Воспитание самостоятельности у ребенка. воспитание общительности у ребенка

Воспитание самостоятельности у ребенка. Воспитание общительности у ребенка

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение №43

«Детский сад комбинированного вида»

Воспитание самостоятельности и общительности у детей двух летнего возраста.

Воспитатель :Филонова О.В.

г.Кемерово  2017г.

Воспитание самостоятельности и общительности у детей двухлетнего возраста

В период раннего детства многие умения важны для всей дальнейшей жизни: овладение речью, различными действиями(одевание, умывание, раскладка игрушек, кормление и т.д.) то есть впечатление раннего детства дают отпечаток на дальнейшее воспитание и развитие человека.

Ранее стремление к самостоятельности (я умею это делать, я сам уложу кубики, я хочу искупать куклу) создает благоприятные условия для воспитания положительных навыков. И мы постепенно начинаем учить детей: от самого простого к более сложному.

Например, умение самостоятельно раздевать:
вначале ребенок овладевает приспособительными движениями(Саша нагнет голову -мы снимем рубашку, Марина протянет ручку- мы оденем варежку);затем он сам начинает снимать расстегнутые взрослыми части одежды и с небольшой помощью развязывать шнурки, расстегивать пуговицы, затем соблюдать строгий порядок в одевании, соблюдать опрятность в одежде(Дима, заправь рубашку в шорты, как у Жени, или Таня подтяни гольфы).

Часто пример взрослых играет решающую роль в жизни ребенка. Я часто наблюдала это, приучая детей убирать за собой игрушки: обычно я начинала эту работу и дети помогали мне, причем проявляли при этом большую активность. Ольга Васильевна я уложила куклу в постельку, а я поставил машину в гараж, я сложил мячи и т.д.

Приучая детей к процессу умывания, мы начинаем с самого простого: завертывать рукава ,открывать кран, складывать  руки лодочкой, набирая воду и умывать лицо, приговаривая: «Водичка, водичка умой мое личико»; потом стали учить обращаться с мылом, полотенцем, одновременно приучая ребенка к индивидуальному пользованию вещами :в какой шкафчик повесит Артем свое полотенце? -правильно туда, где нарисовано яблоко.

В процессе самостоятельной деятельности совершенствуются навыки, полученные ребенком на занятиях, закладываются качества общительности.

Ребенок одевает куклу- при этом необходимо, чтобы все вещи были использованы и мы стараемся вовлечь в игру других детей; «Лера посмотри, что забыла одеть Катя на куклу? Да правильно носочки, а правильно ли одеты варежки, сапожки?».

Со временем действия с куклой усложняются: дети самостоятельно используют жизненные явления -они кормят ее, одевают, лечат, укладывают спать, причем детки повторяют и подражают воспитательскому персоналу: «А мы с Катенькой сами все умеем и носочки снять и платьице на стульчик положить».
Постепенно эти игровые элементы дети переносят на общение друг с другом -непременно подражая взрослым. Конечно же необходимо следить за самостоятельностью детей, направлять и поправлять ее.

Малыш отобрал игрушку у девочки -необходимо правильное вмешательство : «Как не хорошо поступил Егор- обидел Аню, но ты ведь не будешь больше? Давай поищем еще такой же мячик и будем играть».

Ребенку интересно все, что связано с другими детьми- сейчас в нашей группе, дети играют по 3-4 человека, обмениваются игрушками и мы стараемся привить детям терпение, умение немного подождать: «Сейчас с этой машиной поиграет Вова, а потом Женя».

В этот период важно общение детей со взрослыми, часто мы подходим к детям во время игры, делаем замечание, стараемся чтобы дети обращали внимание на окружающую обстановку.

Таким образом для формирования самостоятельности и общительности детей важно соблюдать планомерность и принцип нарастающей трудности. Это требует воли, напряжения, но вместе с этим воспитывают у детей настойчивость, умение самому найти себе занятие, справиться с ним и помочь другим.

Источник: http://1.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/fevral/no-2126-konsultaciya-dlya-pedagogov-vospitanie-samostoyatelnosti-i-obshchitelnosti-u-detey-dvuhletnego-vozrasta/

Консультация на тему: Как воспитывать у ребенка самостоятельность?

Как воспитывать у ребенка самостоятельность?

У нас долгое время бытовало мнение, что ребенок еще не личность. В нем отмечалось лишь то, что отличало его от взрослого. Получалось, что маленький ребенок — это существо неполноценное, которое не может самостоятельно мыслить, действовать, иметь желания, не совпадающие с желаниями взрослых.

НА ЧТО ПОХОЖА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ?

Чем  старше становился ребенок, тем меньше в нем находили «несовершенств», но сути дела это не меняло.

И только в последнее время у нас утвердился «позитивистский» подход к развитию ребенка; за ним наконец-то признали право быть личностью. А самостоятельность — верная спутница личностного развития.

Что же такое самостоятельность? Казалось бы,  ответ лежит  ну поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем.

Наиболее типичные ответы: «это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих»; «способность рассчитывать только на свои силы»; «независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество»; «умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще», «умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому». Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека и, по большому счету, зрелость его личности. Но как применить эти оценки к малышу, скажем, 2-3 лет? Практически ни одна из них не может быть использована без существенных оговорок. Значит ли это, что правы были те психологи, которые утверждали, что полная самостоятельность малышам недоступна и посему о личности ребенка говорить преждевременно? И да, и нет. Самостоятельность ребенка, конечно, относительна, но она зарождается в раннем детстве. Распознать ее у ребенка очень сложно: мы оперируем критериями «зрелой» самостоятельности, а у него она выражена неявно. Угадать ее проявления, помочь первым росткам окрепнуть и развиться – непростая задача. Как переоценка, так и недооценка зарождающейся детской самостоятельности весьма небезразличны для развивающейся личности ребенка и чреваты одним и тем же результатом — беспомощностью наших детей перед лицом жизненных проблем, а то и грубыми задержками в развитии. Чем же руководствоваться в оценке самостоятельности у малышей? Как распознать ее возрастные проявления?

Правило 1  Нельзя оценивать по одним и тем же меркам самостоятельность людей разного возраста, разного уровня умственного и психического развития, разного социокультурного слоя.

 Можно ли, например, сравнить уровень самостоятельности ученого-этнографа и аборигена Австралии, жизнь которого он изучает? Каждый из них, безусловно, самостоятелен и самодостаточен в обеспечении собственной жизнедеятельности, но только в тех условиях,  

в которых они родились и выросли. Если поменять их местами хотя бы на пару дней, беспомощными окажутся оба. Абсолютной, единой для всех  самостоятельности нет.

Это понятие относительное — не только при сопоставлении  групп людей, резко отличающихся между собой по каким-то признакам (этнографическим, возрастным или образовательным), но и при сравнении «однородных» групп.

Понаблюдайте за 3-летними малышами в детском саду: собираясь на прогулку, кто-то из них старательно натягивает ботиночки, не без успеха сражается с неподдающимися застежками, а кто-то терпеливо ждет, когда освободится нянечка и поможет им одеться.

Но если  понаблюдать за теми, же малышами на занятиях по развитию речи или рисованию, то можно заметить, что дети, четко разделившиеся на «самостоятельных» и «несамостоятельных», могут поменяться местами.

Как же определить, кто из них самостоятелен на самом деле? В чем она должна проявиться, чтобы можно было с уверенностью сказать: «Ну, вот теперь-то наш ребенок уж точно стал самостоятельным!» Ответить на этот вопрос и легко, и сложно одновременно. С одной стороны, за многовековую практику воспитания детей были выработаны определенные нормы.

Опираясь на возможности ребенка того или иного возраста, мы знаем, когда нужно его приучать есть самостоятельно, требовать от него опрятности или ответственности за порученное дело.

С другой  стороны, ученые определили ряд видов деятельности, максимально обеспечивающих психическое развитие детей на том или ином этапе детства, — овладение ими в полном объеме и позволяет ребенку стать самостоятельным «по возрасту».

        Так, от рождения до года общение с близкими взрослыми и есть ведущая деятельность ребенка; от 1 года до 3 лет  действия с предметами, от 3 до 7 лет — игра, от 7 до 14 лет — учение, от 14 до 18 лет — снова общение,  но уже со сверстниками, а от 18 лет и выше — профессиональное самоопределение, труд.

Помните: каждый ребенок уникальная личность, развивающаяся индивидуально, хотя и по общим возрастным  закономерностям. Темперамент, его врожденные способности, сфера интересов, даже семейная практика поощрения и наказания — все существенно влияет на темпы становления детской самостоятельности. Поэтому не очень увлекайтесь возрастными нормами, а сравнивайте самостоятельность вашего малыша с тем, что было неделю, месяц или год назад. Если репертуар самостоятельных действий у него растет, значит, он развивается нормально, пусть даже он не вполне справляется с тем, в чем его сверстники более удачливы.

Правило 2 Самостоятельность — понятие субъективное, в  чем-то расплывчатое, и она  может быть разной при оценке одного и того  же действия. Если 3-летний малыш вознамерился самостоятельно завязать шнурки на своих ботинках и преуспел в этом, мы, безусловно, восхитимся его умелостью… Но нам и  в голову не придет восхищаться

самостоятельностью сына-подростка только за то, что он шнурует ботинки. Другое дело, если он подготовит научный доклад или возьмет на себя часть родительских забот по хозяйству.

Иначе говоря, самостоятельность — не столько умение исполнять какое-то действие без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Как только новое действие становится  доступным, отношение к нему меняется как у самого ребенка, так и у взрослых.

Если случайно лишить малыша возможности самостоятельно сделать то, что он умеет, он немедленно запротестует.

Ребенок, с которого мама по забывчивости сняла верхнюю одежду после прогулки, на моих глазах, ни слова не говоря, рухнул на пол и лежал  до тех пор, пока мама не догадалась, что лишила его «законного» права раздеться самому. Заново одетый ребенок разделся сам и с чувством глубокого удовлетворения отправился к игрушкам.

Читайте также:  День победы 9 мая для детей

Однако  активно демонстрируемая самостоятельность не вечна: освоенное действие становится рутинным, привычным и не вызывает былых восторгов окружающих. Ребенок теряет к нему интерес и  начинает искать новое дело, успех в  котором вернул бы  этот восторг.

Тот же ребенок в 6 лет совсем не возражал, чтобы его одевали и раздевали — никаких скандалов он больше не закатывал. Поэтому так трудно определить, в каком возрасте ребенок становится полностью самостоятельным. По большому счету — этого не происходит никогда.

Самостоятельность как бы перетекает из одной сферы активности в другую и локализуется где-то между уже освоенным и еще только осваиваемым — здесь она и фиксируется сознанием малыша  как особое качество, возвышающее его в  собственных глазах и вызывающее уважение окружающих.

К ребенку это впервые приходит в 2-3 года, которые и есть точка отсчета в формировании самостоятельности.

Правило 3 Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. Поэтому она не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое.

Трудно назвать самостоятельными однообразные, хаотические или бесцельные действия детей с психическими проблемами, хотя они и кажутся таковыми, хотя такие малыши играют в одиночку, не донимают взрослых и не интересуются тем, какое впечатление производят на окружающих.

Детям от 2-х до 3-х лет свойственна некоторая «асоциальность», но она связана с отсутствием жизненного опыта и знаний «нормативности» действий. Маленькие шкоды, они-то и берутся за такие действия только для того, чтобы обрадовать маму новыми успехами.

Не удивляйтесь, если обнаружите припасенную к приходу гостей красную рыбу в кошачьей миске: пока вы говорили по телефону, малыш решил покормить кошку. Не ругайте его. Лучше восхититесь его самостоятельностью и покажите, чем ни может покормить кошку в следующий раз.

Со временем ребенок усвоит главное — самостоятельность должна завершаться таким результатом,

который устроит всех. Этот «всеобщий результат» или «всеобщий эффект» — непременное условие становления подлинной самостоятельности.

Возникает же она чаще всего в интервале от 2-х до 3,5 лет, когда складываются три ее составные части.

Они проявляются постепенно и преимущественно в сфере предметной активности ребенка – это последовательное овладение тремя уровнями целостной предметной деятельности.

ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ?

До определенного момента все действия детей примитивны: мячик катают, веником машут, в коробку что-нибудь кладут. Эти подражательные операции называют действиями «в логике предмета».

Ребенок не особенно задумывается, зачем он машет веником, — он просто воспроизводит знакомое действие, не догадываясь, что в нем есть особый смысл: после его завершения должен быть определенный результат — чистый пол.

Вот когда ребенок поставит своею целью сделать чисто в квартире и ради этого возьмется за веник, тогда можно считать, что он  сделал первый шаг к самостоятельности,  действовал «в логике цели».

Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, надо помочь. А родители, к сожалению, неохотно поддерживают «приступы» детской самостоятельности: они и обременительны, и небезопасны.

Но и резко пресечь или часто переключать внимание ребенка на более разумные, по мнению взрослых, деяния тоже нельзя: это затормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности и отбросит малыша назад, к примитивной имитации. Только в крайнем случае, если уж он удумал нечто из ряда вон выходящее, можно прибегнуть к этому — в остальном инициативу надо поддерживать.

Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности — целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным.

Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости — даже обратиться за помощью.

Очень важно вовремя помочь ребенку – это необходимое условие развития его самостоятельности. Малыш откажется от помощи как только почувствует, что может справиться сам. Овладев вторым компонентом самостоятельности — целенаправленным осуществлением своих намерений, ребенок все равно остается зависимым от взрослого, точнее от его способности соотносить результат с «нормой».

Малыш в принципе овладевает этим раньше и  часто использует его в игре, но в том типе деятельности, которую он осваивает на третьем году жизни, есть принципиальное новшество – «всеобщий эффект», о котором мы говорили выше. Ребенок не обладает достаточным опытом, чтобы самостоятельно определить, достигнут ли устраивающий всех результат.

Носитель этого знания — взрослый, поэтому каждое

 самостоятельно задуманное и осуществленное действие ребенка он обязательно должен оценить, а это — целое искусство. С появлением первых ростков самостоятельности ребенок становится очень чувствительным к своим правам на ее проявление — столь же остро он реагирует и на оценку своих действий.

Стоит грубо, резко или невнятно отозваться о его «взрослых» инициативах, и они могут исчезнуть навсегда вместе с вашими надеждами на самостоятельность ребенка. Поэтому, какой бы причудливой ни была его задумка, сначала похвалите, эмоционально поддержите ее, а уже потом тактично объясните, почему не получилось.

Малыш так старался полить все цветы в доме, что не прошел мимо сирени на обоях. Жаль, конечно, испорченных обоев и разбухшего паркета, но удержитесь от брани и объясните ему, что бумажные цветы не поливают. Выслушивая ваши доводы, он со временем усвоит все понятия «нормативного», «общепринятого».

 В  3,5 года ребенок, уже практически безошибочно понимает,  что сделал хорошо, а что  плохо, чего надо стыдиться, а чего — не надо, и без нашей оценки. Такого рода способность – функция самоконтроля – завершающий этап формирования самостоятельности в предметной деятельности.

Овладев способностью самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать ее, малыш становится уже в какой-то степени независимым от взрослого. Но это лишь  первый  и  весьма скромный шажок на пути к зрелой самостоятельности.

Изменится возрастная ведущая деятельность, и он снова будет проходить все этапы освоения самостоятельности. Парадокс, но она не переносится автоматически из одного типа деятельности в другой.

Если ваш малыш в 3 года успешно овладел самостоятельными предметными действиями, это еще не значит, что он будет успешно учиться в школе, если только не предпримет специальных усилий для этого. «Пробелы» в самостоятельности ребенка на любом из предыдущих этапов ее развития чреваты «цепной реакцией» — минусами в последующем.

Часто самостоятельность ребенка застревает на дошкольном уровне. Его постоянно нужно контролировать в учебе, насильно усаживать за уроки и стимулировать интерес к ним. Правда, это не так сильно сказывается на общем его психическом статусе, как, скажем, умственное или речевое развитие.

Тем не менее нарушения неизбежны: отсутствие произвольности, усидчивости, ответственности за  порученное дело — все это прямое следствие личностных деформаций при становлении самостоятельности.

КАК ВЫГЛЯДИТ НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Основные  ошибки взрослых в воспитании детской самостоятельности в раннем  возрасте это две прямо  противоположные тактики: гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.

В первом случае у него развивается инфантилизм, во втором — синдром беспомощности. Инфантилизм возникает в ответ на активное подавление взрослым инициатив ребенка.

Причины разные: страх за него, желание уберечь от неминуемого поражения или презрительное отношение к его «глупым» затеям. Итог один — отмирание инициативности как

первого звена в формировании самостоятельности. Естественно, не проявятся и все последующие ее компоненты.

Конечно, предметная самостоятельность не отмирает полностью – просто переносится ребенком в другую сферу активности (например, в общение с взрослым) и начинает проявлять себя в неспецифической форме: ребенок «мается», не знает, чем себя занять — то, что он хочет делать, ему не позволяют, а то, что разрешают, ему не нравится.

Тогда он переносит свои проблемы на маму: капризничает, нарушает запреты, выводит ее из себя — короче, реализует свою потребность в независимости другим способом. Если позволить этим чертам закрепиться, к школе получится вполне сложившийся невротик, который без мамы не может учиться и общаться с ровесниками.

Синдром беспомощности — это еще более глубокая задержка в развитии самостоятельности. У малышей нет даже того нет того компонента самостоятельности, который  все-таки присутствует у инфантильных детей — инициативы предметных действий. Этим детям все равно, чем играть, они могут долго заниматься одним и тем же делом, они редко меняют игровые предметы и абсолютно нелюбопытны.

Недостаточное по объему и качеству общение с взрослыми, разлука с близкими угнетает развитие многих функций ребенка, в том числе и самостоятельности, хотя, казалось бы, для детей созданы все условия.

В сочетании с другими средствами воспитания они не могут нанести вреда психике ребенка, но оставаясь единственной формой активности, способны привести к необратимым последствиями — как любой односторонний крен.

МКДОУ Грибановский детский сад №1

Консультация для воспитателей

«Как воспитывать у ребенка

 самостоятельность?»

Подготовила:

педагог-психолог

Юрьева А.С.

        2016-2017г.

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/11/30/kak-vospityvat-u-rebenka-samostoyatelnost

Воспитание и развитие самостоятельности у детей

Воспитание и развитие самостоятельности у детей

Эта зависимость, в первую очередь от мамы, естественна для ребенка и необходима для его полноценного развития. То, что родители пытаются ускорить процессы взросления и сепарации (отделения) детей, положительных результатов, увы, не приносит. Родители, называющие детей раннего возраста «самостоятельными» и «самодостаточными», к сожалению, всего лишь выдают желаемое за действительное.

Самостоятельное засыпание (то есть без мамы, в отдельной кроватке или комнате, но с соской или игрушкой); использование соски и бутылочки для искусственного вскармливания вместо грудного; постоянное пребывания ребенка в коляске, кроватке либо манеже; посещение яслей в раннем возрасте или детского сада до пятилетнего возраста — все это не имеет никакого отношения к реальной самостоятельности ребенка. Новорожденный ребенок не может полноценно развиваться, пребывая в одиночестве или ощущая недостаток любви и заботы от родителей. Если его в первые месяцы жизни надолго оставляют одного (в том числе спать ночью в отдельной комнате), он пребывает в состоянии депривации. Чтобы человек комфортно чувствовал себя наедине с самым собой, он должен иметь достаточно большой запас общения и взаимодействия с другими людьми, в первую очередь с людьми очень близкими, к которым он привязан. Такого опыта новорожденный ребенок не имеет.

Читайте также:  Как стать общительной?

У человека длинное детство. Лет четырнадцать как минимум нужно человеку для того, чтобы вырасти, сформироваться как личность, пройти половое созревание, обрести необходимые для жизни навыки и умения и суметь отделиться от родителей психологически.

С юридической точки зрения, обоснованной психологией развития, человек считается ребенком даже дольше — целых 18 лет или 21 год, а некоторые права получает только по достижении более старшего возраста. Зрелости с точки зрения психологии и физиологии человек достигает лишь в 25-летнем возрасте.

Что касается процесса сепарации, то он длится у человека почти всю жизнь, а может быть, вообще никогда не заканчивается полностью, поскольку всю жизнь человек находится в близких отношениях с другими людьми.

В первые годы жизни ребенку необходимо постоянное внимание от родителей. Это не значит, что нельзя отходить от ребенка ни на шаг, это значит, что нельзя оставлять его надолго одного (дольше нескольких часов без главного взрослого).

Особенно важно ребенку чувствовать заботу и отзывчивость родителей в первый год жизни, когда формируется его отношение к себе и миру в целом, так называемое доверие к миру85. Не стоит опасаться воспитать в ребенке доверие к миру, понимая его как слабость и беспечность во взрослом возрасте.

Доверие к миру не равно понятиям «наивность», «легкомыслие» или «легковнушаемость». Доверие к миру равно понятиям «внутреннее спокойствие», «уверенность в себе» и «интерес к жизни».

Если ребенку не хватает внимания родителей, общения с ними или тактильных контактов, он дает знать об этом своим поведением, всячески пытается привлечь к себе внимание словами, действиями, в том числе:

  • нарушает запреты и делает что-то будто «назло» родителям;
  • вообще ничего не требует от родителей и внешне спокоен;
  • слишком сильно привязан к игрушке или любой другой вещи.

В первом случае ребенок чаще всего ведет себя так, что родители раздражаются и наказывают его. Этого достаточно — он получил внимание, дождался их реакции на свое поведение, хоть и негативной.

Также, чтобы получить внимание и повышенную заботу от родителей, ребенок может часто болеть, если при болезни родители уделяют ему больше внимания, чем обычно.

То есть подсознание ребенка запоминает условия, при которых он получает то, в чем нуждается больше всего, и пытается все время сделать так, чтобы вновь их воспроизвести. Нужно дарить ребенку внимание и заботу «с избытком», не вынуждая его добиваться их непослушанием или болезнями.

Во втором случае ситуация даже более серьезная. Если ребенок внимания к себе не требует, это, конечно, радует родителей, такой ребенок очень «удобный», но на самом деле проблемы с ним еще впереди. Если потребности ребенка все время игнорируются, то они все равно никуда не исчезают.

Он учится подавлять их, не проявлять, но они есть и остаются неудовлетворенными. Это то же самое, что хотеть есть или пить, но не иметь возможности — ведь сколько бы человек ни подавлял чувство голода и жажды, ни отвлекался от них, они никуда не исчезнут.

Напротив, когда у человека появится возможность поесть и попить, у него не будет чувства меры, и он обязательно и переест и перепьет. То же самое происходит с детьми, которым не хватало любви и заботы от родителей: при любой возможности они будут искать разнообразные способы удовлетворить эти потребности.

Отсюда «ноги растут» у подросткового секса, наркомании, детского алкоголизма и т.п.

Иногда, пытаясь компенсировать нехватку внимания и заботы со стороны родителей, ребенок переносит свою привязанность с живого человека на неживые предметы.

Так появляется привязанность к соске (одеялу, подушке), от которой ребенок очень долго не может отказаться, или к любимой игрушке (те самые мишки и куклы), потеря которой сравнима для него с потерей близкого человека.

У ребенка, которому хватает внимания и заботы родителей, нет в раннем возрасте любимой игрушки, к которой он был бы привязан, как к близкому человеку, — она ему просто не нужна.

Если любая вещь для ребенка раннего возраста настолько много значит, что все важные и сложные для него моменты жизни он хочет проходить вместе с ней, — это верный признак того, что ему не хватает заботы родителей или, как вариант, что что-то в их отношениях приносит ребенку страдания. Подобная ситуация негативно влияет на ребенка не только в его детстве — это отразится на его способности создавать и сохранять в будущем долгосрочные межличностные отношения (семья, друзья, коллеги), ну и, естественно, это может негативно повлиять на его родительство.

С точки зрения нейробиологии для полноценного развития человек прежде всего нуждается в нормальных, крепких межличностных отношениях, привязанностях к близким людям.

Привязанность к маме (или тому, кто ее заменяет, например, в случае смерти или отсутствия мамы по другим причинам) необходима для полноценного роста и развития ребенка.

Эта потребность заложена в природе человека, она естественна.

Привязанность ребенка к матери впервые начал исследовать д-р Д. Боулби, выдающийся английский ученый. Как исследователь человеческой привязанности, он утверждал, что страх одиночества — один из самых сильных страхов в человеческой жизни.

Боулби предполагал, что в первые месяцы жизни ребенка между ним и матерью устанавливается тесная эмоциональная связь, резкий разрыв которой провоцирует серьезные нарушения в психическом развитии ребенка.

Д-р Боулби также был уверен в том, что в первые годы жизни для ребенка важнее всего любовь, забота и отзывчивость мамы, а не правильность («профессиональность») ее ухода и обучения.

Его исследования показали, что дети, которые имели тесный эмоциональный контакт с матерью, были более развиты, активны, любопытны, а в подростковом возрасте реже страдали от депрессий по сравнению с детьми, которых воспитывали эмоционально холодные мамы, или с детьми-сиротами.

Исследования Боулби привели в 50-х годах XX века к изменению условий госпитализации маленьких детей: их перестали разлучать с матерью на время нахождения в больнице. Ребенок раннего возраста, попавший в больницу на некоторое время без матери, получал негативно влияющий на него опытдеприва-ции, последствия которого могли ощущаться потом всю жизнь.

Больному ребенку мама нужна рядом еще больше, чем здоровому. Чтобы понять и принять эту очевидную истину, медицине потребовались доказательства многочисленных экспериментов ученых.

Именно д-р Боулби первым начал доказывать, что мать для маленького ребенка является опорой и защитой, своеобразной отправной точкой, на которую он ориентируется, исследуя окружающий мир.

Исследования Боулби продолжили Мэри Эйнсворт и Мэри Мэйн. Они провели многочисленные естественные и лабораторные эксперименты и установили, что есть четыре основных паттерна (типа) привязанности:

  • надежная привязанность;
  • сопротивляющаяся (аффективная, двойственная) ненадежная привязанность;
  • избегающая (индифферентная) ненадежная привязанность;
  • дезорганизованная ненадежная привязанность.

Тип привязанности к матери имеет огромное значение для психического и личностного развития ребенка. Наиболее способствует полноценному развитию ребенка надежная привязанность к матери.

Такие дети более спокойны, общительны уверены в себе и в том, что их близкие — надежные люди, на которых можно положиться, они всегда помогут и поймут. У этих детей формируется базовое доверие к миру, они внутренне спокойны и психически уравновешены.

Дети с ненадежной привязанностью (аффективной и индифферентной) более зависимы от взрослых, более тревожны и менее самостоятельны с возрастом по сравнению с надежно привязанными детьми.

Современный исследователь детской привязанности Гордон Ньюфелд уверен, что основой воспитания являются отношения между детьми и родителями. А правильные отношения — это привязанность. С ним невозможно не согласиться: ребенок с разными людьми ведет себя по-разному. С кем-то он чувствует себя уверенно и в полной безопасности, с кем-то тревожно и напряженно.

Кого-то он слушается больше, кого-то — меньше. В более-менее сознательном возрасте (лет с 4-х) ребенок больше всего слушается тех, к кому он больше всего привязан. Именно людям, к которым ребенок привязан, легче всего его воспитывать.

Если привязанности к родителям нет или она не достаточно сильная, то у родителей возникает очень много проблем в воспитании, а развитие ребенка задерживается или искажается.

Свою теорию взросления, основанную на привязанности. Гордон Ньюфелд представил широкой общественности в 1999 году. Привязанность ученый описывает как стремление человека к приобретению и сохранению физической, эмоциональной и психологической близости и считает ее базовой потребностью, жизненной необходимостью для ребенка, тогда как развитие — это роскошь.

Рост и развитие ребенка происходят только тогда, когда у него есть надежная привязанность и нет проблем в отношениях с близкими. Только насыщенный привязанностью ребенок имеет энергию дерзновения — желание познавать мир и творить.

Если ребенок развивается естественным образом, за первые шесть лет жизни он проходит шесть уровней привязанности:

  • в первый год ребенок привязан к близким посредством чувств — ему все время нужно быть рядом с ними, необходимо их физическое присутствие;
  • на втором году жизни развивается привязанность через похожесть — ребенок активно копирует всех людей, к которым он привязан, стремится быть похожим на них;
  • на третьем году жизни развивается привязанность через принадлежность и лояльность — именно в это время ребенок начинает говорить «моя мама», «мой папа», «моя собака»;
  • на четвертом году развивается привязанность на уровне значимости — ребенку важно знать, что его любят и принимают, и он все время пытается это проверить;
  • на пятом году жизни развивается привязанность на уровне эмоциональной близости, любви и благодаря этому ребенок становится способным поддерживать привязанность к близким при расставаниях;
  • на шестом году жизни развивается самый глубокий уровень привязанности — это привязанность через ощущения приятия и понимания.
Читайте также:  Как вырастить вкусные помидоры

Привязанность самого высокого уровня сохраняется безо всяких дополнительных условий. На этом уровне привязанности ребенок ощущает, что его понимают и принимают, а это дает ему силы развиваться в полноценную, отдельную личность, самореализоваться.

При этом родителям следует помнить, что привязанность ребенка очень уязвима.

Длительная разлука с мамой, посещение сада в возрасте до пяти лет (в среднем), применение наказаний и позволение ребенку управлять родителями способны очень негативно сказаться на детской привязанности к родителям, а следовательно, на их отношениях.

Исследования Ньюфелда еще раз подтверждают то, о чем уже знают многие родители, — нет смысла подталкивать ребенка к самостоятельности. Ранняя сепарация не делает ребенка более взрослым или самостоятельным — она приводит к задержке развития, и ребенок психологически «застревает» в более раннем возрасте.

То, что ребенок в раннем возрасте физически и психологически зависим от мамы, это не недостатки воспитания и не «избалованность», а биологическая норма. Ребенок рождается только с 25% от будущего объема мозга. Если было бы иначе, голова ребенка была бы такой большой, что он не мог бы родиться.

Большой объем мозга вынуждает человека рождаться тогда, когда он еще к этому не готов, и дозревание организма происходит уже после рождения.

Мозг детенышей большинства других млекопитающих при рождении составляет 60—90% от объема мозга взрослой особи, поэтому они способны стать полностью независимыми от родителей в среднем в течение года.

Человеческим детям нужно намного больше времени для того, чтобы стать самостоятельнее, так как они рождаются гораздо более беспомощными по сравнению с детенышами животных. Как минимум три года (а вообще первые пять лет, а то и дольше) дети нуждаются в практически постоянном присутствии близкого человека рядом.

Почему же родители приучают детей к самостоятельности с раннего возраста? Во-первых, такой подход успел стать традицией; во-вторых, родители руководствуются еще одним мифом «если сразу ребенка не приучить к самостоятельности, то он уже никогда не научится», а в-третьих, родители делают это с благой целью подготовить ребенка к реалиям жизни. Но на самом деле не бывает такого, чтобы ребенок всегда вел себя одинаково и ничего не менялось. Ребенок растет и постепенно сам отдаляется от родителей, становится самостоятельным. Его не нужно особо подталкивать, но и сдерживать нельзя.

В большинстве развитых стран даются рекомендации родителям не оставлять без присмотра детей одних до достижения определенного возраста (например, в Канаде прямо запрещено оставлять детей дома одних до двенадцати лет).

Не может быть и речи о том, чтобы ребенка младшего возраста на Западе оставили дома одного, хотя на постсоветском пространстве это обычное явление. Наши родители считают, что так дети вырастут более самостоятельными, но это убеждение не находит подтверждения на практике.

Тем более что хотя родители стараются растить детей самостоятельными с рождения, они же пытаются все важные вопросы решать вместо взрослых детей. То есть в любом случае ни о какой реальной самостоятельности речь не идет.

Воспитывая ребенка в строгости и «самостоятельности» с рождения, родители не готовят его к реалиям взрослой жизни, а создают сами эти реалии в настоящем и даже проектируют их на будущее. Какая жизнь будет у ребенка, когда он вырастет, еще неизвестно, а вот в данный момент ему уже плохо.

Часто родители руководствуются принципом «с ребенком нужно вести себя так, как удобно маме». Слышать такую фразу по отношению к члену семьи для меня довольно странно.

Вы слышали когда-нибудь советы «с мужем (женой) надо вести себя так, как вам удобно»? Я — нет. Очевидно, что совет подобного отношения к близкому человеку —плохой совет.

В том числе, если этот совет касается маленького ребенка, который тоже является членом семьи.

Чтобы подготовить ребенка к суровым реалиям жизни, нужно дать ему возможность сначала физически и психически окрепнуть.

Для этого необходимо позволить ребенку быть возле родителей, пока ему это нужно для развития, не отталкивать, не выбрасывать «из гнезда» преждевременно, а дать ему запас здоровья и прочности на много лет вперед.

Дети, у которых было трудное детство, чаще всего воспринимают «трудно» как норму жизни и к лучшему даже не стремятся. Преждевременные попытки сделать ребенка самостоятельным не закалят характер ребенка, а скорее сломают его неустойчивую психику.

Источник: http://www.sweli.ru/deti/ot-1-do-3/razvitie-i-vospitanie-rebenka-ot-1-do-3-let/vospitanie-i-razvitie-samostoyatelnosti-u-detey.html

Воспитание самостоятельности у детей. 25 практических рекомендаций

Воспитание самостоятельности у детей. 25 практических рекомендаций

Автор: Роман Левыкин

Ярлыки: 0 — 3, 3 — 5, 5 — 7

Это вторая статья про воспитание самостоятельности у ребёнка. В ней я сконцентрируюсь на практических рекомендациях для родителей.

В первой части статьи обсуждались возрастные этапы на которых закладываются основы самостоятельности.

Рекомендации родителям

  • Поощряйте все проявления самостоятельности ребёнка. Если требуется, помогите ребёнку создать условия для самостоятельной игры или занятия
  • Регулярно обращайтесь к ребёнку за советом по какому-нибудь вопросу. Интересуйтесь его мнением
  • Предоставляйте ребёнку выбор («Что ты хочешь надеть: эти штаны, или эти?», «Куда теперь пойдём?»)
  • Помогайте ребёнку там, где он просит
  • Развивайте кругозор ребёнка
  • Позволяйте совершать ошибки. На них учатся. Вместо того, чтобы концентрировать внимание ребёнка на неудаче, сконцентрируйте его внимание на том, как можно улучшить дело
  • Позволяйте ребёнку сталкиваться с последствиями своих действий (или бездействия)
  • Когда ребёнок сталкивается с новой игрушкой, дайте ему достаточно времени для того, чтобы разобраться с ней самостоятельно. Помогите, когда он вас попросит об этом. Старайтесь помогать в той части работы, с которой самостоятельно ребёнок пока справиться не может. В той части работы, которую он может сделать сам помогать не стоит. Хорошо, если совместная игра с ребёнком приобретает форму сотрудничества. Плохо, если совместная игра с ребёнком больше похожа на вашу собственную игру с игрушкой и ребёнка-наблюдателя (который смотрит, как «правильно» играть с игрушкой)
  • Обеспечьте ребёнку регулярные занятия творчеством (лепка, рисование, музыка и т.д.)
  • Старайтесь покупать игрушки по типу конструкторов, которые изначально не готовы, которые нужно собирать и разбирать. Желательно, чтобы было несколько вариантов сборки.
  • Старайтесь как можно меньше выполнять за ребёнка то, что он уже может сделать сам. Не забывайте оглядываться на возрастные рамки: что обычно умеют делать дети в таком же возрасте, что и ваш ребёнок?
  • Старайтесь всегда выполнять свои обещания. Подражая вам, ребёнок тоже начнёт выполнять свои договорённости. Такая потребность будет побуждать его лучше продумывать и организовывать свою деятельность
  • Учите ребёнка убирать за собой. Поиграл в конструктор — убери его на место. Вылил молоко на пол — вытри тряпкой и т.п. Такие действия помогут ребёнку осознать последствия своих действий и помогут начать лучше организовывать свою деятельность
  • Если ребёнок начинает что-то делать не правильно, не спешите ему об этом заявлять. Пусть он сам поймёт это
  • Ребёнку необходимо иметь своё собственное пространство, где он будет сам себе хозяином (ящик, комната)
  • Запрещая что-то делать ребёнку не забудьте ему сказать, что делать можно
  • Соблюдение режима дня позволяет формировать волевые качества ребёнка и его чувство времени. Это поможет ему лучше упорядочивать свою деятельность во времени. Режим дня лучше визуализировать, например, это можно делать на детской меловой доске
  • Обеспечьте вашему ребёнку возможность играть в сюжетно-ролевые игры как самостоятельно, так и с другими детьми 
  • На определённом этапе своего развития дети начинают играть с предметами-заменителями. Вместо машинки можно использовать кубик. Вместо куклы — свечку и т.д. Это важный этап развития ребёнка. В это время развивается творческое начало ребёнка. Сегодня в детских магазинах продаётся большое количество дорогих и очень реалистичных игрушек, и некоторые родители начинают переусердствовать: они покупают только такие игрушки, забывая о простых игрушках, забывая о конструкторах, забывая о мозаиках, забывая о пластилине, красках, карандашах. В результате у таких детей всё реже возникает потребность играть с предметами-заменителями, а значит меньше развиваются творческие способности, а они тесно связаны с самостоятельностью
  • Если ребёнок хочет вам в чём-то помочь, — разрешите ему это. Пусть поможет (даже, если у него это плохо получается)
  • Не стоит стараться ограждать своего ребёнка от всех негативных переживаний. Некоторые родители, стараясь оградить своего ребёнка от конфликтных ситуаций на детской площадке, начинают её посещать в то время, когда там нет других детей. При таком подходе их ребёнок действительно оказывается избавлен от негативных переживаний, но вместе с этим, он избавляется и от общения с другими детьми: а это возможность поиграть в ролевые игры, возможность принимать свои собственные решения относительно того, как общаться с другими, это возможность наблюдать и перенимать поведение других людей
  • Приобщайте ребёнка к планированию сложных дел. Например, планирование поездок или планирование выходного дня
  • Позволяйте ребёнку участвовать в домашних делах (уборка, мытьё посуды, приготовление пищи)
  • Позволяйте ребёнку участвовать в процессе одевания: пусть он участвует в выборе одежды. Пусть он сам надевает то, что уже может

Первая часть статьи

А как вы развиваете самостоятельность у своего ребёнка? Поделитесь своим опытом в комментариях к этой статье.

Источник: http://deti.zazzy.ru/2012/08/25.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector