Воспитательная и развивающая функции подвижной игры. подвижная игра как социальное явление

Воспитательная и развивающая функции подвижной игры. Подвижная игра как социальное явление

Появление игры относят ко времени первобытного общества, которое отличалось синкретичностью народного искусства, то есть слитным неразвитым состоянием пения, пляски, музыки. Игры являлись в то время частью нарождающегося искусства человеческого общества, в котором отражалась специфика бытовых и трудовых действий человека.

В период становления теории подвижных игр в результате огромного и постоянного внимания к ней педагогов и ученых многих стран с различными системами сформировались две точки зрения на сущность игры. Условно эти точки зрения можно обозначить как западную и отечественную.

Западная теория характерна оценкой игры как таковой с биологической точки зрения и основана на сравнении игры человека и животного. Считалось, что осуществляется механический перенос природного проявления игры животного на социальную природу игры человека.

При этом не принимались во внимание качественные проявления человека в процессе занятий игрой. Данный взгляд насущность игры основывался и на том, что социальные преобразования, вызванные научным и техническим прогрессом, не могут изменять природу человека.

В основе взглядов западных теоретиков лежало стремление обосновать теорию игры, руководствуясь результатами изучения самопроизвольно возникающих игр, рассматривая их только как вызванное внутренними причинами природное проявление.

Игра, таким образом, как явление обосновывалась так называемым таинственным биологическим «инстинктом игры «, что отождествляло игру животного и человека. Эта позиция отрицала единство биологического

И социального в стремлении человека посредством игры отразить на эмоционально-двигательном уровне различные стороны своей жизнедеятельности. Таким образом, западная теория игры практически отрицала высокую организацию игры человека посредством его мышления, внесения в сущность игры ее смысла, решения определенных задач, достижения цели.

Следует предположить, что подобные взгляды на сущность игры основывались западными специалистами на познании особенностей игры ребенка раннего возраста, который в силу своих возрастных особенностей еще не приступил к осознанию собственного «я » как наделенного мышлением, своим личностным местом в обществе и в силу этого во многом подобного в игре животному.

Эта теория так называемой «свободной игры » предполагала, да и отражает в наши дни, свободу «самовыражения » ребенка, что, в свою очередь, отрицает, прежде всего, педагогическое значение игры, целенаправленную организацию и управление игровой деятельностью детей.

Такой подход порождает игры, если их можно так называть, основанные на проявлении инстинкта агрессии, разрушения, что очень явно проявляется во времена перемен, в период перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Отмеченное, безусловно, не отрицает важность биологических предпосылок в ребенке для осуществления игровой деятельности.

Этой предпосылкой, прежде всего, является человеческая функция мозга как основа формирования в игре важнейших телесно-двигательных и социальных качеств растущего ребенка.

К основоположникам российской национальной теории игры относят Г. В. Плеханова, крупнейшего философа начала XX столетия. Он впервые подверг критике биологические концепции происхождения искусства, доказывая, что искусство, эстетические чувства и понятия рождаются в результате трудовой деятельности человека, общества.

Это в полной мере можно относить и к игре, в которой человек проявляет искусство телесных движений и мышления. Г. В. Плеханов в свое время подверг критике положения западной теории игры и ее идеологов Калоцца, Гросса, утверждавших, что в основе игры лежит лишь врожденное стремление человека к деятельности, т. е.

условие подготовки к жизни, взгляды на игру Торндайка, рассматривающего игру как проявление

Наследственного инстинкта человека, с ограничением воспитательных возможностей. В своих работах Г. В. Плеханов критикует Спенсера и Бюхера, которые считали игру способом и формой выхода избыточной энергии человека, а также Шиллера, для которого игра направлена лишь на получение от нее удовольствия.

Г. В. Плеханов доказывал с философских позиций, что инстинкты человека, обусловленные наследственностью, в процессе его воспитания играют значительно меньшую роль, чем те же инстинкты в жизни животного. Он отмечал, что человек не рождается охотником или землепашцем, он становится тем или другим под влиянием окружающих его условий.

В процессе развития человеческого рода первичной была охота, а затем уж появились игры в охоту, олицетворяющие удовлетворение этой потребности в ходе игры. Генезис игры — как исторический процесс ее возникновения, становления и развития по Г. В. Плеханову определяет в жизни общества первичным труд и вторичной игру.

Безусловно, разделяя эту позицию, следует учитывать и то обстоятельство, что в истории человеческого общества игра человека в возрасте ребенка, конечно же, предшествует его трудовой деятельности.

При этом широчайший спектр ценностей подвижных игр, разносторонность воздействия дают основания считать их важнейшим средством физического воспитания детей различного возраста.

Выдающиеся педагоги, мыслители России Н. Г. Чернышевский, Н. А.Добролюбов, В. Г. Белинский своими воззрениями на игру внесли существенный вклад в развитие теории и методики игры, считали ее мощным средством нравственного воспитания. Н. Г. Чернышевский и Н. А.

Добролюбов подчеркивали значимость подвижных игр в интеграции физического, умственного и нравственного воздействия на ребенка. Н. Г. Чернышевский считал игру для взрослых средством их отдыха, то есть средством психофизической реабилитации. Замечательный педагог России К. Д.

Ушинский одним из первых определил образовательную ценность игры в ее сочетании с обучением как таковым. Подвижную игру К. Д. Ушинский представил своеобразным зеркалом действий и переживаний ребенка. Игровая действительность более интересна ребенку, чем реальная, поскольку она ему более понятна. По мнению К. Д.

Ушинского, игра есть «отчасти собственное создание ребенка «, продукт его детской деятельности. В собственно реальную жизнедеятельность ребенок не может войти в силу своего малого возраста и относительной сложности жизни.

Игра же позволяет ребенку постепенно знакомиться с окружающей действительностью путем простейшего игрового моделирования участия в ней, попыток принятия обстановочных решений. Игры оказывают положительное влияние на формирование и развитие воображения ребенка, который, как показал К. Д. Ушинский, целенаправленно пытается влиять на окружение, изменять его в рамках доступного мышления и действия.

Приоритет теоретического обоснования игры, средства и метода физического воспитания, принадлежит выдающемуся ученому, педагогу П. Ф. Лесгафту. По его мнению, ценность игры заключается, прежде всего, в том, что она как упражнение готовит ребенка к жизни. П. Ф.

Лесгафт первым выделил следующие важнейшие ценности игры: осознанность, интеллектуальность действий, блестящую возможность обучения детей управлению своими движениями; вероятность формирования личностных качеств. Таким образом, ценность игры по П. Ф.

Лесгафту — в неповторимой возможности формирования в ребенке телесной и духовной гармонии, его творческом познавательном отношении к себе и к окружению.

Фундаментальность вклада П. Ф. Лесгафта в создание теории и методики игр определяется временем.

Более одного века взгляды выдающегося педагога являются основополагающими и востребованными в современном физическом воспитании, в подготовке педагогических кадров.

«Кажется, чего легче, как вести игру, а между тем — это самое трудное дело, и очень редко приходится встречать руководителя, стоящего на уровне своего положения «, — так пророчески определил П. Ф. Лесгафт роль педагога в подвижной игре.

В подтверждение теории игр П. Ф. Лесгафта великий ученый И. М. Сеченов своими исследованиями показал наличие развивающего влияния игровых действий ребенка на формирование его мыслительных процессов, на активизацию посредством игр органического вхождения взрослеющего человека в мир общества.

Плодотворным изучением и определением места подвижных игр в современном физическом воспитании, создании их теории и методики занимались В. В. Гориневский — как один из создателей науки о физическом воспитании, В. Г.

Марц, Л. В. Былеева, Л. И. Гурович, В. Г. Яковлев. Усилиями этих ученых подвижные игры получили статус важнейшего элемента государственной системы физического воспитания, средства гармонического развития личности.

Важным и ценным наследием познания социальной сущности подвижной игры является опыт известного педагога-новатора А. С. Макаренко. В своей практической педагогической деятельности, в разработке теоретических аспектов подвижных игр А. С.

Макаренко особое внимание уделял применению игр с целью воспитательной работы с детьми. Усилиями этого педагога-ученого игровая деятельность ребенка определена, наряду с учебной, трудовой и общественной деятельностью, ценнейшим средством и методом формирования культуры личности ребенка.

Система применения подвижных игр, общедоступных спортивных и военизированных, разработанная А. С. Макаренко, является и в настоящее время важнейшим педагогическим методом воспитания подрастающего поколения. Игра, по мнению А. С.

Макаренко, приучает ребенка к таким психофизическим условиям жизнедеятельности, в которые он непременно попадет, но уже более подготовленным к ним посредством разнообразной игры.

Благодаря целенаправленному познанию подвижных игр российскими учеными была создана, развивается и совершенствуется национальная теория и система применения подвижных игр в воспитании подрастающего поколения.

Исследования современных российских ученых, педагогов-новаторов способствуют расширению представлений о социальной значимости игры — системного явления, средства и метода физического развития и совершенствования, психологической реабилитации, формирования в ребенке личностных качеств гражданина нового демократического общества.

Читайте также:  Творческий конкурс для педагогов и детей «багряная осень»

Источник: http://www.sochuroki.com/vospitatelnaya-i-razvivayushhaya-funkcii-podvizhnoj-igry-podvizhnaya-igra-kak-socialnoe-yavlenie/

Эмма Степаненкова — Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений

Эмма Степаненкова - Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений

Игры с мячом вырабатывают координацию движений, формируют у детей чувство ритма. В системе физического воспитания, разработанной П.Ф. Лесгафтом, игры с мячом также занимают значительное место. Особая роль отводится этим играм и в работах В. В. Гориневского, Е.А. Аркина, В.Н. Всеволодского-Гернгросса, A.B. Кенеман, E. Н. Тимофеевой, Т. И. Осокиной и др.

Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т. д.

Эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга. По данным А.

Лоуэна, отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие. Удовольствие, по его мнению, – это свобода телодвижения от мышечного напряжения.

Игры с элементами соревнования требуют правильного педагогического руководства ими, предполагающего соблюдение ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием и т. д.), в которых соревнуются в игре.

Этот принцип является основополагающим и в играх-эстафетах.

Важно также объективно оценивать деятельность детей при подведении итогов игры: необходимо оценивать достижения ребенка по отношению к самому себе, то есть его собственные достижения, ведь у каждого ребенка свои особенности, свои возможности, определяемые состоянием здоровья, сенсорным и двигательным опытом.

В играх типа «Жмурки», «Угадай по голосу» совершенствуются анализаторные системы, осуществляются сенсорные коррекции.

Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, свои возможности, изобретают, творят, при этом развиваясь гармонично и целостно.

В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания.

Подвижные игры оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка: он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазанье, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т. д.

При этом активизируются дыхание, обменные процессы в организме, это, в свою очередь, оказывает плодотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.

Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок.

Увлеченность игрой не только мобилизует его физиологические ресурсы, но и улучшает результативность движений. Игра является незаменимым средством развития и совершенствования движений; формирования быстроты, силы, выносливости, координации движений.

В подвижной игре, как деятельности творческой, ничто не сковывает свободу действий ребенка, он раскован и свободен.

Велика роль подвижной игры в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир; овладевать пространственной терминологией. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение.

Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами.

Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Большое значение имеют подвижные игры и в нравственном воспитании дошкольников. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям.

Правила игры ребята воспринимают как закон; сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, справедливость.

Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети учатся дружить, сопереживать, помогать друг другу.

Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности. В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность; овладевают поэтической, образной речью; у них развивается чувство ритма.

Подвижная игра готовит к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.

Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире; развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

При проведении подвижной игры появляются неограниченные возможности комплексного использования разноообразных методов, направленных на формирование личности ребенка.

В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности.

Подвижные игры как средство физического воспитания способствуют оздоровлению ребенка благодаря проведению игр на свежем воздухе, а также активизируют творческую деятельность, самостоятельность, проявления раскованности, свободы в решении игровых задач.

Как метод физического воспитания подвижная игра способствует закреплению и совершенствованию движений ребенка.

Истоки подвижных игр уходят корнями в глубокую древность. История появления подвижных игр позволяет понять их воспитательное значение. Многие виды фольклора подтверждают предположение ученых о том, что истоки подвижных игр заложены в первобытно-общинном строе, однако сведений об этом почти не осталось. Е.А.

Покровский писал, что о детских играх первобытных народов, к сожалению, сохранилось мало сведений. Данные о развитии и жизни ребенка, его играх на ранних ступенях развития общества чрезвычайно бедны: никто из этнографов не ставил себе задачей такое исследование.

Лишь в 30-е годы XX столетия появились специальные исследования Маргарет Мид, посвященные детям племен Новой Гвинеи, в которых имеются материалы об образе жизни детей и их играх [2] .

Игра была спутником человека с незапамятных времен. Игры разных народов демонстрируют сходство и огромное многообразие. Е.А. Покровский утверждал, что игры во все времена у всех народов были непременно. Многие из них были весьма оригинальными и отражали образ жизни народа. Множество игр разных народов имеют между собой много общего, например, игры с мячом, в кости и т. д.

Справедливо также мнение Н.С. Воловик о том, что назначение древних игр не развлекательное, а практическое. Действием игры и словами песни люди пытались обеспечить себе успех в предстоящих работах.

Древняя игра есть магический мир, в котором желаемое изображается как действительное, настоящее проецируется на будущее.

Поскольку человек всегда зависел от природы, основным предметом изображения в игровых песнях был животный и растительный мир.

Глубокий анализ педагогической и психологической литературы по вопросу исторического происхождения игры провел Д. Б. Эльконин, который отмечал, что «вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах, стоящих на низших уровнях развития производства и культуры».

В наиболее ранние исторические периоды жизни общества дети жили общей жизнью со взрослыми. Воспитательная функция тогда не выделялась как особая общественная функция, и все члены общества, воспитывая детей, стремились сделать их участниками общественно-производительного труда, передать им опыт этого труда, постепенно включая детей в доступные им формы деятельности.

Уже в наиболее ранних этнографических и географических описаниях русских путешественников имеются указания на приучение маленьких детей к выполнению трудовых обязанностей и включение их в производительный труд взрослых. Так, Г. Новицкий в описании остяцкого народа (относящемся к 1715 г.) писал, что во всех играх общим являлись ловля птиц, рыбы, охота на зверя.

Дети, чтобы прокормиться, учились стрелять из лука, ловить птиц и рыбу. Совершенно очевидно, что игры детей обусловливались трудом взрослых членов общества. Занятость матерей и раннее включение детей в труд взрослых приводили к тому, что в первобытном обществе не существовало резкой грани между взрослыми и детьми, и ребята очень рано становились самостоятельными.

Это подчеркивают почти все исследователи. При усложнении средств и способов труда и при его перераспределении происходило естественное изменение участия детей в различных видах труда. Дети перестали принимать непосредственное участие в сложных и недоступных для них формах трудовой деятельности.

За ними оставались только некоторые области хозяйственно-бытового труда и наиболее простые формы производственной деятельности.

В отношении наиболее важных, но недоступных для детей областей труда перед ними ставилась задача возможно более раннего овладения сложными орудиями такого труда.

Создавались уменьшенные орудия труда, специально приспособленные к детским возможностям, с которыми ребята упражнялись в условиях, приближающихся к условиям реальной деятельности взрослых.

Орудия зависели от того, какая отрасль труда являлась основной в данном обществе.

Читайте также:  Как вырастить помидоры в открытом грунте

Источник: https://profilib.net/chtenie/150779/emma-stepanenkova-metodika-provedeniya-podvizhnykh-igr-posobie-dlya-pedagogov-doshkolnykh-2.php

Подвижная игра-основное средство и метод воспитания физической культуры ребенка

Подвижная игра-основное средство и метод воспитания физической культуры ребенка

    1. Сущность, необходимость физического воспитания
    2. Подвижная игра, ее определение и специфика

Глава 2. Методика проведения подвижных игр

Глава 3. Характеристика игр с элементами спортивных игр.

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Игра — исторически сложившееся  общественное явление, самостоятельный  вид деятельности, свойственной человеку.

Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются сокровищницей человеческой культуры.

Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей.

Игры, используемые для физической культуры, очень разнообразны. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры — высшая ступень развития подвижных игр.

Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба.

Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.

Подвижная игра ― одно из важных средств всестороннего  воспитания детей любого возраста. Характерная особенность ― комплексность  воздействия на организм и на все  стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Активная двигательная деятельность игрового характера и  вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические  процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки.

В подвижных играх  создаются наиболее благоприятные  условия для развития физических качеств.

Игры помогают ребенку  расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т. д.

Глава 1. Теоретические основы изучения подвижной игры

1.1 Сущность, необходимость  физического воспитания 

Период обучения детей  и подростков совпадает с формированием  духовных и физических качеств человека, с подготовкой к выполнению социальных функций в условиях демократического общества.

Физическая культура – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса и не может быть рассмотрено как второстепенный его компонент. Успехи системы физической культуры не исключают необходимости дальнейшего ее развития и совершенствования.

Развитие ловкости и точности движений – одно из фундаментальных условий решения этой задачи.

Проблема нормирования двигательной активности учащихся имеет  важное гигиеническое значение, т.к. в последнее время отмечается прогрессирующая гиподинамия у молодежи, что обусловлено большим объемом учебных занятий не только в аудиториях, но и дома.

В результате среди школьников и студентов велик процент  с неудовлетворительным состоянием здоровья, избыточной массой тела, предрасположенности к частым заболеваниям. [2, с.14].

Для сохранения здоровья и высокого уровня физических качеств  школьникам необходим двигательный режим в который должны входить  не только физические упражнения и специальная гигиена и диета, но и развивающие ловкость спортивные и подвижные игры.

Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается  на многих функциях растущего организма  и является патогенетическим фактором в возникновении ряда заболеваний. Отрицательное влияние дефицита в двигательном режиме подростков усугубляется явлением акселерации, свойственной этому возрасту.

Неадекватность норм физической культуры на рост и развитие организма складывается либо в стимуляции этих процессов, либо в их угнетении в зависимости от величины нагрузки.

Нормированная двигательная активность учащихся разработаны профессором  А.Т. Сухаревым (1972 г.). Им определено, что  произвольная двигательная активность не столько биологическая потребность  в движении (кинезофилия) сколько физическую культуру, а так же от местных климатических условия.

Программа для высших учебных заведений по физической культуре предусматривает изучение учащимися не только теоретических, но и практических вопросов; овладевание  ими ряда практических физических упражнений из различных видов спорта и игр.

Основное содержание программы физической культуры составляют жизненно важные двигательные упражнения, общеразвивающие и прикладные. В  программу физической культуры включены и спортивные игры – баскетбол, волейбол, ручной мяч, пользующиеся большой популярностью среди учащихся, а также отдельные подвижные игры.

Все эти игры направлены на физическое совершенствование подростка, на развитие двигательной системы, приспособленности  к меняющимся жизненным обстоятельствам, закаленности не только физической, но и психологической. С одной стороны они развивают человека физически за счет жизненных состояний человеческого организма, а с другой – раскрывают и проявляют определенные черты характера, личные качества и способности.

Идеи всестороннего  гармонического развития человека, воспитания его личности всегда волновали передовые  узлы человечества. Некоторые ученые (Коробейников А.Н., Михеев А.А., Николенко  И.Т.

) наглядно показали невозможность  всестороннего развития человека только посредством физических упражнений.

Для развития таких качеств, как сообразительность, смекалка, точная координация движений, ловкость, быстрота – необходимы специальные спортивные и развивающие игры.

Принцип осознанного  и чувственного мышления и контроля в процессе игры основан на закономерной связи движений и психики человека, в частности на зависимости успеха двигательной деятельности человека от способности контролировать движения в процессе игры.

В процессе выполнения определенных условий удается осознанно контролировать их структуру только в отношении начальных подсистем. Основную же функцию контроля берет на себя сам двигательный аппарат.

Таким образом, овладеть двигательными действиями, развить двигательные способности (в частности ловкость) можно, развив способность контролировать соответствие своих движений решаемым задачам, правилам игры и складывающейся ситуации и вносить в них поправки посредством осознанного и чувственного контроля.

На уроках физической культуры необходимо чередовать академическую форму упражнений с игровой.

Игровая содержит сюжетность, определенность двигательных задач и показатели их достижения. Под игровым методом  не следует понимать организацию  соревнований или игр в прямом смысле слова. Он направлен на поиски дополнительных стимулов, помогающих решать поставленные задачи.

Физические упражнения в целом и их отдельные подсистемы разучиваются, а упражнения для развития двигательных качеств выполняются в форме состязаний. Соревнования проводятся по произвольным правилам, установленным преподавателем и занимающимися. Для этого метода характерно использование различных снарядов, приборов игровых упражнений.

Соревновательный метод представляет большую свободу действия занимающимся, повышает их интерес, дает возможность проявить инициативу в поисках целесообразных форм движений. Кроме того развитие двигательных способностей идет с большей интенсивностью, когда человек заинтересован в выполнении большего объема физической нагрузки.

Человек овладевает не только спортивной техникой, но и развивает функциональные возможности организма.

1.2 Подвижная  игра, ее определение и специфика

Подвижная игра с правилами  — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением  заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф.

Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др.

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений  об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых  качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры.

В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа.

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает  окружающий мир, в них развивается  его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества.

Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи.

Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Подвижные игры, прежде всего средство физической культуры детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма.

Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности.

Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других.

В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Источником подвижных игр с  правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. В программе воспитания для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов:

бег, прыжки, лазанье и т.д. Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.

Читайте также:  Сказка золушка на новый лад в стихах: сценарий для праздника

Правила в подвижной  игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчинятся цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.

 
В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших — перед началом. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Они входят также в состав физкультурных занятий.

После того как дети усвоят игру, они могут проводить её самостоятельно.

Руководство подвижными играми с правилами заключается  в следующем.

Подбирая подвижную  игру, воспитатель учитывает соответствие требуемого её характера двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания детям данного возраста.

Он следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их пере возбуждение и утомление.

Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т.д.

Особое значение народных подвижных игр заключается в  том, что они широко доступны людям  самого разного возраста.

Подвижные  игры, несмотря на огромное разнообразие, связанное с этническими и другими особенностями, так или иначе отражают такие общие характерные черты, присущие этой форме деятельности, как взаимоотношение играющих с окружающей средой и познание реальной действительности.

Целенаправленность и целесообразность поведения при достижении намеченной цели, связанного с внезапно возникающими и постоянно изменяющимися условиями, потребностью широкого выбора действий, требуют проявления творческих способностей, активности, инициативы.

Такая широта использования возможностей, выражающаяся в самостоятельности и относительной свободе действий, сочетающихся е выполнением добровольно принятых или установленных условностей при подчинении личных интересов общим, связана с ярким проявлением эмоций.

Все это с методической точки зрения характеризует подвижную игру как многоплановое, комплексное по воздействию, педагогическое средство воспитания. Комплексность выражается в формировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании жизненно важных физических, умственных и морально-волевых качеств. Однако такое разностороннее воздействие не препятствует избирательной направленности в использовании народных подвижных игр.

Источник: http://stud24.ru/sport/podvizhnaya-igraosnovnoe-sredstvo-i-metod/466258-1767799-page1.html

1.2 Педагогическое значение подвижных игр

Подвижные игры имеют гигиеническое и оздоровительное значение. Главным содержанием подвижных игр являются разнообразные движения и действия играющих. При правильном руководстве ими они оказывают благотворное влияние на сердечнососудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма.

Подвижные игры повышают функциональную деятельность, вовлекают в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела, увеличивают подвижность в суставах [24, с.77].

Особенно ценным в оздоровительном отношении является проведение подвижных игр на открытом воздухе и зимой, и летом, так как при движении на открытом воздухе значительно усиливается обмен веществ с увеличением притока кислорода, что благотворно отражается на всем организме.

Под влиянием физических упражнений, применяемых в играх, активизируются все стороны обмена веществ. Мышечная работа стимулирует функции желез внутренней секреции.

Такое благоприятное гигиеническое и оздоровительное значение могут иметь подвижные игры только при правильной постановке занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся.

Необходимо учитывать, что подвижные игры ограничивают возможность точного дозирования нагрузки, так как нет возможности заранее предусмотреть действия каждого участника. Постоянно меняющиеся ситуации в игре, высокая эмоциональность взаимодействия исключают возможность программировать содержание упражнений у отдельных участников и точно регулировать нагрузку по величине и направленности.

Поэтому необходимо следить за тем, чтобы физические нагрузки были оптимальными. При систематических занятиях играми можно применять интенсивные нагрузки с тем, чтобы организм детей постепенно к ним приспосабливался.

Игры должны оказывать благотворное влияние на нервную систему занимающихся. Это достигается путем оптимальных нагрузок, а также такой организацией игры, которая вызывала бы у играющих положительные эмоции. Плохая организация игры, ведущая к отрицательным эмоциям, нарушает нормальный ход нервных процессов, появляются стрессы, что вредит здоровью.

Правила в подвижных играх способствуют упорядочению взаимодействий участников, устраняют излишнее возбуждение. Четкое объективное судейство, согласно правилам игры, вызывает у игроков положительные эмоции.

Игры на открытом воздухе в летнее и зимнее время способствуют закаливанию детей.

В связи с усиливающимся в наше время потоком информации, увеличением времени на учебные занятия, сокращением действий, требующих мышечных усилий, снижением двигательной активности, у подрастающего поколения наблюдается гиподинамия.

Широкое использование подвижных игр способствует снижению гиподинамии, так как компенсирует дефицит двигательной активности.

Так же подвижные игры имеют образовательное значение. Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности.

В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребенок, как и взрослый, познает мир в процессе деятельности.

Занятия играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями, понятиями.

В руках педагога игры способствуют всестороннему развитию ребенка. Они расширяют круг его представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей его среде.

Образовательное значение имеют игры, родственные по двигательной структуре отдельным видам спорта (спортивным играм, легкой атлетике, гимнастике, борьбе, плаванию и др.). Такие игры направлены на совершенствование и закрепление разученных предварительно технических и тактических приемов и навыков того или другого вида спорта [19, с. 25].

В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения и быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке в игре.

В подвижных играх очень важно воспитывать правильный стереотип движений, так как потом его трудно будет исправлять.

Подвижные игры с небольшими предметами (малыми мячами, мешочками, палочками, флажками) повышают кожно-тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, содействуют совершенствованию двигательной функции рук и пальцев, что особенно необходимо для детей дошкольного возраста и школьников младших классов.

В подвижных играх участникам приходится исполнять отдельные роли (водящего, счетчика очков, помощника судьи, судьи, организатора игры и др.). Это способствует развитию у них организаторских навыков и знаний.

Подвижные игры имеют воспитательное значение. Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Причем в подвижных играх физические качества развиваются в комплексе.

Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, требующая от участников быстрого перехода от одних действий к другим, способствует воспитанию ловкости.

Игры со скоростно-силовой направленностью воспитывают силу.

Игры с частыми повторениями напряженных движений, с непрерывной двигательной деятельностью, связанной со значительной затратой сил и энергии, развивают выносливость.

Игры, связанные с частым изменением направления движений, способствуют воспитанию гибкости.

Очень велико значение подвижных игр в нравственном воспитании ребенка. Подвижная игра носит коллективный характер, в связи, с чем приучает детей к деятельности в коллективе. Игры развивают у детей чувство товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга.

В игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команде другой. В связи с этим перед играющими возникают самые разнообразные задачи, требующие своевременного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить создавшуюся обстановку, выбрать правильное действие и выполнить его. В силу этого игры помогают самопознанию.

Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению «взять себя в руки» после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.

Подвижные игры способствуют и художественному воспитанию детей. Первые проявления художественного творчества у детей принимают форму игры. В играх детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, большое место занимает творческое воображение: простая палка может быть и лошадью, и велосипедом, и ружьем, и саблей и т. п.

Воображение развивается и в ролевых играх, и в организованных подвижных играх с сюжетным содержанием. В процессе таких игр творческое воображение развивается и совершенствуется.

Они содействуют развитию ощущений и восприятий, приучают воспринимать окружающие предметы и явления во всех их взаимосвязях, доставляют детям новые впечатления и знания об окружающем их мире, приучают к наблюдательности, а также к логическому мышлению [6, с. 9].

В игре ребенок обнаруживает все свои личные качества и свойства. Выявление индивидуальных особенностей в процессе игры помогает лучше узнать каждого ребенка и воздействовать на развитие в нужном нам направлении.

Ни одна деятельность так ярко и всесторонне не раскрывает характерные черты личности школьника, как игра. Увлеченный игрой, ребенок обнаруживает все стороны своего характера. Часто замкнутый в классе ребенок совершенно по-иному проявляет себя в игре.

Все это крайне важно для правильного индивидуального подхода к детям.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/18903

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector