персонажей игры, оборудование для игровой зоны.

Время игры: приблизительно 25 мин.

Настройка:

А давайте сегодня, перед игрой, подумаем и решим – как мы будем играть в больницу?

Как будет себя вести Главный врач? Что он будет делать?

Как будет себя вести врач — специалист? Что он будет делать?

Как будет себя вести медсестра? Что она будет делать?

Как будет себя вести санитарка? Что она будет делать?

Как будет себя вести водитель? Что он будет делать?

Как будет себя вести регистратора? Что он будет делать?

Как будет себя вести пациента? Что он будет делать?

Воспитатель предлагает подобрать каждой роле соответствующую обстановку, и аксессуары, дети объясняют, почему именно это подходит каждой роле.

Ознакомление детей с ролевыми действиями персонажей.

Дети знакомятся с ролевые действиями персонажей сюжетно – ролевой игры и пытаются их повторить индивидуально с помощью воспитателя или экспериментатора. (См. Приложение №2)

Ознакомление детей с ролевым диалогом.

Дети знакомятся с ролевые действиями персонажей сюжетно – ролевой игры и с построение ролевого диалога между ними. Дети с помощью воспитателя, разыгрывают небольшие сценки со своими игрушками. (См. Приложение №3)

Обучение дошкольников с интеллектуальной недостаточностью элементам сюжетно – ролевой игры.

На этом этапе дети самостоятельно разыгрывают в парах, отдельные сценки из жизни больницы с учётом ролевых действий персонажей и учитывая построение ролевого диалога между ними. В отличие от предыдущих занятий, на этом – мы предлагаем детям вначале проговорить в слух свои будущие действия.

Посмотрим теперь, как всё происходит в больнице:

Вот заболел пациент, он вызывает машину, что бы доехать до больницы – кто у нас шофёр? А кто пациент? Что должен сказать шофёр, когда приедет к пациенту? Идёт работа в паре шофёр – пациент.

Вот пациент приезжает в больницу – что ему скажет регистратор? О чём должен он спросить пациента? Что ему должен ответить пациент? Работа в паре регистратор – пациент.

Пациента направляют к врачу, что спрашивает врач? Что ему отвечает пациент? Что должен сделать врач? (Померить температуру, потрогать голову, пощупать пульс). Что врач должен прописать пациенту? Работа в паре врач- пациент. Кто будет мерить температуру пациенту? (медсестра).

Что она ему должна выписать после приёма? (рецепт). Работа в паре медсестра – пациент. Врач – специалист спешит к главному врачу, что б рассказать ему о новом пациенте. Что он скажет? Что ему ответит главный врач? Работа в паре врач – специалист и главный врач.

Все контакты между персонажами происходят опосредованно с помощью кукол, дети, благодаря этому активнее включаются в игровое действие, чувствуют себя более свободными и раскованными. Всем игровым действием активно руководит экспериментатор.

Этап обсуждения игрового действия.

— Давайте поаплодируем себе, за то, что мы такие молодцы, погладим себя по головке.

А теперь, кто нам скажет, что ему понравилось в этой игре? А что мы сделали сегодня в начале игры? А зачем мы сегодня украшали рабочее место каждого нашего героя? Кто вспомнит с чего началась игра? Вам понравилось сегодня играть новые роли? Кто с кем в начале играл? А потом? Какая роль Вам понравилась больше всего? Все ли дети правильно играли свои роли

Занятие №11

Цель: Закрепление всех полученных навыков в игре.

Задачи:

  • Самостоятельное оформление игрового пространства.

  • Самостоятельное распределение ролей (вмешательство воспитателя в случае конфликта).

  • Подбор костюмов в соответствии с ролью

  • Вспоминание ролевых действий персонажей

  • Проговаривание ролевых диалогов

Оборудование:

  • костюмчик доктора; сумка врача; одежда для всех персонажей игры, оборудование для игровой зоны.

Время игры: приблизительно 25 мин.

Настройка:

— А давайте вы сегодня сами попробуете поиграть в нашу любимую игру?

Начнём с оформления нашей больницы.

Экспериментатор наблюдает за ходом оформительских работ – при необходимости поправляет и подсказывает детям.

— Очень красивая больница у нас получилась и нарядная! Наверное сегодня праздник – день всех врачей! А давайте теперь к этому празднику правильно оденемся!

Воспитатель предлагает подобрать каждой роле соответствующую обстановку, и аксессуары, дети объясняют, почему именно это подходит каждому персонажу.

Ознакомлениедетей с ролевыми действиями персонажей.

Дети знакомятся с ролевые действиями персонажей сюжетно – ролевой игры и пытаются их повторить индивидуально с помощью воспитателя или экспериментатора. (См. Приложение №2)

Ознакомление детей с ролевым диалогом.

Дети знакомятся с ролевые действиями персонажей сюжетно – ролевой игры и с построение ролевого диалога между ними. Дети с помощью воспитателя, разыгрывают небольшие сценки со своими игрушками. (См. Приложение №3)

Демонстрация воспитанниками сюжетно – ролевой игры «Больница».

На этом этапе дети самостоятельно разыгрывают в парах, отдельные сценки из жизни больницы с учётом ролевых действий персонажей и учитывая построение ролевого диалога между ними. В отличие от предыдущих занятий, на этом – мы не вмешиваемся в их действия.

Этап обсуждения игрового действия.

— Давайте поаплодируем себе, за то, что мы такие молодцы, погладим себя по головке.

А теперь, кто нам скажет, что ему понравилось в этой игре? А что мы сделали сегодня в начале игры? А зачем мы сегодня украшали рабочее место каждого нашего героя? Кто вспомнит с чего началась игра? Вам понравилось сегодня играть новые роли? Кто с кем в начале играл? А потом? Какая роль Вам понравилась больше всего? Все ли дети правильно играли свои роли

Занятие №12 (Контрольная игра)

Цель: Фиксация достигнутых в процессе формирующего эксперимента результатов.

Задачи:Отслеживать и фиксировать игровые действия всех детей участвующих в эксперименте.

Экспериментатор:

— Дорогие ребята сегодня в нашей больнице ещё один праздник – день самоуправления! Сегодня вы все, самостоятельно будете играть в нашу игру «Больница»! Давайте вспомним с вами всё, чему мы научились за эти дни (ответы детей).

Ход игры: Экспериментатор фиксирует все действия детей в процессе сюжетно ролевой игры данный протокол, предложенный В. Р. Ларкиным и уже использованный нами в ходе констатирующего этапа эксперимента.

Источник: https://works.doklad.ru/view/gBw44R_NTfk/20.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector