Воспитание детей в германии

Когда, поселившись в Берлине, записавшись в школу и детский сад, мы решили отдать детей в бассейн, предприятие это вызвало поначалу много сомнений. Дети не умели плавать, боялись воды и страшились тренера — ведь они не говорили по-немецки.

Я говорила по-немецки плохо, но прятала свои сомнения и убеждала попробовать — нам это было необходимо для улучшения здоровья. Первое же занятие в детской школе плавания сделало детей поклонниками бассейна. Родителям можно было присутствовать на занятиях, поэтому я сама смогла оценить весь процесс.

Я хотела бы поподробнее рассказать об этих занятиях, потому что они могут показать вообще отношение немецких воспитателей к детям.

В немецких бассейнах не требуют справок. Это упрощает приход сюда. Дети вместе с родителями подошли к воде. Родители сели на скамейки, а детям привязали к спине пенопластовые «рюкзачки», а на каждую руку надели по два кольца. Теперь детей (их было около десяти) завели в воду. Вместе с ними спустились два тренера (молодые веселые парни).

Они показали движения и сказали несколько слов: двигать руками вот так (“nach vorne, zur Seite”), двигать ногами по-лягушачьи (“Froschbeine”). Дети поплыли — и, конечно, со страховкой им это было сделать легко. Поплыли и мои, радостно улыбаясь. Первое занятие прошло в таком простом плавании (приятном и нестрашном для ребенка).

Тренеры, стоя в воде, посматривали на проплывающих мимо «лягушат» и то и дело повторяли свои волшебные слова: “nach vorne, zur Seite” и “Froschbeine“. Периодически были слова и другие: “Super!” или “Prima!” — это очень воодушевляло детей. Под конец занятия все скатывались с горки в воду. Внизу каждого ловил тренер и спрашивал: “Fliegen oder nicht fliegen?“.

Если ребенок отвечал «нет», его отпускали, если отвечал «да», тренер поднимал его над водой и забрасывал далеко вперед.Мои дети с удовольствием стали ходить в бассейн. Они плавали и плавали, скатывались с горки, «летали», позже стали учиться нырять за резиновой черепашкой и прыгать с бортика. Очень постепенно с детей снимали их плавательное снаряжение.

Очень терпеливо ждали, когда ребенок решиться нырнуть за черепашкой. И опять только “Super!” или “Prima!”, и никакого принуждения или насмешки (эта немецкая похвала поначалу звучала нарочито — не привыкли мы так часто хвалить своих детей; потом ее частота сделалась привычной). Через полгода мои дети плавали и без боязни ныряли.

Бассейн, казалось бы, — частный случай.

Может нам так повезло именно с этим бассейном? Но то же я видела в садике и в школе, на многочисленных занятиях, которые мы посещали — мягкость и «ненасилие», похвала и свобода выбрать занятие.

Позже я заметила другое в городе: немцы практически никогда не кричат на своих детей. Не кричат и злобно им не выговаривают за плохое поведение. И, увы, если на ребенка кричали, это чаще всего оказывались русские или мигранты из восточных стран.Я этого не замечала до отъезда сюда. В России у меня было много знакомых мам.

Они любили своих детей, занимались с ними, но теперь, сравнивая немецких и русских родителей, я вижу большую разницу: мы кричим, ворчим, раздражаемся, торопимся и торопим. Немецкая мама терпеливо и тихо что-нибудь объясняет.

Я не хочу идеализировать немецких родителей и воспитателей, но мне хотелось бы отметить одну черту немецкого детского учебного заведения: там чувствуешь себя комфортно. Доброжелательное, мягкое, спокойное отношение.

Возможно, это нам так повезло со школой и садиком, а также с кружками? Я поговорила с воспитательницей нашего детского сада. «Да, — сказала она. — Здесь действительно более мягкое отношение к детям. Так было не всегда. До шестидесятых годов здесь была такая же строгая школа как в Советском Союзе. Дисциплина, требования, порядок.

В шестидесятых годах была проведена реформа образования, и с тех пор школа и детский сад стали меняться. Появилось больше свободы». Про реформу я решила почитать подробнее, и вот что выяснила. Чтобы оценить то, какие изменения произошли в результате реформы 60-х годов, посмотрим, в каком состоянии находилось воспитание детей до этого.

Во времена Вильгельма II (1888-1918), последнего германского императора, в отношении детей придерживались принципа: «Wer sein Kind liebt, der züchtigt es!» («Кто любит своего ребенка, тот его наказывает»). Дети и женщины считались собственностью мужчины. Детьми занимались женщины, и часто воспитанием это можно было назвать условно: главное, чтобы ребенок был одет, обут и накормлен.

В школах от детей требовались послушание, порядок и дисциплина. Палка была обычным инструментом учителя. Авторитет старших был непререкаем. Человек должен был признавать власть и бояться Бога. Генрих Манн хорошо описал это в романе «Верноподданный» (Der Untertan, 1914).

В начале двадцатого века стали появляться отдельные педагоги, которые понимали, что выросшие под палкой дети становятся агрессивными или забитыми. Эти новые учителя пытались по-другому работать с детьми, доверяя естественным силам ребенка и пытаясь развить в нем самостоятельность, творческое мышление, навыки практической деятельности, свободу в высказываниях.

Такие люди появлялись в разных странах. Вспоминались идеи француза Руссо (1712-1778) и швейцарца Песталоцци (1746-1827) о естественном воспитании. В Италии с 1907 работала с детьми Мария Монтессори. В 1921 году в Англии Александром Сазерлендом Ниллом была открыта школа-интернат „Summerhill“ (она успешно существует до сих пор!).

Нилл был выразителем новых педагогических идей того времени. Он считал, что главным в воспитании должно быть счастье ребенка и говорил: «Я вижу свою первейшую задачу не в изменении общества, а в том, чтобы по крайней мере нескольких детей сделать счастливыми».

Под счастьем Нилл понимал хорошее самочувствие, полноту сил, уравновешенность, к которым ребенок приходит через поиск интересных ему занятий, выбирая их самостоятельно. Воспитание не должно быть прямым, направляющим, воспитатель должен помочь ребенку реализовать свои внутренние способности.

Все эти новые педагогические веяния затронули в том числе и Германию, хотя там они и не вылились в какое-то мощное педагогическое движение или реформу. Национал-социалисты, пришедшие к власти в 1933 году, скоро взяли воспитание под свой контроль. Послушание, дисциплина, отсутствие собственного мнения снова вышли на первый план.

После Второй мировой войны нужно было думать о принципах нового воспитания. В шестидесятых годах в ФРГ начали говорить о кризисе образования. Он выражался в том, что очень маленький процент выпускников школ продолжал обучение в высших учебных заведениях. Классы были переполнены, не хватало учителей. Проблемы с получением образования были у женщин, если они решали завести детей.

Спутник, запущенный Советским Союзом, стал поводом для того, чтобы задуматься о естественно-научном образовании в Германии: отстаем? Серия статей гейдельбергского профессора Георга Пихта (Georg Picht) „Die deutsche Bildungskatastrophe“ (1964) вызвала жаркие дискуссии. В шестидесятые годы прошла волна студенческих выступлений. Требования студентов касались не только образования.

Студенты выступали за преобразования в вузах, смягчение авторитарных методов преподавания и большую свободу.  В обществе появилась надежда на «подъем через образование». Все это привело к тому, что в 1960-х годах в ФРГ осуществили реформу образования. Школы и университеты были подвергнуты проверке.

Студентам оказывалась поддержка, так что для большего количества школьников стало возможным учиться в гимназии или вузе. В старших классах гимназий была введена курсовая системы — так школьникам было проще переходить к высшему образованию. Было реформировано школьное и профессиональное образование. Улучшено женское образование.

Чтобы женщине не нужно было выбирать между материнством и работой, было предложено продолжение обучения после материнства. Студенческими движениями была введена в том числе другая форма организации детских садов.

В крупных городах появился так называемый Kinderladen (от слов Kinder — дети, Laden — магазин; дело в том, что эти детские сады часто устраивались в помещениях бывших магазинчиков). Kinderladen организовывался группой родителей. Туда приходило 10-15 детей, которые воспитывались более свободно, чем в государственных и церковных детских садах.

Внимание уделялось развитию ребенка, свободному выбору занятий. Первый садик был создан во Франкфурте в 1967. Создавались альтернативные школы, придерживающиеся идей антиавторитарного воспитания (Glocksee-Schule в Ганновере (1972), Freie Schule во Франкфурте (1975)). С свободных школах и детских садах дети учились быть самостоятельными и иметь свое мнение.

Антиавторитарное воспитание вводилось не теоретиками, а проверялось на практике созданием новых детских заведений. Система образования в ГДР изменялась два раза — после ее образования в 1945 году и в 1965 году, когда была проведена реформа. Эта реформа была во многом иная, чем в ФРГ. Был принят закон о единой социалистической системе образования.

Некоторые школьные предметы были отменены (древние языки, религиозные уроки), а вместо этого введены новые (русский язык как предпочитаемый иностранный, технические дисциплины, военное дело). Образование стало более доступным для широких слоев населения, улучшилось женское образование. Больше женщин стало работать.

Антиавторитарное движение в ГДР основывалось на взглядах, что счастье детей возможно только в революционно преобразованном обществе. Представители этого движения считали своим примером австрийца Зигфрида Бернфельда (1892-1953), основавшего в 1919 году детский дом для еврейских детей-сирот из Польши.

Его педагогическая система была изложена в труде „Sisyphos oder die Grenzen der Erziehung“ (Вена, 1925) и снова стала популярна среди левых в 1960-е гг. Несмотря на многие положительные нововведения, позже в ГДР начала преобладать все же авторитарная система образования. После проведения в ФРГ реформ в 1960-х гг. в обществе постепенно формировался новый взгляд на воспитание детей.

Сейчас большинство родителей в Германии уверено, что детей нужно воспитывать демократическими методами, видеть в ребенке личность, учить детей быть самостоятельными.С 2000 г. в объединенной Германии законом запрещено бить детей. Термин «антиавторитарное воспитание» сегодня заменен другими словами — «демократическое воспитание», «либеральное воспитание» (первый вариант кажется мне более удачным). Общение с ребенком строится на уважении и доверии. Воспитатель не навязывает свою точку зрения, а учит самого ребенка разбираться в ситуации и принимать решения. Детям постоянно предлагается разнообразная практическая деятельность, в которой ребенок учится быть самостоятельным. Большое внимание уделяется умению общаться, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, разрешать конфликты, отстаивать свою точку зрения. Согласно данным статистики, люди, воспитывающиеся демократическими методами, становились более успешными и независимыми. Те, кто получили авторитарное воспитание, часто делались зависимыми и скованными в своих действиях.

Читайте также:  Весенние праздники в детском саду. сценарии. младшая группа

Критика демократического стиля воспитания основывается на том, что воспитатель якобы идет на поводу у ребенка, потакает его желаниям или его лени.

Неверное понимание демократического воспитания действительно приводит к тому, что воспитатель позволяет ребенку все, в результате вырастает эгоист, не замечающий других людей. Современные педагоги указывают на то, что дети обязательно должны знать свои границы (что можно делать и что нельзя) и уметь подчиняться разумным требованиям.

Демократический стиль воспитания требует от родителей и воспитателей постоянного творчества. Воспитатель действует в соответствии с ситуацией: в некоторых случаях с ребенком нужно что-то обсудить, в других необходимо предъявить строгое требование (когда дело идет о безопасности или вреде для других людей).

Школы, детские заведения, спортивные общества, молодежные проекты в Германии сегодня в основном основываются на демократическом воспитании. Повсеместно проводятся лекции и беседы для родителей и воспитателей о методах воспитания.

Конечно, и сейчас существуют школы, где обстановка не так благополучна, или отдельные воспитатели, заменяющие демократический стиль воспитания авторитарными методами или чрезмерным попустительством, но в целом у меня сложилось очень благоприятное впечатление об обстановке в детских воспитательных организациях Германии.

Сейчас в России сложилось очень противоречивое отношение к Западу и его ценностям. Слова «демократический», «либеральный» часто приобретают плохой оттенок. Мне хотелось бы все же обратить внимание на то ценное, что действительно есть в Германии (вижу это просто по своим детям) и брать из этого что-то для нашей, российской, образовательной системы.

 

Дарья Велижанина, Deutsch Online

Источник: http://www.de-online.ru/vospitanie_detey

Родительское отношение к ребенку в Германии: Как немцы воспитывают своих детей

Наверное, это часть жизненной спирали, часть общества. Чтобы понять, что нас ждет в будущем, как устроено общество изнутри, нужно обратить свой взор на детей.

Немцы относятся к своим детям особенно, совсем иначе, чем привыкли мы. Когда оказываешься в стране в первый раз это невозможно не заметить. Во-первых, рождаясь, ребенок не превращается в пуп земли для своих родных и домочадцев, а  становится частью коллектива.

Почти с первых часов его жизни  вокруг него толпятся взрослые, родственники и не очень, берут на руки, фотографируют, с ним играют его старшие братики и сестрички, которые сами едва ли на полтора года старше самого новорожденного.

Если в доме есть собака, а это довольно частое явление, то животное от ребенка не ограждают, и нередко четвероногий друг может вылизать ручонки или мордашку нового маленького человечка. Для нас — гигиеническая катастрофа, для немцев — нормальное явление, единение с природой!

Порой кажется, что родители и сами не придают большого значения появлению еще одного члена семьи. Жизнь родителей, в частности мамы, после рождения отпрыска не заканчивается, а продолжается в полной мере.

Родители носят малыша с собой в автолюльке, кенгурушке, привязывают к себе слингом, и ведут себя как обычно!  С детьми путешествуют, занимаются спортом, ходят по магазинам, к врачам и в гости.

 Помню, первый шок с таким отношением к детям постиг меня на моей собственной свадьбе, когда в ресторане уже хорошо к полуночи, я обнаружила, что к одной гостье слингом был привязан пятимесячный младенец.

Молодая мамочка общалась с людьми, танцевала, пила и ела, получала удовольствие, а малышка все это время спокойно спала у маминой груди. Хотя, наверное, такой вариант — исключение даже для немцев.

Первое, на что обращаешь внимание в отношении немцев к своим детям — это то, что последние их не раздражают.

Родители на детей не кричат, не одергивают, не повышают на них голос.  Малыши могут делать, что хотят, прыгать, пачкаться, орать, а их родителям хоть бы хны. Со стороны такое отношение может показаться безразличием, культивированием вседозволенности, но это далеко не так. Воспитательный процесс идет постоянно, через собственный пример, запреты, похвалу и объяснения.

Немцы своих детей постоянно хвалят.

Не важно, с чем справился маленький человечек: перешагнул через ступеньку, залез на шведскую стенку, вовремя попросился на горшок, или смог сам достать из сумки свою бутылочку с напитком; — реакция родителей однозначная и одобрительная: “Super!”, “Prima”, “Du hast es geschafft!” “Super machst du das!” — “Супер!” “Первоклассно!”, “Ты с этим справился!”, “Ты это отлично делаешь!”. Но если малыш что-то сделал не так, или полез туда, куда не следует, то мгновенно раздается хлесткое родительское “Nein!”. В отношении детей оно идентично русскому “нельзя”, и в зависимости от степени запрета это слово можно услышать во всей палитре интонаций, от спокойного, до угрожающего. Малыши тоже не отстают. Они с пеленок учатся иметь собственное мнение, и родительскую опеку тоже категорично парируют своим детским “Nein”.

Немцы принимают детей всерьез.

Если вдруг ребенок захочет чем-то поделиться, о чем-то рассказать, то родители прервут собственные дела и с очень серьезным видом будут выслушивать детскую чепуху, лишь изредка добавляя по тексту слова ободрения, или, и того реже, помогая своему чаду правильно выразить мысль. Разговаривая с ребенком, родители делают это не с высоты своего роста, а присев рядом с малышом на корточки, чтобы смотреть ему прямо в глаза, быть на равных.

В выражениях своей любви немецкие родители очень сдержаны. Своих детей они почти не целуют, по крайней мере, этого не увидеть на людях. Самое нежное обращение  “Schatz” — “Сокровище” настолько повсеместно и единообразно, что стало почти безличным.

Телесный контакт очень скупой, как с целью одобрения, так и тем более с целью наказания. В Германии вообще детей бить нельзя. Поколение бабушек еще может вспомнить воспитательные порки своего детства, но со временем физические наказания перешли в разряд табу.

Понятное дело, что еще никто не вырос, не получив хотя бы одного шлепка по попе, но современные родители  Германии изо всех сил стараются этого не делать.

Я уж не говорю о том, что получив хороший нагоняй ребенок может обратиться за помощью в Jugendamt, аналог нашего Отдела по делам несовершеннолетних, и если делу дадут ход, тогда пиши пропало, мало родителям не покажется.

Тем более не дай вам Бог дотронуться в Германии до чужого ребенка, даже если он нашкодил или сделал вам гадость! Ему даже выговаривать ничего нельзя, и вам очень повезло, если рядом окажутся его родители и они, в свою очередь, отреагируют адекватно.

Наверняка в жизни найдутся моменты, когда телесный контакт будет оправдан, будь-то во спасение, или в целях самозащиты, но общее непреложное правило гласит именно так: “руками никого не трогать!”.

Это настолько сильно вошло в плоть и кровь современных взрослых, что даже если вы на приеме у врача, или на спортивных занятиях, где физический контакт между людьми подразумевается сам собой, можно заметить, какими осторожными, медленными и от того даже неловкими будут их прикосновения.

Мы с дочкой как раз ходим на Спорт для дошкольников. Занятия очень похожи на старую добрую школьную физкультуру, с той лишь разницей, что в уроке принимают участие не только дети, но и их родители. Эдакая Германия в миниатюре. Отношения взрослых и детей в концентрированном виде.

Наблюдай — не хочу! С первого взгляда может показаться, что родительницы в общении между собой даже не замечают своих детей, не обращают внимание на ор стоящий в зале.

Но стоит их малышу залезть на снаряд не по очереди, а перед другим ребенком, мамаша в два пантерьих прыжка оказывается рядом и оттаскивает свое чадо со словами: “Лара (Миа, Ханна, Клара) стояла раньше тебя, будь воспитанным мальчиком, не лезь вперед!” Уважение к ближнему и вежливость вдалбливается в головы юных немцев с пеленок. Детишки постарше эти правила уже знают, и очень трогательно наблюдать, как они вежливо помогают младшим разобраться, где чья очередь.

После занятий, в раздевалке, набегавшиеся и проголодавшиеся малыши накидываются на взятые с собой печенюшки и яблочки. Утолив первый невыносимый после спорта голод, они берут свои коробочки со снедью и идут делиться. Это уже ритуал.

Угощают всех и вся, получают угощение в ответ. Мамы и папы же неотступно следят, чтобы дети непременно и каждый раз  употребляли конструкцию “Danke” “Спасибо” и “Bitte” “Пожалуйста”.  И обязательно хвалят, если малыш все сделал правильно.

Процесс одевания тоже очень показателен. Детей с самых ранних лет поощряют к самостоятельности. К сожалению, это невозможно без чугунного родительского терпения. Здесь взрослые это умеют, как нигде. Они могут не один десяток минут спокойно стоять и ждать, пока их двухлетний малыш сам натянет на ножки ботиночки или носочки.

Само воплощение терпения и терпимости, и только слова ободрения и похвалы. Если малыш капризничает, не хочет одеваться, или у него не получается, мама, конечно, может помочь, но она непременно показывает, что ребенок должен учиться делать это сам. Если ему на это требуется больше времени, то оно у нее есть.

“Ich habe Zeit” — аналог “я не спешу” слышно сплошь и рядом.

Конечно, родители — обычные, живые люди, со своими слабостями и недостатками, не ангелы, а значит имеют право на плохое настроение, ошибки, заблуждения.

Говорят, что чем восточнее, тем сильнее меняется отношение к детям в сторону нам более привычную, с одергиванием, покрикиванием и прочими издержками воспитания. Не знаю, как это соотносится с географией, или даже с историей, но здесь вокруг себя я вижу другие примеры.

Мне бесконечно приятно наблюдать то, как здесь в детях уважают личность. Так хотел бы вырасти каждый из нас, так и я хочу так вырастить своего ребенка.

В заключение к теме воспитания детей как нельзя лучше подойдет одна немецкая пословица. Своеобразный девиз, под которым живут родители в Германии: “In der Ruhe liegt die Kraft, die uns Gott gegeben hat” “В спокойствии (выдержке) заключена сила, которую дал нам Бог”.

Источник: http://www.o-germanii.com/2013/05/roditelskoe-otnochenie-k-rebenku-v-germanii.html

Особенности воспитания детей в Германии

  • 6
  • 68568
  • 2017-08-08 13:18:19
  • Воспитание. От двух до трех

Ментальность любого народа во многом определяется традициями воспитания детей – и это прекрасно видно на примере Германии. Положительные свойства немецкого характера, известного на весь мир, были бы невозможны без определённого, во многом необычного для нас подхода к ребёнку. В чем он заключается и какие преимущества дает для становления личности?

Читайте также:  Выпускной

Спокойствие, терпение и уважение – основа воспитания

Какой он – немецкий характер? Наверняка большинство из читающих эти строки скажет про педантичность и любовь к порядку, аккуратность и исполнительность, высочайшую степень ответственности и серьёзного подхода к своему делу.

Также многие вспомнят, что немцы пунктуальны и терпеливы, стараются соблюдать спокойствие даже в самых сложных ситуациях, ценят тактичность и уважительное отношение друг к другу: без хамства и скандалов.

Согласитесь, подобные черты можно охарактеризовать только как положительные, которые ценятся в любом обществе.

Абсолютно логичен интерес, как жители Германии воспитывают своих детей, чтобы они смогли научиться всему этому чуть ли не с первых дней жизни? Основа основ в данном случае – это отсутствие какой бы то ни было авторитарности в отношениях с ребёнком, подавления воли и действий, навязывания ему чего-либо со стороны родителей. Главная ценность малыша – это его индивидуальность, которая всячески поддерживается и культивируется. И это без ущерба для навыков коммуникации с остальными людьми. Всё это невозможно без модели воспитания, основывающейся на трех китах: спокойствие, терпение и уважение. Как это проявляется в обычной, повседневной жизни родителей и их детей?

Все начинается с момента появления ребёнка на свет. Главная мысль, которой придерживаются немцы: малыш не является центром вселенной, каким желанным он бы ни был. И хотя появление нового члена семьи не может не отразиться на укладе жизни, они не замыкаются в уходе за новорождённым, не подстраиваются под него сверх меры.

А раз так, то обычная жизнь: походы в гости, кино или театр, посещения выставок или врачей, занятий спортом и даже путешествий не исчезает – просто в большинстве ситуаций малыш сопровождает родителей в коляске или слинге. Такой подход поначалу кажется странным.

Но стоит увидеть, как ребёнок, например, спокойно спит у папы на руках, пока он общается с друзьями в парке поздним вечером, или же как мама кормит малыша грудью на лавочке в музее во время осмотра галереи, как отношение к этому меняется! Ведь дети с первых месяцев привыкают к окружающим людям, они не изолированы от внешнего мира и учатся общению с ним и уважительному отношению к нему. И логичным выглядит, что многие мамы в Германии стараются не засиживаться в декрете (несмотря на адекватный размер пособий!), а пораньше выйти на работу, перепоручив уход няне. Кстати, бабушек и дедушек немцы не беспокоят по таким «пустякам». Родители уважают их время, и в традициях этого народа старшему поколению отдана несколько иная, более отстранённая роль.

Принципы ограниченной свободы ребёнка

Эта модель, брать малыша с собой везде, не меняется и после того, как он научится ползать, ходить и говорить. А так как ему не всегда интересно то, куда он пришёл вместе с папой или мамой, родители чаще всего разрешают ему быть предоставленным самому себе (мы же помним, что ребёнок для немцев не пуп земли?).

Со стороны это выглядит необычно, для кого-то даже шокирующе.

Например, папа с мамой сидят за столом в гостях, а ребёнок, что называется, ходит на голове в десятке метров от них – и никто на него не обращает никакого внимания! Немцы в таком случае уверены: малыша нельзя ограничивать, у него должна быть свобода делать то, что ему хочется.

Но не стоит путать свободу со вседозволенностью или попустительством! Немецкие родители уверены: запреты важны и нужны, но лишь тогда, если без них никак не обойтись.

Какой, допустим, смысл вмешиваться, когда малыш бегает, кривляется или кричит, если это нормально для детей? Однако если малышу угрожает опасность или «свободное» поведение начинает откровенно мешать другим, его тут же одернут, остановят. Потому что истинная свобода личности всегда заканчивается там, где начинается свобода другой личности. Такой подход приучает немцев с пелёнок к уважению к остальным членам коллектива: ты можешь делать то, что тебе нравится, если это не создаёт помех для остальных.

Причём одергивание у немцев тоже особенное. В Германии не принято кричать на ребёнка, разговаривать на повышенных тонах, про физическое наказание и вовсе речи нет (в отношении насилия к детям тут строгое законодательство).

Считается, что надо не столько ругать, сколько объяснять, чем его поведение для папы и мамы неприемлемо. В этом проявляется отсутствие подавления воли ребёнка. Немцы уверены: если дети послушны из-за угрозы наказания, грош цена такому послушанию, оно не является истинным.

А вот вдумчивый и серьёзный разговор с понятными даже 2-3-летнему карапузу примерами позволит донести до него причину недовольства родителей. И в будущем он наверняка будет избегать повторения ситуации. Кстати, сдержанность для немцев характерна не только во время конфликтов, но и в обычной жизни.

Для постороннего наблюдателя это спокойствие в проявлении чувств по отношению к ребёнку может показаться сухостью: вы вряд ли заметите на публике пап и мам, которые бурно веселятся с детьми, целуют их, обнимают и таскают на руках.

Но это не означает, что они их не любят! Просто они контролируют выражение хорошего отношения, чтобы оно было ценным, важным для ребёнка – и не слишком доступным для посторонних. Иными словами: ласку и нежность лучше проявить дома, а не в обществе чужих людей.

Маленький человек тоже личность

Вот в чём себя немцы не ограничивают в общении с малышом, так это в похвале.

Хвалят родители буквально каждый успех! Завязал сам шнурки? Молодец! Поел самостоятельно без помощи мамы? Умница! Нарисовал что-то красивое, освоил детский велосипед или ролики, собрал все игрушки и сложил их на место? Великолепно! При этом они не перехваливают – это могло бы привести к формированию эгоцентричного и избалованного характера. Каждая похвала у немцев соотнесена с достижением, его значимостью и величиной. Такой подход, с одной стороны, помогает ребёнку обрести уверенность в своих силах. А с другой, учит объективно оценивать серьёзность успехов, без преувеличения или же их преуменьшения. Отдельно стоит выделить в этом случае воистину безграничное терпение, которое готовы демонстрировать родители. Они не будут бросаться на помощь малышу, если у него что-то не получается – он должен уметь справляться с трудностями сам, лишь в исключительных случаях прося о помощи и получая её. Да, такая модель требует не только выдержки, но и готовности жертвовать личным временем. Но как раз здесь немцы согласны на это. Они будут минуту за минутой ждать, пока малыш справится с застёжками на курточке и осилит подъём по ступенькам, пока он, привыкая к труду, старательно, но медленно вытирает выделенные ему несколько помытых тарелок – и так далее.

Все это невозможно без главного – уважительного отношения к ребёнку. Немцы считают, что маленький человек такой же человек, как и все остальные. А потому, хоть он и пользуется определённым снисхождением к его пока ещё достаточно ограниченным возможностям, навыкам и знаниям, его необходимо воспринимать как равного.

Родители в Германии всегда выслушают малыша с его рассказами, вопросами и мыслями, обязательно прокомментируют их и что-то посоветуют. Распространенной практикой выступает и интерес к личному мнению ребёнка по множеству вопросов. Кстати, такое отношение проявляется даже в мелочах.

У немцев в порядке вещей при общении с детьми спускаться до их уровня в прямом смысле слова – присаживаясь, чтобы не смотреть сверху вниз. А ещё уважение пап и мам к малышу переносится и на его личное пространство. Так, детская комната исключительно детская – взрослым вход туда без разрешения заказан.

При этом малыш может делать в ней всё, что хочет (лишь бы, как отмечено, не опасно и не вредило остальным), распоряжаясь личными вещами по своему усмотрению. В этом случае, кстати, особое внимание немцы уделяют финансовым вопросам.

Рассказывая с первых лет о деньгах, их природе и смысле, и выделяя ребёнку собственный бюджет, они приучают его к бережливости и экономности. Что тоже следует назвать одними из национальных черт немецкого народа!

А как вы думаете, что из немецкой модели воспитания детей можно было бы позаимствовать для нашего менталитета – и почему?

Поделиться с друзьями:

Источник: http://mir-tema.ru/igry-i-razvitie/vospitanie/17590-osobennosti-vospitania-detej-v-germanii

Воспитание детей в Германии

Воспитание детей в Германии имеет свои особенности и очень отличается от нашего. Самое главное для них это защищённость детей, даже от их родителей! Начиная с детского сада маленьких немцев, приучают знать свои права, рассказывают о том, что никто не имеет права обижать их.

Это касается не только запрета бить кроху, но также повышать на него голос и даже наказывать. Вообще немцы очень выделяются среди других народов своей бережливостью, пунктуальностью, именно эти качества с самого детства они закладывают своим малышам.

Очень часто они создают семью до 30 лет, но не спешат заводить отпрысков, потому что осознают всю серьезность процесса, строят изначально материальную базу.

Именно поэтому прежде чем забеременеть, родить, и лишь затем приступить к воспитанию своих детей в Германии долго к этому готовятся, ведь все дело обстоит в скрупулёзности родителей и подготовке к такому важному жизненному этапу.

Как правило тут уже медлят женщины. Причин на это у них более, чем достаточно. Потому что к 30 годам большинство женщин только начинают делать первые шаги по карьерной лестнице, у них нет таких понятий, как материальная помощь родителей или бабушек с дедушками.

У них редко возникает вопрос: «Что делать если воспитанник не слушается?». Немецкие садики работают неполный рабочий день, да и вообще их очень мало, а услуги няни очень дорогие.

В Германии самый низкий уровень рождаемости, если сравнивать с другими европейскими странами, хотя аборты у них вообще запрещены, лишь только по особым медицинским показаниям разрешается прервать беременность.

Они очень серьезно относятся к прибавлению в семье, поэтому тщательно все продумывают, обязательно меняют жилье на более просторное, чтобы была комната для карапуза, заранее подыскивают хороших няню, педиатра. У них начинается воспитание крохи еще в утробе матери.

Немецкое воспитание детей: хорошо или плохо?

Немецкое воспитание детей строится на строгом режиме, спать они ложатся не позже 20.00, так как немцы все встают очень рано. Телевизор малыши у них вообще не смотрят, его либо дома нет, либо взрослые включает его тогда, когда чадо уже спит.

Читайте также:  Прогулки и их виды в режиме группы продлённого дня (ГПД)

Хотя существует множество каналов для малышей, не большое количество родителей дают возможность их посмотреть всего 15 – 30 минут за весь день.

В кинотеатры их также не берут, обычно карапузы сидят дома, занимаются саморазвитием – музыкой, рисованием или просто играют.

Родители учат сыновей и дочерей вести собственный дневник, планировать свой день, также записывать важные даты, как день рождения всех родственников, друзей. С раннего детства их учат планировать свой бюджет, они заводят копилку, затем получают карманные деньги.

Для них малыш становится готовым к детскому саду тогда, когда уже легко может общаться со своими ровесниками. Для развития коммуникабельности мамы водят их в так называемые «игровые группы». Во время посещения сада женщины делятся своим опытом, угощают друг друга своей выпечкой.

На праздничных улицах Германии для малышей всегда стоят различные бесплатные горки, лазательные стенки, батуты, различные гончарские, цветочные, художественные, швейные мастерские, мастер классы по плетению корзин с которого он унесет свою домой.

Подобно нашим, детские сады Германии еще не обучают письму или чтению, а приучают к коллективу, совместной деятельности, дисциплине, чтобы они играли по правилам, концентрируют их внимания.

Им даётся широкий выбор занятий по душе, всегда, когда пожелает ребенок может побыть один в комнате с мягкими матами, подушками, где целый день играет спокойная музыка, здесь он может отдохнуть от шумных игр, порисовать или почитать. Также есть у них спортивные комнаты с детскими тренажёрами, мячами, на улице можно даже покататься на велосипеде, поиграть в песочнице, а летом покупаться в бассейне.

В чем разница между нашими странами? Ответ прост: у нас дети всё делают по желанию нянечки, а немецкие карапузы занимаются тем, что сами считают нужным.

Учить читать, писать начинают с начальных классов, также им прививают любовь, уважение к своей школе, для них учеба должна быть приятной, приносить удовольствие. Начальные классы обучают воспитанников с помощью игровой формы, все уроки там построены интересно, так что там скучать не приходится.

Никто не может затронуть достоинства сына или дочки, поэтому учеба каждого ученика остаются тайной, даже оценки за контрольные работы не озвучиваются при всем классе.

Ученики никогда не сидят долго с одними и теми же, их пересаживают, чтобы они не привязывались только к кому-то одному и легко могли наладить контакт со всей своей группой. Для них школьная учеба является обязательным условием, каждый школьник должен окончить минимум 9 классов. Лишь достигнув своего совершеннолетия ему даётся выбор – учиться ли дальше или нет.

Если не по известней причине был пропущен учебный день, полиция сразу занимается этим вопросом. Служитель закона может прийти к ним домой, потребовать, чтобы ребенка немедленно собрали в школу и даже оштрафовать за это.

Источник: http://klumbariy.ru/motherhood/training/nemetskoe-vospitanie-detej.html

Воспитание детей в Германии. Детишки практичных немцев

А знаете ли вы, что зачастую немецкие семейные пары заводят детей, в среднем, после тридцати лет? Это объясняется тем, что в большинстве случаев, родители просто заботятся о будущем благополучии своего, еще не родившегося, чада. Странновато? На самом деле не очень.

Немецкие фрау, как правило, к тридцати годам имеют хорошую стабильную работу, не говоря уже об их мужьях. Практичные немцы-мужчины, к появлению малыша имеют не только достойную работу, но готовы, и просто мечтают об отцовстве. Благодаря чему, становятся отличными папами.

В Германии, по сравнению с другими странами Евросоюза, низкий уровень рождаемости. Но, стоит заметить, что культурные и эстетические особенности этой страны, куда выше, чем у большинства европейских государств.

Воспитанию и обучению детишек  в Германии отдается много сил и средств, несмотря на то, что до трех лет чаще всего малыши сидят дома с мамами, так как детских садов в Германии не так много.

Конечно, если позволяют ресурсы, то мамы стараются, как можно раньше выйти на работу, нанимая няню. На помощь бабушек в воспитании детей в Германии рассчитывают единицы.

Вообще дошкольному образованию уделяется мало внимания. Упор делается на воспитание детей в Германии, привитие полезных навыков и умений, а так же на игры. Дело в том, что немцы уверены: «Школа для того и нужна, чтобы обучать детей наукам».

И, возможно, это правильная позиция. Даже психологи говорят, что каждому возрасту должны соответствовать определенные нормы развития. Ведь вполне возможно, что уставший от обучения пятилетний вундеркинд в будущем станет ленивым. Верна истина: «Всему свое время».

Не думайте, что в воспитании немецких карапузов как-то все туманно и сложно. Совсем нет. Немецкие мамы гуляют с детишками, пекут им вкусняшки и водят в дошкольные группы, где ребятишки играют друг с другом. Так сказать, получают социальный опыт.

Детские сады в Германии очень отличаются от русских. Они созданы не для того, чтобы ребенок проводил там весь день. Это как детский клуб. Малыши ходят туда только до обеда. В Германии обед, и вообще любой прием пищи – это такой важный семейный ритуал, в котором участвует вся семья, и малышей этому учат с детства, потому что немецкий народ более всего уважает семейные ценности.

Кроме того, немецкие родители, психологи и социологи озадачены развитием детей, и их восприятием современной действительности.

Именно поэтому специалисты считают, что смотреть телевизор в слишком раннем возрасте вредно.

Большинство родителей не разрешают своим чадам до 8 лет смотреть даже детские каналы, которые, к слову сказать, в Германии не редкость. Хотя их очень мало, по сравнению со странами Евросоюза.

Кстати, в Германии очень негативно относятся к наказанию детей (особенно физического характера). Более того, это карается законом. И интересен тот, факт, что ребенок может подать иск на своих родителей.

Права детей немецкие власти держат на высокой планке, и, если отрок недоволен наказанием или обижен резкой фразой, неосторожно брошенной родителем, то ребенок вправе подать за это в суд.

Правда зачастую, молодой и еще такой неопытный детский разум не может оценить всей серьезности ситуации и её последствий. Многие детишки попросту не задумываются, что их могут отобрать у родителей, и поместить в детский дом.

В мире уважению и восхищению достойны не только понятия о семье, но и сам процесс её создания. Как девушкам, так и парням следует подходить к вопросу семьи с большой серьезностью, осознавая, что семья – это великая ценность, а дети самое драгоценное в этой жизни, и поэтому они должны иметь все самое лучшее!

Автор Виолетта Бабакина

Если Вам понравилась статья, поделитесь ею в соц.сети ниже (кнопочки)=) Возможно кому-нибудь еще она будет интересна и полезна. Заранее спасибо вам мои дорогие читатели! Подписывайтесь 

Также интересно:

Семьи в Германии: проблема рождаемости, семьи и цен

Половое воспитание в Германии: школа, дом, общество

Здоровый образ жизни в Германии

Система образования Германии: школьное образование часть 1. 

Школьное образование в Германии — часть 2.

Подарки из Германии — Идеи!

Источник: http://lifeistgut.com/vospitanie-detej-v-germanii-detishki-praktichnyx-nemcev/

Немцы и воспитание детей

Воспитывать детей непросто. Особенно в такой стране, где хорошо развита система ювенальной юстиции. Тем не менее, немцы отлично выполняют свой родительский долг.

Меня удивляет та легкость с которой немцы воспринимают своих детей. Поступки, вызывающие раздражение у людей, выросших в странах бывшего СНГ, у немцев способны вызвать только одобрительную улыбку.

Дети могут капризничать, пачкаться, падать, кричать, портить дорогостоящие игрушки, шуметь в публичных местах, и никто не покажет своего недовольства подобным поведением.

Считается, что публичное замечание унижает честь и достоинство маленького человека.

Немецкие мамы, похоже, самые уравновешенные женщины в мире. На все некорректные действия своего ребенка они отвечают лаконичным «Nein», звучащим во всех возможных интонациях в зависимости от степени тяжести ситуации.

Чаще всего запреты для детей в этой стране распространяются лишь на те действия которые могут навредить их здоровью. За порванные штанишки или потерянную игрушку здесь не ругают: штаны всегда можно починить, а игрушку обязательно найдут понимающие сограждане, главное, разместить на специализированном сайте объявление.

В Германии привыкли поощрять ребенка. Малыш смог сделать шаг с поддержкой? — «Prima!». Ваша дочь впервые собрала пирамидку? — «Sehr Gut!» Чтобы не сделал немецкий ребенок — его обязательно поддержат, покажут настолько важны его успехи для семьи.

Немцы даже самых маленьких детей воспринимают всерьез. Какую бы чепуху малыши не говорили, их всегда выслушают и одобрят. Если ребенок не может полностью выразить свою мысль из-за нехватки словарного запаса — ему и в этом помогут. Родители очень много общаются с детьми, считая, что это благотворно влияет на их развитие.

Интересная деталь — если вы пришли в гости к немцу, у которого есть ребенок, вы должны быть готовы к тому что во время беседы ваш знакомый будет постоянно отвлекаться. Дети не понимают желания родителей уделить внимание своим друзьям, поэтому они часто подходят к ним, задают неуместные вопросы, показывают игрушки.

В Германии даже невинный шлепок по попе может стать причиной изъятия малыша из семьи. Причем, как ни странно, в группе риска находятся далеко не дети мигрантов, как принято думать, а дети, чьи родители живут за государственный счет по программе Харц 4 и не уделяют внимание своим обязанностям.

О проблеме ювенальной юстиции в этой стране можно писать книги. Она искалечила жизнь многим малышам, но, в то же самое время, и многих спасла.

Немцы считают, что бить и унижать ребенка любящий родитель не может по определению, а значит, маленького человека нужно отдать тем, кто проявит к ним сострадание и милосердие.

Однако, я знаю случаи, когда подростки жаловались на насилие в семье, чтобы избежать родительского надзора и вольготно жить в приюте, регулярно получая деньги на карманные расходы.

Немецкие дети с 3-летнего возраста имеют право на Taschengeld. Обычно это сумма в размере 5–10 евро в неделю, которую малыш может тратить на свое усмотрение.

Кто-то копит на отдых или дорогую игрушку, а кто-то покупает газировку и мороженое.

Родители могут лишь посоветовать куда тратить деньги, а вот лишать своих детей возможности иметь такие суммы чревато жалобой в Jugendamt (аналог Органа опеки).

В Германии детям дают возможность быть самостоятельными. Я знаю много мам, которые ни за что на свете не будут одевать 3-летнего малыша. Они готовы часами ждать пока их ребенок наконец-то наденет свои ботиночки, чтобы потом погладить его по голове и сказать одобрительное: «Du hast es geschafft!» (Ты это сделал!).

Немецкий ребенок с рождения путешествует повсюду вместе со своими родителями

В Германии есть много мест, где можно научить ребенка жить в гармонии с окружающей средой

Источник: http://PeopleAndCountries.com/article-3445-1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector