Упражнения на развитие логического мышления дошкольников

Игры на развитие логического мышления у дошкольников

Варианты игр подобрано Сиваловой Еленой Ивановной

«Кто что любит?»

Материал: картинки с изображением животных и пищи для них.

Разложите перед ребенком картинки с изображениями животных и отдельно – картинки с изображением еды, предложите всех «накормить».

«Назови одним словом»

Зачитайте ребенку слова одной группы и попросите их назвать одним или несколькими словами. Например: лиса, заяц, медведь, волк – дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива – фрукты. Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к нему.

«Классификация»

Материал: набор картинок с изображениями различных предметов.

Попросите рассмотреть их и разложить по группам.

Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая- лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил?

«Слово»

Прочитайте ребенку группу слов и предложите определить, какое из них является лишним, например:

Старый, дряхлый, МАЛЕНЬКИЙ, ветхий.

Храбрый, ЗЛОЙ, смелый, отважный,

Яблоко, слива, ОГУРЕЦ, груша.

Молоко, творог, сметана, ХЛЕБ.

Час, минута, ЛЕТО, секунда.

Ложка, тарелка, кастрюля, СУМКА.

Платье, свитер, ШАПКА, рубашка.

«Чередование»

Предложи ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание на то, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким же образом выложите забор из разноцветных палочек и т.д.

«Отвечай  быстро»

Бросая ребенку мяч, назовите цвет; возвращая вам мяч, малыш должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форма) предмета.

Упражнения на развитие гибкости ума

Предлагайте ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. Пусть называет слова, обозначающие деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты; слова относящиеся к спорту; наименование диких зверей, домашних животных; слова, обозначающие наземный и воздушный транспорт.

«Говори наоборот»

Предложите ребенку игру: «Я буду произносить слова, а ты говори наоборот, например: веселый- грустный, быстрый- медленный, умный – глупый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т.д.

«Бывает не бывает»

Назовите какую-нибудь ситуацию и в тот же момент бросьте мяч. Ребенок должен поймать его в том случае, если названная ситуация реальна, а если нет, мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; дом пошел гулять; яблоко соленое и т.д.

Упражнения на быстроту мышления

«Отгадай слово»

Предложите такую игру: начните слово, а ребенок должен его закончить: «Отгадай, что я хочу сказать!» Всего дайте несколько слогов, например: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО.

Не только хвалите ребенка за правильный ответ, но и фиксируйте время, которое является показателем быстроты мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

«Сравнение предметов (понятий)»

Ребенок должен представить себе то, что будет сравнивать. Спросите у него: « Ты видел муху? А бабочку?» Задав вопросы о каждом слове, предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: «Муха и бабочка похожи или нет? Чем они похожи? А чем отличаются?»

Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно сравнивать: выделять черты сходства, отличительные признаки, находя наиболее существенные. Пары слов для сравнения: дом и избушка, стол и стул, книга и тетрадь, вода и молоко, топор и молоток, город и деревня.

«Угадай по описанию»

Предложите малышу угадать, о чем ( о каком овоще, животном, игрушке) вы говорите, и дайте описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный. ( помидор)». Если ребенок затрудняется с ответом, выложите перед ним картинки с различными овощами, и он найдет нужный.

«Кто кем будет?»

Покажите или назовите предметы и явления и предложите ребенку ответить на вопрос, как они изменятся. Кем (чем) будут: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, икринка, день, больной и т.д. поощряйте ребенка за правильные ответы.

«Разложи по порядку»

Материал: готовые серии сюжетных последовательных картинок. Дайте ребенку картинки попросите их рассмотреть. Предложите разложить их по мере развития изображенных на них событий. В заключении ребенок должен составит по ним рассказ.

«Отгадывание небылиц»

Расскажите о чем-то, включив в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен это заметить и объяснить, почему так не бывает.

Например: «Вчера иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «ку-ка-ре-ку»- и рога уже выставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?»

«Нелепицы»

Предложите ребенку рисунки, которые содержат какие-нибудь противоречия, несообразности в поведении персонажей попросите малыша найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Предложите рассказать, как бывает на самом деле.

Таким образом, можно заметить, что игра – это наиболее естественный для ребенка способ познания. А нередко и единственный путь для тех, кто из-за каких-то внутренних конфликтов не принимает или вовсе не освоил мир взрослых ценностей и правил. Игра для ребенка является тем же, чем для взрослого является речь.

В ней он выступает как личность, наделенная правами. Ребенок свободно играет только в атмосфере благожелательности, когда ощущает себя в безопасности: он начинает верить в собственные силы и чувствует, что может наиболее полно проявить себя и его физические, умственные, эмоциональные качества включаются в творческий процесс.

В игре ребенок развивается и совершенствуется.

Источник: http://sad-kalinka.ru/vsjo-ob-obrazovanii/301-igry-na-razvitie-

Упражнения и игры для развития мышления детей 1

Возраст: средний, старший школьный.

Ведущий. Сначала быстро, но внимательно прочитаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. После этого заверните записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. (Роль дерева может выполнять ведущий.)

После этого участники по очереди подходят к дереву, «срывают» записку и как можно более полно отвечают на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.

Игра развитие мышления «Сокращение рассказа»

Цель: развитие организованности и повышение четкости, умения отвлекаться от мелочей.

Возраст: 9-10 лет.

Ход игры: Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова.

При этом основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные же моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание.

Возможна совместная доработка и «шлифовка» наиболее удачных ответов.

Упражнение на развитие мышления «Ищем клад»

Возраст: дошкольный.

Данное задание обучает ребенка ориентированию в пространстве и на местности с помощью плана.

В начале игры вместе с малышом следует нарисовать план комнаты, изобразив на нем все предметы мебели, а также окна, двери и т.д. При этом следует объяснить ребенку, что план – это вид сверху.

После этого нужно попросить ребенка выйти на некоторое время из комнаты и спрятать в ней игрушку или лакомство. На плане место нахождения «клада» следует отметить ярким крестиком. Со временем можно усложнить задачу ребенка, нарисовав план квартиры или дачного участка.

Игра на развитие мышления «Куда уместится кошка?»

Возраст: дошкольный.

Попросите малыша изобразить знакомое ему животное (кошку, собаку, козу и т.п.). Предложите придумать места, куда оно могло бы поместиться. Например: «Кошка поместится к нам в квартиру? А вот в эту коробку она поместится? А в сумку? А в карман?» – пусть малыш сам придумывает места, куда можно пристроить кошку.

Игра способствует развитию воображения, речи, памяти, навыков сопоставления.

Игра на развитие мышления «Ключ к неизвестному»

Цель: развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.

Ход игры

1.Детям младшего школьного возраста предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы – как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много.

На каждом таком занятии (можно его использовать как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «виды», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.).

Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к какому виду относится? Какие у него свойства?

2.Детям подросткового возраста вместо предметов можно предложить рисунки или фотографии, сделанные с большим увеличением.

Главное, чтобы они по внешнему виду напоминали какие-то известные предметы или явления, но в то же время содержали в себе ряд противоречивых деталей, которые не позволяют легко установить, что изображено.

При постановке вопросов к изображению непонятного объекта можно использовать следующую схему:

К какому виду явлений относится? Почему изменяется? Что влияет на него? Какие имеет свойства? и т.д. Представьте, что перед вами изображение совершенно непонятного объекта. Какие вопросы вы можете задать, чтобы понять, что это? Постарайтесь задать как можно больше разных вопросов и заполнить схему: каждая стрелка соответствует новому типу вопроса с новым ключевым словом.

Упражнение на развитие мышления

Читайте также:  Классный час на тему: «весна пришла», 1 класс

Цель: Расширение представлений детей о живой природе. Возраст: дошкольный, младший школьный.

Материал:

Коробка с двумя отделениями;

Карточки с изображением и названием различных деревьев (ель, сосна, дуб, клен, липа, яблоня, вишня, груша, кокосовая пальма);

Карточки с изображением листьев этих деревьев;

Мелкие игрушки или естественные плоды этих деревьев.

Ход работы: Ребенок выбирает карточку с деревом и подбирает к ней карточку с листом и плод.

 Упражнение на развитие мышления «Собрать фигуру»

Цели: развитие пространственных представлений, пространственного мышления и памяти; освоение сенсорных эталонов (геометрических фигур); развитие графических навыков.

Источник: http://mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov/uprazhneniya-i-igri-dlya-razvitiya-mishleniya-detey-1.html

Упражнения на развитие мышления для школьников младших классов

Ребенку младшего школьного возраста для полноценного освоения школьной программы, необходимы не совокупность знаний, приобретенных ранее, а умение самостоятельно принимать решения, правильно излагать свои мысли, запоминать и применять пройденный материал.

В этом возрасте у детей  происходит усиленное развитие интеллекта. Основные психологические функции, такие как речь, мышление, память, восприятие развиваются в полной мере и становятся контролируемым процессом.

Но без специальных упражнений на развитие мышления с существующей сложной школьной программой не обойтись.

Особенности  мышления детей младшего школьного возраста

В программу обучения школьников  младших классов входят такие понятия как:  выделение существенных и несущественных признаков, выведение следствия, сравнение, обобщение, определение понятия.

Если мыслительные способности ребенка не достаточно развиты, то знания, полученные в школе, могут усваиваться не в полной мере — фрагментами. Это, конечно же, сказывается на его успеваемости и восприятии мира в целом.

В этот период у детей младшего школьного возраста порой  происходят в голове различные метаморфозы – борьба конкретной информации с развивающимся логическим мышлением.

Отношение между предметами и явлениями и их связи строятся на способности развития мышления детей младшего школьного возраста. Наряду с другими развивающими программами изучают следующие упражнения на развитие мышления для школьников:

  • Определение противоположностей (худой-толстый, храбрец-трус)
  • Присутствие функциональных связей (лес и деревья, птица и небо)
  • Отделение части от целого (поляна – цветок, снегопад – снежинка)

Вступление ребенка в школьную жизнь влечет за собой ряд трудностей. Слишком резки перемены в жизни ребенка в этот период. Поэтому, уважаемые взрослые, не надейтесь только на знания, полученные в школе вашим ребенком и тем более, на развитие способностей на базе школьной программы.

Необходимо постоянно заниматься саморазвитием, изучить информацию об упражнениях на развитие мышления для школьников. Постоянно заниматься с ребенком, решать ребусы, задачки, наблюдать за окружающим миром и делиться впечатлениями. Еще не сформировавшийся детский организм продолжает познавать мир и его восприятие может коренным образом отличаться от вашего.

Формирование взглядов и развитие мышления устанавливается  на стадии взросления. Например, если учащиеся 1-2 класса выделяют только внешние признаки действия объекта (что делает и для чего), то к третьему классу ребята могут более подробно описать действия, найти объединенные признаки  и сравнить разные объекты. Например: осина и ромашка.

Они разные (размер, форма, цвет), но объединяет их общие характеристики – это живые организмы, они растут, питаются влагой, дышат, размножаются.

Упражнения для развития логического мышления

Способность ребенка производить простые логические действия такие как: анализ, сравнение, обобщение и др. называются логическим мышлением.

Логическое мышление у ребенка не может развиваться самопроизвольно, для этого необходимы занятия по развитию логики в детских учреждениях и дома с родителями.

Прежде, чем вступить в этап школьного образования, ребенок должен быть подготовлен к получению знаний. Существуют различные комплексы  упражнений для развития логического мышления.

Игра «Путешествие стрекозы». Целью игры является развитие сообразительности и внимания, ориентация на плоскости. Детям раздаются карточки, разделенные на четыре квадрата и фишка-стрекоза. По указанию педагога или родителя ребенок передвигает фишку в нужный угол (вверх, вниз, налево, направо).

Загадки и викторины. Направлены на быстроту реакции, тренировку памяти, развитие нестандартного мышления. В загадках должен отображаться и анализироваться предмет с пространственной, временной и количественной точки зрения.

  • Отчество у Буратино.
  • Друг говорящего крокодила.
  • Самое лучшее в мире средство против жара, по мнению Карлсона.
  • Деревня, в которой проживал кот Матроскин.

Игра на развитие быстроты реакции. Ведущий задает вопросы: круглый, вкусный персонаж сказки; добрый дед с большим мешком; какой день недели будет послезавтра; летний головной убор с козырьком.

Игра «Закончи фразу». Стихи пишет… Нас лечит… Нас учит… Картины пишет… Дом строит… Песни поет… Двор подметает…

Загадки-шутки. Такие загадки являются упражнениями для детей на развитие мышления. Они развивают быстроту реакции, внимание, сообразительность, способность анализировать. Например:

  • Летела стая лебедей: два сзади, один впереди, два сбоку, три позади. Вопрос: сколько было журавлей?
  • Вышла курочка гулять, вывела своих цыплят: 5 бежали впереди, 6 остались позади, посчитайте их ребята, сколько вместе всех цыплят?
  • У мамы на кухне стояли 3 кружки, тарелок 4, на них 3 ватрушки. Сколько посуды стояло у мамы на кухне?
  • Сколько лап у трех ежат, сколько ласт у двух моржат, сколько ног у крокодила, пальцев у большой гориллы?

Все эти упражнения для детей на развитие мышления, безусловно, положительным образом скажутся в процессе обучения вашего ребенка. Приобщение вашего ребенка к искусству рисования, игре на музыкальных инструментах, лепке будет хорошим дополнением к упражнениям на развитие мышления.

Ведь все перечисленные занятия развивают у ребенка мелкую моторику, отвечающую за формирование и развитие логики, мышления, памяти. Наличие логического мышления является одним из основных необходимых качеств, влияющих на выбор профессии.

Дети от природы любознательны и стремятся как можно быстрее познать внешний мир. Не препятствуйте им, а только направляйте в нужную сторону их неуемную энергию. Упражнения на развитие мышления нужно проводить в игровой форме, ненавязчиво.

Больше разговаривайте с ребенком, не оставляйте его вопросы без ответов. Не жалейте времени на воспитание вашего ребенка. Ведь что посеешь, как говорится…

Источник: http://ymadam.net/deti/vospitanie/uprazhneniya-na-razvitie-myshleniya-dlya-shkolnikov-mladshikh-klassov.php

«Упражнения по развитию абстрактного и логического мышления у дошкольников»

пражнение «Что и почему?»

Психологи называют это так: «Формирование понятий на основе абстрагирования и выделения существенных свойств конкретных объектов».

Вы объясняете ребёнку: «Автомобиль ездит на бензине или другом топливе; трамвай, троллейбус или электричка движутся от электричества. Все это вместе — транспорт».

Увидев незнакомую машину (например, автокран), спросите «Что это? Почему?» Подобные упражнения можно выполнять и с другими понятиями: инструменты, посуда, посуда, растения, животные, мебель и т.д.

Упражнение «Карточки»
(Формирование искусственных понятий)

Вам потребуется изготовить три набора карточек (по девять карточек в каждом наборе). На карточках должны быть изображены геометрические фигуры (по одной на каждой карточке): треугольник, квадрат, круг. Каждая фигура изображена на фоне трёх степеней насыщенности: бледно-розовом, розовом, красном.

В первом наборе все фигуры черного цвета. Во втором — белого, в третьем — серого. На оборотной стороне карточек записаны бессмысленные сочетания из трех букв. Для первого набора — ПАК, для второго — БРО. Для третьего — ВИЛ.

Вам надо разделить карточки на группы и предложить детям угадать задуманную комбинацию фигур.

Ребенок должен выявить признаки, объединяющие фигуры в группу. При этом он иногда может пользоваться бессмысленными словами, записанными на оборотной стороне карточек: фигуры, принадлежащие к одной и той же группе, на обороте имеют одинаковые надписи.

Очень важно добиться, чтобы ребёнок как можно реже заглядывал на оборотную сторону карточки.

Таким образом, ребёнку волей-неволей придётся образовать искусственные понятия, пользуясь двумя рядами стимулов: один ряд выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность ребенка, другой ряд — функцию знаков, организующих эту деятельность.

Упражнение «Больше, длиннее и короче»
(Формирование умения отделять форму понятия от его содержания)

Сообщите ребёнку: «Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты отвечать мне, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче».Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему?Кот или кит? Какое больше? Почему?Удав или червячок? Какое длиннее? Почему?Хвост или хвостик? Какое короче? Почему?

Можете придумать свои вопросы, ориентируясь на приведенные выше.

Упражнение «Как это всё называется?»

Вы зачитываете ребёнку приведенные ряды слов и затем спрашиваете, как можно назвать эти предметы одним словом. Можете предложить ребёнку продолжить ряд. Пример: утка, курица… Всё это — птицы. А еще голубь, ворона, индюк.
Ряды слов:

  1. Окунь, карась — _______________

  2. Огурец, помидор — ____________

  3. Шкаф, диван — ________________

  4. Июнь, июль — _________________

  5. Бабочка, муравей — ____________

  6. Дерево, цветок — _______________

  7. Пальто, юбка — ________________

  8. Учитель, врач — ________________

  9. Автобус, трамвай — _____________

  10. Понедельник, вторник — ________

  11. Весна, лето — __________________

  12. Утро, вечер — __________________

  13. Кастрюля, ложка — _____________

  14. Кукла, мяч — ___________________

  15. Сапоги, туфли — ________________

Упражнение «Разница и сходство»

Ребёнок должен определить, чем различаются и чем похожи понятия:

  1. Утро — вечер

  2. Корова — лошадь

  3. Летчик — танкист

  4. Лыжи — коньки

  5. Трамвай — троллейбус

  6. Озеро — река

  7. Дождь — снег

  8. Поезд — самолет

  9. обман — ошибка

  10. Маленькая девочка — большая кукла

  11. Яблоко — вишня

  12. Ворона — воробей

  13. Молоко — вода

  14. Золото — серебро

  15. Сани — телега

  16. Воробей — курица

  17. Вечер — утро

  18. Дуб — берёза

  19. Сказка — песня

  20. Картина — портрет

Читайте также:  История географических открытий для детей

Упражнение «Кто без чего не обойдётся»
(Помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений, если он решает длинный ряд однотипных задач.)

Вы объясняете задание так: «Сейчас я прочитаю ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, означающие то, без чего главный предмет не может обойтись. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Тебе нужно найти самые главные слова.

Например, сад… Как ты думаешь, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, то есть то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?»
Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается.

Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:

  1. Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)

  2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

  3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

  4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)

  5. Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево)

  6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

  7. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)

  8. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)

  9. Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)

Следующим этапом ваших занятий должно стать формирование суждений, а для этого ребёнку надо выучиться понимать переносный смысл фразы. Для этого тренинга вы можете использовать различный литературный материал, пословицы, поговорки, которые можно понять и буквально, и в переносном смысле.

Например, поработайте над объяснением таких пословиц:»Семь раз отмерь, а один раз отрежь»»Лучше меньше, да лучше»»Поспешишь — людей насмешишь»»Куй железо, пока горячо»»Сделал дело — гуляй смело»

«Не в свои сани не садись»

Работа над пословицами проводится следующим образом.
Скажите малышу: «Сейчас я прочитаю тебе пословицу, а та попробуй подобрать к ней подходящую фразу из тех, которые я тебе предложу».

К пословице «Семь раз отмерь, один раз отрежь» предложите три варианта:

  1. Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы.

  2. Прежде чем сделать, надо хорошо подумать.

  3. Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал.

Правильный выбор — второй вариант.

Подобным образом поработайте над остальными пословицами. Конечно же, поначалу малыш не справится без вашей помощи, это задание достаточно сложное не только для дошкольников, но и для детей младшего школьного возраста.

Вместе думайте, вместе размышляйте, дайте понять ребенку, что вы и сами иногда не можете сразу найти правильный ответ. А теперь — самое главное. Работать с ребенком нужно так, чтобы все, что вы делаете, казалось ему интересной и увлекательной игрой.

Проявляйте максимум терпения, такта и доброжелательности! Малыш ни в коем случае не должен почувствовать, что вы им недовольны, что у него что-то не получается! Сразу ведь и не может получаться! Не забывайте похвалить ребенка за самую маленькую победу.

Скажите ему с восторгом: «Вот видишь, раньше это задание казалось тебе сложным, а теперь ты так здорово с ним справился!»

Удачи вам и вашему ребенку!

Источник: https://urokimatematiki.ru/uprazhneniya-po-razvitiyu-abstraktnogo-i-logicheskogo-mishleniya-u-doshkolnikov-2299.html

Развитие мышления в дошкольном возрасте

Для того чтобы понять, как маленький человек воспринимает окружающую его действительность, нужно иметь представление о том, каким образом ребёнок осмысляет и систематизирует получаемую из внешнего мира информацию.

Поэтому понимание закономерностей развития мыслительных процессов у детей дошкольного возраста сделает общение родителей и маленького ребёнка более продуктивным и приятным.

Мышление дошкольников: этапы и особенности

Наглядно-действенное мышление

В самом раннем периоде свой жизни, в возрасте полутора — двух лет, малыш «размышляет» руками – разбирает, исследует, иногда ломает, таким образом, пытаясь в доступной форме исследовать и сформировать своё представление о том, что его окружает.

Поэтому можно говорить о наглядно-действенном образе мышления.  То есть, мышление ребёнка полностью обусловлено его активными действиями, направленными на исследования и изменения окружающих его предметов.

Способы развития наглядно — действенного мышления

На этом этапе основная задача родителей — не мешать стремлению маленького исследователя  опробовать все своими руками. Несмотря на то что, несомненно, в процессе своих действий малыш может что-то сломать, разбить, повредить, и даже пораниться сам. Поэтому важно поощрять его желание познавать, при этом, не забывая о мерах безопасности.

Хорошо тренируют такой тип мышления игрушки, элементы которых, каким-то образом отражают результат действий ребёнка  —  сортеры, наборы для прикладной деятельности, занятия с разными материалами — сыпучим песком, крупами, водой, снегом.

Старайтесь, чтобы  малыша во время игры формировалась четкая связь – «действие-результат действия», это будет полезно для будущих занятий логикой и математикой.

На следующем этапе, с  трёх-четырёх лет и до первого класса, у ребёнка активно формируется наглядно-образный тип мышления. Это не означает что, предыдущий, наглядно-действенный, вытесняется, нет.

  Просто помимо уже имеющихся навыков освоения окружающих предметов путём активного восприятия их «руками», кроха начинает мыслить, оперируя системой образов.

Особенно ярко этот тип мышления отражается в проявляющейся способности ребёнка к рисованию.

Рисуя любой предмет, например, домик, дети опираются на своё представление о нём, на те его характерные черты  (крыша, стены, окошко), которые запечатлелись в их памяти. При этом полученное изображение не индивидуализируется – это лишь образ, сложившийся в представлении малыша на данный момент времени.

Этому хорошо способствуют занятия рисованием лепкой, конструированием, аппликацией.

Словесное – логическое мышление

В возрасте 5-7 лет у дошкольников начинает активно развиваться следующий тип мышления  —  словесно-логический. Умение не просто сообщать факты, но и подвергать их развёрнутому анализу в словесной форме говорит о хорошо развитом словесно-логическом мышлении.

Например, если малыша трёх-четырёх лет спросить, «Что такое кот?», то он скажет:  «Котик – это Пушок, и он живёт у бабушки во дворе».

Ребёнок пяти-шести лет на этот вопрос, скорее всего, ответит, так: «Кот —  это животное, которое ловит мышей и любит молоко».

Такой ответ демонстрирует наглядную способность ребёнка к анализу – одной из важнейших мыслительных операций, которая является своего рода «двигателем» развития мышления  у детей дошкольного возраста.

Творческое мышление

Этот тип мышления характеризует способность к творчеству – то есть созданию новых, нестандартных решений. Успешное развитие творческих способностей ребёнка во многом будет зависеть от желания родителей развить в нём творческое начало.

В отличие от предыдущих типов мышления, творческий тип  не обусловлен факторами  роста и формирования интеллектуальных способностей ребёнка.

Такие формы психической деятельности, как фантазии и воображение свойственны любому малышу и являются неотъемлемым условием для возникновения творческого процесса. Важно лишь создать обстановку, в которой маленький человек сможет развить свои творческие порывы. В этом помогут абсолютно все виды творчества: литературное, изобразительное, хореографическое, музыкальное.

Неспособных к творчеству детей – нет, об этом должны помнить родители дошкольника.  Даже отстающие в развитии дети, способны находить оригинальные творческие решения предложенных задач, если занятия с родителями и педагогами способствуют этому.

Мыслительные операции  и их роль в развитии мышления у дошкольников

Универсальными мыслительными операциями, присущими мышлению человека, являются анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Именно способностью пользоваться этими операциями и определяется  развитие мышления у детей дошкольного возраста.

Сравнение

Для того чтобы ребёнок полноценно умел пользоваться этой категорией, необходимо обучить его навыку видеть одинаковое в различном, и различное в одинаковом. Начиная с двухлетнего возраста, учите малыша сравнивать и анализировать предметы путём сопоставления однородных признаков, например: формы, цвета, вкуса, консистенции, набора функций и т.д.

Необходимо, чтобы ребёнок понимал важность анализа на основе однородных признаков, умел их выделять и называть. Расширяйте горизонты сравниваемых понятий – пусть это будут не только предметы, но и природные явления, времена года, звуки, свойства материалов.

Эта мыслительная операция становится доступна дошкольнику в возрасте 6-7 лет. Ребёнок в возрасте трёх-четырёх лет прекрасно оперирует словами «чашка», «ложка», «тарелка», «стакан», но если вы попросите его назвать всю эту группу предметов одним словом, то он не сможет это сделать.

Однако по мере наполнения словарного запаса и связной речи использование обобщающих понятий станет доступным для дошкольников, и они смогут оперировать ими, расширяя свои мыслительные способности.

Анализ

Этот способ мышления позволяет «расчленить» анализируемый предмет, явление на его составляющие его компоненты либо выявить ряд отдельных, свойственных ему признаков и черт.

Попросите ребёнка описать растение. В возрасте 3-4-х лет, он, скорее всего уже без затруднений укажет и назовёт его части: стебель, листья, цветок, таким образом, демонстрируя свою способность к анализу. Анализ может быть направлен не только на «расчленение» понятия, но и на выделение свойственных только ему исключительных признаков.

Синтез

Мыслительная операция, обратная анализу. Если анализируя, ребёнок «расчленяет» предмет, понятие явление, то синтез, как результат анализа, позволит ему объединить полученные по отдельности признаки.

Читайте также:  Как рассказать про сретение детям

Очень хорошо эту операцию иллюстрирует освоение дошкольником навыков связного чтения. Из отдельных элементов (букв и звуков) он учится складывать слоги, из слогов – слова, слова формируют предложения и  текст.

Классификация

Овладение этим способом мыслительного действия, позволит ребенку выявить сходства или различие тех или иных предметов, понятий и явлений. Выделяя один, но, как правило, существенный признак малыш может классифицировать группу рассматриваемых предметов.

Например, игрушки можно классифицировать по материалу, из которого они изготовлены — это игрушки, сделанные из дерева, пластика, мягкие игрушки, из природных материалов и т.д.

Упражнения, позволяющие развивать навыки анализа, синтеза и классификации

«Что лишнее?»

Положите перед ребёнком несколько картинок, изображающие понятные ему предметы. Можно использовать карточки детского лото, можно сделать картинки самостоятельно.

Например, на картинках изображены следующие предметы: яблоко, конфета и книга. Ребёнок должен проанализировать и правильно классифицировать данные предметы. Яблоко и конфету можно съесть, а книгу – нет. Значит, картинка с книгой в этом ряду будет лишней.

«Кот в мешке» (тренируем навыки анализа и синтеза)

Один из игроков (в случае если ребёнок еще мал и не очень хорошо разговаривает, пусть это будет взрослый) берёт картинку из детского лото, и, описывает то, что на ней изображено, не показывая её другому игроку.

При этом сам предмет называть нельзя! Другой игрок должен угадать, исходя из описания, что изображено на картинке. Со временем, когда ребёнок подрастет (начиная с  4-5 лет), можно меняться ролями – пусть ребёнок описывает то, что изображено на картинке, а взрослый игрок отгадывает.

В этом случае тренируются не только мыслительные способности, но и навыки связной речи.

«Подбери пару»  (тренируем анализ, сравнение)

Необходимы два набора детского лото с одинаковыми карточками. Один ребёнок (игрок) берёт карту и, не показывая её, объясняет другим игрокам, что на ней нарисовано.

Другие игроки анализируя, предлагают свой вариант карточки, на котором, по их мнению, изображено то, что описывал первый ребёнок.

Если описание и отгадка совпали, две одинаковые карты выводят из игры, а игра продолжается дальше, с оставшимися карточками.

«Что это?» (анализ, сравнение, обобщение)

Предложите ребёнку охарактеризовать следующие словарные ряды, использовав обобщающее слово.

  • стакан, тарелка, вилка, нож; /посуда/;
  • слива, яблоко, апельсин, банан; /фрукты/;
  • воробей, аист, гусь, голубь; /птицы/;
  • кошка, свинья, кролик, овца; /животные, домашние животные/;
  • роза, тюльпан, ландыш, мак; /цветы/.

Придумывайте словарные ряды самостоятельно, со временем усложняйте задания, переходите от простых  предметов к понятиям и явлениям (времена года, чувства человека, природные явления и т.д.).

Развитие мышления у детей дошкольного возраста – задача, решение которой напрямую зависит от того, насколько успешно ребёнок освоил и может пользоваться вышеперечисленными мыслительными операциями.

Занятия и игры направленные на их тренировку, обеспечат не только интеллектуальное развитие  дошкольника, но гармоничное формирование личности подрастающего ребёнка в целом, ведь именно развитое мышление отличает человека в ряду других живых существ.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Источник: http://MaryPop.ru/doshkolnik/razvivayushhie-zanyatiya/razvitie-myshlenija.html

задания для детей на развитие мышления

Мышление – это один из фундаментальных познавательных процессов человека. Оно дает возможность решать задачи, встающие перед ребенком, изучать окружающий его мир и накапливать знания о нем.

Три вида мышления у детей

Особенности детского мышления

Психологи различают несколько основных типов мышления:

  1. Наглядно-действенное. Развивается одним из первых. Обеспечивает возможность детей познавать мир через непосредственное взаимодействие с предметами, доступными ему.
  2. Наглядно-образное позволяет оперировать не самими предметами, а их образами и представлениями о них. Оно развивается ближе к дошкольному периоду и дает ребенку возможность производить операции с предметами, не имея их в наличии.
  3. Словесно-логическое учит ребенка обращаться уже со словами, обозначающими тот или иной предмет или явление. Его навыки приобретаются ребенком только к окончанию старшего дошкольного возраста.

Сформированное образное мышление детей впоследствии становится хорошей базой для развития другого типа мышления – логического. Оно дает ребенку возможность рассуждать и делать правильные выводы, анализировать, классифицировать, сравнивать, выделять главное и второстепенное.

Этапы формирования логического мышления

Какие задания на развитие образного, творческого логического мышления наиболее эффективны? Как помочь ребенку развить навыки мышления?

Мышление развивается в игровой форме

Для того, чтобы игра была максимально эффективной, полезной и, что немаловажно, интересной для ребёнка, необходимо чтобы задания отличали:

  • продуманный сюжет;
  • четко сформулированные понятные ребенку правила;
  • минимальное количество подсказок. Акцент на поиске самостоятельных решений;
  • яркий наглядный демонстрационный материал.

Примеры занятий на развитие мышление у дошкольников

«Раздели на группы»

Цель игры: развития навыка классификации предметов, выделение общих признаков.

Ход игры: перед ребенком раскладываются разноцветные детали конструктора, кубики, шарики и т.д. Задача ребенка – разделить предложенные ему вещи:

  • по цвету;
  • по размеру;
  • по форме.

Логические игры в продаже

Для детей более старшего возраста можно несколько усложнить задачу, предложив ему игрушки и выделить группы соответственно:

  • животных (диких и домашних);
  • растений;
  • предметов мебели;
  • посуды;
  • инструментов.

«Мама и малыш»

Цель игры: расширить представления детей о живой природе.

Ход игры: ребенку предлагаются карточки, на которых изображены различные знакомые ему животные и их детеныши. Задача ребенка – разложить их парами так, чтобы в каждой оказалось взрослое животное и детеныш.

«Волшебный мешочек»

Цель игры: развитие аналитико-синтетических свойств мышления, расширение представлений о цвете и оттенках.

Ход игры: для этого задания на стол кладутся предметы разных цветов (это может быть красное яблоко, зеленый лист, желтый цветок и т.д.). В непрозрачный мешочек также складываются всевозможные игрушки. Ведущий достает один за другим предметы из него, задача ребенка – найти среди них «друзей» для игрушек на столе, подходящих ему по цвету.

Игра «Волшебный мешочек» с различными предметами

Со временем игру можно немного усложнить, дополнив чистые цвета более сложными. Либо подбирая к базовому цвету различные его оттенки.

«Лишний предмет»

Цель игры: научение ребенка выделению значимых признаков предмета.

Ход игры: ребенку предлагается ряд картинок или игрушек, все предметы которого кроме одного будут объединены каким-либо признаком. Задача ребенка – найти лишний предмет, который не подходит другим и объяснить свой выбор.

Игра «Лишний предмет» для малышей

«Дикие и домашние животные

Цель игры: усвоение ребенком различий между дикими и домашними животными.

Ход игры: Ведущий последовательно достает из мешка фигурки диких и домашних животных, а ребенок пробует определить их к той или иной категории. Со временем игру можно усложнить – ребенок, например, может доставать фигурки с закрытыми глазами и на ощупь определять, кто перед ним.

«Профессии»

Цель игры: расширение представлений ребенка о мире профессий, правах и обязанностях человека.

Игра «Профессии» с карточками

Ход игры: перед ребенком раскладываются карточки с изображением представителей различных профессий. Задача – обозначить род деятельности каждого человека и объяснить, чем он занимается.

«Разложи по порядку»

Цель игры: развитие представлений ребенка о причинно-следственных связях, развитие элементарных операций мышления у детей дошкольного возраста.

Ход игры: ребенку предлагаются картинки, по которым нужно составить рассказ, предварительно разложив их по порядку.

Игра «Найти такой же предмет» — для детей 5-6 лет

«Дорисуй картинку»

Цель игры: развитие творческого мышления, нестандартного взгляда на вещи. Подобные задания также работают на развитие логики.

Ход игры: на листе бумаги изображается ряд одинаковых геометрических фигур (например, кругов, квадратов, треугольников и т.д.). Задача каждого участника игры – по очереди дополнить фигуру какими-либо деталями так, чтобы получился законченный рисунок (например, круг можно «превратить» в солнце, циферблат часов, яблоко и т.д.)

Игра на логику «Продолжи ряд»

«Нестандартное применение»

Цель игры: развитие креативности и оригинального мышления.

Ход игры: ребенок последовательно предлагает нестандартные способы использования предметов, которые выбирает ведущий. Чем проще и привычнее предмет, и чем оригинальное будут способы его применения, предложенные игроком, тем сильнее будет эффект от упражнения.

Условия эффективности развивающих занятий

  1. Задания для детей-дошкольников на развитие мышления и логики должны проводится регулярно примерно в одно и то же время.
  2. Необходимо поощрять ребенка за каждый, даже самый незначительный успех, достигнутый им. Это послужит для него отличной мотивацией для дальнейших достижений.

  3. Очень важно стимулировать детей мыслить самостоятельно. Даже если предложенное решение покажется неправильным, ребенка стоит поощрить хотя бы за то, то он нашел оригинальный и нестандартный способ.
  4. По мере продвижения усложнять задания и деть их более разнообразными.

    Игра «Найти отличия» развивает внимательность

Типичные ошибки детей при решении задач

  • Переход от частного к частному.
  • Выделение у предметов несущественных признаков в ущерб существенным.
  • Незнание особенностей предметов.
  • Использование ложной детской логики.

Собирание пазлов — отличная игра на развитие мышления

Не стоит вмешиваться и в тех случаях, если ребенок испытывает трудности или решает задачу в замедленном темпе.

В дошкольном возрасте закладываются основы логического мышления; активно развиваются его наглядные и словесные формы. Очень важно помочь ребенку в этом обогащая интеллектуальную среду, в которой он находится.

Источник: http://detki.guru/vospitanie/zadaniya-na-razvitie-myshleniya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector