Волшебная вальдорфская система воспитания и развития детей

Об этой педагогической системе, возникшей в начале прошлого века под руководством немецкого педагога Рудольфа Штайнера, уже много лет не утихают споры. Одни считают, что эта система держит детей в оранжерейных условиях. И им будет трудно, когда они позже попадут в реальную жизнь.

Другие, напротив, убеждены, что благодаря именно такому, лишённому насилия над личностью ребёнка, воспитанию, вырастают по настоящему свободные, гармонично развитые люди. Для нас, в рамках темы музыкального воспитания в семье, очевидно, что у этой системы воспитания многое можно позаимствовать.

Что же именно?

Сначала эмоциональное воспитание — потом интеллектуальное.

Другими словами, музыка, разговаривающая на языке эмоций, становится важной основой раннего развития ребёнка.

Причём в вальдорфских детских садах и школах не развивают специально ритм, слух, музыкальную память, но много поют и двигаются под музыку. Кроме того, все учителя, работающие в этом направлении, играют на том или ином музыкальном инструменте.

Сами же простые инструменты (ударные, игрушечные, шумовые), как мы уже упоминали, лежат открыто и каждый ребёнок может на них поиграть.

Обучение без оценок и экзаменов.

Есть дети, у которых оценки и, особенно, экзамены вызывают негативное отношение к самому процессу обучения. В том числе, музыкального.

Может быть, как раз отсутствие оценивающего фактора в вальдорфской системе способствуют важному преимуществу этой школы: школу, работающую по системе Штайнера, дети посещают охотно. В отличие от обычной, в которую они ходят без особого энтузиазма.

Не исключено, что это феномен (обучение без оценок и экзаменов) мог бы распространиться и на вальдорфские музыкальные школы. Если бы такие появились.

Движение под музыку.

Это тоже находка Рудольфа Штайнера. Включается музыка самого различного характера, не обязательно танцевального, и дети, самостоятельно (или подражая родителям) двигаются под неё. Как правило, таким движениям детей учить не надо. Они придумывают их сами. Меняется характер музыки, меняются движения. Один из авторов наблюдал, как это происходит в рамках вальдорфского садика в Израиле.

Занятия происходили на улице, в летнее время. Участвовала группа детей — 10 мальчиков и девочек от 3 до 7 лет. Здесь же стояли, составляя игровое пространство по системе Штайнера, старые, выброшенные настоящие вещи: холодильник, небольшой автомобиль, газовая плита и др. Включается музыка, и воспитатель начинает двигаться в её ритме. К нему присоединяются дети.

Не все, а только те, которые хотят подвигаться под музыку. Их большинство. Остальные продолжают играть, время от времени подключаясь к танцующим. Иногда дети подражают воспитателю. Иногда друг другу. Автор тоже принимал участие в танце. Создаётся удивительная, дружеская, непосредственная атмосфера общения.

Атмосфера, которая, вообще, характерна для вальдорфской школы.

Такой принцип свободного движения под музыку, конечно же, вполне реально применить в домашних условиях.

Много праздников.

Это также специфика школы Штайнера, которую мы рекомендуем для каждой семьи. В вальдорфских школах и садиках постоянно что-то празднуется: начало и окончание сезона — весны, лета, зимы, осени. Отмечаются всевозможные национальные праздники.

И особенно, ярко и весело — дни рождения. В программе — игры, песни, игра на музыкальных инструментах, вручение подарков, чтение стихов и многое другое. Подготовка к праздникам становится важной составной частью педагогического процесса.

Подробнее о вальдорфской педагогике: мифы и реальность

Когда в 1919 году в Германии Рудольф Штайнер предложил открыть при табачной фабрике Вальдорф Астория маленькую школу для детей рабочих, едва ли кто-то мог предположить, что спустя десятилетия вальдорфская педагогика завоюет сердца многих тысяч родителей, педагогов и детей во всем мире.

С другой стороны, с самого зарождения вальдорфской педагогики и вплоть до сегодняшнего дня не умолкают голоса противников Рудольфа Штайнера.

Радикально настроенные представители традиционных религиозных конфессий утверждают, что связанная с антропософией (эзотерическим религиозно-мистическим течением, популярным в начале двадцатого столетия) педагогика противоречит как христианству, так и другим традиционным мировым религиям.

Источник: http://klubkom.net/posts/67139

Волшебная Вальдорфская система

Вальдорфская система была создана около ста лет назад в Германии Рудольфом Штайнером. Эта система раннего развития детей больше остальных отличается от традиционной педагогики. Вальдорфская программа рассчитана на 11 лет обучения; так же существуют Вальдорфские садики.

Автор системы был приверженцем антропософии — теософии, целью которой является раскрытие скрытых способностей человека при помощи специальных упражнений (эвритмии, музыки и т. д.).

Антропософская педагогика стремится к сохранению мироощущения, которое свойственно детям — животворящего дыхания жизни. К сожалению, у современных быстро взрослеющих детей это качество очень быстро исчезает.

Но вальдорфская система старается его сохранить.

Вальдорфский сад: взгляд изнутри

Первое, о чем хочется упомянуть, так это то, что в Вальдорфском детском саду необычные воспитатели, дети и родители. Ещё бы, многие родители, начитавшись о «антропософических сектах», стараются обходить подобные организации десятой дорогой. Но на самом деле все иначе.

Сначала, ребёнок приходит в сад вместе с мамой. Погуляв час-другой, они уходят домой. Так происходит до тех пор, пока ребёнок действительно не будет готов остаться в саду, отпустив маму по своим делам. Это может длиться месяц, и даже два — как будет лучше для ребёнка.

В Вальдорфском садике нет кукол Барби, пластиковых игрушек, пистолетов и т. п. Зато очень много забавных самодельных игрушек — соломенные мобили, мягкие куклы и т. д. К декорированию детских групп создатели подходят тоже весьма ответственно — красивые витражи на окнах, разноцветные камушки на подоконниках, картины на стенах. Все это создаёт уют и красоту.

Многие мамы сходятся во мнении — в Вальдорфском детском саду просто волшебные праздники. Каждый праздник отмечается с особым почтением, а особенно дни рождения. Дети поют песни (в этих садах музыкальное развитие считает очень важным), играют на разнообразных музыкальных инструментах.

Что касается групп, то здесь они разновозрастные, в которых есть дети от 3 до 7 лет. Всем детям, вне зависимости от возраста и длительности пребывания в садике, уделяется особое внимание индивидуально. Здесь так же не обращаются к детям по фамилии, а только по имени. Это же практикуется и в отношении воспитателей.

Еда готовится прямо при детях, которые её с удовольствием едят и их не нужно заставлять скушать ложечку «за маму» и «за кота Кузю».

Дети участвуют в самом процессе приготовления еды — режут овощи, помогают накрывать на стол.

Так же учитываются вкусы детей: если воспитатель знает, что ребёнок не любит рисовую кашу, то насыпает ему меньше. Если ребёнок захочет добавки — он сам возьмёт себе ещё одну порцию.

Дети Вальдорфского детского сада практически не смотрят телевизор, предпочитая ему подвижные игры на свежем воздухе или простые ролевые игры, которым уделяется большое внимание.

Также здесь нет специальных занятий, только развивающие игры. Малышей не учат считать и писать, зато они вышивают и шьют, мастерят что-то своими руками. Детки также много лепят, поют, рисуют, пекут.

В канун праздника они мастерят подарки мамам и папам.

Особенности Вальдорфской школы

Вальдорфская система говорит нам, что взрослый человек, должен комфортно чувствовать себя везде — и в мегаполисе, и в лесу, а людей встречали не по одежде и цвету кожи, а умели видеть истинную сущность человека.

Штайнеровская (= Вальдорфская) педагогика строится на уважении к индивидуальности, вкусам каждого человека. Цель Штайнеровской педагогики — воспитать свободных и способных к творческому мышлению людей.

Школьное обучение в Вальдорфской школе начинается в 7 лет и длится 11–12 лет. Первые 8 классов ведёт один учитель. В первом классе преподаются академические дисциплины в минимальном объёме. Дети знают цифры и буквы, но читать их учат лишь во втором классе.

Первые восемь классов детям преподают такие «второстепенные» предметы (для традиционной школы), как рисование, музыку, рукоделие и т. д. на одном уровне с остальными дисциплинами. Новые предметы вводятся постепенно, из художественной среды. Таким образом дети лучше воспринимают новый предмет, он кажется им действительно интересным. С первого класса дети изучают два иностранных языка.

Так же вводится такой новый предмет, как эвритмия. Эвритмия — искусство художественного движения, которое сочетает в себе гармонию и пластику танца с пантомимой, музыкой и поэтической речью.

Этот предмет имеет не только общеразвивающее, но и терапевтическое значение. Эвритмия способствует снятию зажимов, исправлению осанки, развитию пластичности тела.

На этих занятиях дети также учатся понимать и чувствовать действия других детей.

В конце каждого учебного семестра или четверти дети устраивают родителям показательные концерт, где демонстрируют полученные на уроках знания. В Вальдорфской школе не существует учебников. Дети ведут одну толстую тетрадь, которая становится их рабочей книгой.

В средней школе нет оценок. В конце каждого семестра учитель составляет подробный отчет-характеристику на каждого ребёнка. Но при необходимости (например, переход в другую школу), могут быть выставлены оценки.

Распространённое заблуждение о том, что дети в Вальдорфской школе не получают знаний, которые помогут им поступить в ВУЗ, ошибочно. Просто школа сохраняет в ребёнке детскую непосредственность. Они учатся без страха и навязывания мысли о том, что главная цель их обучения (а иногда и ближайшей жизни) — поступить в ВУЗ. Ребёнка учат быть в первую очередь человеком, индивидуальностью.

Директора в Вальдорфской школе нет, а управление заведением осуществляется педагогическим коллективом, в составе с преподавателями и родителями.

Источник: http://www.7ya.lv/moj-rebyonok/metodiki-razvitiya-detej/volshebnaya-valdorfskaya-sistema.html

Азбука мам

Вот и пришло уже время подумать о детском садике для ребенка. Время пролетело незаметно, и вот – пора отдавать кроху в его первую, пусть и маленькую, школу жизни. И здесь очень важно не ошибиться, и сделать верный выбор: очень хочется, чтобы малыш чувствовал себя в саду превосходно, развивался и общался, учился чему-то новому.

Хорошо, что сегодня уже не так как раньше, когда все детские сады проводили одинаковую «политику» в воспитании.

Читайте также:  Военно-спортивная игра на местности в лагере

В настоящее время настолько много различных систем воспитания, новых и модных методик, что каждый детский сад (или отдельные группы в нем) могут абсолютно по-разному подходить к теме развития и воспитания крохи.

И очень хорошо, что все детские сады москвы на одном сайте легко можно обнаружить в интернете, выбирая именно то, что нужно малышу.

Что такое вальдорфская система воспитания?

Изначально родоначальник этой системы, Рудольф Штайнер, еще в 1913 году в Германии открывал маленькую школу для детей рабочих при своей табачной фабрике для того, чтобы облегчить им жизнь. И никто тогда еще не мог представить, что это приведет к созданию одной из самых популярных и лучших систем воспитания во всем мире.

Вальдорфская школа была открыта для всех деток, независимо от возраста, уровня обучения, национальности. Здесьсуществует такая политика, чтобы ребенок развивался гармонично, получая знания и об окружающей его среде, и эстетическом воспитании, и изучал практические навыки.

Какой он – вальдорфский детский сад?

Вальдорфский детский сад легко отличить от садика обычного, общепринятого. Он отличается даже внешне, так как очень красив и сделан из натуральных материалов.

Группы в детском саду по вальдорфской системе воспитания разновозрастные. В них есть место деткам от трех до семи лет. Причем, раньше трех лет в такой садик не берут. Это – правило системы.

В вальдорфском детском саду детки самостоятельно и естественно обучаются всему необходимому: одеваться, кушать, убираться за собой, лепить, рисовать, причем, все делается как в одном, большой и очень дружной семье. Ко всем детям находят индивидуальный подход, к каждому обращаются только по имени, огромное внимание уделяя личности ребенка, развивая прежде всего ее.

В детском саду по вальдорфсокй системе воспитания вы никогда не услышите крик воспитателя. Здесь это – настоящее табу. О таком даже никто и помыслить не может. К каждому крохе взрослые прислушиваются, узнают его мнение, ценят его, нося и в прямом и переносном смысле слова детишек на руках.

В детском саду нет компьютеров, телевизора, здесь не смотрят мультики, пища готовится прямо при детках, в группе, а играют они только самодельными, развивающими воображение игрушками. Причем, для создания этих игрушек в детском саду есть все.

Основными занятиями в детском саду по вальдорфской системе воспитания являются рисование, театрализованные представления, лепка, детки слушают и поют песни, сказки, предания и мифы, танцуют и играют.

Если при детском садике есть огороженная территория, то, как правило, на ней делают огород, где каждый малыш сможет посадить и ухаживать за любым растением.

Воспитатель в детском саду играет роль мамы. Она постоянно находится вместе с детьми, занимаясь своими делами: шьет, ремонтирует игрушки, читает, кушает вместе с ними за одним столом. Главной ее задачей является поддержание детской инициативы. Поэтому, здесь ребенку очень редко говорят слово «нет».

Минусы вальдорфской системы воспитания

Казалось бы, что все прекрасно. Но нет. В выборе вальдорфского детского сада могут быть и свои минусы. К примеру, из-за того, что здесь никогда не оценивают действия ребенка, у малыша может сформироваться очень завышенная самооценка.

Да и то, что здесь так много внимания уделяют мистике и эзотерике, влияет на формирование личности маленького человечка. Ходя в детский сад по вальдорфской системе обучения, нельзя одновременно посещать музыкальную, спортивную или изобразительную школы.

Запрет на раннее обучение отдаляет обучение ребенка в игровой форме чтению, письму, математике. Т.е., упускается тотуникальный возраст, когда кроха с легкостью может научиться и писать, и читать, и считать.

Поэтому, прежде чем отдавать ребенка в вальдорфский детский сад, следует взвесить все « за» и «против».

Никто ведь не мешает самим родителям взять самое лучшее из вальдорфской системы воспитания: ее демократичность и мягкость, например.

Можно ведь и дома шить с ребенком игрушки, научиться лепить из глины и соленого теста, вырезать по дереву, рисовать, устраивать театрализованные представления, растить овощи, а потом готовить из них еду.

Источник: http://www.azbykamam.ru/vospitanie/valdorfskaya-sistema-vospitaniya.html

Секреты Вальдорфской системы воспитания

Поиск достойных вариантов обучения для наших детей – это, без сомнения, один из самых сложных и ответственных моментов для заботливых родителей.

 Многие мамочки и папочки тщательно анализируют все отрицательные и положительные стороны педагогической системы в той или иной школе.

Пытаются понять, в какое учебное заведение лучше отдать ребенка, чтобы он получил отличное образование, достиг вершин в спорте, творчестве или в конкретной науке, а также не был отделен от окружающего мира, общения с красотой природы, неповторимым миром фауны и флоры.

В той статье хочу познакомить вас с Вальдорфсой системой педагогики или, как  еще ее называют: образованием Штейнера.

Немного истории

Это особая система образования, которая была разработана австрийским философом Рудольфом Штайнером в 1919 году и стала одной из наиболее быстрорастущих альтернатив к традиционным школам мира.

По иронии судьбы ее популярность бешено растет в высокотехнологичных странах всего мира.

Вольдорфская система акцентирована на развитие творческого потенциала каждого ребенка, занятие ремеслом, а так же углубленное изучение естественного мира, а так же максимальная приближенность к нему.

Рудольф Штайнер считал, что развитие человека делится на определенные этапы.

Самый первый этап – это от рождения до семи лет, когда малыши теряют молочные зубы. В этот период дети лучше всего воспринимают и впитывают информацию во время игры, слушая и подражая родителям или окружающим их людям.

Что включает в себя Вальдорфская педагогика

Вольдорфская педагогика тесно связана с творчеством, рукоделием, в значительной степени подчеркивает и поддерживает естественный жизненный ритм. В занятия включены выпечка, приготовление пищи, занятия живописью, музыкой, игры на свежем воздухе, рассказывание различных жизненных историй, а также выполнение каждодневных бытовых дел: уборка, подметание, мытье посуды…

В классах находятся несложные игры, а так же игрушки простой формы и структуры, изготовленные только из натуральных материалов, таких как дерево, шелк и шерсть.

Волдорфская системарешительно противпластика, электроники и различной техники, в том числе против телевидения, компьютеров, телефонов и т.д. Поэтому, если ваш малыш в восторге от вышеперечисленной техники, то вероятно Вольдорфская школа не для него.

Вольдорфское воспитание направлено на активное общение с окружающей средой, а именно нахождение человека в мире природы.

Ежедневно дети достаточно много времени проводят на свежем воздухе, даже еда, творческие занятия, праздники и декор класса соответствует времени года. В школе дети узнают: как сделать вещи, игрушки, еду своими руками, а также учатся сочинять интересные истории и рассказы. Это новаторское решение развивает у малышей находчивость, компетентность и креативное мышление.

Блюда, приготовленные малышами в Вольдорфской школе, как правило, все простые, состоящие из свежих фруктов, овощей и злаков. Ведь Вольдорфская система приветствует только простую, натуральную, чистую и здоровую пищу.

Для детей Вольдорфской школы предусмотрены игровые комплексы, аттракционы, качели, лодки, изготовленные из натурального материала: неокрашенного дерева. Ученики вяжут игрушки и одежду из ниток и пряжи; шьют шелковые шарфы, накидки, платья, рубашки; делают поделки из бумаги, дерева и природного материала.

В чем преимущество и отличие от обычного детского сада

Вольдорфский детский сад отличается от обычного детского сада тем, что ребенок задействован в приготовлении еды, помогает воспитателям выпекать хлеб, молоть зерно или нарезать овощи, убирать в помещении или украшать его. Дети помогают накрыть на стол, кушают за общим столом, а затем убирают и моют посуду.

Каждый день они посещают сад-огород, сажают деревья, семена овощей и цветов, смотрят на лебедей, черепах и рыбок, которые обитают в пруду, а так же играют в домике на дереве.

Дети занимаются декоративно-прикладным искусством: живописью, вязанием, валянием, аппликацией, а так же культурно развиваются, разучивая детские песенки, стихи, играя в кукольный театр.

Детей до 7 лет здесь не учат читать и писать, считая, что развитие воображения, словарного запаса, творческих навыков в раннем возрасте – это лучший способ, чтобы подготовить почву для интеллектуального и абстрактного мышления, которое понадобится в школе.

Кстати, в некоторых вопросах Вольдорфский детский сад солидарен с обычным: обязательным условием пребывания является дневной тихий час, а так же четырехразовое питание.

Не смотря на то, что высокие технологии покрывают нашу цивилизацию, многие родители пытаются временно оградить своего ребенка от этого, отдавая предпочтение природе и натуральным вещам, тем самым приспосабливая малыша к естественным формам выживания.

Недаром Вольдорфскую систему называют незаменимой школой жизни!

Источник: http://mamapapadetki.ru/sekrety-valdorfskoj-sistemy-vospitaniya/

Вальдорфская методика раннего развития: основы воспитания

Сейчас с каждым днем все больше родителей водят своих детей в школы раннего развития. Но, как правило,  такие заведения объединяют в себе несколько методик. Что же включает в себя именно Вальдорфская методика раннего развития и в чем ее отличие?

Читайте также:  Внеклассные мероприятия, 6 класс

Раннее развитие детей – очень важная составляющая их воспитания. И заниматься таким развитием нужно начинать как можно раньше, практически с первых дней жизни.

Вальдорфская методика раннего развития была разработана Рудольфом Штайнером почти столетие назад в Германии.

На сегодняшний день в мире более чем 800 школ продолжают использовать данную методику. Первая Вальдорфская школа была открыта в 1919 году в немецком городе Штутгарте. Именно тогда был применен совершенно новый подход в обучении детей, основанный на понимании их внутреннего мира.

Суть методики заключается в том, что ребенка, как можно дольше (минимум до 7 лет) нужно оставлять в его собственном, образно-сказочном мире.

Занятия по Вальдофской системе сочетают академические предметы и художественно-практические навыки. Она основана на поощрении ребенка за искреннюю любовь к учению.

Девизом Вальдорфской методики раннего развития является фраза «Всему свое время!».

Педагоги считают, что ребенок должен познавать мир естественным путем, без внутреннего сопротивления, через чувственный опыт.

Суть методики:

1. Группы в садиках разновозрастные. Маленькие учатся бытовым навыкам у старших, старшие развивают ответственность, присматривая за младшими.

2. Педагог – не руководитель, а координатор. Дети должны организовывать досуг сами, им только показывают в каком направлении двигаться.

3. В группах часто рассказывают сказки, много поют, учат наизусть, показывают кукольные представления.

4. Игрушки должны развивать фантазию, поэтому используются только самодельные. Не поощряется также наличие в доме телевизора и компьютера, они являются источниками дополнительного стресса и ненужной информации.

5. Праздники — обязательная часть процесса обучения. Очень пышно празднуются дни рождения, много праздников, связанных с природой.  По окончанию очередного учебного периода — обязательный концерт.

6. В детских садах, в которых за основу развития взята Вальдорфская методика, введен запрет на раннюю интеллектуализацию детей. Ребенок должен естественным путем постигать мир. Как наиболее близкое существо к природе, малышу свойственно подражание. Познание происходит в действии.

Результатом воспитания ребенка по Вальдорфской системе, является личность, с хорошо развитым воображением, широким взглядом на жизненные явления и понятия. Ребенок, который любит окружающую природу, умелый, свободный в творческой самореализации,дисциплинированный и ответственный.

Недостатки:

·         В методике развития по Вальдофской системе полностью отсутствуют занятия по чтению и счету, что надо учесть родителям в случае, если ребенок после такого садика пойдет в обычную школу.

·         Методика не приемлет параллельных занятий в других кружках и секциях

·         Сложно соответствовать стандартам данной педагогики в современном социуме. 

Читай также: Девочка 10 лет росла среди животных (Фото)

Источник: http://www.uaua.info/ot-1-do-3/razvitie-ot-1-do-3/article-27982-valdorfskaya-metodika-rannego-razvitiya-osnovy-vospitaniya/

Вальдорфская методика

Вальдорфская педагогика. Для многих из нас это словосочетание все еще является экзотическим и непонятным. Но наряду с традиционными и привычными учебными заведениями, все чаще можно встретить и вальдорфские, пропагандирующие весьма нетрадиционный метод воспитания и обучения детей. 

Вальдорфских школ все еще не очень много, а вот вальдорфские детские сады — уже совсем не редкость в нашей стране.

Эта статья поможет вам понять, что представляет собой вальдорфская система образования. А заодно и сделать вывод о том, подходит ли эта методика конкретно вашей семье и вашему малышу.

Основные принципы вальдорфского воспитания

Автор этой методики немецкий ученый , философ и педагог Рудольф Штейнер (1861-1925). Он был создателем целого духовного направления, религиозно-мистического учения — антропософии. В 1919г была открыта первая вальдорфская школа для детей рабочих табачной фабрики «Вальдорф Астория», основанная на принципах антропософии.

Самый главный девиз вальдорфской педагогики: «Нет раннему развитию».

Штейнер говорил о том, что детство — уникальный период в жизни каждого человека и ни в коем случае нельзя стимулировать быстрейшее взросление ребенка. Напротив, задача взрослых окружающих малыша, дать ему возможность как можно дольше наслаждаться детством, раскрывая весь свой творческий потенциал.

Особенно опасно, по мнению вальдорфцев, раннее развитие интеллектуальных способностей малыша, обучение абстрактным наукам.

Приступать к обучению чтению и письму, например, согласно вальдорфской методике можно не ранее того, как молочные зубы ребенка сменятся на коренные (то есть 7-8 лет).

До этого периода избегают любой маломальской нагрузки на память и логическое мышление. Зато образное мышление, фантазию и духовность следует максимально стимулировать в этот период.

В вальдорфской системе существует запрет на компьютеры, телевидение, радио, модные и яркие пластмассовые игрушки. По мнению вальдорфцев, все это оказывает агрессивное воздействие на внутренний мир ребенка, вызывает в нем зависимость и отсутствие желания творить и созидать.

Уважение к личности ребенка, отсутствие любого принуждения и оценочных суждений — вот основные постулаты воспитателей вальдорфских учебных заведений.

Занятия в вальдорфском детском саду

Большую часть времени воспитанники вальдорфского сада заняты игрой. Игра здесь имеет главенствующее значение. Считается, что через подражание в игре ребенок постигает мир, и поэтому вся обстановка вокруг малыша должна стимулировать ее возникновение.

Ритм дня тоже своеобразен — это чередование занятий с воспитателем, когда ребенок узнает и берет за образец что-то новое (так называемый «вдох») и самостоятельная игра, в которой самовыражается ребенок («выдох»).

Ведь ритму и цикличности подчинена вся окружающая нас природа: дыхание человека, время суток, дни недели, времена года).

Поэтому цикличная организация дня ребенка способствует спокойствию, упорядоченности и гармоничному развитию.

Обычно в течение дня воспитатели находится в центре комнаты за большим столом, Они заняты повседневными, обычными делами: готовят, вяжут, что-то мастерят, шьют, стирают белье. Дети при желании могут присоединиться к этим занятиям или же свободно играть рядом. Большое значение придается так называемым ритмическим играм — свободным движениям под музыку.

Часто воспитатель читает детям сказки и рассказывает истории, сопровождая это игрой на музыкальных инструментах (флейте, лире и тд). Очень часто устраиваются кукольные представления и инсценировки прочитанных сказок.

Зачастую, воспитанники вальдорфского детского сада обустраивают свой огород во дворе. Там выращивают самые разные овощи и даже могут посеять пшеницу, чтобы потом смолоть муку и испечь каравай. Также очень приветствуется содержание домашних животных и уход за ними — курочек, овечки, козленка.

Совершенно отдельная тема — вальдорфские игрушки. Как уже говорилось, здесь вы не встретите обычных современных кукол, конструкторов и машинок. Все игрушки сделаны вручную из натуральных материалов.

В них очень мало уточняющих деталей, только намеки, оставляющие безграничный простор для фантазии. Веточка или завязанный уголками платок может стать, например, куклой. Вместо ярких деталей конструктора — полешки, деревяшки, шишки, камушки.

Имеется огромное количество вязанных и деревянных игрушек.

Вообще в вальдорфском саду вокруг ребенка царит особая эстетика натуральных материалов — корзины с разнообразными лоскутками для творчества, глиняные мисочки для еды, льняные скатерти и шторы, плетеная мебель…

К праздникам в вальдорфском саду тоже совершенно особое отношение. Их отмечают с большим вдохновением, к ним долго готовятся, устраивая порой настоящие театральные действа с костюмами и декорациями.

Помимо общепринятых и религиозных, в вальдорфском саду огромное количество своих собственных праздников.

Чего стоит один только Праздник Фонариков в ноябре! Дети изготавливают заранее самодельные фонарики со свечками, зажигают их и , распевая песни, все вместе отправляются в царство гномов на поиски затерянного клада.

О чем не стоит забывать

Если вы выбрали для своего малыша вальдорфский детский сад, то надо четко понимать, что основана вся методика на учении,которое многие считают чуть ли не сектой. Если вы принадлежите к какой либо религиозной конфессии, то вам стоит особенно тщательно все взвесить. Ведь так или иначе воспитание в таком духе будет оказывать влияние на формирование личности малыша. Его мировоззрение.

Это,пожалуй, самый спорный момент всей методики… Вопрос веры и религии — очень тонкая вещь, поэтому родителям очень важно прислушаться к себе, своим чувствам, которые вызывает вальдорфский метод.

Оптимальным решением будет прежде чем отдать своего ребенка в вальдорфский сад, посетить его и своими глазами увидеть как проходит день воспитанников, как с ним общаются, что читают.

Обычно мнения крайне противоречивые: одни полны восторгов,а другие сразу отрицают этот подход. Сравнивая чуть ли не с лжеучением.

Еще один важный момент: подумайте, сможете ли вы обеспечить собственному ребенку соответствующую вальдорфскому воспитанию обстановку вне стен образовательного учреждения? Тоесть полное отсутствие «неправильных» игрушек, запрет на любые СМИ, чтение малышу только определенной литературы (в основном это волшебные сказки Гримм и средневековые германские мифы о феях, рыцарях и эльфах). Если вы не сможете этого сделать, то у ребенка возникнут некие двойные стандарты и двойная жизнь. Это, как вы понимаете, не очень хорошо для его развития и мировосприятия.

Читайте также:  Способы совершенствования памяти у старших дошкольников

Ведь даже при общении со сверстниками, ребенок не сможет поиграть в одни игрушки, обсудить мультфильмы или компьютерную игру… Не будет ли ваш малыш чувствовать себя изгоем вне стен вальдорфского детского сада , в реальном мире? Еще один повод для размышлений…

Ну и, конечно, современные стандарты образования требуют от дошкольника определенного уровня интеллектуальных знаний. Поэтому. Если ваш выбор — вальдорфская методика, то лучшим выбором будет посещение и далее вальдорфской школы после вальдорфского детского сада. Поступление же в обычную общеобразовательную школу несомненно вызовет трудности.

Источник: http://lisavika.ru/deti/206-valdorfskaja-metodika

Вальдорфская педагогика

Рейтинг: Нет рейтинга

Малыш подрастает, и перед родителями встает вопрос о его социализации. В какой садик или школу его отдать, как сделать пребывание ребенка там комфортным и спокойным? Всем родителям очень важно, чтобы малышу в детском учебном заведении было интересно, чтобы он шел туда с удовольствием, и процесс расставания по утрам не был болезненным ни для родителей, ни для ребенка.

Чтобы определиться с выбором учебного заведения, мамы и папы должны учитывать темперамент малыша, его творческие наклонности, а также быть знакомыми с альтернативными способами воспитания и обучения.

Давайте познакомимся с вальдорфской педагогикой, выясним, для кого она подходит больше всего, и разберемся, что это за система.

Вальдорфская педагогика – история

Автор этой системы обучения Рудольф Штайнер – австрийский доктор философии, социальный реформатор и педагог. В 1907 году вышла в свет его книга «Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки».

В ней описаны основные, по мнению Штайнера, этапы развития ребенка. Эти идеи и легли в дальнейшем в основу его подхода к обучению. В 1919 году Штайнер читает курс лекций на сигаретной фабрике Вальдорф-Астория в Штутгарте о методике воспитания и обучения детей. Как результат этих лекций, в Штутгарте открывается школа, в основе которой были идеи Штайнера.

Так как открылась она прежде всего для детей работников фабрики Вальдорф-Астория, то позднее при своем распространении все учебные заведения для детей, опирающиеся на идеи Штайнера, стали называть вальдорфскими. Вальдорфская педагогика на сегодняшний день признана во многих странах и используется как в школах, так и в детских садах.

Ее суть

Вадьдорфская педагогика основана на учении Рудольфа Штайнера – антропософии (от греч. «антропос» – человек, «софия» – мудрость). В основе учения развитие скрытых способностей человека с помощью специальных упражнений.

Система как бы копирует в смене деятельности ребенка естественное дыхание (есть вдохи и выдохи). То есть построена на максимальной естественности и помогает раскрыть и развить в ребенке способности, заложенные природой

Главный принцип – уважение к личности ребенка. Используется индивидуальный подход к каждому ребенку. Так малыш сможет полностью раскрыться. Вальдорфская педагогика безоценочная, свои сегодняшние достижения ребенок сравнивает со вчерашними, так он приходит к пониманию успеха. Отсутствие оценок исключает стрессы и обесценивание личности.

  • Для развития способностей для малыша создается среда, которая этому благоприятствует. Пространство организовано так, чтобы ребенку было легко и интересно обучаться. Обычно в середине комнаты стоит стол, за которым сидят воспитатели.
  • Они занимаются простыми бытовыми делами: шьют, вяжут, рисуют, готовят еду. Любой малыш может подойти и заняться вместе со взрослым тем делом, которое ему по душе.

В обстановке комнаты используют натуральные материалы, использование телевизоров, радио, компьютеров запрещено.

  • Игрушки используются только упрощенные, сделанные из природных материалов. Широко используются сшитые детьми совместно с воспитателями и родителями куклы, сказочные персонажи и одежда для них.
  • Любая игрушка должна побуждать ребенка к творчеству и предусматривать разные варианты игр с ней. Творчество в вальдорфской педагогике играет очень важную роль, преподаватели всячески поощряют проявления творческих способностей ребенка и стимулируют развитие его фантазии. Так, игрушкой может стать любая палочка, листочек, носовой платок, скученный в зверюшку.
  • Личность учителя или воспитателя играет огромную роль в вальдорфской педагогике. Это безусловный авторитет и пример для подражания. Воспитателю или учителю нужно постоянно совершенствоваться, следить за своим поведением, манерами. 
  • Подражание – важная часть обучения. Дети подражают не только людям, но и растениям, животным, всему окружающему миру. Например, в совместном хороводе движениями они в состоянии отобразить процесс роста и цветения деревьев и цветов.
  • Ни в одной системе образования ваш ребенок не будет играть так долго и так разнообразно, как в вальдорфской школе. Все познание окружающего мира сведено к постижению его таинств с помощью игры. Обычно игры не имеют четких правил, малыш вовлекается игру. Задача взрослых направлять детей в игре, поддерживать и развивать интерес, вмешиваясь в игру минимально.
  • Вальдорфские детки не спешат прощаться с детством. Они начинают обучение письму и счету после 7 лет. Именно тогда, считает Штайнер, ребенок готов обучаться этому навыку. Вообще развитию интеллектуальных способностей уделяется второстепенное значение. В первую очередь развиваются трудовые и творческие навыки.
  • Очень важно, чтобы дети получали новые знания и навыки тогда, когда они к этому готовы, и им это интересно. Например, учиться читать четырехлетнему малышу вовсе не интересно, значит, и насильно обучать его этому неэффективно.

Важная роль отводится родителям. Они принимают активное участие в жизни ребенка в школе или детском саду. Устраиваются совместные праздники и театральные представления.

Как происходит обучение

Система вальдорфской педагогики опирается на ритмический распорядок дня. Рабочий день малыша в вальдорфском учебном заведении (детском саду или школе) подчинен строго определенному ритму: от умственной деятельности к физической переход осуществляется через чувственную деятельность.

  • С утра у младших воспитанников проходит утренняя зарядка, на которой они активно двигаются, прыгают, танцуют, хлопают в ладоши и даже читают стихи.
  • Первый урок – основной. Обычно это любой общеобразовательный предмет (физика, химия, география). Затем идет урок, на котором используется ритмическое повторение, например живопись, пение, гимнастика, иностранный язык. Следует отметить, что уже в 7 лет в вальдорфской школе малыши изучают 2 иностранных языка. Во второй половине дня дети занимаются трудовой деятельностью, например, садоводством или любыми бытовыми делами, связанными с физической активностью.
  • Отличительной особенностью вальдорфской методики преподавания является подача изучаемого материала по «эпохам». «Эпоха» в среднем длится месяц. За это время дети «вживаются» в изучение материала, не отвлекаясь ни на что другое. По окончанию «эпохи» детям легко оценить и осознать свои достижения за это время.
  • Обучение в школе начинается с 7 лет и рассчитано на 11 лет. Огромную роль в формировании личности ребенка в первые 8 лет играет учитель-наставник. Он является безусловным авторитетом и духовным наставником ребенка.
  • Дети в вальдорфских школах и детских садах очень дружны. В конце семестра устраиваются заключительные концерты. Активное участие принимают не только воспитанники, но и учителя и даже родители.
  • Следует отметить, что это не отчетный концерт, а именно совместное со взрослыми праздничное времяпровождение. Дети и взрослые готовят вместе угощения, костюмы, разучивают танцы и стихи.

Несомненными плюсами данной методики преподавания можно считать индивидуальный подход к детям. Преподаватели прислушиваются к потребностям и способностям каждого малыша. Конечно, в таких условиях дети чувствуют себя уверенно и комфортно.

Все в школе или детском саду подчинено развитию творческих способностей ребенка.

По окончанию школы выпускники вальдорфских школ становятся преподавателями, писателями, художниками, людьми творческих профессий.

 Как и любое альтернативное течение, вальдорфская педагогика подвергается критике. И нужно сказать, что она объективна. Такая школа не подойдет для детей с явным техническим складом ума.

Системе преподавания уже 100 лет, а она стоит в стороне от развивающегося прогресса и запрещает использование компьютеров и интернета. При разнообразии готовых игрушек и игр вальдорфским детям запрещено играть с ними. Получается, что дети находятся в изоляции от достижений науки и информационных потоков.

Если такая система преподавания не вызывает отклика в душе родителей, если они сами не согласны с теми ограничениями и правилами, которые используются в ней, тогда она не подойдет и для ребенка.

Не нужно забывать, что антропософия – это теософское учение, а сам Рудольф Штайнер – основатель вальдорфской педагогики – был увлеченным мистиком и эзотериком. Конечно, система имеет некий перекос в эту сторону.

Вальдорфская педагогика – видео

Кратко о системе обучения по вальдорфской методике смотрите в видео. Вы получите исчерпывающую информацию не только о самой вальдорфской педагогике, но и о ее плюсах и минусах.

При выборе учебного заведения для своего малыша максимально учитывайте его способности и особенности. Подумайте, насколько принципы обучения по этой методике близки вам как родителям.

Существуют и другие методики воспитания: Методика Зайцева, Методика Монтессори, Методика Никитиных.

Знайте, что лучшей школой после вальдорфского детского сада будет именно вальдорфская школа, позаботьтесь, чтобы для вас она была удобно расположена и вообще существовала в вашем населенном пункте. В комментариях поделитесь, посещал ли ваш малыш вальдорфские учебные заведения, насколько вы довольны его результатами.

Источник: https://www.beremennost-po-nedeliam.com/deti/god-i-tri/detskij-sad/metodiki-rannego-razvitiya/valdorfskaya-pedagogika.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector