Воспитание детей младшего школьного возраста

Воспитание детей младшего школьного возраста

Воспитание детей – сложный и длительный процесс. Он начинается с момента рождения ребенка и ведется не только родителями малыша, но и другими людьми, окружающими его.

Помимо родителей, большое влияние на воспитание детей оказывают воспитатели в детском саду, а затем учителя в школе.

Причем, дошкольное воспитание является фундаментальным, а воспитание детей младшего школьного возраста и подростков более сложно и трудоемко в силу особенностей детей этого возраста.

Воспитание детей младшего школьного возраста

Следующим после дошкольного этапом взросления ребенка, требующим в воспитании не меньшего внимания, является младший школьный возраст.

Это именно тот сложный период, когда ребенок проходит непростой путь от новоиспеченного первоклассника, не имеющего четкого представления о предстоящей учебе, до ученика, достаточно глубоко вникнувшего в учебный процесс, усвоившего первые глубокие знания.

Со временем уже не будет различий между сформировавшимися под влиянием дошкольного воспитания привычками, способом мышления и вновь приобретенными навыками общения и познания, возникающими в процессе школьного воспитания.

Образовательный и воспитательный процесс начальной школы выводит развитие ребенка на новый уровень. Развитие познавательного интереса протекает интенсивно и разносторонне.

Уровень развития ребенка во многом зависит от особенностей воспитания детей, применяемых конкретным учителем.

Любой ребенок имеет стремление к учебе и познанию всего нового, но методы воспитания, приемы обучения и оценки успеваемости ученика во многом влияют на дальнейшее развитие или неуспеваемость.

Это именно тот период, когда у ребенка идет окончательное формирование направленности и задатков к отдельным областям знания или искусства. Поэтому первоочередной задачей в этом возрасте является получение знаний не только от преподавателя и родителей, но и формирование навыков, направленных на самостоятельную работу с учебными материалами и книгами.

Фундаментом воспитания ребенка на начальном этапе школьного обучения является поддержка авторитета родителей и, конечно, учителя. Влияние преподавателя на формирование личности ребенка очень большое.

Это именно тот период, когда взаимосвязь воспитания и развития очень сильная: уровень развития до сих пор определяет выбор методики обучения, и наоборот, от качества воспитания зависит уровень развития ребенка.

Воспитание детей среднего школьного возраста

Значительные изменения в подходе к воспитанию ребенка подросткового возраста, на этапе перехода его из начальной школы в среднюю, происходят за счет постепенного выхода из-под влияния преподавателей и родителей. Задачи воспитания осложняются с возникновением особых физиологических процессов, влияющих на повышение возбудимости нервной системы и, свойственной в этом возрасте, неуравновешенности поведения ребенка.

Это особый период взросления, когда обостряется чувство самостоятельности и взрослости, что приводит к стремлению избавиться от опеки и контроля старших. Круг интересов ребенка-подростка формируется им самим, а не под влиянием родителей.

Подростковый возраст – это возраст, когда укрепляются дружеские отношения со сверстниками и для подростка появляются новые авторитеты – как в его близком окружении, так и среди знаменитых и успешных людей или даже героев фильмов и книг.

Особенность воспитательного процесса в этот период заключается в проявлении чуткости, понимания и такта, а также уважении индивидуальности подростка, его права на самостоятельность.

Важной ступенью для развития подростка может стать проявление интереса к самовоспитанию за счет стремления подражать своему кумиру.

Основные этапы развития ребенка близятся к завершению в старших классах. К этому времени сглаживается значительная часть противоречий подросткового возраста.

В воспитательном процессе снова возрастает роль учителя, выступающего в качестве наставника, помогающего сформировать основные взгляды ребенка, проявить и реализовать свои потребности и интересы к отдельным сферам деятельности или профессиям.

Источник: http://www.rastut-goda.ru/junior-student/5183-vospitanie-detej-mladshego-i-srednego-shkolnogo-vozrasta.html

Воспитание ребенка школьного возраста

Воспитание ребенка школьного возраста

Взгляды на воспитание детей меняются вместе с изменениями, происходящими в обществе.

В конце 20 века в странах бывшего Советского Союза основная роль по воспитанию ребенка школьного возраста отводилась именно школе.

Это было связано не только с существующей идеологией, но и с материальными трудностями, из-за чего в большинстве семей у родителей практически не оставалось времени на воспитание детей.

Сегодня ситуация достаточно сильно изменилась, и многие родители осознают, что именно семейное воспитание является определяющим в становлении ребенка как личности.

Однако при этом нельзя недооценивать и роль школы в этом процессе, поскольку большую часть своего времени ребенок школьного возраста проводит в кругу педагогов и сверстников.

Помимо получения необходимых знаний, роль школы в воспитании ребенка состоит в развитии умения сотрудничать и воспитании чувства терпимости к другому человеку, независимо от его убеждений, способностей и социального статуса.

Трудности воспитания ребенка школьного возраста

Многим родителям кажется, что процесс воспитания заканчивается тогда, когда ребенок идет в школу, а из всех своих функций они оставляют за собой исключительно проверку дневника. Однако это зачастую приводит к множеству негативных последствий, когда ребенок подросткового возраста замыкается в себе или же, наоборот, начинает проявлять агрессию.

В этом случае роль педагогов и психологов в воспитании ребенка школьного возраста значительно возрастает, поскольку известно довольно много случаев, когда неконтролируемая агрессия перерастает в крайние формы и может привести даже к человеческим жертвам. Поэтому достаточно часто именно педагоги обращают внимание родителей на недостатки в воспитании детей.

Также свои коррективы в воспитание ребенка школьного возраста вносит сегодня интернет и современные технологии. С одной стороны, в интернете можно найти необходимые знания и множество возможностей для самообразования. С другой, дети в большинстве случаев предпочитают проводить время в социальных сетях, подменяя живое человеческое общение виртуальными знакомствами и развлечениями.

Помимо психических расстройств, которые вызывает интернет-зависимость, возникает и масса проблем со здоровьем, связанных с низкой физической активностью.

В связи с этим усилия родителей и педагогов должны быть объединены для пропаганды здорового образа жизни. Детям необходимо предлагать интересную альтернативу в виде различных кружков и спортивных секций.

Со своей стороны, школа также должна усилить свою роль, показывая преимущества дружественного поведения и здорового образа жизни.

Роль школы в воспитании ребенка

Школа – это не просто учреждение, в котором дети получают узкий круг необходимых знаний, а своеобразный социальный институт, где дети учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, готовясь тем самым к взрослой жизни.

В зависимости от возраста ребенка роль педагога меняется. С особым вниманием родители обычно относятся к выбору именно первого учителя. В начальной школе большое значение имеет не только то, насколько качественно преподаватель излагает материал, но и насколько легко пройдет адаптация малыша к школьному процессу и коллективу.

Очень важно, особенно в этот период, чтобы методы воспитания ребенка младшего школьного возраста, принятые в семье и дошкольном учебном учреждении, не противоречили школьному подходу. Это время самых больших волнений и пристального внимания со стороны родителей к процессу обучения.

В средней школе, как правило, на выбор учителей повлиять практически невозможно. Поэтому родителям остается только надеяться на то, что педагогический коллектив способен полноценно заниматься воспитанием ребенка школьного возраста.

Школа, являясь частью общества, отражает и концентрирует в себе весь позитивный и негативный опыт, накопленный в нем. Поэтому зачастую претензии многих родителей к качеству преподавания и отношениям в школе между педагогами и учениками хоть и являются обоснованными, но не могут быть учтены в полной мере.

Если при воспитании ребенка младшего школьного возраста проблемы взаимоотношений между ровесниками возникают крайне редко, то в подростковом возрасте они могут быть достаточно сильно проявлены.

Одной из важных проблем, которая возникает в обычных государственных школах – одновременное обучение детей из различных социальных групп. Обычно проблемы возникают между детьми, имеющими навык общения и достаточную культуру поведения, и детьми из неблагополучных семей, которым приходится всему этому учиться именно в школе.

В понятие неблагополучной семьи вкладывается много составляющих. Это неполные семьи, семьи, в которых один из родителей алкоголик, а также семьи, в которых существующие отношения далеки от гармоничных. Обострению конфликта зачастую способствует и неухоженный внешний вид детей из подобных семей.

Поэтому довольно часто при воспитании ребенка школьного возраста необходима помощь психолога. При этом он в одинаковой степени необходим как детям из неблагополучных семей, так и детям, которые негативно относятся к тем, кто ниже их по социальному статусу или уровню интеллекта.

Довольно часто роль школы воспитанием ребенка не ограничивается, а возникает необходимость работы с родителями, которые либо не справляются самостоятельно с воспитанием своих детей, либо же просто не уделяют им необходимого внимания, перекладывая всю ответственность на школьных учителей.

Поэтому очень важная роль отводится именно педагогу, который сможет создать комфортные отношения в классе, что послужит не только хорошему обучению, но и психическому здоровью детей.

Необходимо, чтобы в суете школьных будней учитель, независимо от социального статуса и успеваемости, мог разглядеть глубинный потенциал каждой личности.

Процесс воспитания довольно длительный и требует и от учителей, и от родителей терпения и самоотдачи.

Но без этих усилий, как правило, ребенок вырастет неприспособленным к современной жизни, которая, помимо знаний, предъявляет требования к толерантности и умению общаться.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник: http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6590-vospitanie-rebenka-shkolnogo-vozrasta.php

Особенности воспитания в младшем школьном возрасте: советы для педагогов

Особенности воспитания в младшем школьном возрасте: советы для педагогов

Школьный возраст является самой вершиной детства. Ребята сохраняют много детских качеств – наивность, легкомыслие, любопытство. Но все же проявляется другая логика мышления.

Малый кризис – процесс перехода от дошкольного возраста к школьному возрасту.

Воспитание в младшем школьном возрасте необходимо для перехода детей в другую сферу общества. Однако младший возраст ребенка не всегда был главным этапом развития.

На сегодняшний день дети шести лет уже отправляются в школы. Ребенок переступает порог школы и начинает переходить к деятельности учения. Такая деятельность считается ведущей для ребенка.

Деятельность предъявляет ребенку новые требования по сравнению с игровой деятельностью.

Читайте также:  Сюжетно-ролевая игра по пдд для дошкольников 4-7 лет

Учебная деятельность плотно связывает отношениями ребенка как в школе, так и в семье. Дома к его занятиям, жизни проявляется уважительное отношение, нежели к дошкольным играм. С другой стороны к детям предъявляются строгие требования.

Вот здесь и появляется сложность воспитание детей младшего школьного возраста. Учитель – это главное лицо в школе. От учителя исходят все главные требования. Отношения учителей совсем не похожи на отношения с воспитателями в детском саду и на отношения с родителями.

Ребенок невольно испытывает робость, страх перед учителем, ведь он для него совершенно чужой человек. И это не все! Для малыша незнакомы другие дети, нет друзей. Детям не всегда легко пройти период адаптации в школе.

Некоторые первоклашки перевозбуждены, другие скованные, третьи трудно управляемы.

Воспитание детей школьного возраста начинается с учителя. У него главная задача – создать атмосферу доброжелательности, завоевать доверие учащихся, атмосфера справедливости. Если учитель правильно себя ведет, то через два месяца первоклассники легко адаптируются к новым требованиям. Для учеников главным лицом становится учитель.

И здесь возникает естественный вопрос, а сможет ли ребенок шести лет, быть готовым к выполнению новых требований и обязательств?

По научным данным, развитие ребенка шести лет достигает уровня, который требуется для учебной деятельности. Организм ребенка развивается интенсивно, поэтому нужны соответствующие условия.

Родителям стоит помнить, что у ребенка появляется целый ряд серьезных трудностей. В первую очередь устанавливается распорядок жизни. Например, вставать во время и в определенное время, выполнять разные задания дома, в школе, сидеть на уроках спокойно.

Дети в этом возрасте начинают скрывать свои переживания, не показывают, что им плохо. И все потому, что у ребенка возникает обобщенное переживание. У малыша возникает жизнь переживаний, новая внутренняя жизнь, которая непосредственно не складывается с внешней жизнью. Но она на нее влияет, так как внешняя жизнь небезразлична внутренней жизни.

В школьном возрасте лучше развито непроизвольное внимание. Без всяких усилий ученика привлекает все неожиданное, новое, интересное и яркое.

Не нужно заставлять ребенка заучивать определенные понятия, из этого ничего не выйдет. Малыш должен понять, для чего ему нужно это знать. Доказано, что дети проще запоминают нужные слова в трудовой деятельности или в игровой форме. Стимул в запоминании может служить от учителя хорошая отметка или звездочка в тетради. Немаловажно при усвоении материала его осмысление.

В группе школьников встречаются ребята, которым для запоминания достаточно просто прочитать материал или послушать внимательно учителя. Детям не только легко воспринимать материал, но и воспроизводить через длительное время. Также встречаются дети, которые легко запоминают материал и также легко его забывают.

И это заметно на третий четвертый день, когда ребенок с трудом воспроизводит материал. Таким деткам необходима установка на длительное запоминание. Однако встречаются школьники, которые тяжело запоминают материал и быстро его забывают. Для них нужен прием рационального запоминания.

Причины – переутомление, плохое внимание и низкий уровень памяти.

Преемственность школьного и дошкольного образования играют главную роль в жизни детей. Особую роль нужно отвести школьному мышлению. Вот тут – то и начинается переход наглядно-образного мышления к словесно-логическому мышлению.

Также имеет значение темперамент. У ребенка он свой – сангвиник, холерик, меланхолик. И понятно, что по этим параметрам каждый малыш осваивается и соображает по-своему. Кто-то быстро, а кто-то медленнее.

Так, например, учителя руководствуются своему темпераменту, и поэтому темп по усвоению материала может быть стремительно быстрый. Это объясняет, почему не все дети успевают по школьной программе.

Дети ведут себя обиженно и считают, что с ним поступили несправедливо.

Индивидуальность обнаруживается в познавательной сфере. Как говорилось ранее, школьники имеют слуховой тип памяти, зрительный, зрительно-двигательный.

Ребенок к школе должен быть готов психологически. Ведь родители начинают интенсивно готовить малыша к школе, возлагая на него нагрузки. Если школьник не готов, у него возникают внутриличностные проблемы, что приводит к нарушению личности дитя.

Родителям рекомендуется знать несколько правил в воспитании ребенка школьного возраста:

· Малыш должен знать, что его любят не за достижения, а за то какой он есть.

· Необходимо терпеливо и по возможности честно отвечать на вопросы ребенка.

· Нельзя говорить школьнику, что он хуже других.

· Каждый день, хотя бы понемногу, проводить время наедине с малышом.

· Научить ребенка непринужденно и свободно общаться не только со взрослыми, но и сверстниками.

· Почаще подчеркивать, что родителя гордятся малышом.

· Ребенку нужно всегда говорить правду, чтобы он смог доверить. Хуже будет, если малыш узнает правду от других.

· Оцениваются только поступки ребенка, а не он сам.

· Нельзя добиваться успеха силой. Так создается атмосфера разрушения личности малыша.

· Стоит признавать права школьника на ошибки.

· Дети относятся к себе так, как к ним относятся взрослые.

Родителям также следует запомнить, что нельзя отдавать дитя в первый класс и параллельно в кружок. Школьная жизнь уже является стрессом для ребенка, а тут не останется времени для игр и отдыха. Об этом стоит позаботиться заранее. Лучше малыша отдать за год до школы или во втором классе. Так ребенку будет проще адаптироваться.

У ребенка концентрируется внимание в течение 15 мин. Поэтому, когда делаются уроки, по истечению времени, малышу необходимо сделать физическую зарядку на пару минут. А затем продолжать делать уроки. Занятие проходит не больше часа. И лучше начинать с письменного задания, чередуя с устным заданием.

Телевизор, компьютер и другие зрительные нагрузки в день занимают около часа. Врачи настоятельно рекомендуют.

Ребенка нужно всячески поддерживать. Если постоянно его ругать и упрекать, малыш потеряет веру в себя. А ему необходимо вырасти спокойным и самоуверенным человеком.

Интерес и участие родителей положительно скажутся на развитии способности малыша. Нельзя ругать учителей и школу в присутствии ребенка. Не рекомендуется сравнивать дитя с одноклассниками. Возможны проявление обиды и разочарования.

Родителям не стоит забывать, что они любят ребенка за индивидуальность, такой, какой он есть. Стоит запастись терпением, ведь у школьника может не сразу все получаться, пусть это и элементарное.

Не нужно возлагать на ребенка, что ему не под силу, правильное распределение возможностей.

Ребенку необходим мотив для обучения. Их бывает несколько:

Познавательный мотив: ребенок должен стремиться получить знания, найти способы самостоятельного приобретения знаний.

Социальные мотивы: ребенок стремится быть грамотным человеком, стремление получить одобрение старших товарищей, добиться престижа, успеха, быть полезным обществу.

Особенно хорошо получается у детей с высокой успеваемостью. Появиться мотив избегать неудачи, чтобы не получить плохую отметку.

Плохая отметка влечет за собой недовольство учителя и ругань от родителей, которые могут запретить смотреть телевизор или пойти гулять.

Внешние мотивы: Ребенок учиться хорошо и за это получает награду. Правда, для детей здесь главное награда, а не сама учеба. По оценкам дети умеют различать, кто отличник, а кто двоечник. Также из-за оценок проявляется самооценка. У отличников и хорошистов завышенная самооценка, они считают себя лучше остальных.

У троечников и двоечников заниженная самооценка, они вовсе не уверены в себе. Тогда у ребенка искажается личностное развитие. Учителям стоит каждому по мере возможности уделять внимание. Если у ребенка систематически школьные оценки тройки, это не значит, что он не способен получить отметку четыре или ту же пятерку.

Зачастую учителя не поощряют отстающих детей и не дают им стимула учиться дальше. И это их главная ошибка. У школьника должна появиться мотивация.

Ко всему прочему есть дети, которые относятся к группе риска. Гиперактивные дети страдают синдромом дефицита внимания. У них проявляется суетливость, чрезмерная активность, невозможность сосредоточить внимание. Учебные знания строятся по строгому графику. Больше внимания уделяется хорошим поступкам. Обеспечивается двигательная разрядка.

У леворуких детей сниженная способность зрительно-двигательной координации. Обычно у ребенка плохой почерк, плохо срисовывает изображения, не могут держать строчку. Перестановка и пропуск букв при письме.

Проявляется обидчивость, эмоциональная неустойчивость, сниженная работоспособность, тревожность.

Для адаптации необходимы следующие условия – не требовать безотрывного письма, правонаклонный разворот тетради, рекомендуется сажать слева за партой у окна.

Агрессивные дети, застенчивые, эмоционально расторможенные, ранимые и тревожные должны учитываться не только дома, но и учителем на уроках.

В школьном возрасте закладывается фундамент правил поведения и моральных норм, нравственного поведения. В младшем школьном возрасте характер отличается некоторыми особенностями. Дети очень импульсивные, делают и говорят, не подумав, не взвешивают всех обстоятельств.

У детей школьного возраста все эмоционально окрашено, в любом увиденном, сделанном. Они не умеют сдерживать своих чувств и тем более контролировать их внешние проявление. Зачастую быстро меняется настроение.

Также в этом возрасте воспитываются коллективные отношения. Это помогает участие детей в коллективных делах и общественной деятельности. А это в жизни очень необходимо, иначе уже, будучи взрослым человеком, ему будет трудно находить общий язык с людьми.

Переход ребенка с дошкольного возраста в школьную сферу играет важную роль и нужно уделять больше внимания. Ведь малышу приходится переходить к новому обучению. Новое обучение требует новых условий. Новые условия требуют большого внимания к восприятию, развитию мышления, памяти. Безусловно, ребенок учится быть самостоятельным и малышу необходимо в этом помогать.

Цель родителей и учителей учитывать психологические особенности детей школьного возраста в воспитании и обучении. Можно использовать различные задания, игры, упражнения.

В заключении стоит сказать, что в воспитании ребенка должны участвовать не только родители, но и учителя. Только слаженная работа поможет добиться успеха. Учителю следует найти к каждому ребенку свой подход. Ведь дети индивидуальные. Оставить свои амбиции, не искать в классе любимчиков и изгоев. Все дети хорошие, только в них нужно развивать способности пока они маленькие.

Читайте также:  Как приучить ребенка к дисциплине? бесконфликтная дисциплина. подсказки и рекомендации для родителей от б. спока

Способности могут быть самые разные, стоит покопаться и найти этот талант в ребенке. Всячески его поддерживать и ни с кем не сравнивать. Это может обидеть ребенка и у него будет скапливаться злоба.

Источник: http://veselajashkola.ru/shkola/osobennosti-vospitaniya-v-mladshem-shkolnom-vozraste-sovety-dlya-pedagogov/

1.2 Особенности воспитания детей младшего школьного возраста

1.2 Особенности воспитания детей младшего школьного возраста

Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими [26, c. 139].

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью.

Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно — вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.

В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущими возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы.

С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов.

Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств.

По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные — на 80% [26, 141].

Несмотря на вышесказанное, ни в коем случае нельзя забывать, что еще не прошло время бурного роста, когда дети тянутся вверх. Остается и дисгармония в физическом развитии, оно явно опережает нервно-психическое развитие ребенка.

Это сказывается во временном ослаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях.

Все это, усугубляет ситуацию для ребенка, истощает его силы, снижает возможность опоры на ранее приобретенные психические образования.

Из сказанного следует, что самые первые шаги ребенка в школе должны находится под пристальным вниманием родителей, педагогов и врачей.

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности.

Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память.

Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Задача школы первой ступени — поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей.

В школьный возраст, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). В школе интеллект обычно развивается так, как ни в какое другое время.

Здесь особенно велика роль школы, учителя.

Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания методов обучения, методики организации познавательной деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста [26, c. 149].

Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего — мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.

В первом-втором классах уровень произвольного поведения все еще невысокий, дети еще весьма импульсивны и не сдержанны.

Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Сравним: из 15 предложений дошкольник запоминает 3-5, а младший школьник — 6-8 [37, c. 44].

Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Словарный запас нынешних четвероклассников насчитывает примерно 3500-4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.

У учеников младших классов развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Возникают коллективные связи, формируется общественное мнение.

Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но и одновременно свежестью, «созерцательной любознательностью».

Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «Р», но с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое [37, c. 49].

Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа при восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия.

Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность.

Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер [10, c. 116].

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения.

Память в этот период память имеет преимущественно наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Однако ученики начальной школы не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения. Немалых усилий стоит учителям выработка умений самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рациональной организации учебного труда.

Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна.

В младшем школьном возрасте особую значимость и привлекательность приобретают для ребенка юность и взрослость. Именно эти возрасты кажутся детям наиболее счастливыми и желанными.

Причем дети впервые начинают выделять для себя такой критерий, как социальный статус человека (его профессия, положение в обществе, семейный статус и пр.).

Ребенок начинает думать о своем будущем и хочет занять определенное место в обществе (милиционера, начальника, ветеринара, мамы и пр.).

Представление о себе в новом социальном качестве выступает у младших школьников в виде освоения ролевого поведения как наиболее адекватной формы социальной активности. Именно в роли объективируется социальная по смыслу перспективная цель [10, c. 256].

Школа привлекает многих детей, прежде всего, своими формальными аксессуарами. Такие дети ориентированы прежде всего на внешние атрибуты школьной жизни — портфель, тетрадки, отметки, некоторые известные им правила поведения в школе.

Желание учиться в школе для многих шестилеток не связано со стремлением к изменению дошкольного образа жизни. Напротив, школа для них — это своеобразная игра во взрослость.

Такой школьник выделяет в первую очередь социальные, а не собственно учебные аспекты школьной действительности.

Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для экономического воспитания.

Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно организованный, посильный для них производительный труд, значение которого в формировании социальных качеств личности ни с чем несравнимо.

Стремление младшего школьника к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытания, двигательную активность — все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/40174

Методы и формы воспитания младшего школьника

Когда дети поступают в образовательную школу, их прежний круг детского общения и личностных интересов значительно расширяются. Школьная учеба становится для них основным познавательным процессом.

Во время активного учебно-воспитательного процесса дети обучаются построению наполненных, нравственных отношений со своими сверстниками и опытными учителями.

Воспитание младших школьников начинается с первого дня обучения в школе

При новом наборе первоклассников учителя отмечают у них достаточно низкий уровень воспитанности. Не у каждого младшего школьника присутствует четкое понимание важных нравственных понятий: что означает добро и зло, честность и обман, личный долг, совесть.

Многие дети в таком юном возрасте не могут дать объективную оценку самому себе, у них может присутствовать завышенный либо заниженный уровень самооценки.

Именно по этим причинам особое внимание в процессе активного обучения заслуживает всестороннее нравственное воспитание младших школьников, ведь этот процесс нужно начинать именно с малых лет.

Дети в этом юном возрасте не являются достаточно нравственно сформированными. В воспитательной практике существуют определенные формы развития школьника в этом направлении, основу всего процесса составляет извечное понятие нравственности.

Воспитание во внеурочное время — формы и методы

Основные задачи

Перед каждым опытным педагогом стоят следующие важные воспитательные задачи, направленные на повышение уровня морали среди младших школьников:

  • раскрытие и подробное изучение отличительных особенностей нравственного воспитания младшего школьника;
  • простые действенные методы, доступные для понимания формы и нестандартные приемы обучения основам нравственного воспитания младших школьников должны использоваться в любой урочной и последующей внеурочной деятельности;
  • дальнейшее применение полученных знаний на практике.

Уровень нравственного развития младшего школьника играет определяющую роль при дальнейшем формировании полноценной личности, он способен оказывать огромное влияние на умственное развитие и физическую подготовку детей, на привитие им эстетических чувств и различных творческих интересов.

Читайте также:  Весенние праздники в детском саду. сценарии. старшая группа

Противоречия воспитания межу требованиями и желаниями

Привычное поведение ребенка в этом возрасте принято считать нравственным, если он анализирует, тщательно продумывает свои дальнейшие действия, поступает надлежащим образом, отбирая только подходящий способ решения стоящей перед ним моральной проблемы.

Особенности развития нравственных качеств у детей

Обсуждая родительское нравственное воспитание детей в младшем школьном возрасте, необходимо для себя четко уяснить, какие именно положительные качества необходимо родителям формировать в их детях. Известно, что среди многочисленных человеческих качеств искренняя доброта всегда будет на первом месте, ведь она является истинным показателем человечности.

Методы воспитания — виды

Понятие «добрый человек» одним словом не растолкуешь, настолько оно сложное и многогранное.

Добрым можно охарактеризовать того человека, у которого сильно развита искренняя любовь к Родине, близким людям, от него исходят выраженное стремление делать исключительно добро людям, прямолинейность, совестливость, чувство личного долга, справедливость, разумное трудолюбие. Все эти позитивные качества напрямую относятся к фундаментальному понятию нравственности.

Специфика родительского нравственного воспитания заключается в том, что этот процесс является длительным и непрерывным, а итоги его проявляются не сразу.

Педагогическое нравственное воспитание младших школьников должно на постоянной войти в программу любой образовательной программы. Школа для ребенка должна стать той комфортной адаптивной средой, где царит атмосфера настоящей нравственности, формирующая основные ценности.

При этом важно, чтобы действующая воспитательная система активно взаимодействовала со всеми важными компонентами каждодневной школьной жизни: специальными тематическими уроками, переменами, подробными внеурочными часами, насыщала жизнь младших школьников особым глубоким смыслом.

Патриотическое воспитание на занятиях

При решении важных воспитательных задач школе необходимо учитывать только разумные и позитивные качества в человеке, помочь каждому пришедшему школьнику в определении ценностной основы для нравственной жизнедеятельности, почувствовать личную ответственность за необходимое сохранение актуальных этичных качеств общества. В этом ему должны помочь основы традиционного нравственного воспитания, органически соединенные с ежедневным учебным процессом, составляющие важную ее часть.

Ценность нравственности для современного школьника

Поступая в образовательную школу, ребенок начинает активно претворять в жизнь социально значимую учебную деятельность, нацеленную на усвоение научных терминов. Все ежедневные отношения ребенка с прекрасным внешним миром, в окружении близких людей и вне школьных активностей регламентируется его изменившейся ролью – позицией младшего школьника.

Методы обучения, применяемые и в воспитательных целях

Нынешние дети сильно изменились с того переломного момента, когда формировалась нынешняя система образования. Именно поэтому сегодня каждому педагогу необходимо четко уяснить, какие требования к нравственно-социальному воспитанию предъявлены новыми образовательными стандартами, применять нестандартные методы в ежедневной педагогической работе.

В жизнедеятельности младших школьников присутствует одна очевидная проблема – выраженная ограниченность живого общения с ровесниками.

Для многих школьников это активное общение становится настоящей ценностью. Пропадают небольшие дворовые коллективы. Активные игры, совместная ежедневная деятельность и продуктивное сотрудничество со своими ровесниками оказываются вне доступа младших школьников.

Это негативное обстоятельство существенно ухудшает усвоение школьниками системы моральных устоев, что препятствует дальнейшему формированию душевной отзывчивости ученика.

Все взрослые настроены на то, чтобы их ребенок активно усваивал нужные навыки и специальные умения, не принимая во внимание настоящую ценность родительского нравственного воспитания и постепенного личностного развития.

В школе появляются новые друзья

Активная урочная деятельность ребенка

Отечественная школа является на сегодня единственным открытым учреждением, не утратившим все позитивные качества для проведения результативного, всеобщего воспитания будущих сограждан своей страны.

Школьный урок для практикующего педагога любого предмета является основной формой нравственного воспитания и личностного развития личности.

Он в полной мере не воплощает всех важных этичных параметров, но выступает в роли доминирующей деятельности на протяжении всего активного обучения в школе.

Урок-игра — эффективный воспитательный метод

Процесс нравственного воспитания в школе базируется на принципах единого сознания и ежедневной деятельности, на основании которых возможно дальнейшее формирование и быстрое развитие устойчивых положительных качеств личности при условии активного участия самого школьника. Каждый педагогический урок в школе нужно наполнять особым нравственным содержанием независимо от его теоретического содержания, тогда учебный материал обретает особый вес.

Уроки литературного чтения в помощь родителям

Основные формы нравственного воспитания реализуются на уроках активного литературного чтения. Именно традиционное литературное чтение остается сегодня той важной опорой для нравственности, настоящим источником, напитывающим духовную жизнь простых школьников.

Специальные уроки литературного чтения – это важные методы закладки основ духовности и нравственности. Волнительная первая встреча с классическим художественным произведением, его главными героями с их ежедневными поступками заставляет школьника невольно задуматься о своей собственной маленькой жизни, об окружающем мире, в котором он живет.

Учитель в это время превращается в близкого друга, открытого проводника, помогающего разобраться в поступках ошибающегося героя, в таких актуальных понятиях, как добро и зло. На каждом подобном уроке дети, активно работая с прочитанным литературным материалом, получают возможность анализировать его, извлекая из этого нужные моральные уроки.

Уроки литературного чтения играют важную роль в нравственном воспитании

Правильному формированию этичных понятий во время литературного чтения способствуют педагогические методы, нацеленные на точное выявление нравственного содержания прочитанных произведений. К их числу относятся следующие методы:

  • аналитическая беседа;
  • тематическое творческое чтение;
  • метод подробного исследования;
  • проигрывание проблемных ситуаций;
  • создание ярких творческих иллюстраций к прочитанному произведению.

Особая роль в процессе нравственного воспитания учеников младших классов отведена активной работе над народными пословицами, поговорками, уникальными национальными фразеологизмами.

При этом педагог должен заострять внимание обучающихся детей на воспитательную значимость и моральные ценности, находящие в народном фольклоре, а также на их нравственную ценность в процессе формирования и развития личности каждого ребенка.

Задачи урока в первом классе

Роль различных видов уроков в процессе нравственного развития

При подготовке к специальному уроку литературного чтения педагог должен осознавать, какой глубокий нравственный смысл заложен в том или ином классическом произведении, он может организовать свою обучающую работу таким образом, чтобы каждый тематический урок прочно вошел в личностный опыт каждого любознательного ребенка и стал прямым источником нравственных знаний.

Помимо ознакомления с учебным материалом, активная игра направлена на мотивацию ребенка: достижение цели происходит на основе установленных правил, у ребенка формируется умение подчиняться обозначенным правилам, запасаться определенным терпением, идти к победе, не препятствуя другим.

Роль игры в воспитательном процессе

На практике используется такая форма педагогического урока, как специальный общественный смотр знаний. Подобные формы ведения учебных занятий допускаются на математике.

Он проводится, например, когда дети хорошо усвоили элементарную таблицу умножения и готовы продемонстрировать свои навыки.

Ученики здесь чувствуют себя здесь словно на небольшом экзамене, вытягивают опросные карточки, отвечают на четко поставленные вопросы. Что дает такой нестандартный урок в плане формирования нравственности?

В результате этого урока дети осознают, что все радости и успехи жизни напрямую зависят от личных усилий.

Стоит особо выделить определенные формы уроков с использованием регионального элемента. Вот где есть возможность растить истинного патриота. Каждый уголок нашей необъятной страны обладает своими уникальными особенностями, что является прямым поводом для гордости местного населения.

Необходимо четко уяснить, что вместе с приобретенными знаниями о родном крае ученик должен испытать невероятную гордость за свою край, ее уникальность, осознать себя ее частью.

У него должно появиться желание сохранить ее неповторимость, продолжая сложившиеся традиции своих предшественников.

Комплексные занятия с применением современных средств

Школьникам очень полюбились такие формы проведения уроков, как практические занятия по изобразительному искусству и нужной технологии. Организация работы по созданию небольших творческих работ в младших классах – приоритетная задача каждого уважающего себя педагога.

В качестве такой работы может выступать изготовление яркой открытки либо небольшой поделки в подарок родным к важному празднеству.

Эти нестандартные методы работы учат детей проявлять искреннюю заботу к близким людям, показывают настоящую ценность ручного труда, воспитывают уважение к умелым рукам.

На комбинированных уроках преподаватели используют методы коллективной работы, дети учатся работать в парах либо узких группах, внося свой личный вклад в общее дело. В дальнейшем им будет легче строить отношения в коллективе в нравственном ключе. Все эти формы уроков способствуют нравственному развитию детей, раскрытию их творческого потенциала.

Уроки изобразительного искусства как метод воспитания доброты

Развитие у детей нравственных качеств – это задача не только педагогов, но и родителей.

Советы родителям по основам нравственного воспитания

Чтобы воспитать в ребенке хорошие качества, родителям нужно следовать нравственным законам существования семьи. Все методы воспитания не должны идти вопреки сложившимся законам семьи. Родителям необходимо принять во внимание следующие полезные рекомендации:

  • Каждый ребенок должен чувствовать себя в семье любимым. Родительская любовь была разумной, здесь важно найти гармонию между лаской и наказанием.
  • Ребенок должен жить в искренности. Иногда родители начинают немного привирать в различных жизненных обстоятельствах, они видят в этом единственный выход из ситуации. А дети мгновенно ощущают ложь, их это начинает смущать. Поэтому, если родители не могут что-то объяснить ребенку, лучше просто сказать: «Я не могу тебе это объяснить сейчас».
  • Ребенку нужно все разъяснять. Чтобы убеждать детей разного возраста в чем-то, родителям нужно быть мудрее и применять индивидуальный подход к каждому. Например, в младшем школьном возрасте детям требуются убеждающие аргументы из книг.
  • Безнравственные методы наказания ребенка нужно исключить из жизни семьи. Эффект порицания оказывает огромное влияние на ребенка, тут важно найти правильный подход, чтобы не оскорбив ребенка, дать точную оценку его действиям. Порицание является искусством сочетания строгости и доброты.
  • Родители должны стать для детей образцом работоспособности и показывать блага, созданные своим трудом. Ребенок постепенно начинает повторять действия за взрослыми в игровой деятельности, а в дальнейшем становится сам исполнителем.

Источник: http://detki.guru/vospitanie/vospitanie-mladshego-shkolnika.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector