Воспитание детей. воспитываем спартанцев (воспитание детей в спарте)

Воспитание детей. Воспитываем спартанцев (Воспитание детей в Спарте)

Когда речь заходит о воспитании детей, на ум приходит фраза «спартанское воспитание». С какими историческими событиями связано это выражение? Актуальна ли в наши дни такая система воспитания мальчиков?

Воспитательный процесс в Спарте (до 4 в. до н. э.) считался делом государственной значимости. Методика воспитания подчинялась задаче превращения мальчиков в будущих воинов. Важнейшими моральными качествами признавалась решительность, упорство и преданность.

В возрасте с 7 до 20 лет сыновья обычных граждан воспитывались в интернатах военного типа. Занятия включали физические упражнения, закаливания, военные игры, обучение музыке и пению. Особое внимание уделялось выработке навыка четкой и лаконичной речи.

Жесткое воспитание, ориентированное на выносливость, и по сей день именуют спартанским.

Система Агогэ

«Агогэ» в переводе с греческого означает «унесение». Это методика военного воспитания в 8-9 вв. до н. э., которая применялась лишь к сыновьям полноправных граждан. Для детей из других сословий прохождение через данную процедуру считалась привилегией, дающей возможность получить в дальнейшем полное гражданство.

Система Агогэ. Старейшины осматривают новорожденного ребёнка

При рождении мальчика забирали и уносили на край пропасти, где производили тщательный осмотр. Больных и слабых детей скидывали в пропасть, оставшихся в живых подвергали различного рода испытаниям. Колыбели были грубыми и жесткими.

Уже в семь лет мальчиков отдавали на воспитание в военный интернат, где их учили выживать. Спали воспитанники на соломе, одежду они начинали носить только с 12 лет. Для согревания в подстилку клали крапиву.

Мальчики обучались искусству владения мечом, выполняли физические упражнения, метали копье. Еду они себе добывали сами.

Храм Артемиды

По достижении 17-летия спартанцы возвращались домой, но перед этим им нужно было пройти испытание – попасть в храм Артемиды, находящийся высоко в горах. В храме спартанец делал «жертвоприношение».

Жрецы привязывали его над большим жертвенным чаном и хлестали мокрыми розгами до первой крови. Юноша должен был сохранять полное молчание, в противном случае его били еще сильнее.

Такая процедура позволяла оставить самых сильных.

Основной упор спартанцы делали на развитие силы, смелости и выносливости. Физически крепкие и ловкие юноши ценились в Спарте очень высоко.

Культурным навыкам уделялось меньше внимания, но читать и писать каждый спартанец должен был уметь. Занятия по выработке военного языка наделяли воспитанников умением говорить четко и ясно.

Музыка, танцы и пение также входили в систему обучения. Воинственная музыка поднимала боевой дух, а танцы повторяли отдельные элементы боя.

Воспитание по-спартански, возможно, было актуальным для исторических реалий того времени, но в современном мире все происходит по-другому. Не нужно совершать открытые экспансии на чужие территории или постоянно защищать стены города от врагов.

Некоторые родители упоминают крепкое физическое развитие и выносливость спартанцев, а также силу духа и терпение. Это действительно имело место быть, но у такой системы воспитания была и другая сторона: жестокость, неуверенность и пассивность.

Воспитание мальчика по-спартански

Чтобы воспитать мальчика в духе Спарты, нужно придерживаться следующих правил:

    • Не пеленать ребенка, исключить создание тепличных условий в помещении. Воспитание по-спартански начиналось с самого младенчества: маленьких детей не купали, а когда они становились старше, их отучали от боязни темноты и одиночества.
    • С первых дней жизни у ребенка нужно формировать правильную осанку. Для этого дитя следует как можно раньше приобщать к физическим упражнениям, следить за тем, чтобы он не пропускал утреннюю зарядку, часто играл в активные игры, рано научился плавать, ровно сидел за столом. Спартанских мальчиков с младенчества воспитывали по-военному. Семья закладывала фундамент основополагающих качеств будущего воина, которые отличали спартанца от других народностей. Приоритетные качества – это сила, выносливость и готовность к преодолению трудностей.
    • Если позволяет здоровье, ребенка следует как можно раньше записать в спортивную секцию, глее опытные тренеры займутся физическим и духовным развитием мальчика. Воспитанием детей военных интернатах Спарты занимались искусные воины, которые отличились мужеством на поле боя и с которых молодежи предполагалось брать пример.
    • Малыша нужно закаливать с ранних лет. Основные помощники в этом – вода, свежий воздух и солнце. Закаливания нужно проводить не тогда, когда ребенок начал часто заболевать, а с раннего возраста. После первых процедур закаливания должны стать регулярными.
    • Нужно прислушиваться к советам старшего поколения в вопросах воспитания. Воспитательный процесс являлся делом всей спартанской общины. Военачальники и высокопоставленные деятели часто вели с мальчиками беседы на тему политики, присутствовали на спортивных состязаниях.

Соблюдая хотя бы некоторые из этих советов, ваш ребенок будет расти сильным и здоровым

  • Позвольте ребенку заниматься музыкой и танцами, если ему хочется. Только искусство спартанцам нужно было не для развития творческих способностей. Танцы с оружием напоминали боевые упражнения. Элементами танца были атака, прыжки, оборона и молниеносные удары – все, что требовалось воину в бою.
  • В ребенке нужно воспитывать желание беспрестанно повышать свой интеллектуальный, физический и культурный уровень. Образовательный процесс в Спарте заканчивался только после 30 лет, так как этот возраст отождествлялся с полным физическим и нравственным формированием человека.

Интересно, что воспитание по-спартански для девочек мало отличалось от воспитания юношей. Девушки воспитывались в домашних условиях, но приоритетным направлением для них была также физическая и военная подготовка. По достижении определенного возраста они могли наравне с мужчинами принимать участие в военных акциях.

Источник: http://detki.guru/vospitanie/sparta-vospitanie-metodika.html

Система воспитания детей в Древней Спарте представляет собой одну из основных педагогических систем появившихся в эпоху классической Греции, и оказавших большое влияние на всю древнегреческую педагогику.

  В возрасте семи лет, ребенка забирали из родного дома и сурово воспитывали. Целью воспитания было вырастить из детей сильных, послушных и бесстрашных мужчин. Их учили грамоте, учили по-долгу молчать и лаконично говорить. Чтобы выявить самых ловких и смелых, взрослые специально ссорили учеников между собой, таким образом вызывая драки.

Еду подростки должны были воровать, но если они попадались на этом, то их пороли. Наказывали их не за то, что они воровали, а за то, что оказались слишком неуклюжими и попались. С годами их воспитание становилось все суровее, их стригли наголо, заставляли ходить босыми и не принимать теплых ванн, а спать на жестких постелях из тростника.

  Уже возмужавших юношей подвергали жестокому испытанию. Подведя испытуемого к алтарю богини Артемиды его беспощадно бичевали, причем он не должен был не проронить ни звука. На этом испытании были и смертельные случаи. Так же, существовало еще одно испытание.

Массовые нападения на илотов(в древней Спарте земледельцы, находящиеся на промежуточном положении между крепостными и рабами) .

Испытание объявлялось эфорами (в Древней Спарте, а позже и в Афинах — выборные должностные лица), и смысл его заключалось в том, что юные спартанцы должны были убивать самых крепких илотов, тем самым держа остальных в страхе и повиновении.  В брак спартанец мог вступить только после разрешения общины.

Причем еще долгое время молодожены должны были жить отдельно. Им даже не принадлежали их собственные дети. Старейшины строго осматривали новорожденных, если находился хоть какой-то дефект, то младенца оставляли умирать у обрыва горного хребта Тайгет. Воспитание в древней Спарте не заканчивалось с приходом совершеннолетия, а продолжалось до зрелого возраста.

 Воля законодателя и угроза восстания илотов сделали Спарту сплочённым обществом, не ведавшим смуты на протяжении нескольких столетий. Но плата за это стала очень высокой. Такой суровый образ жизни и жестокое воспитание детей в древней Спарте, привело к духовному обеднению народа и экономической отсталости Лаконии в сравнении с остальными полисами Пеллопонеса.

Единственное, что могла создать Спарта — это могучее войско. Со временем Лакония стала оплотом политической реакции для всей Древней Греции.

Источник: https://ok.ru/profile/570585011282/statuses/67403623574354

Источник: https://kapelka-nfdou11.edumsko.ru/articles/kak_vospityvali_detej_v_drevnej_sparte

Как воспитывали детей в Спарте

Как воспитывали детей в Спарте

В этой статье рассказывается о том, как воспитывали детей в Древней Спарте.

Правила спартанского воспитания касались в равной мере всех без исключения граждан Спарты. Исключение составляли представители царского происхождения. Подобных правил придерживались на протяжении 400 лет с VII по IV вв. до н.э.

Каждый рожденный в Спарте мальчик проходил так называемый контроль на здоровье. Его внимательно обсматривали у края пропасти в ущелье Тайгета. В случае, если он не соответствовал определенным критериям, его бросали прямо с горы.

Оставшиеся в живых крепкие младенцы проходили суровую школу жизни. Приучаться к тяготам заставляли с грудного возраста. Малыши спали в жесткой люльке.

В возрасте 7 лет мальчики обязаны были поступить в военный лагерь. Там их ждала истинная школа жизни. Слабые просто не выдерживали и умирали.

Система воспитания юных спартанцев была поэтапной и состояла из трех составляющих

Этапы воспитания

Первый этап (с 7 до 15 лет) предполагал приобретение ребенком навыков письма и чтения. Но ведущим было закаливание организма. В 14 лет мальчика посвящался в эйрены. Эта процедура предполагала самые жесткие испытания. Вступив в общину эйренов, мальчик подвергался последующей проверке на стойкость и мужество.

Второй этап (с 15 до 20 лет) заключался в малом обучении грамоте. В юношах развивали и музыкальные способности. Но воспитание приобретало все более жесткие формы. Подростки учились голодать, добывать себе еду посредством воровства. К 20 годам юноши получали титул воина и полную амуницию.

Третий период — это путь к приобретению статуса члена военной общины, наделенного равными правами.

Результатом всех трех пройденных этапов было то, что молодые воины прекрасно владели копьем и мечом, а также всеми видами оружия того времени.

Жизнь юношей в период воспитания

Пока молодые люди мужали, им постоянно приходилось учиться преодолевать те или иные невзгоды. Если их ловили на воровстве еды, то они жестоко наказывались за проявленную ими медленность.

Дети воспитывались в самых суровых условиях. Круглый год, невзирая на холод, мальчики ходили без обуви, в легком коротком хитоне. Кожа была настолько огрубевшей, что они не чувствовали боли и лазали по горам, цепляясь за них голыми ногами.

Каждый год устраивались поединки на прочность. Целью поединка было столкнуть испытуемого с отвесной скалы прямо в воду. При драке были позволены абсолютно любые приемы, имели право напасть несколько человек на одного. Только запрещалось пользоваться оружием.

На праздник Артемиды юношей нещадно секли в храме богини. Закричать от боли считалось огромным позором.

Спартанское воспитание ставило своей целью получение в результате воина, способного выжить и действовать в любых условиях. Этим и объясняется то, как воспитывали детей в Спарте.

Параллельно подключались такие предметы, как танцы и пение для поднятия боевого духа. Но спартанцев не учили математике. История утверждает, что и риторику им не преподавали, но тем не менее, спартанцы умели изъясняться красиво и лаконично.

Источник: http://ladymsk.com/kak-vospityvali-detej-v-sparte.html

Как воспитывали своих детей в Древней Спарте

Как воспитывали своих детей в Древней Спарте

Каждый человек, хоть раз слышал словосочетание «спартанское воспитание», что воспринимается нами как строгое отношение к ребенку. Но почему мы понимаем это именно так? И действительно ли воспитание детей в Древней Спарте было настолько строгим и суровым?

Система воспитания спартанцев

Начиная с седьмого по девятый век до н.э., в Спарте практиковали целую систему воспитания своих детей. Она была утверждена на государственном уровне и касалась сыновей полноправных граждан страны (сюда не относился царский род). Основная цель этой системы – это создание сильной и непобедимой армии, которая мужественно будет защищать территорию.

Читайте также:  Использование икт на уроках математики

Для ребенка низших сословий пройти путь через эту систему воспитания было сравни подарку и считалось великой привилегией, по окончании которого он имел право на прошение о полном гражданстве.

Система брала свое начало от рождения ребенка. Сразу же после появления на свет малыша забирали и относили к пропасти (ущелье в скалах Тайгета). Там ребенка долго осматривали на предмет его здоровья.

Если внешне малыш выглядел слабым и вялым, его без зазора совести сбрасывали в ущелье горы. Если же ребенок выглядел крепышом, то с этого момента из него воспитывали настоящего воина и победителя.

Дорога каждого такого отобранного малыша без исключения к званию воина была тернистой, сложной и тяжелой. Многие испытания заканчивались смертельными случаями. С момента отбора возле ущелья детей укладывали в неудобные, грубые и жесткие люльки. Они не знали материнской заботы и ласки.

Основные этапы, которые проходили будущие воины

Цель спартанских лагерей, куда попадали чуть повзрослевшие мальчики, – это воспитание сильных, бесстрашных, мужественных воинов. Всю эту систему в Древней Спарте можно условно поделить на три этапа.

  • Начиная с семилетнего возраста, мальчики уходили в специальные лагеря, которые имели начальную военную направленность, где их обучали этому мастерству. Это был первый этап. Здесь детей учили минимальной грамоте (письмо, чтение), особое внимание уделяли способности слушать собеседника и лаконично высказывать свои мысли. На этом начальном этапе также проходил отбор лучших. Делалось это путем создания искусственных ссор, которые доходили до драк между учениками. Воспитание детей заключалось также в необходимости воровать еду. Но делать это нужно было так, чтобы остаться незамеченным. Те, кому этого сделать не удалось, получали наказание в виде ударов розгами. С каждым годом условия пребывания в лагере становились все жёстче и суровей. В 14-летнем возрасте детей подвергали сложным и мучительным физическим испытаниям. Это было своего рода посвящение в эйрены. До 15 лет детей проверяли в спартанских отрядах.
  • Начиная с 15-ти летнего возраста и до достижения 20 лет, молодых парней учили не только грамоте, но и азам музыки и пения. Но при этом воспитание продолжало ужесточаться. Еда добывалась полностью самостоятельно учениками. Если это по каким-либо причинам у них не получалось, и воспитанник оставался голодным, его жестоко наказывали бечёвками. Нередко такие издевательства заканчивались гибелью молодого спартанца. Но те, кто смог добиться успехов в учебе и военном деле, уже к 20 годам посвящали в воины и выдавали полное вооружение.
  • В возрасте 20–30 лет уже возмужавшие спартанцы становились полноправными членами военной общины, владели в совершенстве несколькими видами оружия, хорошо показывали себя в бою.

Жизнь спартанца

В период обучения в лагерях молодым мальчишкам часто устраивали бои без правил друг с другом. Здесь со своим противником можно было делать все, что угодно, только не применять никакой вид оружия. Ареной выступала площадка, которая была окружена рвом с водой. Побеждал тот, кто сбрасывал своего противника в этот ров.

Воспитание спартанских детей в период пребывания их в лагерях давало им не только силу мужского духа, но и практически всю военную грамоту, начиная от боевых искусств и заканчивая умением шпионить. Если они изучали песни, то они были патриотической направленности, танцы и музыка – это одна из составляющих подъема боевого духа, настроя воина на постоянную борьбу.

Образ жизни спартанцев:

  • жизнь как в военном лагере;
  • постоянные военные действия или подготовка к ним;
  • дети не принадлежали своим родителям;
  • полная изоляция от мира;
  • незнания ремесел, наук.

К женщинам спартанцы относились как рыцари. Их уважали и ценили. Они всегда были олицетворением чистоты и достойны уважения мужчин, так как разделяли их увлечение военным делом.

Жениться спартанец мог только если это ему позволит вся община. При этом после свадьбы молодые не жили вместе довольно долгое время, и часто женщина рожала малышей не от своего мужа. Дети спартанцев относились к ущелью, и если был замечен хоть один изъян, ребенка убивали. Так воспитывалось не одно поколение воинов.

Спартанские девушки

О том, как воспитывались спартанские девочки, история говорит немного. Плутарх писал, что физическими упражнениями они занимались, не выходя из дома, но и им с малых лет прививали любовь к развитию физических сил своего тела.

С ранних лет девушки считались полноценными членами военного спартанского общества, что давало им право в старшем возрасте брать активное участие в спорах и делах. Воспитание девочек также заключалось в хозяйственности, умении содержать дом в чистоте.

В свое время спартанские женщины вели активную общественную жизнь и не раз влияли на ход истории.

Источник: http://razvitie-vospitanie.ru/intellect/kak_vospityvali_detej_v_sparte.html

Воспитание детей в Спарте

Воспитание детей в Спарте

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции

Древняя Греция — государство, объединявшее рабовладельческие города-государства — полисы. Особую роль играли два полиса — Афины и Спарта͵ в них сложились своеобразные системы воспитания, обусловленные не только закономерностями рабовладельческого строя, но и особенностями развития данного государства.

Спарта была одним из самых ранних государств Древней Греции, возникшим в начале IX в. до н. э. после вторжения на территорию Лаконии племенных группировок дорян. Завоеватели завладели землей и подчинили себе коренных жителœей.

Населœение Спарты делилось на спартиатов — господствующий класс, периэков — граждан имущих и свободных, но лишенных политических прав, а также илотов — людей, лишенных всяких прав, но оставленных на своих землях, ставших собственностью государства.

Жестокая эксплуатация илотов приводила к частым восстаниям, что заставляло спартиатов поддерживать свое господство силой.

Быт спартиатов имел своеобразную форму, имевшую военизированный характер, — всœе взрослые мужчины составляли войско, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ было предназначено для удержания рабов в постоянном страхе и повиновении.

Такие условия отражались на спартанской государственной системе воспитания, цель ее состояла в подготовке детей к воинской службе, в формировании из них стойких и закаленных граждан. Государство контролировало семейное воспитание детей от их рождения. Старейшины осматривали новорожденных и здоровых возвращали отцу, а больные и слабые уничтожались.

Младенцев обычно воспитывали матери, привлекая для помощи кормилиц-рабынь, которые, как правило, имели образование и педагогиче­ский опыт.

Кормилицы заботились о жизни и здоровье детей, занимались их закаливанием, прививали навыки поведения.

У детей воспитывали неприхотливость в еде, приучали не бояться темноты, легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности, с которыми те могли встретиться в будущих военных походах.

Когда мальчикам исполнялось 7 лет, их забирали из семьи и они начинали обучаться в специальных государственных воспитательных учреждениях до 18 лет. Воспитанием здесь руководили специально выделœенные государством люди. Особое внимание уделялось военно-физической подготовке, бегу, прыжкам, борьбе, метанию диска и копья.

В мальчиках воспитывали беспрекословное подчинœение старшим, беспощадное отношение и презрение к рабам и физическому труду. Образование в этих учреждениях ограничивалось обучением письму и счету. Развитию у детей умения четко и кратко отвечать на вопросы (ʼʼлаконическая речьʼʼ) отводилось особое внимание.

В воспитании участвовала вся община; военачальники, государственные деятели часто посœещали школы, вразумляли и наказывали провинившихся детей, вели с ними беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях.

В качестве средства воспитания будущего воина и рабовладельца выступало участие подростков 14—15 лет в ночных облавах и истреблении наиболее строптивых рабов.

С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку и зачислялись в войско. С 30 лет молодые спартиаты становились полноправными гражданами.

Девочки Спарты воспитывались дома, однако и в их воспитании наиболее важным считалось физическое развитие, военная подготовка и привитие навыков управления рабами, чтобы в случае войны женщины могли охранять свой город и держать рабов в повиновении. Спартанские девушки участвовали и в общественных празднествах и в спортивных состязаниях.

  • — Воспитание детей в Спарте.

    Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ В рабовладельческих государствах Древнего Востока, в Греции и Риме начинают уже складываться первые системы воспитания,… [читать подробнее].

  • — Воспитание детей в Спарте.

    Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Оно возникло в начале IX в. до н. э. в результате вторжения на территорию Лаконии племенных группировок дорян, завладевших землей и подчинивших себе коренных жителей. Население Спарты резко делилось на… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/obrazovanie/view/216179_vospitanie_detey_v_sparte

    Спартанское воспитание

    Спартанское воспитание

      С возрастом система воспитания становится менее суровой, и период жизни от 21 до 30 лет является некоторым переходным временем: молодой человек уже имеет право жить семейной жизнью и характер его занятий приближается к военно-лагерной жизни общины.

    Особенно высоко ценилось полученное в этом возрасте право принимать участие в праздниках и совместных трапезах мужчин, на которых велись беседы о государственных и военных делах. Иногда молодым людям даже позволялось высказать свою мысль, хотя в большинстве случаев они должны были сидеть молча и набираться опыта.

      Только в тридцать лет заканчивается период обязательного военного образования, и спартиат становится полноправным гражданином, обладающим всем спектром социальных и политических прав.

    В возрасте от 7 до 30 лет спартанские юноши проходили период интенсивной военной подготовки, причем основной акцент при этом делался именно на развитие физической силы человека.

    Однако, выдвинув на первый план заботу о теле, спартанцы игнорировали многие науки, что дало возможность некоторым философам называть их «абсолютно безграмотными» людьми  Все спартанцы считались военнообязанными с 20 до 60 лет и распределялись по возврастным и территориальным группам. В действующую армию в основном зачислялись младшие и средние возрасты (до 40 лет).

    Все зачисленные в армию обязаны были явиться на службу со своим вооружением и продовольствием. Вооружение спартанцев было тяжелым. Они имели копье, короткий меч и защитное вооружение: круглый щит, шлем, панцирь на груди и поножи. Вес защитного вооружения достигал 30 кг. Тяжеловооруженный боец назывался гоплитом. Каждый гоплит имел слугу — илота.

    В состав спартанского войска включались и легковооруженные бойцы, набиравшиеся из жителей горных местностей. Легковооруженные воины имели легкое копье, дротик или лук со стрелами. Защитного вооружения у них не было. Дротик метался на дистанцию 20-60 метров, стрела поражала на дистанции 100-200м. Легковооруженные войны обыкновенно прикрывали фланги боевого порядка.

    Ядро спартанской армии составляли гоплиты, численность которых в среднем колебалась в пределах 2-6 тысяч человек. Легковооруженных было значительно больше, в некоторых боях их насчитывалось несколько десятков тысяч человек.  Во Франции в конце XIX века спартанское воспитание любили сравнивать с английским. Вот типичный журналистский пассаж: «Спартанцы придерживались воспитания, которое мы назвали бы английским. Они не пеленали новорожденных детей, приучали их к изменениям температуры, мыли их холодной водой и даже зимой не позволяли им кутаться».

      Всех детей делили на отряды (агелы); в основном по шесть мальчиков в каждом. Командовал отрядом самый смышленый и ловкий ребенок.

    Читайте также:  Из опыта работы. воспитание культуры речевого общения у дошкольников

    Британские археологи, проводившие раскопки в храме Артемиды Орфии, обнаружили многочисленные надписи, оставленные в честь мальчиков, одержавших победы на состязаниях, посвященных Артемиде.

    Если мальчик командовал отрядом, это указывалось в надписи.

      Полномочия командира были достаточно широки. Остальные дети слушались его беспрекословно. По его приказу заготавливали дрова и овощи; он мог отстегать провинившегося мальчишку. Наказывали любого, кто возражал, медлил. Так растили идеальных воинов (это была единственная профессия настоящего спартанца). В бою гоплит инстинктивно не смел игнорировать приказ; он подчинялся ему, как автомат. Ради этого в спартанцах с детства вырабатывался особый условный инстинкт: «моментальное подчинение приказу».

      Спартанцы воспитывались как послушники в монастыре, только в этом монастыре учились не молиться, а сражаться, не пробуждать в себе добро, а воспитывать воинскую доблесть, не помогать людям, а воевать с ними.

    Каста спартанцев была сродни рыцарскому ордену, и, подобно монахам, они были ограждены от внешнего мира — от этой дьявольской напасти, противостоять которой было делом всей жизни и настоящего монаха, и истинного спартанца. Сыновья знатных иностранцев, оказавших большие услуги Спарте, тоже могли учиться в спартанской школе.

    Многие богатые и аристократически настроенные родители отправляли детей на воспитание в Спарту.

      В школе приучали детей не только слушаться приказов, но и, выполняя их, доблестно воевать. Подготовка новых воинов была жизненно важна для государства. Все спортивные состязания и игры были подчинены одной цели воспитывать в юношах солдат. С детства спартанцы приучались владеть мечом, копьем и щитом. Во время игр выстраивались в фалангу. Подолгу занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска и дротика.  Ежегодно между спартанскими юношами проводились состязания — своего рода «бои без правил». Площадка для поединка была со всех сторон окружена глубоким рвом, наполненным водой. Перед началом состязания приносили жертву. Затем юноши разбивались на две команды. Цель поединка — столкнуть противника в воду. Разрешено было наносить удары ногами, кусаться, царапаться, надавливать на глаза, нападать несколько человек на одного никаких правил «фейр-плэй». Запрещалось лишь применять оружие. В этом «потешном сражении» юноши не щадили друг друга; еще меньше они будут жалеть противника. Как отмечают комментаторы, подобные игры больше всего напоминали поединки гладиаторов — жестокие, безжалостные бои.  Впоследствии, в римскую эпоху, когда Спарта превратилась в скромный, провинциальный городок, спартанские «бои без правил» стали популярным аттракционом. Очевидцами подобных игрищ были и Павсаний, и Цицерон, удивлявшийся тому, «с каким невероятным упорством (юноши) сражались кулаками, ногами, ногтями и даже зубами; они предпочитали погибнуть, чем признать поражение».  Другим видом испытаний было бичевание юношей на празднике Артемиды Орфии. Их секли ивовыми прутьями перед алтарем богини. Некогда жертвенник богини орошали человеческой кровью, казня любого, выбранного жребием. По преданию, Ликург заменил подобные казни бичеванием юношей. За этим наблюдала жрица, державшая в руках небольшое деревянное изображение богини. Если бичующие щадили юношу, то изображение становилось таким тяжелым, что жрица едва удерживала его. Тогда она обвиняла бичующих в нерадивости. Каждый юноша должен был сносить наказание молча. Если он кричал от боли, презирали не только его, но и его родителей.  Пока подрастали юноши, им приходилось постоянно учиться терпению. Если они попадались на воровстве, а все, что они добывали по приказу командиров — овощи, дрова, — было ворованным, то их нещадно наказывали — хлестали плетьми, но не за кражу, а за нерасторопность. Вздумай юноша пожаловаться отцу, тот принимался сам колотить несчастного. Совершив воровство, спартанские дети стремились ничем не выдать себя. Рассказывают, что как-то мальчишка украл лисенка и спрятал его под плащ. Когтями и зубами зверек раздирал живот ребенка, стараясь вырваться из западни. Мальчик молчал, он так и умер от ран, но не подал виду, что держит под плащом что-то ворованное. Современные историки считают этот рассказ, переданный Плутархом, выдумкой, хотя он психологически точен. Если бы мальчик признался в краже, вытащил добычу из-за пазухи, то его — за неловкость и трусость — запороли бы до полусмерти. Мальчик настолько боялся жестокого наказания, что крепился даже когда терпеть уже было нельзя.  «Терпеть» — вот что было главным в спартанской «школе мужества». Гимнастические упражнения обычно выполняли голыми: летом под палящими лучами солнца; зимой — невзирая на снег и дождь. Принимать тёплые ванны и умащать тело запрещалось; грязь покрывала тело. Спали мальчики в бараках, на подстилках из тростника, сорванного голыми руками на берегу Эврота. Зимой под низ подстилки клали чертополох; считалось, что это растение согревает. Жили впроголодь. Впрочем, античные авторы считали, что это шло спартанцам на пользу. Они становились от этого стройнее, «не раздавались вширь»; их тело росло «свободно, без принуждения», становилось «тонким и худощавым», пояснял преимущества такой «диеты» Плутарх. Недаром немецкий искусствовед Иоганн Иоахим Винкельман называл телосложение спартанцев образцом греческой красоты.  Однако красота была лишь побочным результатом спартанского воспитания. Точно так же спартанцы занимались музыкой или танцами отнюдь не ради звуков нежных. Пиррихий, танец с оружием, исполнявшийся юношами, скорее, напоминал боевое упражнение. Его элементами были атаки, прыжки, оборонительные приемы, молниеносные удары копьем — то есть все, что требовалось воину во время боя. Исполняли его в полном вооружении. Занятия танцами мало чем отличались от повседневной муштры; они лишь разнообразили ее. Под звуки же флейты спартанцы шли на битву. По словам Плутарха, мелодии спартанцев «обладали способностью проникать в душу, возбуждать мужество и великодушные чувства, внушать порывы энтузиазма». В песнях спартанцев восхвалялась храбрость тех, кому посчастливилось умереть за Спарту.  Как только юноши подрастали, они могли испытать это «счастье». Их делили на небольшие отряды и отправляли в Мессению. Скитаясь по горам, среди диких зверей, они убивали встречавшихся им илотов. По достижении 20 лет юноши поселялись в казармах для взрослых. Все они считались военнообязанными (срок военной службы в Спарте составлял сорок лет).  Рассказывая о жизни Ликурга, Плутарх подчеркивает то, что главным в спартанской системе была система воспитания: она воспитывала своих граждан таким образом, чтобы они не могли жить сами по себе; они должны были отдавать стране всего себя без остатка. Процесс воспитания такого подчинения начинался в детстве, потому что по законам Ликурга молодежь рассматривалась не столько детьми своих родителей сколько воспитанниками общества.

      Каждого новорожденного показывали опытным знатокам физического здоровья детей.

    Это было что-то вроде государственного комитета по здравоохранению, и если младенец был «хилым или плохо сложенным», то его выставляли на волю природных стихий в ущелье Апофет в горах Тайгет.

    Тем же, кто выживал после этого испытания, сохраняли жизнь и в дальнейшем старались не подвергать чересчур сильным испытаниям, потому что, избавляясь от самых слабых детей, спартанцы заботились об остальных.

    Источник: http://30school.ru/referaty/istoriya/spartanskoe-vospitanie.html

    Спартанское воспитание—20 безумных фактов

    Почему воины Древней Спарты считались самими бесстрашными, сильными, могущественными солдатами в мире? Приведённые здесь факты из жизни спартанцев дадут ответ на этот вопрос:

    С самого рождения детей спартанцев подвергали различным испытаниям. Если совет старейшин находил какие-либо физические недостатки у младенца, то его оставляли умирать в дикой местности.

    Как правило, младенцы там погибали, но иногда их спасали другие люди.

    Но и тогда слабым младенцам приходилось нелегко. Их купали не в воде, а в вине, чтобы проверить, насколько они здоровы и способны к выживанию.

    Взрослые приучали младенцев не бояться темноты и одиночества, их плач игнорировался.

    В возрасте 7 лет мальчиков-спартанцев забирали из родного дома для поступления на военную службу («агогэ»), где из них делали бесстрашных воинов и ответственных граждан.

    Молодые солдаты обучались искусству ведения боя, охоте, лёгкой атлетике и жили в общих бараках.

    Одежду юным спартанцам разрешали носить только с 12 лет. Их заставляли спать на холодной земле на улице.

    Пропитание у спартанцев намеренно было скудным, а воровство и грабёж только поощрялись. Однако если они попадались на воровстве, то получали изрядную порку.

    Мужчины в Спарте обязаны были быть искусными воинами, а женщины – образцовыми матерями, способными воспитывать воинов.

    Наравне с мальчиками, обучавшимися военной тактике и боевому искусству, девочки также посещали тренировки по лёгкой атлетике, борьбе, метанию копья и диска, а ещё проходили психологическую подготовку перед предстоящим материнством. Только женщина из Спарты могла рожать воинов-спартанцев.

    Девочкам, в отличие от мальчиков, разрешалось жить с родителями.

    Воспитательная система агогэ предполагала обучение не только бою, но также письму и чтению.

    Тем не менее, «дедовщина» и драки среди обучающихся поощрялись.

    Единственная профессия, на которую мог рассчитывать мальчик-спартанец в будущем была профессия воина. Все спартанцы считались военнообязанными до 60 лет.

    Промышленным производством и сельским хозяйством занимались низшие слои населения и иностранцы, многие из которых являлись рабами.

    Самым жестоким испытанием, ожидавшим юношей, был «конкурс на выносливость», в котором их избивали и пороли, чтобы проверить устойчивость к боли. Те, кто погибал во время проверки, считались слабаками.

    После прохождения обучения в возрасте 30 лет мужчины искали себе спутницу жизни. Девушки обычно выходили замуж в 20 лет. Брак, в первую очередь, рассматривался как средство воспроизводства новых солдат.

    Сдаться для спартанца означало покрыть себя позором. Отсюда особый спартанский менталитет. Мать спартанца, отправляя сына на войну, говорила: «Возвращайся со щитом или на щите».

    По закону тех времён только два класса людей заслуживали права увековечить свои имена на надгробных плитах – это женщины, погибшие при родах, и мужчины, сложившие голову в бою.

    источник:mixstuff.ru

    Источник: https://econet.ru/articles/51956-spartanskoe-vospitanie-20-bezumnyh-faktov

    Спартанское воспитание

    Спартанское воспитание

    Спартанское воспитание — целая система воспитание маленьких детей, впервые появившаяся в Древней Спарте. Практически каждая семья, родившая мальчика, задается вопросом: «Как воспитать из него настоящего мужчину?». Современные матери сейчас не понимают, . А малыши в Древней Спарте совсем не знали ласки.

    Всем известное выражение «по-спартански» произошло от очень жестких условий воспитания детей в Спарте. Во-первых, на воспитание в Спарте оставляли лишь самых сильных и здоровых детей, а остальных, не прошедших отбор, воспитывали отдельно от всех. До 7 лет дети были на домашнем воспитании, но уже с самых ранних лет их готовили стать настоящими воинами и матерями.

    Это были дети без одежды, не боявшиеся суровых условий погоды, неприхотливые в еде и жилье.

    Воспитание детей в Спарте — образец стойкости и суровости.Пока ребенок находился дома под попечительством матери, ее главной задачей было воспитать в ребенке послушание, выносливость и качества победителя. Воспитывались дети в Древней Спарте таким образом, что они:

    •Всегда умели постоять за себя;

    •Были неприхотливы в быту;

    •Спали на очень жестких и неудобных тростниковых подстилках;

    •Не боялись одиночества и темноты.

    С раннего детства дети стремились быть образцовыми войнами. Чтобы проверить навыки их физической подготовки, ежегодно в Спарте устраивались специальные празднества. На них дети демонстрировали свои умения и навыки, доказывая, что они уже превратились из детей в настоящих мужчин и могут вступить в некое общество взрослых воинов.

    Эти мероприятия проводились в храме имени Артемиды Орфии, которую считали богиней плодородия. Что же делали дети на этих празднествах? Их делили на две группы: одна группа должна была охранять сыр, а другая должна была его похитить. Тот, кому удавалось выполнить свою задачу и провозглашался победителем.
    Система воспитания детей — всем занималось государство.

    Читайте также:  Как развивать любовь к чтению у детей

    Когда ребенку исполнялось 7 лет, его воспитанием начинало заниматься государство. Спартанцам не было интересно , им было гораздо важнее воспитать в будущем солдате стойкость и волю. Весь период «государственной опеки» детей Древней Спарты продолжался до тех пор, пока юноше не исполнялось 30 лет.

    Распадался этот период на три отрезка: от семи до пятнадцати лет, от 15 до 20 и от 20 до 30 лет соответственно. Система детского воспитания начиналась с грамоты, хотя ей отдавали не столь высокое внимание, как физической подготовке. На этапе от 7 до 15 лет, детей приучали к суровой жизни, развивали у них выносливость и стойкость.

    Когда юноше исполнялось 15 лет, он зачислялся в «эйрены», т.е. в группу, где воспитывались юные спартанцы до 20 лет. В обязанности эйрена входило воспитание младших детей. Самых умных и физически подготовленных ставили начальниками детской группы.

    После обеда эйрен задавал детям вопросы, и если они отвечали не правильно или, не как положено, то он наказывал из в присутствии властей и старшин. После того как дети расходились, старшины ругали эйрена, если он был чересчур строг с детьми, или если он был слишком мягким и снисходительным. К девушкам были схожие требования. Они бегали, боролись, кидали копья, бросали диски.

    В общем делали все, что по мнению Древней Спарты помогло бы им в воспитании будущих здоровых детей, крепких телом и духом. В период от 21 до 30 лет, из юношей, уже физически крепких и обученных, готовили по большей части обычных, образованных граждан. Их учили разбираться в политической системе.

    Кстати, мало того, что спартанские дети — это были дети без одежды, без нормальных условий для существования, до 30 лет все они считались несовершеннолетними.

    Афинское воспитание — какие различия?

    Воспитание в Афинах было организовано немного по-другому. От 7 лет все мальчики также находились дома, а после переходили к обучению в частных и общественных учреждениях. Девочки в это время продолжали оставаться на домашнем обучении, приучаясь следить за хозяйством.

    Афинские девушки учились писать и читать, осваивали музыкальную подготовку. Учась в школе в возрасте от 7 до 13 лет, мальчиков обучали чтению, счету и письму. Также дети получали литературные и эстетические знания.

    В 13-14 лет мальчики развивали свою культуру тела, они много тренировались, а их наставники проводили в водоемах. В период с 16 до 18 лет, юношей обучали политике, философии, риторике, литературе и диалектике. С 18 до 20 лет молодые люди оттачивали свое военное мастерство, постоянно упражняясь и тренируясь, и в итоге становились настоящими войнами.

    В общем, спартанское воспитание и афинское воспитание всегда стремились воспитать из мальчиков настоящих мужчин.

    Источник: http://starkov.su/spartanskoe-vospitanie-sistema-vospitaniya-nastoyashhix-muzhchin-i-predannyx-voinov/

    Спартанское воспитание – история спартанской системы воспитания

    Каждая семья имеет свои традиции воспитания детей, которые передаются из поколения в поколение. Многое зависит от того, какими хотят видеть родители своих детей: интеллектуальными, творческими или физически развитыми.

    Особенно важной задачей для любого отца считается воспитание сына – будущего мужчины.

    Поэтому некоторые отдают предпочтение так называемой спартанской системе воспитания, основанной на суровых принципах, закаляющих тело, волю и характер.

    Спартанская система воспитания

    Слава о воинах Древней Спарты жива и по сей день. Из истории известно, что этот малочисленный народ завоёвывал другие более крупные племена и держал их в подчинении силой оружия. Военное ремесло этого народа было доведено до совершенства и являлось основным родом занятий представителей сильного пола.

    Делать из мальчиков непобедимых воинов нужно было с самого детства, для этого была разработана особая методика спартанского воспитания.

    На взгляд современного человека её приёмы могут показаться чрезмерно жёсткими, однако в те древние времена методика была очень эффективной.

    Строгие законы военных дисциплин охватывали всю жизнь мальчиков и юношей, делая из них непобедимых воинов.

    Каждый новорождённый ребёнок в Древней Спарте должен был быть показан совету старейшин племени. Они осматривали малышей для выявления дефектов.

    Есть мнение, что больных детей лишали жизни ещё в младенческом возрасте, хотя доказательств этого факта так и не было обнаружено.

    Возможно, реальный смысл этой легенды заключается в том, что недоразвитых детей просто лишали возможности войти в привилегированное сословие.

    Военное воспитание для мальчиков начиналось с возраста 7 лет. Как только ребёнку исполнялось 7, его забирали из семьи, где до этого он воспитывался. Теперь за его дальнейшее становление отвечало государство-полис и он сам. Спартанское воспитание протекало в три последовательных этапа, в течение взросления мальчика до зрелого мужчины:

    • 7-15 лет;
    • 15-20 лет;
    • 20-30 лет.

    После первого этапа обучения пятнадцатилетние мальчики становились эйренами, молодыми воинами.

    Испытания второго этапа заканчивались посвящением в настоящие воины и выдачей полного комплекта вооружения, юноши приступали к Эфебии, службе в армии.

    И только в течение третьего периода, когда молодые люди уже принимали участие в боевых походах, закалённые бойцы приобретали статус полноправных представителей воинской общины.

    Хотя физическое развитие спартанца стояло на первом месте, их обучали не только владению оружием и боевым искусствам. На первом этапе детей учили письму и чтению, а на втором ещё музыке и пению.

    Особенно уделялось внимание тому, чтобы дети умели выражать свои мысли очень кратко и лаконично, при этом проводя много времени в полном молчании.

    Этот навык обучает воинов терпению и эффективному взаимодействию в бою.

    Плюсы и минусы спартанского воспитания

    Воспитание детей всегда являлось не простой задачей для родителей. Очень важно соблюсти баланс, не перегнуть палку, ведь такой хрупкой и ранимой может быть детская психика. Даже если родители решили попробовать спартанскую систему воспитания, вводить её нужно постепенно. Не лишним будет также изучить все плюсы и минусы этой методики.

    Среди главных преимуществ системы можно выделить следующие моменты:

    • дети становятся закалёнными и выносливыми, могут терпеть боль и сдерживать слёзы;
    • у воспитанников формируется самостоятельность;
    • постоянные тренировки прививают дисциплину;
    • физические упражнения способствуют укреплению здоровья;
    • испытания, лишения и ограничения учат детей ответственности.

    Преимуществ, конечно, много, но есть и недостатки, которые могут привести к негативным последствиям. Особенно, если родители слишком суровы к ребёнку, отказывают ему во всём и не поощряют его за успехи. Из нежелательных проявлений жёсткой воспитательной методики у детей, в особенности подросткового возраста, может наблюдаться:

    • чрезмерная агрессия;
    • потеря взаимопонимания между поколениями;
    • асоциальное поведение;
    • замкнутость, проблемы в общении со сверстниками;
    • неспособность самостоятельно принимать решения;
    • неосознанные рефлексы в виде заикания или энуреза.

    Другими словами, методика, призванная сделать ребёнка сильным, произведёт обратный эффект, если неправильно её использовать.

    Подросток может стать либо слишком жестоким по отношению к окружающим, в том числе, к родителям, неосознанно желая отомстить за детские обиды, либо произойдёт полное подавление его личности.

    Он будет не способен жить самостоятельно, как полноценный человек, будет нерешительным и безынициативным. Комплексы, приобретённые в детстве, будет не просто искоренить в будущем.

    Спартанская система физического воспитания

    На первом месте в спартанском образовании стояло развитие физического тела. Несмотря на это, элементарной грамотности тоже уделялось внимание, но спартанцы считали более важной задачей научить молодое поколение выживать в любых условиях, стойко переносить лишения, холод, боль. Закалённое в течение долгих лет тело спартанского воина должно было быть хорошо развитым и сильным.

    Всё начиналось с того, что каждый отец приносил на обозрение старейшин своёго новорожденного ребёнка. Совет определял дальнейшую судьбу малыша: быть ему полноправным гражданином и принадлежать к военному сословию, или попасть в число рабов. И те и другие дети до семи лет воспитывались в своих родных семьях, после чего их оттуда забирали.

    Детей поселяли в казармы, где для них наступала особая спартанская система физического и духовного воспитания.

    Здоровье закалялось холодом, так как у ребят не было тёплой одежды, а спали они на тонких соломенных тюфяках, постеленных на пол.

    Смирение формировалось с помощью голода и лишений, а терпение – через превозмогание боли. Не каждому ребёнку было суждено справить с такими испытаниями.

    С каждым этапом взросления физические нагрузки и испытания только ужесточались. Чтобы стимулировать молодёжь к постоянным тренировкам на пределе возможностей, между воспитанниками устраивались публичные турниры и состязания. Победителей громко прославляли. Взрослые не запрещали детям драться и наносить друг другу увечья, они даже подстрекали их на это.

    Ещё будучи подростками или криптиями, как их называли, юноши принимали участие в военных действиях. Этот год с 15 до 16 лет был для них своеобразным посвящением и одним из самых тяжёлых испытаний.

    Молодёжь участвовала в разведывательных операциях, и совершала набеги на вражеские поселения.

    В результате этого они учились выживать в любых условиях, самостоятельно принимать решения и обеспечивать себя пропитанием.

    Прошедшие естественный отбор воспитанники приступали к глубокому осваиванию военного искусства на следующих этапах воспитания. При этом, дальнейшие физические нагрузки становились неотъемлемой частью их жизни. Недаром суровые спартанские воины малым числом могли сокрушать огромные армии.

    Спартанская система физического воспитания предназначалась не только мальчикам, но и девочкам.

    Считалось, что только крепкие телом женщины могли родить здоровое и полноценное потомство.

    Равноправие полов выражалось в том, что девушки могли наравне с юношами изучать военное ремесло, упражняться во владении оружием и ведении боя, некоторые даже принимали участие в боевых походах.

    Особенности спартанского воспитания

    Как и любая другая методика, спартанское воспитание имеет свои особенности. Оно берёт начало с античных времён, когда таким образом народ Спарты воспитывал будущих воинов. В наши дни методика тоже пользуется популярностью, потому что некоторые отцы считают, что только так можно взрастить настоящего мужчину. Главными принципами системы являются:

    • строгая дисциплина;
    • воспитание детей в коллективе;
    • физические нагрузки;
    • закаливание тела;
    • телесные наказания;
    • уважение и беспрекословное подчинение старшим;
    • наставничество;
    • обучение практическим навыкам жизни.

    Одной из самых удивительных для своего времени особенностей спартанского воспитания считается обучение девушек. Представительницы прекрасного пола в этом древнем обществе имели равные права с мужчинами, поэтому воспитанию девушек уделялось не меньшее внимание.

    Однако спартанская женщина не должна была быть подобной мужчине. Чтобы исполнять свои основные задачи – рожать здоровых детей и вдохновлять своего мужчину на подвиги, в женщине ценились такие качества:

    • нравственность;
    • умение вести хозяйство;
    • супружеская верность;

    Благодаря этому, женщины спартанского общества были более свободными, чем в соседних государствах. Они принимали активное участие в общественной жизни, не были обделены в правах, но и не были распущенными. Супружеские отношения между спартанцами носили оттенок романтичности и рыцарства.

    Ещё одна особенность спартанского воспитания заслуживает внимания. Это преемственность поколений, которая выражалась с помощью наставничества. Каждый зрелый воин имел одного или нескольких учеников, которых он обучал в индивидуальном порядке. Им он передавал свои знания и накопленный годами опыт.

    Источник: https://lets-speak.ru/spartanskoe-vospitanie-istoriya-spartanskoj-sistemy-vospitaniya/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector