Воспитание детей. методика воспитания детей бенджамина спока

  • Главная
  • Бенджамин Спок
  • Просмотр материала

Если Вы не нашли ответ или Вам может быть полезна помощь врача — Вы можете обратиться к нашим специалистам и получить ответ в течение часа.

Задать вопрос врачу

Спок критически осмысливает воспитание детей, говоря, что делать малыша центром внимания и все ему позволять – это опасно, безнравственно, чревато скверными результатами. Родителям нет необходимости приносить себя в жертву и тратить на ребенка все свои силы и время. Чрезмерная забота сделает несчастным и родителей, и ребенка.

Спок советует относиться к воспитанию критически, а его рекомендации пропускать сквозь призму собственного родительского опыта.

Ключевое понятие, которое выделяет автор книги, — это дисциплина. Неважно сколько ребенку лет, он должен всегда знать границы допустимого поведения, которые безоговорочно установлены взрослыми. Ребенка необходимо уважать, уделять ему внимание, но это не значит вседозволенность.

По мнению Спока, до трех месяцев малыша невозможно избаловать. В таком возрасте он чрезвычайно нуждается в мамином тепле, его можно брать часто на руки и подолгу укачивать. Но, начиная с четвертого месяца жизни, ребенка следует начинать воспитывать и приучать к дисциплине. Если малыш привык к рукам, Спок советует начинать отучать кроху от такого желания.

Поначалу малыш будет капризничать, плакать, но не стоит серьезно обращать на это внимание. Постепенно ребенок привыкнет и поймет, что не может рассчитывать на маму и папу ежеминутно. Если крохе время спать, мама должна сказать ему об этом твердым голосом, но с улыбкой, выйти из комнаты и не обращать внимания на капризы своего чада.

Очень важно удержаться от искушения подойти к ребенку и успокоить. С каждым днем малыш будет плакать все меньше, научится засыпать самостоятельно в определенное время. Родители, увидев хорошее влияние своего поведения на малыша, убедятся, что поступают правильно. Бывает, что годовалый ребенок часто просыпается во сне, хнычет или ворочается. Мама тотчас берет его на руки.

Кроха постепенно привыкает к такому поведению мамы и понимает, что может потребовать мамины руки при помощи малейшего крика. Не стоит бежать к малышу по первому зову, он может и сам спокойно уснуть и спать дальше. Ребенка необходимо оставлять периодически одного. Не стоит находиться возле малыша все время, когда он бодрствует.

Иначе малыш просто не сможет научиться развлекаться самостоятельно и будет требовать участия в своих играх мамы или других родственников. Избалованного малыша можно перевоспитать. Необходимо составить расписание, по которому родители заняты своими заботами. Если малыш требует к себе внимания, мама или папа должны дружелюбным уверенным тоном заявить, что заняты.

Если малыш еще не понимает слова, то уловит интонацию. В часы, отведенные на игры с ребенком, не стоит брать его на руки, лучше присесть возле него на пол или кровать. Иначе, ребенок будет сильно протестовать при следующей попытке оставить его одного. Спок уверяет, что для ощущения безопасности малышу необходимо уверенное руководство родителей.

Ребенок будет вести себя беспокойно, если родители не могут принять какое-то решение. Чем больше откликаться на капризы крохи, тем больше он будет требовать. Малыш очень быстро осознает, что плачем может добиться абсолютно всего. Не стоит потакать всем требованиям ребенка. Спок убежден, что неприученный к самостоятельности ребенок, очень трудно избавляется от зависимости.

А близость к своему ребенку пагубно сказывается на душевном равновесии мамы. Если соблюдать рекомендации Спока, то мама должна запастись неимоверным количеством жесткости и воли, постоянно помнить о том, что чрезмерная заботливость вредна для ребенка, начиная с четырех месяцев.

Читая книгу доктора Спока, мама может обнаружить, что общение с малышом – это не радость, гармония и счастье, а некая борьба, в которой ей просто необходимо победить, чтобы не превратиться в раба своего ребенка и не испортить его жизнь, привив ему зависимость.

Но, тем не менее, книга доктора Спока сыграла огромную роль в воспитания детей середины прошлого века, а к некоторым ее рекомендациям прислушиваются и сегодня.

PuzKarapuz

Источник: https://puzkarapuz.ru/content/194

Поговорим о великих — Бенджамин Спок – Мамочки BY

Бенджамин Спок — известный американский педиатр, автор книги-бестселлера «Ребёнок и уход за ним», изданной в 1946 году. Его идеи о воспитании детей повлияли на несколько поколений родителей не только в США, но и по всему миру. Доктор приобрел в одночасье тысячи поклонников, но и нажил множество врагов.

   
 
Фото с сайтов www.ozon.ru и www.avito.ru

У самого же доктора отношения с родителями были не из легких. Мать воспитывала сына по известной на то время методике Лютера Эмметта Холта.

Воспитание было очень жестким: строгое расписание, физические наказания, консерватизм, страх перед матерью. Стоит ли говорить, что в сердце у маленького Бенджамина на всю жизнь поселилась обида на самых близких людей.

Ему словно хотелось переписать свое прошлое, избавить от подобного опыта других детей. Именно поэтому он и стал педиатром. 

Фото с сайта www.review-dev.britannica.com

Но от психологической травмы детства Споку так и не удалось освободиться.

Жизнь подбросила ему новые испытания. Будучи успешным врачом, Спок не смог найти общий язык со своими детьми. Немалую роль в этом сыграла первая жена доктора, Джейн, с которой он прожил 47 лет. Спок узнавал в ней свою жестокую мать. В своей знаменитой книге он напишет: «Матери способны иногда на поразительную жестокость по отношению к ребенку, такую, которая и не снилась их отцам».

Жестокость ли Джейн или бесхарактерность Бенджамина привели к тому, что дети забыли о родителях? Младший сын Джон пристрастился к наркотикам и пытался покончить жизнь самоубийством. «Не повторяйте моих ошибок!» — откровенно говорил Бен Спок.

Сам же Джон Спок в возрасте 52-х лет позволил себе шокирующую откровенность: «Отец постоянно устраивал нам нешуточные разносы даже по мелочам. У нас в доме царила гнетущая обстановка.

Моим обычным состоянием были страх, чувство унижения и подавленности».

Не найдя счастья в семье, Спок ударился в общественную деятельность, возглавил антивоенное движение. Доктор колесил по стране с призывами остановить кровопролитие во Вьетнаме, закончить холодную войну. В 1972 году Спока выдвинули в президенты от Народной партии.

Фото с сайта www.drtwanalsparksblog.com

В 1975 году Спок все-таки решился на развод с Джейн, которая к тому времени очень сильно злоупотребляла алкоголем. А в 1976 году доктор неожиданно женился второй раз на 34-летней сотруднице института детской педиатрии.

По иронии судьбы Мери воспитывалась на книгах известного педиатра. Доктор обрел вторую молодость и настоящее семейное счастье.

Рядом со своей женой он написал еще несколько книг и сделал ряд фундаментальных открытий в педиатрии.

В 1977 году Спок даже приезжал в СССР, в лагерь «Артек» на международный детский фестиваль. Доктор Бен Спок умер 15 марта 1998 года в возрасте 94-х лет.

В своих мемуарах он писал: «Мой идеал — негритянские похороны в духе Нового Орлеана, когда друзья, пританцовывая, идут змейкой под звуки джаз-бэнда».

Мери исполнила последнюю волю великого доктора, который в душе на всю жизнь так и остался ребенком, который верил в добро.

Фото с сайта www.kommersant.ru

Основные принципы педагогики Спока.

Девиз всей жизни доктора Спока – все лучшее детям, все для детей.

Спок был первым педиатром, изучавшим психоанализ, чтобы понять нужды детей в семье. Главная идея его книг состояла в том, что родители не должны волноваться, если их ребенок ведет себя необычно, не так, как описано в педагогической литературе. Ни в коем случае нельзя подавлять детские поведенческие реакции: по Фрейду, такое подавление неизбежно ведет к неврозам в будущем.

Спок не дает никаких универсальных рецептов воспитания. Наоборот, он повторяет, что их нет. Родители должны доверять своей интуиции, а не руководствам педагогов.

Педиатр выступает за диалог между родителями и детьми, за доверие в отношениях. «Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет…

» — говорит доктор.

Сейчас идеи Спока звучат достаточно странно. В наше время все прекрасно понимают, что без доверия, любви и взаимопонимания невозможно вырастить гармонично развитую личность. Но не забывайте, что в то время американским родителям возбранялось даже лишний раз поцеловать ребенка. Строгая дисциплина везде и во всем, и никаких нежностей!

Фото с сайта www.beeznez.com

В то же время доктор предостерегает родителей от ошибок. «Проявляйте чуткость, — говорит он, — учитывайте желание и волю своего ребенка. Но осторожно, не позволяйте ребенку превращать вас в рабыню.

Помните, что главенствующую роль должны играть родители, родительский авторитет. Я имею в виду настоящий авторитет, а не авторитарность, разумеется. Речь идет не о наказании ребенка, а об умении научить его тому, что хорошо и справедливо.

Нужно добиться того, чтобы в наказании, как в методе воспитания, просто не было необходимости…»

Одним из методов воспитания Спок называл метод терпения, родительское умение ждать. Если ребенок не откликается на поощрение, то наказание только ухудшит дело, поэтому надо подождать, позволить ребенку проявить свою самостоятельность и, выбрав удобный момент, возвратиться к своим требованиям.

Читайте также:  Как найти общий язык с родителями

Педиатр считает, что естественная потребность человека – любить. И только родители могут научить этому. Не заставить, а именно научить, показав это на собственном примере. Научить ребенка быть добрым — в этом главная направленность воспитательных действий родителя.

Особую роль в воспитании Спок отводит школам. Он говорит, что школы могут быть эффективным средством в воспитании понимания и любви ко всем народам и расам. Школы должны воспитывать отвращение к войне и всем формам насилия. Педиатр также был против насилия на телеэкранах.

Критика.

Далеко не все идеи доктора Спока прошли испытание временем.

В частности, Спок не был сторонником грудного вскармливания. Он считал, что не важно, каким способом мамочка кормит ребенка. Впоследствии Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) это утверждение признано ложным. Думаю, не нужно объяснять почему.

Фото с сайта www.pcrm.org

Также одна из самых известных рекомендаций доктора: следить, чтобы младенец засыпал, лежа на груди, а не на спине. Сейчас известно, что этот совет потенциально смертельно опасен. Исследования, проведенные в конце 1980-х годов, показали, что риск «смерти в колыбели» для детей, засыпающих лёжа на груди, в четыре раза выше, чем для детей, засыпающих на спине.

Именно Спока обвиняют в том, что он стал родоначальником движения хиппи в Америке. Его называли «губителем поколения 60-х», «бунтовщиком» и «ботаником, взрастившим «детей цветов».

Поколение, выросшее на советах доктора Спока, стояло во главе сексуальной революции, во главе идеи о равенстве полов, эмансипации и феминизма.

В СССР активным оппонентом Бенджамина Спока был советский доктор Леонид Рошаль.

В одной из своих последних книг «Лучший мир для наших детей» сам Спок говорит: «Никто и не предполагал, что представители этого поколения вырастут в своей массе такими неинтересными людьми.

Сегодня они думают только о деньгах и сексе, а о духовной жизни не имеют ни малейшего представления и вообще мало чем отличаются от своих предков.

Я старался сделать для них все, что только мог, а они меня страшно разочаровали».

Как мы видим, жизнь и творческая судьба, как и труды великого американского педагога, достаточно противоречивы. Но, несмотря на имеющую место критику американского педиатра, нельзя не отметить тот огромный вклад, который доктор Бенджамин Спок внес в педиатрию. Его идеи гуманизма, любви и свободы живут до сих пор и еще долгое время останутся актуальными.

Не стоит забывать, что сам доктор не раз говорил: «Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто бы то ни было». А это значит, только вы можете воспитать в ребенке полноценную личность. Книги за вас этого не сделают. 

Ксения Потапенко

9.04.2015

© mamochki.by

Перепечатка и копирование текста и фотографий без разрешения редакции запрещены

Обратите внимание: комментарии читателей сайта mamochki.by отражают только их личную позицию. Она может отличаться от мнения администрации сайта. В соответствии с законодательством Республики Беларусь ответственность за содержание комментария несет лицо, его опубликовавшее. Если вы заметили комментарии, нарушающие белорусское законодательство, сообщите об этом администрации сайта.

Источник: https://mamochki.by/articles/2015-04-08/1613/pogovorim_o_velikich_-_bendjamin_spok.html

Бенджамин Спок — основы воспитания детей

В 1947 году вышла книга под названием «Ребенок и уход за ним». Ее автор Бенджамин Спок – детский врач, огромный опыт которого отобразился на страницах издания. В то время книга обрела широкую популярность среди родителей, для многих стала настольным пособием по уходу за малышом.

Спок критически осмысливает воспитание детей, говоря, что делать малыша центром внимания и все ему позволять – это опасно, безнравственно, чревато скверными результатами. Родителям нет необходимости приносить себя в жертву и тратить на ребенка все свои силы и время. Чрезмерная забота сделает несчастным и родителей, и ребенка.

Спок советует относиться к воспитанию критически, а его рекомендации пропускать сквозь призму собственного родительского опыта. Ключевое понятие, которое выделяет автор книги, — это дисциплина. Неважно сколько ребенку лет, он должен всегда знать границы допустимого поведения, которые безоговорочно установлены взрослыми.

Ребенка необходимо уважать, уделять ему внимание, но это не значит вседозволенность.

По мнению Спока, до трех месяцев малыша невозможно избаловать. В таком возрасте он чрезвычайно нуждается в мамином тепле, его можно брать часто на руки и подолгу укачивать.

Но, начиная с четвертого месяца жизни, ребенка следует начинать воспитывать и приучать к дисциплине. Если малыш привык к рукам, Спок советует начинать отучать кроху от такого желания. Поначалу малыш будет капризничать, плакать, но не стоит серьезно обращать на это внимание. Постепенно ребенок привыкнет и поймет, что не может рассчитывать на маму и папу ежеминутно.

Если крохе время спать, мама должна сказать ему об этом твердым голосом, но с улыбкой, выйти из комнаты и не обращать внимания на капризы своего чада. Очень важно удержаться от искушения подойти к ребенку и успокоить. С каждым днем малыш будет плакать все меньше, научится засыпать самостоятельно в определенное время.

Родители, увидев хорошее влияние своего поведения на малыша, убедятся, что поступают правильно. Бывает, что годовалый ребенок часто просыпается во сне, хнычет или ворочается. Мама тотчас берет его на руки. Кроха постепенно привыкает к такому поведению мамы и понимает, что может потребовать мамины руки при помощи малейшего крика.

Не стоит бежать к малышу по первому зову, он может и сам спокойно уснуть и спать дальше. Ребенка необходимо оставлять периодически одного. Не стоит находиться возле малыша все время, когда он бодрствует. Иначе малыш просто не сможет научиться развлекаться самостоятельно и будет требовать участия в своих играх мамы или других родственников.

Избалованного малыша можно перевоспитать. Необходимо составить расписание, по которому родители заняты своими заботами. Если малыш требует к себе внимания, мама или папа должны дружелюбным уверенным тоном заявить, что заняты. Если малыш еще не понимает слова, то уловит интонацию.

В часы, отведенные на игры с ребенком, не стоит брать его на руки, лучше присесть возле него на пол или кровать. Иначе, ребенок будет сильно протестовать при следующей попытке оставить его одного.

Спок уверяет, что для ощущения безопасности малышу необходимо уверенное руководство родителей. Ребенок будет вести себя беспокойно, если родители не могут принять какое-то решение. Чем больше откликаться на капризы крохи, тем больше он будет требовать. Малыш очень быстро осознает, что плачем может добиться абсолютно всего. Не стоит потакать всем требованиям ребенка. Спок убежден, что неприученный к самостоятельности ребенок, очень трудно избавляется от зависимости. А близость к своему ребенку пагубно сказывается на душевном равновесии мамы. Если соблюдать рекомендации Спока, то мама должна запастись неимоверным количеством жесткости и воли, постоянно помнить о том, что чрезмерная заботливость вредна для ребенка, начиная с четырех месяцев. Читая книгу доктора Спока, мама может обнаружить, что общение с малышом – это не радость, гармония и счастье, а некая борьба, в которой ей просто необходимо победить, чтобы не превратиться в раба своего ребенка и не испортить его жизнь, привив ему зависимость. Но, тем не менее, книга доктора Спока сыграла огромную роль в воспитания детей середины прошлого века, а к некоторым ее рекомендациям прислушиваются и сегодня.

Источник: http://miroditeli.com.ua/my-roditeli/osnovy-vospitanija-rebenka/bendzhamin-spok-osnovy-vospitanija-detei.html

Подлинная история легендарного воспитателя доктора Спока

14 июля 1946 года на полках книжных магазинов Америки появилась книга Бенджамина Спока «Уход за ребенком в духе здравого смысла».

На заре третьего тысячелетия вряд ли найдется мама, которая не знает, что ребенка не следует туго пеленать и не обязательно кормить по расписанию. Но в середине XX века эти «странные» советы доктора Спока стали настоящей сенсацией.

О том, кто такой доктор Спок и каковы основные положения его методики, вспоминает автор diletant. media Мария Молчанова.

«Уход за ребенком в духе здравого смысла» — так называлась книга, которая взбудоражила весь мир, а в США по популярности заняла второе место после Библии и стала настольной книгой молодых родителей.

За 55 лет «Ребенок… «выдержал шесть переизданий, был переведен на 42 языка, включая урду (Иран и часть Афганистана), тайский (Таиланд) и тамильский (Шри-Ланка), а общий тираж книги уже превысил 50 миллионов экземпляров.

Бенджамин Спок в 1968 году

Будущий советчик всех молодых родителей родился в 1903 году в Нью-Хейвене (штат Коннектикут, США) в семье преуспевающего юриста. Спок, переиначенное голландское Спаак, — это родовое имя семьи переселенцев, обосновавшихся в долине реки Гудзон.

Мать Бенджамина Милдред-Луиз, женщина строгая и властная, привыкшая скрывать свои чувства, была воплощением пуританства. Одним из главных авторитетов по «детским вопросам» в Америке считался тогда доктор Джон Уотсон.

«Никогда, ни за что не целуйте своего ребенка», — строго наказывал он молодым родителям в книге «Психологическое воспитание младенца и ребенка». Похоже, Милдред-Луиз была прилежной ученицей Уотсона.

Спок первым стал использовать психоанализ, чтобы понять нужды детей

К тому же педагогический арсенал тогдашних родителей, по выражению газеты «Бостон Глоб», состоял из «закоснелых пособий, суждений, унаследованных от викторианской эры, поучений бабок и доброжелательных, но не всегда грамотных советов соседок, свекровей и тещ». В знак протеста против методов воспитания, практиковавшихся, в частности, и в его семье, расставшись с детством, Бенджамин Спок и написал свою книгу.

Бенджамин Спок

Для большинства американских пап и мам новое «пособие» словно распахнуло окно из душной комнаты в мир запахов и красок.

Читайте также:  Воспитателям

Даже Милдред-Луиз, прочтя сочинение сына, сказала: «Что ж, Бенни, на мой взгляд, весьма недурно». А молодые мамы читали «Ребенка» как бестселлер.

«У меня такое чувство, — признавалась в письме автору одна из читательниц, — будто вы разговариваете со мной, а главное — считаете меня разумным существом…».

Старшему из шести детей в семье, Бенджамину пришлось во всей полноте узнать, что такое заботы няньки. «Сколько же пеленок я сменил, сколько бутылочек с сосками поднес!» — рассказывал он о собственном детстве. Не удивительно, что Спок сочувствовал матерям. А оказавшись на войне в качестве психиатра, он был потрясен тем, как цинично она сводит все родительские усилия на нет.

До 40 млн детей, рождённых в 1950—1960-е гг, воспитывались «по Споку»

В 1943 году он начал книгу об уходе за детьми «в духе здравого смысла»: «Некоторые молодые родители считают, что они должны отказаться от всех удовольствий просто из принципа, а не из практических соображений. Но слишком большое самопожертвование не принесет пользы ни вам, ни ребенку. Если родители слишком заняты только своим ребенком, постоянно беспокоятся только о нем, они становятся неинтересны для окружающих и даже друг для друга…».

Именно здравый смысл должен стать основой детского воспитания, утверждал доктор Спок: «Если дитя плачет, утешьте или накормите его, пусть даже будет нарушен график кормления. Но не надо бросаться к младенцу стремглав, едва он захнычет. Если же ребенок не может или не хочет чего-то делать, не заставляйте его…».

Почитатели Бенджамина Спока утверждают, что книга «Ребенок и уход за ним», написанная в эпоху президентства Франклина Рузвельта, отразила здравый смысл рузвельтовского «нового курса», который помог Америке не только выжить в тяжелых испытаниях XX века, но и стать сильнейшей державой в мире.

Противники же воспитания «по-споковски» считали, что он поколебал христианские устои общества: «Библия учит, что человек изначально порочен. Все несут на себе проклятие первородного греха. Спок отказался от христианской парадигмы.

Методы воспитания, предложенные доктором, основывались на разрешении ребенку как можно большего».

Бенджамин Спок и Мартин Лютер Кинг

Сам Бенджамин Спок говорил, что постарался воплотить в жизнь идеи двух крупных мыслителей начала XX столетия — основателя психоанализа Зигмунда Фрейда, а также американского философа и просветителя Джона Дьюи, полагавших, что «вовсе не обязательно загонять детей во взрослую жизнь с помощью дисциплинарных методов — они вполне могут стать взрослыми по собственной воле». Дети, воспитанные в соответствии с советами доктора Спока, продемонстрировали характер уже в 60-х, выйдя на акции протеста против войны во Вьетнаме. Да и сам доктор с первых же дней войны начал выступать против нее. Респектабельному медику это грозило серьезными неприятностями, но он сознательно пошел на риск: «Нет смысла растить детей, чтобы потом позволить им заживо сгорать». В 1968 году Бенджамина Спока признали виновным в преступном пособничестве молодым людям, уклоняющимся от призыва в вооруженные силы Соединенных Штатов. Доктору грозили два года тюрьмы, однако апелляционный суд отменил приговор.

В СССР книга Спока вышла в 1956 году и произвела настоящую революцию

В целом, материнское воспитание сказалось на «взрослой жизни» доктора Спока. «Я никогда не целовал своих сыновей», — говорил он. И дети, видимо, очень страдали. Младший, Джон, признавался, что чувствовал себя брошенным.

Старший, Майкл, тоже был не в восторге от отцовской педагогики: «Наш Бен всегда мыслил крайними категориями. У него все было или только плохим, или только хорошим… И уж если я делал что-нибудь не так, то всегда мог в полной мере почувствовать, насколько неодобрительно относится отец к моему поступку».

Не сложились отношения у доктора и с матерью его детей — Джейн.

По свидетельству людей, близких семейству Споков, она была его первой помощницей в подготовке книги, но все время чувствовала себя недооцененной.

Душевный дискомфорт вылился в алкоголизм Джейн, что разрушило брак окончательно. В 1975 году супруги развелись, и вскоре спутницей Спока стала Мэри Морган — женщина на 40 лет моложе его.

Жертва деспотичной материнской любви, доктор Спок научил миллионы родителей любви гуманистической.

Страшный удар произошел в 1983 году, когда в возрасте 22 лет покончил с собой внук Спока Питер, и всем членам семьи казалось, будто доктор винит их в том, что не обратили внимания на депрессию, толкнувшую парня на гибельный шаг.

О том, как Бенджамин Спок переживал случившееся, можно судить по его словам: «Работу, карьеру нам нужно отодвинуть на второй план, чтобы дела не были для нас превыше всего, чтобы не отнимали столько времени, лишая возможности общаться с семьей…»

Доктор Спок баллотировался на пост президента США в 1972 году

Умер Бенджамин Спок в своем доме в Сан-Диего, перенеся незадолго до смерти сердечный приступ, инсульт и шесть тяжелых пневмоний. Ему предлагали госпитализацию, но Мэри, зная, что муж вне дома не проживет и двух недель, на это не согласилась.

Счета за медицинский уход на дому достигали 16 тысяч долларов в месяц. С учетом того, что годовой бюджет семьи составлял около 100 тысяч долларов, оплачивать такие счета не было возможности. Поэтому Мэри Морган обратилась за помощью к друзьям и знакомым.

Когда об этом сообщила пресса, на имя Бенджамина Спока пошли письма и денежные переводы.

«Я всей душой ненавижу атмосферу казенных похорон, — писал доктор в своих мемуарах «Спок о Споке».

— Ненавижу затемненную комнату, людей с вытянутыми лицами, молчащих, перешептывающихся или шмыгающих носом, помощников распорядителя, безуспешно пытающихся изобразить скорбь… Мой идеал — негритянские похороны в духе Нового Орлеана, когда друзья идут, пританцовывая, змейкой под звуки джаз-банда».

Источник: http://diletant.media/articles/29861643/

Как воспитывать детей: метод Бенджамина Спока

Молодые мамы, которые сдувают пылинки со своих чад, кормят их по первому требованию и часами не спускают с рук, наверняка были бы шокированы подходом к воспитанию детей, царившим три четверти века назад. Детей надлежало кормить строго по часам, не брать на руки «попусту» — чтоб не избаловать, а также… не целовать!

Конечно, скажете вы, — стране Советов нужны были дисциплинированные граждане, «стойкие оловянные солдатики», а их мамам не положено было рассиживаться в декретных отпусках, так что «телячьи нежности» поощрять было нельзя… Верно. Но реальность обстояла так, что подобный подход практиковался повсеместно, и в том числе — в США.

Америка пережила тяжелейший финансовый кризис 30-х годов, нравы были суровы. Детей воспитывали по-спартански: отцы и матери хотели, чтобы их дети смогли встретить все тяготы жизни во всеоружии.

6 правил воспитания мальчиков

Для американских родителей все изменилось в 1946 году, с наступлением послевоенного беби-бума, когда была издана книга Бенджамина Спока, перевернувшая сознание масс.

Она носила громоздкое название «Книга здравого смысла о ребенке и уходе за ним», и первый ее тираж составлял всего 10 тысяч экземпляров.

Всего 12 месяцев спустя книга появилась в каждой американской семье, где были новорожденные, и по популярности соперничала с Библией! — Ведь чуть больше, чем за год, издателю пришлось выпустить миллион (!) ее экземпляров.

Что же настолько поразило американцев? Почему книга перевернула сознание миллионов и стала номером один в списке литературы для будущих (и настоящих) родителей?

В те времена Спок был чуть ли не единственным педиатром, практикующим психоанализ по Фрейду в сочетании с традиционным лечением. Наблюдая за маленькими пациентами, он пришел к выводу о том, что чуть ли не половина детских болезней нуждается вовсе не в лечении, а — в коррекции воспитания.

Спок считал, что если уберегать ребенка от фрустраций (разочарований) и создавать доброжелательный микроклимат вокруг него, то он вырастет свободным, спокойным и уверенным. Беда заключалась в том, что американцы поняли доктора слишком буквально, и доброжелательная атмосфера в понимании многих стала атмосферой вседозволенности.

Поколение взращенных «на Споке» детей стало агрессивным и невротичным: ведь кроме любви, детям нужно ощущение безопасности. А оно достигается тем, что родители устанавливают вокруг ребенка определенные рамки — границы поведения. Тогда маленький человек будет уверен в том, что любим, небезразличен — и окружен вниманием.

«Гуманизм — не вседозволенность!», — растерянно оправдывался позже доктор… Да где там. Воспитание «по Споку» уже принесло свои плоды.

Фото Shutterstock

В СССР книга Спока, впервые переведенная на русский язык в1956 году, тоже произвела настоящую революцию. Советская медицина, педиатрия и неонатология стояли на трех китах: дисциплина, стерильность, режим. «Воспитывать» детей считалось правильным с того самого момента, как они делали свой первый вдох.

И Бенджамин Спок со своим напутствием: «Доверяйте себе. Вы знаете больше, чем вам кажется. Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо. Главное, что нужно ребенку, — ваша любовь и забота. И это гораздо ценнее, чем теоретические знания» стал первым и главным советчиком по воспитанию в Стране Советов.

Молодые родители не подозревали о том, что сам Спок вырос в пуританской семье, и до зрелости не мог снискать одобрения собственной матери; дети Спока жили по четкому расписанию, а вместо поцелуев получали «разносы» за каждую провинность. Нет-нет, он не был монстром, доктор Бенджамин. Он учил других любить своих детей, а сам… Сам не умел этого делать. И оставался несчастным.

3 самые распространенные ошибки в воспитании

Книга принесла ему мировую славу, но, увы — никакого богатства: он фанатично работал над каждым изданием, фактически каждый раз переписывая книгу заново;, но единственное, что не подлежало пересмотру, — это договор с издательством, по которому Спок получал 30 000 долларов в год. За книгу, изданную и переведенную миллионными тиражами, которая до сих пор возглавляет списки бестселлеров по всему миру и является настольной для множества мам.

Спока читают и почитают по сей день. Его рекомендации по уходу за ребенком признаны педиатрами и оценены родителями; однако одна из них — смертельно опасна для новорожденных. Так, доктор рекомендовал укладывать их спать на животик. Сегодня педиатры утверждают, что сон на животе может повлечь синдром внезапной смерти младенца, и всячески предостерегают родителей от этого.

Читайте также:  Сценарий «посвящение первоклассников в пешеходы»

Жизнь «после книги» Спок фактически посвятил тому, что пытался донести до сознания масс свой главный тезис: «Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет». Ведь главное в воспитании — любовь.

Метод Бенджамина Спока

Источник: http://feelgood.ua/materinstvo/vospitanie-po-spoku-da-ili-net-feelgood/

Воспитание ребенка по Споку

После того как умер Бенджамин Спок, американские информационные агентства сообщи­ли, что общие тиражи книги Спока «Ребенок и уход за ним» уступают лишь тиражам Библии.

Почему столь популярным ока­зался обычный учебник, а точнее са­моучитель по педиатрии? Пеленки, молочные смеси, детские болезни, детские шалости — вот круг про­блем, охватываемых этой книгой, как и тысячами других полезных книг, издаваемых для врачей и для роди­телей.

Причем надо сказать, что док­тор Спок не предложил каких-то но­вых, революционных способов сти­рать пеленки, изготовлять молочные смеси, лечить болезни или успокаи­вать расшалившихся детей. Худо-бедно, но и до Спока родители рас­тили своих детей.

И судя по тому, что хороших людей во все века выраста­ло не так уж мало, очень многие ро­дители делали это совсем неплохо.

Но и до появления Библии были хорошие, честные, добрые люди. И даже среди тех, кто ни разу в жизни не брал Библию в руки, было немало достойнейших…

Заслуга доктора Спока в том, что он первым убедительно доказал, что ребенка можно и нужно воспитывать без насилия, что любовь и доброта сильнее, эффективнее принуждения, что уважение к ребенку и к миру его интересов, прежде всего к его духов­ным запросам — залог воспитания в нем лучших человеческих качеств. И еще доктор Спок считал, что жизнь родителей не должна ограничиваться воспитанием детей, она самоценна так же, как и жизнь ребенка.

Да, воспитание — тяжелый труд, но этот труд должен приносить ра­дость и к тому же оставлять родителям место и для других радостей жизни.

Эти постулаты Спока внесли не­малый переполох. Оказывается, ре­бенка совсем не обязательно кор­мить в определенные часы. Оказы­вается, его нельзя шлепать, а надо побольше ласкать. Оказывается, следует чаще доверять его инстинк­ту: он сам знает, что из еды ему по­лезно, знает, когда ему ложиться спать, а когда и сколько надо побе­гать.

Возражений было и есть более чем достаточно. Что же, идти на по­воду у ребенка? А если он бегать захочет ночью? А если у него вовсе нет желания есть? А если его шало­сти всем мешают? А если… Да, воз­ражения весьма резонны. Особенно в обществе, где главенствует догмат дисциплины, где подчинение счита­ется более существенным, чем лич­ностные порывы.

Что же, идеи Спока, как и любые другие идеи, можно довести до аб­сурда. Реализовывать их действи­тельно труднее, чем заставлять под­чиняться. Но сломленный ребенок станет ущербным человеком. А вот обласканный, радостный, любимый и во взрослую жизнь придет с ощуще­нием счастья и готовностью делать людям добро.

Нравственный облик формирует­ся уже в процессе самых простых дел — кормления, пеленания, купа­ния. Во время игр и общения с роди­телями и сверстниками. По мнению Спока, уже к 2-4 годам личность ре­бенка в основном сформирована и чем выше дружелюбие, доброжела­тельность, уважение, справедли­вость родителей, тем более высоким нравственным идеалам будет соот­ветствовать эта личность.

Спок дает рецепты, объясняет, как приучать ребенка к дисциплине лаской и любовью, как помогать ему без насилия, слез и огорчений позна­вать науку жить среди людей. Кон­кретный и простой пример — отры­вок из книги, который мы публикуем в этом номере нашего журнала.

У Спока всегда было много вра­гов. Потому что его идеи гуманного воспитания жестко противостоят дог­матам воспитания тоталитарного.

Ведь человеком, воспитанным в дет­стве «по Споку» (даже если его ро­дители ничего о Споке и не слыхали), трудно управлять.

Чтобы выполнять распоряжения или приказы, которые противоречат его взглядам, его нату­ре, человека надо сломать. А сло­мать взрослого, сложившегося чело­века — катастрофа.

Растет число детей, воспитанных по Споку, — растет количество ката­строф. Свободная личность, попав в обстоятельства неприемлемые для нее, вынуждена вступать в жесткое противостояние, где победу не га­рантирует никто.

Что делать? Я убежден — воспи­тывать детей по Споку. Чем таких людей больше, тем заметнее меня­ется общество.

Америка впервые столкнулась с «проблемой Спока» в шестидесятых годах, когда массовым стал отказ американских юношей воевать во Вьетнаме. Жестокая, бессмысленная война противостояла идеям гума­низма.

Тут-то и вспомнили про воль­нодумную книгу Спока, приписывая ей идеи вседозволенности. Дело до­шло до шумного судебного процесса над Споком и несколькими его еди­номышленниками. Доктор получил два года тюрьмы.

Вот вам и учебник педиатрии!..

Мне посчастливилось провести в Москве один день вместе с этим ве­ликим человеком.

Дело было в августе 1977 года. В антиамериканской пропагандистской кампании процесс над Споком был прекрасным козырем.

И знаменитого доктора пригласили в Советский Со­юз, хотя его идеи очень не подходили нашей догматической коллективист­ской педагогике и строго регламенти­рованной педиатрии. К тому времени книга Спока у нас уже была издана, причем хорошими тиражами.

Во всех рецензиях, а также в предисловии к ней много говорилось о Вьетнаме, о борьбе за мир. Вот характерная ци­тата из предисловия к русскому пе­реводу: «Война во Вьетнаме с воен­ной точки зрения безнадежна, с мо­ральной порочна, с политической об­речена на поражение.

Америка тра­тит безумные деньги на войну и ниче­го не делает для того, чтобы покон­чить с нищетой у себя дома». Когда есть возможность запустить в про­тивника такой пропагандистский бу­лыжник, можно многим пренебречь.

Надо сказать, что эта книга поя­вилась у нас на излете хрущевской «оттепели», когда на кухнях по вече­рам спорили о свободном развитии личности, о тоталитаризме, мешаю­щем прогрессу. Книга сразу стала не­обыкновенно популярной. Ее пере­давали друг другу по мере появления в семьях малышей, чтобы потом, когда ребенок подрастет, отдать ее тем, у кого недавно родился сын или дочь.

У меня тогда подрастал младший из сыновей, и мы с женой, конечно, заглядывали в знаменитую книгу, хо­тя, признаюсь, не всегда последова­тельно выполняли ее наставления.

В тот день мы с Севой Кукушки­ным, работавшем в ТАССе, заехали на его машине в гостиницу «Укра­ина», где поселился доктор Спок, и повезли его в Крылатское, на гребной канал.

Дело в том, что Бенджамин Спок ко всем своим достоинствам был еще и знаменитым спортсменом. Да, в 1924 году на Олимпийских играх, которые проходили в Париже, он стал чемпионом по гребле.

В свои 74 года доктор был подтя­нут и строен. Рост под 190, сильные руки, вес — в норме. Он вполне про­фессионально и ловко управлялся с узким, неустойчивым суденышком, а надо сказать, это очень непростое дело. Мы повосхищались гостем и приступили к разговору.

В то время я работал в спортив­ном журнале, и олимпийская тема была мне очень интересна. Впрочем, она и сейчас не перестала волновать меня.

Золотая олимпийская медаль, ко­торую Спок завоевал в составе восьмерки Йельского университета, представлявшего команду США, для доктора была отнюдь не проходным эпизодом давно отшумевшей моло­дости. Он с упоением рассказывал о ходе олимпийской регаты, о трени­ровках, о своих товарищах.

— Спорт — как жизнь, — говорил он. — Уроки, которые я получил за свою относительно недолгую спор­тивную карьеру, помогали мне все­гда. Я уже не говорю о физической закалке, которую мне во все после­дующие годы оставалось лишь под­держивать.

Из тех, с кем я выступал, а среди них, между прочим, был и Дэвид Рокфеллер, шестеро еще жи­вы, один умер, один разбился на са­молете. Сейчас спорт стал другим, его физические и психические на­грузки нередко превышают возмож­ности человеческого организма.

По­этому многих из нынешних молодых людей, занимающихся спортом про­фессионально, вряд ли ожидает дол­гожительство. Без спорта жить нель­зя, но перегрузки тоже здоровья не прибавляют.

— А как вы относитесь к спортив­ным соревнованиям среди детей? — вернул я собеседника в сферу его повседневной деятельности. — В не­которых видах спорта детей готовят в чемпионы чуть ли не с дошкольного возраста.

— Дети любят соревноваться, и не надо им мешать, — ответил док­тор.

— Страшно другое: вмешатель­ство взрослых, замороченных чрез­мерным честолюбием или озабочен­ных доходами, которые они собира­ются получить с помощью малолет­них чемпионов.

Их вмешательство дезориентирует ребенка, мешает его гармоничному развитию. Повторяю: без спорта нельзя, но слишком много спорта для ребенка — тоже плохо.

— Когда, на ваш взгляд, следует начинать приучать ребенка к физи­ческим упражнениям?

— С первых же недель его жизни. Есть десятки прекрасных упражнений для грудных младенцев: двигать руч­ками и ножками, переворачивать его на живот и на спинку, многое другое. Ребенку нужны движения, и он любит двигаться.

Ребенок, как бы он ни был мал, сам знает, что ему есть, сколько спать и двигаться.

Насилие ломает психику ребенка и наносит вред ор­ганизму, тогда как инстинкт и естест­венные биологические потребности являются лучшим регулятором жиз­ненных функций.

Воспитывая ребенка, — продол­жал доктор, — мы растим либо кон­формиста, либо индивидуальность. Подавление и насилие нивелируют личность, ведут к конформизму. Об­щество, нация процветают, когда по­ощряют воспитание ярких индивиду­альностей.

Правда, индивидуалист склонен порой к противостоянию ок­ружающим. Чтобы этого не случи­лось, чтобы яркому, незаурядному человеку сопутствовало в жизни счастье, воспитание личности должно проходить на фоне общительности и дружелюбия ч окружающим.

— Расхожее мнение, — сказал я, —  приписывает вам проповедь сво­ боды от всяких ограничений в пове­ дении ребенка. Ведь так можно до­ вести дело до полной анархии в по­ ступках детей.

— За это я не ратовал никогда. Анархии не будет, если у ребенка воспитать уважение к интересам и мнению окружающих и прежде всего —  родителей. А такое уважение можно воспитать не силой, которая рождает только страх и покорность, а уважением к интересам и личности самого ребенка.

Мы должны видеть в малыше не нашу послушную собст­ венность, а полноправную личность. Правда, личность эта пока беспомощна и неопытна, но не следует пользоваться такой беспомощностью, чтобы постоянно навязывать свою волю.

Я не против строгости, но только в том случае, когда она целе­сообразна, справедлива и основана на уважении к ребенку. Такую строгость дети воспринимают как должное…

Незадолго до приезда доктора Спока в Москву в наших газетах было несколько сообщений со ссылками на американскую прессу о том, что знаменитый доктор, глядя на воль­ные нравы молодежи шестидесятых годов, разочаровался в своих прин­ципах и стал призывать родителей к воспитанию с помощью ремня. У нас эти сообщения многими были вос­приняты весьма одобрительно.

— Ничего подобного не было, — сказал мне доктор Спок. — Амери­канский вице-президент Спиро Агню, выступая перед конгрессом, заявил, что я призываю к воспитанию детей в антипатриотическом духе. Это было связано с моей деятельностью против войны во Вьетнаме. Выступление Агню стало сигналом к травле и кле­вете.

Чего только обо мне не писали! В том числе и о моем якобы отрече­нии от своих принципов. Этот лживый слух распространился очень широко. Я получил много недоуменных писем от родителей. Одна молодая англи­чанка писала: «Я воспитываю своих детей по Вашей книге. Дети мои доб­ры, вежливы и послушны. Говорят, Вы отказались от того, что написали.

Жаль! Может быть, Вам стоит пере­читать свою книгу еще раз?..»

— Травля кончилась судом?

— Да, но я горжусь этим судеб­ным процессом. Ведь нас, пятерых, признали виновными в антивоенной деятельности. Разве это не основа­ние для гордости? Одного из нас оп­равдали, и он — трудно представить — плакал от обиды и злости на суд присяжных, посчитавший его недос­таточно активным пацифистом для вынесения приговора.

В конце беседы доктор сказал:

— Если бы вы попросили меня назвать три главных события, опре­ деливших мою жизнь, я сказал бы:

1. Олимпийские игры в Париже.

2. Выход книги «Ребенок и уход за ним».

3. Суд за антивоенную деятель­ность. Да, именно в таком порядке. Ок­ружающих я больше интересую как детский врач, а для меня, Бенджами­на Спока, я сперва олимпийский чем­пион, а потом уже «бэби-доктор».

Таким был доктор Спок. Он ушел, великая его книга осталась. С ее помощью идет и будет идти воспита­ние нового, свободного и счастливого человека. Идет порой успешно, по­рой не очень.

Но ведь и библейские заповеди выполняем мы еще далеко не всегда так, как задумывалось…

Станислав Шенкман

Источник: http://kraszdrav.su/bud-zdorov/vospitanie_rebenka_po_spoku/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector