Воспитание детей. педагогические идеи платона

Воспитание детей. Педагогические идеи Платона

Согласно Платону, достижение знания и истины, — мучительный труд избавления от привычных пут и предрассудков. Он открыл связи между воспитанием и общественным устройством. Педагогическая проблематика присутствует в трактатах «Диалоги», «Государство», «Законы». Основанное им в Афинах учебное заведение – Академия – просуществовало более 1000 лет.

Педагогические суждения Платона выросли из его философского видения человека и мира. По Платону, земная жизнь – преходящий этап движения человека к «истинному бытию – неким умопостигаемым и бестелесным идеям».

Земная жизнь должна готовить человека к слиянию человека с «истинным бытием». Приобретение знаний, следовательно, является процессом воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет каждый человек.

Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: «В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь». Воспитание надо начинать с раннего возраста, так как «во всяком деле самое главное – это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного».

По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет. В трактате «Государство» Платон выделил два длительных цикла – 10 и 15 лет. Речь шла, таким образом, о фактически пожизненном воспитании.

В программу включались: риторика, геометрия, астрономия, музыка.

В трактате «Законы» Платон изложил свои педагогические воззрения, особенно выделив социальный функции воспитания – «сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать». Платон провозглашает принцип всеобщего обязательного (min трехлетнего) образования.

Была сделана попытка объединить достоинства спартанского и афинского воспитания. Платон полагает, что при обучении следует обеспечить «свободу призвания», т.е. учитывать личные склонности (дифференциация образования сообразно призвания человека).

Программа подобного обучения была предназначена лишь для свободных граждан общества.

Ближайший ученик ПлатонаАристотельв своих педагогических трудах развил идеи учителя, но вместе с тем во много занял противоположную точку зрения («Платон мне друг, но истина дороже»). Он создал в Афинах учебное заведение «Ликей», которым руководил 12 лет.

Ликей – символ всей последующей деятельности Аристотеля. Он полагал, что человек обладает одновременно душой растительной, и нуждается в питании и обречена на разложение, душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной – чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной.

Наиболее системно он изложил свои взгляды на воспитание в трактате «Политика».

Аристотель придавал первостепенное значение государственному воспитанию. Он допускал домашнее воспитание до 7-го возраста под присмотром отца.

Однако, настаивал о необходимости государственного контроля за домашним воспитанием (педономы). Воспитанием с 7-го возраста должно было заниматься государство.

Идеи Аристотеля оказали огромное влияние на педагогику. Его трактаты служили в течение многих столетий.

Образование и воспитание в Древнем Риме

Рим, по преданию, был основан в 752 г. до н. э. В конце VI в. до н. э. он стал столицей Римской республики, которая на протяжении нескольких столетий вела захватнические войны. С 31 г. до н. э. Рим превратился в столицу огромной империи, город с миллионным населением. В 330 г. н. э. императорская резиденция была перенесена в Константинополь. В V в.

разрушенный германским племенем вандалов «вечный Рим», как говорили о нем, стал провинциальным городом, пока не возродился в VIII в. в качестве резиденции пап и столицы папской области. В Древнем Риме существовала смешанная греко-римская культура, и образованные римляне владели как латинским, так и греческим языком.

Традиции образования детей и юношества у римлян, как и у других народов, уходят своими истоками в практику семейно-домашнего воспитания. Семейное устройство было типично патриархальным. По римским «Законам XXII таблиц» отец имел право лишить жизни сына-младенца, продать взрослого сына, т.е. был полновластным владыкой в семье.

За воспитание детей глава семьи-дома нес ответственность перед общиной. Отцы воспитывали и обучали как своих собственных сыновей, так и приемных. Со II века до н. э. в Риме начинает преобладать грамматический идеал воспитания, однако со своими особенностями. На второй план уходят занятия математикой, их оттесняет изучение законов.

Уроки музыки и гимнастики фактически отсутствуют, а вместо них юношество обучается верховой езде, фехтованию и плаванию. В семьях римской знати — нобилей — продолжает господствовать домашнее обучение с приглашением учителей-греков. Эта традиция в большей или меньшей степени сохранялась на протяжении всей римской истории.

Однако далеко не все могли позволить себе пригласить на дом учителя. Греческие учителя грамматики уже во II— I вв. до н. э. чаще всего вели занятия не на дому, а в своих собственных школах. В Риме существовали школы с обучением как на греческом, так и на латинском языке.

Классическая латинская грамматика — «Искусство грамматики» — была составлена Элием Донатом значительно позже, в IV в. н. э. Этот труд состоял из двух частей: «Малая грамматика» для начальной ступени обучения и «Большая грамматика» для более высокой ступени обучения. Этот педагогический труд был широко распространен в Европе на протяжении всего средневековья.

Школьное обучение в Риме было организовано следующим образом. Элементарное образование давалось в так называемых тривиальных школах. Это были частные школы с неопределенным сроком обучения и различными программами. Нередко в них наряду с мальчиками учились и девочки.

Размещались тривиальные школы где придется: в жилище учителя, в мастерской ремесленника, а то и прямо на улице во дворике или на перекрестке, откуда и пошло название школ: тривиум — перекресток (букв. — трехпутье). Дети сидели на полу, а учитель на стуле, который и являлся его кафедрой. Детей учили законам Рима, чтению, письму, счету.

Обучение в Риме в общем мало чем отличалось от обычной практики эллинизма. Методика обучения была та же, а цели образования были несколько более прагматичны, что превращало римские учебные заведения в типичные «школы учебы», так распространенные в эпоху средневековья. У Горация, римского поэта I в. до н. э.

, в первой книге «Сатир» мы читаем: «Сыновья благородных центурионов, к левой руке подвесив пеналы и счетные доски, шли обучаться, проценты по идам (название 15-го дня в месяце, по древнеримскому календарю, время уплаты долгов) считать и просрочку» . Профессия учителя элементарной школы приравнивалась к профессии ремесленника и не пользовалась уважением.

Учителя, открывая школы как частные заведения, сами искали учеников и сами взимали плату с родителей. По сути дела любой римлянин, научившийся читать и писать, мог держать свою школу. Доходы профессия учителя приносила мизерные.

Школы повышенного типа — грамматические — первоначально открывались греческими учителями и ничем не отличались от подобных школ в других регионах эллинистического мира. Со II в. до н. э. распространяются латинские и смешанные греко-латинские грамматические школы. Обучались в них мальчики от 12 до 16 лет.

Для этих школ создавались учебники и хрестоматии, содержавшие отрывки из сочинений Гомера, Вергилия, Цицерона, Тита Ливия и других авторов. Учителя грамматических школ занимали более высокое положение в обществе по сравнению с учителями элементарных школ. Иногда они состояли на государственной службе и получали жалованье.

Для молодежи аристократического происхождения, готовившейся к практической карьере, существовали риторские школы. Программа обучения здесь складывалась из преподавания основ ораторского искусства и из практических упражнений, заключавшихся в составлении речей на заданную тему.

Учителя ораторского искусства параллельно давали ученикам необходимые к каждому культурному римлянину того времени знания философии, права, истории и т. д. Обучение было ориентировано на разностороннее умственное образование.

Учителя риторики были людьми, как правило, состоятельными, играли определенную роль в политической жизни Римской империи и даже занимали высокие государственные посты. В школьном обучении красноречию ценилась прежде все го внешняя эффектность, форма, а не содержание.

Считалось, что для оратора необходимо иметь природные способности, освоить само искусство красноречия, уметь подражать высоким образцам, постоянно упражняться в этом деле, иметь практический опыт выступлений перед публикой.

В школьной риторике сложилось устойчивое представление о структуре образцовой речи: вступление, изложение существа дела, приведение доказательства собственной позиции и опровержение утверждений противника, заключение. Во всех пособиях по риторике детально, на тщательно отобранных примерах, говорилось, как украсить речь стилистически, как ее подать слушателям.

Для детей римской знати создавались своеобразные воспитательные центры — коллегии юношества. Впервые они были образованы императором Августом в Риме для молодежи патрицианских родов с целью формирования правящей элиты, затем они распространились по всей империи.

Читайте также:  Как воспитывают детей в японии

В Риме сложилась традиция на завершающем этапе обучения устраивать для молодых риторов своеобразные образовательные поездки в эллинистические центры культуры и просвещения — Афины, Пергам, Александрию. В Римской империи в первые века нашей эры установился устойчивый школьный канон, включавший и содержание образования, и порядок его освоения, и методы обучения.

Римский писатель и ученый Варрон (116—27 до н. э.) называл девять основных школьных дисциплин: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, медицину и архитектуру. В V в. н. э.

из школьного курса были постепенно исключены медицина и архитектура, тем самым как бы оформились «семь свободных искусств», ставшие сердцевиной образования в эпоху средневековья. Школьные предметы были названы «свободными искусствами», потому что предназначались для детей свободных граждан.

Для рабов существовали «механические искусства», подготавливавшие их к ремесленной, производственной деятельности. На исходе римской истории утвердилось двухчастное деление школьного курса «семи свободных искусств» на тривиум и квадривиум. Грамматика, риторика и диалектика составляли тривиум; арифметика, геометрия, астрономия и музыка составляли квадривиум.

Заслуга в создании этой классификации принадлежит римскому философу и автору школьных учебников Боэцию (ок.480—524 н. э.). В основу построения школьных учебников им был положен принцип компиляции — сведения в единый текст различных источников. Учебники, составленные Боэцием, оказали сильное влияние на средневековую школу. По мнению римских учителей риторики начала нашей эры, обучение должно было быть не трудным, а приятным для ученика. Однако ораторское искусство в этот период переродилось в натаскивание в красноречии, без должного внимания общему образованию учащихся . Преподавание в зрелый период Рима развивалось в соответствии со всей жизнью римлянина. Высшие политические должности — военные и ораторские. С покорением Греции в римское воспитание начинают проникать и греческие взгляды. Греческий язык и греческая литература стали обязательными предметами даже в домашнем воспитании. Греческие учителя целыми толпами стремились в Рим в качестве преподавателей языка и литературы. В 1 в. до н.э. в Риме уже находилось несколько учебных заведений для упражнения греческой декламации, а изучение греческой науки с той поры стало существенным предметом римского образования. Вместе с греческим развивалось и латинское образование. Юлий Цезарь написал латинскую грамматику. В школах соблюдалась, большая строгость, телесные наказания господствовали. Выходя из отроческого возраста и надев мужскую тогу, молодой римлянин покидал школу и в качестве слушателя поступал в практическую школу народных собраний и судебных прений. Выбор звания, как и вся жизнь римлянина, обуславливалась принципом пользы. Предпочитались доходные искусства. Но какому бы званию ни посвящался римлянин, все подготовительное его учение состояло в практическом руководстве и наставлении. Звание практического сельского хозяина и домовода считалось почетным для молодого римлянина и ему посвящали себя те, кто не имел наклонностей и таланта для высшего поприща.

Жажда деятельности, храбрость, справедливость и умеренность, гордость и чрезмерное самолюбие — основы римского характера, чему направлялось воспитание.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: http://zdamsam.ru/a68196.html

Педагогические идеи Платона

Педагогические идеи Платона

Древнегреческий философ-идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии, Платон родился в знатной аристократической семье и получил блестящее для того времени образование.

Автор многочисленных сочинений, Платон во многих из них говорил о воспитании. Свою систему взглядов на организацию воспитания он изложил в трактатах “Государство и “Законы”. Эти взгляды составляют органическую часть социальных воззрений Платона и подчинены общим задачам укрепления рабовладельческого аристократического государства и формирования рабовладельца.

Совершенное государство Платона зиждется на разделении труда между четырьмя разрядами свободных граждан: философами, воинами, ремесленниками и земледельцами. Каждый разряд должен выполнять только свои обязанности и не вмешиваться в функции других. В учении о делении граждан на разряди Платон руководствовался своей классификацией частей души.

В противоположность Демокриту, считавшему мир. единым и материальным, Платон выступил с учением о делении мира на мир идей и мир вещей. По его идеалистическому учению, духовная часть человека — душа живет до своего вселения в телесную оболочку в мире идей.

Душе свойственны три части: разумная, волевая и чувственная, но одна из них преобладающая, и это зависит от того, среди каких идей обитала душа. Трем частям души у Платона соответствуют три добродетели: мудрость, мужество и умеренность.

Вселившись в свое временное обиталище (в тело), бессмертная душа человека определяет возможности его развития и его место в обществе. Имеющие душу с преобладанием разумной части станут правителями— философами, волевой — воинами, чувственной — ремесленниками или земледельцами.

Первые два разряда — привилегированные: философы управляют, воины охраняют государственный порядок; функция же ремесленников и земледельцев — материальное обеспечение привилегированных. В государстве Платона сохранялись и рабы, составлявшие низший социальный слой, не имевшие каких-либо прав, удел рабов — физический труд.

В целях укрепления рабовладельческого государства Платон рекомендовал свою систему воспитания, в которой сочетались некоторые моменты воспитательного опыта Спарты и Афин.

Воспитание, по мнению Платона, обозначает воздействие взрослых на детей, формирование в детях нравственность и добродетели. В понятие “учение он включал приобретение знаний посредством изучения наук, а главное свойство науки, по Платону, состоит в том, что она “будит душу пользоваться мышлением для истины”.

Платон считал, что внутренней основой воспитания маленьких, детей являются эмоции. Он утверждал, что первые детские ощущения — это наслаждение и страдание и что они окрашивают детские представления о добродетели и благе..

Особое значение как средству воспитания он придавал играм, а также чтению и рассказыванию детям литературных произведений, мифов. При этом он считал необходимым установить законодательно, что именно нужно читать и рассказывать маленьким детям.

Платон также требовал, чтобы взрослые следили за детскими играми: дети должны строго выполнять правила игры, не вносить в них каких-либо новшеств; иначе, приучившись к этому в игре, они захотят внести изменения и в законы рабовладельческого государства, а этого допустить нельзя. Платон считал в то же время, что “все науки надо преподавать детям не насильно, играючи”, ибо “свободный человек никакой науке не должен учиться рабски”. Большое место в воспитании он отводил песням и танцам.

В “Государстве Платон выдвинул идею общественного воспитания детей с самого младшего возраста и предложил определенную систему ее организации. С 3 до 6 лет всех детей всех жителей города или поселка нужно собирать в особых местах для игр.

При этом специально назначенные стражами закона женщины должны следить за порядком и руководить играми. С 6 до 12 лет дети в государственной школе учатся читать, писать, считать, а также петь и играть на музыкальных инструментах.

С 12 до 16 лет они посещают палестру, где главное внимание уделяется разностороннему физическому воспитанию. С 16 лет юноши изучают арифметику, геометрию, астрономию, преимущественно с практическими целями (предвоенная подготовка). С 18 до 20 лет они в эфебии получают специальную военно-физическую подготовку.

На этом этапе заканчивается образование тех, кто по своим возможностям должен остаться в разряде воинов, ремесленников, земледельцев и купцов.

Только лица, у которых разумная часть души, до 30 лет изучают философию, развивают отвлеченное мышление, изучая в этих целях геометрию, арифметику, астрономию, теорию музыки, и готовятся к государственной деятельности. Выделившиеся в этой группе самые сильные в интеллектуальном отношении продолжают свои занятия и, овладев философией, становятся правителями государства.

Воспитание женщин, считал Платон, должно быть таким, как было в Спарте. Дети рабов к образованию не допускаются.

Как видим, Платон заботился прежде всего о правильном, с его точки зрения, воспитании и образовании детей рабовладельцев и свободных граждан. Воспитание должно подготовить их к выполнению определенных социальных функций и к управлению государством.

Необходимо отметить, что Платон впервые рассматривал вопросы воспитания маленьких детей в системе, что было очень важно для дальнейшего развития теории дошкольного воспитания.

Источник: http://ipreff.ru/pedagogicheskie-idei-platona.html

Педагогические учения Платона

Педагогические учения Платона

Педагогические идеи Платона

Важную роль в  развитии педагогической мысли Античности сыграл самый известный ученик Сократа  Платон (427-347 гг. до н. э.). Древнегреческий философ-идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии, Платон родился в знатной аристократической семье и получил блестящее для того времени образование.

Читайте также:  Сюжетно-ролевая игра для учащихся 10-12 лет

Автор многочисленных сочинений, Платон во многих из них говорил  о воспитании. Свою систему взглядов на организацию воспитания он изложил  в трактатах “Государство и “Законы”. Эти взгляды составляют органическую часть социальных воззрений Платона  и подчинены общим задачам  укрепления рабовладельческого аристократического государства и формирования рабовладельца.

Совершенное государство  Платона зиждется на разделении труда  между четырьмя разрядами свободных  граждан: философами, воинами, ремесленниками и земледельцами. Каждый разряд должен выполнять только свои обязанности  и не вмешиваться в функции  других. В учении о делении граждан  на разряди Платон руководствовался своей классификацией частей души.

В противоположность Демокриту, считавшему мир. единым и материальным, Платон выступил с учением о делении мира на мир идей и мир вещей. По его идеалистическому учению, духовная часть человека — душа живет до своего вселения в телесную оболочку в мире идей.

Душе свойственны три части: разумная, волевая и чувственная, но одна из них преобладающая, и это зависит от того, среди каких идей обитала душа. Трем частям души у Платона соответствуют три добродетели: мудрость, мужество и умеренность.

Вселившись в свое временное обиталище (в тело), бессмертная душа человека определяет возможности его развития и его место в обществе. Имеющие душу с преобладанием разумной части станут правителями— философами, волевой — воинами, чувственной — ремесленниками или земледельцами.

Первые два разряда — привилегированные: философы управляют, воины охраняют государственный порядок; функция же ремесленников и земледельцев — материальное обеспечение привилегированных. В государстве Платона сохранялись и рабы, составлявшие низший социальный слой, не имевшие каких-либо прав, удел рабов — физический труд.

В целях укрепления рабовладельческого государства Платон рекомендовал свою систему воспитания, в которой  сочетались некоторые моменты воспитательного  опыта Спарты и Афин.

Философская притча Платона о заключенных  в мрачную пещеру людях имеет  не только мировоззренческий, но и педагогический смысл. Люди в пещере прикованы к стене, на которой видят лишь отражение сущего. Освободившись от цепей, они могут узреть ослепительный свет истины. Следовательно, достижение знания и истины, — мучительный труд избавления от привычных пут и предрассудков.

Платон предложил обширную программу  воспитания, пронизанную единой философской  мыслью, и открыл связи между воспитанием  и общественным устройством.

Педагогическая деятельность была органической частью творческой жизни  Платона. Основанное Платоном в Афинах учебное заведение — Академия — просуществовало  более тысячи лет.

Воспитание, по мнению Платона, обозначает воздействие взрослых на детей, формирование в детях нравственность и добродетели. В понятие “учение он включал приобретение знаний посредством изучения наук, а главное свойство науки, по Платону, состоит в том, что она “будит душу пользоваться мышлением для истины”.

Платон считал, что внутренней основой воспитания маленьких, детей  являются эмоции. Он утверждал, что  первые детские ощущения — это  наслаждение и страдание и  что они окрашивают детские представления  о добродетели и благе.

Особое значение как средству воспитания он придавал играм, а также  чтению и рассказыванию детям  литературных произведений, мифов. При  этом он считал необходимым установить законодательно, что именно нужно  читать и рассказывать маленьким  детям.

Платон также требовал, чтобы взрослые следили за детскими играми: дети должны строго выполнять  правила игры, не вносить в них  каких-либо новшеств; иначе, приучившись  к этому в игре, они захотят  внести изменения и в законы рабовладельческого государства, а этого допустить  нельзя. Платон считал в то же время, что “все науки надо преподавать  детям не насильно, играючи”, ибо  “свободный человек никакой науке  не должен учиться рабски”. Большое  место в воспитании он отводил  песням и танцам.

Воспитание, по Платону, надо начинать с раннего возраста, так как «во всяком деле самое главное — это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного».

Это было описано в трактате “Государство“, а также Платоном было предложено определенную систему ее организации. С 3 до 6 лет всех детей всех жителей города или поселка нужно собирать в особых местах для игр. При этом специально назначенные стражами закона женщины должны следить за порядком и руководить играми.

С 6 до 12 лет дети в государственной школе учатся читать, писать, считать, а также петь и играть на музыкальных инструментах. С 12 до 16 лет они посещают палестру, где главное внимание уделяется разностороннему физическому воспитанию.

С 16 лет юноши изучают арифметику, геометрию, астрономию, преимущественно с практическими целями (предвоенная подготовка). С 18 до 20 лет они в эфебии получают специальную военно-физическую подготовку.

На этом этапе заканчивается образование тех, кто по своим возможностям должен остаться в разряде воинов, ремесленников, земледельцев и купцов.

Только лица, у которых разумная часть души, до 30 лет изучают философию, развивают отвлеченное мышление, изучая в этих целях геометрию, арифметику, астрономию, теорию музыки, и готовятся к государственной деятельности. Выделившиеся в этой группе самые сильные в интеллектуальном отношении продолжают свои занятия и, овладев философией, становятся правителями государства.

Воспитание женщин, считал Платон, должно быть таким, как было в Спарте. Дети рабов к образованию  не допускаются.

Как видим, Платон заботился прежде всего о правильном, с его точки зрения, воспитании и образовании детей рабовладельцев и свободных граждан. Воспитание должно подготовить их к выполнению определенных социальных функций и к управлению государством.

Необходимо отметить, что  Платон впервые рассматривал вопросы  воспитания маленьких детей в  системе, что было очень важно  для дальнейшего развития теории дошкольного воспитания.

Педагогические суждения Платона  выросли из его философского видения  человека и мира. По Платону, земная жизнь — преходящий этап движения человека к «истинному бытию — неким умопостигаемым и бестелесным идеям».

Земная жизнь  должна готовить человека к слиянию  человека с «истинным бытием». Приобретение знаний, следовательно, является процессом  воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет  каждый человек.

Вот отчего столь  большое значение придавалось самопознанию. X

Платон рассматривал воспитание как  могучий, но не всесильный способ формирования личности. Педагогическое воздействие  ограничено сложной и противоречивой природой человека, в которой сплетены воедино свет и тень, добро и зло.

Воспитатель должен учитывать такие  противоречия, готовить воспитанников  к преодолению отрицательных  природных потенций. По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное  восхождение ученика к миру идей.

Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет, т. е. человек, который стоит  на пороге мира идей.

При этом необходима тесная духовная связь между наставником  и учеником (что впоследствии стали  именовать «платонической любовью»).

Платон требовал разностороннего  воспитания для всех, кто его мог  получить, будь то мудрецы или воины.

В идеальном обществе, которое представлено в «Законах», руководитель дела образования  является первым лицом государства. Государство опекает будущих  матерей, заботясь, чтобы они вели здоровый образ жизни.

Платон провозглашает  принцип всеобщего обязательного (минимум трехлетнего) обучения: «Стар и млад, должны по мере сил получить образование». В программе он сделал попытку соединить достоинства спартанского и афинского воспитания, соблюдая при этом «золотую середину».

Особое внимание он предлагал уделять физическому воспитанию, в частности, спортивным упражнениям и танцам.

Платон полагает, что при обучении следует обеспечить «свободу призвания», т.е. учитывать личные склонности (сегодня  это именуется дифференциацией  образования сообразно призванию человека и общественным потребностям).

«Я говорю и утверждаю, — замечал в этой связи Платон, — что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться…

Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен еще в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-то детские сооружения. И воспитатель должен каждому из них дать небольшие орудия — подражания настоящим.

Точно так же пусть он сообщит им начатки необходимых знаний, например, строителя пусть научит измерять и пользоваться правилом, воина ездить верхом и так далее. Пусть он пытается направлять вкусы и склонности детей к тому занятию, в котором они должны впоследствии достичь совершенства».

В программу всеобщего образования  входили обучение грамоте, началам  математики, начатки трудовой подготовки посредством работы с «малыми инструментами — воспроизведением настоящих».

Программа подобного обучения была предназначена лишь для свободных  граждан общества.

Весьма привлекательными выглядят у Платона идеи игрового обучения, а также принцип воспитывающего обучения («самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание»).

Хотя Платон не оставил специальных трактатов по воспитанию, в дальнейшем его с полным основанием считали выдающимся мыслителем в области воспитания и обучения. Вот уже более двух тысяч лет наследие Платона пользуется особым вниманием педагогики. И это закономерно.

Ведь Платон стоял у истоков разработки обширного комплекса проблем воспитания, имеющих непреходящее теоретическое и практическое значение. Особенно велико влияние Платона на педагогическую мысль европейской цивилизации.

Раннее христианство видело в Платоне своего идеолога при осмыслении цели воспитания. Взлет интереса к идее Платона, касавшейся разностороннего воспитания, наблюдался в эпоху Возрождения. Новое звучание идеи Платона об идеальном воспитании нашли в педагогических построениях ученых-утопистов Т. Мора, Т.

Кампанеллы, К.А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Своеобразная преемственность существует между педагогическими идеями Платона и идеями Ж.-Ж. Руссо. «Хотите получить представление об общественном воспитании, прочтите… Платона», — писал Ж.-Ж. Руссо.

Источник: http://student.zoomru.ru/history/pedagogicheskie-ucheniya-platona/215130.1728599.s1.html

Глава 4: Педагогика Платона в ее главных чертах

Ученик Сократа, Платон (428 или 427 — 348 или 347 до Р. Х.) основал первую в Европе высшую школу — Академию в 387 году, которой руководил и в которой преподавал около сорока лет с небольшими перерывами.

Читайте также:  Как дарить подарки

Платоновская Академия пережила своего основателя на тысячу без малого лет. Учеником и участником Академии был Аристотель.

Другие особенно выдающиеся непосредственные ученики Платона — Спевсипп и Ксенократ из Халкедона, сыгравшие значительную роль в развитии и распространении наук.

В высокохудожественных диалогах «Филеб», «Пир», «Софист», «Федр», «Теэтет», «Государство», «Политик» и «Законы» Платон изложил педагогическую теорию, интегрированную им в систему.

Способности и добродетели врождены человеку, но их еще предстоит пробудить в нем, вызвать к жизни с помощью воспитания. Личный опыт индивида не в силах обеспечить достижения им высших ступеней развития, не может дать знания истины. Будучи знанием, добродетель воспитуема, обучаема (в точности, как у Сократа).

Преднамеренное и целенаправленное воздействие на человека осуществимо благодаря врожденным чувствам удовольствия и страдания, первым ощущениям новорожденного. Добродетель и порок появляются впоследствии из этих чувств.

Это значит, что, если удовольствие и неудовольствие, чувства дружбы, скорбь и ненависть будут сформированы в душах людей надлежащим образом в раннем детстве, когда люди еще не способны отнестись к ним разумно, то, став разумными, люди согласуют с разумом укоренившиеся в них чувства.

Эта-то согласованность и есть добродетель. Поэтому воспитание, прежде всего, должно озаботиться тем, чтобы научить ненавидеть то, что следует ненавидеть, и любить то, что следует любить.

По мере развития личности требуется гармонизация, уравновешенное сочетание не только «вожделеющего начала» — чувств удовольствия и неудовольствия, но и начала «яростного» — страстей.

Отдельный человек нуждается в правильном воспитании, одновременно и государство заинтересовано в том, чтобы хорошо воспитанные дети становились хорошими гражданами, способными всё делать прекрасно, в частности, побеждать в битвах врагов («Законы», I 641 b-c).

Воспитание зависит от характера предоставляемых индивиду обществом возможностей и типов деятельности. Различные задатки предрасполагают человеческие натуры скорее к той, чем к иной деятельности, а разнообразию способностей соответствует разнообразие потребностей (в структуре общественного разделения труда).

Число и характер типов личности соответствует числу и характеру сословий в государстве. Дурное государственное устройство губительно действует на души людей.

В разумном общественное строе положение индивида в обществе и его отношение к обществу суть вопросы правильного воспитания, учитывающего особенности душевного склада каждого («Государство», IV 497 b и далее).

Более того, от правильной организации общества зависит самая возможность истинного знания, что означает неизбежность соответствия между педагогической теорией и политической практикой. Иерархическая подчиненность сословий предполагает различие в целях, содержании и методах воспитания различных групп людей. Наилучшее воспитание дается правящим сословиям.

Воспитание понимается Платоном как обращение духовного взора от полутьмы обыденщины и невежества к свету истины, правды. В этом случае реализуется идеал личности — богоподобие.

Это рассудительность, благочестие, почитание родителей, выполнение долга перед согражданами, подчинение законам государства и нравственным традициям; мудрость, мужественность, справедливость; наконец, уравновешенность характера.

Но главное в человеке есть способность любить истину и всё делать ради нее, считать прекрасным то, что действительно прекрасно, и безобразным — ему противоположное; уметь проявлять свои убеждения на деле.

Невоспитанность — отсутствие собственных понятий о справедливости и умеренности.

Образование и воспитание могут приносить пользу, если осуществляются разумно, и вред в противном случае. Хорошее воспитание делает человека кротчайшим и «божественнейшим», а дурное — самым диким существом, какое только рождает земля («Законы», VI 766 a). В каком направлении кто был воспитан, таки и станет весь его будущий путь.

Правильное воспитание с детства заставляет человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться и властвовать («Государство», IV 426 c).

Пагубное, дурное воспитание заключено в сознании, что ребенок счастлив и блажен от рождения и ни в чем более не нуждается, как в потакании и восхвалении своих поступков и слов («Законы», III 694 d).

Необходимость раннего воспитатания абсолютна. Первые три года — самые важные. Утробные младенца, новорожденные, самые маленькие — все принуждены «трудиться», двигаться, упражняться, и их нельзя освобождать от усилий.

Первоначальное образование осуществляется путем игры. Характер и содержание игр должны предписываться строжайшими законами, так как ничего серьезнее детских игр нет. Только в игре усваиваются навыки, да и начала наук.

Игры, праздненства, песни, забавы, хороводы, пляски суть еще и ценнейший материал для наблюдений наклонностей каждого. Наконец, только игра формирует «свободное» (творческое) и прочное знание. Насильственно внедренное в душу непрочно («Государство», VII 536 e).

Усвоение улучшается также, если учитель убедит детей в пользе и преимуществе своего метода.

По мере взросления детей игры и забавы как способ образования и проверки его хода и результатов постепенно дополняется трудами, тяготами и состязаниями. В этом же ряду находится «обольщение» страшным, непрятным и соблазнительным.

Воспитатель наблюдает, кто и в чем забывчив, кто поддается обману и плутует, кто не может противостоять трудным обстоятельствам и искушениям, а кто благопристоен во всем, умерен, гармоничен и целостен.

Наблюдения призваны ответить на вопрос, что же преобладает в характере ребенка — медь, железо, серебро или золото. Боги примешали золото к будущим правителям и стражам, серебро — к их помощникам, а к земледельцам и ремесленниками — железа и меди.

Кто в трудах, науках, опасностях всегда будет выказывать себя наилучшим образом, того надо причислить к числу наиболее перспективных воспитанников, будущих управителей государства.

Обучать надобно философии, искусствам, физической культуре, наукам. Правильное поведение предполагает обладание истиной. Лучше ничего не знать, чем знать ложное.

Хотя гимнастическое искусство развивает по преимуществу тело, а мусическое — душу, оба формируют жизненную силу , дополняя друг друга, и избыток одного из этих искусств приводит к нежелательной односторонности — грубости или изнеженности.

«Гимнастика» (хороводные пляски и борьба) нужна для тренировки отваги ипылкости духа, «музыка» (песнопения) — для развития гражданских добродетелей. Песнопения подражают благим душевным состояниям, и, зачаровывая души юных людей, они побуждают с помощью слов и напевов, гармонии и ритма следовать за собой к стяжанию высоких достоинств.

Они приносят одновременно и удовольствие и пользу. Их содержание, равно как и содержание мифов и всех произведений искусства, строго контролируется государством.

Гимнастика и музыка прокладывают путь к изучению естествознания, которое в свою очередь постепенно подводит учащихся к математике, та же перерастает в диалектику, политику и этику (высшая ступень образования).

Сами по себе науки не воспитывают. Благотворное воздействие на личность они оказывают только при условии, что человеком осознано божественное и земное значение наук, а также их методы и красота.

Все науки суть «прелюдии» к главному «песнопению» — диалектике. Диалектика доступна лишь тем, кто научился делать «обзор» всем наукам. усваивавшимся прежде, чтобы усмотреть родство наук друг с другом и с природой бытия.

Но и наоборот: без диалектики человек не усмотрит гармонии и закономерности мира.

Диалектика есть:

1) способность приводить и воспринимать разумные доводы,

2) склонность и способность к рассуждению и мышлению,

3) путь к познанию истины.

Изучение и практикование диалектики — составная часть правильной жизни. Диалектические упражнения в исследовании понятий никак нельзя начинать ранее двадцати лет, поскольку подростки могут легко злоупотреблять рассуждениями для забавы, спорить ради спора и терять путь к истине. Догматизм молодых людей опасен для них, но и другая крайность скептицизма тоже опасна.

Человек никогда не может окончить своего образования. Постоянно изменяются его желания, горести, знания, страхи. Даже привычки и нравственные установки: что-то появляется вновь, что-то утрачивается.

Люди подвержены всякого рода порче. Отсюда — необходимость выправлять отклонения от правильного пути в течение всей жизни.

И хотя, старея, человек утрачивает способность многому научиться, он должен бороться с убылью знания с помощью упражнений.

Оба пола должны получить одинаковое образование. Любовные вожделения воспитуемы, они поддаются облагорожению. Силой внушения и общественного мнения воспитывается половое воздержание и чистота, одновременно вызывается эстетическое отношение к любви и ответственность, ибо любовь обладает чарующей красотой .

Наилучшее воспитание молодых людей, да и самого себя, заключается в осуществлении в собственной жизни того, что внушается воспитанием.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/53974

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector