Воспитание и развитие детей. педагогическая система марии монтессори

Воспитание и развитие детей. Педагогическая система Марии Монтессори

Педагогическая система Марии Монтессори в наше время одна из самых популярных и востребованных методик раннего развития детей.

Данная система помогает развивать у детей одновременно свободу и дисциплинированность.>

История зарождения педагогической системы Марии Монтессори

Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года, она была первой женщиной врачом в Италии.

В 1896 году Мария работала детским врачом в клинике, там она заметила умственно отсталых деток, которые бесцельно бродили по коридорам и не проявляли никакой заинтересованности.

Наблюдая за ними, Мария поняла, что эти дети в свое время не получили стимулов к развитию.

Им необходимо создать специальную развивающую обстановку, в которой у них сможет проявиться интерес к познанию мира.

Тогда Мария решила изучить психологию и педагогику и попыталась придумать собственные методы воспитания и развития детей.

6 января 1907 года в Риме Мария открыла «Дом ребенка», где начала применять свою новую систему по развитию ребенка.

Занятия в этой школе проводились с умственно отсталыми детьми. Методом проб и ошибок Монтессори разработала сенсорные материалы, которые вызывали у детей интерес к знаниям.

Методика, основанная на принципах саморазвития и использования особых упражнений и заданий, позволила умственно отсталым детям успешно обучаться.

Ко времени поступления в школу по уровню своего развития они обгоняли обычных детей

Начиная с 1909 года, педагогическая система Монтессори начала завоевывать мир, в 1913 году она добралась и до России.

В 1914 году детские сады Монтессори стали открываться во многих русских городах.

Однако через 10 лет большевики запретили эти сады. Возрождение интереса к педагогике Монтессори приходится в России на 90-е годы 20 века.

В чем суть педагогики монтессори?

Главная особенность системы Монтессори в том, что ребенок с самого рождения рассматривается как уникальная личность.

Поэтому необходимо создать для него особые условия, специальную среду, в которой он сможет самостоятельно развиваться, и познавать мир.

Если же ребенку понадобится помощь, он обязательно ее получит от взрослых. Однако метод направлен именно на самостоятельность и автономность обучения малыша.

В системе отсутствуют единые требования и программы обучения. Основное внимание уделяется развитию чувств, мелкой моторики и воспитанию самостоятельности.

Каждый малыш занимается исключительно тем, чем хочет, в том порядке, в каком ему удобно.

Ребенку не нужно ни с кем соревноваться, благодаря чему растет его уверенность в себе и знания лучше усваиваются.

Основной принцип педагогической системы Марии Монтессори звучит следующим образом: «Помоги мне сделать это самому!».

То есть взрослые должны создать для малыша оптимальную среду, не навязываясь, научить ею пользоваться и дать возможность заниматься тем, что ему интересно в данный момент.

Действуя таким образом, взрослые помогают детям раскрыть свои природные задатки и найти индивидуальный путь развития.

Одним из важнейших отличий детского мира от мира взрослых является наличие сенситивных периодов, когда дети более восприимчивы к познанию и восприятию мира.

Эти периоды во взрослом возрасте уже не повторяются

В разные сенситивные периоды развиваются определенные участки мозга, следовательно, в это время нужно создать особые условия для ребенка, чтобы они способствовали раскрытию навыков, связанных именно с данным участком.

К примеру, у ребенка от рождения и до 6 лет наблюдаются периоды, когда он легче и естественнее учится определенным вещам:

  • от рождения до 3 лет детки лучше воспринимают порядок и активно взаимодействуют со взрослыми;
  • от 1,5 до 2,5 лет дети учатся восприятию маленьких предметов
  • от года до 4-5 лет наступает период развития движений
  • до 5,5 лет наиболее сильно идет сенсорное развитие;
  • до 6 лет активно развивается речь;
  • социальные навыки возникают и формируются с 2,5 и до 6 лет, в это время дети определяют для себя модель будущего поведения в обществе.

Шесть сенситивных периодов развития детей – это не возрастная периодизация детства, а как бы деление на стадии, когда у детей идет активное формирование поведения, мышления, движения, речи и осознания себя.

Процесс же развития детской личности в целом по Монтессори происходит в 4 этапа:

  • 1. 0—6 лет – первая стадия детства;
  • 2. 6—12 лет – вторая стадия детства;
  • 3. 12—18 лет – юность;
  • 4. 18—24 года – взросление.

Первый этап является важнейшим, потому что именно до 6 лет формируется личность ребенка, в это время ребенок как бы впитывает в себя окружающую среду, делая ее частью собственной личности.

Какие задачи у взрослых в рамках системы Монтессори

Несмотря на то, что система Монтессори направлена на самостоятельное развитие детей и взрослые должны оказывать минимальную помощь, их роль в действительности огромна.

На основе собственного опыта и интуиции взрослые должны подобрать для занятий эффективный дидактический материал и создать развивающую среду.

Необходимо научиться не мешать ребенку осваивать мир, не передавать ему свои шаблоны и взгляды, а помочь собрать, систематизировать и проанализировать свои знания.

Наблюдая за действиями ребенка, педагог или родитель должен определить его склонности и предоставить малышу различные по сложности задания с дидактическим материалом, который он выберет самостоятельно.

Кроме того, необходимо находиться на одном уровне с ребенком, то есть желательно сидеть на полу или на корточках.

Когда ребенок выберет интересующий его дидактический материал, взрослый должен заинтересовать его им, показать, как справиться с заданием.

Однако нельзя навязывать ребенку определенный шаблон поведения, желательно говорить меньше и по делу.

Затем необходимо предоставить малышу возможность играть самостоятельно, чтобы он учился использовать материал новыми способами, а не только, как ему показали. В процессе такой активности ребенок делает для себя великие открытия, творит.

Поэтому очень важно не сбивать его и не делать замечания, когда он ошибется, иначе можно сбить ребенка с толку и он сойдет с нужного направления.

Создание развивающей среды

Важнейшим элементом системы Монтессори является подготовленная среда.

Специальные условия, созданные для развития ребенка, помогают малышу постепенно освобождаться от влияния взрослых.

Поэтому окружение должно соответствовать данным целям.

То есть оборудование в школе или доме ребенка должно быть пропорциональным, соответствовать росту малыша.

Детям необходимо предоставить возможность выбирать место для занятий, самостоятельно двигать предметы, расставлять стульчики и столы по своему усмотрению.

Также рекомендуется использовать хрупкие материалы, чтобы ребенок учился обращаться с ними бережно и ценил.

Дидактические материалы должны находиться в свободном доступе и не высоко, примерно на уровне глаз. Это нужно для того, чтобы призвать малыша к действию.

В специально подготовленной среде все предметы являются учебными пособиям

Существует определенная логика построения развивающей среды по системе Монтессори.

Пространство делится на 5 зон:

  • 1) Зона повседневной жизни. Здесь располагаются материалы, которые учат ребенка следить за собой, то, что нужно каждый день.
  • 2) В зоне сенсорного воспитания находятся материалы для развития органов чувств. Здесь малыш учиться определять размеры, формы, величины и т.д.
  • 3) Математическая зона предназначена для изучения цифр, порядкового счета, состава чисел и других операций с ними.
  • 4) В зоне родного языка ребенок знакомится с буквами, фонетикой, расширяет словарный запас, разбирает состав слов и их написание.
  • 5) Зона Космоса знакомит детей с окружающим миром и местом человека в нем, тут осваиваются основы физики, биологии, химии и т.д.

Назначение дидактических материалов

По методике Монтессори развитие детей происходит во время игры с предметами, дети учатся, играя.

Причем предметами для игры становятся любые вещи, будь то кружка, салфетка, или тазик, крупа, сито.

Конечно же, существуют и специальные дидактические монтессори-материалы, например, Коричневая лестница, Розовая башня или формочки вкладыши.

Мария Монтессори с особой тщательностью разрабатывала пособия для обучения и развития детей в самых разнообразных направлениях.

Все упражнения с материалами имеют две цели:

  • 1. Прямая – способствует развитию ребенка в настоящем. Например, малыш учится самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы.
  • 2. Косвенная – направлена на перспективу. То есть развивается, к примеру, координация движений, ребенок становится более самостоятельным (в том же одевании) и т.п.

Монтессори-материалы изготовлены таким образом, чтобы ребенок мог сам увидеть ошибку и исправить ее, это сделано для минимизации вмешательства взрослого в процесс развития малыша.

Дети, которые занимаются по системе Монтессори, как правило, растут свободными, любознательными, открытыми, стремятся познавать окружающий мир. Они легче адаптируются в обществе и находят свое место.

Однако у системы Монтессори есть и недостатки, главный из которых – пренебрежение творческими способностями малыша.

Согласно педагогике Марии Монтессори творчество мешает умственному развитию ребенка.

Также из-за того, что не существует школ Монтессори, детям прошедшим такой садик бывает сложно приспособиться в обычных классах.

Источник: http://tinymini.ru/poleznie-statii/razvitie-i-uhod-za-rebenkom/pedagogicheskaya-sistema-marii-montessori.html

Методика воспитания Монтессори

Методика воспитания Монтессори

Содержание статьи:

Кто такая Мария Монтессори?

Основательницей известной на весь мир методики воспитания была Мария Монтессори – педагог и первая женщина, освоившая профессию врача в Италии. По работе ей приходилось иметь дело с детьми с ограниченными возможностями и она, желая помочь им, начала проводить педагогическую работу.

Впервые программа обучения, предлагаемая Марией Монтессори, была включена в курс реабилитации детей с ограниченными возможностями в 1900 году в городе Риме. Произошло это в ортофренической школе, куда саму Марию пригласили на должность директора.

Читайте также:  Детям про рождество пресвятой богородицы

В то время обучающая программа Монтессори еще не имела названия, и представляла собой лишь особую развивающую среду в стадии тестирования.

Спустя семь лет, в 1907 году Монтессори открыла собственный «Дом ребенка», но уже для абсолютно здоровых детей, не имеющих отклонений в развитии. Именно там методика, которая известна сегодня как «Монтессори-методика» или «Система воспитания Монтессори», была впервые применена в той самой форме, которая и дошла до наших дней.

Впоследствии метод Марии Монтессори получил широкое распространение: на протяжении своей жизни Мария прочитала множество лекций, издала несколько книг и выпустила большое количество обучающих курсов о своей системе.

Во многих странах появились детские сады, в которых воспитатели использовали и до сих пор используют Монтессори-методику, чуть позже открылись экспериментальные школы, и в настоящее время по всему миру функционирует огромное количество учебных заведений и обучающих групп.

Методика Монтессори: в чем суть?

Воспитание по Монтессори существенно отличается от других развивающих методик. Педагог-Монтессори или родители, решившие использовать эту методику для воспитания своего малыша, должны, согласно системе, выполнять несколько непривычную для них роль.

В обычной системе воспитания подразумевается то, что взрослый какие-то вещи делает за ребенка и порой навязывает занятия, которые ему неинтересны, мотивируя это тем, что это требуется малышу для правильного развития. По мнению же Марии Монтессори, методика должна быть совершенно другой, и главный ее принцип – это воспитание в детях навыков самостоятельности.

Взрослым в методике развития детей Монтессори отводится роль наблюдателя и помощника. Они должны научиться распознавать потребности ребенка в конкретный момент времени и сделать все возможное для того, чтобы малыш проявил как можно больше самостоятельности и довел начатое дело до конца при минимальной помощи с их стороны.

Конечно, это не значит, что воспитатель-Монтессори откажется помочь ребенку, если у него что-то не получится с первого раза, однако сделает это максимально ненавязчиво и лишь тогда, когда малыш попросит его о помощи.

Суть Монтессори-методики можно рассмотреть на простом примере. Ребенок пытается сам завязать себе шнурки, но у него это плохо получается, и они развязываются вновь, но кроха упорствует, хоть пока и безрезультатно.

Обычный педагог или родитель в большинстве случаев просто подойдет к малышу и завяжет ему шнурки, а воспитатель, использующий метод Марии Монтессори, будет стоять в стороне и наблюдать, как малыш пытается сделать это самостоятельно до тех пор, пока он сам не попросит ему помочь.

И лишь тогда, когда от малыша прозвучит конкретная просьба, воспитатель окажет ему помощь. Педагоги-Монтессори никогда не будут нагружать ребенка лишней информацией и заставлять его выполнять неинтересные ему действия.

В обычных детских садиках все дети одновременно занимаются одним и тем же делом: лепкой, рисованием или игрой, а воспитатели при этом строго следят за тем, чтобы никто не отвлекался ни на что другое.

В детских садах и экспериментальных группах, практикующих систему Монтессори, каждый ребенок волен заниматься тем, что ему интересно здесь и сейчас: кто-то рисует, кто-то лепит из пластилина, кто-то рассматривает картинки в книжке, а кто-то нанизывает кольца на пластмассовую пирамидку.

Монтессори-воспитание для разного возраста

Обучение по системе Монтессори подразумевает строгие возрастные рамки, поскольку развитие у детей различных навыков должно происходить именно в определенном возрасте.

В методике Монтессори дошкольному образованию уделяется наиболее пристальное внимание, поэтому система используется большей частью для возраста от 8-9 месяцев до 6 лет, однако существуют и группы позднего развития, в которых занимаются с детьми 6-9 лет.

Стандартные возрастные рамки для групповых занятий по системе следующие: младшая группа – от последних месяцев первого года жизни до трех лет, средняя – от трех до шести, старшая – от шести до девяти.

Мария Монтессори в методике развития детей младшего возраста уделяет особое внимание инстинктивному развитию чувств, с помощью которых малыши впитывают свое окружение, поэтому практически все упражнения в начальных Монтессори-группах нацелены на зрительное и слуховое, тактильное и обонятельное восприятие.

В возрасте от 3 до 6 лет, по мнению автора известной методики, у детей происходит процесс «построения» себя, поэтому в группах такого возраста больше внимания уделяется развитию у малышей самостоятельности и процессу взаимодействия их с различными предметами.

В старших Монтессори-группах, нацеленных на занятия с 6 до 9 лет, основной принцип, по которому работают педагоги – помощь детям в исследовании окружающего их мира.

Что дает методика воспитания Монтессори?

Методика развития детей Монтессори помогает ребенку реализовать свой личностный потенциал и дает ему возможность интеллектуально обучаться в особом темпе, продиктованном его собственными потребностями, а также научиться самостоятельно добиваться поставленных целей. Дети, родители которых отдали предпочтение именно этому методу воспитания, утверждают, что их дети выросли свободными, сильными и самодостаточными.

Источник: http://love-mother.ru/stati/roditelyam/psihologiya-rebenka/metodika-vospitaniya-montessori.html

Особенности методики Монтессори

Особенности методики Монтессори

Методика Монтессори — это педагогическая система, появившаяся в начале двадцатого века благодаря итальянскому педагогу и психологу Марии Монтессори. Основное отличие это методики от классической концепции развития ребенка заключается в недопустимости какого-либо давления на ребенка со стороны взрослых в воспитании и обучении.

Согласно методике Монтессори, каждый ребенок является уникальной личностью, в высочайшей мере наделенной стремлением к познанию, и задача взрослых – только организовывать условия для развития способностей ребенка и в редких случаях подсказывать, сводя вмешательство в учебный процесс к необходимому минимуму.

При этом, каждый ребенок обладает своей собственной скоростью восприятия и обучения, кругом интересов на каждой из стадий своего развития, и давление со стороны взрослых только убьет в нем стремление к самостоятельности и интерес к обучению.
Важной деталью методики Монтессори является дидактический материал.

Его основная особенность заключается в том, что он не только способствует развитию ребенка, но и позволяет ему самому находить допущенные ошибки, что делает ребенка более внимательным и ответственным.

Комнату, в которой согласно методике Монтессори занимаются дети, обычно делать на несколько зон :
«Зона практической жизни» — здесь ребенок развивает навыки, которые пригодятся ему в повседневной жизни – например, одеваться, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, убирать за собой.

«Зона сенсорного развития», в которой ребенок учится использовать чувства для изучения окружающего мира – он учится определять цвета, звуки, запахи, размеры и форму предметов.
Языковая, географическая, математическая, естественнонаучная и т.п.

зоны, которые наполняют наполняются материалами, обеспечивающими умственное и информационное развитие ребенка.

Многие педагоги, придерживающиеся методики Монтессори создают также такие зоны как музыкальная, художественная, танцевальная, иностранных языков и т.д., что способствует более глубокому раскрытию и развитию способностей ребенка. Малыш самостоятельно решает, в какой зоне он будет заниматься в каждый момент времени.

Согласно методике Монтессори, детям дают возможность заниматься с теми предметами и материалами, с которыми им именно в текущий момент интересно работать, давая таким образом ребенку право выбора направления развития.

Согласно методике Монтессори выделяют сензистивные периоды – периоды в развитии ребенка, когда определенные умения и навыки изучаются наиболее легко и естественно.

Как правило, эти периоды находятся в промежутке от рождения и до шести лет – например в этот промежуток времени ребенок учится разговаривать и происходит дальнейшее развитие речи, с третьего по шестой год жизни формируются социальные навыки ребенка и так далее.

Однако такая временная разбивка более чем условна – у каждого ребенка возникновение сензистивных периодов и их динамика очень индивидуальны. Единственным признаком начала определенного периода является возникновение у ребенка интереса в определенному виду деятельности.

Как правило методику Монтессори применяют в различных дошкольных учреждениях для наиболее гармоничного развития способностей ребенка.

Однако ее можно применять и в домашних условиях – для этого необходимо создать у себя дома специальную среду, облегчающую ребенку познание внешнего мира и стимулирующую его развитие.

Пытаясь воссоздать оптимальную среду для развития способностей ребенка следует учитывать, что каждый ребенок стремится все потрогать, лизнуть или понюхать, то есть процесс познания идет не через вербальные абстракции, а непосредственно через органы чувств.

Для самых маленьких детей (до года) очень важно развитие мелкой моторики. Для этого используются небольшие игрушки и различные мелкие предметы, которые малыш может пересыпать, трогать и перебирать.

Например, можно пошить мешочки из различных по цвету и фактуре тканей и наполнить их различными мелкими предметами – например крупами, бобами, семечками и предоставлять ребенку возможность их щупать.

В возрасте от года и до трех лет можно использовать такие упражнения. Предлагается собрать несколько емкостей с крышками (например, банок, флаконов, коробочек и т.д.) и спрятать в одном из них сюрприз, предоставив ребенку самому его обнаружить.

Можно сделать из банки копилку и предложить ребенку пропихивать в прорезь небольшие предметы – монеты, кусочки бумаги, пуговицы. Очень эффективно упражнение по переливанию воды или пересыпанию крупы или песка из одной емкости в другую.

Можно предложить ребенку застегивать и расстегивать пуговицы или молнии на старой одежде. Подобных пособий можно придумать очень много.

Источник: http://vihra.ru/osobennosti_metodiki_montessori/

Развитие детей по системе Монтессори

Развитие детей по системе Монтессори

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

Читайте также:  Театральные игры и упражнения для детей 10-12 лет

№ 11(16) — ноябрь 2016

УДК: 371.481.022

Салаватова О. А.

Педагог-психолог МБОУ «Ивановская средняя школа»

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПО СИСТЕМЕ МОНТЕССОРИ

В работе представлены принципы воспитания по системе знаменитого психолога и итальянского врача Марии Монтессори. А также представлены фазы развития детей, на которых опирается педагог в своей работе.

Ключевые слова: методика Монтессори, фазы развития детей, принципы педагогической системы Монтессори.

«Ребенок — сокровище, в котором заключена вся любовь»

М. Монтессори.

В современной педагогике существует большое количество методов развития детей. Одни из них имеют большой успех, другие — не очень. Но все они направлены на то, чтобы развивать способности детей. Многие годы внимание педагогов привлекала знаменитая во многих страна мира методика Монтессори.

Эту систему разработала итальянский врач и психолог Мария Монтессори более 100 лет назад, после чего она стала популярной и распространилась во многих странах Европы и в Америке.

Метод развития детей по системе Монтессори уникален, так как основан на вовлечение детей в увлекательную и интересную для них деятельность. Эта методика содержит тщательно разработанные дидактические материалы.

Развитие ребенка — это было основное кредо Марии Монтессори. Она была убеждена в том, что дети имеют большой потенциал и безграничные возможности, которые необходимо развивать для того, чтобы в будущем иметь грамотное и образованное поколение.

В своих работах педагог основывалась на определенных фазах развития детей. Первую фазу Монтессори характеризует как духовный эмбрион (от 0 до 3 лет), который называется «впитывающее сознание». В этот период ребенок являет «впитывающей губкой» эмоционального переживания своих родителей на окружающую ситуацию.

Вторая фаза развития (от 3 до 6 лет) называется «строитель самого себя». М. Монтессори выделяет данный возрастной период для максимального развития двигательной системы, речи, сенсорики, а также социальных функций. Благоприятный семейный климат, а также регулярные упражнения по развитию органов чувств содействуют высокой способности познать окружающий мир.

Возрастной период от 6 до 9 лет Монтессори определила как познание окружающего мира. В этом возрасте развивающая зона ребенка в совокупности с наглядными и подсобными материалами является оптимальным условием для исследования социума, природных явлений и т.д.

С 9 до 12 лет педагог Мария Монтессори обозначила как возраст ученого. В этот период познавательная активность проходит в естественной и свободной форме.

Последняя фаза развития ребенка, которую отметила Мария Монтессори — это возрастной период с 12 до 18 лет. Внимание ребенка направлено на социальное окружение, общество и свое место в нем. И, стоит отметить, что с 15 до 18 лет — наиболее благоприятный период для старта карьерного роста.

Таким образом, можно сказать, образование и развитие — это естественный процесс, который дает возможность ребенку делать все самостоятельно, а взрослый должен только помогать в организации развивающих процессов.

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

№ 11(16) — ноябрь 2016

Одной из важных задач взрослого является создание порядка в том, что используется для развития ребенка. Необходимо избегать хаоса в тех вещах, которые окружают ребенка, а особенно, если они сопутствуют его развитие. Это поможет дальнейшему развитию аккуратности и порядку не только во внешнем окружении, но и внутри себя.

Еще один аспект, который должен сопровождать развитие ребенка — это требования. Они должны быть четкими, неизменными, обоснованными и конкретными. Но самое главное — соблюдаться самим взрослым.

Исходя из вышесказанного, мы можем перейти к принципам педагогической системы Монтессори.

Первым, и наиболее важным, является значение среды в воспитании. Именно благоприятная, искренняя и взаимопонимающая среда помогает более глубокому развитию ребенка.

Следующим принципом является дисциплина и свобода. Ребенку необходимо дать свободу в развитии, другими словами — дисциплина в свободе. Ребенок сам должен понимать и научиться прослеживать грань в коллективном общении, а именно подавление в себе возникновения грубых и оскорбительных поступков.

Следующий принцип, который определяет Мария Монтессори — самостоятельность. Многие родители, воспитатели, педагоги привыкли к тому, что проще самому сделать за ребенка умственную работу или, ставя перед ребенком задачу, не давая времени на осмысление, начинают активно «засыпать» открытыми подсказками.

Ребенок должен вырабатывать самостоятельность в решении поставленных перед ним задач. В развитии ребенка преобладает самообучение по той «программе», которую заложила природа. Ребенок отличается от взрослого тем, что приобретает знания благодаря психической жизни. Его впечатления формирует сознание, а его окружение создает «умственную плоть».

Мария Монтессори охарактеризовала это, как «абсорбирующий разум».

Четвертый принцип по методике педагога Монтессори — награда и наказание. Награда для ребенка — это преодоление и получение удовлетворения от достигнутой цели. А наказание — это условная изоляция. К примеру «стул наказаний», ребенка не ругали, а оставили в условной изоляции и при этом ребенок чувствует теплоту и заботу взрослого.

И последний принцип — разновозрастность. В разные возрастные периоды у детей протекает определенная активная и мозговая деятельность. Если дети в эти периоды достигают предела освоения знаний, умений и навыков, то последующие периоды они будут осваивать гораздо быстрее, а также в разных формах и направлениях.

Сущность принципа заключается в том, что старшие дети помогают младшим в освоении знаний, умений и навыков. В этом принципе прослеживается и интерес, и сотрудничество разновозрастных детей, а также дисциплина и порядок.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что методика Марии Монтессори основана на том, чтобы помочь ребенку в самостоятельном познании окружающего мира, и делает его дисциплинированным и активным. Положительная психоэмоциональная среда позволит большому и глубокому приобретению знаний в разных направлениях.

Литература

1. Дичковская И. Н., Пониманская Т. И. Воспитание для жизни: Образоват. система М. Монтессори: ГХрестоматия1 / И. Н. Дичковская, Т. И. Пониманская; Под ред. К. Е. Сумнительного; Моск. центр Монтессори. — 116 с.

2. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. — Москва: Издат. дом «Карапуз», 2000. — 272 с, ил. — (Педагогика детства) Научный редактор С. В. Лыков- Москва. 2000

3. Сумнительный К. Е. Педагогическая система М. Монтессори// Мама и малыш. — 2004. — №9. — С. 7-30

4. Педагогика М. Монтессори: Курс лекций. — Ч. 1-2. — М., 1992-93.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-detey-po-sisteme-montessori

Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей

Антропологический принцип Педагогика Монтессори идет «от ребенка», в центре ее находится ребенок, образование которого строится с позиций антропологии и психологии. Предельно серьезно в этой педагогической системе отношение к свободе и достоинству человека уже в детском возрасте.

Одно из основных требований к процессу воспитания — » уважение, с которым мы должны относиться к духовной свободе ребенка».

Для Монтессори духовное развитие человека теснейшим образом было связано с его психическим и физическим развитием, она постоянно подчеркивала важнейшую роль развития восприятия и органов чувств, двигательной сферы для развития интеллекта, мыслительных способностей, общего развития в целом.

Принцип условий свободы развития ребенка

Под изменением структуры воспитания Монтессори подразумевала создание «условий свободы» в процессе воспитания. Именно поэтому свободный выбор деятельности и средств для нее коренным образом отличал организацию учебного процесса в Монтессори-группах от традиционной классно-урочной системы и групповых занятий в обычном детском саду. Воспитание свободной, самостоятельной, самоуправляемой и ответственной личности является главной целью. Отсюда девиз образования по Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». «Я сам!» — для педагога это желание ребенка обязательно для исполнения. Монтессори полагала, что стремление маленького ребенка к самостоятельности, независимости должно уважаться взрослыми, подкрепляться и поддерживаться в процессе воспитания, для того чтобы вырос самостоятельный и ответственный человек. Поверхностный взгляд на педагогику Монтессори может привести к ложному представлению о том, что детям предоставлена неограниченная свобода, определяемая их капризами и сиюминутными желаниями, дети «делают, что хотят». На деле это не так. В педагогике Монтессори свобода обретает свои границы, во-первых, в потребностях других детей и коллектива («Можно все, что не мешает остальным», «Каждую вещь или предмет нужно вернуть на место») и, во-вторых, в необходимости дела («Нельзя ничего не делать», «Начатое дело нужно обязательно довести до конца»). Только так можно научиться быть «мастером самого себя», считала Монтессори. В ее системе свобода означает: свободу передвижения ребенка в дидактически подготовленной окружающей среде, свободу выбора места для деятельности, свободу выбора предметов и дидактического материала для удовлетворения познавательных интересов, свободу в определении продолжительности своей деятельности, свободу выбора уровня образования, свободу коммуникации и объединения в работе с другими детьми. В условиях свободной деятельности ребенок учится оценивать свои возможности и принимать решения в связи с выбором материала, места, партнеров и пр., осознает свою ответственность за принятое решение, переживает радость от процесса и результата деятельности, происходящей по внутреннему, а не по внешнему побуждению.

Принцип концентрации внимания

Свободная и самостоятельная деятельность не возможна без умения сосредоточенно работать продолжительное время; доводить начатое дело до конца; внимательно наблюдать за действиями педагога, когда он показывает, как работать с материалом; слушать его пояснения, если они необходимы; заниматься самостоятельно и контролировать свои ошибки; не мешать другим. Монтессори называла это «поляризацией внимания». Этот феномен она открыла в работе с детьми раннего возраста. Монтессори пришла к выводу о том, что большая степень концентрации внимания порождает активность рук под руководством ума. Детское «экспериментирование» есть следствие активного исследовательского обращения с самостоятельно выбранным предметом, который, в свою очередь, активизирует внимание, мыслительную деятельность ребенка и способствует их продолжительному и эффективному объединению — поляризации. Благодаря внутренней концентрации на предмете становится возможным процесс умственного саморазвития ребенка. Помимо этого воспитываются выносливость, усидчивость и терпение, необходимые для интеллектуальной деятельности. Монтессори заметила также, что концентрация внимания внутреннему побуждению не утомительна для ребенка, как птг нудительное побуждение к концентрации внимания извне, со ст роны педагога. «Чем дальше развивается способность внутренней концентра ции, тем чаще происходит это спокойное погружение в работу» тем четче становится новый феномен: дисциплина детей», — писа ла М. Монтессори. В дисциплине проявляется улучшение способ ности детей уметь поступать по своему усмотрению. Внутренняя дисциплина становится «обратной стороной свободы».

Читайте также:  Сценарий игровой программы для младших школьников «волшебный сундучок»

Принцип специально подготовленной обучающей среды

При создании окружающей обучающей среды обязательно учитываются физические возможности ребенка. На легко доступных полках предлагается множество дидактического материала тщательно продуманного и обладающего уникальной возможностью всесторонне развивать обучающегося.

Свойства и качества Монтессори-материала максимально способствуют поляризации внимания в процессе упражнений. Происходит осмысленное проникновение в суть добровольно выбранной деятельности.

Монтессори-материал представляет собой конкретное, предметное воплощение обобщенного знания, некоторый «элемент» человеческого бытия, максимально деперсонифицированный, лишенный субъективности и несущественных деталей, обобщающий знание многих и многих поколений людей о способах овладения им (по выражению Монтессори — «материализованные абстракции»).

В педагогике Монтессори уделяется особое внимание активизации процесса синтеза новых для ребенка сложных действий из уже известных элементов, преподнесенных ему в упражнениях с дидактическим материалом.

Монтессори поэтому не учит письму -письмом, чтению — чтением, рисованию — рисованием, а предоставляет ребенку возможность самостоятельно «сложить из элементов» эти сложные действия, причем каждому в свое время, в соответствии с наступлением у него соответствующего сензитив-ного периода.

Косвенная подготовка ребенка к письму и чтении: начинается уже в три года, и дидактический материал служит прежде всего тому, чтобы «сообщать умственный порядок» в о ответствии с развитием ребенка. Материал Монтессори является существенной помощью в «абсорбировании» ребенком окружающей среды.

Педагог создает и поддерживает связь между ребенком и развивающей предметно-пространственной средой. Он внимательно наблюдает за детьми, ни в коем случае не навязывая им свою помощь, но в случае необходимости помогает ровно столько, сколько помощи просит ребенок.

Если помощь не требуется, педагог не вмешивается в процесс деятельности ребенка, позволяя ему совершать ошибки и самостоятельно находить их, так как функция контроля заложена в самом дидактическом материале. Для ребенка Монтессори-материалы — это «ключ к миру», благодаря которому он приводит в порядок свои хаотичные представления о нем, структурирует их. По словам Монтессори, «материал… должен быть помощником и руководителем внутренней работы ребенка, иными словами, ребенок не изолирован от мира, ему дается «орудие», с помощью которого можно обладать всем миром и его культурой».

Принцип сензитивности

Дидактический материал Монтессори по своей структуре и предметной логике соответствует сензитивным периодам развития ребенка.

Монтессори выделила, например, шесть основных сензитивных периодов в развитии детей до шести лет: сензитивный период развития речи, сенсорного развития, восприятия и установления порядка («сензитивный период аккуратности»), освоения мелких предметов, освоения движений и действий, развития социальных навыков.

Монтессори полагала, что в раннем детстве ребенок способен интуитивно получать в своем окружении целостные представления. При этом он неосознанно выбирает только то, что необходимо для формирования его личности в данный момент, в переживаемом им сензитивном периоде.

Принцип ограничения и порядка

Нарушение порядка и восстановление его — сильнейший мотив детских действий, считала Монтессори, так как ребенку нравится видеть предметы своего окружения на одном и том же месте, он старается восстановить этот порядок, если его нарушил.

Она оценивает детскую восприимчивость к порядку как важнейшую и таинственную сензитивную фазу в развитии ребенка (в возрасте 2-3 лет). Требование порядка взрослыми от ребенка, установление ими собственных стерильных форм порядка Монтессори считала недопустимыми.

В установлении и поддержании порядка необходимо идти от естественной детской потребности в нем. Кроме порядка важнейшим организационным принципом в подготовленной дидактической среде является ограничение.

Так, каждый материал, пособие, вид работы должны быть представлены в единственном экземпляре, чтобы не уменьшать интенсивность восприятия ребенка, окруженного слишком большим количе вом материалов.

Единственность каждого компонента дидактического мате риала предназначена также для формирования навыков бесконфликтного социального поведения детей, когда проблемная си туация, в которой несколько детей желает работать с одним и тем же материалом, разрешается совместными поисками цивилизованного решения: ребенок учится уступать, ждать, договариваться, сотрудничать.

Принцип особого места педагога в системе образования

Одним из основных отличий педагогики Монтессори является смещение центра активности в учебном процессе с педагога на ребенка. Ребенок не является слушателем, пассивно воспринимающим объяснения учителя, а напротив, в ходе самостоятельной «экспериментальной» деятельности обучается в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями.

На первый взгляд представляется, что роль учителя в учебном процессе принижается. На самом деле, вопреки бытующим в отечественной педагогике представлениям, «помощь, которую должна оказать учительница, состоит в том, чтобы представить ребенку материал, чтобы показать, как его используют, как с ним работают».

Педагог всегда показывает ребенку рациональный способ работы с материалом, дает образец действий, направленных на раскрытие свойств и отношений, «заключенных» в материале. Процесс воспитания и обучения Монтессори понимала как помощь психическому развитию ребенка с самого рождения, а позднее как помощь в жизни. Понятие помощь здесь выступает ключевым.

Именно это во многом определяет роль позиции педагога по отношению к ребенку. Педагог всегда доброжелательно и ненавязчиво руководит ребенком, становясь посредником между ним и подготовленной дидактической средой.

Именно поэтому педагог постоянно находится рядом с ребенком, не мешая ему, внимательно наблюдая, обгоняя его в случае необходимости на шаг и предоставляя свою помощь и руководство или же отступая на шаг назад и давая ребенку возможность полностью насладиться самостоятельной деятельностью.

Важный эффект такой организации обучения состоит в том, что в отличие от обычного занятия или урока педагог имеет большие временные возможности в оказании помощи детям, нуждающимся в ней, не задерживая при этом в продвижении более быстрых и способных ребят.

Каждый ребенок, таким образом, идет своим «образовательным маршрутом», со своей комфортной для него скоростью, получая незамедлительно и оперативно необходимую для себя помощь. Это позволяет в максимальной степени не на словах, а на деле соблюдать принцип индивидуального и дифференцированного подхода к обучению. Из этого вытекает значимый в педагогике Монтессори принцип индивидуализации обучения.

Еще одним важным принципом педагогики М. Монтессори является принцип социального воспитания и интеграции. Индивидуальная работа и индивидуальный интерес становятся возможными благодаря учебным средствам, предназначенным для индивидуальной работы в группе, которая по возрасту и опыту является гетерогенной (разновозрастной и разной по опыту и уровню развития).

Монтессори считала, что объединение детей по возрастному признаку неестественно и недостаточно продуктивно для совместной деятельности. В ее детских садах и школах формируемые группы включают детей с разницей в возрасте в три года (например, группа детей 3, 4 и 5-го годов жизни). Смешанные возрастные группы способствуют развитию ролевой дистанции, что благотворно сказывается на нравственном развитии детей. Среди детей развивается естественная система взаимопомощи: младшие могут попросить помощи у старших детей (тем самым не всегда в затруднительной для ребенка ситуации требуется помощь педагога). Они подражают деятельности старших и перенимают у них образцы поведения. Старшие дети, показывая работу с материалом младшим или отвечая на их вопросы, сами лучше усваивают суть дела, приучаются оказывать помощь, заботиться о других. В подобных группах, как и в многодетной семье, естественнее формируются и развиваются социальные навыки; работа с материалами более старших детей становится мощным источником интереса и мотивации такой работы для младших. Учитель в этом случае освобождается от дополнительных усилий, направленных на возбуждение интереса к материалу, на активизацию детей к деятельности. В психологическом плане важно то обстоятельство, что в разновозрастной группе нет оснований для сравнения детей друг с другом, что регулярно происходит в обычной школе, когда вроде бы одинаковые дети за усвоение одного и того же материала получают разные оценки. Отсутствует поэтому повод для формирования и развития комплекса неполноценности («У меня не получается, потому что я еще маленький, вырасту — научусь»). Оценивание ребенка осуществляется исключительно в личностном, а не нормативном плане (т.е. не по сравнению друг с другом и со школьной программой, а по сравнению с собственными предыдущими достижениями), что сообразуется с требованиями гуманной педагогики.

Источник: http://www.eti-deti.ru/pedag/309.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector