Внеурочные мероприятия в начальной школе

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «Внеурочная деятельность в образовательном учреждении»

Внеурочное мероприятие является заключительным этапом в проекте «Давайте жить дружно!». Праздник проводится на всей параллели учащихся 2 классов. Ему предшествует подготовительная работа в классах, которая учит детей ценить дружбу, быть добрыми и отзывчивыми.

Тема мероприятия: «Давайте жить дружно!»

Цель мероприятия: формировать представления о дружбе.

Задачи:

  1. Учить детей ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людях.
  2. Воспитывать у детей такие качества личности, как доброта и отзывчивость.
  3. Воспитывать стремление дружить с окружающими.
  4. Воспитывать толерантность, целеустремлённость.
  5. Выявить у детей представления о том, каким должен быть настоящий друг.
  6. Создавать дружный и сплочённый коллектив. Способствовать сплочению детей из разных классов.
  7. Учить думать, рассуждать, делать логические умозаключения.

Форма проведения: проект.

Формируемые в рамках мероприятия УУД:

Личностные:

  • Учащиеся приобретают опыт внимательного отношения к окружающим людям.
  • У учащихся будет формироваться понимание необходимости соблюдения «правил дружбы»

Познавательные:

  • Соотносить новую информацию с имеющимисязнаниями о том,  что такое дружба и что значит «верный друг».
  • Построение рассуждений на тему: «Кто мой друг и почему я считаю его своим другом?».
  • Учащиеся будут учиться осуществлять поиск информации при выполнении заданий (Найти произведения, в которых  героев можно назвать друзьями. Найти пословицы и песни о дружбе.).
  • Учащиеся будут учиться анализировать литературные произведения, давать характеристику литературным героям; сравнивать литературных героев разных произведений.

Регулятивные:

  • Формировать умение ставить цель, удерживать ее и планировать шаги для ее достижения.
  • Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и сличать способ действия и его результат с заданным эталоном. (При обсуждении жизненных ситуаций)
  • Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.

Коммуникативные:

  • Участвовать в  коллективной  работе, связанной с общением (при обсуждении литературных произведений).Осваивать правила выполнения работы (говорить тихо, не перебивая).
  • Инсценировать сказки «Теремок» и «Репка».
  • Проявлять активность во взаимодействии  для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Задавать вопросы с целью получения нужной информации.
  • Формировать у учащихся умения слушать другого, высказывать собственное мнение, дополнять другого, участвовать в обсуждении, приходить к общему мнению.

Организационный этап (проходит в классе).

На классном часе раскрыть сущность понятия «дружба»; поставить цели и определить дальнейшие шаги для достижения целей во время проектной деятельности.

Основной этап (проходит в классе).

На классных часах:

  • Показать, какими качествами должен обладать настоящий друг;
  • На основе примеров из жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы;
  1. Прочитать и обсудить произведения, в которых раскрываются дружеские отношения между сверстниками. Предложить детям самим найти такие произведения. Можно устроить соревнование, кто больше прочитает таких произведений. Можно оформить читательский дневник с отзывами о прочитанных произведениях.
    • Л.Воронкова «Подружки идут в школу»
    • В.Драгунский «Друг детства», «Денискины рассказы»
    • Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»
    • В. Осеева «Три товарища», «До первого дождя»
  2. Вспомнить пословицы о дружбе.
  3. Найти и выучить стихотворения о дружбе, о друзьях.
  4. В классах провести классный час «Мой друг», на котором дети должны принести фотографию своего друга и рассказать, почему он его считает  своим другом.
  5. Нарисовать себя с другом. (Вместе катаются на велосипедах, вместе купаются…)
  6. Найти и исполнить песни о дружбе.
  7. Инсценировать литературное произведение, которое отображает сущность «дружба»

Заключительный этап (проходит в актовом зале).

Оборудование:

  • На сцене: запись из букв «Давайте жить дружно!»
  • Картинка с изображением Леопольда и табло с «золотыми правилами дружбы»
  • Набор карточек для составления пословиц
  • Мультимедийный проектор, экран, презентация «Когда мои друзья со мной» ( с использованием детских рисунков и фотографий друзей).

Самоанализ.

Считаю, что тема, по которой выбран проект, актуальна в любом возрасте, а особенно, в начальных классах, когда идёт формирование умения дружить, быть настоящим другом. Информационный поиск осуществляли дети (с использованием детских книг, сборников детских стихотворений и песен).

За помощью, если в этом была необходимость, обращались к взрослым. Каждый учитель в классе, умело корректировал проектную деятельность.

Результатом проекта было внеклассное мероприятие, проходящее на всю параллель 2 классов, которое не только позволило подвести итоги проделанной работе, но и помогло формированию дружеских отношений между разными классными коллективами.

Заключительный этап проекта «Давайте жить дружно!»

Авторизуйтесь на сайте, чтобы скачать файл

Источник: https://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/outofclass/11614.html

Внеурочная деятельность в начальной школе. Программы начальной школы :

Внеурочная деятельность в начальной школе представляет собой комплекс различных мероприятий. Они направлены на решение задач социализации и воспитания, формирования универсальных учебных навыков, развитие интересов учеников в соответствии с основной общей образовательной схемой. Далее разберем подробнее, как может проводиться внеурочная деятельность.

Начальная школа: ФГОС

Комплекс рассматриваемых мероприятий выступает в качестве неотъемлемого компонента учебного процесса. Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет реализовывать нормативные требования, предъявляемые к образовательному учреждению Федеральным стандартом, в полной мере.

В процессе школьникам предоставляются возможности посещать разнообразные занятия, задачами которых является всестороннее развитие ученика. Внеурочная деятельность в начальной школе наполнена конкретным содержанием, за счет чего формируется самостоятельность образовательного учреждения.

Цели

Комплекс рассматриваемых мероприятий способствует освоению базовой программы начальной школы. В результате обеспечивается достижение предполагаемых результатов учебного процесса. Речь идет не только о предметных и метапредметных категориях, но и о личностных достижениях детей.

Перспективная начальная школа

Внеурочная деятельность способствует формированию воспитывающей среды. Она обеспечивает активизацию интеллектуальных, социальных интересов учеников в свободное от основных занятий время.

Кроме того, план внеурочной деятельности построен так, чтобы все мероприятия были направлены на развитие творчески растущей здоровой личности, со сформированным правовым сознанием и гражданской ответственностью.

Занятия способствуют подготовке маленького человека к жизнедеятельности в существующих условиях, укрепляют способность к социально-значимой практической активности, реализации добровольческих инициатив.

Задачи

Современная начальная школа способствует:

  • Формированию условий, в которых будут реализованы основные образовательные цели.
  • Оптимизации нагрузки обучающихся. В данном случае речь преимущественно идет о том, как будут распределены классные часы в начальной школе.
  • Формированию способностей и успешной адаптации к общественным условиям, воспитанию трудолюбия, навыков преодоления трудностей, настойчивости в достижении поставленных целей.
  • Включению учеников в разностороннюю деятельность.

Основные направления

Внеурочная деятельность в начальной школе организуется в соответствии с Федеральным стандартом. Основными направлениями, которые предусмотрены в требованиях, являются:

  • Духовно-нравственное.
  • Спортивно-оздоровительное.
  • Социальное.
  • Общекультурное.
  • Интеллектуальное.

Для четкой реализации поставленных задач разрабатываются программы внеурочной деятельности. Начальная школа предоставляет возможности проводить мероприятия в игровой, досугово-развлекательной форме. При этом занятия организовываются по следующим направлениям:

  • Проблемно-ценностное общение.
  • Спортивно-оздоровительная деятельность.
  • Социальное творчество. В данном случае имеется в виду добровольческая деятельность.
  • Художественное творчество.
  • Трудовая деятельность.
  • Техническое творчество
  • Туристско-краеведческая деятельность.

Формы организации

Отведенное время на внеурочную деятельность используется в соответствии с интересами и желаниями учащихся. Оно направлено на реализацию разных организационных форм мероприятий. Занятия могут проводиться в виде экскурсий, секций и кружков, диспутов и конференций, круглых столов и КВНов.

В качестве организационной формы может выступать праздничный концерт, школьное научное общество, соревнование, олимпиада, поисковое исследование и прочее. При посещении секций и кружков происходит адаптация учеников в кругу сверстников. Индивидуальная работа педагога при этом способствует углубленному изучению материала.

По ходу занятий руководители стремятся раскрывать различные способности учеников. В частности, внеурочная деятельность развивает музыкальные, творческие, организаторские навыки. Это имеет немаловажное значение в процессе духовного становления детей. Занятия должны быть направлены на каждого ученика.

Так дети будут чувствовать свою уникальность и востребованность.

Дополнительные занятия

При организации внеурочной деятельности руководитель может использовать формы, отличающиеся от учебных.

В частности, занятия могут быть индивидуальными с теми детьми, которым необходима психолого-педагогическая и коррекционная поддержка.

Речь в данном случае о мероприятиях по постановке спонтанной устной речи, почерка, письма в целом. Занятия могут представлять собой групповые (дистанционные в том числе) консультации для детей разных категорий.

Определяющие моменты

Как выше было сказано, внеурочная деятельность направлена на получение результатов по освоению базовой программы. Однако прежде всего упор делается на выполнение метапредметных и личностных задач. Именно этим определяется специфика внеурочной деятельности. В ходе нее ученик не столько должен что-либо узнать, сколько научиться принимать решения, чувствовать, действовать и прочее.

Читайте также:  Военно-спортивная игра на местности в лагере

Влияние особенностей детей на организацию занятий

На седьмом году жизни ребенку достаточно сложно войти в учебный ритм. Из-за быстрой утомляемости ученикам трудно выдерживать статические нагрузки, ограничения в двигательном режиме, быстрые переключения с одной активности на другую.

В связи с этим для первоклассника остается еще актуальной деятельность, характерная для садовского периода. Речь идет преимущественно об играх. В связи с этим использование такой формы организации процесса приобретает особое значение в решении вопроса формирования умения учиться.

При этом упор на наглядно-образное и действенное мышление способствует развитию логичности в суждениях на первоначальных этапах обучения в школе.

Взаимодействие общеобразовательного учреждения и родителей

Выбор направлений внеурочной деятельности, временных рамок (часов на то или иное мероприятие) осуществляется школой. Организационные формы внеурочного процесса определяются также самим образовательным учреждением. Что касается содержания занятий, то оно формируется с учетом предпочтений, интересов и желаний как самих учеников, так и их родителей (представителей).

Группы продленного дня

Такая форма организации внеурочных занятий считается наиболее эффективной. В группах продленного дня предусмотрен обед и прогулки. После них наступает время внеурочной деятельности.

До начала самоподготовки целесообразно устраивать детям прогулки, спортивные и подвижные игры и общественно-полезный труд на прилегающем к образовательному учреждению участке. После проведения занятий учащиеся могут поучаствовать в мероприятиях, носящих эмоциональный характер.

К ним можно, например, отнести посещение зрелищ, подготовку к концертам, викторинам и последующее их проведение.

Физическое развитие

Посредством соревнований, кружков, организации и проведения физкультурных праздников реализуется спортивно-оздоровительное направление. В данном случае эффективны подвижные игры. Немаловажное значение имеет и организация спортивных секций для детей.

Духовно-нравственное и общекультурное направления

Они реализуются посредством создания кружков народного творчества и прикладного искусства. Занятия могут быть направлены на развитие навыков вышивки «гладью» либо «крестиком», росписи по камню, работы с кожей, деревом, бумагой, соломкой.

В кружках дети могут обучаться лоскутной пластике, созданию мягкой игрушки, техническому творчеству (лего-конструированию), домашним ремеслам. В ходе занятий может быть организовано посещение кино, музеев, выставок, фестивалей искусств, театральных спектаклей.

В рамках внеурочной деятельности целесообразно уделять большое внимание проведению игр. Это, в частности, может быть постановка миниатюр, инсценировка исторических сюжетов, просмотр программ, чтение, прослушивание музыки.

Ученикам могут быть предложены специально отобранные руководителем компьютерные игры.

Общее интеллектуальное развитие

Данное направление реализуется посредством таких организационных форм, как беседы и предметные факультативы. Это могут быть такие программы, как «Информатика: алгоритмы и логика», «Детская риторика», «Информационные технологии» и прочие.

Целесообразно также создание кружков, например, «Занимательная топонимика», «Путешествие в прошлое», дидактического театра, организация интеллектуального клуба, проведение общественного смотра знаний. Также развитию детей будут способствовать внешкольные акции, имеющие познавательный характер.

Кроме того, могут создаваться разного рода исследовательские проекты, конференции и прочее.

Социальное развитие

Это направление может быть ориентировано, кроме прочего, на патриотическое воспитание. Социальное развитие воплощается посредством поисково-исследовательской работы в школьных или семейных архивах, музейных фондах.

Очень способствуют патриотическому воспитанию встречи детей с ветеранами, просмотр военных фильмов, тематические сборы, военно-спортивные мероприятия («Юный спасатель», «Зарница» и другие).

В процессе организации любого из направлений внеурочной деятельности общеобразовательное учреждение может использовать возможности прочих заведений по дополнительному развитию, культурных и спортивных объединений.

Источник: https://www.syl.ru/article/159080/new_vneurochnaya-deyatelnost-v-nachalnoy-shkole-programmyi-nachalnoy-shkolyi

Требования к организации внеурочной деятельности

Требования к внеклассной деятельности

К методическим требованиям, предъявляемым к организации и проведению внеурочных мероприятий, можно отнести следующие положения:

    • обеспечение органической, двусторонней связи урочной и внеурочной деятельности, приближенность к естественно мотивированной коммуникации, расширение и варьирование урочной тематики в новых ситуациях;
    • заинтересованность учащихся в тематике предлагаемых внеклассных мероприятий;
    • информативность используемого материала;
    • привлекательность форм внеурочной работы;
    • обязательность выполнения взятых учащимися поручений;
    • целенаправленность и регулярность внеурочных мероприятий;
    • массовость охвата учащихся разными видами внеклассной деятельности.

Формы проведения внеурочных мероприятий

В организации и проведении внеклассной деятельности различают массовые, групповые и индивидуальные формы работы.

К массовым формам работы относятся: 1) эпизодические и периодические массовые мероприятия; 2) постоянные массовые формы работы.

Эпизодическими и периодическими массовыми мероприятиями могут быть вечера, олимпиады и викторины, конкурсы (выразительного чтения стихотворений, рассказа, лучшего синхронного перевода, лучшего описания/комментария рисунка, кадра из фильма и др.), конференции, КВН. Такие формы работы определяются тематикой, целью, условиями проведения и не имеют постоянной организационной структуры.

Содержание этих мероприятий составляют знаменательные даты, встречи с представителями страны изучаемого языка, творческие отчеты кружков, факультативных занятий, спецкурсов, литературные вечера.

Однако некоторые эпизодические и периодические массовые мероприятия могут стать постоянными мероприятиями, как, например, олимпиады (школьные, районные, городские, краевые/областные, всероссийские и т.д.

) и «Недели иностранных языков», проводимые ежегодно в установленное время, подготовка к которым требует заранее разработанной программы для каждого класса и которые завершаются заключительным вечером – концертом.

Групповыеформы внеклассной работы могут быть представлены работой кружков, спецкурсов по иностранному языку (драматического искусства, песни, разговорного языка, истории и культуры страны изучаемого языка).

Индивидуальными формами работы можно назвать подготовку докладов, лекций, заучивание стихов, отрывков из прозы, песен, работу над ролью гида-экскурсовода, переводчика, ведущего радио- и телепередач, вечеров иностранного языка и т.д.

Структура подготовительной работы внеурочного мероприятия.

  1. Консультации с администрацией школы, с классным руководителем, с учителем-куратором, с групповым методистом по вопросу организации и проведения мероприятия.

  2. Определение темы и даты проведения мероприятия.

  3. Определение дидактических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей мероприятия.

  4. Определение формы проведения мероприятия.

  5. Разработка программы-сценария мероприятия.

  6. Выбор организационного комитета по подготовке и проведению мероприятия.

  7. Подбор материалов, необходимых для реализации мероприятия (литература, набор дидактического материала).

  8. Распределение ролей и поручений.

  9. Проведение консультаций и репетиций.

  10. Оформление места проведения мероприятия.

  11. Определение списка приглашенных на мероприятие и оформление пригласительных билетов.

  12. Организация демонстрационных стендов (если это необходимо).

  13. Оформление завершения мероприятия (награждение, призы, благодарности и т.д.).

  14. Анализ мероприятия, выводы.

Примерная схема анализа внеклассного мероприятия

  1. Актуальность выбора темы мероприятия.

  2. Соответствие темы интересам учащихся, их возрастным особенностям, уровню владения иностранным языком.

  3. Связь с учебной программой.

  4. Массовость и активность учащихся в подготовке и проведении мероприятия.

  5. Адекватность приемов, способов и форм проведения мероприятия поставленным целям.

  6. Успешность реализации поставленных целей.

  7. Оценка мероприятия участниками, коллективом педагогов учебного учреждения и методистами.

Источник: http://plotnikova.ucoz.ru/load/vneurochnaja_dejatelnost/trebovanija_k_organizacii_vneurochnoj_dejatelnosti/10-1-0-183

Внеурочная деятельность в школе

Внеурочная деятельность в школе представляет сбой проведение и организацию во вне учебных занятий определенных видов деятельности учеников, способствующих наиболее разностороннему развитию их индивидуальных способностей.

Участвуя в различных видах внеурочной работы, ребенок проявляет интерес к разнообразной деятельности, совершенствует свои знания и навыки, проявляет свои индивидуальные особенности и учится при этом жить в коллективе, а именно, проявлять заботу о товарищах, сотрудничать с другими школьниками. Внеурочная деятельность в школе, будь она спортивная, творческая, познавательная, игровая или трудовая, способствует коллективному взаимодействию школьников, что в свою очередь производит определенный воспитательных эффект.

Внеурочная деятельность в школе: цели, задачи, принципы организации

Основными целями внеурочной деятельности в школе являются:

1) создание условий для проявления самостоятельности и инициативы школьников;

2) воспитание стремления к продуктивному времяпрепровождению;

3) формирование культуры общения;

4) передача опыта, знаний, умений и навыков.

Организация внеурочной деятельности в школе способствует решению ряда важных задач, основными из которых являются:

1) выявление склонностей и способностей учеников к различным видам деятельности;

2) формирование системы знаний, умений и навыков;

3) развитие творческих способностей учеников;

4) создание благоприятных условий, способствующих проявлению уже приобретенных умений и навыков;

5) создание кружков и секций согласно потребностям и интересам учащихся;

Читайте также:  Как найти общий язык с одноклассниками?

6) воспитание силы воли и терпения для достижения поставленных целей.

Для успешного достижения поставленных целей в построении внеурочной деятельности в школе необходимо соблюдение следующих принципов:

1) Принцип креативности. Педагог должен способствовать развитию творческих способностей школьников, поддерживать желание заниматься коллективным и индивидуальным творчеством.

2) Принцип социальной значимости и успешности. Направленность усилий преподавателя на формирование у детей потребностей в достижении успеха. Важно, чтобы достижения ребенка были не только индивидуально значимыми, но и имели ценность для окружающих.

3) Принцип гуманистической направленности. Максимальное соблюдение и соответствие интересам и потребностям детей. Формирование условий для проявления индивидуальности ребенка, самореализации и самоутверждения.

4) Принцип вариативности. Наличие широкого спектра форм и видов внеклассной деятельности, возможность свободного выбора и добровольного участия в ней.

5) Принцип системности. Функционирование системы внеурочной деятельности школьников, устанавливающей взаимосвязи между всеми ее участниками, то есть учителями, школьниками и родителями.

Внеурочная деятельность в школе как неотъемлемая часть образовательного процесса

Внеурочная деятельность в школе представляет собой инновацию Государственного образовательного стандарта и является неотъемлемым элементом школьного образования в целом, ставящим задачу перед педагогическим коллективом, организовать развивающую среду для обучающихся.

Заинтересованность школы во внеурочной деятельности проявляется, прежде всего, не во включении вышеназванной деятельности в учебные программы, а в новых взглядах на образовательные результаты.

Значимость внеурочной деятельности для образовательного процесса поистине высока, так как она способствует достижению личностных результатов, интересов и потребностей ребенка при том, что он сам выбирает ее.

Внеурочная деятельность в школе: виды и направления

В школе могут быть реализованы следующие виды внеурочной деятельности:

— познавательная деятельность,

-игровая деятельность,

-музейная деятельность,

-спортивно-оздоровительная деятельность,

— трудовая деятельность,

-проблемно-ценностное общение,

-творческая деятельность.

Виды внеурочной деятельности в школе тесно связаны с направлениями внеурочной деятельности, а именно художественно-эстетическим, спортивно-оздоровительным, духовно-нравственным, общеинтеллектуальным, общекультурным и социальным.

Внеурочная деятельность в школе: результаты и методы диагностики

Результатом проведения внеурочной деятельности в школе предполагается увеличение численности детей, охваченных организованным досугом, формирование социальной культуры школьников, чувства патриотизма и гражданственности, предрасположенность к здоровому образу жизни, воспитание толерантности, уважительного отношения к окружающему миру.

Проблема распределения свободного времени всегда являлась насущной для нашего общества, так как наиболее продуктивное воспитание личности происходит в свободное от обучения время. Поэтому внеурочная деятельность в школе направлена на развитие у школьников внутренней дисциплины, самосознания и способности делать правильный нравственный выбор.

Оценивание этих и других личностных результатов учебно-воспитательной деятельности школьников осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований, по их результатам осуществляются управленческие решения, которые учитываются при принятии управленческих решений во время  проектирования программ развития образовательного учреждения и программ поддержки образовательного процесса.

Источник: http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/6557-vneurochnaja-dejatelnost-v-shkole.html

Организация внеурочной деятельности в начальной школе

Автор: Мальцева Лариса Игнатьевна

Методическая копилка — начальная школа

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Виды и направления внеурочной деятельности.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  1. игровая деятельность;
  2. познавательная деятельность;
  3. проблемно- ценностное общение;
  4. досугово — развлекательная деятельность (досуговое  общение);
  5. художественное творчество;
  6. социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
  7. трудовая (производственная) деятельность;
  8. спортивно-оздоровительная деятельность;
  9. туристско  – краеведческая деятельность;

1. Внеурочная познавательная деятельность школьников может  быть  организована  в  форме  факультативов,  кружков познавательной направленности,  научного  общества  учащихся,  интеллектуальных клубов (по типу « Что? Где? Когда?»),  библиотечных вечеров, дидактических  театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин.

На первый взгляд может показаться, что все эти формы уже сами по себе позволяют достигать результатов первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни).

Однако это не вполне верно.  Данного уровня результатов можно достичь лишь в том случае если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е.

познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования,  норм этики и морали, базовых общественных ценностей памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.

Причем  важны  будут не только  и  не  столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания повседневной жизни, успешной социализации в обществе: как вести себя с человеком в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие  права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи. Отсутствие элементарных социальных знаний может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной.

В рамках внеурочной познавательной деятельности школьников возможно и достижение результатов второго уровня (формирование позитивного отношения детей к базовым ценностям общества). Для этого в содержание познавательной деятельности должна быть привнесена ценностная составляющая.

В связи с этим педагогам рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая  им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии.

В качестве примера назовём несколько потенциально дискуссионных тем из разных областей  познания:

Для младшей школы

Загрязнение природы: может ли жизнь в городе быть такой

же приятной,  как на даче или в деревне?

Трудно ли жить в нашем обществе человеку в инвалидной коляске?

Мой внешний вид: личное дело или уважение к окружающим людям?

2. Проблемно- ценностное общение.

Проблемно-ценностное общение, в отличии от  досугового общения, затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизни, её ценностей, смысла. Проблемно- ценностное общение школьников может быть организованно в форме этических бесед, дебатов, тематических диспутов, проблемно — ценностных дискуссий.

Для достижения результатов первого уровня – приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности повседневной жизни – оптимальная форма этической беседы.

Этическая беседа – это не лекция педагога по морально- нравственной проблематике. Это обращенное к слушателям  развёрнутое личное высказывание инициатора беседы, проникнутое неподдельными эмоциями и переживаниями  и обязательно нацеленное на получение обратной связи от слушателей (в виде вопросов, ответов, реплик).

Хорошо организованная беседа- это всегда гибкое сочетание программирования и импровизации.

В рамках этической беседы основной канал общения – Педагог — Дети. Эта форма не предполагает активной коммуникации школьников между собой (максимум допустимого — обмен детей непродолжительными репликами).

А без отстаивания своего мнения перед лицом другого,  особенно сверстника (он равен мне, поэтому в случае неудачи трудно всё списать на превосходство в возрасте, опыт, знания), непросто понять, готов ли ребенок всерьёз отвечать за свои слова.

Иными словами ценит ли он то, что утверждает, или нет.

Понять  это можно участвуя в дебатах.

Эта образовательная форма способна при правильном использовании обеспечить достижение результатов второго уровня — формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.

Дебаты устроены по ролевому  принципу: участник может защищать перед судьями ту точку зрения, которую в реальности не разделяет.

Задача перехода к практическому действию изначально стоит перед участниками проблемно- ценностной дискуссии. Обсуждение строится таким образом, чтобы человек встал перед выбором: действовать или нет? Именно эта образовательная форма призвана содействовать достижению результатов третьего уровня — получению школьниками опыта самостоятельного социального действия.

3.Досугово – развлекательная деятельность

(досуговое общение).

Достичь в досугово — развлекательной деятельности школьников  воспитательных результатов первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни) можно в рамках такой хорошо известной формы, как культпоход в театр, музей, концертный зал, галерею.

Читайте также:  Интеллектуальное развитие детей 3, 4, 5 лет

Впрочем, культпоход культпоходу рознь.

Например, обычно посещение школьным классом музея

проходит по следующей схеме:

распространитель музейных билетов приходит в школу;

классный руководитель по своему усмотрению выбирает

тему и об этом сообщает учащимся;

школьники в добровольно- принудительном порядке сдают

педагогу или ответственному однокласснику деньги на

билеты;

класс идет в музей;

обсуждение, если и происходит, то носит

спонтанный характер.

Превращая культпоход в музей из формальной  акции в событие воспитания, педагогу предстоит организовать его принципиально иным образом,   в частности:

вместе с учащимися встретиться с распространителем

музейных билетов;

организовать составление школьниками  приветственного

обращения к музею;

договориться с работниками музея о том, что кто-то из них

встретит ребят, введет их в

пространство музея;

организовать после просмотра экспонатов, встречу с

работниками музея;

предложить желающим школьникам выполнить творческие

работы и передать их в дар  музею.

На достижение в досугово — развлекательной деятельности детей воспитательных результатов второго уровня ( формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом)нацелены такие формы , как концерт, инсценировка,  праздничный « огонёк», разумеется, при условии организации силами самих школьников.

Для того, чтобы досугово — развлекательная деятельность школьников начала обеспечивать достижение воспитательных результатов третьего уровня (получение детьми опыта самостоятельного общественного действия), её необходимо перенести в общественное пространство. Иными словами, начать строить досуг других людей, не попадающих в категорию близких. Например, можно организовать в районе школы ярмарку.

Алгоритм проведения ярмарки включает:

общий сбор, который может сопровождаться линейкой,

карнавальным шествием;

свободное движение участников по пространству;

свободный выбор аттракциона и участие в нём;

финальный сбор, с аукционом или без него.

4.Игровая деятельность.

В многообразии определений игры в качестве опорного приведём следующее: игра есть действие, протекающее в определенных рамках места, времени, смысла в обозримом порядке и по добровольно принятым правилам, вне сферы материальной пользы и необходимости; сопровождается настроением и чувствами подъёма и напряжения отрешённости и восторга (Й. Хейзинга)

Во — первых игра расширяет сферу педагогической деятельности, обогащает профессиональную позицию педагога так называемой игровой позицией.

Игровая позиция педагога, по мнению С.Д.Полякова, вытекает из двух основных признаков игры- двуплановости  и роли.

Двуплановость – развёртывание игрового поведения сразу в двух пространствах: в реальных  обстоятельствах и в условном пространстве, где хозяева — не задачи реальной деятельности общения, а отвлеченные от реальности воображаемые условия.

Участники игрового общения, игровой деятельности в той или иной степени сознают ролевой характер своего поведения.

Игровое общение оказывается мощным воспитательным средством, потому что помогает педагогу совершать разнообразные манёвры в поле делового и личностного общения.

5. Социальное творчество (социально- преобразующая добровольческая деятельность).

Сегодня уже не надо доказывать, что существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся. Однако задачу социализации можно трактовать по-разному. Наиболее принципиальное различие связано с пониманием социализации.

  Наиболее принципиальное различие связано с пониманием социализации либо как адаптации к существующим социальным условиям, либо как адаптации к существующим социальным условиям, либо как обеспечение возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума.

Основным содержанием второго понимания социализации является перевод ребенка, подростка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идет о формировании юного субъекта социального творчества.

Социальное творчество — высшая форма социальной деятельности: созидательный процесс; направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия.

Социальное творчество школьников — это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме.

Такая деятельность  всегда сопряжена с личной  инициативой школьника, поиском им  нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.

6.   Художественное творчество.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере художественного творчества подростков обусловлена необходимостью разрешения реальных

противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных  условиях, в частности, ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой культуры.

7.Трудовая ( производственная) деятельность.

Под традиционное определение труда как осознанной,  энергозатратной, общепризнанной целесообразной деятельности, требующей от человека приложения усилий и осуществления работы, попадает и  учебная деятельность.

Однако справедливо возвышающий учение принцип  «хорошая учеба-это настоящий труд» в последнее время стал использоваться  к сожалению, и как прикрытие исчезновения прочих,  неучебных  форм трудовой активности детей из школьной жизни.

Именно поэтому, говоря о трудовой деятельности школьников мы вводим уточнение — «производственная». Речь идёт о труде, в котором мальчишки и девчонки по меньшей мере производят продукт( вещь, услугу, информацию и т. п.

), причем значимый не только для них, но и для других людей.

Достижение в трудовой деятельности школьников воспитательных результатов первого уровня ( приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни) возможно в рамках таких хорошо известных образовательных форм, как  кружковые занятия техническим творчеством (авиамоделированием,  судомоделированием   и т .д.), домашними ремёслами, народными промыслами. Именно здесь закладывается понимание ребёнком культуры труда, этики трудовых отношений, вклада труда в осмысленность повседневного бытования, растёт чувство продуктивной самостоятельности, ощущение и осознание причастности миру трудящихся взрослых.

Для современных младших школьников оказываются удивительно интересными и полезными занятия техническим  творчеством с конструкторами « Лего».

На достижение в трудовой деятельности воспитательных результатов второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) нацелены такие формы , как коллективная трудовая игра, детская производственная бригада под руководством взрослого. Здесь воспитывающим фактором, помимо продуктивности,  становится особое производственное общение.

Замечательные коллективные трудовые игры «Почта» и      «Фабрика»  описаны И. П,  Ивановым в его книге « Энциклопедия коллективных творческих дел».

Детско — взрослое образовательное производство обязательно выходит на экономический рынок, начинает производить общественно- полезную продукцию.

И именно благодаря  этому оно является той образовательной

формой, которая обеспечивает достижение в трудовой деятельности

воспитательных результатов третьего уровня – получение детьми

опыта самостоятельного общественного действия.

8. Спортивно — оздоровительная деятельность.

На тему воспитательных возможностей внеурочной спортивно-оздоровительной  деятельности  подготовлена специальная образовательная программа, в которой представлены воспитательные результаты и эффекты , культурные формы и содержание деятельности.

В нашей школе ведется 2 часа внеурочной деятельности:               « Азбука содержания животных», « Риторика».

Курс « Азбука содержания животных» рассчитан на 33 часа.

Цель  курса — формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения

к животным, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных. Общение с животными содержит в себе уникальный развивающий потенциал, и программа курса  даёт возможность его использовать.

На занятиях дети с удовольствием рассказывают о своих любимых питомцах,  рисуют, лепят фигурки животных.

Также получают информацию из дополнительной литературы.

Много информации берем из периодического журнала « Мой зоомир».

Рабочая программа по «Риторике» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования    и авторской программы Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская .

Актуальность выбора определена следующими факторами:

На основе диагностических показателей учащиеся слабо владеют коммуникативными  умениями;

На изучение отведено 33 часа в год(1 час в неделю). Темы занятий сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям.

Цели и задачи риторики как предмета филологического цикла — научить речи, развивать коммуникативные  умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые перед учениками ставит  сама жизнь.

Источник: http://www.gor-sredneap.ru/obychenie/metod-kopilka/43-nachalnaya-shkola/175-

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector