Воспитание детей во франции

Воспитание детей во Франции

Литературное наследие 19-го века во многом навязывает нам образ идеального французского воспитания.  Где дети, воспитанные французами, имеют утонченный вкус, изысканную речь, широкий кругозор и безукоризненные манеры… Как же обстоят дела сегодня с воспитанием детей у французов?

12 секретов французского воспитания

  1. Девиз французского воспитания: «C’est moi qui décide» / здесь я командую (решаю), а не ребенок

По сути, с рождением ребенка, француженки не желают менять свой образ жизни и подстраиваться под временные тяготы материнства.

Во французском обществе считается, что у мамы тоже должна быть своя жизнь и свое свободное от ребенка время. И что самое удивительное — им прекрасно удается сохранять привычный стиль и темп жизни. Я всегда удивлялась почему у мам-француженок детки тихо сопят в слинге или в «сьеж-ото», пока мамочка расслабляется в любимом ресторанчике.

2. Французы разграничивают  petites betises (маленькие шалости) и mauvais comportement (плохое поведение) 

И умеют адекватно наказывать лишь за второе, оставляя детским шалостям место в повседневной жизни.

3. Дуду (Doudou)

Дуду — это такие плюшевые игрушки, как правило бесформенные. Детям их кладут в люльку буквально с первых дней жизни чтобы развивать хватательный и жевательный рефлексы. В результате дети с ними становятся практически неразлучны и рефлексируют до 8-10 лет.

Сюда же можно отнести соски и пальцы — часто на улицах можно встретить детей 5-6 лет, сосущих пустышки. Пальцы многие сосут вплоть до пубертатного периода, часто втихаря или на ночь, в постели.

Русских родителей часто шокирует вид великовозрастных малышей, повсюду таскающих с собой грязных засаленных мишек и заек. И потому лично я решила, что у моего ребенка не будет никаких дуду, как результат — моя дочь не знает, что такое тащить в постель что-либо постороннее.

4. Самостоятельность с первых дней жизни

Француженки с первых дней стараются определить ребенка в отдельную кроватку и, желательно, в отдельную комнату. В результате тем самым приучают ребеночка спать самостоятельно и не тревожить родителей своими частыми просыпаниями.

Меня  постоянно ругали и журили французские врачи, няньки, соседи и все кому не лень, когда  прознавали, что моя дочь спит не в своей отдельной комнате, и даже не в собственной кроватке в её-то 6 месяцев!

Но что удивительно, при всем этом  во Франции детей принято сопровождать повсюду (кружки/школа/спорт/друзья), даже если школьный двор виден из окна. Французы не оставляют детей без присмотра ни на минуту, даже дома они всегда в компании взрослых.

5. Относительно большая свобода, по сравнению с русским воспитанием

Во Франции родители меньше запрещают своим детям и стараются вмешиваться лишь там, где  имеется реальная опасность для  ребенка. Взрослые изначально не задают детям жестких рамок и стараются больше им доверять.

Также, во Франции не  делают  нянек из старших детей и не перегружают их заботой о младших. У каждого члена семьи — своё пространство и право на личную жизнь.

6. Раннее развитие

Во Франции не принято увлекаться ранним развитием и вообще насиловать детей учебой до того, как они пойдут в школу. Никто не учит с детьми алфавит, цифры и не решает примеры. Всему своё время. И тем более  не полагается хвастать знаниями своих детей.

7. Выходные с детьми

Выходные — это священные дни, когда вся семья может спокойно побыть вместе и заняться каким-либо совместным интересным времяпрепровождением. Как то: поездки за город и на пикник, посещение музеев и других достопримечательностей, походы в аквапарк, поездки к бабушкам и дедушкам. Подробнее о французском воскресенье можно узнать из этой статьи.

8. Отсутствие детской еды

Да, во Франции тоже великое множество различного детского питания, баночек-коробочек на специальных стендах в супермаркетах, но, увлекаться ими франки не торопятся. Ребенок имеет спецменю где-то до двух лет, а потом сам кушает вместе с родителями взрослую еду. Салаты, сыры, мясо, улитки — всё идет в ход. Даже в ресторанах здесь детское меню — большая редкость.

Исключением остается только завтрак — в последние десятилетия этот прием пищи сильно американизировался и большинство детей подсажено на всевозможные «суперполезные» хлопья и шарики из коробок, которые нужно разбавлять молоком. Так, некоторым детям уже по 30-40 лет, а они все никак не поменяют воздушные шарики и какаву на круассан с кофе.

9. Невмешательство

Часто во Франции можно видеть картину, как дети играют на площадке, а их родители не особо обращают на них при  этом внимания и не вмешиваются по пустякам. Французские родители считают, что ребенок должен испытать не только успех, но и разочарование — всё это жизненный опыт.

Поэтому папы и мамы  вмешиваются в детские игры только в крайних случаях — будь то драка, травма или истерика одного из детей.

Также родители во Франции часто оставляют своих грудничков поплакать (прокричаться). Это советуют педиатры.  Но я сколько ни пыталась, так и не смогла ожесточить свое сердце и позволить своему ребенку плакать более двух минут в одиночестве.

10. Перфекционизм вредит материнству

Французов не тяготит собственное несовершенство: да, не всем дано быть идеальными родителями. Да, ребенок — это еще не повод перекраивать всю свою жизнь и пересматривать  любимые  привычки. Достаточно того, что я его родила, пожертвовав 9 месяцев  своей беззаботной жизни! (утрирую

Поэтому французы в общении с детьми часто употребляют категоричное «non» («нет!») и attends («подожди»), таким образом воспитывая в малышах терпение и послушание.

11. Кутание

В отличие от наших мам, француженки намного проще относятся к гардеробу детей и не спешат одевать на них сто одежек. Младенцы на улицах Парижа «гуляют»   без шапочек/шарфиков, одетые в одни лишь тонкие бодики (если речь идет о теплой погоде).

Уже в роддоме вам сообщат, что оптимальная температура для спальни младенца это 18-19 °C. Это закаляет малышей в и впоследствии они становятся более адаптированными к факторам внешней среды и меньше болеют.

12. Нейтралитет бабушек

Французские бабушки резко  отличаются от наших и не вводят себе в обязанность тотальное попечительство о внуках. О своей роли и, собственно, внуках бабули вспоминают только в праздники и выходные, и предпочитают участвовать лишь в приятных моментах воспитания ребенка.

______________________

Возможно, ваш опыт  французского воспитания будет отличаться от моего, или же наоборот — во многом перекликаться с вышеописанным, и в том и в другом случае — делитесь соображениями в комментариях!

Cordialement,Галина Шевалер. 

Поделитесь информацией с друзьями в соц. сетях:

 

Похожее

Источник: http://francissimo.ru/2014/05/osobennosti-vospitaniya-detej-vo-francii.html

Воспитание детей во Франции — «Ваше все»

Воспитание детей во Франции - «Ваше все»

Страница 1 из 2

DatsoPic 2.0 © 2009 by Andrey Datso

Как воспитывают детей во Франции. Рассмотрим секреты французского воспитания детей.

Жизнь во Франции очень дорогая, и, чтобы обеспечить своего ребенка, мать очень рано после его рождения выходит на работу. Отпуск по уходу за ребенком — шесть недель до и десять недель после рождения малыша — предоставляется женщине, которая хотя бы два года до родов отработала на своем предприятии.

  Воспитание с самого раннего возраста имеет большое значение потому, что оно должно заложить основы нравственности человека, фундамент его личности. Вот почему нередко говорят , что воспитание начинается “ с пелёнок “.

  Воспитание всегда было сложной задачей, сегодня не более, чем вчера. Оно требует сердечности, интуиции, такта. Эти качества есть у родителей, но они могут и развиваться, при условии, что они будут внимательны. Надо доверять себе, и таким образом можно найти ответы на многие вопросы. Эти качества будут меняться с возрастом ребёнка.

Важно хорошо узнать своего ребёнка, чтобы правильно действовать в нужный момент.

Большая часть трудностей и столкновений родителей с детьми возникает из — за незнания возможностей и потребностей ребёнка, а также вследствие того, что от ребёнка часто требуют дисциплинированности, несовместимой с его возрастом; например, пытаются заставить сидеть 4 — летнего ребёнка, который мечтает только о том, чтобы побегать ( что ему к тому же просто необходимо ).

  Надо доверять своим педагогическим способностям, но надо также доверять и ребёнку. Не следует недооценивать его возможностей. Когда ребёнок проявляет тенденцию к независимости, желает сделать что — либо самостоятельно, родители часто отказывают ему, мотивируя тем, что он ещё маленький.

А почему бы не позволить ему это? Доверие взрослого лишь поможет ему. Родители должны запомнить несколько важных замечаний. Во — первых, воспитывать ребёнка, значит прежде всего помочь ему освободиться от вас. Рождение, отнятие от груди, детский сад — так постепенно ребёнок приучается обходиться без вас.

Он словно чувствует, что ему предназначено судьбой покинуть вас ; едва начав ходить, малыш возмущается , когда его держат за руку. Едва научившись произносить несколько слов, он кричит: “ Я уже большой ! “ Но обращаясь к действительности, можно заметить, что родители не всегда торопятся поощрять независимость.

На практике это отнимает много времени: быстрее самой застегнуть ботинки, чем ждать, когда ребёнок с ними справиться. Требуется немало терпения, чтобы позволять ребёнку проявлять самостоятельность. Чем раньше родители начинают позволять ребёнку стать самостоятельным, тем теснее и прочнее будут ваши связи с ним.

Направлять ребёнка — это не означает наметить цель с самого начала, надо предоставить ему возможность взрослеть, постепенно помогая ему реализовывать себя, ибо недостаточно просто стать взрослым, чтобы что- то собой представлять.

Человек будет самим собой только если он реализует своё дарование, совершит то, для чего появился на свет, станет инженером или художником, коммерсантом или бухгалтером, одним словом, “ хорошо воспитать ребёнка — значит позволить стать ему самим собой.”

  Самым важным в воспитании, считает Лоранс Пэрну — любить, разговаривать с ребёнком, быть очень требовательным в отношениях с ним, чтобы он был не менее требовательным к себе, уметь предоставить ему свободу, служить ему опорой и защитой, в любом возрасте считать его человеком.

Говоря о воспитании детей, французские педагоги и психологи стали обращать внимание на такую проблему, как балованные дети. Когда речь идёт о несчастном, обычно имеется в виду, что это ребёнок, которого недостаточно любят или не любят вовсе.

А приносит ли счастье чрезмерная любовь? Прежде всего от этого страдает сам ребёнок. Обычно такой ребёнок выглядит не очень симпатично , поэтому часто к таким детям бывают несправедливы. Как правило, балованные дети редко по — настоящему расцветают. Чаще всего это мрачные и очень ревнивые дети.

Это следствие того, как это не парадоксально, ведь балованному ребёнку ни в чём отказывают.

  Откуда берутся балованные дети? Наблюдая за нашими современниками, часто приходишь к выводу, что ребёнок превратился сегодня в некое новое божество, которое необходимо во что бы то ни стало защитить от превратностей жизни.

  В такой ситуации слова “ считаться с ребёнком “ означают для родителей “ сделать его центром своей жизни “. Сколько родителей с гордостью признаются, что ребёнок для них — это всё, хотя на самом деле от них требуется нечто совершенно иное, а именно : служить примером и ориентиром для своих детей.

   Когда ребёнок желанный, то он часто выполняет роль идеального “Я “ своих родителей: он заполняет пустоту, становится высшим достижением супружеской пары.

Читайте также:  КВН для старшеклассников «Путешествие в страну филологию»

Разве можно в чём — либо отказать маленькому богу ? Ребёнок, возведённый в божественный ранг, не знает никаких запретов, и родители готовы пойти на любые жертвы, чтобы выполнить каприз своего чада.

Многие родители доходят до того, что меняют профессию, местожительство и даже разводятся ради мнимого “ благополучия “ ребёнка. В ответ они ожидают, что со временем он оправдает возложенные на него надежды.

Дошкольное образование во Франции

  Дошкольное образование во Франции является добровольным и бесплатным. Вместе с тем, большинство детей Франции посещают дошкольные учреждения.   Первое дошкольное учреждение появилось во Франции в 1770 г. Достаточно активно система образования начала развиваться с 1826 г.

Открывались ДС для детей бедняков, сначала в Париже, затем и в других промышленных городах. В 1830 г. государство стало принимать дошкольные учреждения под свою опеку. В дошкольной педагогике очень видное место занимают работы Полины Кергомар (1838—1925).

Она разработала организационные и содержательные основы нового типа детских учреждений «Материнская школа». Она предложила вводить в воспитание игру как основной метод и форму работы с детьми, указывала на необходимость учета психических особенностей детей, была противником телесных наказаний.

  На сегодня дошкольное образование во Франции состоит из «материнских школ», соответствующих нашим детским садам. Дети начинают посещать эти учебные заведения с 2 – 3 летнего возраста.   Дети в садах делятся на три возрастные группы. Первая с 2 до 4 лет, где дети только играют.

Вторая (средняя) с 4 до 5 лет – обучаются лепке, рисованию и другим практическим навыкам, а также устному общению. Третья (старшая) с 5 до 6 лет готовится к чтению, письму и счету. Сады работают пять дней в неделю, по шесть часов в день (три утром и три после обеда).

В крупных городах сады работают с раннего утра до 18 – 19 часов, и во время каникул, так как многие родители работают и дети нуждаются в присмотре. Дошкольное образование во франции часто критикуют за излишний академизм и жесткую дисциплину, за то, что детям в малой степени предоставлена свобода выбора.

Однако несмотря на это, французская система материнских школ является одним из лучших примеров дошкольного образования в Европе.  Сады работают пять дней в неделю, по шесть часов в день (три утром и три после обеда).

В крупных городах сады работают с раннего утра до 18-19 часов, и во время каникул, так как многие родители работают и дети нуждаются в присмотре. Следует заметить, что во Франции традиционно среда — день, который ранее предназначался для религиозного воспитания детей и занятий. И поэтому большинство детских садиков не работают по средам, и в этот день родителям приходится либо прибегать к услугам частной няни, либо обращаться за помощью к родственникам, либо отводить ребенка в специальные центры для занятий спортом, музыкой и другими внешкольными делами.

В детский сад принимают детей в возрасте от двух до шести лет. Воспитанники делятся на две группы по возрасту. В первой группе занимаются самые маленькие дети возрастом до 4 лет, их занятия представляют собой разнообразные игры.

Следует заметить, что на любом этапе жизни ребенка истинное воспитание осуществляется на основании принципа «познание на ощупь, который важнее всех научных методов» Френе С. Антология гуманной педагогики. М.,1996. С.29..

И именно поэтому, во второй группе (до 5 лет) помимо игр вводится творческие занятия: рисование, лепка, кроме того, уделяется большое внимание общению детей друг с другом, а также обучение различным практическим навыкам. Самых старших учат читать, считать и писать, подготавливая их к скорому поступлению в школу.

«Главное внимание уделяется развитию речи малышей, пению, рисованию, физическим упражнениям, воспитанию санитарно-гигиенических привычек и простейших навыков самообслуживания» Вульфсон Б.Л. Школа современной Франции. М.,1970. С.78..

Ругать, кричать на маленьких воспитанников категорически запрещено, обращаются с малышами очень ласково и тепло. Воспитатели не дают малышам плакать. Если ребенок расстроился, его возьмут на ручки, утешат, отвлекут каким-нибудь интересным занятием. Иногда дети на целый день отправляются в поход и устраивают на природе небольшой пикник.

Задачи дошкольного образования

  На ступени дошкольного воспитания образовательные цели заключаются в развитии физических, социальных, поведенческих и интеллектуальных навыков, необходимых для выработки умения справляться с разнообразными ситуациями сложной повседневной жизни. Достижение этих целей обеспечивается единством требований окружения.

Ребенка поощряют контролировать свое поведение, обслуживать себя, пытаться решать новые задачи, регулировать отношения с окружающими, отстаивать свои права.   Этому нельзя научить, но можно постепенно воспитать в ребенке эти качества и умения, поэтому предпочтение отдается детской инициативе, а не обучению.

  Мультикультурное происхождение современных французов часто мешает ребенку вести себя адекватно; для таких детей особенно важно приобрести опыт жизни в коллективе, овладеть языком, познакомиться с новыми понятиями.

  Профессиональный педагог следит за успехами детей в решении задач, формировании понятий, развитии памяти, способности к суждению, восприятию, логическому мышлению. Все эти качества приобретаются благодаря коммуникации и взаимодействию со сверстниками.

  В подготовительном цикле дети должны добиться следующего.

1. Приобрести функционально значимые моторные навыки, позволяющие реализовать свои способности и преодолевать слабости или недостатки развития.2. Научиться выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме. Когда ребенок достигает возраста двух лет, воспитатель учит его обращать внимание на картинки, показывает ему истории в картинках, привлекает к участию в играх, стимулирующих дифференциацию визуальных, слуховых, кинестетических сигналов и сопоставление их с простыми понятиями. При знакомстве с произведениями детской литературы, песнями важно, чтобы ребенок овладевал синтаксическими структурами речи, радовался звучанию голоса. Дети знакомятся с формами письма и буквами.3. Овладеть рисованием и основами других искусств. Считается, что искусство способствует обучению. Воспитатель предоставляет ребенку разнообразные материалы для манипулирования и творчества, развития самосознания и самоконтроля в области как замысла, так и моторных навыков, координации, равновесия.4. Заниматься основами наук и технической деятельности. Ребенок исследует, экспериментирует, конструирует. При этом он наблюдает, проявляет любознательность, использует разные материалы, подбирает технические способы осуществления деятельности. Воспитатель облегчает формирование понятий из области науки, жизни и техники, поощряет задавание вопросов и опробование ответов, развитие критического мышления для понимания мира. Дети учатся пересчитывать предметы и играть в игры с использованием чисел.

  Франция благодаря своей истории стала проводником практических решений по созданию системы детских учреждений для детей. В частности, Франция — первая страна, в которой были созданы ясли и в которой идеи коллективного воспитания получили подробное идеологическое основание (в эпоху Парижской коммуны).

Сегодняшняя Франция — поликультурная страна, пережившая волну миграций из бывших французских колоний, столкнувшаяся с новыми, ранее не свойственными проблемами. Например, с проблемой адаптации детей недавних репатриантов, родители которых плохо говорят (или вообще не говорят) по-французски и придерживаются строгих религиозных правил жизни.

Детскому саду в решении этих проблем отводится не последнее место.

Источник: http://www.vashevse.ru/vospitanie-i-razvitie/2013-07-15-11-23-46/10631-2014-03-11-07-49-30

О воспитании детей во франции от памелы друкерман “французские дети не плюются едой. секреты воспитания из парижа”

О воспитании детей во франции от памелы друкерман “французские дети не плюются едой. секреты воспитания из парижа”

Автор книги Памела Друкерман журналистка из Америки, которая переехала в Париж к мужу, где позже у них родились трое детей. В книге “Французские дети не плюются едой.

Секреты воспитания из Парижа” Памела рассказывает о менталитете французов, их стиле воспитания, свободолюбии и обязательном времени для себя.

Это легкое и интересное чтиво, раскрывающее секреты французского воспитания, хорошего детского сна, здорового аппетита, любви к овощам, стремлении к самостоятельности и уважении взрослых, с очень личными историями и ноткой юмора.

В своей книге Памела Друкерман описывает, какое важное значение французы придают режиму и питанию уже с первых часов рождения ребенка. Как это влияет на нормализацию сна (выражаясь на французский манер — “иметь сон”), режима питания, выработку самоконтроля, дисциплины и самостоятельности.

Французы рекомендуют не бросаться к ребенку, услышав первый его крик. Они говорят о  том, что нужно учиться слушать своего ребенка, понять о чем он “говорит”. Так с помощью крика ребенок не всегда говорит о голоде: ему нужно дать время — выдержать паузу. Длительность паузы устанавливается родителем индивидуально (интуитивно).

В скором времени ребенок научится успокаиваться сам и самостоятельно себя развлекать, он учится терпению.

Когда ребенок плачет, нужно выдержать паузу, если ребенок не успокоился, подойти к нему, поговорить с ним, затем проверить все ли у него в порядке (возможно сменить памперс), и только, если ребенок и после этого не успокаивается, взять его на руки и убедиться, что он не голоден.

Еще не стоит хватать ребенка на руки по первому крику, так как вы можете разбудить его, если это кряхтение во сне. Французы считают, что ребенка нужно учить сну. Просыпаясь между разными фазами сна, ребенок плачет, но спустя 5 минут, снова засыпает.

Взрослые тоже просыпаются между фазами сна и сразу засыпают, но на утро не помнят этого. Взрослые уже умеют спать, ребенка нужно этому научить.

Не хватайте ребенка на руки, сразу как только он заплачет, и со временем он привыкнет засыпать между фазами сна самостоятельно.

Как только ребенок привыкнет временами быть один, у него “появится ночь” (способен спать всю ночь, на ранних этапах просыпаясь для кормления), он учится познавать мир, справляться со скукой и развлекать себя самостоятельно.

Что касается питания, французы склоняются к строгому соблюдения режима, где есть 3 основных приема пищи и один перекус между обедом и ужином. Это же правило распространяется не только на детей постарше, но и на малышей (за исключением младенцев, которые принимают пищу еще и в ночное время).

Французское общество положительно относиться к детским смесям, считая их отличным заменителем грудного молока. Поэтому большинство француженок кормят детей грудью до 3-4 месяцев, а затем переходят на смеси. Первый прикорм начинают не с безвкусных каш, а именно с овощей. Французы прививают детям любовь к овощам и сырам с раннего детства.

Пример взрослых, отсутствие кусочничества (постоянных перекусов между едой), отсутствие полуфабрикатов в еде и строгий режим питания по часам делают детей более терпеливыми, внимательными к еде и обладателями здорового аппетита.

Несомненно ребенок, который терпеливо ждет свой обед, а затем спокойно съедает предоставленное ему блюда, после чего без нытья и капризов дожидается пока прием пищи закончат его родители, это огромный плюс и спокойствие для взрослых. И все же:

На вопрос о воспитании французы ответить не могут:

Французы единогласны во мнении, что ребенку нужно устанавливать жесткие границы, а внутри них давать полную свободу.

В Америке, как и во многих развитых странах мира, принято водить детей на различные развивающие занятия. И в погоне за ранним развитием, соревнуясь, кто лучший родитель, некоторые занимаются с детьми с первых месяцев жизни и нанимают репетиторов иностранных языков, математики и логики еще в первый год жизни.

Во Франции же не разделяют подобные взгляды, здесь малышам дают возможность самостоятельно развиться, побуждают его к “пробуждению” чувств, создают среду для развития без навязчивого обучения чему-то. Их обучение происходит естественно.

Читайте также:  Классный час в игровой форме, 3-4 класс. правила поведения на транспорте

Детей постарше не водят на десятки кружков одновременно: ребенок может посещать музыкальный кружок или спортивный, но не разрываться между школой, танцами, спортивными секциями и репетиторами иностранных языков.

Французские мамы вовсе не считают себя обязанными все время находиться вместе с детьми, им что-то объяснять, рассказывать или показывать, более того, они не испытывают чувство вины за это:

Особое значение во Франции придается словам “Здравствуйте” и “Досвидания”. Они также важны, как золотые слова: “Спасибо” и “Пожалуйста”

Как и другие дети, французские малыши тоже используют ругательные слова (такие, как кака или какашка). И на этот счет у французов тоже есть свое мнение:

Французы не боятся сказать ребенку “нет” и в этом видят пользу для ребенка, а не вред:

Авторитет родителя во Франции непоколебим, у детей есть свое мнение, но последнее слово всегда за родителями или другими взрослыми (бабушками, дедушками, воспитателями или учителями):

А вот с похвалой во Франции скудно. В школе, детских садах, яслях практически нереально услышать похвалу. Здесь принято детей сравнивать не между собой, а с неким идеалом, а, как известно, приблизиться к идеалу крайне сложно. Даже слово “не плохо” это, можно сказать, уже своего рода похвала.

О французских женщинах не зря говорят, как о красивых ухоженных и стройных. Здесь женщина после рождения ребенка не становиться просто матерью, она продолжает быть женщиной, только теперь с детьми.

Роль мамы не приходит на смену роли женщины, а дополняет женщину, становиться ее гармоничной частью, более зрелой частью.

Французы строго следят за своим внешним видом и беременность вовсе не повод превращаться в Колобка. При этом они не сидят на диетах после родов, но уже в течении 3-4 месяцев приходят к дородовым формам.

И все из-за “правильного” отношения к еде: режим питания, оптимальный размер порции, калорийность блюд и избирательность к пищи в вечернее время. У них нет четких запретов на продукты, есть здравый смысл.

Даже в период беременности француженка может позволить себе выпить кофе, но в ограниченных количествах.

Французы не считают, что нужно жить только ради детей, заботясь исключительно об их благополучии, развивать с пеленок и опасаться что-то сделать не так, напротив, они считают важным найти баланс между между миром взрослых и миром детей, где все довольны и нет перегибов в какую либо из сторон. Они уверены, что идеальных мам не существует:

Семь приемов, побуждающих ребенка БЕЗ слез сделать так, как говорит мама — читайте здесь

Это ВАЖНО прочитать ВСЕМ родителям 

Источник: http://mybabe.info/osobennosti-detskoy-psihologii/o-vospitanii-detey-vo-francii-ot-pamely-drukerman-francuzskie-deti-ne

Французское воспитание

Французское воспитание

Европейская система воспитания во многом отличается от российской. Мы можем сколько угодно говорить о том, что русские мамы самые заботливые, нежные и добрые, но при этом невозможно отрицать тот факт, что европейские дети на много более самостоятельные, спокойные и послушные.

Особенно ярко все особенности европейского воспитания проявляются во Франции. Это объясняется тем, что Франция является самой типичной западной страной. Люди здесь вынуждены много работать, но при этом они любят хорошо отдыхать и с удовольствием занимаются саморазвитием. Французы вкладывают немало сил и денег в образование детей.

Но в то же время они требуют от малышей дисциплины и самостоятельности. Конечно, французское воспитание не претендует на звание идеального.

Но все же многие идеи и убеждения французских родителей не помешало бы применить в русских семьях, чтобы наши дети не садились на головы мамам и папам, умели спокойно себя вести в магазинах, не устраивали истерики и не пытались постоянно доказывать свой привилегированный статус.

Воспитание по-французски

Общая система французского воспитания не сильно отличается от российской. Здесь есть ясли, государственные и частные детские сады, хорошие воспитатели, развивающие мультфильмы для детей, обучающие пособия, детские книги и т.д. Но все дело в том, что француженки, которые вынуждены много работать, более активно применяют все эти инструменты ранней социализации малышей.

Уже в возрасте 2-3 лет детишки идут в детские сады, где их учат самостоятельно мыть ручки, ходить в туалет, завязывать шнурки, переодеваться и играться без взрослых. Дети не сидят на шее у мамы и не кричат «Поиграй со мной!». Французские родители уделяют много времени тому, чтобы научить детей играть самостоятельно.

Хотя они непременно читают детям книжки и регулярно выходят с ними на прогулки.

Большинство французских женщин возвращаются на работу уже через 2-3 месяца после родов, разделяя с мужьями ответственность по наполнению семейного бюджета. Поэтому встретить неработающую маму во Франции сложно. Дети воспринимают это как должное. Даже более того, те малыши, мамы которых не работают, не имеют право посещать государственные детские сады.

В школе такие дети лишаются бесплатных обедов, так как они должны кушать дома. Это не очень приятно для малышей. Но женщины и сами предпочитают заниматься профессиональным развитием и не сидят в четырех стенах. Зачастую бросают работу лишь те дамы, у которых рождается второй или даже третий ребенок. Тогда их пребывание дома становится вполне обоснованным.

Еще одна особенность французского воспитания – мягкость и умеренность в наказании детей. Конечно, мы не имеем в виду отсутствие во французских семьях «папиного ремня» и «угла с гречкой». От этих методов воспитания уже давно отошли и в России.

Но все же русские психологи нередко советуют родителям вводить некоторые меры покарания, предварительно согласовав их с детьми. Французские родители не обращают внимания на детские шалости и провинившихся сорванцов наказывают лишением сладостей или подарков. Зато за хорошее поведение малышей награждают.

И непросто шоколадками или мороженым, а деньгами, которые они складывают в копилочку.

Воспитание по-французски опирается на помощь нянь и частных развлекательных центров. К их услугам обращаются родители по средам, субботам и воскресеньям, когда школы не работают. Конечно, нужно отдать должное развитой структуре французского образования. Ведь в этой стране существует огромное множество кружков, секций и центров развития.

У родителей всегда есть выбор, куда отвести ребенка, чтобы он гармонично развивался в их отсутствие. Но для россиян это все же не привычно. У нас родители часто звонят бабушкам и дедушкам, которые вплотную занимаются развитием внуков.

Во Франции старшее поколение занимается собой, лишь изредка проведывая любимых внуков с подарками и угощениями.

Французское воспитание детей

Когда детей воспитывают только родители, их некому баловать! Русских бабушек, от которых еще ни один внук не ушел голодным, во Франции нет. Дедушек, которые целыми днями возятся с детьми, тоже.

Вот и получается, что французские дети растут в относительной строгости. Они не заглядывают в холодильник каждые 10 минут. Они едят ровно тогда, когда приходит время. Они всегда здороваются, прощаются, говорят «Спасибо!» и «Пожалуйста!».

Когда дети начинают шуметь, родителям достаточно лишь взгляда, чтоб они успокоились.

Кроме того, французское воспитание детей предполагает полную зависимость детей от решения родителей. И здесь дело не в отсутствии у малышей собственного мнения, за которое так борются наши современные мамочки, просто французские родители очень четко определяют свое положение в семье. И дети это уважают.

Малыши не капризничают, если мама отказывается купить в магазине лишнюю шоколадку или понравившуюся игрушку. Они чаще соглашаются с родителями. Они смирно сидят в ресторанах, спокойно ожидая ужин. И все это выглядит так, как будто французские дети очень чопорные и воспитанные.

Но с другой стороны, они довольно сильные, как физически, так и психологически.

Французская система физического воспитания предполагает раннее развитие детей. Малыши не боятся упасть или удариться. Они с интересом выполняют все задания, пробуют себя в различных видах спорта и в творчестве. Они не бегут в слезах к маме после первой неудачи, как это делают наши дети. Потому что мамы зачастую нет рядом.

А заботливые педагоги всегда следят за тем, чтобы дети чем-нибудь занимались. Кстати, по стандартам дошкольного образования Франции, в классе на 20 детей должно быть одновременно не менее 4 педагогов. В таких условиях малыши не чувствуют себя обделенными вниманием и любовью. Общение между детьми и воспитателями носит очень открытый и доверительный характер.

Педагоги стараются делать все возможное, чтоб дети чувствовали себя как дома.

Французское воспитание – это не только скромные и выдержанные дети, это еще и сильные родители. Мамы и папы во Франции умеют говорить слово «Нет» так, чтобы оно звучало уверенно.

Они знают, что их любовь не измеряется подарками, уступками и бессонными ночами.

И возможно как раз этой черты не хватает нашим русским мамам, которые готовы отдать ребенку жизнь, не услышав при этом даже обычного «Спасибо».

Источник: http://bambinostory.com/frantsuzskoe-vospitanie/

Французские методы воспитания: 10 самых важных правил для работающих мам

Французские методы воспитания: 10 самых важных правил для работающих мам

Все, у кого есть дети, мечтают, чтобы они спали по ночам, без истерик принимали слово «нет», прилично вели себя в гостях и ресторанах и с аппетитом ели то, что им готовят. И хорошо бы, делали всё это не только под маминым чутким руководством, но и самостоятельно. Потому что маме пора выйти на работу, или она уже вышла, или вовсе с работы не уходила.

Автор абсолютного бестселлера «Французские дети не плюются едой» американка Памела Друкерман убедительно доказала, что справиться с большинством родительских кошмаров отлично помогают французские методы воспитания.

Памела представила свою новую книгу «Французские родители не сдаются. Сто советов по воспитанию из Парижа». Специально для Forbes Woman она сформулировала 10 самых важных французских правил для работающих мам. Эксклюзивные советы от успешной писательницы и мамы троих детей в нашей галерее. А в качестве бонуса — рецепт парижского десерта, который любят дети любого возраста.

1. Правило первое: идеальных мам не существует

Работающая женщина всегда стремится объять необъятное: быть идеальной матерью и одновременно делать успешную карьеру. Фактически она работает в две смены — в офисе и дома.

Думаю, всем делающим карьеру мамам это ощущение хорошо знакомо. Так вот, у француженок есть излюбленный афоризм: «Идеальных матерей не существует». Не стоит пытаться быть идеальной.

И это самая важная, основополагающая идея.

А еще не воспринимайте детство ребенка как начало марафона, финиш которого — поступление в университет. Французы, безусловно, хотят, чтобы их дети были успешными, но они не стараются вечерами после работы заставить ребенка семимильными шагами проходить естественные этапы развития. Например, читать и писать ребенка не учат лет до шести.

Француженки считают, что гораздо важнее до школы привить малышу такие навыки, как концентрация внимания, общительность и самоконтроль. Во-первых, это не требует какого-то специально отведенного времени, а является просто неотъемлемой частью процесса воспитания.

А во-вторых, именно эти способности, а не умение в три года считать до ста и обратно, создают крепкую базу для успехов ребенка в учебе.

2. Правило второе: у вас всегда должен быть собственный источник дохода

В Америке, например, принято верить в волшебную сказку о чудесном замужестве как синониме спокойной беззаботной жизни. Главное — удачно выйти замуж и получить хорошего мужа со стабильной зарплатой, а там можно и не работать. Во Франции всё не так.

Читайте также:  Сценарий познавательного занятия с дошкольниками на тему: один дома

Французские мамы убеждены, что женщине совершенно необходим собственный источник дохода.

Даже в самом удачном браке с обеспеченным и любящим мужчиной женщина должна задумываться: «А что если однажды всё рухнет?» У нее должна быть профессия, работа или любой другой стабильный источник дохода просто на всякий случай.

Французские мамы уверены: это чрезвычайно важно, и прежде всего для ребенка. Француженка быстро выходит на работу после родов, потому что хочет точно знать, что сможет обеспечить ребенка всем необходимым, если вдруг придется воспитывать его самой.

Эта позиция чрезвычайно прагматична и в ней нет ни капли французской романтики, зато она очень помогает жить.

3. Правило третье: нельзя посвящать всю свою жизнь ребенку

Материнская забота о детях — отличная иллюстрация принципа бесконечности. Мы всегда будем стараться помочь им, всегда. Это такая добровольная вечная жертва.

Но в основе французской культуры лежит чрезвычайно важная идея: любому человеку (и особенно родителю) необходимо время и пространство только для себя.

Причем оно выделяется не по остаточному принципу: если я сделаю детям это, это и это, то в конце дня позволю себе… Или: только когда я сделаю всё возможное для ребенка, я позволю себе… Нет, ни в коем случае!

Для поддержания баланса в семье крайне важно, чтобы какая-то часть жизни была только вашей, принадлежала только вам. Это может быть и работа, хотя вовсе не обязательно.

Это может быть любое ваше увлечение или общение с друзьями — что угодно, я не знаю, выращивание орхидей.

Французы глубоко убеждены: если вы посвящаете всё свое время ребенку, если ваш мир вращается вокруг него, это очень вредно и даже опасно — в первую очередь для ребенка.

4. Правило четвертое: время от времени отдаляясь от ребенка, вы становитесь лучшей матерью

Если ребенок привыкнет, что вы всё время рядом с ним, всё время вовлечены в то, что он делает, и проживаете вместе с ним каждую секунду, он не научится самостоятельности.

Более того, он не научится быть внимательным к другим людям, замечать их потребности, не научится сопереживать.

Любая француженка интуитивно чувствует: время от времени отдаляясь от ребенка, она оказывает ему неоценимую услугу.

Очень важно понимать, что это не какая-то радикальная позиция. Я ни в коем случае не призываю русских женщин немедленно бросить всё, уехать на три недели на спа-курорт, заниматься только собой и забыть про ребенка.

Речь о том, чтобы спокойно признать: если вы проводите всё время вместе с кем-то — неважно, насколько вы обожаете друг друга, — вы рано или поздно начнете друг друга раздражать.

И это ведь касается не только вас, это в той же степени относится и к вашему ребенку.

Насколько эффективно это простое правило — время от времени отдыхать друг от друга, я буквально только что испытала на себе. Мы с одним из моих пятилетних близнецов на прошлой неделе были на каникулах у моей мамы.

Она уходила с ним куда-то на два-три часа, и когда мы снова встречались — мы были так рады друг другу, нам было чем поделиться. Короткие разлуки вносят в отношения свежесть! Это всегда новый опыт и впечатления, это глоток горного воздуха, источник энергии.

И это необходимое условие для прочности любых человеческих отношений, в том числе отношений матери и ребенка.

5. Правило пятое: забудьте про чувство вины

Нет никакого смысла испытывать чувство вины перед ребенком за то, что вы работаете. Это совершенно деструктивное чувство, которое всё равно ничего не изменит. У вас всё равно не появится больше времени на общение с малышом. Главное, что вы можете сделать, — это по-настоящему быть с ребенком, когда вы свободны.

Не просто присутствовать на прогулке, болтая по телефону с подругой, а действительно проводить время с ребенком. Вы не должны всё время беспокоиться о малыше, когда вы на работе, не должны корить себя за то, что вы не только мама, но и коллега, подруга, жена.

Единственное, что вы, пожалуй, должны своему ребенку, когда вы рядом с ним, — это быть спокойной и быть «здесь».

А еще воспитывайте в своих детях терпение. Раньше я думала, что это врожденное умение, которое либо есть, либо нет. Французы же воспринимают терпение как некую мышцу, которую можно и нужно тренировать, причем с самого раннего возраста. Не вскакивайте из-за стола, если вы работаете, а ребенок просит посмотреть, какую башню из кубиков он построил.

Мягко объясните малышу, что вы делаете, и попросите немного подождать. Сначала он подождет несколько секунд, но затем и минут. Он научится развлекать себя сам во время ожидания и справляться со своим разочарованием.

Для ребенка этот навык жизненно необходим, считают французы: только так он узнает, что не является центром вселенной, и научится взрослеть.

6. Правило шестое: не становитесь «мамой-такси»

Это правило напрямую связано с предыдущим. Не стремитесь компенсировать детям собственное отсутствие огромным количеством кружков и развивающих занятий. Парижанки, выбирая внешкольные занятия для детей, всегда взвешивают, как это повлияет на качество их собственной жизни. Мамашу, которая целый день возит ребенка с одного кружка на другой, во Франции никогда не назовут самоотверженной.

Тем более не оценят, если она делает это в ущерб своей работе. Про такую маму скажут, что она совсем потеряла чувство равновесия. Да и детям подобная жертвенность совершенно ни к чему. Конечно, ребенку полезно ходить в бассейн или на уроки музыки, но у них непременно должно оставаться время на самостоятельные игры дома. Излишняя психологическая и физическая нагрузка пойдет ребенку во вред.

7. Правило седьмое: в отношениях родителей есть часть, в которой ребенок не участвует

Никогда не забывайте: в основе семьи — супружеская пара. Всегда находите время, чтобы побыть с мужем вдвоем. Во Франции всё родительское пространство принадлежит ребенку только первые три месяца. По аналогии с президентским сроком, французы называют этот период «первые сто дней».

В это время ребенок может спать в одной комнате с родителями и даже в их постели. Но после малыша приучают спать в своей кроватке и в своей комнате. Ваша супружеская спальня должна стать тем местом, которое принадлежит только вам двоим. Дети не могут входить к родителям, когда им вздумается.

Ребенок должен точно знать — у родителей есть часть жизни, в которой он не участвует.

https://www.youtube.com/watch?v=kwPBquzce34

Одна француженка как-то сказала мне: «Спальня моих родителей была священным местом в доме. Нужен был очень весомый повод, чтобы зайти туда. Между родителями всегда существовала некая связь, которая нам, детям, казалась великой тайной». Мне кажется, это очень важно для малыша. Ведь если он будет считать, что всё уже знает и во взрослом мире нет ничего загадочного — зачем ему взрослеть?

8. Правило восьмое: не требуйте от мужа равноправного участия в домашних делах и уходе за детьми

Даже если вы работаете столько же, сколько ваш муж (и даже если вы работаете больше), не требуйте, чтобы он уделял дому и детям столько же времени, сколько вы. Ничего, кроме недовольства и раздражения, это не вызовет. В отличие, скажем, от американок с их феминистским настроем, француженок очень выручает старомодный прагматизм.

Конечно, многие парижанки с удовольствием возложили бы на мужей больше забот по дому, но многие мамы давно согласились с неравноправием в разделении обязанностей. И это здорово облегчает им жизнь. Общая гармония в отношениях для француженок куда важнее равенства в правах.

Они воспринимают мужчин как отдельный биологический вид, даже лучшие представители которого от природы не способны к домашним делам.

Это не значит, что мужчины не делают ничего. Французские мамы считают, что конфликтов в семье будет меньше, если у каждого есть свои обязанности по дому, пусть и неравнозначные по затратам сил и времени. Не требуйте от мужа больше, чем он готов сделать для вас. Лучше наймите приходящую домработницу, а сами лишний раз займитесь сексом.

9. Правило девятое: вечер — время взрослых, а один выходной в месяц — ваш «медовый уик-энд»

Все французские родители, которых я знаю, раз в месяц освобождают выходные только для себя. Ни работа, ни дети в этом не участвуют. Отложите дела, отправьте детей к бабушкам и дедушкам, отвезите малышей с няней за город или поезжайте за город сами.

Валяйтесь в постели, отсыпайтесь, завтракайте долго и с удовольствием, смотрите кино… позвольте себе расслабиться и ничего не делать. Такой домашний медовый уик-энд раз в месяц устраивают себе все французские родители. И самое главное, они совершенно не испытывают по этому поводу ни малейших угрызений совести.

Это абсолютно естественное и нормальное времяпрепровождение даже для очень любящих родителей.

В остальное же время французские родители очень строго следят за тем, чтобы дети ложились спать в одно и то же время. После вечерней сказки или колыбельной ребенок должен лежать в постели.

«Взрослое время» — не с трудом отвоеванная редкая привилегия, нет, это базовая человеческая потребность, родительское право, если хотите. Французы убеждены, что залог счастливой семьи — счастливые и любящие родители.

Искренне объясните это своим детям — они поймут.

10. Правило десятое: босс — это вы

Это самое сложное (во всяком случае, лично для меня) правило французского воспитания. Осознать, что решения принимаю я. Я — босс. Не диктатор — это существенно (!) — а босс.

Я даю детям много свободы там, где это возможно, учитываю их мнения и прислушиваюсь к их желаниям, но решения принимаю я. Помните об этом. На вершине вашей собственной семейной пирамиды именно вы.

Не дети, не ваши родители, не учителя и не няни. Командуете парадом вы и только вы.

Конечно, это сложно. Это ежедневная борьба. Я вот до сих пор каждый день снова и снова завоевываю свою маленькую армию. Но я теперь точно знаю, дети лучше развиваются в пределах четко установленных границ.

Они чувствуют себя гораздо более уверенно и спокойно, когда знают, что за штурвалом стоит взрослый. Научитесь в ключевые моменты строго и уверенно говорить «нет». Научитесь спокойно, но твердо говорить детям, что вы сейчас будете делать.

Вы сразу поймете, когда у вас получится, — сами ощутите себя боссом.

11. Любимый детский рецепт из Парижа

В конце новой книги Памелы Друкерман «Французские родители не сдаются» дается несколько рецептов блюд, которые едят детишки в парижских яслях.

Еду готовят с нуля каждый день и подают как обед из четырех блюд: холодная закуска, основное блюдо с гарниром, сыры и фруктовый десерт (у детей до года обед состоит из двух блюд).

Детский диетолог адаптировал количество продуктов для семейного обеда; каждый рецепт рассчитан на двоих взрослых и двоих детей.

Вот рецепт грушево-бананового пюре прямо из Парижа.

Purée de Poire et Banane

2 большие или 3 маленькие мягкие груши 2 банана сок половинки лимона

1/4 чашки воды

Источник: http://infomaniya.com/frantsuzskie-metodyi-vospitaniya-10-samyih-vazhnyih-pravil-dlya-rabotayushhih-mam/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector