Значение внеурочной деятельности в школе по фгос

Автор: Печерская Лидия Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ «СОШ п.

Садовый»
Населённый пункт: посёлок Садовый
Наименование материала: статья
Тема: Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС.

Дата публикации: 08.01.2018
Раздел: начальное образование

Организация внеурочной деятельности в начальной

школе в рамках ФГОС.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом

начального общего образования основная образовательная программа

начального общего образования реализуется образовательным учреждением

через учебный план и внеурочную деятельность.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития

ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-

нравственных ценностей и культурных традиций.

В требованиях к структуре основной образовательной программы начального

общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по 5

направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное,

общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).

Для реализации этих направлений в школе доступны следующие виды

внеурочной деятельности:

Игровая деятельность

Познавательная деятельность

Проблемно-ценностное общение

Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)

Трудовая (производственная) деятельность

Спортивно-оздоровительная деятельность

Туристско-краеведческая деятельность

Очевидно, что ряд направлений совпадает с видами внеурочной

деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность).

Следует рассматривать направления внеурочной деятельности как

содержательный ориентир, как более широкое понятие, внутри которого могут

быть использованы различные виды деятельности.

Например, социальное направление может бать реализовано через такие виды

внеурочной деятельности, как социально- значимая волонтёрская деятельность и

трудовая деятельность.

Спортивно-оздоровительное направление не только через спортивную, но и

через туристско-краеведческую деятельность.

Игровая,

познавательная деятельность и проблемно-ценностное общение

реализуются во всех направлениях.

Проблемно-ценностное общение – это этические беседы, тематические диспуты,

дискуссии.

Внеурочная деятельность организуется через следующие формы: экскурсии,

кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные

общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования,

общественно полезные практики и др.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках

уроков направлена на достижение результатов освоения основной

образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение

личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику

внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не

столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать

решения и др.

Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на

воспитательные результаты.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в

деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и

прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение

результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения,

совершённые действия развили человека как личность, способствовали

формированию его компетентности, идентичности.

То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен

благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (семья, друзья, ближайшее

окружение) в том числе, сам ребенок достигли своих результатов.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников могут

быть трех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний

(об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и

неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной

реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов

особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в

основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями

социального знания и повседневного опыта.

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и

позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,

Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к

социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов

особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими

школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной

ему среде.

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного

социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое

значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за

пределами школы, в открытой общественной среде.

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Исходя

из

задач,

форм

и

содержания

внеурочная

деятельность

может

осуществляться через:

— учебный план образовательного учреждения,

— дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного

учреждения

— образовательные программы учреждений дополнительного образования детей,

а также учреждений культуры и спорта;

— организацию деятельности групп продленного дня;

— классное руководство

деятельность

иных

педагогических

работников

(педагога-организатора,

социального педагога, педагога-психолога)

Опираясь

на

данную

базовую

модель,

может

быть

несколько

типов

организационных

моделей

внеурочной

деятельности🙁

м о д е л ь

дополнительного

образования. модель

«школы

полного

дня»,

инновационно-

образовательная модель.)

В

этом

учебном

году

мы

работаем

используя оптимизационную модель.

Модель

внеурочной

деятельности

на

основе

оптимизации

всех

внутренних

ресурсов образовательного учреждения. Она предполагает, что в ее реализации

принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя,

педагог-организатор)

В

этом

случае

координирующую

роль

выполняет,

как

правило,

классный

руководитель.

Перед началом учебного года была проведена большая подготовительная работа.

По итогам опроса были сформированы группы детей, которые будут посещать

те или иные занятия, а учителями были составлены рабочие программы по

своему направлению. Пауевой Ниной Владимировной, педагогом-

организатором, было разработано положение о внеурочной деятельности и

составлено расписание занятий. Внимание было уделено тому, чтобы каждый

ребёнок мог развиваться по разным направлениям. При составлении расписания

вопрос решался индивидуально по каждому ребёнку, т. к. группы сформированы

из детей разных классов и некоторые дети были записаны на несколько занятий.

Для того чтобы дети отдохнули, после уроков перед занятиями в режим дня

первоклассника введена обязательная прогулка на свежем воздухе.

Духовно-нравственное направление реализуется через кружок по ОРКСЭ,

который ведёт Алексеева И.В.

Основная цель занятий — формирование творчески развитой личности ребенка

путем совершенствования знаний и умений, формирования общей духовно

-нравственной культуры, а также познакомить младших школьников с событиями

Евангелия как с основой православной культуры.

Общеинтеллектуальное направление реализуется через кружки: «Пишем

грамотно», «Решай-ка», которые ведёт Печерская Л.В.

В основе кружка «Решай-ка» лежит программа О.А Холодовой «Юным

умникам и умницам, развитие познавательных способностей», которая позволяет

успешно решать проблемы комплексного развития психических процессов,

помогает формированию нестандартного мышления. Во время занятий по

предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм

самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов,

снижается тревожность.

Программа кружка «Пишем грамотно» позволяет развивать его личность в

рамках общекультурного и общеинтеллектуального направлений. Данная

программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и

мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня

при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому

языку. Цель программы : развить кругозор и мышление учащихся. Задачи:

вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым

явлениям, к слову; закрепить практические навыки в построении устных и

письменных высказываний; способствовать развитию творческих способностей

школьников.

В основе кружка «Мой друг — компьютер» лежит программа «Информатика и

ИКТ» А. В. Горячева. Особое значение пропедевтического изучения

информатики в начальной школе связано с наличием в курсе информатики

логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого

логического, алгоритмического, системного мышления. Тем более, что по

утверждениям психологов основные логические структуры мышления

формируются в возрасте 5–11 лет и что запоздалое формирование этих структур

протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.

Практическую работу на компьютере можно рассматривать как общее учебное

умение, применяемое на других уроках. Накопление опыта в применении

компьютера как инструмента информационной деятельности подводит

школьников к изучению таких тем как информация и информационные

процессы, виды информации, организация и поиск информации.

Общекультурное направление реализуется через кружок «Золотой голосок» ,

который ведёт Алексеева Ирина Владимировна.

Во время занятий в кружке «Золотой голосок» у учащихся формируется

устойчивый интерес к пению и исполнительские вокально-хоровые навыки, они

приобщаются к сокровищнице отечественного и зарубежного вокально-хорового

искусства.

Спортивно – оздоровительное направление реализуется через такие формы как

физкультурные праздники и соревнования, кружок «Спортивные игры», который

ведёт учитель физического воспитания Печерский В.В.

В

основу

организации

внеурочной

деятельности

в

рамках социального

направления

положена

общественно

полезная

деятельность:

работа

по

о зе л е н е н и ю

к л а с с а ,

школ ы ;

о р га н и за ц и я

д е жу р с т ва

в

к л а с с е ;

профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий;

выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты, субботники; участие

ребенка

в

социальных

акциях,

организованных

взрослыми;

коллективное

творческое дело; социально-образовательные проекты.

Учащиеся приняли

участие в таких проектах, как «Моя семья», «Моя малая

Родина», «Молоко пьём — все рекорды побьём», «Хлеб – всему голова». Во время

акции «Как помочь птицам зимой?», ребята изготовили кормушки и развесили их

вокруг школы и в своих дворах.

Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не

механическая добавка к основному общему образованию, призванная

компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.

Школа после уроков – должна стать миром творчества, проявления и раскрытия

каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное,

Читайте также:  Календарь памятных дат августа

что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается

как личность. Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в

полноценное пространство воспитания и образования.

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=27128

Внеурочная деятельность как средство достижения планируемых результатов младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО

Школа после уроков — это мир творчества и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений, своего внутреннего потенциала.

Здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.

Важно заинтересовать детей занятиями после уроков, чтобы школа стала для них вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Выготский Л.С. отмечал: «Человек воспитывает себя сам. А взрослые, воспитатели лишь создают особое воспитательное пространство, в котором у ребенка формируется нравственное отношение к себе и окружающим».

Заинтересованность современной школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется новым взглядом на образовательные результаты.

В соответствии с ФГОС внеурочная деятельность кроме образовательных призвана решить целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; снизить учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Время, отводимое на внеурочную деятельность, согласно новому стандарту, составляет до 1350 часов за 4 учебных года и также включает в себя вне школьную занятость ребенка в других учреждениях (дополнительного образования детей, культуры, спорта и др.).

Согласно рекомендациям недельная нагрузка внеурочными занятиями на ребенка 7-10 лет должна составлять не менее 5 и не более 10 часов.

Данное время направлено на реализацию пяти приоритетных направлений развития личности: спортивно-оздоровительного, духовно-нравственного, социального, общеинтеллектуального, общекультурного, которые определяются интересами самого ребенка и запросом родителей.

Наибольшие затруднения вызывали моменты, связанные с механизмами организации внеурочной деятельности.

При этом выбор модели организации внеурочной деятельности диктуется многими факторами: региональными особенностями; социально-культурной ситуацией образовательного учреждения; материально-техническим и информационно-технологическим обеспечением образовательного учреждения; укомплектованностью кадрами и пр.

Внеурочная деятельность в образовательной организации выполняет решающую роль для обеспечения достижения планируемых личностных и метапредметных итогов освоения обучающимися основной образовательной программы на всех уровнях общего образования образовательных организаций Российской Федерации.

На сегодняшний день внеурочная деятельность представляет собой особый вид деятельности, который осуществляется по пяти путям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное на основе определенной программы; который направлен на решение конкретных образовательных задач, исходя из требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС); который способствует проявлению активности обучающихся; и который реализуется разными категориями педагогических работников в разных формах работы вне урока.

В соответствии с индивидуальными способностями ребёнка формируются условия для развития личности, создается его познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, осуществляется процесс социализации.

Внеурочная работа, как считает Ш. А. Амонашвили, это составная часть учебно — воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся.

Понятие «внеурочная деятельность» не выступает абсолютно новым в педагогической теории и практике. Еще В.А.

Сухомлинский говорил о значимости внеурочной деятельности: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого-то, и результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками».

Внеурочная работа нацелена на удовлетворение потребностей детей и молодежи в неформальном общении.

Имеют место следующие виды внеурочной деятельности: научно — познавательная деятельность, игровая деятельность, проблемно — ценностное общение, досугово — развлекательная деятельность или досуговое общение, художественно — эстетическая деятельность, социальное творчество или социально -преобразующая добровольческая деятельность, спортивно — оздоровительная деятельность, туристско -краеведческая деятельность, духовно — нравственная работа, общественно — полезный труд, проектная деятельность.

Эти виды внеурочной деятельности осуществляются в различных формах. К примеру, научно — познавательная деятельность может быть организована в форме интеллектуальных клубов, кружков познавательной направленности, факультативов, разлных научных сообществ обучающихся, литературных салонов, библиотечных вечеров, познавательных экскурсий, викторин, олимпиад и т.д.

Формами проблемно — ценностного общения выступают дебаты, этические беседы, проблемно — ценностные дискуссии, тематические диспуты и т.д. Досуговое общение осуществляется в границах культпохода в музей, галерею, театр, концертный зал, на всевозможные выставки и т.д.

Главной формой игровой деятельности является игра с ролевым акцентом, социального творчества — форма социальной пробы, коллективного -творческого дела, социально — образовательного проекта и т.д.

Занятия в спортивных секциях, беседы о здоровом образе жизни, участие в оздоровительных процедурах, организация походов, экскурсий, использование на уроках игровых моментов, физкультурных минуток, участие в городских и районных соревнованиях выступают формами спортивно — оздоровительной деятельности.

Художественно – эстетическая деятельность — это организация экскурсий, проведение тематических классных часов, работа музыкальных и литературных клубов, работа кружков, участие в конкурсах, выставках на уровне школы, района, города, области.

Духовно — нравственная работа с обучающимися осуществляется во время встреч с ветеранами ВОВ и труда, выставок рисунков, оформлении газет о боевой и трудовой славе россиян, встреч с участниками «горячих точек», тематических классных часов, оказании помощи ветеранам ВОВ и труда, фестивалей патриотических песен, смотра песни и строя.

Формами общественно — полезного труда выступают субботники, разведение цветов, трудовые десанты.

Проектная деятельность осуществляется в участии в научно — исследовательских конференциях на уровне школы, города, области, разработки проектов к урокам, участие в кружках.

Внеурочная деятельность имеет продолжение, к примеру, в период каникул, в организации оздоровления и отдыха детей, в тематических лагерных сменах, в летних лагерях на базе образовательных учреждений.

В современном образовательном пространстве имеет место несколько моделей в организации внеурочной деятельности:

  1. модель дополнительного образования (на базе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);
  2. модель «школы полного дня»;
  3. оптимизационная модель (на базе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);
  4. инновационно-образовательная модель.

Выявим основные преимущества и недостатки представленных моделей

Первая модель опирается на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей. Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей являются такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной нацеленности, учебные курсы по выбору.

Одновременно с тем внеурочная деятельность в пределах ФГОС НОО нацелена, в первую очередь, на достижение планируемых итогов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В то время как дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, осуществление дополнительных образовательных программ.

В данном случае может наблюдаться некоторый конфликт интересов, не смотря на то, что осуществление внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования прямо предусмотрена в ФГОС НОО.

Указанная модель нацелена на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей.

Преимущества модели состоят в предоставлении большого выбора для ребенка на базе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации, привлечения к ее реализации квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная база организации образовательного процесса, которая присуща дополнительному образованию детей.

Модель «школы полного дня».

Основой для модели «школы полного дня» выступает реализация внеурочной деятельности в основном воспитателями групп продленного дня. Эту модель характеризует:

  • формирование условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении на протяжении дня, в том числе через поляризацию образовательной среды школы и выделением разно акцентированных пространств;
  • содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в границах воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения;
  • создание здоровье сберегающей среды, которая включает рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по созданию ценности здоровья и здорового образа жизни;
  • формирование условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей, с активной поддержкой детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;
  • построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика нахождения ребенка в образовательном учреждении;
  • опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ.

Преимуществами этой модели являются: формирование комплекса условий для плодотворной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, имеющаяся практика финансирования групп продленного дня.

Оптимизационная модель предполагает, что в ее осуществлении принимают участие все педагогические сотрудники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие).

В данном случае координирующую роль выполняет, в большей части, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

  • взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
  • организует в классе образовательный процесс, который является оптимальным для развития положительного потенциала личности обучающихся в пределах деятельности общешкольного коллектива;
  • организует систему отношений при помощи разнообразных форм воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления;
  • организует социально значимую, творческую деятельность учеников.

Преимущества оптимизационной модели заключаются в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений .

Инновационно-образовательная модель базируется на деятельности инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая имеет место в образовательном учреждении. В пределах этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе которые учитывают региональные особенности.

Преимуществами данной модели выступают: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их осуществления, уникальность формируемого опыта.

Читайте также:  Сценарий внеклассного мероприятия ко дню победы в начальной школе

Не смотря на различные модели организации внеурочной деятельности педагогические принципы являются сходными в разных моделях.

Содержание деятельности учащихся во внеурочное время — это, в первую очередь, единство игровой и познавательной деятельности.

Конкретно в игре, которая насыщенна ярким познавательным материалом, ученики развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя в эмоциональном плане.

Внеклассная работа в виде проведения праздников, экскурсий, всевозможных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств.

Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них.

Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и укрепляет союз «Семья-школа».

Особого внимания требует работа с детьми со сниженной мотивацией к обучению, с отклонениями в поведении. Включение таких учеников в социально значимую деятельность, дает возможность увеличить их мотивацию и самооценку, укрепить положение в школьном коллективе. Важным аспектом осуществления программ внеурочной деятельности выступает достижение ее результатов.

Посещая кружки и секции, младшие школьники хорошо адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе, которая проводиться педагогом, более глубоко изучается материал.

Эмоциональная насыщенность занятий внеурочной деятельностью должна дополнять строгость учебного процесса. Помимо того, внеурочная деятельность решает еще одну важную задачу — расширяет культурное пространство начальной школы.

В данной сфере знакомство младшего школьника с ценностями культуры осуществляется с учетом его личных интересов, его микросоциума.

На сегодняшний день в системе начального образования выработались и сложились общие принципы организации внеклассной и внешкольной работы, хотя каждый из этих видов организации деятельности учащихся за пределами учебных занятий имеет свои отличительные особенности.

Организация внеурочной деятельности младших школьников, по выбору педагогов и учащихся, может проводиться: − в различных организационных формах: факультативы, кружки познавательной направленности, предметные кружки, метапредметные кружки, научно-исследовательское общество учеников и т. п.

; − с разным количественным составом учащихся: индивидуально, в микрогруппе, группе, коллективе, массово; − в формах проблемно-ценностного общения: этические беседы, тематические диспуты, проблемно-ценностные дискуссии и др.

; − в разных формах социального творчества и социальных практик младших школьников: трудовой, патриотической, экологической и др. направленности.

Соответственно, вся система внеурочной деятельности призвана объединить в общий процесс воспитание, образование, развитие и здоровьесбережение, а также обеспечить структурную и содержательную преемственность предметов, отражать специфику целей и задач начальной школы, служить формированию гибкой системы для осуществления индивидуальных творческих интересов личности младшего школьника.

Таким образом, организация внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС нового поколения представляет собой довольно сложную технологию модернизации условий развития ребенка во внеурочное время, направленное на удовлетворение культурно-образовательных, спортивно-оздоровительных, социально значимых потребностей личности в самоактуализации и самореализации.

Список использованных источников

  1. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования [Текст]: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова.- 2014. – 416 с.
  2. Горохова, Ю. В. Повышение мотивации младших школьников к обучению на уроках и занятиях внеурочной деятельности [Текст] / Ю.В. Горохова, И.В. Горохова // Молодой ученый. – 2017. – №3. – С. 540–543.
  3. Ефимова, Т. Ю. Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы) [Текст] // Молодой ученый. – 2015. – №13. – С. 687–690.
  4. Колесникова, И.В. Внеурочная деятельность как пространство для проектирования индивидуального маршрута личностного развития младшего школьника [Текст] / И. В. Колесникова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – № 2. – С. 177–185.

Источник: http://www.uchportal.ru/publ/30-1-0-8677

Учебно-методические материалы — Начальная школа

Организация внеурочной деятельности

в МБОУ Бондарской СОШ в рамках ФГОС

Автор: Елисеева Оксана Николаевна,

учитель начальных классов

Современная школа заинтересована в решении проблемы внеурочной деятельности. Это объясняется не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Школа и учреждение дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора.

Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребенку в освоении нового вида учебной деятельности, возможности сформировать учебную мотивацию.

 Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создает дополнительные условия для развития учащихся, происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации, способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных.

Цель внеурочной деятельности — создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

 В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям  развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).

 Для реализации этих направлений в школе доступны  следующие виды внеурочной деятельности:

ü    Игровая деятельность

ü    Познавательная деятельность

ü    Проблемно-ценностное общение

ü    Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)

ü    Художественное творчество

ü    Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)

ü    Трудовая (производственная) деятельность

ü    Спортивно-оздоровительная деятельность

ü    Туристско-краеведческая деятельность

 Очевидно, что ряд направлений совпадает с видами внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

Следует рассматривать направления внеурочной  деятельности как содержательный ориентир, как более широкое понятие, внутри которого могут быть использованы различные виды деятельности.

Например, социальное направление может бать реализовано через такие виды  внеурочной деятельности, как  социально значимая волонтерская деятельность и трудовая деятельность.

Спортивно-оздоровительное направление не только через спортивную, но и через туристско-краеведческую деятельность.

Игровая, познавательная деятельность и проблемно-ценностное общение реализуются во всех направлениях.

Проблемно-ценностное общение – это этические беседы, тематические диспуты, дискуссии, клубы.           

Внеурочная деятельность организуется  через следующие формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.

Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов.

Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата.

Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (семья, друзья, ближайшее окружение) в том числе, сам ребенок достигли своих результатов.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней:

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.

), понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

1-й уровень – школьник  знает и понимает общественную жизнь.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и  позитивного отношения к базовым   ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Исходя из задач, форм и содержания внеурочная деятельность может осуществляться через:

— учебный план образовательного учреждения,

— дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного  

  учреждения

— образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, 

  а также учреждений культуры и спорта;

— организацию деятельности групп продленного дня;

— классное руководство

— деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога)

Опираясь на данную базовую модель, может быть несколько  типов организационных моделей внеурочной деятельности: (модель дополнительного образования. модель «школы полного дня», инновационно-образовательная модель.)

Общаясь с детьми, родители отмечают, что участие во внеурочной деятельности дает положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет представления ребенка об окружающем мире. Дети оживленно общаются с педагогами и друг с другом. В классах складываются доброжелательные отношения, что является условием формирования здоровье сберегающей среды.

Внеурочная деятельность входит в учебный процесс, но не является уроками. Был проведен опрос, который показал, что 80% родителей учащихся начальной школы положительно относятся к внеурочной деятельности детей в школе.

Ведь это развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед школой и учителем.

Читайте также:  Мероприятие для школьников ко дню Наума Грамотника в библиотеке

Решение этой задачи осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Школа после уроков –  мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Это даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Источник: http://obrazbase.ru/nachalnaya-shkola/met-materials/1292-organizatsiya-vneurochnoj-deyatelnosti-v-mbou-bondarskoj-sosh-v-ramkakh-fgos-20150417

Внеурочная деятельность по ФГОС в школах: насколько хорошо Вы знакомы с ней?

Одна из целей внеурочной деятельности – всестороннее развитие ребенка. Благодаря дополнительным занятиям школьник может открыть в себе талант певца, художника, спортсмена.

Решаем проблемы и пытаемся избежать ошибок

В апреле 2017 года был проведён вебинар на тему устройство внеурочной деятельности в образовательной организации в условиях реализации ФГОС общего образования. В мероприятии участвовало 25 человек.

Экспертом выступила Любовь Николаевна Буйлова (профессор, заведующая кафедрой воспитания и дополнительного образования ГАОУ ВО «Московский институт открытого образования», кандидат педагогических наук, доцент, почетный работник общего образования, эксперт в области дополнительного образования детей и внеурочной деятельности, постоянный автор педагогических изданий (более 200 публикаций). С ней участники вебинара рассмотрели различные модели организации внеурочной деятельности и типичные проблемы при организации внеурочной работы, пути их решения, узнали, как разработать и оформить рабочую программу, разобрались в законодательных основах проведения внеурочной работы.

Со слов Любови Николаевны, наблюдая за тем, как в школах всей страны сегодня проходит реализация стандарта, анализируя и региональный, и московский опыт, сегодня можно говорить о том, что внеурочная деятельность, в том качестве, в котором она представлена во ФГОС педагогической общественностью — слаба.

За ней тянется шлейф исторических предшественников — внеклассная, внешкольная работа. На неё пробуют возложить всю ответственность за воспитательную работу. Она существует параллельно с дополнительным образованием детей. И дополнительное образование, и внеурочная деятельность находятся всё время в конкурентных отношениях.

Они пытаются друг друга подменить, если это выгодно для конкретной ситуации.

Исторические корни внеурочной деятельности:

По реализации внеурочной деятельности сегодня ведётся достаточно серьёзная работа. Как уже происходит много лет с воспитанием и дополнительным образованием, вопросу внеурочной деятельности уделяется недостаточно внимания. Про неё то забудут, то на неё не хватает времени, то оформят её на общественных началах без какой-либо оплаты.

И по причине такого отношения к внеурочной деятельности бытует очень много противоречивых трактовок, содержаний, понятий в функциях организации этой работы. Вопрос организации внеурочной деятельности в новом качестве обсуждается с 2009 года. В 2011 году Минобром были выпущены методические рекомендации.

В 2015 — тоже, но они были отозваны и объявлены недействующими.

Тем не менее, практика и огромное количество вопросов свидетельствуют о том, что очень многое сегодня остаётся непонятным в организации внеурочной деятельности. Особенно в крупных городах, где она в образовательных организациях существует параллельно с дополнительным образованием.

Проблем, которые связаны с организацией внеурочной деятельности, скорее всего, сегодня больше, чем решений к ним. Зачастую это не просто какие-то незначительные недочёты и вопросы, а системные и сложные проблемы. Часто они не соответствуют той идеологии, которую закладывает ФГОС во внеурочную деятельность.

Нормативно-правовые и программные документы РФ по внеурочной деятельности:

Обратите внимание, зачёркнутое письмо — отозвано. На него не стоит полагаться, как на действующий нормативный документ.

На мероприятии участникам были разъяснены сходства и различия дополнительного и внеурочного образования. Есть дополнительные программы общего образования, а есть программы — основные. Внеурочная деятельность входит в состав основной образовательной программы. Внеурочная деятельность и дополнительное образование — это два разных вида образования, у них — разная нормативно-правовая база.

В основе организации дополнительного образования лежат отдельные документы. Для внеурочной деятельности самый главный документ — это ФГОС, ее регламентируют именно те документы, которые регламентируют образовательный процесс в общем образовании.

Внеурочная деятельность – необъемлемая часть основной образовательной программы. Основная образовательная программа:

1) Определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание, организацию образовательной деятельности.

2) Реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований СанПиН.

Внеурочная деятельность включена в основную образовательную программу.

Время, отводимое на внеурочную деятельность, и ее содержание определяет образовательная организация самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.

Для тех, кто часто подглядывает в интернет за подсказками, эксперт привела распространённые заблуждения из методических рекомендаций, которые указывают на то, что относится к внеурочной деятельности:

  • все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации;
  • деятельность, организуемая вне уроков для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности;
  • деятельность, которая направлена на реализацию и развитие индивидуальных способностей, интересов и склонностей учеников в разных видах деятельности;
  • специально организованная деятельность, представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса в школе, отличная от урочной системы обучения и направленная на решение воспитательных задач;
  • разные формы и виды активности учеников после уроков;
  • это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

Как известно, образовательная программа состоит из двух частей: из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Внеурочная деятельность как раз входит в часть, формируемую участниками образовательного процесса. По стандарту эти две части находятся в соответствующих процентных соотношениях.

На вебинаре было подробно разобрано программное обеспечение дополнительного образования детей и внеурочной деятельности.

Эксперт рассказала об особенностях разработки дополнительных общеобразовательных программ и рабочих программ курсов внеурочной деятельности, о кадровом обеспечении дополнительных общеобразовательных программ и рабочих программ курсов внеурочной детальности, об особенностях финансирования дополнительных программ и рабочих программ курсов внеурочной деятельности.

Тема вебинара — настолько широкая, что охватить её за два часа полностью не удалось. У эксперта даже не осталось времени ответить на вопросы участников во время трансляции, участники получили ответы в течение недели после мероприятия.

Вопросы:

Вопрос №1. В нормативных документах пишется о том, что 3 час физической культуры можно реализовать через программы внеурочной деятельности. Но посещение внеурочных занятий — право, но не обязанность обучающегося. Как реализовать на практике 3 час физкультуры через внеурочную деятельность?

Ответ: Действительно, для образовательной организации ВД обязательна, а для школьников – внеурочная деятельность не является обязательной, только по выбору и по желанию.

Принудительное посещение ВД недопустимо, поэтому, если дети и родители хотят заниматься физкультурой дополнительно, вы должны написать заявление и вы реализуете эти 3 часа.

Если не хотят, то, соответственно, заставить никого нельзя.

Вопрос №2. Мы — практики! Посоветуйте, пожалуйста, как реально возможно реализовать разработанную школой программу внеурочной деятельности, когда ежедневно от Управления образованием, Департамента образования идут письма, согласно которым мы обязаны проводить то, что не входит в нашу программу внеурочной деятельности?

Ответ: 1)             Школа не разрабатывает Программу внеурочной деятельности… Школа разрабатывает ПЛАН внеурочной деятельности.

См. П. 17 ФГОС НОО: основная образовательная программа должна предусматривать учебные курсы, обеспечивающие индивидуальные потребности обучающихся, в том числе этнокультурные, и внеурочную деятельность. В образовательном учреждении должен быть учебный план и план внеурочной деятельности.

В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении может быть использован план внеурочной деятельности.

Под планом внеурочной деятельности следует понимать нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования.

План внеурочной деятельности формируется образовательным учреждением и должен быть направлен в первую очередь на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

2)            План внеурочной деятельности наполняется за счет рабочих программ курсов внеурочной деятельности.

3)            Ваши отношения с учредителем носят организационный характер и регулируются законодательством. Очень сложно со стороны судить, какие поручения дает вам учредитель, что вы обязаны делать, а что – нет.

Вопрос №3. Внеурочная деятельность может быть частью учебного плана. Как организовать учебную деятельность в школах, если учебный план — основа для расписания, а требования Санпин определяют обязательный перерыв не менее 40 минут между уроком и факультативным занятием (занятием внеурочной деятельности, как трактуют проверяющие из Роспотребнадзора)?

Ответ: Необходимо соблюдать требования СанПиН. Прочитайте статью А.Б. Вифлеемского — http://narodnoe.org/journals/narodnoe-obrazovanie/2015-8/fgos-i-poop-razreshimi-li-problemi

ФГОС И ПООП: РАЗРЕШИМЫ ЛИ ПРОБЛЕМЫ? / А.Б. Вифлеемский // Народное образование .— 2015 .— №8 .— С. 69-79

https://docs.com/art-edu/1893?c=562ERr

Вифлеемский А. ФГОС и внеурочная деятельность // Воспитательная работа в школе — № 7. — 2015.— С. 27— 36.

Освоить уникальные и эффективные управленческие практики, методы, стратегии и технологии, Вы сможете на Всероссийском практическом семинаре «Системный подход для директора школы: от управления ресурсами к управлению результатами».

Источник: https://academy-prof.ru/blog/vneurochnaya-deyatelnost-po-fgos-organizaciya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector